Маунтинбайк велосипед

Содержание скрыть
1 Зимний маунтинбайк – почему нет?

Зимний маунтинбайк – почему нет?

Езда на велосипеде – это полезное для здоровья занятие, а также способ передвигаться по местности намного быстрее. Но многие любители здорового и активного образа жизни в зимнее время года прячут свои велосипеды, а сами пересаживаются на другие виды транспорта, тем самым лишая себя такого удовольствия как зимнее катание на маунтинбайке. Хоть данное занятие и требует более тщательной подготовки, зато ничто не заменит тех острых ощущений, которые испытывает человек, катаясь по снегу. А чтобы не упустить ни одной важной детали в процессе подготовки, Prostobank.ua предоставляет всю необходимую информацию.

Краткое содержание и ссылки по теме

Знакомимся с маунтинбайком

Маунтинбайк – это специальный велосипед, предназначенный для езды не по ровной дороге, хотя катание по ней тоже не исключается. Своей конструкцией он отличается от прочих видов велосипедов. Маунтинбайк имеет более прочную раму трапециевидной формы, очень крепкие колеса, толстые шины со специальным протектором на котором есть зацепки. Руль находится немного впереди относительно своей стойки, а тормоза чаще используются гидравлические (тормозная жидкость находится в гидролинии) или механические (усилие передается по тросу). Вес такого велосипеда колеблется от 8 до 20 кг. Также маунтинбайком называют спортивные дисциплины, где используется горный велосипед.

Хоть дата, место и личность изобретателя маунтинбайка не установлены, но принято считать, что началось все с группы молодых людей, которые развлекались спусками на обычных велосипедах с высокой горы, а для этого использовали самые толстые шины, которые только могли найти. С этого начался процесс усовершенствования велосипеда, который позже превратился в такой популярный нынче вид экстремального спорта.

Виды горных велосипедов и стили езды на них

Когда-то все виды маунтинбайков были без амортизаторов, то есть очень жесткими. Позже появились хардтейлы (велосипеды с одним передним амортизатором). Именно такой тип велосипеда лучше всего подходит для зимнего катания, так как в нем мало «мягких» деталей, он очень устойчив к морозам и более удобен в управлении на снежном покрове. Есть также горные велосипеды с двумя подвесками (по одной на каждое колесо), они комфортнее и предназначены для того, чтобы можно было спускаться с горы на большой скорости.

На данном этапе развития маунтинбайка как вида спорта существует несколько стилей езды на горном велосипеде. Скоростной спуск с горы носит название даунхилл. Суть его заключается в том, чтобы скатиться с горы максимально быстро, насколько это возможно, при этом трасса используется обычно горнолыжная и с большим количеством препятствий в виде трамплинов и поворотов. Велосипед используется с двумя подвесками, дисковыми тормозами и сверхпрочной алюминиевой рамой, а вес его составляет 15-20 кг.

Кросс-кантри – это езда по пересеченной местности на легком и прочном велосипеде, иногда двухподвесочном. Трассы используются с перепадами высоты до 200 метров и большим количеством природных препятствий, таких как камни, песок, грязь.

Фрирайд – это свободная езда везде, где только можно, поэтому пользуется большой популярностью среди велобайкеров. Горный велосипед тут используется весом 13-14 кг, в котором установлены две подвески.

Триал – это стиль езды на велосипеде, где нет определенного стиля езды. Задача спортсмена – как можно быстрее преодолеть трассу, не касаясь ее ногами, при этом на пути встречаются самые разнообразные препятствия, начиная от автомобильных шин, заканчивая даже водопадами.

Подготовка велосипеда к зимнему катанию

Велосипед требует такой же подготовки к зимней заснеженной дороге, как и автомобиль, поэтому первым делом нужно обратить внимание на колеса и шины. Большое значение для езды по снегу имеют развитость протекторов и пространство на резиновых покрышках между шипами, которое должно быть не слишком маленьким, так как будет достаточно быстро и часто забиваться, но и не слишком большим, чтобы ход транспортного средства не был очень жестким.

Лучше всего – если есть шины с шипами из металла. Немаловажную роль при этом играет форма шипов и их расположение. Поперечные шипы обеспечат надежное сцепление при подъеме и смогут лучше передать усилие при поступательном движении в процессе торможения. А самым лучшим вариантом для зимнего маунтинбайка будет выбор покрышек с блочным профилем, где шипы расположены через один.

После улаживания всех вопросов с покрышками можно переходить к подвижным деталям велосипеда, которые обязательно нужно смазать специальным маслом, предназначенным для зимней погоды, которое не замерзает. Ошибкой будет применение жидких машинных масел, так как они слишком быстро вымываются водой, что приводит к коррозии и выкрашиванию важных узловых деталей велосипеда (втулки, каретка, чаши рулевой колонки). Лучше всего пользоваться смазкой с густой консистенцией, содержащей в своем составе литий и тефлон.

Важную роль в велосипеде играет цепь, которую в зимнее время смазывать нужно чаще и тщательнее, поскольку изнашивается она слишком быстро. Масло нужно брать светлое синтетическое, но важно учитывать тот факт, что наносить его надо только на наружную сторону цепи с обеих сторон, а средину роликов трогать не стоит. Для такого важного занятия подойдет палочка, предварительно намоченная смазкой, а еще лучше взять масленку с тоненьким носиком. После завершения процедуры рекомендуется немного прокрутить цепную передачу руками, а потом насухо протереть наружную сторону цепи сухой хлопчатобумажной тканью. Это поможет избежать в дальнейшем налипания пыли и песка.

Зимняя одежда

Одной из причин отказа от езды на велосипеде зимой является страх перед холодом во время катания. Но эта проблема решается довольно легко, если знать основные правила зимней экипировки. Открытые участки тела (такие как шея и нос) должны быть хорошо закрыты, хотя при этом велосипедисту желательно быть одетым в специальную велоодежду, но если таковой не имеется, то одеваться стоит слоями, чем их будет больше, тем лучше. Термобелье поможет сохранить температуру тела и защитит от переохлаждения.

На ноги нужно надевать шерстяные носки и обуваться в просторную обувь (желательно в специальную велосипедную), чтобы между пальцами было воздушное пространство, ведь именно благодаря ему сохранится тепло, а ноги не будут мерзнуть даже при сильном морозе. Чтобы холод не морозил руки, нужны перчатки. Они изготавливаются из разных материалов, но главное правило заключается в том, чтобы руки в них не потели, иначе сразу же будут мерзнуть.

Одним из важных правил при езде на велосипеде является наличие защиты на голове, локтях и коленях. В зимнее время под шлем надевается специальный подшлемник, который может быть разной толщины и формы, но в основном в виде обычной шапочки или шапки с шеей. Из материалов чаще всего используется полиэстер или флис.

Зимний маунтинбайк – это замечательный способ провести время с пользой для души и тела, получив заряд положительных эмоций. Кроме того, это повод научиться каким-то новым трюкам и потренировать свою выносливость, ведь до лета уже недалеко, а там она очень может пригодиться.

Горные велосипеды от А до Я

MTB

Как и момент самого изобретения велосипеда, появление первых горных велосипедов приурочивается сразу к нескольким датам.

Самые ранние варианты – это рубеж XIX-XX вв., когда армия США изучала возможность применения велосипедов в горах. Следующая дата, претендующая на первенство, – появление велокросса как дисциплины в 1940 г., или 1956 год, когда во Франции механики-энтузиасты собрали очень похожий на современный MTB байк.

Официально же первый горный велосипед был выпущен компанией Ritchey в 1975 году, но весил целых 29 килограмм. Постепенно он совершенствовался. В 1981 на сцену вышла компания Specialized с моделью-доработкой Ritchey, которая стоила вдвое меньше и называлась Specialized Stumpjumper. Вскоре рынок был сформирован, и на нём появились многие ныне знаменитые компании, например, Shimano и Santour.

Конструкция MTB

Теперь немного о том, что же является определяющим для класса горных велосипедов. В первую очередь, следует сформулировать предназначение. Данный класс велосипедов предназначен для того, чтобы ездить вне дорог, и потому имеет особенности конструкции, обеспечивающие:

  • лёгкий подъём в гору;
  • езду с препятствиями;
  • прыжки;
  • надёжность под нагрузкой.

горный байк

Соответственно, практически все узлы горных байков отличаются от элементов дорожных, трековых и шоссейных моделей, хотя общее строение у них совпадает.

Элементы конструкции

Разберём все элементы конструкции мтб и особенности их строения:

  • Рама: как и в других типах, делается максимально лёгкой, но при этом используется заниженная геометрия (более «крепкие» треугольники) и максимально усиленные трубы. В итоге, это увеличивает и визуальный объём, и реальный вес байка.
  • Вилка: практически на всех горных велосипедах используется амортизационная вилка, хотя этот элемент один из самых молодых, лишь в паре дисциплин используются байки без амортизации.
  • Задний амортизатор: встречается исключительно на горных моделях. В последние годы появились женские городские велосипеды с дополнительными амортизаторами, но их единицы, и это исключение только подтверждает общее правило.
  • Просвет: не особо выдающаяся и формальная особенность, но просвет до каретки и до шатунов на горных байках превышает аналоги, а в некоторых дисциплинах делается очень большим.
  • Колёса: практически все модели комплектуются усиленными колёсами с двойными ободами или иным образом усиленными конструкциями.
  • Покрышки: обычно толстые, с ярко выраженным рисунком протектора.
  • Передачи: добавляются пониженные комбинации передач, позволяющие компенсировать резкие подъёмы.
  • Тормоза: простые и надёжные v-brake, или дисковые модели, на хорошем уровне, с гидролинией, для максимально точной передачи усилия.

конструкционные узлы MTB

В целом, все элементы лишь немного смещаются в ту или иную сторону от некоторого среднего «стандарта», но в комбинациях не только сам класс горных велосипедов отличается от других, но и байки внутри данного класса, в зависимости от дисциплины, в которой они используются, могут серьёзно различаться.

Типы компоновок

Среди горных велосипедов нет каких-либо особых ухищрений в плане форм, поэтому компоновка стандартная, и выделяют лишь типы от наличия амортизаторов:

  • Ригид (rigid – жесткий) – модель без амортизаторов;
  • Хардтейл (hard tail) – только передний амортизатор, подавляющее число байков представлено именно в этой компоновке;
  • Двухподвесные – велосипед с передним и задним амортизатором.

Так же можно выделить велосипеды с амортизатором, встроенным в задний треугольник рамы, но это, скорее, редкость, чем стандарт какой-либо конструкции.

Спортивные модели и дисциплины

Далее мтб разделяются по конструкциям, заточенным под конкретную дисциплину или определённый стиль катания. Стандартом здесь становится велосипед, описанный в предыдущем разделе.

КроссКантри

Абсолютная классика mtb, собственно, с этой дисциплины и начинается история большинства современных моделей. Но, в первую очередь, кросс-кантри – это лёгкий спортивный велосипед, и ошибочно так называть любой хардтейл с «круто» выглядящими покрышками.

КроссКантри

Передний амортизатор у кросскантрийников имеет средний ход – около 10 см. Иногда добавляется очень короткий задний амортизатор, но подавляющее большинство моделей – это hard tail. Оборудование ставится высокого или среднего (для любительских вариантов) уровня, часто появляются различного рода защиты, успокоители.

Традиции по тормозам и механизму привода не сложились, поэтому здесь можно увидеть и диски, и v-brake. Всё зависит от вкуса и целей райдера.

All-terrain-bike (ATB)

Небольшое движение в сторону «универсального» велосипеда от кросс-кантрийника. Ход вилки ещё меньше (сантиметров 8), иногда и вовсе без амортизаторов. Обычно используются недорогие комплектующие и рамы.

Цель этого класса – удовлетворить огромный спрос на «условно» горные велосипеды, которые используются максимум в парках и на грунтовых дорогах. Для серьёзных нагрузок и агрессивного катания такие варианты, конечно, непригодны.

Низкие требования к надёжности рамы позволяют дизайнерам спроектировать в этом классе и женский байк, и прогулочный круизер, и различные модели, которые сами по себе являются произведениями искусства.

Даунхилл

Сама дисциплина скоростного спуска привлекает очень рисковых ребят, и оборудование им необходимо соответствующее. Основная функция велосипеда для даунхилла – помочь райдеру добраться до конца дистанции целым, и только это.

Даунхилл

Велосипеды данного класса тяжёлые (до 20 килограмм), с двумя амортизаторами очень широкого хода. Комплектуются исключительно высококачественными и очень надёжными компонентами. Соответственно, даунхилл-модели – самые дорогие байки, за исключением, пожалуй, высокотехнологичных гоночных шоссейников и трековых моделей, где используются лучшие материалы.

Агрессивные широкие покрышки на двухподвесе при очень низкой (иной раз смахивающей на BMX) раме – перед нами специализированная модель для даунхилла. Для больших дистанций и вообще длительного катания такой велосипед не предназначен.

Фрирайд

Модели для прохода смешанных трасс представляют нечто среднее между моделями для даунхилла и обычными кросс-кантрийниками. Рама чуть ниже и крепче стандарта, обычно это двухподвесные велосипеды с достаточно жесткими амортизаторами (редко – качественно спроектированный хардтейл), качественные комплектующие – получаем велосипед для сложных трасс, на котором райдер может передвигаться достаточно долгое время без моментальной потери сил.

Триал

Велосипеды для триала – это, скорее, варианты BMX, а не спортивные горные модели. Низкая жесткая рама, обычно единственный задний тормоз через гироротор и синглсипд. Данные байки предназначены не для преодоления тех или иных препятствий, а для исполнения трюков и прохождения искусственных сложных трасс.

Триал

Вариации и специализированные модели

Уже давно на рынке не виды горных велосипедов формируют модельный ряд, а различные теоретики пытаются как-то организовать огромное число вариаций в некоторые классы – по предназначению, дисциплинам, конструкции или иным признакам. Вот и на базе горных комплектаций начинают появляться новинки или оформляться небольшие решения.

Электровелосипед

Один из примеров апгрейда стандартных моделей – это добавление электромотора. Есть целая серия компоновок и с мотор-колесом, и с отдельным двигателем, которые делают из стандартных байков электровелосипеды практически без изменений в конструкции. Знай, добавь моторчик да батарею.

Компактные

Второе направление – это компактные велосипеды. Наверное, все помнят советскую модель «Кама». Западные же производители пошли ещё дальше. Сейчас можно найти складной горный велосипед, который складывается по 3-5 точкам, упаковываясь в небольшую сумку, пригодную для провоза в ручной клади или на багажной полке электрички.

компактные велосипеды

Производители

Так как выбрать горный велосипед нелегко, начать следует с изучения производителей, несмотря на их обилие. Это позволит понять, что перед нами: настоящий, «заточенный» на решение одной задачи, велосипед или очередная сборка средних комплектующих, удовлетворяющая запросам лишь новичка.

Логичнее всего начать с тех, которые выпустили первые MTB:

  • Specialized – по мнению многих профессионалов, создатели самых качественных байков в мире. Ещё в 1983 году была создана одноимённая спортивная команда, и до сих пор велосипеды этой фирмы участвуют в олимпиадах и практически всех соревнованиях. Настоящие новаторы, правда, их изделия отличаются ещё и очень «новаторской» стоимостью;
  • Trek – стартовав чуть позже калифорнийского Specialized, сохранили американское производство и одно время лидировали по продажам на территории США. Сохраняют широкую линейку при стабильно высоком качестве, сотрудничают с американскими же производителями комплектующих;
  • GT – одно из самых громких имён на рынке. Продукция отличается уникальной геометрией рамы, давая максимальную жёсткость и надёжность конструкции, лучше, чем иные профессиональные решения. Сама компания переживала расцвет с 1988-го по 2001-й, когда её директор и основатель погиб, и ныне принадлежит крупному холдингу, включающему Schwinn и Mongoose;
  • Cannondale – «классики» производства, на рынке с 1972 года, всегда фокусировались на самых современных технологиях. Никогда не использовали стальные рамы, первые выпустили двухподвесные велосипеды, сейчас выпускают сверхлёгкие вилки Lefty весом меньше 2-х килограмм. Проверенная и очень дорогая марка;
  • Cube – немцы, открывшиеся в 1992 году. Немного отстают по качеству от американских аналогов (того же Cannondale), но более дешевые в России, и отличаются ярким дизайном и агрессивным маркетингом;
  • Merida – надёжная тайваньская марка, появилась после вывода многих производств американских производителей на этот китайский остров на рубеже 80-х – 90-х. Разработка дизайна осуществляется в Германии, для массового производителя предлагают очень хороший уровень качества;
  • Giant – китайский производитель, лидер по числу проданных байков последних лет. Сочетает достаточное качество с очень низкой ценой, обилие моделей позволяет правильно выбрать все параметры без замены комплектующих сразу после покупки;
  • Stels – надёжные сборщики из России. Неплохо подобранные компоненты и рамы-клоны передовых брендов дают возможность за небольшие деньги получить надёжный велосипед мирового уровня.

Видео с полезными советами по выбору MTB:

Заключение

Горный велосипед – основа сегодняшнего рынка байков. Выделяют множество типов, а скорее, комбинаций комплектующих, которые при должных знаниях можно скомпоновать в уникальный байк, отвечающий запросам любого, даже самого привередливого райдера.

Горный велосипед — Mountain bike

Горный велосипед ( MTB ) или горный велосипед является велосипед предназначен для бездорожья езды на велосипеде. Горные велосипеды имеют некоторое сходство с другими велосипедами, но имеют функции, разработанные для повышения прочности и производительности на пересеченной местности, что делает их тяжелыми. Обычно они включают в себя амортизационную вилку, большие шипованные шины , более прочные колеса , более мощные тормоза, прямые, очень широкие рули для улучшения баланса и комфорта на пересеченной местности, более низкие передаточные числа для подъема на крутые склоны и иногда заднюю подвеску, чтобы действительно сгладить движение. следы, а также стойки-капельницы для быстрой регулировки высоты сиденья.

Горные велосипеды, как правило, предназначены для использования на горных тропах, однопутных , пожарных дорогах и других грунтовых покрытиях. Местность для катания на горных велосипедах обычно имеет камни, корни, рыхлую грязь и крутые уклоны. Многие трассы имеют дополнительные TTF (технические характеристики трассы), такие как сваи бревен , бревенчатые аттракционы , альпинарии , скины , прыжки через пропасть и аттракционы по стенам . Горные велосипеды созданы, чтобы справляться с подобными типами местности и особенностями. Прочная конструкция в сочетании с более прочными ободами и более широкими шинами также сделала этот стиль велосипеда популярным среди городских гонщиков и курьеров, которым приходится преодолевать выбоины и бордюры.

С момента развития катания на горных велосипедах в 1970-х годах появилось много новых подтипов катания на горных велосипедах, таких как кросс-кантри (XC) , эндуро / олл-маунтин, фрирайд , скоростной спуск , а также различные типы треков и слалома. Каждый из них предъявляет разные требования к велосипеду, требуя разных конструкций для оптимальной производительности. Разработка MTB привела к увеличению хода подвески, теперь часто до 8 дюймов (200 мм), и передаче до 36 скоростей, чтобы облегчить как подъем, так и быстрые спуски. Достижения в зубчатом зацеплении также привели к тенденции «1x» (произносится «один за другим»), упрощая передачу до одной передней звезды и кассеты сзади, обычно с 9–12 звездочками .

Выражения «вездеход», «вездеход» и аббревиатура «ATB» используются как синонимы «горный велосипед», но некоторые авторы считают их устаревшими.

СОДЕРЖАНИЕ

История

Оригинальные горные велосипеды были модифицированными тяжелыми крейсерскими велосипедами, используемыми для свободного катания по горным тропам. Этот вид спорта стал популярным в 1970-х годах в Северной Калифорнии, США, когда гонщики использовали старые односкоростные велосипеды с воздушными шинами для катания по крутым склонам. Эти модифицированные велосипеды назывались «воздушными шарами» в Калифорнии, «кланкерами» в Колорадо и «грязевыми бомбардировщиками» в Орегоне. Джо Бриз , производитель велосипедных рам, использовал эту идею и разработал то, что считается первым горным велосипедом.

Лишь в конце 1970-х и начале 1980-х годов компании по производству шоссейных велосипедов начали производить горные велосипеды с использованием высокотехнологичных легких материалов, таких как алюминий M4. Первым серийным горным велосипедом стал Lawwill Pro Cruiser 1979 года. Конструкция рамы была основана на раме, которую Дон Коски изготовил из электропроводки, и раме Schwinn Varsity. Мерт Лоуилл поручил Терри Найту из Окленда построить рамы. Новые велосипеды продавались по цене около 500 долларов и производились с 1979 по 1980 год (примерный тираж — 600 велосипедов).

Первым серийным горным велосипедом был Specialized Stumpjumper , впервые выпущенный в 1981 году. С ростом популярности горных велосипедов Рэндольф (Рэнди) Росс, исполнительный вице-президент Ross Bicycles Inc. , был процитирован в New York Times, сказав, что я говорят, что эти велосипеды — одна из величайших вещей, которые когда-либо происходили с велосипедной индустрией. Его основной вид представляет собой «полное изменение имиджа» отрасли.

В течение 1990-х и 2000-х годов горный велосипед превратился из малоизвестного спорта в массовое занятие , включая международные гоночные трассы и чемпионаты мира , а также различные соревнования по фрирайду , такие как FMB World Tour и Red Bull Rampage .

Дизайн

Горные велосипеды обычно можно разделить на четыре большие категории в зависимости от конфигурации подвески:

  • Жесткий : горный велосипед с большими узловатыми шинами и прямым рулем, но без передней и задней подвески.
  • Hard Tail : горный велосипед, оснащенный амортизационной вилкой для переднего колеса, но в остальном жесткой рамой.
  • Soft Tail : недавнее дополнение, горный велосипед с шарнирами в раме, но без заднего амортизатора. изгиб рамы поглощает некоторые вибрации. Это обычно велосипеды для беговых лыж.
  • Полная подвеска (или двойная подвеска): горный велосипед с передней и задней подвеской. Передняя подвеска обычно представляет собой телескопическую вилку, похожую на подвеску мотоцикла, а задняя подвеска подвешивается механической связью с компонентами для поглощения ударов.

Дизайн, ориентированный на дисциплину

Существует несколько различных стилей катания на горных велосипедах, обычно определяемых рельефом местности и, следовательно, типом используемых велосипедов. Стили быстро развивались. Раньше все они были в некотором роде изготовленными на заказ самодельными машинами и использовались для любого количества трюков, трюков, гонок или других мероприятий. Общий дизайн был похож. По мере роста спорта были представлены более специализированные конструкции и оборудование. Дальнейшая сегментация рынка, выходящая за рамки простых велосипедов XC с передней подвеской, началась в середине 1990-х годов, когда крупные производители велосипедов и оборудования смогли удовлетворить меняющиеся потребности. Сегодня существует большое разнообразие дизайнов, ориентированных на дисциплину. Это уже не велосипед, на котором выросли наши родители. Горные велосипеды могут быть машиной за несколько тысяч долларов, специально созданной для той дисциплины, для которой они были созданы.

Напрямик

Эти велосипеды созданы в первую очередь для гонок . Акцент делается на долговечность, которая требует легких и эффективных конструкций. В 1980-х и начале 1990-х он обычно состоял из легкой стальной жесткой рамы и вилки. На протяжении 1990-х годов влияние приобрели легкие алюминиевые рамы и вилки подвески с коротким ходом (от 65 до 110 мм). С тех пор полная подвеска стала более популярной среди гонщиков и энтузиастов. Использование передовых композитов из углеродного волокна позволяет конструкторам изготавливать конструкции с полной подвеской весом менее 10 кг (22 фунта). Однако и в этой дисциплине довольно часто встречаются жесткие и мягкие хвосты. Колеса 700c в значительной степени пришли на смену первоначальному стандарту 26 дюймов, и теперь колеса размером 29 дюймов берут на себя эту дисциплину. Типичный угол наклона головы составляет 70–71 °, геометрия, которая способствует способности преодолевать подъемы и быстрому реагированию, а не спуску и устойчивости. Хотя они предназначены для использования на бездорожье, они не предназначены для использования на крутых или особо пересеченных участках.

Тащить

Эти велосипеды являются разработкой для кросс-кантри и обычно используются велосипедистами-любителями. Обычно они имеют ход 120–140 мм (5 дюймов), весят от 11 до 15 килограммов (от 24 до 33 фунтов), а их геометрия находится где-то между конструкциями для кросс-кантри и All-Mountain. Имея более слабый угол наклона головы (66-68 °) обеспечивает большую устойчивость при спуске. С меньшим упором на вес, они обычно предназначены для работы на пересеченной местности. Трейловые велосипеды обычно рассматриваются как жесткие хвосты и рамы с полной подвеской. В качестве материала рамы обычно используется алюминий или углеродное волокно, но есть Иногда их можно увидеть с использованием стали. Обычно они имеют колеса 27,5 дюйма или 29 дюймов. Трейловые велосипеды также считаются универсальными горными велосипедами. Это связано с тем, что они очень хорошо набирают высоту и неплохо спускаются. Потому что у них меньше подвески. в один прекрасный день они могут быть использованы на плоских педальных трассах, а на следующий день с легкостью подниматься и спускаться по горам.

Примеры включают Giant Trance, Trek Fuel EX и Specialized Stump Jumper, Giant Talon 4.

Эндуро / all-mountain

Эти велосипеды сокращают разрыв между велосипедами Trail Bikes и Downhill Bikes. Обычно вес составляет от 13 до 16 кг (от 29 до 35 фунтов). Материал рамы обычно — алюминий или углеродное волокно. Особенности включают более длинные конструкции с полной подвеской, часто до 6 дюймов (150 мм) или 7 дюймов (180 мм). Демпфирование подвески часто регулируется, чтобы помочь при подъеме и спуске. Углы головы еще более расслаблены — 65-66 °, но становятся все более слабыми. Они предназначены для приличного подъема и очень хорошего спуска. Эти велосипеды обычно используются для однодневных поездок, отсюда и термин «all-mountain». Конструкции эндуро и олл -маунтин разделились: в Enduro больше внимания уделяется спуску из-за повышенного внимания к скоростным спускам в гонках по времени по сравнению с более типичной гонкой all-mountain, эта категория горных велосипедов становится одной из них. из наиболее популярных дисциплин (2020).

Спуск

Обычно ход подвески составляет 8 дюймов (200 мм) или больше, а геометрия очень мала и провисает (углы наклона головы 63–64 °). Такая конструкция обеспечивает удобное положение водителя при спуске по крутым тропам на высокой скорости. Из-за часто высоких передаточных чисел и мягкой подвески они идеально подходят только для езды по специальным трассам или гоночным трассам, почти всегда требуя подъема в гору, а не езды. Рамы часто предназначены для гонок и поэтому должны быть чрезвычайно прочными и легкими. Дизайнеры часто используют аналогичные материалы в конструкции рам и компонентов для скоростных спусков и беговых лыж, несмотря на их совершенно разные цели, поскольку конечная цель достижения высокого соотношения прочности и веса одинакова. Более совершенные конструкции рамы и компонентов позволили создать высококачественные конструкции с массой, аналогичной средним моделям Trail и All-Mountain, и все чаще ожидают, что велосипеды в сборе останутся ниже 18 кг даже в бюджетных моделях. Это усовершенствование, наряду с увеличением скорости и силы в гонках, а также использованием специальных рам для фрирайда, потребовало или иным образом вдохновило множество уникальных конструктивных особенностей и усовершенствований, многие из которых позже находят применение в менее агрессивных конструкциях. Эти агрессивные конструкции проявляются в виде защитных кожухов, переключателей сцепления, широкого руля, усовершенствованной пневматической подвески, биметаллических тормозных дисков, провисания и удлиненной геометрии. На велосипедах для скоростного спуска было зарегистрировано несколько типов рекордов скорости велосипеда.

Примеры включают Trek Session и Special Demo.

Бесплатная поездка

Подобно скоростному спуску, но с меньшим упором на вес и больше на силу. Эти конструкции имеют широкую подвеску с ходом не менее 7 дюймов (180 мм). Особое внимание уделяется особенностям трассы с большим эфирным временем, таким как прыжки и падения. Таким образом, они выдерживают сильные удары. Рамы и детали редко изготавливаются из углеродного волокна из-за соображений прочности и долговечности, а вместо этого обычно изготавливаются из алюминия, что позволяет жертвовать незначительным увеличением веса ради более предсказуемой реакции материала при интенсивном использовании. При подъеме снижается эффективность педалирования и маневренность. Изначально велосипеды для фрирайда располагались между гористой и скоростной геометрией, с более крутыми углами рамы, чем при спуске, и более высоким расположением райдера, повышая маневренность на технических или низкоскоростных характеристиках, обычно встречающихся на трассах в стиле «Северный берег». Вес варьируется от 14 до 20 килограммов (от 31 до 44 фунтов), причем широкий диапазон вариаций обусловлен разнообразием компонентов, применимых для этой цели. Велосипеды для слоупстайла и дирт-джампинга включены в эту категорию некоторыми из-за схожих целей, но разница в дизайне значительна.

Велосипеды North Shore очень похожи на велосипеды для фрирайда по своей геометрии и велосипеды для скоростного спуска по составу компонентов. Поскольку трюки северного берега эволюционировали, чтобы включать в себя не только простые и сложные мосты, но и большие обрывы и скоростные спуски через серию трюков, велосипеды северного берега обычно имеют столько же путешествий, сколько велосипеды для скоростного спуска и фрирайда, но с гораздо более маневренной и маневренной рамой. конструкции, а зачастую и меньший вес.

Прыжки по грязи в городах и улицах

Где-то между BMX и фрирайдом, конструкции бывают жесткими или жесткими с передней подвеской от 3 до 4,5 дюймов (от 76 до 114 мм). Прочная рама с низкими нижними кронштейнами и короткими перьями улучшает маневренность. Конструкции часто пересекаются с Four-Cross со многими рамами, включая съемные подвески переключателей и / или встроенные натяжители цепи, что позволяет использовать односкоростные и многоскоростные механизмы. Шины обычно имеют диаметр 24 или 26 дюймов, быстро катящиеся слики или полуслики с узкими оболочками (примерно 1,8–2,2 дюйма). Низкие подседельные штыри и большие рули используются, чтобы освободить место для трюков. В большинстве из них установлен удлиненный задний тормозной трос и отсутствует передний тормоз, что позволяет водителю многократно крутить руль, не запутывая тросы.

Слоупстайл

Смесь Dirt Jump и Free-ride, имеющая геометрию, аналогичную Dirt Jumpers, но с ходом подвески примерно 4 дюйма (100 мм) как спереди, так и сзади. Эти велосипеды в основном используются профессиональными гонщиками для склонов, особенно Использование является их происхождением, и как таковые предназначены для чрезвычайно больших прыжков и высоких скоростей, встречающихся в соревнованиях. Рамы либо адаптированы из существующих конструкций All-Mountain или Free-ride, либо разработаны специально для этой цели, с прочной конструкцией рамы и сложной рычаги подвески, чтобы максимально использовать их минимальный ход подвески.Эти велосипеды обычно имеют относительно слабые углы наклона головы по сравнению с их коротким ходом подвески, с немного более агрессивной общей геометрией, чем многие модели Dirt Jumpers. сочетание спецификаций интерфейса Dirt Jump и All-Mountain (размер гарнитуры, тип каретки, ширина и диаметр задней оси, подвеска заднего переключателя) для размещения обоих Компоненты Free-ride и Dirt Jump по мере необходимости, чтобы справиться с высокими скоростями и резкими ударами, связанными с их использованием. Склонные велосипеды также используются многими для легкого скоростного спуска или трейлового катания, если не для прыжков в том же масштабе, что и профессиональные райдеры, благодаря своей прочности и сложной конструкции подвески, обеспечивающей дополнительную универсальность по сравнению с велосипедами для дёрт-джампинга.

Горный кросс или «четырехкросс» (4X) — это вид гонок, в котором четыре байкера участвуют в спуске по подготовленной трассе в стиле BMX. Эти велосипеды обычно подпадают под категории Dirt Jump или Slope-style, с основными отличиями, заключающимися в использовании переключателя, а не на одноступенчатой ​​настройке, или немного меньших углах наклона головы, чем у обычных велосипедов Dirt Jump, для повышения устойчивости на гоночных скоростях. Популярность гонок Four-Cross в последнее время упала, когда UCI исключил Four-Cross из Кубка мира из-за чрезмерной эрозии и неудобств, вызванных специально построенными гоночными трассами. (Велосипеды Four-Cross в основном используют переключатели, в то время как Dirt Jumpers обычно используют односкоростные установки.

Двойной слалом (DS) похож на четырехкросс, но вместо четырех соревнующихся велосипедистов во время гонки есть только двое, участвующих в гонке по параллельным дорожкам. Трассы в целом более техничны с меньшими прыжками, чем курсы с четырьмя крестами. Соревнования парного слалома первоначально проводились на травяных склонах с воротами и минимальными трамплинами, но теперь они проводятся на искусственных трассах. Гонщики двойного слалома обычно используют велосипеды Dirt Jump, Slope-style или Dirt Jump. Indycross (IX) — это, по сути, мероприятие Mountain Cross, в котором участвуют самые разные соревнования, проводимые одним участником за раз.

Испытания

Существуют две разновидности триал-байков: с 26-дюймовыми колесами (называемыми «стоковыми») и с 20-дюймовыми колесами (называемыми «моделями», потому что исторически это были модифицированные велосипеды BMX). У них обычно нет подвески, хотя некоторые все еще используют ее в той или иной форме. Правила соревнований требуют, чтобы стандартные велосипеды имели несколько передач для соревнований, но большинство гонщиков никогда не используют свои переключатели. Правила соревнований не требуют наличия на модбайках каких-либо передач. Многие гонщики, не участвующие в соревнованиях, ездят на одной скорости, выбирая низкоскоростную передачу с высоким крутящим моментом. В большинстве современных триал-байков вообще нет сиденья, так как гонщик все время проводит вне седла, а триал-езда не способствует использованию седла в качестве интерфейса управления, как при обычном катании на горных велосипедах. Эти велосипеды значительно легче, чем почти все другие горные велосипеды, от 7 до 11 кг (от 15 до 24 фунтов). Это значительно упрощает маневрирование на велосипеде.

Односкоростной

Выбранное единственное передаточное число зависит от местности, по которой едут, силы и навыков гонщика, а также размера велосипеда (велосипед с колесами 29 дюймов часто требует другой передачи, чем велосипед с колесами 26 дюймов). Часто односкоростные велосипеды представляют собой полностью жесткие велосипеды со стальным каркасом. На них обычно ездят очень подготовленные люди по бездорожью от легкой до умеренной.

Современный дизайн

Шестерни

С 1980 — х, горные велосипеды имели от 7 до 36 скоростей, от 1 до 3 цепных колец на шатуны и 4 -х до 12 звездочек в cogset . 30-скоростные, 33-скоростные и 36-скоростные горные велосипеды изначально были признаны неработоспособными, поскольку 10-скоростная, 11-скоростная или 12-скоростная кассета способна сбрасывать грязь, а 10-ступенчатая, Изначально 11-скоростной или 12-скоростной задний переключатель не считался подходящим в сочетании с передним переключателем, хотя кассеты на 10, 11 и 12 скоростей теперь являются обычным явлением в велосипедах с одной передней звездой, а также встречаются на некоторых горных велосипедах. Тем не менее, многие профессиональные горные велосипедисты стали использовать более узкую 10-скоростную дорожную цепь с 9-скоростной, чтобы уменьшить вес своего велосипеда. В начале 2009 года компонентная группа SRAM объявила о выпуске своего групсета XX, в котором используется 2-скоростной передний переключатель и 10-скоростной задний переключатель и кассета, аналогичные шоссейным велосипедам. Грязеотталкивающая способность их 10-скоростной кассеты XX сделана пригодной для использования на горных велосипедах за счет обширной обработки кассеты с ЧПУ. Из-за времени и затрат на создание такого продукта они были нацелены только на топовых гонщиков XC. Однако к 2011 году 10-скоростная стала нормой, и лидер рынка Shimano даже предлагает свой бюджетный групсет «Alivio» в 10-скоростной версии. В июле 2012 года SRAM анонсировала трансмиссию 1×11 под названием XX1, в которой не используется передний переключатель для облегчения и простоты. На Играх Содружества 2014 года в Глазго все ведущие гонщики использовали трансмиссии 1×11. Новая зубчатая передача 1×12 от SRAM была представлена ​​в 2016 году как SRAM Eagle. Это дает велосипеду с одноцепным кольцом лучшую способность преодолевать подъемы.

Сегодня, в 2020 году, существует множество различных вариантов настройки снаряжения для горных велосипедов. Есть несколько компаний, которые вышли на рынок со специальным приводом для горных велосипедов. Это Shimano , Sram , Box Components и многие другие. Самые большие собаки в индустрии — это Shimano и Sram. Большинство горных велосипедов теперь оснащены трансмиссией 1×11 или 1×12 или передаточными числами. Компания Sram была первой, кто представил систему 1×12 в 2016 году со своей системой Sram Eagle . Вслед за ними в 2019 году Shimano представила собственную систему 1×12, названную серией M9000 или системой 1×12 XTR . Эти компании даже создали специальные приводы для различных дисциплин горных велосипедов. Основное различие между дисциплинами — вес, прочность и стоимость.

Геометрия

Критические углы в геометрии велосипеда — это угол наклона головы (угол рулевой трубы ) и угол подседельной трубы (угол подседельной трубы ). Эти углы измеряются от горизонтали и сильно влияют на положение водителя и характеристики велосипеда. Геометрия горного велосипеда часто имеет угол наклона подседельной трубы около 73 градусов, а угол наклона рулевой трубы составляет от 60 до 73 градусов. Предполагаемое применение велосипеда очень сильно влияет на его геометрию. В целом, более крутые углы (ближе к 90 градусам от горизонтали) более эффективны для крутых педалей в гору и делают управление более резким. Более низкие углы (больший наклон от вертикали) предпочтительны для высоких скоростей и устойчивости на спуске.

Приостановка

Раньше горные велосипеды имели жесткую раму и вилку. В начале 1990-х были представлены первые горные велосипеды с вилкой с подвеской. Это сделало езду по пересеченной местности более легкой и менее напряженной. Первая вилка передней подвески имела ход подвески от 1½ до 2 дюймов (от 38 до 50 мм). После того, как была представлена ​​подвеска, велосипеды с передней подвеской и жесткими задними колесами без подвески, или «хардтейлы», стали популярными почти в мгновение ока. Несмотря на то, что конструкция хардтейла имеет преимущества, заключающиеся в более низкой стоимости, меньшем количестве обслуживания и лучшей эффективности педалирования, она постепенно теряет популярность из-за улучшений в конструкции полной подвески. Подвески передней вилки теперь доступны с ходом 8 дюймов (200 мм) и более (см. Выше в разделе «Конструкция»).

Многие новые горные велосипеды имеют конструкцию «полной подвески», известную как Dual Suspension, что означает, что и переднее, и заднее колесо оснащены амортизатором в той или иной форме, когда колесо прикрепляется к велосипеду. Это обеспечивает более плавную езду, так как передние и задние колеса теперь могут двигаться вверх и вниз, чтобы поглощать силу препятствий, ударяющих по шинам. Велосипеды с двойной подвеской аналогичного качества значительно дороже, но это повышение цены приводит к огромному повышению характеристик на бездорожье, поскольку велосипеды с двойной подвеской намного быстрее на спусках и технических / неровных участках, чем другие виды горных велосипедов. Это потому, что, когда колесо сталкивается с препятствием, оно имеет тенденцию подпрыгивать. Из-за потери некоторой энергии вперёд при движении вверх теряется некоторая скорость. Велосипеды с двойной подвеской решают эту проблему, поглощая эту восходящую силу и передавая ее на удары передних и задних колес, резко уменьшая преобразование поступательного импульса в бесполезное движение вверх. Недостатками задней подвески являются увеличенный вес, удорожание, а в некоторых конструкциях — снижение эффективности педалирования, что особенно заметно при езде по дорогам и сложным трассам. Поначалу ранние конструкции задней подвески были чрезмерно тяжелыми и подвержены либо раскачиванию, либо блокировке при нажатии на педали.

Дисковые тормоза

В большинстве новых горных велосипедов используются дисковые тормоза. Они предлагают значительно улучшенную тормозную способность (требуется меньшее давление на рычаг для большей модуляции торможения) по сравнению с ободными тормозами при всех условиях, особенно в неблагоприятных условиях, поскольку они расположены в центре колеса (на ступице колеса). Таким образом, они остаются более сухими и чистыми, чем колесные диски, которые легче загрязняются или повреждаются. Недостатком дисковых тормозов является их повышенная стоимость и зачастую больший вес. Дисковые тормоза не допускают накопления тепла в шинах при длительных спусках; вместо этого в роторе накапливается тепло, которое может сильно нагреться. Есть два разных типа дисковых тормозов; Гидравлический: использует масло в магистралях, чтобы надавить на суппорты, удерживающие тормозные колодки на роторах, чтобы остановить велосипед. Они стоят дороже, но работают лучше. Механический: использует провода в стропах, чтобы подтянуть колодки к роторам, чтобы остановить велосипед.

Дизайн колес и шин

Типичными чертами горного велосипеда являются широкие супершины. Первоначальный диаметр колеса 26 дюймов с шириной

2,125 дюйма ( диаметр обода ISO 559 мм) все больше вытесняется колесами 29 дюймов с шириной около 2,35 дюйма (диаметр обода ISO 622 мм), а также колесами диаметром 27,5 дюйма с диаметром обода

2,25 мм. ширины (диаметр обода ISO 584 мм). Также доступны горные велосипеды с 24-дюймовыми колесами, иногда для прыжков по бездорожью или в качестве юниорского велосипеда.

Размеры велосипедных колес не являются точными измерениями: колесо для горного велосипеда размером 29 дюймов с диаметром седла борта 622 миллиметра (24,5 дюйма) (термин «диаметр седла борта» (BSD) используется в системе определения размеров шин и обода ETRTO ) и средняя 29-дюймовая шина для горного велосипеда (в обозначении ISO) 59-622 соответствует внешнему диаметру около 29,15 дюйма (740 мм).

Колеса диаметром 622 мм входят в стандартную комплектацию шоссейных велосипедов и обычно называются 700C. В некоторых странах, в основном в континентальной Европе , колеса 700C (622 мм) обычно называют 28-дюймовыми. 24-дюймовые колеса используются для мотоциклов для дерт-джампинга и иногда на велосипедах для фрирайда, только заднее колесо, так как это делает байк более маневренным. 29-дюймовые колеса когда-то использовались только для кросс-кантри, но теперь они становятся все более обычным явлением в других дисциплинах катания на горных велосипедах. Горный велосипед с 29- дюймовыми колесами часто называют 29- дюймовым, а велосипед с 27,5-дюймовыми колесами называют горным велосипедом 27,5 или маркетинговым термином «велосипед 650B».

Колеса бывают различную ширину, начиная от стандартных обод , пригодных для использования с шинами в 1,90 до 2,10 в ( от 48 до 53 мм ) размера, до 2,35 и 3,00 в (60 и 76 мм) шириной популярности у фрирайда и горные велосипеды. Хотя более тяжелые колесные пары предпочитаются во фрирайде и скоростном спуске, достижения в области колесных технологий постоянно снижают вес сильных колес. Это очень выгодно, поскольку прокатный вес сильно влияет на управляемость и управляемость, что очень важно для технической природы фрирайда и скоростного спуска.

Самая широкая ширина колеса / шины, обычно 3,8 дюйма (97 мм) или больше, иногда используется ледобайкерами, которые используют свои горные велосипеды для зимней езды в снежных условиях.

Производители производят велосипедные шины с широким разнообразием рисунков протектора для удовлетворения различных потребностей. Среди этих стилей: гладкие уличные шины, уличные шины с центральным гребнем и внешним протектором, полностью выпуклые, специально для передней части, для задней части и с шипами для снега. Некоторые шины могут быть специально разработаны для использования в определенных погодных условиях (влажная или сухая) и на местности (жесткая, мягкая, грязная и т. Д.). Другие конструкции шин пытаются быть универсальными. В рамках того же предполагаемого применения более дорогие шины, как правило, легче и имеют меньшее сопротивление качению. Шины Sticky Rubber теперь доступны для использования на велосипедах для фрирайда и скоростного спуска. Хотя эти шины изнашиваются быстрее, они обеспечивают лучшее сцепление с дорогой в любых условиях, особенно на поворотах. Шины и обода доступны как в камерной, так и в бескамерной конструкции. В последнее время (2004 г.) бескамерные шины приобрели популярность из-за их сопротивления плоской конструкции.

Шины также поставляются с камерами, бескамерными и готовыми к использованию. Шины с камерами имеют стандартную конструкцию и самые простые в использовании и обслуживании. Бескамерные шины значительно легче и часто имеют лучшие характеристики, потому что вы можете использовать их при более низком давлении в шинах, что приводит к лучшему сцеплению и увеличению сопротивления качению. Бескамерные шины — это шины, которые можно использовать как в камерах, так и в бескамерных. Жидкий герметик используется без трубки для крепления уплотнения к ободу. Популярные производители шин включают Wilderness Trail Bikes , Schwalbe, Maxxis, Nokian, Michelin, Continental, Tioga, Kenda, Hutchinson Specialized и Panaracer.

Тандемы

Горные велосипеды доступны в тандемной конфигурации. Например, Cannondale и Santana Cycles предлагают модели без подвески, а Ellsworth , Nicolai и Ventana производят тандемы с полной подвеской.

Маунтинбайк велосипед

Наиболее распространенный и популярный на сегодняшний день тип велосипедов. В общем случае маунтинбайк предназначен для езды по дорогам невысокого качества или вне дорог, по местности с сильно пересеченным рельефом. Понятие «горный велосипед» очень широко и объединяет несколько существенно отличающихся по назначению и конструкции подтипов.

По конструктивным особенностям амортизации колес горные велосипеды делятся на ригиды (rigid) – без амортизации, хардтейлы (hardtail) – с амортизационной вилкой и двухподвесочные байки (full-suspension) – с амортизационной вилкой и задней подвеской. Существует такое понятие, как софттейл (softtail) – байк с амортизационной вилкой и специальной конструкцией перьев заднего треугольника рамы, обеспечивающей незначительную амортизацию заднего колеса. Появившись некоторое время назад, данный тип так и не получил широкого распространения.

По назначению маунтинбайки делятся на байки для даунхилла, фрирайда, бэккантри, кросскантри, фристайла, дёрта, стрита и обычные горные велосипеды – байки «общего назначения».

Большую часть недорогих и средних по цене MTB составляют «велосипеды общего назначения» (allround MTB), т. е. неспециализированные горные велосипеды, рассчитанные на умеренно агрессивную езду по дорогам и бездорожью. Это именно то, что нужно большинству катающихся по различным дорогам, но не спортсменам и не любителям попрыгать. Чаще всего, хотя и не обязательно, это хардтейлы, обеспечивающие относительно высокую или среднюю по высоте посадку, которая не будет чрезмерно нагружать руки. Амортизационные вилки – недорогие, чаще пружинно-эластомерные. Производитель нередко устанавливает на велосипеды этого типа не внедорожную резину, а полуслики. Так же часто есть возможность установить всевозможное дополнительное оборудование: крылья, багажники, подножки и прочее. Иногда встречаются модели с низкими («женскими») рамами. Примером могут служить велосипеды Author от Basic до Context и Scott серии
Aspect.

Самые дешевые велосипеды, такие, как Author Impulse, например, вообще можно рассматривать исключительно, как прогулочные велосипеды, внешне напоминающие MTB.

Полноподвешенный горный велосипед - Full-suspension mountain bike

По мере увеличения стоимости MTB, они начитают обретать ту или иную специализацию.

Ближе всего к обычным горным велосипедам общего назначения – велосипеды для кросскантри (crosscountry, XC racing). Этот тип велосипедов рассчитан на то, чтобы помочь спортсмену двигаться максимально быстро и с минимальными потерями по умеренно пересеченной местности, как с горы, так и в гору – соревнования проводятся на кольцевой трассе. Обычно это хардтейлы с легкими баттированными рамами и удлиненным передним треугольником, обеспечивающим более низкую посадку для агрессивной езды. Рейсинговые байки комплектуются короткоходной блокируемой амортизационной вилкой с ходом 80-100 мм и оборудованием выше среднего уровня. Примером таких велосипедов могут служить велосипеды Scott из серии Scale или Author, начиная с модели Instinct и выше.

Сейчас на кросскантрийные велосипеды в большинстве случаев устанавливаются дисковые тормоза. Полноподвесочные велосипеды в кросскантри используются не часто ввиду большего веса и потерь энергии на раскачку задней подвески при педалировании. Пример подобных байков – Scott Spark. С 1996 года соревнования по кросскантри входят в программу Олимпийских игр и Чемпионата мира по горному велосипеду.

Спусковой байк - Downhill MTB

Велосипеды для скоростного спуска с гор (downhill, DH) представляют собой двухподвесочные велосипеды с очень прочными рамами, длинноходными вилками и задними подвесками с ходом до 200-240 мм. Для моделей этого типа обязательно наличие мощных дисковых тормозов. Основная задача таких байков – выдерживать нагрузки от движения на высоких скоростях по сложным трассам. Заезды производятся исключительно вниз под гору, поэтому чаще всего присутствует лишь одна большая ведущая звезда. Вес велосипеда достигает 20 и более килограмм. Передвигаться на DH-велосипеде по ровному месту или в гору крайне неудобно. Сложная конструкция рамы и высокие требования к надежности обуславливают очень высокую стоимость таких велосипедов. Пример – Scott Gambler. В настоящее время даунхилл включен в программу Чемпионата мира по горному велосипеду.

Промежуточным вариантом между байком для даунхилла и обычным горным велосипедом, можно считать велосипед для фрирайда (freeride, FR). Обычно фрирайдные велосипеды похожи на даунхилльные, но уже приспособлены для езды не только вниз с горы. Т. е. они весят поменьше, комплектуются вилками и задними подвесками с ходом около 150-170 мм. Стихия этих велосипедов – езда вне дорог. Примером может служить Scott Nitrous и вся серия Ransom.

Кроме того, у некоторых производителей можно встретить такой подтип байков, как бэккантри (backcountry) или олмаунтин (all mountain) – еще более облегченная версия велосипедов, по сравнению с фрирайдными, но более прочная, по сравнению с кросскантрийными и обычными MTB. Бэккантри байк может быть хардтейлом или двухподвесом. К этому подтипу MBT можно отнести и велосипеды для внедорожных марафонов, например, Scott Genius MC – относительно легкие двухподвесочные байки с ходом подвесок около 120 мм.

Велосипед для дерта - Dirt MTB

Любители фристайла и всевозможных трюков на велосипедах используют специальные горные велосипеды (сток). Мощная рама очень малой ростовки, мощное заднее колесо и легкое переднее, обычно на жесткой вилке. Мощные тормоза, нередко ободные гидравлические. Руль широкий, седла, часто не бывает как такового или оно установлено предельно низко. Спереди обычно всего 1 звезда и рокринг для защиты каретки и звезд. Сзади часто можно увидеть шоссейную кассету, не редкость – вообще всего одна передача. Используются велосипеды как в соревнованиях по преодолению всевозможных препятствий, байкер-кроссе, так и при неспешной городской езде с постоянными запрыгиваниями на все встречные поребрики, тумбы и лестницы – стрите.

Существуют также такие стили катания, как дерт-джампинг (dirt jumping) и норт-шор (north shore), велосипеды для которых отчасти напоминают триальные и фри-райдные, хотя обычно и являются специализированными, к примеру с 24-дюймовыми колесами для дерт-джампинга.

Велосипед для путешествий Scott Nomad

К классу горных велосипедов можно отнести и велосипеды специально разработанные для путешествий, такие, как Scott Nomad ‘2004 (на фото слева). Кроме того, сейчас выпускаются и горные велосипеды, ориентированные на езду по городу, обладающие жесткими вилками и относительно узкими сликовыми шинами. Примером могут служить велосипеды Cannondale Bad Boy или Scott Sub.

В последнее время все чаще появляются горные велосипеды с 29-дюймовыми колесами, так называемые твентинайнеры (29er) или бигфуты, например Gary Fisher Paragon или Author Instinct 29. Назначение – кросскантри или обычные поездки.

Если рассматривать общие черты горного велосипеда, то к ним можно отнести следующие. Прочная рама относительно небольшого размера с большим дорожным просветом. Материалом рамы может быть обычная хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, углепластик (карбон). Наличие, за редким исключением, амортизации переднего или обоих колес. Колеса 26″ (559 мм) или 29″ (622 мм с широкой резиной), с прочными, обычно двустенными, ободами и мощными шинами с развитым протектором.

Манетки всегда располагаются на руле, так что переключать передачи можно не отрывая от него рук, что особенно важно на плохих дорогах. В настоящее время горные велосипеды оборудутся 24-27 передачами, которые обеспечивают изменение передаточного отношения в очень широких пределах. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Конструкция переднего и заднего переключателей, ведущих и ведомых звездочек и цепей позволяют надежно переключать передачи в условиях сильного загрязнения и высоких нагрузок.

Тормозная система горного велосипеда может быть укомплектована ободными тормозами консольного типа, обеспечивающими большие зазоры между тормозными рычагами и шинами, или дисковыми тормозами.

Горный велосипед – один из самых универсальных типов велосипедов, хотя лучше всего приспособлен для движения вне асфальтовых шоссе. На данный момент это и самый «модный» велосипед.

Шоссейный велосипед (road bike, road racing bike)

Шоссейный велосипед - Road bike

Шоссейный велосипед предназначен для быстрой езды по хорошим шоссе.

Визитная карточка шоссейного (или гоночного, как его называли раньше) велосипеда – гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая. Материалы, из которых она изготовлена, могут, в зависимости от класса велосипеда, быть самыми различными: хорошая хромомолибденовая сталь, алюминиевые или титановые сплавы, композитные материалы. Дополняет раму жесткая вилка, которая также может быть выполнена из любых перечисленных выше материалов.

Колеса, как правило, 27» (622 мм, 700c) с очень узкими шинами (18-28 мм). Почти на всех современных шоссейных велосипедах устанавливаются клинчерные шины высокого давления, однотрубки уже стали редкостью. Две или три ведущих звезды и 9-11 ведомых звездочек, подобранных с малым шагом от передачи к передаче: итого – 18-30 передач. Характерная особенность современных шоссейных велосипедов – манетки, интегрированные в тормозные ручки. Старые и недорогие велосипеды оборудуются манетками, расположенными на раме. Тормоза клещевого типа.

На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно держать скорость на 7-10 км/ч выше, чем на городском или горном велосипеде при одинаковых энергозатратах. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше, а на плохой дороге велосипедист будет просто вынужден существенно снизить скорость.

Но у шоссейного велосипеда есть и очевидные минусы. Низкая посадка неудобна для неспешной езды и сильно ограничивает обзорность. Узкие шины и невысокая прочность всей конструкции почти полностью исключают возможность ездить вне асфальта и по плохим дорогам. На большинстве шоссейных велосипедов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников, что также несколько сужает сферу их применения.

Кроме традиционных «шоссейников» существуют специализированные модели для циклокросса (велокросса) и триатлона.

Городской велосипед (citybike, дорожный велосипед)

Городской велосипед (дорожный) - Citybike

Как и отражено в названии, городские велосипеды предназначены для неспешного и удобного передвижения по городу. Это абсолютно неспортивные велосипеды.

Характерные черты городского велосипеда: закрытая (мужская) или открытая (женская) стальная или алюминиевая рама, жесткая, а иногда и амортизационная, вилка, большие колеса (28», 622 мм) с шинами средней толщины и мелким рисунком протектора. Тормоза, как правило, ножные. Практически всегда установлены несъемные грязевые щитки на колесах, защита цепи, багажник. Реже – подножка, зеркала заднего вида, корзина и др. Иногда уже в заводской комплектации установлено электрооборудование.

Посадка на городском велосипеде очень высокая: нагрузка на руки почти отсутствует. Широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном», может быть установлено на амортизационном подседельном штыре, что заметно увеличивает комфорт при езде.

Современные ситибайки обычно комплектуются многоскоростными втулками с внутренним переключением передач (обычно от трех до восьми). Например, Shimano Nexus или SRAM Spectro. Раньше городские велосипеды часто имели одну передачу и назывались в нашей стране дорожными (Украина или Десна, например), а за границей single speed или coaster brake. Изредка можно встретить велосипеды, которые по всем параметрам, исключая внешнее переключение передач, можно было бы также отнести к городским.

Крузер - Cruiser

К классу городских относятся и так называемые крузеры (cruiser) и чопперы – велосипеды с характерной вытяутой рамой, установленной под очень острым углом вилкой и широченным рулем. Посадка очень высокая или даже с наклоном назад, опираясь на спинку. Своего рода стилизация под старые велосипеды и мотоциклы.

Главное достоинство ситибайков – практически полное отсутствие необходимости в их частом обслуживании, так как все наиболее изнашиваемые механизмы – тормоза и механизмы переключения передач – хорошо защищены от грязи. Задняя втулка с внутренним переключением передач позволяет переключать их стоя на месте, что удобно для городской езды с ее частыми остановками. Но такие велосипеды достаточно тяжелы и не предназначены для экстремальных нагрузок.

Гибрид (Hybrid)

Все вышеперечисленные велосипеды так сильно различаются, что понадобилось создать некие промежуточные варианты, которые позволили бы совместить преимущества различных типов велосипедов.

Гибрид - Hybrid

Один из таких велосипедов – гибридный велосипед. Традиционно под гибридом подразумевается облегченный вариант горного велосипеда лучше приспособленный для езды по шоссе.

Особенности конструкции заключаются в более легкой и высокой, по сравнению с горным велосипедом, раме, обычно изготовленной из стальных или алюминиевых труб. Геометрия лучше приспособлена для движения по шоссе. В последнее время большинство гибридных велосипеды оборудуется короткоходными амортизационными вилками с ходом 40-60 мм. Все чаще на гибридах появляются дисковые тормоза. Встречаются модели даже с амортизационной подвеской заднего колеса, причем, сконструированной так, что на велосипед можно смело устанавливать практически любые аксессуары.

Другое характерное отличие гибрида от MTB – его колеса (28», 622 мм). Они могут быть собраны на двустенных ободах и шинах шириной до 44 мм с умеренно развитым протектором. Такие колеса лучше катятся по шоссе, но и не подведут на лесной дороге. Седло иногда устанавливается на амортизированный подседельный штырь, а вынос руля регулируется по высоте. Многие узлы, такие как переключатели скоростей и тормозная система, взяты от горного велосипеда, хотя часть оборудования может быть из «комфортных» групп (Shimano Nexave, C900 . C050).

Багажник, грязевые щитки, «рога» на руле и другие аксессуары могут как отсутствовать (cross bike) – обычно это гибриды со спортивным уклоном, так и входить в заводскую комплектацию велосипеда (trekking bike) – прогулочные велосипеды. Некоторые компании, напрмер Scott и Marin, выпускают также серию шоссейных гибридов, полностью оборудованных шоссейными приводами, жесткими вилками и узкими колесами – например, Scott Roadster. Фактически это шоссейные велосипеды с немного усиленными рамами и прямыми рулями.

Главное преимущество гибридного велосипеда – его универсальность: при некотором снижении свойств, присущих горному велосипеду, гибрид имеет заметно лучшие ходовые качества на шоссе. Наверное, это лучший выбор для тех, кто любит ездить везде, кроме полного бездорожья. К тому же, за последние годы выбор гибридных велосипедов в магазинах существенно увеличился. Например, у компании Author сейчас представлена очень широкая линейка гибридов, включая пару моделей с карбоновыми рамами.

Как уже писалось выше, существуют 29-дюймовые горные велосипеды – нечто среднее между гибридами и традиционными 26-дюймовыми горными байками.

Туринг (Touring, туристический велосипед)

Туристический велосипед (туринг) - Touring

Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.

Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама обычно длиннее, что повышает плавность хода, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.

Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами с более широкой резиной. Другое отличие – широкий диапазон переключения передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного. Тормозная система может заимствоваться от горного велосипеда или быть шоссейной.

Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньшая зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.

Но встретить этот тип велосипедов нелегко не смотря на то, что эти велосипеды известны много лет: из крупных производителей их собирают только Trek и Cannondale. Правда, нередко подобные велосипеды собираются самостоятельно.

Велосипед для триала - BMX

Велосипед для триала и фристайла (BMX, мод)

Велосипед для выполнения разнообразных трюков и гонок на специальных площадках с искусственными препятствиями. Для него характерны колеса 20″ с 48 спицами, пеги (специальные упоры по торцам осей колес), так называемый гиророторный механизм, позволяющий многократно вращать руль в одном направлении без перекручивания тормозных тросиков, защита каретки.

Складной велосипед (Folding bike)

Складной велосипед - Folding bike

Складной велосипед удобно хранить в маленьких помещениях и перевозить на автомобиле или в метро. Пригоден для неспешных прогулок на относительно небольшие расстояния, хотя на подобных велосипедах ездят даже в кругосветки!

Иногда складные велосипеды бывают многоскоростными. Колеса, как правило, 20″ или 24″, есть даже 16″! Примером может служить Author Simplex.

Недостатки всех складных велосипедов – относительно большой вес рамы и плохая накатистость, обусловленная маленьким размером колес.

Трековый велосипед (Track bicycle)

Специальная разновидность гоночных велосипедов, предназначенная исключительно для гонок на треке, не имеет ни механизма переключения скоростей, ни тормозов. Колесо жестко связано цепью с педалями, поэтому свободного хода нет. Колеса, как правило, 27», хотя часто переднее и заднее имеют разный диаметр. Руль – «бараньи рога». Это самый легкий тип велосипедов.

Детский велосипед (Kids bike)

Самые разнообразные велосипеды небольшого размера с 2, 3, 4 колесами. Бывают и многоскоростные «аналоги» горных или шоссейных велосипедов.

Другие типы велосипедов

Кроме перечисленных выше, существуют и другие типы велосипедов. Например, тандемы не являются такой уж редкостью за границей, но в нашей стране довольно редки. Тандемы можно тоже делить на горные, шоссейные, .

Существуют велосипеды не с традиционной вертикальной посадкой, а с горизонтальной на сиденье типа кресла. Этот тип велосипедов в нашей стране называют лигерад, а за границей – recumbent bike. Фактически это нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, а не веломобилям, это 2 колеса.

Резюме

Так какой же велосипед нужен именно вам? Этот вопрос касается, конечно же, новичков, выбирающих свой первый велосипед или тех, кто плохо знаком с современными велосипедами. Прежде чем покупать велосипед, подумайте, как вы будете его использовать: ездить ли на работу или на дачу, кататься ли вечером в парке или гонять с крутых гор, а может быть – прыгать по бордюрам, скамейкам и прочая. Пофантазируйте, ведь начав активно кататься, вы наверняка будете расширять сферу применения своего велосипеда. Может быть, ваши запросы столь разносторонни, что вам необходимо два или даже три разных велосипеда, ведь абсолютно универсального не существует

Источники:

https://www.prostobank.ua/money/men/stati/zimniy_mauntinbayk_pochemu_net_
https://velofans.ru/vibor/gornye-velosipedy-do-ya
https://ru.qaz.wiki/wiki/Mountain_bike
https://bike.ucoz.ru/publ/gornye_velosipedy/gornye_velosipedy/mountain_bike/6-1-0-1