Велосипедная каретка
Каретка велосипеда — это подшипниковый узел, служащий для обеспечения вращения шатунов с педалями и звездами относительно рамы. Каретка находится в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда. Кареточный узел эргономично передает крутящий момент от педалей к колесам. Отдельно можно выделить эксцентриковые каретки — они могут смещаться в кареточном стакане рамы с целью натяжения цепи на синглспиде или на велосипеде с планетарной втулкой. Такие каретки требуют специальной рамы.
Интегрированные велосипедные каретки
Интегрированные каретки представляют собой две чашки с запрессованными в них подшипниками, ввинчивающиеся в кареточный стакан рамы. Подшипники при этом, как правило, находятся вне кареточного стакана, а ось запрессована в один из шатунов и имеет большую толщину, чем достигается высокая жесткость узла. Чашки соединяются между собой пластиковой или алюминиевой проставкой, обеспечивающей преднатяг подшипников и защиту от грязи.
Такие каретки являются частью интегрированной системы. Интегрированные каретки для шоссейных и для горных велосипедов, как правило, несовместимы между собой даже у одного производителя.
Стандарты интегрированных кареток:
- Совместимые с Shimano:
- Shimano Hollowtech II;
- Hope;
- RaceFace X-Type;
- Token;
- Chris King;
- FSA Mega Exo.
- GXP (GigaX Pipe);
- Hope (через фирменный адаптер);
- Chris King (через фирменный адаптер).
Неинтегрированные каретки
Включают в себя ось, на которую напрессовываются шатуны, и набор подшипников, находящихся внутри кареточного стакана рамы. Делятся на две категории:
- Картриджные — ось и подшипники представляют собой единый неразборный узел.
Виды кареток по используемому кареточному стакану
1. С резьбовой посадкой.
В зависимости от кареточного стакана рамы, каретки делятся на следующие виды (наиболее распространенные):
- С английской резьбой (BSA, 1.37 in x 24 TPI) — наиболее распространенный стандарт. Варианты в зависимости от длины стакана:
- 68 мм — наиболее распространены,
- 73 мм — используется в ряде моделей горных велосипедов,
- 83 мм — для экстремальных дисциплин,
- 100 мм — фэт-байки.
2. Press-fit.
В последнее время получают распространение интегрированные системы типа BB30/Press-fit. Особенность этой конструкции состоит в том, что подшипники запрессовываются прямо в раму (могут использоваться пластиковые чашки), в них продевается алюминиевая ось диаметром 30 мм (вместо стальной диаметром 24 мм). Это дает дальнейшее увеличение жесткости узла при некотором снижении веса. С другой стороны, инструменты для замены подшипников заметно дороже обычных съемников каретки.
Классический Press fit для систем стандарта BB30 с осью 30 мм:
- BB30: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники без чашек.
- Press fit 30 (PF30): внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 68 мм для шоссе или 73 мм для MTB, подшипники с чашками.
Press-fit каретки для стандартных систем с 24-мм стальной осью:
- BB90/95: внутренний диаметр стакана 37 мм, ширина стакана 90,5 или 95,5 мм, подшипники без чашек.
- BB86/92: внутренний диаметр стакана 41 мм, ширина стакана 86,5 или 91,5 мм, подшипники с чашками.
Уникальные стандарты, требующие свою систему с осью 30 мм:
- BBright Direct Fit: внутренний диаметр стакана 42 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники без чашек.
- BBright Press Fit: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 79 мм, подшипники с чашками.
- 386 EVO: внутренний диаметр стакана 46 мм, ширина стакана 86,5 мм, подшипники с чашками.
3. Эксцентриковая каретка
Позволяет использовать привод без внешнего переключения передач (синглспид, планетарная втулка) в сочетании с обычными вертикальными дропаутами рамы. Такие дропауты обеспечивают более быструю и удобную установку колеса по сравнению с горизонтальными. Эксцентриковая каретка проворачивается в своем посадочном месте, позволяя натянуть цепь, затем фиксируется болтами и/или накидной гайкой. На серийных велосипедах такие каретки встречаются редко, один из наиболее массовых примеров — Strida. Также обычно устанавливается на тандемы в качестве передней каретки, что даёт возможность натянуть синхронизационную цепь.
Устройство и разновидности кареток для велосипеда
Велосипед, как и другой вид передвижения, требует технического обслуживания, которое можно производить, как в специализированных мастерских, так и в домашних условиях с использованием специального инструмента. Сегодня речь пойдет о ремонте (обслуживании) каретки, которая включает в себя разборку, смазку, установку и регулировку каретки велосипеда.
Как уже говорилось в предыдущей статье, каретка велосипеда – это подшипниковый узел, который соединяет шатуны с рамой и обеспечивает функцию крутящего момента шатунов велосипеда. Каретка расположена в кареточном стакане рамы, который расположен между нижней трубой и на пересечении нижних перьев велосипеда. Из-за того, что каретка расположена в самой нижней части велосипеда и при использовании велосипеда на протяжении всех сезонов года, она часто подвержена внешнему влиянию, т. е. попаданию пилы, грязи, влаги и т. д. Со временем, в области каретки могут возникать «похрустывания», люфт, щелканье и каретка начинает выходить из привычной работы — уменьшается плавность и точность работы, иногда даже может возникать заклинивание. Все это можно исправить с помощью технического обслуживания каретки.
Каретки закрытого типа (картриджные) ремонту не подлежат, по этому при возникновении проблем с данным типом каретки, она просто меняется на новую. А вот каретки открытого типа (разборные) поддаются обслуживанию, так как представляют собой вал (ось), который вращается с помощью подшипников, которые установлены в чашках каретки и закручиваются непосредственно в кареточный стакан рамы велосипеда. По этому их можно легко снять, смазать, заменить подшипники и снова собрать или просто заменить старую каретку на новую.
Ремонт каретки может включать в себя:
- плановое обслуживание каретки (смазка и переборка);
- устранения люфта каретки;
- тугое вращение оси каретки;
- посторонние звуки в области кареточного узла.
Предназначение каретки велосипеда, что это за термин
Кареткой называют подшипниковый узел, размещённый в среднем сегменте велорамы внутри специальной плоскости – в стакане. Местоположение каретки – в части шатунов, педалей и звёзд. Предназначение каретки:
- Выступать в качестве соединяющего элемента между шатунами и велосипедным остовом.
- Обеспечивать крутящий момент во время педалирования.
Каждая модель велосипеда имеет каретку определённого формата и со своим сроком службы. Наиболее часто используются 68 мм каретки. Несколько реже сталкиваются со 110 мм узлами, длиной 113 мм либо 122,5 мм.
Каретка открытого типа
Как научиться кататься на велосипеде Как накачать колесо велосипеда и какое давление должно бытьРемонт коньков
Каретку можно разобрать и отремонтировать. Разборной узел – это, по сути, кареточный вал с подборкой подшипников, прилегающих чашками и ввёрнутыми прямо в кареточную трубку велорамы. К числу недостатков относится:
- Частое проникание грязи, сырость. Значит, открытые каретки требуют периодической очистки. Если ухаживать своевременно, каретка порадует своим сроком службы.
- Вероятность перекашивания кареточного вала касательно кареточной трубки. Зависит, насколько качественная рама и, непосредственно, хорош ли кареточный узел.
Каретка картриджного типа
Каретка не предназначена для разбора, представлена в виде картриджа, оснащённого изнутри подшипниками и кареточным валом. Картридж ввёрнут прямо в кареточную трубку велорамы. Благодаря представленной конструкции, исключается засорение каретки, сырость, не происходит перекашивания подшипников и отпадает надобность регулировать картридж. Недостаток — нельзя отремонтировать неразборной картридж.
Совет. При желании можно воспользоваться полуразборными каретками, отчасти поддающимися починке.
Вариации шлицевых соединений
Octalink, представленный производителем Shimano – конусообразный соединяющий элемент между кареточным валом и шатунами. Невзирая на наличие шлицов, шатуны всё же крепятся прямо к конусу. Преимущества шлицевых соединений от соединений под квадрат заключаются в повышенной жёсткости и минимальном весе. Выпускается преимущественно для линии велосипедных элементов LX, Deore.
Методика HOLLOWTECH II имеет интегрированную систему относительно каретки и шатунов. Устанавливается возле правого шатуна. Система предусматривает минимум запчастей, благодаря чему снижается вес, увеличивается жёсткость, продлевается срок службы Hollowtech II. Хорошо известно об использовании этого стандарта производителем Shimano. Идентичным стандартом пользуется фирма hi-end в собственных элементах для DH, XC, FR касательно велосипедов Race Face. Что интересно, отмечается полная совместимость элементов и Hollowtech II методики.
GXP (Giga X Pipe) идентично методике Hollowtech II, но разработано производителем Truvativ. Хотя подобная каретка имеет аналогичную систему крепления, наблюдается несовместимость шлицов непосредственно с HOLLOWTECH II. Класс GXP предполагает вхождение Noir и Stylo концепций.ISIS Drive также относится к шлицевому стандарту, которого придерживаются:
- фирма Race Face;
- разработчик FSA;
- представитель Truvativ;
- поставщик Chris King;
- создатель Bontrager;
- изготовитель Stronglight.
Важно! ISIS Drive – не менее надёжный стандарт, чем Octalink. Только оба стандарта несовместимы между собой ввиду неодинакового количества шлицов.
Каких форматов бывают каретки
Что касается диаметров кареток, каждый изготовитель пробует применять неодинаковые стандарты для изготовления собственных велосипедных запчастей. В некоторых случаях из-за неодинаковых стандартов попадаются несовместимые между собой запчасти. Велокроссы предполагают применение стандарта 68 и 73 мм. Хорошо, что основное количество кареток производят для этих двух стандартов. Тем не менее выбирать каретку настоятельно рекомендуется предупредительно, чтобы лишний раз не бежать в магазин для обмена, если модель не подошла.
Как отрегулировать тормоза на велосипеде Как хранить велосипедПрыжки на лыжах как вид спорта
Стандарты относительно длины оси представлены в несколько большем количестве, чем диаметры. Для велокросса выделяют стандарты: длиной 110 мм либо 113 мм, метражом 118,5 мм, а также 122,5 мм и пикетом 128 мм. Взять на заметку фирму Truvativ, их каретки производятся исключительно 128 мм длины.
Итог: длина кареточной оси должна подбираться с учётом:
- пикета кареточной трубки велорамы;
- используемого типа системы;
- совокупности звёздочек непосредственно на системе.
Что следует выбрать
Необходимость в замене каретки или её ремонте обычно возникает в результате появления люфта или после физического повреждения детали. При необходимости каретку легко заменить, если:
- Знать размеры и тип каретки.
- Изучить по техпаспорту тип её стакана.
- Посмотреть по техпаспорту линию цепи, обозначенную как chainline. На эту линию прямое влияние имеет метод соединения шатунов непосредственно к валу.
- Обратить внимание в техпаспорте на размеры стакана.
- Отдать предпочтение дезинтегрированной модели с учётом типа переднего переключателя.
Поскольку современная конструкция кареток устанавливается или ремонтируется преимущественно уникальным инструментом, следует купить специализированный ключ вместе с новым устройством.
Снятие каретки с велосипеда и ее обслуживание
В нашей статье, мы рассмотрим обслуживание кареток открытого типа Shimano. Каретка может быть с насыпными подшипниками, поэтому при снятии будьте бдительны, так как шарики могут рассыпаться в разные стороны, а также в виде неразборного картриджа.
Для того, чтоб снять шатуны с оси каретки, нам понадобится выжимка шатуна. Выжимка состоит из двух составляющих: правая сторона предназначена для выжимки шатуна с оси каретки, а левая – для съема фиксирующего болта шатунов.
Первым делом отвинчиваем затягивающие болты шатунов или иными словами винт , который находятся на конце вала каретки, с помощью педального ключа. В некоторых случаях, эти винты могут быть скрыты под пластиковыми заглушками, которые легко снимаются с помощью плоской отвертки.
После снятия фиксирующих болтов, с помощью выжимки шатунов, закручиваем съемник резьбовой частью в шатун до упора, но здесь нужно производить закручивание поступательно и без особых усилий, чтоб не сорвать резьбу. Снимаем шатун с оси каретки и протираем посадочные места. После того, как сняли шатуны с вала каретки, необходимо снять саму каретку, для этого понадобится съемник каретки shimano.
Если же у Вас другой тип каретки, то Вам понадобятся другие съемники каретки. Кроме съемника для shiamno, есть еще съемник для интегрированных чашек кареток и подходит для HOLLOWTECH II, GXP, Howitzer. Еще один съемник для кареток стандарта ISIS с 8-ми шлицевыми креплением съемника и подходит для производителей Shimano, Truvativ и SRAM. Все виды съемников могут быть еще укомплектованы рукоятками, и Вам не понадобится разводной ключ.
Откручивая каретку, необходимо помнить, что снятие каретки необходимо производить с левой стороны, т. е. с той стороны, где нет звезд на шатуне. Берем съемник, вставляем его в шлицы каретки с левой стороны и разводным ключом крутим против часовой стрелки. Очень важно избегать всяческих перекосов съемника при откручивании чашек каретки, чтоб не повредить саму чашку и съемник.
Крутить нужно до тех пор, пока чашка каретки не открутится. После этого, аналогичные действия выполняем с правой стороны, только здесь нужно учесть тот факт, что крутить нужно по часовой стрелке. После произведенных действий, каретка велосипеда будет снята. При замене каретки, старую каретку можно выбросить, а новую поставить. При обслуживании каретки подшипники можно просто заменить на новые.
После того, как каретка была снята, необходимо проверить кареточный стакан на предмет грязи, песка и прочего, которые могли туда попасть, как через каретку, так и подседельную трубу велосипеда.
Для обслуживания каретки разборного типа, берем чашки каретки и проверяем состояние подшипников. Тщательно протираем чистой тряпкой сами подшипники и посадочные места от старой смазки и того, что от нее осталось. Резьбу каретки можно промыть, использовать при этом можно керосин, бензин либо WD-40. Протираем насухо тряпкой. После этого берем любую густую смазку и небольшим количеством смазываем посадочные места и поставив подшипники еще немного добавляем смазку. Однако, каретки разборного типа являются недолговечными и требует частого обслуживания и регулировки подшипников.
Если же каретка неразборная (картриджного типа) и у Вас возникли с ней какие-то проблемы, то лучше заменить ее на новую. Для покупки новой каретки, Вам необходимо знать длину вала, ширину (68 или 73 мм) и тип соединения с шатунами.
Если у Вас интегрированная каретка, то поменять промподшипники можно путем замены промов. Для проверки состояния промподшипников, снимаем пыльник и видим старые подшипники. Снять их можно специальным съемником для внутренних подшипников или же выбыть молотком и стамеской (не рекомендуется). Чистим и смазываем посадочное место, после чего ставим новые промподшипники.
Перед установкой каретки необходимо протереть и смазать все резьбовые соединения.
Установка каретки велосипеда
При сборке каретки главное – правильно поставить чашки. Напомню, что они имеют разную резьбу, а именно — правая чашка имеет левую резьбу, а левая – правую. Перед установкой каретки, смазываем кареточный стакан, подшипники и резьбу чашек густой смазкой. Сбор каретки нужно начинать производить с правой стороны. Для начала, ось каретки вставляем в правую чашку и закручиваем съемником каретки, а затем левую до упора. После того, как чашки каретки были закручены, необходимо проверить каретку на предмет отсутствия люфта (каретка должна крутиться легко и бесшумно). Для этого крутим ось каретки в разные стороны. Будьте внимательны и следите, чтоб чашка пошла ровно по резьбе, так как ее очень легко повредить. Ставим на место шатуны и фиксирующие винты.
- Для ремонта и обслуживания велосипеда в домашних условиях рекомендуем использовать специальные стойки.
- Какие велоинструменты должен иметь каждый уважающий себя велосипедист
- Скрипит велосипед когда крутишь педали? www.velosipedinfo.ru/skripit-velosiped
Вот как надо делать ремонт велосипеда
(Пока оценок нет)
Цепной привод становится неактуальным?
Первые велосипеды приводились в действие педалями, размещенными непосредственно на оси колеса, затем был сделан большой шаг вперед – внедрена цепная передача крутящего момента. Со временем она совершенствовалась, появилась возможность регулировки прикладываемого усилия – переключения скоростей.
Казалось бы, что еще надо, система прошла испытание временем, проста и надёжна. Но конструкторы и изобретатели не успокаиваются.
Несколько лет назад группа венгерских инженеров представила в итальянской Падуе принципиально новый вид передачи усилия с педалей на ведущее колесо. Системе дано название Stringdrive, она чем-то напоминает ременную передачу, но это лишь внешнее сходство.
При вращении педалей усилия с них передаются на фигурные рычаги, которые совершают качательные движения. На рычагах размещены каретки с двумя шкивами. Каретки могут перемещаться вверх-вниз по зубчатой планке при переключении скоростей.
С обеих сторон ведущего заднего колеса установлены подпружиненные муфты, на каждый из которых намотаны и жестко закреплены тросики, который далее проходят через шкивы на рычагах педалей и жестко крепится к раме велосипеда.
Принцип действия таков. При движении педали вперед тросики натягиваются, раскручивая муфту на ведущем колесе, которая и передает ему вращательное движение. При обратном ходе педали муфта, под действием пружины, возвращается в исходное положение, вновь закручивая тросики на свои шкивы. Попеременное действие левой и правой педалей обеспечивает ровное поступательное движение велосипеда.
Перемещение кареток по зубчатой линейке рычага обеспечивает выбор передачи крутящего момента – всего на этой модели велосипеда Stringbike 19 «скоростей».
Интересно, что переключение их можно осуществлять как в движении, так и во время остановки. Кстати, есть возможность не только синхронного изменения передачи на обе стороны рамы, но и подстройки каждой педали индивидуально – это может быть актуальным для людей, у которых, в силу анатомических особенностей, заметна разница в развитии нижних конечностей.
Отличает такой велосипед и симметричность конструкции, что повышает его устойчивость и маневренность. Испытания показали, что машина обладает отменной плавностью хода, после которого становится даже несколько неудобно ездить на велосипеде, собранном по классической схеме.
Еще одно значимое преимущество – полимерные тросики, в отличие от цепи, не нуждаются в смазке, чистке, не боятся песка и воды, а их ходовой ресурс выше, чем у цепной передачи, в 2–3 раза.
Есть и еще несколько очень оригинальных разработок передачи усилия на колесо. Например, немецкие и японские конструкторы усовершенствовали карданную передачу, которая уже применялась иногда и ранее.
Новшество в том, что они снабдили ее автоматической компьютеризированной коробкой передач, которая сама выбирает оптимальный режим движения в зависимости от рельефа трассы и дорожной обстановки. Кроме того, эти новинки фирм Yamaha и Mercedes оснащены «умными» системами освещения и сигнализации, самостоятельно включающимися при снижении общей освещенности.
А вы знаете, как правильно хранить велосипед зимой? Этот материал поможет продлить годы жизни вашего железного друга.
Что такое автожир и как он летает можно прочитать по этой ссылке. Все об этом необычном летательном аппарате.
Так же не пропустите небольшой рассказ о парашютном спорте здесь: pro-extrim.com/vysota/parashyuty/parashyutnyjj-sport.html
Можно ли изменить раму?
Группа американских конструкторов пришла к выводу, что классическая треугольная схема рамы в ряде велосипедов – излишество, утяжеляющее общий вес машины.
В самом деле, труба, идущая от педалей к рулевой муфте, имеет постоянное напряжение лишь на разрыв, так почему бы не заменить ее прочным тросом?
Мало того что конструкция велосипеда значительно облегчается. Использование пружинного демпфера в передней части стального нержавеющего тросика и шарнирного соединения горизонтальной трубы рамы с вертикальной позволяют амортизировать удары, принимаемые передним колесом, при этом общая прочность конструкции ничуть не страдает.
Такой велосипед легко складывается практически пополам и упаковывается в чехол – очередной плюс при его хранении или транспортировке.
Но и это еще не все. Испытания показали значительное повышение КПД подобного велосипеда.
Пружина, установленная в передней части троса имеет способность аккумулировать энергию, которая ранее тратилась впустую в «мертвой» части такта вращения педалей, и даже энергию ударов, пришедшихся на переднее колесо.
Растягиваясь, тросик с пружиной несколько увеличивают колесную базу велосипеда, а сокращаясь – придают ему дополнительное поступательное усилие.
Не боимся упасть!
Движущийся велосипед сохраняет устойчивость по ряду причин, в том числе и из-за того, что вращающиеся колеса имеют гироскопические свойства – способность сохранять ориентацию своей оси в пространстве.
Но начинающему велосипедисту этого не объяснить, для него главное – преодолеть свой первоначальный страх падения – дальше все придет. Как помочь новичку, неважно, ребенок это, или взрослый, который по каким-либо причинам не освоил этой науке в детстве?
Выход один – предоставить ему двухколесный велосипед с еще большей устойчивостью, подарить несколько секунд уверенности, в течение которых он сможет удержаться или беспроблемно остановиться.
Решение напрашивается само собой – усилить гироскопическое действие колеса. Именно этим путем пошли некоторые конструкторы при создании велосипедов повышенной безопасности.
Один из вариантов – установка на одной оси с передним колесом, внутри спиц, дополнительного маховика – гироскопа.
Он раскручивается вместе с колесом при начале движения, но так как обладает большой массой и, стало быть, инерционностью, продолжает вращаться даже при значительном снижении скорости велосипеда, обеспечивая ему вертикальную устойчивость.
Воплотить такую идею в жизнь удалось группе студентов Дартмутского колледжа, они назвали свою разработку GyroBike. Кстати, их конструкция была лицензирована и вошла в серийное производство, а наименование первой модели стало брендом созданной ими впоследствии компании «GyroBike».
Даже первичные испытания показали, что начинающие велосипедисты овладевают навыками езды на таких машинах значительно быстрее. Кроме того, подобные велосипеды – просто находка для людей с некоторыми ограниченными способностями, имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате.
Один лишь недостаток – гироскоп начинает вращаться только при движении велосипеда. А можно ли его раскрутить заранее, например, для самых маленьких ездоков, только осваивающих первые метры? Конечно, можно, для этого созданы колеса Gyrowheel со встроенным электрическим гироскопом.
Первой продукцией были 12-дюймовые колеса для детских велосипедов. Их компоновка обеспечивает размещение электродвигателя, аккумуляторов и массивного маховика-гироскопа. Электропривод дает возможность запуска системы стабилизации до начала движения, а значительное увеличение угловой скорости вращения гироскопа существенно увеличивает устойчивость велосипеда.
Успех первых моделей был столь заметен, что было принято решение о выпуске 16-дюймовых колес, и даже колес для стандартных «взрослых» велосипедов. Кроме того, в планах компании – кооперация усилий с производителями байков с целью выпуска фирменной модели велосипеда повышенной безопасности.
Как выбрать покрышки и какое должно быть давление в шинах велосипеда, читайте на нашем сайте.
Сборник лучших фильмов про альпинистов смотрите на странице этого сайта. Не нужно искать по всему интернету.
Дадим ногам отдохнуть!
Подавляющее большинство моделей велосипедов используют для движения мускульную силу ног ездока. Существуют интересные разработки, в которых привод осуществляется с помощью рук, но они, скорее, похожи на спортивные тренажеры, нежели на средство передвижения.
Конструкторская мысль всегда работала над вопросом, как облегчить велосипедисту жизнь, какие способы придания поступательного движения можно дополнительно применить на этой небольшой машине.
Размещаются на велосипедах компактные двигатели внутреннего сгорания. Существует немало разновидностей электроприводов, в том числе и мотор-колесо.
Некоторые разработчики создают даже электрические велосипеды, у которых необходимая энергия поступает с солнечных батарей, встроенных в колеса.
А если не менять принципиально конструкцию велосипеда, а придать ускорению самому ездоку? Таким путем пошли разработчики ранцевых двигателей.
Если честно, идея эта рассматривалась уже давно, энтузиастами неоднократно изготавливались самодельные устройства. Но несколько лет назад американская компания PacificWind выпустила на рынок модельный ряд ранцевых винтовых двигателей, разработанных специально для движения на велосипеде.
Идея понравилась, кстати, и любителям роликовых коньков, лыжникам, скейтбордистам.
Ранец невелик по размеру, не отличается большой шумностью, но, вместе с тем, в него заложена мощность в полторы лошадиных силы. Это дает возможность велосипедисту, без использования педалей, разгоняться до скорости более 50 км/час. Винт, в целях безопасности, имеет ограждение, оббитое мягким материалом.
Двигатель имеет интересный принцип управления – гибкий тросик соединён со специальной перчаткой, и велосипедист выбирает нужные режимы работы привода буквально «мановением пальцев».
Система очень экономична – в среднем от полутора до двух литров топлива на 100 километров пробега, при этом вес ранца – всего от 5 до 8 килограмм, в зависимости от модели и ее мощности.
Существуют и более «сумасшедшие» идеи – оснащение велосипеда портативными реактивными ускорителями – но это, скорее, лежит в плоскости экспериментального творчества, не предназначенного для повседневного использования.
Имеет ли право на жизнь идея самодельного электровелосипеда? Читайте на страницах нашего сайта.
Научиться ездить на заднем колесе и удивлять всех своих друзей сможет любой, кто не пропустил вот этот материал )
Рассказ о нескольких разновидностях экстремального спорта, связанного с прыжками с большой высоты: pro-extrim.com/vysota/dzhamping/jumpings.html
Велосипед-амфибия
Это не миф — велосипеды учатся преодолевать водные преграды, позволяют своему владельцу совершать поездки по спокойной воде. И это уже – не только смелые эксперименты, а серийная модель.
Итальянская компания SBK Engineering из города Виджевано освоила выпуск комплекта, который в считанные минуты превращает шоссейный велосипед в самодвижущийся катамаран.
Весь комплект, за исключением нескольких деталей, которые постоянно закреплены на велосипеде, легко умещается в небольшой ранец, весом всего 11 килограмм. Процесс перевода велосипеда из сухопутного в «водоплавающий» занимает 10–15 минут и не требует никаких специальных инструментов.
Привод – винтовой, крепится к переднему колесу, и служит как для придания тягового усилия, так и для управления этим плавучим транспортом.
Велосипедист обычным образом садится в седло, крутит педали и управляет направлением движения, как и на суше – с помощью руля.
Вращение передается с педалей на заднее колесо, а с него, через гибкий тросик — уже на сам привод. Кстати, этот же тросик используется и в процессе сборки, для передачи усилия на насос для накачки двух входящих в комплект поплавков: достаточно сесть на велосипед, как на велотренажер, и, вращая педали, быстро накачать оба поплавка.
Грузоподъемность получающегося катамарана – до 125 килограммов, и при этом он может развивать скорость до 10 км/час – для воды это очень неплохой показатель.
Неугомонные конструктора и дизайнеры не прекращают своей деятельности по изобретению новых велосипедов. Теряешься в догадках – какие еще усовершенствования у них в разработке? Но то, что новаторские идеи у них есть и будут – в этом сомнений нет никаких.
Каретка велосипеда: где находится, функции, как снять
Велосипедисты, которые редко выезжают кататься, наверно, даже не слышали о том, что такое каретка велосипеда. Даже если слышали, то и не знают, где она находится и что из себя представляет. Но для тех, кто часто использует велосипед в своих целях или занимается велоспортом, этот узел имеет большое значение. Что такое каретка велосипеда, какие у нее функции и как ее починить сейчас и узнаем.
Что из себя представляет?
Что же такое кареточный узел? Данный механизм является чуть ли не главным во всем велосипеде. Без него он никуда не поедет. Где же он находится? Расположен он в стакане (это такое специальное место), а именно там, где находятся шатуны. Основная задача – это закрепление тех самых шатунов между собой и соединение их с рамой. Без нее велосипедист просто не сможет крутить педали, а значит, двигаться вперед.
Устройство каретки велосипеда
Из чего состоит данный узел и каким он бывает? Модели велосипедов бывают разными, поэтому и каретки тоже отличаются друг от друга. Стандарт – это шестьдесят восемь миллиметров, но бывают еще и сто десять, сто тринадцать и так далее.
Также каретки велосипеда делятся на два типа: разборные и картриджные (неразборные). У каждого типа есть свои плюсы и минусы. Начнем с картиджных. Данный тип не поддается ремонту – это главная его особенность. Если механизм заржавеет или сломается, то его можно уже будет только выкинуть. Но есть у них и большой плюс. Они очень долговечны. Такая каретка велосипеда будет служить до тех пор, пока ее подшипники не сотрутся. Механизм герметично закрыт, поэтому посторонние предметы в виде пыли, песка, воды и тому подобного туда не попадают, тем самым он защищен от быстрого износа. Такие каретки очень хорошо себя ведут даже после длительной эксплуатации в тяжелых условиях, поэтому производители их любят часто устанавливать на горные байки.
Разборные каретки – это немного другое устройство. В сущности, это всего лишь ось, на которой установлены подшипники. В этом случае хозяину нужно хоть иногда проверять этот узел и при надобности смазывать и менять испорченные подшипники. Такой уход позволит намного продлить срок эксплуатации механизма.
Как определить неисправность каретки?
Никакой механизм не вечен, особенно если за ним не следить. Именно поэтому рано или поздно кареточный механизм придет в неисправность. Как же определить неисправность? Вообще, это не трудно. Нужно всего лишь быть внимательным. Первый признак – тяжелая езда. Если вдруг крутить педали стало трудно, то, возможно, это неисправность каретки. Налипшая грязь не дает механизму функционировать в нормальном режиме, поэтому ехать становится тяжело. Также характерны скрипы и стуки. Из-за прыжков и сильных физических нагрузок ось может перекосить, или разобьются подшипники. В этом случае будет наблюдаться люфт.
Если при езде стоя педали начинают заедать или сильно скрипеть, то это верный признак нарушения работы. Тут уже нужен ремонт каретки велосипеда. Или просто замена узла на новый.
Как снять каретку с велосипеда?
Итак, для ремонта механизма его для начала нужно снять, извлечь из стакана. Перед тем как начать работы, необходимо почистить место вокруг каретки. Нужно удалить всю налипшую грязь и пыль. Все это делается для того, чтобы потом не занести весь мусор внутрь.
Как снять каретку с велосипеда? Для начала нужно снять заглушки, которые закрывают доступ к гайке крепления шатуна. Чтобы быстро добраться до интересующего механизма, нужны специальные ключи: шатунная выжимка и съемщик каретки.
Сначала нужно вставить один конец шатунной выжимки и открутить гайку. Затем вставляем ее другим концом и силой ввинчиваем. Таким образом, шатун сходит с оси и его можно снять. То же самое нужно проделать с другой стороны. Лучше всего начинать работы со стороны, где нет звездочек.
Следующий шаг – снятие каретки. Вот тут уже пригодится специальный съемщик. Вставляем его, а с другой стороны надеваем гаечный ключ. Приложив немного усилий, можно достать до устройства. Аналогичные действия проводим с другой стороны. Теперь каретка готова к извлечению. Если устройство находится в более-менее приличном состоянии, то дело обойдется только смазкой подшипников. Для этого лучше всего использовать густые смазки. Собирается каретка велосипеда в обратном порядке.
Обслуживание и ремонт каретки велосипеда
Каретка – это велосипедный узел соединяющий шатуны с рамой и обеспечивающий свободное вращение. Механизм ввинчивается или впрессовывается в кареточную чашу, из-за низкого расположения подвержен загрязнениям мешающим нормальному вращению.
Чтобы предотвратить поломку необходимо постоянно производить техническое обслуживание каретки.
Разновидности детали
Каретки бывают открытого и закрытого вида:
Закрытые – картриджи или капсульные конструкции, с внутренней осью и подшипниками.
Закрытая модель не разбирается и обслуживанию не подлежит (за исключением нескольких), при любой поломке деталь заменяют.
Преимущество модели – низкий уровень загрязнения.
Открытая каретка отличается ввинчиваемыми чашами с подшипниками в кареточной трубе рамы и вращающемся валом.
Этот тип механизма требует точных параметров рамы, в случае неточностей возникают перекосы и понижается степень защиты относительно воздействия извне.
Модель можно разбирать и очищать, надлежащее обслуживание каретки велосипеда продлевает работу механизма на длительное время.
Недостаток открытых деталей в том, что они требуют постоянное техническое обслуживание и периодически перекашивают кареточный вал.
Диагностика поломок или загрязнения
Определить неисправность каретки можно по слишком явному скольжению или заеданию, скрипам, тяжелой езде.
Стуки и заедания сигнализируют о повреждении шариков подшипника или сепаратора. Скрипы могут обозначать слабую затяжку клина шатуна. Если при езде педаль в верхнем положении проскакивает, это также говорит о слабом натяжении клина.
Неисправная деталь не даст возможности быстрой езды, изношенные подшипники, грязь и отсутствие смазки будут постоянно препятствовать движению.
Велосипедный узел начинает постепенно расшатываться из-за разбитых шариков подшипника и перекоса вала. Для исправления необходимо почистить или заменить кронштейн.
Тщательное обслуживание каретки велосипеда обязательно перед любой длительной поездкой.
Свинчивание механизма с рамы
Для работы с капсульной кареткой требуется шлицевой ключ. В работе с разборными механизмами понадобится набор инструментов для разных модификаций детали.
Инструменты для съёма каретки:
- Выжимка шатунов – функциональный ключ для выжимки шатуна с кареточной оси и съёма фиксирующего болта (правый отрезок для выжимки шатуна, левым снимается болт);
- Шлицевые гаечные ключи;
- Съёмник для механизма;
- Гаечный ключ с рожками;
- Отвёртка.
Инструменты также пригодятся при дальних велопутешествиях.
Поэтапное извлечение механизма
Снятие деталей начинается с левостороннего участка. Для каждого типа шатуна есть определенный съёмник. Одним модификациям подходит съёмник для интегрированных чашей каретки, другие можно откручивать стандартным ключом.
Часто в комплекты съёмников входят рукоятки для работы вместо разводного ключа.
- В начале зафиксировать байк в устойчивой позиции, лучше перевернуть его на сидение.
- Стянуть на педалях отверткой заглушки педальных рычагов.
- Вставить внутрь полости съёмник и выкрутить фиксирующий болт.
Если он плохо поддается, можно смазать участок любой смазкой. При имбусовых креплениях подбирается соответствующий ключ.
Шлицевым ключом или съёмником откручивается левая чаша-адаптер против хода часов, по ходу – правая:
- Съёмник вставляется с левой стороны в шлицевое отверстие механизма и выкручивается рукояткой или разводным ключом против хода часов (влево);
- При работе следует не допускать перекашивания, иначе каретная чаша повредится;
- После выкручивания чаши те же манипуляции произвести на правую сторону с другого бока;
- Снимаются каретки только на левую сторону, при съёме учитывать, что у открытой каретки подшипники могут выпасть из полости.
Очистка открытой каретки
После съема механизма диагностируется состояние подшипников в чаше, все места крепления протираются бензином от грязи:
- Поврежденные детали заменяются на новые.
- Резьбовая часть каретки прочищается бензином или WD-40 и протирается сухой салфеткой.
- Места крепления замазываются смазочным средством.
- Подшипники вставляются на свои места и покрываются новым слоем смазки.
Обслуживание капсульной каретки
При повреждении каретки капсульного типа ее необходимо заменить на новую. При выборе модели следует уточнить параметры вала и тип соединения с рычагами шатунов.
Сборка и установка механизма
Установление кареточного механизма происходит обратно процессу снятия.
Во время работы важно не спутать отрезки оси: на концах или пластиковом кожухе выбиты соответствующие сторонам буквы. Каретные чаши различаются между собой резьбовой направленностью, левая с правой и наоборот.
Резьба кареточного механизма и чаши смазывается тонким слоем смазочного средства для обеспечения скольжения при последующем выкручивании.
На ось крепится пластиковый кожух, в чаши укладываются подшипники: если есть разделители, то детали укладываются разделителями наружу и шариками внутрь.
Сбор механизма начинается справа: стержень оси вставляется в правую чашу с левым поворотом резьбы и вкручивается в раму до конца, идентичным способом вкручивается левая чаша с правым поворотом резьбы.
Регулирование работы кареточного механизма
Для начала снимается левый рычаг шатуна и стопорная шайба. Левая чаша отвинчивается шлицевым ключом так, чтобы стержень оси каретки беспрепятственно крутился без люфтов и заедания:
- Чаша ослабляется ключом для шлицевых гаек на четверть поворота;
- Удерживая чашу завинчивается до упора стопорная шайба;
- Регулируется вращение: ослабляется или подтягивается чаша;
- Когда кареточный механизм будет крутиться без помех можно устанавливать шатуны.
Если после всех произведенных работ каретка заедает, следует заменить подшипники или всю каретку.
Подробнее об обслуживании каретки смотрите в видео:
Съемник каретки велосипеда
Велосипеды оборудованы педальным узлом с центральной осью, установленной на подшипниках качения в раме. В процессе езды по пыльным дорогам и грязи происходит естественный износ колец и шариков.
Для корректного снятия узла необходим съемник каретки. Владелец техники может выполнить ремонт с помощью подручного инструмента, но увеличивается риск повреждения новых деталей и стакана рамы при монтаже.
Съемник каретки.
Кратко о съемниках каретки велосипеда
Приспособление состоит из рабочей части с профилированными зубцами, входящими в зацепление с выемками на гайке и кожухе велосипедной каретки. Для прокручивания инструмента используется мускульная сила человека. Оборудование подбирается в соответствии с профилем гайки, удерживающей каретку в раме велосипеда.
Характеристики и назначение
Съемник предназначен для откручивания или затягивания гайки, регулирующей натяжение шарикоподшипников каретки, и резьбовой втулки, удерживающей узел в стакане рамы велосипеда.
Приспособление выточено на токарном и фрезерном станках или получено по технологии штамповки из легированной инструментальной стали. Для передачи усилия, необходимого для отворачивания или затяжки гайки, по отношению к головке используется гаечный ключ; штампованные съемники имеют интегрированный рычаг.
Велосипедная каретка состоит из вала и 2 шарикоподшипников, натяжение которых регулируется металлической чашкой с резьбой. С противоположной стороны оси предусмотрена резьбовая втулка с упором, ограничивающим подвижность колец подшипника. Каретка и чашка ввернуты в металлический стакан, приваренный к раме велосипеда.
Для откручивания элементы необходимо повернуть в сторону вращения педалей (по левой стороне элемент крутят против часовой стрелки, а с правой стороны велосипеда — по часовой стрелке).
Разновидности съемников
Существуют несколько типов приспособлений:
Узел, состоящий из полого металлического цилиндра (головки). На его торцевой поверхности расположены рабочие зубья. На задней части корпуса съемника имеется 6-гранный выступ под гаечный ключ; предусмотрено дополнительное отверстие под квадрат, обеспечивающее центрирование приспособления относительно оси резьбовой втулки. Упрощенный съемник без 4-гранного канала при приложении усилия срывается и сминает выступы на чашке каретки, затрудняя ремонт узла.
Штампованный из стального листа инструмент, состоящий из рабочей головки с профилированными выступами и рукоятки с резиновым защитным чехлом. Для отворачивания крепления картриджа не требуется дополнительного гаечного ключа: велосипедист прижимает съемник к гайке, одновременно прикладывая усилие к рычагу.
Регулируемый ключ со сменными штифтами, рассчитанный на снятие кареток разных производителей. Металлические контактные стержни вворачиваются в рабочие губки инструмента; предусмотрен механизм плавной корректировки расстояния между штифтами. Рукоятка с защитным резиновым чехлом жестко соединена с захватом. Инструмент изготавливается по технологии штамповки.
Ключ шкивов универсальный.
Рейтинг лучших моделей
Среди велосипедистов распространение получили съемники нескольких брендов:
Универсальный съемник Bike Hand, рассчитанный на демонтаж гаек и корпусов узлов производства компаний Shimano, Hollowtech II, Race Face, Campagnolo и Truvativ. На корпусе головки предусмотрено рифление для захвата рукой. Для откручивания используется гаечный ключ или вороток 1/2".
Головка Park Tool BBT-79, имеющая внутренний диаметр 46 мм. Применяется при работе с продукцией брендов Race Face Cinch, Rotor BSA30 и Zipp Vuma. Для захвата гайки и корпуса предназначены 12 полукруглых выступов. На внешней части корпуса инструмента нанесено рифление.
Универсальный съемник Super B, поставляемый с набором сменных штифтов 2,2х2 мм и 2,8х2 мм. Аналогичный инструмент (но с фиксированными штифтами) поставляется компанией Bike Hand.
Головка компании Kenli с поверхностным воронением. Гайка для вращения имеет увеличенные габариты граней, обеспечивая надежный захват инструмента ключом.
Накидные ключи (например, YC-27BB от Bike Hand). Используются для снятия или установки картриджей выносного типа от компании Shimano. В зеве предусмотрены профилированные выступы, входящие в зацепление с гайкой.
Съемник от английской компании Cyclo, изготовленный из легированного стального листа. Отличается замкнутой головкой, рассчитан на повышенные нагрузки. При дополнительном усилии зев не расходится, обеспечивая захват гайки или корпуса картриджа.
Ключ, состоящий из штампованной обрезиненной рукоятки и приваренной головки. Оригинальный инструмент компании Super B рассчитан на работу с узлами фирм ISIS Drive splined, FSA, Race Face и Truvativ. Для работы с каретками других производителей (Shimano) предусмотрена установка переходника.
Головка Park Tool BBT-79.
Достоинства и недостатки
открученная чашка каретки может использоваться повторно;
инструмент защищает резьбу в стакане рамы от повреждений;
съемник обеспечивает снижение трудоемкости ремонта.
Недостатки инструмента, отмечаемые ремонтниками велосипедов:
съемник подходит для откручивания только 1 типа гаек;
при использовании накидного инструмента возможно повреждение рабочих кромок чашки каретки;
для работы со съемником с головкой необходим дополнительный гаечный ключ.
Где приобрести
Съемник для кареток реализуется через магазины велосипедных комплектующих и инструмента для обслуживания 2-колесной техники.
Оборудование можно приобрести через торговые точки, работающие онлайн с доставкой до пункта выдачи заказов.
В сетевых магазинах представлены инструменты на любые вкус и размер, велосипедист подбирает приспособление по модели машины или каретки.
Накидной ключ YC-27BB от Bike Hand.
Как определить неисправность
Признаки поломки деталей каретки:
появление постороннего шума или заклинивание педалей, указывающее на износ или неправильную регулировку подшипников;
циклический стук, возникающий при вращении педалей, загрязнении или износе шарикоподшипников;
люфт педалей, который не устраняется подтягиванием гайки и указывает на повреждение беговых дорожек подшипников.
Пошаговая инструкция по снятию каретки
Установить велосипед на горизонтальной поверхности шинами вверх или зафиксировать на стойке.
Отвернуть винты отверткой или гаечным ключом и демонтировать кривошипы педалей и ведущую звездочку с вала каретки. Шатуны снимаем вручную или с помощью молотка; удары наносим через деревянную прокладку, предотвращающую повреждения хромированной поверхности.
Надеть съемник, совместив выступы с углублениями на чашке.
Притянуть инструмент к левому наконечнику оси винтом, который вкручивается в отверстие с резьбой, просверленное в торцевой кромке вала. Болт удерживает съемник на гайке, предотвращая срыв приспособления при отворачивании или затягивании каретки. Винт подбирается в соответствии с габаритами головки и резьбой в оси каретки.
Провернуть съемник против часовой стрелки, выкручивая чашку из посадочного гнезда. При повышенном сопротивлении вращению нанести на резьбу жидкость WD-40, снижающую силу трения и удаляющую загрязнения.
Отвернуть корпус каретки с помощью съемника, надетого на правую часть кожуха. Поскольку резьба затягивается в процессе эксплуатации велосипеда, для выкручивания необходим удлиненный рычаг (например, отрезок стальной водопроводной трубы длиной 300-400 мм), обеспечивающий дополнительное усилие.
Откручиванием гайку съемником.
Необходимые инструменты
Для ремонта каретки велосипеда потребуются:
комплект ключей для 6-гранных болтов;
молоток и деревянный брусок;
ветошь и жидкость типа WD-40;
запасные детали или новая каретка;
Новая каретка для замены.
Как правильно почистить
После снятия подшипникового узла необходимо промыть отверстие в стакане жидкостью WD-40, а затем удалить остатки масла и песок из резьбы. Посторонние предметы разрушают нарезку и не позволяют корректно закрепить каретку или отрегулировать шарикоподшипники.
Перед закручиванием стаканов нового узла необходимо нанести на резьбу слой специальной смазки.
Если велосипед оснащен рамой из легкого алюминиевого сплава, то использование защитной смазки обязательно.
Можно ли выкрутить без ключа
Если у владельца отсутствует специальный инструмент, то каретка разбирается подручными средствами:
Разводным или газовым ключом или специальными клещами. Чашка зажимается губками с усилием, а затем предпринимается попытка прокручивания детали. Для снижения силы трения в резьбу предварительно заливается раствор WD-40. Затем по аналогичной методике из стакана извлекается корпус с шарикоподшипниками и валом. Способ подходит для снятия кареток Hollowtech 2 или аналогов, имеющих гайки с внешними выемками.
Стальным слесарным зубилом. Наконечник упирается в паз гайки, а затем по инструменту наносятся легкие удары молотком. Резьба предварительно очищается от загрязнений и обрабатывается составом с повышенной проникающей способностью (WD-40).
Обе методики приводят к деформации чашки и корпуса каретки. Повторно использовать деталь невозможно. При неаккуратной работе возможно повреждение внешней части рамы или смятие кромки стакана: в этом случае возникнут сложности при установке нового узла.
Если у владельца нет съемника, то рекомендуется отдать велосипед в специализированный сервисный центр или приобрести инструмент, поскольку корректно завернуть чашку и кожух подручными приспособлениями невозможно.
Разводным ключом пользуемся с осторожностью.
Этапы сборки
Алгоритм сборки узла:
Распаковать новую каретку и вставить деталь в стакан рамы в соответствии с маркировкой (на корпусе наносятся стрелки и информация, позволяющая определить левую и правую стороны узла).
Ввернуть кожух в стакан рамы ключом. При обнаружении заедания прикладывать дополнительное усилие запрещается, поскольку возможно повреждение резьбы.
Закрутить чашку, периодически проверяя легкость вращения вала и осевое биение.
Установить на место шатуны с педалями, а затем затянуть крепежные болты.
Проверить натяжение цепи и провернуть привод руками. Не допускаются осевой люфт и заклинивание. При обнаружении некорректной работы каретки произвести дополнительную регулировку натяжения шарикоподшипников.
Схема сборки зависит от производителя картриджа. Стандартные узлы состоят из корпуса с резьбовой втулкой и прижимной чашки. Для монтажа не требуется дополнительной оснастки.
Каретки Shimano состоят из центральной части и 2 втулок, которые требуется запрессовать в стакан рамы. Для установки применяют винтовой пресс Press Fit, состоящий из 2 симметричных металлических болванок и болта. Торцевые крышки равномерно прижимают чашки с подшипниками качения, обеспечивая корректную сборку узла.
Закручиваем болты.
Как сделать своими руками
Владелец велосипеда может сделать самостоятельное приспособление для снятия каретки. Например, для демонтажа оборудования японской компании Shimano используется обрезанная с 2 сторон стальная шайба, которая укладывается в корпус узла.
Затем в торец стакана рамы велосипеда упирается отрезок трубы с внутренним диаметром, превышающим размер шарикоподшипника на 1-1,5 мм. Усилие создается шпилькой, которая воздействует на шайбу и плавно вытягивает чашку из посадочного гнезда.
Чертежи и схемы
Велосипедисты публикуют схемы съемников для картриджей кареток, сделанных из подручных средств. При использовании самодельного инструмента увеличивается риск необратимого повреждения стакана в раме велосипеда (восстановить деталь невозможно).
Металлический корпус высверливается из штатного отверстия или сохраняется как переходная втулка для установки каретки с уменьшенными размерами. Оригинальные съемники не допускают разрушения деталей, ускоряя процедуру ремонта велосипеда.
Схема съемника каретки велосипеда.
Источники:
http://ippolite.ru/menu-articles/5-articles/206-karetka.html
https://veloprofy.com/care/ustrojstvo-i-raznovidnosti-karetok-dlya-velosipeda/
https://www.syl.ru/article/215388/new_karetka-velosipeda-gde-nahoditsya-funktsii-kak-snyat
https://velife.ru/remont-i-uxod/kak-obsluzhivat-karetku.html
https://velife.ru/remont-i-uxod/semnik-karetki-velosipeda.html