На велосипеде по снегу

Содержание скрыть

Можно ли кататься на велосипеде зимой: особенности езды в холодное время года, выбор и подготовка снаряжения, фото

Когда большинство людей видит на улице велосипедиста в холодное время года, у них сразу становятся круглые глаза. Как так? Холодно же! Как можно кататься по снегу?! Однако жители Норвегии, Швеции и Дании уже давным-давно доказали всему миру, что данный вид транспорта можно смело считать круглогодичным. В нашей статье мы постараемся разобраться с тем, можно ли кататься зимой на велосипеде в России, каковы особенности данного увлечения и какую экипировку следует выбирать для подобного мероприятия.

Преимущества зимнего катания

Многие люди задаются вопросом: «Как можно кататься на велосипеде зимой, ведь это очень холодно?!» Чтобы ответить на него как можно подробнее, настоятельно рекомендуем ознакомиться с преимуществами зимнего катания, которые перечислены в списке ниже.

  1. Тренировка навыков в экстремальных условиях. Зима является отличным временем года для того, чтобы улучшить свою выносливость во время езды на велосипеде. Многие спортсмены сравнивают подобное занятие с экстремальной ездой на автомобиле, которое приносит не только удовольствие, но и ощутимую пользу для здоровья.
  2. На мягком снегу резина стирается не так быстро. И это действительно весомый аргумент в пользу того человека, который любит отправляться на велопрогулки под снегопад. Многие спортсмены жалуются, что даже импортная резина быстро изнашивается на асфальте, а стоимость подобного элемента составляет в лучшем случае несколько сотен рублей.
  3. Зимняя дорога заметно преображается. Асфальт – это, конечно же, хорошо, однако гораздо приятнее кататься по снежным дорогам, наслаждаясь живописными пейзажами. Все лужи и колдобины покрываются льдом, и окружение заметно преображается.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что любой зимний мороз переносится велосипедистом гораздо легче, чем летняя гроза или жара. Если вы замерзнете во время поездки, то достаточно будет просто согреться в каком-нибудь помещении, а вот сушить мокрую одежду – весьма неприятное занятие. Хотя нельзя не отметить, что велосипед – это такой вид транспорта, который станет актуальным в любую погоду.

Особенности зимних «покатушек»

Чтобы ответить на вопрос о том, можно ли кататься на велосипеде зимой, следует изучить особенности данного мероприятия. В некоторых регионах от подобного занятия лучше воздержаться, особенно если климат в регионе весьма суров, поэтому прежде чем сесть на «железного коня», ознакомьтесь со следующими особенностями, дабы не навредить своему здоровью и не испортить транспорт:

Девушки попали под снегопад на велосипедах.

  • при сильном ветре лучше всего воздержаться от поездки, поскольку движения воздуха на морозе воспринимаются намного сильнее, чем обычный холод;
  • рекомендуется воздерживаться от резких торможений, а также резкий поворотов на высокой скорости в целях собственной безопасности;
  • не следует мыть велосипед перед поездкой, поскольку остатки воды на колесах и педалях могут достаточно быстро обледенеть на сильном морозе;
  • смазка в подшипниках при отрицательных температурах загустевает намного быстрее, поэтому крутить ход велосипеда становится заметно сложнее;
  • давление в шинах может упасть в считанные минуты на морозе, особенно если велосипед выкатывается из обогреваемого помещения на сильный холод.

Однако не стоит обращать внимание лишь на отрицательные стороны зимнего катания. К примеру, зимой гораздо легче ехать в умеренном темпе, поскольку велосипедные покрышки не так сильно деформируются на холоде, а это значит, что сцепление с дорогой будет куда более надежным. Кроме того, хорошая скорость позволяет весьма быстро согреться даже на сильном морозе.

Законодательная сторона вопроса

Многих людей волнует вопрос о том, можно ли кататься на велосипеде зимой, согласно закону Российской Федерации. Специально для наших читателей отвечаем: да, можно. Однако в правилах дорожного движения существует достаточно много запретов, с помощью которых сотрудники ГАИ могут ввести в заблуждение неопытного велосипедиста и даже выписать штраф. Чтобы такого не произошло, рекомендуем ознакомиться с законодательной стороной этого вопроса.

Велосипедист едет по гололеду.

Что же представляет собой езда на велосипеде по ПДД зимой? Те же самые пункты, которые обязательны к соблюдению в летнее время года, плюс несколько запретов. К примеру, запрещается двигаться по дороге в сильный гололед или кататься в сильную метель без каких-либо опознавательных сигналов (фары, светоотражатели на одежде и велосипеде). Конечно же, санкции за подобные правонарушения будут минимальными (от предупреждения до небольшого штрафа), однако все-таки стоит ознакомиться со всеми правилами дорожного движения, прежде чем отправляться в путь.

Особенности выбора экипировки

Чтобы кататься на велосипеде зимой не опасаясь за свое здоровье, необходимо позаботиться о приобретении качественной экипировки, которая будет защищать своего носителя не только от холода, но и от неожиданных падений на льду. Одежда для велосипедиста должна соответствовать следующим правилам:

Велосипедист упал в снег.

  • должна быть хорошо заметной для пешеходов и водителей;
  • должна быть защищена от влаги и сильного ветра;
  • не должна быть чересчур теплой или холодной;
  • не должна стеснять движения водителя;
  • не должна уменьшать радиус обзора.

Третьему пункту следует уделить особое внимание, поскольку по поводу него возникает больше всего вопросов. Со слишком холодной одеждой все более-менее понятно – это чревато переохлаждением тела и превращением прогулки в неописуемый дискомфорт. Однако что плохого в том, чтобы одежда была очень теплой, ведь речь идет о поездках на сильном холоде? Дело в том, что если велосипедист будет слишком сильно потеть на морозе, то его тело будет быстро остывать во время остановок, когда кровь будет переставать циркулировать. Поэтому потеть зимой настоятельно не рекомендуется.

Что касается остальных особенностей по выбору экипировки, то они строго индивидуальные. Кто-то любит дорогую, но качественную одежду, а для кого-то гораздо важнее внешний вид экипировки. В следующих разделах вы отыщите более подробную информацию по поводу выбора каждого из элементов, а также несколько рекомендаций, которые позволят подготовить одежду к зимней поездке на велосипеде.

Какие подобрать штаны?

Теперь вы знаете о том, разрешается ли езда на велосипеде зимой. Однако для многих любителей данного мероприятия основным врагом является не сотрудник ГАИ, а сильный холод. Чтобы не получить переохлаждение организма, советуем подобрать подходящую одежду, которая защитит ваше тело от воздействия мороза и сильного ветра.

Штаны для велосипедиста.

Одним из главных элементов любой экипировки являются штаны. Они должны состоять из нескольких слоев плотного материала, который призван защищать своего носителя от самых суровых условий. Также рекомендуется использовать специальное термобелье, которое сохраняет теплоту тела гораздо дольше. Идеальным вариантом станут штаны для беговых лыж – они довольно узкие и не стесняют движений, однако при этом сохраняют тепло организма длительное время.

Правильный выбор обуви

«Голова в холоде, ноги в тепле» – подобная поговорка является весьма актуальной для любого человека, в особенности для того, кто решил начать ездить на велосипеде зимой. Обувь велосипедиста должна соответствовать определенным требованиям, которые призваны защитить носителя от воздействия сильного холода.

Теплые кроссовки.

Идеальным вариантом станут обычные спортивные кроссовки с утеплителем. Однако не следует выбирать слишком низкую модель вроде кед, поскольку это может привести к попаданию холодного ветра и осадков внутрь. Однако и слишком высокую обувь (ботинки, берцы) также выбирать не рекомендуется, ведь они попросту не дадут велосипедисту возможности нормально двигаться.

Что касается носков, то они должны быть максимально теплыми. Из материала лучше всего отдать предпочтение натуральной шерсти или хлопку. Также можно одеть специальные бахилы, которые признаны удерживать тепло в течение длительного времени. Помните о том, что если во время поездки ваши ноги намокнут или замерзнут, вы рискуете сильно заболеть.

Шапка или шлем?

Как уже говорилось ранее, особенности езды на велосипеде зимой подразумевают использование качественного снаряжение, которое будет защищать водителя от холода и травм. Во время поездок в зимнее время года лучше всего будет воспользоваться сразу двумя элементами экипировки. То есть сначала надеваем теплую шапку, а поверх нее натягиваем шлем, который защитит владельца от травмы головы. Если же вы решите одеть защиту без теплого головного убора, то осуждать вас никто не будет, однако подобные действия могут запросто привести к обморожению ушей, ведь пластик во время мороза может быть не теплее обычного железа.

Велосипедист в балаклаве.

Также шапку можно заменить на балаклаву, которая защитит от холода не только голову велосипедиста, но и его лицо. Кроме того, подобный элемент экипировки обычно изготавливается из особых материалов, которые позволяют удерживать тепло тела внутри. Конечно же, таким свойством обладают только те балаклавы, которые были приобретены в специализированных спортивных магазинах. Далеко не факт, что если вы закажите экипировку на сайте с китайскими товарами, вам придет что-то хорошее.

Перчатки и очки

Одежда для езды на велосипеде зимой должна хорошо защищать велосипедиста от холода и ветра. Однако позаботиться о состоянии рук будет не менее важно, чем о любой другой части тела, ведь они все время должны находиться на руле. Если же вы будете постоянно греть одну руку в кармане куртки, а другой управлять велосипедом, то рискуете потерять равновесие на скользкой дороге и получить травму. Поэтому обязательно приобретите качественный перчатки, которые подходят для езды на велосипеде.

Зимние солнцезащитные очки.

Лучше всего отдать предпочтение горнолыжной экипировке, поскольку она не слишком громоздкая и отлично защищает руки владельца от холода. Кроме того, важно чтобы перчатки не мешали свободному доступу водителю к тормозным ручкам, а иначе это приведет к печальным последствиям. Так что сразу исключите те перчатки, которые имеют при себе ненужные элементы («костяшки», бляшки, дырочки на пальцах и так далее).

Что касается очков, то они не всегда являются необходимыми. Однако если вы планируете выезжать на прогулку в ясный морозный день, когда на улице все белым-бело от снега, лучше всего все-таки их одевать. Подойдет мотоциклетный или горнолыжный вариант. Самое главное, чтобы в качестве материала для изготовления использовался пластик, а не металл.

Запрет на езду на велосипеде зимой: миф или реальность?

Нет, это не опечатка. Некоторые люди задаются вопросом о том, почему нельзя ездить на велосипеде зимой? Однако правилами дорожного движения разрешено свободно передвигаться на велосипеде, если вы не мешаете другим участникам дорожного движения или пешеходам. Откуда же тогда рождаются подобные слухи?

Все дело в ограничениях, которые установлены правилами дорожного движения при гололеде. Во время подобной погоды категорически запрещается передвигаться на подобном транспорте, даже если у вас установлены специальная шипованная резина. Одного неловкое движение – и велосипедист окажется под колесами автомобиля, который попросту не успеет затормозить. Поэтому в гололед разрешено кататься только по специальным дорожкам, предназначенным для велотранспорта, или по тротуарам, которые не находятся вблизи дорог.

А на каком велосипеде можно ездить зимой? Абсолютно на любом – будь то спортивный агрегат или обычный велосипед из СССР. Однако в целях безопасности рекомендуется как следует подготовить транспорт к езде по снегу. К примеру, можно установить на него шипованную резину или фары (чтобы велосипед был виден в метель), поставить подкрылки для защиты от летящего снега и так далее. Помните о том, что езда зимой на велосипеде считается весьма опасным занятием, так что только вы несете ответственность за свою жизнь!

Видеоролик и заключение

Надеемся, наша статья помогла вам разобраться в том, где кататься на велосипеде зимой и какую экипировку при этом следует использовать. Если данного материала вам показалось недостаточно или у вас до сих пор остались какие-то вопросы, то можете посмотреть небольшой видеоролик, автор которого рассказывает о многих нюансах, которые касаются зимних поездок на велосипеде и подготовки транспорта к данному мероприятию. Не забудьте поблагодарить владельца канала положительной оценкой к видео после просмотра!

Искренне надеемся на то, что теперь у вас не возникнет вопросов по поводу того, можно ли кататься на велосипеде зимой. Конечно же, к подобному занятию придется как следует подготовиться, однако даже не сомневайтесь в том, что поездки на велосипеде в холодное время года доставят вам новые, незабываемые впечатления. Следите за качеством своей экипировки и состоянием железного коня, и тогда все у вас будет хорошо.

Зимой на велосипеде? Да!

Как подготовить велосипед к зимним дорогам и правильно выбрать одежду для велопрогулки. Что следует учесть, если с вами едет ребёнок. Юрисконсульт и учительница из Бреста делятся своим опытом передвижения на велосипеде зимой.

Если соблюдать несложные правила, ездить на велосипеде можно практически круглый год. Всем. Даже детям. Не верите? Тогда читайте рассказы и советы бывалых велосипедистов из ИПУ «За Вело-Брест!»

Для меня велосипед – образ жизни

Виталий Плисюк, 22 года, юрисконсульт

Катаюсь с 6 лет. Если куда-то можно поехать на велосипеде – еду! На работу, на прогулку с друзьями, на отдых, в путешествие – практически везде. В этом году ездил автостопом с велосипедом в чехле в Польшу, Германию, Нидерланды. По Беларуси кручу педали регулярно.

В семье тоже всех подсадил на велосипеды. Сестра с мужем катаются уже несколько лет. С этого года мама начала ездить на работу на велике, отец весной купил себе двухколёсного друга. Стала обычной ситуация, когда 2 машины стоят возле дома без дела, а вся семья разъехалась на велосипедах.

Всю прошлую зиму – постоянно на велосипеде

Пока учился в университете, периодически выезжал на велике в холодное время года, несколько раз катались с другом в новогоднюю ночь. После окончания учёбы начал ездить по городу постоянно, температура даже до -15 градусов не пугает.

В Бресте в последние годы относительно тёплые и сухие зимы, в основном по утрам 5-7 градусов ниже нуля. Ехать в такую погоду – одно удовольствие.

Основная проблема при передвижении зимой – отсутствие инфраструктуры и грязь, которая оказывается на дорогах после выпадения снега. Если летом для велосипедистов хватает места на обочине, то зимой на дороге может быть только одна колея от машин. В такие дни стараюсь не ездить.

Резина с шипами и фэтбайки

Существуют специальные зимние покрышки, по цене вполне сопоставимые с летними из средней ценовой категории. У них более глубокий протектор и могут быть шипы (хороши для укатанного снега и льда).

Есть такой тип велосипеда, как фэтбайк. У него очень широкие покрышки (для рыхлого песка или снега), на таких можно отправляться хоть в Антарктиду. Если в этом есть необходимость, а средства позволяют, то фэтбайк – хороший вариант для снежной зимы.

В странах с развитой велоинфраструктурой, например, в Скандинавских или в Канаде, для передвижения по расчищенным дорожкам можно использовать обычный городской велосипед.

У нас в Беларуси всё пока не так цивилизованно, но я использую зимой самую обычную резину. Для улучшения сцепления с дорогой немного уменьшаю давление в шинах.

Чего опасаться зимой

Из подстерегающих велосипедиста опасностей отмечу всё тот же неубранный край дороги: даже если колея для машин уже сухая, сбоку может оказаться горка из снега и льда.

Ещё можно попасть на инспектора ГАИ, который будет свято уверен, что зимой ездить на велосипеде нельзя. Мне такие не попадались, но знакомым «везло»…

Одеваемся многослойно!

Как и при любой физической активности зимой, главное – одеваться «слоями». При температуре выше нуля я надеваю кофту от термобелья, на неё – непродуваемую куртку (летом в прохладную погоду езжу в ней же, т.е. куртка всесезонная, а меняется лишь то, что под ней).

Если на улице мороз, то под куртку поверх термобелья надеваю лёгкую или тёплую кофту – в зависимости от степени «морозности» и предполагаемой нагрузки.

На ноги надеваю наколенники плюс тёплые спортивные штаны, а если температура ниже нуля, то ещё и подштанники (штаны от термобелья).

Бафф, балаклава и…варежки

На шею обычно идёт бафф, а недавно приобрел ещё и флисовую балаклаву. Проехался в ней пока только несколько раз, но уже очень нравится, хорошо закрывает от ветра. На голову, естественно, нужна шапка.

Для защиты рук использую армейские перчатки, а при более холодной погоде – рукавицы. Велосипед у меня с одной скоростью и без ручных тормозов, на руле ничего нет, поэтому в перчатках нет необходимости. А в варежках пальцам гораздо теплее.

Педали у меня контактные, для них нужны специальные туфли. При отрицательных температурах пользуюсь тёплыми стельками и носками. На работу мне ехать полчаса, не замерзаю. Но если планируете ездить долго, стоит использовать специальную зимнюю обувь.

Главное – попробовать. Для начала можно поехать на велосипеде куда-то недалеко и в той зимней одежде, которая есть. Когда понравится – изучите, в чем вам удобнее ездить, в интернете полно вариантов зимних моделей одежды. Очень скоро вы поймёте, что зимой на велике – почти как летом, только прохладнее.

На велосипеде можно ездить столько же дней в году, сколько и передвигаться пешком. То есть, почти всегда. Другое дело – вопрос инфраструктуры и вашей готовности к суровой белорусской реальности (у нас тут не Голландия…)

Марина Чиж, 29 лет, школьный учитель, руководитель пресс-службы ИПУ «За Вело-Брест!»

Велосипед – это огромная часть жизни моей семьи

Ещё в детстве я поняла, что велосипед даёт свободу – телу, мышлению, духу. В этом маленьком транспортном средстве заложен огромный смысл. Езда на велосипеде поднимает уровень вашего здоровья, наполняет жизнь яркими эмоциями.

Я активно развиваю велодвижение в своём городе. И в школе, и в повседневной жизни рассказываю детям, знакомым и друзьям, что велосипед – это транспорт будущего, а городское пространство в первую очередь должно быть комфортным для людей, а не для машин.

На велосипеде ездят все члены моей семьи, родители, брат с женой и двумя дочками. Мой муж ежедневно с лёгкостью преодолевает расстояние до работы – 10 километров в одну сторону. Вместе с ребёнком мы с удовольствием ездим на дачу – это около 8 километров по живописной лесной дороге.

Отпугивающие мифы

Ездить в зимний период я начала около 5 лет назад, когда поняла, что велосипед в это время года достойно и комфортно заменяет мне передвижение на автомобиле или общественном транспорте.

Большинству людей пользоваться велосипедом зимой мешают мифы: холодно, опасно, скользко, снежно. На самом деле, согласно законам физики, порой даже по морозному асфальту или частично заснеженной поверхности ехать удаётся гораздо быстрее и комфортнее, чем летом.

Пока мой температурный рекорд -15 градусов Цельсия, но, думаю, что смогла бы ездить и при более низкой температуре. На самом деле -20 иногда ощущаются приятнее, чем -10 – из-за меньшей влажности воздуха.

Советую всем сомневающимся попробовать проехаться на велосипеде зимой. Сделайте первую поездку прогулочной, поезжайте в красивые места, очень быстро вы поймёте, что сможете осилить и дорогу на работу.

Нет ничего прекраснее удовольствия, которое ты получаешь, передвигаясь солнечным зимним днём по заснеженному лесу, любуясь красотой природы и слушая хруст снега под колёсами. Это кайф!

Не переборщите с одеждой!

Зимой на велосипеде может быть жарко, особенно, если вы переборщите с одеждой. Многие думают, что, когда едешь, сильнее мёрзнешь. Но не забывайте о том, что и физическая нагрузка возрастает!

Основное правило: для велосипедной прогулки зимой надо надевать на 1 слой одежды меньше, чем для пешей. Используйте тёплые стельки и шерстяные носки. Для шеи и лица – шарфы и балаклавы. На лицо и руки наносите зимние защитные кремы.

Важно правильно защитить руки, они мёрзнут быстрее и сильнее. Мой совет: надевать 2 пары перчаток, воздушная прослойка между ними будет лучше сохранять тепло.

Существует ряд очень качественных вещей для зимних поездок, например, специальное велотермобелье, которое позволяет коже правильно дышать и держит температуру тела.

Такая одежда стоит достаточно дорого, но в сезоны скидок можно хорошо сэкономить. Как вариант, можно воспользоваться секонд-хэндами: обычно там есть неплохой ассортимент велоодежды, а зачастую можно найти практически новую вещь.

Зимний уход за велосипедом: смазывайте и мойте

Ваш велосипед должен быть подготовлен к зиме. Чем качественнее вы подготовитесь, тем лучше ваш двухколёсный друг выдержит зимний период.

Проверьте покрышки, смажьте цепь, прочистите все детали. Хорошо, если резина на колёсах с толстым протектором, на такой легче передвигаться по заснеженным и скользким поверхностям. Сейчас продаются велошины на любой кошелёк.

Дорожные реагенты могут сильно повредить некоторые детали велосипеда, поэтому очень важно наводить косметический порядок каждый раз после поездки. Перед тем, как закатить велик домой, наберите в бутылку тёплой воды и обмойте колеса, цепь, втулки, переключатели.

Правила безопасности и ПДД

Обычно зимой все пешеходные дорожки в городе расчищаются, хотя бы в самых людных местах. В нормальную погоду их поверхность сухая, и ехать по ним на велосипеде достаточно легко.

Но в Правилах дорожного движения не зря прописано, что передвигаться зимой на велосипеде во время сильного снегопада или гололедицы запрещено. Обратите внимание: не зимой запрещено, как многие считают, а именно в максимально опасные периоды.

Никто не отменял опасности скольжения по гололёду – как для пешеходов, так и для автомобилистов. Тот же принцип действует и с велосипедом: если на пути вам встретился гололёд, будьте предельно осторожны!

Чтобы избежать падения, постарайтесь объехать скользкое место или слезьте с велосипеда и аккуратно пройдите опасный участок. А если понимаете, что уже начинаете падать, постарайтесь притормозить, сгруппироваться и завалиться на бок с опорой на плечо.

Протекторы и бордюры

Я бы посоветовала использовать зимой более тяжёлые модели или велосипеды МТВ (горные) с хорошей протекторной покрышкой. Они медленнее едут, но дают велосипедисту большую уверенность.

Можно использовать для преодоления обледеневших поверхностей трасс шипованные шины или противоскользящие цепи. Но скажу по секрету, прошлой зимой я не слезала с шоссейного велосипеда с почти гладким протектором. Опытный велосипедист вполне сможет ездить на любых колёсах.

Очень большую опасность для велосипедистов зимой представляют бордюры, спрятанные под снегом. Из-за снега может показаться, что бордюр скошен или есть пандус, а на самом деле это не так. Велосипедист врезается в высокий бордюр, что чревато серьёзными травмами.

Заезжайте только на те бордюры, в которых вы на 100% уверены. При малейшем сомнении не поленитесь спешиться и пройти этот участок пешком.

От беговела к полноценному велосипеду

Мой сын с двухлетнего возраста начал ездить рядом со мной на беговеле (мини-велик без педалей на широких колёсах, разработанный специально для детей 2-4 лет). Это уникальная вещь, которая развивает двигательный аппарат ребёнка и без усилий готовит его к езде на двух колёсах.

Уже в 4 года сын сел на двухколёсный велосипед и спокойно поехал на нём с первого же раза, настолько он наловчился на этом беговеле.

Сейчас моему сыну 7 лет. В хорошую погоду он без проблем ездит с нами на велике зимой. Здесь всё хорошо в меру, не стоит становиться безбашенной мамашей, нагружая ребёнка бессмысленными испытаниями.

Ребёнок на велосипеде зимой: главное здесь – ответственность родителя

На самом деле, ребёнку гораздо легче преодолевать подобные трудности, чем взрослому. У него прекрасно развит обмен веществ, хорошо работает дыхательная система. Ехать на велосипеде ему комфортнее, чем взрослому.

Одевать ребёнка для зимней велопоездки надо абсолютно по своему же принципу: на один слой одежды меньше, чем при пешей прогулке. Защищаем от холода ручки, ножки, смазываем щёчки защитным кремом, укутываем шарфиком. Если есть – используем наколенники и нарукавники.

Предварительно надо рассказать ребёнку о технике безопасности: как вести себя на дороге, как правильно группироваться. Внимательно следить за ним, особенно при пересечении проезжей части.

Тут присутствует человеческий фактор: если родитель – грамотный, здравомыслящий и ответственный человек, способный в полной мере проследить за своим ребёнком, то никаких проблем быть не должно. Защитили голову шлемом, руки – перчатками, и поехали радоваться зиме!

По словам Владимира Красько, директора ИПУ «За Вело-Брест!» зимой, в периоды относительно комфортных погодных условий, в Бресте около 5000 человек используют велосипед как городской транспорт. Если температура опускается ниже -5 градусов Цельсия, их количество уменьшается примерно до 250 человек. Но если говорить об использовании велосипеда не как городского транспорта, а для спортивно-оздоровительных целей, то число велосипедистов, выехавших прокатиться в зимнее время, будет значительно больше.

Катание на велосипеде зимой

Велосипед зимой

Зимой очень важно не ошибиться в шинах. Но даже если шины верные, есть три «большие разницы» в тактике и технике катания: снег (лес, парк), город и лед.

Несколько общих соображений. Зимой под колесами велосипеда снег или лед, гораздо реже — асфальт. Трение, а если точнее, сцепление покрышек со льдом и снегом зависит от температуры. Чем холоднее, тем сцепление лучше. Чем ближе к нулю, тем хуже. Все дело в тончайшей, всего несколько сотен молекул, пленке воды, которая покрывает кристаллы снега и льда. Эта вода остается жидкой при понижении температуры, но становится более вязкой. Поэтому сцепление и возрастает. При качении шина интенсивно деформируется, часть энергии, которую мы тратим на эти деформации, переходит в тепло и нагревает шину. «Горячая» шина плавит лед и снег, образуется пленка воды и уменьшается сцепление. Какой же отсюда следует вывод? Очень простой! Зимой выгодно ехать быстро. Хорошая скорость позволяет хорошо согреться на морозе. Тёплые шины меньше «дубеют» и легче катят. Уменьшается время контакта шины с дорогой в каждой точке, меньше передается тепла льду и снегу, что увеличивает сцепление. Теория гласит, что при температуре воздуха до -10 °С и гололеде сцепление возрастает более чем на 30%, когда скорость возрастает с 5 до 40 км/час. А по накатанному снегу сцепление возрастает примерно на 15-20%.

Торможение на велосипеде зимой.

На прямом участке можно работать обоими тормозами, но сначала нажимают задний, а затем более мягко — передний. На спуске или вираже по снегу основным является задний тормоз, который заодно работает как стабилизатор траектории движения. Передний подключается осторожно и дозировано.

Если проехать через снежный нанос или форсировать небольшой сугроб, то снег гарантировано попадет на тормозную дорожку обода и колодки. Тогда даже при очень сильном нажатии на тормозные ручки велосипед не остановится, так как между ободами и колодками образуется водяная пленка, резко снижающая коэффициент трения. Поэтому при движении по снегу тормозные колодки надо регулярно «прожигать» — нажимать на тормозные ручки до начала момента «схватывания», тогда при необходимости остановиться может быть и удастся сделать это вовремя.

Лыжня, если она плотная и хорошо укатанная, вполне пригодна для катания на велосипеде, но требует весьма точного управления и, желательно, более широких шин, дабы не проваливаться на менее плотных участках. На широкие, раскатанные ратраками трассы для конькового хода лучше без особой необходимости не заезжать. Снег там более рыхлый и вязкий, ехать по нему существенно труднее.

Слой снега аналогичен слою грязи, следовательно, и техника езды аналогичная. Только чувствовать себя можно гораздо свободнее. Можно, и даже нужно вставать на педали методом «танцовщица» для лучшей тяги «на низах». Главное, следить за загрузкой заднего колеса и не поворачивать на большой угол переднее. При этом полностью разгружать переднее колесо не стоит, так как будет трудно рулить и поддерживать устойчивость велосипеда. Колесо должно четко контактировать с твердой поверхностью под слоем снега. Для этого можно «играть» центром тяжести, перемещая корпус то к рулю, то к седлу. Если ваша амортизационная вилка не замерзла, то это сильно помогает управлять байком и сохранять устойчивость.

Как кататься на велосипеде зимой по лесу.

Утоптанные и укатанные тропинки и дорожки, тонкий слой рыхлого снежка — самый легкий и приятный случай. Шины хорошо катятся, байком управлять легко. Сцепление между шинами и снежной дорогой примерно такое же, как в сыром лесу в теплое время года. Торможение, повороты, горки и спуски проходятся аналогично. Некоторая осторожность необходима на виражах, когда на дорожке наблюдается небольшой рыхлый слой снега или снежной каши. Протектор не успевает как следует упереться и зацепится за плотную основу и колесо сразу же заносит. Причем шипованные шины или нет, большой роли не играет. Шипы обычно короткие, не более 3-4 мм, и в этой ситуации малоэффективны.

Передвижение на велосипеде по зимнему городу.

В городе всё вперемешку: снег, асфальт, лед, вода, реагенты, бордюры, люди, машины, собаки, тротуары и перекрестки. Сразу скажем: по проезжей части зимой стоит ездить только на шипованной резине! Аргументация элементарна. Правый край правого ряда, где обычно рассекают байкеры и велосипедисты, замусорен, завален снегом и покрыт льдом. Причем очень часто лед не покрывает асфальт ровным слоем, а встречается зонами с извилистыми краями, лепешками, буграми, и все это припорошено снегом. Тут и на шипованной резине нелегко. Любое падение, а оно в таких условиях весьма вероятно, крайне опасно и может привести к печальным и фатальным последствиям.

Еще одна проблема — когда около бордюра на проезжей части навален снег, и бывает сложно определить, где, собственно, заканчивается снег, и где начинается тротуар. Тут есть два варианта — выдергивать переднее колесо пораньше и повыше или, в самых непонятных ситуациях, останавливаться. Врубившись на скорости в приличный бордюр, можно запросто пробить покрышку, сложить колесо или погнуть вилку.

Езда по льду на велосипеде!

Давно известно, что лед на дороге — не подарок для велосипедиста. Разработаны и отшлифованы поколениями велосипедистов правила езды по льду:

  • нельзя вращать педали;
  • нелья поворачивать;
  • нужно расслабится и подождать пока не за кончится лед;
  • нельзя вертеть головой;
  • не совершать резких движений;
  • нельзя тормозить;
  • всё равно упадешь.

Оптимистично, афористично и во многом верно. Но справедливо, в основном, для обычной резины. Ибо, как говорят в Одессе: «Шипованная и нешипованная резина — это две большие разницы!» Давайте поэтому рассмотрим отдельно катание по льду на обычных, нормальных зимних шинах и отдельно — на шипованных.

На правильно подобранных зимних покрышках можно ездить по ровному льду, особенно если он шероховатый, с примерзшими снежинками. Если на льду уклоны, бугры, ямы и прочие обледеневшие колдобины, то «сливай воду». Или пешком, или в объезд. А на ровном льду можно делать почти все, кроме верчения головы и корпуса, вставания на педалях, резких поворотов руля и наклонов байка. Поворачивать стоит очень аккуратно, по большому радиусу, «тарелочкой», не наклоняя велосипед. Тормозить можно, но только задним тормозом и очень мягко, дробно, прерывисто: нажал — отпустил, не доводя до юза. А до юза на льду довести очень легко. В заносе заднее колесо начинает стремительно скользить в сторону, таща за собой байк и байкера. «Отловить» велосипед резким движением практически нереально. В этом главная проблема езды зимой — невозможность экстренно затормозить или сделать резкий маневр, если надо разминуться с пешеходом, автомашиной или колдобиной на пути.

Шипованные покрышки позволяют ездить свободно и уверенно, в том числе и по льду. Покрышки со стальными шипами разделяются на две группы: так называемые «городские» с двумя рядами шипов, коих обычно насчитывается 100-150 штук, и «экстремальные», с четырьмя рядами, которые имеют порядка 300 шипов.

На шинах с четырьмя рядами шипов по льду можно двигаться почти так же легко, как и по асфальту. Педали крутятся легко, не ощущается никаких прокручиваний заднего колеса и что велосипед вот потеряет равновесие и скорость. Вы можете заходить на вираж под углом. Можно спокойно тормозить, как задним, так и передним тормозом. Уверенно можно тормозить даже на камнях и асфальте. Если соблюдать осторожность, то даже можно ехать по ледяным косогорам и уклонам.

На городских покрышках с двумя рядами шипов катить можно без проблем, если не делать слишком «резких движений». Такие шины рассчитаны на универсальное применение. На асфальте, грунте, снегу работает центральная беговая дорожка. А на льду и особенно на виражах подключаются стальные шипы. Тормозить на льду следует с некоторой осторожностью, так как городские легче, чем «экстремальные» шины, срывает в занос, а контакт стальных шипов с дорогой слабее. Аккуратнее следует быть и на ледяных горках, уклонах, обледеневших колеях и колдобинах. Вместе с тем «городские» шины легче катят, меньше весят и лучше режут снег и снежную кашу, но хуже гребут в рыхлом снегу по сравнению с «экстремальными». Если ваш путь пролегает по асфальту и грунту, то имеет смысл шины хорошо накачать; тогда работает центральная беговая дорожка, и сопротивление качению будет меньше. Если начался лед, то давление лучше снизить, тогда эффективнее будут работать стальные шипы в плечевых зонах покрышек.

Двигаясь по льду, безопаснее всего оставаться в седле, даже во время разгона, привставая только при преодолении препятствий. Шины, даже «экстремальные», не следует перекачивать; наоборот, давление лучше снизить. Качение станет несколько хуже, зато вероятность падения резко снизится. И все-таки следует всегда помнить, что на льду никакие шипы не дают стопроцентной уверенности — гарантию может дать только страховой полис!

Особенности езды на велосипеде зимой

Езда на велосипеде зимой

Узнайте, какими нужно обладать навыками, чтобы кататься на велосипеде в зимний период времени.

Преимущества езды на велосипеде зимой

Велопрогулки по снегу

  • Отсутствие насекомых.
  • Кататься в снег все же приятнее, чем в дождь.
  • Небольшой мороз легче переносить, чем сильную жару.
  • Велосипед после зимней велопрогулки будет значительно чище.
  • Снижается риск пробить колеса.
  • Покрышки зимой изнашиваются не так интенсивно.
  • Езда на велосипеде зимой увеличивает ваше мастерство.

Как одеваться для зимних велопрогулок?

Женщина едет на велосипеде зимой

    Первый (нижний) слой. Нижним слоем обязательно должно быть термобелье. Оно изготовлено из специального материала, представляющего собой сочетание шерсти и синтетики. В результате термобелье отлично пропускает влагу (пот) и при этом сохраняет тепло. Сейчас в ассортименте каждого известно бренда, выпускающего спортивную одежду, есть комплекты термобелья. Если вы ограничены в финансах, то можно найти и более дешевое.

Особенности езды на велосипеде в зимний период

Велосипеды зимой за городом

Любая дорога, которая летом была практически идеальной для велопрогулок, зимой может стать просто неузнаваемой из-за обильного снежного покрова и льда. Мы крайне рекомендуем заменить шины на своем велосипеде. Шипованная резина необходима только для езды на велосипеде зимой по льду. Отличным вариантом станут шины с высоким протектором.

На поверхности снежных и ледяных кристаллов присутствует тонкая пленка воды. Когда температура воздуха падает, эта пленка становится более вязкой, что приводит к повышению коэффициента сцепления с дорогой. Таким образом, чем сильнее на улице мороз и выше скорость передвижения по прямой линии, тем выше сцепление шин с дорогой.

Так как в зимний период длительность светового дня резко сокращается, то стоит подумать об установке на велосипед фары. Быстрое наступление сумерек значительно сокращает видимость на дорогах и желательно надевать яркую одежду, чтобы вас было проще заметить.

На морозе смазка теряет некоторые свои показатели и становится боле вязкой. Амортизаторы в свою очередь приобретают дополнительную жесткость, что вам предстоит учитываться во время езды на велосипеде зимой. Аналогичным образом обстоит ситуация и с тросами, что усложняет работу тормоза и переключателя скоростей.

Помните и о том, что на холоде пластмасса становится более хрупкой, в результате очень легко сломать светоотражатели или фару. Когда вы выкатывает велосипед из теплого помещения на улицу, то давление в шинах резко падает. Воздушно-масляная вилка на холоде теряет свою жесткость и перед выходом на улицу стоит накачать небольшое количество в ее амортизаторы.

Повышается в зимнее время и показатель влажности воздуха, что приводит к увеличению риска развития коррозийных реакций на всех металлических частях велосипеда. В первую очередь это касается поездок по дороге, ранее посыпанной солью. По возвращении домой с зимней велопрогулки тщательно счищайте снег и воду с велосипеда и протирайте его сухой тряпкой. Все резьбовые, а также контактные соединения следует покрывать специальной антикоррозийной смазкой.

Правила прохождения поворотов зимой на велосипеде

Групповая велопрогулка на велосипедах

Так как дорога в зимнее время скользкая, то все повороты должны иметь большую дугу. Это позволит вам избежать резкого наклона велосипеда и тем самым снизить риск падения. Благодаря передаче усилия на заднее колесо. Вы получаете возможность стабилизироваться траекторию движения, избегая тем самым заносов. Во время выполнения поворота продолжайте крутить педали, что аналогично нажатию педали акселератора в автомобиле.

Во время поворота тормозить достаточно рискованно и вам стоит заранее снизить скорость передвижения до того момента, как вы начнете входить в поворот. Вполне очевидно, что во время движения по глубокому снежному покрову у вас не будет возможности резко разворачиваться. Протектор шин не успеет зацепиться за плотную поверхность трассы, и в результате вы попадете в занос. В заключение отметим, что во время поворота старайтесь избегать наезда колесами на комки снега, а также снежную кашу.

Как правильно тормозить зимой?

Торможение на спуске по снегу

Основная проблема торможения во время езды на велосипеде зимой заключается в отсутствии возможности быстро остановиться, чтобы избежать столкновения. Когда вы двигаетесь по прямому участку дороги, можно нажимать на оба тормоза, но обязательно сначала на задний, и только после этого следует задействовать передний.

Во время спуска либо при экстренном развороте на снегу вам стоит использовать только задний тормоз, что позволит стабилизировать траекторию движения. Во время спуска вы может дополнительно задействовать и передний тормоз, но в этом случае вам необходимо быть уверенными в надежности сцепления шин с дорожным покрытием.

Откроем вам небольшой секрет, как можно на велосипеде имитировать работу автомобильной системы ABS. Для этого необходимо прерывисто нажимать на рычаг тормоза с высокой интенсивностью. В результате колеса не успевают полностью заблокироваться, что и исключает занос.

Также следует сказать о том, что когда вы передвигаетесь по глубокому снегу либо пробиваете снежный нанос, то снег обязательно попадет на диск тормоза, а также тормозную дорожку обода. Это приведет к снижению сцепления колодок с ободом, так как на них образуется водяная пленка от снега. После преодоления таких участков дороги, а также луж, вам стоит в обязательном порядке просушить тормоза. Для этого медленно нажимайте на рычаг тормоза, пока он не начнет хорошо срабатывать.

Езда на велосипеде зимой в черте города

Езда на велосипеде в городе

Велосипедистам разрешено передвигаться по дорогам с правого края. Однако в зимний период на большинстве дорог эта часть засыпана снегом либо покрыта льдом. После каждого снегопада полосы, предназначенные для передвижения автомобилей, сужаются, и на них часто появляется обледеневшая колея. В этой ситуации передвигаться на велосипеде стоит только по второстепенной дороге.

Если на дороге образовалась снежная каша от частого движения автотранспорта, то такие участки стоит объехать, ведь крутить педали в таких условиях крайне сложно. Причем ваша скорость передвижения в подобной ситуации будет незначительно отличаться от обычного пешехода, а вот устанете вы значительно сильнее.

Если у вас небольшой опыт езды на велосипеде, то старайтесь избегать и узкую колею. Выехать из нее достаточно сложно и резко возрастают риски падения. Также следует помнить, что в зимнее время бордюры занесены снегом, и определить их местоположение достаточно сложно. Когда вы готовитесь заехать с дороги на пешеходный тротуар, то снижайте скорость и приподнимайте переднее колесо. Однако лучше всего спешится и закатить велосипед на тротуар.

Как передвигаться на велосипеде за пределами города?

Езда на велосипеде за пределами города

Если слой снега тонкий и рыхлый, то двигаться по нему не намного сложнее, чем по опавшим листьям. Сцепление шин с такой дорогой будет достаточно комфортным, и вы должны себя чувствовать уверенно. Если вам необходимо преодолеть заснеженный подъем, то стоит привстать и перемещать корпус вперед-назад, чтобы поддерживаться высокую устойчивость велосипеда.

Провести торможение, выполнить разворот или спуститься горы по снежному покрову также достаточно просто и это можно сравнить с движением по земле после дождя. А вот выполнять виражи около деревьев стоит осторожно, так как там могут быть ямы или кучи опавших листьев. По укатанной снежной тропинке передвигаться на велосипеде очень легко. Более того, такая езда на велосипеде зимой доставит вам массу удовольствия.

Езда на велосипеде на участках, покрытых льдом

Велосипед на льду

  1. Не поворачивайте, находясь в положении сидя.
  2. Не вращайте педали, встав на них.
  3. Не вертите головой, а сосредоточьтесь на дороге.
  4. Пока не преодолеете скользкий участок дороги, избегайте торможения.

Больше об особенностях езды на велосипеде зимой, смотрите здесь:

Источники:

https://fb.ru/article/460539/mojno-li-katatsya-na-velosipede-zimoy-osobennosti-ezdyi-v-holodnoe-vremya-goda-vyibor-i-podgotovka-snaryajeniya-foto
https://greenbelarus.info/articles/25-11-2019/zimoy-na-velosipede-da
http://velofun.ru/cycling-technique/ezda-na-velosipede-zimoy.html
https://tutknow.ru/bodyfitness/7300-osobennosti-ezdy-na-velosipede-zimoy.html