Как начать ездить на велосипеде? Cоветы от бывалых райдеров
Пусть вас не удивляет название данной статьи. Некоторым новичкам действительно бывает сложно включиться в велосипедную жизнь, хоть и очень хочется. Благо, на помощь приходят велосипедисты с опытом, которые умеют выехать и получить удовольствие при любых погодных условиях в любое время года. Советы именно этой категории райдеров мы и собрали в одном месте. Пользуйтесь и не благодарите.
Главное выехать
Прежде всего, важно выкатить велосипед на улицу, любопытства ради, хотя бы. Да, за плечами может быть длинный рабочий день, а впереди изнурительная тренировка на определенное расстояние или время. Что ж, не стоит себя насиловать рамками и ограничениями. Дайте себе хотя бы 10 минут проехаться, чтобы что-то почувствовать, спланируйте маршрут покороче. Вернуться домой вы всегда успеете. Даже, если не будет покорена очередная высота в личных достижениях, вы рискуете получить удовольствие от простой велопрогулки.
Спойлер – чаще всего, выходя на улицу и проехав какое-то расстояние, домой уже и не хочется.
Без отрыва
Вливаясь в состоявшийся коллектив велосипедистов иногда можно обнаружить, что их темп скорости не вытягиваешь. Они вырываются вперед и демонстрируют свою неготовность ждать. Насиловать себя не надо и здесь.
Во-первых, договариваться об отсутствии отрывов в поездке можно заранее, просто поинтересуйтесь, чтобы не разочароваться.
Во-вторых, всегда можно найти еще одну компанию, где люди приучены ждать новичков на светофорах или после подъемов, учитывая их уровень подготовки. В конце-концов, есть компании, где средняя скорость банально ниже.
Бюджет на одежду
Мы вот писали в своих статьях о покупке велосипеда, мол надо рассчитывать на максимально допустимую сумму. Отказываться от своих слов не станем. Добавим только, что важно также учитывать бюджет и на сопутствующие покупки. В данном случае речь идет об одежде. Ее наличие и соответствие велосипедному духу снимает, ребята, так много вопросов…
Перегреваться летом также неприятно, как и переохлаждаться зимой. Стало быть, одежда должна быть разной под разные погодные условия. При ее наличии поездка в любую погоду способна принести радость и удовольствие.
Останавливаться подробнее на этом вопросе не будем. Напомним только, что у нас есть статьи по темам: выбор велофутболки, гид по велоодежде, как выбрать зимние велоперчатки.
Велокомбинезон
Наиболее значимый аксессуар в велоэкипировке после шлема – велоштаны с “памперсом”.
Нормальные велоштаны. С лямками. Причем полезно иметь такой вариант на лето и на зиму отдельно.
Штаны для велоспорта есть и на обычной резинке, есть с веревкой, для лучшей фиксации на талии. Однако ни в какое сравнение с комбинезоном и памперсом они не идут. Обычные штаны перетянутой резинкой врезаются в живот и постоянно сползают, чего не происходит с комбинезоном. Разница в ощущениях от поездки большая. К тому же, для тех, кто не признает обтягивающую одежду, есть модели велошорт свободного покроя со специальной прилегающей к телу подкладкой.
В большинстве случаев памперс обладает анатомической формой. Если нет, то поездка с ним, все равно, становится намного комфортнее. Пользуются ей даже бывалые спортсмены, так как жалеют свою попу. Позаботьтесь о ней и вы.
Нагота
Нагота является важным условием при надевании велоштанов с памперсом. Нет, вы можете спорить и одеваться по старинке, мы не настаиваем. Тем не менее, мировая практика показывает, что специфическая одежда требует специфического подхода. Дело в том, что велоформа создается с важным условием – максимально быстро отводить влагу от тела.
Наличие между памперсом и телом посредника в виде нижнего белья нарушает выверенный процесс увеличивая вероятность появления нежелательных раздражений на коже. Ну, и эстетика страдает, что и так понятно.
Не переживайте, штаны не просвечиваются, ткань плотная, где это требуется. Главное, чтобы все по размеру было.
Обслуживание велосипеда
Полезный навык, надо сказать, умение хотя бы минимально обслуживать свой велосипед. Касается это, главным образом моментов, который могут случиться в пути – прокол покрышки, слетевшая цепь и прочее.
Оказавшись за много километров от дома, спущенное колесо изрядно подпортит настроение, если его нечем заклеить. Посему, приготовьтесь к этому событию заранее, приобретите комплект для латания камер или бескамерных колёс. Посмотрите в интернете видеоролики с уроками по латанию, потренируйтесь дома. Не учитесь этому вдали от дома во время дождя, он не способствует усвоению новых знаний. И не уповайте на антипрокольные покрышки, они тоже имеют свойство прокалываться, просто происходит с ними это реже.
Полезно также иметь запасную камеру и минимальный набор самых необходимых инструментов. Обычно он весь собран в велосипедном мультитуле и очень удобен в походных условиях.
Представьте, как проехав 50 километров вы обнаружили, что седло было бы неплохо опустить на 3 мм ниже, чтобы удобнее было, а впереди еще 50 км, а инструмента нет… Позаботьтесь о себе. В дороге иногда и руль переставить бывает необходимо, чтобы посадку сделать легче, и спицу подтянуть, и цепь порванную восстановить. Чего только в пути не бывает.
Брызговики
Не крутите носом. Сейчас брызговиков в продаже много самых разных, далеко не все они портят внешний вид велосипеда. Есть и быстросьемные модели. Какие бы они ни были, они существенно влияют на качество поездки в дождь или после него, по мокрым дорогам. Наличие брызговиков можно рассматривать и с точки зрения экономии средств на обслуживании велосипеда. Ведь попадание влаги в кареточный узел срок его службы не продлевает, а ремонт будет стоить денег. То же самое касается и рулевой колонки. В условиях сильного потока влаги от переднего колеса, даже самые стойкие защиты подшипников не устоят.
Не набивайте карманы джерси инструментами
Во-первых, это больно, если будете падать. Во-вторых, джерси так и порвать недолго. В-третьих, железо будет попросту оттягивать джерси вниз затягивая “удавку” на горле. Оно вам не надо.
Инструменты необходимы только в момент остановки, в движении вы не станете подтягивать хомут седла или выравнивать руль. Следовательно, его можно убрать в специальную подседельную сумку, в которую, кстати, влезет и запасная камера, и мультитул, и комплект латок. А джерси… в нее обычно кладут что-то легкое, ценное и самое необходимое. К тому же, процесс сборки для покатушки будет упрощен, так как вы будете точно знать, что все для ремонта уже закреплено на велосипеде.
Купите нормальный напольный насос
Мне как-то попался очень компактный насос, я его купил рассчитывая, что мне его будет хватать в дороге и дома. Его длина была чуть более 10 см, совсем крошечный. Первый тест дома показал, что накачивание шоссейного колеса таким насосом сродни пытке. Я уж не говорю про мтб, где давление воздуха требуется хоть и меньше, но его объем заставляет страдать не меньше.
Был у меня и стандартный велосипедный насос, которым обычно пользовался дома и в дороге. Обычный такой насос, пара минут и всё в норме. Как же я был удивлен, когда довелось попользоваться напольным насосом. Там даже пары минут много, настолько быстро он качает, настолько легче получить желаемое давление.
В общем, тема насилия в этой статье актуальна как никогда, так что… купите себе нормальный насос. Он не стоит дорого, для дома самый крутой не нужен, его полезность переоценить невозможно. Особенно важно его наличие для владельцев бескамерных колес, ведь с ними важно дать большой объем воздуха за короткий промежуток времени. Я без него страдал.
Встёгивайте одну ногу
Данный совет справедлив для желающих перейти на контактные педали. Правда, какой бы опыт катания на велосипеде многолетним не был, контактные педали лучше примерять потихоньку, без фанатизма.
Вполне вероятно, что вы ни разу не упадете, как было у меня в период обучения. Но встегиваться для начала только одной ногой – весьма мудрое решение. Так вы себе зарезервируете движение для предотвращения падения, так как растеряться в новых условиях очень просто. Дайте себе время привыкнуть. На первых метрах привыкайте к механизму , пробуйте встёгиваться и выстегиваться, отрабатывайте движение до автоматизма. Также воспользуйтесь настройками педалей, чтобы сделать по началу фиксацию послабее. В экстренных ситуациях, когда мозг отключается, нога пойдет куда угодно, только не по выверенной траектории, слабый зажим поможет сорвать ногу с педали. В дальнейшем, когда процесс будет отрепетирован, сделаете фиксацию более жесткой.
Проложите маршрут с наименьшим трафиком
Очень банальный совет, тем не менее, очень рабочий. Наличие автомобилей на дороге никогда не способствует повышению безопасности движения. Настроение тоже не будет на высоте, если услышать в свой адрес пару бранных слов. Так что, выбираем маршрут с наименьшим трафиком. Идеальный вариант – ехать по велодорожкам, где это возможно.
Кроме того, учитывайте наличие спусков, подъемов, направление и силу ветра. Рассчитывайте все в соответствии со своим настроением/состоянием, а не желанием поставить новые рекорды. Велосипед для удовольствия, а не страдания.
Правила дорожного движения
Если вы новичок на дорогах – первым делом купите себе книжку с правилами дорожного движения, изучите её от корки до корки. Не надо ездить наугад и с закрытыми глазами. Для катания по дорогам общего пользования очень важно знать где главная, а где второстепенная дорога; кто кому обязан уступать и в каких ситуациях; где на велосипеде ездить можно, а где нельзя. Правил много, знаков много – учите их все, лишними эти знания не будут.
Будьте в безопасности
Первый момент по безопасности касается шлема. Да, о нём упоминалось выше, но пусть будет еще одно напоминание. Он важен.
Второе касается велосвета, особенно в темное время суток. Он должен быть, чтобы вы видели дорогу и вас на дороге было видно. Одежда со светоотражателями – крутое приобретение, которое, тем не менее, дорогу не освещает.
Описание популярных моделей самоходных газонокосилок райдеров с сиденьем — во всех подробностях
Садовый райдер – мультифункциональное устройство, заменяющее газонокосилку, мини-трактор, культиватор, уборщик мусора и снега. Однако из-за относительно высокой стоимости его покупка оправдана только при ведении работ на больших площадях.
Описание и принцип работы
Название этого устройства произошло от английского слова «ride», что в переводе означает «ехать». Проще говоря, это газонокосилка, на которой можно ездить человеку. Садовый райдер — газонокосилка, представляющая собой трактор небольших размеров, который используется в различных целях сельского хозяйства, в частном доме или на даче. Он легко функционирует в различных условиях, имеет относительно простую конструкцию. Такой трактор можно легко обслуживать самостоятельно.
Садовые райдеры газонокосилки могут различаться по конструкции корпуса, имеют различные типы двигателей и многое другое, однако общее устройство у них одинаковое. Корпус для кошения травы может располагаться в передней или задней части трактора. Бензиновый мотор располагается под сидением, смещен к задней части.
Обратите внимание! Райдер — газонокосилка, которую можно легко переоборудовать в трактор для сборки листьев или подметания территории. Это многофункциональное и простое устройство, которое очень сильно облегчает жизнь.
Несмотря на это, основной целью газонокосилок самоходных с сидением является стрижка травы на участке. Осуществляется это при помощи специального корпуса, который может крепиться спереди или сзади в зависимости от типа райдера. Корпус называется дека. Состоит он из вращающихся ножей, которые расположены в горизонтальном направлении.
Сам трактор ничем не отличается от обычного сельскохозяйственного по конструкции. Только обладает меньшими размерами и с задним расположением двигателя. В международной классификации машина так и называется трактором, если рабочее оборудование, в данном случае дека, располагается между колесами. А райдер — это устройство, у которого рабочая зона крепится с задней или передней стороны.
Газонокосилка с сиденьем имеет двигатель, основным типом топлива для которого служит бензин. Косилка работает от энергии двигателя.
Для чего нужен садовый райдер?
Райдер может сочетать самые разные функции:
- Стрижка газонов любого типа: футбольных, теннисных, для гольфа, альпийских лужаек.
- Скашивание сорняков в саду.
- Очистка территории от опавших листьев и других органических отходов.
- Уборка снега.
- Транспортировка грузов на короткие расстояния.
- Рыхление почвы.
- Мульчирование.
Назначение
Сфера использования райдеров довольно широка. Благодаря возможности использования навесного оборудования с их помощью осуществляют стрижку газонов, полей для гольфа и футбола, альпийских лужаек и теннисных кортов. Выполняют скашивание сорной травы и тонкого кустарника, очищают территорию от опавшей листвы, снега и бытового мусора, транспортируют не слишком тяжёлые грузы в пределах участка, рыхлят грунт и мульчируют посадки. Таким образом, в условиях небольшого хозяйства райдер отлично справляется с большинством агротехнических задач и довольно эффективно заменяет собой сразу несколько видов узкоспециализированной техники.
Это избавляет от необходимости тратить лишние средства на их покупку, что в результате также экономит место на участке или в гараже.
Плюсы и минусы
Владельцы приусадебных участков и мелких подсобных хозяйств высоко оценивают садовые райдеры и активно приобретают их для личных нужд. Востребованность агрегатов обусловлена их неоспоримыми преимуществами перед более мощными мини-тракторами и миниатюрными газонокосилками.
- Райдер занимает промежуточную нишу между указанными выше образцами сельскохозяйственной техники, обладая функциональными возможностями обоих видов. Это делает агрегат довольно универсальным и значительно расширяет спектр выполняемых им работ.
- Благодаря компактным размерам и высокой манёвренности райдер ловко лавирует между грядками, кустами и постройками, чего мини-трактор делать не в состоянии. Более того, из-за укороченной базы и наличия заднего привода агрегат способен разворачиваться практически на одном месте, в то время как трактору для этого необходима как минимум пара метров.
- Механизм мульчирования, которым оснащены большинство моделей райдеров, позволяет перерабатывать траву, кустарник и тонкие ветки в мелкий субстрат и удобрять им участок.
- Компании-производители стараются отслеживать запросы потребителей, выпуская достаточное количество запчастей, из-за чего сложностей в ремонте техники, как правило, не возникает.
- Райдеры отличаются широким захватом обрабатываемой поверхности. Это обусловлено тем, что дека с установленными в ней ножами имеет расширенную конструкцию и позволяет захватывать полосу шириной более одного метра. Кроме того, на некоторые модели можно установить сразу несколько режущих элементов, что повышает качество резки травы и делает газон идеально ровным.
- Благодаря особенностям конструкции дека с ножами расположена очень удобно, что существенно облегчает доступ к режущим элементам, позволяя без труда заменить их в случае необходимости.
К минусам садовых райдеров относят слишком высокую стоимость и сложное устройство техники, из-за чего при возникновении неисправностей приходится обращаться в сервис.
А также отмечается необходимость приобретения топлива и наличие вредного выхлопа у бензиновых образцов. По этому показателю бензиновые райдеры здорово проигрывают электрическим газонокосилкам, работающим на аккумуляторе.
Чем отличается райдер от трактора
1-Райдер 2-Трактор. Райдер имеет более скромные габариты и низкую посадку оператора в отличие от трактора!
Несмотря на схожесть конструкции, райдер принципиально отличается от трактора, и это заметно даже внешне.
Другие отличия:
- Бесступенчатая трансмиссия. Райдеру не требуется большая тяговая мощь или скорость, а отсутствие коробки передач упрощает и облегчает конструкцию.
- Задний привод. Мотор райдера расположен сзади, поэтому передача усилия на задние колеса позволяет исключить из конструкции передаточный вал. Кроме того, ведущие задние колеса обеспечивают высокую маневренность агрегата.
- Вынесенный вперед редуктор. Если у трактора режущий блок расположен под днищем, то у райдера дека с ножами установлена впереди, как у газонокосилки. Это объясняется малым клиренсом и компактностью машины (установить рабочий блок посредине колесной базы технически невозможно). Кроме того, переднее расположение редуктора улучшает контроль за выполнением операций и доступность узлов для замены и обслуживания.
Обслуживание и уход
Плюсы и минусы райдеров
Райдеры являются относительно сложной техникой, поэтому требуют качественного ухода и обслуживания. Нужны регулярные замены расходных материалов, таких как масло, свечи и другие. После каждой уборки газона потребуется чистить деку от скопившихся кусков травы, земли и грязи.
Важно! Для долгой службы и работы без поломок нужно заливать качественное топливо и использовать оригинальные запчасти.
По предназначению райдеры разделяют на следующие виды:
- Бытовые. Подходят для работы в подсобных хозяйствах площадью до 40 соток. Мощность таких агрегатов не превышает 5-7 л.с., а ширина захвата варьируется от 70 до 90 см. Они подходят для кошения травы и уборки мусора, хотя могут оснащаться и дополнительным оборудованием, например, плугом или бороной. Однако из-за малой мощности выполнять земляные работы с помощью этих машин весьма проблематично.
- Полупрофессиональные. Самый многочисленный и универсальный подвид райдеров. Увеличенная по сравнению с базовыми моделями мощность (до 10 л.с.), а также более широкий рабочий захват (до 100 см) позволяют им оперировать с сеялкой, бороной или фрезой.
- Профессиональные. Используются для обработки участков площадью более 1 Га. Мощность таких моделей варьируется от 10 до 20 л.с., а ширина захвата достигает 120 см. Помимо агрегации разнообразного навесного оборудования (опрыскиватель, сеялка, грабли и т.п.), конструкция профессиональных райдеров предусматривает возможность трансформации в снегоуборочную машину или аэратор.
По типу мотора райдеры бывают:
- Бензиновыми. Отличаются высокой мощностью и производительностью. Главный недостаток – много шума и дорогое обслуживание (стоимость бензина).
- Аккумуляторными. Работают тихо, не производят дыма, не требуют постоянных расходов на ГСМ. Основные недостатки – ограниченное время работы до подзарядки и слабая мощность. Для выполнения земляных работ такие машины не подходят.
По габаритам агрегаты классифицируют на такие подвиды:
- Полногабаритные райдеры. Функциональные большие аппараты с возможностью комплектования дополнительными навесами.
- Мини-райдеры. Небольшие машины с одноножевой декой, механической трансмиссией и часто без травосборника. По сути, такие устройства представляют собой газонокосилки с сиденьем для водителя.
Популярные модели
Ниже представлен рейтинг райдеров, которые чаще других упоминаются в отзывах потребителей, а значит, являются наиболее востребованными.
- Полупрофессиональная шведская модель Husqvarna RC318T 9676287-01 оснащена травосборником и регулятором высоты кошения. Мощность двигателя составляет 17 л. с., ширина захвата – 112 см. Вес машины составляет 328 кг, цена – 599 000 рублей.
- Японский райдер Makita PRM0600 предназначен для бытового использования, оснащён двигателем мощностью 6 л. с. и весит 111 кг. Объём травосборника составляет 140 л, ширина захвата – 62 см, высота скашивания – 30-75 мм. Высокая надежность и долговечность модели обусловлены использованием качественных комплектующих и контролем на каждом этапе производства. Цена райдера 100 000 рублей.
- Венгерская модель MTD Smart RF 125 оснащена американским 4-тактным бензиновым двигателем мощностью 8,4 л. с., ширина захвата – 96 см, высота скашивания – от 38 до 95 мм. Вес агрегата составляет 150 кг, цена – 155 000 рублей.
Подробный обзор садового райдера STIGA PARK смотрите в видео ниже.
Преимущества и недостатки
Обладатели райдеров получают сразу несколько преимуществ по сравнению с владельцами мини-тракторов и газонокосилок:
- Универсальность. Сочетание функционала трактора, газонокосилки, культиватора, снегоуборщика и других устройств.
- Маневренность. Благодаря короткой колесной базе и маленьким габаритам райдер способен аккуратно проходить между грядками и кустами (например, выкашивать сорные травы в междурядьях).
- Мульчирование. Большинство райдеров оснащено встроенным измельчителем, превращающим скошенную траву в готовую мульчу.
- Широкий захват. За счет того, что редуктор вынесен за пределы корпуса, деку удается оснастить дополнительными ножами, увеличивающими рабочую зону райдера.
- Сервис. Купить запчасти или найти специализированные мастерские для райдера гораздо легче, чем для трактора или газонокосилки.
Кузнецов Василий Степанович
Единственный недостаток данных машин – их высокая стоимость. Райдер обойдется в 2-3 раза дороже мини-трактора.
Критерии выбора
При покупке райдера следует ориентироваться на такие параметры:
- Мощность двигателя. Чем больше объем и вариативность выполняемых работ, тем мощнее должен быть мотор. Для распашки, перевозки грузов или уборки снега понадобится аппарат с мощностью от 15 л.с. Если главная задача – косить траву в саду, можно взять технику с электродвигателем до 7 л.с.
- Характеристики скашивания травы:
- Ширина захвата: чем шире дека, тем выше производительность.
- Диапазон регулировки высоты скоса: варьируется от 25 до 90 мм.
- Система выброса: боковой и задний выброс допускают возможность установки травосборника. Желательно, чтобы травосборник шел в комплекте. Если выброс осуществляется через специальную трубу, нужно учитывать, что она часто забивается при кошении длинной травы. Поэтому устройства с такой конструкцией подходят только для постоянного подкашивания газона.
- Объем травосборника: чем больше объем, тем меньше остановок нужно будет делать в процессе кошения.
- Система опустошения: ручная, механическая или гидравлическая. Последняя – самая удобная.
- Управление передними колесами обеспечивает хорошее сцепление, но сопряжено с риском, что агрегат может «стать на дыбы» при движении на подъем.
- Управление задними колесами дает равномерное сцепление на подъеме или спуске, но при повороте наблюдается вынос задний части за траекторию движения.
- Отвал – приспособление для чистки снега или разгребания земляных куч.
- Щетки – предназначены для уборки тонкого слоя (до 5 см) снега или мусора.
- Разбрасыватель – равномерно распределяет по обрабатываемой поверхности сыпучие вещества (песок, удобрения и т.п.).
- Техника для земляных работ: плуги, бороны, газонные катки, аэраторы, культиваторы.
- Прицепы и тележки для транспортировки грузов.
Правила по эксплуатации
При бережной эксплуатации и периодическом тех. обслуживании райдер может исправно служить десятилетиями.
В процессе работы с устройством необходимо соблюдать следующие правила:
- Очищать контактные поверхности оборудования (фрезы, отвала, щетки и т.д.) после каждого сеанса эксплуатации.
- Перед началом работ убирать с участка камни, ветки и прочий мусор, который может попасть в деку.
- Ежемесячно проводить полный осмотр райдера, добавлять масло, обтягивать болты, выполнять заточку ножей (при необходимости).
- Ножи желательно менять через каждые 100 часов эксплуатации.
- Использовать только родные навесы.
Выводы
- Высокая стоимость райдера обусловлена тем, что по функционалу он может заменить мини-трактор и газонокосилку.
- При выборе машины следует обращать внимание прежде всего на мощность и возможность комплектации дополнительными насадками.
- Для кошения травы на маленьком ровном участке будет достаточно райдера с электродвигателем.
- Для выполнения разнообразных задач на большой территории оптимальным выбором будет модель Stiga villa 12.
- Для постоянной круглогодичной работы оптимальным выбором будет профессиональный райдер Stiga Titan 740 DCR.
- Своевременное обслуживание существенно продлевает срок эксплуатации устройства.
другие полезные статьи:
Видео-советы: выбор райдера и минитрактора
Трековый велосипед, фикс: что это и зачем?
Мы много писали о велосипедах разного рода, для разных дисциплин, с разной конструкцией. О чем мы позабыли, так это о трековых велосипедах. Нет, вспоминать про них приходилось, но как-то совсем уж поверхностно. Пришло время поправить эту ситуацию.
Трековый велосипед внешне похож на шоссейный велосипед без переключателей скоростей. Вместо многоскоростой трансмиссии используется задняя втулка без свободного хода —педали крутятся всегда вместе с колесом. Классика, которая практически неизменной дошла до нас сквозь многие десятки лет. Технологии далеко шагнули вперед и продвинули велосипеды с фиксированной передачей на новый уровень благодаря проработке колес, цепей и прочих элементов. Неизменной осталась философия, ведь более всего ценится именно она.
Для чего?
Для велосипедов с фиксированной передачей, отведено место на специальных треках (велодромах или велотреках) с деревянным покрытием в закрытом помещении. Да, можно встретить велодром без деревянного покрытия и под открытым небом, но сути это не меняет. На Олимпиаде проводятся соревнования в дисциплинах Спринт, Командная гонка преследования, Кейрин, Командный спринт, Мэдисон, Омниум.
Велотрек представляют из себя овальное кольцо, где повороты выполнены с наклоном, чтобы в повороте райдер мог не сбавлять скорость. Покрытие трека гладкое и выполняется из очень твердых пород дерева, чтобы сопротивление качению оказывалось минимальное. Что же до давления в колесах, то оно, разумеется, максимальное для тех же целей.
Суть езды на велодроме заключается в небыстром наборе скорости и поддержании её на высоком уровне продолжительное время. Условия тепличные — ветра нет, палящего солнца нет, всё ровно, связь с велосипедом очень четкая. Для трека нормально поддерживать скорость около 40-50 км/ч в течении целого часа. Разумеется, такие цифры под силу подготовленным спортсменам. Про рекорды мы рассказывали отдельно, рекомендую ознакомиться.
Было ли так всегда? Нет, не было. Фиксы являются прародителями всех велосипедов и свою историю отсчитывают с 19-го века, когда втулки колес не оборудовались даже храповым механизмом, так как его попросту еще не было. Нет, ну, конечно, человечество тогда уже располагало таким механизмом, но в велосипеды он внедрялся не сразу.
Отвечая на вопрос “Для чего?”, остается только сказать — для трека. Но многим, особенно велокурьерам в крупных городах, нравится ездить на таком велосипед и по городу, это даже вылилось в отдельную субкультуру фиксед-гир. Проводятся и соревнования, например Red Hook Crit и Thendecrit, где ездят по обычным дорогам, но на трековом велосипеде. А если в вашем городе есть крытый велодром — тренировки на нем, в зимнее время, отличная альтернатива станку.
Чем отличается трековый велосипед и фикс? Трековый используется только на велотреке, а на фиксе ездят по городу, хотя по факту это может быть один и тот же байк.
Простота
В велосипеде с фиксированной передачей всё направлено на простоту, чтобы райдер смог сосредоточиться на движении, чтобы ничего не отвлекало, даже передачи и тормоза.
Простота для фикса важна с точки зрения веса, ведь разгонять и поддерживать скорость проще на велосипеде, который максимально аэродинамичен и лёгок.То есть, если взять за основу шоссейный велосипед, чей вес находится в переделах, например, 7-ми килограммов и снять с него всё оборудование, оставив по одной звезде спереди и сзади, то мы уберем около 2,5-3 кг. Конечный вес велосипеда будет колебаться в пределах 4 кг. Цифра кажется невероятной, правда. Но это раздетый шоссейник, к трековому велосипеду он не относится, увы.
Реальный топовый трековый аппарат от компании LOOK весит в переделах 8-9 кг. И это уже точка разочарования. Почему упрощенный до невозможности велосипед весит больше шоссейника, обвешенного кучей оборудования? Вопрос хороший и я хотел бы уйти от ответа, но всё же попробую объяснить и не без своих догадок.Во-первых, фиксы делают очень аэродинамичными, что влечет за собой большой расход материала в сравнении с обычным шоссейником. Кстати, шоссер для ТТ (заезды на время) или триатлона также весит довольно много, около 10-11 кг. Всему виной высокий показатель аэродинамики. Колеса тоже выполняются в этом соответствии, что делает их совсем нелегкими.
Если вы обращали внимание, то трековые велосипеды часто комплектуются задним колесом, спицы которого полностью закрыты каким-то материалом (диск). В действительности такие колеса часто и спиц-то не имеют, а данный материал несет на себе всю нагрузку и при этом создает минимальное количество вредных завихрений воздуха. Спереди могут поставить колеса-лопасти. Их называют так из-за того, что они могут содержать от 2-х до 5 очень широких спиц, походящих на лопасти винта.
В общем, основная идея — хорошая аэродинамика. Некоторые производители готовы сделать велосипед неуклюжим на вид, но только бы сэкономить пару ватт райдеру, которые он даже не почувствует на себе. А вот часы на финише отметят улучшение результата на 5-10 секунд, например.
Во-вторых, за снижение веса инженеры таки борются и весьма активно. Мы как-то рассказывали о велосипеде, чей руль распечатывался из титана на специальном принтере. Борьба за снижение веса идет по всем фронтам, но пока показатели такие, какие мы уже озвучили.
В-третьих (это уже из области догадок), трековый велосипед, это вам не шоссер, он переносит намного большие нагрузки. Вы только посмотрите на бедра топовых трековых спринтеров. Естественно, они одевают только контактную обувь, а раньше ездили в туклипсах. Силы, с которыми они крутят педали настолько велики, что никакая обувь не выдерживает. Если мы с вами едва 100-150 Вт выдаем, то опытный спринтер может выдать более 2000 Вт.
Тут мы и подходим к повышенной прочности рамы и руля велосипеда, которые также увеличивают вес велосипеда. Ведь титан для руля используют не просто так, могли бы и карбон взять за основу, он то легче, но почему-то таки вкладываются компании в сложные технологии объемной печати металлом, который очень сложен в обработке.Аэродинамика, вес, рама
Да ладно вам, я же только что об этом написал) Поехали дальше.
Как устроен трековый велосипед?
Очень просто устроен. Устраивает такой ответ? Знаю, что нет.
Ну, вообще, да, устроен он очень просто. Настоящий чистокровный фикс не предусматривает наличие тормозов, они на треке не нужны. Райдер пользуется педалями не только для разгона, но и для торможения. Учитывая, что педали напрямую соединяются с колесом без храпового механизма, то торможение происходит весьма специфическим образом. Педали приходится придерживать ногами, замедляя их ход, а вместе с ними и ход всего велосипеда. В некоторых ситуациях фиксеры тормозят, фиксируя заднее колесо полностью. Добиваются они этого эффекта перенося весь вес тела вперед, разгружая заднее колесо. На трушном байке фиксера вы всегда обнаружите протертости на покрышке в строго определенных местах, например, через каждые 10 см.
Так происходит всё из-за той же фиксированной передачи. Один оборот педалей прокручивает колесо на 0,8 оборота, например. Если на колесе поставить отметку в самой нижней точке и прокрутить педали из самой нижней точки ровно на один оборот, то отметка на колесе уже не будет на том же месте. Она сместится. Прокручиваем педали еще на один оборот и точка на колесе остановится в третьем месте, но каждый раз на равном удалении от предыдущей точки. Вот в этих местах и будут протертости резины от торможения юзом. Правда, в реальности тормозит райдер не в самой нижней точке педали, а когда оба шатуна выравниваются горизонтально.Тормозов нет, разобрались. Втулка не имеет храпового механизма, тоже понятно. Спереди всего одна звезда и это понятно без напоминаний. Что всё это даёт в совокупности?
Плавность хода это дает и жесткую связь с велосипедом. Цепь, проходящая от передней звезды к задней, работает без перекосов, а значит максимально эффективно и с минимальными потерями. К тому же, служит дольше цепей, работающих в многоскоростных трансмиссиях.
По цепям у нас есть статья, где сравниваются цепи разных производителей на долговечность.Гражданские версии фиксов бывают разными. Трушные поклонники используют только трушные фиксы, как на треке. Некоторые даже на трубках ездят. Более практичные райдеры устанавливают колеса под клинчерные покрышки, устанавливают хотя бы один, но тормоз и используют двухстороннюю втулку с свободным ходом, что бы не крутить педали все время. Трубки, клинчеры — обо всём этом мы рассказывали, читайте.
Флип-флоп или двухсторонняя втулка имеет по одной звезде с каждой стороны. Одна из них жестко закреплена к втулке, а вторая с помощью храпового механизма. При необходимости владелец велосипеда делает остановку и переворачивает колесо, чтобы получит желаемый режим работы втулки.
На звезде с храповым механизмом, если это еще не понятно, набрав какую-то скорость, можно перестать крутить педали и колесо их уже за собой не потащит. Лайтовый это вариант, который, по правде говоря, превращает фикс в городской велосипед и не более того. Тем не менее, он еще носит звание сингл-спид (от англ. Single Speed — одна скорость).Ну, и руль. Он не всегда похож на шоссейный. Часто на фиксы ставят руль типа “булхорн”, он не имеет классического изгиба вниз, а наоборот — устремляется вперед велосипеда, чтобы райдер мог максимально низко прилечь и вытянуться — всё ради аэродинамики. Конечно, такая поза неудобна от слова “совсем”, но позволяет снизить лобовое сопротивление.
Крылья на фиксы ставят извращенцы. После такого апгрейда велосипед полностью теряет весь свой спортивный шарм и приобретает облик исключительно городского велосипеда с дефективной втулкой.
Виды горных велосипедов
Горные велосипеды, они же МТБ, являются очень распространенными на сегодняшний день благодаря своей универсальности. Если отследить их численность в сравнении с шоссейниками, то больше их на улицах тех городов, где дороги хуже. Увы.
В МТБ есть разделение на несколько дисциплин, особенности которых диктуют конструктив и внешний вид.
Отличия конструкций могут быть настолько разительными, что вес байков будет отличаться на 10 килограммов! Отличается буквально всё, и даже трансмиссии.
Так или иначе, а учитывая состояние дорог на улицах наших городов, МТБ встречаются чаще других велосипедов, отчего заслуживают, кроме прочих, еще и звание ситибайков.Шоссейники, кстати, тоже делятся на разные виды для разных дисциплин, мы писали об этом.
Между двумя крайностями стоят особняком гравийные велосипеды, впитавшие все самое лучшее из шоссе и МТБ. Чтобы иметь какое-то представление о них, полистайте список из 12 лучших гравийников в 2020 году.Если сжато охарактеризовать горный велосипед, то следует сказать, что создан он для любых дорог и условий эксплуатации без каких-либо ограничений и оговорок.
Каждый велосипедист или желающий им стать, должен хорошо себе отдавать отчёт о выбранном направлении и связанных с этим особенностями техники.
Экономия денежных средств в этом деле играет против владельца и подвергает риску как самого райдера, так и окружающих его людей.
Предыдущий абзац имеет отношение к дешевым и сверхдешёвым велосипедам, которые часто продаются в супермаркетах, не специализирующихся на велосипедах.
В народе у них даже сформировалось название “ашан-байк”, что созвучно определенной сети магазинов. У них всегда очень привлекательные ценники и такой же привлекательный внешний вид.
Однако привлекательный ценник означает тотальную экономию средств на производстве, где зачастую отсутствует должный контроль качества.
Сеть интернет полнится видео-роликами, где ребята специально покупают такие велосипеды и применяют их по назначению. В некоторых случая дешёвая техника не проезжает и нескольких километров, так как выходит из строя или неисправности начинают угрожать здоровью испытателя.Кросс-кантри (cross-country, XC)
Кросс-кантрийное направление является наиболее распространенным, так как эти велосипеды наиболее универсальны, оборудованы трансмиссиями с широким диапазоном передаточных чисел, встречаются даже с 13-ю звёздами сзади (гидравлический групсет Rotor), вес рам достигает невероятных 790 граммов в карбоне, как у Specialized Epic, вес хороших вилок колеблется в районе 1,5 килограммов.
Общий вес такой машины может не выходить за пределы 8,5 килограммов, при условии, что это гоночный байк. Речь, правда, сейчас идёт о хардтейлах, где подвеска реализована только на переднем колесе.
Двух-подвесы в кросс-кантри встречаются и позволяют лучше проезжать сложные техничные участки. Рамы набирают около 2-х килограммов из-за особенностей конструкции. В остальном все то же самое.
Но их применение распространено меньше из-за большего веса, стоимости и скорости. Дело в том, что при вкручивании педалей мягкая подвеска нещадно крадет энергию на раскачивание амортизаторов, а ведь ее можно направить на апхил или быстрый разгон.
Хардтейлы, конечно, тоже могут раскачиваться, но вдвое меньшее количество амортизаторов предусматривает и меньшую раскачку.
Впрочем, производители вилок и задних амортизаторов решают эти проблемы путём выноса манетки блокировки хода подвески на руль. Так на прямых участках можно вилку заблокировать и тогда эффективность вкручивания возрастёт.Кантрийник начального уровня от Cube. Обладает неплохой, но короткоходной вилкой от Rocksock, полупрофессиональной трансмиссей Deore. Хорошо подойдет если нужно чередовать асфальтированные дороги и бездорожье.
Где купить
Кросс-кантрийнику подвластно преодоление самых крутых подъёмов, благодаря вышеизложенным особенностям, он умеет радовать владельца возможностью ехать на нём продолжительное время благодаря удобной посадке по любым дорогам.
Это направление самое “легкое” в МТБ во всех смыслах этого слова, но это не значит, что в нём действительно легко)
В гоночном режиме здесь есть куда направить свои силы, есть где получить заряд адреналина и полноту велосипедных переживаний.Новинка 2020 года, с встроенным в раму, задним амортизатором. Ход меньше чем у традиционных двухподвесов, но зато рама весет менее 2 кг.
Где купить
Эндуро (Enduro/All Mountain/Trail)
Эндуро по своей стихии уже ближе к чему-то дикому, так как предназначен для ужесточенных условий эксплуатации. Посмотрите на Specialized Enduro 2020, его внешность очень красноречива.
Если кросс-кантри это Light режим катания (относительно), то эндуро позволяет узнать о себе и своих навыках намного больше, так как налегке справляется с прыжками на местности.
Нет это не просто прыжок во дворе с бордюра, он умеет прыгать по горам, что и следует из его названия. Между ними еще затесался сегмент трейловых велосипедов, но не все производители используют это название.Алюминиевый трейловый велосипед. Доступно множество вариантов комплектации.
Угол наклона рулевой 68.5°
Где купить
Эндуро еще называют “даунхил с однокоронной вилкой”. И в этом что-то есть. Кстати, наличие заднего амортизатора в этой дисциплине обязательно.
Подвеска от даунхила отличается несущественно, но однокоронная вилка несколько легче и позволяет быть велосипеду более универсальным.
Ход вилки варьируется от 140 до 170 мм. В то время как кросс-кантри предполагает ход всего до 130 мм.
Кстати, каждый год, наверное, хода подвесок пересматриваются, отчего некоторые модели могут перемещаться из одной дисциплины в другую. Наука эта неточная, поэтому все очень вариативно и изменчиво.Конечно, вес. Рама достигает веса 3-5 килограммов. А общий вес велосипеда доходит до 14-16 килограммов. Очень много. Однако помните, здесь очень важна прочность узлов, поэтому материалов в избытке.
Если даже сравнить между собой кантрийную и эндуро вилки, то первая вам покажется очень хрупкой, тонкой, ненадежной и “каконаменявообщедержит”.
Всё очень закономерно, если держать в голове трамплины, на которых райдеры развлекаются с этими велосипедами.
Разумеется, он для жести, а не для легких прогулок и поездок дом-работа-дом.А это уже эндуро. Угол наклона рулевой 64.5°. Ходы вилок 170-180 мм, в зависимости от комплектации.
Где купить
Даунхил (Downhill)
Название говорящее.
Велосипеды для этой дисциплины самые тяжелые и самые прочные, предназначены для спуска с гор на большой скорости.
Тормоза здесь используются разные и встречаются даже четырёх-поршневые с диаметром ротора 203 мм.
На самом деле применение таких тормозов не редкость и на других типах велосипедов, но ассоциируются огромные роторы именно с даунхилом. Та же ситуация и с другими элементами навесного оборудования.
Shimano в своей линейке МТБ трансмиссий имеет специальные групсеты под экстремальные покатушки. Они намного тяжелее и массивнее прочих, и в то же время обладают беспрецедентной прочностью.
SRAM в своей линейке МТБ имеет групсет с пометкой DH, что очень даже красноречиво.
Кроме того, есть компании BOX и TRP со своим видением трансмиссии для DH.В любом случае, наличие у многих производителей отдельных трансмиссий говорит о важности данной дисциплины. Всё МТБ движение можно обозначить через кросс-кантри и даунхил. Всё остальное между ними и от них.
Ну, и последнее по поводу трансмиссий. В DH достаточно одной звезды спереди и 7 сзади. Да, даунхил ездит на кассетах 7-9 скоростей. А больше тут и не надо. Короткий прострел вверх тяжелого байка не требует большого количества передаточных чисел. Разгоняет его не райдер, а гравитация. Задача райдера грамотно распоряжаться тормозамизами и зубастой резиной.
Хода подвески могут достигать величин от 170-180 до 250 мм.
Разумеется, чтобы справляться с такими ходами, а значит и с нагрузками, требуется что-то большее, чем просто вилка. Так появляются двухкоронные вилки.
Отличаются от прочих они длиной ног. Первая корона располагается по классике, под рулевым стаканом, где происходит первое сцепление с ногами. Вторая корона над рулевым стаканом, где происходит второе сцепление с ногами вилки. Так обеспечивается наибольшая жесткость и прочность, хотя на велосипедную она уже не походит, больше на мотоциклетную.Конечно, весит всё это очень много, как и эндуро. Материалов здесь не жалеют, так как высокие скорости на крутых каменистых склонах требуют от техники невероятной прочности.
Гоночный аппарат для даунхила. На таком байке побеждают на профессиональных соревнованиях по скоростному спуску. Есть карбоновая и алюминиевая версии. Цена начинаются от 4000$.
Дёрт джампинг (Dirt Jumping)
Как следует из названия — такой велосипед создан для прыжков.
Когда говорится о дёрте, подразумевается близкое расположение между собой большого количества трамплинов и наличие места для разгона перед ним. По части акробатики в воздухе — это самая зрелищная дисциплина.
Если райдер такого велосипеда не планирует больших пролетов, то и велосипед подбирается без заднего амортизатора, что весьма ощутимо снижает сложность конструкции и общий вес велосипеда.
Среди прочих МТБ велосипедов дёрт отличается очень низким положением седла, так как на нем не сидят в движении, оно на самый крайний случай или чтобы посидеть во время отдыха.Отсутствие многоскоростной трансмиссии. А зачем? С одного трамплина съехал, на другом прыгнул. Педали крутить надо только чтобы преодолеть незначительные расстояния с парковки до первого трамплина. Да и без седла, стоя на ногах далеко не уедешь.
Тормоз может использоваться только один — задний. Большинству этого хватает. Вес таких велосипедов колеблется в районе 10 килограммов, при этом они очень прочны. Кросс-кантрийники ни в какое сравнение тут не идут.Идеологически близки также байки для стрита и триала (не путать с трейлом!), но каждый имеет свою геометрию рамы и вообщем-то не подходит для трюков другого стиля. Стрит создан для трюков на городских препятствиях: ступеньки, парапеты, лестницы. Триал более сложен в плане трюков, препятствием может быть что угодно, природные и искусственные сооружения. Обычно седла нет.
Фэтбайки
Строятся вокруг очень широких колес, около 4-5 дюймов. В остальном могут быть любые по конструкции. Предназначены они для поездок по сыпучим грунтам. Это единственный вид велосипеда, который может спокойно бороздить пляжные пески не зарываясь и не сильно отягощая райдера вязким кручением педалей.
Именитые производители это направление обходят стороной предоставляя возможность самореализации китайским конструкторам или местным производителям, которые снабжают только внутренний рынок.Электро
Электровелосипеды тоже пока новинка, но распространяются очень бодро. У них есть много противников, так как суть велосипеда просто теряется. Но в это направление вкладываются мировые гиганты велоиндустрии, что сильно сказывается на скорости их развития и проникновения в рынок.
Более того, UCI в 2019 году намерена была провести Чемпионат Мира на электромтб.Веса таких велосипедов располагаются в диапазоне от 15 до 20 килограммов. Увы, это не предел. Конечно, ощутить резкое ускорение силой мышц не получится, только мотором.
По сути, любый, любой вышеописанный тип велосипеда, можно оснастить электро-асистом или мотором-колесом и получится электровелосипед. Особенно хорошо электродвигатель подходит для тяжелых двухподвесов: в гору не надо напрягаться, а вниз весело и мягко съезжаем.
Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.
Источники:
https://velojournal.net/kak-nachat-ezdit-na-velosipede-covety-ot-byvalykh-rayderov
https://avtovishki-v-arendu.ru/instrumenty/dlya-chego-nuzhen-rayder-i-pochemu-on-stoit-dorozhe-traktora.html
https://velojournal.net/track-bicycle-fixed-gear-chto-eto-i-zachem
https://velojournal.net/vidy-gornykh-velosipedov