Как выбрать покрышку для велосипеда

Как выбрать покрышку для велосипеда

О шинах

Шина — это упругая резиновая оболочка, которая устанавливается на обод велосипедного колеса. В своей конструкции имеет металлический или полимерный корд, являющийся её каркасом. Благодаря шине поглощаются колебания и вибрация, проявляющаяся по причине несовершенства дорожного покрытия. Шины различаются по своему размеру, рисунку протектора и составу. Также существуют бескамерные шины – в шинах такого типа воздух удерживается непосредственно самой покрышкой, герметично прижатой к ободу.

Требуется тщательно выбирать покрышку под свой стиль езды. На бездорожье плохо подобранная покрышка может привести к падениям (из-за плохих сцепных качеств), а на дороге может доставлять дискомфорт (от лишних вибраций).

шоссейные велосипеды

Шоссейные велосипеды — 27-дюймовые колеса. Для шоссейных велосипедов применяются узкие шины (18-27 мм) высокого давления. Рабочее давление шин шоссейных велосипедов обычно составляет от 6 до 9 атм. На шоссейных велосипедах могут устанавливаться однотрубки («трубки», «велотрубки»), в которых камера и покрышка представляют собой единое целое. Благодаря этому велотрубки несколько легче классических шин, но их невозможно (или очень трудно) отремонтировать при проколе и неудобно монтировать в полевых условиях (такие трубки приклеиваются к ободу).

городские и гибридный велосипеды

Диаметр колес 26 и 28 дюймов. На многих складных велосипедах устанавливаются колёса 20 дюймов. У городских велосипедов обычно используются шины «слики». Эти шины почти полностью гладкие. Рисунок протектора иммет небольшие канавки,которые способствуют быстрому и эффективному стеканию воды и грязи.

Для езды по мягкой почве выбирают более широкие покрышки с большими грунтозацепами — «грязевые». Обычно чем сильнее выражен протектор, тем лучше сцепление колеса, но тем выше сопротивление качению. Существует промежуточный вариант — так называемые «полуслики». На них грунтозацепы расположены только по краям покрышки, так что при езде по ровному жёсткому покрытию они не касаются дороги.

горные велосипеды

На горные велосипеды традиционно устанавливают покрышки диаметром 26″, но с недавних пор появился новый стандарт 27,5. У кросс-кантрийных велосипедов и всех горных велосипедов покрышки шириной от 1.8″ до 2.4″. Но велосипеды для даунхилла и фрирайда оснащены покрышками шириной от 2.5″ до 3.0″.

При покупке покрышек для горного велосипеда обратите внимание на протектор — он разный для переднего и заднего колеса. Протектор покрышки переднего колеса обеспечивает боковую устойчивость при прохождении поворотов. Протектор покрышки заднего колеса разработан для оптимальной передачи мощности и управления задним колсеом. Устанавливать покрышки на колесо нужно с учётом направлениия вращения. Определить направление вращения можно по стрелке на боковой стенке покрышки, которая указывает на правильное направление вращения.

Для фрирайда нужны покрышки, которые хорошо держат на крутых склонах, каменистых трасах, которые могут выдержать часы прыжков в парках для горных велосипедистов. Требуется протектор с агрессивным рисунком и высокими шипами. Мягкий липкий резиновый компаунд обеспечивает отличное сцепление на любых участках, помогает проходить повороты, но он быстро изнашивается, что увеличивает затраты на покрышки.

детские велосипеды

Для детских велосипедов покрышки различаются абсолютно также, как и для взрослых. Главное правильно подобрать размер. Как правило, покрышки для детских велосипедов имеют размер от 8 до 20 дюймов. Подростковые велосипеды имею колёса диаметром 24 дюйма

велосипеды BMX

Основными отличительными особенностями каждой велопокрышки для BMX и фристайла являются увеличенная жесткость, что позволяет избежать повреждения камеры колеса при выполнении прыжков и прочих элементов, связанных с повышенной нагрузкой. Кроме того, протектор таких шин, как правило, выполняется с заходом на боковину покрышки, для того чтобы сохранить устойчивость и сцепление при большом боковом наклоне колеса.

Какие покрышки выбрать для велосипеда

SONY DSC

Вопрос выбора покрышек, как правило, возникает тогда, когда со штатными начинают возникать проблемы. До этого времени, вряд ли у вас возникал вопрос – какие покрышки стоят на велосипеде, какие лучше подойдут под определенный вид катания, какие варианты существуют в принципе. В этой статье рассмотрим основные типы покрышек.

Первым делом, необходимо разобраться, что же такое велосипедная шина и из чего она состоит. Форму покрышки образует каркас, по краям которого находятся бортировочные стержни, покрывается этот каркас резиной или компаундом. Состав резины может различаться за счет содержания в ней различных добавок, которые используются для улучшения прочности каучука, который является основным компонентом, при изготовлении резины. Тканевая основа натягивается между стержневыми бортами и формируется из нескольких слоев волокон, это позволяет шине принять нужную форму.

Покрышки, изготовленные из компаунда, отличаются по своим характеристикам и ездовым качествам от резиновых. Шины из компаунда способствуют лучшему накату и в целом по своим свойствам превосходят резиновые. Если резина более тягучий материал, компаунд не тянется, эту особенность покрышек можно почувствовать на ощупь. Проведите по шине пальцем, и сразу станет понятно из какого материала она сделана.

Распространенные размеры покрышек

Мужчина плывет баттерфляем

Размерность шин складывается из двух показателей – диаметра и ширины. Покрышки, используемые на горных велосипедах обычно диаметром 26 дюймов и шириной в диапазоне от 1,8 до 2,4 дюйма. Для экстремальных видов катания на велосипеде, таких, как фрирайд, даунхилл необходимо использовать более мощные и широкие шины, ширина покрышки здесь может достигать 3 дюймов. Большая ширина способствует хорошей устойчивости велосипеда и лучшему сцеплению с поверхностью. На шоссейных велосипедах используются шины большего диаметра, и значительно более узкие, ширина обычно в пределах 2-3 см, в зависимости от потребностей. Для долгих поездок удобнее будет использовать более широкие покрышки. На BMX велосипедах используются небольшие колеса, диаметр их покрышек 20 дюймов. В настоящее время набирают популярность, так называемые найнеры – велосипеды с большими колесами, диаметр покрышек на таких велосипедах 29 дюймов.

Распространенные типы покрышек

Разделение покрышек по типам характеризуется особенностями и видом протектора. Чем более агрессивный рисунок у протектора, чем больше его высота, тем лучше у него сцепление с дорогой. Лучшее сцепление с дорогой способствует возникновению большего сопротивления движению, из-за силы трения между покрышкой и дорогой. Поэтому выбирая шины, необходимо отталкиваться от качества поверхности, по которой вы собираетесь кататься. Здесь нужно найти «золотую середину» между необходимым сцеплением и скоростью.

Зимние покрышки с шипованным протектором

Такие покрышки используются при езде по снегу, льду или грязи. Резина узкая, с большой высотой протектора. Это позволяет ей сохранять уверенное сцепление с самой скользкой поверхностью.

Слики

Покрышки, с очень низким протектором, предназначены для езды по обычному асфальту. Использование таких покрышек позволит тратить меньше усилий на увеличение и поддержание скорости, и при этом обеспечит необходимое сцепление с поверхностью.

Полуслики

Полуслики являются промежуточным вариантом между сликами и шинами для езды по бездорожью. Такие шины позволят комфортно чувствовать себя как в условиях асфальта, так и на покрытиях с гравием, или бетоне.

Шины для езды по бездорожью

Шины, которые позволят вам комфортно чувствовать себя в условиях бездорожья. В некоторых небольших городах или деревнях такие покрышки можно смело ставить, даже если вы не покидаете пределов населенного пункта. Такие шины очень хорошо зарекомендовали себя на поверхностях, изобилующие ямами и выбоинами.

Как выбрать шины для горного велосипеда?

Е сли вы хотя бы однажды катались на горном велосипеде и чувствуете, что хотите всерьез заняться этим делом, обновление шин поможет усовершенствовать свои навыки и получить хороший результат.

Усиление тяги или более низкое сопротивление качению: установка шин с хорошим сцеплением приносит большую уверенность на дороге, и позволяет легко и быстро стать велогонщиком. Если вы любите скорость, придется пожертвовать сцеплением с дорогой, чтобы добиться эффективности качения.

Переход на бескамерные шины означает меньшее количество проколов: это не означает, что проколов не будет совсем, но бескамерный герметик фиксирует некоторые проколы на лету, и у вас никогда не будет резких пугающих разрывов камеры при сдавливании колеса. Вы также можете ехать с гораздо более низким давлением в шинах, при котором езда менее упругая, и дорога чувствуется лучше. Узнайте больше о преимуществах использования бескамерных шин.

Уменьшение веса: иногда это качество шин для вас будет больше психологическим, чем физическим – шины представляют собой небольшой процент от общего веса велосипеда. Тем не менее, граммы, увеличивающие или уменьшающие массу в ротационных компонентах (колеса, шины, шатуны), имеют значение, потому что вы расходуете меньше энергии, чтобы переместить их.

Размер и ширина шин горных велосипедов

Рассмотрим более широкие шины: хотя эти шины более тяжелые и широкие, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой (плюс для песка), это позволяет более уверенно себя чувствовать на пути. Они также вмещают больший объем воздуха, чтобы поглощать удары. Вы можете ехать с более широкой шиной на обычном ободе или поставить более широкое колесо для размещения еще более широкой шины.

Всегда проверяйте зазоры (клирэнс): устанавливая любую новую шину, особенно более широкую, вы должны быть уверены, что она имеет достаточное пространство в пределах рамы.

Выбираем шины для горных велосипедов по стилю вождения

прыжок на горном велосипеде

После скоростных спусков вы поднимаетесь на вершину, так что нужен большой, цепкий комплект шин. Нужны шины, которые могут справиться с перегрузками, выдерживать приземления и цеплять дорогу на поворотах.

Как протектор шин влияет на производительность?

следы от протектора велосипеда

Дополнительные характеристики шин горных велосипедов

Состав резины

Производители вкладывают деньги во множество исследований и разработок касаемо состава резины. Они пытаются найти баланс и соединить все нужные качества шин: хорошее сцепление, малый износ и низкое сопротивление качению. Мягкая резина дает лучшее сцепление с дорогой, а более твердая — прослужит дольше и понизит сопротивление качению.

В гоночных шинах часто используют единый материал, который обеспечивает превосходное сцепление с дорогой. Но эти односоставные шины обычно изнашиваются после нескольких заездов.

Общим конструктивным решением для негоночных шин является соединение двух компонентов каучука в одной шине. Они имеют более жесткую резину в центре, чтобы помочь шине катиться быстрее и дольше. По бокам шины устанавливается более мягкая резина для обеспечения хорошего сцепления с дорогой.

Как избежать прокола?

Практически любая дорога имеет массу неровностей и опасных шипов. Вот почему многие гонщики приобретают утяжеленные шины для дополнительной защиты.

Прочная резина помогает при проколах, но ключ к защите находится в корпусе. Двухслойная шина – один вариант. Армирование из кевлара и других защитных материалов — второй вариант. Некоторые шины имеют защиту только по бокам, которые являются особенно уязвимыми местами; в то время как другие шины доукомплектованы от начала до конца.

Велосипедные покрышки

Протектор слик

Велосипеды, представленные сегодня на отечественном рынке преимущественно иностранного производства. Покрышки, в большинстве своем, так же имеют иностранное происхождение. В разных странах действуют разные стандарты классификации и маркировки. И чтобы правильно представлять себе, что такое резина для байка, имеет смысл разобраться в ее конструкции и маркировке.

Конструкция велосипедной шины

Конструкция покрышки велосипеда отражается в ее маркировке. А вид в большей степени определяется типом протектора – внешней оболочкой покрышки, соприкасающейся при движении с грунтом. В свою очередь он может иметь беговую дорожку и боковые грунтозацепы.

Принято подразделять рисунок протектора на позитивный и негативный. Первый характеризуется общей площадью грунтозацепов, большей, чем общая площадь канавок, второй – соответственно меньшей. Позитивный протектор более приспособлен для движения по твердому дорожному покрытию, негативный – для обеспечения хорошего сцепления при поездках по песку или грязи, а также в зимних условиях.

Вторым элементом покрышки является корд – каркас, обеспечивающий ее форму. Он представляет собой особое переплетение синтетических нитей, характеризующееся их количеством на единицу площади покрышки и обозначающееся аббревиатурой TPI (EPI). Для бюджетных шин он находится в пределах 20-40, а для хороших шоссейных покрышек 60-130.

Борт шины влияет на износостойкость покрышки и ее ходовые качества особенно при маневрировании. Существует две конструктивные разновидности:

  • Gumwall – с небольшим числом TPI и толстым слоем резины;
  • Skinwall – тонкий борт с высокой плотностью корда, имеющий значительный слой резины только в месте соприкосновения покрышки с ободом.

Для фиксации шины на ободе служит бортировочный трос, составленный из стальных (клинчерные покрышки) или кевларовых (фолдинговые шины) нитей. Первая разновидность может храниться только в естественном состоянии, а вторую можно складывать гармошкой, уменьшая тем самым объем хранения. Кроме того фолдинговые покрышки имеют меньший вес.

Маркировка велосипедных покрышек

Самыми важными показателями при выборе покрышки являются ее ширина и посадочный размер. И если ширина шины должна находиться в пределах 1,45 – 2 ширины обода, то посадочный диаметр должен соответствовать без значимых отклонений.

Таблица маркировки шин по различным стандартам

С целью упростить выбор была разработана система универсального определения размеров покрышек ETRTO. Название происходит от начальных букв European Tyre and Rim Technical Organisation. Эта система легла в основу международного стандарта ISO 5775-1:2015, согласно которому маркировка велосипедных шин состоит из двух чисел, например «25-622». Первое число – ширина покрышки, второе – посадочный диаметр обода колеса в миллиметрах.

Существуют и другие стандарты маркировки покрышек, например 27х1 1/4 – покрышка диаметром 27 дюймов и шириной дюйм с четвертью, или 700В – шина диаметром 700 мм и шириной полтора дюйма.

Типы протектора велосипедных покрышек

Протекторы делят на следующие типы:

  • слик;
  • полуслик;
  • грязевой;
  • зимний.

Слики разработаны для передвижения по ровной, гладкой поверхности: ровное асфальтовое или бетонное покрытие, велотреки. Протектор на них практически отсутствует за исключением канавок для отвода воды. Такие велосипедные покрышки имеют минимальное сопротивление качению, в результате чего появляется возможность развивать максимально возможную скорость. При их использовании следует соблюдать особую осторожность при маневрировании и торможении на мокрой дороге.

Протектор велосипедной шины полуслик

Полуслики отличаются от сликов тем, что имеют по краю шины хорошо выраженный протектор, а в центральной части полусликов располагаются водоотводные каналы и небольшие выступы-зацепы. Этот тип протектора прекрасно ведёт себя в поездках по грунтовым дорогам и в длительных прогулках по бездорожью. Такие протекторы будут удобны в велопрогулках по городу и в парковой зоне. Слик и полуслик относятся к покрышкам с позитивным протектором.

Грязевой протектор (его ещё называют горными или гравийными) предназначен для наиболее эффективного сцепления с песчаным грунтом, щебнем, снегом, мягким травянистым покрытием. Он представляет сочетание боковых грунтозацепов и катящей дорожки в основной части протектора. С ним достаточно трудно перемещаться на длинные дистанции – усиленное сцепление с дорожным покрытием делает поездку энергозатратной. А при перемещениях по асфальтобетонному покрытию такой протектор будет интенсивно изнашиваться.

Зимний протектор имеет агрессивный, выступающий рисунок. Он изготавливается из мягкой резины и позволяет передвигаться по скользким, оледенелым участкам дороги и снегу. Для езды по льду такие покрышки дополнительно оснащаются шипами.

В последнее время все более популярными становятся бескамерные фолдинговые покрышки Tubeless Ready (TLR). Это имеет под собой серьёзные основания: они имеют меньший вес, меньше боятся проколов, ремонт можно осуществить без снятия шины с обода. Кроме того, их можно использовать и с обычной камерой. Но есть и негативные стороны их использования:

  • бескамерные покрышки эксплуатируются со специальным герметичным ободом с высоким бортом;
  • монтаж бескамерных покрышек в связи с их жёсткостью более трудоемок;
  • герметик в бескамерной покрышке нуждается в периодической замене.

Особенности выбора велопокрышек

Грязевой протектор на велосипеде

Велосипедные покрышки могут быть изготовлены из резины или композитного материала – компаунда. Первые более долговечны, но дороги. Преимущество вторых в маслостойкости, что довольно важно при эксплуатации в городе. С точки зрения качества материала шину можно проверить следующим образом:

  • если при протирании покрышки пальцем он пачкается, ее качество низкое;
  • невысокое качество характеризуют плохо растягивающиеся и отрывающиеся усики покрышки, остающиеся после отливки;
  • на поверхности бортов шины не должно быть складок, а у бортировочного троса изгибов.

Не стоит упускать из вида показатель TPI – это именно та позиция, на которой не стоит экономить.

Размер выбираемой шины должен соответствовать имеющемуся диску и назначению велосипеда. Чаще всего велосипедные колеса в зависимости от посадочного диаметра соответствуют следующим категориям велосипедов:

  • 12, 16 – детские;
  • 20 – ВМХ и раскладные конструкции;
  • 24 – подростковые;
  • 26 – горные, прогулочные, городские, кросс-кантри;
  • 28 – дорожные, шоссейные, гибриды;
  • 29 – новый стандарт для горных велосипедов.

Ширина покрышки выбирается индивидуально, однако считается, что чем меньше она отличается от ширины обода, тем лучше. У слишком узкой шины на широком ободе повышается риск ее повреждения от наезда на препятствие или в результате удара. Чрезмерно широкая покрышка на узком ободе имеет повышенный износ боковины, а также худшую управляемость на низких скоростях.

В общем случае подход к выбору ширины покрышки должен быть следующим:

  • для гонок предпочтительны самые узкие покрышки 18-23 мм;
  • длительные поездки более удобны на покрышках, обеспечивающих надежное сцепление в мокрую погоду, шириной 25-28 мм;
  • велосипед для кросс-кантри лучше всего оснастить шинами шириной 1,8 -2,4 дюйма;
  • фрирайд и даунхилл более безопасны на широких покрышках, обеспечивающих максимальное сцепление – 2,5-3,0 дюйма.

Необходимо заметить, что на колесах велосипеда может стоять резина разной размерности и с различным протектором. Например, вперед можно установить шину с более выраженным протектором для обеспечения лучшего сцепления разгруженного переднего колеса с дорогой, а сзади – резину с меньшим сопротивлением качению.

При установке шины на обод следует обязательно обратить внимание на знак – стрелку направления вращения. Его отсутствие означает, что покрышка имеет симметричный рисунок, и свойства колеса не будут зависеть от ее положения.

Для более равномерного износа покрышек их необходимо периодически менять местами, так как более нагруженное заднее колесо имеет и более интенсивный износ не только протектора, но и остальных элементов. В результате этого шина теряет стойкость к проколам, а также теряет форму вследствие разрушения корда.

Источники:

https://www.decathlon.ru/conseils-velo-choisir-accessoires-02-comment-bien-choisir-un-pneu-pour-son-velo-ou-vtt.html
https://sportotip.ru/vidy-sporta/velosiped/kakie-pokryshki-vybrat/
https://velosmak.ru/kak-vybrat-shiny-dlya-gornogo-velosipeda
https://by-bike.ru/ustroystvo-velosipeda/kolesa-dlya-velosipeda/velosipednie-pokrishki