Кругосветка на велосипеде

Содержание скрыть
3 На велосипеде через Африку за полгода. Личный опыт российского путешественника

Путешествие на велосипеде (велотуризм)

Что такое велотуризм? Плюсы и минусы поездки на велосипеде оценили уже миллионы людей, и, если в нашей стране такой тип отдыха не столь широко распространен, то в Европе сложно найти человека, который не проводил бы выходные, крутя педали двухколесного средства передвижения.

  • 1 Что такое велотуризм?
  • 2 Как проходит поход на велосипедах?
  • 3 Первое кругосветное путешествие на велосипеде
  • 4 Куда поехать в путешествие на велосипеде?
  • 5 Что нужно брать для велопутешествия в одиночку?
  • 6 Продукты питания в дорогу – что можно взять?
  • 7 Где разместить вещи во время велопохода?
  • 8 Меры безопасности – о чем нужно помнить?
  • 9 Как выбрать велосипед для велотуризма?
  • 10 Путешествие на велосипеде: плюсы и минусы

Велотуризм — популярное направление среди любителей активного отдыха. В зависимости от сложности маршрута, его относят к спортивному или экстремальному подвиду.

Экологически чистая и безопасная техника способна не только зарядить позитивом и с легкостью пройти сложные маршруты, но и помочь укрепить здоровье, добиться красивого и стройного тела. Отдохнуть с пользой для души и тела – девиз тех, кто любит велосипедные туры.

Что такое велотуризм?

Хотя велосипедный туризм очень созвучен с велоспортом, на самом деле это разные вещи. Последний подразумевает серьезные нагрузки и хорошую физическую подготовку. А вот велотуристом может стать абсолютно любой здоровый человек, у которого есть велосипед, независимо от возраста.

В путешествие на велосипеде

Все веломаршруты имеют свой уровень сложности.

Всего их шесть, где первый — самый простой. Эти уровни регламентированы, нормы одинаковые в любом клубе.

Велотурист, который прошел шестой уровень, может претендовать на звание Мастера спорта или Инструктора по велотуризму.

Определитесь, какой уровень вам подходит.

Как проходит поход на велосипедах?

Велотуры — это организованное спортивное направление, со своими правилами. Если вы впервые хотите отправиться в подобное путешествие — обратитесь в любой велоклуб или туристическую компанию. По длительности такие поездки делятся на:

  • Однодневные. Тут все понятно — утром выехали, доехали до определенной точки, поели, передохнули и вечером обратно.
  • Походы выходной дня. Двухдневная поездка с одной ночевкой. Идеальный вариант для короткого отдыха, чаще всего группа выезжает в субботу утром и возвращается в воскресенье вечером. Для стоянок обычно выбирают живописные места с интересной историей.
  • Многодневный. Здесь уже нет никаких ограничений. Маршрут может длится и три дня, и три месяца, а длина маршрута достигает нескольких тысяч километров. В таком путешествии участники могут жить и в палатках и в отелях — все сильно зависит от конкретного маршрута.

Что касается направлений, то они не ограничены ничем. Можно кататься вокруг собственного города, можно по стране, а можно и между странами — все определяет только выбранный маршрут и бюджет.

Когда маршрут выбран, вам надо подготовить все необходимое для поездки и приехать в условленное место. В зависимости от тура, старт может быть как в вашем городе, так и в другой стране.

В последнем случае все дружной компанией грузятся в поезд или самолет. На стартовой точке все участники еще проверяют регулировку велосипеда, крепления на рюкзаках и отправляются в путь.

велопутешествие с друзьями

Едем с друзьями

На любом уровне группа периодически делает остановки.

На первом-втором интервал примерно от получаса до пятидесяти минут.

Это время отдохнуть, выпить воды и подождать отстающих. Группа движется не растягиваясь и стараясь придерживаться одинаковой скорости.

Первое кругосветное путешествие на велосипеде

Думаете, что кругосветка – это несбыточная мечта? На самом деле, бывалые туристы уверены – рамки только в вашей голове, и объехать весь мир можно даже на велосипеде, примеров тому немало:

  • 1884 год, Томас Стивенс воплотил в жизнь свою мечту и объехал весь мир на пенни-фартинге, это велосипед с большим колесом спереди, его ждало немало трудностей в пути, включая враждебное отношение в отдельных странах;
  • 1913 год, Анисим Панкратов в возрасте 25 лет объехал мир, способствовав развитию велотуризма в Российской империи, его поездка продолжалась более 2 лет;
  • Анни Коэн – первая женщина, совершившая кругосветку на велосипеде в 1894 году, сделала она это в рамках спора, чтобы получить 10 000 долларов и прокормить свою многодетную семь;
  • Спортсмен Марк Бомонд в 2017 году установил новый рекорд – он проехал 29 тыс. км. вокруг света всего за 79 дней.

Кстати, велотуризм в Европе – это удел не только простых людей. Так, миллионер Януш Ривер в 2000 году отправился на велосипеде в путь, он путешествует и сегодня, не тратя личных денег – расходы покрывает спонсорская помощь.

Особенно Януш полюбил Россию и Беларусь, поэтому по завещанию все его состояние перейдет в благотворительные фонды для белорусских и российских сирот.

Куда поехать в путешествие на велосипеде?

Не знаете, как начать велопутешествие? Будьте уверены: в этом нет ничего сложного, зато можно посетить сотни красивых и интересных мест, которые обычным туристам не доступны. Лучшие маршруты велопутешествий:

  1. Лигурия в Италии – велодорожка протяженностью 24 км проходит через Сан-Ремо, по пути можно посетить место жительства Альфреда Нобеля, храм Христа Спасителя и фестиваль цветов;
  2. Золотое кольцо России – если заграничные страны для велотуризма кажутся вам далекими, посетите древние города своей страны. Главное – не ехать по оживленным трасам, так как здесь велодорожек нет;
  3. Долина Лауры во Франции – прокатиться по сельским дорогам Европы, полюбоваться виноградниками, попробовать местные сыры и вино – дорогого стоит. Протяженность маршрута – 800 км, но можно не проходить его полностью;
  4. Тропа Гайавата в США – дорожка для любителей спорта проложена в сосновом лесу, пройти придется несколько туннелей и высоких мостов, это путешествие понравится экстремалям;
  5. Ралларвеген в Норвегии – маршрут длиной 82 км. проходит в окружении заснеженных гор, голубых озер с водопадами и зеленых лесов.

Что нужно для велопутешествия? Обязательно потребуется хорошее настроение и желание насладиться тишиной, спокойствием, красивыми видами. Байкал, Монголия, горы Атлас в Марокко, Киргизия, Индия… Маршруты бывают простыми и сложными, но всегда интересными и увлекательными.

Что нужно брать для велопутешествия в одиночку?

Отправляясь в велопутешествие в одиночку, что следует брать? Необходимо понимать, что количество вещей, которые может увезти велолюбитель, ограничено, а перегружать транспортное средство не нужно. Что же обязательно пригодится во время путешествия в одиночку на велосипеде?

  • документы, деньги, банковская карта, полис обязательного медицинского страхования – выезжать без этих бумаг нельзя, ведь в пути могут произойти неприятные неожиданности;
  • одежда и обувь – белье, куртка, которую не продувает, теплые вещи, штаны или шорты по сезону, а также очки, перчатки и шлем;
  • аптечка, в которую нужно положить средство от комаров, от головной боли, для снижения температуры, активированный уголь, бинт, препараты для обработки ран;
  • гигиенические средства – зубная паста со щеткой, расческа, полотенце, мыло, салфетки;
  • комплект для ремонта велосипеда – отправиться в велопутешествие без насоса, необходимых ключей и элементов, подверженных износу, нельзя;
  • палатка для велопутешествий – незаменимая вещь, если вы планируете останавливаться на природе, а не в мотелях;
  • спальник для велотуризма – это может быть легкий вариант или утепленный при поездках в прохладное время года;
  • походную плитку – пригодится, если вы не планируете заезжать в кафе, а маршрут проходит по неоживленной местности.

Для поездки обязательно потребуется фонарик, зарядное устройство для телефона, обычные карты.

Отдельно покупать навигатор для велотуризма необязательно, можно обойтись приложениями, загруженными на смартфон. Но всегда надеяться только на технику не стоит, заранее изучите маршрут и распечатайте карту местности.

Продукты питания в дорогу – что можно взять?

Хорошая еда – залог отличного настроения, поэтому в путешествие стоит взять небьющуюся посуду и продукты:

  • любые крупы и макаронные изделия;
  • тушенку или рыбные консервы;
  • сладости – печенье, пряники, конфеты, сухофрукты;
  • специи и соль;
  • чай, кофе, сахар;
  • блюда быстрого приготовления – бульонные кубики, супы из пачек, которые можно просто залить кипятком.

Гастрономический набор нужно собирать в зависимости от личных вкусовых предпочтений.

Обязательно запаситесь чистой водой, запасы которой можно пополнять в населенных пунктах и родниках.

Где разместить вещи во время велопохода?

Список вещей, которые пригодятся туристу, весьма обширен, поэтому возникает закономерный вопрос – где расположить поклажу? Существует несколько вариантов:

  1. Документы, деньги и телефон положите в карманы на молнии или сумку на поясе, чтобы эти мелочи были в поле зрения и под пристальным контролем. Предварительно их стоит упаковать в пакеты на случай дождя;
  2. Некоторые вещи крепите непосредственно к транспортному средству. Например, насос и бутылку с водой – к раме, а спальник – под седло;
  3. В заплечный рюкзак нужно сложить ценные вещи, включая камеру и полезные мелочи. Рюкзак не должен быть тяжелым, иначе вы быстро устанете;
  4. На багажник устанавливается велорюкзак, куда стоит положить все тяжелые вещи и продукты питания, но не перегружайте его, так как ехать будет труднее.

Грамотное размещение вещей, которые будут полезны путешественнику, позволяет сэкономить пространство, не перегружать технику и свою спину.

Меры безопасности – о чем нужно помнить?

Чтобы путешествие прошло идеально, а различные казусы не испортили отдых, рекомендуется придерживаться нескольких простых правил:

  • перед выездом изучите ПДД и неукоснительно их соблюдайте;
  • не берите попутчиков для велопутешествий, если эти люди вам незнакомы;
  • заранее почитайте сведения о регионе, в который собираетесь, о катаклизмах здесь, ядовитых растениях, диких животных;
  • выпишите в телефон номера экстренных служб той местности где вы будете путешествовать;
  • сообщите родственникам, куда отправляетесь;
  • в длительные поездки лучше ехать группами, пригласив опытного инструктора;
  • новичкам не следует выбирать сложные маршруты – в первую поездку уезжать далеко от дома и в дикую местность нельзя;
  • откажитесь от покупки техники с яркими элементами, цвет рюкзаков и сумок тоже должен быть нейтральным, чтобы не привлекать лишнее внимание.

Избегайте конфликтов с людьми, которые могут встретиться на пути, не употребляйте алкоголь, откажитесь от сомнительных знакомств.

Как выбрать велосипед для велотуризма?

Лучший велосипед для велотуризма у каждого путешественника свой, универсальных рекомендаций и конкретных моделей, которые точно подойдут вам, нет. Однако нужно придерживаться нескольких правил при выборе:

  1. Так как виды велотуризма бывают разными, типы велосипедов тоже отличаются. Если вы планируете больше ездить в горах, купите горную технику, планируете активно путешествовать – остановите выбор на самых крепких моделях со стальной рамой;
  2. Убедитесь, что седло удобно именно для вас, а ручки руля обиты мягким материалом;
  3. Багажник должен быть обязательно прочным вне зависимости от разновидности велотуризма – надежные крепления позволят погрузить тяжелый рюкзак;
  4. Выбирая велосипед для велопутешествий, отдайте предпочтение технике с несколькими передачами – от 14 передач будет достаточно;
  5. Дополнительно обзаведитесь колесами для спортивного велотуризма, защитными крыльями, фонарями спереди и сзади, зеркалом заднего вида.

Действительно качественный, надежный и долговечный велосипед сегодня стоит не менее 800 долларов.

Он подойдет и для сверхлегкого, и для равнинного велотуризма, но, несмотря на высокую цену, все же имеет недостатки. Если бюджет ограничен, рассмотрите подержанные модели в хорошем состоянии.

Путешествие на велосипеде: плюсы и минусы

Велотуризм – это романтика, отдых для любителей красивых пейзажей, приятное времяпрепровождение в любом уголке мира. Однако это еще и каждодневный труд, сопряженный с некоторыми рисками. Какие же плюсы имеет это направление путешествий?

  • на велосипеде можно преодолевать значительные расстояния – нести тяжелый рюкзак на себе, как в пешем походе, не придется;
  • велотуризм подходит для пенсионеров, подростков, даже детей, он практически не имеет противопоказаний, кроме серьезных заболеваний;
  • такие туры укрепляют здоровье, они полезны для человека;
  • велосипед – это экологически чистый вид транспорта, используя который, вы заботитесь об окружающей среде;
  • маршруты для велотуризма доступны во всех странах мира, а в Европе даже создана отличная инфраструктура для этого вида спорта.

Отправляясь в путешествие на велосипеде по миру, вы не зависите от расписания поездов, можете остановиться в любой местности или с легкостью скорректировать отдых. Впрочем, и здесь есть некоторые недостатки:

  • непогода может испортить ваш отпуск, так как укрыться от дождя, внезапного снега или ветра практически негде, если вы находитесь далеко от населенных пунктов;
  • велосипед способен поломаться в любой момент, его могут украсть, если вы хотя бы ненадолго оставите технику без присмотра;
  • ездить по оживленным дорогам крайне сложно – в нашей стране еще не развита культура уважения к велосипедистам, поэтому думать о своей безопасности следует особенно тщательно.

Рассчитывать на то, что велопутешествия, это дешево, не стоит, поэтому такой способ передвижения больше подходит любителям и профессионалам. Если вы не умеете ездить, пока поищите альтернативные виды отдыха.

Велотуризм – это прекрасная разновидность спорта и хороший способ провести время с пользой для здоровья. Вы сможете осмотреть достопримечательности, полюбоваться красивыми пейзажами, насладиться закатами и рассветами, преодолев большие расстояния за короткий срок.

Кто знает, возможно, однажды отправившись в тур, вы захотите повторять поездки снова и снова?

На краю света. Белоруска объехала земной шар на мотоцикле за 805 дней

Белоруска на мотоцикле 4 раза пересекла экватор, побывала в 23 странах на 5 континентах, проехала 112 000 километров. «Кругосветка» заняла 805 дней. Знакомьтесь – Катерина ДУБАНЕВИЧ.

– Единственный вопрос, на который у меня нет ответа – это потраченные деньги. Я не знаю, сколько было вложено в главное путешествие моей жизни. Деньги заканчивались – я шла работать или работала онлайн. Выезжала с 3000 долларов, их хватило до Австралии. Средний бюджет кругосветного путешествия на 1 год, по опыту других путешественников, составляет 10-20 тысяч долларов в зависимости от запросов. Кто-то тратит больше и едет со спонсорами, кто-то меньше и экономит на всём, как я. Знаю парня, который год был в кругосветном путешествии и начинал со 160 долларов. Всё зависит от везения и трудолюбия.

ПЕРВАЯ МОТОЛЮБОВЬ

– С чего в принципе началась любовь к мотоциклам?

– Моя первая поездка на мотоцикле была счастливой случайностью. Мне было 14 лет, и ребята постарше пригласили покататься на мотоцикле по полю за городом. Впечатления в таком возрасте сильно преувеличены, но именно этот день можно считать началом моей большой любви к двухколесной технике. Было страшно, высокая трава больно хлестала по коленям, а шлем не подходил по размеру и постоянно сползал на глаза, но захватывающий вкус приключений, теплый ветер, обдувающий кожу, красивый закат и чувство свободы я запомнила на всю жизнь.

– Первый мотоцикл помните?

– К собственному мотоциклу я шла довольно долго и смогла приобрести только в 25 лет. Это был мотоцикл «Минск», совсем малютка по сравнению с моим нынешним, но тогда казавшийся очень тяжелым и серьезным. Первые поездки были вокруг дома, затем вокруг города и постепенно круг расширился до страны, а затем и континента.

– И куда был первый серьезный выезд?

– Мое первое путешествие состоялось в 2012 году благодаря моему другу известному журналисту Диме Новицкому. Я была менеджером по маркетингу мотоциклов «Минск» и мы делали совместный проект. Тогда я как раз приобрела свой второй мотоцикл и Дима зашел к нам обсудить несколько деталей сотрудничества и, между делом поинтересовался, почему я не путешествую на мотоцикле. Рассказал про тонкую полосу суши, соединяющую красивой извилистой дорогой Литву и Россию, и называющуюся Куршской косой. Идея крепко запала в душу, уже вечером я сидела перед монитором, рисуя свой первый маршрут в гугл.мапс и составляя список необходимых вещей в свой первый «мотодальнобой». Это сейчас расстояние в 300 км для меня кажется прогулкой в соседний двор, а тогда это была дорога в неизвестность. За эти 2 дня моя жизнь перевернулась на 180 градусов – был и проезд границы без очереди по приглашению пограничника, и прокол колеса, и помощь незнакомых людей, и первый сильный дождь в длинном пути, первая паромная переправа, а затем холодная красота Балтики и песчаных дюн и возвращение через «Танцующий» лес. После этого я стала путешествовать при каждой возможности, побывав за 6 лет в 22 странах.

БЕЛОСНЕЖНЫЙ ГЕНРИ

– Генри – товарищ и друг, с которым мы вместе с 2015 года. Это старенький мотоцикл БМВ, ему уже 17 лет. Свое имя получил как расшифровку наименования модели BMW F650 GS – GS. По задумке производителя это его назначение – Gelände/Straße (бездорожье/шоссе). А по моей – Genry Snow-white – белоснежный Генри.

Купила я его с пробегом в 33 000 км, а сейчас на нем уже дважды обнулился одометр и пробег больше 200 000. Я очень довольна своим выбором мотоцикла, он, хоть и не безупречен, но ремонтопригоден в любой стране мира, прост в обслуживании, а запчасти можно найти практически везде.

За эти годы Генри стал мне ближе, чем просто транспортное средство – от него во многом зависела моя жизнь и благодаря ему я открывала для себя такие далекие и труднодоступные места нашей планеты.

НА КРАЙ СВЕТА

– Идея кругосветки – откуда?

– Каждый путешественник рано или поздно приходит к идее обогнуть земной шар. Кругосветное путешествие – это как Эверест, наивысшая цель, такая пугающая и соблазнительная, но, безусловно, рискованная и опасная. Я стала мечтать о кругосветке с 2012 года, с первой моей длительной поездки в отпуск на розовом «Минске» по Европе. Но я запирала эти мысли в красивый сундук и прятала в глубине души до тех пор, пока сопротивляться им стало совсем невозможно.

В 2017 году я доехала до настоящего Края Света – так называется мыс на острове Шикотан, который принадлежит малой Курильской гряде, чуть дальше за Сахалин. Я выпросила на работе отпуск не частями, а все 24 дня сразу, захватила выходные и проехала по Транс-Сибири 10 000 километров, чтобы побывать там. И вот, сидя, на Краю Света и понимая, что дальше уже другой континент, я решила, что должна продолжить двигаться вперед.

– Могу представить себе подготовку к такому путешествию.

– Вернувшись с Края Света, начала готовиться – маршрут, прививки, документы, мотоцикл, курсы первой медицинской помощи, тренировки выносливости и силы, выкуп билетов и много-много мелочей, которые заняли целый год. И вот 18 августа 2018 года я отправилась в путь. Это знаковый день – день авиации, мой дедушка Защитин Иван Семенович был летчиком и я думаю, что свой продуманный авантюризм и жажду открытий я унаследовала от него.

ОДНОЙ НЕ СКУЧНО

– Женщина одна и на мотоцикле вызывает много вопросов.

– Да, в нашем обществе еще сильны стереотипы и классический подход к определению места женщины в социуме, но я с детства этого не понимала и была другой. Кукол, которых мне дарили, я ставила за стекло в шкаф, а сама собирала машинки из металлического конструктора, крутила «солнышко» на качелях во дворе и лазила по гаражам с мальчишками. Потом открыла для себя приключенческую литературу – она уносила молодую девчонку в гущу джунглей, качала на волнах в океане и знакомила с другими народами и странами. Я создавала свой собственный мир из этих впечатлений и не нуждалась в обществе. Наверное, это плавно перетекло и во взрослую жизнь. У меня много хороших друзей, людей, которым я доверяю и приду на помощь в любой ситуации, но путешествовать предпочитаю одна. Это мой персональный способ познания мира и себя. За рулем мотоцикла в дороге я провожу 6-10 часов в день и мне никогда не скучно наедине с собой, ведь каждый день я открываю что-то новое.

– Он ведь тяжелый, Генри?

– Дело вовсе не в весе, а в технике управления и законах физики. На велосипеде сначала тоже сложно, а потом запоминаешь на всю жизнь. Конечно, стоит подобрать мотоцикл под свои навыки и габариты. Я довольно высокая и могу себе позволить мотоциклы покрупнее.

Мой Генри весит 260 кг с грузом и если он падает (такое случается редко на бездорожье), то мне нужно полностью его разгрузить, поднять и снова закрепить весь багаж, но я справляюсь сама.

– Но ведь просто страшно одной ночью в лесу.

– Страшно, конечно. Первые ночи в палатке я зажимала в руке нож и вздрагивала от каждого шороха снаружи, но потом научилась различать их. Вот глухие хлопки с задержкой в несколько секунд – это прыгает кенгуру, вот колоритное похрюкивание и шорох листьев – кабан, звук рвущегося мяса и хлопанье крыльев – орел лакомится добычей – это обычное устройство дикой природы и они не обращают на меня никакого внимания. Только еду надо на всякий случай подвешивать повыше на деревья подальше от палатки – в США в кемпинги часто заглядывают медведи в поисках сладенького. Но звери редко сами нападают на человека – они боятся нас не меньше, чем мы их и если не угрожать их потомству и не делать резких движений, то всё будет в порядке.

– Судя по всему, без экстрима не обошлось.

– Самый большой урон за время путешествия мне нанесли не звери, а люди – 4 кражи и 1 ограбление. Кража паспорта в Мексике чуть не стала фатальной – фактически это мог быть конец путешествия, пришлось бы лететь домой, так как невозможно сделать белорусский паспорт в посольстве. Но мне фантастически повезло, я встретила нужных людей, мы организовали активную деятельность по поиску документов и по итогу воры продали мой паспорт мне обратно. И я обрела новых друзей и очень благодарна за поддержку тем, кто подбадривал меня добрыми словами в сети – это невероятная энергетика тысяч людей, которая помогла изменить ситуацию в наилучшую сторону. И главное, что я поняла – безвыходных ситуаций нет, пока ты жив. Всегда можно найти способ всё решить, если не опускать руки и двигаться вперед.

У НАС ЕСТЬ, ЧТО ОТКРЫТЬ

– Коронавирус повлиял на маршрут?

– Я закончила путешествие 31 октября 2020 года. Смогла вытащить мотоцикл из Буэнос-Айреса в Стамбул, встретила его там, проехала 5000 км по Турции и через Украину доехала в Минск с другой стороны земного шара, завершив полный круг.

Коронавирус только помешал побывать в Африке, но я отношусь к этому философски – значит еще не время, надо лучше подготовиться и посвятить этому континенту отдельное путешествие.

– Что бы вы пожелали читателям «АиФ»? К сожалению, сейчас не до путешествий, но жизнь-то терять не хочется.

– Вы знаете, каждый кризис – это всегда стимул взглянуть на ситуацию с другой стороны и использовать её во благо. Можно заняться самообразованием или углубиться в работу, накопить средства, или исследовать родную Беларусь. Наша страна хоть и маленькая, но полная интересных мест. Какая красота в Беловежской пуще, а какие озера скрыты от глаз во всех областях Беларуси, а сколько замков по всей стране! Можно заняться агротуризмом или изучить болота и леса, а в Солигорске вообще найти марсианские пейзаж. У нас есть, что посмотреть и открыть для себя. Еще можно пересмотреть все приключенческие фильмы, закупиться картами и рисовать маршруты, обмениваться идеями с друзьями, мечтать и верить, ведь коронавирус не навсегда и скоро всё изменится. Накапливаем силу и энергию и не теряем надежду.

На велосипеде через Африку за полгода. Личный опыт российского путешественника

Егор Ковальчук — 31-летний инженер-строитель, по факту — полупрофессиональный спортсмен-путешественник. Семь лет он ездил по миру на велосипеде за свой счет, потом стал заключать партнерские соглашения с брендами. Недавно Егор проехал на велосипеде через Африку. За шесть месяцев пути он научился пить воду любого качества, отбиваться от агрессивных детей и ходить в туалет под конвоем. Начал он путешествие со своей знакомой — Любовью, а закончил один. О том, как это было — в монологе Егора.

Подготовка

Мы проложили маршрут через 12 стран, в каждую из них заранее оформляли визу так, чтобы она действовала, пока мы едем по континенту. Сложнее всего было сделать визу в Судан — в консульство мы несли письма из Русского географического общества и приглашения от суданских туристических фирм.

Вопрос с жильем решили просто: регистрировались через Couchsurfing и WarmShowers. Последнее — это велосипедное братство, члены которого рады принять всех единомышленников [при регистрации с новых членов взимается единоразовый взнос в 30 долларов, при этом все размещения у хозяев бесплатны. — Прим. ред.]. Где-то за две недели предупреждали, что подъезжаем.

Также еще находясь в России, мы договаривались с некоторыми школами, в основном это были школы при церквях, что проведем для детей мастер-классы по рисованию. При церквях, потому что наши друзья из Москвы помогают православным приходам в Африке, через них мы связались со священниками и договорились о проживании.

С собой кроме палаток и других необходимых для похода вещей мы взяли пять килограммов карандашей и красок, несколько блоков бумаги и сувениры (Любовь — художник и керамист, она сама сделала брошки и значки).

Через 2,5 месяца подготовки мы вылетели в Египет.

Наш маршрут начинался в Каире, а закончиться должен был в Кейптауне. Согласно расчетам, улететь из Кейптауна мы должны были через год, но улетел я один и через шесть месяцев. На всю экспедицию вместе с аппаратурой, экипировкой и билетами мы потратили 500 тыс. рублей.

Муха цеце, которая скользит по голому телу

Африка так или иначе вся с дорогами. И чаще — с неплохими, хотя были участки и с грунтовками, которые иногда размывало дождем или засыпало песком пустыни. Но засыпало так, как у нас зимой снегом — не очень сильно. Другое дело, что между населенными пунктами могло быть 100, 200 и 300 километров.

Первое животное мы встретили в Кении, на третий месяц путешествия, — это был слон, который хлопал ушами. Похлопал и ушел.

Большая часть зверей Африки находится в национальных парках, так что можно не волноваться, что случайно набредешь на льва: максимум можно встретить енотовидную собаку.

Я этого максимума достиг. Когда это случилось, температура воздуха была где-то 50 градусов. Наши с собакой взгляды встретились, и мы посочувствовали друг другу. У меня закончилась вода, а до населенного пункта было еще полдня, собаке воду взять было тоже негде: в русле высохших рек валялись туши антилоп.

Опаснее собак комары — они переносят болезни и страшно надоедливы. Муха цеце буквально заедает, и не спасает ничего: ни куртка, ни спрей. Я нашел против нее одно средство: ты раздеваешься до спортивных трусов и едешь так быстро, как только можешь, в итоге муха скользит по твоему телу и не может укусить.

В туалет под конвоем

На границе у Синайского канала нас остановила полиция и начала вымогать деньги. Сотрудники говорили, что якобы нам нужны специальные документы для пересечения канала и паспорт на велосипед. После нам намекнули, что нужно заплатить. Мы попытались решить конфликт мирно, но это не сработало, тогда мы достали GoPro и стали говорить, что отправим кадры куда надо. Это подействовало. Они позвонили в Географический союз, а потом извинились и сказали, что не так прочли наши документы.

Мы пересекли канал, разбили палатку, а утром ели шоколад, чипсы и хлеб, которые накануне нам подарил местный житель. И поехали в сторону больших египетских городов.

Там ощущение свободы снова улетучилось.

Согласно политике Египта, путешественников, которые передвигаются на велосипеде, сопровождает полиция — всегда и везде. Якобы страна небезопасная, поэтому нужна охрана.

Они постоянно предлагали сесть в машину, чтобы машина отвезла нас к другому посту, где ждет новая машина. Мы отказывались, и они буквально ходили по пятам: водили под конвоем в магазин и туалет. Серьезно, меня вел в туалет человек с автоматом. Ночью они тоже не уходили. У дверей церквей, в которых мы ночевали, ставили часовых.

И это удивительный контраст, потому что в египетских храмах люди чувствуют себя очень свободно. Все заходят босиком, дети там могут играть и шуметь, раскидывать фантики — это никого не смутит. А за дверью конвой.

Во время путешествия мы вели дневники, про каждую страну писали свою главу, главу Египет мы назвали «Путешествие в плену».

График перемещения

В одном месте мы старались долго не задерживаться, чтобы не растягивать маршрут и не потерять азарт. Гостили день, два, максимум три. Вставали в 5 утра и ехали до 11, до солнцепека. На обед останавливались в деревне, отдыхали, осматривали велосипеды, писали дневники и приводили себя в порядок. Даже если есть полтора литра воды — уже можно смахнуть пот и прополоскать верхнюю одежду, чтобы быть свежее. После четырех вечера солнце спадало и мы ехали дальше — до ночлега. Там мы повторяли все наши процедуры.

Разумеется, мы могли не доехать до деревни, бывало, что не доезжали. С собой у нас была палатка и спальники.

Иногда мы спали прямо на бархане, на песке, заворачиваясь в тонкие простынки.

А как-то ночью мы попали в песчаную бурю. Спать при такой погоде нет смысла, так что мы продолжили путешествие. Хорошо, что буря была в спину — помогало ехать. Под утро заночевали под навесом, который одиноко стоял в пустыне.

Шесть ложек сахара на бутылочку

В Намибии, стране ветров и пустынь, сколько бы ты ни вез воды, ее всё равно будет мало. В один из вечеров, когда я уже остановился на ночевку, у меня было семь литров воды. Когда я уснул, оставалось уже два. Пьешь — тело впитывает, пьешь — впитывает.

В один из безумно жарких дней какой-то водитель отдал мне двухлитровую бутылку замороженной воды, то есть бутылку со льдом. И это была находка! Вечером я устроил пир из холодных напитков: пил холодный чай, холодный кофе, холодный растворимый сок, холодные восстановительные препараты.

Чем в Африке стоит полакомиться кроме растворимых напитков:
  • Египет — фалафель
  • Судан — фуль (тушенная в больших емкостях фасоль)
  • Эфиопия — инжера (кислая лепешка)
  • Кения — молочный чай и угали (твердая каша из муки белой кукурузы)
  • Уганда — матоке (пюре из вареных зеленых бананов)
  • Руанда — французские булки
  • Танзания — рис и бобовая похлебка
  • Замбия — манго
  • Зимбабве — цзама (твердая каша из муки белой кукурузы, вкуса нет, но каша заполняет желудок)
  • Ботсвана — мороженое
  • Намибия — ишима (то же что и цзама, но в Зимбабве она кажется лакомством)
  • ЮАР — жаренное на углях мясо

Вообще, в Африке пьется всё, что заваривается. В Судане отлично заходил каркаде, в Египте — крепкий мелко молотый черный кенийский чай. А так как организм немного сходит с ума от такой траты энергии, как поездки на велосипеде по жаре, помимо воды и чая безумно хочется сладкого. У нас были спортивные металлические бутылочки по пол-литра, туда мы заваривали крепкий-крепкий чай и засыпали шесть столовых ложек сахара. При таком потреблении килограмм сахара расходился за пару дней.

Саму воду брали у местных жителей. Вода везде разная, но мы пили ее так же, как все вокруг. Мы же не можем ее очищать фильтрами. Нет, разумеется, можем, но тогда проще в Африку вообще не ехать. Мы пили воду даже из Нила. Вода мутная, но ты пьешь.

Вообще, самое большое счастье — это налить вечером горячий чай, достать лепешки и конфеты. А потом под открытым небом ложиться спать. Или — на кроватях во дворе.

В Судане мы так делали часто. Там очень гостеприимные люди, они всегда приглашают к себе, а так как дома жаркие, во дворах они ставят кровати. И вот ты лежишь с горячим чайком, смотришь на звезды, а вокруг Сахара.

«Фаранч, мани!»

В Эфиопии дети знают три слова: «фаранч» (белый человек), «мани» и «фак». Ты едешь, на дороге сидит ребенок, ему два-три года, и он орет: «Фаранч, мани!» Таким диким воплем. Это слово ты слышишь тысячу раз, потому что страна невероятно перенаселена, люди встречаются везде и всегда, и люди эти часто бедны. А белого человека воспринимают как богатого человека.

К счастью, нас никто не грабил, но дети постоянно цеплялись за рюкзаки, пытаясь их расстегнуть. Поэтому кармашки мы начали связывать. Чтобы обезопасить себя от воровства, шли по деревне и заходили в последний двор — так нас особо никто не видел, только хозяева двора, которые всегда оказывались очень милы. У эфиопов такая особенность: когда у них появляются дети, они становятся сознательными и добродушными. А молодежь и дети дикие.

Вот ты едешь на велосипеде и слышишь крик — наперерез бежит ребенок лет 15. И ты понимаешь, что в тот момент, когда ты будешь проезжать мимо, он, скорее всего, ударит.

Мы могли с детьми рисовать, играть, разговаривать, дарить им подарки, но как только мы садились на велосипеды, дети начинали бросать в нас камнями. Мы тоже начинали бросаться — но карандашами. Пока ребенок подбирал, мы уезжали.

Впрочем, в Эфиопии мы себя не чувствовали в безопасности не только по этой причине. Во время нашего путешествия там проходили демонстрации за независимость одного округа. Вся Эфиопия бунтовала, дороги были перекрыты. В столице нам даже пришлось ввязаться в драку.

Любовь ехала впереди в двух метрах от меня, и ее кто-то толкнул. Когда я проезжал мимо этого человека, я — здесь, конечно, не было ничего благородного, — ударил его ногой в корпус. Он тут же схватил большой камень и побежал за мной, следом за ним побежали еще несколько человек. Смысла уезжать не было.

Я слез с велосипеда, началась драка, после чего меня стали забивать ногами. Но собралась толпа, и нас растащили. Мы взяли велосипеды и еще километров десять пробирались сквозь демонстрацию.

Всё это время нам кричали: «Чайна!» Дороги эфиопам строили китайцы, и они воспринимают белого человека как китайца. А мы после этой драки были уже настолько морально измотаны и загнаны, настолько были озлобленным и напуганы, что начали орать: «Раша! Раша!»

Деньги

Чаще всего мы пользовались картой. Наличных взяли с собой не очень много, потому что и так везли много дорогой аппаратуры, лишний повод для волнения был ни к чему.

А тратили везде по-разному. В Уганде можно неделю жить на 20 долларов и ни в чем себе не отказывать: ни в еде, ни в хостелах. А в других странах может оказаться дороже, потому что тебя хотят развести и иногда разводят, завышают цены.

В Эфиопии с десятого раза находишь человека, который продаст тебе продукты по местной цене. Ты говоришь: «Уважаемый, я знаю, что ты завышаешь цену», и он отвечает: «И что? Не хочешь — не бери».

Чтобы тратить меньше, надо понимать цены. Легче всего среднюю цену узнать в супермаркете или через друзей.

Еще экономить помогают, как ни странно, велосипеды. Поскольку места для складирования сувениров нет, ты сдерживаешься и не покупаешь лишнего. Я хотел привезти принадлежности для кофейной церемонии, но в итоге привез гербарий, который сам собирал и сушил.

WhatsApp в режиме офлайн

У нас было два пауэрбанка, телефон работал в режиме карты, плеера и фотоаппарата, и этого хватало где-то на неделю, а раз в неделю розетку найти было реально. Для GoPro везли кучу батареек, которые меняли, как патроны.

Местные сим-карты мы не использовали, так что часто по несколько дней оказывались не на связи. Но мы заранее об этом предупреждали родных, и те могли следить за нами по своим картам.

Общались мы через WhatsApp: обычно в режиме офлайн я записывал монологи, и, когда появлялся интернет, они отправлялись. Родственники делали так же: отправляли мне большие записи, по 10–20 минут, потом я эти сообщения загружал, брал наушники и слушал в дороге.

Лихорадка и желтые глаза

Сначала заболела Любовь. Это случилось в Эфиопии — на второй месяц путешествия. Ей было то жарко, то холодно, ее трясло, ломило шею, становилось то лучше, то хуже. Так продолжалось около месяца. На границе Эфиопии и Кении у меня началось примерно то же самое, только к этому прибавилась рвота и боли в печени, вскоре пожелтели белки глаз и кожа.

Мы были ходячими трупами, валились с велосипедов, но никто нам помочь не мог. Местные укрывали нас, обмахивали, отгоняли детей, однако лучше нам не становилось. От отдыха в гостиницах и дворах толку тоже не было, поэтому мы приняли решение ехать дальше и двигаться к цивилизации.

Когда Любови стало совсем нехорошо, мы переправили ее до столицы Кении на автобусах, оттуда она улетела в Москву. Там в больнице у нее нашли два типа малярии.

Малярия — самая распространенная болезнь в Африке, но от нее прививок нет, поэтому максимум, что можно сделать перед поездкой, — почитать об этом, чтобы знать симптомы [но существуют противомалярийные препараты, которые используются в том числе для профилактики. — Прим. ред.] Собираясь в Африку, можно сделать только одну прививку — от желтой лихорадки.

И я ее не сделал, потому что желтая лихорадка относится к забытым вирусным заболеваниям. Шанс заболеть крайне невысок, но я заболел. Разумеется, прививку эту сделать было надо.

В итоге лихорадка у меня прошла, и я продолжил путешествие один.

Путешествие в одиночестве — это нечто совсем иное. Ты полностью погружаешься в новый мир. Если ты хочешь что-то обсудить, обсуждаешь это с дневником, и так переживаешь всё полнее и глубже.

Но второй человек — как зеркало. Благодаря спутнику ты видишь свои слабости и замечаешь слабости другого, подстраиваешься. Когда ты один, ты чаще не жалеешь себя, можешь пострадать и поголодать.

«Африка стала прорастать во мне могучим деревом»

От нашего друга в Уганде я услышал фразу: даже если ты не родился в Африке, но побывал там, Африка начнет рождаться в тебе. И со мной это произошло. Африка стала прорастать во мне могучим деревом. После путешествия я думал, что не смогу смотреть фотографии и работать над материалом, потому что у меня будут флешбэки после Эфиопии и египетских ментов, но всё неприятное ушло. После «чистки» в Эфиопии Африка раскрывалась.

В Замбии огромные пустые пространства, возле дорог лавочки и навесы, где можно побыть наедине с собой и написать в дневник. В Судане взрослые и дети относятся к тебе с уважением, потому что ты гость. Даже если ты просто останавливаешься в деревне, кто-то подходит и спрашивают: «Кофе?» Потом подходят еще люди, и каждый предлагает кофе.

Уганда тоже замечательная. Страна очень бедная, она пережила много междоусобиц и войн, но люди открытые и добрые, и там очень много детей, которым не нужны наши деньги, им нужно общение. Я мог посадить на багажник ребенка и проехать с ним километр-два, и он хохотал.

Взрослые люди тоже раскрывались, и очень занятно.

Когда я жил у фермера в Намибии, я спросил его, ест ли он зебр, и он ответил: «Ты что? Зебры — наши друзья». А вечером пошел и убил зебру. Потом жарил ее на гриле и, пережевывая кусок, сказал: «Но эта зараза такая вкусная!» Если что, убивать зебр там разрешено законом.

Путешествия на велосипеде

велопутешествие

Рано или поздно каждого человека охватывает жажда познания нового и необычного. Ведь так хочется вырваться из обыденности повседневной жизни, увидеть незнакомые места и получить незабываемые впечатления, которые навсегда останутся в памяти. Некоторые покупают поездки в туристических компаниях и отправляются в путешествие длительностью пару-тройку недель, в котором «всё включено». Пробежав «галопом по европам» и удовлетворив своё любопытство, они возвращаются к своей обычной жизни, в которой один день похож на другой. Бравые путешественники вспоминают о своих приключениях лишь в компании друзей или родственников, важно рассказывая им, как были в Лувре или посещали Колизей. Постепенно впечатления от тура становятся всё более блеклыми и смазанными. Наконец, стремление к перемене мест снова берёт верх над ежедневной рутиной, и всё начинается сначала.

У других, более «сумасшедших», этот «зуд» не прекращается никогда, и они посвящают своей страсти всё свободное время. В самых запущенных случаях они бросают работу, берут огромные рюкзаки с набором всего, что только может пригодиться в пути, и уезжают в дальние края на несколько месяцев или даже лет, пересекая страны и целые континенты. Любители велосипеда особенно подвержены этой «болезни», ведь если под рукой есть такой удобный и дешёвый вид транспорта, то грех им не воспользоваться.

Покатушки в ближайшем парке или пригородном лесу быстро надоедают, и возникает непреодолимое желание съездить подальше и подольше и, наконец, увидеть, что же находится за горизонтом. Отправившись в путешествие на велосипеде, человек получает ни с чем не сравнимую свободу передвижения, ведь всё зависит только от его физической формы и технического состояния байка, и он в любой момент может изменить свой маршрут, свернув на понравившуюся лесную тропинку или забравшись на приглянувшийся холм, чтобы полюбоваться открывающимися оттуда видами.

Прошлое и настоящее велосипедного туризма

Желание отправиться в путешествие на велосипеде появилось сразу же после его изобретения. Первые байки – «дрезины» – даже не имели педалей, но тем не менее английские джентльмены совершали на них поездки из Лондона в Брайтон. Сохранились также отчёты о предпринятом в 1820 году несколькими молодыми людьми туре вокруг Франции. В 1869 три англичанина за три дня преодолели путь от Ливерпуля до Лондона. Практически в каждом селении их встречал восторженный приём, хотя на некоторых участках местные жители пытались сбить первопроходцев с велосипедов, бросая в них камни.

Постепенно байк стал настолько популярен в Великобритании, что в 1878 году был создан «Клуб велосипедного туризма», который существует и поныне, являясь самой старой национальной туристической организацией в мире. Вслед за Британией подобные ассоциации появились во Франции и США.

клуб велосипедного туризма, конец XIX века

Члены «Клуба велосипедного туризма», конец XIX века

С каждым годом путешествия становились всё более дальними. В 1884 году англичанин Томас Стивенс, иммигрировавший в США, отправился на велосипеде в первое в истории кругосветное путешествие. Захватив с собой револьвер, пару сорочек и денежный пояс, 22 апреля он выехал из Сан-Франциско в сторону Нью-Йорка на двухколёсном аппарате марки Columbia, выполненном по схеме «пенни-фартинг». За время своей поездки, которая заняла два года и девять месяцев, Стивенс пресёк Соединённые Штаты, Европу, Турцию и Индию, побывал в Персии, Китае и Японии. Будучи корреспондентом газеты «Сан-Франциско Кроникл», он регулярно отправлял в редакцию подробные отчёты о своей поездке, которые в итоге превратились в двухтомную книгу.

путешествие Томаса Стивенса

Кругосветное путешествие Томаса Стивенса

С появлением на рубеже веков автомобиля социальный состав велосипедистов существенно изменился. Составлявшие большинство в среде любителей велотуризма богатые аристократы перенесли своё внимание на моторизированные транспортные средства, а их место заняли широкие массы людей, принадлежавших к нижнему среднему классу, по достоинству оценившие свободу, которую даёт велосипед.

После окончания Первой мировой войны велотуризм продолжал набирать обороты, достигнув своего пика в 1930 годы. В Британии на 1 миллион автомобилей приходилось 10 миллионов байков. Велосипедная инфраструктура также быстро развивалась. Появившиеся в Германии недорогие хостелы для байкеров мгновенно распространились по всей Европе. Но тут началась Вторая мировая война, и всем стало не до путешествий на велосипеде.

После окончания войны число автомобилистов стремительно росло, благодаря появлению большого количества недорогих моделей, и большинство людей предпочитало путешествовать на собственной машине. Казалось, что байк уже никогда не восстановит былые позиции, но в конце 1960 годов Америку захлестнул настоящий велосипедный бум, который затем распространился по всему миру. Появились новые типы байков, в которых использовались самые передовые технологии и материалы. Именно в это время на сцену вышел горный велосипед, давший возможность своим владельцам передвигаться по тем местам, которые раньше были для них недоступны.

С тех пор и по сегодняшний день популярность велосипедного туризма только растёт. Организации, объединяющие любителей путешествий на байке, насчитывают десятки и даже сотни тысяч членов. Такие клубы и федерации регулярно организуют многодневные велопробеги для сбора средств на благотворительные цели. Во многих странах существуют государственные программы, нацеленные на развитие инфраструктуры для велотуристов. Частные компании также не остаются в стороне. Некоторые фирмы предоставляют различные услуги и информацию о возможных маршрутах тем, кто предпочитает путешествовать независимо, а другие концентрируют своё внимание на организации групповых поездок, часто в экзотические места, с гидами и всесторонней поддержкой по пути следования. Развитие велотуризма имеет колоссальный экономический эффект. По прогнозам специалистов, к 2020 году эта индустрия в Европейском Союзе достигнет объёма в 14 миллиардов фунтов-стерлингов, и недостатка в желающих побороться за часть такого сладкого пирога не наблюдается.

Виды велопутешествий

Путешествия на велосипеде весьма разнообразны и могут существенно отличаться друг от друга. В одних случаях участники ставят перед собой цель в кратчайшие сроки пройти определённую дистанцию по сложному маршруту с препятствиями, а в других – просто проехаться по различным интересным местам, используя лёгкость и скорость перемещения, которую даёт использование байка. В зависимости от продолжительности, преодолеваемого расстояния и условий, в которых они проходят, походы на байке условно можно разделить на следующие виды:

Краткосрочные. Обычно они длятся один-два дня. Такие поездки сложно назвать путешествием. Однодневные пробеги без ночёвки часто проводятся различными организациями и фондами для сбора средств или для того, чтобы отметить какое-нибудь историческое событие. Они же отвечают за снабжение и отдых участников и их безопасность. Часто одиночки и небольшие группы самостоятельно ездят в какое-нибудь интересное место, находящееся недалеко от их города, и возвращаются в тот же день. Так называемые «походы выходного дня», как правило, проходят в течение одного уик-энда. В этом случае акцент делается на ночёвку на природе, а велосипед применяется в основном для того, чтобы добраться до нужного места. Подобные поездки не нуждаются в тщательном планировании, а если воспользоваться железнодорожным транспортом, то дальность такого путешествия существенно увеличится.

Путешествия налегке, которые также называют «турами с кредиткой», требуют минимум поклажи, а основным багажом при таком способе являются деньги.Такие поездки возможны в густонаселённых местах с хорошо развитой туристической инфраструктурой, в первую очередь в Западной Европе и Соединённых Штатах. Благодаря тому, что путешественнику не нужно тратить силы на перевозку большого количества вещей, обеспечивающих его автономность, скорость передвижения значительно возрастает. Еда покупается в ресторанах, кафе или на рынках, а для ночного отдыха используются гостиницы, хостелы или пансионы. Этот вид туризма особенно подойдёт тем, кто хочет поближе познакомиться с жизнью какой-либо страны и не спеша осмотреть все её достопримечательности. Италия, Франция или Испания с их средневековыми городками и замками для таких путешествий просто идеальны.

Классические велопоходы знакомы каждому ещё с советских времён. Котелки, палатки, приготовление еды на костре или примусе (хотя сейчас это скорее компактные газовые или спиртовые плитки), песни под гитару – всё как в обычном походе. Карпаты, Крым, Селигер! Как же приятно, наконец, выбраться из удушливой атмосферы города на природу и провести недельку-другую среди тенистых лесов и ручьёв с кристально чистой водой. Конечно, для обеспечения автономности придётся взять с собой уйму разных вещей и провизии, однако велосипед чрезвычайно облегчает жизнь. Больше не нужно навьючивать на спину огромный рюкзак, превращаясь в мула или верблюда, и тащить всё это на своих двоих. Эту заботу с успехом возьмёт на себя двухколёсный конь, а туристу останется только крутить педали. Скорость передвижения тоже возрастает, давая возможность уехать подальше и увидеть побольше.

Велотуристы

Велотуристы в походе

Спортивный велотуризм. Как и любой спорт, этот вид нацелен прежде всего на достижение повышенных результатов на пределе человеческих возможностей. Маршруты таких поездок должны отвечать определённым условиям, ведь спортсмены-туристы не ищут лёгких путей. Для них чем сложнее, тем лучше, и на первый план выходит стремление заработать очередной разряд или звание. Все походы классифицируются по категориям сложности, в которых учитывается не только дальность, но и количество труднопроходимых преград, высота маршрута над уровнем моря, а также многие другие аспекты. Это уже не отдых, а тяжёлая работа, и подойдёт она далеко не каждому.

Экспедиционный туризм является самым захватывающим и в то же время самым трудным и продолжительным. Это уже не просто поездка или поход, а настоящее приключение, которое остаётся в памяти на всю жизнь. Во время путешествий, длящихся месяцы, а то и годы, пересекаются целые континенты. Маршруты пролегают по удалённым, часто опасным и труднопроходимым местам, расположенным на территориях развивающихся стран Азии или Африки. В продолжительные путешествия в основном отправляются в одиночку или группой из нескольких единомышленников. Некоторые непоседы, которыми овладела жажда странствий, даже проводят подобным образом свой «медовый месяц», часто затягивающийся на несколько лет.

К байкам предъявляются особые требования. Они должны быть максимально прочными и надёжными, ведь в случае поломки помощи ждать, как правило, неоткуда. Для обеспечения достаточного уровня автономности приходится брать с собой не только одежду и палатку, но и запас пищи, приспособления для готовки, запасные части для велосипеда, а также многое другое. Даже простой ржавый гвоздик или верёвочка могут сыграть решающую роль, ведь очень часто речь идёт не о комфорте, а о выживании. Конечно, далеко не каждый захочет отправиться в такое путешествие, здесь требуется стойкость и мужество, находчивость и авантюрная жилка, умелые руки и многое другое. Однако те, кто решится на это, будут с лихвой вознаграждены.

Марк Бомонт

Британенц Марк Бомонт поставил рекорд, объехав вокруг света на велосипеде за 194 дня и 17 часов

Конечно, такая классификация довольно приблизительна и не в состоянии описать всё многообразие способов путешествовать на велосипеде. Та свобода, которую даёт байк, сравнима лишь с плаванием на парусной яхте, ведь в океане нет границ, и человек волен сам выбирать пункт назначения. Однако мореплаватель во время длительных переходов вынужден долгие недели находиться в замкнутом пространстве своего судна в окружении огромных масс воды.

Велосипедист же в любой момент может остановиться и перекусить в придорожном кафе или старинной гостинице, полюбоваться древней архитектурой или открывающимися видами, не говоря уже о том, что его затраты несравнимо ниже. Стоит отметить тот любопытный факт, что очень многие яхтсмены возят с собой байки, и прибыв в очередной порт, превращаются из мореходов в велотуристов.

Выбор маршрута

Краеугольным камнем любого путешествия является выбор подходящего маршрута. В процессе подготовки следует решить массу организационных вопросов. Для начала нужно определиться с целями вашей поездки и расставить приоритеты. Будет это чисто спортивный поход по трассе со сложным рельефом, или же вы предпочитаете дороги общего пользования? Собираетесь ли ночевать на природе, или же не представляете себе сон без чистых простыней и горячего душа? Что взять с собой в дорогу? Эти и многие другие вопросы требуют тщательного и всестороннего обдумывания, ведь правильное планирование – главный залог успеха. Разумеется, соответствующие компании за определённую сумму возьмут все заботы на себя. Но в таком случае ваше путешествие потеряет большую часть своего очарования и будет отличаться от обычной турпоездки только тем, что вы передвигаетесь не на автобусе или по железной дороге, а на двух колёсах.

Другой способ – всё делать самому, благо, информация в наши дни доступна каждому и не представляет никакой тайны. Если вы собираетесь в путешествие по цивилизованным местам, то нет ничего легче. Например, существует целая система EuroVelo. Она состоит из 14 велосипедных трасс, пересекающих Европу из конца в конец. Хотя проекту ещё далеко до завершения, уже сейчас можно проехать вдоль всего Атлантического побережья из Норвегии в Португалию. Есть также трасса, соединяющая ряд европейских столиц (включая Москву), маршрут по Центральной Европе, заканчивающийся в Киеве, Средиземноморский и Балтийский путь, а также многие другие. Вдоль этих трасс расположено множество кемпингов, хостелов, гостиниц и веломастерских. Словом, всё, что только может понадобиться велосипедисту в дороге, чтобы сделать его поездку лёгкой и приятной. Брошюры-путеводители с картами можно получить в любом отделении Европейской федерации велосипедистов, или же просто скачать на сайте этой организации.

сеть EuroVelo

Схема сети EuroVelo

Подобные системы существуют и в США. Это, в первую очередь, различные проекты Greenway, а также «Система американских велосипедных дорог» (USBRS). Сейчас сеть таких трасс покрывает наиболее густонаселённые штаты, в первую очередь побережья, а в недалёком будущем можно будет пересечь всю огромную страну от океана до океана и от канадской границы до Мексики.

трасса в окрестностях Миннеаполиса

Велосипедная трасса в окрестностях Миннеаполиса, Миннесота

Маршруты длительных экспедиций требуют особенно тщательного планирования, ведь очень часто они проходят по территориям государств с нестабильной политической ситуацией и крайне низким уровнем жизни. Местное население далеко не всегда настроено дружелюбно к иностранцам, для них они скорее похожи на смесь передвижной лавки и банкомата, и ваши скромные пожитки станут для них настоящим богатством.

Экзотическая природа, непривычный климат и дикая фауна также могут представлять угрозу, поэтому нужно быть готовым к любым неожиданностям. Многие путешественники описывают свой опыт в книгах и в интернете, поэтому перед поездкой стоит ознакомиться с их рассказами, которые в ряде случаев станут бесценным кладезем информации.

на байке от носорога

На велосипеде от носорога

Велосипед для туризма

Наконец, вы определились с маршрутом, и теперь предстоит самое главное – выбор подходящего двухколёсного коня. Обычно велосипеды для путешествий бывают следующих типов:

Туринговый байк. Этот велосипед создан специально для длительных путешествий. Он имеет длинную базу, большое количество мест для крепления багажа, прочные колёса диаметром 29″ и раму со стабильной геометрией из хром-молибденового сплава, который обладает высокой упругостью и обеспечивает дополнительный комфорт. Для дальних экспедиций по отдалённым районам лучше выбрать байк с колёсами в 26″, так как они доступны практически везде, и в случае поломки им легче найти замену. Количество передач обычно такое же, как и у горного. Опытные туристы отдают предпочтение дисковым тормозам, так как V-брейки слишком быстро изнашивают обода из-за постоянного трения. Такой велосипед должен обеспечивать легкое передвижение по хорошим дорогам, и в то же не быть беспомощным на просёлках.

Туристический велосипед

Туристический велосипед

Гибрид, сочетающий в себе качества горного и шоссейного велосипедов, довольно универсален. Он позволяет уверенно чувствовать себя не только на ровных асфальтированных дорогах, но и на пересечённой местности. Большие колёса, амортизированная вилка, удобная посадка, прочные шины с протектором для бездорожья – всё это делает его неплохим вариантом как для краткосрочных поездок, так и для продолжительных походов.

Шоссейник может быть с успехом использован как велосипед для путешествий налегке, ведь вам не нужно возить с собой массу вещей, зато скорость имеет важное значение. Лёгкая рама, аэродинамическая посадка и узкие шины помогают передвигаться с максимальной скоростью. Остановился, перекусил в кафе или ресторане и помчался дальше, а с палатками и кастрюлями пусть возятся те, кому это интересно.

Горный байк в качестве велосипеда для путешествий подходит для самых разнообразных условий. Его можно использовать для краткосрочных поездок в лес, в многодневных велопоходах, а некоторые даже отправляются на нём в длительные экспедиции. Благодаря своей прочности, проходимости и неприхотливости маунтинбайк незаменим в спортивном туризме, ведь как раз для преодоления бездорожья с многочисленными препятствиями он и был создан.

поход на байках

В поход на горном велосипеде

Циклокрос – ещё один интересный вариант, который может быть использован как для «туров с кредиткой», так и для более серьёзных походов. При езде по городу он не слишком удобен, а вот сложные дорожные условия – это как раз для него. Лёгкий вес, плотная резина и особая геометрия рамы позволяют легко передвигаться по асфальту, но настоящая стихия циклокроссера – грязь, холмы, речные броды и канавы.

Складной велосипед – однозначно лучший выбор для тех, кто не желает обременять себя излишним багажом, а стремится неспешно проехаться по городам и сёлам какой-нибудь густонаселённой европейской страны с развитой туристической инфраструктурой и осмотреть её культурные и природные достопримечательности. В любой момент можно сложить байк, воспользоваться транспортом, чтобы добраться до очередного интересного места, затем снова оседлать своего двухколёсного коня и отправиться на исследование узких улочек Сиены или Толедо.

Рикмбент, пожалуй, самый необычный байк, который используется в туристических целях. Он отличается от обычного тем, что райдер едет на нём полулёжа или лёжа. Как велосипеды для путешествий, они зарекомендовали себя очень неплохо. Рикамбенты имеют обтекаемую аэродинамическую форму и позволяют развивать более высокую скорость, чем байки с обычной конфигурацией.

Кроме того, при езде райдер занимает комфортное положение и не испытывает нагрузок на спину. Для пересечённой местности он не подойдёт, а вот в дальней экспедиции рикамбент даст фору всем остальным видам велосипедов. Известно множество примеров, когда на них пересекали целые континенты.

рикамбент

Туристический рикамбент

Хотя наш список и описывает самые распространённые типы велосипедов для туризма, каждый может его дополнить своим вариантом, основываясь на личном опыте и предпочтениях. Никто не отправляется в путь прямо из магазина, и перед продолжительной поездкой предстоит ещё многое усовершенствовать, модифицировав байк таким образом, чтобы он полностью соответствовал вашим запросам и был готов к выполнению возложенных на него задач.

Велосипедный туризм – захватывающее и увлекательное занятие. Он выгодно отличается от пляжного отдыха по системе «all inclusive». Но не следует забывать, что во многих случаях путешествия такого рода связаны с определённым риском, а помощь часто находится слишком далеко.

Поэтому следует уделить пристальное внимание подготовке, а также не забывать про специальное велосипедное снаряжение. Ремонтный набор, медицинская аптечка, карта и компас должны стать вашими неизменными спутниками. Велотуфли, велосипедные перчатки и очки необходимы как воздух, а без шлема лучше вообще никуда не выезжать. Деньги, паспорт и прочие документы могут понадобиться в любой момент, особенно если вы отправляетесь за границу. Велосипед должен быть снабжён фарой, замком и флягодержателем. Список можно дополнить в зависимости от того, какой вид путешествий вы предпочитаете, но самое главное мы перечислили. Будьте предельно осмотрительны, особенно в чужой стране, и ваша поездка оставит только самые приятные впечатления. Удачи вам и гладкой дороги!

Источники:

https://glonasstravel.com/destination/vidy-turizma/sport-ekstrim/veloturizm/
https://aif.by/timefree/na_krayu_sveta_beloruska_obehala_zemnoy_shar_na_motocikle_za_805_dney
https://knife.media/le-bicycle-africain/
https://velofans.ru/sovety/puteshestviya-velosipede