Как разобрать каретку на велосипеде стелс

Содержание скрыть

Каретка

Велодни…Ни дня без велосипеда!

Самодельная каретка на собранном мной велосипеде состояла из оськи и двух вбитых наглухо в раму 203х подшипника. Вот были времена 🙂 Теперь же каретка стала намного сложнее. Давайте попробуем разобраться с этой мудрённой штукой.

каретка фото

Каретка (англ. bottom bracket) — это узел велосипеда, обеспечивающий соединение системы с рамой и ее свободное вращение с помощью подшипников (как правило, картриджных). Каретка ввинчивается или запрессовывается в кареточный стакан рамы.
Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Требуют специальной рамы.

Интегрированные каретки

Являются частью интегрированной системы. Представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.

Шоссейные и горные каретки, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.

Стандарты интегрированных кареток:

  • Совместимые с Shimano:
    • Shimano Hollowtech II
    • Hope
    • RaceFace X-Type
    • Token
    • Chris King
    • FSA Mega Exo
    • GXP (GigaX Pipe)
    • Hope (через фирменный адаптер)
    • Chris King (через фирменный адаптер)

    Неинтегрированные каретки

    Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:

    • Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
    • Разборные — могут быть разобраны для чистки, смазки и замены изношенных частей (применялись в старых велосипедах).

    Стандарты неинтегрированных кареток:

    • С клиновой посадкой шатунов (у советских велосипедов).
    • Под квадрат (square taper) — стандарт несколько «плавает» у различных производителей.

    SQR - соединение на квадрат

    SQR — соединение на квадрат

    • C шлицевой посадкой шатунов:
      • Shimano Octalink v.1
      • Shimano Octalink v.2
      • ISIS
      • Truvativ Powerspline
      • Truvativ Howitzer
      • Truvativ HammerSchmidt

      Octalink – стандарт Shimano

      Octalink – стандарт Shimano

      Все эти стандарты, как правило, несовместимы друг с другом.

      Виды кареток по используемому кареточному стакану

      С резьбовой посадкой

      В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):

      • С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
      • 68 мм — наиболее распространены,
      • 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
      • 83 мм — для экстремальных дисциплин,
      • 100 мм — фэт-байки.
      • С итальянской резьбой (BSC, 36 mm x 24 TPI), длина стакана 70 мм — применялись в старых шоссейных велосипедах. До сих пор (2013г) используется Campagnolo.
      • С французской/швейцарской резьбой М35×1 — применялись в советских велосипедах.

      Press-fit

      В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность конструкции — подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это сулит дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.

      Каретка типа Press-fit

      Каретка типа Press-fit

      Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:

      • BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
      • Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
      • Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
      • BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
      • BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
      • Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
      • BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
      • BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
      • 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.

      Особенности выбора каретки

      • При покупке интегрированной каретки, как правило, требуется знать только ее стандарт (то есть производителя системы) и длину кареточного стакана, причем для наиболее распространенных разновидностей 68 и 73 мм с английской резьбой используется одна и та же каретка.
      • В случае с неинтегрированной кареткой, все гораздо сложнее. Порядок действий таков:
      • Сначала требуется узнать требуемый стандарт каретки (квадрат или один из шлицевых).
      • Узнать тип кареточного стакана (длина, вид резьбы), причем в зависимости от длины стакана (обычно 68 или 73 мм) требуются различные каретки!
      • Обратиться к руководству на передний переключатель и узнать допустимую линию цепи (chainline).
      • Обратиться к руководству на систему и узнать требуемую длину вала каретки.
      • Найти в продаже каретку требуемого стандарта, под нужную длину стакана и с необходимой длиной вала.
      • Если используется передний переключатель E-Type, то требуется искать неинтегрированную каретку соответствующей разновидности, тогда как все интегрированные совместимы с такими переключателями изначально.

      Эксцентриковая каретка

      Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.

      Эксцентриковая каретка 54 мм

      Разновидности:

      • Стандарт 54 мм — например, Bushnell Eccentric Bottom Bracket. Имеет резьбу BSA под стандартную каретку, требует специальной рамы с посадочным местом диаметром 54 мм.
      • Стандарт 46 мм — устанавливается в стандартную раму стандарта Press Fit 30. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку.
      • Стандарт BSA — устанавливается в стандартную раму с резьбой BSA. Интегрированная система (с осью 24 мм) устанавливается непосредственно в каретку. Обеспечивает регулировку длины цепи только в пределах 1/2 звена, требует использования совместно с полузвеном цепи (half-link).

      На http://www.bike-repair.ru очень подробно рассказывается про ремонт кареток и как их и чем можно снять. Давайте разберёмся и с этим вопросом.

      Инструменты для работы с кареткой

      Для работы с кареткой — картриджем необходим только шлицевой ключ. Он же пригодится и для многих разборных кареток.

      шлицевой ключ

      Но на некоторых разборных каретках вместо шлицевого потребуется другой ключ —

      ключ для каретки

      А может потребоваться и такой. Можно обойтись и обычным рожковым ключом на 36, или в крайнем случае применить разводной / газовый ключ. Газовым ключом надо пользоваться аккуратно — можно легко повредить раму.

      ключ для каретки

      На разборных каретках потребуется еще и вот такой специальный ключ

      ключ для каретки

      Несмотря на такое разнообразие требуемых инструментов, процесс разборки, установки и регулировки кареток разных типов разнообразием не отличается. Просто для выполнения одних и тех же операций на разных каретках Вам потребуются разные инструменты. Основная сложность при разборке каретки — не забыть, что с правой стороны применяется левая резьба. Вторая сложность — особенно это относится к алюминиевым рамам — для отворачивания чашек могут потребоваться очень и очень большие усилия. При этом нельзя допускать срыва ключа — можно повредить детали велосипеда или травмировать руки. Поэтому лучше запастись ключами с достаточно длинными рукоятками.

      Снятие каретки картриджного и разборного типов

      Перед тем, как снять каретку с рамы, необходимо снять с оси каретки оба шатуна.
      После этого следует очистить каретку от грязи, поскольку кареточный узел рамы — один из самых грязных мест велосипеда, который обычно трудно отмыть, пока не сняты шатуны. Особенно тщательно надо выскрести грязь из шлицов чашек — если грязи много, то в чашку невозможно вставить съемник.

      снятие каретки

      0. При снятии каретки, возможно, придется прикладывать значительные усилия. Поэтому велосипед надо надежно поставить. Если Вам так удобнее, можно перевернуть его вверх колесами.

      снятие каретки

      Начинаем снимать каретку с левой стороны, то есть там, где нет звездочек.

      снятие каретки с ключами

      1. На некоторых каретках с левой стороны навернута стопорная гайка. Ее надо отвернуть спец. ключом (если его нет, то можно и обычным семейником). Эта гайка имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие. Отворачивать надо аккуратно, не допуская срыва ключа — можно повредить гайку.

      снятие каретки

      Если у на Вашей каретке такой гайки нет, то переходим к п.2.

      снятие каретки

      2. Теперь берем ключ для каретки (шлицевой или специальный, в зависимости от конструкции Вашей каретки. На фотографиях показан шлицевой.) вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы левую чашку-адаптер разводным ключом с рукояткой подлиннее. Она имеет правую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

      снятие каретки

      Вынимаем левую чашку (вместе с подшипником, если каретка разборная)

      снятие каретки

      3. Переходим к правой стороне велосипеда (там, где звездочки). Опять берем съемник каретки и ключ с длинной рукояткой, вставляем его в пазы, и выворачиваем из рамы правую чашку. Она имеет левую резьбу. При отворачивании, возможно, придется приложить значительное усилие.

      снятие каретки

      4. Вынимаем картридж или правую чашку с осью.

      снятие каретки фото

      Каретка снята. Теперь из разборной каретки надо вытащить подшипники ( если они не запрессованы в чашку), убрать тряпочкой старую смазку, и промыть все детали в каком-либо растворителе (обычно керосин).

      снятие каретки

      Установка каретки картриджного типа выполняется в порядке, обратном снятию.

      Начинаем с того, что нанесем немного смазки на резьбу каретки и чашки-адаптера, чтобы потом ее легче было выворачивать.

      1. Начинаем с правой стороны. С помощью ключа для каретки и разводного ключа ввинчиваем каретку в раму до упора. Момент должен быть 50-70 Нм.

      Каретка с правой стороны имеет левую резьбу.

      2. Переходим к левой стороне. Тем же самым ключом вворачиваем левую чашку-адаптер Чашка с левой стороны имеет правую резьбу. Момент должен быть таким же — 50-70 Нм.

      Теперь надо установить шатуны и систему.

      Сборка и установка разборной каретки

      Разборная каретка очень похожа на ту, которая используется на советских велосипедах, поэтому и процесс сборки и регулировки не отличается сложностью.

      Перед сборкой надо промыть все детали в каком-нибудь растворителе (керосин), протереть тряпочкой, и просушить. Бензин использовать не рекомендую — он может повредить пластмассовые сальники в чашках. Промыть следует и новую каретку — смазка на ней, скорее всего, консервирующая.
      Неплохо также проверить кареточный узел рамы на предмет отсутствия повреждений и всякого мусора. Я несколько раз находил там стружку, опилки, которая проваливалась в кареточный узел из подседельной трубы рамы. Попав в подшипники, опилки не будут способствовать легкому ходу велосипеда.

      разборная каретка

      Установка каретки производится в порядке, обратном снятию.

      0. При сборке каретки самое сложное — не перепутать концы оси каретки — ее правая и левая стороны отличаются. Обычно на оси или на пластмассовом кожухе (на некоторых каретках этот кожух не предусмотрен) нанесены буквы, соответствующие сторонам оси.

      Чашки перепутать не удастся — у них разная резьба (у левой чашки — правая и наоборот)

      разборная каретка

      1. Надеваем пластмассовый кожух на ось. Подшипники вкладываем в чашки. Если подшипники имеют сепараторы, то укладываем их сепаратором наружу (шариками — внутрь чашек). Смазываем подшипники густой смазкой Этой же смазкой смазываем резьбу обеих чашек.

      установка каретки фото

      2. Сборку начинаем с правой стороны. Вставляем ось в правую чашку, и ввинчиваем эту чашку в раму до упора. Для этого нужен шлицевой ключ для каретки. Правая чашка имеет левую резьбу.

      установка каретки фото

      3. Теперь аналогично вворачиваем с другой стороны левую чашку. Она имеет правую резьбу.Переходим к регулировке каретки. (можно сразу к п.1)

      Регулировка подшипников разборной каретки

      После сборки каретку обязательно надо отрегулировать, но часто приходится заниматься регулировкой и без разборки. Например, иногда после длительной езды по неровным дорогам в каретке появляется люфт, который следует устранить регулировкой. Люфт в каретке в лучшем случае может привести к нарушению четкости переключения передач, а в худшем — к повреждению подшипников и чашек. В дальней поездке каретку можно попытаться отрегулировать, не разбирая.

      0. Перед началом регулировки надо снять только один левый шатун, снять стопорную гайку (спец. ключом) и немного ослабить левую чашку (шлицевым ключом). Гайка и левая чашка имеют правую резьбу.
      1. Левую чашку заворачиваем почти до упора, чтобы ось каретки вращалась легко, без заеданий, и при этом не имела люфта. Потом ослабляем ее шлицевым ключом примерно на четверть оборота.
      Навинчиваем стопорную гайку, удерживая чашку шлицевым ключом. Гайку затягиваем спец. ключом до упора.

      Теперь надо покрутить ось каретки рукой, и покачать ее из стороны в сторону. Если все сделано правильно, то каретка должна вращаться свободно, без заеданий, и не иметь ощутимого люфта. Если заедает, или есть люфт, то отворачиваем стопорную гайку, и повторяем п.1., ослабляя или подтягивая чашку шлицевым ключом.

      Когда каретка будет вращаться без заеданий и люфта, можно ставить шатуны.

      Иногда отрегулировать каретку не получается. То есть когда добиваешься, чтобы она вращалась свободно, то появляется люфт. И наоборот, если устраняешь люфт, то ось вращается туго, с заеданиями. Это говорит о том, что пора менять либо подшипники, либо саму каретку.

      Каретка : 7 комментариев

      Спасибо, полезная статья

      Подскажите, как пользоваться ключом для каретки Bike Hand YC-155 (на фото в статье есть).
      Купил такой, но не понимаю, как им пользоваться. Он соскальзывает и не фиксируется в пазах

      Такое количество солидола на подшипниках способно увеличить массу карбонового велосипеда на 10%! :))

      А в особо тяжёлых случаях -на 11,5% 😉

      Здесь еще не указан как минимум один тип — HollowTech от Shimano.
      Чем то сходна с описанной тут разборной кареткой, но все намного проще и надежней.

      Добрый день, скажите, как подобрать длину оси каретки под звёзды 3*7 к примеру, ставил 127,5 и 122,5 ?

      Доброго времени суток! подскажите пожалуйста чем можно заменить каретку типа бубон на велосипеде ММВЗ ? на посадочном месте нет резьбы 🙁 нашел на пром подшипниках но под клин , а хочу шатуны под квадрат !

      Как разобрать велосипед

      kak-razobrat-velosiped1

      Езда на велосипеде становится всё более популярной, это универсальный вид транспорта как для перемещения по городу, так и просто для активного отдыха. В процессе эксплуатации велосипеда возникает необходимость в разборке и последующей сборке велосипеда или его составных частей.

      Дорожный велосипед, в котором чаще всего используется одна передача — самый популярный вид велосипеда для города, он прост в обслуживании. В статье рассматривается как разобрать велосипед именно такого типа.

      Работы по разборке велосипеда лучше выполнять на чистом полу, чтобы к смазанным узлам велосипеда не прилипала грязь и мусор. Разобрать велосипед при наличии необходимого инструмента под силу любому физически здоровому человеку за несколько часов максимум.

      Вот основные шаги по разборке велосипеда:

      Шаги не обязательно выполнять по порядку, однако если разбирать велосипед в последовательности указанной в статье, то потребуется меньше времени и работу выполнить будет легче. Можно воспользоваться для разборки велосипеда ремонтным стендом, но это не обязательно.

      Шаг 1: Снимаем педали

      При снятии педалей нужно обратить внимание на следующее: правая педаль со стороны цепи откручивается как обычно против часовой стрелки, левая откручивается наоборот — по часовой стрелке.

      1. Возьмите ключ подходящего размера и отвинтите педали, зацепившись ключом за педаль у самого края шатуна.

      kak-razobrat-velosiped

      2. Педаль необходимо придерживать свободной рукой, чтобы она не упала на пол.

      kak-razobrat-velosiped-13

      Шаг 2: Снимаем левый шатун

      Первым начнём снимать левый шатун, его снять легче, так как правый шатун соединён со звёздочкой. На обоих шатунах стандартная резьба.

      1. Для начала необходимо снять пылезащитный колпачок. Потом открутить болт шатуна в том месте, где шатун соединяется с кареткой. Чаще всего необходим шестигранный ключ, однако могут быть варианты — всё зависит от марки шатуна.

      kak-razobrat-velosiped-24

      • Вы должны увидеть резьбу внутри шатуна и вал каретки.

      2. Слегка отвинтите ручку съемника шатуна, как показано на рисунке, толкатель съемника должен спрятаться в его резьбовой части.

      kak-razobrat-velosiped-35

      3. Аккуратно ввинтите съемник в шатун. Съемник должен войти на всю глубину, так как при снятии шатунов на резьбу будет прилагаться большое усилие.

      kak-razobrat-velosiped-41

      4. Крутите ручку съемника по часовой стрелке, таким образом толкатель будет ввинчиваться на место болта крепившего шатун. Шатун с некоторым усилием должен сняться с каретки.

      kak-razobrat-velosiped-42

      Шаг 3: Снимаем колеса

      1. Ослабьте гайки на дропаутах и снимите колёса.

      kak-razobrat-velosiped-43

      • Гайки должны быть ослаблены до такой степени, чтобы колеса легко снялись.

      Шаг 4: Снимаем цепь

      После того, как мы сняли заднее колесо, цепь повиснет на раме и задней звёздочке.

      1. Возьмите выжимку цепи. Звено цепи разместите между толкателями выжимки, чтобы оно там плотно разместилось.

      kak-razobrat-velosiped-44

      2. С выжимкой нужно работать так само, как и с тисками, направьте толкатель выжимки на тот кусок металла, который соединяет звенья (смотрите рисунок ниже).

      kak-razobrat-velosiped-45

      3. Крутите выжимку, покуда соединительный элемент цепи почти не вылезет с другой стороны. Металлическая скоба, которая соединяет звенья цепи, должна остаться в одной половинке звена, при этом вторая половинка должна освободиться и цепь распадётся.

      kak-razobrat-velosiped-1

      • Чередуйте закручивание выжимки в цепь и снятие ее с цепи, проверяйте каждый раз не расцепилась ли цепь (пока цепь находится в съемнике вы не сможете этого увидеть). Делайте всё аккуратно, не спешите.

      4. Как только цепь раъединится, её можно снять с велосипеда полностью. Положите её на чистый лист бумаги, чтобы не замазать.

      kak-razobrat-velosiped-2

      Шаг 5: Снимаем тормоза

      1. Открутите винты, крепящие внизу руля ручки тормозов.

      kak-razobrat-velosiped-3

      2. Снимите с руля ручки тормозов, старайтесь ничего не уронить.

      kak-razobrat-velosiped-4

      3. Отвинтите болт на вилке, который держит тормоз.

      kak-razobrat-velosiped-5

      4. Сейчас самое время при необходимости поменять тормозные колодки и почистить тормоза.

      • Если тормоза V-брейк (как на рисунке), то необходимо с каждой стороны отвинтить небольшой винт, который удерживает тормозную колодку.

      kak-razobrat-velosiped-6

      • После снятия, отвинтите еще один небольшой винт как на рисунке, он удерживает саму колодку, снимите ее с металлической подложки.

      kak-razobrat-velosiped-7

      • Поменяйте колодку на новую. Тормозные колодки стоят не дорого, однако существенно увеличивают безопасность на дороге благодаря надёжному торможению.

      kak-razobrat-velosiped-8

      Шаг 6: Снимаем руль

      1. Открутите болты, расположенные на выносе рулевой колонки, они плотно фиксируют руль в одном положении.

      kak-razobrat-velosiped-9

      2. Не потеряйте запорную пластину после снятия последнего болта.

      kak-razobrat-velosiped-10

      Шаг 7: Снимаем рулевую колонку

      Во время выполнения этого шага придерживайте вилку, после выкручивания болтов, которые удерживают колонку в рулевой трубе вилка может выпасть. В результате подшипники могут повредиться. Возможно, вам не придется с этим столкнуться, если у вашего велосипеда рулевая колонка неразборного типа, то такого не случится.

      1. Отвинтите болт сверху на крышке колонки.

      kak-razobrat-velosiped-11

      2. На валу колонки отвинтите кольцевые гайки (как раз в это время и может выпасть вилка).

      kak-razobrat-velosiped-12

      3. Вытяните рулевую колонку из вилки.

      kak-razobrat-velosiped-14

      4. Если есть кольца качения, снимите их с вилки.

      kak-razobrat-velosiped-15

      5. Из чашек на раме достаньте подшипники. Положите их на чистый лист бумаги, можете смазать специальной смазкой для подшипников.

      kak-razobrat-velosiped-16

      • Для начала очистите подшипник от старой смазки например растворителем.
      • Смажьте шарики подшипника подходящей смазкой.

      6. Запомните, сфотографируйте или запишите расположение колец подшипников и чашек и последовательность разборки. Нужно будет в точности собрать в обратном порядке .

      kak-razobrat-velosiped-17

      Шаг 8: Снимаем вилку

      1. Вытащите вилку из рамы так, чтобы не потерять кольцо подшипника из нижней чашки.

      kak-razobrat-velosiped-18

      2. Потянув вверх, снимите с рамы кольцо подшипника и чашку.

      kak-razobrat-velosiped-19

      Шаг 9: Снимаем правый шатун

      Снимите правый шатун точно по такому принципу, как вы снимали левый. На правом шатуне находится звездочка. Если есть необходимость заменить её, то отвинтите шестигранным ключом болты, которые держат звёздочку на шатуне.

      Шаг 10: Снимаем каретку

      Снять каретку — наиболее трудоёмкая часть работы. Возможно вы сами не справитесь и придётся обратиться к веломеханику. Обратите внимание, что существует большое количество моделей кареток и под них существуют свои специфические ключи. В статье рассматривается демонтаж ISIS каретки. Чашки каретки имеют стандартную резьбу, в каретке же резьба обратная.

      1. Наденьте кареточный ключ на шпиндель каретки, который сам по себе не глубокий. Ключ легко наденется. Работайте аккуратно, не сорвите резьбу и шлицы на каретке.

      kak-razobrat-velosiped-20

      2. В ISIS каретке есть 2 части — корпус и стопорная чашка . На них резьба нанесена по разному, проверьте, какой стороной надевается стопорное кольцо. В большинстве случаев у стопорного кольца обычная резьба, оно должно отвинтиться достаточно легко (если сравнивать с другой стороной).

      kak-razobrat-velosiped-21

      3. Выберите другую сторону, крутите ключ против часовой стрелки до той поры, покуда не снимется чашка.

      kak-razobrat-velosiped-22

      4. Как снимете чашку со шпинделя, переверните раму и вытяните каретку, предварительно вращая ее по часовой стрелке.

      kak-razobrat-velosiped-23

      Шаг 11: Снимаем седло

      1. Открутите болт на верху подседельной трубы — там, где седельный штырь вставляется в раму.

      kak-razobrat-velosiped-25

      2. Движениями влево-вправо вытащите из рамы седло со штырем.

      kak-razobrat-velosiped-26

      Шаг 12: Снимаем стопорное кольцо

      Стопорные кольца на велосипедах с одной передачей находятся на внешней резьбе втулки заднего колеса. Эти кольца предназначены для фиксации задней звёздочки и предупреждения откручивания её, когда педали вращаются назад. Поэтому стопорное кольцо закручивается на втулке в обратном направлении, что способствует плотному прижиму звёздочки. Резьба на стопорном кольце направлена в обратную сторону, это не дает открутиться звездочке во время движения велосипеда вперёд.

      1. Нужно взять съемник для стопорных колец и расположить его стороной с одной насечкой.

      kak-razobrat-velosiped-27

      2. Поверните съёмник по часовой стрелке, чтобы открутить стопорное кольцо.

      kak-razobrat-velosiped-28

      Шаг 13: Снимаем заднюю звездочку

      На задней звездочке направление резьбы обычное.

      1. Расположите ключ-хлыст на звездочке как показано на рисунке той частью цепи, которая не свисает.

      kak-razobrat-velosiped-29

      2. Обмотайте цепь ключа вокруг задней звездочки, натяните цепь в направлении противоположном направлению обмотанной цепи.

      kak-razobrat-velosiped-30

      3. С силой проверните ключ против часовой стрелки для того, чтобы снять звездочку. Если будет тяжело сделать это самостоятельно, тогда попросите кого-нибудь вам помочь. Необходимо смотреть, чтобы цепь оставалась на звёздочке.

      kak-razobrat-velosiped-31

      Шаг 14: Снимаем шины

      1. Спустите воздух в шинах.

      kak-razobrat-velosiped-32

      2. Под обод заведите пластиковую бортировку.

      kak-razobrat-velosiped-33

      3. Нажимая, поднимите край шины над ободом по всей длине.

      kak-razobrat-velosiped-34

      4. После того как часть шины вытянется из обода, оставшаяся часть вытянется легко.

      kak-razobrat-velosiped-36

      5. Протяните бортировкой по колесу, вытяните край шины.

      kak-razobrat-velosiped-37

      6. Вытяните ниппель из отверстия в ободе, снимите камеру из шины.

      kak-razobrat-velosiped-38

      7. Повторите те же действия, чтобы освободить второй край.

      kak-razobrat-velosiped-39

      8. Если камера была проколота, заклейте дырку или замените саму камеру. Можно также установить на ободе специальную протовопрокольную ленту (слиппер).

      kak-razobrat-velosiped-40

      Советы

      • Нормальная или обычная резьба — это резьба, которая закручивается по часовой стрелке, обратная резьба — резьба, которая закручивается против часовой стрелки. Внимательно следите за указаниями по типу резьбы.
      • Регулярное смазывание резьбовых соединений продлевает срок их службы.
      • При снятии деталей желательно произвести чистку и смазку перед установкой обратно на велосипед, что существенно продлит срок службы велосипеда.
      • Внимательно смотрите за направлениями резьбовых соединений закручивающихся узлов велосипеда. Проверьте направление резьбы, если деталь застряла и не хочет проворачиваться. Возможно вы крутите не в том направлении.
      • После снятия детали с велосипеда, внимательно её изучите и запомните как и где она стояла на велосипеде. Можно также делать фотографии этапов разборки велосипеда.

      Предупреждения

      • При повороте педалей или колес на велосипеде старайтесь не размещать пальцы рядом с цепью или звездочками. Вы можете покалечить палец, если он попадёт между цепью и звездочкой.

      Инструменты для разбора велосипеда

      • Тряпки, бумажные полотенца, жидкость для чистки велосипеда
      • Универсальная смазка
      • Шестигранные ключи (набор)
      • Ключ-хлыст
      • Съемник для шатунов
      • Съемник для каретки
      • Кареточный ключ
      • Пластиковые бортировочные приспособления для шин
      • Насос
      • Ключ для стопорного кольца
      • Ключ для снятия педали
      • Выжимка цепи

      Наглядное видео как разобрать велосипед:

      Как снять каретку с велосипеда без съемника

      У владельцев двухколесных транспортных средств периодически возникает необходимость купить каретку для велосипеда и заменить старую. Потребность в ее снятии наступает, когда нужно выполнить сезонный сервис, уже слышны посторонние шумы при прокручивании педалей, появляются другие проблемы.

      Что такое каретка и ее предназначение

      Педали и шатуны получают опорное соединение с конструкцией и крутящий момент через подвижную ось с двумя рядами подшипников. Она расположена на пересечении нижней трубы рамы и задних перьев (место для заднего колеса). Кареточный узел – горизонтальный стакан, в котором располагается вращающаяся конструкция. Велосипедная каретка в интернет-магазине – распространенный товар, поэтому проблем с поиском и покупкой не возникнет. Чаще всего потребность в замене представленной детали возникает по следующим причинам:

      • пора сезонного обслуживания (замена смазки, очистка, переборка);
      • необходимость в ликвидации люфта;
      • тугое вращение оси;
      • обнаружение посторонних звуков при функционировании устройства.
      • Обратите внимание: если в велосипеде установлена картриджная каретка, ее меняют без ремонта.

      Как починить деталь самостоятельно?

      Разборные узлы открытого типа допускают обслуживание. Для этого необходимо выполнить демонтаж шатунов педалей. Установка узла в нижней конструкционной точке приводит к интенсивному воздействию пыли, влаги, грязи. Резьбовые детали «прикипают», что затрудняет их взаимное смещение. Инструмент для демонтажа – специальный съемник. Однако часто его нет с собой, особенно в дороге. Воспользоваться в такой ситуации можно (но нежелательно) подручными приспособлениями. Последовательность действий предполагает:

      • Освобождение гаек (колец), которые фиксируют каждую чашку подшипников. Кольца сбивают зубилом, точно ударяя по ним молотком.
      • Откручивание сначала чашки со стороны, где установлен шатун без звездочки. Ее сдвигают по резьбе против часовой стрелки с усилием, используя рычаг большого гаечного ключа.
      • Аналогичный демонтаж правой чашки (откручивают по часовой стрелке).

      Новые каретки для велосипеда в Москве можно купить в интернет-магазине «Ваш Велосипед», где в наличии большой выбор моделей приспособлений. При покупке будьте внимательны и приобретайте деталь конкретно для вашего транспортного средства. Суть в том, что горные и шоссейные каретки – совершенно разные вещи, поэтому так важно не ошибиться.

      Как снять шатуны с велосипеда без съемника

      Активная езда на велосипеде требует определенных навыков быстрого ремонта транспорта. Перед отправлением в дальнюю поездку лучше всего предусмотреть возможные поломки и неисправности техники, взять с собой нужный инструмент и комплект запасных деталей, например, камеры. Часто же бывает так, что нужного под рукой не оказалось, но и тогда выход из ситуации есть. Например, если нужно отрегулировать каретку велосипеда, то необходимо снять и разобрать шатун, а инструмента нет. Данная проблема имеет решение и стоит ознакомиться с конструкцией и назначением этой детали более подробно.

      Шатун для велотехники представляет собой металлический рычаг, который имеет на стержне большую и малую головки. Этот элемент бывает нескольких видов:

      • Однокомпонентные. Они представляют собой единую конструкцию — левый, правый шатун, ось. Преимуществами данного вида являются большая прочность, простое обслуживание, но они имеют значительную массу;
      • Двухкомпонентные. Здесь ведущая звездочка, правый шатун и ось соединены, а левый присоединяется отдельно при помощи гайки;
      • Трехсоставные. Такая наиболее известная и популярная система представляет собой ось, левый шатун и правый совместно со звездой.

      Нагрузка на шатун очень большая, и поэтому они чаще всего производятся из твердой стали, но есть и варианты из алюминиевых сплавов, например, в велосипедах спортивного типа или импортных моделях. Недорогая двухколесная техника имеет передний блок звезд, объединенный с шатуном и неразборный. В этом случае при замене звезд необходимо заменить и оба шатуна. Новые подбираются в зависимости от типа уже имеющейся каретки.

      Данная деталь велосипеда может иметь и различные виды крепления, например, квадрат, шлиц. Первый используется в профессиональных спортивных моделях техники, а также есть и новейшая разработка — роторная система.

      Как разобрать шатун без съемника?

      Наиболее простым методом будет применение специального съемника. Если же подобный инструмент отсутствует, то для того чтобы разобрать, снять и произвести ремонт необходимо приложить определенные усилия и сноровку. Во время езды в область крепления этого элемента попадает грязь и пыль, элемент из-за больших нагрузок буквально прикипает к своему креплению. В таком случае нужно знать, как снять шатуны с велосипеда, съемник не используя. Исправить проблему и сделать ремонт можно своими силами, и это поможет доехать до места ремонта техники.

      В неподходящих условиях можно попробовать следующие способы, для того чтобы снять деталь. Если открутить гайку или болт, которым крепится шатун и проехать некоторое расстояние, то элемент можно будет разобрать и снять гораздо легче, а в дальнейшем заменить или отрегулировать то, что требуется. Эффективен метод залить кипятком. Следовательно, вся грязь и пыль отмокнет и делая ремонт велосипеда, снять элемент будет легче. Данный вариант подойдет и тогда когда важно убрать педали. Важно знать и не перепутать в какую сторону какая педаль откручивается. Педаль левая имеет левую резьбу, а правая — соответственно.

      Если каретка велосипеда требует регулировки, то также необходимо снять с велосипеда шатуны. Также помогут при непредвиденных поломках и другие рекомендации. Если поврежден трос переключателя скоростей или тормоза нужно заменить его новым, а если таковой отсутствует, то связать оборванные концы. Выход из строя спицы велосипеда — это также распространенная проблема. Тогда поможет проволока размером диаметра около 2 мм. Конец спицы рядом с ободом загибается крючком, а затем вставляется отрезок проволоки, которую нужно продеть через разъем втулки. Эта замена далеко не совершенна, но это позволит доехать до цели и места, в котором можно хорошо отремонтировать технику. Регулярный просмотр двухколесного транспорта и обслуживание позволят избежать множества таких проблем и сделать поездку приятной.

      Лёгкий способ снять шатуны с велосипеда

      Если вы столкнулись с необходимостью устранения повреждений либо неполадок в работе шатуна, мы поможем разобраться, как снять шатуны с велосипеда без съёмника либо же используя самодельный или купленный в магазине съёмник.

      Шатун – это та деталь велосипеда, которая принимает на себя наибольшую нагрузку. Поэтому наиболее часто их производят из твёрдой стали. Но в последнее время во многих моделях используются алюминиевые и другие сплавы. Такие сплавы позволяют облегчить конструкцию и добавить ей прочности, что важно, к примеру, для спортивных байков. Но также изготавливают полые конструкции либо из композитного материала. Это сказывается на увеличении цены велосипеда, но и делает его намного легче.

      У байков бюджетной категории может быть неразборная секция звёзд, объединённая с рычагом. Это менее практично и удобно, поскольку при необходимости заменить звёзды приходится осуществлять замену и обоих элементов. Впрочем, заменить эти детали на конструкцию, которая предполагает разъёмное соединение, вы можете, ремонтируя каретку или меняя звёзды.

      Что из себя представляет шатун

      Велосипедный шатун — это рычаг из металла, на стержне которого расположены большая и малая головки. Существуют такие виды детали:

      • Однокомпонентные. Это единая конструкция — левая, правая деталь, ось. Однокомпонентные отличаются большой прочностью, простотой в обслуживании, но довольно тяжёлые.
      • Двухкомпонентные. В этой системе ведущая звезда, правый шатун и ось соединены, а левый присоединён с помощью отдельной гайки.
      • Трёхсоставные. Самая распространённая конструкция. Её составляющие: ось, левый элемент и правый, совместно со звёздочкой.

      В качестве креплений у этой детали могут быть шлиц или квадрат, который используют в спортивных дорогих байках. Можно встретить также новейшую разработку — роторную систему.

      В каких случаях нужен демонтаж?

      Вы можете столкнуться с демонтажем либо заменой этой детали, если:

      • Произошло механическое повреждение. Если вам необходимо разобрать, смазать, промыть, отрегулировать кареточный механизм — для доступа к ней нужно открепить шатун.
      • В соединительный механизм попал песок (вы это поймёте по характерному скрипу). Для устранения этой неполадки нужно разобрать и почистить посадочное место.
      • Вы решили заменить неразборный блок звёзд на конструкцию, в которой соединение рычага и звёзд разъёмное. В бюджетных представителях байков встречаются именно неразборные блоки. На практике такие блоки непрактичны и неудобны.

      Итак, появилась необходимость демонтажа и первый вопрос который возникает — как снять шатуны с велосипеда? Для этого необходимая определённая сноровка, поэтому рассмотрим для начала способ демонтажа с инструментом.

      Снимаем шатун со съёмником

      Съёмник — это инструмент, который используется при демонтаже деталей, в частности используется для снятия деталей с вала каретки велосипеда. Этим инструментом можно также открепить и педали. Можно, конечно, сделать съемник шатунов велосипеда своими руками, но это может получиться несколько дороже, чем купить новый, уже готовый. Следует учитывать потраченное время, стоимость заготовок, оплату работы.

      Инструмент для снятия шатуна и педали

      Шатун на валу закреплён болтом. Этот элемент находится на валу с лёгким натяжением и имеет конусообразную посадку. Зачастую, когда грязь или вода попадают в месте соприкосновения рычага и вала — он плотно присаживается к валу и снять его очень затруднительно. В подобных случаях на помощь приходит съёмник. Инструмент представляет собой винт, на котором располагается двухсекционная головка для рожкового и гнездового ключа. На винт накручена гайка с резьбой снаружи и внутри.

      Порядок демонтажа

      1. Откручиваем заглушку. Для этой цели можно использовать обычную отвёртку.
      2. Вывинчиваем болт/гайку, с помощью которой шатун притягивается к каретке, извлекаем шайбу. Делать это можно накидным ключом или шестигранником на 8 (если квадратное соединение), или на 10 (если шлицевое соединение).
      3. С помощью съёмника полностью выворачиваем внутренний винт. Ввинчиваем его в шатун. Полностью до упора закручиваем, чтобы не сорвать и не повредить резьбу.
      4. Закручиваем внутренний винт съёмника гаечным ключом. С помощью него вы закрутите винт по часовой стрелке и заметите, как сместился шатун с точки.
      5. Откручиваем инструмент. Нужно в меру усердствовать, чтоб избежать срыва резьбы, что усложнит демонтаж. В таких случаях смажьте соединение или взбрызните аэрозоль WD-40. Аэрозоль отлично растворяет остатки грязи и облегчает процесс, после которого можно повторить попытку. Вместо WD-40 можете воспользоваться тормозной жидкостью БСК.

      Снимаем шатун без съёмника

      Для снятия шатунов велосипеда без съёмника рекомендуем отвинтить болты, которые стягивают рычаг с кареткой и проехать небольшое расстояние без деталей. Благодаря этому вы сможете с лёгкостью открепить шатун. Постучите по нему каким-либо тупым предметом, например, деревянным. Есть ещё один метод. Часть соединения детали с кареткой нужно нагреть горячей водой. Это поможет отмокнуть грязи и пыли и конструкция снимется проще. Нельзя использовать горелки, поскольку деталь повредится. При съёме педалей своя хитрость. Сначала открутите именно педали, а затем и шатун.

      Снятый велошатун с педалью

      Снимать шатуны с велосипеда со съёмником или без него — вопрос ситуации и вашего выбора. Как ни крути, с инструментом работать будет эффективнее и комфортнее. Используйте наши рекомендации, так как это поможет с лёгкостью снять шатун с вашего велосипеда — как со съёмником, так и, в экстренных ситуациях, без него.

      • на сайте
      • ВКонтакте
      • facebook

      Каретка велосипеда: где находится, функции, как снять :

      Велосипедисты, которые редко выезжают кататься, наверно, даже не слышали о том, что такое каретка велосипеда. Даже если слышали, то и не знают, где она находится и что из себя представляет. Но для тех, кто часто использует велосипед в своих целях или занимается велоспортом, этот узел имеет большое значение. Что такое каретка велосипеда, какие у нее функции и как ее починить сейчас и узнаем.

      Что из себя представляет?

      Что же такое кареточный узел? Данный механизм является чуть ли не главным во всем велосипеде. Без него он никуда не поедет. Где же он находится? Расположен он в стакане (это такое специальное место), а именно там, где находятся шатуны. Основная задача – это закрепление тех самых шатунов между собой и соединение их с рамой. Без нее велосипедист просто не сможет крутить педали, а значит, двигаться вперед.

      Устройство каретки велосипеда

      Из чего состоит данный узел и каким он бывает? Модели велосипедов бывают разными, поэтому и каретки тоже отличаются друг от друга. Стандарт – это шестьдесят восемь миллиметров, но бывают еще и сто десять, сто тринадцать и так далее.

      Также каретки велосипеда делятся на два типа: разборные и картриджные (неразборные). У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Начнем с картиджных. Данный тип не поддается ремонту – это главная его особенность. Если механизм заржавеет или сломается, то его можно уже будет только выкинуть. Но есть у них и большой плюс. Они очень долговечны. Такая каретка велосипеда будет служить до тех пор, пока ее подшипники не сотрутся. Механизм герметично закрыт, поэтому посторонние предметы в виде пыли, песка, воды и тому подобного туда не попадают, тем самым он защищен от быстрого износа. Такие каретки очень хорошо себя ведут даже после длительной эксплуатации в тяжелых условиях, поэтому производители их любят часто устанавливать на горные байки.

      Разборные каретки – это немного другое устройство. В сущности, это всего лишь ось, на которой установлены подшипники. В этом случае хозяину нужно хоть иногда проверять этот узел и при надобности смазывать и менять испорченные подшипники. Такой уход позволит намного продлить срок эксплуатации механизма.

      Как определить неисправность каретки?

      Никакой механизм не вечен, особенно если за ним не следить. Именно поэтому рано или поздно кареточный механизм придет в неисправность. Как же определить неисправность? Вообще, это не трудно. Нужно всего лишь быть внимательным. Первый признак – тяжелая езда. Если вдруг крутить педали стало трудно, то, возможно, это неисправность каретки. Налипшая грязь не дает механизму функционировать в нормальном режиме, поэтому ехать становится тяжело. Также характерны скрипы и стуки. Из-за прыжков и сильных физических нагрузок ось может перекосить, или разобьются подшипники. В этом случае будет наблюдаться люфт.

      Если при езде стоя педали начинают заедать или сильно скрипеть, то это верный признак нарушения работы. Тут уже нужен ремонт каретки велосипеда. Или просто замена узла на новый.

      Как снять каретку с велосипеда?

      Итак, для ремонта механизма его для начала нужно снять, извлечь из стакана. Перед тем как начать работы, необходимо почистить место вокруг каретки. Нужно удалить всю налипшую грязь и пыль. Все это делается для того, чтобы потом не занести весь мусор внутрь.

      Как снять каретку с велосипеда? Для начала нужно снять заглушки, которые закрывают доступ к гайке крепления шатуна. Чтобы быстро добраться до интересующего механизма, нужны специальные ключи: шатунная выжимка и съемщик каретки.

      Сначала нужно вставить один конец шатунной выжимки и открутить гайку. Затем вставляем ее другим концом и силой ввинчиваем. Таким образом, шатун сходит с оси и его можно снять. То же самое нужно проделать с другой стороны. Лучше всего начинать работы со стороны, где нет звездочек.

      Следующий шаг – снятие каретки. Вот тут уже пригодится специальный съемщик. Вставляем его, а с другой стороны надеваем гаечный ключ. Приложив немного усилий, можно достать до устройства. Аналогичные действия проводим с другой стороны. Теперь каретка готова к извлечению. Если устройство находится в более-менее приличном состоянии, то дело обойдется только смазкой подшипников. Для этого лучше всего использовать густые смазки. Собирается каретка велосипеда в обратном порядке.

      Как собрать каретку на велосипеде стелс дорожный. Каретка велосипеда: где находится, функции, как снять. Обслуживание велосипедных кареток

      Каретка заднего колеса — это другой узел, с другим назначением, который иногда также называют кареткой, что не совсем точно. Она снимается с велосипеда заодно со всем колесом как его неотъемлемая часть. Задняя каретка велосипеда имеет иную конструкцию: состоит из подшипникового блока, пакета зубчатых колёс цепной передачи и служит ступицей заднего колеса.

      Кареточные стаканы имеют ряд стандартных размеров. Наиболее распространены стаканы длиной 68 мм, тип BSA для горных велосипедов — 73 мм, для особо нагруженных кареток — 83 мм, итальянский тип — 70 мм, использовавшийся на советских шоссейных велосипедах, 100 мм — для фэт-байков. Длина вала каретки имеет следующие наиболее распространённые размеры (мм): 110,113,118,5, 122,5 и 127,5.

      Типы кареток

      Конструктивно каретки подразделяют на открытые и закрытые (картриджные).

      Каретка закрытого типа представляет собой пыле и влагозащищённый блок подшипников — картридж, смонтированный в собственном корпусе. Основное достоинство заключается в том, что неисправная каретка просто меняется на новую. Такие каретки не подлежат ремонту. В эксплуатации они неприхотливы, не требуют регулировки, исключён перекос подшипников, надёжно защищены от попадания грязи.

      Каретка открытого типа собирается непосредственно в кареточном стакане велосипеда. Практически любой старый велосипед имеет каретку данного типа. Чтобы обеспечить нормальную работу каретки и грязезащиту, требуется грамотная сборка и регулировка. Обслуживание каретки велосипеда открытого типа заключается в её периодической промывке и смене смазки подшипников. Сами подшипники — двух видов: сепараторные или закрытые. Сепараторные подшипники наиболее уязвимы в эксплуатации; для них внутренним кольцом служит вал каретки, а наружным — кареточный стакан. Если при работе появился хруст и повышенное сопротивление, значит, пора менять подшипники; для сепараторного подшипника это может означать также смену вала или кареточного стакана. Закрытые подшипники достаточно просто меняются на новые.

      По уровню универсальности и взаимозаменяемости каретки условно подразделяют на интегрированные и неинтегрированные.

      Виды соединения кареток и шатунов

      Существует несколько общепризнанных типов или стандартов соединений кареток и шатунов:

      • 1 SQR — под квадрат;
      • 2 Truvativ Howitzer;
      • 3 Truvativ Powerspline;
      • 4 Truvativ HammerSchmidt;
      • 5 Shimano Octalink v.1;
      • 6 Shimano Octalink v.2;
      • 7 GXP;
      • 8 ISIS Drive;
      • 9 HOLLOWTECH II.

      Особенности ремонта кареток

      Ремонт каретки горного велосипеда отличается от ремонта каретки шоссейного только нюансами. Горные велосипеды рассчитываются на относительно большие динамические нагрузки.

      Ремонт каретки велосипеда в общем случае — задача технически не сложная, так как не требуется специального высокоточного измерительного оборудования и станков. Важно правильно определить параметры каретки и приобрести соответствующие запасные части или узлы. В частности, для замены интегрированной каретки, как правило, требуется знать только её производителя (стандарт) и длину кареточного стакана, причем для моделей 73 и 68 мм (английская резьба) используется одна и та же каретка.

      При ремонте неинтегрированной каретки порядок действий следующий:

      • 1 определить требуемый стандарт каретки (квадрат или шлицевой);
      • 1 определить параметры кареточного стакана (длина, вид резьбы);
      • 1 из руководства по эксплуатации на передний переключатель узнать допустимую линию цепи (chainline);
      • 1 передняя каретка велосипеда должна иметь определённую длину вала — взять из инструкции по эксплуатации;
      • 1 приобрести каретку требуемого стандарта, с необходимой длиной вала и под нужную длину стакана;

      Если передний переключатель E-Type, то требуется искать соответствующую неинтегрированную каретку, тогда как интегрированные каретки совместимы по определению.

      В последнее время на улицах городов становится все больше велосипедистов и поэтому статья о том, как произвести ремонт велосипеда своими руками будет актуальной. Устройство велосипеда не так уж сложно, поэтому разборка и ремонт какой-либо его части можно производить самостоятельно с помощью требуемых инструментов. В данной статье речь пойдет о снятии и ремонте каретки.

      Каретка (или кареточный узел) является подшипниковым узлом, обеспечивающим вращение шатунов и педалей с ведущими звездами относительно велосипедной рамы. Поскольку эта деталь располагается в нижней части рамы, то она постоянно загрязняется и подвергается воздействию воды. В связи с этим подшипники каретки необходимо хорошо защищать от внешних воздействий.

      Снятие каретки

      Велосипед устанавливают в устойчивое положение (можно его перевернуть) и начинают снимать каретку с левой стороны – там, где отсутствуют звездочки. Сначала с каретки снимают оба шатуна, а затем ее очищают от грязи. Особое внимание следует уделить очищению шлицов чашек, поскольку в загрязненные чашки нельзя поставить съемник.

      Сборка и установка каретки разборного типа

      Перед процедурой сборки все детали промывают в керосине, протирают и обсушивают. С новой каретки также следует смыть консервирующую смазку. Кареточный узел рамы осматривают на предмет повреждений и очищают от разного мусора.

      Регулировка каретки

      После сборки каретку всегда регулируют, но иногда это требуется и в случае возникновения люфта после езды по неровным дорогам.

      Езда на велосипеде становится всё более популярной, это универсальный вид транспорта как для перемещения по городу, так и просто для активного отдыха. В процессе эксплуатации велосипеда возникает необходимость в разборке и последующей сборке велосипеда или его составных частей.

      Дорожный велосипед, в котором чаще всего используется одна передача — самый популярный вид велосипеда для города, он прост в обслуживании. В статье рассматривается как разобрать велосипед именно такого типа.

      Работы по разборке велосипеда лучше выполнять на чистом полу, чтобы к смазанным узлам велосипеда не прилипала грязь и мусор. Разобрать велосипед при наличии необходимого инструмента под силу любому физически здоровому человеку за несколько часов максимум.

      Вот основные шаги по разборке велосипеда:

      Шаги не обязательно выполнять по порядку, однако если разбирать велосипед в последовательности указанной в статье, то потребуется меньше времени и работу выполнить будет легче. Можно воспользоваться для разборки велосипеда ремонтным стендом, но это не обязательно.

      Шаг 1: Снимаем педали

      При снятии педалей нужно обратить внимание на следующее: правая педаль со стороны цепи откручивается как обычно против часовой стрелки, левая откручивается наоборот — по часовой стрелке.

      1. Возьмите ключ подходящего размера и отвинтите педали, зацепившись ключом за педаль у самого края шатуна.

      2. Педаль необходимо придерживать свободной рукой, чтобы она не упала на пол.

      Шаг 2: Снимаем левый шатун

      Первым начнём снимать левый шатун, его снять легче, так как правый шатун соединён со звёздочкой. На обоих шатунах стандартная резьба.

      1. Для начала необходимо снять пылезащитный колпачок. Потом открутить болт шатуна в том месте, где шатун соединяется с кареткой. Чаще всего необходим шестигранный ключ, однако могут быть варианты — всё зависит от марки шатуна.

      • Вы должны увидеть резьбу внутри шатуна и вал каретки.

      2. Слегка отвинтите ручку съемника шатуна, как показано на рисунке, толкатель съемника должен спрятаться в его резьбовой части.

      3. Аккуратно ввинтите съемник в шатун. Съемник должен войти на всю глубину, так как при снятии шатунов на резьбу будет прилагаться большое усилие.

      4. Крутите ручку съемника по часовой стрелке, таким образом толкатель будет ввинчиваться на место болта крепившего шатун. Шатун с некоторым усилием должен сняться с каретки.

      Шаг 3: Снимаем колеса

      1. Ослабьте гайки на дропаутах и снимите колёса.

      • Гайки должны быть ослаблены до такой степени, чтобы колеса легко снялись.

      Шаг 4: Снимаем цепь

      После того, как мы сняли заднее колесо, цепь повиснет на раме и задней звёздочке.

      1. Возьмите выжимку цепи. Звено цепи разместите между толкателями выжимки, чтобы оно там плотно разместилось.

      2. С выжимкой нужно работать так само, как и с тисками, направьте толкатель выжимки на тот кусок металла, который соединяет звенья (смотрите рисунок ниже).

      3. Крутите выжимку, покуда соединительный элемент цепи почти не вылезет с другой стороны. Металлическая скоба, которая соединяет звенья цепи, должна остаться в одной половинке звена, при этом вторая половинка должна освободиться и цепь распадётся.

      • Чередуйте закручивание выжимки в цепь и снятие ее с цепи, проверяйте каждый раз не расцепилась ли цепь (пока цепь находится в съемнике вы не сможете этого увидеть). Делайте всё аккуратно, не спешите.

      4. Как только цепь раъединится, её можно снять с велосипеда полностью. Положите её на чистый лист бумаги, чтобы не замазать.

      Шаг 5: Снимаем тормоза

      1. Открутите винты, крепящие внизу руля ручки тормозов.

      2. Снимите с руля ручки тормозов, старайтесь ничего не уронить.

      3. Отвинтите болт на вилке, который держит тормоз.

      4. Сейчас самое время при необходимости поменять тормозные колодки и почистить тормоза.

      • Если тормоза V-брейк (как на рисунке), то необходимо с каждой стороны отвинтить небольшой винт, который удерживает тормозную колодку.

      • После снятия, отвинтите еще один небольшой винт как на рисунке, он удерживает саму колодку, снимите ее с металлической подложки.

      • Поменяйте колодку на новую. Тормозные колодки стоят не дорого, однако существенно увеличивают безопасность на дороге благодаря надёжному торможению.

      Шаг 6: Снимаем руль

      1. Открутите болты, расположенные на выносе рулевой колонки, они плотно фиксируют руль в одном положении.

      2. Не потеряйте запорную пластину после снятия последнего болта.

      Шаг 7: Снимаем рулевую колонку

      Во время выполнения этого шага придерживайте вилку, после выкручивания болтов, которые удерживают колонку в рулевой трубе вилка может выпасть. В результате подшипники могут повредиться. Возможно, вам не придется с этим столкнуться, если у вашего велосипеда рулевая колонка неразборного типа, то такого не случится.

      1. Отвинтите болт сверху на крышке колонки.

      2. На валу колонки отвинтите кольцевые гайки (как раз в это время и может выпасть вилка).

      3. Вытяните рулевую колонку из вилки.

      4. Если есть кольца качения, снимите их с вилки.

      5. Из чашек на раме достаньте подшипники. Положите их на чистый лист бумаги, можете смазать специальной смазкой для подшипников.

      • Для начала очистите подшипник от старой смазки например растворителем.
      • Смажьте шарики подшипника подходящей смазкой.

      6. Запомните, сфотографируйте или запишите расположение колец подшипников и чашек и последовательность разборки. Нужно будет в точности собрать в обратном порядке.

      Шаг 8: Снимаем вилку

      1. Вытащите вилку из рамы так, чтобы не потерять кольцо подшипника из нижней чашки.

      2. Потянув вверх, снимите с рамы кольцо подшипника и чашку.

      Шаг 9: Снимаем правый шатун

      Снимите правый шатун точно по такому принципу, как вы снимали левый. На правом шатуне находится звездочка. Если есть необходимость заменить её, то отвинтите шестигранным ключом болты, которые держат звёздочку на шатуне.

      Шаг 10: Снимаем каретку

      Снять каретку — наиболее трудоёмкая часть работы. Возможно вы сами не справитесь и придётся обратиться к веломеханику. Обратите внимание, что существует большое количество моделей кареток и под них существуют свои специфические ключи. В статье рассматривается демонтаж ISIS каретки. Чашки каретки имеют стандартную резьбу, в каретке же резьба обратная.

      1. Наденьте кареточный ключ на шпиндель каретки, который сам по себе не глубокий. Ключ легко наденется. Работайте аккуратно, не сорвите резьбу и шлицы на каретке.

      2. В ISIS каретке есть 2 части — корпус и стопорная чашка. На них резьба нанесена по разному, проверьте, какой стороной надевается стопорное кольцо. В большинстве случаев у стопорного кольца обычная резьба, оно должно отвинтиться достаточно легко (если сравнивать с другой стороной).

      3. Выберите другую сторону, крутите ключ против часовой стрелки до той поры, покуда не снимется чашка.

      4. Как снимете чашку со шпинделя, переверните раму и вытяните каретку, предварительно вращая ее по часовой стрелке.

      Шаг 11: Снимаем седло

      1. Открутите болт на верху подседельной трубы — там, где седельный штырь вставляется в раму.

      2. Движениями влево-вправо вытащите из рамы седло со штырем.

      Шаг 12: Снимаем стопорное кольцо

      Стопорные кольца на велосипедах с одной передачей находятся на внешней резьбе втулки заднего колеса. Эти кольца предназначены для фиксации задней звёздочки и предупреждения откручивания её, когда педали вращаются назад. Поэтому стопорное кольцо закручивается на втулке в обратном направлении, что способствует плотному прижиму звёздочки. Резьба на стопорном кольце направлена в обратную сторону, это не дает открутиться звездочке во время движения велосипеда вперёд.

      1. Нужно взять съемник для стопорных колец и расположить его стороной с одной насечкой.

      2. Поверните съёмник по часовой стрелке, чтобы открутить стопорное кольцо.

      Шаг 13: Снимаем заднюю звездочку

      На задней звездочке направление резьбы обычное.

      1. Расположите ключ-хлыст на звездочке как показано на рисунке той частью цепи, которая не свисает.

      2. Обмотайте цепь ключа вокруг задней звездочки, натяните цепь в направлении противоположном направлению обмотанной цепи.

      3. С силой проверните ключ против часовой стрелки для того, чтобы снять звездочку. Если будет тяжело сделать это самостоятельно, тогда попросите кого-нибудь вам помочь. Необходимо смотреть, чтобы цепь оставалась на звёздочке.

      Шаг 14: Снимаем шины

      1. Спустите воздух в шинах.

      2. Под обод заведите пластиковую бортировку.

      3. Нажимая, поднимите край шины над ободом по всей длине.

      4. После того как часть шины вытянется из обода, оставшаяся часть вытянется легко.

      5. Протяните бортировкой по колесу, вытяните край шины.

      6. Вытяните ниппель из отверстия в ободе, снимите камеру из шины.

      7. Повторите те же действия, чтобы освободить второй край.

      8. Если камера была проколота, заклейте дырку или замените саму камеру. Можно также установить на ободе специальную протовопрокольную ленту (слиппер).

      • Нормальная или обычная резьба — это резьба, которая закручивается по часовой стрелке, обратная резьба — резьба, которая закручивается против часовой стрелки. Внимательно следите за указаниями по типу резьбы.
      • Регулярное смазывание резьбовых соединений продлевает срок их службы.
      • При снятии деталей желательно произвести чистку и смазку перед установкой обратно на велосипед, что существенно продлит срок службы велосипеда.
      • Внимательно смотрите за направлениями резьбовых соединений закручивающихся узлов велосипеда. Проверьте направление резьбы, если деталь застряла и не хочет проворачиваться. Возможно вы крутите не в том направлении.
      • После снятия детали с велосипеда, внимательно её изучите и запомните как и где она стояла на велосипеде. Можно также делать фотографии этапов разборки велосипеда.

      Предупреждения

      • При повороте педалей или колес на велосипеде старайтесь не размещать пальцы рядом с цепью или звездочками. Вы можете покалечить палец, если он попадёт между цепью и звездочкой.

      Инструменты для разбора велосипеда

      • Тряпки, бумажные полотенца, жидкость для чистки велосипеда
      • Универсальная смазка
      • Шестигранные ключи (набор)
      • Ключ-хлыст
      • Съемник для шатунов
      • Съемник для каретки
      • Кареточный ключ
      • Пластиковые бортировочные приспособления для шин
      • Насос
      • Ключ для стопорного кольца
      • Ключ для снятия педали
      • Выжимка цепи

      Наглядное видео как разобрать велосипед:

      В сегодняшней статье я поделюсь с вами собственным опытом по замене каретки на велосипеде.

      Каретка (bottom bracket), или кареточный узел — это подшипниковый узел, который обеспечивает вращение шатунов с педалями и ведущими звездами относительно рамы велосипеда. Главным предназначением каретки является передача крутящего момента от педалей к колесу велосипеда.

      Каретки бывают двух видов: разборные (подшипники менее крепкие и располагаются в чашечках, которые вкручиваются в раму) и цельные (картриджные, с более прочным подшипниками в жестком корпусе).

      В данном случае я заменил разборную каретку на картриджную.

      Первым признаком необходимости замены подшипников каретки или каретки в целом является шат вала каретки. Иногда чтобы удалить этот шат достаточно просто подкрутить крепления каретки, но когда подшипники уже испортились это не поможет.

      Приступим к снятию шатунов и разборке старой каретки. Как снять педальные шатуны мы уже рассматривали в одной из предыдущих статей.

      Снимаем пластмассовые колпачки с помощью отвертки

      Откручиваем гайки используя съемник

      С помощью съемника снимаем шатуны

      Откручиваем фиксирующую гайку, а также чашечки (у меня не было специального велосипедного ключа, поэтому пришлось делать это с помощью отвертки и молотка)

      Обнаруживаем состояние внутренних подшипников, а точнее то, что от них осталось

      ВАЖНО ! Чашечка с правой стороны (в данном случае с той стороны где расположены звездочки и цепь) откручивается по левой резьбе . То есть чтобы открутить ее нужно вращать ключ на 36 мм по часовой стрелке

      Так выглядит рама без каретки

      Далее приступаем к установке новой каретки (цельной, картриджной). Для этого вам необходимо приобрести в веломагазине каретку с размером вала точно такого же как у вас был установлен (допускается +-2 мм, но лучше плюс чем минус). Чтобы не ошибиться возьмите вал с собой, там ребята точно померят его и подберут вам подходящую каретку. Крепится такая каретка конечно же по-другому и другими ключами нестандартными. Для этого придется купить дополнительно ключ для закручивания креплений новой каретки. Выглядит он вот так и стоит примерно 50-60 гривен (190-210 рублей).

      В моем случае я купил каретку под квадрат с размером вала в 126 мм.

      В комплекте идет сама каретка с креплениями и 2 болта

      Приступаем к установке новой каретки. Для этого тщательно смазываем густой смазкой резьбу на раме, и резьбу крепления каретки, чтобы при следующей замене вы смогли легко выкрутить ее

      Вкручиваем каретку со стороны цепи по левой резьбе. Сначала руками, а потом докручиваем до конца с помощью купленного ключа.

      После этого закручиваем крепление с другой стороны по правой резьбе. Затягиваем крепко но без фанатизма.

      Все новая каретка установлена.

      Как ухаживать за кареткой велосипеда?
      Давно хотел написать краткую статью про обслуживание каретки. Наконец руки дошли до этого. Каретка — очень важный узел, который требует вашего внимания. Следить за кареткой необходимо постоянно. Проверять посадку шатуна на ось и отсутствие люфта каретки необходимо перед каждой поездкой.
      Теперь расскажу про виды кареток и уход за ними.
      Каретка открытого типа с осью под квадрат или клин.



      Самый распространенный вид каретки на всех городских, дорожных и бюджетных горных велосипедах.
      Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки и контргайки.
      Каретка данной конструкции больше всего подвержена негативному воздействию влаги и песка. Открытые каретки необходимо разбирать, чистить и смазывать перед началом и в середине велосезона. Если появился характерный хрустящий звук или легкое постукивание при педалировании, сразу загоняем велосипед на ремонт. Открываем каретку, промываем, смазываем или, если повезло, просто протягиваем шатуны. Работы зависят от текущей неисправности.
      Почаще проверяйте затяжку контргайки и отсутствие люфта – это болезнь данных кареток. Чашки часто откручиваются, и подшипник вываливается прямо на ходу.
      При обслуживании каретки обращайте внимание на выработку на чашках и оси каретки. Если есть характерная выработка или задиры, необходимо менять деталь. Смазывайте каретку только в разобранном виде. Смазку закладываем непосредственно в чашки под подшипник. Накладывать кучку смазки на ось нет никакой необходимости. Нельзя заливать смазку через подседельную трубку. Особенно не подходящие смазки, что-то типа моторного масла или отработки. Есть любители залить отработки, которая потом превращается в эмульсию, которая убивает каретку за сезон, а то и за месяц. Рекомендую не экономить на смазке. Купите хорошую высокотемпературную литиевую смазку. Она позволит уберечь чашки каретки от быстрого износа и задиров. Легкость хода так же зависит от выбора смазки.
      От оси каретки меняется принцип крепления шатунов. Старый и, практически, изживший себя метод крепления – это клиновой. Более распространённый сейчас — это квадрат. Шатун плотно усаживается на ось каретки и фиксируется болтом или гайкой. Снять шатун с оси каретки под квадрат можно только съемником.

      Конечно, можно снять по Русски и использовать ударный и еще какой-нибудь инструмент. Результат в большинстве случаев печален и идем в магазин за новым комплектом шатунов.
      Каретка типа полукартридж с осью под квадрат и ключ для чашек каретки.


      На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на бюджетных горных велосипедах.
      Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, оси каретки, корпуса и контргайки.
      Более надёжная и выносливая чем каретка открытого типа. Корпус каретки и пыльники на чашках помогают сократить попадание влаги и песка в узел. Выпускается в основном с осью под квадрат. Может есть под клин, но я не встречал.
      Чашки более глубокие, чем на открытых, поэтому устойчивость к раскручиванию выше. В плане обслуживания ничем не отличается от кареток открытого типа. Разбираем, чистим и мажем 2-а раза в течении велосезона. При появлении хруста, стука и прочих неприятностей отправляем на ремонт. Если чашки затянуты должным образом, и вы воспользовались хорошей смазкой, то первое что придет в негодность это ось каретки. На ней появится выработка. Ось меняем вместе с подшипниками. На старых шариках так же будет выработка, визуально не разглядите, а новую ось погубите.

      Каретка типа картридж с осью под квадрат и шлиц (octalink/ISIS). Ключ для чашек каретки.



      На городских и дорожных велосипедах встречается редко. Используется на горных велосипедах от эконом класса до полу профессиональных.
      Состоит данная каретка из 2-х чашек, 2-х закрытых промподшипников, оси каретки и корпуса.
      В зависимости от производителя корпус может быть отдельно от подшипников или быть литым с ними. Чашки каретки, особенно левая, могут быть из легких и тонких материалов типа алюминий или пластик. Это нормально. Чашка каретки не несет нагрузку, она ложится на подшипник, поэтому больше зависит от качества запрессовки подшипников и корпуса.
      В дешевых каретках корпус и подшипники будут раздельно, а чашки изготовят из более прочных и толстых материалов. В дорогих каретках правая чашка, подшипник и корпус – это единое целое, левая чашка в основном пластиковая или тонкая алюминиевая. Повторюсь – это нормально, пусть вас это не смущает. Нагрузку заберет подшипник.
      Вообще картриджная — очень удобная каретка. Как говорится, поставил и забыл. Не требует особого ухода, прошла ресурс, выкрутил старую, а новую вкрутил. Ресурс у хороших Китайских, типа VP — 3000-5000 км. Периодически необходимо проверять отсутствие люфта чашки и шатуна на очи. Характерный признак поломки – это ритмичный стук. Лечим протяжкой шатунов или заменой картриджа, при необходимости. Снимается только спец. ключом. Долбить отверткой и молотком не рекомендую, можно повредить резьбу кареточного узла на раме. Чтобы избежать прикипания каретки, и потом не страдать при замене, уделите ей 30 минут времени и смажьте литолом резьбы на чашках.
      В последнее время на рынке стало появляться много дешевых картриджей. Розничная стоимость 250-300 рублей. Держал в руках, не понравились. Очень хлипкие, корпус тонкий, жёсткости не дает, от грязи и воды не защитит. Качество подшипников тоже под вопросом. Запрессованы они топорно, вертикаль не соблюдена. Такая каретка, скорее всего, будет иметь биение. Ресурс такого узла не будет превышать 1000-1500 км. Плавность хода, скорее всего, будет страдать от кривизны запрессовки подшипников. Не экономьте, купите каретку понадежнее. Из доступных по цене это VP, NECO, KENLI. Если что-то дороже, тогда Shimano, BBB, SunRace, Sram.
      В креплении шатунов более надежны оси под шлиц, тип Octalink или ISIS. При выборе данной конструкции вы должны понимать, что стоимость и каретки и шатунов в разы превышает комплекта с осью под квадрат. Если вы не профессиональный гонщик, думаю, стоит сделать выбор в сторону квадрата. Выбор кареток и шатунов с осью под квадрат больше в разы, чем под шлиц. Это личное мнение, брать за основу не стоит.

      Каретка для односоставных шатунов.

      Состоит из 2-х чашек, 2-х открытых подшипников, 2-х осевых гаек, 2-х колец и контргайки.
      Хитрая конструкция, которая нашла применение в основном на детских велосипедах. Несколько раз встречал на взрослых круизерах и дорожных велосипедах. Честно, я так и не познал преимуществ данной каретки над кареткой открытого типа.
      Специфика конструкции в том, что в каретке нет оси. Роль оси в каретке выполняют шатуны.


      Вдобавок посадочное место в разы больше, чем в стандартных каретках и использовать иную каретку не возможно. Если рассматривать как каретку для детских велосипедов, по мне, вполне подходит. Для взрослых использовать я бы не стал. Сама конструкция мне не очень нравится, и перейти потом на картридж, при желании, возможности нет. Фиксация осевых гаек контргайкой слабовата, под высокой нагрузкой, скорее всего, будет болтаться. В общем, каретка такая есть, почти все детские велосипеды сейчас на ней. Постоянно проверяем затяжку контргайки и перед сезоном обслуживаем. На наличие выработки проверяем чашки и осевые гайки. В основном выработка встречается на осевых гайках. Если есть выработка, меняем всю каретку и подшипники.

      Есть еще каретки интегрированные и каретки для BMX.

      Лично не ремонтировал, поэтому особо рассказать не могу.
      Для интегрированных свой спец. инструмент и крепление шатунов. Для BMX свои системы крепления шатунов.
      Интегрированную ищем на проф. велосипедах. Легко узнать по вынесенным наружу подшипниках. В ремонте стоимость чуть дешевле самолета. Использовать на своем велосипеде для катания с друзьями по лесу и городским паркам не рекомендуется. Может сильно ударить по семейному бюджету.

      Статью заканчиваю. Свои пожелания, исправления или ругательства можете оставлять в комментариях.

      Источники:

      http://moy.bike/karetka/
      http://velo-tur.net/remont-velosipeda/kak-razobrat-velosiped.html
      http://sashamoto.ru/velosiped/kak-snyat-karetku-s-velosipeda-bez-semnika.html
      https://musculat.ru/crossfit/kak-sobrat-karetku-na-velosipede-stels-dorozhnyi-karetka-velosipeda/

Adblock
detector