Двухколёсный галоп: какую скорость можно развить на велосипеде?
Скорость велосипеда — величина неоднозначная. Как и в случае с автомобилем, она зависит от условий местности, типа велосипеда и навыков самого велосипедиста. Поэтому, говоря о средней скорости, трудно с абсолютной уверенностью определить конкретное число. Но вот выяснить, сколько примерно километров можно преодолеть в час в условиях города или трассы, пользуясь тем или иным типом железного коня, можно без особого труда.
Средняя скорость в зависимости от местности
Обычно выделяют три типа местности, наиболее актуальных для велосипедиста:
- город или населённый пункт городского типа
- трасса
- пересечённая местность
Разумеется, развить высокую скорость в городе сложно: много участников дорожного движения. Велосипедисту обычно остаётся передвигаться по дорогам, прижимаясь к правой их стороне, в общем потоке машин. Приходится быть вдвойне осторожным, чтобы случайно не попасть под колёса.
Средняя скорость зависит и от того, насколько часто встречаются на пути перекрёстки со светофорами, а также от степени загруженности дорог. Пробки велосипедисту не страшны, зато часто возникает необходимость лавировать среди автомобилей. А вот в небольших городах с не очень плотным дорожным движением разогнаться уже проще.
В зависимости от всех этих условий средняя скорость велосипедиста в городских условиях составляет от 10 до 15-17 км/ч. Если же город может похвастаться наличием велосипедных дорожек, то она увеличивается до 15-17 км/ч. При условии, конечно, что те используются по назначению, и по ним не передвигаются пешеходы.
На шоссе средняя скорость возрастает благодаря отсутствию светофоров и пешеходных переходов. Зависит она от качества дорожного покрытия и типа велосипеда. На небольших, специально предназначенных для города моделях вряд ли получится превысить отметку в 20 км/ч. А вот если брать в расчёт обычные универсальные велосипеды, то можно говорить о средней скорости 20-25 км/ч. На шоссейных же можно разогнаться до 28-32 км/ч, но поддерживать более высокую скорость под силу только опытным велосипедистам с отличной физической подготовкой.
Понятие “пересечённая местность” имеет довольно абстрактный характер. Оно может включать в себя и достаточно удобное для езды бездорожье, и изобилующие оврагами долины. Поэтому и разница между минимальным и максимальным пределами скорости велика: от 5 до 15 км/ч.
Средняя скорость в зависимости от типа велосипеда
осмотрим, на какую скорость можно рассчитывать в среднем, используя разные типы велосипедов.
- дорожные велосипеды. Эти модели наиболее просты: большие, довольно тяжёлые, как правило, не предусматривающие переключение скоростей. Предназначены они в основном для передвижения по городу и шоссе с хорошим покрытием. Скорость их невелика: не стоит рассчитывать превысить отметку в 13-15 км/ч даже на прекрасной ровной поверхности
- городские велосипеды. Их ещё часто называют прогулочными. Они уже гораздо более функциональны по сравнению с дорожными. Небольшой вес, удобная, функциональная конструкция и возможность переключения скоростей обеспечивают среднюю скорость в пределах 12-17 км/ч в городе и около 20 км/ч на трассе
- на шоссейных велосипедах несложно развить и поддерживать среднюю скорость в 28-33 км/ч
- MTB велосипеды (горные). Если ездить на горном байке по шоссе, обычно можно выйти на среднюю скорость в 25 км/ч. Если сменить покрышки на предназначенные для езды по асфальту, скорость увеличивается на 3-4 км/ч. В условиях пересечённой местности скорость, как правило, составляет от 10 до 15 км/ч
- гибрид. Этот велосипед представляет собой нечто промежуточное между шоссейным и горным типами байков. Скорость на трассе — около 25-28 км/ч, по бездорожью — около 10 км/ч
Рекорды скорости
Абсолютный рекорд скорости был поставлен спортсменом Фредом Ромпелбергом в 1995 году. На своём спортивном велосипеде он достиг отметки в 268 км/ч.
К другим рекордным результатам можно отнести достижения спортсменов первой половины 20 века: например, в 1937 году один из них развил скорость в 139 км/ч, а другой в 1942 году побил этот рекорд, разогнавшись до 175 км/ч.
Подводя итоги
Говорить о средней скорости велосипеда можно только с оговорками. Помимо вида местности и типа байка, на скорость влияет множество факторов. Это и уровень физической подготовки велосипедиста, и множество технических деталей: например, диаметр и масса колёс, геометрические особенности конструкции, сопротивление воздуха и т.д. Есть лишь примерное представление о том, какую среднюю скорость удастся поддерживать в городе или на трассе, на горном байке или обычном городском велосипеде.
Максимальная скорость езды на велосипеде
Механизм велосипеда приводится в движение физическими усилиями ездока и коробкой переключения передач – поэтому скорость напрямую зависит от различных факторов: скорости кручения педалей и мощности скоростной системы.
На вопрос «какую максимальную скорость можно развить на велосипеде?» ответить невозможно, так как максимальная скорость напрямую зависит от предела возможности человека и технического состояния велосипеда.
Если брать усредненный вариант, то скорость может развиться до 60 км/час. Но в истории отмечаются случаи, когда скорость байка превышала автомобильный рубеж.
Рекордная скорость
Какая максимальная скорость была зарегистрированная при езде на велосипеде – абсолютный рекорд:
- Самый высокий результат за всю историю велоспорта показал Франсуа Жисси. Велогонщик разогнался до 333 км/час. Высокоскоростной автомобиль стартовавши в одно время с Жисси остался далеко позади от велосипеда спортсмена.
Принцип разгона скорости
На развитие скоростного режима влияют несколько факторов:
Для твёрдых трасс наиболее подходят узкие гладкие резиновые шины без рисунка – самый неподходящий вариант для гладкой дороги это широкие шипованные шины.
А гравий, песок и мягкая грунтовка требует шипов и широкой резины. Галька и камни вообще не приспособлены для велосипедных гонок.
О выборе и видах велопокрышек читайте отдельную статью.
Немаловажную роль в развитии скорости играет давление – чем оно выше, тем более оптимальный накат по ровным и твердым поверхностям.
Грунтовые и щебневые трассы требуют ряд экспериментов чтобы найти наилучший результат.
Вес колес также отражается на скорости. Чем меньше весят обода, спицы, втулки, шины и камеры, тем меньше сил тратится на разгон велосипеда, значит вкладывается минимум усилий для быстрой езды.
Чем больше диаметр, тем выше развитие скорости и преодоление всех неровностей дороги. Оптимальное значение диаметра от 29 дюймов.
Высокое сопротивление в механической системе задней трансмиссии и плохо смазанная цепь снижает скорость кручения колеса.
Износ втулки требуют больше усилий при кручении педалей.
Средние возможности велосипеда
Труднодостижимый рекорд вдохновляет любого любителя экстремальной езды. Для измерения уровня скорости раньше на транспорт устанавливали механические спидометры, в данный момент времени доступны недорогие электронные велокомпьютеры, записывающие скоростной режим движения, длительность маршрута, темпы езды, расход энергии, среднюю скорость пробега и другую полезную информацию.
По среднестатистическим показателям скорость велосипедной езды может составлять 50 км/ч на шоссейном байке по асфальтированной дороге.
Чем выше физическая подготовка и технические навыки ездока, и оснащенность байка тем быстрее езда: натренированный велосипедист может спокойно развить скорость до 110 км/час.
При городских покатушках необходимо соблюдать правила движения: обходить автомобили; тормозить на перекрестках, перед въездом в повороты и пешеходными переходами, скоростной рубеж при этом не может превышать 25 км.
Шоссейник развивает большую скорость на асфальтированной дороге, но он не рекомендован для быстрой езды по городу в связи с низкой посадкой велосипедиста, плохого обзора и заносам при быстром торможении.
Для скоростной езды в условиях города больше подходят горные велосипеды, они хоть и медленнее катятся по ровным поверхностям, но более предпочтительны для безопасной скоростной езды по населенным местностям.
Маунтин байк также подходит для городских гонок: широкий руль позволяет легко маневрировать в дороге, а широкие шины отлично сцепляются с асфальтированной поверхностью, что позволяет моментально останавливаться.
Езда по пересечённым объектам не дает возможность развития скорость более чем 35 км/час на любом велосипеде, это происходит вследствие часто встречающихся ям, бугров и песочных дорог, которые значительно снижают скорость.
На лесных тропинках самая высокая скорость может достигать всего 15 км/час.
Как повысить скоростной показатель?
Чтобы разогнать накат и скорость при велосипедной поездке следует выполнять элементарные правила:
- Держать велотранспорт в идеальном порядке, очищать от загрязнений;
- Постоянно производить смазывание всех деталей;
- Контролировать показатель давления в колесах;
- Отрегулировать тормозную систему;
- Оптимально выстроить посадку сидения и руля;
- Личные физические тренировки для повышения выносливости и физической силы.
Пыль и загрязнение деталей байка препятствует нормальному ходу и деформирует механизм. Абсолютно все подвижные части: каретки, втулки, звёздочки, цепи требуют тщательного ухода, чистоты и постоянного смазывания.
В меру накаченные колеса также гарантируют хороший уровень накатов, контактность с трассой и повышенную проходимость сложных участков.
При перекачивании колес скорость повышается, но возникает риск разрыва шины и потери равновесия вследствие недостаточного сцепления с дорогой, поэтому кататься на перекаченных колесах следует только после долгих тренировок и при максимально высоком уровне управления байком.
Плохо отрегулированные тормоза также могут мешать развить максимальную скорость велосипеда, это касается дисковых систем и вибрейков.
Сама дистанция между колодкой и дисковыми или ободовыми механизмами должна быть мизерной. Колодки необходимо выставлять так чтобы при торможении они вплотную сцеплялась с поверхностью.
Сама посадка на велосипеде определяет удобство в управлении транспортом, поэтому прямо влияет на возможную скорость развития движения.
Увеличение аэродинамики можно осуществить с помощью увеличения наклона к корпусу и понижением уровня расположения руля относительно сидения.
55 километров на велосипеде за 1 час, 139 326 в год и другие рекорды.
Не мудрено, что с появлением и распространением велосипедов стали появляться и самые разные рекорды с ними связанные. Разделить их можно на технические и спортивные. Именно о последних мы сегодня вам и расскажем. Всё же, пределы человеческой выносливости нам кажутся интереснее технических данных.
Кстати, если вам известны и другие велосипедные достижения, о которых мы не упомянули, то милости просим в комментарии нашей группы в Facebook.
1. Часовой рекорд
Часовая гонка считается едва ли не самой главной и престижной в мире велогонок. Заключается она в преодолении максимальной дистанции за 60 минут времени в условиях велодрома.
Первый рекорд принято датировать 1876 годом, когда гонщику удалось преодолеть 26,508 км. Рекорд 2019 года составляет 55,089 км и поставлен он Виктором Кампенэртсом после ослабления ограничений по велосипедам со стороны UCI.
Женский рекорд установлен Витторией Бусси и составляет 48,007 км.
Кстати, оба рекорда были поставлены на высоте 2 000 метров над уровнем моря в Агуаскальентес, Мексика.
2. Максимальное расстояние за 1 минуту на тренажере.
Кому бы такое могло вообще в голову прийти? Тем не менее, и такой рекорд есть. Он был поставлен Мигелем Анхелем Кастро в 2009 году, велосипедисту удалось проехать 2 040 метров за 60 секунд. Много это или мало? Что ж, достаточно сказать, что он развил скорость 122,31 км/ч. Получается, что много. Так ведь? Не совсем. В 2015 году Кастро побил собственный рекорд и проехал уже 3 060 метров, где средняя скорость составляла 183,6 км/ч.
3. Самый быстрый заезд от Края Земли до Джона О’Гроута.
Многие и знать не знают, что такое Край Земли и Джон О’Гроут. На самом деле это реальные географические названия самой южной и самой северной точек Великобритании.
Быстрее всех преодолел этот маршрут на обычном велосипеде Майкл Бродвит в 2018 году за 43 часа 25 минут и 13 секунд.
Рекорд среди женщин не подвергался сомнению с 2002 года и составляет 52 часа 45 минут и 11 секунд, а авторство закреплено за Линн Тейлор.
Правда, есть парняга и побыстрее — Энди Уилкинсон — он проехал тот же маршрут за 41 час 4 минуты и 22 секунды. Единственная загвоздка заключается в том, что он ехал на трехколесном велосипеде располагаясь лежа на спине.
Непонятно только. а много ли это или мало 40-50 часов? Что ж, дистанция составляет 1 406,57 км. Вот и представьте себе график отдыха райдера, который за сутки покрывает почти 700 километров. Некоторым и 20 км в день с трудом поддаются)
4. Самый большой годовой километраж.
Сложно себе даже представить уровень этого достижения, но еще в 1939 году Томми Годвин преодолел за год 120 805,41 км.
Еще раз. За год на велосипеде парень проехал более 120 000 километров. Господа, да многие автомобили не проезжают столько за 5 лет.
Рекорд продержался аж до 2016 года и был побит американцев Куртом Сервогелем, он проехал за год 122 432,7 км. Средняя дистанция за день составляет около 335 километров, и это без выходных.
Тем не менее, 23-летняя девушка, Аманда Кокер сумела проезжать около 380 км за один день. Побить предыдущий женский рекорд ей удалось всего за несколько месяцев, а итог у нее составил 139 326,06 км. Однако и этого Аманде показалось мало, она покорила 100 000 миль (160 934,4 км) за каких-то 423 дня.
Вот, что значит “любить кататься на велосипеде”.
5. Самые большой набор высоты за 48 часов.
Эверестинг — преодоление подъема равного по дистанции высоте Эвереста, происходит заезд многократно на небольшом отрезке с большим уклоном. Термин этот довольно новый, хоть уже и очень популярный, а появился он благодаря приложению Strava.
Однако речь здесь пойдет о 29 623 метрах, которые Крейг Кэннон преодолел за 48 часов в Беркли, штат Калифорния, США.
На фоне 380 км в день, 29 км за двое суток кажутся чем-то невероятно малым. Впрочем, не забывайте, что эти километры были самыми вертикальными, которые себе можно представить.
6. Самое быстрое пересечение Америки.
Гонка через всю Америку (RAAM) считается довольно серьезным испытанием на выносливость. Хотя бы потому, что ее протяженность составляет 4 825 километров. Даже больше, чем пресловутый Тур де Франс.
В 2014 году Кристоф Штрассер справился с дистанцией за 7 дней 15 часов и 56 минут. Учитывая, что маршрут гонки каждый год меняется, было решено рекорд фиксировать, отталкиваясь не от минимального времени преодоления дистанции, а от самой высокой средней скорости. Рекордсменом всё равно остался Штрассер со своими 26,43 км/ч. Кстати, он же является и рекордсменом по количеству побед в RAAM, на его счету уже 6 первых мест.
Фиксируется рекорд по самой высокой средней скорости и среди женщин, он составляет 21,29 км/ч на дистанции в 4 686 км. Побить его никто не может с 1995 года.
7. Самая большая дистанция под водой.
Ну, конечно. Куда ж без этого?)
Если кому-то мало сопротивления от встречного ветра, то отправляйтесь под воду, там вы свой скил прокачаете, как нигде больше.
В 2013 году немецкий велосипедист, Йенс Стотцнер, проехал под водой 6 708 метров, преодолев 78 кругов по дну бассейна для плавания.
Непонятный рекорд, это вам не Америку проехать. и тем не менее, он есть.
8. 8 000 миль в месяц.
Переводим 8 000 миль в километры и получаем 12 874 км за 30 дней.
Рекордсменом в этой области является Аманда наша Кокер. Мы уже о ней рассказывали. Ну, это та, которая проезжает в год больше, чем ты на своем автомобиле за 5 лет.
Так вот, когда Аманда боролась за самые быстрые 100 000 миль, она оказалась быстрее своего предшественника, Стива Абрахама — он проехал 7 104,3 мили (11 433,3 км) за месяц. Аманда за это же время проехала 8 012,5 мили (12 894,87 км). Рекорд состоялся между 1 и 30 апреля 2017 года.
Честно говоря, эти цифры с трудом укладываются в голову. Помнится мне, в самый насыщенный месяц, когда с велосипеда почти не слазил, я проехал аж 800 километров. Всё, больше никому об этом не буду говорить. стыдно же.
9. Кругосветка на велосипеде.
Марк Бомонт в сентябре 2017 года превзошел все предыдущие рекорды, зафиксированные в Книге рекордов Гиннеса. Он проехал кругосветку на велосипеде за 78 дней. Кстати, да, с ним был автомобиль поддержки, но это не умаляет его достижения.
До недавнего времени рекорд был закреплен за Эндрю Николсоном, он проехал кругосветку за 123 дня и 43 минуты.
Однако, правила установления рекорда постоянно редактируются, и теперь, по словам представителей Книги рекордов Гиннеса, минимальное расстояние, которое должно быть преодолено на велосипеде, обязано равняться 29 000 км. Остальная дистанция кругосветки преодолевается при помощи вспомогательного транспорта.
Благодаря постоянным переменам в правилах, в 2012 году рекорд Майкла Холла (91 день и 18 часов) так и не был ратифицирован.
Сорвался также рекорд Ли Фанкура, он проехал кругосветку за 104 дня и 15 минут. Представители Книги отказались его фиксировать из-за того, что Ли, помогая своей команде, взял такси, но в исходную точку так и не вернулся.
В любом случае, фиксировали рекорд представители Книги или нет — неважно. Каждый из них является невероятным испытанием человеческих сил и заслуживает уважения.
10. Самый быстрый wheelie.
Вилли (wheelie) — движение на заднем колесе. Питер Саган любит это дело перед финишем, если только в спринте не участвует.
Итак, самая высокая скорость, с которой велосипедист ехал на заднем колесе, составляет 138,6 км/ч. Рекорд установлен в 2001 году и принадлежит легенде МТБ гонок — Бобби Руту. Разумеется, разгонял велосипед он не своими силами, он следовал за автомобилем. А когда набрал необходимую скорость, то осуществил заветный wheelie. Проехал так он 9,75 м. Не, ну а как? На такой-то скорости дергать руль и так страшно, а он еще и на заднем колесе смог проехать. Так что. даже почти 10 метров это внушительная дистанция.
11. Самое большое расстояние в Zwift без остановок.
Платформа Zwift в рекламе не нуждается, в первые дни ее существования сервера падали несколько раз из-за наплыва желающих покрутить педали онлайн. Конечно, было бы странно, если бы и здесь не было рекордов.
В 2016 году Крис Хопкинсон преодолел 1 625 километров без остановок, чтобы объехать Дерека Бакока. Спустя пару месяцев, 22 февраля 2017 года, Ясмин Мюллер завершил свой трехдневный марафон, во время которого он преодолел дистанцию в 1 828 км.
Борьба разгорелась нешуточная и уже 23 марта Хопкинсон финишировал снова, проехав 2 500 км меньше, чем за 100 часов.
Напомните, пожалуйста, какой такой карантин был в 2016 и 2017 годах? Почему эти рекорды не побиты в 2020 году?) Что такое ели и пили эти рекордсмены, чтобы ехать безостановочно так долго?
12. 24-часовая гонка
По сути, это то же самое, что и часовая гонка, только на целые сутки.
Австриец Кристоф Штрассер, тот который в Америке американцев объехал шесть раз, проехал на велодроме за 24 часа дистанцию в 941,873 км.
Ему пришлось наматывать 3 767 кругов на 250-метровом треке в Гренхене, Швейцария. Средняя скорость составила 39,42 км/ч.
Неутомимому австрийцу, жадному на рекорды, принадлежит такой же рекорд, только реализованный под открытым небом. Здесь он проехал уже 896,173 км.
Рекорды скорости на велосипеде
Нельзя сравнивать скорость велосипеда, спускающегося с горы, и быстроту велоснаряда, движущегося по прямой. Поэтому в этих дисциплинах разные достижения и разные рекордсмены.
Первым мы опишем прямой рекорд скорости на велосипеде.
История
Как мы уже сказали, достичь максимальной скорости на велосипеде пытались разные люди. Каждый из них был какое-то время рекордсменом, пока его показатели не превосходил следующий рекорд.
Первым разогнаться на велосипеде решился Чарльз М. Мерфи. Это было в далёком 1899 году.
Велосипедист ехал между двух рельс, а перед ним катился один-единственный вагон с наблюдателями. Однако роль вагона заключалась не только в транспортировке зрителей. Он защищал гонщика от встречного потока воздуха.
Благодаря такой хитрости Мерфи смог разогнаться до 100,2 километра в час. На тот момент это была максимальная скорость, которую удавалось развить на велосипеде.
Вторым попытал удачу Альбер Марке. Это было в 1937 году, через 38 лет после рекорда Мерфи.
Марке на велосипеде следовал за автомобилем, к которому был прикреплён купол, так же как и вагон, защищавший велосипедиста от ветра.
В итоге Марке смог достичь скорости, равной 139 километрам в час.
Третьим велорекордсменом стал Альф Летурне. Он дал продержаться достижению Марке всего пять лет и установил своё уже в 1942 году.
Летурне ехал не за обычным, а за гоночным автомобилем. На его велоснаряде была установлена увеличенная каретка, которая, казалось, вот-вот зацепит землю.
Летурне смог разогнаться до 175 километров в час.
Современный абсолютный рекордсмен
Тот рекорд скорости, который держится до сих пор, смог поставить Фред Ромпельберг. Это произошло в 1995 году, когда Ромпельбергу было пятьдесят лет.
Ромпельберг также ехал за гоночным автомобилем с установленным противоветровым куполом.
В итоге гонщик смог разогнаться до 268 километров в час. Эта цифра до сих пор удивляет даже автомобилистов. Что уж говорить о любителях велосипедного спорта.
До настоящего времени побить это достижение никто не смог.
Прочие современные рекорды
Не все велосипедисты сочли честным то, что максимальная скорость на велосипеде была развита при помощи гигантского купола. Поэтому вычленяются ещё и те рекорды, для установления которых не использовалось таких массивных «вспомогателей».
Рекорд скорости при установке более миниатюрного обтекателя на велосипед поставил Себастьян Боуйер. Это произошло в 2013 году.
Боуйер смог разогнаться до 133,78 километра в час на дистанции 200 метров. Примечательно, что во время разгона велосипедист лежал на спине и крутил педали, которые были установлены спереди. Сам велоснаряд был «упакован» в лёгкий обтекатель. Его создали из углеродного волокна.
Такое интересное устройство, практически непохожее на обычный велосипед, спроектировали студенты. Над проектом сообща работали учащиеся Делфтского технического университета и Свободного университета Амстердама.
О рекорде на велодроме мы уже упоминали. Его поставил Франческо Мозер в 1984 году.
Мало кто знает, что для того, чтобы развить максимальную скорость на велосипеде, гонщик использовал кровяной допинг. Однако в то время такие вещества ещё не были запрещены.
Тур де Франс. Один из самых знаменитых велосипедных заездов во всём мире. В 2005 году на нём был установлен свой рекорд, автором которого стал всем известный велосипедист Лэнс Армстронг. На прямой поверхности он разогнался до 41,654 километра в час.
Стоит отметить, что максимальная скорость, развитая при спуске с горы на «Тур де Франс» зафиксирована не была. Однако известно, что спортсмены в этот момент разгоняются примерно до 90 километров в час.
О рекорде на горном велосипеде стоит рассказать отдельно
Выбор колес
От величины колес будет зависеть и прочность, и скорость, и управляемость. Велосипеды для гор помимо стандартных снабжают и 24-, и 29-дюймовыми модификациями колес.
У 26- и 29-дюймовых колес разница заключается в диаметре и массивности ободов и резины покрышек. Для модификаций существуют подвески и рамы своих размеров. Недостаток колес большего диаметра — тяжелый разгон. Зато у 29-дюймовых колес (так называемых найнеров) масса преимуществ:
- Во время езды от одного оборота педалей происходит больший импульс, что подходит для длительных поездок.
- Большая поверхность контакта, широкие покрышки — высокая проходимость.
- Выше угол атаки, что облегчает форсирование препятствий.
Диаметр колеса горного велосипеда тем больше, чем выше рост человека. Найнеры облегчают езду внедорожнику по проезжей части и уличным тротуарам. Также есть велосипеды, которые оснащаются 27,5-дюймовыми колесами. Они характеризуются промежуточными свойствами.
Помимо ростовки при выборе велосипеда обратите внимание на то, что нога при упоре в педаль слегка согнута. Существуют и мелкоколесные горные велосипеды — 24-дюймовые
Это детская версия — для детей от 10 до 13 лет. Такие велосипеды — лишь аналоги взрослых версий, и комплектуются недорогими компонентами. Они не предназначаются для внедорожных испытаний
Существуют и мелкоколесные горные велосипеды — 24-дюймовые. Это детская версия — для детей от 10 до 13 лет. Такие велосипеды — лишь аналоги взрослых версий, и комплектуются недорогими компонентами. Они не предназначаются для внедорожных испытаний.
Факторы, влияющие на скорость
На скорость передвижения влияют различные факторы. Именно по этому один и тот же участок дороги можно проехать с разной скоростью и за разное время.
Именно поэтому каждый велосипедист должен их внимательно рассмотреть и учитывать.
Давление в покрышках
Самый легко исправимый фактор – это давление в покрышках. Чем оно выше, тем лучше накат и легче набирать скорость.
При езде по шоссе и городским дорогам можно накачивать шины до упора, а вот для грунтовых дорог давление лучше снижать.
Кстати, общая твёрдость велосипеда тоже влияет на лёгкость наката. Имеются в виду велосипедные подвески. Учтите, что за мягкость езды на двухподвесном (и даже одноподвесном) велосипеде придется расплачиваться повышенной сложностью набора скорости.
Следующий фактор – это ширина покрышки и форма её протектора.
Прежде всего, стоит учитывать, что в толстых колёсах реальная нужда появляется только на откровенном бездорожье. В городских условиях работает закон «чем тоньше покрышка, тем лучше». Поэтому при выборе велосипеда стоит чётко отдавать себе отчёт о том, как он будет использоваться.
Что касается протектора, то для города подходит почти голая резина, для грунтовки – шипованная. Обратная ситуация чревата огромными проблемами при езде.
Вес и размер колёс
Чем больше размер колеса, тем более выгодная конверсия энергии при езде.
Для города оптимальным вариантом будут 29-дюймовые колёса. Для экстремальной езды – 24-дюймовые колёса. Не иначе.
Относительно веса колеса можно сказать следующее: не столько диаметр влияет на вес, сколько качество комплектации. Втулка, спицы, обод из алюминия будут весить намного меньше стальных.
Стоит отдавать себе отчёт в том, что ничто так не влияет на динамику разгона, как вес колёс.
Общая геометрия велосипеда и аэродинамика
Важна длина рамы и посадка ездока на ней. Например, при низко опущенном седле и широкой конфигурации руля ехать будет не только сложно, но еще и опасно для здоровья.
Самой аэродинамичной является конструкция шоссейных велосипедов. Они отличаются низкой посадкой ездока, при которой его тело находится примерно параллельно поверхности земли, узким рулём и длинной рамой. Его противоположностью являются узкоспециализированные велосипеды BMX, предназначенные строго для трюков.
Полностью избавиться от давления встречного воздуха можно только заехав в воздушный мешок, под защитой впереди идущего автобуса или грузового автомобиля. Но пристраиваться сзади за автобус или грузовой автомобиль очень опасно, так как они могут резко затормозить или повернуть при объезде ямы
На что обратить внимание при покупке?
Главное правило при выборе велосипеда – подобрать его по росту. Родители часто покупают велосипеды на вырост. Врачи предостерегают от такой ошибки — при неправильно посадке ребенок не только не получит пользу от такого спорта, но и может испортить себе осанку.
При выборе велосипеда в магазине правильно настройте высоту руля и сиденья. Сначала ребенок должен встать на велосипед так, чтобы он оказался между ног. Проверьте, чтобы его ноги доставали до земли, а расстояние от рамы до промежности было примерно с ладонь. В тоже время проверьте, чтобы расстояние не было слишком большим. Только в этом случае начинающий велосипедист сможет спокойно останавливаться и спрыгивать, не травмируя себя.
Пусть он также попробует пронести велосипед хотя бы несколько метров, чтобы оценить его вес. Если модель показалась ему слишком тяжелой, попробую выбрать велосипед с другой рамой (самые легкие – алюминиевые) или с меньшей проходимостью (они также более легкие).
Предложите ребенку проехать на велосипеде, подержите велосипед – пусть он на нем посидит и оценит, насколько удобно сиденье и руль, не задевают ли колени части велосипеда, удобно ли ставить ноги на педали.
Обязательно обратите внимание на качество и работу тормозов. В этом возрасте велосипедисты могут разгоняться достаточно сильно, и возможность вовремя затормозить поможет уберечь от травм и аварий
Чаще всего на подростковых велосипедах ставится ручной тормоз и для переднего и для заднего колеса. Покажите, как ими пользоваться, и сразу объясните, когда нужно тормозить передним колесом, а когда задним.
При покупке велосипеда лучше сразу же приобрести необходимую защиту – шлем, наколенники, светоотражающие полоски и задний фонарь, чтобы велосипедиста было сразу видно на дороге.
Советы для увеличения скорости
Простому велосипедисту для увеличения необходимо:
- Уменьшить вес байка. Это достигается снятием крыльев над колесами и других ненужных деталей в его конструкции.
- Установлением руля на таком уровне, чтобы положение тела человека было максимально обтекаемым.
- Обеспечить наклон угла руля так, чтобы мышцы гонщика испытывали наименьшую нагрузку, уставали позже.
- Увеличить передаточное число.
- Профессиональные гонщики пользуются байками из специальных легких и прочных сплавов. Они стоят дорого, но при желании, можно обзавестись таким велосипедом.
Нет сомнений в том, что спортсмены приложат максимум усилий для того, чтобы рекорды не устояли. Такие тщеславные желания двигают вперед прогресс, заставляют искать неожиданные решения.
Совершенствование этого популярного способа передвижения продолжается. Появились подводные модели, правда, насколько удобны они для поездок судить могут не многие.
Средние показатели
Средним показателем который способен выдать человек без подготовки, можно принять значение в 12-15 км\ч. В этом темпе водитель байка не спешит, едет в естественной манере, не испытывая перегрузок, но при этом он преодолевает возвышенности и спуски.
Подготовленный человек, имеющий опыт езды на двухколесном болиде, особенно при наличии вспомогательных устройств в виде переключения скоростных режимов и туклипсов, которые позволяют передавать усилие на звездочку при ходе педали вверх, способен поддерживать 30 км\ч продолжительное время.
Для тренированного человека на спортивном облегченном байке 40 км\ч не является чем-то выдающимся, а скорее нормой.
Удерживать долгое время скорость на заданной высокой отметке очень сложно, но есть и такой мировой рекорд – в Москве чешский велосипедист Сосенка сумел продержаться целых 60 минут на уровне 49,7 км\ч в 2005 году.
При затяжном и крутом спуске, например в горной местности можно достичь довольно высоких показателей вплоть до 70 км\ч.
Скоростные возможности велосипедов
Поскольку каждый тип велосипеда заточен под конкретные условия эксплуатации, максимальный предел скорости у каждого из них также будет отличаться. Неоднозначно и понятие «максимальная скорость». Для одних это просто единожды промелькнувшие заветные цифры на компьютере. Другим этого будет недостаточно, и скоростной барьер для них – это не просто число, а возможность удерживаться в таком состоянии некоторое время. Есть и те, кто не стремится к рекордам на практике, но им просто интересно, какую же скорость можно развить на их байке.
Синглспид – городской байк, который едет так, как сильно крутит педали велосипедист. Ждать какой-то заоблачной динамики от единственной передачи не стоит, даже на идеальной прямой. Конечно, на ровных участках сити-байк может достичь внушительных скоростей в 25 – 30 км/час. Но продвинуться дальше практически нереально:
- создается высокое сопротивление воздуха корпусом;
- велосипед довольно много весит;
- пропадает толкающее усилие (педали раскручены).
Лучшие показатели выдает «бестормозной» велосипед модели FIX, у которого отсутствует свободный ход. Благодаря взаимному раскручиванию педалей и колеса, удержать скорость на «фиксике» намного проще. На таком велосипеде можно разогнаться и до 40 км/час и даже догнать автомобиль. Не стоит, однако, переоценивать возможности велика. Для достижения таких скоростных показателей потребуется и колоссальная выносливость.
Велосипед с фиксированной передачей очень похож на шоссейник без тормозов
Для велосипедов горного типа скорость не всегда стоит на первом месте. А вот проходимость, устойчивость и амортизацию МТБ должен обеспечить обязательно. Это не означает, что горный велосипед не способен выдавать хорошие показатели по скорости. Даже простой велик этого класса может разогнаться свыше 30 км/час с учетом подготовленности велосипедиста, правильного соотношения передач и технического состояния.
Здесь на первом месте – высокая динамика и маневренность. Специфическая посадка, легкость и прочность конструкции дают все, чтобы выжать из велосипеда максимум. Вообще, шоссейники – велосипеды преимущественно спортивного направления, поэтому здесь вполне реальны скорости и 60, и 70 км/час. В обычной жизни на шоссере удастся обогнать МТБ и, тем более, обычный велик, но выше 40 км/час без длительных тренировок поездить не получится.
Дополнительные функции
На выбор велосипеда также влияют особенности его компонентов.
Фото 8. Женский маунтинбайк имеет более узкий основной треугольник рамы и характерную «девичью» расцветку
Вам также будет интересно:
Весь мир открыт для путешествий: что такое велотуризм и какое снаряжение необходимо в походе?
Закаляет тело и дух! Фигурное катание для детей: особенности обучения, принципы выбора тренировок
Тормоз
Важный компонент велосипедов внедорожного типа, на который следует обратить внимание — тормозная система. Этот узел определяет уровень безопасности ездока
Часть современных горных велосипедов, за исключением начального уровня, оснащаются дисковыми тормозами. Их главное преимущество — надежность при любых условиях и обстоятельствах.
Для приведения системы в действие не требуются усилия. Дисковые тормоза идеальны для езды по влажной или крутой поверхности. Главные их недостатки — сложность проверки, замены, обслуживания и высокая цена в случае использования гидравлической системы.
Тормозная система ободного типа экономична и легко диагностируется на предмет износа. Однако ввиду своей низкой эффективности не устанавливается на модели, которые используются в экстремальных условиях.
Переключение передач
Благодаря большому количеству передач любой пользователь горного велосипеда с минимальными затратами энергии передвигается в любых дорожных условиях. Велосипедист выбирает соотношение между частотой вращения педалей и усилием. Велосипед для бездорожья оснащается системой передач от 18 до 30 скоростей.
При выборе велосипеда важно учитывать и диапазон передач, и их количество. Однако именно от первого параметра будет зависеть то, насколько крутой склон можно преодолеть
Им определяется эффективность педалирования и пригодность модели для велотуризма.
Фото 9. Для изготовления ротора дискового тормоза часто используют сталь
Существует также 1-скоростной горный велосипед. Для преодоления препятствий с его помощью нужно иметь хорошую физическую подготовку.
При выборе горного велосипеда трансмиссия имеет малое значение. Подбор определенной конфигурации необходим для профессиональных велосипедистов, которые привыкли к определенному её типу.
Абсолютные рекорды
Самую большую велосипедную скорость прочно закрепил за собой голландец Фред Ромпельберг. Гонку организовали на соляной равнине в штате Юта США в 1995 году. Рекордсмен сумел разогнать велосипед до 268 км/час. Конечно, к достижению этого результата основательно подготовились – максимальное передаточное соотношение трансмиссии, идеальные погодные и дорожные условия, выносливость спортсмена и «воздушный мешок» идущего впереди гоночного автомобиля.
Этот байк поставил мировой рекорд
1995 год ознаменовался и мировым рекордом по скорости велосипеда на спуске. Тогда, во Франции, знаменитый даунхиллер Кристиан Тайллефер смог на двух колесах сойти с горы и достичь значения 212 км/час! Сложность рекорда состояла в том, что для спуска приготовили накатанную горнолыжную трассу. А управлять велосипедом и, тем более, вести его с такой скоростью в этих условиях – просто из области фантастики!
Максимально возможная скорость, которую сумел развить маунти-байк, – 130 км/час. Рекорд был установлен при спуске с вулканического склона в Никарагуа. Заслуга принадлежит французскому велосипедисту Эрику Барону.
В последнее десятилетие велосипед удалось разогнать до 210 км/час. Рекорд был поставлен в 2010 году Маркусом Штольцом в чилийский горах. Годом ранее зафиксирована самая высокая скорость движения на полузакрытом лигераде – более 130 км/час.
Как выбрать подростковый велосипед в зависимости от стиля катания?
Так же, как и велосипеды для взрослых, подростковые велосипеды различаются по моделям. В зависимости от того, где будет проходить катание, подростковые велосипеды делятся на горные и прогулочные или городские для катания по ровной поверхностью.
Прогулочные велосипеды более легкие и компактные, но заниматься спортивной ездой или преодолевать препятствия на них не получится. Как правило, у них меньше скоростей, чем у спортивных моделей. Из этой категории подростка могут понравиться складные велосипеды – они самые легкие и в сложенном виде их удобно перевозить в транспорте и хранить дома.
Как и взрослые, горные велосипеды для подростков, в зависимости от типа амортизатора и проходимости, делятся на следующие подвиды:
- Двухподвес – амортизатор и на переднем, и на заднем колесе. Не могут развивать такую же скорость, как другие горные велосипеды, зато обеспечивают максимальную проходимость. Главный недостаток – большой вес и стоимость.
- Хардтейл – амортизатор на переднем колесе, меньшая скорость, но большая проходимость, чем у ригидов, при этом, весят меньше, чем двухподвес.
- Ригид – велосипед без амортизатора. Самая легкая и дешевая модель горного велосипеда, но на ней не так комфортно ездить по бездорожью.
4. Накачайте колеса
Правильно накачанные колеса обеспечивают более высокую скорость. Перед каждым заездом необходимо проверять уровень давления в покрышках. Дело в том, что даже без проколов малейшие изменения температуры и воздушные утечки делают колеса мягче. Проверяйте боковую поверхность покрышки на рекомендуемом уровне давления. Потратьтесь на полноценный насос с манометром, чтобы вы могли в любой момент обеспечить необходимый уровень давления. Что касается мини-насосов, то их удел – лишь экстренные случаи в пути.
На заметку: 7 вещей, на которые нужно обратить внимание при покупке новых колес
Рекорд на горе
Максимальную скорость на спуске с горы смог развить французский гонщик по имени Эрик Барон. Это произошло в 2000 году.
Для того чтобы разогнаться, спортсмен съезжал на горном велосипеде по идеально укатанной горнолыжной трассе.
Максимальная скорость, которую смог развить Барон, достигала 222 километров в час. Это меньше прямого рекорда, однако нужно отметить, что и воспользоваться помощью купола-обтекателя у Барона не было возможности.
Для развития такой скорости была использована другая хитрость — специально для этих целей сконструированный маунтинбайк и особая экипировка.
Снаряжение
Улучшенный маунтинбайк Барона обладал повышенными аэродинамическими показателями. Велосипед обладал двумя амортизаторами. Один из них был установлен на передней вилке, второй — на заднем колесе.
Сам велосипедист облачился в специальный костюм-скафандр, обладающий повышенной жёсткостью и хорошими аэродинамическими показателями.
Новая попытка
Вторая попытка Барона поставить рекорд скорости состоялась в 2002 году. Тогда спортсмен спускался по склону, покрытому гравием, а не снегом.
После того как велосипедист достиг скорости, равной 210,4 километра в час, раму велосипеда разорвало на две части от такой высокой нагрузки.
Сам рекордсмен после этого выжил, но попал в больницу. У него диагностировали сложный перелом бедра, вывих шейного отдела позвоночника и левого плеча. Кроме того, всё тело спортсмена было усеяно синяками, ссадинами и порезами.
Считается, что жизнь гонщику сохранили шлем и защитная экипировка. Без них при скорости в 210 километров в час он наверняка разбился бы.
Как мы видим, установка новых рекордов — дело небезопасное. Каждый из рекордсменов во время головокружительного разгона рисковал своим здоровьем.
За каждым рекордсменом во время разгона наблюдали врачи и спасатели, без которых процесс был бы неоправданно опасным.
Помните, что никакие рекорды не стоят вашего здоровья. Соблюдайте скоростные режимы, общие для всех участников движения.
Факторы, влияющие на скорость велосипеда
Подготовка велосипедиста
Больше всего скорость езды зависит от физической силы и выносливости человека. Второе место занимает техника езды. Пол ездока не оказывает существенного влияния на скорость передвижения.
Сопротивление воздуха
При отсутствии ветра, проблемы сопротивления воздушному потоку начинаются на скоростях в 25-27 км/ч. При встречном ветре трудности движения возникают при скорости 10-15 км/ч. Влияние воздушного потока зависит насколько .
На горном велосипеде, при высокой посадке, увеличивается площадь сопротивления набегающему потоку, и езда замедляется. На шоссейном велосипеде, благодаря узкому рулю с нижним захватом, есть возможность обеспечить туловищу практически горизонтальное положение. Это позволяет облегчить передвижение, благодаря уменьшению площади тела, сопротивляющемуся встречному потоку воздуха.
Сопротивление качению
На твердых поверхностях уменьшить сопротивление качению позволяет меньшая площадь соприкосновения колеса с дорожным полотном. Добиться этого можно, либо сильно накачав широкие покрышки, либо заменить их более узкими.
На мягких поверхностях (грунт или песок) все происходит наоборот. Широкие, или немного спущенные покрышки имеют приоритет перед узкими.
Размер колеса тоже имеет далеко не последнее значение. дольше сохраняет силу инерции и легче преодолевает неровности дорожного покрытия, что положительно сказывается на скорости езды.
Силы трения
На скорости велосипеда отражается техническое состояние его трущихся деталей. Цепь и втулки необходимо содержать в хорошо смазанном состоянии и не допускать их загрязнения. Слишком мягкие амортизаторы снижают скорость, но добавляют комфорта при движении по неровным поверхностям.
Надеемся, что информация данной статьи поможет вам оптимально выбрать и настроить велосипед под свои условия передвижения. Желаем вам хороших скоростей и удовольствия от езды.
Каждый день в нашем мире происходят удивительные и невероятные вещи. Так же они происходят и в мире спорта. И сегодня я хотел бы Вам рассказать о самых интересных рекордах скорости, связанных с велосипедом, которые, несомненно, удивляют до глубины души.
Мировые рекорды
Фиксация рекордов ведется:
- на ровных трассах;
- на горных спусках (здесь идет подразделение на спуск по ледяной и каменистой поверхности);
- по пересеченной местности.
Такое разделение не случайно, ведь модели для различных гонок имеют свою конструкцию, которая учитывает специфику передвижения, нагрузки на транспорт, на гонщика.
Еще 100 лет назад на велосипеде по прямой начали устанавливать рекорды, которые вошли в историю:
- У 1899 году двигаясь вслед за поездом Чарльз Мерфи смог разогнаться до 100 километров в час. Сделал это он благодаря деревянному помосту, который выстелил поверх рельсов.
- В 1937 году Альбер Марке в Лос-Анжелесе установил следующий рекорд – 139 километров в час. Он ехал за гоночным автомобилем на специальном каркасе покрытым тканью.
- Альф Летурне смог достичь рекорда, который не могли побить следующие 53 года. На своем велосипеде он проехал 175 километров в час.
В шоссейной скорости
В 1995 году на равнине соляного озера был установлен очередной рекорд голландцем Фредом Ромпельбергом. Он двигался по идеально ровной поверхности, на специально построенном для такого случая байке и в специальной одежде. Его показатель – 268,8 км/час.
Рекорд был установлен, когда спортсмену исполнилось 50 лет. Правда, он воспользовался идущим впереди автомобилем, у модели было увеличено передаточное число, и установлена специальная передача на заднюю звездочку. Совокупность всех составляющих позволила развить неслыханную скорость.
В спусках с гор
Маунтибайк – так называют велосипеды, конструкция которых позволяет легко перемещаться по горной местности, тяжелее шоссейного собрата.
Рекордсменом в зимнем спуске с горы является Эрик Бароне. Часто его именуют «Красным Бароном» из-за красной формы, которую он всегда одевает на спуски.
Рекорд, который установил Бароне в 2000 году составляет 223 км/час. Такой результат был показан в Альпах при ясной погоде, при оптимальной аэродинамике байка и продуманной до мелочей экипировке спортсмена.
При установке такого вида рекорда необходимо принимать во внимание, что в таком варианте невозможно воспользоваться идущим впереди автомобилем, который увеличивает скорость. Напротив
Сопротивление воздушного потока нарастает, увеличивается вибрация велосипеда и требуется огромное усилие, чтобы удержать байк.
В заезде на гравии почетное третье место тоже принадлежит этому спортсмену. В 2002 году по склону Сьерра-Негро он проехал только 400 метров. В связи с большой нагрузкой велосипед разорвало пополам. Бароне получил многочисленные переломы, но он успел разогаться до 210,4 километров в час. Позже этот рекорд пытался перебить Маркус Стекль, но безуспешно.
Другие рекорды
Следующие мировые достижения в велоспорте:
- Часовой рекорд, который сейчас действует – 49,7 км/час установил Ондрей Сосенка, 30-летний спортсмен из итальянской команды. Это произошло на велодроме в Крылатском в 2005 году. Байк был с высоко поднятым седлом, имел одну скорость и фиксированную передачу.
- В 1994 году в Лас-Вегасе Питер Розенталь разогнался до 29,7 км/час. Спринтерскую дистанцию на расстоянии в сто метров он проехал за 12,1 секунду.
- Себастьян Боуер превратил свой велосипед в настоящий кокон, из которого едва виднелись колеса. Идеальная обтекаемая форма позволила развить скорость на прямой 134 км/час.
- Франсуа Жиси в 2014 году установил на свой байк реактивный двигатель и кинул вызов не кому-нибудь, а Ferrari. Он разогнался до 333 км/час за 4,5 сек. Это была победа. Сегодня этот показатель считается самой большой скоростью, развитой на велосипеде.
Видео гонки Жиси вы можете просмотреть здесь.
Заключение
Все эти достижения являются плодом титанических усилий, как физических, так и инженерных. Освоение новых рубежей подталкивает человечество вперед и обеспечивает устойчивую тенденцию к совершенству и развитию.
При поездках на велосипедах иногда надо рассчитать скорость, с которой вы можете доехать.
Средняя скорость велосипеда при обычных окружающих условиях и с велосипедистом без особой физической подготовки составляет около 15-20 км/ч.
Но скорость может быть как выше, так и ниже, т.к. такое понятие, как “скорость велосипеда” – весьма относительное. На это влияет довольное многое. Об этом написано ниже.
Контрольная работа по теме Кинематика 10 класс
Контрольная работа по теме Кинематика для учащихся 10 класса с ответами. Контрольная работа состоит из 5 вариантов, в каждом по 8 заданий.
1 вариант
A1. Какое тело, из перечисленных ниже, оставляет видимую траекторию?
1) Камень, падающий в горах
2) Мяч во время игры
3) Лыжник, прокладывающий новую трассу
4) Легкоатлет, совершающий прыжок в высоту
А2. Материальная точка, двигаясь прямолинейно, переместилась из точки с координатами (-2; 3) в точку с координатами (1; 7). Определите проекции вектора перемещения на оси координат.
1) 3 м; 4 м
2) -3 м; 4 м
3) 3 м; -4 м
4) -3 м; -4 м
А3. Во время подъема в гору скорость велосипедиста, двигающегося прямолинейно и равноускоренно, изменилась за 8 с от 5 м/с до 3 м/с. При этом ускорение велосипедиста было равно
1) -0,25 м/с 2
2) 0,25 м/с 2
3) -0,9 м/с 2
4) 0,9 м/с 2
А4. При прямолинейном равноускоренном движении с начальной скоростью, равной нулю, путь, пройденный телом за три секунды от начала движения, больше пути, пройденного за первую секунду, в
1) 2 раза
2) 3 раза
3) 4 раза
4) 9 раз
А5. На графике изображена зависимость проекции скорости тела, движущегося вдоль оси ОХ, от времени.
Какое перемещение совершило тело к моменту времени t = 5 с?
1) 2 м
2) 6 м
3) 8 м
4) 10 м
B1. Вагон шириной 2,4 м, движущийся со скоростью 15 м/с, был пробит пулей, летевшей перпендикулярно к направлению движения вагона. Смещение отверстий в стенах вагона относительно друг друга 6 см. Найдите скорость пули.
В2. Два шкива разного радиуса соединены ременной передачей и приведены во вращательное движение (см. рис.).
Как изменяются перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В, если ремень не проскальзывает?
А) линейная скорость
Б) период вращения
В) угловая скорость
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
C1. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным ускорением 8 м/с 2 , после чего двигатели ракеты выключаются. На какой максимальной высоте побывала ракета?
2 вариант
A1. Исследуется перемещение лошади и бабочки. Модель материальной точки может использоваться для описания движения
1) только лошади
2) только бабочки
3) и лошади, и бабочки
4) ни лошади, ни бабочки
А2. В трубопроводе с площадью поперечного сечения 100 см 2 нефть движется со скоростью 1 м/с. Какой объем нефти проходит по трубопроводу в течение 10 мин?
1) 0,1 м 3
2) 0,6 м 3
3) 6 м 3
4) 60 м 3
А3. Автомобиль движется по шоссе с постоянной скоростью и начинает разгоняться. Проекция ускорения на ось, направленную по вектору начальной скорости автомобиля
1) отрицательна
2) положительна
3) равна нулю
4) может быть любой по знаку
А4. Каретка спускается по наклонной плоскости, длиной 15 см в течение 0,26 с. Определите ускорение каретки, если движение начинается из состояния покоя.
1) 1,7 м/с 2
2) 2,2 м/с 2
3) 4,4 м/с 2
4) 6,2 м/с 2
А5. На рисунке представлен график зависимости пути s велосипедиста от времени t. В каком интервале времени велосипедист не двигался?
1) От 0 с до 1 с
2) От 1 с до 3 с
3) От 3 с до 5 с
4) От 5 с и далее
B1. На пути 60 м скорость тела уменьшилась в три раза за 20 с. Определите скорость тела в конце пути, считая ускорение постоянным.
B2. На поверхность диска с центром в точке О нанесли две точки А и В (причем ОВ = ВА), и привели диск во вращение с постоянной линейной скоростью (см. рис.).
Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В?
А) угловая скорость
Б) период обращения по окружности
В) центростремительное ускорение
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
C1. Аэростат поднимается с Земли с ускорением 2 м/с 2 вертикально вверх без начальной скорости. Через 20 с после начала движения из него выпал предмет. Определите, на какой наибольшей высоте относительно Земли побывал предмет.
3 вариант
A1. Решаются две задачи:
А) рассчитывается скорость погружения подводной лодки;
Б) рассчитывается время движения лодки от одной военной базы до другой.
В каком случае подводную лодку можно рассматривать как материальную точку?
1) Только в первом
2) Только во втором
3) В обоих случаях
4) Ни в первом, ни во втором
А2. Материальная точка, двигаясь прямолинейно, переместилась из точки с координатами (-2; 3) в точку с координатами (1; 7). Определите модуль вектора перемещения на оси координат.
1) 1 м
2) 2 м
3) 5 м
4) 7 м
А3. Санки съехали с одной горки и въехали на другую. Во время подъема на горку скорость санок, двигавшихся прямолинейно и равноускоренно, за 4 с изменилась от 43,2 км/ч до 7,2 км/ч. При этом модуль ускорения был равен
1) -2,5 м/с 2
2) 2,5 м/с 2
3) -3,5 м/с 2
4) 3,5 м/с 2
А4. К.Э. Циолковский в книге «Вне Земли», описывая полет ракеты, отмечал, что через 8 с после старта ракета находилась на расстоянии 3,2 км от поверхности Земли. С каким ускорением двигалась ракета?
1) 1000 м/с 2
2) 500 м/с 2
3) 100 м/с 2
4) 50 м/с 2
А5. По графику зависимости модуля скорости от времени определите путь, пройденный телом за 20 с.
1) 60 м
2) 80 м
3) 50 м
4) 40 м
В1. Охотник стреляет в птицу, летящую на расстоянии 36 м от него со скоростью 15 м/с в направлении перпендикулярном линии прицеливания. Какой путь пролетит птица от момента выстрела до попадания в нее дроби, если скорость дроби при вылете из ружья 400 м/с?
В2. Два шкива разного радиуса соединены ременной передачей и приведены во вращательное движение (см. рис.).
Как изменяются перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки В к точке А, если ремень не проскальзывает?
А) линейная скорость
Б) период вращения
В) угловая скорость
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
С1. В течение 20 с ракета поднимается с постоянным ускорением 8 м/с 2 после чего двигатели ракеты выключаются. Через какое время после этого ракета упадет на Землю?
4 вариант
А1. Какое тело из перечисленных ниже двигается прямолинейно?
1) Конец минутной стрелки
2) Автомобиль на крутом вираже
3) Мальчик на качелях
4) Взлетающая ракета
А2. Поезд длиной 350 м двигается равномерно со скоростью 15 м/с. Он проходит мост за 2 мин. Определите длину моста.
1) 335 м
2) 550 м
3) 1235 м
4) 1450 м
А3. Шарик скатывается по наклонному прямому желобу с постоянным ускорением, по модулю равным 2 м/с 2 . 3а 3 с скорость шарика увеличивается на
1) 1,5 км/ч
2) 5,4 км/ч
3) 6,0 км/ч
4) 21,6 км/ч
А4. Гору длиной 50 м лыжник прошел за 10 с, двигаясь с ускорением 0,4 м/с 2 . Чему равна скорость лыжника в начале и в конце горы?
1) 3 м/с и 6 м/с
2) 2 м/с и 8 м/с
3) 4 м/с и 7 м/с
4) 3 м/с и 7 м/с
А5. На рисунке приведен график зависимости проекции скорости тела от времени.
Проекция ускорения тела в интервале времени от 8 до 12 с представлена графиком
B1. Скорость материальной точки на пути 60 м увеличилась в 5 раз за 10 с. Определите ускорение тела, считая его постоянным.
В2. На поверхность диска с центром в точке О нанесли две точки А и В (причем ОВ = ВА), и привели диск во вращение с постоянной линейной скоростью (см. рис.).
Как изменятся перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки В к точке А?
А) угловая скорость
Б) период обращения по окружности
В) центростремительное ускорение
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
5 вариант
A1. Можно ли линейку принять за материальную точку?
1) Только при ее вращательном движении
2) Только при ее поступательном движении
3) Только при ее колебательном движении
4) Можно при любом ее движении
А2. Расход воды в канале за минуту составляет 16,2 м 3 Ширина канала 1,5 м и глубина воды 0,6 м. Определите скорость воды.
1) 0,1 м/с
2) 0,2 м/с
3) 0,3 м/с
4) 18 м/с
А3. Легковой и грузовой автомобили одновременно начинают движение из состояния покоя. Ускорение легкового автомобиля в 4 раза больше, чем у грузового. Во сколько раз большую скорость разовьет легковой автомобиль за то же время?
1) В 2 раза
2) В 4 раза
3) В 8 раз
4) В 16 раз
А4. Скорость пули при вылете из ствола пистолета равна 250 м/с. Длина ствола 0,1 м. Определите примерно ускорение пули внутри ствола, если считать ее движение равноускоренным.
1) 312,5 км/с 2
2) 114 км/с 2
3) 1248 м/с 2
4) 100 м/с 2
А5. Тело, двигаясь вдоль оси ОХ прямолинейно и равноускоренно, за некоторое время уменьшило свою скорость в 2 раза. Какой из графиков зависимости проекции ускорения от времени соответствует такому движению?
B1. Аварийное торможение автомобиля заняло 4 с и происходило с постоянным ускорением 4 м/с 2 . Найдите тормозной путь.
В2. Два шкива разного радиуса соединены ременной передачей и приведены во вращательное движение (см. рис.).
Как изменяются перечисленные в первом столбце физические величины при переходе от точки А к точке В, если ремень не проскальзывает?
А) линейная скорость
Б) частота
В) угловая скорость
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
C1. Аэростат поднимается с Земли с ускорением 2 м/с 2 вертикально вверх без начальной скорости. Через 10 с после начала движения из него выпал предмет. Определите, через какое время после своего падения предмет окажется на высоте 75 м относительно Земли?
Ответы на контрольную работу по теме Кинематика 10 класс
1 вариант
А1-3
А2-1
А3-1
А4-4
А5-1
В1-600 м/с
В2-312
С1-2880 м
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-3
В1-1,5 м/с
В2-332
С1-480 м
3 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-3
А5-1
В1-1,35 м
В2-321
С1-40 с
4 вариант
А1-4
А2-4
А3-4
А4-4
А5-3
В1-0,8 м/с 2
В2-331
С1-8,37 с
5 вариант
А1-2
А2-3
А3-2
А4-1
А5-4
В1-32 м
В2-322
С1-5 с
Источники:
https://sport-51.ru/article/cycle-racing/9189-dvuhkolesnyj-galop-kakuju-skorost-mozhno-razvit-na-velosipede.html
https://velife.ru/katanie/kakuyu-maksimalnuyu-skorost-mozhno-razvit-na-velosipede.html
https://velojournal.net/12-rekordov-v-velosporte
https://krutipedaly.ru/kakuu-maksimalnuu-skorost-mozno-razvit-na-velosipede-mirovoj-rekord-kak-pravilno-nabrat-i-ostatsa-v-sedle/
https://testschool.ru/2017/09/27/kontrolnaya-rabota-po-teme-kinematika-10-klass/