Настройка велосипеда под себя
Регулярные поездки на велосипеде дарят массу положительных эмоций, позволяют держать мышцы в тонусе, благотворно влияют на работу всех систем организма. Передвижение на велосипеде – это скорость и удобство, ведь не нужно стоять в пробке, да и маршрут можно подобрать более короткий, чем для авто. И что немаловажно, велопоездки обойдутся намного дешевле общественного транспорта и, тем более, личного автомобиля.
Все вышеуказанные плюсы лучше всего проявляются, если "двухколесный конь" на 100% обеспечивает комфорт и безопасность Вашего передвижению, то есть хорошо отрегулирован по всем показателям. Обратиться за помощью по настройке можно к специалисту, но это не бесплатно, да и сам мастер может быть занят или отсутствовать. Более простой и достаточно эффективный вариант – настроить велосипед самостоятельно. Много времени это не займет, никаких сложностей не возникнет, да и будет приобретен бесценный опыт.
Регулировка включает в себя настройки положений седла, руля и ручной тормозной системы.
Установка руля
Велосипедные рули, в зависимости от типа велосипеда, имеют определенную геометрию, которая обеспечивает оптимальное положение кистей рук и тела для удобства управления, именно поэтому важна правильность его установки.
1. Рули для горных велосипедов – края должны смотреть вверх и слегка на вас в седле. Не стоит заваливать руль слишком на себя или от себя, это может привести к скапливанию усталости в кистях рук.
На более дорогих моделях на руле есть метки в районе выноса, но легко справиться и без них.
В случае если руль не «палка», а имеет явно изогнутую форму (с большим подъемом), можно постараться выставить линию изгиба руля примерно параллельно к линии вилки, глядя на велосипед сбоку.
2. Руль «Баран» – верхняя плоскость руля должна быть размещена максимально параллельно земле.
Манетки и тормозные ручки
1. Выставляем под пальцы
Нужно, чтобы при удобном положении ладони на грипсах, слегка согнутый указательный палец лежал на изгибе тормозной рукоятки. Ведь полностью вытянутые пальци – слабы. Для перемещения тормозной ручки по рулю, ослабляем болт под шестигранник. Чтобы пододвинуть рукоятку тормозной ручки ближе к пальцу, закручиваем маленький болтик под шестигранник/отвертку около оси вращения этой самой рукоятки. Если манетки идут отдельным блоком, то и их выставляем по удобству. Обычно это делается так, чтобы рычажки не упирались в руку, но и не нужно было за ними тянуться, убирая ладонь с грипсы. Вы должны доставать как до тормоза, так и рычажков манеток без лишних движений.
2. Поработаем над углом наклона
В положении пальца на тормозной рукоятке, он должен находиться на одной линии с рукой. Таким образом, благодаря правильно выставленной тормозной рукоятке, Вы с легкостью сможете затормозить или переключить скорость не выкручивая руку на себя или от себя, не делая при этом лишних движений. Не ставьте ниже этой линии и не задирайте выше. Если Вы часто катаетесь с посадкой, когда тело смещается ближе к заднему колесу, тормозную рукоятку можно поднять слегка выше для удобства торможения именно в таких ситуациях.
3. Регулируем свободный ход рукоятки тормозной ручки
Из практики велогонщиков, оптимальным считаеся свободный ход до полной блокировки колес — примерно половина полной траэктории рукоятки. Свободный ход нужен обязательно, он позволяет держать палец на тормозе практически все время и регулировать усилие торможения (особенно актуально для переднего тормоза). Если рукоятка проваливается вплоть до грипсы, нужно подтянуть/прокачать тормоз, но не переусердствуйте.
Вынос руля
Одними из основных характеристик выноса, есть его длина и угол наклона. Данными особенностями той или иной модели можно добиться более удобной посадки. Также, если рама купленного велосипеда оказалась короче или же длиннее желаемой, расстояние можно подкорректировать выносом. Так, если велосипед оказался Вам мал – покупаем вынос длиннее, если же наоборот – устанавливаем короче. Для достижения более спортивной, лежачей посадки, можно перевернуть вынос, чтобы смотрел вниз, либо же подобрать и купить другую модель, которая изменит Вашу посадку на требуемую. В продаже доступны модели с регулировкой угла наклона, но такая универсальность снижает его прочность. Обратите внимание на зажатие руля в выносе – старайтесь, чтобы расстояния, показанные на картинке, были примерно одинаковы. Для этого нужно затягивать болты крест-накрест.
Седло
Высота – подберите высоту расположения сидения так, чтобы сидя на седле, Ваша нога была слегка согнута в коленке при положении педали в самом низу. Обратите внимание, что на каждом подседельном штыре есть метка, обозначающая граничное положение, выше которого фиксировать седло нельзя. Если Вам не хватает высоты штыря, следует его заменить, но скорее всего велосипед Вам мал.
Для более активного и агрессивного катания, высота меняется в меньшую сторону в соответствии со стилем катания и Вашими предпочтениями.
Угол наклона – плоскость седла должна быть максимально параллельна земле.
Сдвиг седла вперед-назад — на рамке, около крепления к подседельному штырю, есть значения, за которые не стоит сдвигать седло, иначе погнутся рамки. Таким сдвигом, также как и длиной выноса, можно подкорректировать ростовку рамы, пододвигая ближе или дальше седло к рулю, Ваше положение изменится соответственно.
Правильная посадка на велосипеде: схема положения при езде
Правильная посадка на велосипеде – это один из главенствующих факторов успешного катания. От нее зависит и самочувствие ездока, и его безопасность, и выносливость, и, конечно же, размер удовольствия, получаемого от поездки. В этой статье мы рассмотрим все факторы, которые влияют на правильную посадку, а также научим вас корректно сидеть на велосипедах разного типа.
Этот материал особенно для вас важен, если вы, как родитель, пытаетесь научить своего ребенка ездить на велике. Как говорится, научить легко – сложно переучивать!
Итак, давайте выясним, как правильно сидеть на велосипеде при езде, так, чтобы не перегружать колени и позвоночник.
Факторы, влияющие на правильную посадку
Правильная посадка на горном велосипеде (а также на городском, шоссейном или детском), зависит от следующих параметров:
- Высота сиденья;
- Положение седла;
- Расположение руля;
Давайте детально изучим особенности настройки каждого фактора.
Как вычислить правильную высоту сиденья
Существует сразу несколько способов выявить корректную высоту седла, от которой зависит правильное положение на велосипеде для ребенка и взрослого.
«Пяточный метод»
- Установите педаль плоской и широкой частью параллельно полу, поставьте на нее пятку;
- Седло поднимите настолько, чтобы нога была полностью прямая;
- При этом таз расположен ровно, не перевешиваясь в сторону рассматриваемой ноги;
Это самый простой ответ на вопрос «какая правильная посадка ребенка на велосипеде». К сожалению, метод не идеальный, так как не учитывает индивидуальных аспектов организма и физиологических особенностей строения тела. Однако, для большинства начинающих ездоков вполне сносный.
- Встаньте лицом к стене, ноги и позвоночник держите максимально ровно;
- Зажмите между ног книгу, корешком кверху, при этом книга должна сильно упираться вам в пах (по аналогии с седлом, на которое ездок давит всем своим весом);
- Коснитесь корешком книги стены и отметьте эту точку;
- Измерьте расстояние от точки до пола;
- Это и есть оптимальная высота седла для рассматриваемого человека. Ее отмеряют от нижней точки оси педали до сиденья, и она равна примерно 109% расстояния от паха до пола. Проверьте!
Существует множество техник расчета правильной посадки на шоссейном велосипеде, схем, формул и таблиц. Есть даже специальный прибор – гониометр, измеряющий угол колена в нижней части оборота педали (оптимальный угол 25-35%). Однако, на практике многие тренера сегодня пользуются «книжным» методом вычисления, описанным выше.
«Универсальный»
Это самый простой, «дворовый» способ вычисления правильной высоты седла велосипеда.
- Сядьте на велик и прислонитесь к стенке или любому столбу;
- Поставьте пятку на педаль и установите последнюю в самую нижнюю точку хода;
- Нога должна быть слегка согнута в коленном суставе;
- Чаще всего такой высоты вполне достаточно для размеренного катания в городе. Если планируете поездку на дальнее расстояние, целесообразнее будет седло слегка опустить.
Посадка в зависимости от положения седла
Итак, как вычислить правильную высоту сиденья мы знаем, теперь поговорим про его положение.
Чаще всего этот параметр рассматривается индивидуально. Самое главное, еще на стадии покупки, убедитесь в том, что седло подходит вашей, извините, «попе». Существуют и узкие сиденья, и широкие, и жесткие, и мягкие. Ассортимент и разнообразие сегодня порадуют любого покупателя. Прямо в магазине попробуйте посидеть на всех видах седел, так вы выявите наиболее комфортное.
Теперь, собственно, про положение. Изначально сиденье всегда устанавливают строго горизонтально земле. В процессе езды можно подстраивать его, под свои максимально комфортные ощущения.
Имейте ввиду, если вас интересует, как правильно сидеть именно на горном велосипеде (местность с большим числом подъемов), нос сиденья слегка опускают. Если вы чаще катаетесь на территории с большим числом спусков, седло чуть-чуть приподнимают. Для езды в городских условиях, где превалирует ровная поверхность, седло можно ставить горизонтально.
Правильная посадка в зависимости от положения руля
Геометрия руля оказывает большое воздействие на распределение веса при катании. Для правильной посадки на городском велосипеде высота руля играет немалое значение, и устанавливается она, как и в случае с положением седла, индивидуально.
- Если поднять руль высоко, вы будете меньше нагружать руки, но при этом потеряете в ловкости при управлении. Такой вариант не подходит для горного велосипеда, зато идеален для езды в городе или на шоссе;
- Если опустить руль низко, руки устанут сильнее, зато управление будет максимально острым. Этот вариант предпочтителен для горных или трюковых велосипедов.
- Обратите внимание на правильную посадку рук на руле: локти слегка согнуты (до 140°) и разведены в стороны. Запястья не выкручены, не смотрят ни назад, ни вниз, ни вперед.
Возможные ошибки посадки
Иногда, даже если вы выяснили, как правильно сидеть и ездить на горном велосипеде, и выполнили настройку седла и руля корректно, все равно возникают неприятные ощущения. Так бывает, ведь каждый человек индивидуален. Давайте разберем самые часто встречающиеся симптомы:
- Если у вас немеют руки, значит ваш вес сильно смещается вперед;
- Если затекают ноги – у вас сильно узкое седло, которое давит на сосуды;
- Если болят колени – слишком низко посажено сиденье.
Почему так важна правильная посадка и на что она влияет?
Конечно же, на здоровье и комфорт ездока. Вот вам список причин соблюдения корректной посадки:
- От нее зависит продуктивность и эффективность катания, особенно, если вам предстоит покрыть большое расстояние;
- Посадка влияет на здоровье коленных суставов. Спросите любого профессионального велогонщика, и он вам подтвердит, что именно колени быстрее всего теряют здоровье при интенсивных катаниях;
- Неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости и потере выносливости;
- А еще, она перегружает позвоночник, поясницу и шею.
- При корректной позе вы будете легко и ровно дышать, получать достаточное количество кислорода и ни за что не запыхаетесь.
- Это значит, сердечно-сосудистая система не будет перегружаться и ваш пульс всегда будет находиться в зоне комфорта.
Далее мы поговорим об особенностях правильной посадки на велосипедах разного типа: горном, шоссейном, городском и детском.
Посадка на горном велосипеде
Если взглянуть на схему правильной посадки на горном велосипеде, а также на фотографии гонщиков, можно отметить низкое положение руля. Ездок при этом, практически лежит на руле грудной клеткой. Кстати, седло располагается на 5-10 см выше руля.
При этом минимизируется ущерб от сопротивления воздуха и достигается наиболее высокая скорость. Такая посадка способствует более острому управлению, спортсмен двигается ловчее и агрессивнее. Однако, горное катание далеко не всегда подразумевает высокие скорости.
Итак, правильное положение велосипедиста на горном велосипеде – корпус слегка наклонен вперед, седло поднято до уровня руля (+/-5 см), ноги при кручении педалей максимально распрямляются. Сиденье лучше установить горизонтально.
Посадка на шоссейном велосипеде
Теперь поговорим про правильную посадку на дорожном велосипеде – какой она должна быть?
Седло желательно установить на таком расстоянии, чтобы нога была слегка согнута под углом (метод 109 градусов или универсальный). Седло установите горизонтально, а в процессе езды прислушивайтесь к своим ощущениям – возможно вам захочется слегка приподнять или наклонить нос. Поездка по шоссе предполагает ровную и размеренную езду на постоянной скорости.
Как правило, на таком пути вам редко встречаются кочки и ямы, поэтому смысла сильно занижать руль, для ловкости при управлении, нет. Самая оптимальная высота руля на шоссейном байке – когда угол между плечом и торсом составляет примерно 90°.
Посадка на городском велосипеде
В городе люди ездят спокойно, размеренно, неторопливо. Они не преодолевают препятствий на местности, не сдают нормативов на скорость, не стремятся преодолеть длительное расстояние. Характерное отличие посадки на городском велосипеде – прямая спина и высокое расположение рук на руле. При этом угол между корпусом и землей составляет практически 90°.
Таким образом, для езды на городском байке руль необходимо поднять выше сиденья на 10 см, как минимум, а высоту седла регулируют универсальным методом. Положение сиденья желательно выставить горизонтально. Правильное положение ног при езде на городском велосипеде – слегка согнутые в коленном суставе в нижней части хода педали.
Правильная посадка на детском байке
Какой должна быть правильная посадка на детском велосипеде, давайте обсудим и эту тему. Ведь от нее зависит безопасность ребенка на дороге. Вот главные правила, которых следует придерживаться:
- Высота седла должна быть такой, чтобы ребенок в любой момент мог коснуться обеими ногами (можно носками) поверхности;
- Расстояние от верхней перекладины рамы до паха не должно быть менее 6 см;
- Правильное положение руля на детском велосипеде – слегка выше сиденья, при этом, корпус ребенка слегка наклоняется вперед.
В ответе на вопрос «как правильно сидеть на велосипеде ребенку» запомните главное: детская посадка всегда немного выше, чем у взрослого, чтобы малышу было легче и удобнее наблюдать за дорогой.
В заключение, хотелось бы еще раз отметить важность правильной посадки взрослого и ребенка на велосипеде. Подумайте о своем здоровье, безопасности и комфорте. Не слушайте соседа или «опытного» друга – прислушивайтесь к своим ощущениям. Тело не станет обманывать! С вашей стороны нужно лишь понять, за что отвечает тот или иной фактор, и регулировать его под свои индивидуальные особенности.
Азы техники езды на велосипеде для новичков
Уметь ездить на велосипеде и делать это правильно – разные вещи. Зачастую новички об этом не догадываются, покрываясь шишками, ссадинами и синяками на протяжении долгих лет. Каково же их удивление, когда оказывается, что техника езды на велосипеде давно изучена и описана их предшественниками и коллегами.
Положение райдера и размеры рамы
При подборе рамы важен подбор руля по форме и положению. Для профессиональной шоссейной езды выбирают руль, изогнутый на подобии бараньих рогов. Предпочтение при спортивной езде отдается не столько скорости, сколько аэродинамике.
Для кросс-кантри, МТВ и пересеченной местности выбирают прямой руль, так как упор приходится и на ноги, и на руки. Вдобавок ко всему, байком легче управлять с помощью прямого руля. Особое внимание уделяют хвату – выбирают грипсы диаметра, позволяющего охватывать руль полностью. Слишком толстые грипсы не подойдут. Также руль выбирают по ширине. Рукам должно быть удобно. Неправильный выбор может спровоцировать туннельный синдром и быструю усталость.
Настройка седла
При настройки седла основное правило – это удобство. В спортивном варианте необходимо настраивать седло так, чтобы нога могла полностью распрямляться. Это делается для того, чтобы все мышцы принимали участие в педалировании.
Для прогулки подойдет высота седла, обеспечивающая неполное распрямление. Так райдер будет меньше уставать и комфортнее себя чувствовать при любой скорости езды. Он легко сможет сойти с велосипеда, если это потребуется. Идеально подходит для чопперов, прогулочных и других моделей, подразумевающих близкое расположение велосипеда к дороге.
Чтобы подобрать размер рамы и высоту седла, пользуются «правилом пятки»: при удобном расположении на седле, райдер должен упираться, не сгибая и не вытягивая ногу, пяткой в педаль.
Правильная настройка велосипеда
Значительная часть параметров байка требуют регулярной проверки. Перед тем, как поехать на велосипеде, рекомендуется измерить давление в колесах. Стоит менять давление, в зависимости от параметров трассы и дистанции, даже если велосипедист всегда использует одни и те же покрышки.
При езде по ровному асфальту колеса обычно накачиваются почти до максимума, без перекачки, чтобы избежать быстрого износа колес. Если ездить по пересеченной местности, лучше использовать среднюю накачку.
Регулярная настройка амортизаторов – еще одно важное правило. Спуск с гор требует жесткой настройки амортизирующих компонентов, чтобы не перевернуться. А вот вести байк по асфальту лучше с заблокированными амортизаторами, чтобы избежать перерасхода энергии.
Техника правильного педалирования
Эффект от езды и рекомендованные приемы зависят от того, с каким напором и каденсом придется вращать педали. Понятие «каденс» подразумевает частоту их вращения. Основы педалирования укладываются несколько правил:
- Стабильность каденса – залог приятных ощущений и длительной езды.
- Поймать идеальный каденс можно на практике примерно за десять поездок.
- Снижать частоту вращения (например, если изменился наклон), а также ускоряться на спусках не рекомендуется.
- Правильное педалирование – это вращение педалей. Некоторые новички выбирают «топать», но это неверный выбор, так как нагрузка должна быть равномерной во всех позициях, а не только на удобную четверть окружности.
- Если велосипедист испытывает любые неприятные ощущения, рекомендуется сбросить скорость или остановиться, чтобы не повредить мышцы, суставы или сухожилия.
Существует механизм, который называется «контактные педали». Он позволяет обеспечить механическую фиксацию ног велосипедиста на педалях, благодаря специальной конструкции и обуви.
Полный контакт позволяет использовать усилия мышц максимально, но движение ступней блокируется, поэтому первые поездки с таким оборудованием опасны, особенно если велосипедист выберет дороги общего пользования в качестве поля для тренировок.
Базовые советы по технике езды на велосипеде
Любая дистанция требует соблюдения нескольких полезных рекомендаций:
- Некоторые препятствия можно не объезжать, лучше научиться использовать все возможности амортизаторов.
- Нужно научиться переключать скорости, в зависимости от ситуации;
- Велосипедист должен регулярно отслеживать состояние своего организма;
- Если научиться правильно падать и использовать шлем, травм будет гораздо меньше;
- Передвигаться по городу нужно внимательно и аккуратно, так как велосипедист – это полноценный участник дорожного движения, ошибки которого могут повлечь за собой опасность для других водителей и пешеходов.
Овладев навыками правильной езды, райдер не только обезопасит свой организм и байк от различных повреждений, но и сможет научиться делать трюки на велосипеде. Любая дистанция станет ему подвластна, а значит, и опыта для освоения новых возможностей, будет больше.
Настройка посадки на велосипеде с помощью Bike Fast Fit
Помещение, где вы будете экспериментировать, должно позволять установить iPhone на расстоянии 3 — 3,5 метрах от велосипеда и желательно с хорошим освещением. В нашем тесте обычной люстры было не достаточно, что отражается на качестве видео и потом при анализе могут возникнуть с идентификацией меток. Установив велосипед на станок, не забудьте подставку под переднее колесо, чтобы расстояние от втулок колес до пола было одинаковым. Запустив программу, отрегулируйте положение телефона. В идеале, камера должны быть на высоте верхней трубы велосипеда, а пунктирные линии, обозначающие колеса максимально точно совпадать с вашим велосипедом, как и крестики, обозначающие втулки колес. Замеряем рулеткой расстояние между центрами втулок, оно пригодиться позже для калибровки.
Закончив с установкой телефона и велосипеда, займитесь маркировкой контрольных точек на теле седока. Для этого берем цветную бумагу, обводим ручкой по периметру монетку, нам потребуется пять маркеров. Вырезаем. Готово! Клеим маркеры на тело.
Плечо (shoulder) — точка наклеивается на акромиальный отросток (конец лопатки). Данная точка расположена на внешней стороне примерно в 2,5 сантиметрах от верха плеча. Акромиальный отросток подвижен (при движении рукой вверх или в сторону), поэтому для выставления посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, приклейте маркер при положении рук в аэро позиции.
Бедро (hip) — клеим маркер на шейке бедра, то есть на выпячивании, образованном большим вертелом. Для того, чтобы не ошибиться, на ощупь найдите верхнюю точку бедренной кости. Следуйте вниз примерно на ширину ладони, пока вы не нащупаете отчетливый бугорок. Часто это весьма не просто и нажимать придётся сильно, т.к. мышцы бедра могут быть достаточно плотными
Локоть (elbow) — маркер должен быть на наружной стороне локтя на мыщелке плечевой кости. Он похож на отросток или шишку, к которой крепятся связки мышц плеча и предплечья.
Лодыжка (ankle) — на костном выпячивании на внешней стороне лодыжки.
Колено (knee) — на наружной стороне колена на мыщелке (плотная костная шишка сбоку от коленной чашечки).
Съемка тестового видео
Итак. Всё готово. Можем приступать к съемке видео, анализируя которое мы потом будем производить измерения. В программе в верхнем левом углу нажимаем на иконку выбора режима работы. На открывшейся панели слева — пункт Capture. Настраиваем видео так, чтобы пунктирные линии, обозначающие колеса и втулки, максимально чётко совпадали с реальным положением велосипеда. В режиме видеосъемки есть четыре простые настройки: звук/подсветка, таймер включения, длительность записи и выбор положения велосипеда (фас, профиль) в зависимости от тестов, которые вы потом сможете провести. Выбираем длительность записи 30 секунд. Если вы всё делаете один, то воспользуйтесь таймером задержки включения записи на то время, за которое вы сядете на велосипед, встегнётесь в педали и начнёте крутить. Педалируйте мягко, без рывков и с невысоким каденсом. Если вы будете крутить слишком быстро, видео получится смазанным, что затруднит распознавание маркеров при последующем анализе стоп-кадра. По окончанию записи телефон подаст сигнал. Можете слезать с велосипеда, далее вся работа будет производиться непосредственно на телефоне.
Подготовка к анализу
Итак. У нас есть видео. Выбираем в верхнем левом углу режим Analyze. Там мы видем наше видео. Нажимаем, видим стопкадр. Рекомендую промотать видео ближе к концу, т.к. в начале вы скорее всего не успеете принять привычную позицию, в которой педалируете. Справа вы увидите две кнопки. Для начала нажмите нижнюю. Это карточка видео. Впишите название видео в строке Title, например «До регулировки», а в строке Rider — имя тестируемого. Позже, когда у вас накопиться солидный архив с видео, так вам будет легче в них ориентироваться. Верхняя кнопка позволяет формировать сами тесты. Известно, что есть ключевые особенности, отличающие посадку на шоссейном велосипеде, на велосипеде для гонки с раздельным стартом, на горном велосипеде. На это работает геометрия рамы. Но и на одной и той же раме можно выставлять различное положение и высоту седла, регулировать длину рулевого выноса, высоты и наклона руля и прочее.
Будем исходить из того, что размер велосипеда соответствует вашему росту и индивидуальным особенностям (длине туловища, рук, ног). Так же не плохо, для выставления идеальной посадки, знать уровень гибкости своего тела. Это особенно важно для нахождения оптимального варианта подгонки, при котором сохранятся комфорт и мощность. В нашем обзоре мы опустим моменты, связанные с особенностями настройки в зависимости от степени вашей гибкости. Для этого вам всё же придётся пройти тест у профессионала. Наша же цель оценить и исправить грубые ошибки, которые неизбежны при отсутствии опыта вообще.
Для проведения тестов вам необходимо пользоваться прокруткой видео, для установки стоп-кадра в то или иное положение, при котором надо проводить измерения. Для этого используется шкала в левой части экрана для анализа. Двигайте её пальцем вверх для прокрутки вперед или вниз для прокрутки назад.
Шоссейный велосипед
Для выставления посадки на шоссейном велосипеде рассмотрим четыре основных теста программы. Тесты выбираются нажатием на верхнюю кнопку справа и далее кнопкой «+». Названия их на английском языке. Мы приведём перевод.
Углы при выпрямлении и сгибании ноги. На данные параметры влияет высота установки седла. Для большинства велосипедистов оптимальными считаются углы в пределе от 141 до 145 градусов при распрямлении ноги и минимальный угол в 70 градусов при сгибании. Правильная установка седла критически влияет на эффективность и мощность педалирования. Угол распрямления ноги ниже 141 градуса может привести к болям спереди и по бокам коленного сустава. Наоборот, угол выше 145 градусов может приводить к болям в задней части коленного сустава и ахилловых сухожилий.
Выберите тест «Knee angle max». Для корректного измерения угла при распрямлении ноги по остановите видео на том кадре, при котором шатун находится в самой нижней части цикла, на шести часах. Перетягивая за зеленые круги, установите угломер на контрольные точки таким образом, чтобы сгиб угломера был на точке на вашем колене. По окончании снова нажмите на кнопку выбора теста. Данные запомнятся, а вы сможете перейти к следующему измерению «Knee angle min», в котором остановите видео на кадре, в котором шатун находится в положении на ноль часов. Повторите расположение угломера на контрольных точках согласно предыдущему тесту.
Угол сгибания рук. Тест «Arm angle». Этот параметр должен быть в пределах от 150 до 160 градусов. При таких значениях вам обеспечена лучшая управляемость и распределение веса вашего тела, а так же позволяет эффективно гасить колебания, связанные с дефектами дорожного покрытия. Для измерения данного значения установите угломер на точки на плече, локте, а так же запястье, при условии, что вы держите руль за верх тормозных ручек.
Вынос колена за педаль. Тест «Knee Over Pedal». Рекомендуется, чтобы линия от передней части вашего колена по отвесу проходила через ось педали. У высоких велогонщиков, а так же при заездах на длинные дистанции на шоссейном велосипеде, возможно сдвигание колена до 2см назад. Для данного теста вам будет необходимо откалибровать расстояние между втулками колес велосипеда. Остановите видео на стоп-кадре, при котором шатун расположен на три часа. Установите красные линии на оси педали и внешней границе колена. Так же при прочих правильных настройках, взгляните вниз через поперечную трубу руля. В идеале, вы не должны видеть втулку переднего колеса.
Настройка посадки на велосипеде после измерений
После описанных в предыдущем пункте измерений, в памяти программы останутся параметры, которые были до настройки. Теперь время, когда понадобится инструмент. Для регулировки высоты седла, ослабьте механизм, крепящий подседельный штырь и двигайте его вверх или вниз соответственно для увеличения или уменьшения углов сгиба колена. Для регулировки выноса колена за руль, двигайте седло вперед или назад. После этого если вы всё еще будете недовольны углом сгибания рук, скорее всего вам требуется вынос другого размера. Сделав все необходимые корректировки, повторите процесс измерений. Возможно, вам потребуется это сделать несколько раз, пока вы добьетесь выставления всех параметров, удовлетворяющих рекомендациям по выставлению посадки на велосипеде. Закончив, сравните то, что было раньше и на чём вы остановились.
На замерах слева — то, что было до измерений. Справа — итог после. Во время тестов мы подняли сидение на 1см вверх и сдвинули его на 1см назад, поменяв вынос руля на 2см короче. Благодаря этому исчезло ощущение, что тестируемый тянулся к рулю, излишне растягивая спину и давая лишнюю нагрузку на руки. Так же в исходном положении было повышенное давление на пах, поэтому нос седла был слишком завален вперед. После выставления посадки с помощью программы-уровня мы изменили угол наклона седла на менее агрессивный 1 градус. Хотя рекомендуется выставлять седло строго по горизонту, это может быть индивидуальной особенностью каждого. При горизонтальной установке седла вес тела лучше распределяется на седло. Если вы завалите вперед — можете сползать на руки, давая тем самым ненужную нагрузку. При наклоне назад возможны боли в паху.
Велосипед для гонок с раздельным стартом или триатлона
При выставлении посадки на велосипеде для гонок с раздельным стартом или триатлона, мы так же проводим серию тестов в следующей последовательности: высота седла, положение седла по горизонтали, высота руля и длинна его выноса. В тесте Knee Angle Max для триатлона рекомендуется выставлять угол в диапазоне 145-150, хотя есть мнение, что это значение должно быть в пределах 153-155.
В отличии от классической шоссейной посадки, со значением теста Knee Over Pedal равным нулю, для посадки на велосипеде для триатлона седло смещают вперед, выставляя данное значение 4-6см. Тем самым вы бережете мышцы ног для последующего бега.
Специфическим тестом для триатлона будет Hip Angle. Его идеальные значения 90-95 градусов. В принципе, и 100 градусов допустимо, а вот всё, что выше свидетельствует о неэффективной посадке с точки зрения аэродинамики. Обращаю ваше внимание и на то, что идеальная аэродинамическая посадка требует гибкости. Как минимум, вы должны доставать ладонями до пола, делая наклон вперед с прямыми ногами вместе. Если вы это сделать не можете, занимайтесь растяжкой. Вторая фотография иллюстрирует измерение угла в локте, используя тест Angle Horizontal. Стремитесь к значению 90 градусов. Если угол больше — вы слишком тянитесь вперед, тем самым давая излишнюю нагрузку на верхний плечевой пояс.
Рекомендуем так же обращать внимание на расстояние от седла до подушек на лежаке. Измеряем его с помощью инструмента Vertical distance. Для проверки данного значения измеряем расстояние от центра каретки до седла инструментом Distance. В нашем случае это 80см. Назовём эту величину D. Возводим D в квадрат и умножаем на 0,005. В нашем случае получаем значение 32. Далее подсчитываем по формуле (32 — D*0,2) — 1,5. Получилось 14,5. Ваше оптимальное расстояние от седла до подушек лежака должно лежать в диапазоне 14,5 плюс минус 1,5см. Данная формула хороша для подседельной трубы с углом 80-81 градус, что обычно предусмотрено геометрией рам велосипедов для гонок с раздельным стартом. Если же у вас шоссейный велосипед, на котором вы выставляете посадку «для триатлона», то формула будет (32 — D*0,2225) — 1,5. Стоит заметить, что уровень комфорта, который вы будете ощущать с такой высотой руля, на прямую зависит от гибкости вашей спины. Поэтому не опускайте руль слишком вниз для агрессивной, аэродинамической посадки. Покатайтесь. Если чувствуете дискомфорт после езды на лежаке во время поездок от 2 часов — поднимайте руль вверх. Для длинной дистанции, выбирая между аэродинамикой и комфортом, на первом месте должен быть комфорт.
На уровень горизонтали седла при настройке посадки велосипеда для гонок с раздельным стартом и триатлона так же распространяется рекомендация ноль градусов. Если вы всё же испытываете дискомфорт, повышенное давление на пах, наклоните сидение чуть чуть вперед. Старайтесь не превышать этот угол более чем в 4 градуса. Чем больше наклон, тем большую нагрузку будут испытывать ваши плечи и руки.
Заключение
Мы разобрали лишь несколько основных тестов, которые позволяет делать программа выставления посадки на велосипеде Bike Fast Fit. С её помощью можно проверять еще несколько параметров как для шоссейных, так и для велосипедов, предназначенных для гонок с раздельным стартом и триатлона. Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. Слишком высока вероятность, что ввиду отсутствия опыта вы ошибетесь с наклейкой контрольных маркеров, что неминуемо исказит измерения. Немаловажную роль при комплексном подходе специалиста к вашей посадке играют тесты на оптимальную ширину и форму седла, необходимость специальных корректирующих стельках и как мы уже писали гибкости вашего тела. При кажущейся простоте процесса и рекомендациях по значениям, сформировавшихся годами в отрасли, данный метод не является окончательным. Любые изменения посадки необходимо долго и тщательно проверят реальными поездками, причём желательно длительными. Никогда не делайте изменения настроек посадки велосипеда непосредственно перед соревнованиями, это может привести к ухудшению ваших результатов и появлению травм.
Безусловно, приведенный материал не может считаться полноценным аналогом профессионального специалиста по подгонке посадки. (Как например байкфит велопосадки от Александра Бородавкина)
Источники:
https://velosklad.org/novosti/nalastuvanna-velosipeda-pid-sebe
https://gtonorm.ru/pravilnaya-posadka-na-velosipede/
https://zextrem.com/zemlya/velosport/texnika-ezdy-na-velosipede.html
https://temptraining.ru/private/nastroyka-posadki-na-velosipede-s-pomoshchyu-bike-fast-fit/