Как снять звездочку с велосипеда

Обслуживание, ремонт и замена кассеты велосипеда

Каждый велосипедист знает, что для поддержки работоспособности транспортного средства необходимо за ним вовремя ухаживать. В обязательном порядке необходимо смазывать все движущиеся детали байка и проводить своевременную регулировку. Для самостоятельного обслуживания и качественного ремонта лучше иметь необходимый набор инструментов, ведь для снятия и монтажа деталей гораздо удобней использовать специально предназначенные приборы.

кассета заднего колеса

Кассета с набором звезд заднего колеса

Одна из важнейших деталей велосипеда — кассета, крепящаяся на заднем колесе и состоящая из набора разной величины звёзд трансмиссии. Фиксация на барабане обеспечена за счёт шлицевой посадки, а к задней втулке механизм крепится стопорным кольцом. Возможность вести велосипед на разной скорости, переключая передачи, обусловлена наличием кассеты. Так как механизм непосредственно участвует в движении транспортного средства, он со временем изнашивается. Некоторые элементы кассеты велосипеда могут требовать замены, но иногда приходится заменить и всю конструкцию. При полноценном уходе за байком, чтобы добраться до необходимых деталей с целью обслуживания или ремонта, таких как, например, задняя втулка или спицы, тоже придётся снимать систему звёзд.

Виды кассет

Количество звёзд в системе колеблется от семи до десяти. Материалом для изготовления конструкции могут служить сталь, титановые или алюминиевые сплавы. Большее распространение получили стальные изделия, хромированные или покрытые другим материалом, предупреждающим коррозию. Итак, различаются велосипедные кассеты по следующим характеристикам:

  • конструкция,
  • материал,
  • количество, диапазон звёзд,
  • совместимость с видом велосипеда.

Число возможных скоростей, доступных велосипедисту, зависит от количества звёзд механизма. По типу велосипеда подбираются соответствующие кассеты. Например, для горных байков число диапазона звёзд должно быть больше, чем у городского велосипеда. Зависимо от выбранного механизма варьирует и его цена.

Вариации видов кассет обусловлены различным креплением звёзд на стопорном кольце и между собой. Система может разбираться, а может быть цельной.

  • Разборные кассеты. Такой механизм можно разобрать полностью на отдельные элементы.
  • Скреплённые в неразборный узел соединением Паук, одним или несколькими. Пауками могут скрепляться группы звёзд по несколько штук, при износе можно менять отдельную часть. А в случае если система соединена одним крепежом, менять придётся механизм целиком.
  • Цельнолитая конструкция. Конусный блок сделан одной деталью, не разбирается.
  • Блочная выполнена в виде цельной детали из средних звёзд, крепящейся между большой и маленькой звездой.

звезды и кассета велосипеда

Разборная кассета велосипеда

Снятие кассеты с велосипеда

Итак, если потребовалась замена кассеты на велосипеде, некоторых её элементов или возникла необходимость обслуживания, нужно вооружиться некоторыми инструментами:

  • съёмник,
  • гаечный ключ,
  • хлыст.

Съёмник кассеты являет собой ключ со шлицами, подходящими под стопорное кольцо, разводной ключ необходимо подобрать размером под него.

Первое, что требуется сделать, перед тем как снять кассету с велосипеда, демонтировать заднее колесо. Далее, переходим к следующим действиям:

  1. Съёмник нужно вставить в пазы стопорного кольца, убедитесь, что шлицы ключа плотно сели внутрь механизма.
  2. Наденьте хлыст на цепь, удерживая ним самую большую звезду, чтобы кассета не проворачивалась, откручивайте разводным ключом гайку съёмника против часовой стрелки.
  3. Полностью открутите стопорное кольцо и аккуратно снимите механизм с колеса.
  4. Сняв систему звёздочек, разберите её на элементы. Звёзды и шайбы, находящиеся между ними, разложите на подготовленной поверхности так, чтобы при сборке не спутать последовательность расположения деталей.

Вместо хлыста можно воспользоваться старой цепью от велосипеда, прикреплённой к рукоятке, а вот снимать механизм без съёмника куда сложнее. Если у вас в наличии имеется шлицевая трубка, подходящая под кассету, то можно использовать её, откручивая гаечным ключом. Более варварскими методами, с помощью отвёртки и молотка, снимать механизм не рекомендуется, так как можно его повредить. Разве что деталь полностью пришла в негодность и больше вам не нужна.

Обслуживание и ремонт кассеты велосипеда

Любая часть конструкции транспортного средства нуждается в своевременном обслуживании, и кассета не является исключением. Особого ухода требует разборный механизм. Тщательно осмотрите снятую кассету и все её детали, возможно, придётся произвести замену системы или же поменять некоторые сточенные звёздочки.

щетка для кассеты

Чистка механизма плоской щеткой

Необходимо почистить все составляющие механизма плоской щёткой. Можно воспользоваться лёгким моющим средством, но не растворителем, затем протереть детали насухо. Смазывайте детали очень тонким слоем смазки во избежание налипания грязи при последующем использовании велосипеда. Цепь велосипеда также нужно вычистить от загрязнений, при надобности сразу заменить, так как она приходит в негодность гораздо быстрее кассеты.

При замене цепи учитывайте её совместимость с системой звёзд. В случае если пришлось поменять какие-либо детали, они должны полностью соответствовать предшествующим элементам. Новую кассету ставить следует с тем же значением передаточного отношения, что и старый механизм, потому как все детали трансмиссии подобраны неслучайным образом.

Установка кассеты на велосипед

Сборка системы производится строго в порядке, обратном снятию.

  1. Основание кассеты установите на втулку.
  2. Звёздочки надеваются поочерёдно с шайбами, если кассета разборная. Блоками или цельной деталью крепятся к основе, зависимо от конструкции.
  3. Собрав все элементы, закрутите стопорное кольцо по часовой стрелке при помощи съёмника и гаечного ключа.
  4. Убедитесь в правильности сборки механизма и верните на место колесо велосипеда.

Все механизмы велосипеда нуждаются в периодическом обслуживании и ждать пока что-то сломается не стоит, потому как технический осмотр и правильный уход могут предупредить поломку. Своевременная замена отслуживших деталей поможет избежать возможных неприятностей в будущем.

Ремонт вилки

Ремонт и обслуживание передней пружинной вилки велосипеда

Втулка с подшипниками

Замена подшипника заднего колеса велосипеда не вызовет у вас сложностей, если вы разберётесь во всех нюансах и особенностях обслуживания этой детали. Состояние подшипников, их своевременное обслуживание и замена является залогом безопасной езды.

кассета и колесо

Советы по выбору кассеты для велосипеда. Полезные советы по выбору кассет и эксплуатации их в зависимости от местности.

Что делать, если нужно снять каретку на велосипеде: подробная инструкция

Если выезд на велопрогулку выполняется довольно редко, то человек может никогда не столкнуться с необходимостью проведения описанной в статье процедуры. А вот регулярное использование двухколесного транспорта рано или поздно потребует соответствующего обслуживания. Ниже разберемся, как снять каретку с велосипеда, произвести ее дальнейший разбор, чистку и смазку.

Что такое каретка

Педали велосипеда крепятся к шатунам, а те, в свою очередь, вкручиваются в каретку. Последняя представляет собой вал, помещенный в специальную полость рамы – стакан. Как несложно догадаться, располагается элемент в нижней части велосипеда. Основное назначение каретки – соединение шатунов и их круговое движение в процессе педалирования.

каретка велосипеда

На разные модели велосипедов устанавливаются разные каретки. Они отличаются по следующим параметрам:

  1. Размер. Наибольшее распространение получили 68 мм узлы. Однако в профессиональной среде можно встретить длину вала 110 мм, 113 мм и 122,5 мм.
  2. Ремонтопригодность. Картриджные не подлежат обслуживанию, при возникновении скрипа или люфта они заменяются на новые. Разборные подлежат обслуживанию: чистка с последующим нанесением свежего смазочного материала.
  3. Материалы. Недорогие каретки могут иметь с одной стороны пластиковую чашку, которую легко сломать при разборке. Ниже укажем метод, который позволит избежать повреждения компонента в процессе снятия детали. Также большую роль играют сальники, которые уберегают подшипники от попадания влаги: чем они лучше, тем дольше не потребуется ремонт.

каретка велосипеда, полукартридж

Выявляем неисправность

Описываемые далее признаки будут актуальны также для задней каретки велосипеда, а точнее втулки. Первым сигналом появления проблемы станет характерный звук. Скрип появляется при недостаточном количестве смазки, а хруст – когда в подшипники попала грязь.

Важно! Все признаки определяются во время движения, визуально поломка не видна. Вторым сигналом станет затрудненное проворачивание педалей и стук в нижней части велосипеда. При большом накате наблюдается выработка детали. В таком случае появится люфт.

Финальная проверка проводится при стоячей езде. Необходимо набрать скорость и встать на педали, если проблема присутствует, то ее признаки усилятся.

Как снять каретку с велосипеда

Сразу предупредим, без съемника процедуру практически невозможно выполнить. Если попытаться произвести снятие без специального инструмента, велика вероятность поломки чашки каретки.

снятие каретки с велосипеда

Необходимые инструменты:

  • выжимка шатуна (если шатун снимается без нее, то потребуется головка 14 мм или шестигранный ключ 8 мм);
  • небольшой разводной ключ или набор рожковых ключей;
  • плоская отвертка;
  • молоток среднего размера;
  • съемник каретки для откручивания стакана (зависит от модели каретки, фирмы производителя).

Обратите внимание! Дополнительно может потребоваться болт М8 с шагом резьбы 1 мм и проставочные гайки. Он необходим для более надежной фиксации съемника и предотвращения «слизывания» шлицов.

очистка каретки велосипеда от грязи

Перед началом процедуры велосипед рекомендуется протереть от грязи, так она не попадет в резьбовые соединения. По окончании подготовительного этапа можно приступать к непосредственному снятию каретки.

Пошаговая инструкция:

  1. Снять шатун со стороны звездочек:
    • Подковырнуть пластиковые заглушки на болтах.
    • Выкрутить фиксирующий болт, используя выжимку или головку на 14 мм. В зависимости от модели, также применяется шестигранник на 8 мм.
    • Применить выжимку для снятия шатуна. Она вкручивается во внутреннюю резьбу, затем зажимается гайка, которая двигает толкатель.
  2. На этом этапе станет видна чашка и сама каретка. Начинают с правой стороны, поскольку на левой в ряде случаев устанавливается пластиковая чашка, которая легко ломается при выкручивании. Такая неприятность потребует полной замены каретки на велосипеде. Левый шатун можно не трогать – он снимется сам по завершении процесса.
  3. Взять съемник каретки и примерить его к шлицам чашки. Если зацеп плохой, рекомендуется применить болт М8 следующим образом:
    1. На болт надеть несколько свободно двигающихся гаек и шайбу.
    2. Поставить съемник и зафиксировать его в шлицах путем вкручивания болта в каретку.

    откручивание каретки велосипеда

    Обслуживание каретки

    Дальнейшая разборка, чистка и смазывание движущихся элементов каретки выполняется в такой последовательности:

    1. Левая чашка бала снята еще в момент выкручивания каретки. Правая же осталась запрессована на втулке. Чтобы ее демонтировать, необходимо в ось вкрутить болт шатуна, затем взяться одной рукой за стакан, а второй, при помощи молотка, сделать несколько ударов по головке болта.
    2. Теперь получен доступ к пыльникам, прикрывающим подшипники. Выковыриваются они обычной отверткой с плоским краем. После того, как удалось снять пыльник с каретки велосипеда, станут видны подшипники. Если нет – значит доступ перекрывает сепаратор. Эта деталь устанавливается в случае, если шарики подшипника не скреплены между собой. Она тоже извлекается любым острым предметом.

    снятие пыльника, прикрывающего подшипник

    На этом обслуживание каретки завершено. Осталось установить ее в раму велосипеда в обратной последовательности.

    Как установить на ваш велосипед две ведущих звезды.

    Из-за того, что производители шатунов не предвидели слишком большого количества замен ведущих звездочек в домашних условиях, не существует идеальной комбинации звездочек 28/39T с диаметром крепления 104мм (BCD), поэтому вам придется идти на компромисс. Можно легко найти комбинацию Truvativ (28T) и TA Chinook (40T). Control Tech делает специальный комплект 29/40 для шатунов 94mm BCD. Также можно легко приобрести комбинацию 34/24 от Race Face.

    Меняем ведущую звезду 1x9 на две 2x9

    2. Установите звездочки в нужном положении.

    Самые распространенные на рынке шатуны для трех звездочек с диаметром крепления (BCD) 104мм и далее идут 94мм, для шатуна с BCD 104мм вам понадобится установить внешнюю звездочку на середину лапок, а внутреннюю звезду на внутреннее кольцо лапок. С шатунами 94мм BCD вам нужно установить внешнюю звездочку на внешний (большой) радиус лапок, а меньшую звезду на середину лапок.

    Меняем ведущую звезду 1x9 на две 2x9

    3. Отрегулируйте ограничители на переднем переключателе.

    Так как вы будете ездить только с двумя звездами, вам необходимо отрегулировать ваш передний переключатель соответствующим образом, из-за того, что он рассчитан на работу с тремя, а не двумя звездами. Сделайте нужные регулировки с помощью ограничительных винтов. Звезды Control Tech будут использовать средний и внешний ограничители переключателя, поэтому нужно заблокировать внутреннее положение. В варианте с TA/Truvativ используются внутреннее и среднее положение, поэтому нужно заблокировать внешнее (положение большой звездочки).

    Меняем ведущую звезду 1x9 на две 2x9

    4. Проверьте работу переключателя.

    Когда вы сделали необходимые регулировки переднего переключателя на стенде, совершите небольшую поездку и проверьте работу переключателя. Обычно работа под нагрузкой немного отличается и может потребовать дополнительной настройки для лучшего результата. Потребуется несколько минут, чтобы получить необходимое ощущение нового переключателя, особенно когда вы по привычке попытаетесь переключиться в положение, которое теперь недоступно, но вы быстро привыкните.

    Меняем ведущую звезду 1x9 на две 2x9

    Меняем ведущую звезду 1x9 на две 2x9

    Полезные советы.

    Двойная выгода: Иногда вы можете наткнуться на задешево продающийся передний переключатель, специально оптимизированный для работы с двумя звездочками. Это особенно полезно для велосипедов с полной подвеской, на которых временами случаются трудности с зазором при использовании стандартного механизма переднего переключателя, который установлен ниже, для работы с двумя более маленькими звездами.

    Расширьте его: Иногда бывает трудно настроить направляющую цепи, чтобы цепь проходила аккуратно и тихо. В этом случае вы можете использовать несколько тонких шайб, чтобы аккуратно расширить задний вход в направляющую, чтобы дать возможность цепи проще входить, когда она находится на крайних положениях кассеты.

    Аккуратнее с карбоном: Если края лепестков ведущей звездочки упираются прямо в карбоновые лапки шатуна, аккуратно закруглите гайки болтов крепления звездочки, там где они касаются карбона, чтобы предотвратить разрушение шатунов.

    Как снять и одеть цепь на велосипеде

    Как снять и одеть цепь на велосипеде

    Быстро и эффективно справляться со сложными ситуациями помогают навыки ремонта и обслуживания двухколесного друга. Сегодня поможем решить проблему, как снять велосипедную цепь в домашних условиях, посмотрим устройство замка, определим необходимые для работы инструменты .

    Конструкция велоцепи и ее особенности

    Велосипедная цепь — это достаточно простая конструкция из металла, основное предназначение которой передача крутящего момента на заднее колесо. Большие динамические нагрузки во время езды приводит к износу цепного механизма, поэтому велосипедисту необходимо представление об устройстве.

    Цепь состоит из отдельных звеньев, в каждом есть:

    • внутренняя и наружная пластины;
    • пин (ось);
    • ролик;
    • втулка.

    Основное различие конструкций в наличии или отсутствии замка. Замочная велоцепь имеет специальное зажимное устройство, замок. Такое устройство удобнее при ремонте, но в эксплуатации сплошная конструкция надежнее, у нее меньше слабых мест.

    снять цепь

    На синглспидах цепь ходит по звездочкам прямо, практически без отклонений, и может не меняться весь период эксплуатации байка. Со скоростными велосипедами все сложнее: между передними и задними звездами нет ровной линия, цепь располагается под углом относительно рамы. Поэтому владельцам скоростных велосипедов задумываться, как снять цепь приходится чаще. Своевременная замена цепного механизма позволит избежать износа всей трансмиссионной конструкции.

    Диагностика неисправностей

    Основным признаком, что что-то пошло не так, считается неточное переключение передачи посторонние шумы при движении.

    цепь велосипед

    Экспресс-метод диагностики помогает определить без специальных инструментов, что цепь нуждается в замене. Выставьте переключатель скоростей на самую большую звездочку. Оттяните цепь в сторону от зубьев. Оцените получившийся зазор. Если в него входит больше 4 зубцов, то велоцепь нуждается в срочной замене. Два зубца «предупреждают» о том, что ездить конечно можно, но износ уже не за горами.

    Вообще, решать вопрос о том, как снять цепь с велосипеда, приходится в следующих ситуациях:

    • необходимость замены старой детали;
    • установка на байк новых переключателей скоростей;
    • укорачивание длины на несколько звеньев;
    • чистка конструкции от грязи и налипшего мусора.

    Последовательность действий при снятии цепи

    Алгоритмы действий при работе со сплошной и замочной конструкцией будут несколько отличаться. Итак, вы осмотрели цепь и обнаружили зажимное устройство (чаще всего именно на нем выбито название бренда).

    1. Отверткой или вязальной спицей поддеваете клещевой зажим. Работайте аккуратно, стараясь не повредить элемент и не потерять, он пригодится при установке на место.
    2. Затем расцепляете все звено. Без инструментов справиться не удастся, пользуйтесь пассатижами или клещами для размыкания.
    3. Снимаете цепь и выполняете нужные действия.

    Если замка нет, то чтобы снять цепь, вам придется потрудиться.

    1. Определитесь со звеном, которое будете вскрывать. Возьмите специальный инструмент – выжимку. С её помощью удобно и легко выдавить пин (ось звена).
    2. Разместите выбранное звено так, чтобы напротив пина располагалась выжимная ось.
    3. Крутите ручку и выдавливаете ось звена. Направление выдавливания – в сторону винта выжимки, то есть на себя.
    4. Контролируйте, чтобы пин не выскочил из гнезда, иначе потом его трудно будет поставить на место. Велоцепь готова к замене или ремонту.

    Обратите внимание: если снимаете цепь уже не в первый раз, то размыкайте другое звено. Так вы уменьшите вероятность расшатывания звеньев.

    Алгоритм установки

    Запрессовка пина проводится в обратном порядке: соединяете между собой соседние звенья, винтом вдавливаете ось на место. Осталось проверить ход конструкции, для этого несколько раз крутаните педали.

    Провисаний и посторонних звуков нет – работа выполнена правильно. Проблема как снять цепь на велосипеде и установить ее обратно благополучно решена.

    Источники:

    https://aktsport.ru/velosiped/zamena-i-remont-kassetyi-velosipeda.html
    https://nakolesah.guru/chto-delat-esli-nuzhno-snjat-karetku-na-velosipede-podrobnaja-instrukcija/
    http://bike-crimea.com/stati/menyaem-vedushhuyu-zvezdu-1×9-na-dve-2×9.html
    https://zextrem.com/zemlya/velosport/kak-snyat-cep-s-velosipeda.html