Коробка автомат для велосипеда

Содержание скрыть
3 Какие бывают переключатели скоростей для велосипеда и что лучше выбрать — всё о велоспорте

Самые надёжные АКПП: ТОП-10

Описание и особенности наиболее надежных автоматических коробок передач: топ-10 АКПП, их характеристики. Видео о надежности «автомата».

Самые надёжные АКПП: ТОП-10

Считается, что механическая коробка передач надёжнее автоматической. Однако большое количество современных автомобилей снабжаются именно «автоматами» благодаря удобству управления и другим преимуществам последних. Также среди моделей АКПП найдётся по крайней мере десяток, способных перенести без существенных поломок как сложные условия эксплуатации, так и капризы некоторых водителей. И даже после капремонта работают, «как часы». Что же представляют собой такие устройства – об этом далее в обзоре.

Критерии надёжности АКПП

Критерии надёжности АКПП

Пожалуй, любой владелец автоматической трансмиссии желает, чтобы она работала долго и безотказно. А вот производители зачастую ограничивают потенциальный пробег необслуживаемых АКПП до 150 тысяч км, и это при том, что эксплуатационный ресурс двигателя автомобиля составляет в среднем 400 тыс. км.

Настоящие же «автоматы-марафонцы» сегодня практически не выпускаются. По всей видимости, производителям они не выгодны. Зато на вторичном рынке можно отыскать авто с АКПП, способными проработать на дистанции 300 – 350 тысяч километров и более без ремонта. Такие коробки автолюбители порой называют «неубиваемыми».

Кроме того, о надёжности той или иной АКПП можно судить по её популярности у автолюбителей или по их отзывам. Хорошую репутацию завоевали себе «автоматы» от ZF, Aisin, Jatco. Высоким качеством отличается подобная продукция и от некоторых автопроизводителей, таких как General Motors.

Рейтинг надёжности АКПП на 2021 год

1. Aisin TF-80SC

Aisin TF-80SC

Устройство под названием TF-80SC можно по праву назвать самой надёжной АКПП в мире. Шестиступенчатый агрегат отличается компактностью, прекрасной сбалансированностью, отлаженной работой гидроблока и электронного блока управления. Коробка легко поддаётся ремонту, к тому же доставляет владельцам намного меньше хлопот, чем её предшественники TF60-SN и AW55-50.

Гидроблоки АКПП TF-80SC являются разработкой японской компании Aisin, но изготавливают их и программируют автопроизводители с учётом особенностей конкретных моделей машин. Вообще, сложились два разных подхода к настройке электроники коробки:

  • американский – для Ford, Mazda, Land Rover;
  • европейский – для Volvo, Opel, Peugeot.

Популярность TF80-SC – лишнее подтверждение того, что АКПП не намерены уходить с рынка в угоду «роботам». К тому же предполагавшийся массовый переход Volvo на преселективные коробки DSG откладывается на неопределенное время.

2. ZF 6HP26/28/32

Это семейство АКПП от немецкой компании ZF рассчитано на автомобили с двигателем объёмом до 6 л. Коробка ZF 6HP хотя и отличалась быстрым износом фрикциона гидротрансформатора, а также проблемами с мехатроником, зато обладала весьма удачной конструкцией и стала своего рода ориентиром для других производителей «автоматов».

Подобно своей предшественнице 5HP19, «шестёрка» хорошо переносит ремонт и при надлежащем уходе она легко покоряет миллионный километр. Коробки от Aisin могут составить конкуренцию немецкой серии 6HP в плане надёжности и мощности, но не комфорта.

ZF 6HP можно обнаружить на следующих автомобилях:

  • BMW 3, 5, 6, 7 Series, X3, X5, X6;
  • Bentley GT/GTC;
  • Maserati Spider;
  • Rolls Royce Drophead Cupe.

3. Volkswagen 01M

Volkswagen 01M

Четырёхступенчатая АКПП от немецкого концерна, получившая распространение на переднеприводных автомобилях с объёмом двигателя до двух литров. Характерно, что быстрое переключение передач обеспечивает у неё не гидравлический, а электронный блок.

Гидротрансформатор с подшипником, входящие в состав этой коробки передач, считаются весьма надёжными деталями даже с учётом имеющейся принудительной блокировки. 01M вполне поддаётся ремонту, а при должном уходе способна показать пробег длиной более полумиллиона километров.

При этом в 1995 году стартовал выпуск не только агрегатов 01M, но и выигрывающих у них по эффективности и цене пятиступенчатых ZF 5HP19. Такое положение дел вынудило VAG закрыть собственные разработки классических АКПП, перейдя в дальнейшем на «автоматы» от Aisin и ZF Group.

Однако совсем прекращать эксперименты с трансмиссией концерн VAG не собирался и запустил производство собственных вариаторов 01J-CVT. А после относительной неудачи с этой моделью, стал выпускать считавшиеся более перспективными преселективные «роботы» DSG.

АКПП 01M нашла своё применение на следующих автомобилях:

  • Audi A3;
  • Volkswagen Passat;
  • Mercedes V-Class.

4. Ford 4F27E

А эту четырёхскоростную АКПП от американского производителя можно ремонтировать, не снимая с машины. 4F27E предназначена для переднеприводных транспортных средств с объёмом двигателя до двух литров.

Неприхотливая и простая в эксплуатации, 4F27E нередко служит моделью для обучения механиков по ремонту АКПП. Коробка надёжна, ремонтопригодна, и при надлежащем уходе готова проехать полмиллиона километров.

Среди автомобилей, которым досталась 4F27E, можно отметить:

  • Ford Fiesta;
  • Mazda 2, 3, 5, 6;
  • Hongqi Mingshi.

5. Chrysler 45RFE

Chrysler 45RFE

Среди американских АКПП, рассчитанных на сверхмощные двигатели, эта модель считается самой надёжной. Коробка сопрягалась с силовыми установками объёмом до 4,7 л, которыми снабжались внедорожники Jeep: Grand Cherokee и Liberty, или пикап Dodge Dakota.

Помимо четырёх скоростей переднего хода, используемых при нормальном ускорении, АКПП снабжалась дополнительной второй для разгона в режиме «кикдаун». Но несмотря на использование фактически пяти передаточных чисел, компания Chrysler назвала коробку «четырёхступенчатым автоматом». Индекс агрегата расшифровывается следующим образом:

  • 4 – количество основных передних передач;
  • 5 – класс коробки по крутящему моменту;
  • R – «Rear wheel drive» (задний привод);
  • FE – «Full Electronic» (полностью электронное управление переключением передач).

Обслуживание 45RFE сводится к замене масла и фильтров. Если это делать вовремя, то американский «автомат» сможет продемонстрировать пробег до 400 тыс. км без капремонта.

6. GM 5L40E

Разработанный на базе завоевавшей популярность в США коробки 4L60E, пятиступенчатый «автомат» 5L40E нашёл широкое применение на заднеприводных автомобилях от GM и BMW. АКПП надёжна и обладает большим количеством функций. В частности, поддержкой ручного управления и спортивного режима езды.

К марке трансмиссионной жидкости «автомат» особых претензий не предъявляет, зато требователен к её объёму, чистоте и температуре. При соблюдении этих условий пробег американской коробки без проведения капитального ремонта может достичь 300 тысяч км.

Среди автомобилей, оснащённых АКПП GM 5L40E, стоит отметить:

  • BMW 3, 5 Series, X3, X5;
  • Cadillac CTS, SRX, STS;
  • Land Rover Range Rover.

7. Jatco JF613E

Jatco JF613E

АКПП от японского производителя, способная передавать крутящий момент до 330 Нм и относящаяся ко категории «heavy-duty», в которой конкурирует с айсиновской TF-80SC, хотя немного проще и дешевле. А по надёжности и сроку службы JF613E может поспорить с коробкой 6T45 от GM или корейским семейством A6MF1 от Hyundai.

При своевременной замене масла, а также езде без перегревов и экстремальных ускорений JF613E сможет проработать на расстоянии более 200 тыс. км, не отвлекаясь на капремонт.

Причём, детали коробки, как и подобает продукции Jatco не только надёжны, но и обладают запасом мощности. Ну, а по достижении серьёзных пробегов желательно провести плановую профилактику агрегата, которая не представляет особой сложности, но способна значительно увеличить срок эксплуатации АКПП.

JF613E украсила трансмиссию следующих автомобилей:

  • Nissan Qashqai/Qashqai+2;
  • Mitsubishi Lancer;
  • Renault Espace.

8. Hyundai A8LR1/TR1

Восьмиступенчатые АКПП тоже могут быть довольно надёжными. Как, например, корейские «собратья» A8LR1 и A8TR1, рассчитанные, соответственно, на двигатели V6 и V8. Имевшие место на начальных этапах производства неполадки с электроникой, в том числе – неправильная настройка компьютера коробки, были устранены. После чего значимых отклонений в работе агрегата не наблюдалось.

АКПП семейства A8 нуждаются в масле SP-IV RR, объём и качество которого следует проверять каждые 60 тыс. км пробега. При необходимости жидкость следует поменять, а заодно и поддон с фильтром. Тогда и срок службы «автомата» будет немалым.

Коробки A8LR1 и A8TR1 – прерогатива относительно редких автомобилей:

  • Hyundai Equus;
  • Hyundai Genesis;
  • Kia Quoris.

9. АКПП Infiniti QX60

АКПП Infiniti QX60

В кроссовере QX60 второго поколения японский автопроизводитель Infiniti намерен заменить вариатор на девятиступенчатый «автомат»! Совершенно новая АКПП от компании ZF характеризуется весьма приличным передаточным числом – почти 10:1. От коробки ожидается надёжная работа, а также уверенная и быстрая реакция.

Сам автомобиль оснастили шестицилиндровым двигателем, который для снижения вибрации установили на активные опоры. Основные характеристики мотора:

  • объём: 3,5 л;
  • мощность: 295 л. с.;
  • крутящий момент: 360 Нм.

Кроссовер призван обеспечить комфортную езду как в городе, так и на шоссе. Для этого в машине предусмотрены пять режимов движения: Standard, Eco, Sport, зимний Snow и настраиваемый Personal.

О том, как себя проявит многообещающая АКПП на деле, можно будет судить уже после начала массовых продаж обновлённого кроссовера QX60. Infiniti намерены вывести этот роскошный SUV на рынок в середине 2021 года.

10. Jatco JF414E (для Lada Granta)

Jatco JF414E (для Lada Granta)

Lada Granta стала первым российским автомобилем, оснащённым автоматической КПП. Этим устройством была и остаётся до сих пор четырёхступенчатая JF 414E от именитого производителя Jatco.

Интеграция японского «автомата» с тольяттинским седаном проходила не совсем гладко, но всё же трансмиссию с двигателем удалось подружить. Высокие уровни качества и надёжности JF 414E подтверждаются результатами многочисленных тест-драйвов и отзывами владельцев. Уход за АКПП сводится к периодической замене лубриканта и фильтра. Формально и такое обслуживание не требуется, но всё же лучше лишний раз позаботиться об агрегате.

А вот гарантийный ремонт этой коробки АвтоВАЗ не проводит. В случае неисправности АКПП меняется на новую, а вышедшее из строя устройство отправляется его непосредственному производителю – компании Jatco для «разбора полётов».

Основные характеристики Lada Granta:

  • мощность двигателя: 87 – 106 л. с.;
  • дорожный просвет: 180 мм;
  • привод: передний.

Заключение

Японские АКПП от таких компаний, как Aisin и Jatco, уже по определению считаются достаточно надёжными. Не отстают по этому показателю и немецкие ZF. И всё же среди новых авто непросто отыскать модель с «долгоиграющей» автоматической коробкой передач, поскольку автопроизводители зачастую отдают приоритет динамическим показателям агрегата, нежели его износостойкости. Зато на вторичном рынке приобрести машину с «автоматом», обладающим запасом пробега в миллион километров, вполне реально.

Видео о надежности «автомата»:

8 лучших переключателей скоростей

Подборка суппортов для установки на различные модели велосипедов — самые надежные переключатели скоростей для езды по городу и преодоления сложных маршрутов.

Переключатель скоростей

Лучшие задние переключатели скоростей

Подобные модели характеризуются наличием мощной пружины. С ее помощью параллелограммный механизм перемещает лапку с закрепленными роликами вдоль оси. Переключение передач в одну сторону происходит благодаря натяжению привода, в противоположную — под действием пропущенной через суппорт цепи.

SRAM GX Eagle 00.7518.097.000

SRAM GX Eagle 00.7518.097.000

Главной особенностью модели является поддержка технологии струйной передачи. Она обеспечивает плавную кривую смещения во время переключения скоростей.

Благодаря этому трансмиссия функционирует последовательно, точно и бесшумно. Четкому перемещению также способствуют системы X-Actuation и X-Horizon.

Вес суппорта составляет 290 граммов, материал корпуса — алюминий. Стальная пружина сохраняет упругость на протяжении всего срока эксплуатации. Крепления роликов выполнены из нержавеющей стали и не боятся сложных условий эксплуатации.

Достоинства:

  • прочность;
  • коррозионная стойкость;
  • плавное переключение;
  • тихая работа;
  • малый вес.

Недостатки:

  • высокая цена.

SRAM GX совместим со всеми трансмиссиями серии Eagle – это профессиональный переключатель для серьезных горных велосипедов.

Campagnolo Super Record EPS RD12-SR1EPS

Campagnolo Super Record EPS RD12-SR1EPS

Особенностью модели является высокая скорость переключения передач. Переход на 11 звездочек осуществляется в течение 1,5 секунд даже при большой нагрузке.

Применение датчика положения гарантирует идеальное перемещение цепи. Все компоненты конструкции обработаны специальными составами для повышения износостойкости.

Количество поддерживаемых скоростей — 11. Весит узел 203 грамма. Основные элементы корпуса изготовлены из монолитного углеродного порошкового технополимера, что обеспечивает их небольшой вес и жесткость. Система ручного расцепления облегчает обслуживание трансмиссии в случае неисправности.

Достоинства:

  • водонепроницаемость;
  • ударопрочность;
  • быстрое переключение;
  • малый вес;
  • удобство обслуживания.

Недостатки:

  • дорогостоящий ремонт.

Campagnolo Super Record стоит приобрести для эксплуатации в сложных условиях. Однозначно, это – вариант для маунтинбайков.

Shimano Acera RD-M360-SGS

Shimano Acera RD-M360-SGS

Одной из особенностей модели является широкий линк, обеспечивающий точность переключения скоростей. Корпус суппорта изготовлен из высокопрочного пластика, не боится повреждений при столкновениях.

Количество зубьев 34, скоростей — 7 или 8. Простая и надежная конструкция гарантирует совместимость с различными цепями и кассетами. Лапка из алюминиевого сплава не подвержена коррозии, что также повышает срок службы дерэйлера.

Достоинства:

  • долговечность;
  • универсальность;
  • малый вес;
  • высокая прочность.

Недостатки:

  • сложная установка.

Shimano Acera RD-M360-SGS стоит приобрести для установки на трансмиссию прогулочного или туристического велосипеда. Переключатель поддерживает кассеты с наименьшей звездой 11Т и наибольшей 34Т.

SunRace RDM41

SunRace RDM41

Модель устанавливается при помощи крепежа под крюк и может быть зафиксирована на петухе либо специальном отверстии в раме. Это обеспечивает совместимость суппорта с трансмиссиями различных типов. Поддержка индексного переключения передач гарантирует четкую смену скорости.

Максимальная передняя разница зубьев — 20. Весит переключатель 376 граммов. Корпус дерэйлера изготовлен из металла и пластика. Он устойчив к резким ударам и не подвержен коррозии, что гарантирует стабильную работу в сложных условиях.

Достоинства:

  • универсальное крепление;
  • прочный корпус;
  • точность переключения;
  • долговечность;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • крупные габариты.

SunRace RDM41 совместим с семискоростными трансмиссиями – недорогой, но надежный вариант для владельцев горных, шоссейных или гибридных велосипедов.

Лучшие передние переключатели скоростей

Конструкция таких моделей включает металлическую рамку, перемещающуюся из стороны в сторону над передними звездами. Суппорт может быть закреплен при помощи хомута на раме, каретке или специальной платформе (Braze-on).

Shimano XTR IFDM9020D6

Shimano XTR IFDM9020D6

Большое тяговое усилие модели гарантирует легкое переключение скоростей и снижает риск перетирания цепи. Применение системы Side Swing обеспечивает более плавную смену скоростного режима. Суппорт закрепляется при помощи бокового хомута, что позволяет увеличить зазор.

Емкость переключателя — 10 зубьев, вес 116 г. Основные элементы дерэйлера изготовлены из нержавеющей стали и алюминия. Они устойчивы к ударам и агрессивному воздействию среды. Технология Dyna Sys улучшает соотношение передаточных чисел 11-скоростной трансмиссии.

Достоинства:

  • плавное переключение;
  • долговечность;
  • малый вес;
  • прочность;
  • быстрый монтаж.

Недостатки:

  • высокая цена.

Shimano XTR хорош для быстрого переключения скоростей во время прохождения сложного маршрута. Сфера его применения – горные велосипеды.

Power FD-10TT

Power FD-10TT

Металлическая конструкция модели, подвергнутая цинкованию, отличается устойчивостью к ударам, деформации и воздействию влаги. Переключатель использует верхнее направление подвода троса.

Диапазон скоростей задней передачи — от 5 до 7, максимальный размер звезды 42Т. Суппорт фиксируется на раме диаметром 28,6 мм хомутом, что позволяет установить его за несколько минут.

Достоинства:

  • высокая прочность;
  • простой монтаж;
  • стойкость к коррозии;
  • малый вес;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • задержка перед переключением.

Power FD-10TT не боится сложных условий эксплуатации и будет полезен для переключения скоростей городского или шоссейного велосипеда.

Stels KFD-01

Stels KFD-01

Установка этого переключателя осуществляется с помощью хомута и одного болта с гайкой. Она не занимает много времени и не требует наличия инструментов. Для монтажа на рамы небольшого диаметра может быть использована специальная прокладка.

Вес суппорта составляет 0,145 кг, число зубьев передней звезды — 42Т. Корпус изготовлен из порошкового металла и подвергнут антикоррозийной обработке, что исключает риск заклинивания при длительной эксплуатации в плохую погоду.

Достоинства:

  • легкий монтаж;
  • не боится влаги;
  • минимальный вес;
  • доступная цена.

Недостатки:

  • непрочный корпус.

Stels KFD-01 поддерживает семискоростные трансмиссии, поэтому подходит для шоссейных и городских велосипедов.

Microshift FD-M22

Microshift FD-M22

Для фиксации на раме модель использует хомут диаметром 34,9 мм. В комплектацию включены адаптеры, обеспечивающие надежное закрепление суппорта и на более тонких конструктивных элементах. Универсальная тяга облегчает установку на велосипед с любым типом рамы.

Линия цепи — 50/47,5 мм, масса переключателя составляет 152 г. Дерэйлер изготовлен с применением стали и алюминия. Это дает и легкий вес, и устойчивость к механическим повреждениям в результате столкновений.

Достоинства:

  • универсальное крепление;
  • высокая прочность;
  • малый вес;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • неустойчивость к коррозии.

Microshift FD-M22 подойдет для переключения до трех скоростей. Неплохое решение для установки на городские велосипеды.

Какой переключатель скоростей лучше купить

При выборе суппорта следует обратить внимание на материал его изготовления. Переключатель может быть выполнен из стали, титана, алюминия, углепластика и пр. На горный велосипед, эксплуатируемый в сложных условиях, лучше установить металлическую конструкцию. Владельцам шоссейных моделей будет достаточно пластикового дерэйлера.

Необходимо определить тип используемого крепления — будет суппорт фиксироваться на амортизирующем кронштейне или прямо на втулке. Первый вариант является более распространенным. Второй отличается надежностью, однако при поломке переключателя может потребовать замены ступицы.

Советуем учитывать характер подвода тросика. В зависимости от специфики крепления переключателя, он соединяется с ним сверху или снизу. Чтобы не ошибиться с выбором, приобретайте универсальный суппорт, поддерживающий подвод тросика с обеих сторон.

От емкости переключателя зависит максимально допустимый диапазон шестеренок, который может быть отработан без заедания или провисания цепи.

Для передних дерэйлеров нужная емкость определяется разницей количества зубцов на самой большой и самой маленькой звездах. Для задних — суммой диапазонов системы и кластера. На горных велосипедах она составляет 40-45 зубцов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Какие бывают переключатели скоростей для велосипеда и что лучше выбрать — всё о велоспорте

В первую очередь нелишним будет ответить на вопрос: «А для чего вообще на велосипеде предусмотрены механизмы выбора передач?».

Дело в том, что правильный выбор передачи позволяет варьировать частоту вращения педалей (каденс) и усилие на них для максимально эффективного распределения энергии. Происходит это за счет изменения передаточного соотношения между педалями и колесом. Например, при движении в крутую гору, необходимо выбрать передачу ниже: в этом случае усилие, необходимое для нажатия на педаль уменьшится, хотя число оборотов педалей, необходимых для того, чтобы заехать в подъем, возрастет.

Если же Вы наоборот съезжаете с крутой горы, то необходимо выбрать максимально высокую передачу, которая позволит Вам развить максимальную скорость. Именно для того, чтобы переключать передачи прямо на ходу, были придуманы различные виды переключателей.

Виды переключателей

Все велосипедные переключатели скоростей можно разделить на два основных вида:

  • механизмы внутреннего переключения передач;
  • механизмы внешнего переключения передач;
  • комбинированные механизмы.

Механизмы внутреннего переключения (планетарные втулки)

На велосипеде, оборудованном подобным видом переключателей, Вы не увидите привычные глазу кассеты со звездочками разных размеров и с разным числом зубьев и навесные переключатели. В итоге привод колеса имеет всего одну звездочку спереди, цепь и одну звезду сзади.

Как же тогда обеспечивается выбор передач? Дело в том, что весь механизм в этом случае находится внутри задней втулки.

В настоящее время выпускается довольно большое количество планетарных втулок с различным количеством передач (от 3 до 14).

Кроме того, подавляющее большинство планетарных втулок имеют встроенный тормоз. Наибольшее применение подобные механизмы переключения передач нашли на дорожных и прогулочных велосипедах, хотя иногда их можно встретить и на горных велосипедах.

Плюсами планетарных втулок являются:

  • стойкость к неблагоприятным дорожным и погодным условиям, вследствие того, что механизм переключения полностью находится в корпусе;
  • встроенный тормоз;
  • высокая надежность и долговечность;
  • возможность переключения передач, не вращая педали;
  • простота обслуживания.

Однако, у планетарных втулок есть и существенные минусы:

  • высокий вес;
  • сильное трение узлов, что усложняет движение;
  • ремонтонепригодность в походных условиях.

Механизмы внешнего переключения

Такие виды переключателей используются на велосипедах значительно чаще и уже привычны глазу. Для переключения передач в данном случае используется два переключателя: передний и задний.

  • Его задача заключается в перебрасывании цепи с одной передней звезды на другую. Принцип работы такого пререключателя весьма прост: через рамку, которая перемещается благодаря параллелограммному механизму, проходит цепь. При необходимости переключения эта рамка перемещается и принимает положение над соответствующей звездочкой, вследствие чего цепь также перескакивает на неё. Передние переключатели отличаются по нескольким параметрам, приведенным ниже.
  • Способ крепления к раме. Чаще всего используется крепление при помощи хомутов. Причем сами хомуты могут быть рассчитаны на различный диаметр подседельной трубы, что следует учитывать при покупке. Однако встречается способ крепления, при котором пластина, удерживающая переключатель, зажимается кареткой или картриджем для того, чтобы иметь возможность устанавливать переключатели на рамы с нестандартной геометрией.
  • Угол установки относительно рамы. В случае, если данный параметр выбран неверно, может возникнуть ситуация, при которой рамка переключателя задевает за раму велосипеда. При этом корректное переключение передач становится невозможным.
  • Способ крепления тросика. Тросик привода, в зависимости от способа крепления на раме велосипеда, может быть подведен к переключателю снизу или сверху. Встречаются универсальные модели переключателей, которые рассчитаны на два способа подключения, однако есть и такие, которые рассчитаны только на один.

В целом же, все передние переключатели обладают одним существенным недостатком: они практически не способны перебросить цепь с одной звезды на другую под нагрузкой (особенно с меньшей звезды на большую). Производители стараются решить данную проблему, вследствие чего появляются различные системы, использующие энергию вращения педалей для переключения. Однако они дороги и не очень эффективны.

Задача заднего переключателя мало чем отличается от задач переднего: перекидывать цепь с одной звезды на другую. Однако в отличии от переднего, где необходимо использовать до 3-х звезд, задние переключатели работают с кассетами до 9 звезд. Плюс ко всему, задний переключатель должен обеспечивать натяжение цепи, для чего служит специальная рамка.

Задние переключатели характеризуются параметрами, приведенными ниже.

  • Тип велосипеда для которого переключатель предназначен. Например переключатели для шоссейных велосипедов невозможно установить на горные и наоборот.
  • Максимальный размер наибольшей звезды.
  • Шаг переключателя. Имеется ввиду относительное удлинение троса и соответствующее перемещение переключателя. Например оборудование Shimano и Sram по этому параметру несовместимо.
  • Ёмкость переключателя. То есть максимальная разница между размером наименьшей и наибольшей звёзд в кассете, при которой переключение осуществляется корректно.
  • Тип крепления. Переключатель может крепиться на велосипед при помощи съёмного и несъемного петуха (металлической пластины, прикрепленной с одной стороны к раме, с другой — к переключателю) или напрямую к раме.
  • Тип тяги. В переключателях с прямой тягой тросик переводит цепь на бОльшие звёзды, а возвратная пружина с бОльших на меньшие. В переключателях с обратной тягой всё происходит наоборот. Несмотря на то, что переключатели с обратной тягой появились позже переключателей с прямой, переключение они осуществляют менее качественно.

Преимуществами механизмов внешнего переключения являются:

  • малый вес;
  • простота конструкции;
  • отсутствие потерь энергии за счет трения внутренних механизмов;
  • низкая цена по сравнению с планетарными втулками;
  • большое количество передач.

К недостаткам же стоит отнести:

  • подверженность негативным погодным и дорожным условиям;
  • высокий износ цепи вследствие её неизбежного перекоса;
  • невозможность переключения передач на стоячем велосипеде;
  • необходимость часто обслуживать переключатель (очищать от грязи, настраивать и т.д.);
  • возможность поломки при падении.

Подобные устройства представляют собой гибрид планетарной втулки и классического механизма переключения.

Как правило подобные устройства устанавливаются на городских велосипедах. Данный механизм обладает всеми минусами, характерными для механизмов внешнего и внутреннего переключения. Поэтому, скорее всего, широкого распространения подобные устройства не получат.

Как подобрать передний переключатель скоростей, и какой из них лучше

С течением времени у каждого велосипедиста возникает необходимость замены переднего переключателя скоростей. Это может быть по нескольким причинам: переключатель вышел из строя, стал плохо работать (образовались люфты), или же просто собрались поменять перекидку на более хорошую.

И после того как вы решились купить новый, возникает закономерный вопрос: как правильны выбрать передний переключатель скоростей велосипеда, на какие параметры следует обращать внимание, и какой из них лучше.

В этой статье мы рассмотрим основные характеристики передних переключателей, их конструкцию и принцип действия.

Конструкция и принцип действия

Передний переключатель велосипеда состоит из нескольких деталей: хомут, для крепления перекидки на раму, параллелограмм с пружинами, регулировки крайних положений L и H, болта-фиксатора тросика и направляющей рамки.

Передний переключатель скоростей велосипеда работает по следующему принципу: при переключении скоростного режима на манетке, происходит натяжение или ослабление троса (в зависимости от того, увеличиваете вы скорость или уменьшаете).

Трос приводит в движение параллелограмм, на котором закреплена направляющая рамка. Она давит на цепь внешней или внутренней стороной (зависит от того на какую скорость вы переключаете) и сталкивает цепь на нужную вам звезду.

Если вы уменьшаете скорость, то уменьшается натяжение троса, и рамка под воздействием пружины смещается в сторону рамы, сталкивая цепь на меньшую звезду.

В случае увеличения передачи, трос натягивается, и рамка, смещаясь от рамы, давит на цепь, которая, цепляясь за специальные штыри и выступы, (расположены на внутренней стороне 2 и 3 звезд) перескакивает на более крупную звезду системы.

Как вы могли заметить, конструкция и принцип действия передней перекидки не слишком уж сложны. Все основывается на банальной грубой силе. Но не каждый переключатель подойдет к определенному велосипеду. Далее мы рассмотрим, чем отличаются передние переключатели скоростей велосипеда.

Выбираем передний переключатель по параметрам

Перед тем как купить передний переключатель для велосипеда следует определиться с параметрами и выбрать тот, который на 100% подойдет к вашему байку. Таких параметров несколько.

Способ крепления переключателя

  • На данный момент существует три способа крепления переднего переключателя: при помощи хомута на трубу рамы, установка на специальную площадку («Braze-on») или на каретку велосипеда («E-type»). Последние два типа встречаются очень редко и являются стандартами.
  • Крепление переключателя хомутом к раме имеет 3 стандарта (зависит от толщины трубы рамы велосипеда): 28.6, 31.8, 34.9 мм.
  • Некоторые переключатели имеют в комплекте специальные прокладки, которые могут вставляться внутрь хомута, тем самым давая возможность устанавливать переключатель на рамы с меньшим диаметром подседельной трубы. Плюс ко всему бывают модели передних переключателей с верхним и нижним хомутом.

Направление подвода тросика

На велосипедах встречается несколько способов проводки троса от руля к переключателю скоростей. Обычно их два: по нижней трубе треугольника, под кареткой, или же по верхней трубе рамы.

Соответственно переключатели бывают с нижней тягой, верхней тягой и универсальные. Большинство переключателей в данный момент на рынке с универсальной тягой, но все же перед покупкой данный параметр следует уточнить.

Параметры системы звезд

Выбор переднего переключателя не заканчивается подбором по способу крепления и направлению подачи троса. Передние перекидки разрабатываются под определенные параметры системы передних звезд, о которых мы поговорим ниже.

  1. 2-х или 3-х скоростные системы. На велосипедах с передним переключателем скоростей может устанавливаться две или три передних звезды. Соответственно от этого меняются конструкционные особенности перекидки, свойственные каждой системе.
  2. Количество звезд в задней кассете. Данный параметр производители указывают из-за того, что в зависимости от кол-ва задних звезд меняется толщина цепи. У велосипеда с трансмиссией 3х8 толщина цепи составляет 7,05 – 7,1 мм, а у 3х9 — 6,6 мм. Поэтому направляющая рамка на системах 3х8 обычно шире. Как заметили веломастера, данный параметр не сильно влияет на качество переключения, но если вы уж решили купить себе новый переключатель, то лучше чтобы он полностью подходил к вашему велосипеду.
  3. Размер самой большой звезды. Направляющая рамка переключателя имеет специальный изгиб, который должен соответствовать размеру (измеряется в количестве зубьев) максимальной звезды. Если переключатель будет рассчитан на 48 зубьев, а звезда будет на 44 или меньше, то мы получим неравномерное удаление внешней части рамки от звезды (хвостовик рамки будет удаляться). Это может привести к трудностям в настройке, а при сильно большой разнице к невозможности завершить ее вовсе.
  4. Емкость системы. Емкость системы – это разность между количеством зубьев самой большой и самой маленькой звезды. Этот параметр также указывается в спецификации к каждому переключателю скоростей.
  5. Минимальная разность зубьев самой большой и средней звезды. Соответственно, если в спецификации указано, что минимальная разность не должна быть меньше 12, то мы не можем использовать переключатель на системах с разницей, например, 8. Из-за несоответствия данного параметра могут наблюдаться проблемы в переключении со 2-ой скорости на 3-ю.
  6. Длина оси каретки. Для различных переключателей данный параметр разный. Его тоже следует учитывать. Если длина оси будет больше чем указано в спецификации к перекидке, есть вероятность, что вы не сможете настроить переключатель, или же он будет работать не в полном диапазоне.
  7. Угол нижних перьев. Рассчитывается как угол между нижними перьями и подседельной трубой рамы. Данный параметр вы можете узнать в спецификации к раме велосипеда.

Советуем вам, определившись с моделью переключателя, найти в интернете на него инструкцию и сверить все пункту перед покупкой. Ниже мы приведем, в качестве примера, небольшой скрин из спецификации к переднему переключателю.

Использование систем переключения одного производителя

  • На сегодняшний день самыми крупными и распространёнными производителями передних переключателей для велосипеда являются две фирмы: Shimano и SRAM. Поэтому возникает вопрос можно ли использовать, например, манетку от Shimano, а переключатель от SRAM или наоборот. Ответ – лучше не стоит.
  • Это связанно с тем, что системы от шимано и срам при переключении передач смещают тросик на разное расстояние. Например, у переключателей Shimano за одно переключение тросик смещается приблизительно на 5 мм, а у SRAM – на 2,5 мм.
  • Если используете переключатели от шимано, то и манетки стоит выбрать от данного производителя.

Какой передний переключатель скоростей лучше

  • Как говорилось ранее, самыми популярными переключателями передач являются продукты от Shimano и SRAM. По сети и на форумах постоянно пылают споры, у какой же фирмы переключатели скоростей лучше.
  • Ответ прост: и те и другие одинаково хороши, с учетом, что они одного уровня. Чем выше уровень, тем более четко будет работать переключатель при загрязнении и под нагрузкой.
  • Картинки с таблицами, в которых проиллюстрировано разделение переключателей по уровням представим ниже.
  • Здесь, как говорится, принцип простой: выбирайте максимально высокий уровень переднего переключателя, который вы сможете потянуть по бюджету. Хотя, если вы не собираетесь участвовать в соревнованиях, то Shimano Alivio или Acera (или переключатель от SRAM того же уровня) будет вполне достаточно. Они не сильно дорогие и в тоже время достаточно надежные.

Разница систем переключения передач заключается в другом. Компания Shimano для своего оборудования в большинстве своем использует триггерные двухрычажные манетки (rapidfire), хотя есть и исключение в виде серии Tourney, а SRAM предпочитает тип вращающейся ручки (grip shift). У каждого велосипедиста есть свои предпочтения, так что стоит на это обратить внимание.

Заключение

Выбор переднего переключателя скоростей велосипеда очень важное мероприятие, так как от его правильности зависит простота настройки, четкость переключения, и комфорт при езде.

Поэтому прочитав данную статью можно сделать несколько выводов: выбирать манетки и перекидку одного производителя, перед покупкой ознакомиться с инструкцией к переключателю и сравнить все параметры, подобрать лучший переключатель, который потянет ваш бюджет.

Задние переключатели Shimano для горных велосипедов

У Shimano существует, по большому счету, три линейки компонентов: шоссейные, горные и экстремальные, комфортные. К последним относятся в основном планетарные втулки, но речь сейчас не о них. В этой статье будет рассказано о задних переключателях для МТБ.

Начнем с горной линейки. Для простоты ориентирования Shimano разделила линейки компонентов названиями, поэтому при покупке вам будет не сложно сориентироваться в общих чертах. Начнем ранжировать по возрастанию.

Shimano No-Name (Шимано Ноунейм)

  • Данная линейка включает в себя самые дешевые компоненты, которые не дотягивают даже до уровня tourney. Как правило, такие переключатели можно найти на крайне дешевых китайских велосипедах, называемых в простонародье «ашанбайки».
  • Ни один серьезный бренд такие переключатели уже лет десять точно не ставит. Отсюда и все вытекающие – откровенно плохая точность переключения, скорость и надежность.
  • Единственный плюс, да и то сомнительный – стоит такой переключатель копейки.

Shimano Tourney (Шимано Турней)

  1. Это низшая линейка «брендовых» переключателей Shimano.
  2. Найти их можно повсеместно на дорожных велосипедах, часто на круизерах и складных, а так же многие производители любят ставить их на велогибриды (электровелосипеды).
  3. Ну и бюджетные МТБ этот переключатель не обошел стороной. Как правило он стоит в комплекте с ободными тормозами. Tourney рассчитан на работу с кассетой 6-7 звезд (8 звезд с 2014 года).
  4. Плюсы: он все еще дешев и работает лучше линейки No-Name.
  5. Минусы: не любит грязи, требует постоянной подстройки и самостоятельно переключает скорости во время сильной тряски, а так же бьет цепью по нижнему перу рамы.
  6. В шоссейной линейке соответствует группе Shimano A050.

Shimano Altus (Шимано Альтус)

  1. Ни рыба ни мясо. Самая спорная линейка переключателей на мой взгляд.
  2. По скорости и точности переключения они не шибко лучше Tourney, я бы сказал, что одно из немногих отличий это возможность использовать современные модели на кассете с 8 звездами (9 звезд начиная с 2012 года).
  3. Главное отличие от Tourney это большая долговечность, за небольшие деньги. Хороший вариант для тех, кто катается нечасто, недолго и недалеко.
  4. Плюсы: небольшая цена, приемлемая долговечность.
  5. Минусы: низкая точность и невысокая надежность, цепь все еще скачет по звездочкам от тряски и бьет по нижнему перу рамы.
  6. В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 2300.

Shimano Acera (Шимано Асера)

На мой взгляд, это первая линейка переключателей, которые можно использовать в велопоходах. Естественно не длительных и не сложных, но вот ПВД по равнине эти переключатели уже потянут.

Плюсы: самый средний уровень, идеальный баланс между ценой, качеством и точностью.

Минусы: цепь все еще бьет по перу, хотя уже практически не скачет по звездам от тряски.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Claris.

Shimano Alivio (Шимано Аливио)

  1. Данная линейка уже подходит для довольно серьезных походов, и любительских соревнований, но при этом цепь все еще бьет по нижнему перу на ухабах. Этакая тонкая грань перехода между любительским уровнем и профессиональным.
  2. Качество переключения уже достаточно быстрое и точное, плюс работа с кассетами 8-9 звезд. Надежность у него так же приемлемая, но все же эта «грань» чувствуется и переходность ощущается.
  3. Alivio оптимальна для тех, кто нацелен на частое, не агрессивное катание при любой погоде, без регулярной подстройки переключателя.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Sora.

Shimano Deore (Шимано Деор)

  1. Данная линейка уже относится к начальной профессиональной. Идеальное соотношение цена-качество. В среде велотуристов так же считается самым лучшим вариантом. Если вы не настроены на высокие спортивные результаты или не занимаетесь «гравити» дисциплинами, то переключатели уровнем выше Deore вам уже не нужны.
  2. Скорость переключения быстрая, точность переключения хорошая, износостойкость высокая. Deore это тот переключатель, который при не экстремальном катании нужно подстраивать раз в пару лет, при смене тросика. Начиная с линейки Deore, в задних переключателях появляются две технологии Shadow и Shadow Plus (Shadow+).
  3. Что это такое будет рассказано в отдельной статье.
  4. В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Tiagra.

Shimano Deore LX/SLX (Шимано Деор ЛХ/СЛХ)

Тут идет двойное разделение. С 2009 года Deore LX позиционируется как туристическая группа оборудования. А SLX уже нацелен на гонки.

Deore LX – тут сделан акцент на надежность и износостойкость в ущерб весу. Самый идеальный вариант для туристов, цена завышена, но надежность на высоте.

SLX – тут акцент сделан на гонки. Вес меньше, пружина жесткости лучше, точность и скорость переключения на соответствующем уровне.

Данные переключатели уже нельзя отнести к бюджетным. Для простых покатушек они явно не нужны. А вот тем, кто понимает, за что платит, но не готов (или не может) тратить деньги на топовые переключатели Shimano, стоит присмотреться к ним. В зависимости от того велотурист вы или гонщик, выбирать нужно соответствующую линейку.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano 105.

Shimano Deore XT (Шимано Деор ХТ)

Оборудование класса люкс. «Почти топ», но не совсем. Новые разработки доходят сюда немного с «опозданием». «Почти топ» заключается во всем – скорости, точности, весе, надежности…цене… А дальше решать вам.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Ultegra.

Shimano XTR/XTR Di-2 (Шимано ХТР)

Топовое оборудование, предназначенное для гонок. Все технологии максимально инновационные. Точность, скорость и вес максимально допустимые на данный момент, все новые разработки обкатываются именно на этой группе. Предназначено для профессиональных спортсменов. Одно из последних нововведений в этой группе – электронное переключение передач Di-2.

В шоссейной линейке соответствует группе Shimano Dura-Ace/Dura-Ace Di-2.

Горная линейка закончилась, теперь рассмотрим линейку экстремальных переключателей, она небольшая.

Shimano Hone/Zee (Шимано Хоне/Зи)

Это, по сути, один и тот же уровень переключателя. До 2008 года он выходил под именем Hone, сейчас выходит под именем Zee.

Низший уровень переключателей, рассчитанный на применение в экстремальных дисциплинах, например в «гравити»: Down Hill, Free Ride, Dirt и пр. Но пусть вас не смущает слово «низший», так как по уровню переключатель стоит между Shimano Deore LX/SLX и Shimano Deore XT. Точный, быстрый, надежный, с акцентом на ударопрочность и высокие нагрузки при тряске.

Shimano Saint (Шимано Сэинт)

Экстремальный уровень переключателя, рассчитанный на самый высокие нагрузки, которые могут возникнуть при прыжках и трясках, как на склонах горы так и рампе. Данный переключатель относится к топовому уровню переключателей и сравним по уровню с Shimano XTR, но рассчитанный на применение в «гравити» дисциплинах. Ну и цена соответствующая.

Итоги

А нужно ли тут что-то обобщать? По моему, нет. Выбор переключателя это индивидуальное дело каждого, зависящее от потребностей и финансовой возможности. Не забудьте ознакомиться с линейкой переключателей SRAM — главного конкурента Shimano.

Правила переключения скоростей велосипеда

Как правильно переключать скорости велосипеда нужно знать не только велосипедистам спортсменам, но и всем остальным людям, у которых на велосипеде несколько передач. Этот навык позволяет выжать из велосипеда максимум, при этом затратить меньше усилий, сохранить свое здоровье и увеличить срок службы цепи, звезд системы и кассеты.

У большинства современных велосипедов цепная трансмиссия.

Усилие с ног велосипедиста передается через педали, шатуны на ведущие звезды системы, далее усилие передается при помощи цепи на ведомые звезды кассеты, а дальше усилие передается на колесо и раскручивает его.

А переключение скоростей велосипеда происходит путем перескакивания цепи со звезды одного размера на звезду другого размера. Очень важно когда и какую передачу лучше использовать. Существуют несколько правил переключения скоростей:

  1. Переключать скорости велосипеда следует только во время движения;
  2. При переключении скоростей снизьте давление ног на педали велосипеда. Особенно тяжело приходится переднему переключателю, так как он работает с цепью в месте ее постоянного напряжения;
  3. Старайтесь не переключать скорости при подъеме в горку, выбирайте передачу перед подъемом. Для переключения скоростей во время подъемов нужно иметь достаточный опыт и хорошо «чувствовать» велосипед;
  4. Не переключайте сразу по несколько скоростей. Переходите на следующую скорость постепенно, после того, как цепь полностью перешла на предыдущую;
  5. Не допускайте большого перекоса цепи велосипеда.

Как переключаются скорости на велосипеде

Большинство современных велосипедов имеют 2-3 ведущих звезд (спереди) и 7-10 ведомых звезд (сзади). Передние звезды имеют нумерацию от маленькой к большой, а задние наоборот, от большой к маленькой.

Рассмотрим велосипед у которого три ведущих звезды и восемь ведомых 3*8.

Большую переднюю звезду следует использовать только при езде по хорошей ровной дороге, когда нет сильного встречного ветра. Вместе с этой звездой используются ведомые звезды №№ 4-8;

На средней ведущей звезде следует ездить по грунтовке, плохому асфальту и не рыхлому песку. Вместе с ней используются ведомые звезды №№ 2-6. На средней звезде очень удобно ездить в плотном городском трафике и при сильном встречном ветре;

Маленькую переднюю звезду используют при подъеме в горку, при езде по грязи, болотистой почве, песку или густой траве. Вместе с этой звездой включайте задние звездочки №№ 1-5.

Старайтесь не допускать сильного перекоса цепи, это может сильно сократить срок ее службы.

Какие передачи выбирать

Существует такое понятие как «каденс» — частота вращения педалей велосипеда. Он измеряется в количестве оборотов в минуту. Из-за физиологии коленного сустава человека нормальный каденс равен 80-110 оборотов в минуту.

При более медленном вращении жидкость в коленном суставе более вязкая и суставу тяжелее выполнять свои функции, а при более быстром сустав получает излишнюю нагрузку.

Также надо помнить, что для коленного сустава вредно напряжение, и чем больше сустав напряжен, тем больше в нем трение.

Исходя из вышесказанного следует, что выбор передачи заключается в том, чтобы держать каденс на уровне 80-110 оборотов в минуту, при этом с неизменным усилием на педали и чем усилие меньше тем лучше. Понятно, что в горку напряжение ног будет большое, но на ровной дороге можно подобрать передачи при которых вообще не нужно будет напрягаться, а педали будут поворачиваться под тяжестью ног.

Не следует сразу стартовать с высоких передач. Начинать движение следует на легких скоростях, разогреть мышцы, раскрутить педали до нормального каденса и далее начать переключать скорости в сторону повышения.

7 основных правил переключения передач на 21-скоростном велосипеде

В нашем детстве все было просто – ни о каких передачах мы не слышали, ездили на одной скорости. Со временем все усложняется, и сейчас нам доступны модели велосипедов, на которых количество передач может доходить до тридцати! Как же справиться с управлением всей этой сложной системой?

Правильное переключение передач на велосипеде

Давайте разберемся, что представляют собой эти передачи вообще. Мы имеем две группы звезд – задние (так называемые ведомые, от 6-11 штук, в нашем случае их 7) и передние (они же ведущие, в нашем случае их три, хотя бывает и меньше).

Здесь можно быстро найти то, что Вам нужно!

Эти звезды различны по размеру, от маленьких до больших, за счет чего можем управлять скоростью движения и маневренностью нашего транспорта, примерно, как с помощью коробки передач на автомобиле.

В итоге диапазон скоростей современных велосипедов будет колебаться от 18 до 30, самый распространенный из них – 21-скоростной.

Правильное переключение передач способствует комфорту езды, велосипедист меньше устает сам и не подвергает свое средство передвижения преждевременному износу.

Попробуем сформулировать основные принципы переключения скоростей, которые применимы как к 21-скоростному велосипеду, так и для всех остальных, имеющих больше одной скорости.

Как переключать передачи — правила

  1. Чем выше подъем, тем легче передача, и наоборот – для спуска. При этом следует ориентироваться на усилие, которое вы ощущаете в педалях. Как только почувствуете тяжесть, сбрасывайте передачу, если же крутить стало слишком легко — можно повысить.
  2. Переключать передачи следует перед подъемом или спуском, а не во время них. Переключение под нагрузкой может привести к повреждению цепи или самого переключателя. На такой режим эксплуатации рассчитаны только профессиональные группы оборудования.
  3. Необходимо правильно выбрать удобную частоту вращения, чтобы не тратить силы даром и обезопасить себя от риска получения травмы.
  4. Если вы собираетесь переключать скорость, ни в коем случае нельзя крутить педали назад. Это может привести к повреждению цепи.
  5. В тот момент, когда вы меняете скорость, нужно уменьшить усилие на педали. Этим вы обеспечите мягкий переход на другую скорость, что благоприятно для трансмиссии.
  6. Реально применять около 4/5 из всех возможных передач, так как некоторые из них вызывают преждевременный износ цепи и звезд. Нельзя допускать перекоса цепи, а это происходит, когда используются обе малые или обе большие звезды спереди и сзади.

Как правильно переключать скорости на велосипеде (инструкция)

Многие из начинающих велосипедистов не всегда знают, как правильно переключать скорости на велосипеде. Продавец в магазине не всегда корректно объясняет и доходчиво для человека как стоит и не стоит переключаться, что это за собой ведет и какие последствия неправильного переключения для велосипеда.

Итак, начнем наш краткий обзор работы трансмиссии велосипеда:

Принцип работы очень простой – чем больше диаметр передней звезды и меньше задней, тем тяжелее крутить педали, но тем быстрее можно разогнаться и соответственно наоборот, чем меньше звезда спереди и больше сзади, тем легче крутить педали, но скорости от этого не добавишь.

Есть еще один момент, на который следует обратить внимание – переключение скоростей происходит только тогда, когда вы крутите педали, то есть все одновременно. Банально, но многие этого не знают и считают, что можно просто переключить скорость и начать движение – это не так.

В момент, когда Вы переключили скорость но не крутите педали, переключатель уже на новой звезде, а цепь еще нет, это приводит к двум последствиям:
1) разрыв цепи в момент старта 2) неприятный хруст

Ниже представлена визуализация для более удобного восприятия слов:

Зная этот принцип работы намного легче преодолевать крутые подъемы и передвигаться на средние и дальние дистанции.

А теперь о самом главном.

Износ трансмиссии зависит не только от установленных компонентов, но и от вашего использования. Есть такое понятие в терминологии велосипеда как «перекос цепи». Перекос цепи – это работа трансмиссии при сильном изгибе цепи. То есть если вы используете, например,

спереди самую большую звезду, а сзади переключатель велосипеда установлен тоже на самую большую звезду.

Итак, разберемся, что при этом происходит? Вам кажется, что велосипед едет себе и едет, но не совсем так, происходит повышенный износ компонентов велосипеда – цепи, задних и передних звезд, роликов переключателя и собственно самого заднего переключателя. Как же надо переключаться? Ниже я приведу примеры для работы 7 и 8-риковой трансмиссии велосипеда, так как это самые популярные на данный момент среди велосипедистов новичков.

Правила переключения на Shimano21 speed:

  • самая большая звезда спереди корректно работает только с тремя самыми маленьким звездами сзади
  • самая маленькая звезда спереди корректно работает с тремя самыми большими по диаметру сзади
  • средняя звезда спереди (самая популярная для велосипедистов) корректно работает со всеми звездами сзади кроме крайних (самой большой и самой маленькой)

Правила переключения на Shimano24 speed:

  • самая большая звезда спереди корректно работает только с тремя самыми маленьким звездами сзади
  • самая маленькая звезда спереди корректно работает с тремя самыми большими по диаметру сзади
  • средняя звезда спереди (самая популярная для велосипедистов) корректно работает со всеми звездами сзади кроме крайних 2-х или 3-х

Ниже приведена иллюстрация для более удобного восприятия

Некоторые правила переключения, в особенности средней звезды, спереди по отношению к задним звездам могут отличаться от мною приведенных. Это зависит в основном от Вашего переднего переключателя (ширины его лапки) и задних звезд.

Например: если у Вас установлен передний переключатель ShimanoTZ-30 то средняя звезда будет работать со всеми задними кроме крайних 2-х с каждой стороны, а если у Вас стоит например ShimanoTX-50 то средняя звезда будет работать со всеми задними кроме крайних (самой большой и самой маленькой).

Все вышеуказанное описано исходя из нашего опыта на практике, а не из рекомендаций и статей в интернете. Если Вы будете придерживаться правил переключения скоростей на велосипеде, то Ваш велосипед прослужит верно, и надежно, и не подведет Вас в самый ответственный момент.

Как правильно переключать скорости на велосипеде — выбор передачи, правила переключения, ошибки и проблемы

Велосипед – достаточно сложная, и в то же время уникальная конструкция. Как правильно переключать скорости на велосипеде? Искусство велопрогулок требует внимания и терпения, ведь недостаточно просто приобрести велосипед, и научиться хорошо балансировать.

Немаловажной особенностью является управление скоростным режимом. На первый взгляд, этот алгоритм не представляет затруднений, но на деле имеет некоторые нюансы.

Как устроен переключатель скоростей

Устройство состоит из стальных шестеренок – «звезд», различающихся по диаметру. Эти детали укомплектованы в блоки, которые лежат вблизи переднего колеса. Такое сочетание называется «система». Блок, расположенный возле заднего колеса, носит название «кассета». Также имеется цепь, которая натянута на «звёзды».

Сбоку от руля располагается конструкция для переключения скоростей, или «манетки». При её повороте цепь движется к нужной звезде. Задний блок и «кассета» при этом отвечают за нижний уровень цепи. Именно этой частью управляет правая манетка. Передний блок и «система» необходимы для верхнего уровня цепи. Ей управляет левая манетка.

Выбор передачи

Для определения частоты движения педалей применимо понятие «каденс». Расчет происходит исходя из числа оборотов за минуту. Среднестатистический каденс составляет 85-100 вращений. Данные показатели характеризуются физиологическими особенностями коленного сустава велосипедиста.

Основной механизм: медленная скорость движения жидкости в суставе, приводит к трудностям вращения педалей, и наоборот. Следует учитывать, что избыточная нагрузка, негативно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Исходя из данных характеристик установлено:

  • при выборе передачи необходимо поддерживать каденс на среднем уровне;
  • не следует перенапрягать суставы, прилагаемые усилия не должны изменяться.

Например, при подъеме в гору, напряжение на ноги будет больше, чем при спуске. Если поверхность ровная, предпочтителен выбор передачи вне напряжения.

Наиболее высокие режимы скорости неблагоприятны для старта. Начинать движение следует на меньшей скорости, чтобы разогреть мышечный корсет и установить нормальный каденс.

Правила переключения скоростей

Существует ряд определённых правил по переключению скоростей. Их соблюдение – обязательно!

Только в движении

Переключать скорости необходимо при движении велосипеда, то есть во время оборотов педалей. Все вращательные движения должны быть мягкими, тогда цепь перейдет на соседнюю звезду с незначительным усилием. Задние звезды кассеты имеют небольшой перепад, переход цепи более спокойный.

Следить за перекосом цепи

Во время переключения передач, необходимо следить, чтобы не было значительного перекоса цепи. Если в велосипеде расположены три передние звезды и 7-8 задних, не рекомендуется использовать переключение типа 1-8, 3-1, 3-4. Это приведет к выводу механизма из строя и возникнет клин.

Не давить на педали

Это правило особенно важно по отношению к передним звездам. Эта группа отвечает за верхнюю часть цепи, которая максимально натягивается при движении. Если не снизить давление на педали и менять положение скоростей, цепь может порваться.

Подъем

Если предстоит путь в гору, следует переключить скорость перед подъемом. Для этого, нужно перекинуть цепь на переднюю большую звезду. Этот принцип осуществим на низких передачах. Если включена передняя средняя звезда, то осуществляется переход на малую.

Переход на новую передачу должен быть бесшумным. Если слышен неприятный металлический звук, значит, выбрано неверное соотношение звезд. Как следствие, цепь будет перекошена. Если необходимо переключение на несколько передач одновременно, то делается это в очередной последовательности.

Часто встречающиеся ошибки и проблемы

К часто встречающимся ошибкам и проблемам при переключении скоростей на велосипеде относятся:

  1. Тяжелая передача. Такая проблема распространена у новичков. Многие утверждают, что им не хватает количества передних звезд. Это не так. Если все время раскручивать тяжелую передачу, можно повредить суставной аппарат. Нужно постоянно следить за каденсом, пока это не станет систематизировано. Достаточное количество оборотов – 100. Ели установлена передача 44-11, этого хватит для развития скорости в 60 км/час.
  2. Искривленная передача. Иногда встречаются случаи, когда включается режим по типу 3-1. При этом, состояние цепи не проверяется. Происходит цепной изгиб, повышается вероятность износа. При таких обстоятельствах она может слететь. Наиболее правильно – положение с переходом от передней звезды к задней, при этом соблюдая минимальный перекос.
  3. Переход с нагрузкой. Во время переключения, нужно максимально снижать действие на педали. Для этого, можно просто легко их крутить, пока цепь не дойдет нужной звезды. Всегда важно правильно оценить ситуацию и возможные преграды, заранее переключая передачу.
  4. Затягивание цепи. Такая проблема заключается в затяжке цепной конструкции передними звездами, что приводит к дефекту кареточной структуры. Зацепки образуются при неправильной настройке и сборке. Данная ситуация является еще одной причиной обратить внимание на скоростной режим.
  5. Проскакивание цепи. При постановке новой цепи на уже походившую кассету и сильной нагрузке на педали цепь может проваливаться. Учитывая эту вероятность, нужно соблюдать адекватный режим езды, пока все детали не притрутся. Следует отметить, что даже для очень мощной кассеты срок притирания составляет 150 км.

Если велосипедные прогулки начались недавно, нужно уделять больше внимания системе педалей, переключению скоростей, а также задействовать все виды переключателей. Лучше выбирать режим, исходя из желаемых действий при езде.

Быстрота переключения скоростей напрямую зависит от функционирования велосипедного узла. Основные детали для своевременной замены:

  • тросы;
  • переключатели и прилежащие к ним объекты;
  • цепь;
  • кассета;
  • звезды.

Эти и другие реставрационные работы можно проводить самостоятельно, или прибегнув к помощи специалиста. Если учитывать все правила и установленные нормативы езды, можно не беспокоиться ни за состояние велосипеда, ни за собственное здоровье.

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия горного велосипеда

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания.

Трансмиссия — очень важная часть велосипеда. От качества ее работы зависит КПД передачи усилий велосипедиста на заднее колесо. Хорошо настроенная трансмиссия со смазанной цепью и четкой работой переключателей сбережет силы в поездке и, в конечном итоге, принесет удовольствие от катания. Классическая трансмиссия горного велосипеда включает в себя следующие компоненты:

  • Система – совокупность передних ведущих звезд, шатунов и каретки (система подшипников на которой вращаются шатуны)
  • Кассета – набор задних звезд
  • Цепь
  • Переключатели – передний и задний механизмы, перебрасывающие цепь со звезды на звезду
  • Манетки переключения – механизмы с креплением на руль, которые управляют переключателями при помощи тросиков
  • Тросики – гибкие, металлические, плетеные тросы, соединяют манетки и переключатели
  • Рубашка для троса – жесткая трубка для проводки гибкого тросика от манетки до переключателя, крепится непосредственно к раме.

Традиционная система переключения работает на ходу: цепь, направляемая переключателем, перескакивает с текущей звезды на соседнюю. Задние переключатели позволяют перескакивать на несколько звезд за одно нажатие рычага натяжения тросика манетки. Манетки для переднего и заднего переключателя различаются количеством передач, а так же изготавливаются под определенную руку. Соответственно, манетка заднего переключателя находится на руле справа, а переднего – слева.

«А сколько скоростей»?

Количество скоростей в трансмиссии горного велосипеда – это произведение количества передних ведущих звезд на количество задних звезд, составляющих кассету. Традиционный набор звезд горного велосипеда в настоящий момент — 3х9, что составляет 27 скоростей. Тут следует сказать, что велосипедная индустрия все время развивается, и уже сложно встретить кассету на 7 передач на велосипедах в среднем ценовом диапазоне, а кассета на 8-мь скоростей используется в связке с дешевыми компонентами. Качественные кассеты состоят из 9-ти звезд и имеют в своем наборе звездочки от 11 до 32 или 34 зубьев (для скоростного спуска используются наборы 11-23..28 зубьев). Не так давно начался массовый выпуск трансмиссий нового стандарта для работы с 10-ю скоростными кассетами (11-32, 12-36 зубьев) и двумя или тремя ведущими звездами спереди — схемы 2х10 и 3х10. Классическое сочетание передних ведущих звезд — 22-32-44 зубца, так же бывают 24-36-48 зубьев и другие модификации. Трансмиссии с разным количеством звезд в кассете используют разные цепи: так цепь для 8 скоростной кассеты шире, чем цепь для 9 или 10 скоростной, и поэтому не подходит для работы с трансмиссиями более новых стандартов. Следует использовать цепь, подходящую к вашей кассете. Большое количество скоростей позволяет велосипедисту выбирать передачу в большом диапазоне, начиная от пониженной 22-34 и заканчивая повышенной 44-11. Пониженная передача позволяет заехать в крутой подъем, а повышенная — набрать скорость на спуске или ровной поверхности.

Кроме классических трансмиссий с тремя ведущими звездами спереди применяют и специальные. Так, для катания в горах большую звезду часто заменяют рокрингом – пластиковым или металлическим защитным кольцом, которое берет на себя все удары судьбы об камни. Большая звезда от таких ударов погнется и выведет из строя трансмиссию. Для получения сопоставимых передаточных отношений с рокрингом обычно применяют звезды 24-36. Для определенных дисциплин таких, как скоростной спуск (DownHill) или дерт-джампинг (Dirt Jump), спереди используется одна звезда, а система переднего переключения заменяется успокоителем – конструкцией, полностью предотвращающей соскакивание цепи с ведущей звезды при прыжках или проезду по серьезным препятствиям. К тому же специализированные велосипеды для Дерт-джампинга или Триала (Trial) могут вообще не оснащаться системой переключения и использовать одну фиксированную передачу. Велосипед для активного отдыха и туризма лучше выбирать с трансмиссией вида 3х9 для легкой взаимозаменяемости всех компонентов.

Производители и серии компонентов

Основными игроками на рынке компонентов для трансмиссии являются компании Shimano (http://www.shimano.com) и Sram (http://www.sram.com , ей принадлежат так же бренды Avid, Truvativ и RockShox), которые выпускают полный спектр всех компонентов для трансмиссии. Отдельные компоненты выпускаются множеством фирм: SR Suntour, RaceFace, FSA, Middleburn, Bontrager ,и многими другими. Компания Shimano выпускает серии компонентов с одним названием и предназначением, компания Sram выпускает серии под маркой Sram, а так же отдельные системы под маркой Truvativ. У Truvativ в серию входят еще и средства управления, то есть можно подобрать руль, подседельный штырь и вынос нужного назначения. У каждого производителя собственное представление о различных категориях, для которых они выпускают компоненты, поэтому все приводимые далее сравнения примерны и отражают положение вещей на момент написания статьи. С каждым годом компоненты могут сильно модернизироваться, изменяя свое предназначения, а то и заменяться другой серией, но, в целом, названия и назначения устоялись и живут уже несколько лет. Обычно производители выпускают целую серию всех компонентов трансмиссии с одним названием, чтобы покупатель не запутался. Давайте же разберемся, кто есть кто.

Самые дешевые компоненты – это компоненты серии Shimano Tourney. Эта серия обычно ставится на имитацию горного велосипеда. Она предназначена для катания по ровным твердым дорогам, на нагрузки по бездорожью рассчитана плохо. Хотя чего, в общем-то, хотеть, если весь велосипед стоит 3000-5000 рублей. Здесь обычно используется устаревший набор звезд 3х7. Для активного катания стоит поискать компоненты понадежнее.

Компоненты начального уровня – это компоненты серии Shimano Altus и Acera, Sram X3. Они ставятся для использования на соответствующие велосипеды начального уровня. Данные компоненты предназначены, в основном, для неспешных выездов в парк по асфальтовым или твердым грунтовым дорогам. Компоненты можно использовать и на бездорожье, но только в прогулочном темпе. Обычно используется набор звезд 3х8.

Компоненты для активного отдыха и туризма – серии Shimano Alivio и Sram X4 для нижних ценовых предложений данного сегмента рынка и Shimano Deore, Sram X5 (система Truvativ Firex) для более дорогих велосипедов этой категории. Компоненты Alivio и X4 для уменьшения цены велосипеда могут использовать набор звезд 3х8. Трансмиссии на Deore и Х5 идут с классическим набором звезд 3х9. Компоненты будут надежно выполнять свои функции, если вовремя смазывать цепь и следить за четкостью работы переключателей. Серии не отличаются легким весом, но способны выдерживать нагрузки при езде по бездорожью, вынести тяготы многодневного туризма.

Компоненты для спортивных и экстремальных велосипедов – здесь существует множество различных компонентов с разными модификациями и назначениями. Shimano SLX и Sram X7 — надежные и крепкие, в меру легкие компоненты для таких стилей катания, как cross country, trail, enduro, all mountain. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano Deore XT и Sram X9 (Truvativ Stylo, Truvativ Noir) – Надежные, крепкие и легкие компоненты. Это отличный выбор для катания в горах и участия в соревнованиях. Они подходят для всех стилей катания, что и предыдущая серия. Часто данные компоненты используются даже в экстремальных дисциплинах, если райдер мало весит либо технично катается. В этих сериях присутствуют компоненты как для 9, так и для 10 скоростных кассет.

Shimano XTR и Sram X0 (Truvativ XX) – компоненты с экстремально низким весом без проигрыша в прочности и надежности. Это компоненты для спортсменов, участвующих в самых серьезных соревнованиях. Здесь представлены последние достижения в технологиях и применяемых материалах. За качество и легкость этих компонентов приходится расплачиваться космическими ценами. Стоит серьезно подумать перед тем, как использовать их в экстремальных дисциплинах, потому что основное предназначение компонентов — марафоны и соревнования ХС. Используется набор звезд 2х10 или 3х10.

Shimano Saint, Truvativ Holzfeller, Truvativ Hussefelt – суровые, в меру тяжелые и очень надежные компоненты для любых проявлений экстрима. Это выбор райдеров, участвующих в соревнованиях по скоростному спуску. Здесь обычно используется только одна ведущая звезда с успокоителем.

Особенности работы переключателей и их совместимость

Для полного описания трансмиссии хотелось бы отметить различные особенности отдельных компонентов. Системы, цепи и кассеты у всех производителей взаимозаменяемы, если они предназначены для работы по одной схеме (7, 8, 9 или 10 скоростей в кассете). Так, можно поставить ведущую звезду одного производителя на шатуны системы другого производителя, а кассету и цепь использовать от третьего. Переключатели, как передние, так и задние, работают с соответствующими цепями, кассетами и системами всех производителей. Тонкость выбора переключателей заключается лишь в том, что сам переключатель и его манетка, за редким исключением, должны быть одной фирмы. Это обусловлено тем, что, например Sram и Shimano, применяют разные передаточные отношения натяжения тросика 1:1 и 2:1. Поэтому нельзя использовать задний переключатель Deore ХТ и манетку X9. Манетки бывают двух типов: триггеры (переключение происходит при нажатии на рычаги) и поворотные (переключение происходит поворотом ручки переключателя).

Передние переключатели различаются диаметром подседельной трубы, на которую они крепятся. Крепление переднего переключателя еще может быть стандарта E-type или под каретку. Часто в комплекте с новым передним переключателем идет ещё и проставка под меньший диаметр. Хомут крепления может быть нижний и верхний относительно самого механизма переключения. Для некоторых рам можно применять только переключатель с определенным креплением. Кроме того переключатели бывают с верхней и нижней тягой, это зависит от того, с какой стороны подходит к переключателю тросик. Так как прокладка тросика зависит от рамы, стоит обращать внимание и на это. Хорошие модели передних переключателей умеют работать как с верхней, так и с нижней тягой.

Задние переключатели выпускаются с разной длиной лапки: короткая, средняя и длинная. Короткая лапка предназначена в основном для работы с кассетами типа 11-26, в то время как кассеты 11-34 требуют длинную лапку, чтобы цепь можно было забросить на большую звезду в 34 зуба. Более короткая лапка, естественно, компактней, и при экстремальном применении переключателем труднее задеть ветку или камень.

Особенности выбора системы

При выборе системы следует обратить внимание на ширину каретки, так как ширина посадочного места у горных велосипедов может быть различной. Большинство велосипедов имеют ширину посадочного места в раме 73 или 68 миллиметров. Большинство систем подходят под эти размеры, применяя проставочные кольца в случае 68 мм. ширины. Экстремальные велосипеды имеют посадочное место размером 83 мм, что обусловлено необходимостью в большей прочности рамы.

Системы могут иметь разную длину шатунов. Стандартной считается длина 170 мм, однако существуют варианты 165 и 175 мм (а так же более короткие для детских велосипедов). Людям невысокого роста будет удобнее крутить короткие шатуны, а высоким людям – длинные. У экстремальных велосипедов с задней подвеской применение более коротких шатунов дает больший дорожный просвет, а, значит, меньше вероятность зацепить педалью землю при полном срабатывании подвески после препятствия.

Hi-tech

Прогресс не стоит на месте, и плодом инноваций становятся не только новые традиционные системы переключения передач, но и экзотические. Компания SRAM выпустила в массовое производство систему с внутренней схемой переключения передач планетарной конструкции. Система называется Truvativ HammerSсhmidt. Она представляет собой конструкцию с одной лишь звездой, одновременно выполняющую функции традиционной системы с 2-мя ведущими звездами и рокрингом, переднего переключателя и успокоителя цепи. К тому же, данная система обладает гораздо меньшими размерами, нежели традиционная. Переключение передач происходит путем подключения дополнительных механизмов внутри конструкции, которые обеспечивают разное передаточное соотношение между оборотом единственной ведущей звезды и оборотом шатунов. Система заменяет традиционные наборы звезд 22-36 или 24-38 зубцов в зависимости от установленной звезды (22 или 24 зуба соответственно).

Источники:

https://fastmb.ru/soveti_auto/5519-samye-nadezhnye-akpp-top-10.html
https://vyboroved.ru/reyting/luchshie-pereklyuchateli-skorostej
https://spiegelstudio.ru/bez-rubriki/kakie-pereklyuchateli-skorostej-luchshe-ispolzovat-na-velosipede-vsyo-o-velosporte.html
https://bikedivision.ru/article/transmissija-gornogo-velosipeda/