Какие правила существовали в СССР для велосипедистов
Большинство простых советских граждан не считали велосипед, что называется, полноценным транспортным средством. Это было, скорее развлечение, причем, в основном для детей. На великах гоняли практически все мальчишки и девчонки, но взрослых людей на велосипеде, особенно, в центре города увидеть можно было нечасто. Тем не менее, уже тогда для велосипедистов существовали определенные правила поведения на дороге.
Удостоверение на право управления велосипедом
Для того, чтобы не колесить уныло по двору, а передвигаться на своем железном коне по оживленным городским улицам, в Советском Союзе необходимо было получить удостоверение на право управления велосипедом. По крайней мере, официально все обстояло именно так. Такие удостоверения выдавались только тем, кто к тому моменту уже достиг 14-летнего возраста. Да и то только в том случае, если велосипед не был оснащен подвесным мотором. Тогда стать обладателем заветной корочки можно было только в 16.
Конечно, документ просто так, что называется, за красивые глаза, никому в ГАИ не выдавали. Необходимо было пройти курсы и сдать экзамен. Только тогда удостоверение оказывалось в кармане счастливого велосипедиста. Причем, это была не какая-то обычная бумажка, а книжечка с печатью и фотографией владельца транспортного средства.
Номерные знаки
Понятно, что наряду с удостоверениями на право управления велосипедом, существовали и регистрационные номерные знаки для железных коней. Номера любителям велосипедных прогулок частенько приходилось менять на новые. Внешний вид знаков (форма, цвет фона, цифр и букв) в разные годы был разным. Кроме того, у номера был определенный срок действия (чаще всего 1 год). Выдавали номер, естественно, в местном отделе автоинспекции.
Примечательно, что руководители ГАИ никак не могли решить, на какую именно деталь велосипеда следует крепить номер. Его то требовали вешать назад, то вперед, то сбоку. Поэтому нередко на улицах можно было увидеть велосипед с несколькими номерными знаками, закрепленными на разных местах железного коня.
Правила движения
Конечно, при езде по городу велосипедист должен был владеть знаниями о правилах дорожного движения и уметь отличать один дорожный знак от другого (для чего, впрочем, и сдавали экзамен). Водитель любого транспортного средства, независимо от вида этого средства, обязан был следовать ПДД.
Специальные правила, касающиеся именно велосипедистов, указывались в упомянутом выше удостоверении на право управления. Касались эти правила даже обучения езде на велосипеде, чем запрещалось заниматься на «улицах городов и автомобильных дорогах».[С-BLOCK]
Велосипед следовало вести так, чтобы он находился на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины. Если велолюбителей было несколько, они обязаны были двигаться в один ряд. Отклониться от этого правила можно было только для объезда препятствий или обгона.
Перемещение на велосипеде «по тротуарам, пешеходным дорожкам садов, парков и бульваров» категорически запрещалось. Кроме того, нельзя было ездить, не держась за руль руками или же держась только одной. Ну, и конечно, цепляться за любое движущее транспортное средство тоже воспрещалось.
Велосипеды СССР
В СССР практически не было импортных велосипедов. Зато были свои. Среди многих моделей великов были те, которые пользовались особой любовью среди детей и взрослых. Одни их названия — «Кама», «Урал», «Турист» — пробуждают ностальгию.
На деле у каждого советского велосипедного завода были какие-то специфические «бренды». Но некоторые, как, например, «Орлёнок», становились общими и выпускались на разных заводах в разных союзных республиках.
Советские детские и взрослые велосипеды
Тахион
Велосипед-мечта (заглавное фото). Трековые и шоссейные велосипеды «Тахион» выпускались на Харьковском велосипедном заводе. Эти велосипеды были настоящими супермашинами. При их производстве использовались импортные детали, титан и легчайшие алюминиевые сплавы.
Цены на «Тахионы» кусались. В 80-е годы велосипед стоил 6500 рублей, что было сопоставимо со стоимостью автомобиля. Всего за время производства «Тахионов» было около 400 велосипедов с различными техническими характеристиками и комплектацией.
Иметь «Каму» было невероятно круто. Этот велик был настоящим бестселлером. В конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. У «Камы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств.
Во-первых, длинные втулки руля и сиденья позволяли сделать её настоящим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хозяином). Во-вторых, у «Камы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах». В-третьих — выпускались складные «Камы».
Особым шиком было сделать на «Каме» хороший «обвес». Дефицит заводских тюнинговых деталей позволял развернуться фантазии. На руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетаниях; велик обвешивался катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гонять по свалкам и закоулкам) вставлялись «колбасы», найденные на ближайшей стройке. Кто помнит — тот поймёт, о чём речь.
Урал — это нестареющая классика. Среди советских велосипедов — это диплодок. Неубиваемый, тяжелый, он на протяжении десятилетий служил советским людям верой и правдой. Он не боялся ничего: ни бездорожья, ни больших грузов. На нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы. На «Уралах», принайтовав связки удочек, катились на рыбалку рыбаки.
На «Уралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами — не солидно. Зато на «Урале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто прямо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье.Ребенку ездить на «Урале» было неудобно, но сноровка позволяла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.
«Аист». Бренд Минского мотовелозавода (ММВЗ), основанного в 1947 году. Что интересно, ММВЗ существует по сей день и прекрасно производит современные велосипеды под тем же брендом — Aist, просто находится уже в другой стране, Беларуси.
Турист
Бренд Харьковского велосипедного завода. Основан завод в 1923 году и существует по сей день, производя велосипеды «Украина», Tiger, Junior и ряд других.
Школьник
Самая популярная модель детских велосипедов в советские времена. Они выпускались на Горьковском велосипедном заводе производственного объединения «ГАЗ».
Этот завод начал свою работу еще в 1940 году, изначально являясь цехом Горьковского автозавода по производству «детских автомобилей» и их комплектующих. Во время Второй мировой войны завод был переквалифицирован на выпуск боевых мин. Но уже в 1956 году началось изготовление велосипеда «Школьник».
Эта модель предназначалась для детей 10−11 лет, и поэтому пользовалась огромным спросом среди населения страны. Каждый ребенок, родители которого могли позволить себе купить ему такой велосипед, рассекал на нем с особой гордостью, и берег его как самое ценное сокровище в своей жизни. Наверное, благодаря такому отношению сохранилось множество экземпляров данной модели. Также «Школьник» продавался во многих странах социалистического лагеря. Велосипед выпускался по 1993 год.
Ранние модели для мальчиков имели закрытую раму, хотя со временем от этой конструкции отказались. Задняя втулка велосипеда имела свободный ход, руль был высокий с увеличенным выносом, седло мягкое с жестким каркасом.
Орлёнок
Аналог горьковского «Школьника», только производившийся на Минском мотовелозаводе, а позже — ещё и Шяуляйским велосипедно-моторным заводом (ШВМЗ).
Москва-80
Крутейший и самый легендарный советский трековый велосипед, выпущенный в количестве 52 штук в 1978−1980 годах аккурат к Олимпиаде. Все работы — и конструкторские, и производственные — велись в Центральном конструкторско-технологическом бюро велостроения, а позже в Харькове начали делать «Тахионы», основанные на «Москве-80».
Советская эпоха оставила после себя серьезное «велонаследство». В годы СССР выпускалось большое количество велосипедов. Некоторые из них еще пылятся в гаражах, другие стали объектами коллекционирования. К сожалению, многие советские велосипеды уже забыты.
Текст подготовил Роман Борисов.
Опубликовано: 3 мая, 2020.
Рубрики: Марки велосипедов, Марки и виды.
Виды велосипедов, их названия и предназначение
Сегодня байков существует на любой вкус и цвет. Остановимся на самых основных видах велосипедов и их названиях, а также расскажем об их предназначении.
Городские велосипеды (citybike)
Предназначены для езды по городу на сравнительно небольшие расстояния и преимущественно по асфальту. Как правило они просты, удобны, относительно красивы, их легко обслуживать, они не очень дорогие.
У таких велосипедов, как правило:
- удобная посадка;
- неширокие шины;
- есть вариативность у женских и мужских моделей;
- есть велосипедные крылья;
- на некоторых моделях стоят планетарные втулки и корзинки.
Типичный городской велосипед (citybike)
Стандартные велосипеды
Это односкоростные велосипеды с ножным тормозом, прочными стальными рамами и шармом ностальгии, так как многие из нас катались на них. Самый яркий представитель данного типа велосипедов – Украина, Аист.
Стандартные велосипеды тоже можно относить к классу citybike. Разница лишь в том, что первые более тяжелые и прочные, используют их в основном в качестве транспорта, нежели хобби.
При выборе велосипедов данного типа обращайте внимание на:
- качество стали и компонентов (от этого зависит, насколько долго и хорошо он будет служить);
- крепления механизмов, надежны ли болты, сможете ли вы сами в случае чего их подкрутить.
Тут вес роли особо не играет. Имеются скошенные рамы, на которых будет удобно ездить и женщинам.
Украина — легендарный велосипед времен СССР
Шоссейные велосипеды
Разработаны для езды по асфальту. Они быстрые и легкие, с большими колесами (28 дюймов). Шоссейные велосипеды – выбор для жаждущих заниматься спортом, поддерживать себя в форме, для любителей скорости и изящества.
Такие велосипеды сделаны из легких материалов, имеют тонкие колеса, жесткую ригидную вилку, специальную комплектацию, особую посадку – все для того, чтобы иметь высочайшие аэродинамические характеристики и преодолевать километры быстро.
К минусам данных велосипедов можно отнести сравнительно высокую стоимость и то, что они предназначены для езды строго по асфальту. По грунтам и камням на таких ехать некомфортно. По песку – вовсе сложно. И еще один нюанс: местами в нашей стране асфальтное покрытие оставляет желать лучшего. А, значит, на шоссейном велосипеде на нем тоже придется ехать с элементами дискомфорта.
Велосипедисты, катающиеся на шоссейных велосипедах, считают себя элитой велоспорта. Хоти так же — покупайте такой же, тренируйте выносливость (как Марк Кавендиш) и учитесь на нем ездить быстро.
Как выглядят лучшие шоссейные велосипеды 2018 — узнайте в следующем ролике:
Разновидности шоссейных велосипедов
Туринги. Придуманы для езды на дальние дистанции. Отличительные черты:
Туринг более крепкий, чем традиционный шоссейный велосипед. Он имеет хороший накат, и в то же время на него можно навесить снаряжение, например:
Нужен велосипед для путешествий по дорогам Украины и дальних стран? Присмотритесь к турингам.
Туринговый велосипед. Идеален для путешествий
Трековые велосипеды. Строго спортивные велосипеды, для катания на треке. Предназначены для тех, кто занимается данным видом спорта.
Главные отличительные черты трековых велосипедов — улучшенная геометрия рамы и колес
Фиксы (от англ. fix) и синглспиды (от англ. single speed). Легкие и быстрые, простые, эффективные. Идеальны для города. Фиксы оснащены системой: крутится заднее колесо – крутятся и педали. Тормозить при этом нужно тоже ногами.
Синглспиды имеют две звезды и только одну передачу.
Оба вида велосипедов – часть городской вело-культуры.
Фиксы и сингл-спиды имееют только одну передачу
Горные велосипеды (mtb, от англ. mountain bike)
Велосипеды для тех, кто планирует проводить время на природе, катаясь по разнообразным покрытиям: от плохого асфальта в городе – до камней и булыжников высоко в горах.
Данный тип велосипедов очень популярен из-за универсальности и хорошей проходимости: ямки, бровки, горки, песок, корни, камни – почти все можно преодолеть, не вставая с седла. На таких можно с комфортом заезжать в труднодоступные места (например, на дикие пляжи подальше от людей), совершать увлекательные прогулки на природе, тренировать сердечно-сосудистую систему, путешествовать на десятки и сотни километров.
Со старта покупать дорогой горный велосипед нет смысла: сперва нужно понять, к какому стилю катания вас тянет. Но и дешевый брать тоже не рекомендуется: как правило, они тяжелые – от катания на таких не получите никакого удовольствия. По цене – формула проста: чем дороже, тем качественнее компоненты и более легкий вес.
Если планируете 2 раза в неделю ездить на прогулку в соседний парк, нет смысла покупать дорогой горный велосипед. Если же собираетесь на нем тренироваться, путешествовать и в целом уделять ему много внимания, то высокая цена и трата на качественные компоненты оправдана.
Немного о том, какие из mtb считаются лучшими в 2018:
Разновидности mtb
Хардтейлы. Оборудованы амортизационной вилкой. Самая распространенная модель рамы. Хорошо ездит по любым покрытиям, чуть трясет при езде по горам. Если выбираете свой первый велосипед, то присмотритесь именно к хардтейлам.
Хардтейлы. Самый распространенный вид mtb
Двухподвесы. Имеют задний и передний амортизатор. Подарят комфортную езду практически на любых покрытиях. Ремарка: дешевые двухподвесы тяжелые, их задние амортизаторы некачественные, дарят минимальное чувство комфорта и удовольствия. А еще они часто ломаются. К сожалению, средних вариантов в ценовой категории среди таких велосипедов не существует.
Двухподвесы — велосипеды с задним и передним амортизаторами
DH велосипеды. Они же – даунхил (от англ. down hill). Эти велосипеды предназначены для езды на большой скорости по сложным спускам с большими уклонами, корнями, камнями. А также эти велосипеды — для прыжков по горам и скалам, лавирования между деревьев и т.д.
- повышенной прочностью;
- массивностью;
- мощной вилкой;
- хорошим задним амортизатором;
- большими широкими колесами с шипованной резиной.
Такие велосипеды тяжелые и на них нужно ездить вниз. За счет прочных и надежных компонентов они стоят дорого. Если вашу кровь будоражит чувство адреналина и вы всегда мечтали мчаться вниз с горы на высокой скорости – даунхилы созданы для вас.
DH велосипеды — мощь, созданная для скоростного спуска с гор
Циклокроссовые (циклокроссы). Эти велосипеды впитали в себя все лучшее от горных и шоссейных велосипедов. Например, от горных:
- на них могут ставиться гидравлические тормоза;
- зазор между колесом и деталями больше – чтобы туда не набивалась грязь и не блокировала колеса;
- узкие, но рельефные покрышки – чтобы вгрызаться в почву и держать сцепление.
- легкая рама;
- 28 дюймовые колеса;
- ригидная вилка (без амортизатора);
- руль-«баран»;
- система переключения передач.
Циклокроссовый — велосипед, впитавший в себя все лучшее от шоссе и mtb
Круизеры. Красивые городские велосипеды в стиле ретро, напоминающие мотоциклы. Созданы для неспешных прогулок по городу. Дарят удобную посадку и комфортную езду. Некоторые модели имеют низкие рамы – для того, чтобы женщинам было комфортно кататься в платьях.
Круизеры — декоративные велосипеды. Как правило, созданы лишь в одном экземпляре
Складные городские велосипеды. Функциональный велосипед, с помощью которого можно преодолевать сравнительно небольшие расстояния, затем складывать его и нести руках / хранить в офисе / перемещаться с ним в общественном транспорте. Такие велосипеды имеют небольшой вес и маленькие колеса. Не предназначены для быстрой езды.
Складные велосипеды. Предназначены для города, не предназначены для скорости
Электровелосипеды. Оснащены мотором и аккумулятором. В них совмещена ножная тяга и работа электромотора. Тем, кому тяжело крутить педали при езде в гору, стоит присмотреться к таким велосипедам.
Электровелосипед. Имеет мотор и аккумулятор
Велосипеды BMX. Это велосипеды с небольшой, но прочной рамой, маленькими 20-дюймовыми колесами (50,8 см) и минимальной комплектацией. Предназначены для того, чтобы демонстрировать на них трюки: прыгать, ездить по необычным поверхностям, летать в воздухе и получать дозу адреналина от мастерства владения снарядом.
Обычно любители таких велосипедов совсем юны, поэтому родителям рекомендуется покупать сравнительно недорогие bmx + экипировка, так как данное хобби (а от недавно – и олимпийский вид спорта) весьма травмоопасно.
Смотрите, что на bmx можно вытворять:
Тандемы. Имеют дополнительное сиденье и второй набор педалей, чтобы два человека могли ехать вместе. В зависимости от комплектации, на таких велосипедах можно кататься как по шоссе, так и по грунтам. Поездки на таких развивают координацию движений. А еще это задорно и весело.
Кататься на тандеме — это задорно и весело
Лежачие велосипеды (рекумбенты). Педали выдвинуты вперед, ездок находится в «лежачем» положении. Часто такие оборудованы ветровым стеклом и больше напоминают музейные экспонаты, нежели средства передвижения.
Лежачие велосипеды — это больше музейные экспонаты, чем средства передвижения
Диаметр колес
26”. Золотой стандарт, традиционная пропорция, которая дает хорошую проходимость, легкий вес и скорость. На таком размере ездили и до сих пор ездят миллионы велосипедистов уже долгие годы.
28”. «Спортивный» стандарт. Такие колеса сравнительно с 26” гарантируют улучшенную проходимость и более высокую скорость. Но в зависимости от материала они могут быть тяжелее. А еще такие сложнее разгонять.
29”. Сравнительно новый стандарт, который уверенно обретает популярность. Такие колеса тоже сложно разгонять. Но с ними легче поддерживать высокую скорость, а еще преодолевать дорожные препятствия. Нюанс: данный размер не совсем удобен для людей с небольшим ростом. Зато те, кто повыше 170 сантиметров – обратите на них внимание.
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Значок «Турист СССР»
Туристы в СССР были особой кастой – узнавали их по значку, прикрепленному к одежде. В свободной продаже аксессуар было не купить – сначала кандидаты сдавали нормативы и успешно выдерживали спортивные туристические путешествия, после чего им присваивалось почетное звание туриста. Курировал эти вопросы Всесоюзный комитет по физической культуре и спорту при правительстве Советского Союза.
Начало
История значка «Турист СССР» началась в 1935 году – так решило руководство Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТиЭ). Требования для его получения были изложены в соответствующем Положении. Кандидат обязан был:
- Сдать нормы ГТО по спортивному туризму.
- Совершить путешествие длительностью 6 и более суток.
- Свободно читать карту, ориентироваться на местности по ней.
- Уметь пользоваться компасом, находить дорогу по звездам, солнцу, мху и другим природным подсказкам.
- Самостоятельно устанавливать палатку, разжигать костер и готовить на нем еду.
- Знать и применять на практике правильный режим активности, отдыха, питания, соблюдать питьевой режим.
- Хорошо ориентироваться в родных местах.
- Иметь базовый уровень знаний географии.
- Грамотно составить отчет о путешествии.
Требования приближены к современным школам выживания в экстремальных условиях. Это объяснимо, потому что спортивный туризм, исторически сложившийся в Советском Союзе, был не развлечением, а видом спорта. Задача этого спорта состояла в физическом развитии человека, развитии в нем качеств, необходимых для преодоления естественных препятствий разной сложности.
ОПТиЭ просуществовало недолго – 17 апреля 1936 года оно было ликвидировано по решению ЦИК СССР. Сферы путешествий и экскурсий перешли в компетенцию профсоюзных комитетов, а самодеятельными походами руководил Всесоюзный комитет по физкультуре и спорту.
Новые правила
Новое положение и правила присвоения звания были разработаны и утверждены лишь в марте 1939 года. После их принятия требования к кандидатам серьезно изменились – теперь претендовать на получение и ношение значка могли:
- все советские граждане, которым исполнилось 18 лет и у которых туристический стаж составляет 2 и более года;
- каждый кандидат должен был пройти 2-3 похода (количество зависело от уровня сложности задачи);
- претенденты должны были знать туристическую теорию и практику в необходимом объеме, предоставить один и более отчетов.
Расширились и требования к знаниям путешественника: он должен был поставить не только палатку, а и соорудить шалаш. К базовым предметам добавились метеорология, зоология и ботаника, а к практическим знаниям – гигиена туриста и умение оказать первую медицинскую помощь. С принятием новых правил кандидатам на звание туриста СССР и ношение специального значка предстояло выбрать одну из четырех категорий.
Четыре категории советского туризма
- Водники. Водники отправлялись вплавь по рекам, озерам и другим водоемам. Первое, что они должны были уметь, — плавать. Этот навык являлся ключевым. Не менее важен был навык спасения терпящих бедствие и утопающих – при сдаче норм экзаменаторы часто имитировали ЧП и наблюдали за последовательностью, полнотой и правильностью действий водника.
Путешествующие по воде должны были хорошо ориентироваться в разных типах водоемов, определять препятствия, знать их характеристики и способы преодоления. Устройство судна, гребля, управление парусниками, организация водных путешествий также входили в нормативный минимум. - Пешеходники. Пешеходникам нужно было использовать снаряжение, разбираться в разных его типах и уметь обращаться с каждым. Вторым важным навыком считалась правильная техника передвижения, рациональное расходование сил, чередование активных отрезков с отдыхом. На всей протяженности маршрута важно было соблюдать туристическую гигиену. При необходимости пешеходник должен был организовать спасательные работы.
- Велосипедисты. Велосипедисты должны были свободно ориентироваться в классификации трасс и дорог, разбираться в устройстве двухколесного транспорта и при необходимости самостоятельно устранить поломку. Члены комиссии, принимавшие нормы ГТО, обращали внимание на технику передвижения на велосипеде, умение грамотно организовать путешествие.
- Лыжники. Лыжный туризм считался одним из самых сложных и экстремальных видов спорта в Советском Союзе. Холодное время года накладывало свой отпечаток – путники постоянно сталкивались с опасностями и стихиями, преодолевали заносы, метели, передвигались по снегу и льду. От лыжников требовалась максимальная концентрация внимания, мастерская техника передвижения по трассам разной сложности и абсолютное знание снаряжения, а также навыки проведения спасательных работ в сложных климатических условиях.
Описание
Туристический значок был круглый, небольшого размера, выполнен в форме синего компаса с золотистым центром.
По три стороны компаса – буквы W, N, O, обозначающие стороны света, и белая стрелка. Под стрелкой – белая палатка. В нижней части – аббревиатура «СССР» на красном фоне. В верхней части значка – слово «Турист», написанное полукругом на синем фоне. В самом верху – красная пятиконечная звезда.
С обратной стороны находился винт для крепления к одежде и порядковый номер. В следующих партиях винт заменили булавкой. Для каждой категории изготавливались свои атрибуты – узнавались они по гравировке на обратной стороне:
- парус – для водников;
- лыжня – для лыжников;
- велосипед – для велосипедистов;
- у пешеходников опознавательный знак отсутствовал.
Первыми обладателями почетного аксессуара стали 36 путешественников-активистов. Вручение проходило в рамках 5-го туристического слета, проходившего на Боровском кургане в Москве летом 1939 года.
Никаких привилегий обладатель звания и нагрудного знака не получал, но до войны и в послевоенные годы это считалось престижным. Сегодня значок «Турист СССР» уже не актуален, хотя представляет ценность для коллекционеров. Средняя цена оригинала – 200-400 рублей. Точные копии-новоделы можно заказать вдвое дешевле.
Юный турист
В послевоенные годы порядок присвоения звания и значка несколько раз менялся. 10 апреля 1954 года комитет физкультуры и спорта утвердил знак отличия «Юный турист». Школьники и подростки должны были сначала получить его, а уже затем претендовать на взрослый аксессуар.
Кандидаты показывали навыки, необходимые в походах:
- ориентир на местности по компасу и карте;
- чтение следов;
- правильный выбор места под палатку;
- разведение костра.
Главный критерий – 4 похода общим маршрутом 48 км и с одним ночлегом в полевых условиях. Сдавать нормативы могли дети, которым исполнилось 10 лет.
Дизайн значка для юных путешественников во многом напоминает взрослый аналог. Он круглый, основной фон белый. В центре – белая палатка и красное пламя костра на фоне синего неба.
В верхней части по центру – пятиконечная красная звезда. В нижней части под ней – компас с буквами «С», «Ю», «З», «В», обозначающими стороны света, и стрелкой. По краю окружности расположена надпись «Юный турист СССР».
Мастер туризма
По мере популярности спортивного туризма появлялись новые звания и знаки отличия. В 60-е годы в Советском Союзе появился нагрудный значок «Мастер туризма». Его вручали спортсменам, выполнившим нормативы мастеров спорта. Для этого кандидатам нужно было совершить 12 дальних походов, маршрут которых пролегал через 4 географических региона. Общая протяженность путешествий должна быть не меньше 3 тысяч километров.
Знак мастера был изготовлен в форме стального прямоугольника. На внешней стороне по центру расположены выпуклые горизонтальные полоски. На них наложена стрелка компаса. Над ней высечено слово «Мастер», под ней – «туризма». В самом верху – аббревиатура «СССР», покрытая красной эмалью.
В общей сложности звание мастеров спорта по туризму в Советском Союзе получили 600 человек. Обладателей значков «Турист СССР» было в разы больше – сотни тысяч. Только в 1976-80 годах их получили 600 тысяч человек.
Перед развалом СССР количество спортивных путешественников увеличилось на 250 тысяч. В последний раз аксессуары вручали в 1990 году, а уже в 91-ом они стали неактуальны.
Источники:
http://homad.ru/kakie-pravila-sushhestvovali-v-sssr-dlya-velosipedistov/
https://www.velodepo.ru/velosipedy-sssr
https://bikeandme.com.ua/novickam/vybor-velosipeda/85579-vidy-velosipedov-i-ih-nazvaniya
https://yacollectioner.ru/znachok-turist-sssr/