Как раскрутить втулку на велосипеде

Содержание скрыть

Почему прокручивается задняя втулка на велосипеде

После нескольких лет эксплуатации, в трансмиссии моего велосипеде появились прокруты. Довольно редкие, но все же. Обычно это бывает связано со значительным износом запчастей: цепь начинает прыгать поверх зубьев. Трансмиссию поставил абсолютно новую. Однако прокруты остались. Из старых запчастей осталось только само колесо, в частности храповый механизм — барабан. "Ага!", сказал я себе. Вспомнил устройство барабана (у меня втулки Shimano M475) и его особенности. В результате размышлений, в темных глубинах моего мозга родилась следующая теория на этот счет.

От длительной эксплуатации изнашиваются края собачек, выступы на внутренней стороне корпуса барабана, за которые цепляются собачки, а также ослабевает прижимное кольцо-пружина. Добавим сюда люфт корпуса барабана из-за износа шариков и конусов. И, наконец, вспомним, что собачек всего две и расположены они несимметрично. Можно предположить, что при определенных сочетаниях вектора нагрузки на кассету, величины прилагаемых усилий и положения собачек относительно барабана, может возникнуть ситуация, когда расстояние между собачками и выступами на внутренней стороне корпуса оказывается недостаточным для надежного сцепления, и происходит проскакивание.

Для наглядности я нарисовал упрощенную схему:

Fвр. — направление силы, которая передается звездам через цепь от системы.

Fнатяж. — направление силы, которая передается звездам через цепь от переключателя.

В результате действия этих сил корпус барабана, имеющий определенную свободу отклонения от общей оси втулки, смещается в направлении обозначенном зеленой стрелкой. Когда собачки С1 и С2 оказываются симметрично расположенными относительно этого вектора, расстояние от них до выступов на внутренней стенке корпуса может оказаться больше, чем требуется для надежного сцепления. И при значительной величине Fвр. происходит прокручивание. Причем до тех пор пока колесо не провернется на небольшую величину, и собачки не войдут в область, где корпус барабана плотнее прижат к его внутренностям и расстояние для сцепления будет достаточным.

ПОЧЕМУ ПРОКРУЧИВАЮТСЯ ПЕДАЛИ ВЕЛОСИПЕДА И ЧТО С ЭТИМ ДЕЛАТЬ педали велосипеда Содержание Почему педали крутятся вхолостую Решение проблемы на обычном велосипеде Как исправить прокручивание на скоростном велосипеде Шатунно-педальная группа – тот самый узел, благодаря которому велосипед приводится в движение. Одна из проблем, почему велосипед плохо едет или не трогается с места вовсе, – проворот педалей. Проблема возникает неожиданно, а с чем это связано, понять сразу непросто. Из-за чего прокручиваются педали, и какими способами исправить это, будет рассказано далее в статье. Почему педали крутятся вхолостую Тем, кто столкнулся с этим неприятным явлением на своем байке, объяснять, что такое прокрутка педалей, не стоит. А вот те, кого проблема еще не коснулась, и кто тщательно следит за техническим состоянием своего двухколесного товарища, должны знать, в чем она конкретно проявляется. Характерные симптомы: увеличение свободного хода; слабое раскручивание колеса; проскальзывание цепи в движении. При обнаружении неполадки возникает острое желание проверить именно педали, точнее, приводной шатунно-педальный механизм. В некоторой степени прокрутка возникает из-за каретки, однако часто причины кроются в других участках трансмиссии: втулка заднего колеса; система звездочек – кассета или трещотка; цепь и передние звезды. Первая причина характерна и для шоссейника, и для горного велосипеда, и для односкоростного байка с барабанными тормозами во втулке.

Причины

Основные проблемы прокручивания педалей на велосипеде:

  • проскальзывание велосипедной цепи во время движения;
  • уменьшение прокрутки колеса;
  • увеличение свободного хода.

В таких ситуациях у велосипедистов возникает желание проверить исключительно педальную систему, однако причина может скрываться совсем в другой части трансмиссии, например:

  • износ втулки колеса;
  • сильная растяжка цепи;
  • выход из строя компонентов кассеты заднего колеса;
  • выработка передних звездочек.

Для шоссейного и горного велосипеда одинаково характерна проблема с втулкой заднего колеса. При продолжительной езде внутренности втулки теряют сцепление друг с другом и изнашиваются, из-за этого крутящий момент звездочки перестает передаваться на деталь. В итоге от кручения педалей движется не колесо, а только звездочки.

Причины прокручивания педалей

Выработка и загрязнение цепи способны вызвать прокручивание педалей на велосипеде, потому что в растянутом состоянии ее звенья проскакивают по зубьям звездочек и не цепляют их. Существуют фиксированные размеры длины цепи, свидетельствующие об уровне ее эксплутационных качеств.

Устранение проблемы

Подобная неисправность может возникнуть на разных типах велосипедов: обычном и скоростном. И ее устранение на них отличается.

Обычный велосипед

Многих владельцев волнует, что делать в первую очередь, если на велосипеде прокручиваются педали. Самое правильное первоначальное решение – снять и прочистить все элементы трансмиссии, в том числе и демонтировать педали. Особое внимание уделите цепи и звездочкам. Перед чисткой аккуратно снимите все детали.

Если данная процедура не дала результатов, и был обнаружен высокий износ деталей, то подумайте об их замене. В этом случае на транспортное средство устанавливаются новые цепь (или укорачивается старая) и звезды, купленные под замену, так как цепь быстро растягивается на звездочках и проблема прокрутки педалей только усиливается.

Устранение проблемы в велосипеде

Более кардинальным способом устранить неисправность является замена втулки, для этого придется:

  • демонтировать колесо;
  • расспицевать втулку;
  • осмотреть все ее части на признаки износа.

Если на дугах детали появляются глубокие выработки, то ролики конуса начинают проваливаться в них. Как следствие пропадает сцепление конуса и корпуса втулки. Из-за этого ее внутренности крутятся, а внешняя оболочка зафиксирована на месте или вращается медленнее, увеличивая износ.

В специальных мастерских делают шлифовку конуса, после такой процедуры прокручивание педалей временно прекратится, но окончание срока эксплуатации все равно проявится. Поэтому лучше заменить элемент целиком.

Скоростной

Если прокручиваются педали на профессиональном или горном велосипеде, то, скорее всего, причина кроется в полной выработке звездочек заднего колеса.

В первую очередь оцените состояние системы и уровень ее загрязнения. Кассету довольно просто отчистить, для этого нужно:

  • демонтировать деталь с велосипеда;
  • при помощи плоской щетки прочистить звездочки и пространство между ними;
  • обработать керосином шайбы и зубчики.

Звездочки нуждаются в замене при уточнении зубчиков, особенно важно это для маленьких шестеренок. Проскальзывание цепи и прокрутка педалей у них гораздо заметнее.

Работоспособность трансмиссии можно проверить переключателями скоростей. Замене подлежат те элементы, через которые цепь проскальзывает. После окончания ремонтных работ не забудьте смазать систему.

Прокручивание педалей в скоростном велосипеде

Скоростные велосипеды наравне с обычными подвержены поломке втулки заднего колеса. Чтобы получить к ней доступ, придется снять кассету и внимательно осмотреть конус, ролики и подшипники. Если их состояние кажется неудовлетворительным, то лучше всего установить новый комплект.

Можно попробовать сократить финансовые затраты на детали и самостоятельно отшлифовать их.
Основные принципы шлифовки звездочек в велосипеде:

  • купить маленький наждачный брусок, который надевается на дрель;
  • поместить звездочки в тиски;
  • аккуратно переместить работающую дрель по пазам звездочки.

В результате наждачный брусок устранит все выемки в основе, а ролики снова будут заклиниваться, таким образом проблема с прокруткой пропадет.

Шлифовка звездочек при наличии токарного станка:

  • абразивный брусок закрепить в специальном месте;
  • отшлифовать звездочки.

При любом способе не забывайте про безопасность.

Чтобы избежать усугубления ситуации, регулярно проверяйте транспортное средство, особенно после его хранения зимой на балконе, и своевременно устраняйте проблемы. Испорченные детали можно попытаться восстановить самостоятельно, но лучше купить новый готовый комплект в специализированном магазине.

Как собрать и разобрать втулку велосипеда

Втулка с «промышленными» подшипниками

Настройку и обслуживание втулки можно описать одним предложением. Если втулка с насыпными шариками, то надо разобрать втулку, почистить, добавить консистентной смазки и затянуть, при этом сила затяжения это и есть то, что регулирует работу втулки.

Если втулка «на промах» («на закрытых промышленных подшипниках», «картриджная втулка»), то ее можно только разобрать-почистить-собрать, настроек никаких нет.

Весь дальнейший текст – это более подробное описание устройства втулки и названных операций. В описанном процессе нет ничего сложного, сделать это под силу даже начинающему велосипедисту.

Обычная задняя втулка с насыпными подшипниками выглядит так:

Обычная задняя втулка с насыпными подшипниками

Втулка с «промышленными» подшипниками выглядит так:

Втулка с «промышленными» подшипниками

Как разобрать втулку:

Снимаем кассету (желательно, но можно попробовать и не снимать; нужен ключ для кассеты)

Снимаем кассету

Снимаем резиновый защитный колпачек

Снимаем резиновый защитный колпачек

Откручиваем гайки. Чтобы не перепутать порядок гаек и шайб можно их нанизать на проволочку. Также имеет смысл посмотреть какое расстояние было слева и справа на оси – это важно чтобы колесо можно было поставить обратно.

Откручиваем гайкиОткручиваем гайки. Как разобрать втулку

Вынимаем ось и шарики из подшипника.

Вынимаем ось и шарики из подшипникаВынимаем ось и шарики из подшипника

Как собрать втулку:

Перед тем как собрать желательно все хорошо почистить

Смазываем место где катаются шарики консистентной смазкой (любая консистентная смазка для велосипедных подшипников)

Вставляем шарики, вставляем ось (может помочь пинцет или магнитная отвертка)

Накручиваем все шайбы и гайки в том порядке, как они были. Не забываем про расстояния слева и справа – они должны остаться такими, какими были изначально

С каждой стороны есть две гайки: одна регулирует, другая фиксирует первую. Также важно делать поправку на то, что из-за эксцентрикового зажима ось чуть-чуть деформируется и втулка будет туже затянута, чем на свободном колесе.

Необходимо добиться того, чтобы на свободном колесе оставался маленький люфт, который бы потом исчезал при установке колеса на велосипед

На мой взгляд лучше недотянуть, чем перетянуть

На что обратить внимание при «техосмотре» втулки:

Состояние поверхностей по которым катаются шарики подшипника

Состояние самих шариков. Желательно, чтобы они были круглые, а не квадратные

Замена втулки задней вилки на двухподвесе

Заскрипел велосипед STELS FOCUS — причина втулка задней вилки

  • Заскрипел велосипед STELS FOCUS — причина втулка задней вилки
    • Почему скрипит велосипед STELS при вращении педалей

    Надежный и популярный велосипед стелс фокус или стелс навигатор прослужил мне верой и правдой пять лет, но в какой то момент «скрип педалей» стал просто невыносим, не глушит даже музыка в наушниках. Характерно что скрипеть начинает в момент когда педали крутишь, если катиться «накатом» — никакого скрипа. Но кроме скрипа, образовался значительный люфт задней вилки и колеса, т.е., если потрясти заднее колесо, оно просто болтается. Проблема как оказалось непростая, т.к., ремкомплекты в продаже не подходят полностью для замены к стелсам и адреналинам.

    Почему скрипит велосипед STELS при вращении педалей

    Замена втулки задней вилки на двухподвесе🔴 Замена втулки задней вилки на двухподвесе

    Существенный просчет в конструкции двухподвесного горного велосипеда СТЕЛС — капролоновая втулка в раме. Даже новый велосипед заскрипит после дождя, втулка никак не защищена от пыли и грязи, которая летит из под заднего колеса как раз на нее. Вращая педали, вы полностью переносите свой вес с одной стороны велосипеда на другую, чем вызываете скрип в узле задней подвески велосипеда, забитой грязью и пылью.
    Конечно, если разбирать велосипед раз в неделю и удалять грязь с последующей смазкой узла задней подвески — скрипеть не будет, но:

    1. Что бы смазать и почистить втулку, необходимо снять шатуны, а затем разобрать саму втулку — достаточно геморное занятие…
    2. Люфт задней подвески образуется в любом случае, втулка из пластмассы толщиной 1 мм при таких нагрузках просто должна выдавиться и расплющиться, что собственно и происходит со временем.

    Когда я начал разбираться в проблеме, нашел видео по ремонту — как оказалось такой ремонт устраняет лишь часть проблемы, люфт заднего колеса.

    Да и то не надолго, алюминиевая фольга в качестве втулки при существенной нагрузке быстро превращается в пыль и проблема возобновляется.

    Замена втулки задней вилки на двухподвесе🔴 Замена втулки задней вилки на двухподвесе

    втулка задней вилки из алюминиевой фольги быстро превращается в труху

    Как и чем заменить втулку на двухподвесе STELS

    Пообщавшись с умными людьми, пришел к выводу что втулку надо делать из бронзы или латуни, которой пофиг коррозия, но по прочности она существенно отличается от капролона и прослужит долго, без обслуживания.

    Это значит надо искать токаря, рисовать чертеж и все такое, ибо токарь, если ему сказать выточи втулку, сразу потребует чертеж. А без чертежа, посмотрит на тебя как на идиота и пошлет лесом.

    Чертеж втулки шарнира задней вилки

    Замена втулки задней вилки на двухподвесе🔴 Замена втулки задней вилки на двухподвесе

    чертеж задней втулки двухподвесного Велосипеда STELS (focus, navigator)

    Замена втулки задней вилки на двухподвесе🔴 Замена втулки задней вилки на двухподвесе

    Хорошо что среди моих знакомых есть токарь и мастер на все руки, обратившись к нему, без проблем получил нужную деталь через пару дней.

    Собирал всё это счастье на густую велосмазку для подшипников.
    Езжу уже месяц на новой втулке, люфта нет, не скрипит ничего — красота!

    Если Вы живете в Челябинске, могу дать номер телефона моего знакомого токаря, звоните 89227229100.

    Как собрать заднюю втулку велосипеда

    Задняя втулка велосипеда

    Если вы хотите, чтобы ваш велосипед служил вам долго и качественно, то вы должны качественно за ним ухаживать. Если вы предпочитаете осуществлять процесс ремонта самостоятельно, то вам потребуются знания и некоторые инструменты. Но все же, ремонт велосипеда – задача не настолько сложная, как может показаться. Втулка отвечает за корректную работу колеса велосипеда, поэтому к ремонту спортивного велосипеда своими руками нужно подойти ответственно.

    С чего начать?

    Ремонт втулки начинается с ее разборки. Это достаточно трудоемкий процесс, во время которого не стоит забывать о технике безопасности. Самыми распространенными втулками, которые устанавливаются на современные велосипеды являются кассетные. Втулка, а также все ее детали, изготавливается из стали, которая уплотнена лишь поверхностно. Поэтому такие втулки достаточно износостойкие, но под действием большой нагрузки или давления оказываются достаточно хрупкими. Поэтому во время работы не забывайте защитить свое лицо, а главное — глаза. По этой же причине не стоит зажимать втулку и любые ее элементы в тисках – во время рабочего процесса они могут не выдержать.

    Осуществляем чистку и смазку

    Задняя втулка велосипеда

    Работа по смазке втулки начинается с подшипников. Разбирая втулку, положите их в определенной место, ведь их легко потерять, и собрать деталь правильно будет сложно. Если вы все же потеряли подшипник, старайтесь напрячь память и вспомнить, куда именно вы его положили. Не пользуйтесь в процессе поиска магнитом. Кроме искомого магнит притянет и различные металлические крошки, мелкие элементы. Если они попадут внутрь подшипника для втулки велосипеда, то будут его активно стачивать во время рабочего процесса. А это не добавит втулке дней жизни. Так что будьте внимательны. Снять подшипник не сложно. Потом его необходимо смазать, а затем взять тряпкой и совершать движения будто вы пытаетесь эту смазку в него втереть. Так ее излишки эффективно удаляться. Потом смочите тряпку в растворителе и протрите подшипник со всех сторон. Вы сможете посмотреть на сколько сточен подшипник, есть ли на нем серьезные повреждения. Если таковые имеются, к примеру, повреждены шарики, то подшипник лучше заменить. Ни в коем случае не считайте, что детали разных подшипников взаимозаменяемы. Не стоит переставлять в один из них обойму, левый конус или шарики из другого подшипника – он не станет работать эффективнее. Кроме того, ставьте подшипник именно на то место, из которого вы его изъяли, не меняйте его с одной стороны колеса на противоположную. Все дело в том, что вовремя эксплуатации подшипник как ни крути, но стачивается. И этот процесс имеет свои особенности и создает разные по размерам зазоры на подшипниках. Именно эти нюансы помогут собрать деталь правильно.

    Почистив подшипники, необходимо осуществить очистку самой втулки. В этом нет ничего сложного — просто протрите втулку тряпкой, смоченной в растворе для очищения тормозов. Это поможет удалить старую смазку перед нанесением новой. Также не забудьте про резьбу. Ее вы должны почистить достаточно аккуратно используя проволочную щетку. Осуществив все эти действия можно переходить к сборке задней втулки велосипеда.

    Как собрать втулку?

    Задняя втулка велосипеда

    Собрать все правильно, ни про что не забыв, на первый раз достаточно сложно. Но после того как вы сумели разобрать колесо, вы уже имеете об этом процессе основное представление. Теперь необходимо поставить все детали на свои места. Начинаем с установки стопорного кольца и помним, что это достаточно хрупкий элемент, поэтому работа должна делаться аккуратно, и не забудьте о том, что собачки также должны быть установлены на свои места. В противном случае колесо не будет крутиться. Далее устанавливаем сердцевину втулки велосипеда. Перед этим резьбу стопорного винта нужно хорошо смазать. Закрепляем сердцевину, фиксируя ее по часовой стрелке.

    Для того чтобы знать, как собрать заднюю втулку велосипеда, нужно хорошо запоминать последовательность действий и места деталей во время разборки. Это относится и к подшипникам. После того как сердцевина установлена, нанесите на место установки подшипника достаточное количество смазки, которая и будет держать подшипник на своем месте. Все – одну сторону задней втулки вы собрали. Помещаем ее в принадлежащую ей обойму и закрепляем. Устанавливаем шайбы предварительного натяжения, смазываем их достаточно хорошо, а теперь вставляем подшипники в те обоймы, где они находились ранее. Главное удостовериться, что шарики стоят все там где им положено быть и не оказались в других деталях втулки. Это может привести к полной поломке втулки. Далее устанавливаем комбинированное кольцо. Для того, чтобы проверить правильность того, как установлены подшипники, проворачиваем наружную сторону втулки против часовой стрелки. Теперь можно дать немного нагрузки и проверить работу задней втулки на свободном ходу.

    Заключительным этапом процесса, чтобы собрать втулку велосипеда станет установка нагрузки. Для этого постепенно вкручиваем подшипники в конусы для установления первоначальной нагрузки. Закрепите подшипник по часовой стрелке используя для этого незакрепленную на левый конус контргайку. Теперь легко затяните левый конус, но так, чтобы его сопротивление было минимальным, и вы могли его легко снять. Благодаря этому вы сможете проверить уровень работы подшипников – если во время манипуляций левый конус не желает закручиваться или заклинивает, то вам придется полностью заменить подшипники. Теперь можно вставлять кассету и затягивать контргайку. Осмотрите колесо с каждой стороны, немного прокрутите его – это действие должно даваться легко. Вытрите лишнюю смазку с задней втулки. Не забывайте, что требуется регулярное обслуживание втулок велосипеда.

    Источники:

    https://rollerbord.life/velosiped/pochemu-prokruchivaetsya-zadnyaya-vtulka-na-velosipede.html
    https://velolife.by/velostati/2017/05/kak-sobrat-razobrat-vtulku-velosipeda/
    https://100uslug.com/zamena-vtulki-zadnej-vilki-na-dvuhpodvese/
    http://yvelo.ru/sovetii_i_faktii/kak_sobrat_zadnyuyu_vtulku_velosipeda.html