Рекорд скорости на велосипеде. Максимальная скорость
Какую максимальную скорость может развить человек во время езды на велосипеде? Существует множество рекордов, достигнутых в разных условиях, в разных ситуациях и в разное время.
Скорость езды на велосипеде
Обычный нетренированный человек, никуда не торопящийся, на городской трассе может передвигаться со скоростью примерно 12-15 км в час, если учесть и спуски, и подъёмы дороги. Это значение принимается как средняя скорость велосипеда.
Немного тренирующийся человек на велосипеде с определенными удобствами (например, есть в наличии туклипсы, переключатель передач, хорошие тормоза) способен передвигаться быстрее — со скоростью 30 км/час.
А если того же самого человека пересадить на шоссейный облегчённый велосипед, например, без заднего и переднего крыла, то на самом ровном участке он сможет его разогнать до 40 км/ч и продолжать удерживать эту скорость в течение нескольких минут.
Существуют не только рекорды скорости движения на велосипеде, но и мировые рекорды по удержанию скорости. В 2005 году на известном велотреке в Крылатском, представитель Чехии О. Сосенка удерживал достигнутую скорость движения (49,7 км/час) на велосипеде в течение 60 минут. Он не смог удержать значение 50 км/час в связи с тем, что у его байка была всего лишь одна передача и довольно высокое седло. Такой рекорд сложен по износу сил.
На хороших автомобильных дорогах можно на 9-километровом спуске спокойно поддерживать высокую скорость 60-70 км/ч, даже на тяжелых маунтинбайках. Выходит, что за максимальную скорость для простых любителей-велосипедистов следует принимать именно эти значения.
С чего все начиналось?
Велосипедист Хосе Мейфрет установил мировой рекорд скорости на велосипеде (204,73 км/ч) в 1962 году в г. Фридберге (Германия). А начиналось все еще раньше. С самого момента создания велосипеда было предпринято множество попыток добиться максимальной скорости езды.
Пожалуй, стоит рассказать о наиболее значимых и важных рекордах в истории развития этого вида спорта, да и самого транспорта.
В 1899 году Чарльз Мерфи, потренировавшись около 2 месяцев, решил поставить рекорд скорости езды в Лонг-Айленде на железной дороге. Для этого нужно было прицепить один вагон к паровозу и оборудовать его колпаком, чтобы велосипедист мог скрыться от ветра. Вначале из-за ошибки самого Мерфи он отстал от поезда, но потом все-таки догнал его. Таким образом, в июне 1899 года был поставлен рекорд максимальной скорости. Он составил 100,2 км/час.
Следующий рекорд скорости на велосипеде был поставлен только в 1937 году. Это произошло в Лос-Анжелесе (штат Калифорния). Рекордсмен Альбер Марке двигался за автомобилем, который также был оборудован тканевым каркасом, чтобы велосипедист двигался внутри него. Его рекорд составил – 139 км/час.
Уже через 5 лет, в 1942 году, установлен новый рекорд (опять в Калифорнии). И в этом случае идущий впереди автомобиль был гоночный, а велосипед был усовершенствованный. На тот момент рекордсменом Альфом Летурне была развита самая максимальная скорость на велосипеде.
Рекорд был зафиксирован на отметке 175 км/час. Но на этом мировые достижения не закончились.
Рекорды. Мировой рекорд скорости на велосипеде
Абсолютный рекорд скорости движения на велосипеде установлен в 1995 году. Его значение – 268,8 км/ч. Это было достигнуто нидерландцем Фредом Ромпельбергом. Рекорд был важен и ценен не только для велогонщика, так как ему в тот год исполнилось 50 лет.
Это событие происходило на трассе в штате Юта (США). Она представляла собой идеальную ровную поверхность древнего озера (соляного), это Бонневильская равнина. И велосипед был специально оборудованным (значительно увеличено передаточное число и специальная система передачи на заднюю звёздочку). И, как всегда, впереди него двигался автомобиль, который тоже создавал сзади себя зону сниженного давления.
Рекорд скорости на велосипеде с горы
Спуски с горы тоже могут быть при разных условиях: по ледяной поверхности и грунтовой. Поэтому и рекорды разделены.
На зимней трассе на маунтинбайке, при прекрасном оснащении транспорта (отличной аэродинамике байка, аэродинамической экипировке), рекорд скорости на велосипеде прочно удерживает спортсмен Эрик Барон. В 2000 году в Альпах (12 апреля) он разогнал свой велосипед до 222 км/ч.
Несмотря на то что он спускался с горы, его рекорд оказался ниже, чем абсолютный (Ф. Ромпельберга). И все же нужно учесть, что сопротивление воздуха при спуске все больше возрастало, и вибрация усиливалась, ухудшая устойчивость транспорта. Эта вибрация и помешала ему же установить рекорд на гравийном спуске (печальный финиш).
Спустя два года на склоне г. Сьерра-Негро тот же спортсмен занял 3-е место, после предыдущего собственного же второго, буквально «проехав» примерно 400 метров вниз по гравию. Это был для велосипедиста настоящий ад: на финише этого ужасного промежутка максимальная скорость велосипеда достигла 210,4 километров в час, и его велосипед буквально разорвался.
Хорошая подготовка, грамотная защита и качественный шлем помогли Барону выжить в такой смертельно опасной ситуации.
Нет предела человеческим и техническим возможностям. Человек всегда будет стремиться к завоеванию новых высот.
ⓘ Мировые рекорды в велосипедном спорте. Мировые рекорды в велоспорте — наивысшие результаты показанные спортсменами в велоспорте в сравнимых и повторяемых услови ..
Мировые рекорды в велоспорте — наивысшие результаты показанные спортсменами в велоспорте в сравнимых и повторяемых условиях, оговорённых правилами. В велоспорте фиксируются официальные, неофициальные и альтернативные рекорды.
Рекорды ратифицируются Международным союзом велосипедистов Union Cycliste Internationale. Международный союз велосипедистов признаёт мировые рекорды в соответствии с утверждённым списком дисциплин для мужчин и для женщин.
1.1. Список дисциплин Трековые гонки
Трековый велоспорт известен по крайней мере с 1870 года. Когда велоспорт был в зачаточном состоянии, были построены деревянные крытые трассы, которые напоминали современные велодромы, состоящие из двух прямых и слегка наклонённых поворотов.
Одной из привлекательных сторон крытых трековых гонок было то, что зрителей можно было легко контролировать, и следовательно, взимать плату за вход, делая велотрековые гонки коммерческим видом спорта. Ранние трековые гонки привлекали толпы до 2000 человек. Крытые треки на первых порах позволяли заниматься велоспортом круглый год. Основными ранними центрами трековых гонок в Британии были Бирмингем, Шеффилд, Ливерпуль, Манчестер и Лондон.
Самые заметные изменения в течение более чем столетней истории велоспорта на треке касались самих велосипедов. Для обеспечения всё более быстрых скоростей они проектировались таким образом, чтобы становиться более лёгкими и аэродинамическими.
За исключением Олимпийских игр 1912 года, трековые велогонки были в программе всех современных Олимпийских игр. Женская трековая программа впервые была включена в программу Олимпийских игр в 1988 году.
2. Шоссейные гонки
Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.
Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.
История шоссейного велоспорта началась в 1868 году, а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892 года. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце XIX — начале XX веков.
Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и Гранд туры. Также популярен в США, Канаде, России и Японии.
Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.
2.1. Шоссейные гонки Тур де Франс
Тур де Франс фр. Le Tour de France — шоссейная многодневная велогонка, один из трёх гранд-туров. Самая известная и престижная велосипедная гонка мира, проводимая уже более ста лет во Франции. Неофициальное название — «Большая петля».
Рекорды Тур де Франс
2.2. Шоссейные гонки Вуэльта или Тур Испании
Вуэльта Испании — шоссейная многодневная велогонка, один из трёх гранд-туров. Проходит ежегодно по территории Испании и Андорры в августе и сентябре начиная с 1995 года; до этого — в мае. Первая гонка состоялась в 1935 году. Только 3 гонки проходили также по территории других европейских стран: 1997 год — Португалия, 2009 год — Нидерланды и Бельгия, и 2017 — Франция.
2.3. Шоссейные гонки Джиро д’Италия
Джиро д’Италия итал. Giro dItalia, рус. Тур Италии — многодневная велогонка, одна из трёх крупнейших наряду с Тур де Франс и Вуэльтой. Проходит ежегодно по территории Италии на протяжении трёх недель обычно в мае-июне. Первая гонка состоялась в 1909 году. Из российских гонщиков гонку выигрывали Евгений Берзин 1994, Павел Тонков 1996 и Денис Меньшов 2009. Помимо основных состязаний с 1988 года проводятся Джиро д’Италия для женщин и Джиро д’Италия для юниоров.
Рекорды Джиро д’Италия
2.4. Шоссейные гонки Тур Швейцарии
Тур Швейцарии фр. Tour de Suisse — ежегодная шоссейная многодневная велогонка, проходящая по дорогам Швейцарии.
В 1908 году к 25 — и летию Швейцарской федерации велоспорта Swiss Cycling была предпринята попытка организовать гонку. Состоялись всего две однодневные гонки с дистанцией более 300 километров. Ещё одной попыткой организовать крупную велогонку в Швейцарии была гонка Мюнхен — Цюрих, которая была прекращена в 1924 году из-за высоких затрат. Используя в качестве образца Тур де Франс и Джиро дИталия, тогдашний директор Swiss Cycling Ксавер Марзоль, наконец, попытался организовать многодневную гонку. Первый Тур Швейцарии, наконец, состоялся в конце августа — начале сентября 1933 года и был приурочен к 50-летию Swiss Cycling. Победителем пятиэтапной гонки стал австриец Макс Булла. С тех пор её время проведения и продолжительность неоднократно изменялись. Гонка входила в различные главные Шоссейные турниры. Наряду с Критериумом Дофине является важной гонкой-репетицией Тур де Франс, обычно начинающимся через две недели стартующим. С 2005 года Тур Швейцарии проводится в середине июня, состоит из девяти этапов, в большинстве — горных, и минимум одной разделки.
Рекорды Тура Швейцарии
2.5. Шоссейные гонки Тур Фландрии
Тур Фландрии нидерл. Ronde van Vlaanderen — ежегодная весенняя классическая однодневная велогонка проходящая во Фламандском регионе Бельгии. Впервые гонка была проведена в 1913 году, её победителем стал бельгийский велогонщик Поль Деман. Тур Фландрии входит в состав пяти так называемых Монументов велоспорта — наиболее известных, престижных и почитаемых классических гонок в велосипедном календаре.
Рекорды Тура Фландрии
2.6. Шоссейные гонки Ла Примавера
Милан — Сан-Ремо итал. Milano–Sanremo — ежегодная весенняя классическая однодневная велогонка, проходящая между итальянскими городами Милан и Сан-Ремо. Является самой протяжённой современной профессиональной однодневной велогонкой, длина её маршрута составляет почти 300 километров. Впервые гонка была проведена в 1907 году, её победителем стал французский велогонщик Люсьен Пети-Бретон. Милан — Сан-Ремо открывает сезон весенних классик и входит в состав пяти так называемых Монументов велоспорта — наиболее известных, престижных и почитаемых классических гонок в велосипедном календаре. Милан — Сан-Ремо часто называют «Примавера» от итал. «la classica di Primavera» — весенняя классика и спринтерская классика.
Рекорды Ла Примавера
2.7. Шоссейные гонки Тур Даун Андер
Тур Даун Андер англ. Tour Down Under — ежегодная шоссейная многодневная велогонка в окрестностях Аделаиды, Южная Австралия. Стартует в третий вторник января и состоит из шести этапов. Первая гонка состоялась в 1999 году. В 2005 году UCI присвоил гонке категорию 2.HC, являющуюся наивысшей для гонок за пределами Европы. В 2008 году первой из неевропейских велогонок получила статус UCI ProTour. Этапы тура проходят в основном по равнинным и умеренно холмистым территориям вокруг Аделаиды. Один из этапов включает два круга с восхождения на гору Уиллунга длиной 3 км со средним градиентом 7.6%. Средняя температура воздуха в Южной Австралии в январе составляет 29 °C.
2.8. Шоссейные гонки Шесть дней Бремена
Шесть дней Бремена — шестидневные соревнования, проходящие с 1933 года, собирают до 125000 зрителей. Они проводятся в немецком городе Бремен. В велогонках принимают участие многие призеры из чемпионатов Европы и мира. С 2016 года с 14 по 19 января в дополнение к двенадцати лучшим командам в гонках Шесть дней Бремена добавили любительские заезды и гонки для женщин.
3. Велокросс
Велокросс или Циклокрос англ. Cyclo-cross — кросс на велосипедах специфической конструкции. Технически — это одна из самых сложных и «тихоходных» велогоночных дисциплин средняя скорость кроссменов составляет около 20 километров в час Спортсменам, как правило, надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут от 2.5 до 3.5 км по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. Первый велокросс был проведен во Франции в 1902. В 1924 прошли первые международные соревнования, а в 1950 году в Париже дебютировал чемпионат мира. Велокросс как правило является осенним и зимним видом спорта, с сентября по февраль. Чемпионат мира проходит в конце января. Национальные чемпионаты Канады и США проводятся в ноябре и январе с небольшими количеством гонок на территории южных и западных штатов США, таких как Калифорния. Возрастные категории для велосипедистов по правилам UCI в настоящее время определяются их возрастом на 1 января, который находится в середине международного сезона, то есть они конкурируют в той же категории, что и в следующем сезоне.
4. Маунтинбайк
Маунтинбайк или Горный велосипед англ. mountain bike, сокращённо MTB — велосипедные гонки вне дорог на горных велосипедах. В конце 70-х годов, новая форма велосипедных гонок аналогичных Циклокрос были приняты в программу олимпийских игр и дебютировали в 1996 году в Атланте. Существует несколько видов горных велосипедов, каждый из них предназначен для различного типа гонок.
5. BMX-гонки
BMX Racing появился в 70-х, когда мотокросс стал популярным видом спорта в США.
Дети и подростки желали во чтобы то ни стало также участвовать в мотокроссе, поэтому брали свои велосипеды, одевались в экипировку для мотокросса и соревновались на собственноручно построенных трассах, похожих на трассы мотокросса.
Соревнования по ВМХ предлагали вдохновляющее действие по низкой цене и часто вблизи от дома. Поэтому легко понять, почему этот вид спорта получил такое распространение. В начале 70 — х появился орган управления велосипедным мотокроссом BMX в США. Это событие принято считать официальным стартом ВМХ, а после этого вид спорта был также представлен и на других континентах, среди них в Европе в 1978 году.
В апреле 1981 года была основана Международная Федерация ВМХ IBMXF и первый чемпионат мира проведён в 1982 году, это почти на 10 лет раньше первого чемпионата мира по горному велосипеду. ВМХ быстро распространился как уникальная спортивная дисциплина и по истечении нескольких лет имел больше признаков велоспорта, чем мотокросса. Таким образом, с января 1993 ВМХ был включён в Международный союз велосипедистов UCI.
В октябре 2003 года на очередном конгрессе Международного союза велосипедистов объявлено, что Международный олимпийский комитет МОК включит ВМХ в программу Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине. На этих играх он был представлен одной мужской и одной женской дисциплинами. Первыми Олимпийскими чемпионами стали Марис Штромбергс из Латвии и Анн-Каролин Шоссон из Франции.
6. BMX-фристайл
Фристайл BMX экстремальный вид спорта, происходящий из BMX racing, который состоит из пяти дисциплин. В июне 2017 года Международный олимпийский комитет объявил, что он должен быть добавлен в качестве олимпийской дисциплины Летних Олимпийских игр 2020 года.
7. Велотриал
Велотриал англ. bike trials — дисциплина маунтинбайка, заключающаяся в преодолении препятствий на велосипедe см. Приёмы велотриала. Препятствия могут быть самыми разными, естественными или искусственными: парапеты, камни, бревна, доски и т. д. Главной целью является преодоление серии препятствий, не опираясь ногами, руками и другими частями тела.
Велосипедный триал зародился в конце 70-х — начале 80 — х годов в Испании. Мототриалисты стали создавать специальные велосипеды, чтобы на них тренировались дети, но вскоре велотриал стал самостоятельным видом спорта. Он начал стремительно развиваться, проводились соревнования. Первой компанией, выпускающей велосипеды для триала была Montesa, ныне называемая Monty. Главными центрами триала стали США и Испания, техника и стили преодоления препятствий которых во многом отличались.
На сегодняшний день велотриал — довольно известный вид экстремального спорта. Проводятся крупные мировые соревнования. Сейчас основные центры триала — Франция, Испания, Англия, Бельгия, Швейцария, Германия и некоторые другие страны Европы. В последнее время триал становится все популярнее, уровень спортсменов растет всё быстрее и ставятся немыслимые рекорды: прыжок с места через планку на высоте 142 см и многие другие.
Стоит отметить, на сегодняшний день велосипедный триал, как вид спорта, существенно эволюционирует. Наряду с классическим велотриалом популярность начинает набирать особенное направление — стрит — триал. Под этим стилем катания подразумевается трюковое катание в городе, сочетающее в себе основы классического триала и парковых экстремальных дисциплин. Наиболее ярким представителем стрит-триала нашего поколения можно считать английского спортсмена Дэнни Макаскилла, ключевым образом повлиявшего на развитие данного вида спорта.
8. Велобол
Игра зародилась в конце 19-го века в США, отцом игры считается известный в те времена велосипедист Ник Кауфман. По легенде, во время велопрогулки маленькая собачка бросалась на велосипед, и, чтобы избежать падения и травм на животном, Ник, поддев мопса передним колесом, отнёс его осторожно в сторону. 14 сентября 1883 года вместе с Джоном Фёрли на суд общественности Рочестера, известные американские велосипедисты показали игру на велосипедах с мячом. В Америке этот вид спорта среди велосипедистов быстро стал популярным и вскоре пришёл в Европу.
Различают 3 вида велобола:
2 игрока в команде на игровом поле размером 11 × 14 м
5 игроков в команде на поле с размером гандбольной площадки
6 игроков в команде с футбольным мячом на открытом воздухе
По инициативе германского союза велосипедистов в 1930 году был проведён первый чемпионат мира по 2 человека в команде. В настоящее время данный вид велобола является самым популярным.
Представители Германии с 1930 года рекордные 35 раз становились победителями.
Двухколёсный галоп: какую скорость можно развить на велосипеде?
Скорость велосипеда — величина неоднозначная. Как и в случае с автомобилем, она зависит от условий местности, типа велосипеда и навыков самого велосипедиста. Поэтому, говоря о средней скорости, трудно с абсолютной уверенностью определить конкретное число. Но вот выяснить, сколько примерно километров можно преодолеть в час в условиях города или трассы, пользуясь тем или иным типом железного коня, можно без особого труда.
Средняя скорость в зависимости от местности
Обычно выделяют три типа местности, наиболее актуальных для велосипедиста:
- город или населённый пункт городского типа
- трасса
- пересечённая местность
Разумеется, развить высокую скорость в городе сложно: много участников дорожного движения. Велосипедисту обычно остаётся передвигаться по дорогам, прижимаясь к правой их стороне, в общем потоке машин. Приходится быть вдвойне осторожным, чтобы случайно не попасть под колёса.
Средняя скорость зависит и от того, насколько часто встречаются на пути перекрёстки со светофорами, а также от степени загруженности дорог. Пробки велосипедисту не страшны, зато часто возникает необходимость лавировать среди автомобилей. А вот в небольших городах с не очень плотным дорожным движением разогнаться уже проще.
В зависимости от всех этих условий средняя скорость велосипедиста в городских условиях составляет от 10 до 15-17 км/ч. Если же город может похвастаться наличием велосипедных дорожек, то она увеличивается до 15-17 км/ч. При условии, конечно, что те используются по назначению, и по ним не передвигаются пешеходы.
На шоссе средняя скорость возрастает благодаря отсутствию светофоров и пешеходных переходов. Зависит она от качества дорожного покрытия и типа велосипеда. На небольших, специально предназначенных для города моделях вряд ли получится превысить отметку в 20 км/ч. А вот если брать в расчёт обычные универсальные велосипеды, то можно говорить о средней скорости 20-25 км/ч. На шоссейных же можно разогнаться до 28-32 км/ч, но поддерживать более высокую скорость под силу только опытным велосипедистам с отличной физической подготовкой.
Понятие “пересечённая местность” имеет довольно абстрактный характер. Оно может включать в себя и достаточно удобное для езды бездорожье, и изобилующие оврагами долины. Поэтому и разница между минимальным и максимальным пределами скорости велика: от 5 до 15 км/ч.
Средняя скорость в зависимости от типа велосипеда
осмотрим, на какую скорость можно рассчитывать в среднем, используя разные типы велосипедов.
- дорожные велосипеды. Эти модели наиболее просты: большие, довольно тяжёлые, как правило, не предусматривающие переключение скоростей. Предназначены они в основном для передвижения по городу и шоссе с хорошим покрытием. Скорость их невелика: не стоит рассчитывать превысить отметку в 13-15 км/ч даже на прекрасной ровной поверхности
- городские велосипеды. Их ещё часто называют прогулочными. Они уже гораздо более функциональны по сравнению с дорожными. Небольшой вес, удобная, функциональная конструкция и возможность переключения скоростей обеспечивают среднюю скорость в пределах 12-17 км/ч в городе и около 20 км/ч на трассе
- на шоссейных велосипедах несложно развить и поддерживать среднюю скорость в 28-33 км/ч
- MTB велосипеды (горные). Если ездить на горном байке по шоссе, обычно можно выйти на среднюю скорость в 25 км/ч. Если сменить покрышки на предназначенные для езды по асфальту, скорость увеличивается на 3-4 км/ч. В условиях пересечённой местности скорость, как правило, составляет от 10 до 15 км/ч
- гибрид. Этот велосипед представляет собой нечто промежуточное между шоссейным и горным типами байков. Скорость на трассе — около 25-28 км/ч, по бездорожью — около 10 км/ч
Рекорды скорости
Абсолютный рекорд скорости был поставлен спортсменом Фредом Ромпелбергом в 1995 году. На своём спортивном велосипеде он достиг отметки в 268 км/ч.
К другим рекордным результатам можно отнести достижения спортсменов первой половины 20 века: например, в 1937 году один из них развил скорость в 139 км/ч, а другой в 1942 году побил этот рекорд, разогнавшись до 175 км/ч.
Подводя итоги
Говорить о средней скорости велосипеда можно только с оговорками. Помимо вида местности и типа байка, на скорость влияет множество факторов. Это и уровень физической подготовки велосипедиста, и множество технических деталей: например, диаметр и масса колёс, геометрические особенности конструкции, сопротивление воздуха и т.д. Есть лишь примерное представление о том, какую среднюю скорость удастся поддерживать в городе или на трассе, на горном байке или обычном городском велосипеде.
Максимальная скорость горного велосипеда
Велосипед – простой, экологичный и долговечный транспорт. Приводится в движение мускульной силой своего хозяина. В классическом понимании, чем быстрее ноги крутят педали, тем выше скорость. К сожалению, возможности человека сильно ограничены даже по сравнению со старыми моделями двигателей внутреннего сгорания, из-за чего велосипед причисляется к тихоходным транспортным средствам.
В обычной жизни усредненная скорость движения велосипедистов невелика: от 15 до 25 км/час. Максимальная скорость – показатель предела возможностей и велосипеда, и человека. Однозначно сказать, какой она будет, очень сложно, так как завязана на многих факторах: конструкция байка, техническое состояние, физическая подготовленность человека и аэродинамика.
С учетом всех негативных воздействий на динамику движения и отличной спортивной подготовки можно разогнаться на велосипеде до скоростей, сопоставимых с автомобильными. А некоторые рекордсмены переступили и этот рубеж…
Абсолютные рекорды
Самую большую велосипедную скорость прочно закрепил за собой голландец Фред Ромпельберг. Гонку организовали на соляной равнине в штате Юта США в 1995 году. Рекордсмен сумел разогнать велосипед до 268 км/час. Конечно, к достижению этого результата основательно подготовились – максимальное передаточное соотношение трансмиссии, идеальные погодные и дорожные условия, выносливость спортсмена и «воздушный мешок» идущего впереди гоночного автомобиля.
1995 год ознаменовался и мировым рекордом по скорости велосипеда на спуске. Тогда, во Франции, знаменитый даунхиллер Кристиан Тайллефер смог на двух колесах сойти с горы и достичь значения 212 км/час! Сложность рекорда состояла в том, что для спуска приготовили накатанную горнолыжную трассу. А управлять велосипедом и, тем более, вести его с такой скоростью в этих условиях – просто из области фантастики!
Максимально возможная скорость, которую сумел развить маунти-байк, – 130 км/час. Рекорд был установлен при спуске с вулканического склона в Никарагуа. Заслуга принадлежит французскому велосипедисту Эрику Барону.
В последнее десятилетие велосипед удалось разогнать до 210 км/час. Рекорд был поставлен в 2010 году Маркусом Штольцом в чилийский горах. Годом ранее зафиксирована самая высокая скорость движения на полузакрытом лигераде – более 130 км/час.
Скоростные возможности велосипедов
Поскольку каждый тип велосипеда заточен под конкретные условия эксплуатации, максимальный предел скорости у каждого из них также будет отличаться. Неоднозначно и понятие «максимальная скорость». Для одних это просто единожды промелькнувшие заветные цифры на компьютере. Другим этого будет недостаточно, и скоростной барьер для них – это не просто число, а возможность удерживаться в таком состоянии некоторое время. Есть и те, кто не стремится к рекордам на практике, но им просто интересно, какую же скорость можно развить на их байке.
Синглспид – городской байк, который едет так, как сильно крутит педали велосипедист. Ждать какой-то заоблачной динамики от единственной передачи не стоит, даже на идеальной прямой. Конечно, на ровных участках сити-байк может достичь внушительных скоростей в 25 – 30 км/час. Но продвинуться дальше практически нереально:
- создается высокое сопротивление воздуха корпусом;
- велосипед довольно много весит;
- пропадает толкающее усилие (педали раскручены).
Лучшие показатели выдает «бестормозной» велосипед модели FIX, у которого отсутствует свободный ход. Благодаря взаимному раскручиванию педалей и колеса, удержать скорость на «фиксике» намного проще. На таком велосипеде можно разогнаться и до 40 км/час и даже догнать автомобиль. Не стоит, однако, переоценивать возможности велика. Для достижения таких скоростных показателей потребуется и колоссальная выносливость.
Для велосипедов горного типа скорость не всегда стоит на первом месте. А вот проходимость, устойчивость и амортизацию МТБ должен обеспечить обязательно. Это не означает, что горный велосипед не способен выдавать хорошие показатели по скорости. Даже простой велик этого класса может разогнаться свыше 30 км/час с учетом подготовленности велосипедиста, правильного соотношения передач и технического состояния.
Шоссейный велосипед. Здесь на первом месте – высокая динамика и маневренность. Специфическая посадка, легкость и прочность конструкции дают все, чтобы выжать из велосипеда максимум. Вообще, шоссейники – велосипеды преимущественно спортивного направления, поэтому здесь вполне реальны скорости и 60, и 70 км/час. В обычной жизни на шоссере удастся обогнать МТБ и, тем более, обычный велик, но выше 40 км/час без длительных тренировок поездить не получится.
В обычных городских условиях скорости и горного, и шоссейного велосипедов мало чем будут разниться. Совсем иначе дело обстоит на трассе: здесь МТБ будет заметно проигрывать. Снижению скоростного показателя способствует более мягкая резина, амортизация, вес велосипеда и посадка велосипедиста.
Как увеличить скорость на велосипеде
Чтобы велик быстро катил, дарил позитив и не отнимал много сил, нужно соблюдать несколько простых и эффективных правил:
- содержать велосипед в чистоте;
- проводить комплексную смазку;
- следить за давлением в колесах;
- регулировать тормоза;
- настроить посадку;
- тренировать силу и выносливость.
Большое количество грязи и пыли не только затрудняет ход велосипеда, но и ухудшает состояние всех его механизмов. Подвижные части – втулки, каретка, цепь, звездочки – требуют и чистоты, и своевременной смазки.
Какая может быть езда на спущенных колесах? Накачанные в меру шины сочетают в себе оптимальную длину наката, пятно контакта с дорогой и проходимость. Увеличение скорости достигается за счет перекачивания камер. Достоинства: меньшее время разгона, увеличение наката. Недостатки: ухудшение сцепления с дорогой, риск проколоть камеру, сильный износ середин покрышек. То есть данный способ хорош только при езде по идеально ровному асфальту.
Неотрегулированные тормоза могут мешать движению. Это одинаково касается и дисков, и V-brake. Расстояние от колодок до диска или обода должно быть минимальным. Колодки нужно выставить так, чтобы при торможении они полностью ложились на тормозную поверхность.
Посадка определяет не только удобство управления, но и то, какую скорость разовьет велосипедист. Увеличить аэродинамику можно с помощью снижения «парусности»: корпус больше наклонен к раме, а руль располагается ниже седла.
И конечно, большое значение имеет выносливость и хорошо развитая дыхательная система. Простые физические упражнения, ежедневные катания помогут укрепить общее физическое состояние и подготовиться к новому скоростному рекорду.
Скорость горного велосипеда
Скорость горного велосипеда зависит от двух факторов: характеристики и возможности велосипеда и способности и профессионализм велосипедиста.
При выборе горного велосипеда производители очень редко указывают максимальную скорость, а если и есть такая информация, то это в основном средний результат опытных велосипедистов, но далеко не факт, что вы лично сможете развить такую скорость.
Конечно же, многое зависит от качества велосипеда, набора его функций и особенностей, но основной результат достижения максимальной скорости зависит лично от велосипедиста.
Прежде всего, стоит учитывать трассу, на которой вы рассчитываете достичь максимальной скорости. При езде по пересеченной местности сложно достичь даже 30-40 км.час, поскольку на пути масса препятствий, при преодолении которых скорость автоматически будет снижаться.
Если же трасса ровная, с хорошим асфальтным покрытием, без ям и выбоин, то приложив некоторые усилия можно достичь и 100км.час, но при этом следует не забывать, что управляемость велосипеда на скорости существенно падает. На такой скорости хорошо войти в поворот очень сложно, на это способны немногие. На большой скорости руль кажется в разы тяжелее, им сложно управлять, также теряется маневренность и способность быстро реагировать на препятствия. Поэтому, достигнув скорости 100км.час даже небольшая выбоина может привести к фатальным последствиям.
Средней максимальной скоростью горного велосипеда считается 30-40км.час. Этого достаточно для ощущения скорости и сокращения времени достижения пункта назначения.
На самом деле, если обратиться к истории максимальная скорость езды на горном велосипеде составляет около 250 км.час, которая достигнута профессионалами, но с участием автомобиля (за счет воздушной подушки, образующейся за автомобилем, который движется на скорости). Но подобные подвиги без длительной подготовки осуществлять не стоит.
- нет максимальной скорости, установленной производителем (конечно же, влияет и набор характеристик);
- все зависит от возможностей самого велосипедиста;
- немаловажна и трасса, на которой планируется достижение высоких скоростей.
Для экспериментов со скоростью обязательно нужно пройти длительную подготовку, поскольку самостоятельные подобные эксперименты для любителей и новичков могут закончиться не только повреждением велосипеда, но и непоправимым вредом для здоровья (во многих случаях инвалидностью или же вообще фатальным исходом).
Средняя скорость в зависимости от местности
Обычно выделяют три типа местности, наиболее актуальных для велосипедиста:
- город или населённый пункт городского типа
- трасса
- пересечённая местность
Разумеется, развить высокую скорость в городе сложно: много участников дорожного движения. Велосипедисту обычно остаётся передвигаться по дорогам, прижимаясь к правой их стороне, в общем потоке машин. Приходится быть вдвойне осторожным, чтобы случайно не попасть под колёса.
>> Не пропустите: 40 причин сесть на велосипед
Средняя скорость зависит и от того, насколько часто встречаются на пути перекрёстки со светофорами, а также от степени загруженности дорог. Пробки велосипедисту не страшны, зато часто возникает необходимость лавировать среди автомобилей. А вот в небольших городах с не очень плотным дорожным движением разогнаться уже проще.
В зависимости от всех этих условий средняя скорость велосипедиста в городских условиях составляет от 10 до 15-17 км/ч. Если же город может похвастаться наличием велосипедных дорожек, то она увеличивается до 15-17 км/ч. При условии, конечно, что те используются по назначению, и по ним не передвигаются пешеходы.
На шоссе средняя скорость возрастает благодаря отсутствию светофоров и пешеходных переходов. Зависит она от качества дорожного покрытия и типа велосипеда. На небольших, специально предназначенных для города моделях вряд ли получится превысить отметку в 20 км/ч. А вот если брать в расчёт обычные универсальные велосипеды, то можно говорить о средней скорости 20-25 км/ч. На шоссейных же можно разогнаться до 28-32 км/ч, но поддерживать более высокую скорость под силу только опытным велосипедистам с отличной физической подготовкой.
Понятие “пересечённая местность” имеет довольно абстрактный характер. Оно может включать в себя и достаточно удобное для езды бездорожье, и изобилующие оврагами долины. Поэтому и разница между минимальным и максимальным пределами скорости велика: от 5 до 15 км/ч.
Средняя скорость в зависимости от типа велосипеда
Посмотрим, на какую скорость можно рассчитывать в среднем, используя разные типы велосипедов.
- дорожные велосипеды. Эти модели наиболее просты: большие, довольно тяжёлые, как правило, не предусматривающие переключение скоростей. Предназначены они в основном для передвижения по городу и шоссе с хорошим покрытием. Скорость их невелика: не стоит рассчитывать превысить отметку в 13-15 км/ч даже на прекрасной ровной поверхности
- городские велосипеды. Их ещё часто называют прогулочными. Они уже гораздо более функциональны по сравнению с дорожными. Небольшой вес, удобная, функциональная конструкция и возможность переключения скоростей обеспечивают среднюю скорость в пределах 12-17 км/ч в городе и около 20 км/ч на трассе
- на шоссейных велосипедах несложно развить и поддерживать среднюю скорость в 28-33 км/ч
- MTB велосипеды (горные). Если ездить на горном байке по шоссе, обычно можно выйти на среднюю скорость в 25 км/ч. Если сменить покрышки на предназначенные для езды по асфальту, скорость увеличивается на 3-4 км/ч. В условиях пересечённой местности скорость, как правило, составляет от 10 до 15 км/ч
- гибрид. Этот велосипед представляет собой нечто промежуточное между шоссейным и горным типами байков. Скорость на трассе — около 25-28 км/ч, по бездорожью — около 10 км/ч
Рекорды скорости
Абсолютный рекорд скорости был поставлен спортсменом Фредом Ромпелбергом в 1995 году. На своём спортивном велосипеде он достиг отметки в 268 км/ч.
>> Интересно: 6 профессиональных уловок, подходящих для любого велосипедиста
К другим рекордным результатам можно отнести достижения спортсменов первой половины 20 века: например, в 1937 году один из них развил скорость в 139 км/ч, а другой в 1942 году побил этот рекорд, разогнавшись до 175 км/ч.
Максимальная зарегистрированная скорость на скоростном горном спуске составляет 212 км/ч.
Велосипед — ракета. Новый рекорд скорости
Уже не велосипед, но еще и не ракета. Новый рекорд скорости на реактивном велосипеде установил француз Франсуа Жисси — 333 км/ч. Давайте посмотрим на эти захватывающие кадры:
Подводя итоги
Говорить о средней скорости велосипеда можно только с оговорками. Помимо вида местности и типа байка, на скорость влияет множество факторов. Это и уровень физической подготовки велосипедиста, и множество технических деталей: например, диаметр и масса колёс, геометрические особенности конструкции, сопротивление воздуха и т.д. Есть лишь примерное представление о том, какую среднюю скорость удастся поддерживать в городе или на трассе, на горном байке или обычном городском велосипеде.
Cкорость велосипедиста может зависеть от самых разных факторов. Давайте попробуем разобраться, что влияет на скорость движения велосипедиста.
1. Покрышки: ширина, наличие протектора и его форма.
По твёрдому лучше всего катит узкая гладкая резина без рисунка, хуже всего — широкая покрышка с большими, широко расставленными злющими шипами. На гравии, в песке и в мягком грунте — иначе. В ликах по камням особо не раскатаешься.
2. Давление в камерах.
Чем выше давление в покрышке, тем лучше накат по твёрдому покрытию. Для грунта и щебня есть некое оптимальное давление, обычно находится экспериментально.
3. Легкость колёс.
Это элемент, который постоянно толкается тобой при езде. Степень важности веса компонентов такова: покрышки > камеры > обода > спицы > втулки. Чем легче — тем меньше сил тратится на разгон велосипеда. Вес покрышки, камеры и обода сильно влияет на динамику разгона велосипеда (лёгкость ускорения).
4. Диаметр колеса.
Чем больше диаметр, тем лучше катит, 29″ > 26″. Большое колесо легче преодолевает неровности дороги.
5. Сопротивления, возникающие в механической системе <задние звезды>-<цепь>-<система>-<каретка>.
Очень сильно ухудшает накат износ ходовой части, грязная и не смазанная цепь.
6. Качество и состояние втулок колёс.
Изношенные втулки заставляют тратить больше сил на движение. Лучшие по лёгкости качения втулки, которые я пробовал — Shimano XTR.
7. Геометрические настройки велосипеда.
С низко опущенным седлом и широким рулём быстро и далеко не уедешь (либо это будет очень тяжело и травмоопасно для коленей).
8. Масса велосипеда.
Проявляется при разгоне и на подъёмах. Чем круче и длиннее подъём — тем сильнее проявляется. Легче велосипед — легче ехать. Но на спуске, чем тяжелее, тем больше скорость велосипедиста в городе. Вот мой двоюродный брат на Аваланче обычно на спуске накатом меня делает легко 🙂
9. Начиная со скорости 25-27 км/ч, существенно начинает сказываться сопротивление воздуха. Если ветер встречный — то, с 10-15 км/ч.
Чем уже руль и ниже посадка — тем легче ехать. Но до определённого момента. Вообще, оптимальное соотношение всех параметров, влияющих на скорость велосипедиста, для каждого случая — разная.
10. Амортизаторы могут существенно влиять на накат в худшую сторону, реже — улучшать.
Ухудшают — на ровном асфальте, улучшают — на твёрдых дорогах с мелкими неровностями, прессованными камнями и т.п. Амортизационная вилка в городе — нужная вещь. Сильно на скорость велосипеда она не повлияет.
11. Геометрия рамы.
Да, она находится на последнем месте по степени влияния на ходовые качества среди перечисленных выше параметров. Важно её соответствие вашей анатомии и направленность на быструю езду. На короткой раме эффективно педалировать трудно.
Что касается конкретно цифр средней скорости велосипедиста. Я еду в Симферополе, со спуска по обычной дороге на работу 20 минут. Это почти 10 км. Средняя средняя скорость велосипедиста при этом по Эндомондо — 27-28 км в час. Когда еду обратно, то средняя скорость становится равной приблизительно 20 км в час. Если брать длительные дистанции, то 200 километров я ехал со средней скоростью 16 километров в час, во время Бревета. С учётом всех остановок. Я считаю себя вполне средним велосипедистом.
Мировой рекорд скорости езды на велосипеде был поставлен в 1995 году. 50-летний Фред Ромпельберг из Нидерландов сумел разогнаться до (внимание!) 268 километров в час! Подробнее об этом рекорде скорости я писал тут — http://moy.bike/fred-rompelberg-i-mirovoy-rekord-skorosti-na-velosipede/ Это была максимальная скорость велосипедиста!
На скоростном спуске мировой рекорд в 212 километров в час установлен в том же 1995 году французом Кристианом Тайллефером. В роли покрытия выступила обкатанная ледяная горнолыжная трасса во Франции. Снизить сопротивление воздуха помогла специальная плоская футуристическая рама с плоским рулем, интегрированным седлом и не снижающей скорость вилкой.
Для горного велосипеда рекорд скорости составляет 130 километров в час. Установил его тоже француз – Эрик Барон – на склонах потухшего вулкана в Никарагуа.
Рекордом скорости и выносливости стал результат спортсмена Франческо Мозера. В 1984 году он смогв течение часа удержать скорость 50 км/ч, не сбавляя темп ни на секунду. До наших дней рекорд считается верхом человеческих возможностей.
Рекордные средние скорости на «Тур де Франс»:
41,654 км/час – Лэнс Армстронг (2005 год)
40,940 – Лэнс Армстронг (2003)
40,784 – Оскар Перейро (2006)
40,553 – Лэнс Армстронг (2004)
40,492 – Карлос Састре (2008)
На спусках гонщики развивают скорость до 90 км/ч. Средняя скорость горных этапов составляет 36–38 км/ч, а на равнинных участники выжимают до 50 км/ч.
Вообще, все разговоры, про среднюю скорость велосипедиста — это как анекдот про среднюю температуру по больнице. Абсолютно бестолковая величина. Катайтесь на велике с нужной вам скоростью и берегите себя!
Абсолютные рекорды
Самую большую велосипедную скорость прочно закрепил за собой голландец Фред Ромпельберг. Гонку организовали на соляной равнине в штате Юта США в 1995 году. Рекордсмен сумел разогнать велосипед до 268 км/час. Конечно, к достижению этого результата основательно подготовились — максимальное передаточное соотношение трансмиссии, идеальные погодные и дорожные условия, выносливость спортсмена и «воздушный мешок» идущего впереди гоночного автомобиля.
1995 год ознаменовался и мировым рекордом по скорости велосипеда на спуске. Тогда, во Франции, знаменитый даунхиллер Кристиан Тайллефер смог на двух колесах сойти с горы и достичь значения 212 км/час! Сложность рекорда состояла в том, что для спуска приготовили накатанную горнолыжную трассу. А управлять велосипедом и, тем более, вести его с такой скоростью в этих условиях — просто из области фантастики!
Максимально возможная скорость, которую сумел развить маунти-байк, — 130 км/час. Рекорд был установлен при спуске с вулканического склона в Никарагуа. Заслуга принадлежит французскому велосипедисту Эрику Барону.
В последнее десятилетие велосипед удалось разогнать до 210 км/час. Рекорд был поставлен в 2010 году Маркусом Штольцом в чилийский горах. Годом ранее зафиксирована самая высокая скорость движения на полузакрытом лигераде — более 130 км/час.
Скоростные возможности велосипедов
Поскольку каждый тип велосипеда заточен под конкретные условия эксплуатации, максимальный предел скорости у каждого из них также будет отличаться. Неоднозначно и понятие «максимальная скорость». Для одних это просто единожды промелькнувшие заветные цифры на компьютере. Другим этого будет недостаточно, и скоростной барьер для них — это не просто число, а возможность удерживаться в таком состоянии некоторое время. Есть и те, кто не стремится к рекордам на практике, но им просто интересно, какую же скорость можно развить на их байке.
Синглспид — городской байк, который едет так, как сильно крутит педали велосипедист. Ждать какой-то заоблачной динамики от единственной передачи не стоит, даже на идеальной прямой. Конечно, на ровных участках сити-байк может достичь внушительных скоростей в 25 — 30 км/час. Но продвинуться дальше практически нереально:
- создается высокое сопротивление воздуха корпусом;
- велосипед довольно много весит;
- пропадает толкающее усилие (педали раскручены).
Лучшие показатели выдает «бестормозной» велосипед модели FIX, у которого отсутствует свободный ход. Благодаря взаимному раскручиванию педалей и колеса, удержать скорость на «фиксике» намного проще. На таком велосипеде можно разогнаться и до 40 км/час и даже догнать автомобиль. Не стоит, однако, переоценивать возможности велика. Для достижения таких скоростных показателей потребуется и колоссальная выносливость.
Для велосипедов горного типа скорость не всегда стоит на первом месте. А вот проходимость, устойчивость и амортизацию МТБ должен обеспечить обязательно. Это не означает, что горный велосипед не способен выдавать хорошие показатели по скорости. Даже простой велик этого класса может разогнаться свыше 30 км/час с учетом подготовленности велосипедиста, правильного соотношения передач и технического состояния.
Шоссейный велосипед. Здесь на первом месте — высокая динамика и маневренность. Специфическая посадка, легкость и прочность конструкции дают все, чтобы выжать из велосипеда максимум. Вообще, шоссейники — велосипеды преимущественно спортивного направления, поэтому здесь вполне реальны скорости и 60, и 70 км/час. В обычной жизни на шоссере удастся обогнать МТБ и, тем более, обычный велик, но выше 40 км/час без длительных тренировок поездить не получится.
В обычных городских условиях скорости и горного, и шоссейного велосипедов мало чем будут разниться. Совсем иначе дело обстоит на трассе: здесь МТБ будет заметно проигрывать. Снижению скоростного показателя способствует более мягкая резина, амортизация, вес велосипеда и посадка велосипедиста.
Как увеличить скорость на велосипеде
Чтобы велик быстро катил, дарил позитив и не отнимал много сил, нужно соблюдать несколько простых и эффективных правил:
- содержать велосипед в чистоте;
- проводить комплексную смазку;
- следить за давлением в колесах;
- регулировать тормоза;
- настроить посадку;
- тренировать силу и выносливость.
Большое количество грязи и пыли не только затрудняет ход велосипеда, но и ухудшает состояние всех его механизмов. Подвижные части — втулки, каретка, цепь, звездочки — требуют и чистоты, и своевременной смазки.
Какая может быть езда на спущенных колесах? Накачанные в меру шины сочетают в себе оптимальную длину наката, пятно контакта с дорогой и проходимость. Увеличение скорости достигается за счет перекачивания камер. Достоинства: меньшее время разгона, увеличение наката. Недостатки: ухудшение сцепления с дорогой, риск проколоть камеру, сильный износ середин покрышек. То есть данный способ хорош только при езде по идеально ровному асфальту.
Неотрегулированные тормоза могут мешать движению. Это одинаково касается и дисков, и V-brake. Расстояние от колодок до диска или обода должно быть минимальным. Колодки нужно выставить так, чтобы при торможении они полностью ложились на тормозную поверхность.
Посадка определяет не только удобство управления, но и то, какую скорость разовьет велосипедист. Увеличить аэродинамику можно с помощью снижения «парусности»: корпус больше наклонен к раме, а руль располагается ниже седла.
И конечно, большое значение имеет выносливость и хорошо развитая дыхательная система. Простые физические упражнения, ежедневные катания помогут укрепить общее физическое состояние и подготовиться к новому скоростному рекорду.
Что такое средняя скорость
Многие начинающие смотрят на спидометр, и увидев цифры вроде 30-35км/ч, хвастаются этим достижением. Но это — так называемая крейсерская скорость — эти цифры легко достигаются при скатывании с горки, попутном ветре и т.д.
Средняя скорость — это расстояние, поделенное на время. И печально, но чтобы получить на всей дистанции среднюю 25, нужно стабильно ехать 28, а то и 30, потому что то там подъем, то тут притормозили перед светофором — скорость падает.
С какой скоростью можно ехать на горном велосипеде
Итак, вы — обычный человек, не особо увлекающийся спортом (да что там, вообще не увлекающийся). Ваш байк — не слишком продвинутый МТБ. Я думаю, что не стоит расчитывать на скорости больше 20-22км/ч. Подчеркиваю, речь идет именно о средней скорости.
Средний велосипедист может довольно долго ехать на горном байке со скоростью 20-25км/ч, но при встречном ветре или частых подъемах она снизится до 15-18км/ч, это нормально. Надо скептически относиться к рассказам простых катальцев, которые, якобы ездят под 30км/ч постоянно. Вполне возможно, что у них неправильно настроен спидометр.
Скорость шоссейного велосипеда
Интересно, что не слишком причастные к велосипедизму люди считают, что шоссейный велосипед чуть ли не в два раза быстрее горного. Когда я отвечаю на вопрос о своей обычной скорости на шоссере — что-то вроде «средняя 28-30 км/ч», то кое-кто презрительно морщится.
Они явно ожидают услышать цифры 50 и более. ? На самом деле, нормальная средняя скорость велосипедиста, не слишком увлекающегося тренировками — как раз 25-32 км/ч, в зависимости от ветра и дистанции. Опять-таки подчеркиваю, что речь идет о средней скорости, не крейсерской.
Поэтому не воспринимайте всерьез, когда вам говорят, что стоит только сесть на шоссер, как цифры на спидометре будут зашкаливать за 40км/ч. Без тренировок и работы не получится, увы.
Скорость больше зависит от физической силы и выносливости ездока, нежели от типа велосипеда. Я видел в реальной жизни, как сильный велосипедист на горнике с 2.3″ резиной тащил у себя на колесе группу шоссейников, причем умудряясь вываливать их в горку.
Разумеется, на шоссерах были простые катальцы, а на мтб — велогонщик, но если бы шоссейный велосипед давал такое огромное преимущество, то вряд ли бы спортсмен мог бы уйти от преследования на горном байке.
В сравнении с гибридом разница еще меньше. Пока у меня не было своего шоссера, я катался в компании друзей-шоссейников, и в принципе, не испытывал особых проблем.
У шоссера есть замечательная особенность — нижний хват. Но вопреки стереотипам, велосипедисты не всегда ездят, согнувшись в дугу. К нижнему хвату прибегают в случае езды на максимальных скоростях и сильного встречного ветра.
На больших скоростях, когда аэродинамика становится самым главным фактором, нижний хват позволяет ощутимо снизить нагрузку. Если на скоростях до 30 км/ч мтб прёт почти также, как и шоссер, то выше этой скорости на нем начинаешь упираться в «стену», тогда как шоссейник катит как ни в чем ни бывало.
Зачем же, спросите вы, люди так стремятся пересесть на шоссеры? Дело в ощущениях. Сочетание жесткости, бешеного ускорения и скорости просто дурманит.
Как только осваиваешься с своеобразной посадкой, то приходит какое-то ощущение полета, которого нет ни на гибриде, ни на горном байке. Вдобавок, играет свою роль и легкий вес — после горного байка шоссер как будто сам залетает в горки.
Подводя итоги, я могу сказать, что шоссер значительно легче идет, и скорости в диапазоне 30-40 км/ч даются значительно легче, чем на мтб. Но в любом случае, конечная максимальная скорость не будет в два раза выше на шоссейном велосипеде. Это — миф. Средние скорости выше 40 км/ч — это удел спортсменов, но и они не всегда могут похвастаться такими цифрами.
Как ездить на велосипеде быстрее и дальше
Есть несколько основных факторов, влияющих на среднюю скорость, и с ними надо бороться:
Улучшать физическую форму
Самый главный фактор — прокладка между рулем и седлом, то есть ваша тушка. Нужно постепенно, но неуклонно прокачивать своё тело, накатывать большие объемы на низком пульсе, чтобы подготовить сердце к нагрузкам.
После этого заняться интервальными тренировками, это когда на короткое время организм выходит на близкую к максимальной нагрузке, потом несколько минут спокойной езды для восстановления и так дальше, цикл за циклом. Да, тренировки, да спорт, но ведь это вы хотите ехать быстрее и дальше. ?
Улучшать аэродинамику, свою и велосипеда
Сопротивление встречного воздуха, пожалуй, самый негативный фактор влияния на скорость велосипедиста, после физических кондиций ездока. Низкая посадка, обтягивающая велоодежда, худощавое телосложение ( ? ) на скоростях выше 27-30км/ч делают своё дело — при равных затратах энергии лучшая аэродинамика даст плюс 2-3 км в час, это очень много.
От чего зависит скорость велосипедиста?
Скорость велосипедиста зависит от различных факторов:
- рама;
- позиция гонщика;
- рисунок протектора;
- колеса;
- оборудование;
- геометрические настройки;
- трение в механизмах и т. д.
А вы знаете какая максимальная скорость вашего велосипеда? Рекорд скорости составляет 268 км/ч. Но это не значит, что вы сможете развить такую скорость. Потому что для этого нужен специальный велосипед, который предназначен для больших нагрузок.
Покрышки
Велосипеды делятся на различные классы:
- горные;
- шоссейные
- гибрид;
- туристические;
- складные и т. д.
Покрышки применяются различные,например:
- Для горных моделей подходят покрышки от 24 до 26 дюймов (размер 1.9 до 2.2 дюйма; агрессивный протектор). На такой резине не достичь высоких скоростей.
- Для городских моделей подходят покрышки от 28 до 30 дюймов. Рисунок протектора — «слики». Такие покрышки обеспечивают длительную инерцию наката.
При использовании гладкой покрышки «слики» получаются лучшие скоростные показатели на гладком покрытии. И также рекомендуется устанавливать покрышки с меньшей шириной профиля.
Как правило, такие гладкие покрышки устанавливают только на городские модели. Кроме этого, необходимо учитывать давление в покрышках. Для того чтобы увеличить скорость езды необходимо значительно повысить давление в покрышках (до 6 атмосфер).
Если вы предпочитаете езду по бездорожью, тогда отдайте предпочтение широким покрышкам с агрессивным протектором. Для какого покрытия подойдут такие покрышки?
- мягкий грунт;
- песок;
- гравий и т. д.
Колеса
Часто владельцы «железных коней» не уделяют должного внимания технического обслуживанию. Поэтому возникают различные неисправности и поломки. Если вы часто преодолеваете бордюры, «скачите» по кочкам, тогда рано или поздно появиться «восьмёрка» на колесе. Восьмёрка — это деформация колёс.
Это достаточно распространённый дефект. Он появляется из-за удара на колесо и исправляется подтягиванием спиц. Небольшие «восьмёрки» на колесе можно устранить. Для этого нужно обратиться в мастерскую.
Негативные последствия:
- снижение скорости движения;
- могут протереть задние перья.
Конечно же «восьмёрки» влияют на скорость велосипедиста. Поэтому их необходимо как можно быстрее устранить.
И также нужно учитывать диаметр колёс. Колеса большого размера (диаметра) имеют много преимуществ:
- легко преодолевает различные неровности дороги;
- дольше двигается накатом по прямой;
- уменьшена величина сопротивления качению.
Поэтому рекомендуется отдавать предпочтение колёсам от 29 до 26 дюймов.
Геометрические настройки велосипеда
Правильная посадка имеет большое значение.
Классификация:
- высокая (прогулочная);
- средняя (туристическая);
- низкая (гоночная).
Низкая посадка идеально подходит для велогонщиков. Основное преимущество — сопротивление воздуху. Это значительно увеличивает скорость движения.
Но есть и недостатки:
- после поездки будет болеть спина;
- «устаёт» шея.
Если вы хотите увеличить скорость движения, тогда используйте низкую посадку. Для езды по бездорожью нельзя использовать низкую посадку.
Прогулочная посадка самая популярная. Потому что она не имеет недостатков. Описание:
- руль поднят;
- седло опущено;
Прогулочная посадка рассчитана на средние дистанции. Выбрать посадку достаточно сложно. Здесь необходимо учитывать индивидуальные особенности человека. И также при выборе посадки обязательно нужно учитывать стиль езды, а также геометрию велосипеда.
Геометрические настройки (рекомендации):
- Если вы предпочитаете отправляться в долгие поездки, тогда нужно использовать гнутые рули.
- При длительных поездках часто «устают» руки. На прямой руль можно установить специальные рога. Такой конструктивный элемент позволяет менять положение рук.
- Если вы страдаете какими-то заболеваниями опорно-двигательного аппарата, то нужно отдать предпочтение изогнутым рулям. И также изогнутые рули рекомендуется применять любителям длительных поездок.
- Прямой руль подойдёт велосипедистам, которые не ездят по пересечённой местности.
На самом деле рама незначительно влияет на ходовые качества. Поэтому этот фактор можно не учитывать. Важно правильно выбрать раму.
Классификация:
- XS;
- S;
- M;
- L;
- XL;
И также при выборе рамы обязательно нужно учитывать стиль езды. Например, для фрирайда рекомендуются небольшие рамы (S, M).
Вес велосипеда
При выборе «железного коня» обязательно нужно учитывать вес. Прежде всего, общий вес зависит от материалов, используемых для изготовления рамы. Самые лёгкие рамы изготавливаются из титана и алюминия. Чем вес меньше, тем лучше.
И также на общий вес влияет навесное оборудование и дополнительные аксессуары. Чем легче общий вес, тем меньше сил тратит велосипедист на разгон.
Сопротивление воздуха
- Сопротивление воздуха начинает существенно сказываться с 25 км/ч.
- В целом, сопротивление воздуха начинает сказываться уже при скорости, начиная 10 км/ч, в том случае если есть встречный ветер.
Трение в передаточных механизмах
Обратите внимание на трение в передаточных механизмах:
- цепь;
- подшипники.
Каждый владелец «железного коня» должен регулярно проводить техническое обслуживание. Техническое обслуживание включает в себя смазывание передаточных механизмов.
Средняя скорость велосипедиста
В городских условиях
В городских условиях составляет от 10 до 17 км/ч. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние:
- количество перекрёстков;
- степень загруженности дорог.
На горных перевалах
На горных перевалах составляет 14–20 км/ч.
По песку или опавшим листьям
По опавшим листьям или песку составляет от 5 до 15 км/ч.
С какой скоростью едет велосипед?
Если раньше на велосипед устанавливали большие и не совсем надежные механические спидометры измерения скорости, то сегодня доступны миниатюрные электронные компьютеры для велосипедов. Они удобны тем, что могут показывать не только показания текущей скорости, но и максимальную и среднюю скорость, время в пути, длину пройденного маршрута, темп в минуту и даже расход калорий и частоту пульса.
Начинающие велосипедисты заметив на спидометре цифры 25-30 км/ч могут думать, что это и есть средняя скорость, с которой они двигаются все время. На самом же деле такую быстроту способен удерживать только опытный велосипедист, а обычный человек, как правило, передвигается со скоростью около 15-20 км/ч.
Скорость движения также зависит от модели велосипеда. Например, по прямой дороге с асфальтированным покрытием на шоссейном велосипеде средний велосипедист может двигаться 20-25 км/ч, проезжая 10 км за 25 минут. На горном велосипеде движение составит 18-20 км/ч. Если установить электромотор на велосипед, скорость существенно возрастет.
Так как в городе на велосипеде приходится останавливаться на перекрестках, объезжать остановившиеся автомобили и общественный транспорт, притормаживать перед пешеходами и на поворотах, то средняя скорость будет на 5-10 км/ч ниже, чем на шоссе. Отметим, что средний велосипедист катается примерно 1-2 часа в день.
Какие факторы влияют на скорость движения на велосипеде
- Уровень подготовки велосипедиста. Огромную роль играет физическая сила и выносливость спортсмена. Если начинающий ездок проедет 10 км на скорости 18 км/ч, то такую же дистанцию опытный преодолеет в два раза быстрее. Даже на горном велосипеде профессионал обгонит наездников на шоссейных велосипедах, удерживая более высокую скорость.
- Сопротивление встречного воздуха. Оно может существенно тормозить движение велосипедиста на скорости 25-27 км/ч, а если дует сильный встречный ветер, то трудно ехать даже на скорости 10-15 км/ч. Если заехать под защиту впереди идущего грузового автомобиля или автобуса, это избавит от сопротивления встречного воздуха, но нужно быть очень осторожным, когда транспорт затормозит или повернет.
- Трение в передаточных механизмах. Грязная или не смазанная цепь, а также изношенные втулки и каретка существенно снизят скорость велосипеда. Мягкие амортизаторы снижают быстроту движения по ровному асфальту, но они просто необходимы при езде на дороге с мелкими неровностями.
- Рельеф местности. Пересеченный рельеф уменьшает скорость велосипеда. Даже профессиональные гонщики на горных трассах двигаются на скоростях до 15 км/час. На спусках скорость может достигать 90 км/час, на ровной дороге 50 км/час.
- Положение велосипедиста. Узкий руль и низкая посадка облегчают движение, хотя в каждой ситуации каждый выбирает самое удобное положение, универсального нет. Важно правильно подобрать высоту рамы по росту.
- Параметры велосипеда. Ширина, наличие протектора и форма покрышек — на асфальте быстрее катит узкая гладкая резина без рисунка, по гравию и песку удобнее широкая покрышка с широко расставленными шипами. Ширина руля — с узким рулем ехать легче. Давление в камерах — чем оно выше, тем лучше ездить по твёрдому покрытию. Легкость колёс и их диаметр влияет на разгон и скорость велосипеда. Масса велосипеда — на легком легче ехать на подъём, при спуске чем тяжелее велик, тем больше скорость.
Максимальная скорость велосипеда
Профессиональные велосипедисты-марафонцы на протяжении нескольких часов могут двигаться со средней скоростью в 30-35 км/ч, иногда разгоняясь до 40 км/ч. Профессиональный спортсмен Франческо Мозер установил рекорд в 1984 г — он в течение часа двигался на скорости 50 км/ч.
Максимальную скорость по прямой на дистанции 200 метров установил Себастьян Боуйер на велосипеде с аэродинамическим обтекателем — 133,78 км/ч.
Абсолютный рекорд скорости на специальном велосипеде был поставлен спортсменом Фредом Ромпельбергом — 268,83 км/ч, он двигался по прямой в воздушном мешке за гоночным автомобилем с большим обтекателем.
Максимальная скорость при спуске с горы составляет 222 км/ч. Этот рекорд установлен на горном велосипеде французом Эриком Бароном в 2000 г.
Максимальную среднюю скорость на шоссейном велосипеде 41,654 км/ч. удерживал американский гонщик Лэнс Армстронг в 2005 году. На спусках с гор участники этого соревнования развивают скорость близкую к 90 км/ч.
Вообще, стоит сказать, что придерживаться средних, тем более максимальных, скоростей не обязательно. Главное — катайтесь с удовольствием на удобной вам скорости.
Источники:
https://autogear.ru/article/188/313/rekord-skorosti-na-velosipede-maksimalnaya-skorost/
https://google-info.org/7781352/1/mirovye-rekordy-v-velosipednom-sporte.html
https://sport-51.ru/article/cycle-racing/9189-dvuhkolesnyj-galop-kakuju-skorost-mozhno-razvit-na-velosipede.html
https://ex3msport.life/velosport/maksimalnaya-skorost-gornogo-velosipeda.html