Какие тормоза на велосипеде бывают

Содержание скрыть
4 Какие тормоза лучше на велосипеде механические или гидравлические

Тормоза для велосипеда

Тормоза, хоть их «придумали трусы», бывают разные: клещевые, кантилеверные, векторные CV-брейки), гидравлические ободные (например, MAGURA), роллерные, дисковые и барабанные. Все, кроме роллерных, дисковых и барабанных, воздействуют на обод колеса и носят поэтому гордое название «ободных».

Клещевые тормоза

  • слабое усилие прижима колодок;
  • низкая эффективность торможения, особенно когда мокро и грязно;
  • слабое крепление в одной точке;
  • перекос при торможении;
  • несовместимость с амортизационной вилкой;
  • кроме всего прочего, они легко забиваются грязью.

Рис. Двухосевые клещевые тормоза (BR-7800)

Словом, если как следует разогнаться, то с клещевыми тормозами быстро и резко остановиться не получиться. Качественно не изменило ситуацию и внедрение двухосевых систем с увеличенным до 57 мм плечом. А посему на туристических, дорожных, складных и детские велосипедах они были вытеснены кантилеверами. На последних четырех типах велосипедов чаще всего их ставили вперед. Сейчас и эти тормоза, в свою очередь, заменены V-брейками.

Барабанные тормоза

Устройство барабанных тормозов широко известно. Две полукруглые абразивные колодки с помощью кулачка прижимаются изнутри к стальному барабану. Конструкции бывают однокулачковые и более совершенные -двухкулачковые. На велосипеды ставят чаще всего первый вариант. Их особенностью является неравномерность прижима колодок, соответственно, несколько пониженная эффективность торможения. Но считается, что для велосипедов мощности торможения вполне хватает. Появились барабанные тормоза в начале прошлого века и выпускаются до сих пор, хотя их ниша на рынке сравнительна мала. Кстати, в начале 70-х годов прошлого века первые горные велосипеды округа Marin имели именно барабанные тормоза.

Рис. Барабанный тормоз BSA 1949 г.
1 — контргайка, 2 — регулировка натяжения троса, 3 — трос, 4 — ось, 5 — фланец, б — барабан, 7 — рычаг, 8 — наконечник тормозного троса

Кантилеверы

Это весьма простая конструкция состоит из двух изогнутых в стороны сравнительно коротких рычагов, к каждому из которых анкерным болтом привинчена тормозная колодка. С помощью набора плоских и сферических шайб и прямоугольного выреза в теле рычага положение колодки можно менять в широких пределах.

Каждый рычаг имеет одну, свою личную точку крепления на пере вилки, вокруг которой вращается, отсюда произошло название тормозов. Рычаги приводятся в действие тросиковыми поводками, а угол между усами поводков лежит обычно в пределах 90°-120°. Основная идея кантилеверов заключалась в том, чтобы между тормозами и покрышкой было пустое пространство максимального размера, которое не забивалось грязью даже в самых суровых условиях. И действительно, кантилеверы стали большим шагом вперед по сравнению с клещевыми тормозами. Но геометрия сыграла с ними злую шутку. Из школы известно, что чем больше угол между усами поводков, чем ближе он к 180°, тем большее усилие можно создать. Сей факт хорошо известен водителям. Натянув достаточно длинный трос и привязав его к солидному дереву, можно, сев на трос посредине, своим весом стронуть с места 1,5-тонную машину, завязшую в болоте. А в кантилеверах по мере вытягивания троса и приближения колодок к ободу угол между усами поводка уменьшался, следовательно, уменьшались максимально возможное усилие прижима и эффективность торможения. К этому генетическому недостатку кантилеверов можно добавить неудобство работы с анкерным болтом: приходилось оперировать сразу двумя ключами, и сильно не хватало «третьей руки». Сложность настройки сочетается с легкостью самостоятельной и неожиданной разрегулировки тормоза. За тормозами приходилось тщательно следить, особенного внимания требовали недорогие модели. Так что революция, устроенная V-брейками в 1996-97 годах, прошла «на ура» и в считанные месяцы. Но кантилеверы не ушли совсем. С 2004 года родная фирма Shimano вместо клещевых тормозов ставит на кроссовые (циклокроссовые) шоссейники кантилеверы, совместимые с гоночными тормозными ручками.

Роллерные тормоза

Роллерные тормоза встроены с левой стороны во втулку колеса. Принцип их действия такой же, как у барабанных тормозов на любом авто- или мотоустройстве, разумеется, с некоторыми конструктивными отличиями. Появились они во второй половине 90-х годов прошлого века и должны были составить конкуренцию всем остальным, в первую очередь, — дисковым тормозами. Но не получилось. Сферой применения роллерных тормозов стали группы оборудования NEXAVE, NEXUS и комфортные велосипеды, предназначенные для цивилизованного туризма и поездок по паркам, городу. Основные достоинства данного вида тормозов — долгая работа без обслуживания, сохранение ободов в «девственном» виде, защищенность от пыли, грязи и воды. Для агрессивного и экстремального катания и дальних походов роллерные тормоза мало пригодны. Отремонтировать их в полевых условиях, случись что, довольно затруднительно.

В настоящее время самыми массовыми являются тормоза векторного типа, или V-брейки. В 1997 году на нашем рынке они стремительно вытеснили кантилеверы, а с 2000 года успешно конкурируют с дисковыми тормозами, несмотря на самые пессимистические предсказания.

  • простота;
  • эффективность;
  • низкий вес конструкции;
  • надежность;
  • удобство настройки.

Трудно придумать конструкцию проще: V-брейки — это два параллельных рычага длиной 100-120 мм, стянутых с одной стороны тросиком.

Рис. Устройство векторного ободного тормоза
1 — поводок, 2 — гофрированный пыльник, 3 — гайки крепления тормозных колодок, 4 — тормозные рычаги, 5 — тормозные башмаки, 6 — оси вращения рычагов, 7 — болтики натяжения пружин, 8 — болт крепления тормозного троса, 9 — регулировочные гайки, 10 — плоские пружины, 11 — серьга поводка, 12 — модулятор, 13 — оболочка тормозного троса.

Зависимость тормозного усилия от хода троса и типа модулятора

SM-PM40: Для тормозов V-brake на МТБ велосипеде.
SM-PM50: Для механических дисковых тормозов (сити-байки).
SM-PM60: Для тормозов V-brake (сити-байки)

Модулятор усилия — это устройство, которое облегчает контроль торможения путем увеличения хода троса и, благодаря этому, уменьшает тормозное усилие в некотором диапазоне значений, не давая тормозам блокировать колеса. Вне этого диапазона мощность, чувствительность и усилие торможения возрастают и, возможна блокировка колес.

Они имеют несколько простых регулировок. Тросик, стягивающий рычаги, абсолютно прямой, соответственно, усилие передается полностью. Существует два типа V-брейков: с параллельным подведением колодок к ободу (с помощью параллелограмма) и более простой вариант, с подведением по окружности. Так как ход колодок у V-брейков мал — 2-4 мм, этот конструктивный изыск не сказывается на работе и эффективности. Параллельный подвод способствует только более равномерному износу колодок, увеличению веса, цены и усложнению конструкции. Несколько дополнительных узлов трения в зоне, где вдоволь грязи, песка и пыли, изнашивается довольно быстро; характерный звон поезженных тормозов хорошо известен многим байкерам. В последнее время параллелограмм остался только у V-брейков XTR Shimano.

Эффективность торможения V-брейков в первую очередь зависит от жесткости тормозного рычага. Именно поэтому мощные, прочные тормоза Shimano XT и SLX пользуются успехом у участников многих видов МТВ-соревнований. Правильно настроенные V-брейки, вне зависимости от конструкции, запросто перекинут байк через руль или помогут передней шине оставить жирную черту на асфальте.

Ободная гидравлика

Наиболее известны у нас тормоза фирмы MAGURA. Их разработку можно считать попыткой выжать из ободных тормозов все и досуха. Устройство чисто гидравлическое: от тормозной ручки с поршнем идет гидролиния, на которой последовательно «висят» две машинки с тормозными колодками. Настройка, если внутри гидролиний нет посторонних частиц и воздушных пузырьков, не очень сложна. Проблемы могут начаться, если надо сменить тормозную жидкость, порванную гидролинию и заново прокачать тормоза. Тут без навыка и специального инструмента не обойтись. Даже в плохую погоду или зимой такие тормоза «схватывают насмерть», колесо не провернешь; поэтому ободная гидравлика очень ценится, например, в триале.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза известны давно и прекрасно себя зарекомендовали на автомобилях и мотоциклах.

Идея дискового тормоза проста. На втулку колеса слева, рядом со спицами закреплен стальной диск. С помощью достаточно примитивного устройства к вращающемуся диску с обеих сторон прижимаются колодки. Чем сильнее прижаты колодки, тем больше сила торможения. Колодки изготавливают из абразивного материала, и в этой малости заключено существенное отличие дискового тормоза от ободного. Обода, кроме редких исключений, делают из алюминия. Конструкторам приходится изощряться, подбирая для колодок «хитрые» композиции, которые не слишком сильно терли бы обод, но при этом хорошо тормозили. Жесткие абразивные колодки сотрут обод мгновенно, а стальной диск может работать годами. Тормозные диски (роторы) обычно имеют диаметр от 140 до 200 мм. На переднее колесо ставится диск побольше, на заднем — поменьше.

Производители долго пытались пристроить дисковые тормоза на велосипеды. Несмотря на широчайшее распространение дисков в авто- и мотостроении во второй половине XX века, создать легкие, надежные и сравнительно недорогие дисковые велосипедные тормоза оказалось весьма сложной задачей. Поэтому велосипедный дисковый бум наступил лишь в 2000-х годах, примерно через 10-12 лет после появления первых образцов дисковых тормозов на велосипедах, участвующих в МТВ-гонках.

Устройство дисковых тормозов

  1. Гидравлические.
  2. Механические.
  3. Гибридные.

Устройство гидравлических тормозов очевидно. Управляющий цилиндр с поршнем размещен в тормозной ручке на руле. Силовой цилиндр (а могут быть и два) приводит в действие тормозные колодки, соединенные специальным высокопрочным рукавом. Вся система герметична и заполнена жидкостью (маслом). Для наглядности можно вспомнить физику из школьной программы, в частности, описание гидравлического пресса. Один к одному! Встречаются системы с расширительным бачком и без него. Если бачка нет, то ремонт и замена масла требуют от байкера определенного навыка, а также специальных инструментов.

Конструкция механических тормозов, их еще называют «тросиковыми» или, точнее, «с тросиковым приводом», не сложнее. Как и в V-брейках или кантилеверах, et cetera, трос тянет приводной рычаг на калипере, и несложный механизм прижимает тормозные колодки к диску. Механизмы не слишком разнообразны. Это многозаходный ходовой винт, как в кран-буксе домашнего водопровода, клин или кулачок. Клин и кулачок — близкие родственники, только один перемещается, а другой поворачивается вокруг оси. Трос и колодки совершают движение во взаимно перпендикулярных плоскостях, другие решения сделали бы механику чрезмерно сложной.

Гибридные тормоза, как понятно из названия, сочетают принципы механического и гидравлического тормозов в одном флаконе. Трос посредством рычага воздействует на гидравлическую часть, целиком расположенную в корпусе тормоза и состоящую из двух цилиндров (управляющего и силового) и небольшого объема масла между ними. В последние годы гибридные тормоза практически исчезли, а их нишу заняли гидравлические и механические дисковые тормоза.

Различия между дисковыми тормозами следуют из их конструктивных особенностей.

  • эффективность торможения и его модуляция (точность дозирования тормозного усилия), так как усилие передается с помощью несжимаемой жидкости;
  • минимум трущихся поверхностей;
  • отсутствие люфтов, соответственно, их легче регулировать и дозировать тормозное усилие;
  • быстрота отвода колодок от диска при отпускании тормозной рукоятки;
  • обеспечение большой мощности тормоза.
  • наличия люфтов;
  • трущихся поверхностей;
  • упругости передаточных звеньев;
  • повышенного износа элементов.

Для примера: трос, передающий усилие на задний тормоз, имеет большую длину; трется о рубашку; постепенно вытягивается; слегка, пружинит и меняет длину в зависимости от температуры.

  • меньшую, по сравнению с гидравликой, цену;
  • большую надежность;
  • простоту ремонта и обслуживания даже в полевых условиях;
  • возможность сопряжения с любой стандартной тормозной ручкой.

Рассмотрим «плюсы» и «минусы» дисковых тормозов по сравнению с ободными.

  • больший коэффициент трения между абразивом и стальным диском по сравнению с трением резиновой колодки об алюминиевый обод;
  • независимость от погодных и дорожных условий;
  • не забиваются грязью и снегом;
  • «вечные» обода;
  • у них больший срок службы абразивных колодок и дисков;
  • большая мощность торможения;
  • тормоз нормально работает даже при повреждении («восьмерке») обода;
  • стальные диски, в отличие от алюминиевых ободов, не боятся сильного разогрева при торможении, что важно в горных условиях;
  • высокая точность дозирования тормозного усилия (модуляция);
  • в дисковых тормозах реализован принцип «отрегулировал и забыл».
  • в первую очередь, высокая цена;
  • необходимы специальные втулки,с креплениями для дисков и специальные узлы крепления тормоза на вилке и задних перьях байка;
  • повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки, не всякую вилку рекомендуют использовать с дисковым тормозом;
  • сложность установки и наладки, особенно для гидравлических систем;
  • ограниченная ремонтопригодность в полевых условиях (в основном, для гидравлических систем);
  • большая нагрузка на спицы (дабы ее снизить, увеличивают диаметр фланцев на втулках), поэтому невозможно устанавливать дисковые тормоза на колеса с радиальным набором;
  • дисковые тормоза, так же как роллерные и барабанные, увеличивают так называемую неподрессоренную массу колеса и, как следствие, несколько ухудшают работу амортизации;
  • сложность замены колодок на некоторых моделях;
  • при торможении ось втулки стремится вырваться из открытого вниз дропаута. Усилие торможения весьма велико, и традиционный эксцентрик типа Quick Release недостаточен для прочного крепления колес при работе с дисковым тормозом, можно в любой момент остаться без переднего колеса. Это, кстати, было одной из причин создания альтернативных способов крепления колес. Сначала для экстремальных дисциплин, а теперь для марафонов и кросс-кантри стали использовать осевые стандарты QR20, MAXLE, Maxle Lite и E-thrul5QR.

В начале нынешнего века дисковые тормоза имели больший вес, но в последние годы ситуация изменилась, и все больше появляется моделей, которые легче, чем ободные тормоза. Дисковые тормоза решительно вытесняют ободные на велосипедах высшей и средней ценовой категории.

Дисковые тормоза выпускаются в разных версиях. Для DH и фрирайда производят более мощные, тяжелые конструкции с дисками увеличенного диаметра, иногда «плавающими», нередко с 2- или 4-поршневой скобой. А кросс-кантрийные тормоза — облегченные, компактные. Фирма Shimano недавно выпустила легкие дисковые механические тормоза для шоссейных велосипедов.

Тормозные ручки

Тормозные ручки — это рычаги, которые служат для натяжения и перемещения тормозного троса или создания необходимого рабочего давления в гидравлических тормозных системах. Поэтому механические и гидравлические ручки устроены совсем по-разному, но могут иметь одинаковые функции, например, возможность регулировки расстояния от рычага до руля или регулировки диапазона рабочего хода.

Особенностью продвинутых тормозных ручек является наличие сервомеханизма. Сервомеханизм позволяет уменьшить ход тормозной ручки и одновременно сократить время реакции тормозных колодок и увеличить силу торможения.

Тормозная ручка с сервомеханизмом

Сверху комборучка Shimano XT с сервомеханизмом, а снизу обычная (без сервомеханизма). Сервомеханизм позволяет уменьшить ход тормозной ручки и одновременно сократить время реакции тормозных колодок и увеличить силу торможения. 1,2 — начальное и конечное положение тормозных колодок с сервомеханизмом, 3,4 — начальное и конечное положение тормозных колодок без сервомеханизма. Обратите внимание на первоначальный зазор между колодками и ободом в этих случаях. Сервомеханизм позволяет увеличить зазор, что полезно, если обод имеет небольшую «восьмерку».

Тормозная ручка без сервомеханизма

Сервомеханизм (от лат. servus — слуга) — следящая система автоматического регулирования. Она работает по принципу обратной связи, где управляющий сигнал оказывают механическое регулирующее воздействие на объект. Сервосистемы обладают двумя особенностями: способностью усиливать мощность и информационной обратной связью. Усиление необходимо потому, что требуемая на выходе энергия обычно велика (кинетическая энергия массивного байкера и его велосипеда, которых надо решительно и быстро затормозить), а на входе — незначительна (сила пальцев рук). Обратная связь представляет собой замкнутый контур, в прямом направлении он передает энергию, а в обратном — обеспечивает информацию, необходимую для точного управления. Много лет сервомеханизм был принадлежностью только механических тормозных ручек. Но недавно фирма Shimano разработала гидравлические тормозные ручки для групп SAINT, XT и SLX со встроенным сервомеханизмом, который быстрее подводит колодки к ротору и увеличивает тормозное усилие как минимум на 20%.

Модулятор тормозного усилия

В составе комфортных групп велосипедного оборудования используют POWER MODULATOR, разработанный фирмой Shimano. Он служит для ограничения тормозного усилия, предохраняет от «схватывания» тормоза, юза и «оверкиля» через руль.

Устройство и работа

Рис. Гидравлическая тормозная ручка с сервомеханизмом SAINT, DEORE XT, SLX

A) SM-PM40 — трубочка, наполненная эластомером, которую устанавливают в стык между оболочкой тормозного троса и изогнутым металлическим наконечником. Во время торможения колодки прижимаются к ободу, и эластомер сжимается, обычно не более, чем на 8 мм. Но и такого хода хватает. Пока эластомер не сжался до упора, сила прижима колодок, а следовательно, и торможения, ограничена и возрастает пропорционально упругости начинки. Только после полного сжатия эластомера тормозное усилие снова резко увеличивается, но к тому времени, тормозная ручка упирается в руль. Этот модулятор не регулируется в отличие от других, и любопытно, как он будет себя вести при хорошем российском морозе?

Б) BL-C900, BL-C600 — встроены в тормозные ручки. Они имеют бесступенчатую регулировку с двумя крайними положениями: 1) L — light, легкий, при этом модулятор имеет полный ход. 2) Н — hard, твердый, жесткий, при этом модулятор практически заблокирован, и резкое торможение начинается сразу.

B) BR-T400, BR-T300 — более ранняя модель, которая имеет силовой блочок с пружиной внутри, связывающий тормозной рычаг с хомутом, куда вставляется наконечник тормозной рубашки. Имеет регулировку, аналогичную BL-C90.0.

Таким образом, подобный аналог АБС позволяет велосипедистам не особенно задумываться, с какой силой давить на тормозные ручки. С другой стороны, имея подобное устройство, затормозить экстренно при необходимости может быть крайне затруднительно.

Как самостоятельно настроить тормоза на велосипеде?

Вопрос о том, как настроить тормоза на велосипеде, перед владельцами современных велобайков ставится очень редко, так как качество современных тормозных систем настолько высокое, что установленные на заводе в процессе производства настройки не сбиваются годами. Однако в любом случае велосипедисту необходимо знать тонкости их настройки и проводить профилактическое обслуживание не менее 1 раза в сезон. Это позволит вам продлить жизнь вашему велосипеду, и обезопасит вас от возможных несчастных случаев, которые могут с вами произойти в дороге.

Виды велосипедных тормозов

Для того, чтобы знать, как правильно настроить тормоза на велосипеде, необходимо уметь разбираться в их конструкции. На сегодняшний день современные велосипеды оснащаются тормозами следующих видов: ободные, барабанные и дисковые. При этом каждый вид тормозных систем подразделяется на подвиды.

Виды велосипедных тормозов

Виды велосипедных тормозов

Ободные системы бывают:

  • клещевыми;
  • кантилеверными;
  • гидравлическими;
  • типа V-brake.

Тормоза барабанного типа подвидов не имеют, а вот у дисковых имеются следующие разновидности:

  • гидравлические;
  • механические;
  • гибридные.

Под ободными понимают те тормозные системы, в которых торможение колёс велосипеда осуществляется путём зажима обода колеса. В результате скорость вращения понижается вплоть до полной остановки транспортного средства. Ободные тормозные системы являются одними из наиболее распространённых благодаря своей простоте и дешевизне. Они используются на велобайках практически всех типов.

Устройство гидравлического тормоза для велосипеда

Устройство гидравлического тормоза для велосипеда

Барабанные, или роллерные тормоза, по своему принципу действия очень похожи на те, которые применяют на автомобилях. Здесь тормозные элементы конструкции размещают внутри колес, и они останавливают их движения за счёт прижима к вращающейся части колеса. Так как тормоза данного типа имеют большую массу и являются редко ремонтопригодными в походных условиях, не имеют достаточной прочности, их обычно применяют на велобайках прогулочного типа.

Что касается тормозов дисковой конструкции, то они являются самыми распространёнными на сегодняшний день и их устанавливают, как на машины для новичков, так и на профессиональные велобайки. Устройство их состоит из диска, надёжно закрепленного на втулке колеса, а также на раме или вилке суппорта, гидравлической трубке или тросе. Задача последних – передать усилие, создаваемое кистью велосипедиста при торможении на суппорт. Эта тормозная система не нуждается в постоянной настройке, не боится атмосферных осадков и холодов, имеет продолжительный период эксплуатации.

Устройство дискового тормоза для велосипеда

Устройство дискового тормоза для велосипеда

Чтобы знать, как настроить тормоза на велосипеде правильно, необходимо будет тщательно изучить устройство систем торможения всех типов. При этом некоторые виды велосипедов оснащаются достаточно сложными тормозными системами, и поэтому владельцу велосипеда для того, чтобы иметь представление, например, о том, как настроить гидравлические тормоза на велосипеде, необходимо будет тщательно изучить инструкцию к нему. Стоит прочитать материалы на данную тему, расположенные на специализированных сайтах, посвящённых велоспорту.

Основные признаки неисправностей велосипедных тормозов

Если вы изучили информацию по вопросу о том, как настроить тормоза на велосипеде, вам также стоит дополнительно разобраться с признаками, свидетельствующими о поломки его тормозной системы.

Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки

Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки

К ним относятся:

  1. Появление необычных звуков во время движения, а именно стуки, свисты, скрипы. Это свидетельствует о том, что машина имеет проблемы с колодками или же с самим тормозным механизмом.
  2. Плохой отклик велосипедных тормозов на воздействие, прилагаемое велосипедистом к тормозной ручке. В этом случае можно диагностировать неисправность гидравлической системы или троса велотормоза.
  3. Наличие визуально обнаруживаемых механических повреждений, а именно следов удара после падения. В этом случае тормоза работать будут, но их придётся дополнительно отрегулировать.

Внимание! Регулировка тормозных систем велосипедов производится в том случае, когда вы приобрели новый байк, а также по истечении срока его обкатки.

Данную процедуру необходимо будет провести и тогда, когда машиной вы не пользовались более месяца, особенно в холодное время года.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка

Для того, чтобы разобраться в том, как настроить тормоза на велосипеде, необходимо знать основные операции, которые выполняются при этом. Обычно регулировка тормозов всех типов нуждаются в выполнении следующих операций:

  1. Подбор наилучшего способа расположения колодок относительно обода колеса, или же регулировка таким же образом диска или барабана.
  2. Отладка их рабочих плоскостей.
  3. Подбор оптимального усилия на рабочих органах, расположенных на руле. Обычно это рукоять тормоза, с помощью которой передаётся усилие на рабочие органы тормозной системы. Данное усилие на задний тормоз может передаваться через педали велосипеда.

Во время настройки тормозов проводят профилактическое обслуживание других систем и механизмов велобайка, например, в обязательном порядке необходимо будет проверить правильность геометрии обода колеса. Если вы выявите на нём наличие восьмёрки, её необходимо будет исправить, чтобы колодка не стирала обод.

Во время настройки тормозной системы всегда помните о том, что, знать, как настроить задние тормоза на велосипеде, это далеко не равнозначно знанию о том, как настроить передние тормоза на велосипеде. Обычно устройства тормозных систем, расположенных спереди и сзади велосипеда, достаточно серьёзно отличаются друг от друга, поэтому к ним нужно иметь различный подход.

Регулировка ободных тормозов

Узнать, как настроить ободные тормоза на велосипеде, вы можете, внимательно изучив инструкцию по их устройству. Кроме того, информация по данной теме в изобилии встречается на сайтах, посвящённых велоспорту. Обычно процесс регулировки ободных тормозов не доставляет абсолютно никаких проблем даже начинающему велобайкеру. Дело в том, что основной операцией по обслуживанию тормозов подобной системы является замена тормозных колодок, поэтому все тонкости здесь будут заключаться в правильности работы с удерживающими их механизмами.

Настройка ободных тормозов велосипеда

Настройка ободных тормозов велосипеда

Стоит отметить, что в основном большинство современных велосипедов используют такой тип креплений тормозных колодок, как V-Brake. Он характеризуется наличием в их конструкции рычагов раздельного типа, выполненных в виде буквы V. Их соединяет тросик, удерживаемый рубашкой. Именно об обслуживании тормозной системы данного типа мы и расскажем.

Для того, чтобы провести техническое обслуживание ободного тормоза, необходимо:

  1. Разомкнуть тормоз, и с применением усилия извлечь рубашку троса из крепления.
  2. Выкрутить винт крепления его к раме.
  3. Снять механизм тормоза.
  4. Для работы с колодками выкрутить винт фиксации колодок.

При этом следите за тем, чтобы не забыть верную последовательность установки шайб. Дело в том, что они монтируются парами – вогнутая и выпуклая. От того, насколько правильно они установлены, зависит правильность регулировки всей тормозной системы.

Готовые тормозные картриджи должны точно подходить к тормозам велосипеда

Готовые тормозные картриджи должны точно подходить к тормозам велосипеда

Так как самой распространённой операцией является замена колодки тормоза, рассмотрим её. Для этого необходимо будет выполнить все операции, перечисленные выше, и поддеть старую колодку, чтобы удалить её. На освободившееся место устанавливается новая. При выполнении данной работы необходимо быть аккуратным, так как придётся тормозную колодку подгонять по месту.

Внимание! В том случае, когда вы будете устанавливать уже готовые тормозные картриджи, вам придётся внимательно смотреть за тем, чтобы такие картриджи точно подходили именно к этим тормозам.

Кроме замены тормозной колодки, выполняют регулировку их на месте, а также контролируют уровень натяжения тросика. Для этого подкручивают до нужного состояния винт, расположенный на тормозном рычаге. В результате такого вращения по часовой стрелке тормозные колодки отдаляются друг от друга.

Кроме того, регулируют и наклон тормозной колодки, ослабив крепёжный винт. Если вы недавно приобрели велосипед, и для вас сложно выполнить самостоятельно описанные процедуры, то для того, чтобы узнать, как настроить тормоза на велосипеде, вам стоит посмотреть видео на данную тему.

Если на велосипед устанавливаются новые колодки, то главное одеть в правильной последовательности прокладки и шайбы

Если на велосипед устанавливаются новые колодки, то главное одеть в правильной последовательности прокладки и шайбы

Регулировка дисковых тормозов

Так как дисковые тормоза достаточно редко применяются на современных велосипедах, заниматься их регулировкой вам придётся только в том случае, когда вам нужно будет узнать, как настроить тормоза на горном велосипеде, то есть тогда, когда вы станете заниматься велоспортом хотя бы полупрофессионально. При этом существует множество видов тормозных дисковых систем, мы же рассмотрим обслуживание работу с роторными тормозами.

Перед тем, как приступить непосредственно к процессу регулировки тормозной системы велобайка, вам необходимо будет, если у вас отсутствует опыт проведения таких работ, изучить материалы по вопросу о том, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, и посмотреть об этом видео. Кроме того, перед регулировкой тормозов дискового типа необходимо:

  1. Проверить положение ручки тормоза.
  2. Осмотреть на предмет наличия механических повреждений диск или ротор. Если на нём имеются сколы и вмятины – его необходимо будет заменить.
  3. Проверить состояние тормозного тросика и колодок, расположенных в тормозной колодке.

Регулировка дисковых тормозов велосипеда

Внимание! Так как качество работы тормозной системы напрямую зависит от правильности установки угла прижимания колодки, необходимо в процессе её регулировки правильно выставить угол ее прижима.

Для этого она должна будет установлена строго параллельно диску или же ротору. Если же вы установите колодку криво, это очень сократит срок её службы.

Непосредственно сами дисковые тормоза регулируются на калипере по следующей схеме:

  1. Производим фиксацию колеса именно в том положении, в котором оно будет находиться при езде. Это очень важно для определения места расположения ротора и втулки.
  2. Ослабляем немного крепление калипера для того, чтобы он не падал, но при этом мог двигаться.
  3. Зажимаем ручку тормоза для установки калипера на место.
  4. Передвигаем тормозную машину или затягиваем болты.
  5. Работая с болтами поочерёдно, окончательно выставляем машину на место.

Регулировка тормозных ручек

Регулировка тормозных ручек

Кроме выполнения процедуры регулировки, тормоза дискового типа нуждаются в периодической правке ротора. Для исправления небольших повреждений данного узла обычно используют простой разводной ключ. В том случае, когда он повреждён сильно, имеет смысл его заменить.

Если вы проводите регулировку дисковых тормозов, старайтесь не прикасаться к ним руками, так как они очень плохо относятся к попаданию в систему жира даже с рук. Поэтому перед началом работы необходимо провести процедуру их обезжиривания при помощи бензина.

Изучив процесс того, как настроить дисковые тормоза на велосипеде, вы потом сможете проводить ремонт в любых условиях, например, при нахождении в походе или на загородной дороге.

Между ножным и ручным тормозом

Когда-то выбор велосипеда ограничивался правильно указанными параметрами роста, маркой и цветом. Сегодня ассортимент настолько разнообразен, что подобрать даже простую городскую модель без минимальных познаний в устройстве современных байков просто невозможно. В частности, это касается разнообразия тормозных систем.

ручной тормоз велосипедаПривычный ножной тормоз

Если в детстве вы учились кататься на велосипеде, то, скорее всего, привыкли пользоваться ножным тормозом. Принцип его работы предельно прост: приводом в данном случае служит цепная передача и, чтобы начать торможение, нужно крутить педали в обратную сторону. Такое устройство отлично работает на синглспидах, но несовместимо с традиционной механической трансмиссией.

Таким образом, ножной тормоз сохранился в качестве атрибута городских велосипедов с фиксированной скоростью. Сам механизм расположен в задней оси, что предполагает ряд преимуществ:

  • герметичность устройства гарантирует защиту от осадков, дорожной пыли и грязи;
  • отсутствие ухода или частого ремонта;
  • исключается перегрев обода.

Тем не менее, в ряде случаев ножной тормоз может оказаться недостаточно надежным. К примеру, если цепь сошла или разорвана, когда ноги случайно соскользнули с педалей, задействовать для экстренной остановки ножной тормоз не получится.

Надежный ручной тормоз

Большинство производителей устанавливают ручные тормоза, которые могут дополнять ножной вариант или работать самостоятельно. За годы использования они завоевали репутацию стабильных и безопасных — вне зависимости от конструкции. Все представленные на рынке тормозные системы делятся на ободные и дисковые, те и другие имеют сторонников и противников.

При комплектации городских велосипедов чаще всего применяются ободные тормоза V-Brake. Их отличает хорошая мощность, неприхотливость в обслуживании и простой сервис в случае поломки. Однако в дождливую погоду или на сильном бездорожье такая система легко засоряется, что снижает качество работы.

тормозные системы велосипеда

В качестве альтернативы на продвинутые модели ставят дисковые тормоза с механическим или гидравлическим приводом. Стоит заметить, что стоимость таких систем в разы выше, а устройство значительно сложнее. Тем не менее, в экстремальных условиях дисковые тормоза наиболее надежны. Они не чувствительны к превратностям погоды или особенностям покрытия. Их единственный недостаток — сложность ремонта: если дисковая гидравлика выйдет их строя, придется обращаться в мастерскую.

Какие тормоза лучше?

Оптимальное решение для конкретного байка зависит от его назначения. Так, для ситибайка, который никогда не будет проверять свои силы в глухом бездорожье или на скоростном спуске, ободных тормозов V-Brake более чем достаточно. Некоторые модели для удобства и безопасности велосипедистов комплектуют ножным и ободным ручным тормозом. Таким образом, системы дублируют друг друга, обеспечивая максимальную безопасность.

Какие тормоза лучше на велосипеде механические или гидравлические

Какие дисковые тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

В списке характеристик байка графа «тормоза» вызывает не меньше вопросов, чем строка «задний переключатель». Еще лет семь назад вокруг систем замедления водилась масса споров, поскольку конструкция V-Brake конкурировала с дисковой механикой. Ныне механические «дискачи» уже вытеснили двухрычажную схему в бюджетном сегменте, а в качестве эталона предлагается гидравлика. Стоит ли переплачивать за нее? Что надежнее, а что комфортнее? И, в конце концов, какая конфигурация лучше тормозит?

Разница между дисковой гидравликой и механикой

Неопытным взглядом сложно определить, какие тормоза установлены на велосипеде – гидравлические или механические, из-за чего понять, что лучше, а что хуже вряд ли удастся. И там, и там вы обнаружите рукоятку, ротор и тормозной калипер (механизм, прижимающий колодки к диску). И принцип действия у них один – зажали ручку на руле, колодки остановили ротор.

Глобальное отличие состоит в том, как они работают, а точнее – в стиле передачи команды от рукоятки к калиперу:

  • Тросик. Его натяжение приводит к смещению одной колодки. Вторая же постоянно неподвижна. Так действует механика.
  • Тормозная жидкость или минеральное масло. При нажатии на ручку внутри нее перемещается поршень, оказывая давление на жидкое вещество, находящееся в гидролинии. Поскольку жидкость несжимаема, посредством нее усилие передается на поршни в тормозном калипере (механизм, прижимающий колодки к ротору). В гидравлической схеме перемещаются обе фрикционных накладки.

Какие тормоза на велосипеде лучше: гидравлические или механические

Если строго оценивать вопрос, то поставлен он некорректно. Во-первых, механику вы встретите только на велосипедах до 30 000 рублей. Все, что выше этой психологической отметки, идет с гидравликой.

Во-вторых, бюджетный сегмент отличается экономией на всем, и на тросиковых «дискачах» тоже: китайский noname комплект тормозит даже хуже ретроконструкции V-Brake, но, увы, они на 95% вытеснены. Гидравлическая схема в этой ценовой категории тоже не идеальна, но поскольку, повторимся, вибрейков уже нет, то первенство за ней.

Если взглянуть на рейтинг лучших горных велосипедов по цене и качеству , то механические тормоза конкурируют с гидравлическими только в очень узком ценовом диапазоне: 20 000-30 000 рублей. Но он же и один из самых популярных. Комплектация с гидравликой, как правило, дороже Mechanical Disc на 3 000-5 000 рублей. Поэтому целевой аудиторией вопроса являются те покупатели, которые желают сэкономить эти деньги, и в этом есть разумное зерно.


В фокусе сопоставления такие характеристики, как:

  • Удобство использования.
  • Производительность торможения.
  • Сложность обслуживания в домашних и полевых условиях.
  • Вес.
  • Разница в цене, которую мы уже обсудили.

Гораздо приятнее нажимать ручку гидравлического тормоза. Как минимум из-за того, что это можно сделать одним-двумя пальцами без особого перенапряжения. Дешевая механика управляется достаточно туго, и зажимать рукоятку до упора приходится чуть-ли не всей кистью.

Углубляясь в характер ощущений от управления дисковыми тормозными механизмами, уместно поговорить о модуляции.

К сведению. Модуляция – это обратная связь, то есть возможность ощущать через тормозную рукоятку то, насколько плотно прижаты колодки к ротору.


Так вот, дозировать усилие на дешевой механике не получится. На словах этого не ощутить, поэтому покатайтесь по магазину на трех разных велосипедах: с механическими тормозами, дешевыми и дорогими гидравлическими, и определите, что для вас лучше. Расстановка приоритетов наверняка будет согласно цене:

  • Четырехпоршневая гидравлика на байке класса премиум (свыше 50 000 рублей). Минимальное усилие на ручке (свободное перемещение одним пальцем), максимально прозрачная обратная связь.
  • Гидравлическая система замедления с двумя поршнями (20 000-50 000 рублей). Управление двумя пальцами, «обратка» присутствует, но недостаточно внятная.
  • Дешевая механика с одной подвижной колодкой. Пересаживаясь даже с бюджетной гидравлики, ощущается низкий уровень модуляции. По факту ее нет, а есть два положения – тормозит и не тормозит, команду притормозить тросовый привод обработать не способен.

Эффективность

Производительность торможения не зависит от того, как связаны калипер и ручка. Здесь играет роль материал и размер трущихся деталей:

  • Диаметр ротора.
  • Габариты колодок.
  • Материал фрикционных накладок.

Обычно колодки пропорциональны габаритным диаметрам дисков, ходовыми из которых являются всего два:

  • 160 мм – легкое кросс-кантри (лесные тропинки, не затяжные спуски).
  • 185 мм – активная езда по горным дорогам.

Ремонтопригодность

Начать, пожалуй, стоит с объяснения бродящего по велосообществу страха в отношении использования гидравлических тормозов на велосипеде. Суть его в том, что, скажем, в результате падения, поврежденную гидролинию практически невозможно отремонтировать в полевых условиях.

Так это и есть: оборудование для прокачки и тормозную жидкость или минеральное масло возить с собой накладно. Но современные комплекты от Shimano и Avid отличаются высоким качеством и повредить их тяжело. Это раз. Два – в жестких фрирайдовых дисциплинах применяется, как ни странно, гидравлика, хотя падать там положено чуть ли не по определению. Кроме того:

  1. Не каждый возит с собой запасной трос, а это значит, что механический тормоз отремонтировать тоже не получится.
  2. На велосипеде имеется два тормоза и выход из строя сразу обоих – явление очень редкое.


Конечно же, при наличии в запасном комплекте тормозного тросика, отремонтировать механику – дело пяти минут. На обслуживание гидравлики нужно порядком больше времени и дорогостоящее оборудование, но и заглядывать в нее приходится реже.

Если на счету каждый грамм, то ваш выбор – гидропривод.

Что в итоге выбрать

Проведем аналогию с трансмиссионным вопросом: подыскивая лучшие задние переключатели для велосипеда , вы отталкиваетесь от характера езды. То есть дорогущую и сверхлегкую систему Shimano Deore XTR на походный байк никто не ставит, потому как по асфальту и легкой грунтовке обычной Deore хватает с головой.

Соблюдайте данный принцип и в вопросе с тормозами, а также в том, какой велосипед лучше, Стелс или Форвард . Для покатушек по парку в выходной день механика подойдет – привыкнуть к ней можно, длится этот процесс недолго. А вот на каждый день лучше взять гидравлику, ведь за ней превосходная отзывчивость.

В серьезной сфере применения комментарии излишни. Для велотуризма вы просто не купите байк дешевле 30 000 рублей, поскольку понятие «надежность» коррелирует с суммой не менее 500$. Поэтому здесь, как и в случае с серьезным кросс-кантрийным направлением, гидравлический тормоз – монополист.

Как выбрать дисковые тормоза на велосипед, обзор моделей, отзывы рыбаков

Вопрос о выборе дисковых тормозов очень актуален для многих велосипедистов. Каждая система имеет свои особенности, качество, ценовую политику и назначение. Тормоза являются незаменимым компонентом любого транспорта, поэтому к выбору следует подходить максимально ответственно

Дисковые тормоза на велосипед — особенности и конструкция

Механические

Такой тип тормозов имеет в своей конструкции тросовый привод. Их сборка отличается особой простотой и надежностью.

Принцип действия: нажимая на ручку тормоза в рабочее время, сигнал идет к подвижной колодке. В результате диски прижимают одну колодку к другой. В некоторых моделях устанавливаются механизмы с двумя движущимися колодками.

Преимущество модели:

  • Ремонтировать велосипед можно в любом месте, так как конструкция не требует особых условий.
  • Низкая стоимость.

Недостатки:

  • Иногда трос заедает, а также растягивается.
  • Низкая стойкость к трению приводит к тому, что необходимо чаще менять детали.
  • Амплитудная модуляция проявляет себя хуже, чем в гидравлике.

Гидравлические

Гидравлические тормоза содержат в себе специальные масла и жидкости для торможения.

Принцип действия: нажимая тормозную ручку, в цилиндре торможения вытесняется жидкость, что давит на рабочей отсек, который установлен на вилке или раме велосипеда. Цилиндр отвечает за работу поршня и тормозных колонок. Эти элементы необходимы для блокировки движения велосипеда.

Работая с такими системами, следует помнить, что жидкость, входящая в цилиндр-очень токсична. При неправильном обращении возможны отравления.

Преимущества:

  • Служат долго и качественно при правильном уходе.
  • Высокая модуляция.

Недостатки:

  • Вероятность протекания жидкости.
  • Высокая стоимость.
  • Сложности во время ремонта.
  • Утяжеляет велосипед.

Достоинства и недостатки дисковых тормозов на велосипед

Начнем с плюсов:

  • из всех тормозных систем дисковая группа обладает самой большой мощностью;
  • гидравлические тормоза позволяют плавно и легко регулировать весь процесс. Нажатие на ручку не требует особых усилий, для этого необходим лишь один палец;
  • Расположение ротора в верхних отсеках, практически исключает попадание грязи и снега. Именно поэтому колодки служат дольше без износа;
  • гидравлика не требует специальных настроек.

Недостатки:

  • высокая стоимость;
  • увеличение веса транспорта;
  • из-за того, что производители делают особые конструкции, сложно совмещать разные детали;
  • в некоторых случаях тормоза выходят из строя. Зачастую поломка происходит из-за попадания воздуха в жидкость торможения;
  • ротор быстро греется, поэтому на спусках могут быть проблемы с торможением;
  • проблемы при перевозке из-за того, что ротор легко гнется;
  • сложности при выборе велобагажника, так как не всегда компоненты совместимы между собой.

Что лучше — механические или гидравлические дисковые тормоза?

Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. Именно поэтому при выборе тормозной системы следует полагаться на свои возможности и бюджет.

Следует помнить, что в начальной ценовой категории находятся механические типы, а более дорогие-гидравлика. Не стоит экономить на данной составляющей, так как тормоза являются залогом успешной езды на дороге.

Как выбрать дисковые тормоза на велосипед?

При выборе системы важно уточнить у продавца, о наличии в продаже запасных систем, чтобы в случае поломки знать, куда обращаться. Для некоторых моделей очень сложно найти компоненты, поэтому придется менять весь комплект.

Специалисты рекомендуют покупать дисковую систему людям, которые занимаются спортивной или экстремальной ездой. В других случаях, лучше отдать предпочтение более простым вариантам.

Езда по городу и велотуризм нуждается в механических системах. Выбор будет полностью оправдан, благодаря надежному и качественному использованию.

Скорость торможения зависит от сборки ротора. При покупке следует обратить внимание на его размер. Чем больше диаметр, тем быстрее реагируют тормоза. Недостаток такого компонента лишь в увеличении веса велосипеда.

За плавность тормоза отвечают тормозные колодки. Они могу быть органические или механические. Органические делают процесс более мягким. Второй вариант более устойчив к износу, это позволяет увеличить процесс эксплуатации.

Лучшие дисковые тормоза на велосипед

Конструкция данных систем на протяжении многих лет гарантирует хорошую работу без увеличения массы транспорта. Контактная точка реагирует быстро и четко, но поначалу палец устает.

Ввиду усовершенствования конструкции к системе человек быстро приспосабливается. Производитель обещает надежность на дороге, что подтверждается в процессе использования.

Минус тормозов CR3 в том, что при спуске на длинной дистанции, они начинают издавать некоторые звуки, но это никак не сказывается на работе.

HayesRadar

Модель из бюджетного класса, набравшая популярность в 2017-2018 годах. В рейтинге по эргономичности занимает лидирующие места. Недостаток модели в массивной и тяжелой ручке. Из преимуществ выделяют хорошую адаптацию к любой погоде.

Shimano Deore

Продукты данной фирмы отличаются удобством, эргономичностью, надежностью, а также легким уходом. Большая нагрузка приводит к тому, что тормозная система начинает активно греться, что в итоге уменьшает работоспособность. Данный продукт не терпит сырости, поэтому прогулка в дождливую погоду становится под угрозой. Среди бюджетных моделей лучшие в плавном торможении и мощности.

SRAM Guide R

Модель содержит 4 поршня и удобный рычаг. Ход действия легко регулируется без помощи вспомогательных инструментов. Выделяют мощность тормоза в любых погодных условиях. Отзывы покупателей отмечают отличное качество модели и дают ей почетное место в рейтинге систем.

Brake Force One

Высокие характеристики обуславливают и стоимость модели. Занимает первое место в рейтинге тормозных систем. Из особенностей выделяют: регулируемую ручку, комфортную точку контакта, высокую мощность, плавное замедление.

Недостаток: длительные спуски негативно сказываются на работе тормозных колодок, что в итоге приводит к износу. Рекомендуют данную модель для участников марафонов и кросс-кантри.

Установка и обслуживание дисковых тормозов

Уход за дисковыми тормозами требует особого подхода ко всем частям. Главное-наблюдать за чистотой диска. Зазор между диском и колодками имеет большую величину, что позволяет различным компонентам проникать туда.

Если происходит загрязнение, велосипедисты могут слышать скрипы и скрежет при торможении. Неприятный звук сопровождается и проблемами с тормозом.

Следующий шаг-следить, чтобы диск был ровным. Погнутые компоненты могут спровоцировать отказ тормозов, падение или аварию.

Необходимо следить за зазором между компонентами и регулировать его. В противном случае ручка будет проваливаться. Такая проблема приводит к нарушению работы тормоза и уменьшению его мощности.

Установка механических тормозов:

  1. Перевернуть велосипед и снять колесо.
  2. Убрать калипер и диск. Достать трос из рычага и снять его.
  3. Разжать тормоза и снять их с велосипеда.
  4. При помощи винтов ротор крепится к втулке. В конце следует затянуть до упора и добавить шайбы с болтами для равномерного распределения.
  5. Поместить ручку для тормоза, установить рычаг на своем месте, располагая рядом трос.
  6. На раму крепится адаптер. Главное не закручивать до упора, так как в дальнейшем придется выставлять более точное положение.
  7. На калипере закрепляется трос.
  8. Установить колесо.
  9. В завершении отрегулировать калипер и установить положение колодок.

Установка гидравлических тормозов:

  • Убрать колесо и на месте втулки и поместить тормозной диск.
  • К тормозному рычагу подключить гидролинию.
  • На раму ставится калипер и адаптер. До упора затягивать не нужно.
  • Вернуть на место колесо и ротор.
  • При помощи хомутики выпрямить положение гидролинии.
  • Тщательно проверить работу гидролинии. Для этого сжимается ручка, и осматриваются колодки, в частности равномерность их сжатия.
  • После того, как калипер станет на свое место, собранную схему следует затянуть до конца.

Гидравлические или механические тормоза выбрать для велосипеда?

При выборе велосипеда или проведении замены компонентов часто возникает вопрос, какой вариант тормозной системы стоит устанавливать на велосипед. Выбор чаще всего предопределяется уже установленными на велосипед тормозами, поскольку менять что-то кардинально бывает очень дорого (и не всегда возможно технически).

Наиболее распространенные типы велосипедных тормозов сейчас – это дисковые тормоза, ви-брейки или втулочные тормоза.

Нас, в большей мере, интересуют именно дисковые тормоза, поскольку гидравлические ви-брейки – это большая редкость.

Тормоза бывают гидравлические и механические. Для того, чтобы сделать правильный выбор между этими типами, нужно понимать принцип работы тормоза велосипеда.

Как работают тормоза велосипеда

Любая конструкция тормозного механизма подразумевает, что к крутящейся части (например ротеру или ободу) прислоняется неподвижная часть, жестко зафиксированная на раме велосипеда или вилке. Примерно также работает и втулочный тормоз, только механизм спрятан внутри корпуса втулки.

Подвижная часть, например роутер, выполнена из материала, обладающего специальными свойствами. Он сохраняет свою форму и параметры после перепадов температуры и обладает хорошими фрикционными показателями.

Неподвижная часть обычно представлена тормозными колодками. Они изготовлены из специального фрикционного материала, обладающего высоким коэффициентом трения. Колодки и роутер образуют пару трения.

Колодки обычно подводятся к ротеру (в случае использования дисковых тормозов) с помощью специального суппорта или тормозной машинки. Суппорт жестко закреплен на раме и позволяет передвигать колодки в торцевом направлении.

Для того, чтобы колодки перемещались внутри суппорта, механизм их подачи и сближения нужно соединить с тормозной ручкой на руле. Именно здесь и проявляется конструктивное различие между механическим тормозом и гидравлическим тормозом.

Чем отличаются механические и гидравлические тормоза велосипеда

В механическом тормозе ручка на руле соединяется с суппортом, который умеет перемещать колодки, с помощью самого обычного тросика. Нажимаете на ручку и колодки как за веревочку передвигаются к роутеру. Это классическая технология. Она используется уже долгие годы и применяется, например, в ручном тормозе автомобиля.

В гидравлическом тормозе роль тросика, который прижимает колодки к диску, выполняет гидролиния. Сама же тормозная машинка адаптирована для использования с жидкостью. Технология тоже далеко не новая, но в велосипедной среде используется относительно недавно.

Гидролиния – это обычная трубка, внутри которой находится тормозная жидкость любого типа. С одной стороны этой гидролинии установлена тормозная ручка, которую нажимает велосипедист. В ручке организована система поршней, который начинают выдавливать жидкость по трубке.

С обратной стороны на трубке установлена тормозная машинка, снабженная также системой поршней. Она «принимает» перемещение жидкости и передает нажатие на колодки, сжимая их. Эффект возможно достичь благодаря тому, что жидкость является несжимаемой.

Гидравлические или механические тормоза выбрать?

Вопрос выбора полностью зависит от вас. Предлагаю просто ознакомиться с достоинствами недостатками гидравлических тормозов и сравнить их механическими.

1. Стоимость нового комплекта и стоимость обслуживания

Дисковые гидравлические тормоза обходятся дороже, чем механический аналог. Правда, разница это не особенно ощутимая. Например, запасные колодки имеют одинаковую стоимость. Ремонт же основной части механизма (при условии выбора качественного оборудования изначально) требуется редко.

2. Эффективность торможения

Дисковые гидравлические тормоза имеют большую эффективность торможения. Часто в конструкции используется принцип соотношения площадей поршней, благодаря чему на выходе получается большее усилие.

Тросик у механики обычно имеет свойство растягиваться, а жидкость не сжимаемая.

Другое дело, что для решения задач большинства велосипедистов, механического тормоза полностью хватает. Но если рассматривать профессиональное использование, например в даунхилле, то тут стоит выбрать гидравлику. Механика же хорошо подойдет или для прогулочного велосипеда, или для старта в экстремальном катании.

3. Сложность обслуживания и надежность

У дисковой гидравлики есть одно скверное качество – гидролиния может порваться, жидкость может вытечь. Сальники имеют свойство течь и сопливить. Могут появляться пузыри воздуха, что снижает эффективность. Правда происходит это на хороших моделях раз в три-четыре года или реже.

Если вы отправляетесь в дальний поход или не хотите тратить силы/время на сложный ремонт гидры, то можно остановиться и на механике. С учетом того, что эффективности механики вам достаточно. Механический тормоз всегда проще в обслуживании.

Полевой ремонт гидравлического тормоза практически невозможен, тогда как механический тормоз можно починить, имея просто кусочек тормозной рубашки и тросик.

Однако, гидравлический тормоз хорошего качества ломается очень редко и лишен таких радостей, как постоянная регулировка положения колодок, растягивающийся тросик или превращение тросика в мочалку. При износе гидролиния не начинает препятствовать перемещению жидкости и гидравлика всегда работает стабильно, а вот механика после пары лет использования начинает ощутимо барахлить и требует приложения руки.

4. Вес собранной системы

Тут даже и обсуждать особенно нечего – гидравлический тормоз всегда легче.

5. Самостоятельная установка нового комплекта

Соизмерима по сложности, так как гидравлический тормоз продается уже прокаченным и готовым к установке. Остается только его правильно поставить. Это не сложнее, чем поставить механику.

6. Запасные части

На рынке можно легко найти запасные части как для одного типа, так и для другого. Главное не увлекаться нонейм брендами.

7. Ресурс

Гидравлические тормоза имеют больший ресурс безотказной работы.

8. Разница в цене

Разница в цене зависит от выбранной модели. Часто хорошая механика отличается от гидравлики всего на 30-40%.

Советы по выбору

Прямо говорить, что одно хорошо, а другое плохо нельзя. При окончательном выборе нужно взвесить все за и против и ответить для себя на следующие вопросы:

1. Устраивает ли меня разница в цене?

2. Нужно ли мне иметь возможность оперативно отремонтировать тормоз в походе?

3. Нужны ли мне усложнять конструкцию, если я катаюсь только по лесным тропинкам и асфальту?

4. Важен ли общий вес велосипеда?

От себя добавлю, что для современного велосипеда, который используется на любительском уровне и именно как спортивный снаряд, лучше выбрать гидравлические тормоза. Для простого же велосипеда подойдет любой вариант тормозной системы.

Самый плохой расклад – это прийти в магазин, где торгуют полу-китаем и поддаться на уговоры продавца купить «вот этот вот супер-велосипед с двумя амортизаторами дискавыми тармазами гидравлическими и тремя катафотами всего за столько-то рублей». Исходите из здравой логики и не позволяйте использовать гидравлические тормоза, как способ продать себе неясный велосипед.

Выражение «тормоза придумал трус» относится к людям, которые никогда не сталкивались с необходимостью вовремя остановиться. Особенно это касается двухколесной техники, ведь в машине водителя защищает корпус транспортного средства, а здесь весь удар приходится принимать на себя.

Наша редакция составила список рекомендаций по выбору и рейтинг лучших дисковых тормозов для велосипеда, основанный на отзывах покупателей и популярности моделей.

Примечание! Некоторые достойные модификации не вошли в список ввиду невысокой распространенности или завышенной стоимости.

Какие бывают тормоза

Основных разновидностей дисковых тормозов всего две – это механические и гидравлические. Отличия в работе колоссальные, поэтому необходимо заранее разобраться в нюансах, для более точного понимания темы.

  1. Механика. Устройство представляет собой механизм, движимый силой троса, продетого через линию. Такие тормоза недорогие, как правило, просты в эксплуатации, легко обслуживаются. Также можно сказать, что данный вариант экономичен. Благодаря относительной простоте механизма, цена невысока. К недостаткам модели относят необходимость постоянной регулировки троса.
  2. Гидравлика. Более дорогое удовольствие. Однако дорогие варианты действительно стоят своих денег. Как правило, гидравлические суппорты рассчитаны на повышенные нагрузки, что делает их востребованными среди любителей и профессионалов. По сути, велосипедная гидравлика представляет собой уменьшенную копию мотоциклетного тормоза, без конструктивных изменений.

Как правильно выбрать

Неопытные пользователи кричат во все горло, что гидравлика на велосипеде – это едва ли не панацея от всех проблем. Однако здесь имеется несколько важных моментов, знание которых поможет избежать ошибок выбора и сэкономит несколько сотен или тысяч рублей.

Первый вопрос – это цена. Если предполагается покупка заводской модели велосипеда или дешевых тормозов (до 4000 рублей за комплект) необходимо сильно задуматься, а стоит ли игра свеч.

Эксперты утверждают, что качественная система механического типа показывает более высокие результаты, чем дешевая гидравлика. Это связано с качеством применимых материалов. Механические суппорты сами по себе дешевле в производстве, поэтому изготовитель может применять более крепкие сплавы материала и ставить в «стоке» добротные колодки. Дополнительно, с такой системой не будет проблем при обслуживании – запчасти всегда есть.

Касательно самой дешевой гидравлики – это модно, пафосно, но неэффективно. Согласно результатам тестов самые бюджетные модели показывают меньшую силу сжатия, относительно сравнимой по цене механики. Также важным фактором является небольшая надежность подобных систем.

В качестве вывода можно сказать, что добротные механические тормоза — вариант гораздо более эффективный, чем самая простая гидравлика. А конечный выбор лежит непосредственно на покупателе.

Рейтинг лучших

Далее представлен рейтинг лучших дисковых систем для велосипеда, по отзывам покупателей и популярности.

Цена за комплект: около 2000 рублей.

Открывает рейтинг представитель самой бюджетной линейки механических тормозов. Модель отличается простыми показателями мощности, дизайна. Основное предназначение – эксплуатация в прогулочном режиме на взрослом или подростковом велосипеде. Допуск по весу не превышает 75 кг, что неспособно обеспечить быструю остановку в экстренной ситуации. Нравится пользователям неприхотливость, возможность быстрой починки, ввиду элементарности конструкции. Другим просчетом конструкторов, является небольшое пятно контакта колодок, в связи с чем, накладки быстро изнашиваются.

  • минимальная стоимость;
  • приятный дизайн;
  • возможность самостоятельного ремонта.
  • низкая эффективность;
  • быстро изнашиваются колодки.

Ценник стартует от 3000 рублей за комплект.

Далее на очереди — бюджетный представитель компании Тектро. Главным достоинством конструкции производитель называет стальной корпус, что априори исключает механические поломки после ударов. Однако это одновременно и минус – стальные детали провоцируют большой вес, около 500 г.

Эффективность находится на среднем уровне. Модели достаточно для повседневных прогулок, нечастых скоростных поездок по пересеченной местности. Здесь уже применяются квадратные колодки достаточной площади, что позволяет обеспечить неплохую эффективность.

  • демократичная цена;
  • прочный корпус;
  • неплохая эффективность.
  • огромный вес;
  • есть жалобы на долговечность возвратной пружины.

Ценник стартует от 3000 рублей за комплект.

Годная механика от именитого производителя. Довольно высокий ценник полностью нивелируется превосходной надежностью и эффективностью работы. Некоторые пользователи намеренно ставят эти тормоза вместо гидравлических, объясняя это превосходными характеристиками.

Изначально модель использовалась для гоночных режимов Кросс Кантри. Позднее ее начали применять только на пользовательских велосипедах, ввиду появления более эффективной гидравлики бюджетного сегмента.

Касательно характеристик можно отметить необычайную эффективность и простоту конструкции (относительно других моделей механического типа). Также пользователей радует добротность корпуса – материал не подвержен раскалыванию и перегреву в результате затяжных спусков. Поэтому тормоза можно часто встретить среди туристов или обычных любителей прокатиться «с ветерком».

Эксперты, в свою очередь, хвалят большой выбор колодок и запчастей.

Несмотря на моральную устарелость, изделие до сих пор считается эталоном для своего класса.

  • отличная эффективность;
  • надежность;
  • ремонтируются «на коленке»;
  • умеренная цена.
  • не обнаружено.

Стартовая цена: от 3500 рублей за комплект.

Открывает список бюджетных гидравлик достойный представитель компании Шимано. Невысокая стоимость обусловлена посредственной эффективностью. Модификация часто применяется на серийных велосипедах средней ценовой категории.

Тормозное усилие сопоставимо с добротными представителями механического типа. Поэтому производитель позиционирует изделие, как прекрасную альтернативу бюджетного класса для начинающих велосипедистов.

Эксперты хвалят простое обслуживание – прокачать тормоза минералкой может даже не подготовленный пользователь. Также выделяется неплохая ремонтопригодность – имеется большой выбор калиперов, жимков и внутренних деталей.

Конкретно для пользователя приятным фактом является наличие удобной рукояти. Можно давить как одним, так и тремя пальцами.

  • адекватный ценник;
  • неплохая эффективность;
  • приятный дизайн;
  • универсальный жимок.
  • не подходят для больших нагрузок.

Средняя стоимость колеблется в пределе 5000 рублей за комплект.

Далее на очереди — бюджетное решение для начинающих велосипедистов. Неплохая гидравлика способна быстро остановить ездока при необходимости. Предельная нагрузка составляет 95 килограммов, чего достаточно для большинства пользователей.

Эксперты называют положительным качеством достаточную модуляцию, что значительно облегчает жизнь новичкам. Равномерная передача усилия гарантирует неопытному велосипедисту защиту от блокировки колеса, чреватой падением.

Проработан и дизайн, металлические жимки позволяют пользоваться одним или тремя пальцами для торможения.

Недостатками принято считать малую надежность системы – в сети имеется множество отзывов о поломках или отказе модели при перегреве.

  • хороший вариант для новичков;
  • приемлемый ценник;
  • неплохая сборка.
  • могут перегреться;
  • не предназначены для агрессивного вождения.

Ценник стартует от 5000 рублей.

Дочернее предприятие корпорации Срам. Американские технологии обеспечивают приличное тормозное усилие, что гарантирует своевременную остановку транспорта.

Первое поколение рассчитано для начинающих и любителей велосипедного спорта. Тормоза иногда можно встретить на трассах Кросс Кантри.

Эргономичные жимки оборудованы дополнительной регулировкой, позволяющей точно выставить высоту лапки под предпочтения каждого пользователя.

  • привлекательный внешний вид;
  • неплохая эффективность;
  • хороший выбор колодок.
  • недостаточно для агрессивной эксплуатации;
  • некоторые пользователи жалуются на протечки.

Цена: 5000 рублей/комплект.

Яркий представитель бюджетного ценового сегмента от компании Хаес. Достаточная эффективность обеспечивается уникальной конструкцией основной камеры. Модель обладает минимальными характеристиками для применения в гоночных режимах Кросс кантри или активных покатушек по лесным тропам.

Относительно высокое положение в топе достигнуто отличной надежностью. Производитель дает пожизненную гарантию от протечек, что много значит.

Регулировки положения рукояти выполняются шестигранным винтом на 2,5 мм в большом диапазоне. Можно опустить жимок практически до грипс.

Также пользователей радует умеренная масса – 400 граммов одна сторона.

  • пожизненная гарантия от протечки;
  • достаточная мощность;
  • широкий диапазон регулировки ручки.
  • спорный дизайн;
  • затруднительная настройка.

Ценник стартует от 8000 рублей

Средняя ниша гоночных тормозов от компании Тектро. Усовершенствованная модель отличается меньшей модуляцией, что предполагает умелое использование. Однако неопытные новички могут перелететь через руль по причине резкого обращения.

Завод доработал гидролинии, теперь масло не распирает магистрали во время сильного нажатия. Также усовершенствован главный поршень. Именно убран старый уплотнитель, через который происходило подсасывание воздуха в систему.

Производитель позиционирует детище, как оптимальный вариант для Кросс Кантри или Трэйла.

Однако некоторые недостатки остались от предшественников. Также стоит проблема с перегревами. При экстремальных нагрузках возможно проникновение воздуха в систему или подтекание масла, что чревато полной прокачкой.

  • привлекательный дизайн;
  • достаточная мощность;
  • прочность линий.
  • имеется склонность к перегревам.

Цена: от 9000 рублей/комплект.

Старая, но очень эффективная система. Несмотря на старт производства в 2005 году, тормоза сохраняют свою актуальность даже спустя 14 лет, ввиду наличия спроса на новые и подержанные системы.

Изделие создавалось по принципу «все гениальное – просто». Примитивная конструкция калипера дополняется элементарным механизмом тормозных ручек, что выдает неожиданную мощность.

Благодаря подобным характеристикам, модель регулярно используется начинающими спортсменами и любителями экстремальных дисциплин. А сам автор неоднократно испытал на себе надежность агрегата – за 5 лет активной эксплуатации не потребовалось какого-либо ремонта, кроме замены изношенных колодок.

  • отличная эффективность;
  • превосходная надежность конструкции;
  • симпатичный внешний вид.
  • на момент написания статьи морально устарели.

Ценник колеблется в районе 10000 рублей.

Одна из топовых версий компании. Обновленная в 2017 году модель может похвастать суженными креплениями, обновленным дизайном.

Доработанная конструкция поршня повышает показатель модуляции и эффективности торможения. Новый калипер способен работать с колодками Ice Tech, которые максимально эффективно отводят тепло из рабочей зоны, для минимизации перегрева калипера.

Совокупность внедренных решений, позволяет применять тормоза для агрессивной эксплуатации без боязни улететь с обрыва.

Какие дисковые тормоза поставить на велосипед: гидравлические или механические

Современные велосипеды, которые называются скоростными, оснащены не только кассетой с разным количеством звездочек, но и тормозами. Тормоза являются важной частью любого транспортного средства, без которых применение велосипеда является опасным. Вполне нормальным вопросом задаются велосипедисты — какие дисковые тормоза поставить на велосипед: гидравлические или механические. Чтобы ответить на данный вопрос, понадобится проанализировать каждый вариант.

Конструкция и принцип работы дисковых тормозов

Функционирование тормозов велосипеда, как механического, так и гидравлического типа, практически идентично. Как только на руле нажимается рычаг, то в движение приводятся тормозные колодки. Остановка происходит за счет преобразования кинетической энергии в тепловую за счет силы трения. Этот идентичный принцип действия торможения имеет конструктивные отличия. Эти отличия заключаются в способе передачи усилий от тормозной рукоятки.

  1. На механических тормозах дискового типа применяется трос, за счет которого происходит передача силы натяжения, смещающей подвижные части колодок. В результате достигается эффект торможения.
  2. В гидравлических тормозах роль троса выполняют трубки с жидкостью внутри. При нажатии на рукоятку происходит смещение поршней в калипере за счет увеличения давления тормозной жидкости в системе. В итоге смещаются колодки в сторону тормозного диска, тем самым происходит процесс остановки велосипеда.

Оба способа являются эффективными, однако гидравлическая система считается более совершенной. У механики и гидравлики имеются недостатки, но, несмотря на это, многие велосипедисты стремятся перейти именно на гидравлический тип тормозов.

Качество торможения — отличия

Оба вида тормозов справляются со своими задачами отлично. Процесс остановки зависит от материала колодок, их размера и диаметра ротора. Чем больше размер колодок, тем выше эффективность торможения.

На эффективность остановки влияет также материал изготовления тормозных колодок, которые бывают металлизированными и органическими. В конструкции механических устройств применяется тросик, который воздействует на колодки, сжимая их. Механический тормоз скрипит в отличие от гидравлического. Гидравлическая система за счет отсутствия тросика, имеет меньший и легкий ход рукоятки. На механике остановка напрямую влияет от силы нажатия на рукоятку.

Настройка и обслуживание

По настройке разница между рассматриваемыми системами куда более значительная. В настройке предпочтительной является гидросистема, так как она не нуждается в необходимости частых регулировок. Если точнее, то гидравлика нуждается в регулировке при первой установке системы, а также при последующих заменах колодок.

Настройка механики проводится намного чаще. Делается это при каждом снятии колеса, а также периодически в процессе износа колодок. При замене троса также требуется выполнять настройку системы. Если тросик будет засорен грязью, то вскоре это может привести к выходу его из строя. Поэтому рекомендуется всегда поддерживать его в чистоте и порядке. Отличие гидравлической системы — то, что она более защищена от внешних воздействий.

Ремонтопригодность

В вопросе ремонтопригодности лидирует механика, так как при необходимости ремонта, сделать это можно даже в полевых условиях. Если рвется трос, то его можно заменить не имея никаких инструментов, кроме шестигранника, а понадобится только новый трос.

С гидравликой все намного сложней. При повреждении гидравлической линии понадобится обратиться в специализированный центр для замены ее и прокачки тормозов, или сделать это самостоятельно, но в домашних условиях с использованием специальных инструментов. Отыскать запчасти на гидравлику куда сложней, чем на механику, тем более что каждый производитель этих системы имеет свои различия в конструкции.

Цена — главный параметр

Стоимость механической системы будет намного дешевле, нежели гидравлической, что обусловлено конструктивными особенностями. Дешевле обойдется и обслуживание механики, так как стоимость троса и колодок составляет до 500 рублей, а вот гидравлические комплектующие обойдутся в разы дороже.

Это интересно! Хорошая гидравлика на одно колесо обойдется от 10 000 рублей, в то время как механику за такие деньги можно поставить на 5 велосипедов.

Преимущества гидравлических тормозов перед механическими

Вопрос сравнения механических и гидравлических тормозов на велосипеды продолжает набирать обороты. Большинство современных велотуристов стремится заменить дисковую механику на гидравлику. Связано это с такими преимуществами последней системы:

  1. Главным плюсом этой системы является зажатие тормозного диска двумя колодками одновременно. Это положительно влияет на процесс остановки велосипеда. На механике колодки могут стираться неравномерно, что снижает эффективность торможения, и безопасность велосипедиста.
  2. Калипер настраивается самостоятельно, если только система находится в надлежащем состоянии.
  3. На качество торможения не оказывают негативное воздействие погодные условия. Торможение является эффективным как при передвижении по хорошей дороге, так и по грязи.
  4. Легкость управления тормозами. Чтобы остановиться, нужно слегка нажать на рукоятку, в отличие от механических тормозов.

Необходимо также рассмотреть и минусы гидравлической системы, что позволит убедиться в эффективности системы.

  1. Тормозная жидкость имеет свойство набирать влагу с течением времени, что негативно влияет на эффективность путем понижения точки кипения. Чтобы исправить ситуацию, требуется осуществить замену жидкости.
  2. Чем ниже точка кипения, тем меньше тепла требуется системе для закипания. Если на горном велосипеде спускаться длительное время на тормозах, то жидкость может закипеть. При закипании жидкости происходит образование газа в системе. При последующем нажатии на рычаг, произойдет провал ручки тормоза до грипсы, и торможение будет отсутствовать. Эти случаи хотя и являются редкостными, но в горных велосипедах нужно очень внимательно следить за гидросистемой, или применять механические устройства.
  3. Сложность обслуживания, посредством чего тормозная система нуждается в регулярной прокачке и периодической замене жидкости. Произвести прокачку системы самостоятельно проблематично, поэтому новичкам приходится прибегать к платной помощи специалистов.
  4. При необходимости ремонта тормозной системы, такая процедура обойдется в копеечку, так как мало того, что на гидравлику запчасти стоят дорого, но еще и их трудно найти.
  5. Стоимость. Гидравлические устройства хотя и намного лучше, о чем говорит их стоимость, но при этом не каждый сможет себе их позволить. И даже если вы раскошелились на покупку, то не факт, что они вам понравятся в работе и обслуживании.

Из вышеописанного следует сделать вывод, что гидравлика хотя и является современной и надежной, но при таком большом перечне недостатков, она еще проигрывает механике. Каждому велосипедисту гидравлические тормоза для велосипеда, несомненно, понравятся, но только, сколько они у него прослужат — это главный вопрос. Многие велосипедисты довольствуются дисковыми гидравлическими механизмами до первого ремонта и, узнав общую стоимость проведения ремонтных работ, тут же возвращаются к механике.

Механические тормоза хотя и являются более старыми, но при этом они все еще популярны и востребованы благодаря ряду своих преимуществ. Теперь вы знаете отличия этих двух систем, и сможете наверняка сделать для себя правильный выбор в пользу эффективного тормоза. Для профессионального спорта рекомендуется использовать гидравлические системы, а вот для простого катания отлично подойдет механика.

Источники:

https://tepka.ru/velosiped/13.html
https://muscleoriginal.com/kak-samostoyatelno-nastroit-tormoza-na-velosipede/
http://milkybikes.ru/about/accessories/between-the-foot-and-hand-brake
https://avtopraim.ru/velosiped/kakie-tormoza-luchshe-na-velosipede-mehanicheskie-ili-gidravlicheskie.html