Карта велодорожек

Содержание скрыть

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

Навигатор пригодится не только автомобилистам, но и любителям велопрогулок. В нашей статье мы собрали лучшие навигационных приложений для велосипедистов.

Komoot: навигатор для велосипедистов и туристов

Бесплатное приложение Komoot ориентировано на велосипедистов и туристов. С помощью этой программы вы можете рассчитать индивидуальные велосипедные маршруты, учитывая желаемые стартовые и конечные точки, а также продолжительность тура.

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

Преодоленные маршруты записываются и могут быть просмотрены в интернете. Komoot доступно для скачивания бесплатно и под Android, и под iOS. Однако для расширения функций приложения придется доплатить.

Naviki: GPS-навигация для велотуров

Naviki является одной из самых популярных навигационных программ для велосипедистов, с помощью которой вы можете cпланировать свои поездки, максимально избегая оживленные автомагистрали. За дополнительную плату карты будут доступны и в офлайн-режиме. Кроме того, приложение может прокладывать маршруты с учетом типа велосипеда: горного или гоночного.

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

Преодоленные маршруты можно, как и в Komoot, записывать и документировать. Туры удобно планировать заранее в онлайн-режиме, а затем синхронизировать их со смартфоном. Naviki доступно для бесплатного скачивания для Android и iOS.

Locus Map Free: GRS-спутник для велопоездок

Еще одним очень популярным приложением среди велосипедистов является Locus Map Free — Outdoor GPS. Здесь вы тоже сможете загрузить карты на ваше устройство и затем пользоваться ими без подключения к интернету. Первые три офлайн-карты при этом будут абсолютно бесплатными.

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

В принципе, приложение доступно для бесплатного скачивания. Но если вы захотите пользоваться дополнительными функциями, например записью статистики или полной Bluetooth-поддержкой, то сможете купить Pro-версию.

Google Maps и Яндекс.Карты

Не так давно в приложении Яндекс.Карты появилась функция для построения веломаршрутов. Для этого необходимо как обычно ввести точки старта и финиша, а в панели со способами передвижения выбрать велосипед. Программа учтет наличие велодорожек и проложит путь наилучшим образом.

Топ-5: лучшие навигационные приложения для велосипедистов

В Google Maps веломаршруты пока не работают, но аналогичная функция доступна в браузерном приложении карт. Вы можете составить путь по велодорожкам, а потом скинуть его на смартфон. Оба приложения бесплатны и поддерживают Android и iOS. Более того — на многих гаджетах они установлены по умолчанию.

Веломаршруты Москвы и Подмосковья

Веломаршруты Москвы и Подмосковья

Велотуры по Москве и Подмосковью не только дают возможность активного отдыха. Они расширяют кругозор, знакомят с интересными местами – историческими или просто очень красивыми. Это общение с единомышленниками, обретение друзей, познание себя и своих физических возможностей.

Популярные веломаршруты в Москве

Однодневные велопоходы по Москве — память на всю жизнь. Будь ты хоть трижды коренной москвич, этот город таит в себе столько красоты, истории, что ни один горожанин не может сказать: «я здесь знаю все, мне уже ничего не интересно».

Москва неисчерпаема, она прекрасна и загадочна, непознаваема и бесконечна. А уж если вы любитель велопрогулок, будьте уверены, что этому можно посвятить всю жизнь, всегда найти интересный и новый маршрут по городу и Подмосковью.

Множество популярных маршрутов для поездок на велосипеде уже проложено на карте.

Любителям непроторенных троп всегда можно придумать новые пути самостоятельно, составить собственный велотур.

Вниманию тех, кто не хочет утруждать себя составлением индивидуального плана, предлагаются трассы по интересным местам. Прокатиться по прекрасным набережным, увидеть множество мостов, побывать в Домодедове, полюбоваться храмами, старой и новой Москвой.

Есть немало велотуров, рассчитанных на опытных путешественников. Некоторые из них занимают несколько дней, другие проложены по трудным участкам со сложными дорожными условиями. Например, 40 километров песчаных дорог бывалые велотуристы приравнивают к 70 км на твердой грунтовке или по ровному шоссе.

Маршруты выходного дня, велопутешествия по ночным проспектам переливающейся разноцветными огнями Москвы, сказочный Арбат, Красная площадь и многое другое. Для тех, кто любит природу, но не хочет выезжать за черту города, проложены парковые маршруты. Среди них Усадьба Кузьминки – Люблинский парк – усадьба Люблино и так далее. Для опытных разработаны готовые маршруты протяженностью 50 и более километров, с ночевками в гостиницах или под открытым небом в палатках, если есть желание отправиться в поездку с поклажей.

4 моста

Трасса объединяет Якиманку, Хамовники, Дорогомилово, Арбат. Власти города утверждают, что это главная и протяженная велотрасса Москвы. Ее длина 16 километров, маршрут берет начало от парка Музеон и Крымского моста, финиширует в парке Победы. На всем протяжении маршрута велолюбителей ожидает комфортная спокойная езда по широкой трехметровой трассе. Трафик неспешный, толчеи и столкновений нет.

Можно спокойно любоваться на всем протяжении поездки окружающим ландшафтом, иногда урбанистическим, иногда пасторальным, когда дорожка ныряет в Нескучный сад, проходит по Воробьевым горам. Трасса идет вдоль великолепных набережных, минуя по пути 4 моста, чем и заслужила такое название.

Тем, кто уже опробовал маршрут, можно слегка изменить его. От Воробьевской набережной свернуть вправо и проехать по Бережковской и набережной Тараса Шевченко. Затем отправиться в сторону Москва-Сити, полюбовавшись попутно мостами Багратион, Бородинский, Новоарбатский. Такое решение сократит дорогу на 3 километра, но можно будет полюбоваться великолепным видом на гостиницу «Украина».

8 советских парков

Один из самых увлекательных городских маршрутов. Путь велолюбителя начинается от Измайловского парка и ведет в Сокольники. Затем, пересекая парк и Меленковскую станцию трасса плавно выведет к ВДНХ, по Звездному бульвару и Шереметьевской улице к Фестивальному, потом к Екатерининскому паркам. По Большой Грузинской улице к Пресненскому парку. После этого останется миновать несколько набережных, Хамовнический вал, Нескучный сад и финишировать на Ленинском проспекте.

«Зеленые» маршруты предлагаются вниманию ценителей тишины и первозданности. Для тех, кому надоело в будние дни дышать городской пылью, есть прекрасная возможность насладиться чистым воздухом, напоенным ароматом леса, пением птиц. Побыть с природой наедине, или устроить пикник с семьей, в компании друзей.

При этом надо помнить о правилах безопасности – не разводить костры в неположенных местах, не оставлять после себя мусор.

    Борисовские пруды. Протяженность трассы от 8 до 30 км. После серьезной реконструкции в парке появилось множество новых велосипедных дорожек, расположенных недалеко от прудов. Оборудован пляж, установлены шезлонги, где можно расслабиться, пообедать, отдохнуть, искупаться.

Измайловский парк. Длина трассы 11 километров, пролегает по территории парка, выходит к трем станциям метро: «Измайловская», «Шоссе Энтузиастов», «Партизанская».

Фили – Филевский парк, часть природно-исторического комплекса Москворецкого парка. Велодорожку парка строили по новой технологии. Ее покрытие не впитывает воду, поэтому езда по ней после дождя дарит особые ощущения. С этого же маршрута можно попасть на Крылатские холмы.

Битцевский парк. Дорожек много, одни пролегают по окраине, другие углубляются в гущу леса, но в любом случае удобнее всего брать старт от станции метро. Уже после этого можно определиться, как именно распределить маршрут.

Вдоль Яузы в центр города

Эта трасса охватывает множество станций метро, в числе которых «Черкизовская», «Сокольники», «Партизанская» и так далее. Велотуристы характеризуют ее трассой с не слишком хорошим покрытием, однако это не мешает ее популярности. Несмотря на недостатки, покрытие вполне пригодно для использования, а в качестве извинения маршрут дарит поездку без светофоров, перекрытий и пешеходов. Заканчивается маршрут длиной в 17 километров в центре города.

Из ЮВАО в Зарядье

Трасса начинается от станции «Марьино» по Люблинской улице, направляется к центру, сворачивает к Перерве. По Перерве к Графитной-Иловайской, затем потребуется усилие для переноса на себе велосипедов (пускай и они отдохнут) через путепровод. После путешественники отправляются к Печатниковскому парку. В парке можно отдохнуть, насладиться зеленым полумраком, пением птиц, ароматом лесного воздуха, и снова в путь. Дорога лежит на набережную Москвы-реки в сторону центра.

Лосиноостровский парк

Один из крупнейших лесных массивов столицы. Есть прокат велосипедов, отличные велодорожки, на Бабаевском пруду смотровая площадка. Отсюда открываются великолепные виды, и здесь же обычно все начинают свой маршрут. Абрамцевская просека ведет к Бумажной просеке. Но если от Бумажной просеки путешественники отправятся северным путем, то попадут на Лосиную биостанцию.

Следом за ней находится еще несколько чудесных мест: Птичий сад, Дендрарий. Если велосипедисты не устали, то, проехав выше и дальше, они увидят красивый пруд, названный Лосем. Чуть левее будет Поляна сказок. Вообще, все маршруты Лосиного острова можно считать семейными, как, впрочем, и повелось уже.

Здесь катается и отдыхает очень много семейных пар с детьми.

Парки на Западе и дорога в центр

Западная часть столицы предоставила два отличных велотура в парках для отдыха и катания. Крылатские холмы служат началом маршрута, затем в качестве продолжения следуют изумительные панорамные обзоры столицы. Тут же в парке расположен горнолыжный комплекс «Лата-трек», от него можно спуститься к Филевской набережной, минуя три парка по пути. Это зеленые массивы с мужественными названиями: Солдатенковский, Суворовский, Ворошиловский. Из парка Фили трасса приведет в Краснопресненский парк.

Западная аристократия

Еще два парка гордятся новыми велодорожками отличного качества. Парк Победы, парк Сетунь, где катающиеся смогут полюбоваться Мосфильмовским озером. После этого, минуя посольство Швеции, велосипедисты приезжают на Воробьевскую набережную, далее к МГУ или Воробьевым горам.

Другие

Вышеперечисленные пути – это лишь малая часть того, что может предоставить столица любителям велосипедных прогулок.

Короткий, но замечательный маршрут по Ботаническому саду, где можно будет не только послушать птиц и полюбоваться редкими растениями. Отдыхающие с удовольствием вдохнут ароматный воздух, насладятся тишиной, Японским садом, прудами с кувшинками и удивительным розарием. После прогулки по саду они отправляются в Останкинский парк и заканчивают путешествие у ВДНХ.

Знакомство с историей города, современной и прошлых веков, пройдет по маршруту: Смоленская площадь – Патриаршие пруды – Самотечная – Екатерининский парк – Цветной бульвар – Маросейка – Китайгородский проезд – Москворецкая набережная. На этой трассе можно увидеть как новую Москву, так и старую.

Обзор велосипедных маршрутов Подмосковья

Не только и не столько Москва может похвалиться красотой – Подмосковье переполнено живописными пейзажами, уникальными историческими местами. Велопрогулки по Московской области можно совершать по множеству маршрутов. Все они разработаны с учетом различной степени сложности. Воспользоваться ими могут начинающие, неопытные велосипедисты, а также любители горных велосипедов, для которых десятки километров сложных трасс по пересеченной местности и различным типам почв – это то, о чем они мечтают долгой зимой.

Лопатинские карьеры

Довольно сложный маршрут на Лопатинские карьеры, где путешественников ждет всего 10% асфальта, остальное – это грунтовые дороги, из которых немалая часть песчаные. На песке сложно держать баланс, при медленной езде приходится выкладываться физически, и неподготовленному велотуристу выдержать трассу будет крайне сложно. Но вот пейзажи и атмосфера конечной цели стоят того, чтобы, не жалея сил, попасть туда.

Впечатление потрясающее – как будто люди попадают на другую планету. Несмотря на рекультивацию фосфоритных карьеров, а, возможно, благодаря ей карьеры превратились в нечто запредельное. Разноцветные озера – синее, голубое, желтое, глубокие желоба, белоснежная гора, высокие крутые «берега», покрытые сосновым лесом, посаженным после прекращения работ, создают уникальную атмосферу.

Довершает нереальную картину ржавеющий шагающий экскаватор высотой с пятиэтажный дом и напоминающий остов громадного чудовища эпохи Калиюга. Более мелкая техника неподалеку усугубляет это ощущение. Длина трассы 48 км, площадь 88 км, нитка маршрута: Москворецкая – Хорлово – Лопатинские карьеры – о. Березовка – Челохово – Москворецкая.

Озеро Торфянка

Маршрут, более подходящий для велопрогулки по красивым местам в Московской области. Совершить этот тур могут начинающие велосипедисты. Трасса пролегает большей частью по заасфальтированной дороге, кое-где переходящей в твердый грунт. Начинается в Москве, проходит через парки и выходит к городу Королеву.

Выйдя на остановке Болшево и посетив озеро Торфяное, искупавшись, туристы отправляются в парк Лосиный остров посмотреть на красивые места. На всем протяжении пути есть только одно сложное место. Примерно с километр придется ехать сквозь грязь, местами переносить велосипед. Длина маршрута 36 км: Москва – Болшево – Торфянка – Лосиный остров – Ботанический сад.

Варианты для велотуристов с детьми

​​​​​Семьям, где дети еще маленькие и не способны самостоятельно ездить на велосипедах с родителями по городу, лучше всего провести время в парках, таких как ВДНХ, Фили и другие, где есть пункты проката. Там можно взять не только взрослые варианты велосипедов на одного, но и тандемы.

Им предложат забавные семейные трех-, четырехместные велосипеды с натянутым сверху тентом. На них можно весело покататься всей семьей. Всегда есть возможность взять для своего малыша детский велик. Было бы желание, возможности всегда найдутся.

Парк «Пехорка»

Парк «Пехорка»

«Пехорка» — парк отдыха в подмосковной Балашихе. «Пехорка» пережила масштабную реконструкцию в 2017 году и после этого стала одним из любимых парков горожан. Основан он был в XX веке на месте старых лесных дорог. В 2021 году здесь размещены многочисленные арт-объекты, игровые зоны и другие элементы благоустройства. По словам посетителей экопарка, реконструкция парка изменила отношение к нему, и теперь он является одним из любимейших парков в городе Балашиха. Общая площадь парка составляет 17 гектаров. После реализации проекта реконструкции эта территория стала использоваться по максимуму — здесь появились развлечения и зоны отдыха для посетителей любого возраста.

История парка Пехорка

До 1954 года на месте нынешнего экопарка «Пехорка» была лесная местность и неиспользуемая горожанами дорога. Именно поэтому администрацией города было принято решение разбить на этом месте парк. После основания здесь были проложены аккуратные аллеи и пешеходные дорожки, посажены кустарники и другие элементы озеленения, а также установлены гипсовые статуи и памятники. Позднее, в 60-х годах прошлого века, на территории парка были оборудованы места для отдыха у пруда, был сформирован причал лодочной станции.

В 2017 году парк «Пехорка» был реконструирован. Согласно плану реконструкции парка «Пехорка» на 2016–2019 годы, структура парка и его планировка должны быть ориентированы на все возрастные группы посетителей, а акцент планируется сделать на молодежи и детях. Многие идеи из проекта уже претворены в жизнь — построено несколько детских площадок, сформированы зоны отдыха для взрослых, по-новому оборудована зона купания, а также внесено множество других новых элементов.

Инфраструктура и благоустройство

При входе в экопарк «Пехорка» можно заметить яркую и оригинальную арку и арт-объекты — огромные металлические шишки. Совсем неподалеку от входа в парк располагается несколько интересных развлечений — 5D кинотеатр и контактный зоопарк. Ранее на этой территории располагались устаревшие аттракционы и палатка с напитками. Согласно проекту, приблизительно в будущем на этом месте должно появиться также и колесо обозрения.

Если двигаться от этого места по пешеходной дорожке, можно пройти к главной сцене парка — здесь зачастую проходят спортивные и развлекательные мероприятия. Возле сцены парка расположена огромная площадка, состоящая из деревянных настилов. Здесь часто проходят сеансы йоги и зарядки — для этого покрытие сделано абсолютно безопасным.

Детские площадки и веревочный парк

Для детей в парке «Пехорка» оборудованы все необходимые условия. Во-первых, в парке есть целых 6 детских площадок. Согласно отзывам посетителей, площадки в парке подходят для детей самых разных возрастов. Некоторые из них являются очень оригинальными — например, «песочная фабрика», имитация экскаватора и оборудование для скалолазания. По словам организаторов, оборудование было выполнено специально для парка зарубежными компаниями-производителями и является абсолютно безопасным для детей.

Также многие посетители положительно отзываются о веревочном парке, также оборудованном для детей в экопарке «Пехорка». Он подразумевает не только лазание по сетке, но и катание с «веревочной горки». Кроме того, в парке оборудованы тарзанка и аттракцион «Родео». По задумке организаторов, многие аттракционы подразумевают нестандартные сценарии игр, колективные действия, таким образом развивая маленьких посетителей парка.

Спортивные развлечения и пруд

В парке «Пехорка» есть все условия и для спортивного отдыха — на территории экопарка размещается поле с безопасным покрытием для игр на свежем воздухе. Здесь можно попрактиковаться в игре в волейбол, баскетбол и футбол. Также здесь оборудованы столы для настольного тенниса и многочисленные тренажеры и штанги, помогающие развить физические навыки. Для любителей скейтбординга

Еще в XX веке в парке «Пехорка» был оборудован спуск к водоему и лодочная станция для прогулок на лодке. После реконструкции парка в 2017 году, в парке были установлены деревянные настилы для отдыха на берегу пруда. Также здесь размещаются шезлонги и скамейкм для того, чтобы полежать и позагорать на солнце в летнее время. Таким образом, место спуска к воде превратилось в комфортную зону отдыха для посетителей парка «Пехорка».

Другие удобства

В перечень дополнительных удобств, оборудованных для посетителей парка «Пехорка» можно включить бесплатные биотуалеты, всегда доступные и открытые. Также после реконструкции парка в нем установили новое и современное освещение — 48 ландшафтных светильников и 127 фонарей, которые не только освещают парк в темное время суток, но и украшают его. Также посетители отмечают огромное количество удобных скамеек, на которых можно отдохнуть во время прогулки.

Дорожки, которые были оборудованы еще в XX веке после основания парка, остались на тех же местах, однако после реконструкции они были отделаны новыми и современными материалами. Велодорожки также отделены от пешеходных. Кроме того, многие посетители отмечают шаговую доступность сразу нескольких точек питания и торгового центра «Пирамида», в который можно отправиться до или после прогулки в парке.

Афиша парка «Пехорка»

По словам организаторов, в парке планируется проводить около двухсот мероприятий в год. В данный момент в экопарке «Пехорка» часто проходят спортивные мероприятия и танцевальные мастер-классы. Иногда в парке выступают музыканты, создавая сопровождение для мероприятий. В летнее время в парке проходят занятия по йоге и гимнастике Цигун. Также известно, что для детей в парке регулярно организовываются развлекательные программы с участием аниматоров. С подробным планом мероприятий в парке «Пехорка» можно ознакомиться на официальном сайте объекта.

Почему стоит посетить

Парк «Пехорка» является многофункциональным местом отдыха. Согласно многочисленным отзывам посетителей, в данном экопарке найдется место отдыха для посетителя любого возраста: детские и спортивные площадки, зоны релаксации и отдыха для взрослых, сцена для проведения мастер-классов и многое другое. Также по словам посетителей парка, в парке комфортно и удобно гулять с коляской — пешеходные дорожки ровные и отделены от велосипедных.

Как добраться

Добраться до парка «Пехорка» в Балашихе можно несколькими способами. Во-первых, от метро Новогиреево можно добраться до центра Балашихи на маршрутках № 108к, 193к. Дорога займет около 50 минут. После нужно будет прогуляться пешком примерно 5 минут. Во-вторых, можно воспользоваться электричкой и доехать до станции Балашиха от Курского вокзала. Находясь в городе Балашиха, можно воспользоваться и местными службами такси, например, Uber или Яндекс.Такси.

Изобретая велодорожки

Сезон велопроката открылся в Москве в самом конце апреля. На четыре дня раньше прошлогоднего. Стоимость услуги не изменилась, а велосипедов (4,3 тыс.) и станций (430) стало больше.

Как обстоят дела с остальной инфраструктурой в столице и других городах страны, iz.ru рассказали велоактивисты и урбанисты.

В конце января прославилось мобильное приложение Strava. Собирая данные о тренировках спортсменов, оно наносит их на карту мира. Благодаря этому обнаружили секретные военные базы США в Африке и на Ближнем Востоке, где тренировались военные. Кроме интернет-активистов, сервисом пользуются городские чиновники при проектировании велосипедных и пешеходных дорожек. Выбирают места для прокладки новых маршрутов там, где они наиболее востребованы, а затем могут проанализировать их востребованность.

В отличие от США и Европы, Россия на Strava Global Heatmap почти целиком — темное пятно. Но и здесь есть светлые точки, указывающие на то, что где-то на Урале или в Сибири люди ездят на велосипедах. И делают это достаточно осознанно и регулярно, чтобы пользоваться трекером. Ниже — пять самых ярких точек на велосипедной карте страны.

Россия; скриншот карты Strava Global Heatmap

Москва

Население — 12,3 млн человек
Общая длина велодорожек и полос — 230 км

Москва — город с самым большим в стране количеством велосипедных полос (участков дороги с разметкой) и дорожек (отделенных от проезжей части). До 2010 года здесь было 9 км велодорожек. К концу 2016 года эта цифра превысила 200 км. За 2017 год обустроено еще 30 км, и «эти показатели выше показателей 2015 и 2016 годов», заявили iz.ru в московском департаменте транспорта.

Московские веломаршруты почему-то принято критиковать за то, что они не образуют связной сети. Между тем из 202 км велополос и 28 км велодорожек 90 км проходят не по паркам. «Связность, протяженность и безопасность — вот три основных критерия [эффективности городской велоинфраструктуры]. Одно без другого работает плохо, — считает создательница блога Velonation Анастасия Ромашкевич.

Соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман, полностью соглашаясь с тем, что велосеть должна быть безопасной и связной — «чтобы спокойно мог проехать ребенок» — отмечает всё же, что роль велодорожек в зависимости от размеров города меняется.

Аркадий Гершман, соавтор портала «ВелоМосква»

В мегаполисах акцент делается на внутрирайонных или межрайонных поездках, например отвезти ребенка в школу. И велосипед чаще рассматривается в комбинациях с магистральным общественным транспортом. Чтобы человек мог сесть на велосипед, доехать до станции метро или электрички и дальше либо оставить велосипед на парковке или станции проката, либо взять с собой. В этой роли велосипед дополняет общественный транспорт и повышает его доступность.

Пример удачной велодорожки в Москве приводит Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. «Если мы говорим не о рекреационных функциях [дорожках в парках], то есть велодорожка из Капотни в район Марьино. Район Капотня фактически имеет один выезд — в Марьино. Благоустройство там велодорожки снимает конфликт при движении [автомобилистов, велосипедистов и пешеходов] к Люблинско-Дмитровской линии [метро]. Я думаю, что эта велодорожка могла бы использоваться исключительно для рабочих поездок из Капотни», — сказал Зюзин в интервью iz.ru.

Его коллега по Институту экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев подчеркивает, что в городе есть правильные велосипедные практики, но замечает, что их эффективность сложно измерить. «Все развитые страны, когда пытаются развивать велоинфраструктуру, закладывают какие-то параметры и механизмы оценки эффективности. На этапе обсуждения уже есть некие прогнозы: «Вот мы на этот рубль получим два рубля». Но нет данных, чтобы говорить, насколько была востребована конкретная велополоса в городе».

С этим мнением не согласны в пресс-службе дептранса, там подчеркнули, что эффективность существующей и потенциальной велосипедной инфраструктуры в Москве всё же оценивается. Для этого «учитывается интенсивность использования велосипеда в том или ином районе, данные по использованию велопроката, данные о количестве жителей и рабочих мест. Кроме того, учитываются планировочные и градостроительные условия и ограничения».

Представитель департамента Ольга Мальцева отмечала, что для сбора статистики установлены велосипедные счетчики, проводятся телефонные и интернет-опросы, а также собираются данные о провозе велосипедов в общественном транспорте, кражах велосипедов и ДТП с участием велосипедистов. В планах мониторинг по камерам велосипедного и пешеходного движения и проведение «ручных подсчетов».

Данные Strava и подобных сервисов в департаменте анализируют в основном при проектировании дорожек в парках, «поскольку аудиторией сервиса Strava преимущественно являются спортсмены и люди, перемещающиеся на велосипедах в рекреационных целях».

В пресс-службе добавили, что на 2018 год запланированы установка новых велосипедных парковок и обустройство велосипедных дорожек. Где они пройдут, не уточнили — адреса «находятся в стадии проработки». В материалах апрельских общественных слушаний «Велосипедное будущее Москвы» говорится, что в будущем протяженность дорожек и полос может увеличиться до 600 км.

Санкт-Петербург

Население — 5,2 млн человек
Общая длина велодорожек и полос — 70 км

Санкт-Петербург — одно из любимых московскими велосипедистами мест. В городе, построенном на болотах, практически нет холмов. До недавнего времени не было там и велоинфраструктуры.

Летом 2012 года 200 петербуржцев проехали по единственной велополосе, устроенной не в парке. Пытались таким образом показать, что 4,5 км для них маловато. Тогда же проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга», основанный Дарьей Табачниковой, ставшей через несколько лет советником по велотранспорту при вице-губернаторе, начал устраивать велопробеги и конференции.

В 2013 году в городе установили 500 велопарковок, они велосипедистам не понравились. В 2014-м появилась система проката. Диалог с властями начался. И в феврале 2017 года губернатор объявил инфраструктуру для велосипедов приоритетным проектом развития города.

Дарья Табачникова, советник по велотранспорту при вице-губернаторе Санкт-Петербурга

В этом [2017] году мы сделали 40 км дорожек в дополнение к тем 30, что были разбросаны по городу при [предыдущем губернаторе Валентине] Матвиенко. И сейчас планируется бюджет на строительство еще 40 км ежегодно в течение пяти лет. В 2017-м на велоинфраструктуру потратили 130 млн рублей.

По мнению Табачниковой, для того чтобы количество велосипедистов в городе выросло, нужна связанная сеть дорожек хотя бы на 200 км.

«Потенциал велосипедизации у Петербурга большой. По крайней мере у исторической его части, благодаря хорошему рельефу и более-менее нормальному климату, — говорит соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман. — Но речь идет именно о велополосах. Это можно рассматривать только как первичный запрос на велоинфраструктуру. Потому что ехать с ребенком маме или просто пожилому человеку будет некомфортно».

Альметьевск

Население — 150 тыс. человек

Общая длина велодорожек и полос — 83 км

Альметьевск — звезда транспортных блогов и самопровозглашенная велосипедная столица России. На карте Strava город, где находится штаб-квартира «Татнефти», не так заметен, как столицы исторические. Но опрошенные корреспондентом iz.ru эксперты выбрали его как самый вдохновляющий, а кое-кто как единственный пример удачной велосипедизации в России. В том числе потому, что при населении в 34 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, велодорожек в этом татарстанском городе больше на 15%.

«В Альметьевске совпало несколько факторов: понимание администрации и участие крупного бизнеса. Город развивает качественную городскую среду, стараясь привлечь высокопрофессиональные кадры и сохранить здоровье жителей, а бизнес поддерживает эти инициативы», — рассказывает Владимир Кумов, курирующий проект Let’s bike it!. Так, единственный пока велопрокат в России по китайской системе — без станций — работает именно в Альметьевске. И куплен на деньги нефтяной компании.

Анастасия Ромашкевич, создательница блога Velonation

Это единственный город, где имеется четкий план развития велотранспорта, над его составлением и реализацией работали профессионалы из Дании, а также имеются количественные критерии оценки проекта.

Речь идет, в частности, об уличных счетчиках, которые позволяют узнать количество велосипедистов, проехавших по дорожке.

В школьный курс введут обучение езде на велосипеде

За два года мэру Альметьевска Айрату Хайруллину и его команде удалось пересадить на велосипед 2% населения. В 2015 году здесь почти не было велодорожек. Сейчас их 83 км, и по ним можно ездить круглый год, почти не соприкасаясь с автомобилями. До 2020-го запланированы 200 км — на это «Татнефть» выделила 250 млн рублей. И на велосипеды пересядут уже, по прогнозам, 7%. Власти уже отчитываются о том, что статистика сердечно-сосудистых и легочных заболеваний в Альметьевске пошла на убыль.

Калининград

Население — 467 тыс. человек
Общая длина велодорожек и полос — 13 км

В Калининграде велоинфраструктура не слишком развита. Есть разрозненные и достаточно короткие (самая маленькая — 0,4 км в длину) велополосы. При этом в городе сформировалось устойчивое велосипедное сообщество, в том числе единственная постоянно действующая в стране ячейка движения «Критическая масса».

Движение за права велосипедистов зародилось в Сан-Франциско в 1992 году. 60 велосипедистов поехали после работы провожать друг друга до дома. Вскоре акции стали устраивать в других городах Америки и в Европе. В 2002 году в юбилейной «Критической массе» приняли участие 5 тыс. человек только в Сан-Франциско. В том же году первая «масса» прошла в Москве.

Калининградские велосипедисты впервые заявили о себе еще через 10 лет. Проехали по центру колонной, и делают это с тех пор каждые последние выходные месяца, даже зимой. Случается такое и в Москве, но нерегулярно. Более того, в отличие от Москвы, где 12 июня 2012 года нескольких участников «Критической массы» задержал ОМОН, власти Калининграда пошли навстречу велосообществу.

Россия присоединится к европейской сети велосипедных дорог EuroVelo

Как вспоминают активисты, до первых акций самым популярным ответом чиновников было: «Хотите велодорожки? Покажите, где эти велосипедисты вообще есть». Теперь велодорожки внесены в Генплан — 160 км до 2035 года. Также решено присоединить регион к европейской сети трасс EuroVelo, построив 51 км велодорожек от Куршской до Балтийской косы. И потратить на это 1 млрд рублей до 2024 года. Кроме того, есть программа подготовки города к чемпионату мира по футболу, по которой делают велопешеходное кольцо в центре города и велодорожки на реконструируемых набережных.

«Есть знаменитый спор любителей урбанистики: «Что раньше — курица или яйцо? Что раньше — велосипедист или велодорожка?» Одни говорят, что нужно делать велодорожки, и мы получим большое количество людей, которые передвигаются на велосипеде. С другой стороны, справедлива ситуация и обратная. Калининград это показывает», — считает Егор Мулеев из НИУ ВШЭ.

Причина калининградского парадокса в том, что он окружен европейскими городами, уверен коллега Мулеева по НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов

Люди из Калининграда, используя льготный визовый режим, имеют возможность наблюдать практики в окрестных городах в области велосипедизации. Поэтому отношение к велосипедам в Калининграде более благосклонное, чем в других городах России. Чем дальше от западной границы страны, тем быстрее пролистываются любые программные документы, содержащие слово «велодорожка». Никто в принципе не воспринимает этот вид транспорта как возможный к использованию для трудовых поездок.

Зюзин полагает, что, если программа велосипедизации города к чемпионату мира по футболу будет реализована, Калининград может стать первым городом России с полноценной связной сетью велодорожек, «где можно будет доехать на велосипеде в центр города к основным центрам формирования пассажиропотоков от вокзалов и спальных районов».

Пока же, по данным эксперта, в городе с населением меньше полумиллиона насчитывается 100 тыс. велосипедистов, и ежегодно на 20% растут продажи двухколесного транспорта.

Крути педали! Где в Крыму нашлось место «двухколёсным коням»

В Нидерландах велосипеды имеют 99% населения, в Германии – 75%, в Японии – 57%, а в России – 15%.

Активист команды поддержки крымского велодвижения «Bikelife» Константин Пасечник с 2012 года пытается организовывать велопробеги по центру Симферополя, чтобы привлечь внимание к развитию велосипедного движения. Но город пока не заполонили «двухколёсные кони», хотя велосипеды уже стали популярны как средство передвижения. Но пока автомобилям они проигрывают вчистую: велосипедистам необходимо отдельное пространство, которое сложно найти.

«В Крыму появилась возможность покупать недорогие автомобили, и их стало очень много, — объясняет Константин. — Город уже чувствует это в усилившимся трафике, в потребности создания новых парковок. Полностью отказываться от автомобиля нет необходимости, но сократить его использование возможно».

велек

Небольшой Красноперекопск кажется передовиком в велодвижении: куда не посмотришь — человек на велосипеде. Но собственно велодвижения там нет. Двухколёсные прочно заняли позиции гужевого и пассажирского транспорта, здесь проще ехать на велосипеде, чем на маршрутке. Кроме того, этот город расположен в равниной части полуострова. А вот развитие велодвижения в Ялте осложнено как раз из-за рельефа: город больше подходит для велоспорта, чем для ежедневного путешествия из дома на работу.

Владимир Жириновский и другие участники акции «На работу на велосипеде»

Несмотря на дождь, общероссийскую акцию, популяризирующую двухколесный транспорт, поддержал лидер ЛДПР.

К зданию Госдумы Владимир Жириновский подъехал на велосипеде со стороны Тверской улицы, удивив своим появлением сотни людей.

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский также принял участие в акции «На работу на велосипеде».

В рамках акции была организована работа «Энергетических точек» по раздаче воды и фруктов.

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

Владимир Жириновский и другие участники акции «На работу на велосипеде»

Несмотря на дождь, общероссийскую акцию, популяризирующую двухколесный транспорт, поддержал лидер ЛДПР.

К зданию Госдумы Владимир Жириновский подъехал на велосипеде со стороны Тверской улицы, удивив своим появлением сотни людей.

Руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский также принял участие в акции «На работу на велосипеде».

В рамках акции была организована работа «Энергетических точек» по раздаче воды и фруктов.

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

Участники акции «На работу на велосипеде».

«Чтобы какая-то часть людей пересела на велосипеды, нужно развивать маршруты, которые помогут эти задачи решить, — считает Константин Пасечник. — Например, в Симферополе по улице Севастопольской рядом с проезжей частью от автостанции Западной тянется дорога для подъезда к домам. Эту дорожку можно использовать и для велосипедистов. Ведь это — почти готовый ежедневный маршрут в центр от крупных спальных районов — 7-й городской больницы, Загородного, Новоромановки, Перово. Несколько десятков тысяч людей, ежедневно пользуются этим маршрутом. Достаточно частичной реконструкции. Необходимо подготовить съезды, убрать бордюры для беспрепятственного пересечения улицы. В этом мы не только велосипедистам подготовим среду, но и людям с ограниченными возможностями, мамам с колясками».

По бездорожью

Первыми попытками развития велодорожек занялась Евпатория. Из-за отсутствия интенсивного трафика велосипедисты чувствуют себя вполне комфортно. В городе разработаны туристические маршруты и изданы карты, с обозначениями для велосипедистов. Сейчас евпаторийские власти стараются реализовать старые проекты велодорог — как, например, Евпатория-Заозёрное.

«Мы отказались от прокладки велосипедных дорожек в центре города из-за плотной застройки. Но при реконструкции других дорог будут сделаны дополнительны велодорожки, — сообщил «АиФ-Крым» заместитель начальника департамента городского хозяйства Евпатории Андрей Тюрягин. — Проект проходит экспертизу, всего это 20 км дорог. У нас много дачных кооперативов и посёлков-спутников из которых будет удобно добирается до центра Евпатории на велосипеде. Например, посёлок Заозерное пересекает аллея Дружбы, которая тянется на 15 километров: вдоль этой улицы будет устроена велодорожка. Реализацию проекта планируется осуществить до 2020 года».

В генеральный план Симферополя тоже заложены возможности развития велодорожек. «Сами велосипедисты, должны подсказать, где нам заложить в план проектной документации дорожки, — считает главный архитектор Симферополя Эрнст Мавлютов. — Тогда по ним будут проезжать не десять, а сто человек. Я уверен, что симферопольцы хотят пользоваться велосипедами. Но в потоке автомобилей сложно двигаться, водители могут «зацепить». Поэтому велодорожки нужно оборудовать спецарматурой, чтобы автомобилисты не заезжали туда. Из своего опыта могу сказать, что создания велосипедного каркаса потребуется около 100м. руб. Зато развитие велодвижения — один из способов решения транспортных проблем города, может уменьшиться трафик автомобилей на 5-10%».

Комментарий

Врач методист ГБУ «Центр медицинской профилактики» Вера Павлова:

«При велонагрузках у человека интенсивнее работает дыхательная система, езда на велосипеде полезна для сердечно-сосудистой системы, способствует профилактике артрозов ног. Можно похудеть, укрепить мышцы. Но есть другая сторона медали: езда в городе на велосипеде, по сравнению с пешей прогулкой, приносит больше вреда. Это всё равно, что бегать по городу вдоль трассы. Велосипедист вдыхает выхлопные газы более интенсивно, теряется эффект оздоровления. А вот велопрогулки в парке дают полноценный эффект оздоровления. Нужно учитывать и выбор велосипеда под свои нужды: если седло постоянно бьёт седока в промежность, есть риск микротравм, которые «аукнутся» позже».

Велопрогулки в парке дают полноценный эффект оздоровления

Велотуризм

Группы велосипедистов регулярно организуют самостоятельные велопоходы, известно 55 «обкатанных» веломаршрута по всему полуострову. Кроме того, в этом году, по данным Министерства туризма Крыма, любителям активных путешествий предлагается 6 велотуров и 3 тура с «велосипедными днями». Маршруты рассчитаны на 7 дней и охватывают весь Крым:

Велотуры:

  • Евпатория-Поповка-озеро Донузлав-мыс Тарханкут
  • Феодосия-Орджоникидзе-Коктебель-Старый Крым-заповедник Кара-Даг
  • Капсель-Новый Свет-Морское-Приветное-Канакская балка-Рыбачье-Лучистое
  • Севастополь-Балаклава-Эски-кермен-Мангуп-перевал Шайтан-Мердвен-Байдарские ворота-Кореиз-Ай-Петри-Ливадия
  • Бахчисарай-Кыз-кермен и Чуфут-кале-Баштановка-путешествие по Бельбекской долине-Мангуп-Терновка
  • Турстоянка Таш-Джарган-Бакла-Лаки-Керменчик-Соколиное-Большой каньон-Ай-Петри-Ялта

Пешеходно-велосипедные туры:

  • Байдарская долина-яйла Ай-Петри-Южный берег Крыма-Ялта (7 дней)
  • Щёлкино-Казантипский заповедник-Золотое-Курортное (7 дней)
  • Бакла-посёлок Научный-Чуфут-кале-Качи-кальон-Керменчик-Соколиное-Ходжи-сала (7 дней)

Статистика

Нидерланды – велосипеды имеют 99% населения. 27% поездок каждого голландца — на велосипеде. 2,5 км в день проезжает каждый велосипедист.

Дания – 80% населения имеют велосипеды, 18% — доля велосипедных поездок, 1,6 км в день проезжает каждый.

Германия – 75% жителей имеют велосипеды, Доля поездок – 9%, в среднем в день проезжают 0,9 км.

Швеция – 64% имеют велосипеды, доля поездок – 9%, проезжают 0,7 км

Норвегия, Финляндия – 60,7% с велосипедами, 4% поездок велосипедные, проезжают 0,6-0,7 км.

Япония – 57% с велосипедами, 15% поездок на них, проезжают 1 км.

Россия – 15% с велосипедами, 5% на них, проезжают 0,2 км.

Источники:

https://ichip.ru/podborki/top-5-luchshie-navigatsionnye-prilozheniya-dlya-velosipedistov-601802
https://vplate.ru/veloputeshestvie/marshruty-moskvy-podmoskovya/
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/balashikha/parks/30677
https://iz.ru/722964/ignat-orbeliani/izobretaia-velodorozhki
https://krym.aif.ru/society/kruti_pedali_gde_v_krymu_nashlos_mesto_dvuhkolyosnym_konyam