ПДД для велосипедиста: памятка для любителей и профи
В наше время велосипед становится все более популярным видом транспортом как для передвижения, так и для поддержания здоровой формы. Соответственно велосипедисты все больше взаимодействуют с другими участниками движения.
Несмотря на то, что езда на велосипеде процесс интуитивно понятный и не сложный, следует помнить и о таком немаловажном моменте, как соблюдение ПДД для велосипедиста.
ПДД – это правила дорожного движения, которые распространяются на каждого, кто использует дорожное полотно для движения.
Правила дорожного движения для велосипедистов: общие положения
Для начала стоит упомянуть, что велосипе, является транспортным средством, приводимым в движение за счет мускульной силы человека, а сам велосипедист, согласно правилам, считается водителем двухколесного транспортного средства.
Спешившийся велосипедист, ведущий велосипед сбоку от себя, считается пешеходом с грузом, и может использовать для транспортировки не только тротуар, но и часть проезжей части. В последнем случае, необходимо двигаться по противоположному краю дорожного полотна, навстречу потоку машин.
Езда на велосипеде разрешена с четырнадцати лет — по велодорожкам, велозоне вдоль дороги и пешеходным тротуарам.
Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Передвижение в колонне велосипедистов также имеет свои ограничения и правила.
К примеру, езда по проезжей части только в один ряд, допускается движение колонны велосипедистов в два ряда, если габаритная ширина не превышает 0.75 м, колона должна быть разделена на группы не более чем по 10 человек, а расстояние между ними должно составлять 80-100 метров, для облегчения обгона автотранспорту.
При передвижении в темное время суток, велосипедист должен иметь светоотражающие элементы на одежде, а велосипед оснащен задним габаритным фонариком и дополнительной фарой спереди для освещения пути.
Где можно ездить на велосипеде?
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Велосипедист, достигший четырнадцатилетнего возраста, имеет право использовать в качестве передвижения проезжую часть, но при этом двигаться как можно ближе к правому краю дорожного полотна.
Разрешено передвигаться по специально оборудованным велодорожкам или полосе отведенной исключительно для велосипедистов. В некоторых случаях, когда проезд затруднен, разрешено передвигаться по обочине и даже по пешеходной дорожке.
Привилегии велосипедистов
15 апреля 2016 года в Правила дорожного движения внесены изменения, разрешающие движение велосипедов по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств.
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Воспользоваться этим правом возможно, только если отсутствуют велосипедная и вело-пешеходная дорожки или полоса для велосипедистов.
2 дорожных знака для велосипедиста
Существует множество дорожных знаков, на которые нужно не только обращать внимание, но и неукоснительно выполнять их предписание.
В обязательном порядке, нужно запомнить хотя бы два из них, которые касаются велосипедистов, а именно «полоса для движения велосипедистов» и «конец полосы для движения велосипедистов».
Конечно же, это не все знаки, которые должен знать велосипедист, но эти два информационных указателя помогут не нарушить правила ПДД для велосипедистов или хотя бы часть их.
Что запрещается велосипедистам?
Оказывается у велосипедистов есть несколько ограничений, соблюдать которые многие не желают, а некоторые даже и не знают.
Итак, велосипедисту запрещено:
- управлять велосипедом одной рукой или отпустив обе руки;
- находиться в состоянии алкогольного опьянения во время езды на велосипеде, а также в состоянии наркотического опьянения;
- использовать автомагистрали в качестве дороги для передвижения;
- управлять велосипедом в вечернее и ночное время без белого переднего фонаря и заднего красного;
- говорить по телефону, без специальной дополнительной гарнитуры;
- передвигаться по автомобильной дороге, если рядом предусмотрена велодорожка;
- использовать пешеходные тротуары в качестве езды на велосипеде.
Как проезжать перекресток и пешеходные переходы?
Для простоты понимания, при переезде перекрестков, рекомендовано придерживаться стандартных правил дорожного движение, так как движение велосипедистов ПДД, так же попадает под категорию водительских обязательств.
На регулируемом перекрестке, необходимо следовать сигналам светофора, начиная движение на зеленый свет и прекращая движение на красный свет.
На нерегулируемых перекрестках, автоматически срабатывает правило «помехи справа». Другими словами, все водители, приближающиеся к вам слева, обязаны пропустить велосипедиста и наоборот, приближаясь слева от автомобилей, вы должны пропустить его.
Существуют также и правила проезда пешеходных перекрестков. Оказывается, по «зебре» запрещено ехать на велосипеде верхом. Для этого необходимо спешится и перевести велосипед через пешеходный переход пешком. После чего можно возобновить движение.
Знаки руками, которые подает велосипедист
Существует ряд знаков, которые велосипедист не только обязан знать, но и применять их во время езды по дороге независимо от того какое у него транспортное средство будь то шоссейный велосипед или горный.
- Прямая рука поднятая вверх с раскрытой ладонью означает «внимание» и используется в случаях, когда нужно дать знак колоне велосипедистов едущих сзади.
- Прямая рука поднятая вверх, сжатая в кулак означает «движение стоп».
- Левая рука поднятая вбок и согнутая в локте, означает поворот направо, также поворот направо можно показать вытянутой в бок правой рукой.
- Правая рука, поднятая в бок и согнутая в локте, означает поворот налево, также поворот налево можно показать левой рукой вытянутой в бок.
Существует еще и ряд других знаков, которые уместны для предупреждения сзади едущих велосипедистов об опасности (яма, выбоина, преграда и пр.).
Этот знак обычно выглядит как вытянутая рука, указывающая на дорогу справа или слева от велосипедиста, показывая, с какой стороны лучше объехать препятствие.
Какие правила ПДД чаще всего нарушаются
Этот пункт слишком обширен, чтобы попробовать описать все нарушения велосипедистов.
Самыми распространенными нарушениями считаются неправильное пересечение пешеходного перехода, езда по тротуарам, между людьми, неправильное пересечение перекрестков, а также неожиданные повороты на дорогах в неположенных местах.
Ну и, конечно же, бич велосипедного движения – алкоголь, но это относится скорее к несознательным велосипедистам.
Действия велосипедиста после ДТП
К сожалению, передвижение по дорогам, имеет и негативные последствия, в виде возможного ДТП с участием велосипедистов и автомобилистов.
У многих складывается ошибочное мнение, что чаще всего виноват именно велосипедист, так как принято считать, что именно эта категория людей не владеет информацией о правилах дорожного движения.
В случае ДТП необходимо вызвать скорую помощь, и сообщить в полицейский участок о совершенном ДТП. При этом нельзя покидать место аварии и передвигать объекты столкновения (машина, велосипед). Желательно сфотографировать место происшествия и взять контактные данные очевидцев случившегося.
Необходимо дождаться сотрудника полиции, который сможет, изучив сложившуюся ситуацию, принять верное решение согласно спорных сторон участников аварии.
Ну, а в завершении хотелось бы добавить, что знаки ПДД для велосипедистов установлены не просто так, и если уделить определенное время на их изучение, то можно избежать множества опасных ситуаций.
Видео о ПДД для велосипедистов:
Как ездить по оживленному шоссе на велосипеде
Изначально, большинство велосипедистов передвигаются по паркам и скверам. Хорошо, если в районе, недалеко от дома, есть велодорожка. Но рано или поздно каждый желает воспользоваться велосипедом не как развлечением, а как транспортным средством, способным доставить его в пункт назначения. И перед тем, как выехать на оживленную улицу или автостраду, нужно изучить правила езды на велосипеде по шоссе и городу.
Перед выездом
Сначала необходимо убедиться в исправности транспортного средства. Это связано не только с неприятностями, которые могут настичь:
- ремонт под открытым небом;
- потеря времени;
- необходимость транспортировать его в руках или на машине и т.д.
Все кроется в обеспечении безопасности собственного здоровья и жизни. Падение теперь грозит не просто ушибами, а возможностью попасть под машину. Поэтому, перед тем, как начать движение на велосипеде по трассе или городским магистралям, нужно убедиться, что исправны следующие узлы:
- колеса достаточно накачаны и не спускают; эффективны и функционируют нормально;
- габаритные огни горят;
- на цепи нет грязи и видимых повреждений.
Крайне желательно проверить все винтовые крепления. Это не займет много времени, но может спасти жизнь.
Разрешена ли езда по тротуарам вдоль оживленных улиц?
Многие боятся ездить на велосипеде по трассе или дорогам с оживленным автомобильным трафиком. При этом принимается решение съехать на тротуар и передвигаться по нему. Правила движения рассматривают велосипед как полноценное транспортное средство, и поэтому такое перемещение запрещается. Однако есть льготные категории лиц, на которых данный запрет не распространяется:
- . Имеются в виду лица, не достигшие четырнадцатилетнего возраста. И то, это можно делать под присмотром взрослых сопровождающих.
- Совершеннолетним лицам, транспортирующих детей, возраст которых не достиг семи лет.
Если навыков езды по дорогам недостаточно, и страх вас не отпускает, и вы все-таки выехали на пешеходную дорожку, нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Не сигнальте прохожим.
- Придерживайтесь края тротуара ближе к дороге.
- Встаньте и пройдитесь пешком, если на пути много людей. При малейшем сомнении исключите риск столкновения полностью.
- Всегда ожидайте непредсказуемого поведения, особенно если на пути или рядом с траекторией находятся дети.
- Уважительно относитесь к мамам с колясками. В этой ситуации они правы на 100%.
Данные рекомендации не являются разрешением для езды по тротуарам, а лишь нацелены на элементарную вежливость и безопасность прохожих. Факт нарушения присутствует, и никуда от него не деться.
Правила езды по оживленным улицам, шоссе и трассам
Разрешается езда на велосипеде по шоссе и дорогам общего пользования лицам, старше 14-и лет. Краткий, но достаточный перечень правил, которые необходимо заучить как «дважды два», следующий:
- Двигайтесь вместе с потоком.
- Заблаговременно оповещайте ручными сигналами других участников движения о своих маневрах.
- Изучите ПДД и неукоснительно их соблюдайте в отношении показаний светофоров и указаний дорожных знаков и разметки.
- Сбрасывайте скорость при везде на перекресток или со второстепенной дороги (со двора, в том числе).
- Всегда помните о правиле правой руки. Если перекресток нерегулируемый, вы обязаны пропустить транспорт, движущийся на вас справа.
- Пересекать дорогу по «зебре» можно только встав с велосипеда.
- Позаботьтесь, чтобы спереди горел белый габаритный огонь, а сзади – красный. Они должны быть исправны всегда.
Наезжая на бордюр, лежачий полицейский или иное небольшое препятствие, сбрасывайте скорость и продолжайте движение перпендикулярно препятствия. Это исключит падение по причине скольжения колеса. А чтобы не стать заложником собственных эмоций, воспользуйтесь следующими советами:
- не встревайте в конфликты с водителями и пешеходами;
- сохраняйте спокойствие;
- пропускайте пешеходов на пешеходных переходах;
- сбрасывайте скорость, если видите, что некто собирается перебежать дорогу перед вами.
Это общие правила, касающиеся движения на велосипеде по трассе или городским улицам. Сюда же можно добавить и требования к одежде.
Нужна ли экипировка?
К специальной одежде, необходимой на дорогах и трассах относится:
- шлем;
- перчатки;
- комплект верхней одежды;
- специальная обувь.
У многих все это отсутствует, и напрасно. И если к обуви есть немного требований (должна «дышать» и быть удобной), то к одежде их больше.
Движение на велосипеде – физическая нагрузка, за что мы его и любим. Но летом, это еще и повышенная температура. И если хорошенько пропотеть, то можно заболеть. А если одеться слишком тепло, может случиться тепловой удар, а потерять сознание на велосипеде во время езды по трассе чревато непоправимым исходом.
Шлем – основная защита велосипедиста при езде на велосипеде по шоссе и городским улицам, и пренебрегать ин ни в коем случае нельзя. Голова у нас одна, и не защитить ее мы не имеем права. Чтобы правильно подобрать шлем, воспользуйтесь нашими рекомендациями.
И конечно, перчатки. Все велосипедисты делятся на тех, кто падал, и тех, у кого падения еще впереди. Ладони первыми принимают удар. Перчатки уберегут от повреждений кожный покров, а суставы, фаланги пальцев и кисть от переломов, вывихов и ушибов.
А чтобы ваш организм не был обезвожен, возьмите с собой бутылку воды. Пейте небольшими глотками во время остановок.
Чтобы ездить на велосипеде по трассе, пользуйтесь правилами:
- Едем по направлению движения транспорта.
- При необходимости совершить поворот влево лучше съехать на обочину и перейти шоссе пешком.
- Не останавливайтесь в местах, где установлены отбойники. Выбирайте место, где ширина обочины позволяет съехать с проезжей части на безопасное расстояние.
- Управляйте двумя руками. Не разговаривайте по телефону без гарнитуры, а лучше вообще не разговаривайте. Не пейте воду на ходу.
Придерживаться этих несложных правил означает сохранить себе жизнь и здоровье и многие годы наслаждаться велосипедными прогулками.
Правила езды на велосипеде по проезжей части
Лучшее место для езды на велосипеде в городе – это, конечно, парки и скверы, а также специально выделенные велосипедные дорожки. Но «у нас не Европа»: подобных мест в любом городе-миллионнике так мало, что их можно пересчитать по пальцам. Волей или неволей, но велосипедистам приходится передвигаться по проезжей части дорог. Правила дорожного движения позволяют ездить по проезжей части, вместе с автомобилями, только велосипедистам старше 14-летнего возраста. Детям младше на велосипедах запрещено покидать пределы тротуаров, пешеходных и дворовых зон, специальных велосипедных дорожек. Что ещё говорят ПДД о велосипедистах, и каковы неофициальные, выработанные самой жизнью, правила езды на велосипеде по проезжей части – далее. Самый полный обзор!
Термины и понятия
Велосипед, с точки зрения правил дорожного движения, тоже относится к транспортным средствам, а едущий на нём велосипедист – к водителям. Но: когда он ведёт велосипед рядом, то снова автоматически становится пешеходом. Велосипед – это транспортное средство, которое приводится в движение мускульной силой ног водителя, но может также иметь электродвигатель, мощностью не более 0,25 кВт.
Велосипедной дорожкой признаётся только конструктивно отделённое и от проезжей части для машин, и от тротуара пространство, обозначенное соответствующими круглыми знаками (4.5.2 – 4.5.7). Это отдельный элемент дороги, который тоже может иметь перекрёстки с проезжей частью и с тротуарами. Кромка асфальта за крайней сплошной полосой, обозначенной по правому краю проезжей части, велосипедной дорожкой не считается.
Бывает однако, что эта часть дороги обозначена квадратным знаком 5.14.2. Это – недавнее нововведение в правила дорожного движения – так называемая «полоса для велосипедистов». Она предназначена для движения велосипедов, мопедов и скутеров.
Полоса для движения велосипедистов.
Перед всеми, кто впервые выезжает на велосипеде на проезжую часть дороги, возникает этот вопрос. Как известно, пешеходам правила предписывают, если есть необходимость двигаться по обочине или кромке проезжей части, идти по краю левой стороны дороги, навстречу движущимся машинам. На велосипедистов это предписание не распространяется: им правила указывают ехать в одну сторону с автомобилями, по правой стороне дороги.
Причём ехать по самой проезжей части (а также по обочине или по тротуару) велосипедист имеет право, только если в данном месте отсутствует велодорожка или специально выделенная «полоса для велосипедистов». Либо если нет возможности ехать по этим специально выделенным местам (из-за ремонтных работ на них или т.п. форс-мажорных обстоятельств).
Возрастные ограничения
Как уже было сказано в начале, велосипедистам младше 14-ти лет запрещается выезжать на проезжую часть, и на её обочину тоже. А велосипедистам младше 7-ми лет и на велосипедные дорожки тоже выезжать нельзя. Им предписано кататься только в пешеходных зонах, парковых и дворовых территориях.
Обязательное использование световых приборов и светоотражающих элементов
Для движения в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости (в тумане, например) велосипед должен быть оборудован следующими световыми приборами:
- белой фарой спереди,
- красной фарой (или светоотражателем того же цвета) сзади,
- красными или оранжевыми светоотражателями (катафотами) – с каждой стороны велосипеда.
Что касается светоотражающего жилета, то его применение в тёмное время суток является для велосипедистов не обязательным, а рекомендованным правилами. Т.е. правила не предписывают облачаться велосипедисту в такой жилет, а лишь советуют ему надеть его, или же использовать светоотражающие элементы – фликеры – на обычной одежде.
Где предписано спешиваться и вести велосипед рядом?
При пересечении проезжей части по пешеходному переходу правила дорожного движения предписывают велосипедисту спешится и вести велосипед рядом. В случае, если велосипедист не переходил, а переезжал пешеходный переход, и произошло ДТП, то он будет считаться виновником этого ДТП.
Второй случай, когда правила обязывают велосипедиста спешится и вести велосипед рядом, – это когда на тротуаре, обочине или пешеходной зоне он создаёт помехи пешеходам или подвергает их опасности. Например, в тех местах, где очень тесно и многолюдно.
Должен ли велосипедист пропустить машину, поворачивающую направо?
Согласно правилам дорожного движения, велосипедист, едущий по проезжей части дороги, должен всегда следовать справа от автомобилей. А что делать в том случае, если машина поворачивает направо, а велосипедисту нужно прямо? Кто кого должен пропускать? Автомобиль. Правила чётко обязывают водителей уступить дорогу велосипедистам (и пешеходам тоже), и только потом совершить поворот направо.
Какие штрафы предусмотрены за нарушение правил велосипедистами?
В Кодексе административных правонарушений наказанию велосипедистов-нарушителей посвящена особая статья – №12.29. Она очень короткая: одна часть статьи предусматривает штраф 800 рублей за любое нарушение ПДД велосипедистом; другая – штраф от 1000 до 1500 рублей также за любое нарушение, но совершённое в состоянии алкогольного или иного опьянения. (Эти «расценки» даны по состоянию на конец 2018 года).
Правила, написанные специально для велосипедистов
Поскольку велосипед относится к транспортным средствам и должен двигаться по проезжей части в одном направлении с автомобилями, на него распространяются те же правила. Велосипедист должен вместе с автомобилями останавливаться на красный сигнал светофора, пропускать пешеходов, переходящих проезжую часть по «зебре» и т.п. Кроме того, есть перечень требований, которые предъявляются именно к велосипедистам при их движении по проезжей части. А именно:
- нельзя выезжать на дорогу с неисправными тормозами, рулём, звуковым сигналом (или вовсе без него);
- нельзя не только ехать на велосипеде против хода движения машин, но и вести его рядом (в этом случае велосипедист всё равно должен следовать в одном направлении с общим транспортным потоком);
- запрещается ездить по дорогам категории «автомагистраль»;
- запрещается отпускать руль и ехать «без рук»;
- нельзя при движении по проезжей части перевозить пассажира на велосипеде (исключения: велосипед-тандем; специальное кресло для ребёнка до 7 лет);
- нельзя перевозить на велосипеде груз, который выступает за его габариты длины или ширины более чем на полметра, либо мешает управлять велосипедом;
- запрещено поворачивать налево или разворачиваться, если дорога имеет более одной полосы движения в одном направлении и (или) если на ней есть трамвайные пути;
- нельзя буксировать другой велосипед или иное транспортное средство;
- запрещается въезжать под дорожный знак 3.9: «Движение велосипедов запрещено».
Перед поворотом или перестроением велосипедист обязан заблаговременно оповестить других участников движения об этом своём манёвре. Сигналы подаются руками. Сигналу поворота налево соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу поворота направо – вытянутая правая рука. Надевать при движении по проезжей части на голову специальный велошлем правила НЕ обязывают. Во всяком случае, пока.
Актуальная и сейчас картинка из старой книжки: велосипедист информирует о своём перестроении.
Безопасная езда по проезжей части – в руках самого велосипедиста
Правила правилами, но и сам велосипедист может сделать свои поездки по городским улицам максимально безопасными для себя и окружающих. Для этого нужно следить за исправным техническим состоянием своего «двухколёсного друга». На дороге быть собранным и внимательным, быстро реагировать на изменения ситуации.
Поддерживать оптимальную для конкретного транспортного потока скорость, выдерживать дистанцию и боковой интервал, не рисковать, пытаясь «проскочить». Давно известно: безопаснее всего ехать примерно на одной скорости со своим транспортным потоком. Слишком медленная езда создаст помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это проблематично на узких участках дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость будет оптимальной лишь в случае, если весь остальной транспорт тоже движется быстро.
Нужно обеспечить хорошую видимость велосипеда и себя самого для других участников движения. По возможности, быть в яркой одежде. Не забывать подавать сигналы рукой при осуществлении поворотов и перестроениях. При заездах на тротуары, бордюры и съездах с них колесо нужно ставить прямо, под прямым углом. Чтобы оно не соскользнуло и велосипед не «унесло» в сторону с последующим падением. Руль перед самым въездом на бордюр нужно слегка поддёрнуть руками вверх. В противном случае, если бордюр достаточно высокий, падение будет неизбежным.
При выборе маршрутов для поездки лучше, по возможности, прокладывать их по городским дорогам с низким трафиком и небольшой средней скоростью движения машин. Можно, но не сто́ит часто или много ездить по улицам с интенсивным движением. Там, где автомобили едут с большой средней скоростью, поддерживать подобную которой велосипедист не в состоянии; по широким дорогам-многополоскам с развязками и эстакадами. В тех метах, где автомобили постоянно носятся со скоростью 60…80 км/ч и более, даже в крайнем правом ряду, велик с его максимальными 30…40 км/ч совершенно неуместен и даже опасен.
Разумеется, опытный велосипедист проедет везде, но вот безопасность таких поездок будет уже не так высока. Да и выхлопных газов придётся вдохнуть гораздо бо́льшее количество.
Не надо жаться к обочине или ехать по ней, подпрыгивая на ухабах, дабы торопящиеся автомобилисты не тратили время на объезд велосипеда. Да, ехать нужно как можно правее, но при этом смотреть, чтобы под колёсами был нормальный асфальт. Велосипедист – такой же полноправный участник движения.
Тем более, что есть такой психологический момент – водитель автомобиля всегда постарается просочиться на скорости между сильно «жмущимся к краю» велосипедистом и занятой второй полосой. В результате, на узкой дороге с насыщенным трафиком сильно жаться к краю становиться просто опасно. Поскольку машины будут проходить мимо велосипедиста буквально впритирку, не снижая скорости. Лучше занять понятную для всех позицию на дороге, «с запасом» от её края, чтобы у автомобилистов не возникало вредных желаний. Но, конечно, если за едущим не быстро велосипедистом уже скапливается целая кавалькада машин, то нужно съехать на обочину и пропустить страждущих.
Если поездка планируется достаточно долгая – на другой конец города, то не лишним будет заглянуть в актуальный прогноз погоды. А при необходимости – прихватить с собой «на всякий случай» лёгкий целлофановый дождевик.
Нельзя оставлять велосипед без присмотра даже на пару минут. Замок-тросик сто́ит копейки, совершенно не мешает в поездках, и пристегнуть им велосипед к парковке, либо к каким нибудь перилам, столбу и т.п. – дело нескольких секунд. Более того: если велосипед предполагается регулярно оставлять надолго (на несколько часов), то лучше вообще приобрести металлический U-образный замок. Его не сломать кусачками, а пилить ножовкой гораздо дольше, чем замок-тросик.
На что следует обратить внимание родителям юного велосипедиста
Увлечение ребёнка велосипедом нужно всячески поощрять. Это один из самых лучших способов укрепления здоровья и стимуляции правильного физического развития. А также одна из лучших альтернатив компьютерным играм – настоящей «чуме XXI века» для детей и подростков.
Но сейчас не те времена, когда можно было кататься на велосипеде совершенно беспечно, не обращая особенного внимания на правила. Интенсивность дорожного движения стала во много раз сильнее. Поэтому для того, чтобы ребёнок не пострадал сам и не спровоцировал ДТП, выпускать его за пределы парка или двора ответственный родитель может, только если убедится, что:
- юный велосипедист хорошо держит равновесие не только при быстрой, но и при медленной езде, спокойно едет, не виляя, по выбранной траектории;
- ребёнок умеет уверенно маневрировать на велосипеде, легко объезжать людей и препятствия;
- перед поворотом он снижает скорость и спокойно входит в поворот;
- юный велосипедист хорошо знает и уважает правила дорожного движения, о которых говорилось выше;
- велосипед полностью исправен – руль и колёса хорошо закреплены, а тормоза работают безупречно, звонок или другой звуковой сигнал звучит достаточно громко.
Не сто́ит отпускать детей кататься на велосипеде в тёмного время суток и даже в сумерки. Однако свтоотражателями и габаритными огнями велосипед всё равно должен быть оснащён. Не говоря уже о звуковом сигнале – он должен быть на руле обязательно.
Нет единого мнения по поводу таких средств защиты, как велошлем и наколенники / налокотники. Многие родители считают их пустой тратой денег и в общем-то бесполезной вещью. Тут каждый решает самостоятельно: нужно или не нужно экипировать юного велосипедиста этими средствами защиты.
Однако нет сомнений в том, что одежда велосипедиста, который ездит по дорогам общего пользования, должна быть яркой. Потому что нужно быть хорошо заметным на дороге не только в тёмного время суток, но и днём. Этого пункта нет в правилах, но для безопасности ребёнка нужно следить, чтобы он катался на велосипеде не в серой или т.п. неприметной одежде, а только в яркой (красной, жёлтой или оранжевой футболке и т.п.)
При чётком и последовательном соблюдении изложенных правил езда на велосипеде по проезжей части будет не только безопасной, но и комфортной. Научитесь соблюдать их и научите этому детей. В том числе и на собственном примере, разумеется.
Можно ли велосипедистам ездить по проезжей части
Как должен двигаться велосипедист по проезжей части?
12 минут Автор: Михаил Скворцов 170
Многие велосипедисты задумываются использовать свой байк в качестве транспортного средства и передвигаться на нем на работу, дачу, в магазины, на природу…. По тротуарам среди пешеходов ездить довольно проблематично, специальных велодорожек на город-миллионник найдется одна-две, и то не факт. Остается один вариант – автомобильные дороги и трассы, и движение по ним наравне с машинами.
Не все знают, что велосипед приравнивается к авто, а на дороге необходимо соблюдать общие правила передвижения на проезжей части. Выходить с байком неподготовленным нелепо и опасно, поэтому сейчас определим, где и как должен ехать водитель велосипеда и чем руководствоваться при этом.
Велосипедная безопасность в «железном царстве»
Для безопасной езды на велосипеде по проезжей части необходимо:
- Исправное состояние транспорта.
- Требуемое положение относительно других ТС.
- Оптимальная скорость.
- Выдержка дистанции, бокового интервала.
- Внимательность, хорошая реакция.
- Видимость со стороны.
- Соблюдение требований дорожных знаков, разметки, светофоров.
При перемещении по проезжей части велосипед должен быть в исправном состоянии. В первую очередь это касается руля и тормозной системы. Также необходимо проверять крепления колес к раме, состояние трансмиссии и давление воздуха в шинах.
Определяемся, на какой стороне дороги нам нужно находиться. Довольно спорный вопрос среди велосипедистов: одни утверждают, что ехать надо по ходу движения, другие – «против шерсти», как пешеходы – по обочинам, третьим вообще все равно, хоть посередине. Так кто же прав?
ПДД ясно и четко определили положение велосипеда на дороге: попутно с другими ТС, двигаться возможно правее. Это может быть край дороги, правый ряд при многополосном движении. Ключевое слово «возможно» означает, что правила дорожного движения разрешают велосипедистам отклоняться влево и даже выходить на встречную полосу движения. К таким случаям относятся:
- Объезд припаркованного автомобиля.
- Плохое качество дорожного покрытия, при движении по которому можно упасть и создать аварийную ситуацию.
- Проезд места аварии или оцепления.
Движение группы велосипедистов осуществляется в один ряд, в крайнем правом положении, на расстоянии друг от друга. Езда параллельно по одному ряду, как это разрешают правила мотоциклам, для велосипедистов запрещена.
Большое значение имеет скорость движения велосипеда в потоке. Согласно ПДД, ехать синхронно с потоком наиболее безопасно для каждого транспортного средства. На дороге необходимо развивать и удерживать достаточно высокую скорость, не менее 20 км/час. Слишком медленная езда создает помехи автомобилям, так как они вынуждены маневрировать, объезжая велосипедиста. Особенно это касается узких дорог, где разъезды с попутным и встречным транспортом затруднены. Однако высокая скорость безопасна лишь в случае, если весь транспорт движется быстро.
Дистанция для велосипедиста – это расстояние между ним и другими транспортными средствами по длине. Боковой интервал – расстояние по ширине. Для комфортной езды по дороге их необходимо выдерживать, чтобы в опасной ситуации можно было свернуть в сторону. Если дистанция за впереди идущей машиной сокращается, нужно сбавить темп. И, наоборот, ускориться, если она уменьшается с транспортом сзади. При параллельном передвижении не следует слишком близко прижиматься к попутным и припаркованным автомобилям, и вот почему:
- Есть риск упасть на машину из-за неровности на дороге.
- Может внезапно открыться дверь стоящего авто.
- Машина может задеть велосипедиста.
Внимательность – залог успешного движения на велосипеде на правах водителя. Тщательно следует следить за происходящим впереди и по бокам. Дорога – это движение, и обстановка меняется каждую секунду. Полезно будет приобрести зеркало заднего вида и установить его на руль: так можно будет следить за дорогой и сзади.
Неотъемлемым атрибутом внимательности является реакция: чем она выше, тем больше возможностей избежать неприятной ситуации. Скорость реакции снижается при усталости, приеме лекарств и в состоянии опьянения. В этих случаях правила запрещают садиться за руль, в том числе и велосипедный.
Спокойствие велосипедисту даст уверенность в том, что его видят. Рекомендуется иметь светоотражатели на раме, световые приборы (фара спереди и мигающий красный фонарь сзади) при движении в сумерках, яркую одежду, желательно тоже со светоотражающими полосками.
Правила дорожного движения обязывают, наравне с водителями авто, соблюдать требования дорожных знаков, разметки и сигналов светофора. Актуальные дорожные знаки для велосипеда:
- Знаки приоритета.
- Пешеходный переход.
- Въезд запрещен.
- Запрещающие повороты.
- Предписывающие направления.
- Знаки особых предписаний: одностороннее движение, движение маршрутного транспорта.
- Знаки «Движение по полосам».
Обращаем внимание на знаки
Разметка для велосипедиста:
- Сплошная линия (переезжать нельзя).
- Прерывистая линия (можно пересекать).
- Пешеходная «зебра».
- Островки безопасности.
- Желтая разметка, запрещающая остановку и/или стоянку.
Что касается светофоров, то все просто: красный, желтый – стой, зеленый – дорога свободная. Горящая дополнительная секция светофора движение разрешает после проезда других ТС на основной зеленый. Для велосипедиста будет актуальна стрелка «направо».
Безопасный полет при маневрировании
Маневрирование на дороге – это отклонение от прямой траектории. Согласно ПДД, водитель в этой ситуации должен уступать дорогу транспорту, движущемуся прямо. Маневры на проезжей части – это начало движения, перестроение и повороты. Последнюю категорию рассмотрим в отдельном разделе, а сейчас поговорим о том, как правильно начинать движение и перестраиваться.
В начале движения необходимо уступить дорогу всем, кто едет попутно: автомобили, мотоциклы, другие велосипеды. Как только образовался безопасный промежуток и другие попутки еще далеко, отклоняемся влево, выравниваем руль и набираем скорость. При повороте на дорогу из прилегающей территории (дворы, проезды, площадки) также необходимо всех пропустить.
Перестроение необходимо при объезде препятствий или движении в разрешенном направлении. К примеру, правый ряд предназначен только для правого поворота, а проехать надо прямо. Траектория при перестроении должна быть максимально спрямлена, поэтому начинать отклоняться влево нужно заранее. Попутному транспорту уступаем дорогу, снижаем скорость. При объезде препятствий на узких дорогах с выездом на левую сторону необходимо остановиться и пропустить встречный транспорт. Если же препятствие на стороне встречки, то на своей территории велосипедист имеет преимущество проезда.
Проезд перекрестков и пересечение дороги
Проехать пересечение дорог в общем случае можно четырьмя способами: продолжить движение прямо, повернуть направо или налево, развернуться. Правый поворот велосипедисту разрешен на всех обычных перекрестках, так как делается с крайнего правого положения – законного места велосипедиста.
Прямо велосипедист может также свободно проехать со своего ряда, при этом он будет иметь преимущество перед поворачивающими направо. Если правая полоса идет только на поворот, то для проезда прямо нужно перестроиться в соседний ряд, предварительно уступив дорогу всем, кто не собирается перестраиваться.
Поворачивать налево и менять направление водителю велосипеда разрешено только с дорог, на которых по одной полосе в каждую сторону и отсутствуют трамвайные пути. Кстати, о трамваях: на перекрестках они имеют преимущество перед велосипедом, если для него не горит красный, он не выезжает со второстепенной дороги или из депо.
Предупреждающие указания о повороте: «направо» – вытянутая рука в правую сторону, «налево» и «разворот» – вытянутая рука влево. Показывать направление поворота нужно заранее, перед маневром.
Перекрестки разделяются не несколько типов:
- Нерегулируемые, равнозначных дорог.
- Бессветофорные, с определенным приоритетом.
- Регулируемые.
Первые тип перекрестков проезжается по правилу «помеха справа». Смотрим направо и все, что движется оттуда, – пропускаем. При повороте налево на таких перекрестках необходимо пропустить всю встречку, если у нее нет своей помехи справа (слева от велосипеда).
Перекрестки с приоритетом – это пересечения дорог, где по правилам одни проезжают «не глядя», другие уступают. Первые движутся по главной дороге, вторые находятся на второстепенной. На главной дороге велосипед имеет преимущество, как и автомобиль. Однако нужно соблюдать осторожность, немного снизить скорость и проехать, только если, действительно, дают это сделать.
Самый неприятный маневр на главной дороге – съезд налево. Здесь нужно будет предварительно пропустить всех попутных, а затем и встречных. Иногда главная дорога может менять направление: под знаком есть информационная табличка. Если такая дорога поворачивает налево, то никого пропускать не нужно. На второстепенной дороге велосипед уступает всем, кто едет по главной, если намерен проехать прямо или налево, и только будущим попутным ТС – при повороте направо.
Регулируемые перекрестки – это обычно пересечение крупных улиц, где поворот налево будет запрещен. Повернуть можно двумя способами:
- Слезть с велика и пересечь дороги по зебрам.
- Проехать «уголком»: прямо на зеленый, повернуться на 90 градусов и снова на зеленый проехать прямо. Сделать это можно там, где нет пешеходных переходов, и если у края дороги не стоят машины. А вообще, безопаснее первый вариант.
Прямо и направо разрешено ехать на зеленый сигнал, в том числе и мигающий. Завершать проезд перекрестка можно на желтый и даже красный. Если светофор мигает желтым или выключен, то смотрим на знаки приоритета или слезаем и переходим дорогу пешком.
Есть еще Т-образные регулируемые перекрестки. Они интересны тем, что с дороги без прямого проезда можно свернуть налево, даже если количество полос больше одной. Для этого заранее надо перейти в левый ряд и на зеленый спокойно повернуть: велосипед окажется справа от всех и не создаст помех. Не забываем подавать сигналы поворота при перестроении и перед поворотом.
Внимание! При повороте направо или налево пересекать пешеходный переход можно только при отсутствии на нем людей. То есть действуем как в машине: на поворотах пропускаем всех пешеходов, также даем завершить им переход.
Переходить дорогу с велосипедом нужно своими ногами, по пешеходному переходу. К сожалению, многие пренебрегают этим и переезжают прямо на седле. Этого делать нельзя по следующим причинам:
- Можно сбить пешехода на зебре.
- Есть опасность врезаться в бордюр и слететь с велосипеда.
- Водитель машины с поворота может не заметить велосипедиста и сбить его.
То же касается регулируемых переходов (без перекрестка): в правилах четко указано, что пересекать проезжую часть велосипедист обязан на правах пешехода. Уважающий себя водитель велосипеда всегда помнит, где он может, а где не должен ехать.
Где ездить желательно, не стоит, запрещено
При выборе маршрута рекомендуется выбирать дороги с низким трафиком: так езда будет более комфортной, быстрой, меньше риска попасть в ДТП или отравиться выхлопами.
Можно, но не стоит ездить по слишком широким улицам с интенсивным движением. Конечно, опытный велосипедист-дорожник проедет везде, однако, если есть более приемлемые варианты, лучше выбрать их. Также не стоит злоупотреблять ездой по трассе и дорогам с большим количеством большегрузного транспорта. Нужно помнить, что фура и велосипед – вещи несопоставимые.
Запрещено двигаться на велосипеде по скоростным магистралям с бессветофорным движением. Скорость автомобилей на таких дорогах обычно близка к 90 км/час даже в правом ряду, и скромные 25-30 км/час велика тут совершенно не к месту. Также запрещено ехать на двух колесах в тоннелях.
При четком и своевременном соблюдении правил езда на велосипеде по дорогам будет относительно безопасной и комфортной. К ним следует добавить негласный принцип «трех Д», а также быть уважительным и терпеливым по отношению к другим участникам. Вежливости много не бывает, но она обязательно вернется.
ГАИ напоминает: что можно и чего нельзя делать велосипедистам
Перед началом велосипедного сезона в ГАИ Гродно собрали полный список ПДД, касающихся этих участников дорожного движения. В ГАИ понимают, что количество велосипедистов растет и необходимо на них воздействовать. Уже в том году были оштрафованы велосипедисты, движущиеся по проезжей части. Что можно и чего нельзя делать велосипедистам читайте в подборке ГАИ:
Где можем двигаться?
Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии – по обочине, тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствий и опасности для пешеходов. При отсутствии указанных элементов дороги или невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части дороги в один ряд не далее 1 метра от ее правого края. При этом:
— выезд далее 1 метра от правого края проезжей части дороги допускается лишь для объезда препятствия и в разрешенных случаях для поворота налево или разворота. Следует отметить, требование данного подпункта распространяется только на случаи движения по дорогам, которые имеют не более одной полосы для движения в данном направлении, и которые не имеют трамвайного пути по середине дороги;
— колонны велосипедистов при движении по проезжей части дороги должны быть разделены на группы е более чем по 10 велосипедистов, а расстояние между группами должно составлять не менее 100 метров;
— при наличии на проезжей части дороги линии горизонтальной дорожной разметки 1.2, обозначающей ее край, эта линия должна располагаться слева от велосипедиста.
Как ехать в темное время суток?
При движении по дороге в темное время суток и (или) при ее недостаточной видимости на велосипеде должны быть включены спереди фара (фонарь), излучающая белый свет, сзади – фонарь, излучающий красный свет. При их отсутствии или неисправности велосипедист при условиях, когда видимость дороги в направлении движения становится менее 300 метров или с наступлением темного времени суток, должен сойти с велосипеда и вести его рядом с собой.
В своих предложениях по изменению законодательства мы предлагаем обязать велосипедистов при движении по загородным трассам в темное время суток использовать жилет повышенной видимости.
Самое важное в городе!
При пересечении проезжей части дороги по пешеходному переходу велосипедист должен спешиться и вести велосипед рядом с собой, руководствуясь требованиями, предусмотренными Правилами для движения пешеходов.
Данное требование продиктовано необходимостью обеспечения безопасности велосипедистов, т.к. большая скорость движения велосипедиста по сравнению с пешеходами позволяет ему появиться на пешеходном переходе в очень короткий промежуток времени. Требование вести велосипед рядом с собой дает возможность водителю транспортного средства рассматривать велосипедиста как пешехода и иметь больший запас времени на оценку складывающейся дорожной ситуации.
Вне перекрестков, на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, велосипедист обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге. При этом, пересечение велодорожки с дорогой не является перекрестком. При съезде с проезжей части дороги водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, путь движения которых он пересекает. При повороте налево или направо водитель обязан уступить дорогу велосипедистам, пересекающим ее по велосипедной дорожке.
Что запрещено?
— использовать технически неисправные велосипеды. Под неисправностью понимается наличие неисправных тормозов, либо рулевого управления, либо звукового сигнала, а в темное время суток, как указывалось ранее, отсутствие работающих фонарей.
— двигаться, не держась за руль и (или) не держа ноги на педалях;
— поворачивать налево или разворачиваться на дороге, имеющей трамвайный путь, либо имеющей более одной полосы для движения в данном направлении;
— двигаться по дороге в условиях снегопада или гололедицы;
— перевозить пассажиров, за исключением детей в возрасте до семи лет на дополнительном специально оборудованном сидении;
— перевозить грузы, выступающие более чем 0,5 метра по длине или ширине за габариты велосипеда, а также грузы, мешающие управлению велосипедом;
— управлять велосипедом детям до 14 лет на дороге без сопровождения совершеннолетнего лица. Данное требование не распространяется на жилые и пешеходные зоны, тротуары, велосипедные и пешеходные дорожки.
— буксировать велосипед или велосипедом, за исключением велосипедного прицепа промышленного производства.
Штрафы:
За нарушение велосипедистом Правил дорожного движения на территории Республики Беларусь установлена административная ответственность и квалифицируется по статье 18.23 КоАП РБ, состоящая из четырех частей:
ч. 1. Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом, гужевым транспортным средством, или лицом, участвующим в дорожном движении и не управляющим транспортным средством, –
влечет предупреждение или наложение штрафа в размере от одной до трех базовых величин.
ч. 2. Нарушение правил дорожного движения лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, совершенное в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, –
влекут наложение штрафа в размере от трех до пяти базовых величин.
ч. 3. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших создание аварийной обстановки, –
влечет наложение штрафа в размере от трех до восьми базовых величин.
ч. 4. Совершение лицами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, нарушений правил дорожного движения, повлекших причинение потерпевшему легкого телесного повреждения либо повреждение транспортного средства, груза, дорожного покрытия, дорожных и других сооружений или иного имущества, а также оставление ими места дорожно-транспортного происшествия, участниками которого они являются, –
влекут наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин.
По состоянию на 29.03.2017 базовая величина в Республике Беларусь составляет 23 руб.
Можно ли велосипедистам ездить по дорогам, и за что их могут оштрафовать
Многих автовладельцев раздражают велосипедисты, передвигающиеся по проезжей части. Разрешено ли им выезжать на автодороги вообще, какие правила и запреты на них распространяются, и за что могут оштрафовать велосипедиста?
Согласно п. 1.2 действующих ПДД, велосипедист – лицо, управляющее велосипедом. Велосипедом же, в свою очередь, считается «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч».
Таким образом, велосипед может, во-первых, иметь более двух колес, а во-вторых, электродвигатель мощностью не более 0,25 кВт: в случае, если мощность установленного мотора выше, ТС (транспортное средство) уже будет классифицироваться как мопед.
Стоит отдельно отметить, что по правилам пешеходами считаются лица, «использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства» – то есть, велосипедом считается ТС с приводом на колесо (или колеса). Кроме того, если человек не едет на велосипеде, а ведет его рядом с собой, то он тоже считается пешеходом, а не велосипедистом.
Еще одно замечание касается классификации велосипеда как ТС: сам по себе велосипед является транспортным средством, но не является механическим транспортным средством, так как под последним понимается «транспортное средство, приводимое в движение двигателем». Это важно с точки зрения правил и мер наказания, распространяющихся на велосипедистов.
Ответ на ключевой вопрос, волнующий многих – да. В ПДД есть отдельный раздел 24, содержащий «Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Пункт 24.2 этого раздела допускает движение велосипедистов по правому краю проезжей части. Это, однако, разрешено в случае, если «отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним».
Более того, при движении по автомобильной дороге велосипедист пользуется стандартными правилами приоритета, и автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипедисту, двигающемуся по главной. А еще пункт 24.5 допускает «движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м». Единственным условием при этом является то, что «колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения», а «для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м».
В обычных же условиях согласно п. 24.1 «движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов». И еще: велосипедистам младше 14 лет движение по проезжей части и обочине запрещено.
Список дополнительных запретов для водителей велосипедов регламентируется пунктом 24.8 действующих ПДД, а кроме него, в ПДД есть и другие пункты, в которых упомянуты ограничения для передвижения велосипедистов. Здесь же мы выделим основные запреты, касающиеся их передвижения по автодорогам.
Для начала, велосипедистов касается пункт 2.7, который оговаривает запрет на управление ТС в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также разговоры по мобильному телефону без использования устройств « hands — free ». Единственный нюанс здесь в том, что штрафы, предусмотренные за нарушение правил велосипедистами, существенно ниже таковых для автомобилистов – об этом будет рассказано ниже.
Пункт 16.1 запрещает движение велосипедистов по автомагистралям, а также по дорогам, обозначенным знаком 5.3 – «Дорога для автомобилей».
Ну а пресловутый п. 24.8 запрещает велосипедистам «поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении», а также «пересекать дорогу по пешеходным переходам». Таким образом, велосипедисту для поворота налево придется либо сделать это «в два захода», пересекая дорогу, на которую нужно свернуть, а затем, остановившись, выехать на нее на следующий разрешающий сигнал светофора, либо спешиться и перейти текущую дорогу по пешеходному переходу.
Кроме того, стоит помнить, что у велосипедистов есть и собственный запрещающий знак 3.9 «Движение на велосипедах запрещено», который дополняется стандартными «кирпичом» (3.1) и «Движение запрещено» (3.2).
Нарушения велосипедистами правил и запретов, обозначенных выше, а также иных правил, не относящихся к движению по автодорогам и не перечисленных здесь, регламентируются частями 2 и 3 статьи 12.29 КоАП РФ. Согласно части 2, нарушение ПДД велосипедистом «влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». Если же водитель велосипеда на момент нарушения был пьян, то на него будет наложен штраф «в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей».
Как видно, наказание за пьяную езду здесь куда менее сурово, чем в случае с автомобилистами, но оно, однако, существенно ужесточилось в 2013 году: до этого за нарушение можно было отделаться «предупреждением или наложением административного штрафа в размере двухсот рублей», а пьяный велосипедист наказывался штрафом «от трехсот до пятисот рублей».
Правила дорожного движения для велосипедистов
Каждый, кто двигается по любому участку проезжей части, несет свою долю ответственности за безопасность. И не важно, каким средством движения он управляет: крутым автомобилем, сверхскоростным мотоциклом или крутит педали простенького велосипеда. «Правила дорожного движения» существуют свои для каждого.
По каким правилам должны ездить велосипедисты
Велосипедист – полноправный участник дорожного движения. Но иногда по сравнению с автомобилистами он оказывается в заведомо проигрышной позиции по одной причине: зачастую он даже не знает свои права, обязанности и правила, которым должен следовать. А их не столь уж и мало. Отыскать их не сложно, они все описаны в брошюре для курсантов автошкол и водителей.
И да, велосипедисты не обязаны сдавать экзамены на их безупречное знание. Но, как ни крути, велосипед – это тоже транспортное средство. Соответственно, его водитель несет абсолютно ту же ответственность, что и те, кто управляет другими машинами, от грузовика до гужевой повозки.
Где ездить: на проезжей части или по тротуару
Сегодня существует несколько вариантов «пути» для велосипедистов. Однако это вовсе не означает, что у любителей крутить педали всегда будет большой выбор. Каждая дорога предполагает только один ответ на вопрос, где же проехать:
- по выделенной специально для велосипедистов полосе или по велосипедным дорожкам, которые есть не в каждом городе;
- по правому краю проезжей части;
- по обочине;
- по тротуару.
Эти варианты расположены в порядке предпочтения. То есть, при наличии спецполосы, не стоит даже смотреть на дорогу для автомобилистов. Обочина становится открытой для двухколесных только тогда, когда «выделенки» нет и в помине, а движение по проезжей части невозможно: она завалена снегом или мусором, заставлена машинами и т.д.
Соответственно, съезжать на тротуар, где снуют пешеходы, велосипедист имеет право лишь изредка, если других вариантов нет. К сожалению, это правило в России соблюдается далеко не всегда. По незнанию или специально, из-за удобства, многие велосипедисты предпочитают ездить именно по тротуарам, нередко создавая не только помехи для пешеходов, но и опасно: наезд на пешехода может обернуться серьезными травмами. В любом же происшествии, произошедшем на тротуаре с участием пешехода, по определению будет виноват велосипедист.
Может ли велосипедист ехать по проезжей части
Существующие «Правила дорожного движения» довольно лояльны к велосипедистам. Им не нужно получать медицинские справки, учиться и демонстрировать свои знания и умения, чтобы получить права. Достаточно приобрести транспортное средство. ПДД даже разрешают не облачаться в защитную экипировку. Хотя многие из тех, кто всерьез занимается развитием велодвижения, призывают не пренебрегать этой мерой.
И все же закон предъявляет ряд требований к любителям механического транспорта. Действующие на сегодняшний день «Правила…» разрешили выезжать на проезжую часть только тем, кто:
- достиг 14 лет (детям младше этого возраста «Правила…» разрешают движение только по специальным дорожкам или по тротуару);
- пребывает в адекватном состоянии, то есть не находится под воздействием алкоголя, наркотиков или тех или иных лекарственных препаратов;
- передвигается на полностью исправном, подготовленном и проверенном транспортном средстве;
- оснастил велосипед специальными фарами на передней части и габаритными огнями на задней. Их использование обязательно в темноте, в тумане, в условиях сильного дождя и т.д.
Что же конкретно говорят ПДД про велосипедистов
Обладателям этого транспортного средства особенно полезно заглянуть в 12-ый раздел этой брошюры. Он содержит правила, написанные именно для них.
Согласно им такие участники движения обязаны:
- Двигаться исключительно по правому краю проезжей части, стараясь держаться как можно ближе к границе дороги. Велосипедистам выстраиваться в один ряд и не мешать другим участникам движения;
- Подавать сигналы:
● при повороте налево левым поворотником, а при его отсутствии вытянутой вверх левой рукой либо согнутой под углом в 90 градусов и направленной вверх правой;
● при повороте направо правым поворотником, а при его отсутствии вытянутой вверх правой рукой либо согнутой под углом в 90 градусов и направленной вверх левой;
● при торможении левой или правой рукой, вытянутой вверх. - Уступать дорогу пешеходам в соответствии с правилами, действующими для автомобилистов. То есть, оставлять им преимущество на нерегулируемых пешеходных переходах. На регулируемых начинать движение только после того как включится разрешающий сигнал светофора и удастся убедиться, что все пешеходы успели покинуть переход.
Запрещено велосипедисту на проезжей части
Каждому велосипедисту, выехавшему на проезжую часть, запрещается:
- разворачиваться или поворачивать налево, если дорога, по которой осуществляется движение, имеет более двух полос. В таком случае велосипедист обязан доехать до пешеходного перехода, слезть со своего транспортного средства и в качестве пешехода, на разрешающий сигнал светофора, перейти на другую сторону;
- разворачиваться или поворачивать налево на тех дорогах, где присутствуют действующие трамвайные пути;
- пересекать дорогу по пешеходному переходу на велосипеде;
- перевозить пассажиров, если конструкция велосипеда не предусматривает оборудованных мест для них. Детей младше 7 лет разрешается перевозить только в специальных устройствах;
- перевозить большой груз, который будет выступать за габариты самого велосипеда более чем на 50 см по любой стороне, в длину или в ширину, а также груз, способный помешать управлению транспортным средством.
Если велосипедист не соблюдает правила, ему придется оплатить штраф. Выписать его имеет право представитель ГИБДД.
Правила дорожного движения для велосипедистов
Как только начинается теплая весенняя пора, на улицах резко увеличивается количество велосипедов и других двухколесных транспортных средств. Десятки, а то и сотни владельцев байков вливаются в оживленный транспортный поток.
Согласно оценкам экспертов по меньшей мере 75% из них абсолютно не имеют представления о правилах дорожного движения, выезжая на улицы города неподготовленными.
Требования к техническому оснащению велотранспорта
Что такое велосипед, известно даже малышам, однако в ПДД присутствует совершенно точное определение. В соответствии с ним велосипед — это разновидность транспортного средства, которое может иметь от двух колес и приводиться в движение за счёт мускульной энергии пользователей за счет кручения педалей, а также рукояток. Некоторые разновидности электровелосипедов могут даже иметь двигатель, мощность которого при продолжительной нагрузке варьируется в пределах 25 кВт, скорость передвижения подобных байков — до 25 км/ч.
Становится очевидным, что велосипед — это в первую очередь одна из разновидностей транспортного средства, потому все основные положения ПДД в полной мере можно применять по отношению к байкам.
Велосипедист — это тот человек, который осуществляет управление велосипедом. Если вести его рядом, то собственник уже становится пешеходом. Особое внимание водитель всякого ТС, в том числе и байка, должен уделять техническому состоянию своего двухколесного транспорта. Всякий раз перед поездкой нужно производить оценку исправности велосипеда, в частности, при поломке тормозов, а также сцепного устройства либо рулевого механизма любое движение категорически запрещается. Помимо этого, установлены ограничения на передвижение велосипедов в вечернее и ночное время в случае, если отсутствуют или не горят задние габаритные огни и фары.
Некоторые владельцы велосипедов предпринимают попытки всячески уменьшить массу своего байка. Для этого идёт в ход удаление некоторых элементов конструкции, в том числе и тормозов — подобные действия рассматриваются, как нарушение действующих нормативов, и предусматривают административное наказание.
Резюмируя все вышеизложенное, можно обозначить следующие действия, которые должен произвести водитель двухколесного ТС перед выездом:
- проверить техническое состояние шин;
- оценить работоспособность звукового устройства;
- удостовериться в том, что все крепежи руля надёжны.
Очень важно следить за работоспособностью светового оборудования: передние фары должны гореть белым светом, а сзади— ярко-красным.
Возрастные ограничения для езды на велосипеде
Велосипедом могут пользоваться люди самых разных возрастов. При этом каждая возрастная категория имеет свои определенные особенности перемещения на байках. Так, для пользователей возрастной группы младше 7 лет допускается движение исключительно по пешеходным либо велопешеходным дорожкам, по тротуарам, а также в границах существующих пешеходных зон.
Владельцам байка в возрастной категории 7- 14 лет передвижение также разрешено строго по тротуарам и другим пешеходным зонам, а также по оборудованным велодорожкам. Кататься по проезжей части, равно как и по обочине, пользователям моложе 14 лет строго запрещено.
Маленьких велосипедистов на дороге поджидает немало опасностей. Перечислим наиболее распространенные.
- Опасная привычка. Многие велосипедисты, особенно юного возраста, начинают движение, не посмотрев по сторонам и не оглянувшись назад. Меж тем именно при повороте, «не глядя», велосипедисты чаще всего подвергаются наездам автомобилей.
- Пустынная улица. На улицах с небольшим движением дети очень часто катаются наперегонки, делают повороты и другие трюки, выезжают на проезжую часть и даже пересекают ее не осмотревшись.
- Нерегулируемый перекресток. Съезжая с пустынной улицы, дети часто пересекают перекресток, не снижая скорости, особенно если дорога идет под уклон. В этой ситуации они не замечают приближающегося транспорта, что часто заканчивается трагедией.
Граждане старше 14 лет приравниваются ко взрослым пользователям, поэтому они могут двигаться по велодорожкам, специализированному участку дороги (при его наличии), а также по проезжей части в ситуациях, предусмотренных законодательством.
Нужны ли водительские права?
В наши дни водительских прав на электровелосипед и байки не нужно, однако так было не всегда. Во времена Советского Союза велосипед был не просто приравнен к обычному транспорту, но и подлежал регистрации номерным знаком. Пластина из металла содержала 4-5 цифр и период действия прав. Она крепилась к велосипеду, а на руки пользователю выдавался документ, удостоверяющий разрешение на его вождение. Права в обязательном порядке содержали информацию о типе документа, а также основные сведения о собственнике (номер велосипеда, Ф. И. О. собственника, место его регистрации, фотографию, подпись и печать). К документу прилагался свод правил передвижения по городским улицам.
Так как велосипед представляет собой уличный вид транспорта, то и контроль за этим средством передвижения осуществляли сотрудники Госавтоинспекции (ГАИ). Всякое нарушение действующих правил дорожного движения в присутствии ее представителей наказывалось наложением штрафа, предупреждением и даже лишением прав либо номера на установленный законом срок. В большинстве случаев к изъятию документа приводил поворот влево на многополосной полосе, передвижение по пешеходному переходу, а также езда на запрещающий сигнал светофора.
Нужно сказать, что велосипед в те годы был не так распространён, как в наши дни. Чаще всего он покупался как развлечение для малышей и тинейджеров, а также как основное средство передвижения в деревнях и селах. Конечно, байки на улицах ездили, но не в таком количестве, как сейчас — соответственно, сотрудники ГАИ в большей степени наводили страх на владельцев машин, нежели на велосипедистов. Невзирая на это, получить права было не так-то просто — для этого требовалось сдать обязательный экзамен, который представлял собой что-то наподобие современного тестирования. На основании данных испытания выдавались права, а также номерные знаки на один год.
По окончании этого периода нужно было подать заявку на продление действия водительского удостоверения.
Как мы уже упоминали, сейчас права на управление байком не нужны. Однако мнения в обществе относительно этого решения неоднозначны. Некоторые считают, что подобный документ нужен для повышения безопасности всех участников дорожного движения. Другие владельцы байков считают права советским пережитком и полагают, что такой метод борьбы с правонарушителями не отличается особой эффективностью. Третьи и вовсе утверждают, что «корочка» от ГИБДД неэффективна без развитой велосипедной инфраструктуры. Впрочем, есть и такие граждане, которые даже не слышали о правах.
Не так давно в интернете прошла информация о том, что разрешения на управление байками снова вернутся, но она не нашли какого-либо документального подтверждения. Вопрос о том, когда будут введены эти права, и будут ли введены в принципе, до сих пор остается открытым. Тем не менее требования, устанавливающие порядок передвижения велосипедистов, имеются — они оговорены в ПДД, и водитель велосипеда должен передвигаться в точном соответствии с ними.
Нужно сказать, что в России не так много полос для езды на байке, велознаков и специальных указателей, в 90% населенных пунктов этого попросту нет, а если и имеются — то в весьма ограниченном объеме. Эксперты утверждают, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует острая нехватка велодорожек, и пользователи вынуждены передвигаться по тротуару либо по проезжей части. При этом передвигаясь по тротуару, водитель велосипеда уже в какой-то мере нарушает ПДД, хотя сотрудники ГИБДД смотрят на это «сквозь пальцы» в случае, если при этом интересы пешеходов не ущемляются.
Просто представьте: если вновь появятся права, то водителям велосипеда придется постоянно передвигаться по оживленной магистрали, а это отнюдь не всегда является безопасным. Другими словами, для начала нашим велосипедистам в первую очередь необходимы разметки и велознаки с указателями, а только потом можно задуматься о документе, который будет способствовать соблюдению ПДД, а не составлять помех безопасному передвижению велосипедиста.
Где и как можно ездить?
Обращаем особое внимание: предельно допустимая скорость передвижения велосипедиста имеет установленные ограничения. Так, в черте города не разрешено превышать скорость в 60 км/ч, а в парках, придомовых территориях можно ездить не быстрее, чем 20 км/ч. Помимо этого, велосипедисты обязаны соблюдать требования установленных знаков, ограничивающих передвижение. В идеале езда на байке должна производиться по специализированной велодорожке, которая представляет собой часть основной дороги, конструктивно обособленной от проезжей части и пешеходных тротуаров. В условиях неразвитости велоинфраструктуры законом предусмотрены некоторые исключения.
Основным из них является вероятность передвижения по правой стороне проезжей части. Подобные маневры возможны:
- при отсутствии велопешеходной либо велодорожки;
- когда полоса для байка не оформлена, или же перемещение по ней затруднено;
- когда водитель перевозит объемные грузы либо прицепы.
Вывод: если фрагмента дороги, оборудованного для перемещений на байке, нет, то ехать следует по ее правой стороне.
Второе исключение — это катание на обочине. Данный вариант допустим в следующих ситуациях:
- когда нет велопешеходной либо велодорожки, или же затруднено перемещение по ней;
- если нет никакой возможности перемещения по правому краю дороги.
Третье допущение — это езда на байке по тротуару. Такой вариант перемещения вероятен, когда отсутствует велополоса, затруднено передвижение по правому краю дороги, а также не представляется возможным езда по обочине.
Помимо этого, взрослый пользователь может кататься, если он сопровождает второго велосипедиста моложе 7 лет или везет ребёнка на специально оборудованном сиденье (в велоколяске, которая разработана для использования в комплекте с байком). Таким образом, езда по пешеходной зоне считается крайним вариантом перемещения велосипедистов.
Обращаем отдельное внимание на то, что во время езды нужно точно следовать установленной законом последовательности при выборе варианта передвижения на байке.
Существует ряд дополнительных норм передвижения велосипедистов группами. Так, при езде нескольких спортсменов по правой части дороги спортсмены могут ехать строго в один ряд. Движение большой колонны в 2 ряда допустимо лишь тогда, когда максимальная ширина байка не больше 75 см. При однорядном катании колонну спортсменов нужно поделить на небольшие группки по 10 человек, при двухрядном — на секции по 10 пар.
Для облегченного разгона желательно придерживаться удаленности между этими группами на уровне 90-100 м.
При езде большими отрядами приняты специальные условные жесты, которые спортсмены посылают своим друзьям по колонне:
- опущенная рука — яма либо другое препятствие слева;
- поднятая рука — яма либо другое препятствие справа.
Первым жест подает направляющий колонны, все двигающиеся за ним спортсмены должны незамедлительно повторить его.
При передвижении на байке по пешеходной полосе и по тротуару крайне важно не создавать помех пешеходам. В такой ситуации велосипедисту нужно спешиться и идти, как обычный пешеход.
Важно: на тротуаре у пешеходов абсолютное преимущество перед водителями байков, это же относится к пересечению перекрестков. В частности, поворот направо должен производиться согласно знакам приоритета. Поворот в левую сторону при передвижении по однополосной дороге может производиться в один приём по форме траектории. Поворот направо в остальных ситуациях можно выполнить одним из следующих способов:
- переходить дорогу как пешеход — попросту спешиться и повести байк возле себя;
- в два приема —то есть движение прямо, затем остановка с поворотом, снова езда прямо.
Между водителями байков и пешеходами часто возникают споры о том, кто кому обязан уступать в пути. Исходя из положения о том, что велосипедист— это в первую очередь водитель ТС, на пешеходной полосе ему придется пропускать пешеходов, а на переходах, оборудованных светофорами, необходимо дать им перейти улицу, и только потом пересекать самим.
В соответствии с принятыми нормами одним из самых спорных участков для совместного перемещения пешеходов и владельцев байков являются велодорожки. Некоторые собственники двухколесного транспорта полагают, что у велосипедиста на данной территории имеются преимущества, но это совсем не так. Дело в том, что никак не запрещается нахождение пешеходов на таких специальных полосах, следовательно, им придётся уступать путь также и на велопешеходной дороге.
В обязанности всякого водителя байка входит заблаговременная подача предупредительного сигнала перед каждым планируемым маневром, даже если в пределах видимости нет никакого движущегося автомобиля.
Современные модели байков укомплектованы поворотниками, поэтому подача световых сигналов, обозначающих поворот, здесь осуществляется так же, как у любого другого автотранспорта. Однако если транспорт не имеет подобных приспособлений, то сигналы о маневрах можно подавать руками:
Источники:
https://velife.ru/katanie/pdd-dlya-velosipedista-pamyatka-dlya-lyubitelej-i-profi.html
https://velife.ru/katanie/kak-pravilno-i-bezopasno-ezdit-na-velosipede-po-ozhivlennomu-shosse.html
https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/fizicheskoe-vospitanie/pravila-ezdyi-na-velosipede-po-proezzhey-chasti.html
https://velomania.su/velosiped/mozhno-li-velosipedistam-ezdit-po-proezzhej-chasti.html
https://vplate.ru/velosiped/pravila-dvizheniya/dlya-velosipedistov/