50 лет странствий: ярославский фотохудожник на велосипеде проехал по России расстояние, равное экватору
Ярославский фотохудожник и путешественник реализует уникальный проект.
50 лет назад ярославец Валерий Кушнарев выиграл в лотерею велосипед и отправился в свой первый велотур из столицы Золотого кольца в город на Неве. С тех пор, вращая педали, он преодолел по суше более 40 тысяч километров – расстояние, сопоставимое с длиной экватора Земли. В последние годы он предпочитает путешествовать на байдарке и катамаране и добирается до таких заповедных мест, которые сохранились в первозданном виде чуть ли не с начала времен.
«Кругосветка» на велосипеде
– В начале 1970-х армейский друг предложил проехать на велосипедах от Ярославля до Северной столицы. И все бы хорошо, но двухколесного коня у меня на тот момент не было. А отправиться в увлекательное путешествие в 1000 километров очень хотелось! И тут мне улыбнулась удача: купив лотерейный билет, я выиграл очень крутой по тем временам радиоприемник. Стоил он дороже велика, и я попросил обменять его на транспортное средство моей мечты. Мне пошли навстречу! – вспоминает Валерий Кушнарев.
В свой первый велотур он отправился в 1971 году и до сих пор сохранил о нем яркие впечатления, хотя с того времени уже минуло 50 лет: друзья проезжали в день около ста километров, любуясь живописными окрестностями. А затем они гуляли по городу на Неве, который привел их в полный восторг.
Следующий велопробег был спланирован по только-только набиравшему популярность маршруту Золотое кольцо.
– Я тогда работал в бюро эстетики электромашиностроительного завода. Многие коллеги занимались спортом и с энтузиазмом откликнулись на мое предложение проехать по старинным городам Центра России. Но в день старта у всех нашлись срочные дела, и в путь мы отправились вдвоем, а из Ростова я и вовсе выехал в одиночестве. Но от своей идеи не отказался и осуществил задуманное, – вспоминает Валерий Иванович.
Этот случай заставил его более тщательно подбирать себе попутчиков, что в дальнейшем не раз сослужило ему добрую службу и избавило от разочарований. Со временем у него вошло в привычку брать с собой в путешествия фотокамеру.
Причем заурядное «селфи» ему было неинтересно – он увлекся художественной фотографией. И не просто делал снимки на память, а старался найти необычный ракурс.
За десятилетия своих велостранствий он объехал Центр России, Прибалтику, побережье Каспийского моря, южные регионы. Но по-настоящему покорила его суровая красота русского Севера. Отправляясь в отдаленные, труднодоступные уголки Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областей, он воочию увидел первозданную Россию – и влюбился в нее навсегда.
– Я проехал на велосипеде 40 тысяч километров – как по экватору! Но в 2010 году пережил инфаркт, и по рекомендации врачей от железного коня пришлось отказаться. Но не от путешествий! Я просто сменил способ передвижения, – говорит Валерий Кушнарев.
Первозданная Россия
С тех пор он каждое лето сплавляется на байдарке либо ходит по рекам и озерам на лодке и катамаране. Его друг – профессиональный фотограф, увлеченный парусными регатами, – предложил сделать катамаран самостоятельно.
– Он был длиной 6 метров, очень тяжелый, едва помещался в автоприцеп, и на его сборку на берегу уходило почти четыре часа, – рассказывает путешественник. – Сейчас я хожу на катамаране, который весит 63 килограмма, в разобранном виде умещается в багажнике автомобиля, а собрать его можно всего за 40 минут.
Этот лайт-вариант оказался удобным и служит уже пять лет. Валерий Иванович преодолел на нем уже 2100 километров.– Онежское, Ладожское озера, Сейдозеро – каждое из них по-своему красиво и каждое путешественнику и исследователю может подарить куда больше ярких впечатлений, чем исхоженные вдоль и поперек привычные туристические маршруты, – полагает Валерий Кушнарев.
Хотите узнать, какой была земля в начале времен, – отправляйтесь на север. Когда остаешься наедине с первозданной природой – лавиной накатывают эмоции.
Кто-то, убегая от суеты, просто отдыхает душой, кто-то с интересном познает незнакомый мир, где вместо каменных джунглей – палатка, костер, уединение, тишина.
– Но самостоятельные путешествия по северным землям имеют свою специфику. Например, нужно очень тщательно проработать маршрут, изучить карты и «заказать» себе хорошую погоду, – делится секретами неугомонный ярославец.
Нет, заявок в небесную канцелярию он не делает, но старается выходить в путь строго в полнолуние – в этом случае риск затяжного ненастья минимален. Как результат – за десятилетия туристического освоения северных земель в одиночку и в дружной компании ни разу не случалось сколько-нибудь серьезных травм.
Глазами ангелов
Валерий Кушнарев не случайно дал своему катамарану имя «Аргонавт» – по ассоциации с древнегреческими мифами о походах в дальние неизведанные земли. В теплый сезон он ежегодно отправляется на нем на поиски «золотого руна». Так он образно называет интересные сюжеты и ракурсы для фотографий.
Его снимки уникальны не только тем, что на них мы видим удаленные от основных центров цивилизации укромные уголки страны, Россию вне времени, первозданную красоту которой не разрушила урбанизация. Мастер фотографии умеет создать панорамную композицию, в которой присутствует до восьми планов.
– Я самостоятельно изучал основы рисунка, знакомился с творчеством великих мастеров кисти, учился у своих друзей – художников-графиков, освоил технику линейной гравюры. Фотографирую в основном ранним утром (вставать приходится в 4.30 – 5.00) либо на закате. Снимок компоную сразу, кадрировать почти не приходится – все получается тютелька в тютельку, – гордится Валерий Кушнарев.
Его фотографии стали настоящими видовыми брендами Севера и Центра России. Наш регион не исключение: природные красоты Ярославской области – Плещеева озера, озера Неро, окрестностей села Вятского – восхищают земляка не меньше, чем северные пейзажи. Ежегодно их можно увидеть на выставках в музеях, библиотеках, галереях в Ярославии и далеко за ее пределами.
– Мы давно сотрудничаем с Валерием Кушнаревым, и сейчас в нашей библиотеке представлена экспозиция из 16 его работ. Отзывы читателей – самые теплые, – говорит Марина Горохова, заведующая библиотекой-филиалом №8 имени К.Д. Бальмонта МУК ЦБС города Ярославля.
Валерий Иванович – еще и меценат, деятельный помощник этой библиотеки, вносящий значительный вклад в популяризацию творчества поэта серебряного века, чье имя носит эта библиотека.
Сейчас Валерий Кушнарев деятельно готовится к своему юбилейному походу, чтобы отметить 50 лет странствий. И это не единственная круглая дата в весьма значимом для него 2021 году.
– Наша творческая группа продолжает реализацию уникального проекта: «Глазами ангелов – портреты русских храмов». В наших планах – сфотографировать не только с земли и с воды, но и с высоты птичьего полета церкви и соборы, которые находятся на берегах Волги и Которосли в Ярославле.
Задавшись целью увидеть храмы глазами обитателей вышнего мира, энтузиасты в своей работе используют дрон. Но даже с его помощью выполнить поставленные задачи непросто.
– Нашим соотечественникам десятилетиями прививали вкус к заграничным путешествиям, а красота нашей Родины зачастую оставалась как бы за кадром. Мы хотим это исправить, – говорит Валерий Кушнарев.
Езда на велосипеде для похудения: сколько нужно ездить
Хочешь узнать, какая должна быть езда на велосипеде для похудения? Сколько нужно ездить? Нуждаешься в пошаговой инструкции? Ты в правильном месте!
Я расскажу тебе о способах, с помощью которых в результате сбросил 16 килограмм балласта, регулярно садясь на велосипед всего лишь в течение 9 недель. Надеюсь, ты сможешь извлечь из них пользу и приступить к работе над своим идеальным весом.
Первым делом, очевидно, что тебе понадобится велосипед. Я выбрал шоссейный велосипед. Подойдут и другие велосипеды, например, горный, но я предпочитаю именно этот, потому что он быстрее, а я люблю наслаждаться ощущениями от езды на высокой скорости.
Когда я был подростком, я много ездил именно на шоссейных велосипедах, чтобы сбросить лишний вес. Так они стали частью моей жизни.
Чтобы начать ездить на велосипеде, всё, что ты должен раздобыть в самом начале, – это подходящий велосипед. Не нужно откладывать его приобретение, потому что тебе вовсе не придётся тратить на него целое состояние: мой велосипед, который я купил, стоил 300 долларов, а ещё за 50 я сделал из него вполне рабочую машину.
Вступление
Езда на велосипеде для похудения: сколько нужно ездить?
Многие из нас доходят до такой стадии, что, когда мы смотримся в зеркало, постоянно появляется мысль: «Мне точно нужно что-то делать с лишним весом».
Первым делом я попробовал бегать, и, пробежав около 10 минут, задыхаясь и чувствуя тошноту, был вынужден остановиться, а через несколько дней у меня появились боли в коленях.
Прелесть езды на велосипеде в том и заключается, что лишний вес оказывает совсем небольшое воздействие на конечности человека и из-за него не разрушаются суставы.
Езда на велосипеде для похудения является идеальным вариантом и в том случае, если вы стесняетесь своего веса, потому что верхом на велосипеде с надетым шлемом и солнцезащитными очками вы будете неузнаваемы.
Кроме того, человеку, совершенно не имеющему опыта в фитнесе, гораздо легче определить свой темп езды, чем темп бега. Давайте посмотрим правде в лицо – даже ходьба быстрым шагом может быть очень утомительной, если у тебя большой лишний вес. И всё-таки оставим бег в покое, уж не знаю, как для вас, но для меня прогулки по улицам с раскрасневшимся лицом – это точно не то, на что бы я хотел потратить свой день.
Езда на велосипеде для похудения: сколько нужно ездить
Итак, у тебя есть велосипед, и ты готов начать свой путь снижения веса. В первую очередь, нужно найти время для езды. Когда я начинал, то ездил по 1 часу после работы. Через неделю-две, когда почувствовал себя увереннее, я начал ездить на велосипеде до работы и обратно: в целом около 50 километров.
На моём пути не было больших перепадов высот, так что поездка в одну сторону занимала чуть больше 50 минут. Я ездил туда-обратно 5 дней в неделю. В зависимости от твоего веса со средней скоростью в 20-22 километра в час (нужно ехать с одним и тем же темпов и не очень быстро!) можно сжигать примерно 500 калорий за час езды. 7 500 калорий – это один килограмм жира.
Хоть это и не слишком многословная инструкция, какая должна быть езда на велосипеде для похудения и сколько нужно ездить, она даст тебе понимание того, насколько эффективна для борьбы с лишним весом езда на велосипеде. Не принимай близко к сердцу, если не сможешь ездить столько же времени, сколько и я. Даже полчаса езды в день помогут привести мышцы в тонус.
Большинство калорий сгорает не во время самой тренировки, а после неё, во время восстановления мышечной ткани и повышенного метаболизма. Также, чем больше мышечная масса, тем больше тратится калорий в часы отдыха. Это беспроигрышная ситуация. Даже если несколько часов в неделю – это всё время, которое ты можешь отдать велосипеду, ты всё равно увидишь прогресс. С другой стороны, чем больше будешь вкладывать, тем быстрее появятся результаты.
Как сбросить вес на велосипеде мужчине
Первым делом после начала езды на велосипеде ты, скорее всего, заметишь, как изменяются твои ноги. Они становятся более подтянутыми, с ног и ягодиц исчезает значительно больше жира, чем с других частей тела.
Мой секрет более быстрого похудения верхней части тела заключается в том, чтобы ездить не садясь. Попробуй некоторое время крутить педали стоя. Особенно хорошо это работает, когда поднимаешься на возвышенность, потому что нужны дополнительные усилия, чтобы забраться на вершину.
Во время езды стоя у тебя намного больше работают мышцы кора, благодаря чему жир в местах расположения этих мышц сжигается быстрее. Если в твоей местности нет возвышенностей, можно просто периодически ехать стоя с ускорением.
Повторяй это примерно каждые пять минут по 60 секунд за раз, и, запыхавшись, садись обратно на седло и отдыхай. За 20 минут езды попробуй сделать 3 таких ускорения.
Не расстраивайся, если сначала для тебя это будет очень сложно. Ведь это продвинутая техника тренировок, поэтому для первых нескольких недель будет достаточно просто проезжать несколько километров. А данную методику ты можешь использовать позднее, когда станешь более тренированным.
Соревнуйся с самим собой!
Чтобы ускорить потерю веса, нужно поставить цели. Во-первых, они должны быть достижимыми, во-вторых, в них также не должно быть привязки к весу. Очень много людей в самом начале тренировок набирают вес. Это происходит из-за роста мышц, а они весят больше, чем жир.
Не нужно падать в обморок, набор веса – временное явление, в абсолютном большинстве случаев вес действительно начинает после этого уходить. Просто подумай об этих растущих прекрасных мышцах, которые будут сжигать дополнительные калории, даже когда ты ничего не делаешь.
Твои цели должны быть настолько связаны с ездой на велосипеде, насколько ты хочешь улучшить свои навыки в этом, тогда твоё тело последует за твоим решением. Ведь оно отражает то, что ты делаешь. Если ты станешь прекрасным велосипедистом, то это отразится и на теле, так что приступай.
Цели, как я сказал, должны быть простыми. Засеки время, за которое ты проезжаешь свой маршрут, и попробуй проехать быстрее. У тебя не получится постоянно улучшать свой результат, но добиться стабильного прогресса точно нужно.
Заноси время в дневник тренировок и отмечай улучшения. Оглянешься назад и увидишь, насколько далеко ты продвинулся. Это отличный мотиватор, чтобы продолжать тренироваться.
Оставайся мотивированным
Наслаждайся ездой на велосипеде! Очень важно не делать из каждой поездки тяжёлую тренировку, после которой ты только устаёшь и начинаешь бояться своего велосипеда.
Отправляйся в неторопливое путешествие по интересным местам с красивым пейзажем, съешь мороженное в качестве вознаграждения за то, что ты тут побывал. Ты просто можешь устроить себе каникулы на велосипеде, отправляясь в гости на нём. Если получать удовольствие от езды на велосипеде, то и продолжать ездить будет легче.
Диета и питание велосипедиста
Диета – вещь под номером один, о которой нужно помнить постоянно. Не ешь в день больше калорий, чем рекомендовано: для мужчин – 2500, для женщин – 2000. С помощью велосипеда ты сможешь сжигать больше калорий, чем получаешь. Это и есть похудение, поэтому важно, чтобы получаемых калорий было достаточно, чтобы восстанавливать организм после тренировок.
Следовательно, нужно употреблять много овощей и нежирного мяса. Постарайся получать как можно больше калорий именно из этих продуктов, это поможет избавляться от жира эффективнее, давая при этом организму необходимое количество питания.
Также нужно есть углеводы, лучшим выбором будут цельнозерновые, картошка, бурый рис. Макароны содержат уж слишком много калорий, поэтому их следует свести к минимуму.
Не нужно питаться каждый день так, будто ты теперь сторонник только здорового питания. Съешь пиццу, если хочешь, но помни, что количество потребляемых в день калорий не должно быть больше нормы.
При этом не забывай, что, поедая нездоровую пищу вместо здоровой, ты тормозишь прогресс в езде на велосипеде, потому что организм не получает достаточное количество полезных веществ для создания нового тела. Поэтому потреблять вкусную, но нездоровую пищу следует не более 2 раз в неделю.
Если ты всё-таки превышаешь норму по калориям, не ругай себя, если от этого ты чувствуешь себя лучше, но и не создавай привычку. Ты всегда можешь сжечь наеденные калории в следующей поездке на велосипеде, если, конечно, ты не съел 5 пицц!
Удачи и счастливой езды на велосипеде
Что ж, это всё на сегодня, у тебя теперь предостаточно информации, чтобы начать своё путешествие на велосипеде. Если ты последуешь тем советам, которые я тебе дал, я уверен, ты успешно справишься с обеими задачами: сбросить вес и начать жить новой жизнью. Сообщай мне, как продвигаются твои успехи. Удачи и счастливых тренировок!
Если тебе понравилась статья «Езда на велосипеде для похудения: сколько нужно ездить», то тебе понравится и эта: «9 вопросов, которыми задаются начинающие велосипедисты».
Как я проехал 100 км за день один на горном велосипеде
Ну, во-первых, не сто километров, а больше ста сорока (от Унечи до Брянска). Во-вторых, не за день, а за 7 часов, 40 минут, и в-третьих, давно пора перестать обращать внимание на заголовки. Они пишутся не для тех, кто пост уже читает, а для тех, кто увидит этот title в одной из своих лент и клюнет на него. Ну, это типа тем про «32 стопроцентных способа стать богатым и здоровым». А, ну ещё для ботов поисковых машин, чтобы повыше вылазить по релевантным запросам.
Короче, забейте. Давайте всё расскажу по порядку.
Вижу в ваших глазах немой вопрос, а куда я вообще-то пропал на полгода? (Ну ладно. Не вижу. Там скорее теперь что-то типа: «что это за хер и откуда он в моей ленте?».) Чтобы надолго не отвлекаться от основного повествования, скажу только, что в моей жизни были и есть (и скорее всего будут и дальше) достаточно серьёзные трудности, которые я вряд ли когда-то стану тут обсуждать, так что мне было не до блога. Просто не хотелось ничего говорить, хотя несколько попыток было, но эти черновики навсегда останутся черновиками…
Перейдём к моей поездке.
Я и велосипед
Чуть менее трёх месяцев назад, я решился-таки и купил себе велосипед. Долгие поиски и удачно подвернувшаяся скидка привела меня к марке Dewolf , а конкретно к модели Grow 2.
На сегодняшний день, я накатал на нём примерно 1600 км. Статистку моей «велосипедизации» можно посмотреть на моём аккаунте в Strava (добавляйтесь в друзья, если тоже катаетесь). Примерное представление о стиле моего катания можно сделать посмотрев видео ниже.
Прямая ссылка на YouTube (как же ужасно ютюб пережимает исходное видео (((( ).
Я думаю, подробности моей веложизни так же мало кому интересны, так что просто дополню (для тех, кому лень лезть на страву), что катаюсь в среднем по 200 км в неделю, в основном по грунтам (процентов на 75-80), примерно по 25 км за покатушку.
Мы всё ещё далеко от поездки, анонсированной в заголовке. Пора уже? Немного терпения…
Задумка
Вообще, я планировал совершить подобный велопробег ближе к концу лета, но получилось так, что нужно было на достаточно длительный срок ехать в Унечу. А так как неделю обходиться без велосипеда мне не хотелось, я взял его с собой. Туда поехали на пригородном поезде.
Билет для велика стоил 120 рублей, но наблюдая за дорогой вдоль путей, я решил, что назад поеду на велосипеде. Задумка была такая, что я буду двигаться вдоль жд полотна, так, что если вдруг не смогу, сяду на поезд на ближайшей станции и доеду до Брянска.
Но совершив пробный заезд вдоль жд за пару дней до даты выезда, я понял, что это плохая идея. Откровенно дешёвая вилка отвратительно работает на «мелочи», а вся дорога вдоль путей — это насыпь из щебня. Соответственно, 140 км такой тряски мой организм вряд ли выдержал бы. Но я уже всем, а главное — себе, сказал, что я еду в Брянск на велике. Что же делать. И очевидный ответ, ехать по асфальту.
Подписчики на Strava знают, что я не очень жалую асфальт, но с другой стороны, на такое расстояние по неизвестным(!) грунтовым дорожкам можно и не доехать. Решено было ехать по основной трассе.
Что на велосипеде
Озвучу лишь отличия от стока.
Задний переключатель заменён на Sram X7, а монетка — на Sram X5. Три передние звезды заменены на одну 32Т, овальную, narrow wide. Соответственно, от переднего переключателя и монетки для него избавился. Педали заменены на алюминиевые на промподшипниках. На заднее перо установлена светодиодная «мигалка», чтобы видели. На вынос — сумка для мобильного и мелочёвки. На раме — бутылка с водой и насос. На руле — проводной велокомпьютер.
За день до выезда цепь и кассета прочищены, промыты и смазаны. Давление в колёсах доведено до 55 PSI. Вилка заблокирована, дабы исключить раскачку (амортизация на асфальте не нужна).
Что на мне
Велотрусы с «памперсом» (гуглите перед тем как ржать), футболка с длинным рукавом (на случай солнца, чтобы не сгорели руки), шейный платок (чтобы не сгорела шея), спортивные носки и обычные кроссовки. Перчатки короткие. Рюкзак. На голове шлем и солнечные очки.
Что в рюкзаке
Запасные шорты, футболка с коротким рукавом, перчатки с полными пальцами, документы (права), powerbank на 20000 mAh, велоаптечка (от проколов), фонарик, небольшой нож, 1,5 литра воды, 3 банана, полкило маленьких сникерсов. Кошелёк и банковские карты.
Как я выяснил на полпути, я забыл взять мультитул и какой-либо другой инструмент. Не делайте как я. Мне повезло, что не пригодилось, но могло не повезти.
Начало поездки
2 июня я проснулся, сделал все свои обычные дела, позавтракал (плотно, но не тяжело) запустил отслеживание трека на смартфоне, включил задний фонарь в режим стробоскопа и тронулся в путь.
Чистое небо, почти безветренно. Очень легко ехалось. Вопреки ожиданиям, фуры не сносили волной воздуха обгоняя, а наоборот, ещё пару секунд тащили меня в воздушном мешке за собой.
По пути вёл трансляцию в своём Telegram-канале. Я в последнее время не очень много пишу туда (как и куда бы то ни было ещё), но тут был прагматичный расчёт на то, что если трансляция вдруг надолго прекратиться, то кто-то может обратить на это внимание и попытаться выяснить причину.
До Почепа доехал чуть больше, чем за два часа. Сделал небольшой привал. Докупил воды, немного размял ноги. Съёл второй банан и несколько сникерсов (до этого перекусывал прямо на ходу). Сфоткался для telegram-канала и поехал дальше.
Сил было ещё полно, несмотря на то, что средняя скорость движения превышала 30 км/ч. Очень неплохой результат для кросс-кантри велосипеда, как мне кажется.
Вторая половина пути
Первые капли дождя начали попадать на меня после пересечения середины дистанции. Дальнейшее передвижение было похоже на соревнования с тучами. Кто раньше? Я до какого-нибудь укрытия или дождь до меня?
Первый раз пришлось прятаться на въезде в Красный Рог. Второй раз — через 10 км. Прячась на остановочных пунктах, я восстанавливал силы сладостями.
Так мелкими перебежками добрался до кафе в Новониколаевском.
Не знаю, почему я всё ещё тепло отношусь к этому старому кафе? Обслуживание так себе, цены не низкие. Картой расплатиться нельзя. Надо подыскать что-то более современное. В любом случае, обед.
От кафе я успел отъехать километров пять, до того, как меня накрыло ливнем. Прятаться было негде, да и бессмысленно. Я промок полностью за несколько секунд. Скорость движения упала в два раза. Пальцы в коротких перчатках стали мёрзнуть. Очки заливало водой, шейный платок трансформировался в маску, дабы не пришлось пить всю грязь, которую поднимали грузовики мне в лицо. Запасная футболка надета поверх основной, чтобы меньше продуваться.
В таком виде я доехал до Выгонич. Там затащил велик в ближайшее кафе и купил горячего чаю. Не столько для питья, сколько для того, что бы использовать горячую чашку как утюг разглаживая промокшую одежду прямо на себе. Полчаса. Три чашки чаю. Россия 24 по ящику, где какие-то индусы распинались перед «нашим всем» о том, какой офигенный форум он собрал и какой он вообще красавчик. Поняв, что ещё пять минут этого тошнотного зрелища, и я что-нибудь натворю нехорошее, я решил продолжить путь. Благо, дождь закончился, да и одежда немного подсохла. И к тому же, мне нужно было двигаться, чтобы не заболеть от переохлаждения.
Оставшийся путь дождя практически не было. Правда, количества воды на асфальте было достаточно для того, чтобы не расчитывать на просыхание.
Но что хуже, эта вода давала нехилое сопротивление качению.
Конечно, ехать было уже не так приятно, как первую половину, но и сказать, что я начал жалеть о своём решении я не могу. Просто приключение.
Даже более того, заехав в Брянск, я всерьёз стал подумывать о том, чтобы скататься в Соловьи на любимые трейлы. Но вновь показавшиеся тучи и здравый смысл взяли верх. Я поехал в квартиру.
Итоги заезда
Вот результаты заезда:
При этом, чистое время (то есть без учёта остановок) составило 5 с половиной часов. Конечно, даже без дождя у меня было бы несколько остановок, но, я думаю, что по нормальной погоде я без особых сложностей смог бы преодолеть это расстояние за 6-6,5 часов. Средняя скорость же(так же без учёта остановок) составила 26 км/ч. Я рассчитывал на меньшее. А тут даже при такой погоде…
Последствия
Ноги не болели ни в тот же день ни в последующие. Я не простудился (горячая ванна сразу по возвращению спасла, наверное). Единственная проблема — руки. Это называется «Синдром кубитального канала». Причина — неудобное (для длительной поездки) положение рук. Сейчас уже проходит, но решать этот вопрос нужно, иначе могут быть осложнения.
80 км по шоссе — это не так просто, как кажется
А началось все со слова «надо» — с такой припиской Богдан Воеводин сбросил мне сообщение про заезд «Приоткрытие сезона» по Житомирской трассе. Надо хоть раз проехать такое расстояние разом, надо испытать тестовый Felt VR40, надо начать катать по-настоящему — весна пришла. А почему бы и нет, подумал я, ведь знакомые ребята в схожей физической форме осиливают по 200 км, а тут какие-то 80, да еще и в прогулочном темпе (как обещало описание ивента).
Но было стремно. Зимой я как заправский лентяй забил на тренажерный зал, а станка дома нет — крепкие ноги остались в прошлом сезоне. За последние 5 месяцев накатал до 60 км в четыре неспешных заезда. И не сказать, что чувствовал себя при этом шибко бодро. К упомянутому Felt VR40 привыкнуть не успел — проехал на нем километров 15 груженый и уставший после работы. Плюс покупку велотуфель отложил до Байк Экспо, так что ехать предстояло на комплектных топталках со Schwinn Cutter (дрянь педали). И все же решился.
В дорогу собрался основательно. Правильной одеждой успел запастись еще до наступления холодов, так что располагал плотными велоштанами с виндстоппером, термобельем и хорошей велокофтой, бафом и плотной спортивной шапкой — тут и говорить нечего, а еще были перчатки Green Cycle, которые мне для теста Pride Rocx подогнали ребята из Велопланеты. Роль ультракомпактного рюкзака сыграла котомка, с собой взял пару бананов, два мюсли-батончика и 0.5 л воды (еще одну флягу пристроил на раму). Единственным существенным упущением считал отсутствие очков. Как оказалось, это был не худший мой просчет.
Стартовало «Приоткрытие сезона» в нескольких километрах от моего дома, так что слишком устать по пути не боялся. Но не вышло и втянуться в интенсивное крутилово. Потому когда через 40 минут тусилова на точке сбора мы рванули по трассе, я фактически познакомился с велосипедом.
Спасибо Богдану, что рассказал теорию езды группой и показал, как сидеть на колесе. Глупые амбиции загнали меня в группу лидеров заезда и держали там ровно половину пути — до разворота у Калиновки. Не буду хвастать, что мне было легко. Железные хлопцы держали среднюю хорошо за 30 км/ч и то и дело ускорялись, я выжимал свой максимум и поддерживал себя мантрой «вдруг дотяну». Но километре на 35 стало очень тяжко. Ротация группы как раз вывела меня в голову и за несколько километров я растерял чуть ли не все силы. И когда мы пошли на разворот, сперва слегка сбавил, а потом стал стремительно отставать. Началась по-настоящему полезная часть пути — поучительная.
Была бы у меня возможность переиграть этот заезд, сделал бы за разворотом остановку минут на 10-15. Дал бы отдых сердцу, ногам и заднице (стала неслабо страдать от спортивного седла Selle Italia). Но еще километра два у меня была надежда нагнать лидеров.
Конечно же я их не догнал. Оказалось, что раньше ветер был не то чтобы совсем боковым. Если по пути от города он просто создавал неудобства, но теперь стал существенно замедлять движение. Прибавим сюда усталость и отсутствие задающего темп велосипедиста спереди, и получим грустное крутилово на скорости слегка за 20 км/ч. Казалось, я еду только, пока через силу кручу педали.
Примерно 20 километров в одиночестве были непростыми, но терпимыми. Я слушал музыку, глазел по сторонам и старательно экономил силы. Понимал, что все еще опережаю основную массу участников заезда, и это подстегивало держаться и крутить по возможности быстрее. Но потом стало очень тяжело. Со мной был смартфон с навигатором, но проверить расстояние до Киева можно было только остановившись. Как сориентироваться на трассе, я не знал (на километражные таблички на разделительном барьере посмотреть не догадался), и все надеялся увидеть знакомые дома Новобеличей на горизонте. А Житомирская трасса на этом участке как назло холмистая и просматривается недалеко, так что приятный ландшафт мог открыться вот именно за этой горочкой…
Таких горочек был не один десяток и стало казаться, что им нет конца. Ноги стали брать судороги, причем разных мышц. Тут уже было не до скорости — пришлось тщательно контролировать усилие каждой ноги, очень аккуратно и равномерно брать подъемы. Перспектива оказаться с нерабочей ногой с велосипедом на трассе в 10-15 км от города совершенно не улыбала.
Меня несколько раз обходили участники нашего райда и самостоятельные катальцы, четверо замедлялись и приглашали сесть на колесо. Благодарно садился и отваливался через 500-700 метров — сил не хватало держать их темп. Но я очень благодарен ребятам за готовность помочь!
Наконец я увидел то, что позволяло пойти на сделку с совестью — здоровенные буквы «КИЕВ». Пусть это еще не была черта города, но ведь мне была нужна фотография Felt VR40 на фоне монумента! Перебрался на деревянных ногах через ограждение, сделал пару необходимых кадров и перекусил. Всего 7 минут остановки здорово освежили ноги — поднялись резервные силы, мышцы перестало интенсивно сводить. Получилось чуть ускориться и ворваться в город по-гусарски, а не в стыдном прогулочном темпе.
Тут выяснилось, что я не знаю, где «Приоткрытию» полагается завершается. Потому завернул на точку старта, закрыл трек в Strava и двинулся домой. Капризный организм ощутил близость горячей ванны и заработал на полную — стало даже обидно, что испытание закончилось 😉
В дороге у меня было предостаточно времени, чтобы решить, что я делал не так. Надеюсь, мои выводы окажутся для кого-то полезным. А если они неверны — поправьте в комментах.
1. Расстояние нужно увеличивать постепенно
Вчера я понял, что с фактически нулевой подготовкой на хорошем велосипеде способен проехать примерно 40 километров в темпе 33+ км/ч. Это полезная информация, но за нее пришлось заплатить 40 сложными и местами даже мучительными километрами. А ведь мог проехать интенсивную двадцатку, затем накидывая по 10 км выйти на свою «норму». Заодно раскатываясь и укрепляя расслабившийся за зиму организм.
2. Нужно понимать, когда испытание превращается в истязание
Что бы я потерял, останавливаясь на 10 минут передохнуть на 40, 60 и 80 километре? Ровным счетом ничего — это ведь была не гонка на время! Более того, средняя скорость скорее всего выросла бы, а удовольствия от заезда получил бы на порядок больше. Здорово испытывать себя, ставить себе сложные задачи, но только тогда, когда от них есть хоть какой-то прок.
3. Дорогу и себя нужно держать под контролем
Комьютеру (кем я и являюсь) не нужны велокомпьютеры и датчики — ему важно понимать, как доехать из пункта А в пункт В. Да и расстояние в городе воспринимается совершенно иначе, ведь даже 5 километров без остановки на светофоре не преодолеть (разве что ночью). На трассе нужен велокомпьютер или смартфон на руле, крайне желательно понимать, в каком режиме работает твой организм и знать, как долго он еще выдержит при такой нагрузке. Мне даже страшно представить, каково это сгореть в 100 км от пункта назначения!
4. Большое расстояние требует хорошего оборудования и амуниции
Felt VR40 показал себя отлично, но были нюансы. 46 см баран для меня слишком широк — кисти уставали больше, чем должны были. Стоковое седло у фелта просто отвратительное и с ним я бы себе всю промежность стер (это было ясно пока гнал велосипед домой от Богдана). А к моему, оказывается, нужно было заново привыкнуть. Без контактов/туклипсов ноги только давили на педали, не вытягивая их наверх — не оптимальный режим нагрузки. Я ехал без очков в сильный ветер, бессмысленно утомляя глаза. Котомка даже с весом в 2 кг через 60 км начинает напрягать, лучше было использовать нарамную сумку или специальный велорюкзак с жесткой вентиллируемой спинкой.
Подъезжая к городу, я ненавидел себя за согласие катнуть «Приоткрытие сезона». Мне было плохо физически и морально, мне не понравилось бороться с ветром и расстоянием без видимой цели. Я — комьютер, для меня велосипед — это удобное средство передвижения. А здесь не было ни комфорта, ни удовольствия, один челлендж. Но уже вечером я совершенно совершенно иначе смотрел на заезд. Я сам превратил расслабленную покатушку в тяжелое испытание. Мне было плохо только потому, что я решил узнать свой предел. Но разве могло быть иначе? Тренировка показало мои теперешние возможности — их можно взять как отправную точку — и научило, какие ошибки лучше не повторять. Это ценная информация!
Источники:
https://yarreg.ru/articles/na-sever-za-zolotym-runom/
https://interesportal.ru/ezda-na-velosipede-dlya-pohudeniya-skolko-nuzhno-ezdit/
https://www.smargelov.com/?p=4703
https://bikeincity.com.ua/80-km-po-shosse-eto-ne-tak-prosto-kak-kazhetsya/