Как выбрать педали для велосипеда. Контактные или топталки — что лучше?
Современные велосипеды создаются по принципу максимальной эффективности и экономичности. Поэтому все детали подгоняются предельно точно, и в них закладывается оптимальный запас прочности.
Однако в перечне узлов существуют так называемые расходники – узлы, которые отличаются сравнительно коротким сроком эксплуатации ввиду постоянной повышенной нагрузки. Один из таких узлов — это педали велосипеда. Следовательно, пользователю необходимо знать, как выбрать элемент для своего «коня» с расчетом достаточной прочности и невысокой стоимости. Ведь покупать новые педали каждый год — для некоторых людей непозволительная роскошь.
- 4.1 Wellgo B123
- 4.2 Wellgo B197
- 4.3 Wellgo LU-313
- 4.4 BBB Trail Ride
- 4.5 Wellgo B087
- 4.6 Wellgo LU-А52
- 4.7 Wellgo В223ВР
- 4.8 Exustar BMX
- 4.9 Shimano GR500
- 4.10 BBB CoolRide BPD-36
- 4.11 Wellgo MG-1
- 4.12 Shimano Deore XT M8040
- 4.13 Mavic Crossmax XL Pro
- 4.14 Shimano SAINT
На что обратить внимание при выборе
Для выбора узла, который прослужит максимально долго и не станет причиной значительных затрат необходимо придерживаться таких рекомендаций.
Корпус
Платформы или корпус педали делается из нескольких типов материала. Основными считаются следующие.
Полимерные составы
Для повседневного применения в спокойном режиме можно смело покупать устройство с композитной площадкой. Этого будет более чем достаточно для основных целей ездока.
Отличается изделие из полимера невысокой стоимостью и минимальным весом. Поэтому очень часто производители серийных велосипедов выпускают собственные модели именно на пластиковых «топталках». Также такой материал способен беречь подшипники. Упругая основа поглощает часть вибрации, что положительно сказывается на долговечности.
Многих смущает наличие полимера или композита, однако современные технологии могут обеспечить достаточное качество. К примеру, пластиковые педали велосипедов TREK при эксплуатации по назначению способны спокойно выдержать 4 – 5 сезонов активной езды, что немало.
Алюминий
Алюминиевые педали способны выдержать значительные нагрузки и перенести мощные удары, зацепы о бордюры, камни. Отличаются большим весом, высокой надежностью, что оправдано во время агрессивной или не аккуратной эксплуатации.
Однако есть и минусы – алюминий стоит гораздо дороже пластика и неспособен поглощать вибрации. Поэтому на дешевых моделях подшипникам приходится туго.
Практически главной деталью любых топталок является ось. Изготавливается часть из обычной или хромомолибденовой стали.
Первый тип используют на детских или подростковых моделях. Второй – может применяться даже на самых дорогих, профессиональных моделях.
Подшипники
Здесь все одновременно просто и сложно. Существует несколько комбинаций узла, о которых пойдет речь ниже.
Насыпные или обычные шарики
Насыпные подшипники используются, как правило, в самых дешевых изделиях, не приспособленных для агрессивных нагрузок. Они очень дешевые и простые в сборке, что делает технологию панацеей для самых простых моделей.
Промы
Промы или подшипники промышленного типа – это основная технология, применимая в педалях среднего и высокого ценового сегмента. Такие узлы отличаются высокой устойчивостью к ударам и механическим повреждениям.
Примечательно! Пластиковые платформы крайне редко комплектуются промышленными подшипниками ввиду неоправданности применения.
Втулки скольжения
Существует несколько разновидностей велосипедных педалей, где используются втулки скольжения. Такие устройства отличаются феноменальной прочностью и живучестью в экстремальных условиях эксплуатации.
Однако, ввиду конструктивных особенностей, очень часто такая технология становится гибридной, благодаря параллельному использованию втулок и промышленных подшипников.
Гибридные
Последний тип подшипников, который отличается отличной живучестью и феноменальной прочностью. Как правило, подобный тип используется в педалях, предназначенных для самых жестких дисциплин Freeride, DownHill.
Педали-платформы
Большинству людей знакомы обычные педали-платформы, которые в простонародье также называются «топталками». Несмотря на их конструктивную простоту и схожесть, они бывают по-разному сконструированы и подходят под разные спортивные дисциплины. Для обычного прогулочного катания на рынке есть бюджетные модели, выполненные полностью из пластика с двумя светоотражающими катафотами. В их изготовлении используются дешевые материалы и простые насыпные подшипники без должной защиты от грязи и воды. При усиленном постоянном использовании таких педалей пластик может не выдержать и педаль сломается, при попадании влаги или песка в подшипники их может запросто заклинить.
Для спортивных дисциплин изготавливаются специальные металлические педали с шипами, которые выдерживают попадания по камням, а также надежно держат ногу на педали за счёт шипов. Верхние линейки таких педалей изготавливаются из надёжных и одновременно лёгких материалов, в их конструкции применяются промышленные подшипники, которые надёжно защищены от попадания внутрь воды и грязи.
Главное достоинство таких педалей – они подходят абсолютно к любой обуви, будь то кеды или сапоги. На них удобно садиться на велосипед, ехать и спешиваться. Именно за это их любят начинающие велосипедисты, простые покатушечники и люди, для которых велосипед — это средство передвижения. Для маунтинбайка они тоже подходят – широкая платформа и шипы надёжно держат ногу на педали, а также придают больше уверенности и манёвренности, когда надо быстро убрать ногу с педали, чтобы предупредить падение.
Итак, что имеется в виду, когда разговор заходит о SPD и SPD-SL?
Впервые Shimano выпустила свою конструкцию SPD (Shimano Pedaling Dynamics) еще в 1990 году. Металлическая площадка (далее шип) небольшого размера крепится к вашей обуви двумя болтами, вкрученными в углубление на подошве. Утопленный в подошве шип облегчает ходьбу в SPD обуви, а его форма помогает легко и быстро встёгиваться в педали. Изначально предназначенные для катания на горных велосипедах, SPD стали популярными и среди любителей, которые стремятся приобрести бюджетные рабочие лошадки, например, как Shimano PD-M520.
SPD-SL педали (фото справа), в свою очередь, очень похожи на контакты для шоссейных гонок, выпущенные компанией Look в 1984 году и с тех пор многократно обновленные. В их конструкции присутствует трёхболтовый шип, который возвышается над подошвой, зацепляется он за переднюю часть педали и удерживается на месте подпружиненной защелкой сзади. Увидеть этот механизм можно на педалях Shimano 105 R7000 с карбоновым корпусом, которые популярны в среде шоссеров. Особенность строения позволяет подошве оставаться достаточно жесткой, но походка…; представьте пингвинов, бегающих по льду, или о овец на линолеуме, вот — вы где-то рядом.
SHIMANO PD-R540 SPD-SL
«Наши педали всегда разрабатываются с учетом конкретной обуви (и наоборот), поэтому мы можем предоставить гонщикам совершенную систему педалирования», — говорит Бен Хиллсдон из Shimano. Выбирая велосипедную обувь, важно подумать о том, а предлагают ли сочетание обуви и педалей необходимый уровень удобства и комфорта для того типа катания, которым вы занимаетесь.
Одно из самых больших отличий между двумя системами контактных педалей заключается в удобстве пешей прогулки, а это может сильно повлиять на ощущения гонщика во время остановок на кофе!
Контактные педали
Эта система позволяет вам встёгиваться и выстегиваться в педаль посредством специальных шипов, которые встроены в специальную велосипедную обувь. Одни из главных плюсов таких педалей – увеличенная манёвренность за счет постоянного сцепления ног с педалями, а также максимальная передача мускульной силы. Если на «топталках» вы ограничены лишь давлением на педаль вперед, то в контактных педалях добавляется фаза подтягивания педали вверх, что делает педалирование эффективнее.
Для перехода на такую систему вам понадобятся сами педали, комплект шипов для выбранной вами модели, а также комплект специальной обуви, которую придется подбирать под выбранную систему.
Контактные педали набирают большую популярность не только у профессиональных спортсменов, но и у любителей. Всё просто – в такой связке увеличивается контроль над велосипедом, меньше ресурсов тратится на управление велосипедом, быстрый разгон и увеличенная производительность.
Одно из главных требований для использования контактных педалей – велосипедные туфли, в которые встроены шипы. Приделать шипы к обычной обуви не получится из-за конструктивных особенностей самой велосипедной обуви, так как в ней используется специальная жесткая подошва. Шипы, как правило, обычно выполнены либо из металла, либо из пластика, при этом идут в комплекте с педалями или докупаются отдельно. Важно помнить, чтобы шипы подходили как под педали, так и под обувь.
Наиболее распространены 2 вида шипов – для маунтинбайка и для шоссе. Первые выполнены из металла, подходят под систему SPD и имеют крепление под 2 болта. Вторые выполнены чаще всего из пластика, подходят под систему LOOK и имеют крепление под 3 болта.
Лучшие велосипедные педали в 2019 году
Далее в списке представлены самые популярные модели недорогих педалей, отобранных по мнениям экспертов.
Примерный ценник: 550 рублей.
Открывают рейтинг самые простые педали именитого производителя. Основное применение девайса распространяется на повседневное применение в городском режиме.
Широкая платформа отлита из полимерного состава достаточной прочности и упругости, что позволяет значительно минимизировать пагубное влияние вибрации на подшипники. Достаточный размер платформы дает возможность комфортно расположить ногу 43 – 46 размера. При этом на поверхности топталок имеются пластиковые шипы, надежно удерживающие обувь ездока.
В изделии установлены простые подшипники насыпного типа, что не дает возможности для агрессивной эксплуатации. Хромомолибденовая ось гарантирует достаточный запас для веса наездника до 120 кг.
Изделие позиционируется изготовителем – как удачное решение бюджетного класса для повседневной езды.
- минимальный вес;
- неплохая прочность;
- срок эксплуатации по назначению 4 – 5 лет.
- насыпные подшипники не рассчитаны на сильные удары;
- очень скользкие при намокании.
Примерный ценник: 650 рублей.
Далее на очереди более высокая модификация прошлой модели.
Касательно основных показателей, здесь все также используется полимерный состав в качестве основы и хромомолибденовая сталь для оси.
Подшипники остались без изменений – обычные чашки с насыпными шариками.
Однако имеется несколько отличий, благодаря которым модель В197 поднимается выше собрата по ступеням рейтинга.
Первым качеством становится видоизмененная геометрия площадки. Фигурный корпус менее скользкий во время намокания и лучше цепляет подошвы обуви. Также решение поспособствовало меньшему износу шипов.
Вторым изменением стало наличие шестигранной проточки под шестигранный ключ № 6, что значительно облегчает процесс монтажа. Теперь не нужно для установки искать рожковый ключ на 15, можно установить все простым набором, имеющимся у каждого велосипедиста.
- симпатичный дизайн;
- надежная полимерная основа;
- небольшой вес;
- можно заменить стандартными шестигранниками;
- низкий ценник.
- не терпят сильных ударов;
- не подходят для агрессивного использования.
Средний ценник: 1300 рублей
Самый простой представитель компании, выполненный в алюминиевом корпусе.
Педали обладают достаточной шириной и прочностью для начинающих экстремалов. Относительно демократичный ценник делает изделие крайне популярным для любителей активной езды.
Алюминиевые платформы способны перенести небольшие удары и случайные падения без значительного ущерба.
Добротный хромомолибденовый сердечник гарантирует оптимальную прочность при прыжках или жесткой тряске на ухабах. Также модель подходит для очень тучных людей весом за 120 кг.
Все плюсы омрачаются применением насыпного подшипника, который, к сожалению не способен долго переносить издевательства, и ломается спустя 1,5 – 2 года агрессивного применения.
- прочная основа;
- прекрасное решение для умеренного стиля;
- симпатичный дизайн;
- добротная ось.
- нет сменных шипов;
- короткий срок службы при агрессивной эксплуатации.
Средний ценник 1500 рублей
Первый в списке представитель бренда BBB.
Композитные топталки созданы для условий интенсивного использования на лесных тропах и в городе. Цельнолитая конструкция оборудована встроенными шипами минимизирующие скольжение обуви.
Это самая простая модель, где внедрена технология гибридных подшипников. Закрытые элементы работают в тандеме с втулками скольжения, что гарантирует прекрасный результат прочности и долговечности. Фрезерованная ось из хромомолибденовой стали позволяет спокойно катать небольшие дропы и гонять по городу.
Также производитель побеспокоился о безопасности ездока – по бокам платформ имеются светоотражатели, сильно заметные в ночное время суток.
- симпатичный дизайн;
- подшипники не требуют обслуживания;
- подходят для активного применения;
- прочная основа.
- нет сменных шипов;
- можно легко отбить о камни, бордюры.
Средний ценник: 2400 рублей.
Продолжает то, полноценный девайс, предназначенный для жесткой эксплуатации.
Привлекательный дизайн не кажется громоздким, несмотря на внушительные габариты. Цельнолитая алюминиевая площадка имеет форменные выступы, позволяющие более комфортно поместить ногу на поверхности, а острые шипы гарантируют качественный зацеп на неровной поверхности.
Дополняется конструкция закрытыми промами с двух сторон, что обеспечивает прекрасное вращение и приемлемую выживаемость во время «покатух».
Комфорт дополнен высококачественной осью с шестигранной выборкой на торце, обеспечивающей возможность быстрой замены при помощи стандартного мастер тула.
Однако главной особенностью является наличие сменных шипов. Элементы конструкции после выхода из строя (истирания) опытные велосипедисты часто меняют на обычные болты, что снижает стоимость эксплуатации в несколько раз.
К недостаткам можно отнести больной вес конструкции. Комплект педалей весит около 450 граммов.
- легко переносят большие веса;
- предназначены для агрессивных стилей езды;
- сменные шипы;
- умеренная стоимость относительно предложений конкурентов.
- большой вес.
Ценник колеблется в пределах 2500 рублей.
Еще один представитель популярного бренда Велго. Конструкция предназначена, в первую очередь, для дисциплин Downhill, FreeRide, также допускается применение на велосипедах ВМХ.
Шикарные площадки дополнены комплектом из 8 сменных шипов с каждой стороны, что обеспечивает прекрасное сцепление с подошвами на ухабах или во время прыжков.
Довольно громоздкая конструкция рассчитана на 44 – 46 размер ноги. Поэтому комфортная езда гарантирована.
Дополняет конструкцию фрезерованная ось, которая по слухам способна пережить сами платформы.
Два промышленных подшипника необслуживаемого типа являются гарантией достаточного срока эксплуатации.
- превосходная прочность;
- сменные шипы;
- приемлемый вес.
- немного завышен ценник.
Ценник: 2800 рублей.
Далее на очереди изделие полюбившееся многим любителям стиля ВМХ.
Прозрачная полимерная основа способна удивить запасом прочности и приковать любопытные взгляды.
Пластиковая основа создана по запатентованной технологии производителя, что обеспечивает достаточную устойчивость к ударным нагрузкам. Также основа обладает достаточной прочностью для установки промышленных подшипников.
Самым интересным пользователи считают полную прозрачность, таким образом можно детально рассмотреть, что происходит внутри корпуса.
К недостаткам велосипедисты относят невозможность сменить изношенные шипы, что значительно сказывается на возможности многолетнего применения.
- высокое качество пластика;
- необычный дизайн;
- добротная сборка.
- невозможно заменить шипы.
Стоимость: от 3000 рублей.
Шикарные топталки от немецкого производителя с мировым именем.
Минималистичный дизайн педалей привлекает взгляды и значительно снижает общий вес конструкции. Однако тончайшие переборки зря смущают некоторых пользователей – прочность конструкции достойна своих денег.
Прекрасная живучесть модели обусловлена использованием высококачественного материала основы, обработанного по уникальной технологии. В дополнение имеется два прома, обеспечивающих отличное вращение и достаточную долговечность, ввиду полностью закрытой конструкции. Разобрать педали – дело крайне затруднительное и бесполезное, внутренние механизмы рассчитаны на 4 – 5 лет эксплуатации после чего, блок необходимо полностью заменить.
- отличная прочность;
- долговечная конструкция;
- сменные шипы.
- невозможно провести эффективную ревизию.
Ценник стартует от 3500 рублей.
Первый в списке представитель японской компании, известной на весь мир.
Высочайшее качество применяемого сырья и полный цикл производства позволяют создавать действительно качественные изделия.
Прочнейшая основа, выполненная из высококачественного алюминиевого сплава, позволяет выдерживать предельные нагрузки. Поэтому нередко велосипедисты применяют эти платформы для экстремальных дисциплин. Превосходная устойчивость обусловлена немного вогнутой плоскостью топталки, дополненной комплектом регулируемых шипов.
Отличное качество оси позволяет выдерживать нагрузки гоночных режимов, или массу наездника до 150 кг, что недостижимо для большинства более простых моделей.
Применение глухих подшипников, также придает надежности. Конструкция не предусматривает сервисного обслуживания, но это и не нужно. Срок эксплуатации вставок достигает 5 – 7 лет.
- превосходная прочность;
- способность переносить жесткие удары и падения;
- привлекательный дизайн.
- стоимость.
BBB CoolRide BPD-36
Ценник стартует от 3700 рублей.
Далее на очереди, цветастая модель, представленная публике в тончайшем корпусе.
Плоская основа смотрится необычайно привлекательно на общем фоне более грубых собратьев. Много велосипедистов выбирают модель именно из эстетических соображений.
Однако, привлекательный дизайн – это еще не все. Широкая платформа основана для максимального зацепа с обувью и дополнена десятком качественных сменных шипов, что позволяет вгрызаться в подошвы.
Дополняется система хромомолибденовой осью и двумя промышленными подшипниками закрытой конструкции.
Совокупность вышеуказанных факторов позволяет поместить педали ВВВ на высокой позиции рейтинга.
BBB CoolRide BPD-36
- отличный дизайн;
- превосходная прочность;
- сменные шипы.
- срываются ноги во время прыжков.
Стоимость: 5400 рублей.
Практически добирается до лидеров рейтинга, прекрасный образец инженерного искусства.
Уникальный дизайн подчеркивается матовым, белым или черным цветом, который завораживает при взгляде на него.
Прочнейшая платформа является продуктом точнейшего расчета, благодаря чему достигается максимальный комфорт и цепкость в самых сложных условиях.
Комплект сменных шипов гарантирует отличную ремонтопригодность. В случае истирания можно просто перекрутить элементы и продолжить эксплуатацию.
Прочная конструкция не была бы полноценной без качественных подшипников. Модель оборудована доработанной системой защиты элементов от попадания пыли и влаги, что значительно продлевает срок эксплуатации. Прочнейшая ось подразумевает, что скорее сломается шатун, чем педаль. Особая технология обработки металла, гарантирует сохранение оптимальных характеристик даже спустя 5-7 лет активного использования.
- сочный дизайн;
- прочное основание;
- надежные подшипники.
- имеется некоторое количество брака.
Shimano Deore XT M8040
Ценник стартует от 7800 рублей.
Довольно старая, но очень актуальная серия топовых» топталок» от компании Шимано.
Педали являют собой образец сочетания превосходного качества и привлекательного дизайна.
Площадки выполнены по собственной технологии обработки материала, что гарантирует прекрасную надежность и возможность терпеть очень жесткие удары и столкновения. Дополняется платформа 20 сменными шипами, из закаленной стали, что гарантирует сохранение рабочей высоты продолжительное время.
Хромомолибденовая ось, также обрабатывается специальным образом. Запатентованная технология дает возможность убрать все лишнее без потери прочности.
Обновленная система подшипников, может похвастать наличием эффективных сальников, не пропускающих воду, грязь и песок. Также предусмотрена возможность ревизии узла, что хвалят большинство пользователей.
Однако стоит соблюдать осторожность. Высокие шипы могут нанести серьезные травмы голени во время случайных падений или спрыскивания ног с педалей.
Shimano Deore XT M8040
- оптимальный вес;
- монолитная конструкция площадки;
- превосходная живучесть;
- возможность переборки.
- цена.
Mavic Crossmax XL Pro
Цена: от 11000 рублей.
На втором месте списка находится произведение искусства от компании Мавик.
Необычная конструкция контактной педали, позволяет изделию высоко подняться в рейтинге лучших велосипедных педалей.
Изделие предназначено для дисциплины Эндуро, может похвастать уникальной системой клипсы. Технология позволяет максимально эффективно удерживать ноги на педали и одновременно легко выстегиваться из замка. Такое решение гарантирует необычайную эффективность дополненную комфортом для пользователя.
Контактные замки предполагают наличие специальной обуви, что с одной стороны является минусом – в обычных кроссовках на велосипеде не поедешь. С другой стороны, благодаря механизму значительно повышается КПД при вращении педалей. Система позволяет не только толкать упор вниз, а еще и тянуть ее вверх.
Также имеется полноценная защита от грязи. Запатентованная конструкция разрешает выщелкиваться в педали, даже когда ноги полностью облеплены глиной.
Mavic Crossmax XL Pro
- превосходная надежность;
- необычайная прочность.
- требуется специальная обувь.
Стоимость: от 14000 рублей.
Флагманская конструкция, производимая в Японии.
Феноменальная прочность конструкции подтверждается повальным применением на соревнованиях по FreeRide, Downhill высочайшего уровня.
Эта модель предназначена только для профессионалов наивысшей категории.
Максимальная устойчивость, феноменальная прочность и долговечность гармонично дополнены привлекательным дизайном. Всецело, конструкция является эталоном среди велосипедных педалей разных производителей.
- феноменальная надежность;
- привлекательный дизайн;
- долгий срок эксплуатации.
- не обнаружено.
Зная о самых популярных моделях велосипедных педалей, можно смело отправляться в магазин, приобретать и устанавливать обновки на свой велосипед.
Подешевле или подороже?
Наиболее распространенные запчасти на велосипед – это велосипедные педали. Сложно представить себе всё многообразие моделей, среди которого необходимо выбрать себе подходящую пару. И здесь на первый план выходит главный аргумент: чем дороже – тем лучше.
- Лучшая сборка и надежные материалы. Согласитесь, что педали из алюминия или металла прослужат дольше, чем аналоги из пластика. Но не стоит забывать, что гонка за снижением веса приведет к высокому ценнику на продукцию.
- Качество оси. Хромолевая ось прочнее и надёжнее обычной стальной.
- Подшипники. Промышленные или насыпные – от этого зависит ремонтопригодность и долговечность, а также система смазки, защита от попадания воды и грязи.
Встёгивание
Большинство шоссейных педалей односторонние, то есть вы можете застегнуться только тогда, когда они находятся в нужном положении. Наибольший вес педали приходится на заднюю часть, благодаря чему она разворачивается правильной стороной к ноге. Иногда, однако, велосипеды преподносят сюрпризы, и вы можете столкнуться с попыткой задействовать неправильную сторону педали. Надеюсь, этого никто не заметит!
Некоторым велосипедистам легче встёгиваться в МТБ педали, чем в шоссейные. Во-первых, большинство (не все) педалей SPD двусторонние, поэтому вы можете закрепить их с любой стороны. Во-вторых, углубление в подошве помогает направить шип в механизм. Однако, по правде говоря, адаптация к любой системе застёгивания происходит довольно быстро.
Все разновидности контактных педалей имеют регулировку жёсткости пружины, что позволяет изменять усилие, удерживающее шип на месте. Пара минут с шестигранником позволяют настроить такую систему под свои предпочтения.
Если же вам хочется еще более легкое выстегивание у Shimano есть технология Click’r, где используется такой же принцип работы как у SPD, но защелкивание и выщёлкивание требует гораздо меньших усилий, чем в стандартных педалях. Shimano осуществила замеры и показала, что для застёгивания требуется на 60% меньше усилий, а для выстёгивания на 50% меньше.
Советы для тех, кто перешел на контакты
Некоторых велосипедистов, особенно в первое время на контактах, осознание того, что их ноги надежно пристегнуты к велосипеду, заставляет находиться в постоянном напряжении.
- На многих моделях таких педалей выстегивание осуществляется простым движением пятки в сторону. Не мгновенно, занимает некоторое время, но со временем навык доходит до автоматизма.
- Перед выездом на дорогу или велосипедную трассу рекомендуется попрактиковаться на газоне или травяном покрытии. Во время обучения вы обязательно несколько раз упадете, при этом следует понимать, что падение на траву куда приятнее, чем на оживленную дорогу.
- В первое время можно ослабить регулировочные болты для быстрого встегивания и выстегивания.
Выбор педалей для некоторых может стать действительно трудным занятием, поэтому в первую очередь мы рекомендуем определиться со стилем катания и частотой поездок, а уже исходя из этого делать выбор либо в пользу традиционных простых педалей, либо в пользу контактных систем для продвинутого использования. В любом случае – выбор за вами!
Площадь контакта и вес
Контактные педали для маунтибайков имеют довольно небольшую ширину, поэтому многие находят шоссейные контакты более стабильными, особенно при вкручивании стоя.
Тем не менее, в продаже есть контакты со специальной скобой вокруг тела педали, чтобы увеличить площадь соприкосновения с вашей обувью.
Оснащены каркасом из пластика, предназначенным для повышения устойчивости ног
Несмотря на то, что МТБ педали чаще меньше в размерах, чем шоссейные, они часто и тяжелее последних. В качестве примера можно сравнить топовые Dura-Ace R9100 с весом 228 грамм и PD-M8000 массой 343 грамм. Чувствуете разницу, 343 против 228?
SPD механизм с одной стороны и стальную платформу с другой, вес: 533 грамм.
Система SPD-SL удерживает шип в трех точках крепления, в то время как SPD предусматривает только две точки фиксации в педали, чтобы его можно было легко отцепить в условиях бездорожья. Однако в обеих системах можно регулировать силу удержание шипа, что коренным образом влияет на стабильность соединения.
Шипы
Шипы SPD-SL доступны с тремя различными предустановками свободного перемещения ноги. Обувь с красными наконечниками фиксирована (0 °), синие предлагают 2 ° поворота, а желтые обеспечивают 6 градусов свободного движения ноги.
Выполненные из пластика шипы для шоссейной обуви не утапливаются в подошве, а это значит, что при пеших прогулках они довольно быстро могут истереться.
SPD площадки выполняются в металле, они лучше защищены в пеших прогулках, оттого и служат дольше. В большинстве случаев они ещё и дешевле своих шоссейных собратьев.
Модель SH51 для МТБ позволяет выстёгиваться поворотом пятки наружу, а вот уже в модели SH56 процесс возможен в обоих направлениях. Первая обладает люфтом для свободного перемещения ноги гонщика на уровне 6 градусов, а вот значительный износ системы может увеличить эти значения, так что своевременное обслуживание может уберечь от нежелательного выстёгивания.
Цены
Цены на шоссейные контактные педали стартуют от 34 долларов США, к примеру PD-R540 (слева) и доходят до 190 долларов за Dura-Ace PD-R9100.
Контактные педали для МТБ немного дешевле, и их цены начинаются с отметки в 27 долларов за пару PD-M520 (справа) и доходят до 112 долларов за топовые PD-M9020 уровня XTR.
Педали для шоссейных велосипедов легче и эффективнее, для МТБ — дешевле, универсальнее, в них можно ходить.
Контактные велотуфли с контактными педалями: подбираем, обуваем, используем
Дисклеймер (своего рода напутственная речь). Да, это снова статья для новичков, делающих свои первые велошаги (обороты педалей). Так что не-новички могут (я был бы рад) прочитать её, только в случае желания поделиться своим опытом — иначе САЙТ ЗАКРЫТ НА РЕМОНТ)) Шучу, конечно заходите!
Итак, здравствуйте! Бытует стойкое мнение, что пока Вы не ездили в велотуфлях (те, которые модные-красивые-специальные) пристёгнутыми к велосипедным педалям (контактным, разумеется) — Вы ничего не знаете о своем велосипеде (и о себе собственно — в велосмысле, конечно). Самолично это утверждение придумал я (каюсь и горжусь), но верю в это на все 105 и более процентов.
Хоть это справедливо для физически сложных дисциплин, таких как кросс-кантри, шоссе, быстрые кроссовые велосипеды и грамотный туризм (как стиль езды), и наша направленность именно такая! Но, справедливости ради, отметим — технически сложные, экстремальные, прыгательные тут вовсе не причем, в силу своих адреналино-максималистических особенностей (а адреналин, как мы знаем, это «честный» допинг!)
( Без малейшего преувеличения легендарные педали Crank Brothers (тонны пафоса и грязесопротивления))
Эти побуждения и эта мысль, которую надо бы как-то упаковать в предложение покороче, например, «без контактов ты не знаешь ничего о своем велосипеде Джон Сноу!» — это заглавные мотивы для написания данной статьи.
Заметки из истории контактных педалей
Может, конечно, многие и пытались сделать что-то подобное ранее, но их история забыла или оставила просто не у дел. А знаем мы об… том, что контактные педали идеологически и технологически были «украдены» французской фирмой Look у самих себя же (одолжили то есть), так как фирма Look подобную собственную разработку устанавливала в своем горнолыжном сегменте (где они занимают прочные позиции): связка лыжи+лыжный ботинок, очевидно, вдохновила французов, придумать что-то получше и посовершеннее для велосипедистов, чем стремена (aka туклипсы, чудной ужасности конструкция: если есть возможность в них не кататься — избегайте непременно, если же нет — мы Вас предупреждали). Потом подключилась фирма Shimano (как без них) — и понеслось теперь на ногах и шатунах мы имеем то, что имеем (или собираемся иметь) по всему миру.
( Как это работает на самом деле — это так называемое круговое педалирование. Зачем только было башмаки каждую четверть оборота красить)
Как бы там не было, первые профессиональные велосипедисты начали использовать контактные педали и велообувь с 1990 года. Массовость пришла немного позже — через 2-3 года, ну это обычное явление — обкатаются на спортсменах (бывают и негативные опыты, а бывает и революционные вещи — как с велообувью) и дадут на вооружение рядовым велосипедистам.
(Наш «скромный» ассортимент — качественные велотуфли Nalini)
Сейчас это разнообразие настолько интересное, что уже есть почти десяток серьезных игроков на рынке, ДАЖЕ существуют педали контактные с шипом на педальке (педаль как шип) и механизмом замка на туфле (да, верно — речь о Speedplay) — очень дорого, очень инновационно, даже непонятно зачем (говорят, спринтеры любят).
(И раз уж заговорили о Speedplay’е…)
Несколько мыслей о «кто, зачем и почему»
Многовековая практика использования показывает, что:
- для безопасности. Вообразите себе спуск — даже если он дорожный (асфальт или его подобие), с хорошим покрытием — Вы обычно не просто катитесь накатом (с опытом приходит привычка таки крутить педали и не ленится — это же так захватывающе!), а активно вкручиваете! Правда, высока вероятность что с опытом — контактные педали и велообувь итак у Вас есть или обязательно появятся. Но, не будем нудить, на спуске хочется «вкрутить» и (зависит от протяженности спуска и уклона) обычно передаточных соотношений не хватает, и приходится «забалтываться», чтобы ещё добавить скорости. Когда частота оборотов педали становится очень высокой — существует немалая (и не слабая) вероятность, что нога с педали слетит (ударит по икроножной мышце или по стопе или вообще произойдет падение — случайности бывают очень случайными и вовсе неприятными). А если всё это усугубить бездорожьем, спусками более «градиентными» и природой по-живописней?
- для эффективности педалирования. Считается одним из главных «козырей в рукаве», хотя — как по мне все весьма очевидно — работа на педалях происходит как при давлении на педаль, так и при подтягивании педали обратно. Можно хорошо крутить и ровно как на равнине, так и в подъем, вставая «на педали», а про спуски мы уже говорили. Также можно насладиться правильным педаляжем (в статье где-то даже картинка есть!)
- для посадки. Посадка — это, конечно, тоже аспект эффективности, грамотно подобранная, она помогает как крутить КПДшнее, так и крутить «здоровее» (целые колени-суставы и спина)
- ну и конечно же, некуда тратить деньги (и такое бывает) — а для человека, чье хобби велосипед (вышеперечисленные стили-виды: КК, шоссе, городское асфальтье) — это очень отличное капиталовложение (полезно и правильно!)
- фактор «как у всех» не считается, потому что это полезное как у всех, так же как две руки, ноги и глаза. Бунтарствовать нет смысла!
( яркие итальянские велотуфли для горного байка)
Отрицательная сторона:
- придется потратить денег;
- придется крутить педали активнее, спортивней, полезней;
- катание на велосипеде станет ещё интереснее.
( судЫ мы прикручиваем шип, причем верная установка шипа — тоже целая наука, обращайтесь — подскажем)
Типо виды и видотипы контактных педалей
Контактные педали принято делить по сфере применения:
- кросс-кантрийные контактные педали (горные, мтб-шные), лучше встегиваются, даже если на них навалилось много грязи-слякоти-болота-песка, т.е. само собой, если Вы залезете как поколено в — они конструктивно более грязестойкие (грязерезистентные)), чем шоссейные или туристические;
- само собой, туристические — это промежуточное решение, имеющее больше общего с горными педалями — железный «вечный» шип как сердцевина, а в качестве отличия — лишь особенности конструкции. По шипу конкретнее — стандарт SPD (Shimano Pedaling Dynamics), уже ставший «народным стандартом», используется в такого типа обуви (кк или туристические);
- шоссейные «контакты«, те в которых жуть как неудобно ходить, но — площадь приложения усилия немного большая (большой пластиковый непрактичный шип (который стачивается), ходьба как на каблуках, только если бы каблук был спереди) — но Вы понимаете что ЭТО ТО ЧТО НАДО! (SPD-SL — так называются шоссейные шипы официально).
( FFFUUUUU… ну вы поняли, это туклипсы (стремена). Увидеть и забыть!!)
Почему не стоит пробовать туклипсы (на которых сейчас активно ездит весь фиксед-бомонд), спросите ВЫ? Такой вопрос, конечно, может возникнуть — потому что это позавчерашний день, и если Вы случайно попали на трансляцию трековых гонок) тоже ребята едут на «глухаре» — велосипеде без тормозов, тормозишь когда не крутишь), то там есть следующий момент — стремена (туклипсы) идут зачастую лишь как дополнение к контактным педалям, и там им, не кривя душой — и место.
Is it OK right now? (Почему бы не начать использование велотуфлей ПРЯМО СЕЙЧАС!)
Обычно велообувь и контактные педали появляются у велосипедистов ровно через год (берем начало сезона весной, катаемся, ощутили — знакомо ли Вам, когда смелости хватает ездить быстро, переключаться грамотно, тормозить плавно или как получится — но как-то до велообуви руки не доходят. Всякие фары, велокомпьютеры, крылья-рожки, прочие аксессуары идут несправедливо раньше) после покупки велосипеда. Морально зреют и подготавливаются (это того стоит ещё как), советуются с приятелями-велобратьями — и почти все берут. И все довольны (из личных знакомств знаю случай 1 из 150-170 знакомых велосипедистов, у которого видите ли «они не выстегиваются» на светофорах и человек падает — ну как бы и механизм соответствующий, надежный, но ведь внимательность никто не отменял, или я не в курсе?).
( Типичные предложения от Шимано — красивые туфли и долговечные педали за нормальное количество ден. знаков)
Начинается всё, как правило, с педалей Shimano и ими же и заканчивается — японцы приготовили видов так 10 (приблизительно) разных контактных педалей, высококачественного уровня как в «бюджете», так и в гоночных вариантах, тут Вам и педали двухсторонние, и педали с контактной плоскостью с одной стороны, и даже контакты-топталки (с поверхностью-рамкой вокруг замка шипа для простой «неправильной» обуви). Кстати, о последних — обычная обувь используется чуть реже, чем никогда, потому что, кто пробовал контакты — это всерьез и надолго.
(Очередной пример красивых велобашмаков от Nalini)
Педали фирмы Exustar по качеству сравнимые с Shimano и также очень распространены в наших краях (приятны как ценой, так и получаемым за эту цену качеством). Ещё умеют делать педали фирмы Look и Crank Brothers, но они распространены не настолько широко, поэтому даже «их не спрашивают». Стоит ли говорить, что Speedplay — удел десятков людей на целую страну (СНГшные реалии)…
Собственно весь сыр-бор — контактные ВЕЛОТУФЛИ!
Самая дорогая часть этого «дуэта» — это, конечно, обувь. Контактные велотуфли могут стоить как нормальная качественная обувь, так и как начальный ЖК-телевизор. Всему есть свои объяснения и научные обоснования. Почти всему: брендовость в первую очередь, а значит качество исполнения и зарплата маркетологам в том же ценнике, фирмы делающие добротно (многие из итальянцев, да и Shimano, разумеется) и фирмы, упоминать которые абсолютно не стоит (ввиду того, что они просто китайский китай, и всё тут!).
( В три velcro (т.е. липучки) может понадобится, когда Вам необходимо зажать на определенном участке больше, а где-то меньше — кстати на ходу ослабить-затянуть — также совсем не проблема!)
Велотуфли — отличия просты — гоночные-тренировочные и туристические-покатушечные. Визуально тоже могут отличаться сильно — бывают фирмы весельчаки (вспоминается Northwave с двумя башмаками разных цветов), бывают фирмы, которые по умолчанию дешево стоить не хотят (Sidi, Mavic), бывают «итальянцы», любящие своё дело (Nalini (фото смотрите), Diadora, Gaerne, Vittoria), ведь на минутку, в Италии велоспорт на втором месте после футбола, который все дальше-больше шоу, чем спорт. Бывают Shimano очень простые и понятные — по интернету ходят миллионы отзывов и статей — но выбирать стоит лично Вам, мерить (или мерить заочно по стельке и сайтам), смотреть как смотрится на ноге, нравится не нравится, удобно или колодка велотуфли не подходит лично Вам.
(Снова они же и снова от Nalini — симпатичные качественные велотуфли)
Выводы, итоги.
А какие тут могут быть выводы или итоги — если у Вас их нету — Вам стоит их завести, причем в обязательном порядке! Я — человек заангажированный, с велотуфлями я на ты!
А если Вы знаете об их существовании (то не ясно отчего Вы такой спокойный, сиё читающий, и не покупаете этот правильный и нужный «апгрейд» своей веложизни) и совсем ничего не предпринимаете — быть может Вы черствый, коварный человек или BMXер )) Шучу, значит Вы себя хорошо знаете и понимаете, что Вам это просто не надо. А жаль…
Как правильно выбрать педали для велосипеда
Если вы хотите купить педали для велосипеда, то скорей всего:
- Переходите на контактные педали со стандартных плоских.
- Покупаете педали для нового шоссейного велосипеда, которые обычно продаются без педалей.
- Меняете одни контактные педали на другие.
В этой статье мы расскажем как правильно выбрать велосипедные педали.
Кому нужны контактные педали?
Если вы ездите со стандартными плоскими педалями, то вы наверное замечали велосипедистов, у которых ноги надёжно прикреплены к педалям. Станут ли контактные педали правильным выбором для и вас? Не бойтесь пробовать новое — велосипедная обувь и контактные педали являются непременным атрибутом каждого велосипедиста, который хочет повысить эффективность и снизить усталость от езды на велосипеде.
Чтобы зафиксировать ногу на педали, кроме контактных педалей к ним также требуется специальная велообувь. Так называемая «контактная» комбинация обуви и педалей позволяет получить максимальный контроль над велосипедом и свести к минимуму потери энергии при педалировании.
Сначала вы можете купить что-то одно — велообувь или педали. Только перед покупкой помните о их совместимости. Дополнительно можете ознакомиться со статьей о выборе велосипедной обуви.
История контактных педалей.
В качестве альтернативы обычным плоским педалям первыми появились педали с туклипсами и ремешками, которые были единственным способом повышения эффективности педалирования. Уже позже появились контактные педали или по-английски — clipless pedals (бесклипсовые). В этих педалях крепление такое же, как и у лыж — туклипсы отсутствуют — они напрямую контактируют с обувью.
Перед тем, как начать ездить с контактными педалями, необходимо пройти краткий курс обучение. Советы по использованию контактных педалей читайте далее в статье.
Виды велосипедных педалей.
Краткий обзор основных характеристик педалей:
Шоссейный велосипед | Горный, туристический и прогулочный велосипеды | |
---|---|---|
Стиль контактной педали | 3 отверстия (Look или SPD-SL стили) | 2 отверстия (SPD стиль) |
Подошва обуви | Гладкая | Рифлёная |
Нижняя часть обуви | Очень жесткая | Жесткая |
Тип контакта | Выпирает из подошвы | Углублён в подошву |
Давайте рассмотрим эти варианты более подробно.
Плоские педали.
Наверное на вашем первом велосипеде были «плоские педали». У них широкая поверхность, на которую удобно опираться ногами. Эти педали нельзя использовать с обувью, предназначенной для езды с контактными педалями.
Тем не менее технологии идут вперёд и плоские педали также претерпели изменения. В новых версиях используются лёгкие материалы, герметичные подшипники, защищённые от влаги и грязи, и даже сменные шипы, улучшающие сцепление с педалью.
Многие велосипедисты, практикующие даунхилл, предпочитают плоские педали в комбинации со специально спроектированной обувью. Такая комбинация обеспечивает эффективное сцепление и контроль, а в случае аварии позволяет легко высвободить ноги. Конечно и контактные педали во время аварии легко расцепляются, но обычные плоские педали придают вам больше уверенности, что помогает избежать падений.
Туклипсы с ремешками.
Туклипсы представляют из себя небольшие крепления, устанавливающиеся на переднюю часть платформы педали и окружающие носок ноги. Они позволяют, как давить на педаль, так и тянуть педаль вверх, что по сути удваивает эффективность педалирования. Добавление регулируемого ремешка, который продевается через верхнюю и нижнюю часть клипсы и охватывает подъём свода стопы, создаёт лёгкую, доступную и надёжную систему крепления.
Использование туклипсов требует балансировки педали, так как под весом системы педаль старается перевернуться вверх ногами. Чтобы высвободить ногу из туклипса, просто потяните её назад.
Комбинированные педали, одновременно используемые в качестве контактных и бесконтактных.
Такие гибридные педали сочетают в себе удобство обычных плоских педалей и эффективность контактных педалей. Они могут стать отличным вариантом для всех, кто планирует перейти на контактные педали. При выборе педалей для велосипеда большинство думают, что контактные педали нужно использовать постоянно или вообще отказаться от них, но гибридные педали позволяют ездить на велосипеде в обычной обуви, не используя контакты.
Типы контактных педалей.
Контактные педали являются самым совершенным вариантом контактных систем. Принцип работы контактной педали состоит в удержании небольшого пластикового или металлического крепления на подошве велообуви в подпружиненной «клипсе», установленной на поверхности педали.
Преимущества контактных педалей:
- максимально эффективное вращение педалей — энергия на педали передаётся, как при движении педали вниз, так и вверх;
- высокий уровень контроля при запрыгивании на бордюры и при преодолении препятствий;
- высокий уровень безопасности — ноги не соскользнут с педалей при преодолении препятствий или во время дождя или снегопада.
Контактные педали для горного велосипеда.
Наиболее универсальными контактными педалями для горного велосипеда являются педали с клеммами на два отверстия. Эти контактные педали могут использоваться на всех типах велосипедов: шоссейных, горных, туристических и городских. Более углубленный вариант крепления в сочетании со специальной велообувью позволяет легче и тише ходить пешком.
Конструкция педалей с двумя отверстиями часто называется системой «SPD» (сокращение от Shimano Pedaling Dynamics). Shimano была одной из первых компаний, которая начала развивать данную систему и на сегодняшний день продолжает оставаться лидером на рынке. Другие производители, такие как Crank Brothers’ Candy и Time’s ATAC, разработали похожие системы, работающие на тех же принципах.
Как на горных, так и на шоссейных велосипедах винты проходят через два отверстия, прикрепляя клеммы к двум дорожкам или выемкам на нижней части совместимой велообуви. Это позволяет перемещать клеммы вперёд и назад, чтобы добиться необходимого угла и положения для обеспечения максимального комфорта и простоты зацепления педали.
В идеальном варианте клемма должна располагаться прямо под подъёмом свода стопы. Поэкспериментируйте с местом размещения клеммы, чтобы найти свою оптимальную позицию, в которой вы сможете легко сцепляться с педалью и в которой вам будет максимально удобно вращать педали. Боковая или «поворотная» настройка клеммы позволяет подстраиваться под разные стили педалирования: одни велосипедисты предпочитает вращать педали носками вовнутрь, другие — наружу, а третьи — прямо.
Контактные педали для шоссейного велосипеда.
На шоссейных велосипедах чаще всего используются контактные педали с клеммами на три отверстия, которые часто также называют «Look» (в честь компании, которая их разработала). Эти клеммы больше по размеру, изготавливаются из пластика и сильнее выступают из подошвы велосипедной обуви, чем аналогичные клеммы на два отверстия. Другие компании также разработали контактные педали с клеммами на три отверстия, например, Shimano SPD-SL.
К преимуществам таких контактных педалей следует отнести более равномерное распределение нагрузки на педаль — из-за больших размеров клеммы. Таким образом снижается давление в точках контакта с педалью и обеспечивается более надёжное сцепление во время высоких нагрузок, характерных для шоссейного велосипеда. Если вы предпочитаете более спокойный стиль езды на велосипеде, то вам лучше выбрать контактные педали с клеммами на два отверстия, которые позволяют легче ходить в велообуви, а также садиться и слезать с велосипеда.
Варианты размещения и количество шипов:
Два шипа: Shimano SPD, горные контактные педали Crank Bros., Time.
Три шипа: Shimano SPD-SL, шоссейные контактные педали Look, Time.
Четыре шипа: некоторые шоссейные педали Speedplay и Time.
Опции контактных педалей.
Степени свободы педалей.
И последнее, про что стоит рассказать — степени свободы педалей. Когда вы встёгиваетесь в контактную педаль, то шип блокируется в механизме педали и прочно удерживается на месте. Степень свободы педали обозначает максимальный угол, на который вы можете повернуть ногу, пристёгнутую в педаль. В некоторых контактных педалях нога жестко зафиксирована под определённым углом, а другие педали позволяют настроить степень люфта. По мере приобретения опыта езды с контактными педалями, вы сможете более точно их отрегулировать исходя из личных предпочтений.
Если у вас имеются какие либо проблемы с коленным суставом, то вам обязательно следует использовать контактные педали со степенями свободы.
Клеммы со множественными способами расстыковки.
Большинство контактных педалей отсоединяются движением в сторону. Так называемые клеммы с множественными способами расстыковки отличаются только тем, что процесс расцепления происходит немного легче и несколькими способами — движением пятки наружу, внутрь или вверх. То есть в эксплуатации они несколько проще за аналоги, которые расцепляются только в сторону. Других отличий практически нет.
Перед тем, как купить велообувь, обязательно убедитесь, что она совместима с выбранной вами моделью контактных педалей.
Как ездить с контактными педалями.
Перед тем, как начать ездить на велосипеде с контактными педалями, потребуется немного попрактиковаться. Чтобы выстегнуть велоботинок из педали, просто отведите или поверните пятку в сторону от велосипеда. В определённой точке клемма должна расцепиться и нога высвободится из педали. Это движение легко запоминается, но сначала вы должны хорошо попрактиковаться, чтобы выработалась мускульная память и уверенность в этом процессе.
Практиковаться использовать контактные педали лучше всего на ровном газоне, так как в процессе обучения вы скорей всего несколько раз упадёте. Мягкая поверхность поможет избежать серьёзных травм. Также потренироваться сцепляться и расцепляться с контактными педалями можно на велотренажёре или просто попросить друга подержать руль вашего велосипеда, пока вы будете практиковаться.
Чтобы выработать мускульную память, вам потребуется выполнить данное упражнение 50 — 60 раз (с каждой педалью). После этого вы сможете встёгиваться и выстёгиваться из контактных педалей даже не задумываясь об этом.
Совместимость креплений.
Шипы прикручены к подошве велоботинка. Чтобы гарантировать безопасное сцепление и расцепление, шипы должны точно соответствовать клеммам педалей. Поэтому шипы обычно поставляются с педалями, а не с обувью.
Чтобы создать связку контактных педалей и совместимой велообуви, вам необходимо купить:
- контактную обувь с отверстиями, которые должны соответствовать приобретаемому типу шипов;
- совместимые крепления и педали (продаются вместе), также их можно приобрести отдельно, чтобы заменить в случае износа.
Для безопасного использования контактных педалей шипы на велоботинке должны располагаться в требуемых местах. Из-за неверного расположения клемм или неправильно подобранного усилия расцепления могут возникать боли в коленном суставе. Если у вас имеются какие-либо вопросы, то можете обратиться за помощью к веломеханику в своём местном веломагазине.
Техническое обслуживание педалей.
Обслуживание контактных педалей.
Если стыковка и расстыковка педалей происходит с большими трудностями, то сперва поищите видимые признаки повреждения. Если вы ничего не обнаружили, то наверное ваши контактные педали следует просто почистить и смазать. Хорошенько почистите педали тёплой водой, уберите грязь и различные осколки. Дайте педалям время обсохнуть и нанесите немного смазки на клеммы. На двусторонних системах не забудьте смазать другую сторону. Если у вас остались другие вопросы, то можете обратиться за помощью к веломеханику в своём местном веломагазине.
Если у вас нет набора специальных щёток для чистки, то для этой цели отлично подойдёт старая зубная щётка.
Обслуживание туклипсов.
Туклипсы практически не нуждаются в техническом обслуживании. Разве что иногда наносите небольшое количество смазки на ремешок туклипсов. Также периодически проверяйте количество натяжение гаек, которые могут раскручиваться сами по себе.
Часто задаваемые вопросы по велосипедным педалям.
Что лучше купить в первую очередь: обувь или педали?
Не имеет никакого значения. Обычно в первую очередь покупается обувь, но всё же сначала необходимо определиться с педалями и их желаемыми характеристиками. Выбор педалей для велосипеда зависит от вашего стиля езды и типа велосипеда. Выбор велосипедной обуви основывается на их совместимости с педалями, удобстве, цене и их характерных особенностях.
Существуют ли контактные педали для новичков, которыми легче пользоваться, чем остальными?
В большинстве контактных педалей используется одинаковый принцип работы. Они оснащены пружиной с регулируемым натяжением, что позволяет облегчить процесс сцепления с педалями. Новичкам лучше купить двусторонние контактные педали, с которыми легче управляться, так как они позволяют сцепляться с любой стороной педали. Кроме того большинство предпочитают педали с большими платформами, чтобы на них было легко стоять, если во время начала езды не успели сцепиться с педалями.
Чтобы установить педали на велосипед нужно просто открутить старые педали и прикрутить новые?
Да. В большинстве случаев вам потребуется только специальный ключ для педалей или разводной ключ. Характерной особенностью педалей является наличие резьбы, противоположной направлению вращения педалей, чтобы они не раскручивались во время езды. Чтобы ослабить педаль, поместите ключ на ось рукояткой вверх. Возьмите в одну руку кривошип, а другой рукой захватите ключ и крутите им в строну заднего колеса. Оси новых педалей помечаются буквами L и R, что даёт возможность определить какая педаль с какой стороны должна находится — справа или слева (когда вы сидите на велосипеде). Далее просто закрутите педали рукой и докрутите ключом. При необходимости можете обратиться за помощью к веломеханику в местном веломагазине.
Почему цена контактных педалей колеблется в диапазоне от 50 долларов до 300 долларов и выше? Чем они отличаются?
В дорогих контактных педалях используются лёгкие, современные и прочные материалы, подшипники с большим сроком эксплуатации, уделяется большое внимание внешнему виду. Если вы редко катаетесь на велосипеде, то вам будет достаточно купить недорогие педали. Если же вы ездите на велосипеде довольно часто и в сложных условиях, то в долгосрочной перспективе более выгодным приобретением могут оказаться более дорогие педали.
Когда следует менять клеммы?
Клеммы следует заменить, если они износились до такой степени, что происходит спонтанное расцепление с педалями. Также клеммы подлежат замене, если они повреждены или имеют трещины, так как в этом случае они будут плохо работать или могут даже сломаться в самый неподходящий момент. Если вы заядлый велосипедист, то скорей всего вам придётся менять клеммы достаточно часто — примерно один раз в год. Велосипедистам, которые ездят на велосипеде не очень часто, одних клемм хватит примерно на пять лет.
Как мне найти подходящие для клеммы для замены?
Найти подходящие клеммы довольно просто. Клеммы соответствуют педалям. Поэтому, прежде чем отправиться в магазин за новыми клеммами, определите какая именно модель педалей установлена на вашем велосипеде. Часто каждой педали соответствует только один подходящий вариант клемм. Если вы не знаете как определить модель ваших педалей, то можете взять свою велообувь и обратиться за помощью к механику в веломагазине, либо же просто сфотографируйте педаль и клеммы и отправьте фото специалисту, который разбирается в контактных педалях.
Как выбрать педали для велосипеда
При выборе педалей в первую очередь необходимо учитывать предполагаемый стиль езды. Скажем, оптимальные педали для шоссейных велосипедов будут отличаться от горных. Второй момент – определитесь с приоритетными характеристиками. Вам нужна максимальная эффективность контактных педалей или простота и маневренность платформенных? Возможно, вы бы хотели получить одновременно и то, и другое?
Отдав предпочтение контактным педалям, убедитесь, что сами педали, шипы и обувь совместимы друг с другом. Неважно, купите вы вначале обувь или педали, главное – перед приобретением второго предмета удостоверьтесь, что он совместим с первым. Что касается шипов, то они могут продаваться как в комплекте с педалями, так и отдельно.
Типы педалей
Платформенные педали
Именно такие педели, скорее всего, были на вашем самом первом велосипеде. Платформенные педали обладают хорошим сцеплением с подошвой, надежным упором для стопы с обеих сторон и могут использоваться практически с любой обувью за исключением специальных вело-туфлей для контактных педалей.
В новых моделях используются чрезвычайно легкие материалы, герметичные подшипники, препятствующие проникновению влаги и грязи, и даже съемные шипы на поверхности педали для лучшего сцепления в дождливую погоду.
Многие любители даунхилла предпочитают именно такой тип педалей в сочетании со специальной обувью. Такая комбинация обеспечивает достаточное сцепление и управляемость, и при этом в случае падения позволяет мгновенно убрать стопу с педали. Да, контактные педали также не намертво прикреплены к ноге, но в условиях повышенной опасности, присущей скоростному спуску на горном велосипеде, именно платформенные педали способны придать велосипедисту уверенность, которая бы позволила избежать падения.
Туклипсы с ремнями
Туклипсы – это небольшие крепления, фиксирующиеся на переднем краю платформенных педалей и надевающиеся на носок. Они надежно удерживают стопу, но при этом оставляют возможность вертикального хода пятки в процессе кручения педалей.
При помощи проходящих через верхнюю и нижнюю часть регулируемых ремней туклипсы обхватывают переднюю часть ступни, обеспечивая хоть и базовую, но при этом легкую, доступную и надежную систему фиксации.
Контактные педали
Принцип фиксации в данном типе педалей напоминает лыжные крепления. Суть механизма состоит в том, что небольшой пластиковый или металлический шип, расположенный на подошве вело-туфлей, входит в пружинную защелку на поверхности педалей. При этом ступня фиксируется очень прочно и не выскальзывает из крепления при увеличении интенсивности езды или преодолении бугристой поверхности.
Чтобы научиться освобождать ногу из контактных педалей, может потребоваться какое-то время, но затем этот процесс будет даваться вам предельно просто.
Основные характеристики контактных педалей
Горные, туристические или городские велосипеды
Шоссейные велосипеды
2 отверстия (SPD, Crankbrothers, Time)
3 отверстия (Look, Time или SPD-SL)
Протектор обуви
Подошва обуви
Утоплены в подошву
Торчат из подошвы
Педали для горных велосипедов
Контактные педали для горных велосипедов оснащены шиповой системой с 2 отверстиями. Винты в данном случае проходят через два отверстия, прикрепляя шипы к двум слотам или дорожкам на подошве соответствующей обуви. Это позволяет в небольшом диапазоне регулировать расположение шипа и угол сцепки для достижения максимального комфорта при езде.
Систему с двумя отверстиями часто называют SPD (сокращение от Shimano Pedaling Dynamics). Дело в том, что Shimano одними из первых применили данную систему и по сей день остаются лидерами рынка. Среди других производителей, выпускающих аналогичные педали, стоит отметить Сrankbrothers и Time.
Педали для шоссейных велосипедов
Контактные педали для шоссейных велосипедов зачастую оснащены шипами с 3 отверстиями. Эта конструкция иначе известна под названиями Look (название компании-изобретателя) или SPD-SL. Такие шипы больше по размерам, делаются из пластика и сильнее выступают из подошвы.
Преимуществом такой системы за счет большего размера шипа является более равномерное распределение нагрузки по поверхности педали, что в свою очередь снижает давление в точках контакта и обеспечивает более надежное сцепление при интенсивной езде.
Однако если вы не ставите перед собой какие-то серьезные спортивные задачи или часто спешиваетесь, то для вас оптимальным выбором будет система с двумя отверстиями хотя бы потому, что в совместимой с ней обуви гораздо удобнее ходить пешком.
Контактно-платформенные педали
Этот гибрид сочетает в себе универсальность платформенных педалей с высокой эффективностью контактных. По большому счету, это идеальное решение для всех, кто считает контактные педали слишком сложными. И если раньше велосипедистам приходилось выбирать что-то одно, то сегодня у противников вело-обуви появился еще один вариант.
Характеристики педалей
Свободный ход: Когда вы ставите вело-туфлю с шипом на контактную педаль, происходит защелкивание шипа в фиксирующем механизме, и ступня плотно зажимается на месте. Так вот, свободный ход – это угол, в рамках которого ступня все же может двигаться на педали. Существует небольшое количество моделей вообще без свободного хода и с регулируемым значением такового, но в подавляющем большинстве контактные педали выпускаются с фиксированным значением свободного хода. Тем не менее, понимание важности этого параметра приходит лишь с опытом.
Multiple-release cleats: Процесс разъединения большинства контактных механизмов осуществляется поворотом ступни в сторону. Так называемые multiple-release cleat отличаются лишь тем, что освобождение обуви от педали происходит немного легче и позволяет сделать это под углом более широкого диапазона (пятку можно отводить как наружу, так и внутрь, а также допускается небольшая приподнятость пятки над педалью). На самом деле, единственное преимущество таких педалей заключается в том, что они немного проще в освоении. Продаются Multiple-release cleats, как правило, отдельно от педалей.
Как пользоваться контактными педалями
Да, к контактным педалям действительно нужно привыкнуть. Для отсоединения вело-туфли от педали достаточно просто повернуть пятку в обратную сторону от рамы велосипеда. В определенной точке система сама разомкнет механизм и освободит ногу. В целом, движение это очень простое, но для развития мышечной памяти и уверенности его нужно попрактиковать.
Лучшим местом для оттачивания навыков станет ровное поле с короткой травой. Приготовьтесь к тому, что пару раз вы непременно упадете, но мягкая земля поможет избежать серьезных травм. В качестве еще более безопасной альтернативы можно практиковаться на велотренажере или же попросить товарища поддерживать велосипед за руль.
Совет: Мышечная память лучше сформируется после 50-60 повторов для каждой ноги. Тренируйтесь по этой схеме, и вскоре сможете управляться с контактными педалями на уровне инстинктов.
Уход за педалями
Контактные педали
Если процесс защелкивания или размыкания механизма контактной педали стал затруднительным, может понадобиться чистка или смазка. Сперва осмотрите педаль на предмет очевидных повреждений. Если таковых не обнаружится, отмойте педаль теплой водой и удалите с нее всю грязь. Дайте просохнуть и нанесите несколько капель смазки низкой вязкости на клипсы. Если система двусторонняя, не забудьте проделать то же самое со второй стороной. Если и это не помогло, обратитесь к специалистам.
Совет: Если у вас нет специальной щетки для чистки, вполне подойдет обычная старая зубная щетка.
По большому счету, туклипсы вообще не предполагают какого бы то ни было обслуживания. Изредка наносите каплю смазки на ременной зажим и периодически проверяйте затяжку крепежных гаек, поскольку они имеют обыкновение со временем разбалтываться.
Источники:
https://portalss.ru/zapchasti/kak-vybrat-velosipednye-pedali.html
https://dnipro.bike/kontaktnyie-velotufli/
http://velofun.ru/choose/kakie-velosipednye-pedali-luchshe-kupit.html
https://sport-51.ru/article/cycle-racing/9270-kak-vybrat-pedali-dlja-velosipeda.html