Ростовки велосипедов: таблица. Как определить ростовку велосипеда
При выборе «железного коня» многие ориентируются на что угодно, только не на ростовку велосипеда. Кто-то считает важнейшими параметрами размер колес, удобство седла или мягкость движения. Для кого-то важен лишь материал, дизайн и цвет транспортного средства. Однако важнейшим критерием выбора должен быть безусловный комфорт ездока, а это может быть достигнуто лишь наличием ключевых элементов.
Главные параметры выбора
Чтобы подобрать оптимальную модель велосипеда, необходимо в первую очередь обратить внимание на размер и конфигурацию рамы, комфорт седла и качественные характеристики привода. Однако основными показателями продуктивной и безопасной езды считаются высота (ростовка) рамы велосипеда и его руль. Неграмотно подобранная геометрия может существенно навредить здоровью спортсмена вследствие неправильного распределения нагрузки на запястья, позвоночник и колени.
Безусловно, лишние физические воздействия на колени и ступни вполне возможно компенсировать, если правильно настроить подсидельную трубку, однако наклон корпуса над транспортным средством вряд ли получится изменить. Именно поэтому очень важно знать, как определить ростовку велосипеда.
Из истории определения подходящей высоты
Для определения оптимального размера транспортного средства, необходимо учитывать несколько параметров. В истории советских велосипедов все было гораздо проще – в то время выпускались только шоссейные и дорожные типы велосипедов. Геометрия рамы всегда была стандартной. Положения седла и руля можно было отрегулировать при необходимости. Основной акцент делался на высоту горизонтальной трубы, т. к. ее нельзя было отрегулировать или изменить. Поэтому только эта ростовка рамы велосипеда являлась основным параметром при выборе транспортного средства.
Развитие велоиндустрии
С появлением на рынках спортивных товаров новых моделей велосипедов усложнились и параметры выбора. Появились новые конфигурации рамы, а в некоторых современных байках изменилось расположение подсидельной трубы. Сегодня некоторые модели имеют нерегулируемую рулевую конструкцию.
Однако самым сложным моментом при выборе транспортного средства считается то, что многие изготовители используют различные величины длин и по-разному считают высоту рамы. Теперь кроме ростовки велосипеда учитывается размер колес, расстояние между рулем и седлом, высота сиденья. Именно высота подсидельной трубы играет основную роль. Ведь при слишком низкой раме спортсмену в буквальном смысле приходится задирать ноги выше головы, а при спрыгивании с высокого седла можно травмировать пах.
Общие рекомендации при выборе железного коня
Главное в выборе конфигурации рамы – это предполагаемый режим использования велосипеда. Для езды по парковым зонам с хорошими дорожными покрытиями подойдет прогулочный велосипед. В этом случае размер не будет играть особой роли, ведь нагрузки будут возникать редко. Здесь можно оставить дополнительное пространство – выбрать руль чуть повыше, а седло чуть пониже.
Гоночные и дорожные велосипеды – полная противоположность прогулочному. Спортсмену необходим низкий руль. Это обеспечивает облегчение быстрого педалирования. Для данного типа транспортного средства основным критерием выбора становится ростовка шоссейных велосипедов. Размер рамы в этом случае должен полностью соответствовать росту ездока.
Для туристических (или кросс-кантри) моделей подходят общие рекомендации. Это универсальный стиль велосипедов.
Универсальное правило выбора
Прежде чем начать тестирование различных видов посадки, необходимо воспользоваться универсальным правилом выбора. Такой способ позволит быстро подобрать оптимальную высоту рамы.
Если встать над рамой велосипеда так, чтобы сиденье уперлось в спину, оптимальная величина между верхней трубой рамы и областью промежности будущего владельца должна быть в пределах 5-15 сантиметров. При чрезмерно большом расстоянии во время движения возможно нарушение устойчивости велосипеда, а маленьком – возникнет ощущение дискомфорта во время езды.
Однако это чисто эмпирический подход. Для более качественного определения совместимости спортсмена и его транспортного средства используют профессиональный способ.
Научный подход
Опытные велосипедисты никогда не ограничиваются лишь измерением высоты всего одной трубы. При выборе железного коня профессионалы используют англоязычную аббревиатуру ЕТТ. Это понятие связывают с эффективной длиной велосипеда. Числовое значение ЕТТ рассчитывают как длину отрезка, проведенного параллельно дорожному покрытию. Начало отсчета этого отрезка лежит в верхнем краю рулевой трубы, а его конец лежит в верхней точке подсидельной трубы (которую называют ST). При этом учитывается и ростовка велосипедов.
Опытные велосипедисты никогда не опираются на данные производителя и все измерения проводят самостоятельно. Так происходит из-за частых ошибочных данных, приведенных в документации к велосипеду.
Конфигурации рам – особенности типов
Для каждого типа велосипеда существует определенная геометрия рамы. Поэтому при выборе транспортного средства, необходимо помнить некоторые важные моменты.
- Благодаря эталонному типу и понятной геометрии прямой рамы универсального кросс-кантри, при выборе данной модели велосипедов достаточно воспользоваться универсальным правилом. Здесь особые требования следует уделить лишь выносу руля и форме сиденья.
- Шоссейные велосипеды должны иметь идеальную раму, поскольку каждый миллиметр движения корпуса велосипедиста при езде влияет непосредственно на скорость и мощность движения транспортного средства. Здесь обращают внимание на геометрию рамы, ее длину и качество рулевого управления.
- При выборе горного велосипеда или рамы типа «даунхил» необходимо учесть страховочное расстояние под седлом и на уровне руля, что особенно актуально при неожиданном падении или срабатывании вилки. Ростовка горных велосипедов должна идеально подходить спортсмену.
- Прогулочные велосипеды – круизеры. Здесь главным критерием выбора является удобство при езде, поэтому особое значение имеет положение рук и комфорт седла.
Как определить нужную высоту
Используя научный подход, при определении подходящей ростовки велосипедов для детей или взрослых можно использовать специальные формулы. Одним из вариантов определения требуемого параметра для шоссейного или дорожного велосипеда может стать такой расчет:
SIZE (С-С) = 0,65 х ВП или SIZE (С-Т) = 0,67 х ВП, где
SIZE (С-С) – рост рамы, определяемый как расстояние от уровня пола до линии центра каретки – верхний обрез подседельной трубы;
SIZE (С-Т) — рост рамы, определяемый как расстояние от уровня пола до линии центра каретки –высшая точка подседельной трубы;
ВП – высота промежности будущего владельца велосипеда.
Когда продавцы указывают рост рамы велосипеда, всегда нужно уточнять методику измерения. В первом случае рост рамы «C-C» (centre-centre), а во втором – «C-T» (centre-top).
Для определения ростовки горного велосипеда соответствующие формулы имеют такой вид:
SIZE (С-С) = 0,67 х ВП — 120 мм или SIZE (С-Т) = 0,67 х ВП — 100 мм.
Нельзя забывать, что при выборе горных моделей значение имеет величина расстояния от подседельной трубы до руля. У этого типа велосипедов можно отрегулировать высоту седла, в то время как руль по высоте откорректировать практически невозможно.
Зачем нужны таблицы ростовки велосипедов?
Номинальные размеры, приведенные в технической документации, не всегда точны. Производитель может указать, например, высоту подсидельной трубки или расстояние от центра каретки до точки соединения продолжений верхней трубы и рулевой колонки. Каждый изготовитель может указать какие-то свои измерения. Несмотря на то что все они будут по-своему правильны, методика измерений может внести некоторую неясность и запутать покупателя. Поэтому приобретать велосипед «на глаз» опасно – его необходимо протестировать, посидеть на нем, прочувствовать.
Чтобы не возникало путаницы, разработчики создали определенные таблицы, которые могут в некоторой степени облегчить выбор транспортного средства.
Базовые параметры
Любые методики определения ростовки женских велосипедов, мужских, подростковых или детских моделей могут оценить индивидуальные анатомические особенности владельца, его привычки или стиль езды. Поэтому только личный опыт спортсмена поможет выбрать оптимальную модель и размер транспортного средства.
Ростовка велосипеда. Как выбрать?
До начала 1980-х велосипеды разного размера различались исключительно тем, что верхняя труба на велосипедах большего размера размещалась выше. Так как у велосипедистов различного роста длина верхней части тела также различается, производители устанавливали выносы разной длины с целью компенсации одинаковой длины верхней трубы. Позднее появились рамы, имеющие пропорционально изменяемую длину верхней трубы. С тех пор размеры рамы велосипеда различались не на 2 дюйма, а на 2-3 см.
Выбор размера рамы велосипеда
Число, обозначающее размер рамы, обычно указывает длину подседельной трубы. Последующая сложность выбора оптимального размера рамы заключается в отсутствии единых стандартов для определения длины подседельной трубы велосипеда. Также сложно определить, где именно заканчивается подседельная труба.
По старому стандарту измерения это расстояние от каретки до верхнего края подседельной трубы. Но некоторые изготовители решили, что это чересчур просто, потому предложили брать расстояние от центра каретки до точки пересечения подседельной трубы с верхней трубой велосипедной рамы.
Некоторые модели велосипедов, в конструкции которых труба подседельная выступает за верхнюю рамную трубу (а таких немало) измерялись от центра каретки до точки пересечения с верхней трубой.
Модели велосипедов со слоупинговой геометрией (таковых сейчас большинство) измерялись расстоянием между кареткой и виртуальным пересечением с верхней трубой велосипеда, как если бы последняя шла параллельно земле.
Длина верхней трубы велосипедной рамы
Когда говорят про размеры рамы велосипеда, обычно подразумевается длина подседельной трубы. Ранее она была единственной переменной, но с возникновением пропорциональной системы изготовления рам, при которой части её изменялись пропорционально при изменении размера велосипедной рамы, длина подседельной трубы ушла на второй план. Сейчас высота подседельной трубы дополнилась ещё одним параметром размера рамы, а именно — длиной верхней трубы. Данная часть геометрии велосипедной рамы значительно определяет посадку велосипедиста. Ясно, почему нельзя покупать слишком высокую раму, но непонятно, почему слишком маленькую раму тоже нельзя брать. Ранее можно было бы на это ответить, что седло и руль на маленьких рамах находятся слишком низко. Но это было бы внятным ответом лишь 20 лет назад, когда ещё не было подседельных длинных штырей, а выносы различались исключительно длиной, но с началом массового выпуска горных велосипедов и запчастей к ним появились длинные подседельные штыри и самые разные выносы, на любой вкус. Сегодня есть много систем подбора рамы, требующих измерения разных длин тела велосипедиста. Их надо использовать с определёнными корректировками под себя. Такая система позволяет получить рекомендации относительно длины подседельной трубы, а также верхней трубы рамы, с правильными выносами велосипедного руля. К примеру, Вам могут предложить длину подседельной трубы 58 см, а длину верхней трубы — 66 см. Из означенных 66 см 61 см может приходиться на верхнюю трубу, а 5 см — на вынос, либо 54 см может приходиться на верхнюю трубу, а 12 см — на вынос. Конечно, не следует пользоваться экстремальными комбинациями, поскольку велосипед может начать управляться странно из-за изменения позиции рук относительно поворотной оси велосипеда.
Угол подседельной трубы
Сравнение 2-х рам по длинам верхних труб будет правильным в случае, если у них равный угол подседельных труб. 1 градус угла подседельной трубы обычно добавляет 1 см к длине верхней трубы. Вообще угол подседельной трубы весьма важен, однако в рамах велосипеда различного размера эти углы различаются не столь сильно, как, к примеру, длина верхней трубы. Перемещение седла вперед-назад помогает выбрать оптимальную позицию его и, если имеются серьёзные нестыковки размеров, есть специальные подседельные штыри, предполагающие различные регулировки положения велосипедиста. Положение седла относительно каретки – это ключевой признак, определяющий правильность подобранной на велосипеде посадки. Масса тела на велосипеде распределена по 3-м точкам:
- Седло велосипеда поддерживает корпус и таз.
- Педали держат ноги.
- Руль — опора для рук.
Ноги и таз несут на себе массу тела велосипедиста, но руки и запястья не предназначены для этого. Дискомфорт рук — распространённая жалоба у велосипедистов, он вызывается неправильной посадкой. Боль в плечах, руках, запястьях, шее часто бывает из-за неправильной подгонки руля. Менее очевидна связь регулировки положения седла с проблемами в данной области. Можно провести небольшой эксперимент:
Встать посреди комнаты, наклонить тело вперёд, так, будто вы едете на велосипеде. Затем сделать то же самое, прислонившись к стене спиной перед прогибом вперёд. Тогда вы обнаружите, что нельзя принять позу велосипедиста без падения вперёд либо не держась за что-либо, поскольку нельзя поддерживать баланс тела, не отодвигая таз назад, ведь таз — это как бы противовес верхней части тела, наклонённой вперёд. Основную массу велосипедиста должны нести педали, однако, если седло сдвинуто чересчур сильно вперёд, ноги не способны поддерживать верхнюю часть тела. Тогда придётся наклоняться вперёд, сильней опираться на руль, нагружая свои руки. Разные стили катания предполагают различные силы давления на велосипедные педали. Гонщики используют значительную силу, потому сёдла их немного сдвинуты вперёд. А для любителей и для использующих велосипед для “моциона” более предпочтительна посадка со сдвиганием седла назад. У рам для триатлонистов и гонщиков с раздельным стартом иногда имеется угол подседельной трубы, достигающий 90 градусов. Аэродинамичные красивые рамы данных велосипедов сделаны с расчётом на то, что масса велосипедиста приходится на руки, согнутые в локтях, которыми тот держит разделочный велосипедный руль типа “лежак”.
Таблица ростовок шоссейных и fixed gear байков
Её подобрать труднее, поскольку определяют её не конкретные размеры частей тела, а скорее физическая форма велосипедиста и его стиль езды. Низкий руль подразумевает наклоненную вперёд и вниз посадку. Рассмотрим 2 крайности. Первая — старый дедуля, проезжающий 50 км за год на скорости до 15 км/ч, вторая — подлинный профессионал велоспорта, с неимоверной силой тянущий за собою велосипед в финишном рывке на скорости свыше 60 км/ч. Дедушка тихонько жмёт педали, вся его масса приходится на седло. Если посадить его на велосипед, у которого низкий руль, то он вскоре ощутит боль в руках и в запястьях, шея и плечи сильно устанут. При этом корпус спринтера удерживают ноги, крутящие педали и тянущие вверх тело. Руль на себе не несёт вес велосипедиста, кроме того, спринтер его тянет вверх для компенсации усилия ног. Тело спринтера пребывает в абсолютной гармонии с рулём, расположенным низко.
Идеальное расположение велосипедного руля зависит от физической формы велосипедиста и интенсивности педалирования. Весной рекомендуется постановка руля повыше и опускание его в ходе обретения физической формы. Велосипедист, постоянно крутящий педали, комфортнее будет чувствовать себя при более низко расположенном руле.
Как измерить размер рамы велосипеда рулеткой
Многие выбирают велосипед по размеру колёс, некоторые – по цвету. Главное, конечно же, это удобство спортсмена, а оно достигается следующим ключевыми элементами:
- Размер рамы велосипеда и её конфигурация.
- Удобство седла.
- Качество привода.
На самом деле, только рама и руль серьёзно влияют на положение седока и могут либо создать идеальные условия для педалирования, либо серьёзно подпортить удовольствие от катания. Самое важное – неправильно выбранная рама может повредить велосипедисту, так как серьёзные нагрузки будут приходиться на неподготовленные для этого участки тела, такие как запястья или колени.
Но если нагрузку на колени или ступни можно скомпенсировать настройкой подсидельной трубы или педалями, то наклон тела над велосипедом поддаётся изменению очень редко. Потому, чтобы сохранить здоровье и получать настоящее удовольствие от катания, следует знать, как определить размер рамы велосипеда.
Общие рекомендации по выбору
Режим использования
Главное в выборе рамы – это тип катания. Как можно использовать велосипед?
- Прогулочный велосипед. Размер, на самом деле, не особо важен, потому что нагрузки будут редкими и не очень серьёзными. Можно оставлять дополнительное пространство для удобства: раму пониже, руль повыше, чтобы было легко слезать с велосипеда.
- Гоночная и дорожная езда – полная противоположность прогулочной. Седоку желательно иметь максимально низкий руль, чтобы использовать дополнительную силу при педалировании. Размеры рам в таком случае должны точно соответствовать росту велосипедиста, универсальных изменений будет недостаточно.
- Туристический или городской кросс-кантри – универсальный стиль, к нему более или менее подходят общие рекомендации.
Универсальное правило
Универсальным правилом необходимо проверять любой велосипед, прежде чем перейти к тестированию различных типов посадки. Это же правило поможет быстро выбрать размер рамы.
Итак, следует стать над рамой велосипеда, чтобы седло упёрлось в спину, и расслабиться. В этот момент расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно составлять от 5 до 15 сантиметров.
Слишком большое расстояние уменьшит устойчивость велосипеда на трассе и, скорее всего, соответствует слишком короткой базе, а слишком маленькое создаст неудобства и большую вероятность травмы.
Научный метод
Если подходить с профессиональной стороны, то для определения размера рамы никак недостаточно просто измерить одну из труб, используется ETT – аббревиатура расшифровывается как «эффективная длина велосипеда». Вычисляется ETT как длина отрезка, параллельного земле, проведённого от верхнего края рулевой трубы до продолжения прямой подсидельной трубы (которая сама называется ST).
Опираться же на конкретного производителя велосипедных рам не стоит, даже приведённые в документах размеры иногда оказываются ошибочными. Измерения следует делать самостоятельно.
Особенности типов рам
На что следует обратить внимание, выбирая велосипед? Рассмотрим рекомендации по типу рамы.
- Универсальный кросс-кантри. Прямая и понятная рама делает данный тип эталонным. При выборе используем универсальное правило и внимательно смотрим на вынос руля и конфигурацию седла. Они могут быть «неожиданного» размера и серьёзно изменить конфигурацию.
- Рамы шоссейного велосипеда должны подходить идеально, так как каждый сантиметр рычага двигающегося тела прямо влияет на мощность и скорость. Важно обратить внимание не только на конфигурацию и длину, но и на руль, который принимает на себя очень большую нагрузку, соответствующую весу спортсмена.
- Для рам даунхил- и горных велосипедов особенно важно оставить страховочные расстояния как под седлом, так и на уровне руля – не имеет смысла подбирать конфигурацию, которая помешает при внезапном падении или полном срабатывании вилки.
- Круизеры. Главное – это удобство. Обращаем внимание на положение седла и рук. На номинальные размеры нет смысла смотреть, так как даже в рамках модельного ряда одного производителя они могут отличаться.
Таблицы размеров
Каждая приведённая ниже таблица размеров поможет определиться с интересующим спектром моделей, но главное, что следует знать – ни один размер нельзя определить точно. 18 или 24 дюйма – это оценка производителем вполне конкретного расстояния – например, длины подсидельной трубы, или расстояния от центра каретки до точки соединения продолжений верхней трубы и рулевой колонки – измерений может быть множество!
Потому, очень опасно покупать велосипед через интернет или «на глаз» — любой байк следует протестировать в деле, посидеть на нём, почувствовать максимальное расстояние от сиденья до педалей.
Базовая таблица
Универсальные значения, которые можно применять для первичных прикидок.
Двухподвесные модели
Сложно подобрать размер в случае двухподвеса – высокая мобильность и амортизатор меняют конфигурацию иногда слишком серьёзно.
Шоссейные велосипеды
Обычно покупатели таких велосипедов знаю и какую модель, и какой размер им нужен, но всё бывает в первый раз, и даже профессионалам следует узнать стандартные ростовки.
Детские
Конечно, ребёнку совсем не важно, какой размер рамы, и на любой раме ему уже через полгода будет неудобно, но покупать велосипеды «на вырост» всё же не стоит, если дорого здоровье суставов малыша.
Трюковые велосипеды
Приводим таблицу для BMX велосипедов – она примерная, так как профессионалы, пожалуй, начинают подбор велосипед не под рост седока, а под планируемые трюки и свой акробатический уровень. Да и травмы от длительных нагрузок в трюковом спорте далеко не так вероятны, как падения и неожиданные удары.
Заключение
Выбор велосипедной рамы – это определение размера. Размер максимально важен для тех, кто много катается, но не должен быть забыт и другими велосипедистами, ведь от конфигурации и размера рамы зависит самое ценное – здоровье человека.
Выбор размера горных и городских велосипедов
Исключением являются складные велосипеды, т.к. они доступны в одном размере и рассчитаны на среднестатистического человека ростом от 155 до 185 сантиметров.
Выбор размера дорожных и шоссейных велосипедов
Размер рамы (сантиметры) | Ваш рост (сантиметры) | Размер рамы (у.е.) | Длина труб рамы (подседельной/верхней) |
---|---|---|---|
49 — 51 см. | 157 — 163 | XS | 42 / 52 см. |
51 — 54 см. | 163 — 170 | S | 44 / 53,5 см. |
55 — 57 см. | 170 — 178 | M | 50 / 55,5 см. |
57 — 59 см. | 178 — 183 | M/L | 53,5 / 57 см. |
58 — 60 см. | 183 — 190 | L | 55,5 / 58,5 см. |
61 — 63 см. | 190 — 198 | XL | 58,5 / 61 см. |
Выбирая велосипед для тренировок либо участия в соревнованиях, точно подобранный размер рамы имеет важное значение, так как непосредственно влияет на результат.
Выбор размера детских велосипедов
Возраст ребенка | Рост (сантиметры) | Диаметр колес (дюймы) |
---|---|---|
1 — 3 | от 75 до 95 | < 12" |
3 — 4 | от 95 до 101 | 12" |
4 — 6 | от 101 до 115 | 16" |
6 — 9 | от 115 до 128 | 20" |
9 — 13 | от 126 до 155 | 24" |
Что касается подбора размера детского или подросткового велосипеда, то здесь принципы немного отличаются. Такие велосипеды подбираются по диаметру колеса.
На что еще стоит обратить внимание при выборе размера рамы.
Стиль катания: вы наверно обратили внимание, что всегда есть «вилка размеров», так при одном росте можно купить велосипед как одного, так и другого размера.
Телосложение и вес: еще одним фактором, влияющим на выбор размера рамы, является телосложение велосипедиста. При худощавом или обычном телосложении можно приобрести большую ростовку велосипеда. Если вы крупный и много весите, лучше взять раму на размер меньше — будет удобнее садиться, легче слезать и рулить.
Дополнительные регулировки: если рама вам немного не по размеру, или вы какой-то особенный, вы всегда можете подкорректировать ваше положение, отрегулировав высоту седла и наклон выноса руля.
Как самостоятельно измерить размер рамы велосипеда.
Размер рамы велосипеда определяется расстоянием от верхнего среза подседельной трубы до центра кареточного узла (рис.1). Соответственно, при изменении размера подседельной трубы, пропорционально меняются и все остальные размеры велосипеда. Если вам необходимо узнать размер рамы велосипеда в дюймах, вы можете перевести полученное числовое значение в дюймы из расчета 1 дюйм = 2,54 сантиметра.
Почему важно правильно подобрать велосипед по размеру.
Правильно подобранный размер рамы влияет не только на комфорт, но и на безопасность вашего катания. Если вы будете кататься на велосипеде неподходящего размера, то в случае экстремальной ситуации, например резкого торможения, вы можете получить травму. Также нельзя выбирать слишком маленькую ростовку, так как у вас будет неправильная посадка, вследствие чего будут неправильно нагружаться коленные суставы, что может также привести к дальнейшим травмам.
Что такое размер рамы и почему не стоит пренебрегать точностью измерений?
Размер велосипедной рамы – это обозначение общих параметров всех труб, с которых состоит рама: нижней, верхней и подсидельной. От изменения длины одной, автоматически меняеться длина остальных. Они как-бы работают коллективно.
Размер рамы рассчитан на определенный рост человека. Потому лучше подбирать велосипед под того, кто будет кататься, а не на вырост. Это называется – подогнать ростовку. Не правильно подобранная рама повлечет за собой в последствии боль в спине, коленях и суставах, что повлияет на качество езды и на здоровье в целом. Потому пренебрегать нельзя, да бы не покалечиться.
Почему дюймы?
Размеры рамы разные производители записывают как в метрической системе так и в дюймах, а иногда обозначают как размеры одежды: «эсками» и «эльками». Параметры каждой модели можно узнать из паспорта велосипедной рамы.
Так повелось, что в международном формате, ростовки велосипедов чаще записывают в дюймах. Что бы перевести в метрическую систему, вам понадобится умножить размер рамы на коэффициент 2,54 и вы получите значение размера в сантиметрах.
Но собеседник в магазине или на форуме скорее поймет вас, если будете говорить о ростовке в дюймах.
Размер 16” на какой рост
Что бы увидеть всю картину по ростовкам и понять для какого роста подходит размер рамы 16 дюймов, смотрим на усредненные данные по разным производителям. В таблице ниже указаны соотношения между высотой человека и размером рамы велосипеда.
Обычно в каждом модельном ряде присутствуют не все ростовки, и бывают ситуации, когда нужного размера велосипедной рамы нет.Для нестандартных ситуаций, где рост выше или ниже из имеющихся, изготовители предлагают выбирать другую модель или делать раму на заказ. Но это не дешевый вариант и на бюджетные модели не распространяется. Потому рекомендуется определиться из того что есть.
Рама 16 дюймов подходит взрослому человеку со средним ростом 1,50-1,65 метра. Или подростку с теми же параметрами. Ее размеры будут 40,6 сантиметров.
16 дюймовые рамы – это самый распространенный размер среди молодежи и старшего поколения. И даже спортсмены, которые вписываются в параметры роста, скорее выберут 16-ку , когда вопрос будет стоять между 15”,16” или 17”. Потому что велосипед с такой рамой будет более устойчивый, обтекаемый и аэродинамичный, что очень важно на соревнованиях. Иногда из-за таких мелочей можно выиграть решающую секунду.
Как правильно измерить себя
Что-бы убедиться, что размер рамы 16 дюймов подходит, не поленитесь обмерять себя. Нужно узнать высоту в полный рост и длину ног с внутренней стороны. Для этого попросите кого-то ассистировать вам с рулеткой и карандашом.
Встаньте у стены, расправьте плечи. Поставьте первую отметку вверху у головы и вторую между ног у промежн. Померяйте рулеткой. Высоту сверьте с таблицей.
А вторая отметка пригодится для более точного определения размера рамы. Когда будете знать какая именно модель вам нужна, тогда с помощью формулы рассчитайте необходимую высоту труб и их соотношение к расстоянию от каретки к концу подседельной трубы.
Что нужно учитывать при выборе
- Для чего вам нужен велосипед? Если городской, то можно брать раму побольше. Круизеры созданы для комфортной езды. Если горный, то – впритык, так им будет проще управлять.
- Какая модель вам нравиться?
- Соотношение цена/качество.
Размер рамы велосипеда и рост: как выбрать правильную ростовку?
Так что же такое ростовка? Размер рамы или ростовка – это зависимость роста велосипедиста к раме велосипеда. Выбрав нужную ростовку, вы гарантируете езду без мук и ломоты в спине и коленях, и это при ежедневном использовании. В дорогих, специализированных магазинах подготовленный продавец владеет информацией по ростовке велосипеда и вы можете смело положиться на его мнение. Но стоит и самому знать азы по столь важному параметру.
История ростовок
До распада СССР все было гораздо проще. Выпускались стандартные модели и рама была одинаковой у большинства велосипедов, а различались они в основном названиями. И взрослые и дети ездили как могли, кто под рамой, кто на багажнике, кто сидя на самой раме.
Верхняя труба в рамах советских велосипедов была строго горизонтальная и ростовка корректировалась по этому единственному параметру. В нынешнее время геометрия рамы велосипеда значительно расширилась. К тому же у большинства велосипедов подседельная труба располагается не прямо, а под углом. В некоторых моделях нет регулировки руля по высоте, а седло регулируется в диапазоне от 5 до 10 сантиметров.
Все это и многое другое осложнило покупателю выбор подходящей для него модели. Однако высота горизонтальной трубки была и есть самым главным параметром. Необходимо заметить, что безусловного критерия по выбору не существует. Соотношение роста и размера рамы обладают большими «допусками». Однако они дают уяснить, на что нацеливаться при самостоятельном выборе велосипеда подходящей вам ростовки.
Используемые в формулах обозначения
Формул для расчета довольно много и они недостаточно точны. Каждый производитель, подчеркивая свою значимость, меняет их подгоняя под новые модели велосипедов. Но к счастью, формулы учитывают особенности конкретного велосипеда, а не среднестатистического человека.
Обозначения:
- С – длина подседельной трубки.
- SS – длина между рулем и седлом.
- Size (C – C) – длина от центра педальной каретки до середины горизонтальной трубки.
- Size (C – T) – длина от центра педальной каретки до верхней точки подседельной трубки.
- ВП – высота промежности человека.
Ну если с первыми четырьмя пунктами все более или менее понятно, то пункт пять высота промежности вызывает вопрос: что это и как ее вымерять? Чтобы правильно измерить высоту промежности вам понадобится ровная палка (либо строительный уровень и т. п.) и ровная стена. Станьте лицом к стене, без верхней одежды, зажав уровень в верхней точке между бедер. Постарайтесь чтобы уровень был в горизонтальном положении относительно пола. Сделайте отметку на стене и измерьте расстояние от отметки до пола. Это и есть высота промежности.
Как определить подходящую ростовку велосипеда: формула.
Формула ростовки шоссейного велосипеда отличается от формулы ростовки горного велосипеда.
Формула для шоссейного велосипеда выглядит следующим образом:
Для горного велосипеда расчет по другой формуле:
Способ примерки
Приведем пример простого способа выбора ростовки рамы. Расположившись сверху горизонтальной трубки рамы велосипеда, прикоснитесь спиной к седлу. Расстояние от паха до горизонтальной трубки должно быть в диапазоне от 5 до 15 сантиметров.
При экстремальной езде 5–12 см, при езде по проселочным дорогам 5–7 см, при езде по дорогам 3–5 см, и при езде по асфальту 2–3 см. Расстояние может колебаться от индивидуальных пропорций тела и наклона верхней трубки рамы. Подрегулируйте высоту седла. Нога, которая находится в нижнем положении чуточку согнута в колене, а так практически прямая. Поставив ноги на педали, прокрутите их назад. Постарайтесь понять удобно вам или нет. Первые ощущения, как правило, оказываются весьма полезными.
Как выбрать велосипед по росту?
Выбор размера горных, городских и гибридных велосипедов
Одна из популярнейших таблиц для выбора велосипеда. Эта таблица объединяет в себе большое множество размерных таблиц известных производителей велосипедов.
Покупая горный велосипед, уверенно обращайтесь к этой таблице. Есть, конечно, горные велосипеды с удлинённой рамой, но их не так уж много изготовляются такие велосипеды по индивидуальному заказу.
При выборе городской модели следует внимательно присмотреться к подседельному амортизатору. Дело в том что при наличии подседельного амортизатора вы полностью не посадите седло как в горном велике. Поэтому при росте в 180 сантиметров лучше выбрать велосипед с 17 ростовкой, чем с 19. А при росте 160 лучше взять 16 ростовку вместо 18.
Выбор размера дорожных, шоссейных велосипедов (в т. ч. Giant Compact Road™)
Выбирая шоссейный велосипед, пользуйтесь ниже приведенной таблицей. Она составлена из каталога Giant 2014 г. Все велосипеды с геометрией Compact Road.
Выбор размера складных велосипедов (Author, Giant, Shulz, Strida и др.)
Практически все складные модели предназначены для человека ростом от 150 до 190 сантиметров. И доступны они в единственном размере.
Модели складных велосипедов | Полный рост велосипедиста, сантиметры |
Author Samplex 2015 | 150–190 |
Giant FD-806 | 155–195 |
Giant FD-806GTS | 150–180 |
Shulz Max | 170–200 |
Shulz Mika | 150–190 |
Shulz Krabi V-brake | 155–195 |
Shulz Krabi Coaster | 160–195 |
Strida Evo | 155–190 |
Выбор размера детских велосипедов
Детские велосипеды разделяются исходя из роста и возраста ребенка. Ребенок может расти как быстрее, так и медленнее и усредненные показатели таблицы не всегда совпадают с реальными данными. Так что смотрите сами, ведь покупать каждый год новый велосипед несколько затратно, а приобрести один скажем на 3–4 года будет вполне логичным действием.
Возраст ребенка, лет | Полный рост ребенка, сантиметры | Размер велосипедного колеса, дюймы (in) |
от 2 до 3 | 80–90 | меньше 12 |
от 3 до 4 | 90–100 | 12 |
от 4 до 6 | 100–120 | 15 |
от 6 до 9 | 120–130 | 19 |
от 9 до 13 | 130–160 | 22 |
Выбор размера BMX велосипедов
Если вы остановили свой выбор на велосипеде BMX, то нужно отметить что выбирается он сугубо индивидуально. Чтобы не ошибиться в выборе стоит попробовать покататься на BMX знакомого или друга. Велосипед должен подходить под вашу индивидуальность.
Возможно вам больше понравиться удлинённая рама, а возможно – укороченная. Шаблонная таблица в данном случае довольно размыта. Но если нет возможности опробовать BMX, то приведенная ниже таблица позволит приблизительно понять, что вам нужно.
Полный рост велосипедиста, сантиметры | Размер рамы (ростовка), дюймы (in) |
130–145 | 19 |
145–165 | 20 |
165–175 | 21 |
175–190 | 22 |
Общие рекомендации и часто задаваемые вопросы
Как выбрать из пары велосипедов, которые подходят вам? Главное понимать для какого стиля езды вам нужен данный велосипед. Если это агрессивно-активная езда стоит отдать предпочтение раме с уменьшеной ростовкой, у вас будет запас между горизонтальной трубкой и пахом что позволит чувствовать себя уверено и не бояться получить травму паха. Да и сам велосипед будет более подвижным и юрким. При спокойном стиле вождения стоит выбрать раму с большей ростовкой. Это придаст вам уверенности в управлении и комфортной езде.
Какая ростовка больше подойдет худощавому телосложению, а какая полному? Если вы худощавого телосложения, то не стоит даже задумываться, берите раму с большей ростовкой. При полной фигуре следует выбрать раму с меньшей ростовкой. Вам намного комфортней будет садиться на велосипед и управлять им.
Выбирая из нескольких велосипедов, присмотритесь регулируются ли высота седла и вынос руля. Вы всегда сможете подрегулировать седло под свой рост, а вот если хотите увеличить вынос руля придется отдельно купить шток длиннее.
У меня уже была статья на тему, как выбрать правильный размер велосипеда, в которой я пытался донести основную мысль: размер рамы, это не то — что на ней пишут в виде цифр типа 19″, 58см или букв XL.
Эти обозначения говорят лишь о высоте подседельной трубы — не слишком ценная информация, учитывая многообразие геометрий современных велосипедов.
Поэтому на вопрос «какой размер рамы выбрать при росте ХХХ» есть лишь один ответ — смотрите на длину, а не на высоту.
При подборе велосипеда через интернет, когда нет возможности на нем прокатится, открывайте сайт производителя и ищите там таблицу Geometry для нужной модели. Вам нужно значение ETT.
ЕТТ (estimated top tube) — это воображаемая линия, которая проходит от верха рулевой трубы до подседельного штыря. Так как иногда путают, я хочу подчеркнуть, что речь идет не о физической длине верхней трубы, а именно о воображаемой линии, которую можно провести только на собранном байке.
Я получал немало вопросов от начинающих велосипедистов, каким же образом узнать, какое значение ETT им подходит. Самым лучшим способом, без сомнения, является собственный опыт.
Если у вас есть возможность поездить на разных велосипедах, то правильная длина рамы ощущается инстинктивно. В принципе, у всех нас есть друзья, с которыми можно договориться о часовом тест-драйве, этого хватает, чтобы понять.
Однако есть и научный способ — это вычисления при помощи различных онлайн-калькуляторов ETT, встречающихся в интернетах. Я немного недолюбливаю эти сервисы, потому что зачастую они дают разные значения, причем не всегда соответствующие реальной практике.
Тем не менее, один такой калькулятор меня вполне даже впечатлил, попробуйте. Этот сервис не для халявщиков: чтобы узнать нужные вам размеры, придется изрядно потрудиться. Одному не справиться, нужен помощник со строительным уровнем и рулеткой.
Зато считает довольно точно, я получил свой любимый ЕТТ 630 мм-650 мм для горного байка и
600 мм для шоссейника. Главное — это точный обмер вашего тела, если вводить цифры на глазок, то калькулятор выдает совершенно дикие значения.
Впрочем, я не ручаюсь за этот сервис, потому что мой приятель сказал, что для него он подобрал более короткую длину, чем ту, к которой он привык. Это неудивительно, наверно, невозможно учесть все варианты строения человеческого тела.
Возможно, мои читатели пользуются какими-то другими калькуляторами, которые доказали свою точность, прошу запостить ссылки в комментах.
Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.
Читать также:
- Велосипед для начинающих за 15 000
- Как выбрать фару для велосипеда
- Как тренироваться зимой — турбо-трейнеры
Ростовка
Под ростовкой понимают размеры рамы велосипеда. Таблица обычно отражает этот параметр в дюймах. Хотя встречаются буквенные и сантиметровые обозначения. Что нужно, чтобы правильно определить высоту рамы? Самое главное — знать свой рост. Только точно, а не с разбросом в 10 см. В остальном поможет сориентироваться таблица размеров велосипедов под рост.
Размерные сетки
В зависимости от производителя и типа катания ростовка будет различаться. Поэтому перед покупкой нужно ознакомиться с таблицей соответствия для каждой конкретной модели. Особенно это актуально при покупках в интернет-магазинах, т. к. здесь нет возможности примерить.
Универсальная таблица «Размер велосипеда»
Руководствуясь этой таблицей, нетрудно подобрать размер велосипеда. Но подходит она исключительно для классических рам. В случае выбора горного или BMX-байка придется ориентироваться на другие цифры.
Размер рамы в дюймах | Размер рамы в сантиметрах | Условное буквенное обозначение | Рост велосипедиста в сантиметрах |
13 | 33 | XS | 130-145 |
14 | 35,6 | XS | 135-155 |
15 | 38,1 | S | 145-160 |
16 | 40,6 | S | 150-165 |
17 | 43,2 | M | 155-170 |
18 | 45,7 | M | 165-175 |
19 | 48,3 | L | 172-180 |
20 | 50,8 | L | 178-185 |
21 | 53,3 | XL | 180-190 |
22 | 55,9 | XL | 185-195 |
23 | 58,4 | XXL | 190-200 |
24 | 61 | XXL | 195-210 |
Формула для расчета
Путем нехитрых вычислений можно высчитать оптимальный размер велосипеда по росту. Таблица в этом случае не понадобится. Сначала нужно измерить высоту промежности. Это расстояние от пятки до паха. Хорошо, если кто-то поможет. Тогда результат будет более точным. Полученное число (остается в см) умножают на 0,66, если собираются приобрести велосипед типа шоссейного. Если нужен горный, то коэффициент берется несколько меньше – 0,57. Полученные в результате числа обозначают высоту рамы в сантиметрах. Чтобы перевести их в дюймы, нужно результат разделить на 2,54. В общем виде формулы выглядят так:
Для шоссейного велосипеда: ВП*0,66/2,54.
Для горного: ВП*0,57/2,54.
Особенно актуален расчетный метод при заказе через интернет-магазин, если поставщик не создал таблицу размеров велосипеда.
Несколько рекомендаций
- Для скоростной езды используют велосипеды с рамой на размер больше.
- Покупать 1 байк на двоих можно только в том случае, если разница в росте катающихся не превышает 10 см.
- Для выполнения трюков подойдут велосипеды меньшей ростовки (примерно на 2 размера).
- Пожилым людям удобней ездить на железном коне с маленькой рамой. То же касается и полных велосипедистов.
- При покупке байка нужно продумать заранее, где он будет использоваться.
- Оптимально покупать велосипед с ростовкой в размер или чуть меньше.
Контрольная примерка
Если все еще не ясны предпочтительные размеры рамы велосипеда, таблица в этом тоже не очень помогла, то нужно покупать в магазине или на рынке. Здесь обычно предоставляют возможность прокатиться и почувствовать себя на железном коне. Чем непременно нужно воспользоваться. Это позволит избежать многих проблем в будущем, в том числе травм.
Чтобы удостовериться, что рама не велика, нужно поставить байк между ногами. Обувь должна быть такой, в какой покупатель собирается кататься, колени прямые, спина касается седла. Между промежностью и рамой должно остаться расстояние, примерно равное ширине ладони. Для шоссейных чуть меньше: 5-10 см, для горных и BMX побольше: 10-20 см.
Кататься на байке с рамой, касающейся паха, травмоопасно. При спрыгивании велика вероятность удара о верхнюю трубу.
Выбор велосипеда для ребенка
Здесь есть некоторые принципиальные отличия. Во-первых, не нужно приучать дитя сразу к взрослому велосипеду или покупать его на вырост. Это чревато травмами. Ребенок не будет свободно дотягиваться до педалей. Вынужденный постоянно тянуться, он может упасть или соскользнуть с сиденья и удариться о раму. Также у него не хватит сил нажать на тормоза, т. к. ручки у них велики. Да и нажимаются они слишком туго.
Во-вторых, детские велосипеды лучше подбирать не только по размеру рамы, но и по диаметру колеса. В конце концов, расстояние до рамы регулируется за счет высоты седла и руля. В этом поможет сориентироваться таблица «Размер велосипеда для ребенка».
Как подобрать велосипед по росту
Комфортное катание на любимом байке напрямую зависит от правильно выбранного размера рамы. Особенно это актуально для тех, кто занимается спортом или участвует в соревнованиях.
Как правильно подобрать велосипед
Стоя на земле, велосипед поместите между ног. Если между промежностью и верхней трубой помещается ладонь, то ростовка подобрана правильно. Такой запас нужен для того, чтобы обезопасить себя, спрыгивая с байка.
Подобрать минимальный размер рамы можно следующим образом:
- — Встать у стены.
- — Измерить расстояние от пола до промежности.
- — Для горных байков результат нужно умножить на 0,57; для треккинговых на 0,63; для шоссейных на 0,66.
- — Полученное число разделите на 2,54. Это и будет размер рамы в дюймах.
Конечно, такие расчеты можно назвать относительными, принимая в расчет все существующие стили катания. Выбирая велосипед, не стоит останавливаться на очень маленькой модели. Хотя лучше ошибиться с такой, чем выбрать слишком большую.
Еще одним параметром, который определяет ростовка велосипеда, является его длина. Этот фактор очень сильно влияет на посадку при езде на байке. К счастью, на него можно воздействовать некоторыми приемами и техническими решениями. Добиться более вертикальной и удобной посадки можно, установив более короткий вынос руля или же изменить его угол (если он регулируемый). Также можно переместить седло вперед, если у Вас складывается ощущение, что переднее колесо отрывается от земли или чуть касается ее.
Любителям езды по шоссе или на большие расстояния следует предпочесть байк с длинной рамой, т.к. короткая не очень удобна для долгих заездов, но зато она обладает большей маневренностью и юркостью.
Встречаются следующие виды обозначения ростовки:
- » (дюймы);
- условные единицы (XS, S, M, L, XL);
- сантиметры (cm).
Как выбрать подходящий размер горных, гибридных и городских велосипедов
Рекомендации к горным: выбирая хардтейл, можно смело прибегать к помощи таблиц, которые легко можно найти в интернете. Хотя бывают исключения. К примеру, модель Gary Fisher по базе несколько длиннее, чем большая часть велосипедов остальных производителей. Это следует принять во внимание тем, кто больше предпочитает прогулки занятиям спортом. У двухподвесов очень часто встречаются только 2-3 размера.
Рекомендации к городским и гибридным: при выборе таких моделей следует обратить внимание на амортизационный подседельный штырь. Он не дает опустить седло в раму до конца. Поэтому велосипедистам, имеющим рост 177 см, лучше всего приобрести модель с 18″ рамой, а не с 20″. А тем, у кого рост 165 см, удобнее всего будет ездить на 16″ раме.
Как выбрать подходящий размер дорожных и шоссейных велосипедов
Сделать правильную покупку поможет таблица, которую можно взять из каталога велосипедов Giant.
Размер рамы (обычная геометрия)
Размер рамы (геометрия Giant Compact Road™)
Длина труб рамы (подседельной/верхней)
Как выбрать подходящий размер складных велосипедов
Очень много таких моделей продаются в одном, рассчитанном на среднестатистического человека, имеющего рост 155-185 см, размере. Если рекомендовать по определенным моделям, то тем, у кого рост превышает 183 см, больше всего подойдут Author Simplex, Shulz Goa 8 V-brake, Shulz Goa 8 Disc.
Как выбрать подходящий размер ВМХ велосипедов
Ростовка этих трюковых байков – длина верхней трубы рамы. Мерой измерения также служит дюйм. К выбору такого велосипеда нужно подходить индивидуально. Кто-то любит кататься на байках, имеющих короткую раму, а кому-то нравится длинная. Чтобы точно определиться с выбором, стоит одолжить покататься ВМХ у друзей или родственников. Если рассматривать модели фирмы Giant, то просматривается следующая закономерность: рамами с меньшей ростовкой оснащают те модели, которые стоят не очень дорого. Они в первую очередь рассчитаны на подростков, которые покупают такие недорогие велосипеды.
Как выбрать подходящий размер детских велосипедов
При выборе велосипеда для ребенка, в первую очередь нужно ориентироваться на его рост. Ниже приведена таблица соотношения размера колеса к росту ребенка.
Рост ребенка | Диаметр колеса |
95-105 см | 12″ |
105-110 см | 14″ |
110-115 см | 16″ |
115-120 см | 18″ |
120-135 см | 20″ |
135-155 см | 24″ |
Многие полагают, что выбор размера колес детского велосипеда зависит от возраста ребенка, но это не совсем верно, так как дети в разном возрасте имеют разный рост.
Источники:
https://www.syl.ru/article/336652/rostovki-velosipedov-tablitsa-kak-opredelit-rostovku-velosipeda
https://3bike.ru/articles/frame_size_table
https://ex3msport.life/velosport/kak-izmerit-razmer-ramy-velosipeda-ruletkoj.html
https://www.velograd.ru/usefull/kak-podobrat-velosiped-po-rostu/