Мастер спорта по велоспорту

Содержание скрыть

Спортивный велотуризм — всё о велоспорте

Велотуризм как вид спорта и активного отдыха появился вместе с изобретением велосипеда. Любители путешествий быстро освоили это транспортное средство, тем более что велосипед предлагал намного больше возможностей в отличие от пешего туризма и являлся довольно дешевым способом передвижения в отличие от автомобиля.

В настоящее время велотуризм остается одним из самых популярных видов туризма. На велосипеде можно пройти такие маршруты, о которых автомобилистам не стоит даже и мечтать. Велопоход – это лучший способ провести выходной день на лоне природы вместе с родными и друзьями.

Главное условие для такого досуга – наличие велосипеда, а все остальное – возраст. Профессия, социальный статус и материальное положение – значения не имеет. Велотуризм не требует длительной подготовки, достаточно просто освоить навыки езды на велосипеде, найти подходящую компанию и можно отправляться в поход.

Велотуризм – активный отдых с пользой для здоровья

Сегодня все больше людей, задумываясь о своем здоровье, отдают предпочтение активному отдыху. Велотуризм – это не просто занятия спортом, это прекрасная возможность позаботиться о собственном теле, укрепить свое здоровье и дух и просто получить удовольствие от велосипедных прогулок.

Простые вращательные движения развивают мышцы ног, убирают лишние жировые отложения, стимулируют работу кровеносной системы, подтягивают кожу на бедрах. Езда на велосипеде – замечательный способ похудеть как для женщин, так и для мужчин. В настоящее время в Москве функционируют школы велотуризма, курс обучения в которых могут пройти все желающие.

Прежде, чем отправиться в свой первый велопоход, каждый ученик приобретает необходимые теоретические и практические знания, знакомится с правилами техники безопасности, учится оказывать первую медицинскую помощь. Часто на занятия в школы велотуризма приходят всей семьей.

Совместные велопоходы – это отличный способ проникнуться командным духом и укрепить отношения между разными поколениями.

Занятия велотуризмом в спортивных школах и секциях Москвы

Велопутешествия – это и короткие однодневные поездки, и длительные, серьезные маршруты, требующие от велосипедиста специальных умений и навыков.

И хотя велотуризм не входит в число олимпийских дисциплин, во всем мире ему отдают предпочтение тысячи людей, для которых главное – не спортивные достижения, а романтика путешествий и огромное удовольствие от такого вида отдыха. Если вы хотите стать одним из членов дружной команды велотуристов, будьте готовы и к трудностям.

А научиться с успехом их преодолевать вы сможете на занятиях в школах велотуризма в Москве, адреса которых размещены на сайте glavsport.ru.

Статья является уникальной собственностью сайта Glavsport.ru

Велосипедный туризм

Велосипедный туризм (велотуризм) — один из видов туризма, в котором велосипед служит главным или единственным средством передвижения. Понятие «велосипедный туризм» многозначно и относится как к одному из видов активного отдыха, так и к разновидности спортивного туризма.

Велотуризм как активный отдых

Велотуризм как активный отдых заключается в прохождении на велосипеде маршрутов, содержащих общетуристические и специфические для велотуризма объекты экскурсионного характера.

Сложность таких походов может колебаться от простой до крайне высокой, маршруты прокладываются так, чтобы использовать преимущества, которые дает велосипед для быстрого передвижения по маршруту.

Главные отличия таких велопоходов от спортивного велотуризма, ориентированного на получение спортивных разрядов и званий — отказ от преднамеренного усложнения маршрута, деления походов на категории сложности и совмещение спортивной составляющей похода с осмотром культурных и природных достопримечательностей. Среди видов активного отдыха, велосипедный туризм является лидером по скорости передвижения и протяженности маршрутов.

Разновидности велопоходов

  • Однодневный велопоход — велопоход без ночёвок. Как правило, выезд утром, приезд — вечером того же дня.
  • ПВД — «Поход выходного дня» — велопоход с одной ночёвкой, как правило выезд в субботу утром и приезд в воскресенье вечером.
  • Многодневный велопоход — велопоход продолжительностью в несколько дней с ночёвками.

Спортивный велотуризм

Спортивный велотуризм входит, наряду с другими видами туризма, в Федерацию спортивного туризма России и в Федерацию спортивного туризма Украины, при которых работают комиссии по всем видам спортивного туризма, и различные клубы туристов.

Категорирование

В велосипедном спортивном туризме выделяется шесть категорий сложности походов. Первая категория — самая простая, шестая — самая сложная. Категория сложности похода определяется по методике категорирования велосипедных походов. Минимальная протяженность велосипедного похода первой категории сложности составляет 300 км.

КатегорияПротяженностьПрепятствия «Равнина»Препятствия «Горы»Требования к участникам
1 к/с300 км — 6 дней (+1 днёвка)Не регламентируетсяНе регламентируетсявсе желающие
2 к/с400 км — 8 дней (+1-2 днёвки)Не менее 150 км г/д. При отсутствии г/д > 800 кмНе менее 75 км г/д Н=2.000 м.При отсутствии г/д Н = 4.000мпрошедшие велопоход1-й к/с[1]
3 к/с500 км — 10 дней (+2 днёвки)Не менее 200 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий >1000 кмНе менее 100 км г/д, Н= 4.000 м.При отсутствии г/д Н = 7.000 мпрошедшие велопоход2-й к/с[2]
4 к/с600 км — 13 дн. (+2-3 днёвки)Не менее 300 км г/д, полевых и лесных троп.При отсутствии этих препятствий > 1200 кмНе менее 150 км г/д, Н = 7.000 мПри отсутствии г/д Н = 10.000 мпрошедшие велопоход3-й к/с[3]
5 к/с700 км — 16 дней (+3 днёвки)Не менее 400 км г/д с песчаными или заболоченнымиучастками, лесных буреломов с преодолением водных преград «вброд»Не менее 200 км г/д, Н = 10.000 м. При отсутствииг/д Н = 15.000 мпрошедшие велопоход4-й к/с[4]
6 к/с800 км — 20 дней (+4 днёвки)Не менее 500 км труднопроходимых дорог сзаболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодолением рек и проведением не менее одной переправыНе менее 250 км г/д, Н = 12.000 м, прохождение не менееодного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000мпрошедшие велопоход5-й к/с

Примечания:

1 2 3 4 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

Обозначения:

  1. г / д — грунтовые дороги;
  2. Н — суммарный набор высоты за весь поход;
  3. количество дней отдыха составляет примерно 20 % от числа ходовых дней;
  4. не менее 50 % ночёвок для велопоходов всех к/с должно проводиться в полевых условиях.

Велосипеды

Специфика велотуризма накладывает определённые требования к конструкции велосипеда. Например, велосипед «Турист» производства ХВЗ имеет 4-5 передач, облегчённый вес по сравнению с обычными дорожными велосипедами.

В отличие от спортивного велосипеда туристический велосипед обеспечивает более высокую проходимость, более прямую посадку велосипедиста.

Велосипеды для велотуризма (кроме спортивного) имеют передние и задние багажники для сумок и рюкзаков.

Велорюкзаки

Заплечные

Длительная перевозка большого груза на спине неприятна и вредна для позвоночника, что вызвано специфической позой велосипедиста. Поэтому они обычно имеют небольшой объем — от 5 до 35 л и предназначены для коротких маршрутов для перевозки питьевой системы (Camel Back, гидропак) и минимума одежды.

Для велорюкзаков характерны:

  1. Яркая раскраска, наличие светоотражателей и крепления для маячка.
  2. Характерная форма, сужающаяся кверху. Благодаря этому, снижается аэродинамическое сопротивление и вероятность зацепиться рюкзаком за свисающие над дорогой ветки.
  3. Наружные крепления для шлема.

Багажные

Багажные велорюкзаки («велоштаны») крепятся на багажник велосипеда, при этом части рюкзака, как правило, свешиваются по обе стороны колеса. По количеству отделений делятся на:

  • Однообъёмные
  • Двуобъёмные
  • Многообъёмные

Велосумки

На багажник

Самые распространенные велосипедные рюкзаки. Только в них можно перевозить достаточно большие грузы. Имеют объем от 8-10 до 90 литров, часто — чехол от дождя и лямки для переноски, а также систему внешнего крепления груза.

На руль

Имеют небольшой объем и обычно используются для фото-видеотехники и мелких вещей.

Под раму, под седло

Небольшие по объему подрамные велосумки используются для инструментов, запасной камеры, заплаток, бортовок и т.д.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl+Enter. Сообщая об ошибке вы помогаете сделать сайт лучше.

Велосипедный туризм — это спорт

Велосипедный туризм — это такой же вид спорта как, например, велоспорт, футбол или авторалли… но, к сожалению, относится к не олимпийским видам спорта. Занимаясь спортивным велотуризмом можно получить звание Мастер спорта или Инструктор (Старший инструктор) велосипедного туризма.

Отличие от ближайшего к велотуризму вида — велоспорта, состоит в том, что в велотуризме другие нагрузки и цель прохождения дистанции. Велотуризм вобрал в себя, как элементы многодневной велогонки в велоспорте, так и элементы многодневного авторалли в автоспорте — движение по маршруту используя карту и легенду.

Спортивный Велотуризм — это многодневное командное велоралли.

КАТЕГОРИЙНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ВЕЛОПОХОДЫ:

1 кс — 250 км — 6 дней (+1 дневка)* Не регламентируется Не регламентируется все желающие

2 кс — 400 км — 8 дней (+1-2 дневки), Не менее 150 км гд. При отсутствии гд > 800 км Не менее 75 км гд Н=2.000м. При отсутствии гд Н = 4.000м прошедшие велопоход 1-й кс **

3 кс — 500 км — 10 дней (+2 дневки) Не менее 200 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий >1000 км Не менее 100 км гд, Н= 4.000 м. При отсутствии гд Н = 7.000 м прошедшие велопоход 2-й кс **

4 кс — 600 км — 13 дн. (+2-3 дневки) Не менее 300 км гд, полевых и лесных троп. При отсутствии этих препятствий > 1200 км Не менее 150 км гд, Н = 7.000 м При отсутствии гд Н = 10.000 м прошедшие велопоход 3-й кс **

5 кс 700 км — 16 дней (+3 дневки) Не менее 400 км гд с песчаными или заболоченными участками, лесных буреломов с преодолением водных преград вброд Не менее 200 км гд, Н = 10.000 м. При отсутствии гд Н = 15.000 м прошедшие велопоход 4-й кс **

6 кс 800 км — 20 дней (+4 дневки) Не менее 500 км труднопроходимых дорог с заболоченными и песчаными участками, лесных буреломов, преодоление речек с наведением не менее одной переправы Не менее 250 км гд, Н = 12.000 м, прохождение не менее одного категорийного пер. 1-А или реки с наведением переправы. При других условиях — Н = 20.000м прошедшие велопоход 5-й кс

* — допускается уменьшение ходовых дней «Т рекоменд.» до 4-х дней в велопоходах 1 кс, а для велопоходов 2-6 кс — до («Т рекоменд.»+1 день) продолжительности велопохода предыдущей кс;

** — 30 % участников может иметь опыт на одну категорию ниже;

г д — грунтовые дороги; Н — суммарный набор высоты за весь поход; — количество дней отдыха составляет примерно 20% от числа ходовых дней; — не менее 50% ночевок для велопоходов всех кс должно проводиться в полевых условиях.

Отдельной группой, вне классификации, проводятся велосипедные Походы Выходного Дня ( Вело-ПВД ). Это одно-двух дневные тренировочные велопоходы протяженностью от 40 до 150 км. Их маршруты п ладываются, как правило недалеко от места жительства и служат для тренировок.

Велопоход 1-й кс протяженностью примерно 270-320 км прокладывается по равниной части, это может быть и Крым (Арабатская стрелка, Керченский полуостров, полуостров Тарханкут). В основном по асфальту, но можно и подальше от интенсивных дорог. В день необходимо проезжать 45-50 километров.

К 6-ти основным дням движения можно добавить 1 день отдыха (днёвку), которая планируется в хорошем месте , где можно отдохнуть и покупаться в море.

Правила по спортивному туризму состоят из нескольких частей:

Первая — Титульный лист и оглавление. Общая часть. Определяет термины и виды соревнований по спортивному туризму для всех видов.

Вторая — Правила проведения соревнований туристских спортивных походов (СП) по всем видам, нормативы по велотуризму, права и обязанности участников и руководителя СП.

Третья — Правила проведения соревнований по спортивному туризма для всех видов.

Отдельный параграф отведён Правилам проведения соревнований по Велосипедному Туризма. Проведения заочного Чемпионата отчётов по всем видам.

Выдержки из Прав и Обязанностей Участников и Руководителя СП. Кратко они звучат так: Руководитель СП, как капитан и тренер команды, отвечает за подготовку и безопасное проведение СП. Участник обязан теоретически, технически и физически подготовиться к участию в СП, и получить допуск врача.

Велошкола как раз и посвящена теоретической подготовке. Но самое главное это то, что Участник на протяжении всего похода обязан выполнять «пожелания и рекомендации» Руководителя СП. В противном случае Участник может быть исключён из состава группы.

За соблюдением этих правил следит Маршрутно-квалификационная комиссия (МКК). В её состав входят опытные руководители велопоходов. МКК рассматривает документы, выпускает группу на маршрут, засчитывает Участникам и Руководителю прохождение маршрута.

При областных Федерациях Спортивного Туризма есть свои МКК с соответствующими полномочиями зависящими от опыта Руководителей СП по видам туризма. Например Симферопольская областная МККможет выпускать велопоходы до 5-й категории сложности.

Велотурист, который участвовал в велопоходе 1 кс и затем, после зачёта похода, получил справку (сертификат) об участии, тем самым выполняет норматив 3-го взрослого разряда по спортивному велотуризму и может участвовать в велопоходах более высоких категорий сложности.

Несколько слов о Единой Спортивной Классификации — в ней определено какой спортивный разряд можно получить участвуя в спортивных велопоходах:

Для присвоения 3-го разряда достаточно участвовать в велопоходе 1-й категории сложности. Т.о. вы уже после этого майского велопохода выполняете этот норматив и имеете право оформить в своём коллективе физкультуры «Книжку СПОРТСМЕНА».

Для присвоения 2-го разряда, надо участвовать в велопоходе 2-й к.с. и руководить велопоходом 2-й к.с.

Для присвоения 1-го разряда — участвовать в 3-ке и руководить велопоходом 3-й к.с.

Разряд — Кандидат в Мастера Спорта (КМС) — участие в 4-ке и руководство велопоходом 4-й к.с.

Звание Мастер Спорта (МС) — присваивается велотуристу за руководство двумя велопоходами 5-й к.с.

Велопрогулки и велосипедный туризм — идея активного бизнеса

Добавлено в закладки: 0

Рассмотрим сферу велотуризма подробнее.

Почему население выбирает велосипедный вид транспорта?:

  1. Экономия времени – велосипед маневреннее громоздкого автомобиля – он не застрянет в пробке и сэкономит владельцу кучу времени.
  2. Велосипед – экологически чистый вид транспорта, удобен в транспортировке и значительно дешевле автомобиля.

Почему велотуризм является выгодным родом деятельности?

В большинстве европейских стран, а теперь и у нас, в России все более набирает обороты здоровый способ жизни и сохранение экологии Земли. Предприимчивые стараперы вовремя «ловят волну» и быстро достигают успеха.

В странах ближнего и дальнего зарубежья велотуризм стал отдельной отраслью туристического бизнеса и продолжает успешно развиваться.

Если вы сами с большим удовольствием катаетесь на велосипеде и являетесь велоспортсменом, подумайте над идеей открытия собственного бизнеса на велопрогулках.

С чего начать?

Начать бизнес на организации велотуров в России можно двумя способами:

  1. Если вы обладаете большим стартовым капиталом, можно начать свое дело на велосипедном туризме «с нуля», и тогда вашими клиентами станут в основном новички велосипедного спорта и любители. Им нужно будет предоставить в аренду все снаряжение для занятий велотуризмом – велосипеды, палатки, специальные рюкзаки, разработать для начинающих спортсменов несложные маршруты, и, конечно же, устраивать мастер-классы и уроки с демонстрацией видео о велотуризме. Кроме того, вы может начать тесное сотрудничество на взаимовыгодных условиях с магазинами туристического снаряжения или спортивными магазинами, которые предоставят велосипеды, фирменную качественную одежду, электронные таймеры и другие виды снаряжения напрокат. Помните о том, что маршруты для начинающих должны разрабатываться в пределах области проживания. Конечно, велотур по Европе это интересно и увлекательно, но не стоит хвататься за все сразу.
  2. Прибыль от второго вида туристической деятельности будет небольшой, но и стартовать можно с гораздо меньшим капиталом. Туры в этой сфере велотуризма будут разрабатываться для опытных велосипедистов, которые имеют собственное снаряжение и велосипеды.

Туры для таких клиентов будут разрабатываться сложные, с преодолением препятствий и с выездами в другие страны (конечно, все необходимые для выезда за рубеж документы будет оформлять ваша компания, также вопросы размещения, страхования, проживания, а также обеспечение транспортом и билетами вы тоже берете на себя).

Кто будет входить в группу

Постарайтесь сформировать группу туристов таким образом, чтобы она состояла из людей примерно одного возраста, с похожими увлечениями. Здесь инструктору понадобятся знания психологии – вам придется быть лидером среди этих незнакомых людей, и ваша задача- подарить им позитивные эмоции и ни в коем случае не допустить конфликтов.

Еще одно важное условие – участники должны быть осведомлены о состоянии своего здоровья – ведь вы несете за них ответственность за время тура, и если у кого-то имеются заболевания, исключающие сильные физические нагрузки, вам придется отказать такому клиенту.

На видео: как выбрать велосипед для велотуризма?

Как вести себя начинающему инструктору

Для того, чтобы создать крепкую клиентскую базу, необходимо отдаваться каждому туру полностью – только тогда довольные клиенты приведут к вам в группу своих друзей и знакомых, да и в самой группе будет царить хорошая благоприятная атмосфера. Можно также изучить способы анимации в туристическом бизнесе.

Велосипедные туры по Европе – это весело!

Что необходимо для старта бизнеса:

  1. Аренда помещения для организации базы. Здесь клиенты будут отдыхать, питаться, принимать душ, смогут починить поломку и привести в порядок снаряжение после тура, а попутно – восполнить запасы воды и провизии.
  2. Закупка снаряжения или взятие его аренду (для любой возрастной категории).

Велотуризм – это сфера выездного или местного туризма активного типа, заранее спланированного и организованного туристическим агентством , во время прохождения маршрутов которого человек передвигается на велотранспорте.

  • Возрастную категорию клиентов.
  • Уровень их подготовки.
  • При разработке маршрута – особенности ландшафта и местности.

Немного об особенностях видов маршрутов по местности:

  1. Гористая местность – такие маршруты подойдут для опытных велотуристов, а также для экстремалов.
  2. Равнинная местность подойдет для новичков и непрофессионалов, а также для тех, кто не привык подвергать свою жизнь и здоровье сильной опасности.

Расчет стоимости тура

Она может зависеть от таких факторов как:

  • Сложность маршрута и его продолжительность.
  • Снаряжение – будет оно свое у участника велотура или он будет брать его у вас в аренду.
  • Проживание.
  • Питание.
  • Транспортные расходы, оформление документов (виза, страховка и тому подобное).

Так, самый простой однодневный велотур (тур выходного дня) по области, в которой проживает большинство участников, без выезда в другой город или страну, обойдется велотуристу в полтысячи российских рублей.

Здесь вы как организатор берете на себя обязанности проводника и группа должна быть не слишком многочисленной – так вы сможете контролировать каждого новичка. Неделя выездного тура для опытных велосипедистов будет стоить около 20 000 рублей – без учета стоимости прокатного снаряжения.

Минус такого вида бизнеса в том, что он является сезонным: наибольшее количество клиентов придут к вам в период с апреля по октябрь. Зимние катания на велосипедах – это отдельный вид деятельности, для которого нужны специальная экипировка и хорошая физическая подготовка.

Кроме того, велосипеды для зимних видов спорта стоят недешево. Зимой вы можете открыть курс лекций для начинающих велосипедистов.

Способы продвижения бизнеса:

  • В сети с помощью собственного сайта, в социальных сетях, на форумах.
  • С помощью размещения объявлений в магазинах снаряжения и экипировки – туристической или спортивной, а также в торговых точках, реализующих велотехнику и комплектующие.

Еще один существенный минус такого вида деятельности – в долгом сроке окупаемости: бизнес окупится не раньше, чем через полтора года после старта.

Факторы, от которых зависит время окупаемости бизнеса:

  • Личные качества стартапера;
  • Месторасположение офиса;
  • Качество предложенного сервиса, оборудования и снаряжения.

В качестве оригинальной бизнес идеи дополнительного заработка в сфере велотуризма, можно предложить также размещение рекламы на велосипедных сиденьях.

Сотрудники одного из рекламных агентств города Амстердама предложили клиентам размещать информацию о своих товарах и услугах на сидушках велосипедов, которые являются самым популярным видом транспорта в городе.

Текст рекламного объявления (картинка, слоган, логотип) печатаются на специальных чехлах, которыми покрывают сиденье велотранспорта во время непогоды или с целью защиты от пыли и грязи на парковках и стоянках для велосипедов.

Компания-изготовитель таких чехлов утверждает, что подобная промо-акция увеличит число продаж товара или услуги. Кроме того, мы можем предложить вашему вниманию такую оригинальную идею бизнеса как велосипедное седло для домашних любимцев.

Корзина на велосипед для собак

Как вычислить целевую аудиторию?

Очень просто – по месту расположения парковки или по марке велотранспорта. Стоянка расположена около ВУЗа? Значит, на чехлах будет красоваться реклама канцелярской продукции, услуг оперативной полиграфии или типографии.

Велопрокатная система Bixi возникла в столице Канады, Монреале, и представляет высокотехнологический подход.

Суть этой системы заключается в следующем: можно взять велосипед на прокат с велостоянки, поехать куда угодно и поставить велосипед на расположенную поблизости другую стоянку.

В дальнейшем планируется снабжать велосипеды особыми датчиками RFID, которые позволят отслеживать местонахождение велосипедов и количество доступных на стоянке велосипедов по интернету. За пользование системой с постоянных клиентов взимается ежегодный платёж в 78 канадских долларов, можно также получить месячный абонемент за 24 доллара или суточный на 5 долларов.

30 минут езды даются бесплатно, после чего цена поездки может дотягивать до 12 долларов. Таким образом тарифная система поощряет недолгие поездки. При этом тарифы значительно ниже, чем тарифы на проезд в канадском городском общественном транспорте. Система заработала на полную весной 2009 года.

Теперь на территории Монреаля размещено около 300 стоянок, по 10 велосипедов на каждую. Велосипеды доступны для проката с середины весны до поздней осени. Велопрокат – прибыльная часть вашего бизнеса.

Услуги, которые будет предоставлять ваша компания по организации велотура:

  1. Прокат снаряжения и экипировки: велосипедов, одежды, аксессуаров, рюкзаков, спальных мешков, и много другого.
  2. Предоставление подробных инструктажей и помощь квалифицированных специалистов – инструкторов (тренеров).

Условия успешного развития бизнеса:

  1. Разработка новых туров и маршрутов. Каждый месяц необходимо добавлять в ассортимент не менее тридцати новых увлекательных маршрутов – так вы сможете сохранить клиентскую базу и привлечь новый поток клиентов.
  2. Несколько слов об экипировке:

Обязательно информируйте клиента о том, что ему будет предоставлено в походе (и что включено в стоимость тура), а о чем он должен будет позаботиться самостоятельно.

Велосипедный туризм – дело привлекательное и выгодное, тем более, что в этой сфере у вас на старте будет не так много конкурентов, как может показаться на первый взгляд. Можно договориться о скидках в небольшом хостеле или мини-гостинице по пути следования, если тур рассчитан на несколько дней или маршрут действительно был запланирован сложный.

В стоимость тура будет входить:

  • Развлекательная программа на привалах;
  • Организация ночлега и питания;
  • Интересная программа и увлекательный маршрут по живописным местам.

Питаться можно в столовых или на полевой кухне, ночлег можете также организовать в виде кемпинга или поселить клиентов в гостинице. Питание и ночлег клиент может оплатить отдельно.

После прохождения маршрута можете вручить клиентам памятные подарки – сувениры как напоминание об увлекательном отдыхе.

Маршруты можно сделать и тематическими – например, организовать велотур по местам силы, или показать клиентам исторические места или познакомить их с интересной архитектурой или провести экскурсию по святым местам с посещением храмов и монастырей.

Велоспорт для детей

Развивать физическую активность и выносливость, укреплять здоровье детей помогает спорт. Велоспорт для детей — один из самых популярных его видов.

Настоящая статья познакомит с достоинствами и недостатками данного вида спорта, противопоказаниями к занятиям и основным критериям выбора спортивной велосипедной школы.

Что за вид спорта

В начале XIX века немецким профессором Карлом фон Дрезом была запатентована машина для бега. Внешне это был двухколесный самокат без педалей с рулем и деревянной рамой.

В 1840 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан добавил к изобретению Дреза педали и седло.

На протяжении семидесяти лет шло его усовершенствование и, в конечном итоге, велосипед приобрел современный вид. Причем, процесс модернизации продолжается и сегодня.

Что за вид спорта

В конце XIX века были проведены первые соревнования мирового уровня среди любителей велоспорта. В 1900 году был организован Международный союз велосипедистов.

Детский велосипедный спорт получил в стране широкое развитие с 1935 года. А с 1949 фиксируются детские и юношеские рекорды и достижения.

Этапы подготовки

Программа подготовки юных велосипедистов включает три этапа:

  • начальной подготовки;
  • учебно-тренировочный;
  • спортивного совершенствования.

На первом этапе среди юных спортсменов проводится:

  • воспитательная работа;
  • общефизическая подготовка;
  • освоение основных техник движения;
  • выбор спортивной специализации;
  • выполнение нормативов для зачисления на второй этап.

Велоспорт для детей этапы подготовки

На следующем этапе формируются команды спортсменов, прошедших предварительную подготовку и имеющих хорошие спортивные результаты.

Второй этап длится примерно два года и включает:

  • повышение уровня физподготовки;
  • овладение основными техническими приемами в избранном виде велосипедного спорта;
  • участие в соревнованиях различного уровня.

На этапе спортивного совершенствования спортсмен продолжает работу над повышением мастерства. Этот этап занимает свыше двух лет.

От спортсмена требуется:

  • участие в заданном количестве соревнования;
  • выполнение нормативов кандидата в мастера спорта и мастера спорта;
  • участие в выступлениях в составе сборных команд.

При условии постоянного роста спортивных достижений юниору могут быть присвоены звания инструктора-общественника или судьи второй категории.

С какого возраста

Велоспорт для детей возраст

Дети начинают знакомство с велосипедом в раннем возрасте.

Сначала это трехколесный велосипед. Малыш учится правильно тормозить и соблюдать элементарные правила дорожного движения.

Затем приходит очередь двухколесного велосипеда с добавочными колесами. На нем уже можно разгоняться, объезжать препятствия, осуществлять развороты.

Как только у ребенка получается держать равновесие во время езды, стоит переходить к двухколесному велосипеду.

Школы и секции принимают детей от 8 лет. В этом возрасте у них сформированы понятия о дисциплине и личной безопасности.

Велоспорт одинаково подходит как мальчикам, так и девочкам.

Как проходят тренировки

Тренировочный процесс состоит из общефизической подготовки и непосредственно отработки техники движения.

Для начала дети выполняют разминочные упражнения, направленные на разогрев всех групп мышц. Это наклоны, вращения руками и корпусом, приседания, прыжки, махи ногами и выпады.

Велотренировки обычно проходят в утренние и вечерние часы. Летом это помогает избежать перегрева. И движение автортанспорта по автомагистралям в этот период не такое оживленное.

Не рекомендуется проводить тренировки на открытом воздухе при температуре ниже 8 градусов по Цельсию.

Главный закон велотренинга — чередование работы и отдыха. Тренер, составляя график тренировки юного спортсмена, придерживается принципа волнообразного нарастания и снижения интенсивности нагрузки.

Примерный график тренировок
Понедельник60 минут интенсивного катания
Вторник60 минут расслабленной езды
Средасиловая тренировка либо отдых
Четверг80 минут интенсивного катания
Пятница90 минут расслабленной езды
Субботаотдых
Воскресеньетрехчасовая поездка средней либо низкой интенсивности

Как проходят тренировки

Техническая сторона тренировок выглядит следующим образом:

  • 8 раз по 5 минут подъем-спуск на возвышенности;
  • 5 раз по 5 минут максимальной нагрузки на ровном участке трассы с перерывами в полторы минуты;
  • 60 минут пороговой езды.

После тренировке необходимо выполнить комплекс расслабляющих упражнений для ног и спины.

Тренировки в холодное время годы проходят в спортзале или на велотренажере.

Соревнования — виды и особенности

На сегодняшний день получили развитие следующие виды велоспорта для детей.

  1. Шоссейные гонки — классика велоспорта. Гонки на шоссейных велосипедах на длинные дистанции по твердому покрытию. Движение может осуществляться по асфальтированной дороге, по брусчатке или гравию. Расстояние, которое проезжают спортсмены, составляет от 50 до 300 км. Гонки по велошоссе могут продолжаться от одного до двадцати одного дня.
  2. Трековые гонки – соревнования на велотреке стадиона. Победителем становится спортсмен, первый приехавший к финишной линии.
  3. BMX — мотокросс на трассе различными препятствиями: трамплинами, ямами изгибами дорог. Покрытие трасс допускается как естественное, так и искусственное.
  4. Гонки на горных велосипедах. Подразделяются на круговой заезд в 5 км и стокилометровый марафон. Такие соревнования на велосипеде проходят на пересеченной местности с естественными препятствиями.

Тренировки в спортзале

Кроме того, с недавнего времени появились разновидности велоспорта, соревнования по которым не включены в олимпийскую программу.

  1. Сайклинг — кардиотренировки на велотренажере. Занятия проходят в группах под руководством инструкторов. Тренировки ведутся под ритмичную музыку. В зачет идет скорость, качество выполнения упражнений и общий настрой группы.
  2. МТБ велоспорт — экстремальное катание на специальных велосипедах по сложным горным маршрутам, в городах по лестницам и парапетам. Сюда добавлены прыжки, перевороты и прочие элементы велосипедного фристайла.

В чем польза и недостатки

Занятия велоспортом для детей имеет ряд преимуществ перед другими видами спорта.

Во время езды работают практически все мышцы, что делает тело рельефным и подтянутым. Усиленное кровообращение в ногах сводит к минимуму развитие варикоза. Спортсмен много времени проводит на свежем воздухе.

Это благотворно сказывается на работе определенных систем организма:

  • иммунной;
  • сердечно-сосудистой;
  • кроветворной и лимфатической;
  • дыхательной;
  • нервной.

Однако есть и минусы.

  1. Высока вероятность травматизма при падении.
  2. Постоянная нагрузка на суставы.
  3. Обезвоживание. При интенсивных нагрузках организм очень быстро теряет влагу.
  4. Нарушение кровообращения в малом тазу.

Использование специального защитного снаряжения и выполнение правил техники безопасности сводят многие риски к минимуму.

Трудности

Главный страх, преследуемый ребенка, это страх падения и травмы.

Еще может быть боязнь и неуверенность при передвижении по городским автомагистралям.

Возможные трудности

Четкое выполнение рекомендаций опытного инструктора с строгое соблюдение правил дорожно-транспортного движение помогут избежать этих неприятностей.

Противопоказания

Занятия велоспортом категорически противопоказаны детям, имеющим следующие проблемы здоровья:

  • астма;
  • болезни позвоночника;
  • ортопедические заболевания;
  • порок сердца;
  • заболевания мозжечка.

Прежде чем приступить к тренировкам, следует обследовать ребенка у узких специалистов и получить заключение педиатра.

Как выбрать секцию

Выбирая спортивный клуб, следует выяснить следующие моменты:

  • профессионализм тренерского состава;
  • возможность спортивного роста;
  • защита званий кандидата и мастера спорта;
  • участие в соревнованиях;
  • сплоченность детского коллектива.

Велоспорт для детей как выбрать секцию

Что понадобится

Занятия велоспортом в бюджетных спорт школах или Школе Олимпийского резерва являются бесплатными. Однако чтобы защитить юного спортсмена от возможных травм, необходимо приобрести соответствующую экипировку.

  1. Профессиональный велосипед. Высота рамы и диаметр обода колеса должны строго соответствовать росту ребенка.
  2. Шлем.
  3. Наколенники.
  4. Перчатки.
  5. Защитные шорты.
  6. Велообувь.

Требования к одежде для занятий — веломайка для лета и велоштаны, толстовка и куртка для холодного времени года.

Для тренировок в зале желательно приобрести комплект спортивной одежды из натуральных тканей.

Сборы и соревнования потребуют внесения стартового взноса, а также оплаты проживания, питания, проезда в другие населенные пункты.

Велосипедный спорт обязательно станет для ребенка основой здорового образа жизни.

Не смотря на большую затратность, подарит крепкое здоровье и надежных друзей.

Велоспорт: виды соревнований, разряды, велосипедный спорт в России

велосипедный спорт что это

Один из привлекательных видов спорта, доступных как для взрослых, так и для детей. Велосипедный спорт что это за вид и какие соревнования проводятся – расскажем далее.

Что за вид спорта

Согласно такому ресурса как Википедия, велосипедный спорт является одним из самых популярных и доступных во всем мире. Велосипедный сезон начинается в марте и заканчивается в октябре-ноябре. Именно в этот период проводятся более 50 различных соревнований, так или иначе связанных с велосипедами. Они проходят как на открытом воздухе, так и в специальных помещениях.

Одним из самых крупных соревнований, можно назвать Вуэльта, проводимый в Испании или Тур де Франс. Они проходят по трассам длиной в 4-5 тысячи километров и имеют продолжительность в 3 недели.

История

Самый первый велосипед появился в 1818 году. Он представлял собой конструкцию из металлической рамы, к которой крепились колеса, руль и сидения. Причем прототип педалей не имел и перемещение происходило за счет отталкивания ногами, наподобие сидячего самоката. Именно таким и было первое название этого транспортного средства.

Более похожая на современную и привычную нам модель появилась спустя около 70 лет после прототипа.

Уже начиная с 1860 года на территории Франции начали проходить самые первые соревнования, между любителями велосипеда. Это связано с тем, что велосипед практически не отличается от современных моделей, пройдя сложную эволюцию.

Естественно, что увлечение быстро охватило весь мир и вскоре начали проводиться уже международные соревнования.

Основные виды

На сегодняшний день существует 4 основных вида велоспорта:

  1. шоссейные;
  2. трековые;
  3. мотокросс на велосипедах;
  4. соревнования на горных велосипедах.

Благодаря своей популярности, все перечисленные виды являются олимпийскими. А сейчас рассмотрим что за спорт представляет собой каждый вид в отдельности.

Шоссейные велогонки

Данный вид представляет собой гонка, проводимая на большие дистанции и продолжающая много дней. Для этого спортсмены будут кататься на специальных шоссейных велосипедах.

В качестве трассы могут служить как асфальтированные дороги, так и брусчатка, гравий. Сама дорога может быть идеально ровной, так и иметь различные неровности. Главное требование – отсутствие участков с пересеченной местностью.

Подразделяются на следующие виды:

  • простые однодневные – когда спортсменам требуется проехать около 300 км;
  • сложные многодневные – такие заезды могут продолжаться более 7 дней, за время которых нужно преодолеть не одну тысячу километров;
  • критериум – представляет собой круговую гонку, трасса которой проходит по городским улицам и составляет около 50-150 км;
  • гранд тур – состоит из 3 гонок, с общей продолжительностью в 21 день. Проводится в Испании, Италии и во Франции.

Трековые велогонки

Данные соревнования проходят на стадионе на специальном треке. В отличие от шоссейных, он не отличается масштабностью и красотой. Однако является не менее популярным.

Трек представляет собой твердое, идеально ровное покрытие, имеющее определенный угол наклона, доходящий до 42°.

Всего разделяется на 16 дисциплин. Между собой они разделяются только небольшими отличиями в правилах.

Наиболее популярные:

  • индивидуальные и командные;
  • имеющие общий или раздельный старт;
  • спринт или гонка с преследованием;
  • в которых делается оценка относительно отведенного времени на получение баллов.

Для победы следует приехать быстрее чем соперники.

Велосипедный мотокросс

Можно встретить еще обозначение BMX. Для участия потребуются специальные велосипеды, имеющие данную маркировку. Их главное отличие заключается в наличие широких шин, так же как в маунтинбайке, небольшие колеса с низкой посадкой велосипедиста, причем руль должен быть расположен достаточно высоко.

Благодаря конструкции, такой вид транспорта является более устойчивым, легко преодолевает различные перепады высот, позволяет выполнять трюки.

Такое соревнование проходит на специальных трассах, имеющих грунтовое покрытие, извилистые, имеющих трамплины, ямы, возвышения или иные препятствия, которые обязательно необходимо преодолевать.

Гонки на горных велосипедах

Это экстремальный вид спорта и очень зрелищный. Является относительно молодым, но весьма популярным в Европе и США.

Разделяется на:

  • кросс — представляет собой заезд, проходящий по пересеченной местности, на дистанцию до 5 км;
  • даунхилл – это будет скоростной спуск, причем трасса будет состоять из естественных препятствий;
  • марафон – длина заезда более 100 км, причем принимаются заявки от всех желающих.

Итоги

Вы познакомились с довольно интересным и вполне доступным видом соревнований — велосипедный спорт что это, какие требования к нему предъявляются, и как будут проходить соревнования.

Трековый велоспорт: путеводитель по велотреку

Велоспорт включает множество видов, в числе которых вы найдете и трековый велоспорт. Велотрек занимает огромную нишу велосипедного спорта, содержит в себе большое количество олимпийских дисциплин и является наиболее интересным и тактичным из всех видов велосипедного спорта. В этой статье мы расскажем о популярных дисциплинах трекового велоспорта.

Все трековые дисциплины, как уже понятно из названия, подразумевают велотрек. Велотреки бывают крытые (с деревянным полотном) и открытые (бетонные). Длина полотна велотрека варьируется от 200 (и менее) метров до 333 метров (Велотрек Крылатское в Москве). Казалось бы, как именно можно соревноваться при езде по такому короткому кругу? На самом деле, существует ряд очень интересных и требующих превосходной физической формы дисциплин, которые существуют вместе с велосипедным треком.

Кейрин

Кейрин бывает как среди мужчин, так и среди женщин. Восемь гонщиков принимают участие в кейрине. Расстояние дистанции приблизительно 2000 метров (в зависимости от длины полотна велотрека). Первые несколько кругов (приблизительно 1400 метров) гонщики располагаются за Дерни (разгоняющий, на специальном мото- или электро-цикле). Дернист разгоняет велосипедистов до скорости приблизительно 35-42 км/ч. Гонщики держатся позади Дерни, выбирая наиболее удобную для себя позицию. За два с половиной круга до финиша (т.е. за 400-600 метров), дернист сходит с трассы, после чего гонщики вступают в борьбу. Сила, храбрость и выносливость – вот необходимые качества для достижения успеха в кейрине.

Предварительные заезды и полуфиналы в кейрине проводятся в зависимости от количества участников, что позволяет определенному гонщиков квалифицироваться в следующий заезд. После предварительных раундов, те, кто не сумели квалифицировать, получают шанс участвовать в заездах надежды.

Кейрин был придуман японцами как азартная игра в 1948 году, а впервые появился на чемпионатах мира в 1978 (Мюнхен) и 1979 (Амстердам), после чего (с 1980-го) UCI (международный союз велосипедистов) принял решение и включении Кейрина в программу мировых первенств среди мужчин. С 2000 года Кейрин также был включен в мужскую программу Олимпийских игр (с 2002 года и для женщин).

Скретч

Скретч бывает среди мужчин и среди женщин. Все участники Скретча принимают старт в одно и то же время. Гонщики проходят одну и ту же дистанцию (до 15км у мужчин и 10км у женщин). Победителем становится тот спортсмен, который первым пересекает финишную черту в конце гонки. Хотя наиболее важным качеством спортсмена в Скретче является скорость, достижение успеха невозможно без тактического мышления .

Группы гонщиков часто уходят в отрыв в начале дистанции, чтобы затем, работая в группе, увеличить свое преимущество. На небольшом треке, лидеры, обогнав основную группу гонщиков на круг и присоединившись к ним, могут продолжать гонку до победы.

Медали в скрэтче на чемпионатах мира разыгрываются с 2002 года.

Гонка по очкам

Проводится как среди мужчин, так и среди женщин. В этой гонке очки присуждаются гонщикам, занявшим первые места в спринтах, проводимых в определенных интервалах в течение гонки (каждые два километра). Победителем гонки по очкам не обязательно становится гонщик, первым пересекший финишную черту, а чаще всего тот, кто накопил большее кол-во очков в течение гонки. Выигравший спринт гонщик получает 5 очков, за 2-е место гонщик награждается 3-мя очками, за третье – 2-мя и за четвертое — одним. Двойные очки предоставляются при пересечении линии в середине гонки и на заключительном кругу. Если гонщик или гонщики сумели обогнать остальную группу на круг, они получают 20 очков за каждый круг. Те же гонщики, которые проиграли лидерам круг, лишаются 20 очков. В случае если два или больше гонщиков заканчивают гонку с равным количеством очков, то победителем становится тот из них, кто выиграл большее число спринтов. Если и эти показатели оказываются равными, то победитель определяется согласно месту, занятому на заключительном спринте.

Расстояние, которое необходимо проехать мужчинам в гонке по очкам – 40 километров, у женщин эта дистанция меньше – 24 километра. Храбрость, выносливость, концентрация внимания, реакция, способность быстро принимать решения – вот качества, которыми должен обладать гонщик для достижения победы.

На международном уровне, гонка по очкам – одна из наиболее молодых видов гонок на треке. Она не являлась Олимпийской дисциплиной до 1984 (у женщин 1996). На Чемпионатах Мира гонка была впервые введена в 1977 (у женщин в 1988), у юниоров в 1975 (у девушек в 1989).

Индивидуальная гонка преследования

Индивидуальное преследование – это гонка на время (4км у мужчин и 3км у женщин). Благодаря относительно длинной дистанции, этот вид трековых гонок рассматривается как соревнования на выносливость. Индивидуальное преследование на международном уровне проводится как турнир на выбывание. Два гонщика стартуют на противоположных концах трека. Цель гонки состоит в том, чтобы показать самое быстрое время на определенной дистанции. Гонщик должен обогнать соперника на круг.

На чемпионате мира восемь самых быстрых в квалификационном раунде гонщика достигают полуфиналов. Четыре самых быстрых в полуфиналах достигают финалов, и «самый быстрый проигравший» выигрывает бронзовую медаль. Тем, кто не в состоянии войти в четверку лучших, присуждаются пятое, шестое место и т.д., в соответствии с их временем. Выносливость и тактика играют главную роль в гонке индивидуального преследования.

После слияния профессионалов и любителей в этой категории, расстояния индивидуального преследования составляют 4000 метров для мужчин, 3000 метров для мужчин-юниоров и женщин, 2000 метров для юниорок и для юношей и девушек. Гонки преследования были Олимпийским видом спорта с 1964 года (у женщин с 1992) и были включены в Чемпионаты Мира в 1946 году (у женщин – в 1958) и для юниоров с 1975 года (у юниорок с 1987 года).

Гонка на время

Гонка на время для мужчин 1 км и для женщин 500 метров – единственная дисциплина среди гонок на треке, которая проводится без квалификации и без предварительного или промежуточного круга. До 1993 года старт давался только для одного гонщика, с 1994 по 1997 два спортсмена соревновались друг против друга на полотне одновременно. С 1998 года правила снова поменялись, вернувшись к своему первоначальному виду, то есть в гонке стартует один гонщик. До сих пор 1000-метровая мужская гонка на время традиционно была первой гонкой в международных чемпионатах.

В национальных соревнованиях, участник гонок на короткое расстояние может участвовать в спринте и в гонке на время. Однако в международных соревнованиях гонка на время была включена в программу в семидесятые годы.

Участник гонки на время экономно расходует свою силу. Мощным стартом гонщик должен быстро набрать максимальную скорость. Лучший результат для километра — приблизительно одна минута. Скоростная выносливость и высокая частота педалирования имеют решающее значение для конечного результата. Тактика имеет второстепенное значение.

Километровая гонка на время классифицировалась как Олимпийский вид спорта с 1928 года и как вид спорта Чемпионата Мира с 1966 года. Километр появился в юниорских финалах с 1977 года. Женщины впервые стали участвовать в 500-метровой гонке на время в Чемпионате Мира 1995 года.

 Аксессуары Topeak в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA
Topeak — лидер в области аксессуаров для велосипедов. Более 400 моделей аксессуаров в наличии в Интернет-магазине SCOTT RUSSIA. Подробнее.

Спринт

Спринт среди мужчин или женщин – классический вид гонок на треке на короткую дистанцию, в котором два и более гонщиков соревнуются на дистанции в три круга. В спринте учитывается время заключительных 200 метров.

Особые требования в спринте – сила и скорость. Ключ успеха – тактика. Гонщики пробуют превзойти друг друга в своего рода игре кошки-мышки. Внезапные изменения скорости, попытки бездействия и маневра – типичные способы обмануть противника.

Спринт проводится согласно правилам турнира с гонщиками, отобранными по квалификации в 200-метровой гонке на время. Самый быстрый гонщик в квалификации участвует в гонках против самого медленного, второй против второго с конца, и так далее. В первых раундах, занимающие последние места гонщики, имеют дополнительный шанс. После четверть финалов есть две гонки, чтобы определить победителя. Проигравший выбывает. Если победитель не установлен после двух гонок, есть третья, решающая гонка.

Спринт – самая старая дисциплина чемпионатов (первые Чемпионаты Мира имели место в Кельне в 1895 году), все еще практикующаяся и фигурирующая во всех международных чемпионатах для всех категорий. Мужской спринт впервые появился в программе Чемпионата Мира в 1893 году (у профессионалов в 1895, у женщин в 1958) и в программе Олимпийских игр в 1896 году (у женщин в 1988). Юниоры участвуют в международных чемпионатах чемпионатах с 1975 года, юниорки – с 1987.

Мэдисон

Мужской вид мэдисон, или «американка», изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.

В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.

Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством «ручной плети» (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).

Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка). Как правило, «количество кругов более важно, чем выигрыш очков».

Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью «ручной плети» нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.

Командный спринт

Командный спринт (ранее – Олимпиский Спринт) среди мужчин – одна из самых молодых дисциплин Чемпионатов по трековому велоспорту. Награды победителям этого вида гонок на короткую дистанцию были впервые присуждены на Чемпионате мира в 1995 году.

Команда по Олимпийскому спринту состоит из трех гонщиков. Две команды соревнуются друг против друга. Задача стартующего гонщика состоит в том, чтобы принести команде как можно более высокую скорость. После одного круга и еще максимум 30 метров ведущий гонщик выбывает и покидает трек. Второй гонщик также проезжает только один круг, и уступает третьему последний круг. Время измеряется, когда третий гонщик пересекает финишную черту.

Лидирующий гонщик не должен качаться (должен идти строго по траектории), пока круг не завершен и не должен оставаться впереди больше, чем один круг плюс 30 метров. Несоблюдение этих правил закачивается дисквалификацией команды.

Командный Спринт проводится согласно правилам турнира. В квалификационных заездах восемь самых быстрых команд квалифицируются на второй круг; в этом круге первый конкурирует восьмого, второй седьмого и так далее. Четыре победившие команды соревнуются между собой в финале. Две финальные команды с лучшими результатами во втором круге соревнуются за первое и второе места, а две другие команды – за третье и четвертое места.

Командная гонка преследования

4-километровая командная гонка преследования среди мужчин – самая сложная дисциплина в велосипедном спорте на треке. Четыре выносливых спортсмена составляют хорошо согласованную команду. В этой дисциплине также хорошо проверяется опыт тренера, его способность подобрать наиболее гармоничный квартет. Члены команды из четырех мужчин должны не только выступить хорошо как индивидуальные гонщики преследования, но должны также продемонстрировать высокие технические навыки.

Две команды стартуют с середины противоположных сторон велотрека. Время отсчитывается, когда третий гонщик пересечет линию. Три гонщика должны финишировать. Может случиться, что один гонщик выбывает перед завершением дистанции, и квартет распадается.

Как и индивидуальное преследование, командное преследование проводится согласно правилам турнира. Четыре самых быстрых квартета входят в полуфиналы, в которых первый выступает против четвертого, и второй против третьего. Победивший из тех двух квартетов полуфиналов, которые не вошли в финал, получает третье место. Места с 5 по 8 присуждаются командам в соответствии с временем, которое они показали.

В международных соревнованиях, мужчины и юниоры преодолевают традиционное расстояние из четырех километров. Командное преследование входит в программу Олимпийских игр с 1908 года и в программу Чемпионатов Мира с 1962 года (у юниоров – с 1975).

Омниум

Омниум — одна из самых интересных дисциплин, особенно, среди мастеров и любителей велоспорта. Соревнования в омниуме включают шесть дисциплин, которые проводятся в следующем порядке:

1) Круг с хода (индивидуальная гонка на время)
2) Гонка по очкам
3) Гонка с выбыванием
4) Индивидуальная гонка преследования
5) Скретч
6) Гит с места (индивидуальная гонка на время)

Чуть выше мы описали в подробностях гонку по очкам, индивидуальную гонку на время, индивидуальную гонку преследования и скретч.

Круг с хода

Это та же индивидуальная гонка на время, только включающая в себя старт с хода от линии финиша. Обычно, дистанция на которой берется результат 250 или 200 метров (для соответствующих велотреков), разгон составляет 3,5 круга.

Гонка с выбыванием

Представляет из себя индивидуальную гонку, в которой последний спортсмен, пересекающий линию каждого промежуточного финиша, выбывает из гонки. Обычно, промежуточный финиш разыгрывается каждый второй круг. Гонка с выбыванием требует особый опыт и тактику у спортсмена. Во время гонки важно просто быть не последним и совершенно не важно быть первым (кроме последнего круга, когда осталось только 2 гонщика).

Гит с места

По сути та же индивидуальная гонка на время, ограниченная по дистанции.

Победителем омниума становится спортсмен с наименьшей суммой занятых мест.

Омниум — молодая олимпийская дисциплина. Впервые омниум был включён в программу Олимпийских игр в Лондоне 2012 года.

Теперь вы знаете основные дисциплины трекового велоспорта. Вступайте в наши группы в социальных сетях facebook и Вконтакте и мы расскажем о трековых велосипедах и эффективных тренировках на велотреке.

Виды велоспорта

Велоспорт получил свое развитие во второй половине XIX века, а вошел в программу Олимпийских игр в 1896 году. Однако велосипед изобрели раньше и регулярно использовали в Европе. В Германии, Франции, Великобритании стали сооружаться модели на двух, трех и четырех колесах, которые работали исключительно на мускульной силе человека. Считается, что в России первый велосипед построили в начале XIX века.

Велоспорт для детей и взрослых стал важной частью спорта. Проводятся соревнования различных квалификаций, как местного, так и международного уровня. Виды велоспорта: гонки на трассе и шоссе, езда на пересеченной местности, фигурная езда, передвижение по горной местности, входит в соревнования по триатлону. В России работает Федерация велоспорта. Чемпионат мира по велоспорту проходит по отдельным категориям.

Развитие велоспорта

Первый цельнометаллический велосипед повился в начале XIX века. Понадобилась сотня лет для того, чтобы транспортное средство завоевало сердца людей и вывело его на мировой уровень. Олимпийский велоспорт стал развиваться в конце XIX века.

Направления велоспорта формировались медленно, но людям нравился новый вид транспорта. Прилагая исключительно мышечные усилия можно было отказаться от другого транспорта и исключить расходы на топливо или лошадей. Полагаясь на свои силы, люди ездили по городу и за его пределами, как по работе, так и для личного удовольствия.

Джон Бойд Данлоп, изобретатель пневматических шин, которые по сей день применяются в различных спортивных дисциплинах

Фото 1. Джон Бойд Данлоп, изобретатель пневматических шин, которые по сей день применяются в различных спортивных дисциплинах

Первый шаг в формировании велоспорта — гонки на велосипедах, которые прошли в мае 1868 года в пригороде Парижа. Дистанция заезда составляла 2000 метров. После гонок парижане задались вопросом модернизации велосипеда, чтобы облегчить его управление. В результате появились «пауки», велосипеды с огромным передним колесом и мелким задним. На этой модели велосипеда спортсмен передвигался со скоростью до 30 км/ч.

Рывок в конструкции велосипеда сделал в 1887 году ветеринар из Шотландии по фамилии Данлоп. Он решил модернизировать велосипед для своего сына, чтобы тому было комфортно на нем кататься. В это время только стали появляться велосипеды с цепью и системой передач. Врач заполнил водой шланг для поливки цветов и присоединил его к велосипеду, сделав подобие шин. Изобретение оказалось неудачным, ведь снизилась скорость езды и увеличилась нагрузка. Изобретатель попытался заполнить прообраз шины воздухом, для этого он изобрел специальный клапан, который закрывался при полной накачке. Именно это изобретение позволило снизить уровень тряски и увеличить скорость. Велосипедные шины, которые наполнялись воздухом, поспособствовали развитию видов велоспорта.

Количество золотых медалей

Количество серебряных медалей

Количество бронзовых медалей

Общее количество медалей

В таблице — страны с наибольшим количеством медалей по триатлону, полученных на летних Олимпийских играх 2016

С 1870 года В Европе началось строительство велотреков для соревнований. В это же время стали делить спортсменов по соревновательным категориям. С появлением пневматических шин, которые изобрел Джон Бойд Данлоп, удалось перенести соревнования с треков на обычные дороги. Любовь к велоспорту захлестнула мир. Стали проводиться заезды на короткие и внушительные дистанции. До сегодняшнего дня проводятся заезды «Тур де Франс», который появился в 1903 году. Групповая гонка пользовалась огромной популярностью среди начинающих спортсменов, позже их стали называть критериумом.

Виды велоспорта

Участники гонки

Фото 2. Участники гонки "Тур-де-Франс" на завершающем 21 этапе гонки в Париже 24 июля 2011 года

Между Олимпийскими и неолимпийскими соревнованиями существует разница. Виды гонок на Олимпийских соревнованиях делятся на групповые и индивидуальные, а неолимпийские состязания включают в себя дисциплины:

  • Парную гонку;
  • Критериум – групповую гонку по улицам города на скорость;
  • Гонку, которая продолжается больше двух дней, начинающей с общего старта;
  • Командную гонку.

Очень часто критериум проводится после окончания какого-либо супер тура в целях рекламы того или иного коммерческого предприятия, проекта, при этом является одним из способов дополнительного заработка для профессионалов.

Отдельной категорией выделяется велокросс, он включает в себя групповую гонку и заезд с индивидуальным стартом. В список дисциплин велосипедного спорта входит и езда на шоссейном велосипеде. Заезды происходят на обычных междугородних трассах, на специальных шоссейных велосипедах, которые предназначаются для поездок по гладкой поверхности.

Гонщики кейрина осуществляют заезды на специальных велосипедах, полностью собранных вручную из стали

Фото 3. Гонщики кейрина осуществляют заезды на специальных велосипедах, полностью собранных вручную из стали

Множество подкатегорий включает в себя дисциплина велотрековых гонок. Она включает в себя:

  • Спринт – на треке находится до четырех участников, главная цель которых раньше остальных пересечь финишную черту, проехав необходимое количество кругов.
  • Командный спринт – соревнуются между собой команды спортсменов. Победителем считается команда, которая лидировала при пересечении круга. Учитываются показатели всех членов группы.
  • Индивидуальная гонка преследования – в заезде участвует два игрока, которые соревнуются за первенство. Стартуют они с противоположных концов площадки.
  • Командная гонка преследования.
  • Гонка по очкам – входит в перечень Олимпийских игр. Представляет собой общий старт, где спортсмены борются за свою победу. На гонке перед спортсменом стоит цель набрать наибольшее количество очков и доехать до финиша.
  • Гит на расстояние 200 метров, 500 метров и 1 километр. Заезд индивидуальный.
  • Мэдисон – парные соревнования на треке для выявления самого выносливого спортсмена.
  • Кейрин – впервые появился в Японии и считается разновидностью велосипедных гонок. Вначале игроки едут два круга с одинаковой скоростью, и только потом начинается спринт.
  • Скретч – разновидность групповой гонки.
  • Омниум – представляет собой многоборье, которое включает в себя шесть дисциплин велоспорта: круг с хода, гонку на очки, гонку с выбыванием, индивидуальную гонку с преследованием, скретч и гит с места.
  • Гонка с выбыванием.

Соревнования в омниуме включают шесть дисциплин, которые проводятся в следующем порядке: 1) круг с хода (на время), 2) гонка по очкам, 3) гонка с выбыванием, 4) индивидуальная гонка преследования, 5) скретч, 6) гит с места.

В даунхилле используется маунтинбайк с широкими колесами и качественной амортизацией для прыжков по грунтовым дорогам

Фото 4. В даунхилле используется маунтинбайк с широкими колесами и качественной амортизацией для прыжков по грунтовым дорогам

Направления, связанные с горным велосипедом:

  • Кросс-кантри – подразумевает преодоление трассы на пересеченной местности. За минимальное время спортсмен преодолевает ухабистую местность с множеством неожиданных спуском и препятствий. Направление насчитывает порядка восьми подкатегорий, в зависимости от уровня сложности. Кросс-кантри пользуется популярностью в городской и загородной среде, молодежь оборудует трассы в городских парках.
  • Даунхил – скоростной спуск с горы по пересеченной местности. Соревнование проходит на необорудованных трассах. Причисляется к экстремальным видам спорта.
  • Байкер-кросс – дистанция напоминает трассу даунхила, в гонке соревнуется по скоростному спуску и преодолению препятствий, любые умышленные и не умышленные контакты между гонщиками считаются нарушением правил.
  • Фрирайд или свободная езда – её используют любители велоспорта на начальном уровне своего становления в велоспорте. Спортсмен преодолевает трассу, на которай располагаются естественные препятствия и преграды.

Отдельная категория — BMX. Дисциплина имеет подкатегории:

  • BMX- рейс – это гонки, главная цель которых за минимальное время преодолеть трассу и добраться до финиша первым.
  • BMX-дёрт – так называется направление, где спортсмены разгоняются на грунтовой трассе и делают трюки и прыжки на трамплинах из грунта.
  • BMX-верт – вид экстремального спорта, где велосипедист использует U-образную рампу в качестве трамплина, делает фристайл, прыжки в воздухе на трамплине. Ряд трюков выполняется в воздухе, что представляет опасность для спортсмена.
  • Флэтленд.

BMX-верт очень эффектная и травмоопасная велосипедная дисциплина

Фото 5. BMX-верт — очень эффектная и травмоопасная велосипедная дисциплина

Направление BMX пользуется популярностью у молодежи, они проводят соревнования местного и областного уровня для того, чтобы определить самого искусного спортсмена, который умеет совершать опасные и головокружительные трюки. Работают специальные школы, клубы по интересам, в которых предлагают обучить всем азам мастерства. Клубы, секции любителей велоезды берут свое начало еще со времен Советского Союза.

Знаменитые мировые велосоревнования

Помимо Олимпийских игр, спортсмены демонстрируют свое мастерство и выносливость, участвуя и побеждая в международных велосоревнованиях. Самые популярных их них:

  1. Тур де Франс. В этом соревновании спортсмены едут на шоссейных велосипедах. Особенность гонки заключается в том, что ей более ста лет и, несмотря на изменения правил, общий принцип остается неизменным. Соревнование делится на 21 этап, подразумевая, что один этап включает в себя один день. Спортсмены, которые не успеют финишировать до завершения этапа, не смогут суммировать общее время прохождения трассы. Общая продолжительность гонки достигает 4 000 километров. В итоге победа достается гонщику, суммарное время за этапы которого меньше, чем у других участников. По итогам гонки определяется тройка победителей в номинациях: лучший горный гонщик, лучший спринтер, лучший молодой гонщик.
  2. Джиро д’Италия – входит в список популярных и крупных гонок, раз в год проводится на территории Италии. Стартует в мае и продолжается на протяжении 3 недель. Главная цель соревнования достигнуть финиша с минимальным количеством времени. За историю проведения соревнований произошли четыре смерти спортсменов и огромное количество травм. Велосипедисты страдают от переутомления или получают травмы при падении в толпе. Возникновение ситуации опасно, поскольку падающий спортсмен по принципу домино задевает еще нескольких велосипедистов, из-за чего на трассе возникает массовая авария.
  3. Париж — Рубе – соревнование для шоссейных велосипедов, которое обладает одной характерной особенностью. Часть трассы пролегает через брусчатку, что причиняет огромный дискомфорт спортсменов и мотивирует разработчиков велосипедов совершать новые открытия в области велосипедостроения. Для них важно разработать конструкцию колеса шоссейного велосипеда, которое не причиняло бы дискомфорта при езде велосипедисту, как на ровной трассе, так и на брусчатке, в условиях старого города. Трасса отличается повышенной сложностью, а спортсмены-победители получают двойное количество очков от рейтинга UCI World Ranking. С 1977 года кроме денежных призов и очков рейтинга, участники и победители берут на память камень с дороги по которой ехали.
  4. Льеж — Бастонь — Льеж – входит в список старейших шоссейных гонок, которые проводятся на территории Европы. Вид гонки включает в себя преодоление одного сплошного участка трассы длиной порядка 95 километров от Либержа до Бостони и дороги до Анс длинной в 163 километра. На трассе множество уклонов и горных участков. Преодоление этой гонки — серьезное испытание для спортсмена.

Международные соревнования по велокроссу Джиро д

Фото 6. Международные соревнования по велокроссу Джиро д'Италия 2014 года, стартовавшие 9 мая в Белфасте, Великобритания

Это лишь малая часть соревнований, которые получили известность на мировом уровне, однако они входят в перечень наиболее популярных, старых и признанных. Во всех странах проводят бреветы, марафоны и другие соревнования, которые дают возможность посоревноваться любителям и профессионалам, показать уровень своего мастерства и начать карьеру в большом спорте.

Велоспорт в Олимпийских играх

В Олимпийских играх первые соревнования по велосипедному спорту прошли в 1896 году. Спортсмены соревновались в дисциплинах:

  • спринт;
  • гит на 333,3 метра;
  • заезд на 10 километров;
  • заезд на 100 километров;
  • велокросс продолжительностью 12 часов;
  • шоссейная гонка.

Победитель Летних Олимпийских игр в спринте по велогонкам Николь Кук

Фото 7. Победитель Летних Олимпийских игр в спринте по велогонкам Николь Кук

Побороться за первые места прибыли порядка девятнадцати спортсменов из пяти стран мира. План соревнований, который используется до сих пор, утвердили еще в 1928 году. Женщины стали соревноваться за первенство на гонках начиная с 1984 года. Спортсмены готовятся к Олимпийским играм, как физически, так и комплектуя велосипед, ведь каждый вид соревнований требует определенной модели транспортного средства.

Шоссейный велогонщик Денис Меньшов, двухкратный победитель Гранд Туров Вуэльта Испании (2005, 2007) и Джиро д

Фото 8. Шоссейный велогонщик Денис Меньшов, двухкратный победитель Гранд Туров Вуэльта Испании (2005, 2007) и Джиро д'Италия (2009)

Олимпийские игры продолжают расширять уровень категорий и вводит новые соревновательные дисциплины:

    (езда на горных велосипедах);
  • Триатлон;
  • Гонки на треке.

Четырёхкратный чемпион мира в индивидуальной шоссейной гонке на время с раздельным стартом Фабиан Канчеллара

Фото 9. Четырёхкратный чемпион мира в индивидуальной шоссейной гонке на время с раздельным стартом Фабиан Канчеллара

В 2000 году на Олимпиаде в Сиднее спортсмены соревновались в восемнадцати дисциплинах, связанных с велосипедной ездой. Этот вид спорта становится популярнее и доступнее для людей в отдаленных регионах.

Знаменитые велоспортсмены

На профессиональном уровне езда на велосипеде требует не только физических усилий, тренировок и нагрузок, но и финансовых расходов. Главная расходная категория — транспортное средство, которое отвечает всем требованиям направления. Но приходится тратить средства и на форму для велосипедиста, защиту и обувь. Спортсменах, которые получили признание общественности, достигли результатов в спорте и благодаря тренировкам и основательной физической подготовке.

Шестикратная чемпионка мира по шоссейным и трековым велогонкам, заслуженный мастер спорта Ольга Слюсарева

Фото 10. Шестикратная чемпионка мира по шоссейным и трековым велогонкам, заслуженный мастер спорта Ольга Слюсарева

Популярность во всем мире получил шоссейный велосипедист Альберто Контадор Веласко. Несмотря на юный возраст и спортивный образ жизни, ему поставили диагноз кровяного сгустка в мозге в 22 года. Во время гонки он упал и долго бился в конвульсиях, после чего попал в больницу. Заболевание не сбило спортсмена с толку и не заставило отказаться от цели, он продолжал тренировки. Через год он вернулся на трассу и принял участие в гонке Тур Даун Андер, одержал победу. На текущий момент спортсмена лишили части титулов за использование допинга.

Уроженец Испании Хоаким Родригес Оливер также специализируется на шоссейных гонках. С 2010 года он представляет российскую команду под названием «Катюша». Он продолжает участвовать в гонках и получать победы. В 2010 году он получил звание велосипедиста года за то, что отлично справлялся со сложными участками трассы на гонках, которые было не просто преодолеть другим участникам. За хронологический период с 2012 по 2016 года он получил множество побед в различных соревнованиях.

Известный российский спортсмен — Денис Меньшов, который победил в известной многодневной гонке «Тур Басконии». При этом ему удалось обойти на трассе фаворитов соревнования и местных знаменитостей. После этого он стал расти по карьерной лестнице и завоевывать одну победу за другой. В период своей спортивной карьеры стал известным российским спортсменом в области велосипедных соревнований. В 2013 году был вынужден оставить спорт.

Школы и клубы экстремального спорта становятся все популярнее среди молодежи (на фото - Bmx-клуб для детей и подростков в городе Лилидэйл, Австралия)

Фото 11. Школы и клубы экстремального спорта становятся все популярнее среди молодежи (на фото — BMX-клуб для детей и подростков в городе Лилидэйл, Австралия)

Многие будущие звезды увлекаются ездой на велосипеде в спортивных целях, они посещают велосипедные секции. Специальные занятия закладывает основу для становления в мире спорта. Добиваясь успеха спортсмены показывают, что им доступны любые высоты. Ярким примером служит Кэдел Ли Эванс, который в свои 34 года занял первое место на гонке «Тур де Франс», хотя раньше не получал высоких наград. Спустя еще четыре года в его послужном списке появилась еще одна победа в гонке «Тур Даун Андер». В 2009 году ему присудили звание велосипедиста года. До сих пор он продолжает участвовать в соревнованиях.

Фабиан Канчеллара. Его имя попадает в списки лучших велосипедистов от именитых мировых изданий. Всю жизнь он посвятил шоссейному велоспорту. Карьеру Фабиан начал в 1998 году и с того времени ни одного года не обходилось без призовых мест и побед. В удачные года ему удавалось ухватить удачу за хвост и завоевать несколько кубков в важных гонках. Посчастливилось ему поучаствовать и в Олимпийских играх 2008 года в трековой индивидуальной гонке, в которой он получил золотую медаль, первое место и признание мировой общественности. Пресса и судьи подозревали его в обмане, так как в 2010 году он оторвался от других участников гонки на солидное расстояние. На это обратили внимание СМИ, обвинив его в наличии моторчика где-то в транспортном средстве. Этот человек обладает исключительной силой воли и выносливостью, что помогало ему в прохождении тяжелых и опасных трасс. В 2016 году спортсмен официально завершил карьеру.

Официальный символ Федерации Триатлона России, куда входят такие дисциплины, как триатлон, дуатлон и зимний триатлон

Фото 12. Официальный символ Федерации Триатлона России, куда входят такие дисциплины, как триатлон, дуатлон и зимний триатлон

Есть среди спортсменов есть и представительницы прекрасного пола – российская шоссейная велогонщица Ольга Слюсарева. Среди ее заслуг участие в Олимпийских играх в заездах на треке. Она участвовала в заездах «Тур де Франс», где преодолевала сотни километров на скорость. Женщина не забывает о семье и воспитании детей, продолжая участвовать в соревнованиях.

Велосипед как транспортное средство все время своего существования дорабатывался и усовершенствовался, чтобы дарить спортсмену комфорт при передвижении и возможность набирать большую на скорость. Менее чем за сотню лет с момента своего основания он вошел в список Олимпийских видов спорта, и до сих пор остаётся популярным.

Молодежь в спортивных целях продолжает модернизировать спорт, внося в него элементы фристайла и экстрима, совершая опасные поездки и гонки по пересеченной местности, выполняя трюки на рампах, грунте и специальных площадках. Фристайл неотъемлемая часть экстремальной программы. Нет сомнений, что и в дальнейшем велоспорт будет развиваться и удивлять нас новыми дисциплинами для соревнований и модификациями транспортного средства.

Источники:

https://spiegelstudio.ru/remont/sportivnyj-veloturizm-vsyo-o-velosporte.html
https://rekvizit.info/velosport-dlya-detej/
https://oksait.ru/sport/velosipednyj-sport/
https://bike4u.ru/articles/trekoviy-velosport-putevoditel-po-velotreku/
https://sportyfi.ru/velosiped/vidi-velosporta/