Мане́тки, шифтеры (англ. Shifters) — в современных велосипедах специальные устройства, крепящиеся к рулю (раньше крепились на раму) и позволяющие переключать передачи. Смена передач осуществляется, как правило, путём передачи усилия с манеток через тросиковый привод на переключатели, изменяющие положение цепи на звёздах с целью изменения передаточного отношения. В случае, если велосипед оборудован двумя переключателями передач (передним и задним), на руль устанавливается две манетки, причём, как правило, манетка, устанавливаемая под левую руку, «отвечает» за передний переключатель, а устанавливаемая под правую руку — за задний. Также манетки могут приводить в действие механизм переключения передач, интегрируемый в заднюю втулку велосипеда.
Первоначально манетки носили фрикционный характер, и тросик, натянутый в нужной степени, обеспечивающей переброс цепи на нужную звезду, приходилось фиксировать гайкой или иным способом. Серьёзный прогресс в этой области был достигнут с изобретением индексного метода переключения передач, когда в манетку стали встраивать храповой механизм.
Устройство манетки:
Что представляет из себя любая манетка?
Оказывается конструкция их сложна всего лишь на первый взгляд. Разобрав манетку, вы всё сразу поймете.
Чаще всего используется следующий механизм: На блок 4) наматывается (или сматывается с него) 3) тросик 2) тянущий (или позволяющий двигаться) переключатель скорости (суппорт), блок закрепляется фиксатором 5)представляющим из себя трещетку. Конструкция должна быть так отлажена, чтобы один щелчок соответствовал переключению скорости. Ручкой манетки 1) мы передвигаем подвижный блок. Вот и вся конструкция!
Использование большого количества передач на велосипеде, позволяет передвигаться на нём с наименьшими затратами энергии, выбирая оптимальное соотношение частоты вращения педалей и усилия, прилагаемого к ним. Для управления переключением передач на велосипеде используются специальные механизмы (рычажки или ручки), называемые манетками или, иногда, шифтерами (от англ. shifter).
Типы манеток
Если заглянуть в не столь далекое прошлое, то можно увидеть, что раньше на всех многоскоростных велосипедах использовались одинаковые манетки простейшей конструкции. Теперь наблюдается значительное количество абсолютно непохожих, сложных и не очень сложных, механизмов управления переключением передач на велосипеде. Различные типы манеток перечислены ниже:
- фрикционные;
- индексные однорычажные;
- триггерные двухрычажные;
- вращающиеся ручки (Grip Shift, Revoshift);
- совмещенные с ручками тормозов (Dual Control);
- электрические.
Фрикционные манетки
Фрикционные манетки устанавливались на все многоскоростные велосипеды до 80-х годов, а также, на самые дешевые велосипеды в 90-х. Сейчас они встречаются только на старых или совсем безродных велосипедах. Конструктивно фрикционная манетка выполнена в виде рычажка, движением которого натягивается или отпускается управляющий переключателем тросик. Положение рычажка никак не фиксируется, а от произвольной смены положения он удерживается силой трения.
Сами манетки могли располагаться как на раме велосипеда, что свойственно для шоссейных и дорожных велосипедов тех лет, так и на руле, обычно на вседорожных или горных велосипедах.
Самый существенный их недостаток – невозможность быстрого и четкого переключения передач, так как рычаг может быть остановлен в любом положении. При слабой затяжке регулировочного винта, передачи могут переключаться произвольно, при сильной – необходимо прилагать значительные усилия. По мере последовательного переключения передач, рычаг перемещается все дальше и дальше, что неудобно при расположении шифтеров на руле велосипеда, но приемлемо для крепления на раме.
Индексные однорычажные манетки
Индексные однорычажные манетки отличаются от предыдущего типа лишь тем, что положение рычажка фиксируется специальной шайбой в нескольких позициях, когда переключатель передач находится ровно напротив соответствующей звезды. Чёткость переключения передач с такими манетками заметно выше, но назвать их очень удобными никак нельзя.
Устанавливались на недорогие горные и гибридные велосипеды в 90-х годах. Единственное их современное применение – установка в торцы руля на турингах или в торцы лежака на разделочных велосипедах.
Триггерные двухрычажные манетки
На данный момент, это наиболее распространенный тип шифтеров для горных, гибридных и некоторых других многоскоростных велосипедов, исключая шоссейные.
Триггерная манетка – это блок, располагающийся на руле рядом с ручкой, содержащий храповой механизм и два рычага или рычаг и кнопку, как это сделано, например, в Shimano Nexave. Одним рычагом цепь перемещается в одну сторону, другим – в обратную. После каждого переключения передач, которое происходит весьма четко, рычаг возвращается строго в то же самое положение, в котором он находился до переключения. Благодаря этому, передачи можно переключать одним пальцем, вообще не отрывая руку от руля, что удобно и актуально на дорогах со сложным рельефом, когда необходимо крепко держать руль.
Наиболее крупные производители таких манеток – Shimano с линейками манеток EZ-fire plus и Rapidfire plus и SRAM с линейкой Trigger. Есть и другие, например Sunrace. Самые простые манетки позволяют переключать по одной передаче в каждую сторону, более продвинутые – до 3 передач вниз за один ход рычага. Кроме того, на современных манетках Shimano отпускать трос можно движением соответствующего рычага в любую сторону: нажимая большим или подтягивая указательным пальцем.
Манетки типа Grip Shift
Заметная часть горных и гибридных велосипедов в настоящее время оборудуется манетками в виде вращающейся ручки, наподобие мотоциклетной ручки газа. Переключение передач происходит поворотом ручки на соответствующее количество щелчков, благодаря чему можно переключать сразу несколько передач в любую сторону. Недостатком же является несколько меньшая четкость работы, чем у триггерных манеток.
Главный специалист по разработке и производству таких манеток – корпорация SRAM. Shimano производит их лишь в группе Tourney (Revoshift). Манетки SRAM могут быть выполнены как с длинной ручкой, шириной почти во всю ладонь, так и с короткой, под 1-2 пальца.
Манетки, совмещенные с тормозными ручками
Так как традиционным рулем для шоссейного велосипеда уже много лет остаются так называемые «бараньи рога», удобно разместить манетки рядом с тормозными ручками составляет целую проблему. Именно поэтому на шоссейных велосипедах достаточно долго использовались классические однорычажные манетки, размещенные на нижней трубе рамы. Но сейчас все мировые лидеры в шоссейном оборудовании используют манетки, совмещенные с тормозными ручками (Campagnolo Ergopower, Shimano Dual Control и т. д.). Это довольно сложные механизмы, сложнее триггерных манеток горных велосипедов.
В 2003 году в Shimano решили использовать подобный принцип в верхних группах оборудовании для горных велосипедов. Манетки XTR серии M960, а позже и Deore XT и Deore LX внешне больше похожи на традиционные моноблоки для горных велосипедов, только с одной лишь ручкой тормоза или ручкой тормоза и одним рычажком. Торможение, как и обычно, происходит при нажатии на тормозную ручку в направление руля, а переключение передач ее движением в поперечной плоскости, вверх или вниз. Но успеха такие манетки почти не имели и через пару лет их производство потихоньку свернули.
Электрические манетки
В последние годы, не сказать чтобы активно, но идет внедрение электрических способов управления передачами велосипеда: за счет энергии аккумулятора, передачи переключаются при помощи сервомоторов, встроенных в переключатели передач. Манетки в этом случае представляют собой обычные кнопки, подающие сигналы на блок управления и могут размещаться как на стандартных корпусах, так и в любых удобных местах, причем, они элементарно дублируются. Примером могут служить электронные системы управления переключением передач Shimano Di2, применяемые как на шоссейных, так и на горных велосипедах, SRAM eTap и Campagnolo EPS.
Тип манеток
По конструкции можно выделить три основных типа манеток — триггерные манетки (где переключение осуществляется путём нажатия на рычажки), «грипшифт» (англ. GripShift), где переключение осуществляется путём поворота рукоятки вокруг руля и т. н. «дуал-контрол» (англ. Dual-Control) — здесь велосипедист переключает передачи путём поворота тормозных ручек в плоскости, перпендикулярной плоскости их (ручек) хода для совершения торможения.
Также манетки разделяются в зависимости от количества передач, переключение между которыми они обеспечивают.
Триггерные манетки
В таких манетках управление перемещением троса осуществляется с помощью 1-2 рычагов и кнопок, расположенных рядом с грипсами.
Выбор манетки для велосипеда
Наверняка каждый велосипедист, пускай и не самый опытный, обращал внимание на рулевые механизмы переключения передач своего байка или велосипеда, на котором гоняет его ребенок, именуемые манетками или шифтерами. Они отвечают за выбор нужной передачи на задней трещотке/кассете и соответственно, на шатунах. Их моделей и классификаций, принципов работы, равно как и брендов производителей далеко не мало. Можно легко растеряться, но если изучить вопрос внимательнее, вооружившись опытом и знаниями, тогда можно понять для себя не только отличия, но и разобраться, которые из них предпочтительнее для Вас и Вашего ребенка, возможно, других членов семьи. Попробуем разобраться вместе.
Что представляют собой манетки (шифтеры)
В самом первом приближении, манетки – это устройства, с помощью которых райдер пальцами руки регулирует скоростные режимы. Два шифтера левый и правый крепятся на соответствующие стороны руля и контролируют темп работы всей трансмиссии, что приводит к разным скоростным режимам велосипеда. Левый шифтер отвечает за переднее переключение звездочек шатунов, а правый регулирует передачи на задней кассете или трещотке. Размещаются манетки сразу после грипсов (велосипедные ручки на руле) рядом с рычагами тормоза либо уже совмещенные с ними (это моноблоки, о которых мы расскажем позже). Переключение передач происходит в зависимости от устройства манетки: путем прокручивания специального барабана по окружности оси руля (грипшифты или по-простому крутилки), при усилии пальцев на маленькие рычажки шифтера с характерным щелчком переключения скорости (триггеры) и сдвига влево/вправо одного рычага (пистолеты с системой dual controll).
Принцип работы манеток (шифтеров)
Все манетки независимо от марки производителя и устройства работают по одному принципу: натяжения/ослабления стальных тросиков, которые совмещены с нижним задним и передним переключателем. Так же как и рычаг механической тормозной системы, сообщающийся тросом с тормозными колодками за исключением гидравлики, в которой вместо троса работает гидролиния с тормозной жидкостью.
При ручном выборе нужной передачи, переключатель прокручивает внутренний блок, на который намотан трос, происходит либо его накручивание-натяжение, либо раскручивание-ослабление, что приводит в свою очередь, к сдвигу нижних переключателей, которые накидывают цепь на повышенную скорость или сбрасывают на пониженную. За закрепление троса в определенной скоростной позиции отвечает фиксатор в виде пружины.
Работа манеток при индексированном (точно по порядку) переключении скоростей в большинстве моделей отображается на оптическом дисплее или на встроенном указателе без пластикового стекла, где четко видно задействованные по нумерации передачи в момент движения.
Разновидности манеток (шифтеров) и их применение
Чтобы не углубляться в далекие дебри, знакомые профессионалам велоспорта, лучше остановимся на самых распространенных разновидностях шифтеров и их применении на определенных классах велосипедов:
1. Грипшифты, они же крутилки (с англ. – фиксированное перемещение). Внешне они схожи с вращающимся небольшим барабаном на газовых, электрических котлах, только устанавливаемые по окружности рулевой трубы велосипеда. По центру имеют указатель и нумерацию скоростей, на который ориентируются при выборе передач. Вращается барабан по часовой стрелке и против нее. Выпускаются всеми мировыми производителями, имеют невысокую стоимость, быстро реагируют на смену передач, просты в работе и не требуют серьезных усилий. К недостаткам можно отнести случайные переключения, скольжение барабана при запотевании рук в жаркую погоду, необходимость использования велоперчаток. Занимают достаточно большой отрезок рулевой трубы, особенно вместе с грипсами.
Грипшифты традиционно причисляют к бюджетным и относительно надежным механизмам, но не спешите сбрасывать их со счетов, все параметры строго индивидуальны, как и запросы каждого человека (мы коснемся их детальнее в следующем подзаголовке статьи). Чаще всего, грипшифты устанавливают на городские модели велосипедов для взрослых и детей, подростковые горные байки начального уровня, но есть и дорогие, топовые варианты, например фирмы Sram для туристических велосипедов и многих других.
2. Триггеры (с англ. – курок). Самая распространенная разновидность шифтеров во многих велосипедных дисциплинах. Крепятся на специальный хомут в самом удобном месте, после грипсов в горизонтальном положении параллельно рулевой трубе. Имеют два эргономичных рычажка переключения повышенных и пониженных скоростей, которые расположены аккурат возле руки, что очень удобно в работе. Выпускаются всеми мировыми производителями за счет массовости потребления для всех классов МТВ байков, экстремальных катаний и совмещения с гидравлической системой тормоза. Просты и комфортны в работе, надежное переключение, абсолютно исключающее любые случайности. К минусам можно отнести поломки и деформации при падении.
Триггеры насчитывают огромный выбор линеек по стоимости, качеству, предназначения и могут устанавливаться на самые разные классы велосипедов: МТВ и всех его подвидов, городские, гибридные, туристические и все многоскоростные велосипеды, исключая только шоссейные.
3. Моноблоки (цельный, комбинированный механизм). Самые универсальные манетки, в которые интегрированы два рычажка переключения передач как у триггеров и дополнительный третий рычаг тормоза. Это фирменная разработка велосипедного гиганта Shimano, которая практически не встречается у мировых конкурентов. Моноблоки удобны в работе, единый механизм крепится на хомут и не нуждается в дополнительном оснащении. Широко применяется для МТВ байков начального и среднего класса для разных возрастных групп. Из недостатков – невозможность совмещения с гидравлическими тормозами, при поломке нуждаются в полной замене.
Моноблоки, как правило, ставятся на горные, городские велосипеды начального и среднего уровня для подростков и взрослых райдеров. Среди них есть и довольно бюджетные модели, так и средние по стоимости, но они не ставятся на высокий уровень байков, потому, как Вы уже знаете, исключают установку гидравлических тормозов.
4. Пистолеты, они же манетки с системой dual controll (с англ. – двойного контроля). Специальные шифтеры для профессионалов шоссейного велоспорта. Их также называют шоссейными моноблоками, в каждый из которых интегрирован всего один эргономичный рычаг, который отвечает за переключение скоростей при сдвиге влево/вправо и осуществляет торможение при усилии на себя. Очень легкие и надежные механизмы, самой высокой стоимости, применяются в спортивных дисциплинах.
Пистолеты распространены на гравийных, гоночных, шоссейных велосипедах, где идет борьба за каждый грамм лишнего веса. Но многие опытные веломаны, катающиеся на дальние дистанции в турах по стране, континентам, также устанавливают такие манетки пистолеты.
Очень важно отдавать себе отчет в том, что современная велоиндустрия в лице мировых и отечественных производителей часто прибегают к хитроумным приемам маркетинга и всячески комбинируют навесное оборудование, не придерживаясь определенной линейки всего комплекта трансмиссии. Поэтому дорогой велосипед от известного производителя может иметь разного класса навесное оборудование, включая манетки, тем самым Вы переплачиваете только за имя, велосипедный бренд. Бюджетные велики могут оборудоваться безымянными (no name) компонентами неизвестного происхождения. Так что здесь нужно внимательно изучать всю спецификацию.
Какие манетки (шифтеры) выбрать себе и ребенку?
Для начала нужно иметь маломальский опыт катания на велосипеде, чтобы все опробовать самому. Имеет значение класс Вашего байка и велосипеда ребенка, система торможения, количество передач трансмиссии, в каких дорожных условиях проходит вся его эксплуатация, насколько часто Вы выезжаете и в какую погоду, длительность катания.
Нужно сказать, что взрослые велосипедисты быстро привыкают к разным моделям переключателей и могут впоследствии сами определиться, насколько комфортно проходит работа определенного типа манетки на их байке. Ребенку же бывает сложно сразу приспособиться к самостоятельной регулировке скоростей. Например, часто ребенку трудно выжимать рычажки триггеров или моноблоков, так как у них маленькая ладошка и пальцы, что требует значительных усилий, происходит путаница и неудобство, малыш вынужден нажимать ладошкой на рычажки, что может привести к потере управления. Поэтому в таком случае, вполне подойдут грипшифты из-за компактности и легкости переключения.
У взрослых людей, напротив, может быть большая ладонь и длинные пальцы, в этой ситуации грипшифты едва доставят должный уровень комфорта, здесь нужно экспериментировать с триггерами, а лучше всего, если позволяют финансовые возможности и класс велосипеда, просто поставить пистолеты. В других случаях, фирменные моноблоки могут обеспечить оптимальный баланс функциональности, качества и стоимости.
Причины плохой работы и ремонт манетки велосипеда
Фирменные манетки от любого мирового производителя, это надежные и качественные механизмы, которые могут служить годами, не доставляя никаких проблем владельцу. Но любой механизм рано или поздно изнашивается, сказываются и разные условия эксплуатации, обычное загрязнение. Происходят скрипы, трудность работы в переключении. Причины могут быть банальны: засорился механизм шифтера, на тросик налипла грязь, что затрудняет его движение в рубашке, возникает необходимость чистки и смазки подвижных элементов конструкции. В такой ситуации не спешите с заменой. Манетки для велосипеда купить сейчас не проблема, поэтому на первых порах, лучше произвести ТО старых, и в зависимости от результатов, действовать дальше. Шифтеры можно разобрать самому в домашних условиях и хорошенько почистить, смазать, но если в этом деле мало опыта, тогда просто обратитесь в ближайшую веломастерскую – Вы гарантированно получите профессиональную консультацию и качественный сервис.
Замена манеток на велосипеде
Если по очевидным причинам назрел вопрос замены шифтеров, тогда постарайтесь подойти к нему со всех сторон. Первым делом, изучите старые переключатели, имеет значение их совместимость с количеством скоростей трансмиссии Вашего велосипеда или на который они будут устанавливаться. Например, за последнее время появилась тенденция ставить одну звезду на шатуны и от девяти звездочек на кассете, для таких типов трансмиссии вторая манетка и соответственно передний нижний переключатель не нужен.
Также обратите внимание на модель шифтеров, материалы сборки, для какого велосипедного класса они предназначены, под каким брендом выпускаются, будут ли они совмещаться с другим навесным оборудованием, которым укомплектован байк. Постарайтесь придерживаться одной линейки и одного бренда всех компонентов, так вероятность несовместимости будет нулевой. Ни в коем случае не ставьте неизвестные китайские аналоги, в которых используется низкопробный металл тросиков, подвижных элементов, дешевый пластик и т. д. Если бюджет ограничен – лучше купить манетки начального уровня, но фирменные, так Вы получите хотя бы приемлемое качество и слаженную работу переключателей.
Если позволяют ресурсы, тогда можно в идеале поставить шифтеры дороже, среднего и более уверенного класса, но тогда не забывайте, что это может потянуть за собой и желание сродни фетишизму – заменить весь комплект трансмиссии велосипеда.
Выводы
Что же, как говорят в народе: «не поваляешь – не поешь». Все нужно пробовать самому в действии, чтобы получить опыт, это лучше всего раскрывает природу велосипеда.
Просто запомните, что манетки или шифтеры являются неотъемлемой чертой каждого современного велосипеда, который имеет более одной передачи трансмиссии. Суть их работы – это контроль и выбор нужных скоростных режимов. Манеток может быть две, если на шатунах больше одной звезды (от двух до трех), а может быть одна, если установлена трансмиссия 1х9/10/11/12. Все остальное раскрыто в содержании статьи, но если вдруг, у Вас возникнут трудности с выбором – обращайтесь, мы всегда рады помочь.
Бренд L-TWOO
В новом 2021м сезоне компания FORWARD вывела на российский рынок нового игрока: бренд L-TWOO, специализирующийся на производстве переключателей и трансмиссий для велосипедов.
Предлагаем познакомиться с брендом L-TWOO поближе. Он был основан около 5 лет назад и сейчас управляется одним из выходцев завода SRAM. На старте производства некоторые компоненты L-TWOO получили схожесть со SRAM, одним из разработчиков которого ранее являлся основатель компании. На сегодня инженеры L-TWOO отточили уникальность своих механизмов. У бренда более 60 патентов на собственные разработки и инновации. Изначально L-TWOO развивался внутри азиатского рынка. А пару лет назад начал активно выходить на рынки других стран, в том числе и Российский.
Линейки L-TWOO
Линейки L-TWOO закрывают основные потребности велосипедов в массовом сегменте:
- А-Type – линейка для горных велосипедов;
- R-Type –для шоссейных велосипедов;
- F-type –для складных велосипедов.
Основная линейка L-TWOO — это А-серия (A-type) для горных велосипедов. Базовые модели — А2 и А3, отличие А3 только в том, что монетки рассчитаны на переключение 8 скоростей, А5 – идет уже на 8-9 скоростей и под другой диапазон кассеты. В моделях старшей линейки используется алюминий и цветные металлы, и звезды разной ширины, что редко встречается в среднем и бюджетном сегменте. Самый старший переключатель – АХ линейка. Она рассчитана на современные кассеты с диапазон от 10 зубцов звезды до 52.
Тестирование бренда L-TWOO
Первое тестирование L-TWOO компания FORWARD запустила около 2х лет назад. Тестирование проводилось по двум основным каналам:
- Пользовательское тестирование командой велолюбителей от завода FORWARD. Ребята тестировали компоненты в течение всего года на своих велосипедах в суровых условиях, даже зимой в слякоть и грязь, на дорогах, посыпанных реагентами. Основная задача была дать максимальную нагрузку всем компонентам до полного их износа, чтобы понять насколько тестируемые образцы прочные и долговечные.
- Параллельно с пользовательским тестированием, проводились лабораторные испытания. Элементы проверялись на прочность, на излом, на износостойкость. Изделия в целом исследовались на надежность: на специальном стенде имитировалась езда на велосипеде, когда сутками переключаются скорости. Механизмы L-TWOO выдерживали такие круглосуточные нагрузки месяцами, что соответствует уровню именитых брендов.
После жестких условий тестирования в течение сезона, когда стало понятно, что все образцы выдержали лабораторные и эксплуатационное тестирования, команда завода FORWARD приняла решение, что данные механизмы можно использовать в серийном производстве.
Сравнение L-TWOO с именитыми брендами
Предлагаем провести небольшое сравнение с именитыми брендами и рассмотреть основные преимущества L-TWOO.
К примеру, самые массовые бюджетные модели у Shimano – это Turney 300е и L-TWOO A2, самый младший переключатель в линейке для горных велосипедов. Главная особенность L-TWOO A2 — он технически намного проще, в нем меньше элементов. В данной модели производитель пошел по пути, чем проще механизм, тем он надежнее, а также лучше поддается ремонту и восстановлению. В дополнение скажем: шарнир, посредством которого переключатель крепится к велосипеду, выполнен из целостного композита с армирующим волокном, что придет ему особую прочность, ресурсность и долговечность. Конструкция переключателя хорошо продумана. При желании, его можно заменить на любой аналог от именитого бренда. Переключатель имеет доступ к винтам шестигранника, его легко разобрать, не размыкая цепь. Настройка производится просто, непосредственно на шифтере на руле велосипеда. Есть аналогия переключения со SRAM: четко и уверено.
Надежность L-TWOO
При разработке трансмиссии L-TWOO, инженеры в первую очередь уделяют внимание надежности, производят детальный подбор каждой детали по материалам, что увеличивает долговечность и ударопрочность конструкции. В младшей линейке, внешняя сторона – это композитный материал, внутренняя сторона – стальной лист и композитные детали. Если рассматривать линейку повыше, то в ней уже присутствует алюминий и сталь. В последнее время на компоненты L-TWOO переходят все больше производителей велосипедов, это становится трендом в силу надежности бренда, компактности компонентов, их износостойкости, ремонтопригодности и в тоже время доступности по цене.
В текущем 2021 году бренд L-TWOO ориентирован на массовый сегмент. Но уже сейчас активно идет разработка верхнеуровневых компонентов, а также линейки электропереключателей для шоссейных велосипедов и MTB. В планах компании в ближайшие 7-8 лет выйти на уровень компании SHIMANO и составить именитым брендам здоровую конкуренцию.
Уверены, каждый велолюбитель по достоинству оценит новинку рынка — бренд L-TWOO.
Зачем нужны «деньги» велосипедисту? Рейтинг лучших манеток для велосипеда (шифтеров) на 2021 год
Покупая современный велосипед, пользователи обращают внимание на количество скоростей. Считается, что если передач больше, то значит модель технически оснащена лучше. Во время катания используются рычажки, крутилки для включения той или иной скорости. Такое устройство называется велосипедная манетка или шифтер. От английского «shift» означает «изменение», «переключение».
Девайс устанавливается на рулевой колонке. Левый отвечает за переднее переключение, а правый за заднюю трансмиссию. Что представляет собой манетка, как работает и какие встречаются модели — рассмотрим в этой статье.
Разновидности манеток
Модели разделяют на следующие типы:
- Грипшифт. Имеет сходство с мотоциклетной ручкой газа. Переключение осуществляется вращением барабана. Выбор скорости обозначен цифрами.
Плюсом является простота и возможность изменения передач через несколько ступеней. Минус — случайные переключения при езде на неровностях, когда рука скользит и перемещается по грипсе. Такие модели, как правило, устанавливаются на детские и бюджетные модели.
- Рапид файр («беглый огонь»). Ручки таких конструкций имеют схожесть с курком. Среди велосипедистов такие устройства называются триггерами. Это один из самых распространенных и популярных видов шифтеров. Конструкция выполнена в виде блока с рычажками (одним или двумя). Один сдвиг — одна скорость. Это является недостатком, к тому же выступающие элементы при падении травмоопасны и подвержены поломке. К достоинствам относятся: простота использования, высокая надежность сборки и компактность. Для переключения необходимо приложить усилие, что исключает самопроизвольные сдвиги рычажков.
- Дуалконтрол (пистолет). Такие модели совмещают ручной тормоз и манетку.
Нажатие на ручку вызывает торможение. Смещение вправо или влево переключает скорости. Применяются на профессиональных шоссейных велосипедах.
Отдельно остановимся на электронной системе переключения передач Di2. Фирма Shimano в 2015 году осуществила прорыв в велосипедной трансмиссии. Она заменила стальные тросики на электрические провода, а вместо подвижных рамок поставила сервоприводы. Компьютер предлагает 3 режима работы:
- Ручной.
- Полуавтоматический.
- Автоматический.
В первом случае велосипедист выбирает передачи сам, а в остальных подключается «бортовой мозг». Система подбирает оптимальные варианты в зависимости от скорости движения и стиля езды: город, шоссе, экстрим и т. д. Автономное питание обеспечивается подзаряжаемым аккумулятором, расположенным в подседельном штыре.
Принцип действия шифтеров
Несмотря на различия в конструкции, все манетки функционируют одинаково. Рассмотрим на примере переднего переключателя. Нажатие ручки вызывает вращение внутреннего блока, на который намотан трос. Так происходит натяжение/ослабление стальной струны (в зависимости от выбранной скорости). Трос приводит в движение направляющую рамку, которая расположена в переднем переключателе.
При уменьшении скорости движения, натяжение троса ослабляется, а рамка, под воздействием пружины, сталкивает цепь на низшую передачу. При включении высших скоростей трос натягивается, смещая за собой рамку. Подвижная деталь давит на цепь, заставляя последнюю перескочить на звезду большего диаметра. Задний переключатель действует аналогичным образом. Дополнительная функция — поддерживание натяжения цепи.
Для плавной и согласованной работы сложного механизма выполняется настройка системы и притирка всех элементов.
Лучшие производители манеток
Велосипедный рынок предлагает широкий выбор навесного оборудования различного функционала. Известна продукция следующих фирм:
- Shimano. Японский бренд велосипедного снаряжения. Компания основана в 1921 году и запатентовала технологии производства высококачественных образцов. Линейка моделей постоянно обновляется. Выпуск ориентирован на триггеры.
- Sram. Американская фирма, которая основана в Чикаго в 1987 году одиночкой-энтузиастом. Продукция дочерних брендов используется на профессиональном и любительском уровнях. Выпускаемый вид велосипедных переключателей — грипшифт.
- Microshift. Тайваньская компания, основанная в 1999 г. Модели фирмы создают конкуренцию на мировом рынке.
Shimano
- SIS — дешевые пластиковые компоненты, которые встречаются на устаревших и детских велосипедах.
- Тourney — более «жизнеспособное» оборудование, чем вышеописанное, требующее постоянных подстроек. Активный режим катания исключен.
- Аltus — подходит для спокойного городского стиля или езды по парковым дорожкам. Снято с производства в 2012 г.
- Аcera — бюджетное, но работоспособное оснащение.
- Аlivio — эта продукция отвечает среднему любительскому уровню.
- Deore — подходит для туризма и тех, кто предпочитает продукцию со сбалансированным соотношением цены и качества.
- Hone — надежная, но устаревшая группа изделий, которая подходит для экстремального стиля катания.
- LX — продукция высокого качества с большим ресурсом работы. Такими конструкциями, как правило, оснащаются дорожные велосипеды.
- Zee — модели с хорошими показателями для фрирайда.
- SLX — группа продукции для тех, кто не жалеет велосипед на сложных трассах. Долговечные и легкие детали.
- XT — продукция имеет привлекательный дизайн и легкий вес. Такие конструкции зачастую выбирают продвинутые райдеры для туризма и гонок кросс-кантри.
- Saint — группа товаров, которая предназначена для сверхэкстремального катания. Влагозащищенные и ударопрочные механизмы.
- XTR — подходит профессиональным гонщикам для мировых соревнований.
- Х3 — бюджетная линейка. Пластиковые шифтеры устанавливаются на детские велосипеды.
- Х4 — триггерное исполнение, более продвинутое, чем Х3. Модели требуют кропотливой настройки и аккуратного ухода.
- Х5 — при точных регулировках качественно выполняет свои функции. Это как правило тяжелые модели с тугим переключением.
- X7 — данная категория продукции отличается от другой скромным дизайном. Отлично подходит для начального и любительского уровня. Детали надежные, но много весят.
- X9 — категория изделий с возможностью апгрейда. Подходит для ежедневного катания.
- X0 — изготавливается из карбоновых деталей. Такими моделями, как правило, оснащаются легкие гоночные байки.
- NX — бюджетная категория надежной продукции, которая позволяет совершать безопасные и долгие путешествия.
- GX — усовершенствованная и технологичная серия, которая обеспечивает долговечную и бесперебойную работу.
- X1 — эта категория по показателям приближена к топовым образцам и имеет полупрофессиональное исполнение.
- EX — категория для элетровелосипедов, которая имеет низкую доступность на отечественном рынке.
- X01 — надежная группа для трейловых велосипедов, в которую включены скоростные компоненты.
- XX/XX1 — фирменный бренд. При изготовлении компонентов применяется карбон и фрезерованные звезды. Цена соответствует высокому качеству.
- XX1 Eagle — верхняя ступень топовой лестницы. Надежность данной категории продукции не имеет аналогов.
На что следует обратить внимание при выборе
Необходимо учесть ряд факторов:
- класс байка;
- предпочитаемый стиль вождения;
- интенсивность и продолжительность поездок;
- количество передач трансмиссии.
Мы рекомендуем приобретать шифтеры одной фирмы для передних и задних переключателей. Зачастую модели Shimano и Sram несовместимы. Ребенку легче справиться с рукояткой грипшифта, поскольку попытки дотянуться до рычажков триггера могут привести к потере управления, к тому же понижение/повышение передач рукоятками осуществляется с усилием.
Не следует спешить покупать качественную на вид копию известного бренда за низкую цену. Подобный девайс, как правило, имеет непродолжительный срок службы и требует частого вмешательства в работу.
При составлении списка лучших мы учитывали отзывы покупателей, рекомендации специалистов и популярность образцов.
Лучшие манетки Shimano
В данной категории представлены модели переключателей различного функционала и ценовой доступности.
Источники:
https://lifeonbike2.webnode.ru/velozapchasti/monetki-na-velosiped/
https://frikke.ua/novosti/manetki-dlia-velosipeda-kak-vybrat
https://velomajor.ru/poleznye-stati/vybor-zapchastey-dlya-velosipeda/brend-l-twoo/
https://topsov.com/rejting-manetok-dlja-velosipeda/