Какие колеса лучше для велосипеда литые или на спицах

Содержание скрыть

Как выбрать диски на лето

Приближается очередной летний сезон, хотя в этом году весна с приходом немного задержалась. Автовладельцам часто приходится менять диски, когда старые уже невозможно отбалансировать, а кто-то просто хочет вместо непрезентабельных штамповок поставить эстетичное литьё. Желание удачно выбрать диски на лето обращает наши помыслы к витринам колёсных магазинов и специализированным сайтам. Надеемся, что представленная здесь информация будет не только интересной, но и полезной для наших читателей.

Одна модель в различных вариациях

Как выбрать диски на лето

Что учесть при выборе дисков

Любой автопроизводитель при разработке модели машины не только определяет базовый размер её колёс, но и даёт рекомендации по их взаимозаменяемости. Как правило, на один заводской размер даётся ещё 2-4 варианта на замену, отличающиеся по диаметру, ширине диска или вылету. Неизменной остаётся только разболтовка (сверловка отверстий LZ x PCD) и DIA (ступица). Ступичный размер на дисках может быть больше в том случае, когда они выполнены в универсальном варианте, с двойной сверловкой — но тогда придётся надевать их на ступицу через проставочное кольцо.

Обратите внимание: Соответствие всех параметров дисков тем, что рекомендует производитель, избавит вас в будущем от массы проблем с подвеской, амортизаторами и ступичными подшипниками.

У официальных дилеров цены на диски всегда выше, но они точно соответствуют требованиям завода по всем параметрам. В обычных магазинах на некоторые модели авто подобрать всё в идеале не удаётся. В такой ситуации есть три выхода из положения:

  1. Купить всё же диски у дилера, хоть они и дорогие.
  2. Запастись терпением и потратить больше времени на поиски по магазинам либо произвести покупку под заказ.
  3. Выбрать диски с ЦО большего диаметра, и установить их через пластиковые центровочные кольца, стоимость которым максимум 400 руб. за комплект.

Внутренний диаметр кольца – это и есть размер ступицы вашей машины

Как выбрать диски на лето

Типы дисков и их отличительные особенности

Если классифицировать автодиски по технологии изготовления, то существует три разновидности:

  • Железный диск. Сваривается из двух штампуемых стальных заготовок: цилиндрической формы (обода) и тарельчатой — в ней выдавлены рёбра жёсткости, обеспечивающие диску отменный запас прочности. Это самый распространённый вид колёсных дисков, так как многие, даже недешёвые автомобили, в базовой комплектации выходят из стен заводов именно на них. Стальные диски хороши тем, что они не трескаются при ударе, а просто гнутся – их можно выправить и ездить себе дальше. К недостаткам относится больший вес и неэстетичный внешний вид, что и заставляет автовладельцев как минимум на лето сменить «железяки» на литьё.

Штамповка (железный диск)

Как выбрать диски на лето

  • Литой диск. Этот вид дисков изготавливается из лёгких сплавов на основе алюминия и магния, и меньший вес считается их неоспоримым преимуществом. Однако уменьшение веса влечёт за собой и снижение прочности, поэтому всё должно быть в разумных пределах. Главное достоинство таких дисков – это возможность придания лицевой части самых разных форм. Невероятное разнообразие дизайнов и есть тот самый критерий, который играет в выборе решающую роль. Литьё намного дороже штамповки, и это проблема. Повредив такое колесо, нужно сразу покупать новое — а то и все четыре, так как далеко не каждый продавец готов распаровать комплект. Тут как повезёт — всё зависит от массовости или эксклюзивности модели.

Литой диск 10 спиц

Как выбрать диски на лето

  • Кованый диск. Как и литые, кованые диски тоже являются легкосплавными. Разница только в том, что их изготавливают горячим формованием предварительно прогретой заготовки. Ассортимент таких дисков тоже неплохой, но всё же не так разнообразен, как у литья — дизайн ограничен технологией изготовления. Зато она обеспечивает изделиям высокую устойчивость к ударным нагрузкам, как это происходит и с железом в процессе ковки, и именно поэтому диски называют коваными. Они столь же легки, как и литьё, но в отличие от него обладают упругой деформацией, компенсирующей силу удара.

На заметку: Конечно, кованый диск тоже может сломаться. Но для этого требуется гораздо больше усилий, поэтому на гоночные машины устанавливают только ковку. При попадании в ямку она не расколется — и это плюс. Но диск передаст всю энергию удара подвеске — и это минус. Вывод только один: если на машине стоят кованые диски, её подвеска должна быть усиленной.

СЛИК – одна из самых популярных кованых моделей российского производства

Как выбрать диски на лето

Что лучше: штамповка или литьё

Решать, какие диски лучше именно для вашей машины, следует исходя из условий её эксплуатации. Если приходится ездить по просёлочным дорогам, по грязи и ямам, железные диски, изготовленные по технологии холодной штамповки (учитывая возможность их ремонта), прослужат гораздо дольше. Проблема только в том, что теряются декоративные колпаки, но тут уж нужно следить, чтобы крепления не разбалтывались.

Литые диски для плохих дорог не предназначены, но для городской езды — это отличный выбор. Они не покрываются ржавчиной, благодаря гладкому покрытию меньше пачкаются и лучше моются, их не нужно закрывать колпаками. Хотя безопасность важнее.

Если вы любите скорость и имеете автомобиль с соответствующими характеристиками, лучше взять кованые диски. Литьё тоже подойдёт, но лучше, если сплав будет не чисто алюминиевый, а с добавлением магния. Сориентироваться можно по цене: в самых дешёвых дисках никакого магния быть не может, хотя многие именитые производители все выпускаемые диски изготавливают из сплавов Al-Mg.

На заметку: Для улучшения прочностных качеств, сплавы для производства дисков могут легировать титаном или хромом. Примеси железа не допускаются, так как они снижают устойчивость металла к коррозии.

Ковку лучше ставить на скоростные автомобили

Как выбрать диски на лето

А вот для машин типа off-road, призванных бегать по бездорожью, всё же лучше подойдут диски стальные. Они не столь красивы, но зато гораздо более ремонтопригодны. Да и стоят штамповки не так дорого, чтобы было жалко «убивать» их на разбитых грунтовых дорогах, когда хочется отправиться на охоту или рыбалку, выехать с семьёй на пикник или погостить у деревенской родни. Другое дело, что найти нужный размерчик можно далеко не на всякий джип. Так что хочешь-не хочешь, приходится брать литьё или ковку, поэтому далее будем говорить именно о них.

Литьё для внедорожника

Как выбрать диски на лето

У кого лучше ассортимент, баланс цены и качества

Всю географию импортирования литых дисков (туда же по умолчанию отнесём и ковку), можно условно разделить на три сектора: Европа, США и Азия, что очень сильно влияет на уровень цен. Четвёртым сектором является собственное производство, и вот с него мы и начнём свой обзор.

Отечественные производители

Для России производство автодисков как отрасль относительно ново, так как началось оно только в годы перестройки, когда дороги страны стал активно заполонять транспорт иностранного производства. Образовавшиеся тогда предприятия по производству дисков за прошедшие десятилетия доказали, что их продукция не хуже импортной — она вполне конкурентоспособна, благодаря чему и приобрела прочную репутацию.

Например, один из двух красноярских заводов K&K, выпускающий под одноимённым брендом легкосплавные колёса. Вторым предприятием из этого же региона является завод СКАД, его продукция не уступает по качеству и не менее разнообразна по дизайну. Почему они базируются именно в Красноярске? Да потому что там есть алюминиевый завод, который и является основным поставщиком сырья. Оба производителя с завидной регулярностью представляют модели дисков с новым дизайном.

У КиК есть 3 линейки дисков, которым соответствует 3 логотипа:

Примечание: На линейки K&K и RAPID производитель даёт три года гарантии на лакокрасочное покрытие и бессрочную гарантию на металл. У Реплики и на то, и на другое гарантия всего 1 год.

Под крылом этого же производителя работает и совсем молодая компания, выпускающая диски под брендом IFREE. У неё есть своя студия, перед которой стоит две задачи: разработка совершенно новых дизайнов, а не копий, и снижение массы колеса с сохранением прочности. Насколько хорошо им это удаётся, пока сказать трудно — время покажет.

iFree Трейсер Нео-классик

Как выбрать диски на лето

Завод СКАД начал свою производственную деятельность на десяток лет позднее, чем КиК, поэтому ему пришлось догонять ближайшего конкурента и соответствовать. Но благодаря импортному оборудованию и запатентованным европейским и американским технологиям, продукция под этим брендом довольно быстро заняла достойное место на рынке дисков до 18 диаметра. Остальные размеры пока в перспективе.

Как выбрать диски на лето

В середине нулевых в России заработал ещё один завод по производству дисков – в Ростовской области. ООО «Азов-Тэк» тоже выпускает три линейки дисков:

  1. Tech Line – одна модель на разные машины.
  2. NEO – оригинальные размеры под конкретный автомобиль.
  3. VENTI – модели с облегчённым весом.

Важно: Облегчённый вес не всегда является положительным моментом, так как при этом страдает прочность. Чтобы диски хорошо выдерживали циклические нагрузки, в сплаве должно быть больше магния, чем алюминия. Но тогда они будут дороже и никак не смогут быть бюджетными. VENTI – точно не тот вариант, и ездить на них следует с осторожностью.

Есть в России и ещё парочка производителей дисков, но качество их продукции не лучше чем у малоизвестных китайских брендов, поэтому упоминать о них не будем.

Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.

Достойные диски из Азии

Основной поток автодисков поступает на отечественный рынок из двух азиатских стран: Китая и Японии – да и что удивляться, если они же поставляют и наибольшее количество автомобилей. И то, и другое пользуется популярностью хотя бы потому, что эта продукция дешевле европейской и американской.

За японскими товарами давно и прочно закрепилась репутация самых качественных и надёжных, и автомобильные диски не исключение. Просто невозможно представить себе японские диски плохого качества, поэтому при их выборе остаётся обсуждать только дизайн моделей. Надо отдать должное, у каждого бренда есть какая-то изюминка, отличающая его изделия от всех остальных.

Взять хотя бы диски Kosei – бренд, который выпускается ещё с середины 20 века и известен во всём мире. Авторитетное имя всегда влечёт появление копий, поэтому не удивляйтесь, если увидите на диске надпись «made in China». Просто внимательно смотрите, что покупаете.

Оригинальные изделия Kosei отличаются не только отменными техническими характеристиками, но и привлекательным внешним видом.

У предприятия богатый опыт в данной сфере, так как изначально, в начале своей деятельности, они изготавливало самолётные колёса. Соответственно, всё начиналось с горячей штамповки (ковки) — диски для самолётных шасси изготавливают только так. Позднее была взята на вооружение и технология обычного литья, и сегодня производитель выдаёт «на гора» оба варианта.

Отличить, где ковка, а где литьё, можно по толщине обода: у литья она 6 мм, у ковки вдвое меньше. Но вообще, можно ориентироваться и по дизайну. Кованые диски имеют максимально простое решение – например, 5-6 узких прямых лепестков, лучей или сдвоенных спиц, тогда как у литья могут быть самые замысловатые формы.

Как выбрать диски на лето

Как выбрать диски на лето

Как видите, особенности дизайна налицо: чем меньше спиц, тем меньше и вес диска, так что разницу в массе на 3-4 кг обеспечивает не только толщина обода. Литой сплав легко обрабатывается на станках ЧПУ – отсюда и практически неограниченные возможности для создания лицевого рисунка.

И те, и другие модели подвергаются рентгеновскому контролю на предмет обнаружения пустот в металле. Затем выборочные образцы распиливают, и только после этого на партию выдаётся сертификат соответствия и заводская гарантия.

Есть в Японии и ещё несколько производителей, начавших свою деятельность в 1970-х годах. Одна из них — компания Rays Co Limited, выпускающая диски под брендом Rays. Они ориентированы на машины выше среднего класса и спорткары, которые чаще всего подвергаются оригинальному тюнингу. Соответственно, говорить о бюджетных дисках этой марки не приходится, да и конкурировать с ними могут далеко не все именитые бренды.

Rays Daytona FDX F7S

Как выбрать диски на лето

Ещё один, столь же элитный бренд японских дисков Weds — от одноимённой компании, производящей запчасти для Nissan. Это так же официальный поставщик колёс для многих гоночных команд, принимающих участия в ралли самого разного уровня. Диски Weds предназначены для тюнинга, но вполне доступны и для рядового автолюбителя. Продукция проходит обязательную сертификацию VIA и JWL, которая признана представителями автопрома на всех континентах.

Определить, не является ли находящийся перед вами диск подделкой, можно по расположенной на тыльной стороне голографической наклейке. Продукция Weds так же предлагается потребителю в двух вариантах – литьё (серия Flow Forming) и ковка. Готовое литьё после формовки подвергается шоковому охлаждению, что улучшает прочностные качества металла.

Ковка Weds sport sa 70

Как выбрать диски на лето

Литьё WEDS KRANZE VERAE для тюнинга

Как выбрать диски на лето

Если говорить не только о тюнинговых или спортивных моделях, но и вариантах для всех классов автомобилей, нельзя не отметить японскую компанию Enshu Keigokin, выпускающую кованые диски под брендом Enkei. Она так же работает с 1950-х годов прошлого века, и благодаря оптимальному сочетанию цены с качеством давно уже поставляет свою продукцию автопроизводителям такого уровня, как General Motors. Диски Enkei выпускаются не только непосредственно в Японии, но и на филиалах в Таиланде, Китае, Малайзии.

Как выбрать диски на лето

Самым молодым японским производителем является Minamoto Aluminiumcorp, который в нулевых годах нынешнего столетия запустил диски под брендом Yamato. Главной целью компании стало изготовление таких дисков, которые при эксклюзивном дизайне будут дешевле премиальных. Она была достигнута довольно быстро — но не за счёт экономии сырья, а, как это сейчас делают во всём мире, за счёт более дешёвых рабочих Китая, где она и располагает свои производственные мощности.

Как выбрать диски на лето

И действительно, получилось: диски Yamato имеют свой неповторимый шарм и очень приличное качество, что позволило им моментально укорениться на российском колёсном рынке и не только. Такой успех не может остаться незамеченным, и вскоре из ниоткуда появился ещё один, якобы японский бренд Yokatta. Его владельцы попросту «слизали» концепцию дизайна Yamato, но качество оставляет желать лучшего.

Из китайских производителей несомненного доверия заслуживают такие бренды:

  • Advanti и LS Wheels (выпускаются компанией YHI Group);
  • две линейки Racing Wheels: Classic полированное литьё, и Premium модели с хромовым или порошковым покрытием;
  • X-Race.

Все остальные диски с китайской пропиской — тёмные лошадки: чем они дешевле, тем меньше можно поручиться за качество. У нас крайне редко организовываются испытания дисков вроде тех, что устраивают для шин. Но и те, что были проведены, показали, что практически все тестируемые китайские диски не выдержали даже незначительных ударов.

Заключение

Ассортимент дисков на российском рынке не ограничивается теми брендами, о которых здесь было упомянуто. Есть ещё Европа с Америкой, которые предлагают десятки брендов автомобильных дисков отменного качества. Жаль только, что цены на их продукцию практически неподъёмны для рядового отечественного автолюбителя, у которого личный транспорт чаще всего взят в кредит на долгие годы. Гораздо проще взять, к примеру, японские диски, чем переплачивать за немецкие или итальянские как минимум 30%.

Мы будем рады, если Вы решите дать свою оценку и отзыв о том, какие диски используете, на нашем форуме.

Обода для велосипедов

Производство велосипедов сильно продвинулись в последние лет двадцать, и теперь даже колеса являются весьма технологическим продуктом.

Насколько я помню из детства, мягкие стальные обода были сплошным бедствием — приходилось осваивать способы правки восьмерок, иной раз приводя колеса в непотребное состояние из-за неумения. 🙂

На первых горных байках проблема стала еще острее, потому что роллерные тормоза повсеместно заменялись на вибрейки. В этом случае сильная восьмерка уже препятствовала работе тормоза.

К счастью, сталь в качестве материала для велосипедных колес ушла в прошлое — сейчас колеса изготавливаются из алюминиевых сплавов. Усовершенствовалась и конструкция.

Профиль обода

Одностенный профиль обода (изготовленный из стальной полосы) остался, наверно, только на самых дешевых велосипедах, продающихся в супермаркетах. Это хорошо характеризует подход, с которым эти байки производятся. Взять всё самое дешевое и тяжелое, что сломается через короткое время даже при спокойной езде.

oboda-2

Как правило, все современные колеса сделаны из алюминиевого двустенного профиля. Двойной обод — это просто огромный шаг вперед, такая конструкция позволяет получить высокую жесткость.

Бывают еще и усиленные обода с трехстенным профилем, но они встречаются реже, и не слишком нужны для обычной езды по бездорожью.

Количество спиц

Разные типы велосипедов имеют разное количество спиц. Например, на туристические было принято ставить 36 спиц, на горные 32, а на шоссейные — 28. Это деление в последние годы стало весьма условным.

Гораздо важнее, насколько жесткие обода и крепкие спицы применяются для изготовления колес. Поэтому можно увидеть шоссейники с колесами, имеющими небольшое количество спиц, которые не менее надежны.

oboda-3

Если ваш вес не превышает сто килограмм, то не стоит заморачиваться с поиском каких-то особо надежных ободов для вашего велосипеда. Даже тонкие шоссейные колеса с малым количеством спиц свободно выдерживают такой вес.

Пистонирование

Очень важная технология, которая еще лет пятнадцать назад применялась только на колесах премиум класса. Так как каждая спица работает на натяжение, в месте её прикрепления к ободу накапливается усталость, хрупкий алюминий трескается, и спица может быть вырвана.

Для борьбы с этим явлением применили пистонирование — установка каждой спицы в специальный стакан в ободе — пистон. Это позволяет распределить нагрузку и таким образом в разы увеличить ресурс колеса.

oboda-4

Правда, при большом весе ездока, металл под пистоном всё равно подвержен трещинам — таким образом у меня ушли в утиль уже два задних колеса. Каждое из них прослужило по 10-15 тысяч километров.

Впрочем, ускорить появление трещин может и чрезмерное натяжение спиц, без тензометра трудно на ощупь выставить его правильно.

Размеры ободов

Если не брать в учет складники, монстры с размером 36″ и еще не слишком распространенный размер 27,5″, то существует два основных размера велосипедных ободов.

Самый распространенный в мире — 622мм (посадочный размер покрышки). На него надевается шина 28″ — это шоссейные велосипеды, туринги, ситибайки и тд.

Не все знают, что обода для найнеров имеют точно такой же посадочный размер, просто за счет более высокой и толстой резины имеют больший внешний диаметр колеса — 29″.

Второй распространенный посадочный размер — 559мм. Это — горные байки 26″. Несмотря на то, что эти колеса стремительно уходят в прошлое, до сих пор они держат прочное второе место по популярности.

Также обода различаются по ширине. Например, шоссейные имеют размер 15мм, гибридные и для кросс-кантри — 19мм, 23 мм — для даунхила. Кстати, ничего страшного, если вы захотите поставить покрышку, не предназначенную по ширине для обода.

Например, моя жена катает в асфальтовых походах на шоссейной 26″ резине Contitnental Gator Skin, шириной 25мм, которую я ставлю на обода её горного байка. Нет проблем. Также можно поставить на найнер слики типа моих любимых Continental 4 season 28mm, и превратить его на время в велосипед для дальних дистанций. Очень рекомендую для велопоходов без оффроада.

Про карбоновые обода мне рассказать нечего. Личного опыта не имею, да и вообще такие колеса из-за их цены пока еще экзотика. Владельцы пишут о легком весе и особой жесткости — наверно, так и есть. Но думаю, что людям с весом, стремящимся к сотне, не стоит заглядываться на карбоновые колеса. 🙂

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как править восьмерки на велосипеде
  • Как выбрать велосипедное седло
  • Выбор между найнером или 26″ мтб

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Литые колесные диски: выбираем правильно

Литые колесные диски: выбираем правильно

Литые колесные диски в последнее время пользуются все большей популярностью у автолюбителей. И в этом нет ничего удивительного: они не только весьма надежны, но и смотрятся на машине более чем эффектно.

С другой стороны, такие диски не лишены некоторых недостатков. Поэтому, прежде чем принять окончательное решение о покупке, необходимо озадачиться изучением определенной информации. А именно: в чем плюсы и минусы литых дисков, как их правильно подобрать и эксплуатировать, каким образом ремонтировать.

В общем, моментов, которые могут повлиять на окончательный выбор, достаточно. Давайте разбираться в них по порядку.

Разновидности колесных дисков

Диски не только украшают колесо, но и являются незаменимым атрибутом, без которого автомобиль не может двигаться, так как именно на них надевают шины. Колесо в сборе закрепляется на ступице.

Колесные диски необходимы для создания правильной посадки шин, а также для их эффективной работы в процессе движения. Вот почему основными качествами дисков выступают надежность, прочность и жесткость. Кроме того, данный элемент автомобиля должен иметь геометрические характеристики, определенные заводом–изготовителем, и не быть очень тяжелым. Эти качества необходимы, так как колеса являются неподрессоренной массой и влияют на процесс движения и управляемость автомобиля.

Колесные диски в зависимости от материала, из которого они изготовлены, а также технологии их производства бывают штампованными, коваными, составными и литыми.

Разновидности колесных дисков

  • Штампованные, или стальные. Наиболее простые и доступные модели. Их конструкция состоит из приваренных друг к другу стальных штампованных элементов. Преимуществами данного вида дисков являются достаточно высокая прочность, способность восстанавливаться даже после сильных повреждений. Недостатки состоят в примитивном дизайне, большом весе и низкой устойчивости к коррозии.
  • Литые. Для изготовления литых или легкосплавных дисков применяется алюминий или магниевый сплав. Такие модели отличаются высоким уровнем прочности и хорошими балансировочными качествами. Вдобавок ко всему они очень красиво выглядят. Литые колесные диски – это одно целое в отличие от «штамповки», где обод и диск соединяются при помощи сварки. Плюсы и минусы этого вида рассмотрим подробно далее.
  • Кованые. Литые колесные диски в результате усовершенствования превратились в кованые. Для производства данного вида дисков штампуются алюминиевые сплавы с включением магния и титана, а затем обрабатываются механическим способом. Это позволяет получить многослойную волокнистую структуру изделия. Благодаря составу и технологии изготовления кованые диски особенно прочные, легкие, стойкие к различным повреждениям. Единственный минус – «ковка» довольно дорого стоит.
  • Комбинированные, или составные. В данном виде дисков отлично сочетаются твердость и крепость «ковки» с красивым дизайном литых моделей. Литая конструкция является основой, к которой прикручены болтами кованые обода. Такие диски очень дорогие, что «перевешивает» количество их плюсов.

Преимущества и недостатки литых колесных дисков

Высокопрочные литые колесные диски в последнее время все чаще встречаются в оснащении современных автомобилей. Штампованные изделия сегодня устанавливают лишь на бюджетные версии транспорта. Все благодаря тому, что легкие сплавы цветных металлов обладают множеством достоинств. Для лучшего понимания рассмотрим, в чем заключаются отличия литых дисков от штампованных (надо заметить, что у «литья» есть и некоторые минусы).

Надежность

Главным достоинством литых изделий является высокая степень прочности, так как для их изготовления применяется очень качественный материал – алюминий. Тогда как штампованные диски делают из пластичной стали, которая деформируется даже в результате незначительных ударов. Благодаря своей легкости и высочайшему уровню прочности алюминий широко используется в аэрокосмической промышленности. Но надо заметить, что даже такой крепкий материал не во всех случаях выдерживает мощные удары во время разгона автомобиля до максимальных скоростей. Исходя из этого, в составе литых колесных дисков, кроме алюминия, присутствует титан, магний и другие твердые металлы.

Преимущества и недостатки литых колесных дисков

К слову, не всегда твердость и прочность материала можно отнести к несомненным преимуществам. Если при незначительных ударах литые колесные диски просто не сгибаются, то в случае серьезных нагрузок они лопаются без возможности их дальнейшего восстановления. Бывает, что на колесах образуются довольно крупные вмятины, но их тоже невозможно исправить.

Действие подвески

Штампованные стальные колесные диски всегда на 20–50 % тяжелее литых. На массу литых оказывает влияние размер, дизайн и другие параметры. За счет меньшего веса колеса значительно снижается нагрузка на элементы подвески (если, конечно, дорожное покрытие качественное).

Небольшой вес положительно влияет и на управляемость автомобилем. Поэтому в автоспорте особенно часто применяются колеса, состоящие в основном из магния.

В то же время штампованные изделия пластичные, благодаря чему поглощают большую часть энергии, и при этом не передают ее на элементы подвески.

Литые изделия в силу своей жесткости способствуют ускорению износа деталей ходовой в условиях езды по неровному дорожному покрытию и по бездорожью. По этой причине литые колесные диски не рекомендуются для мощных внедорожников, а также для автотранспорта, использующегося в коммерческих целях.

Функции тормозной системы

Если внимательно рассмотреть литые диски, то можно увидеть тонкие спицы, которые делают колесо открытым со стороны внутренней части. Поэтому сквозь колеса к тормозной системе проходит гораздо больше воздуха, что помогает механизмам лучше охладиться, оказывает положительное влияние на эффективность работы и надежность тормозов, так как шансы успешного торможения в критической ситуации существенно возрастают.

Характеристики устойчивости

Однако у узлов, находящихся под колесом, нет серьезной защиты. Поэтому существует большая вероятность того, что внутрь попадут камешки и другие предметы, особенно когда автомобиль движется на малой скорости. Ускорению процесса износа тормозных механизмов, шлангов, рычагов подвески способствует скопление грязи, если часто ездить по бездорожью.

Рекомендуем

Характеристики устойчивости

Коррозийные процессы приводят к потере колесным диском прочности, в результате чего он разрушается за один–два года. Литые изделия не имеют данного минуса благодаря высокой влагостойкости сплава алюминия. Материал не подвергается коррозии даже при наличии глубоких царапин и других дефектов покрытия.

Однако, если в составе литого диска имеется много магния, то изделие при регулярном контакте с жидкой средой теряет значительную часть запаса прочности. Поэтому нельзя сказать про все литые колесные диски, что они имеют отличную водостойкость. Во избежание негативных последствий литые изделия для защиты обрабатывают специальной краской, а нанесенный полимерный слой исключает вероятность случайного повреждения.

Стандартные алюминиевые литые колесные диски могут повредиться в результате:

  • воздействия электрохимических коррозийных процессов, образующихся из-за попадания соли (данное явление не редкость, так для борьбы с ледовой коркой дорожное покрытие посыпают солевым составом);
  • сильного нагрева во время откручивания в мороз примерзших болтов;
  • несоблюдения правил хранения.

Технические параметры автомобиля

Масса колеса влияет на степень инертности. Чем легче диск, тем меньше данный показатель, так как во время разгона до достижения необходимой скорости ему потребуются гораздо меньшие усилия.

Из этого следует, что динамические характеристики изделия улучшаются, что ведет к сокращению времени, затраченного на то, чтобы разогнаться. К тому же благодаря литым колесным дискам экономится топливо. Вследствие малой инертности торможение происходит быстрее, что помогает избежать серьезных аварийных ситуаций.

Особенно важным для водителей является улучшение качественных характеристик главных автомобильных узлов, в частности, надежности. Если нагрузка на двигатель и трансмиссию снижена, то срок эксплуатации автомобиля существенно возрастает.

Однако необходимо помнить, что все плюсы литых колесных дисков забываются, как только машина выезжает на плохую дорогу и бездорожье.

Дизайнерское оформление

Количество спиц и их толщина в литых дисках могут быть различными. Есть довольно массивные экземпляры, которые отлично смотрятся на внедорожниках. Для спорткаров идеально подходят ажурные литые колеса. Изменяя форму для литья, производители делают спицы выпуклыми или вогнутыми. Это необходимо для регулировки вылета.

Колеса могут украшаться декоративными элементами: выступами, утолщенными спицами, деталями, имитирующими болты.

Дизайнерское оформление

Вследствие большого ассортимента литых изделий на отечественном рынке подбор детали, аналогичной той, что вышла из строя, очень затруднителен. Однако в решении данной проблемы способны помочь интернет-магазины. Не рекомендуется ставить литые колеса из разных серийных выпусков, так как из-за несоответствий в весе и других параметрах управляемость автомобиля ухудшается, что очень опасно.

При сравнении плюсов и минусов литых и штампованных колес выясняется, что каждый вид вполне оправдывает свое существование. Ведь использование литых изделий приемлемо при быстрой езде по качественному дорожному покрытию. Однако в условиях бездорожья литые модели нередко ломаются, и их невозможно отремонтировать. Тогда как штампованный диск легко поддается ремонту даже на обочине при помощи молотка или кувалды. Поэтому штамповки в большинстве случаев установлены на недорогих автомобилях, внедорожниках и машинах, используемых в коммерческих целях.

Рекомендуем

И последнее: не стоит забывать о том, что стоят литые модели в 1,5–3 раза дороже штампованных.

На что обратить внимание при покупке литых колесных дисков

Если необходимо купить литые диски, в большинстве случаев требуется помощь специалистов. Это нужно для того, чтобы избежать самых распространенных, на первый взгляд, банальных, ошибок автовладельцев во время самостоятельного выбора, которые способны привести не только к материальным потерям. Недосмотр может негативно сказаться на безопасности тех, кто находится в автомобиле.

Бывает, что литой диск не соответствует ступице. Например, выбрав «опелевские» литые диски на «ВАЗ», которые подходят по размеру, автовладелец непосредственно при установке обнаруживает, что отверстия для посадки и диаметр ступицы у автомобилей разные.

Иногда при кажущемся внешнем соответствии параметров литой диск не встает на место. Причина известна специалистам в профессиональном торгово-сервисном центре, где имеется тематическая литература. Поможет в подборе автомобильных колесных литых дисков интернет-сайт, в каталоге которого есть информация о наличии подходящих вариантов. Специалисты интернет-магазина подробно проконсультируют по всем вопросам.

Большинство автовладельцев не берут во внимание тот факт, что для литых дисков, имеющих больший объем на участках крепления, необходимы более длинные колесные болты, включая «секретные».

Покупка литых колесных дисков

Штатные короткие болты, идущие в комплекте с автомобилем, захватывают только несколько канавок резьбы, поэтому могут сорваться во время езды. Последствия этого в виде отвалившегося колеса и потерявшей управления машины могут привести к самому печальному финалу.

Другое, прямо противоположное, упущение – очень длинные крепежные болты, которые задевают неподвижные элементы в период вращения колеса. Например, сложно самостоятельно подобрать по размеру болты для пружины троса ручника в задний барабан «Жигулей». Для этого понадобится помощь профессионала.

Разумеется, есть вариант приобретения оригинальных литых дисков, рекомендуемых производителем для конкретной марки автомобиля. В большинстве случаев «оригиналы» производятся немецкими изготовителями. Крепежные болты включены в комплект к оригинальным литым дискам BMW, Mercedes, Audi. Единственным их недостатком является высокая стоимость.

Если вы хотите, чтобы соблюдалось оптимальное соотношение «цена – качество», подумайте над вариантом «второй комплектации» качественных литых дисков, выпускаемых в Германии, Тайвани, Италии.

Вся фурнитура к ним (крепежные кольца, болты, колесные гайки для литых дисков) поставляется «валом».

Специалисты всегда знают, какой крепеж подойдет тому или иному колесному литому диску. Например, несмотря на то, что диски с одинаковым диаметром ступицы (d75) подходят и для автомобилей Mercedes, и для Audi, крепежные элементы для них нужны разные: для первой модели покупаются кольца 66,6, болты/гайки 12х1,5, для второй – кольца 57,1, болты/гайки 14х1,5.

Однако в некоторых случаях к автомобилю «Мерседес» подходят болты/гайки размером 14х1,5, о чем известно продавцам специализированных торговых точек. Именно там и рекомендуется покупать крепежные детали.

В любом случае, выбирая литые колесные диски, следует придерживаться нескольких параметров, необходимых для обеспечения безопасности езды и износостойкости шин. На изделиях есть специальная маркировка, состоящая из символов, находящаяся на видном месте.

Литые колесные диски

Например, маркировка 6,5Jx15 H2 5/112 ET39 d57,1 обозначает следующие параметры:

  • значение 6,5 показывает посадочную ширину, измеряемую в дюймах;
  • J (или JJ, JK и др.) – показатель технических характеристик закраины обода;
  • 15 – диаметр, измеряемый в дюймах;
  • Н2 (или H, FH, AH, CH) –параметр, информирующий о конструктивных особенностях полок обода, хампов, использующихся в бескамерных покрышках, необходимых для грамотного монтажа;
  • в показателе 5/112: 5 – число болтов, 112 – диаметр размещения;
  • ЕТ39 обозначает вылет — чем он меньше, тем больше колесо выступает;
  • d57 – это размер центрального отверстия, измеряется в миллиметрах.

Обязательно необходимо учитывать величину допустимой нагрузки, обозначаемую как «MaxLoad». В большей части это относится к массивным автомобилям и внедорожникам.

Ни для кого не новость, что, устанавливая колеса с литыми колесными дисками, водитель думает, прежде всего, о внешнем виде своей машины, а не о достоинствах «литья». Когда смотришь на новые блестящие диски, задаешься вопросом: «Долго ли они протянут?».

Алюминиевый сплав обладает большей устойчивостью к влажности, соли, реагентам, а также механическому воздействию. Для защиты поверхности используют, кроме специального покрывающего слоя и лака, очень прочную оксидную пленку, у которой значение термического расширения почти как у алюминия. Благодаря пленке посуду из этого материала, при очень низких температурах, не растворяет даже концентрат азотной кислоты.

Данным оксидным слоем покрыты и литые диски из сплава магния. Однако плотность пленки меньше, вследствие чего она менее устойчива к негативному воздействию и не может противостоять процессам окисления металла. Несмотря на то что изделия из сплава магния более легкие, алюминиевые гораздо устойчивее к воздействию солевых и других вредных реактивов.

Немного информации о сертификации. Согласно бытующему мнению, литые колесные диски обладают меньшей прочностью, чем стальная штамповка. На самом деле штампованные колесные диски точно так же выйдут из стоя от удара, как и литые. Знайте, что американские, европейские и японские стандарты гораздо мягче, чем российские. Требования разрабатывались на основании данных о состоянии отечественных дорог. В самом начале освоения российского рынка зарубежными поставщиками были частыми случаи отзыва товара с целью его доработки в соответствии с предъявляемыми в нашей стране требованиями.

Так что, приобретая литое изделие, попросите у продавца предъявить сертифицирующую документацию.

Рейтинг производителей литых колесных дисков

Прежде чем выбрать наиболее подходящий вариант, предстоит просмотреть множество товаров, от которых «голова пойдет кругом». Ведь нужны действительно качественные, прочные, надежные и стильные колеса – современный рынок изобилует литыми колесными дисками. Представляем рейтинг лучших производителей.

1. Alutec. Из всех производителей эта немецкая компания наиболее известная и уважаемая. Продукция выпускается, начиная с 1996 года. К настоящему времени налажено высокотехнологичное производство, соответствующее современным требованиям.

Alutec

Типично немецкое качество позволило компании Alutec завладеть рынками множества азиатских и европейских стран. Продукция производится из высокопрочного материала. Лакокрасочное покрытие состоит из компонентов отличного качества от самых известных брендов. Итог – колесные литые диски, наделенные высокой износостойкостью, правильными геометрическими параметрами, а также отличной балансировкой и устойчивостью к внешним воздействиям.

Продукция данной компании обладает следующими достоинствами:

  • стильным дизайном;
  • идеальным соответствием цены качеству;
  • повышенной прочностью;
  • отличной балансировкой;
  • прочными и надежными крепежами;
  • простым уходом и эксплуатацией.

2. Главным конкурентом первой группы является российский производитель – компания SKAD, продукция которой не раз принимала участие в независимых тестированиях, по результатам которых оказывалась на ступень выше соперников по многим параметрам.

SKAD

В основе литых дисков высокопрочный сплав. Чтобы его получить, применяют технологию низкого давления. Плюс лакокрасочного покрытия – высокая устойчивость к микроповреждениям.

Достоинства заключаются в:

  • разнообразии моделей;
  • оригинальном стильном дизайнерском решении;
  • отличных характеристиках прочности и надежности;
  • богатой цветовой гамме;
  • качественном лакокрасочном покрытии.

3. K&K (КИК). Продукция, выпускаемая другим российским производителем, компанией K&K, обладает тремя важными характеристиками: доступностью цены, надежностью, высоким качеством.

K&K

Сегодня фирма «КИК» – один из крупнейших в мире производителей литых колесных дисков. Более того, объемы производства постоянно растут, а модельный ряд регулярно пополняется.

Для изготовления продукции используется новейшее высокотехнологичное немецкое оборудование GIMA. Для компании особенно важно качество выпускаемого товара, поэтому каждая стадия технологического процесса строго контролируется. Литые колесные диски производства K&K установлены на каждом четвертом российском авто. Если вы хотите приобрести самый лучший товар, обратите внимание на данную российскую версию, возможно, она вам вполне подойдет по всем характеристикам.

Достоинства заключаются в:

  • высоком качестве и надежности;
  • применении в производстве современных технологий;
  • доступной цене;
  • оригинальном дизайне.
Рекомендуем

4. Данная продукция немецкого производства представлена в большом ассортименте по доступным ценам. С самого начала своей деятельности компания изготавливала именно литые колесные диски, благодаря чему и достигла отличных результатов в этой области.

Dotz

В производстве Dotz применяет новые технологии и материалы высокого качества. Кроме того, на всех этапах изготовления изделия тщательно проверяют на соответствие общепринятым стандартам.

Достоинства заключаются в:

  • широком ассортименте моделей;
  • большом диапазоне цен;
  • приятном внешнем виде;
  • качестве и точности, присущих немцам.

5. Kosei – это японское качество по оптимальной цене. Данная компания производит запасные детали для авиационной промышленности, а также качественные диски. Продукция Kosei очень популярна во всем мире, а литые колесные диски, по отзывам автовладельцев, особенно хороши.

  • доступная стоимость;
  • отличное качество и надежность;
  • стойкость к микротрещинам;
  • наличие прокатки обода.

Если литые колесные диски фирмы Koseiг грамотно эксплуатировать, они способны прослужить очень долго. У продукции японской фирмы почти нет недостатков. Однако опасно использовать ее на неровной дороге, развивая большую скорость.

Как осуществляется ремонт литых колесных дисков

Бывают случаи, когда литые диски все же деформируются. Это происходит из-за плохого состояния дорожного покрытия. Скорость автомобиля в момент происшествия прямо пропорционально влияет на величину урона, нанесенного литому колесному диску. Степень ущерба обода во многом зависит от размера ямы (чем она больше, тем сильнее повредится обод). Если такой случай произошел, решить проблему можно двумя способами: приобрести новые диски или отремонтировать поврежденные.

Перед ремонтом литых колесных дисков нужно оценить характер повреждений. В некоторых случаях обнаруживаются дефекты, не поддающиеся исправлению, другие же можно легко устранить.

Выделяют повреждения, проявляющиеся в виде:

  • микротрещин;
  • различных царапин;
  • сколов;
  • вмятин;
  • осевых биений.

При незначительных дефектах проблема решается просто. А вот в ситуациях, когда вмятины глубокие, а трещины большие, ремонт нецелесообразен, так как помочь диску уже ничем нельзя.

Причина в том, что отремонтированный литой колесный диск не даст полной гарантии безопасности на дороге во время движения. К тому же, если устранять дефект будут непрофессиональные мастера, опасность возникновения аварийной ситуации значительно возрастет.

Существует несколько видов ремонта: рихтовка, сварка, покраска, наплавка, косметический ремонт.

При помощи рихтовки (по-другому – прокатки) устраняют несущественные дефекты обода. На безопасность дальнейшей эксплуатации процедура не повлияет, при условии, что во время ее проведения не было нагревания. Незначительные повреждения устраняются молотком методом постукивания по деформированному участку. Аккуратными движениями ободу придают правильную форму. Это занимает достаточно много времени, но зато не нужно будет нагревать колесный диск.

Ремонт литых колесных дисков

С помощью сварочных работ можно устранить неглубокие трещины и зазубрины, скрыть появившиеся царапины. Однако в полной мере восстановить повреждённый диск невозможно, так как его запрещено нагревать. Кроме того, химический состав литых колесных дисков повторить нельзя.

Можно сказать, что обод, восстановленный при помощи сварки, не выдержит нагрузок. Если же его подвергнуть термической обработке, могут поменяться геометрические параметры литого колесного диска, что сделает невозможным его дальнейшее использование.

Выбоины на литых колесных дисках исправляют методом наплавки с применением прибора аргонно-дуговой сварки. Данный способ подразумевает термообработку, поэтому его не рекомендуется применять, так как качество от этого сильно пострадает.

Достаточно частой является услуга по окраске, при помощи которой скрывают незначительные дефекты поверхности, увеличивая срок эксплуатации литых колесных дисков. Эту работу можно доверить только профессионалам, так как ее качество должно быть максимально высоким. Вследствие неграмотной окраски, из-за неравномерного нанесения красящего состава может возникнуть статический дисбаланс. Кроме того, важно правильно подготовить диск к покраске, удалив предварительно остатки бензина и масла, грязь, а также старое покрытие.

Остатки бензина

В процессе косметического ремонта восстанавливают глянец и блеск и, если необходимо, выполняют окрашивание. После таких реставрационных работ последствий, угрожающих безопасности эксплуатации, не возникнет.

Надо сказать, что при незначительных дефектах, провести восстановительные работы можно и самому. Если же повреждения существенные, лучше довериться профессионалам.

Какие, по мнению автолюбителей, колесные диски лучше: кованые или литые

  1. Просто составьте таблицу

«Перед выбором задайте себе несколько вопросов или составьте таблицу из минусов и плюсов. Укажите в ней главные параметры в порядке убывания значимости. Например, по степени прочности: на первом месте находится «ковка», на втором – «литье», на третьем – «штамповка». Дизайн: литые, кованые, штампованные диски. Масса: «штамповка», «литье», «ковка». Само собой, цена тоже имеет значение».

«Во всем «ковка» устраивает: легкая, надежная, крепкая. Обыкновенную жестянку никак не рассматриваю. Но дизайн явно подкачал, и выбор практически отсутствует. В основном модели выглядят грубовато, хотя иногда и можно встретить довольно симпатичные. А если нужны большие размеры (например, R18), то выбор совсем отсутствует. Дизайн для меня важен, поэтому покупаю литые».

«Без вариантов, кованые лучше. Но есть один неприятный нюанс: когда въезжаешь в яму на литых или штампованных дисках, то частично удар они примут на себя. Кованый или устоит, но тогда пострадают резина и подвеска, или треснет (если удар сильный). Поэтому остерегайтесь колдобин».

«Структура литья, по-любому, не такая прочная, как ковки. Кованый металл, обладающий этим достоинством, должен реализовать его. Если это происходит, то «ковка» должна быть легкой, если это не так, то удорожание не оправдано. Литые колесные диски все-таки прочные, даже с излишней жесткостью».

Рекомендуем

Колесные диски

«Сто процентов, кованые лучше! Я на 21093 их устанавливал – остался доволен. Достаточно прочные, проверено, так как я не любитель объезжать ямы. Были случаи, когда на резине вылезали грыжи, а дискам хоть бы что! На шиномонтаже этот факт подтверждался – не было потери формы, балансировались беспроблемно. Из-за их небольшой массы нагрузка на подвеску незначительная, поэтому ее и надолго хватит. По дизайну выбор есть, хотя и не такой большой, как у литых».

«Лучший вариант – выбрать понравившиеся диски! При неимении лишних средств вполне можно оставить родные железные. Как говорится, и дешево, и сердито! У меня на зиму обыкновенные стальные, а на лето – литые. Вообще, если коротко: ковка – круто, но дорого, штамповка – хоть и не очень (скажем, на любителя), но зато дешево, а литье – компромисс».

Какой диаметр колёс велосипеда лучше, 27,5" или 29" дюймов

Да, в этой статье мы поднимем этот вопрос, причину бурных споров на форумах и холиваров. Какой выбор, в пользу какого размера колес, стоит сделать человеку открывшему дверь в мир MTB или просто решившему сменить свой старенький 26er, на что-то более современное, отвечающее возросшим потребностям и умениям владельца? Для начала разберемся, откуда вообще взялись эти размеры колес.

29 дюймов.

Колеса велосипеда 29 дюймов

Размер колес так называемых «найнеров» (от англ. «twenty nine» — «двадцать девять») пришел к нам из мира гибридных велосипедов или кроссовых (а к ним – от шоссейных) велосипедов. Диаметр обода у них всех один – 700 мм, вся разница только в ширине и повышенной прочности обода у найнеров. Ну а размер 29 дюймов достигается путем установки более широкой и высокой внедорожной покрышки.

27,5 дюйма.

Колеса велосипеда 27.5 дюймов

Размер колес 27,5” или 650B пришел в мир MTB из шоссейного велоспорта, а точнее, его детского отделения. Для юных гонщиков, которым взрослые 28 дюймов были великоваты, изготовили обода поменьше, диаметром не 700, а 650 мм. Затем этот стандарт перекочевал в MTB.

Какой размер колеса выбрать, 27,5 или 29 дюймов?

Точного ответа – какой лучше, а какой хуже, здесь дать нельзя. Все индивидуально и зависит от многих факторов, в том числе от уровня и стиля катания, антропометрических данных велосипедиста и т.п. Рассмотрим основные критерии выбора.

Сравнение диаметра колес 27.5 и 29 дюймов

Рост велосипедиста

Самым важным критерием, на наш взгляд, является рост велосипедиста. В последнее время многие производители перешли на так называемую систему Size Split, при которой от размера рамы зависит и размер колеса – рамы от 14 до 18 дюймов имеют колеса 27,5, а рамы от 17 до 23 – 29 дюймов. Таким образом, исходя из этого принципа, если ваш рост не больше 175 см – то вам следует обратить внимание на байк с колесами 27,5 дюймов, но и не упускать из виду 17 раму найнера. Ну а если ваш рост 180 и более – то однозначно советуем 29-е колеса!

Маневренность велосипеда

29-е колеса обладают меньшей маневренностью, чем 27,5-дюймовые. Если вы до покупки найнера катались на 26-х колесах, то нужно будет привыкнуть к необычному для вас поведению больших колес. Некоторые производители велосипедов для компенсации этого эффекта ставят на найнеры рули чуть длиннее, чем на велосипеды с 27,5 колесами – это очевидно, ведь большему колесу, которое при вращении обладает большим гироскопическим эффектом, требуется больший рычаг для поворота. Колеса 27,5 дюймов лишены этого недостатка и по показателям приближены к старому 26” стандарту.

Угол атаки колеса.

Это угол, который образуется при наезде колеса на препятствие. Разницу в угле видно на картинке ниже.

У 29 колес здесь пальма первенства – угол меньше, соответственно, колесо не сильно сбросит скорость, проходя через препятствие и сам проход будет комфортнее для велосипедиста. А вот 27,5 колеса заметно снизят скорость, вплоть до остановки, если угол атаки окажется очень большим. Тоже самое касается и ямок и выбоин – там где найнер проедет комфортно и не снижая скорость, 27,5 колеса могут критически потерять сцепление с поверхностью или что называется «воткнуться» и полностью остановится!

Ускорение и накат.

27,5 колеса разгоняются быстрее, чем 29, это факт. Если вам нужно резко оторваться на старте – то 27,5 вам в этом помогут, найнер же придется «раскручивать» немного больше времени. Но при достижении определенной скорости, все-таки 29-е колеса катят дольше и это особенно заметно на больших дистанциях.

Площадь контакта колеса велосипеда с поверхностью.

При прохождении сложных трасс и маршрутов, сцепление покрышки с поверхностью очень много значит. И если отбросить компаунд и рисунок протектора, а взять в расчет только диаметр, то мы получим следующую картину.

Площадь контакта колеса велосипеда

Как видно на рисунке, большее пятно контакта имеет колесо найнера, соответственно, устойчивость и сцепление лучше, чем у 26 и 27,5. Это имеет большое значение при езде по пересеченной местности, лесным тропинкам, изобилующим корнями и камешками – в таких условиях меньше шансов , что покрышка соскочит с очередного мокрого корешка, а также повышается курсовая устойчивость велосипеда.

Надеемся, что данная статья поможет вам понять, какой велосипед вам лучше подойдет. У каждого размера колес есть свои преимущества, нельзя сказать, что одно лучше другого. Для разных потребностей и нужны разные диаметры колес. Наши покупатели всегда могут получить квалифицированную помощь в вопросе выбора 27,5” или 29” в нашем магазине «Mighty-Sport». Наши продавцы-консультанты регулярно участвуют в тестировании велосипедов и в соревнованиях и потому могут рассказать вам все о том или ином размере колес!

Источники:

https://kolesadom.ru/kak-vybrat-diski-na-leto/
http://kotovski.net/oboda-dlya-velosipedov/
https://rad-star.ru/pressroom/articles/litye-kolesnye-diski/
https://www.mighty-sport.ru/stati/beginner/kakojj-diametr-koljos-velosipeda-luchshe-275-ili-29-djujjmov/