Настройка переключателя скоростей на велосипеде стелс

Содержание скрыть
2 Настройка системы переключения передач на велосипеде
4 Как делается регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда — всё о велоспорте

Инструкция: как настроить скорости на шоссейном велосипеде

Сколько времени вы обычно тратите на то, чтобы настроить скорости на велосипеде? Или считаете, что такое непростое дело можно доверить только профессионалу? Понятные рекомендации, приведенные в нашей инструкции, помогут вам быстро отрегулировать передачи велосипеда самостоятельно.

Почему скорости могут плохо переключаться

Деформация петуха

Держатель заднего переключателя – расходная деталь, которая обычно деформируется или ломается при ударе (падении) велосипеда. Если держатель согнут, точное переключение передач велосипеда невозможно.

Как проверить: в нормальном положении петуха, рамка с роликами должна быть параллельной звездам скоростей. Если же рамка выгнута под углом к кассете, петух деформирован.

Как исправить в домашних условиях: вставить шестигранник в крепежное отверстие и попробовать осторожно выровнять деталь. Если деформация незначительна и не видна невооруженным глазом, исправить деталь можно только в мастерской.

Засор рубашек

Во время эксплуатации велосипеда внутрь рубашек попадает пыль, грязь и вода. Чтобы продлить срок службы рубашек, используйте колпачки с внутренним пыльником. Нюанс: не используйте тормозные рубашки для переключения скоростей.

Как проверить: отсоединить тросик переключателя и подвигать его вручную. Если рубашки засорены, тросик будет ходить туго.

Как исправить в домашних условиях: разберите систему, снимите колпачки с рубашек и обработайте внутри при помощи спрея по типу ВД-40 или тефлона. Второй этап — при помощи шприца залейте в рубашки любое машинное масло.

Залом или распушивание троса

Незначительная деформация тросика внутри рубашки может значительно ухудшить переключение скоростей.

Как проверить: снять рубашки и осмотреть состояние тросов. Убедитесь, что у тросов отсутствуют вылезшие нити и следы распушивания, в рубашках они ходят плавно и с минимальным усилием.

Как исправить в домашних условиях: полностью заменить износившиеся тросики.

Не работает половина кассеты

Частичная блокировка кассеты происходит из-за излишнего натяжения тросика.

Как проверить: проверьте положение рубашек. Возможно, одна из них вылетела из крепежного отверстия.

Как исправить в домашних условиях: подкорректируйте положение рубашки и проверьте уровень натяга троса.

Проскакивает цепь

Если цепь проскакивает при переходе на определенную скорость, источник проблемы – износ или деформация звезды.

Стертая задняя велосипедная звезда

Как проверить: осмотрите внимательно передние и задние звезды. Возможно, загнулся или сломан зубец, погнута звезда.

Как исправить в домашних условиях: поможет частичная или полная смена деталей кассеты.

Если цепь проскакивает с постоянной периодичностью, скорее всего проблема в самой цепи.

Как проверить: повращайте колесо и понаблюдайте, как цепь проходит по роликам заднего переключателя. Вы сможете вычислить звенья, которые не сгибаются. Такой эффект может наблюдаться после замены цепи, если пережато одно из звеньев, или звенья цепи погнулись после падения.

Как исправить в домашних условиях: если звено выгнуто винтом, его нужно убрать и укоротить цепь. Если звено выгнуто в одной плоскости, можно попробовать подкорректировать участок цепи с этим звеном вручную.

Износ элементов трансмиссии

Уровень износа цепи можно проверить:

  • при помощи калибра, который вставляется в цепь и показывает процент износа
  • при помощи штангенциркуля: выставить на 119 мм, после чего вставить в звенья цепи и развести до упора губок. Если показатель увеличивается более чем на 1% (120,19 мм), потребуется замена цепи и кассеты; при удлинении цепи на 0,75% достаточно заменить только цепь.

Чтобы проверить износ кассеты, визуально сравните ширину зуба наиболее часто используемой звезды с наименее часто используемым (как правило, самой большой). Если ширина сильно отличается, деталь пора заменить. Чтобы кассета служила максимально долго, старайтесь чаще переключать передачи для равномерного износа звезд.

Износ роликов проявляется частичным или полным стиранием его зубчиков. При выходе из строя подшипника заднего переключателя появляется значительный люфт. Необходимо заменить изношенные детали. Ролики на втулках скольжения считаются более долговечными и практичными по сравнению с роликами на шариковых подшипниках.

Чтобы проверить износ механизма трещотки, покатайтесь на всех передачах по очереди. Если проблема в орехе, то цепь будет проскакивать на всех скоростях. Необходимо заменить элемент трещотки или полностью кассету (в зависимости от строения механизма).

Несоответствие элементов переключателя

Иногда корректная регулировка переднего переключателя на велосипеде невозможна из-за несоответствия элементов параметрам минимальной разницы между числом зубов на большой и средней звезде.

Например, если переключатель, подходящий для системы 44/32, поставить в систему 42/32, его невозможно будет правильно установить. Перед заменой элементов убедитесь в их совместимости. Если сомневаетесь, выбирайте универсальный передний переключатель (типа Shimano Altus FD-M311), который подходит для большой звезды размера 42-48Т.

Задняя перекидка Shimano

Когда необходима настройка скоростей

Система скоростей велосипеда требует корректировки, если срабатывают не все передачи или переключение некорректное. Это может произойти в результате:

  • замены одного или нескольких элементов трансмиссии (цепи, кассеты, ролика, подшипника и т.д.)
  • износа (растяжения) тросика или рубашек
  • деформации деталей вследствие удара или падения

Иногда дополнительная корректировка требуется после покупки велосипеда. Перед тем как приступать к настройке скоростей на новом велосипеде, рекомендуется промять рубашки. Для этого потяните за тросик с умеренной силой во всех местах, где он оголен. После механического воздействия на тросик вы увидите, что он начал провисать. Освободите трос на заднем переключателе, подтяните регулировку на манетке и снова закрепите его.

Перед настройкой скоростей на велосипеде б/у очистите все элементы трансмиссии от грязи и пыли, смажьте пружину, тросики и цепь. Для корректной работы переключателя ширина цепи должна соответствовать уровню переднего переключателя. Недопустим сильный люфт переключателя и подшипников каретки. Следите, чтобы звезды системы были идеально ровными и вращались в одной плоскости.

Необходимый набор инструментов

В зависимости от модели велосипеда инструменты для настройки скоростей могут незначительно отличаться. Базовый набор выглядит так:

  1. Инструмент для откручивания винта, который фиксирует трос на переключателях (отвертка под шестигранник или звездочку, гаечный ключ на 9 в зависимости от типа переключателя)
  2. Ключ (отвертка) для настройки ограничивающих винтов
  3. Пассатижи для натяжения троса

Как настроить задний переключатель

настройка заднего переключателя велосипеда

Настройка ограничителя

Настройка заднего переключателя начинается с регулировки ограничительных винтов. Для регулировки крайнего положения переключателя устанавливаем цепь сзади на маленькую, а спереди – на большую звезду.

Винт L (Low) соответствует большой звезде, винт Н (High) – маленькой. При помощи этих винтов мы ограничиваем крайнее положение заднего переключателя, чтобы цепь не застревала между маленькой звездой и рамой, а также между спицами и большой звездой.

Винт Н нужно подкрутить так, чтобы верхний ролик заднего переключателя находился точно под маленькой звездой. Когда мы его завинчиваем, переключатель перемещается к спицам, когда отпускаем — наружу.

Подтягиваем трос и зажимаем его винтом. Если скорости плохо переключаются на маленькую звезду, слегка отпустите регулировочный винт Н.

Переводим цепь на последнюю звезду для настройки винта L. В плотно закрученном положении винт препятствует сбрасыванию цепи к спицам. Попробуйте повращать педали, нажимая рукой на переключатель. Если цепь спадает, закрутите винт туже.

Настройка перекидки

При натяжении троса манеткой переключатель переходит с меньшей звезды на большую, при освобождении — возвращается в первоначальное положение под действием пружины. Перед началом регулировки лучше совместить ролик переключателя с зубьями первой звезды. Таким образом каждая последующая скорость настраивается автоматически.

Завинтите до упора барашки на заднем переключателе и манетке, после чего отпустите на пол-оборота. Отвинтите крепежный винт и освободите тросик. Переведите цепь при помощи манетки на маленькую звезду, завинтите все регулировки тросика. Потом закрепите тросик и проверьте переключение скоростей, вращая педали.

Если при переходе на высокую скорость цепь перескакивает плохо, значит, трос перетянут. Его нужно ослабить, завинтив плотнее барашек на манетке. Если после ослабления тросика скорости плохо переключаются, ослабьте винт Н.

Если перекидка не переключает на большую звезду, барашек на манетке нужно ослабить, тем самым натянув тросик. Если скорости все равно плохо переключаются, слегка отпустите винт L.

Настройка натяжителя

Винт b-tension регулирует натяжение тела заднего переключателя. В разных моделях велосипедов он может находиться в районе петуха или верхнего ролика.

Обычно регулировка натяжителя не требуется, достаточно среднего положения, установленного по умолчанию.

Однако в некоторых случаях винт b-tension нуждается в регулировке:

  • установка кассеты с большой задней звездой
  • установка широкой кассеты
  • смена длины цепи

После таких модификаций при переключении на низкую скорость верхний ролик заднего переключателя цепляется за зубья большой звезды. Вследствие этого возникает неприятный звук и сложности с переключением на большую звезду. При завинчивании болта b-tension задний переключатель отдаляется от большой звезды. Оптимальное расстояние — 5 мм между зубьями звезды и ролика переключателя. Регулировка заднего переключателя скоростей выполняется в положении цепи спереди на маленькой звезде, сзади — на большой.

Видео настройки натяжителя цепи:

Как настроить передний переключатель

Настройка переключателя велосипеда

Настройка переднего переключателя скоростей начинается после того, как настроены скорости на заднем. Перед настройкой убедитесь, что рамка переключателя из жесткого металла, без деформаций и трещин.

Видео настройки переднего переключателя:

Настройка ограничителя низких передач

Настраиваем регулировочный винт низких передач, обозначенный L. Спереди устанавливаем цепь на маленькую звезду, сзади – на большую. Подкручиваем винт L так, чтобы при вращении колеса цепь немного цепляла дальнюю нижнюю рамку переключателя. Как только вы почувствуете, что цепь трется о рамку, отпустите винт на четверть оборота.

Настройка ограничителя высоких передач

Сзади переставляем цепь примерно на середину кассеты, спереди при помощи манетки переключаем на среднюю звезду. Если цепь переходит на верхние звезды неохотно, нужно подтянуть трос, немного отпустив винт переднего переключателя. Отрегулировав цепь на средней звезде, переключаем спереди на большую, а сзади — на маленькую. Это второе крайнее положение, которое соответствует винту высокой передачи H. В таком положении регулируем винт таким образом, чтобы он ограничивал ход рамки переднего переключателя и цепь не слетала на шатун. Следите, чтобы цепь не цепляла внешнюю переднюю рамку при вращении педалей

Настройка перекидки

Сзади устанавливаем цепь на большую звезду кассеты, спереди – на маленькую. Убедитесь, что тросик занимает правильное положение в канавке.

Завинчиваем до упора регулировочный винт на манетке, потом отвинчиваем на один оборот. Откручиваем винт, фиксирующий тросик, и снимаем его. Ослабьте крепежный винт хомута переднего переключателя, чтобы выставить его в нужное положение по высоте и углу (в случае, если передний переключатель крепится к раме при помощи хомута). При установке перекидки соблюдайте два условия:

Настройка системы переключения передач на велосипеде

Одной из важных составляющих трансмиссии велосипеда является переключатель скоростей, именно от правильности его использования во многом зависит безопасная и комфортная поездка. Каждый велосипедист, независимо от того, на каком велосипеде он катается – на горном или предназначенном для поездок по городу, обязан правильно настроить переключение скоростей.

Виды и конструкция переключателей

На сегодняшний день выделяют три вида переключателей скоростей:

  • внешние;
  • внутренние;
  • комбинированные.

Чаще всего на современных горных велосипедах устанавливаются системы, относящиеся к внешнему переключению, в таких механизмах передачи переключаются с помощью двух переключателей (передний, задний). А на городских моделях зачастую ставятся внутренние переключатели скоростей. Комбинированная система – это средний вариант, зачастую ставится на шоссейные велосипеды.

Внутреннее и внешнее переключение скоростей

Обычно для шоссейных велосипедов применяется система внутреннего переключения скоростей. Она находится в задней планетарной втулке. У таких моделей велосипедов присутствует всего одна звездочка впереди и одна в задней части. Число скоростей составляет в таком случае 3-7.

2.png

В чем достоинства планетарной втулки? (Подробнее)

  • Отлично переносит плохую погоду и дорогу – механизм спрятан в надежном корпусе.
  • С таким механизмом можно переключать скорости без вращения педалей.

Но также планетарная втулка обладает недостатками – прежде всего, это большой вес. А также ремонтировать такое устройство сложно, а в походных условиях – не представляется возможным.

Как работает внешнее переключение скоростей (на горных велосипедах)?

3.png

4.png

Известные бренды переключателей скоростей

Среди самых распространенных фирм-производителей систем переключения скоростей для велосипедов стоит отметить такие марки:

  • Shimano;
  • SRAM;
  • Campagnolo и др.

Время от времени необходимо настраивать переключатели скоростей. Как можно понять, что пора это делать? Цепь начинает перепрыгивать через звезды или же переключать скорости становится сложно или вообще нет возможности это делать. В таком случае необходимо настроить переключение скоростей.

У некоторых производителей, например, Shimano, присутствует линейка моделей переключателей разных классов. Они предназначены для любительского или профессионального использования. Принцип действия таких устройств не различается, кроме того, механизм комплектуется аналогичными по форме деталями. Однако, определенная разница в функционировании устройств разных классов все-таки есть.

Подготовка к настройке

Если вы собираетесь заняться наладкой переключения скоростей, следует начать с заднего переключателя, так как именно его положение будет влиять на передний переключатель.
Перед процедурой регулирования нужно удостовериться, что устройства не повреждены и не деформированы, что они правильно между собой действуют. Нужно проконтролировать степень их изношенности и при необходимости поменять старые элементы. Необходимо вычистить все грязные элементы, убрать следы масла, пыль.

Для наладки переключения передач понадобятся такие инструменты:

  • отвертка;
  • набор шестигранных ключей.

В основном, регулирование переключения скоростей проводится после того, как нерадивые велосипедисты начинают безостановочно переключать скорости от низких к высоким одномоментно, в результате происходит обычное перескакивание цепи через несколько звезд. Наши люди иногда делают все у мастеров, это, в какой-то степени и верно, но с другой стороны – отрегулировать устройства переключения передач реально и самостоятельным образом. В задних переключателях есть прямая и обратная тяги.

Задние переключатели имеют определенные преимущества перед другими типами переключений, вот основные из них: небольшой вес;

  • приемлемая цена;
  • наличие большого количества передач;
  • простота конструкции устройства.

Недостатки задних переключателей:

    необходимость частого обслуживания;

Перемещение устройства вместе с цепью в одном и том же направлении выполняется натяжением троса, а в обратном – возвратной пружиной.

Конструкция заднего устройства переключения включает:

  • Задние переключатели изготавливаются производителями отдельно для каждого типа велосипеда.
  • Еще одно отличие заднего переключателя заключается в наличии спец рамки, с помощью которой происходит натяжение цепи.
  • Одним из их отличительных особенностей является наличие большего числа звезд, в некоторых велосипедах этот показатель доходит до 9.

Задний переключатель

Заднее устройство переключения предназначается для передвижения цепи от одной звезды кассеты на иную, с дополнительным натягиванием цепи.
Существует несколько различий между передним и задним механизмом:

  • рамка – сдвигом перемещает цепь между звездами кассеты, замыкается роликами с двух сторон;

5.png

  • направляющий ролик – на него цепь попадает сначала, он направляет ее;
  • ролик натяжителя – ответственный за натяжение цепи;

6.png

  • параллелограммный механизм – связка из нескольких рамок, которые подтягиваются пружиной;
  • ограничительные винты – нужны для ограничения хода переключателя к меньшей или большей звезде
  • пружина – важнейший элемент, отвечает за возврат или прижимание рамки в одну сторону (то есть – за подвижность всего механизма).
  • растянулся трос;
  • плохо функционирует возвратная пружина;
  • деформировался петух (деталь для сохранения целостности рамы и заднего переключателя);
  • деформировалась сама система.

Существует несколько важных параметров, влияющих на функционирование и регулирование переключателей скоростей (заднего типа):

  • предельный размер большой звезды;
  • тип велосипеда (устройство переключения для шоссейного велосипеда не подойдет для горного и наоборот);
  • емкость (максимальная разница габаритов наименьшей и наибольшей звезд в кассете);
  • шаг переключателя (относительно удлинение тросика и перемещение устройства, к примеру, устройства Shimano не совмещаются с Sram по такому свойству);
  • тип крепления (с помощью съемного/несъемного петуха, напрямую к раме);
  • тяга (если тяга прямая, то трос переносит цепь на большие звезды, а возвратная пружина – на меньшие. С оборотной тягой – напротив.

Как проводят наладку заднего механизма переключения?

1. Перед началом настройки проверьте, не погнулся ли натяжитель цепи. Перемещаем ее на наивысшую скорость. Откручиваем анкерный болт, а трос делаем слабее. Завинчиваем регулирующие элементы на рычажке устройства и на манетке до конца.

10.png

2. Смысл наладки – поставить ролики на один уровень с маленькой звездочкой. Когда мы закрутим винт ограничения согласно часовой стрелке, рамка будет передвигаться к спицам, а если наоборот – назад, от спиц.

3. Теперь переходим к натягиванию троса, он должен размещаться в канавке непосредственно рядом с фиксирующим болтом, затягиваем трос. Закрепляем анкерным винтом.

4. Ограничительный винт низких скоростей обозначается (L) высоких (H) важно правильно затянуть, если это сделать слабо, то цепь будет слетать с большой звезды или застревать рядом со спицами. Если выполнить это очень сильно – то цепь может не переводиться на большую звезду. Так, цепь нужно перенести на низкую скорость и выкрутить винт-ограничитель.

5. Теперь наоборот – ролики устройства переключения мы ставим на один уровень с большой звездой. Завинчиваем винт согласно часовой стрелке.

6. Теперь идет точное регулирование. Делается оно регулирующим барабаном, который размещается на манетке. Манетка переводится на наивысшую скорость. Устанавливаем ее на последующую скорость и крутим педали вперед – цепь должна передвинуться на последующую звезду. В случае если этого не случилось – значит, трос натянут некачественно. Оберните барабан на половину оборота и попробуйте снова. Для переустановки на большие звезды нужно натягивать трос, на маленькие – смягчать.

7. Итак, для тонкой наладки надо перевести цепь сзади на большую звезду. Отвинчиваем регулирующий винт против часовой стрелки, ролик поднимется вверх. Цепь станет натянутой, а четкость переведения передач – увеличится. Ролик должен не зацеплять звезду! Лучше сохранить зазор на 5 мм.

Особенности переднего переключателя

Передний переключатель обладает такими конструкционными элементами:

  • ограничитель высокой передачи (H) и низкой (L);
  • рамка из внутренней и наружной граней с винтом крепления.

Благодаря конструкции этого устройства делается переброска цепи на передних звездах. Здесь есть специальная двигающаяся рамка, именно через нее и идет цепь. Когда мы устанавливаем скорости, рамка продвигается и становится под нужной звездой, именно она переносит цепь.

Передние переключатели, по сравнению с задними, имеют различия по некоторым параметрам крепления, но всех их объединяет одно – они не способны перебрасывать цепь при наличии какой-либо нагрузки.

Регулирование переднего переключателя будет нужна, если присутствуют неисправности при установке скоростей или при этом присутствуют трения, неестественные звуки.

Как провести настройку передней системы переключения

11.png

Этот переключатель регулируется намного проще, чем задний. Сначала провести те же действия что и задним механизмом, а именно – подкрутить винты и натянуть трос, уложить его в канавку рядом с болтом.

Этапы настройки:

1. Регулировка устройства по отношению к раме – вертикально по трубе под седлом и угол поворота. Смотрим на раму сверху, чтобы верно подобрать угол. Центральная продольная ось рамы должна стоять параллельно ведущей звезде. Если же будет перекос – это вызовет трение и последующий изнашивание элементов или соскакивание цепи.

12.png

2. Верный выбор высоты предельно важен. Дистанция между нижней границей внешней рамы переключателя и верхней кромкой зубьев большой шестерни не должна быть более 2 мм. Произвести регулировку можно и более точную.

3. В отношении большой звезды следует поставить рамку в наиболее нижнее положение, изгиб рамки должен сходиться с изгибом шестеренки. Диаметры этих элементов должны быть равными. Итак, разбираемся с ограничителем низких скоростей. Сначала ставим цепь на наименьшую звездочку впереди и наибольшую – сзади. Смягчаем анкерный болт, завинчиваем и отвинчиваем на 1 оборот регулирующий барабан на рычаге. Цепь должна быть максимально близка к внутренней границе рамки, однако при работе с педалями она не должна за нее цепляться. Поэтому надо трос натянуть и хорошо закрутить болт.

13.png

4. Теперь разберемся с ограничителем высоких скоростей. Поставим цепь на максимальную переднюю звезду и на наименьшую заднюю. Крутим винт ограничителя, ставим рамку так, чтобы цепь была максимально близо к внешней грани рамки, но чтобы она не затрагивала цепь. Поворачиваем педали и пробуем ставить разные скорости. Если цепь не особо хорошо перебрасывается с больших звезд на маленькие, то ослабляем трос, или делаем наоборот в обратном случае.

5. Когда все скорости настроены, нужно проверить регулировку под нагрузкой, то есть – просто берем и едем на велосипеде, переключая скорости. Все должно переключаться легко и быстро, без трения и задевания цепи.

Принципы правильного обращения с переключателями скоростей

Большинство современных велосипедов имеют сходные конструкции, в том числе похожими являются переключатели. Так, у велосипедов есть 2-3 ведущих звезды, они, конечно же, расположены спереди, и 7-10 звезд, расположенных сзади, они называются ведомыми. Если говорить по-простому, то переключение скоростей заключается в перемещении цепи от одной звезды на другую.
Существует много полезных советов, которые дают опытные велосипедисты, все они помогут продолжить срок эксплуатации велосипеда и исключить вероятность поломки. Итак, хотим представить некоторые советы:

  • Никогда не нужно играть с переключением скоростей во время стоянки, только при движении можно будет разогнаться или наоборот сбавить темп.
  • Если вы знаете, что вам предстоит по маршруту в скором времени подняться на гору, то нужно переключать передачу на более высокую. Это нужно сделать только непосредственно перед самим подъемом, но не на самой горке.
  • При проведении переключения скорости немного ослабляют давление, которое оказывают ваши ноги на педали.
  • Обязательно всегда проверяйте, чтобы после переключения не было перекоса цепи, иначе долго ваш велосипед не проездит и вам придется проводить ремонт устройства переключения скоростей.
  • Переключать скорости следует постепенно, резко с низкой на самую высокую переключать ни в коем случае нельзя.
    Такие нехитрые правила помогут значительно увеличить срок эксплуатации велосипеда.

Как видите, можно провести ремонт или просто профилактическую проверку самостоятельно и в этом нет ничего невыполнимого, все доступно для понимания. Если вы видите, что не можете самостоятельно решить эту проблему, лучше, конечно же, будет обратиться к нашим специалистам.

Настройка переключателя скоростей на велосипеде стелс

Рано или поздно каждый велосипедист сталкивается с тем, что необходимо провести элементарное обслуживание велосипеда. Разумеется, если у байка обнаружена серьезная неисправность, то лучше всего обратиться в профессиональную мастерскую. Однако некоторые манипуляции со своим железным другом можно выполнять самостоятельно. Например, своими руками отрегулировать переключатель.

В каких случаях требуется настройка?

– Вы купили велосипед, который сотрудники магазина не обслужили должным образом (не была проведена полноценная предпродажная подготовка);

– Переключатель перестал работать корректно после неправильной перевозки байка;

– На велосипеде проехали уже много километров – трансмиссия нуждается в регулировке.

Какие нужны инструменты?

Настройка переднего переключателя

1. Установите переключатель в такое соотношение: наименьшую звезду поставьте спереди, тогда как наибольшую – сзади.

2. Аккуратно открутите тросик.

3. С помощью винта ограничителя под низкие передачи настройте положение рамки. Она должна быть расположена на расстоянии, не превышающем 3мм от цепи.

4. Осуществите легкую натяжку тросика переднего переключателя.

5. Поставьте скорость на средней звезде. Необходимо убедиться, чтобы цепь не задевала внешнюю рамку. В противном случае – натяните тросик посильнее.

6. Установите переключатель на самую маленькую звезду. Протестируйте, свободно ли переключаются скорости. Если работа некорректна, то настройте винт ограничителя под высокие передачи.

Настройка заднего переключателя

1. Отрегулируйте переключатель на самую маленькую звезду.

2. Ослабьте тросик. Просто открутите винт зажима, который установлен на зад. переключателе.

3. Установите цепь перед. переключателя на средней звезде.

4. Протестируйте работу цепи. Необходимо покрутить педали. При спаде цепи потребуется дополнительная регулировка винта ограничителя под высокие передачи. В конечном счете зад. переключатель и наименьшая звезда спереди должны быть расположены на одной линии.

5. Хорошенько натяните тросик. Зажмите болт, фиксирующий затяжку.

6. Проверьте работу переключателя, пройдясь по всем скоростям (от наименьшей до наибольшей). Если в каком-то месте система работает плохо, то продолжите регулировку натяжку тросика – до тех пор, пока каждая скорость не будет переключаться абсолютно корректно.

Примечание

В процессе настройки переключателя скоростей не забывайте, что любую манипуляцию с тросиком следует производить предельно аккуратно и скрупулезно. Торопиться точно не стоит! Откручивая/закручивая болты, тоже не спешите – не более одного оборота за раз.

Регулировка передач – крайне важный аспект, отражающийся на работе всего велосипеда. Отнеситесь к приводу максимально серьезно. Однажды настроив переключатель, делайте это систематически. И тогда езда на велосипеде будет приносить исключительно удовольствие!

Как делается регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда — всё о велоспорте

Как настроить передний и задний переключатель скоростей на велосипеде?

Одна из самых распространённых неполадок, встречающихся на велосипеде, после прокола колёса, это неправильная работа системы переключения.

В этой статье наш автор Анзор Шухов (профессиональный веломеханик) специально для RouxCycles.ru расскажет о двух вариантах настройки скоростей: простом и продвинутом методе, а также о причинах появления нечеткого переключения.

Причины нечеткого переключения скоростей.

Перечень возможных причин достаточно велик, но основной причиной является износ звёзд в кассете и на шатунах, а также износ цепи. Как это определить? Вы можете воспользоваться следующими способами:

  • Во-первых — попробуйте добиться четкой работы способом описанным в самом начале статьи. Если вы можете добиться четкой работы при переключении с меньших звёзд на большие, но в обратном направлении при этом срабатывание происходит только при переключении через одну передачу — выход только один, полная замена трансмиссии велосипеда на новую;
  • Во-вторых — износ звёзд можно увидеть невооруженным взглядом, достаточно только внимательно приглядеться к форме зубчиков. Не изношенные зубцы имеют трапецевидную форму- изношенные имеют треугольную форму, а в самых запущенных случая больше похожи на иглы;
  • В-третьих — можно провести простой тест износа цепи. Когда цепь находится на большой звезде, возьмитесь за неё и оттяните в сторону. Новая, не изношенная цепь оттянется на 3-4 мм — старая на большее расстояние.

Простой вариант настройки переключения скоростей

Подойдет тем, кто:

  • проехал свои первые пару сот километров и почувствовал, что скорость реакции переключения стала ниже из-за усадки оплетки троса переключения (рубашки);
  • сам собирает велосипед из коробки (иногда требуется «доводка» заводской настройки переключения скоростей).

Данную процедуру можно выполнить прямо на ходу, только убедитесь, что вы никого не собьете или никуда не врежетесь.

  1. Для начала сбросьте цепь, при помощи манетки переключения на руле, на самую маленькую звездочку, если у вас пронумерованная система индикации — на цифру 1;
  2. Затем, во время езды переключитесь на следующую. Если это происходит не сразу, а с заметной задержкой — немного выкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, совсем чуть-чуть, где-то на четверть оборота;
  3. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  4. Если все заработало как надо — переключитесь на самую большую звезду, затем переключитесь на предыдущую по размеру звезду. Если переключение происходит с задержкой — вкрутите регулировочный винт на корпусе манетки, примерно на четверть оборота;
  5. Переключитесь на следующую передачу, если проблема не исчезла — повторите всё описанное в предыдущем пункте, до достижения необходимого результата;
  6. Данный метод работает и для переднего переключателя и для заднего. Как видите ничего гнуть руками для восстановления работоспособности переключения вам не надо и данную процедуру можно без каких-то трудностей проводить в любое время.

Продвинутый вариант настройки переключения скоростей

Перед выполнением настройки переключателей рекомендуется вымыть велосипед и убедиться в отсутствии механических повреждений:

  • троса переключения;
  • оплеток троса переключения;
  • звезд;
  • цепи;
  • кронштейна заднего переключателя (петух);
  • самих переключателей;
  • манеток переключения.

A. Настройка заднего переключателя

  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив болт прижимающий тросик на переключателе;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину), если такой винт имеется и на самом переключателе — проделайте с ним сходную операцию;
  4. Снимите цепь с велосипеда, если на вашей цепи нет замка — данную операцию можно не проделывать;
  5. Вращая регулировочный винт с маркировкой Н (ограничитель хода переключателя) добейтесь чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наименьшей звездой на кассете. При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор верхний ролик смещается в сторону колеса, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки верхний ролик смещается в противоположном направлении;
  6. Выбрав натяжение троса переключения зафиксируйте его на переключателе;
  7. Вращая педали переключайтесь на большие звезды кассеты, если вы сняли цепь — можно переключать передачи не вращая педали;
  8. При каждом переключении цепь должна переходить на следующую звезду без задержки, если это происходит не сразу — увеличьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  9. Переключившись на самую большую звезду кассеты настройте ограничение самой “низкой” передачи. Вращая регулировочный винт с маркировкой L добейтесь, чтобы верхний ролик заднего переключателя был в одной плоскости с наибольшей звездой на кассете. Переключатель не должен двигаться дальше самой большой звезды ни на миллиметр, даже если вы будете жать на клавишу переключения, это критически важно, так как предотвратит попадание лапки переключателя в спицы заднего колеса и повреждение переключателя, цепи и самого колеса;
  10. Последовательно переключитесь на самую маленькую звезду, если переключение происходит с задержкой — ослабьте натяжение троса переключения, немного выкрутив регулировку на корпусе манетки. Если вы проделываете всё это со снятой цепью — ролик переключения должен быть всегда в одной плоскости со звездой на которую вы переключились;
  11. Установите цепь на велосипед;
  12. Установите цепь на наименьшую переднюю звезду и наибольшую заднюю звезду и поверните шатун для переключения. Отрегулируйте винт регулировки зазора так, чтобы верхний ролик не задевал звезду, но не позволяйте верхнему ролику так приближаться к цепи, чтобы он контактировал с ней. Затем установите цепь на наименьшую заднюю звезду. Повторите вышеописанные действия, чтобы убедиться, что ролик переключателя не касается звезды.

Для переключателей Shimano Shadow и Shimano Shadow+ данная регулировка выполняется при переключении на наибольшую заднюю звезду. Убедитесь, что расстояние от края верхнего ролика до края звезды находится в пределах: для кассет с 11-36 зуб. и 11-34 зуб. — 5-6мм; для кассет с 11-32 зуб. — 9-10мм.

При вращении регулировочного винта по часовой стрелке зазор увеличивается, при вращении регулировочного винта против часовой стрелки зазор уменьшается.

Б. Передний переключатель

  1. Переключитесь на маленькую звезду;
  2. Отсоедините трос переключения от переключателя, отвинтив прижимной болт;
  3. Установите регулировочный винт на корпусе манетки переключения в среднее положение (выкрутите его на половину);
  4. Убедитесь, что переключатель стоит правильно и не смещен. Наружняя пластина переключателя должна быть параллельна звездам на шатунах.

Возможные проблемы при настройке:

  • Если цепь спадает на сторону шатуна — поверните винт с маркировкой Н по часовой стрелке (так рамка ограничит спадание цепи);
  • Если затруднено переключение с наименьшей передней звезды на наибольшую — натяните трос. Если проблему устранить не удалось, поверните винт c маркировкой Н против часовой стрелки (рамка также ограничит цепь, но с другой стороны);
  • Если затруднено переключение с наибольшей звезды на наименьшую. Поверните винт с буквой L против часовой стрелки;
  • Если цепь соскакивает в сторону каретки. Поверните винт ограничения низшей передаче по часовой стрелке;
  • Если затруднено переключение с меньшей звезды на среднюю или с большей звезды на среднюю — увеличьте натяжение троса переключения или уменьшите его, соответственно.

Регулировочные винты H и L при устранении вышеперечисленных неполадок следует вращать не более чем на ⅛ оборота за раз.

Механическое повреждения узлов.

Вы упали с велосипеда или побывали в любой другой аварии, после чего переключение перестало работать. Первое, что необходимо сделать, это осмотреть систему переключения на предмет наличия следов механических повреждений (манетки переключения и сами переключатели). Перечень возможных поломок очень велик, но самыми распространенными являются:

  • деформация лапки заднего переключателя;
  • деформация рамки переднего переключателя;
  • деформация корпуса заднего переключателя, к сожалению неспециалисту заметить такую поломку очень тяжело;
  • деформация кронштейна(петух) заднего переключателя;
  • деформация звёзд на кассете или шатунах;
  • повреждения рубашек троса переключения и троса переключения;
  • смещение колеса в раме велосипеда.

Как понять, что что-то погнулось и поломано?

  • Рамка переднего переключателя должна стоять параллельно звёздам на шатунах, если смотреть на неё сверху, и не должна цеплять за них во время работы;
  • Кронштейн заднего переключателя должен быть в одной плоскости и не должен быть выгнут в какую-либо сторону;
  • Ролики заднего переключателя должны находиться в одной плоскости;
  • Верхний ролик заднего переключателя должен быть в одной плоскости со звездочкой кассеты;
  • Все звезды в кассете и на шатунах должны быть параллельны друг другу и не должны “гулять” при вращении вокруг оси.

Что делать?

В большинстве случаев устранение таких неполадок требует наличия специальных инструментов и ряда специфических навыков, для их устранения обратитесь в велосервис. Мы будем рады подсказать проверенные места.

Можно ли продолжить ездить на велосипеде?

Несмотря на все вышеперечисленные поломки ваш велосипед всё ещё пригоден для передвижения, но скорее всего вы не сможете пользоваться полным диапазоном передач — некоторые из них окажутся недоступны, а включение других будет проводить к падению цепи со звёзд или может привести к ещё большим поломкам и ещё более дорогостоящему ремонту.

Катайтесь на здоровье.

Специалисты японской фирмы Shimano, супергиганта специализирующегося на производстве велосипедных запчастей, составили список из 100 возможных причин почему может не работать переключение скоростей.

Настройка заднего переключателя

Прежде чем приступить к регулировке заднего переключателя, нужно убедиться в том, что он не погнут.

Определить погнут ли кронштейн-держатель заднего переключателя (далее «петух») можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.

Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону.

Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

Выпрямлять кронштейн лучше всего, сняв его с велосипедной рамы. Примечание. Стоит отметить, что у многих переключателей компании Campagnolo рамка расположена под наклоном — нижний ролик натяжителя находится немного дальше от колеса по сравнению с направляющим роликом.

Ограничительные винты

Их три. Один сдвигает задний переключатель назад – регулирует натяжение цепи. Два других «L» («low») и «H» («high») ограничивают движение переключателя . Эти винты расположены чаще всего в задней части параллелограмма.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку.

Ограничитель высокой передачи («H»)

Винт «Н», не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и переключателем. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутыми петухом или переключателем, либо с затруднённым ходом троса.

Настраиваем ограничитель высокой передачи:

  1. Переключаемся: самая большая звезда спереди и самая маленькая сзади.
  2. Ослабляем тросик переключения, раскрутив болт удерживающий трос в районе перекидки.
  3. Максимально вкручиваем регулировочные барабаны на перекидке и на манетке.
  4. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой маленькой звездочкой. Смотрите рисунок.
  5. По окончанию настройки необходимо сильно натянуть трос и зажать его на перекидке.

Если закручивать регулировочный винт «H» по часовой стрелке, то рамка смещается в сторону больших звёзд; если крутить против часовой — во внешнюю сторону.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низкой передачи («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Настраиваем ограничитель низкой передачи:

  1. Переключаемся: самая маленькая звезда спереди и самая большая звезда сзади.
  2. Максимально выкручиваем винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.
  3. Настраиваем так, чтобы ролики переключателя лежали в одной плоскости с самой большой звездочкой. Смотрите рисунок.

Если закручивать винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; если крутить против часовой — в сторону спиц.

Переключение передач велосипеда

Как происходит переключение передач велосипеда? Вы давите на руле на рычаг манетки, она проходит некоторое расстояние, вытягивая при этом трос и защелкивается запорным механизмом (собачкой). Трос проходит по рубашкам и открытым пространствам и тянет за собой рамку переключателя. Рамка сдвигается и цепь вынуждена подниматься на верхнюю звездочку.

Ну и наоборот — отщелкивается рычажок на манетке, ослабляется трос, под действием пружины рамка сдвигается к правому перу рамы велосипеда и цепь соскакивает на меньшую звездочку. Переключение происходит дискретно – один щелчек ( + или – ) и один сдвиг рамки переключателя.

Эту дискретность иногда нужно подстраивать, чтобы цепь (посредством роликов) позиционировалась как раз напротив нужной задней звезды.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса.

У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения.

На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения (манетки), у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса.Если переключения на большие звезды замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса.Если скидывания цепи замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелке.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Настройка заднего переключателя скоростного велосипеда — самостоятельная настройка скоростей на велосипеде

В наше время рынок вело запчастей, потрясает наличием разнообразных задних переключателей скоростей для велосипедов, они бывают как начального уровня, так и профи. Но, не смотря на это, настройка заднего переключателя скоростей, имеет примерно одинаковый принцип регулировки. Почти на всех современных задних переключателях имеются 5 элементов для регулировки.

  1. элемент для крепления троса, винт или гайка
  2. барабан регулировочный
  3. винт ограничительный L (low) , для регулировки малых передач (больших звезд)
  4. винт ограничительный H (high) , для регулировки больших передач (малых звезд)
  5. регулировочный винт натяжителя цепи

На разных моделях задних переключателей, регулировочные ограничительные винты L и H могут находиться сбоку или сзади. Следует помнить также, что подстроить задний переключатель можно и помощью регулировочного барабана, который находится почти на всех манетках. Это очень удобно, поскольку тросы, как правило имеют свойство растягиваться.

Подготовка к настройке заднего переключателя

Требуется очистить от грязи, кассету, сам задний переключатель, проверить рубашки тросиков, также их при необходимости желательно смазать.

Этапы регулировки заднего переключателя на скоростном велосипеде

  1. Необходимо переключится на самые маленькие звездочки спереди и сзади.
  2. Барабаны натяжителей (на переключателе и на манетке, если имеется) нужно закрутить в начальное значение, закручивает до упора по часовой стрелке. Это нам даст возможность в дальнейшем при ослаблении троса заднего переключателя подтянуть трос с помощью этого барабана.

Если при переключении на большие передачи имеется сдвиг роликов относительно звезд вправо, то необходимо покрутить винт «Н» по часовой стрелке, подтянуть, до того момента пока они не станут ровно на прямой оси. Если ролики сдвинуты влево ,цепь будет с трудом переходить на меньшие передачи, необходимо ослабить винт «Н» -покрутить против часовой стрелки.

Для этого необходимо поставить цепь на переднюю самую малую звезду а заднюю на самую большую. Далее крутим педали назад, если верхний ролик заднего переключателя задевает за зубья звездочки, то необходимо крутя регулировочный винт добиться такого значения, чтобы ролик был на расстоянии порядка 5 мм от зубьев звезды.

Видео по настройке переключателя shimano

Если же в дальнейшем, например, если плохо цепь возвращается на крайние звездочки, или из крайних на соседние, то можно производить регулировку заднего переключателя на ходу, покрутив барабан против часовой стрелки, если конечно на манетке вашего велосипеда он присутствует.

Возможно, при падениях или других обстоятельствах погнулся рычаг, можно попробовать сделать ремонт заднего переключателя, путем выравнивания рычага.

Не четкое переключение также может быть из-за не исправности кассеты, различные деформации, перекосы. Также причина нечеткого переключения может скрываться в загрязненном тросе или неисправности манетки переключения. После правильной настройки заднего переключения скоростей можно переходить к настройка переднего переключателя скоростного велосипеда.

Настройка и регулировка переднего и заднего переключателей скоростей на велосипеде

Как может быть езда на спортивном велосипеде увлекательной, если не переключать скорость? Благодаря продуманной системе можно регулировать интенсивность вращения педалей, то есть подбирать соответствующий каденс в зависимости от сложности дороги.

Например вы выезжаете на склон, тогда необходимо выставить цепь на переднюю маленькую и заднюю большую. Такое расположение не только увеличит число оборотов педалей, но позволит задействовать меньше силы ног, позволяя им сохранять энергию.

Если же дорога ровная, то для большей скорости используется передняя большая и задняя маленькая звезды. Бывает также, что во время езды цепь может соскакивать, а причина ― неправильное расположение переключателей.

Чтобы обезопасить себя от слета цепи или ее смещения, необходимо знать основы эксплуатации байка, среди которых настройка скоростей на велосипеде.

Как настроить задний переключатель скоростей на велосипеде

Для начала необходимо закрепить велосипед так, чтобы заднее колесо было над полом или землей. С этой задачей легко справляются специальные стойки, но можно обойтись и подручными материалами, например, веревка.

Если вы катаетесь в лесу либо в парке, начало веревки привяжите за седло либо раму, опрокиньте через ветку, выставьте на необходимую высоту и зафиксируйте. Будет немного неудобно, так как отсутствует некая неустойчивость, но настройка заднего переключателя велосипеда пройдет успешно.

Основу системы заднего переключателя составляют: болты Н (Hight) и L (Low), а также гайка натяжения троса. Больше ничего там нет и с этой задачей, справится даже начинающий.

Настройка заднего переключателя:

  • опрокидываем цепь на самую маленькую заднюю звездочку и большую переднюю. Количество секций у скоростных кассет может быть разной, примерно, от 6 до 10;
  • оцениваем расположение роликов заднего переключателя. Правильной считается регулировка заднего переключателя, если маленькая звезда кассеты образовала одну линию с
  • роликами переключателя;
  • вышесказанное может быть использовано как для простой регулировки, так и точной настройки. Если вы устанавливаете новый переключатель, тогда необходимо выставить его на
  • одной линии с маленькой скоростной звездочкой и натянув трос не сильно, закрутите его болтом, отвечающий за его крепление. Простая регулировка заднего переключателя
  • скоростей велосипеда задействует лишь гайку натяжения троса;
  • постепенно переключаем передачи, пока цепь не окажется на самой большой звезде;
  • смотрим, есть ли прямая линия между роликами переключателя и большой звездой;
  • исключить падение велосипедной цепи на спицы колеса возможно с помощью регулировки блокировки заднего хода;
  • проделываем все тоже, что с простой настройкой и вкручиваем болты Н и L, пока не образуется именно та вертикальная линия;
  • чтобы удостоверится в регулировке, нужно запрокинуть цепь на переднюю среднюю звездочку и постепенно осуществлять действия задним переключателем начиная с малой звезды
  • на верхнюю и обратно. В таком положении должно произойти равномерное перескакивание велосипедной цепи по всему диапазону.

Как настроить передний переключатель скоростей на велосипеде

После настройки заднего переключателя, на этом работа не заканчивается и теперь стоит перейти к переднему, чтобы синхронизировать равномерное соскакивание и подъем цепи по звездам.

Основная настройка переднего переключателя велосипеда:

  • сперва ослабляем винт держащий трос и полностью освобождаем его от этого крепления;
  • на переднем переключателе возле руля находим гайку, отвечающая за натяжение троса и закручиваем ее до упора, а после ослабляем примерно на полтора оборота;
  • возвращаемся к переключателю и необходимо отыскать два болта с обозначениями Н ― положения цепи на большой звезде и L ― на малой;
  • закручиваем полностью винт L, а Н практически выкрутить;
  • переводную рамку двигаем к себе и подставляем под нее что-нибудь для фиксирования в таком положении;
  • выставляем велосипедную цепь на среднюю звезду;
  • возвращаем трос на свое место, не сильно натягивая, и прикручиваем;
  • убираем подставку из-под переводной рамки.

После всех проведенных манипуляций с настройкой, необходимо выставить цепь на средней звезде и начать медленно переключать: сначала на малую, потом на большую.

Смотрим за положением рамки, и если будет замечено, что возможен риск соскока с большой звездочки, тогда необходимо отрегулировать при помощи винта Н. Когда цепь не желает возвращаться на малую звезду, нужно раскрутить немного винт L и придвинуть рамку в раме велосипеда.

Все секреты о том, что такое настройка скоростей велосипеда для чайников показано на видео. В общей сложности, наименьшее время занимает настройка заднего переключателя скоростей велосипеда и это примерно где-то 5 минут.

Другая ситуация, когда настройка переднего переключателя велосипеда сложнее и кропотливее, так как не только нужно обязательно выставить ровно цепь, но и сделать так, чтобы она не соскочила в наружу или внутрь.

Настройка заднего переключателя

Задний переключатель является одной из самых хрупких и выпирающих деталей велосипеда, которая часто подвергается ударам. Поэтому если у вас возникли проблемы с переключением скоростей, то прежде всего стоит убедиться в том, что задний переключатель не погнут и не поврежден.

После удара или падения на правую сторону, задний переключатель сгибается вовнутрь по направлению к спицам. В некоторых случаях он может попасть непосредственно в спицы колеса. Если такое происходит, то в лучшем случае ломается сам переключатель скоростей, а точнее его держатель — петух. В худшем — вместе с ним ломаются и несколько спиц.

Определить погнут ли петух можно посмотрев сзади на переключатель скоростей. Два направляющих ролика должны лежать в одной плоскости. То есть цепь, идущая от одного ролика к другому должна идти строго вертикально без каких-либо перекосов.

Некоторые велосипедисты, столкнувшись с проблемой погнутого петуха, пытаются исправить положение, пытаясь выпрямить его при помощи сгибания переключателя в противоположную сторону. Но из-за того, что рамка переключателя является самой слабой его частью, результатом является по-прежнему кривой петух и вдобавок погнутый переключатель скоростей.

Существует, однако, специальный инструмент для выпрямления петуха, который крепится к нему вместо переключателя и обеспечивает достаточное усилие рычага для выпрямления. При этом специальный контрольный указатель показывает, на сколько точно вертикально спозиционирован кронштейн.

Ограничительные винты

Два специальных винта, ограничивающих движение переключателя скоростей к большей и к меньшей шестерёнкам. Как правило, ограничительные винты находятся в задней части параллелограмма.

Эти винты своими концами физически ограничивают движение переключателя в обестороны и предотвращают соскок цепи.

Таким образом, ослабляя ограничители, переключатель перемещается на большее расстояние; затягивая винты, его движение ограничивается.

Обычно ограничительные винты настраиваются у нового переключателя и впоследствии к их регулировке не возвращаются. Если всё-таки возникла в этом необходимость, то скорее всего погнут либо сам переключатель, либо петух. Но так или иначе, в качестве временного решения проблемы этот метод вполне подойдёт.

На современных переключателях винты обозначены латинскими буквами «H» (англ. «high») для высоких передач и «L» (англ. «low») для низких.

Регулировочные винты не сильно чувствительные, поэтому можно смело крутить на оборот или полоборота за один раз. Самым ответственным здесь является ограничитель низких передач, который предотвращает попадание цепи в спицы заднего колеса.

Рассмотрим основные настройки заднего переключателя по порядку:

Ограничитель высоких передач («H»)

Винт, ограничивающий высокие передачи, не даёт цепи соскочить с самой маленькой шестерёнки и застрять между ней и дропаутом. Впрочем, при использовании современных индексных переключателей, соскочить цепи с маленькой звезды скорее всего не даст натянутый трос. Слишком затянутый ограничительный винт исключит возможность воспользоваться самой маленькой звездой.

Проблемы с переключением на высокие передачи редко связаны с тем, как настроен соответствующий ограничитель. В большинстве случаев проблема связана с погнутым петухом или переключателем или с затруднённым ходом троса.

Для данной настройки следует ослабить натяжение троса, закрутить до конца регулировочные барабаны на самом переключателе скоростей и на рычаге, а также перевести звёзды в положение самой высокой передачи: большая звезда спереди и маленькая сзади.

Закручивая регулировочный винт «H» по часовой стрелке, рамка смещается в сторону больших звёзд; против часовой — в сторону малых.

После регулировки нужно достаточно сильно натянуть и закрепить трос.

Ограничитель низких передач («L»)

Ограничительный винт низких передач предотвращает переключение цепи за пределы большой звезды и попадание её в спицы. То есть если винт будет недостаточно затянут, это может привести к катастрофе. В противном случае, если его перетянуть — будет практически невозможно переключиться на самую большую звезду.

Для данной настройки следует перевести шестерёнки в положение самой низкой передачи: маленькая звезда спереди и большая сзади, а также максимально выкрутить регулировочный винт «L», чтобы предотвратить какое-либо ограничение движения переключателя.

Закручивая винт «L» по часовой стрелке, рамка переключателя смещается в сторону малых звёзд; против часовой — в сторону спиц.

Настройка переключения

Дискретные переключатели чаще всего нуждаются в настройке. Характерные щелчки, исходящие из рычага переключения, соответствуют определённому ходу троса, который перемещает переключатель в строго заданное место.

Если переключатель правильно настроен, то впоследствии придётся лишь незначительно его подстраивать, в зависимости от вытягивания троса (износа) или после его замены.

Настройка происходит за счёт специального регулировочного барабана, который находится на одном из концов троса.

У некоторых переключателей барабанов может быть два: возле переключателя и в месте, где его можно подстроить во время движения.

На горных велосипедах второй регулировочный барабан расположен возле рычага переключения, у шоссейных велосипедов он может быть расположен в верхней части нижней трубы, возле упора рубашки троса.

Нет никакой разницы, какой именно использовать регулировочный барабан.

Перед тем, как начать настройку, нужно переключиться на самую высокую передачу (маленькая звезда) и убедиться в том, что рычаг переключения находится в своём крайнем положении.

Затем делаем первый щелчок и начинаем вращать педали вперёд. Цепь должна перейти на одну позицию выше. Если этого не происходит, то трос слишком слабо натянут. Соответственно, нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки. Регулировку лучше производить с шагом в полоборота.

Для начинающих частой ошибкой является перезатягивание регулировочного барабана. Иногда в результате смещается вся цепочка переключений. Причём на всём диапазоне переключение вроде бы нормальное, но в одном из крайних работает некорректно.

Именно поэтому важно сначала отрегулировать первые два шага переключателя.

Точная подстройка основана на следующих принципах:

  • Переключение на большие звёзды регулируется натяжением троса. Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно натянут — нужно повернуть регулировочный барабан против часовой стрелки.
  • Переключение на маленькие звёзды регулируется ослаблением троса. Если подобные переключения замедленные, то трос недостаточно ослаблен — нужно повернуть регулировочный барабан по часовой стрелки.

Если задний переключатель работает исправно на большой ведущей звезде, но при этом на маленькой переключается некорректно (или наоборот) — это первый признак того, что погнут петух.

Регулятор натяжителя («B-tension»)

В современных переключателях два подпружиненных рычага. Нижний, называемый также «A-pivot», поднимает рамку переключателя наверх, при переключении на маленькие звёзды. Верхний «B-pivot» обеспечивает движение рамки назад к большой звезде.

Натяжение пружин обоих рычагов должно быть сбалансировано для обеспечения корректного переключения передач.

В большинстве случаев существует возможность настроить натяжение пружины верхнего рычага «B» параллелограмма переключателя с помощью специального регулировочного винта, в терминологии компании Shimano называемого «B-tension adjuster».

То есть фактически регулируется высота направляющего ролика или угол наклона цепи от этого ролика к звезде. В связи с этим в анлгоязычной литературе можно встретить упоминание о настройке именно угла цепи (англ. «angle adjustment»).

Настройка проводится, установив цепь на самую большую звезду кассеты, то есть на самую нижнюю передачу. При ослаблении винта направляющий ролик поднимается вверх, приближаясь к звезде, увеличивая натяжение цепи (уменьшая угол наклона цепи), тем самым улучшая качество переключения. Разумеется, ролик не должен задевать за шестерёнку. Зазор должен составлять примерно 5 мм.

Данную регулировку нужно проводить заново при замене звёзд кассеты или при смене длины цепи.

Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда

Несмотря на то, что в продаже имеется широкий ассортимент задних переключателей, принцип их работы и последовательность регулировки, в общем, одинаковы. На заднем переключателе обычно имеется 5 регулировочных элементов.

  1. Винт крепления троса.
  2. Барабан для регулировки натяжения троса.
    (На некоторых переключателях может отсутствовать)
  3. Ограничительный винт регулировки малых передач (больших звездочек) — обозначается буквой L.
  4. Ограничительный винт регулировки больших передач (малых звездочек) — обозначается буквой H.
  5. Винт регулировки натяжителя цепи.
    (На некоторых переключателях может отсутствовать)

На переключателях разных моделей эти регулировочные винты могут быть расположены по разному. Например, ограничительные винты часто располагаются не сзади, а сбоку.

Кроме этого, на некоторых манетках тоже стоят регулировочные барабаны, и они тоже, в сущности предназначены для регулировки заднего переключателя (точнее, для регулировки натяжения троса) Каким барабаном пользоваться — разницы нет, но уж если захотелось подтянуть трос прямо на ходу, то можно воспользоваться регулятором на манетке. Поскольку тросы имеют свойство растягиваться в процессе эксплуатации, подтягивать их придется все равно, как бы тщательно ни регулировались переключатели.

Регулировать задний переключатель можно только на чистом велосипеде. Надо очистить от грязи сам переключатель, ролики натяжителя, вытащить всякие травинки и хвоинки из кассеты, а также очистить и смазать цепь. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы переключатель начал работать, как полагается.

Устанавливаем цепь на самые маленькие звездочки спереди и сзади. Находим на своем переключателе регулировочные винты H и L.Ослабим трос заднего переключателя. Затем вращаем барабан регулировки натяжения троса по часовой стрелке до упора. Тоже самое проделываем с барабаном на монетке.
Снимаем трос. Ослабляем винт крепления троса (внутренним шестигранником) и вынимаем трос из крепления. (Из переключателя его вытаскивать необязательно. Но не помешает проверить состояние троса. Если трос изношен или расплетен то лучше его заменить. А если он грязный, то его надо почистить и смазать. Несмазанный трос может стать причиной нечеткого переключения передач.
Устанавливаем большие передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт H, выровнять ролики нятяжителя и самую маленькую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой.
Здесь ролики натяжителя сдвинуты вправо — цепь с трудом переходит на большие звездочки. Надо покрутить винт H по часовой стрелке.Здесь ролики натяжителя сдвинуты влево — цепь с трудом переходит на меньшие звездочки. Надо покрутить винт H против часовой стрелке.Правильно отрегулированные большие передачи. Если сейчас покрутить педали (приподняв заднее колесо) то на самой маленькой звездочке цепь должна работать бесшумно и без попыток перескочить в сторону.
Устанавливаем трос. Заправляем трос под винт крепления, натягиваем трос (посильнее) одной рукой, а другой рукой закручиваем винт крепления троса. Если для троса в зажиме предусмотрена канавка, то надо убедиться, что трос попал в эту канавку, а не лежит рядом. Не переусердствуйте с затяжкой винта — в этом месте очень легко сорвать резьбу.
Устанавливаем малые передачи. Для этого сначала выворачиваем регулировочный винт L почти полностью (он не должен ограничивать перемещения переключателя). Вращая педали, переводим манетку на первую передачу, то есть ставим цепь на самую большую заднюю и самую маленькую переднюю звездочки. Пока еще переключатель не отрегулирован, это лучше делать осторожно — цепь может проскочить левее самой большой звездочки и попасть в спицы.
Регулируем малые передачи. Для этого надо встать сзади велосипеда, и, поворачивая регулировочный винт L, выровнять ролики нятяжителя и самую большую звездочку. Ролики и звездочка должны находиться на одной прямой. Обычно регулировочный винт надо просто затянуть до тех пор, пока он не начнет туго вращаться.
Регулируем натяжитель цепи, если он есть на Вашем переключателе. Для этого ставим цепь на самую маленькую переднюю звездочку и самую большую заднюю, и покрутим педали назад. Если верхний ролик натяжителя задевает за зубья звездочки, то надо покрутить винт регулировки натяжителя и добиться того, чтобы этот ролик отодвинулся от звездочки примерно на 5 мм. Потом переводим цепь на самую маленькую звездочку и проверяем натяжение цепи там.
Теперь надо проверить правильность и четкость переключения передач. Для этого лучше всего немного прокатиться — под нагрузкой все неточности регулировки проявятся лучше. Если цепь плохо переходит с крайних звездочек на соседние, (или плохо возвращается на крайние) то можно немного покрутить против часовой стрелки барабан для регулировки натяжения троса.

В дальнейшем, небольшую регулировку натяжения троса можно делать прямо на ходу, если покрутить регулировочный барабан на манетке. Правда, он есть не на всех манетках.

Бывает, что настройка заднего переключателя не удается. Он все равно плохо работает или на маленьких звездочках, или на больших. Это может означать то, что переключатель поврежден. (Например, рычаг переключателя погнут в результате падения). В этом случае его можно попытаться выпрямить, или просто заменить.

К нечеткому переключению приводит также повреждение блока задних звездочек (кассеты). Если она деформирована или установлена с перекосом, то сначала надо правильно поставить или заменить кассету.

Причина нечеткой работы переключателя может также крыться в плохо смазанном (поврежденном) тросе, в неисправной манетке, или в разболтавшихся роликах натяжителя цепи.

Источники:

https://livelong.pro/instruktsiya-kak-nastroit-skorosti-na-shossejnom-velosipede/
https://m-velo.by/articles/nastroyka-sistemy-pereklyucheniya-peredach-na-velosipede
https://pro-bike.ru/article/sovety-velosipedistam-kak_nastroit_skorosti_na_velosipede-27472.html
https://spiegelstudio.ru/bez-rubriki/kak-delaetsya-regulirovka-zadnego-pereklyuchatelya-skorostej-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html