Можно ли ездить на горном велосипеде зимой

Содержание скрыть

Как ездить на велосипеде зимой. Гид для тех, кто отважился

Далеко не все готовы отказаться от велосипеда зимой. «Советский спорт Life&Style» рассказывает, как одеваться, как готовить велосипед и как управлять им, если вы собираетесь хотя бы время от времени ездить на велосипеде в холодное время года.

Переходим на зимнюю резину

Первое правило «зимней езды» — уменьшить возможность скольжения и заносов велосипеда. Если вы живете в регионе со стабильным снежным покровом, лучшим вариантом будет установка зимних шипованных покрышек. Они бывают двухрядные и многорядные.

В первых шипы установлены в два ряда и только по краям протектора. Такие покрышки подходят для езды по городу с небольшим снежным покровом и участками льда: шипы по краям нужны для стабилизации колеса, если его «поведет» на льду.

Многорядные — те, где шипы установлены по всей поверхности покрышки (чаще всего, в четыре ряда). Они обеспечивают постоянно сцепление шипов с поверхностью, сохраняют устойчивость велосипеда на снегу и наледях. При этом они более тяжелые, не позволяют развивать скорость.

Если в вашем городе зима чередуется с оттепелями (или улицы обрабатывают реагентами во избежание наледи), хорошим вариантом будет установить шипованную покрышку только на переднее колесо. Или – поставить покрышки без шипов с максимально глубоким протектором.

Для зимы – велосипед с минимумом амортизаторов

Амортизаторы сглаживают неровности летнего бездорожья, но зимой могут сыграть плохую шутку. В условиях снега и наледи амортизаторы делают управление велосипедом менее предсказуемым и повышают вероятность падения.

Двухподвесные велосипеды (с амортизаторами на каждом колесе) менее всего подходят для зимней езды. «Хардтейл» (велосипед с амортизатором на переднем колесе) – допустимый, но не идеальный вариант. Лучше всего зимой использовать «ригид»-велосипеды – у них жесткая рама и нет амортизаторов вообще. Такой велосипед с меньшей вероятностью начнет «чудить» при гололеде.

Крылья от грязи ставим в обязательном порядке

Некоторые велосипедисты с презрением относятся к крыльям – считая их уделом городских сити-байков для домохозяек. Для зимней езды крылья все же придется поставить: они отсекут грязь, брызги, комки снега. Крылья для зимней езды должны закрывать максимальную поверхность колеса. Это позволит вам остаться чистым во время зимних велопрогулок. Укороченные крылья, крылья только на заднее колесо – от этих вариантов откажитесь сразу же!

Тормоза – только дисковые!

Для городской езды выбирайте велосипед с дисковыми тормозами. Они обеспечивают торможение за счет сжатия втулки колеса, а не обода – при зимних велопрогулках этот вид тормозов более надежен.

Ободные тормоза, где обод сжимают две колодки, могут не сработать в условиях заморозков или гололеда: колодки теряют силу сцепления, обод попросту проскальзывает между ними.

Одеваемся технологично и слоями

Одежду для зимней велопрогулки выбирают по тому же принципу, что и одежду для зимнего бега. Вниз – термобелье из синтетических материалов (они выводят влагу лучше всего). Средний слой – флисовая кофта, которая сохранит тепло. Наружный слой – куртка из мембранных материалов, устойчивая к влаге. На ноги – непромокаемые высокие ботинки с мембранной системой Gore Tex.

Для зимней велоезды – больше огней

Не забудьте оснастить свою одежду светоотражающими браслетами. Зимой рано темнеет, браслеты сделают вас более заметным для автомобилистов и пешеходов. Проверьте также исправность фонарей и габаритов на велосипеде. Установите дополнительные катафоты на спицы колес и под сиденье. Чем ярче вы будете, тем лучше.

Избегаем резких поворотов и предельных скоростей

Главные правила управления велосипедом зимой: избегать резких поворотов и предельных скоростей. Повороты на наледи и снегу чреваты заносами и падениями. То же и со скоростями: попадая на лед велосипед легче теряет управление, если двигается на большой скорости.

Притормаживайте перед участками наледи или снежного наста. Имейте в виду, что тормозной путь на скользкой поверхности может быть длиннее обычного почти в два раза. Держите дистанцию между собой и автомобилями, если едете по автотрассе. Показывайте рукой направление своих поворотов, чтобы водители, которые едут за вами, знали о ваших маневрах.

Люди в городе: Кто ездит зимой на велосипеде Грязь, катафоты, маршруты для автомобилей и замёрзшие бабушки — The Village узнал, с чем сталкиваются велосипедисты, которые не бросают байк даже в –25.

Велосипедное движение в России набирает обороты: в Петербурге, Москве, Новосибирске, Воронеже, Самаре и других городах горожане самостоятельно проектируют велодорожки, сражаются за установку велопарковок и приглашают чиновников на круглые столы, чтобы поговорить о развитии велоинфраструктуры. Велосипедистов уже не останавливает наступление холодов — люди готовы крутить педали и среди сугробов, и в самый лютый мороз. Редакция «The Village Петербург» поговорила с десятью героями, которые не бросают велосипед даже при –25.

Андрей

29 лет, инженер телекоммуникаций

Поначалу сильно бесило,
когда в непогоду приезжал на работу грязным и мокрым. Даже душ не мог принять: приходилось
в туалете как-то отчищаться.

Я проезжаю 20–30 километров ежедневно по пути на работу и обратно. Вне зависимости от сезона, погоды или настроения. Если я еду один, без семьи, и мне не нужно перевозить холодильник, я предпочту машине велосипед. Это удобно и приятно, ведь я каждый день проезжаю весь Невский проспект.

В таком режиме езжу второй год. Специально к зиме не готовился, просто почитал в интернете, что нужно надеть и как оборудовать велосипед. Поначалу сильно бесило, когда в непогоду я приезжал на работу грязным и мокрым. Даже душ не мог принять — приходилось в туалете как-то очищаться. Сейчас приноровился, оборудовался и вообще нет проблем.

Секрет моих зимних перемещений — не жаться к обочине. Там грязно и мало места. Если ты адекватен, знаешь и соблюдаешь правила движения и твоё поведение предсказуемо, нужно выезжать на проезжую часть и ехать наравне с автомобилями. Я делаю именно так. И водители нормального велосипедиста зачастую тоже адекватно воспринимают. Сейчас, когда мне нужно куда-то добраться, я открываю «Яндекс.Карты» и строю маршрут для автомобиля. Почему нет? Мне нужны те же дороги и те же светофоры. Единственное моё преимущество — в сложных ситуациях я могу легко спрыгнуть и перейти дорогу пешком.

Александр

36 лет, автор блога «Город.жж.рф»

Для прогулки на велосипеде я всегда выбираю яркие вещи. Не бойтесь испачкаться: моя красная куртка абсолютно чистая, несмотря на то, что дороги в центре сейчас очень грязные.

Главный враг велосипедиста зимой — холодный ветер. Поэтому так важно тепло одеваться. Я, например, в ушанке: она отлично защищает уши. Минус 20, мост, ветер — едешь и тебе всё равно. Для прогулки на велосипеде я всегда выбираю яркие вещи. Не бойтесь испачкаться: моя красная куртка абсолютно чистая, несмотря на то, что дороги в центре сейчас очень грязные. Не стоит себя ограничивать в одежде при езде на велосипеде.

Чем больше людей пересядут с автомобилей на велосипеды, тем свободнее будет другим. В том числе и мне, когда я еду на машине. Это не эгоистичное, а социотропное поведение. Когда я выбираю средство транспорта, я думаю, как это влияет на других людей.

Мы не единственный северный город, где люди ездят на велосипедах. Я знаю многих людей, которые пересели бы с машины на велосипед, если бы им создали условия. Сейчас их нет, и наши выезды — это в каком-то смысле демонстрация. Мы говорим: «В городе нет велодорожек, никто не убирает улицы, но мы всё равно ездим, прёмся, потому что не боимся мороза».

Мария

32 года, художник,
основатель проекта Velozvonok

В Питере, проехав 15 минут по центру (от Гороховой улицы до Дворцовой площади), я сделаю восемь остановок (светофоры, переходы). Проезжая 1,5 часа от пригорода Стокгольма к его центру, я не делаю ни одной.

Я не фанатичный велосипедист — могу пересесть на автомобиль и общественный транспорт, если захочу. Но проблемы в езде на велосипеде зимой не вижу, главное — быть осторожным и аккуратным. Эти качества необходимы любому участнику дорожного движения.

Нужно смотреть, куда едешь, хотя в центре города почти всегда одна погода и на лёд напороться сложно. Нужно думать, что надевать: если выйдешь в белом, как Снегурочка, само собой будешь в грязи. Нужно следить за дорогой, учитывать сложности, с которыми сталкиваются водители, высматривать замёрзших неподвижных пешеходов, бабушек с внуками, глаза которых закутаны огромными шарфами. Пенсионерам зимой сложнее всего: они плохо видят и не особо подвижны. Тут очень полезным инструментом становятся фонари и звонки, которыми у нас почему-то пренебрегают.

Если вы едете не на навороченном горном велосипеде со 120 скоростями (ненужными в данных условиях), а на обычном городском байке, который для этого предназначен, то всё будет в порядке. Другое дело ехать на фиксе — это действительно подвиг, как для велосипеда, так и для его владельца.

В Швеции я часто езжу зимой на велосипеде. Если сравнить этот опыт с петербургским, это как сравнить XXI и XIX век. Велодорожки, веломаршруты, да и вообще велоинфраструктура — там всё это есть, и всё сделано с умом. Если в Питере, проехав 15 минут по центру (от Гороховой улицы до Дворцовой площади), мне придётся сделать порядка восьми вынужденных остановок (светофоры, переходы), то, проезжая 1,5 часа из пригорода Стокгольма к его центру, я не делаю ни одной остановки. Велодорожки спроектированы так, что не пересекают ни одной дороги, автомобильной или пешеходной.

Что мне снег? Стоит ли ездить на велосипеде зимой

Главный редактор «Спортивной смены» рассказывает, как участвовал в пока не очень популярном в России велофлешмобе

Что мне снег? Стоит ли ездить на велосипеде зимойФото: Владимир Юрченко

8 февраля прошла всемирная акция «На работу на велосипеде зимой». Но одно дело приехать на работу тёплым пятничным днём весной или летом, и совсем другое – добираться до офиса по заснеженным улицам сквозь метель и вьюгу.

Баннер телеграм Белпрессы

Ничего нового

Мне уже доводилось ездить на велосипеде зимой. Ну как зимой? Понятно, что, когда воет метель или идёт мокрый снег, передвигаться по городу на велосипеде – так себе удовольствие. Но давайте признаемся честно: такая погода стоит не всю зиму. Наверное, именно поэтому акция #winterbiketoworkday приходится на начало февраля. Для России это имеет свои национальные особенности – к этому времени уже за спиной декабрь, ежегодно приводящий в ужас коммунальщиков: «Как?! Выпал снег? Зимой?! Никогда такого не было, и вот опять!» Прошёл и январь с новогодними праздниками и крещенскими морозами. И вот уж на крыльце февраль, когда, конечно, можно «достать чернил и плакать», но лучше оседлать застоявшегося двухколёсного коня и открыть велосезон.

Подготовка к зимнему велоприключению для меня началась с изучения народного мнения в соцсетях. Тут ничего не меняется уже много лет: стоит кому‑нибудь анонсировать акцию в Сети, как сразу появляется целая толпа «сочувствующих». «Самое то – на велике по гололёду будет!» – злорадствует один и в подтверждение своих слов скидывает скрин с прогнозом погоды на пятницу. «А резину зимнюю на велосипеды поставили?» – то ли искренне, то ли с сарказмом интересуется другой. Впрочем, ничего нового – всё как всегда.

За пару дней до старта зарегистрировался на сайте winterbiketoworkday.org. Здесь уже было полно велоактивистов со всего мира. Всего в 2019 году акцию поддержали более 13 тыс. человек. Лидируют американцы: почти 1,5 тыс. человек поехали на работу на велосипеде в Денвере, 1 200 – в небольшом городке Боулдере (население и до 100 тыс. человек не дотягивает), штат Колорадо. На третьем месте – столица Хорватии Загреб с 520 зимними велосипедистами. В топ-20 попал один российский город: в Санкт-Петербурге на работу зимой на велосипеде отправились почти 150 человек, что обеспечило ему 14-е место. Белгород с 7 участниками занял почётную 160-ю строчку, совсем немного уступив «велосипедной столице Черноземья» – Воронежу (8 велосипедистов).

Фото Вадима Заблоцкого

Конь, наездник и экипировка

Следующий шаг – подготовка велосипеда и себя любимого к необычному заезду. Если летом ошибка в выборе одежды ничем не чревата, то зимой она может испортить все впечатления от поездки.

Готовясь прокатиться на велосипеде в феврале, не забудьте о принципе трёхслойности в одежде, который актуален при любых активностях на морозе. Нижний, самый близкий к телу слой – термобельё. Оно должно хорошо отводить влагу от кожи, поэтому лучше остановить свой выбор не на хлопке или шерсти, а на синтетике.

Следующий слой одежды призван сохранить тепло. Это может быть флисовая толстовка, однако в моём случае это был обычный свитер. Поверх термоштанов я надел самые обыкновенные джинсы, ведь мне нужно было не просто прокатиться до работы и назад, но и относительно презентабельно выглядеть в офисе.

Последним, верхним слоем моего сэндвича из одежды стала горнолыжная куртка из мембранной ткани. Её задача – защищать меня от набегающих потоков холодного воздуха. Естественно, я не забыл о зимних ботинках, шапке и утеплённых перчатках.

Подготовка велосипеда свелась к проверке работы тормозов, что я, собственно, всегда делаю и летом, а также к регулировке давления в колёсах. Здесь важен один нюанс: если летом давление должно соответствовать параметрам, указанным на шине (у меня обычно 2,5–3 атмосферы), то зимой колёса лучше немного подспустить. Это позволит увеличить пятно контакта шины с дорогой, а значит, улучшить управляемость и сцепление протектора со снегом и льдом в случае экстренного торможения.

За окном начинался солнечный зимний день. Термометр заверил, что мороз на улице если и есть, то скорее для антуража: –2 °С. Радовал и полный штиль – ни одна из веточек ивы, растущей под окном, не шевелилась. Взвалив велосипед на плечо, я спустился по лестнице и вышел из подъезда.

Что мне снег? Стоит ли ездить на велосипеде зимой - Изображение Фото: Владимир Юрченко

Эти взгляды

Сев на улице на велосипед, я поймал на себе недоумённые взгляды сотрудников фирмы натяжных потолков, офис которой находится на первом этаже моего дома. Работяги меня уже запомнили и привыкли, что летом я нередко отправляюсь на работу на велосипеде, но зимой такого фокуса от меня не ожидали. Кивнув им, я отправился в путь. Меня ждали 3,5 км пути по снегу.

Сначала осторожно, а затем всё быстрее и быстрее я катил по хорошо известному мне маршруту. Дорога до работы пролегала как по центральным районам города, так и по небольшим переулкам частного сектора, которые с ноября по апрель ни разу не видят снегоочистительной техники. Однако никаких сложностей на всём пути я не встретил. Да, я ехал чуть медленнее, чем обычно, старался заранее оттормаживаться перед перекрёстками и потенциально опасными местами, не проходил повороты на скорости. Из‑за этого путь, который занимает летом 15 минут, я преодолел за 20. Но это быстрее, чем пешком (40 минут) и на общественном транспорте (25 минут). И это притом что за путь в оба конца я сэкономил целых 40 рублей!

Фото Владимира Юрченко

Колёса шуршали по хрустящему, подмёрзшему снегу. Когда же я выехал на расчищенную дорогу, разница с летним режимом езды пропала окончательно. За весь путь не было ни единой ситуации, когда я рисковал свалиться. Справедливости ради назвать поездку лёгкой и расслабленной тоже нельзя: подсознательно ты всё равно перестраховываешься и готовишься в любой момент сгруппироваться, чтобы не упасть. Из‑за этого к вечеру мышцы немного гудели.

Подъехав ко входу в офис, я привычно забросил велосипед на плечо и зашёл внутрь. Было совсем не холодно, но и пот с меня градом не катился. Мне было комфортно – самое оно для морозного дня. В глазах вахтёра на входе я прочитал тот же самый немой вопрос, который был во взглядах рабочих-потолочников. Показаться странным для прохожих – пожалуй, всё, чем рискует человек, отправившийся зимой по делам на велосипеде.

А как у них?

«Голландцы ездят на велосипеде и в дождь, и в ветер, и в снег, – рассказал Евгений Белюга, перебравшийся в Амстердам несколько лет назад. – В Амстердаме велосипед – круглогодичный вид транспорта. Климат здесь, конечно, своеобразный: снег зимой идёт редко – пару дней максимум. Погода больше напоминает постоянную осень – холодно и дождливо. При этом люди ездят на велосипеде в обычной одежде и без шлемов. Девушки – в колготках, юбках и на каблуках. Сам я на велосипеде передвигаюсь сейчас редко, но когда жил в Питере, то катал до первой корки льда на дороге у поребрика и завершал сезон чисто из соображений безопасности. Но у меня есть знакомые, которые в Питере ездили и зимой».

Тем, кому доводы Евгения кажутся неубедительными, наверняка будет интересно услышать рассказ белгородки Алёны Селлберг, которая сейчас живёт в Швеции.

Жители Копенгагена едут на работу зимой

Зимний велопрокат в Калгари

«Несмотря на то что Швеция – северная страна, здесь ездят на великах весь год. Зимой ставят специальные шипованные шины, чтобы не скользить по льду. В любом веломагазине можно приобрести зимние сиденья, покрытые мехом или овечьей шерстью, – это достаточно распространённый аксессуар в холодное время года, – делится со «Спортивной сменой» Алёна. – До переезда в Швецию я на велосипеде кататься не умела. Но несколько часов тренировок, пара сбитых коленок, соседи, напуганные моими криками, – и вот я уже еду на велосипеде по улицам своего города».

Многое о зимней езде на велосипеде в мире может рассказать основатель движения Let’s bike it!, советник министра транспорта России Владимир Кумов. «Спортивная смена» связалась с Владимиром, пока он был на VII Зимнем велоконгрессе в канадском Калгари. Инстаграм Кумова с фотографиями велопрокатов, где велосипеды в зимнее время оснащают специальными тёплыми варежками на рулях, лучше всего иллюстрирует отношение к поездкам на этом виде транспорта зимой в Канаде.

«Проект Let’s bike it! всегда поддерживает эту акцию информационно, сами участвуем тоже, – рассказал о своём отношении к #winterbiketoworkday Владимир. – Инициатива отличная, помогает в дружеской борьбе между странами и городами мотивировать людей попробовать проехать на велосипеде зимой, а также сравнить условия, которые созданы в разных городах мира. Возможность использовать велосипед зимой зависит от качества уборки улиц. В России очень часто убирают проезжую часть, но забывают почистить тротуары или складывают снег на велодорожках, поэтому пока ездить зимой не всегда удобно, к сожалению».

Одно удовольствие

Мне так и не довелось за день встретить ни одного из шести других белгородских велосипедистов, принимавших участие в акции. Но «Гугл» и хештеги помогли мне найти человека, который 8 февраля так же, как и я, отправился на работу на велосипеде. Им оказался сотрудник комитета имущественных и земельных отношений администрации Белгорода Денис Попков.

Денис ПопковДенис Попков / Фото: личный архив

«Ездить зимой на велике я начал ещё в 2013 году, правда, не в таком объёме, как сейчас. В последние четыре года я ежедневно совершаю деловые поездки по городу на велосипеде, проезжая за день от 2 до 10 км, – рассказал Денис. – На работу я езжу в той же одежде, в которой нахожусь в офисе: туфли, брюки, рубашка или свитер».

Верхняя одежда Дениса на велосипеде не отличается от одежды пешеходов: пальто, перчатки, шапка. При сильном морозе – шарф на лицо. На работу Попков всегда приезжает чистым и опрятным. По его словам, чтобы грязь не летела на одежду, нужно правильно выбирать скорость.

«Ехать на велосипеде теплее, чем ходить пешком. Холодно только первые пару минут, – поделился своим опытом зимней езды Денис. – Важно понимать, какой предстоит маршрут: с подъёмами или без них. На подъёмах я кручу без фанатизма, чтобы не стало жарко. Люди уже не смотрят на велосипедиста зимой как на необычное явление. Изредка приходится слышать: «О, смотри, люди даже зимой на велосипеде!» Ещё любят в шутку спросить про зимнюю резину и потом удивляются, что такая существует и для велосипедов. Я пока езжу на обычной, зимнюю, шипованную – на следующую зиму. У товарища попробовал – очень хорошо держит. На нынешней резине зимой не падаю. Тут уже опыт помогает: не наклонять велосипед в поворотах и не тормозить резко. Зимой велосипед нужно мыть чаще, чтобы смывать песок и соль. Цепь каждую неделю хорошо вытирать и смазывать. Не лишним будет смазывать тросики переключателей скоростей. Когда в Белгороде построят сеть велодорожек и зимой будут их чистить, на велосипеде станет ездить – одно удовольствие».

На велосипеде по снегу и льду: как я полюбил зиму

Зачем ездить на велосипеде зимой? Безопасно ли ездить по льду? Что надевать, чтобы не задубеть, и как ухаживать за велосипедом чтобы не менять все детали после зимнего сезона? На все эти вопросы я ответил себе буквально прошлой зимой, совершив предварительно максимальное число ошибок.

Зачем вообще ездить на велосипеде зимой?

Если вы активно катаетесь в летний сезон, а затем на полгода превращаетесь в пешехода и чувствуете себя не в своей тарелке — вы уже в зоне риска. Я поступал так же, и с каждым годом тоска по велосипеду брала свое, и вот я уже перестал убирать его подальше, чтобы при случае им воспользоваться.

Фото сделано в конце декабря 2015 года в Серебряном Бору, Москва: на улице порядка 3 градусов тепла, грязь подмерзла и можно ездить по лесу даже на тонких покрышках.

Помимо велокапризов были причины и более практичные. В какой-то момент я поселился довольно далеко от условной цивилизации (хоть и в Москве). Чтобы добраться до чего-то кроме условной «Пятерочки» нужно было пройти километр-другой в горку — по снегу, льду, песку, слякоти и реагентам. Это традиционное для зимы ухудшение проходимости способно отнять кучу времени у любого пешехода, даже если он не старик. Велосипед в такие моменты просто незаменим вне зависимости от возраста.

Еще одну причину я сформулировал после первой зимы: велосипед заставил меня по-другому посмотреть на некогда ненавистное время года.

Покрышки потолще: на чем я ездил

Долгое время все мои знания о зимнем катании ограничивались сюжетной аркой из сериала «Школа» Валерии Гай Германики. Там один из героев канючил у предков «зимний велосипед». Так я понял, что просто так зимой не покатаешься.

Уже потом, катаясь в летний сезон, я узнал, что такое поскользнуться на велосипеде. С самого начала я стал адептом тонких, шоссейных покрышек, молился на ровный асфальт и не собирался пересаживаться на что-то другое. Даже летом на таких можно навернуться от души (если мокрый асфальт, например). Зимой такую роскошь можно себе позволить в небольшой минус, когда сухо и нет осадков, или в уверенный плюс, даже когда они есть и не подмерзают. Но в классическую русскую зиму с метелями, гололедицами и прочими спецэффектами катание на тонких покрышках — занятие для особо смелых и умелых. А это не я! Но завершать сезон все равно не хотелось.

Мой велосипед

Обладая явной аллергией на толстые колеса и все что с ними связано — MTB, фэтбайки и прочее — я уже практически смирился с мыслью о том, что зимой меня ждет максимум велотренажер. Но тут мне совершенно случайно перепал такой велосипед: подержанный маунтин-байк Kona, какой можно приобрести в интернете за 15-20 тысяч рублей. Отказываться от такого шанса я не мог.

У «Коны» стояли колеса с достаточно мощным протектором, но не было шипов (если точнее — 26×2.25″). Гугл показывал мне фотографии покрышек с вкрученными в них саморезами, вот такие:

Фотография из интернета

Сначала я думал, что это такой велоюмор, пока не увидел на ютабе процесс изготовления — занятие, достойное мужика с канала Primitive Technology. На самом деле, при цене на хорошую шипованную резину в 5-7 тысяч рублей такое решение уже не кажется столь абсурдным. Но не для таких безруких, как я. Поэтому я просто решил забить болт на шипы и положился на толщину своих покрышек и достаточно глубокий протектор.

Человек-капуста: в чем я ездил

Сразу проясним: безусловно, кататься нужно в специальной велоодежде. В специализированных магазинах найдется тряпка с мембраной для любой части вашего тела. Например, для зимы до -15 твоему мужественному торсу достаточно термобелья, утепленной джерси и зимней велокуртки (7-10 т.р. за все). Но в первую зиму ничего этого у меня, разумеется, не было.

Для любых активностей на морозе я усвоил два правила: сначала главное не замерзнуть, потом — не вспотеть. Я легко мерзну и почти не потею («як мертвий», — как говорила моя тетя), поэтому на короткие расстояния до магазина ездил тупо в пуховике с минимальными апгрейдами в виде шарфа и перчаток — по кэжуалу! Если же выезжал на часы куда-то в лес, одевался как капуста — много слоев термобелья и пара тонких свитеров плюс легкая куртка.

Вместо разнообразных велошароваров и специальной велообуви за 10к я выбрал удобные и непродуваемые штаны, которые трудно/не жалко протереть на жопе, плюс утепленные лосины (абсолютный царизм). С обувью ситуация такая: в зависимости от материала педали вы фактически все время стоите на ледяном пластике и металле, плюс ногу обдувает и возможно, еще может чем-то облить. Что тут надевать (и выходить ли вообще из дома) — решать конечно же вам.

Два важных аксессуара — шлем и какое-нибудь решение для дыхания. С первым все понятно — он должен быть и летом; зимой, если у вас летний вариант, можно надеть под него легкую шапку. Респиратор нужен из-за специфики дыхания на велосипеде. Легкие работают намного активнее, холодный воздух залетает чаще и больше. Но как мне показалось, без респираторов и масок до -10 ситуация вполне терпимая, хотя я, безусловно, когда-нибудь еще пожалею о том как глотал морозный воздух в заснеженном утреннем лесу. С дыханием я так и не определился и до сих ограничиваюсь правилом не раскрывать лишний раз варежку. Помогает не только зимой.

Скользящий: как я ездил

В описанных выше раскладах я катался всю прошлую зиму. Ездил почти каждый день, по обочине в Москве или лесным тропам, но без фанатизма — до 15-20 километров. Проблемы начинались только в двух самых экстремальных состояниях нашей зимы — гололедицу и метель. У обеих есть градации. На толстой покрышке с глубоким протектором можно вполне уверенно ездить по легкой наледи, не боясь навернуться; по неглубокому снегу — вообще кайф. Через глубокие колеи грязного снега на дорогах, создаваемые автомобилями — почти без проблем.

Но в какой-то момент снега выпадает столько, что велосипед стоит в нем, как ложка в густом борще, и никуда не едет по естественным причинам. По льду велосипед ездит замечательно, главное в этот момент не дышать — ну и не обосраться. Два моих падения из двух были на льду — оба раза я оказывался на нем довольно неожиданно и не успевал сообразить, что сейчас не стоит поворачивать, тормозить и вообще что-то делать. На шипованной резине это правило не настолько жесткое, но даже с ней резко поворачивать и тормозить на льду не стоит.

В остальном это был полный царизм. Променады по ночному лесу после десятичасовых сидений перед монитором стали традицией — особенно круто, что зимой из-за снега видимость в лесу позволяет ездить почти когда угодно и где угодно без фонарей. По городу можно сгонять не только по магазинам, но и на встречу (если дресс-код не важен). Днем 31 декабря я по делам объездил почти с десяток мест от СВАО до центра Москвы — желаю удачи повторить такой трюк на автомобиле или общественном транспорте, не умерев от старости или горя.

Но самое главное — я перестал быть чужим на морозе. Всю жизнь зима мне казалась худшим временем года для жизни. Чтобы развеять темные чары, достаточно было найти подходящую зимнюю активность: точно так же в зиму влюбляются через сноуборд или лыжи. От бодрого педалирования организм согревался и излучал тепло. Холодный ветер приятно пощипывал лицо и обжигал легкие, но не сильно. Вся эта слякотная-солевая срань под ногами, в которой копошатся несчастные пешеходы всю зиму, теперь пролетала под колесами моего велика.

Чего мне это стоило

Такое!

За все это удовольствие надо платить. Не могу сказать, что подошел к эксплуатации велосипеда зимой совсем безответственно. Я хранил его в тепле, очищал от снега после каток и даже однажды смазал цепь, но этого было мало. И цепь, и задние звезды к весне заржавели и пришли в негодность, пришлось их менять. Тормоза издавали такой адский вой, словно рядом проносится электричка. Техосмотр по итогам зимы встал почти в половину стоимости велосипеда. Механики при упоминании о зимнем катании только поморщились и заявили, что после каждой зимней катки велосипед нужно мыть, иначе цепи и звезды превращаются в расходный материал. Особенно если катаешься по городу — где, как известно, не просто слякотное говно, а с примесями реагентов. А если не мыть — то весьма жестоко заморачиваться с уходом. Тут можно найти более цивильный гид по сохранению жизни велосипеду зимой — за вычетом постоянных предложений купить ту или иную смазку, он дает полное представление о масштабе работ, с которыми придется столкнуться.

Первый зимний велосезон доставил массу удовольствия и преподал столько же уроков. Прямо сейчас велосипед готов к новой зиме, но необходимые заморочки с уходом заставляют искать альтернативные варианты. Да и сам формат MTB все еще смущает. Толстые покрышки, тяжелые рамы, переключатели скоростей и более мелкие детали, в которые может забиваться снег и грязь, не хочется терпеть даже зимой. Опыт некоторых безумцев, практикующих зимнее катание на фиксах и прочих предельно простых аппаратах с тонкими колесами слишком уж манит. Но основной итог такой: велосипед зимой — круто. Всяко лучше, чем сидеть с ноября по апрель дома и натирать своего друга (да!) в ожидании сухой погоды.

Жду в комментариях ваши советы, рекомендации, проклятия и рассказы о своем опыте зимнего катания!

Источники:

https://www.sovsport.ru/lifestyle/1018305-kak-ezdit-na-velosipede-zimoj-gid-dlja-teh-kto-otvazhilsja
https://www.the-village.ru/city/city/137649-velozima
https://www.belpressa.ru/sport/drugoe/25712.html
https://disgustingmen.com/spokoyno-ya-sam/na-velosipede-po-ldu-i-snegu-kak-ya-perestal-nenavidet-zimu/