Наказание за сбитого велосипедиста

Содержание скрыть

Наезд на велосипедиста на автомобиле

Велосипедист на проезжей части по Правилам дорожного движения является равноценным его участником и обладает ограничениями и преимуществами в отношении других участников движения.

ОСОБЕННОСТИ ВЕЛОСИПЕДИСТА КАК УЧАСТНИКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Велосипед по сравнению с пешеходом обладает повышенной скоростью перемещения, поэтому физический ущерб здоровью, причинённый велосипедисту при наезде на него автомобилем, получается гораздо серьёзным и значительным. Имеет значение и то, что велосипедист находится во время езды на большей высоте и не имеет непосредственного контакта с поверхностью земли.

Анализ ДТП, связанных со столкновением автомобиля с велосипедом, показывает, что в основном наезд на велосипедиста происходит при выполнении манёвров со стороны водителя автомобиля. Это чаще правый поворот или перестроение на правую полосу, включая обочину дороги. При этом все объяснения водителей сводились к тому, что они не замечали велосипедистов при совершении манёвра, и он появлялся в поле их зрения внезапно.

Отсюда следует, что такое неожиданное появление велосипедистов не спасало их от столкновения даже после экстренных торможений, предпринятых со стороны водителей автотранспорта. Имеются существенные различия между автомобилем и велосипедом, используемым как транспортное средство, которое учитывается законом и судом при рассмотрении ответственности водителей, которые сбили велосипедиста:

  1. Автомобиль, как транспорт, обладающий большой массой и скоростью движения, признан законом средством повышенной опасности для окружающих людей.
  2. Велосипед имеет небольшой вес и габариты, сопоставимые с весом и ростом человека, обладает невысокой скоростью передвижения, поэтому не несёт потенциальной угрозы человеческой жизни и не является средством повышенной опасности для людей.
  3. Водитель автотранспорта для получения прав на управление автомобилем проходит специальное обучение и испытание на знание правил дорожного движения, правил безопасного вождения, порядка действий за рулём в экстренных и неожиданных дорожных ситуациях, ограничений и запретов мер ответственности за нарушение правил.
  4. Велосипедистом на дороге может оказаться любой, включая маленького ребёнка, который не имеет понятия о требованиях ПДД.

С учётом этой разницы при столкновении с велосипедистом спрос в первую очередь идёт с водителя автотранспорта в том, предпринял ли он необходимые действия к тому, чтобы не допустить наезда. При этом степень его ответственности зависит от степени нанесённого физического ущерба здоровью велосипедиста. В зависимости от этого к нему применяются меры административного или уголовного права.

Наезд на велосипедиста на автомобиле

МЕРЫ НАКАЗАНИЯ ЗА НАЕЗД НА ВЕЛОСИПЕДИСТА

Меры ответственности по Кодексу административного права применяются к виновнику ДТП, если последствия наезда оказались следующими:

  • велосипедист не получил травм и отделался лёгким стрессом;
  • велосипедисту нанесены небольшие ушибы и ссадины;
  • полученные травмы, включая переломы, повлекли продолжительное расстройство здоровья не опасное для жизни велосипедиста.

Административное наказание за причинённый вред здоровью лёгкой степени тяжести предусматривает штрафы до 2 000 рублей или временное прекращение прав на управление автомобилем сроком до 18 месяцев. При нанесении средней тяжести вреда здоровью велосипедиста предусмотрено наказание в увеличенных размерах — штраф до 25 000 рублей или лишение прав до 24 месяцев.

Меры ответственности по Уголовному кодексу применяются при следующих последствиях ДТП:

  • смерть пострадавшего;
  • пострадавший выжил, но может стать инвалидом.

Они включают в себя различные сроки лишения свободы с продолжительностью в 2 года. Степень тяжести причинённого вреда здоровью определяет только врач – эксперт, но никак не сотрудник скорой помощи, прибывающий по вызову на место столкновения. К основным признакам тяжких повреждений здоровью, которые могут быть определены на месте очевидцами без помощи врачей, относятся:

  • летальный исход для пострадавшего;
  • потеря ребёнка при беременности пострадавшей велосипедистки;
  • пострадавший лишился конечности.

ОСОБЕННОСТИ СТОЛКНОВЕНИЯ С ВЕЛОСИПЕДИСТОМ НА ПЕШЕХОДНОМ ПЕРЕХОДЕ

По требованиям Правил дорожного движения велосипедист на пешеходном переходе переходит улицу пешком, ведя с собой велосипед за руль. Если при этом он был сбит автомобилем, то это наезд на пешехода на пешеходном переходе и виновником происшествия однозначно признаётся водитель автотранспорта с соответствующими вытекающими последствиями для него, предусмотренными законодательством.

Если же велосипедист переезжает дорогу по пешеходному переходу, сидя верхом на велосипеде, то он нарушает требования ПДД. При наезде на него автотранспорта происшествие квалифицируется как ДТП по обоюдной вине и ответственность понесут оба участника столкновения.

Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом

В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».

Создают опасные ситуации

Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.

После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.

велосипед

«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают. Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.

«Дело просто закроют»

Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации. Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка.

Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом. За это штрафуют на 800 рублей.

Если же велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.

велосипед

По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.

«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет. Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.

Ищите камеры

Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.

камера

«Если же автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения. К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.

Если виноват водитель

Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования.

Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.

Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

велосипед

«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.

СИМ повелели

Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.

Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам. Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.

самокат

Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.

Гроза автомобилей и пешеходов

Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.

«Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения. Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми. Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин.

По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.

велосипед

«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.

Научат ездить безопасно

Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности.

«Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.

Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

Порядок действий в ДТП с участием велосипеда и автомобиля.

C каждым месяцем на дорогах Алматы становится всё больше велосипедистов и любителей электрических самокатов. В целом это хорошая тенденция, но есть и другая сторона. Чем больше велосипедов на улицах, тем выше у них шансы попасть под колёса автомобиля. А последних, к слову, меньше не стало.

Сбил велосипедиста. Как быть?

Как и в случае с любым другим ДТП, после наезда на велосипедиста водителю автомобиля следует остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. Если велосипедист пострадал, то необходимо оказать ему первую помощь, а также сообщить об аварии в полицию.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

Естественно, зная наши реалии, в большинстве таких случаев, особенно если никто не пострадал, люди предпочтут договориться сами. Запретить это никто не может. Главное, не забудьте обменяться расписками, что претензий друг к другу не имеете. Иначе есть риск что кто-нибудь передумает и обратится в полицию.

А кто виноват в ДТП?

Значительная часть аварий с участием велосипедистов и автомобилистов случается по вине последних. Всё-таки водители пока не привыкли к нахождению на дорогах кого-то ещё и смотрят в зеркала лишь изредка. Особенно это касается поворотов направо. С такой же проблемой, к слову, регулярно сталкиваются и мотоциклисты.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

Вот два примера ДТП, виноватым в которых, вероятнее всего, окажется автомобилист.

Машина выворачивает со двора, а велосипед катит по тротуару или обочине. В таком случае водитель обязан руководствоваться пунктом 8.3 ПДД РК:

При выезде на дорогу со второстепенной дороги водитель уступает дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Велосипедист едет в правом ряду, а перед ним открывается дверь автомобиля. В этой ситуации сидящий в машине человек нарушил требования пункта 12.7 ПДД РК:

Запрещается открывать двери транспортного средства, оставлять их открытыми или выходить на проезжую часть дороги, не убедившись, что это не создаст помехи или опасности для других участников движения.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

При этом нельзя сказать, что велосипедист в любом случае окажется прав. Нередки случаи, когда наезд на велосипед происходит на пешеходном переходе. Согласитесь, частенько ребята на великах предпочитают пересекать зебру ходом. Согласно правилам, делать так нельзя. Подпункт 7 пункта 24 гласит, что ездить по пешеходному переходу им запрещается.

Компенсация вреда

Если ДТП оформляется как положено — с вызовом полиции, — то в случаях, когда виновником оказывается автомобилист, велосипедист вполне может получить страховую выплату по ОГПО как за вред, нанесённый здоровью, так и за ущерб имуществу.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

А вот в обратной ситуации получить какие-то финансовые средства водитель сможет только через суд или по полису КАСКО, если это позволяют условия договора. Хотя велосипед и считается транспортным средством, страховать его никто не обязывает.

Отметим, избежать большинства дорожных неприятностей между автомобилистами и велосипедистами можно при помощи банального взаимопонимания. Давайте взглянем напоследок, какие проблемы есть у водителей и любителей педального транспорта.

Какие проблемы у автомобилистов?

1. Велосипеды незаметны на дороге. Казахстанские ПДД предписывают иметь на велосипеде светоотражатели спереди, сзади и по бокам, а также фонари для движения в тёмное время суток (пункт 7 «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации»), но не на всех великах они есть. Уверен, если бы каждый велосипедист хоть раз побывал в роли водителя и столкнулся с тем, как часто велосипеды оказываются вне поля зрения, он бы не пренебрегал такими средствами безопасности.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

2. Велосипедисты вылетают на зебру. В правилах есть чёткое предписание спешиваться и катить велосипед рядом при пересечении проезжей части по переходу. Но, увы, так мало кто делает. Даже едущий не спеша велосипедист намного быстрее пешехода, и водитель машины может просто не успеть среагировать на его появление, тем более когда машины припаркованы у обочины вплотную к зебре.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

3. «Хрустики» ездят по встречной обочине. Вот это вообще сложно объяснить законами логики. Флегматичные ребята, которые катят даже не по обочине, а по правой полосе в лоб всему потоку, когда есть и обочина, и тротуар, да и перейти дорогу обычно труда не составляет, остаются за пределами понимания. Автомобилистам тут можно только посочувствовать.

4. Велосипеды мешают ездить в пробках. Более того, сами того не желая, в тесноте городского трафика райдеры царапают машины. В Азии это норма, едва ли не каждое авто в Китае имеет отметины от руля и педалей на кузове.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

Какие проблемы у велосипедистов?

Водители автомобилей не воспринимают велосипедистов как полноценных участников дорожного движения, а велосипеды как транспортные средства. Часто автомобилисты думают, что велосипедисты должны ездить только по тротуарам, их не надо пропускать и т. д. Кто-то не задумывается о том, что велосипеды могут ездить довольно быстро и у них тоже есть тормозной путь. По сути, все проблемы так или иначе следуют из этого, и вот самые частые.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

1. Машины не пропускают при повороте направо. Последствия — от неопасного мата из машины до столкновения, которое может закончиться печально. Почему так происходит? Водители не знают правил или не хотят соблюдать их (а в таком случае велосипеды надо пропускать (пункт 1 раздела 13 ПДД РК)) и не смотрят в зеркало, поэтому легко могут снести велосипедиста, который с ними поравнялся.

2. Водитель недооценивает скорость велосипедиста и выезжает прямо перед ним. Думает о том, что успеет уехать, пока велосипедист доедет до него. Так покалечилось и даже погибло немало людей, ведь по ровной дороге шоссейный велосипед легко идёт 30–40 км/ч, а на спуске разгоняется до 80–90 км/ч.

3. Пассажиры открывают двери перед «хрустиками». Как говорят активисты велодвижения, даже опытный велосипедист всегда найдёт свою дверь. Что уж говорить о новичках, для которых желание пассажира выйти из стоящей на светофоре машины может стать роковым. Ситуацию усугубляет склонность некоторых водителей высаживать пассажиров в паре метров от обочины.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

4. Машины проезжают слишком близко. Существует негласное правило: обгоняя велосипед, надо соблюдать боковой интервал не менее 1.5 метра. Увы, правило мало того что негласное, так большинство от него просто отмахивается. Почему-то при обгоне других авто водителям проще выехать на соседнюю полосу (даже если это встречка), а к велосипедистам стараются прижаться посильнее. Чревато это как минимум испугом велосипедиста, а в худшем случае он вильнёт и машина его зацепит.

Как не сесть в тюрьму водителям?

1. Соблюдать боковой интервал 1.5 метра при обгоне велосипеда. Если такой возможности нет, то притормозите и дождитесь расширения дороги. Да и велосипедист при возможности примет вправо. Поверьте, очень страшно, когда у тебя на колесе висит пара тонн железа.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

2. Смотрите в зеркало, поворачивая направо. В правое зеркало. На дорогах хватает неадекватных велосипедистов, которые пытаются пролететь справа от машины, поворачивающей направо. При столкновении пострадает и ваша машина, и велосипедист, но виноват будет водитель авто. Не стоит обгонять велосипед, если вы собираетесь повернуть направо, дайте человеку проехать.

3. Помните, что, съезжая на обочину или заезжая на парковку, вы должны уступить дорогу велосипедистам, двигающимся в попутном с вами направлении по краю проезжей части или обочине (пункты 3 и 4 раздела 8 ПДД РК).

4. Высаживая пассажиров, не забудьте, что кругом велосипеды, а пассажир не приучен смотреть в зеркало, прежде чем открыть дверь. Старайтесь ставить машину так, чтобы открытая дверь никому не мешала, или хотя бы дайте понять пассажирам, когда дверь можно открыть.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

5. Помните, что велосипеды бывают очень дорогие. Китайские велосипеды стоят 30–40 тысяч, но за порчу большинства эмтэбэшников, колесящих по дорогам, придётся выложить не меньше $500. А если под колёса попадёт шоссейный велосипед, то это минимум тысяча зелёных, но на наших дорогах полно Cervelo P5 и других топовых триатлонных велов, цена которых переваливает за $10 000. И после столкновения с машиной вел обычно приходится выбрасывать. Оно вам надо?!

6. Оказаться за рулём в нашей стране очень просто, но те, кто садится за руль, как минимум знают, где находится тормоз и что на красный ехать лучше не стоит. У велосипедистов допуска вовсе нет — на дороги выезжают дети, пьяные люди и те, кто искренне верит, что водитель авто всё видит и может остановить машину мгновенно. Помните об этом.

Как выжить велосипедистам?

1. «Будьте заметны на дороге», — советует бывалый велосипедист Павел Ким. Яркая одежда, фонари спереди и сзади — это просто и не слишком дорого. Наиболее доступные фонари стоят около 3 000 тенге (передний и задний), но они сделают вас видимыми в любое время. Сам он ездит в ярком веложилете с кучей светоотражающих элементов, тут подойдёт и просто сигнальный жилет (от 500 тенге). Отличным вариантом станет задний фонарь, который дополнительно очерчивает две полосы по обе стороны от велосипеда — этакая запретная для авто зона.

Сбил велосипедиста: как быть и что делать?

2. Будьте предсказуемыми и обозначайте свои манёвры. Часто проблемы возникают от недопонимания. Велосипедист едет своей дорогой, а автомобилисту сложно понять его логику. Поворотников и стоп-сигналов у велосипедов нет, но райдер может показать, куда собирается ехать, рукой.

3. Оставляйте пространство для манёвра. Тормозной путь у велосипедов куда больше, чем у машин, а если на дороге песок или асфальт мокрый, то тормозить можно до самого капота или бордюра. Помните об этом, когда подъезжаете к перекрёстку или выезду с парковки.

Можно ли требовать с велосипедиста компенсацию за поврежденный автомобиль?

Большое количество велосипедистов, людей на самокатах и гироскутерах пугает автомобилистов. Порой человек на электрическом самокате может разгоняться до 80 км/ч и двигаться в плотном потоке транспорта. Естественно, так и до аварии не далеко. О том, какое юридическое качество имеют новые участники движения и применимы ли к ним Правила дорожного движения (ПДД), рассказывает член Ассоциации юристов России, заместитель председателя Общества защиты прав автомобилистов «ОСА» Алексей Румянцев.

Водитель сбил человека

Велосипедисты и другие участники движения подчиняются ПДД, как и автомобилисты. Они обязаны соблюдать правила и стараться не создавать помех для других участников движения.

Самокаты и велосипеды должны иметь световые приборы, а также фару, без которой выезд на дороги общего пользования запрещен. Естественно не все помнят об этом требовании правил, а зря. В этом случае риск попадания в ДТП возрастает и велосипедист даже может быть признан виновным в аварии.

Если велосипедист или водитель самоката окажется в ДТП по вине водителя, то причиненный ему ущерб возмещается страховой компанией по полису ОСАГО. Если, помимо велосипеда, пострадал еще и человек, то ему также положена компенсация вреда здоровью и морального вреда.

Велосипедист виноват в ДТП

Но как быть, если велосипедист сам грубо нарушил правила и врезался в автомобиль или задел его и поцарапал? В этом случае его можно привлечь к ответу через суд. Правда, для этого необходимо его догнать и уговорить дождаться ГИБДД, что не всегда бывает возможно, если, конечно, велосипед не пострадал.

Если же человек на велосипеде получил травмы, то здесь могут последовать серьезные разбирательства. Автомобиль — это источник повышенной опасности, а вот велосипед — нет, из чего следует, что если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, совершил наезд на велосипедиста-нарушителя, то даже при отсутствии вины водителя у него возникает обязанность компенсировать велосипедисту любой вред здоровью.

Если грубая неосторожность велосипедиста стала причиной ДТП, то размер компенсации может быть уменьшен. При обоюдной вине размер компенсации будет зависеть от степени вины каждого из участников движения.

Возьмем пример из практики. Один гражданин на велосипеде решил переехать дорогу в неположенном месте в непосредственной близости от приближающегося автомобиля. Водитель предпринял экстренное торможение, но наезд все равно произошел. В результате столкновения человек получил легкий вред здоровью, а автомобилю были нанесены технические повреждения.

Несмотря на отсутствие вины водителя, с него как с владельца источника повышенной опасности была взыскана компенсация в пользу велосипедиста, а также моральный вред в размере 50 000 рублей.

Однако и велосипедист понес материальную ответственность за свое нарушение, которое послужило причиной неосторожного причинения вреда чужому имуществу (автомобилю). Водитель предъявил иск, где указывалась стоимость восстановительного ремонта автомобиля. Она составила около 100 000 рублей. Данная сумма в полном объеме была взыскана с велосипедиста в пользу водителя.

Велосипедист спровоцировал ДТП, но остался цел

Бывают ситуации, когда велосипедист или стремительно выскочивший на дорогу самокатчик провоцирует аварию, но сам в ДТП не участвует. Чтобы разобрать такие происшествия, юристы пользуются наработанной практикой из опыта ДТП с автомобилями. К примеру, один автомобиль, не уступив дорогу другому, выезжает на нее, создав тем самым опасность для других участников движения. Водитель автомобиля видит препятствие, принимает решение сманеврировать и врезается в придорожное дерево. Контакта автомобилей при этом нет.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия. Следовательно, и без факта непосредственного контакта автомобилей в ДТП есть виновные и пострадавшие. Помешавший движению автомобиль должен оставаться на месте и ждать ГИБДД. Данная правовая позиция нашла свое отражение в определении Верховного суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. № 16-КГ13-26.

Так же можно расценивать и аварии, порожденные велосипедистами. Если будет доказано, что велосипедист, выехав на дорогу, создал опасность для движения автомобиля, вынудил его изменить скорость и направление движения, в результате чего был причинен вред чужому имуществу, то, несмотря на отсутствие контакта между автомобилем и велосипедом, с человека, создавшего опасность для движения, будет взыскан причиненный его действиями ущерб. То есть ущерб можно потребовать с велосипедиста, грубо нарушающего правила.

В общем, велосипедисты по правилам несут материальную ответственность перед водителями при ДТП. Однако автомобиль — это средство повышенной опасности и вред человеку при столкновении будет всегда больше, чем «железу на колесах». Статус средства повышенной опасности ставит водителя автомобиля всегда в очень невыгодное юридическое положение. Он несет гораздо большую ответственность перед пешеходами и велосипедистами, чем они перед ним.

Простое касание велосипедиста бампером на высокой скорости может обернуться его падением и дорогостоящим лечением. После ДТП с велосипедистом судебные иски могут преследовать водителя всю жизнь. Поэтому при приближении к велосипедисту лучше притормозить.

Регулярные ДТП с велосипедистами: столкновение, из-за которого страдают люди и кошельки

дтп с велосипедистом

Количество аварий с участием автомобилей и велосипедов растет, ведь обоих видов транспорта на улицах становится все больше. Последствия происшествия для человека, едущего на «двухколесном друге», могут быть очень серьезными. Но и автомобилиста после подобного ДТП ждут большие проблемы — от взваливания на него вины до необходимости оплачивать ремонт машины.

Причины аварии с участием велосипедиста

ДТП, в которых двухколесный транспорт сталкивается с автомобилем, возникают из-за нескольких факторов:

нарушение правил дорожного движения велосипедистами

  • Нарушения ПДД. Этим грешат и автомобилисты, и велосипедисты. Причем последние часто надеются, что успеют проскочить там, где должны уступить дорогу.

Беспечности способствует их уверенность в большей ответственности водителя машины, чем собственной.

  • Незнание ПДД. Иногда велосипедисты не имеют представления о них, не понимают смысла дорожных знаков. Ведь им не нужно сдавать экзамен и получать водительское удостоверение.
  • Невнимательность участников аварии. На велосипеде часто нет зеркал, позволяющих видеть происходящее сзади и сбоку. А водитель автомобиля может не заметить оппонента из-за небольших размеров его транспорта.

виновник дтпРекомендуем прочитать об официальном признании виновным в ДТП. Вы узнаете о том, кто составляет признание виновности в ДТП, документах, подтверждающих вину, образце заявления иска о признании виновного в ДТП.
А здесь подробнее о штрафе за езду по обочине.

Что делать в случае ДТП

После происшествия порядок действий таков:

  • необходимо сразу после удара включить «аварийку»;
  • узнать, не пострадали ли люди;
  • если кто-то из участников травмирован, нужно вызвать «скорую» и ГИБДД;
  • оказать пострадавшему первую помощь;
  • поставить на дорогу знак аварийной остановки;
  • найти тех, кто видел происшествие, записать их имена, адреса и телефоны;
  • сфотографировать место аварии, положение автомобиля, тормозной путь, окружающие предметы, знаки, другие машины и т.д.;
  • дождаться сотрудника ДПС;
  • дать ему исчерпывающие объяснения по делу;
  • прочитать, как они отражены инспектором в протоколе;
  • подписать документ, если водитель согласен с ним.

дтп с велосипедистом

Иногда в протоколе автомобилиста заранее называют виновным или нарушителем. Ему стоит потребовать, чтобы определение заменили на «водитель», если он не считает себя ответственным за происшедшее.

Когда велосипедист уехал с места ДТП, а автомобиль поврежден, его владельцу нужно:

  • запомнить приметы беглеца;
  • найти очевидцев;
  • вызвать ГИБДД.

Это следует сделать, чтобы найти виновника и потребовать от него возмещения ущерба.

О том, как обезопасить себя от лишения прав при ДТП с велосипедистом, смотрите в этом видео:

Кто виноват в случившемся

Сходу выявить виновника ДТП получается редко. Ситуация требует расследования, особенно это важно, когда есть жертвы и пострадавшие.

Но автомобилисту следует понимать, что его транспорт, в отличие от велосипеда, является источником повышенной опасности. Поэтому если человек на «двухколесном друге» не нарушил грубо правила, виновным скорее назовут водителя.

Автомобилисту ни в коем случае не стоит уезжать с места ДТП. Такой поступок расценивается как признание вины и наказывается по части 2 статьи 12.27 КоАП:

Велосипедисту тоже не стоит думать, что он в любом случае выступит в роли потерпевшего. В КоАП есть статьи, регламентирующие наказание за нарушения ПДД именно человеком, который ехал на этом легком и безобидном транспорте. Если проступок и стал причиной аварии, виновным признают велосипедиста.

ДТП с наездом на пешеходном переходе

Если авария произошла на «зебре», вина скорее ляжет на автомобилиста. Он обязан пропустить тех, кто движется по переходу. А велосипедист на этом участке проезжей части должен идти пешком, ведя рядом свой транспорт, а не ехать на нем. Если он все же не слез с «двухколесного друга», придется принять на себя часть вины. Но и с автомобилиста ответственность не снимется.

дтп с велосипедистом

Для определения виновника значение имеет соблюдение или игнорирование обоими участниками правил, выполнение требования горевшего на тот момент сигнала светофора.

Ответственность за аварию

Наказание за ДТП несет виновный в нем, а также другой участник, если он нарушил ПДД. Оно определяется КоАП, Законом об ОСАГО, Гражданским Кодексом. А если в аварии кто-то серьезно пострадал или погиб, еще и Уголовным.

Штраф

Минимальное наказание, которое может быть назначено виновнику аварии, это штраф. Размер выплаты регламентируется статьей 12.24 КоАП:

  • За легкий вред здоровью потерпевшего придется заплатить 2500 — 5000 р. Или суд может решить отобрать у автомобилиста права на срок 1 — 1,5 года.
  • Ущерб здоровью средней тяжести потребует выплаты 10000 — 25000 р. Или водитель останется без ВУ на 1,5 — 2 года.

Наказание для нарушившего ПДД велосипедиста регламентируется статьей 12.29 КоАП:

А если во время ДТП он был нетрезв, заплатит штраф в 1000 — 1500 р. по части 3 той же статьи.

Арест

Если водитель сбежал с места происшествия, его накажут по статье 12.27. Одна из мер, регламентируемых ею, арест до 15 суток. Он может налагаться и в соответствии со статьей 264 УК, когда:

наказание за дтп

  • Потерпевший получил тяжкие повреждения. Виновного могут арестовать на 6 месяцев или посадить в тюрьму на 2 — 3 года, принудить к обязательным работам на срок до 2 лет.
  • Пострадавший получил тяжелый вред здоровью, а водитель во время ДТП был пьян. Виновному грозит тюрьма на срок до 4 лет или общественные работы до 3 лет.
  • Второй участник погиб. Виновник получит до 5 лет тюрьмы или до 4 лет принудительных работ.
  • Велосипедист погиб из-за пьяного автомобилиста. Последний сядет в тюрьму на срок от 2 до 7 лет.

Арестовать на 15 суток могут и сбежавшего велосипедиста, если ДТП имело серьезные последствия.

Законно ли требование о выплате компенсации

Иногда аварии заканчиваются только повреждением имущества. Здесь есть несколько вариантов улаживания проблемы:

  • Если потерпевшим признан велосипедист, он может обратиться в страховую компанию виновника. Нужно только, чтобы у автомобилиста был полис ОСАГО. Компания примет все необходимые в случае с ДТП документы и возместит ущерб. Если автомобиль не застрахован, придется подавать иск в суд о возмещении материальных потерь. То же можно сделать, когда выплаченная сумма лишь частично компенсирует ущерб, либо страховщик вовсе отказывается его погашать.
  • Сложнее, если поврежден автомобиль, а виновным в аварии признан велосипедист. Ведь его транспорт не застрахован. Но это не значит, что водитель машины будет сам платить за ремонт. Велосипедист может добровольно погасить ущерб. А если отказывается, автомобилисту следует подать в суд иск о компенсации нанесенного вреда.
  • При наличии у потерпевшего водителя полиса КАСКО ему следует обратиться к своему страховщику. Тот заплатит за ремонт авто. Но потом по суду сможет взыскать эти деньги с виновника.
  • Если вина обоюдная, ее степень для каждого определяет суд. Страховщик в таком случае может отказать в выплатах. Деньги придется требовать с помощью иска.

что делать, если попал в ДТП на служебной машинеРекомендуем прочитать о ДТП на служебной машине. Вы узнаете о том, что делать, если попал в ДТП на служебной машине, ответственности за ДТП в рабочее и нерабочее время.
А здесь подробнее о классификации ДТП.

Многих ДТП с участием велосипедистов могло не произойти, если бы они вели себя на дороге ответственнее. И автомобилистам тоже стоит избавиться от пренебрежительного отношения к этому маломощному транспорту, не демонстрировать своего превосходства. Ведь беспечность одних и высокомерие других на дороге могут привести к тяжелым последствиям для всех.

Полезное видео

О возмещении ущерба при ДТП с велосипедистом, если виноват велосипедист, смотрите в этом видео:

Источники:

https://neauto.ru/naezd-na-velosipedista-na-avtomobile/
https://iz.ru/1069932/anastasiia-pisareva/tcarapaiut-mashiny-i-uezzhaiut-chem-grozit-dtp-s-velosipedom
https://kolesa.kz/content/articles/sbil-velosipedista-kak-byt-i-chto-delat/
https://aif.ru/auto/gibdd/mozhno_li_trebovat_s_velosipedista_kompensaciyu_za_povrezhdennyy_avtomobil
https://avto-urist.online/dtp-s-velosipedistom/