Настройка скоростей на велосипеде shimano tourney

Содержание скрыть

Правила настройки заднего переключателя передач велосипеда

Время от времени детали велосипеда изнашиваются и заменяются на новые. После ремонта и замены деталей очень часто требуется регулировка заднего переключателя скоростей. Чтобы это сделать правильно, не нужно обращаться к специалистам, поскольку его настройка проста даже для новичка.

Задний переключатель скорости

Регулировочные элементы

На сегодняшний день рынок запчастей предлагает огромное количество моделей заднего переключателя скоростей для райдеров. У них абсолютно разная ценовая категория и рассчитаны они как на дилетантов, так и на спортсменов профессионального уровня. Несмотря на все различия, каждая из предлагаемых моделей имеет один и тот же принцип, по которому можно её настроить, и осуществляется эта настройка одними и теми же элементами:

  • крепёж в виде болта с гайкой, предназначенный для крепления троса;
  • полый регулировочный барабан, предназначенный для регулировки натяжения троса;
  • ограничитель, маркированный буквой L, функцией которого является регулировка низких передач (иначе говоря, больших звёздочек);
  • ограничитель с маркировкой H, функция которого — регулировка высоких передач (малых звёзд);
  • винт, регулирующий натяжку цепи.

У некоторых устаревших моделей заднего переключателя встречается отсутствие элементов для натяжения троса и цепи. Эти элементы перенесены на манетки руля, что позволяет настроить натяжение во время движения велосипеда.

Этапы настройки перебрасывателя

Прежде чем приступать к настройке заднего переключателя, для большего удобства рекомендуется приподнять хвостовую часть велосипеда и зафиксировать его в таком положении.

Подготовительный этап

В подготовительный этап входит очистка основных элементов переключателя и звёздочек от грязи и прочих засоров. А также требуется установить цепь на среднюю переднюю и самую малую хвостовую звёздочки.

Настройка заднего переключателя

Освобождение троса

Нет надобности полностью снимать трос с велосипеда, его достаточно немного освободить от натяжения. Для этого следует закрутить болты натяжения заднего переключателя до самого упора, то же самое сделать на манетке. Затем аккуратно вытянуть трос.

Настройка предела хода на наименьшую звезду

Необходимо повернуть регулировочный винт с маркировкой H и установить задний переключатель скоростей таким образом, чтобы его направляющий ролик находился на одном уровне с наименьшей звёздочкой. Проверить, правильно ли сделана настройка, достаточно просто: при вращении колеса цепь не должна соскакивать и издавать посторонних шумов.

Отладка троса

Трос необходимо натянуть и зафиксировать с помощью крепёжного болта. Если в держателе имеется специальная канавка для троса, его нужно вставить именно в неё, иначе трос будет передавливаться. Далее, нужно отрегулировать натяжение троса с помощью соответствующего винта таким образом, чтобы перебрасыватель при нажатии на манетку без затруднений перескакивал с одной звёздочки на другую. Стоит отметить, что если правильно настроить переход между двумя рядом стоящими звёздочками, благодаря индексной системе смены скоростей, настройка будет действовать и на остальные звёзды в кассете.

Настройка предела хода на наибольшую звезду

Чтобы регулировочный винт с маркировкой L не мешал переключателю скоростей, необходимо его ослабить. Далее, вращая педали велосипеда, нужно перекинуть цепь на самую большую звёздочку хвостовой части байка. Затем, регулируя винт L, нужно установить задний перебрасыватель скоростей в такое положение, при котором его направляющий ролик будет находиться на одном уровне с самой большой звёздочкой в кассете.

Отладка цепи

Регулировка натяжения цепи начинается с установки её на малую звезду спереди и большую звёздочку заднего колеса. С помощью винта натяжения цепи нужно настроить зазор между верхним роликом натяжателя и звездой так, чтобы он составлял около 5 мм. Далее, следует поменять позицию цепи, переведя её на малую звезду хвостовой части байка и большую переднюю звезду, и проверить, правильно ли сделана настройка натяжения при таком положении.

Завершающий этап

В заключительный этап входит проверка правильности настройки заднего переключения скоростей. Это можно сделать, прокатившись на велосипеде. Если настройки выполнены верно, при изменении скоростей не будет слышно треска цепи и она будет без затруднений переходить с одной звёздочки на другую.

Причины сбоя

Существует несколько причин сбоя правильной работы заднего переключателя скоростей:

  • Загрязнение или плохая смазка рубашки и троса. Чтобы этого избежать, нужно тщательно следить за чистотой элементов велосипеда.
  • Повреждение тросика. Такое часто случается из-за растяжения троса от сильной нагрузки. Чтобы решить эту проблему, необходимо заменить тросик на новый, желательно более качественный.
  • В велосипеде загнут петух (крепление к раме перебрасывателя). Если часто ездить через бордюры или брёвна, эта поломка просто неизбежна. Если такое случилось, не рекомендуется самостоятельно избавляться от этой неисправности, поскольку рамка весьма хрупкая. Можно обратиться к специалистам либо приобрести специальный инструмент.
  • Износ цепи и звёздочек. Такое часто случается, если при езде райдер постоянно пользуется запрещённым комбинированием передач.
  • Заклинивание роликов натяжателя цепи. Это происходит из-за отсутствия смазки.
  • Неисправность манетки на руле.

Содержание велосипеда и всех его элементов в чистоте, их смазка и постоянный осмотр, а также бережная эксплуатация двухколёсного друга позволят избежать многих проблем и продлить срок его службы.

Снятие заднего колеса

Как правильно снимать, разбирать и монтировать на место заднее ведущее колесо. Последовательность демонтажа и установка заднего колеса.

Настройка заднего переключателя

Настройка заднего переключателя велосипеда

Втулка с подшипниками

Замена подшипника заднего колеса велосипеда не вызовет у вас сложностей, если вы разберётесь во всех нюансах и особенностях обслуживания этой детали. Состояние подшипников, их своевременное обслуживание и замена является залогом безопасной езды.

Снятие, установка и настройка заднего переключателя передач

Регулировочные элементы заднего переключателя передач

У современного заднего переключателя передач многоскоростного велосипеда существует до 6 различных регулировок. Рассмотрим их.

  1. Болт крепления переключателя передач (регулировкой не является).
  2. Болт крепления управляющего тросика.
  3. Полый винт регулировки натяжения управляющего тросика.
  4. Ограничительный винт низшей передачи (большая звезда, L).
  5. Ограничительный винт высшей передачи (малая звезда, H).
  6. Винт регулировки положения верхнего ролика относительно звезд.

Натяжение тросика может регулироваться и бобышкой на манетке, если такая у вас есть. На некоторых переключателях передач есть не все перечисленные элементы. На переключателях передач Shimano XTR снизу еще располагается винт регулировки натяжения пружины параллелограммного механизма.

Необходимые инструменты

  • Шестигранник 5 мм.
  • Шестигранник 3 мм.
  • (Рожковый или торцевой ключ 9 мм).
  • Плоская или крестовая отвертка.

Снятие

  1. Ослабьте болт, крепящий тросик и выньте его.
  2. Отвинтите ролики переключателя передач или снимите цепь с велосипеда.
  3. Отвинтите болт, крепящий переключатель. Снимите переключатель.

Установка

  1. Привинтите новый переключатель. При затяжке оттяивайте переключатель назад, чтобы не повредить винт положения верхнего ролика относительно касеты.
  2. Завинтите регулировочные бобышки на переключателе и манетке до упора и отверните на один оборот. Натяните тросик и, аккуратно уложив его в канавку, затяните болт крепящий тросик.

Регулировка

Проверка параллельности и относительного смещения плоскости роликов переключателя и звезд кассеты

Прежде, чем регулировать задний переключатель необходимо почистить и смазать сам переключатель, ролики и цепь, а также вытащить весь мусор из кассеты.

Для обычных переключателей и переключателей "с обратной пружиной" Shimano RapidRise/LowNormal, к коим относятся вся линейка из серии Comfort (C050 — C900 и Nexave), и часть старых переключателей XTR, Deore XT, Deore LX и Deore, часть действий будет прямо противоположными. Здесь описана регулировка традиционного переключателя передач. По моему скромному мнению, возврат в 2007-2009 гг к традиционным переключателям — полностью оправдан. 🙂

  1. Ослабьте натяжение тросика регулировочной бобышкой или аналогичной бобышкой на манетке.
  2. Установите цепь на малую звезду кассеты и, вращая ограничитель H, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью малой звездочки кассеты. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
  3. Переключитесь на самую большую звезду и, вращая ограничитель L, установите рамку с роликами так, чтобы плоскость роликов четко совпала с плоскостью большой звездочки кассеты, отжимая при этом манеткой переключатель к спицам. Ввинчивая винт, вы сдвигаете рамку к центру.
  4. Установите цепь на самую малую звезду спереди и большую сзади. Винтом регулировки положения роликов добейтесь того, чтобы при вращении педалей назад, ролик не задевал за зубья больщой звездочки, нонаходился всего в 3-5 мм от нее.
  5. Вращая педали, попробуйте попереключать передачи в обе стороны по одной. Если цепь плохо сходит с больших звезд на маленькие, необходимо ослабить тросик, вращая бобышку регулировки натяжения тросика по часовой стрелке. В противном случае — наоборот.

После того, как вы добьетесь четкого переключения, прокатитесь немного. Под нагрузкой четкость переключения несколько ниже. Если необходимо, произведите подстройку.

Проблемы

Если вы так и не смогли настроить переключатель, проверьте следующее.

Необходимо убедиться, что тросик нигде не заедает в рубашках. Для этого, установив цепь на самую большую звезду и не вращая педали, спустите манетку до последней передачи. Провисший тросик легко можно будет вынуть из упоров на раме. Все рубашки должны легко двигаться относительно тросика. Если это не так, попробуйте смазать тросик или замените рубашки, предварительно очистив тросик. На тросике не должно быть лопнувших жил в рабочей области. Установите тросик на место и прокрутите педали, чтобы цепь заняла соответствующую звезду.

Если переключатель стоит криво, т. е. плоскость натяжителя цепи не параллельна плоскости звезд, то необходима замена переключателя или "петуха" или правка последнего.

Взявшись за конец натяжителя, покачайте его вправо-влево относительно продольной плоскости велосипеда. Люфт на конце рамки при ее вертикальном положении не должен превышать 3-4 мм.

Люфт роликов должен быть незначителен. Новый верхний ролик имеет небольшой осевой люфт.

Настройка переключателей

На большинстве современных велосипедов стоят системы переключения передач (переключатели = дерайлеры по-буржуйски). Переключение передач осуществляется переведением цепи с одной звёздочки на другую.

С первого взгляда они выглядят сложными, но на самом деле — это весьма простые устройства, основанные исключительно на грубой силе.

Передний переключатель — это просто стальная рамка, которая может перемещаться из стороны в сторону, вверх или вниз. При этом она толкает цепь в сторону, в конце концов цепь больше не может находиться на звёздочке и перемещается на ближайшую соседнюю.

Задний переключатель выглядит сложнее, но единственное усложнение — подпружиненная лапка с роликами (маленькими такими звёздочками), которая натягивает цепь по мере переключения на меньшие звёздочки кассеты.

Оба переключателя работают, толкая цепь в стороны, так что она подходит к звёздочкам не по прямой, а под каким-то углом. Когда этот угол становиться достаточным, цепь больше не может удерживаться на звёздочке, соскакивает с неё и переходит на другую, на которой этот угол гораздо меньше.

Когда цепь переходит на бОльшую звёздочку, процесс немного отличается: сначала цепь начинает тереться о ближайшую бОльшую звёздочку и в конце концов подхватывается боком зуба и переходит на другую звёздочку.

На современных звёздочках зубья имеют специальную форму + скосы на боках, чтобы эта операция проходила чётче. В этом и заключается причина того, почему современные системы переключения работают лучше старых.

Прежде чем его регулировать, действительно убедитесь, что он не погнут! Задний переключатель — самая хрупкая и незащищённая часть велосипеда и ломается при первом удачном случае.

От ударов судьбы, переключатель гнётся вовнутрь — подходит к спицам. Иногда он может попасть в спицы на ходу. Именно таких случаях происходят неприятные вещи. Если вам повезло, ломается переключатель (ну или съёмный алюминиевый петух). Чуть меньше повезло — переключатель вместе с собой забирает несколько спиц, а иногда — и всё колесо. Но если вам действительно не везёт (и у вас петух — неотъемлемая часть рамы), спицы тянут переключатель назад и вскоре гнётся или вообще отламывается этот несчастный петух. Это может быть фатально для рамы.

Когда переключатель ударяют, не часто он гнётся сам, а гнётся само крепление к петуху или сам петух. Обычно удар происходит по параллелограмму — самой сильной части переключателя.

Вы можете это грубо оценить на глаз: когда вы смотрите на переключатель сзади, два ролика должны точно находиться один над другим, так что цепь идёт с верхнего ролика к нижнему без наклона вбок.

Некоторые перцы в таких случаях пытаются исправить это взявшись за переключатель и тянут наружу к исходному положению. К сожалению, они часто хватают переключатель за лапку — самую слабую часть переключателя, в результате чего им не удаётся выправить петух, но вдобавок к этому получаем кривую лапку.

Когда погнута лапка, необходимо в первую очередь снять переключатель. В веломагазинах есть специальные устройства, с помощью которых можно выгнуть наверняка переключатель.

Примечание: на многих переключателях Campagnolo лапка не должна быть вертикальной (нижний ролик дольше от колеса, чем верхний)

Ограничительные болты

Ограничители – это два болта, которые устанавливают ограничения на перемещение переключателя слева направо. Они часто располагаются на задней части параллелограмма, иногда — смотрят наружу (от колеса). Концы этих болтов упираются во внутренние части параллелограмма, когда переключатель достигает поставленного предела, контролируемого этим болтом.

Ограничители не предназначены для перемещения переключателя — они просто должны сказать стоп при движении переключателя, управляемом манеткой. Вывинчивание ограничителя позволяет переключателю двигаться дальше в данном направлении, задаваемом манеткой. Завинчивание ограничивает движение переключателя в этом направлении.

По-хорошему, ограничительные болты необходимо настраивать при установке нового переключателя и они более не требуют к себе никакого внимания. Если же возникает необходимость в их перенастройке на велосипеде, который работал нормально, то это верный признак того, что переключатель погнут. Вы можете подкрутить ограничители, но это лишь временная мера, а не правильная долгосрочная починка.

На большинстве современных переключателей ограничители подписаны (надо смыть грязь:)) "H" (high — высокие передачи) или "L" (low — низкие передачи). На более старых нет подобных надписей, так как рабочие концы болтов видны. Если вы ставите на таком переключателе высокие передачи (маленькие звёздочки сзади), обратите внимание, какой болт упирается во внутреннюю часть переключателя — это и есть ограничитель высоких передач (H); оставшийся — ограничитель низких передач (L).

Это не тонкая настройка. Не бойтесь сделать пол-оборота или целый оборот за раз. Единственное место, где может подстерегать опасность — ограничитель низких передач, который может позволить переключателю попасть в спицы если он очень ослаблен. Остальные настройки могут вызвать перебрасывание цепи через одну звезду, что безвредно и легко корректируется.

  1. Ограничитель низких передач.

Он (обычно обозначается буквой L) не даёт переключателю пройти наибольшую звезду и завести цепь в спицы. Если он очень ослаблен, возможен как раз такой вариант с очень неприятными последствиями. Если же он слишком затянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наибольшую звезду кассеты.

  1. Ограничитель низких передач

Он (обозначается буквой H) предотвращает сбрасывание цепи с наименьшей звёздочки и заклинивание между звёздой и петухом. Если он ослаблен, это вряд ли причинит какой-либо вред велосипеду с дискретным переключением передач, так как сам тросик не позволит переключателю зайти за наименьшую звёздочку и сбросить с неё цепь. Если он перетянут, будет сложно или вообще невозможно переключиться на наименьшую звезду кассеты.

Сложности в переключении на наименьшую звёздочку, на самом деле, нечасто вызваны неправильной настройкой этого ограничителя, а скорее всего ваш переключатель погнут, или из-за большого трения тросиков.

  1. Настройка переключения

Чаще всего необходима именно настройка переключения. Сам механизм, обеспечивающий дискретное переключение находится в манетках, поэтому нам необходимо правильно подобрать лишь длину тросика, чтобы переключатель становился в правильное положение в соответствии с каждым щелчком.

Если переключатель правильно настроен при установке, необходимо лишь время от времени подтягивать тросик для компенсации его вытягивания со временем или при замене самого тросика.

Настройка натяжения тросика осуществляется барабанами, расположенными на конце рубашки. Чаще всего, существует не одна возможность регулировать длину тросика: на всех переключателях есть барабан непосредственно где рубашка входит в переключатель, а также на манетках МТБ тоже есть барабаны там, где рубашка соединяется с манеткой для настройки натяжения на ходу. На шоссейниках с манетками, закреплёнными на руле, барабаны надо искать где-то в районе нижней трубы :).

Совершенно не важно какие из этих барабанов вы используете — пользуйтесь тем, что удобнее вам!

Прежде чем регулировать натяжение тросика, переключитесь на высшую передачу (наименьшую звёздочку сзади) и убедитесь, что манетка позволяет тросику ослабнуть настолько, чтобы можно было достичь этой передачи.

Щелкните манеткой (на следующую после наименьшей звёздочку) и покрутите педали вперёд. Цепь должна перескочить на вторую маленькую звёздочку. Если этого не произошло, значит тросик слишком ослаблен, и необходимо прокрутить барабан против часовой стрелки, чтобы подтянуть тросик. Начните с половины оборота и проверьте ещё раз. Очень часто новички слишком усердствуют в этом и слишком сильно натягивают тросик. Иногда это приводит к тому, что всё смешается на один щелчок: с крайними передачами возникают проблемы, хотя остальные работают вполне сносно. Поэтому важно проверить, что переключению на вторую звезду соответствует правильная передача на манетке.

Тонкая настройка должна проходить в соответствии со следующими принципами:

Переключение на бОльшую звёздочку происходит при натягиванием тросика. Если переключение происходит слишком медленно, значит тросик натянут недостаточно — проверните барабан против часовой стрелки, чтобы натянуть его.
Переключение на меньшую звёздочку происходит при ослаблении тросика. Если оно проходит медленно, значит тросик недостаточно ослаблен — проверните барабан по часовой стрелке, чтобы ослабить его.

Если переключение передач работает нормально на больших звёздочках, но не на маленьких, или наоборот, это верный признак того, что переключатель погнут.

  1. Настройка угла("B-tension")

Не самые дешёвые переключатели имеют также болт для настройки угла (Шимано это называет "B-tension"). С помощью него вы можете настроить натяжение верхней пружины параллелограмма, и поэтому высоту направляющего ролика. Чем более ослаблен болт, тем ближе ролик подходит к кассете.

Настройку угла необходимо проводить по наибольшей звезде кассеты. Поэтому если вы её меняете на кассету с большей или меньшей наибольшей звездой, вам необходимо настроить угол заново. Также необходимо проделать эту процедуру при изменении длинны цепи.

Если болт настройки угла излишне ослаблен, значит направляющий ролик будет задевать за кассету при езде на низшей передаче (большая сзади, маленькая спереди). Поэтому при настройке необходимо проверить именно эту передачу.

Поскольку переключение обусловлено движением цепи под углом к звёздочке, значит чем больше этот угол, тем скорее произойдёт переключение. Чем ближе направляющий ролик к кассете, тем более острым будет этот угол при заданном перемещении переключателя. Таким образом, чем более ослаблен болт, тем лучше будет происходить переключение.

Длина цепи

При замене цепи или звёздочек необходимо проверить правильность длины цепи. Новые цепи продаются длиннее, чем необходимо для большинства велосипедов. Вам почти наверняка необходимо укоротить новую цепь перед установкой на велосипед. Если размеры звёздочек близки к максимуму для вашего переключателя, длина цепи весьма критична.

Если цепь слишком коротка, существует риск заклинивания и поломки переключателя, если вы случайно переключились на большую-большую передачу. Никогда не ездите на слишком короткой цепи, за исключением экстренных случаев. Если цепь слишком длинная, она будет провисать на маленькой-маленькой передаче. Но вам всё равно не стоит использовать эту передачу, так что это не является серьёзной проблемой. Если вы выходите за рекомендуемый диапазон передач, вам, наверно, стоит смириться с провисанием. Лучшая техника для определения длины цепи — натянуть цепь на большую звёзду спереди и сзади, не пропуская через задний переключатель. Сведите два конца цепи так, чтобы они могли быть соединены ("внутреннее" звено встречается с "внешним"), потом добавьте одно полное звено (длинной дюйм = 2,54 см). Почти во всех случаях это и будет оптимальная длина.

"внутренние" и "внешние" звенья должны чередоваться:

Won
Слишком длинная
Will Fit
Как раз
Won
Слишком короткая

Состояние цепи

Состояние цепи непосредственно влияет на качество переключения: если, например, цепь сухая и ржавая, переключение будет крайне нечётким, так как её звенья поворачиваются с большим трудом.

Через несколько тысяч километров цепи изнашиваются и удлиняются, поэтому необходимо следить за их состоянием. Подробнее об этом можете прочитать в статье о цепях. (На русском с сайта Каравана).

Обратите внимание на то, что износ цепи не всегда вызывает проблемы с переключением, но часто в этом случае происходит проскакивание цепи под нагрузкой.

Негибкие звенья

Если вы чувствуете регулярно через каждые 3-4 оборота педалей проскоки или рывки, возможно, в вашей цепи присутствует такое звено. Это, чаще всего, то звено, где цепь была соединена при установке. Когда выжимка запрессовывает пин в цепь, его конец тянет ближнюю пластинку, так что две наружные пластинки оказываются зажатыми.

Самый простой способ это исправить — придать участку цепи форму буквы "Z" с зажатым звеном в диагональной части и гнуть два конца на себя и от себя. Это немного разожмёт пластинки и обеспечит звену нормальную гибкость.

Если на вашей цепи есть гнутые звенья, вызванные попаданием в спицы или подобными неприятностями, это вызовет то же симптомы. При этом гнутое звено (а лучше и вся цепь — мало ли что ещё пострадало) подлежит замене.

Самый простой способ обнаружить повреждённые звенья — переключиться на маленькую/маленькую (наименьшая звезда спереди и сзади) передачу (вам никогда не стоит ездить на такой передаче). На этой передаче цепь наименее всего натянута, поэтому гнётся сильнее, чем на других, при прохождении через ролики переключателя и звёздочку кассеты. Медленно вращайте педали назад, наблюдая за прохождением цепи через задний переключатель, и вы увидите как скачет подобное звено.

Настройка переднего переключателя

Три Главные Настройки Переднего Переключателя

  1. Положение переключателя

Самое сложное в настройке переключателя — правильно его прикрепить к раме. Это должно быть сделано правильно перед тем, как пытаться регулировать ограничители. Тут есть две переменные — угол и высота.

    • Угол переднего переключателя определяют, глядя свержу вниз на рамку. Но вот незадача — у современных переключателей столь хитрая форма, что не всегда легко сказать когда это положение верно. В целом, средняя линия должна быть параллельна средней линии рамы. Вращение переключателя так, что задняя часть рамки отходит дальше от рамы, иногда улучшает переключение на маленькие звёздочки системы, предотвращая сбрасывание цепи с наибольшей звезды; но может вызвать необходимость подгонки на большой звёзде. Также возможно задевание шатуна о рамку.

    Вращение рамки так, что она приближается к раме, уменьшит необходимость подгонки на большой звезде системы, и улучшит переключение на бОльшие звёзды, но с возможности сбрасывания цепи внутрь.

      • Высота переднего переключателя принципиальна для качества переключения. Производители, в основном, рекомендуют расстояние 2мм между внешней частью рамки и большой звёздой. Но это лишь результат сильного упрощения проблемы. Лучшее качество обеспечивается самым низким положением, при котором зубья звезды не задевают за рамку.

      Чем ниже вы спустили переключатель, тем лучше будет переключение, и без необходимости подгонки.

      Несовпадение переключателя/большой звёзды

      Чтобы передний переключатель был как можно ниже, кривизна рамки должна совпадать с кривизной большой звёзды.

      Если ваша наибольшая звезда больше той, на которую рассчитан переключатель, задняя часть рамки будет задевать зубья звезды прежде чем передняя часть рамки подойдёт достаточно низко, чтобы обеспечить чёткое переключение без необходимости подгонки.

      Если наибольшая звёзда меньше, чем рассчитан переключатель, переключение будет нормальным, но необходима будет подгонка, так как задняя часть рамки выше, чем следует; поэтому цепь пересекает её далеко сзади.

      Недавно Шелдон начал подгонять рамку переключателя к большой звёзде. На велосипеде с системой 50/38/28 и переключателем на 46/36/26. Кривизна рамки не совпадает с кривизной звёздочки. Удалив за пару минут немного металла с рамки переключателя (с внешней, внутренней плоскостей и мостика между ними), он добился совпадения кривизны звёздочки и рамки. Теперь переключатель можно было ставить очень близко к звёздочке, благодаря чему обеспечивался отличный контроль цепи.

      Этот ограничитель не даёт переключателю сбросить цепь с маленькой звёзды системы. Если он слишком ослаблен, цепь будет спадать при попытках переключиться на маленькую звезду. Если он излишне затянут, будет сложно или почти невозможно переключиться на эту звезду.

      На старых переключателях он расположен близко к раме. На современных — наоборот. Это обусловлено исключительно немного иным устройством переключателя.

      Главная задача — установить его так, чтобы цепь чуть-чуть отходила от внутренней рамки на низшей передаче (маленькая спереди и большая сзади). Это лучшая позиция для двухскоростных систем, обеспечивающая доступ почти ко всем или всем задним звёздочкам с минимумом подгонки.

      Для трёхскоростных систем иногда необходимо его чуть-чуть ослабить, чтобы наружная часть рамки могла перемещаться настолько, чтобы столкнуть цепь со средней звезды.

      Anti-derailment devices

      Иногда возможно, когда одна установка ограничителя может вызывать лёгкое спадание цепи с маленькой звёздочки, а чуть более затянутое — не давать переключиться на эту передачу.

      В подобных случаях хорошее, но грубое, решение — установка специальных устройств. (К сожалению, я ничего подобного не видел, поэтому отсылаю вас к статьям Шелдона anti-derailment device).

      1. Ограничитель высоких передач

      Его настройка крайне проста — необходимо добиться такого положения, при котором цепь почти трётся о внешнюю часть рамки на высшей передаче (большая спереди, малая сзади). Это уменьшит необходимость подгонки при переключении задних передач.

      Если переключение происходит медленно, убедитесь что вы не прикладываете слишком большие усилия к педалям. При переключении необходимо немного снизить усилия на педали. Если же переключение ненадёжное даже при малых усилиях, вам может помочь небольшое отпускание ограничителя. Если вы так и поступили, убедитесь, что рамка не может отходить слишком далеко и ударяться о шатун.

      Иногда может помочь небольшое выгибание передней грани рамки наружу. Это можно сделать разводным ключом, но, к счастью, редко требуется для современных переключателей, но использовалось довольно широко на старых.

      "Подгонка" переднего переключателя

      Линия цепи

      Тросики

      Обычно эти проблемы возникают в коротком отрезке рубашки, ведущей от пера к переключателю. Передний конец рубашки подвергается воздействию грязи, летящей с колеса, и поэтому быстро ржавеет, что серьёзно ухудшает качество переключения. Эта петля должна быть довольно длинной, чтобы не было резких изгибов. На большинстве велосипедов эта петля слишком коротка.

      Другая проблемная зона — там, где тросик проходит под кареткой. В добавок к медленному переключению, трение может вызвать спонтанное переключение под нагрузкой (на английском).

      Рубашки для систем переключения состоят из множества прямых проволочек, зажатых в пластик, а тросики для тормозов — из спирально-сплетённой проволоки. Поэтому, необходимо довольно специальное устройство для правильного обрезания рубашек. При покупке рубашек, вам нужно точно знать необходимую длинну, чтобы вам могли нарезать её в прямо в магазине, если у вас нет подходящих кусачек.

      Если вы обрезаете прямую рубашку, все продольные проволочки имеют одну длинну, поэтому когда вы её сгибаете, торец рубашки становится косым, так как проволочки, идущие внутри изгиба и снаружи его, проходят разный путь. Я (конечно, Шелдон) верю, что обрезание уже согнутых рубашек делает соединение конца рубашки более плавными. Также на конце рубашек должны стоять специальные наконечники.Они сохраняют правильную форму торца рубашки, а также не дают рубашке расслоится на части.

      С совремменными рубашками смазывание тросиков больше не требуется. В самом деле, оно часто только всё ухудшает из-за липкости самой смазки. Однако, немного негустого масла для часть рубашки, идущей к переключателю, не повредит — оно предотвратит появление ржавчины.

      Тросики и рубашки сильно различаются по качеству. Я бы рекомендовал покупать только лучшие тросики и рубашки. Однако, всё равно возможны ситуации, когда пружина переключателя не может превзойти трение в этой петле.

      Крепление тросика (сзади)

      Крепление тросика (передний)

      В случае передних переключателей, некоторые новые модели разработаны так, что можно присоединить тросик двумя способами. Если тросик подходит снаружи к болту (дальше от шарнира параллелограмма), рамка движется меньше для данного перемещения тросика. Это обеспечивает более лёгкую работу и более простую тонкую регулировку.Если тросик подходит со стороны шарниров параллелограмма к болту, рамка движется дальше для данного перемещения тросика. Это часто необходимо для дискретного переключения передач.

      Проскакивание / Самопроизвольное переключение

      Педали иногда проскакивают, когда вы прикладываете большие усилия? Это частая жалоба, особенно когда ездок встаёт на педали. В самом деле, это опасное состояние является хорошей причиной, чтобы оставаться в седле и переходить на низкие передачи, нежели стоя ехать на высоких.

      Хотя в проскакивании/прыгании/самопроизвольном переключении часто винят переключатель, лишь очень редко это вызвано его неправильной работой.

        Проскакивание предполагает скачки цепи по вершинам зубцов звёздочки под нагрузкой. После этого прыжка цепь остаётся на той же передаче. Обычно оно вызвано износом цепи и/или звёзд.

      Настройка скоростей велосипеда

      Как настроить скорости на велосипеде

      Как же правильно регулировать и переключать скорости на велосипеде

      Если у Вас плохо или недостаточно чётко переключаются скорости на велосипеде, или же Вы установили новые детали, связанные с трансмиссией, Вам нужно будет произвести настройку. Если у Вас нет желания или возможности везти свой велосипед в мастерскую, воспользуйтесь советами, изложенными в данной статье.

      Для начала предлагаю определиться с терминологией.

      Манетка – устройство, предназначенное для управления переключателем скоростей путём изменения натяжения троса. Обычно крепится на руле (реже может крепиться на нижнюю трубу переднего треугольника рамы).

      Переключатель скоростей (перекидка) – компонент трансмиссии непосредственно для переключения скоростей. В случае задней перекидки, ещё и для поддержания натяжения цепи. Перекидка, как задняя, так и передняя, представлена пареллелограммным механизмом с мощной возвратной пружиной, на котором закреплена рамка. На заднем переключателе рамка (лапка) содержит внутри два ролика. При увеличении натяжения троса лапка сдвигает цепь на большие звёзды, при ослаблении – в сторону меньших. Рамка переднего переключателя при натяжении троса сдвигает цепь в сторону более крупных звёзд, при ослаблении – в сторону более мелких.

      Манетки и переключатели скоростей на руле соединены тросом, который покрыт кожухом – рубашкой.

      Петух – металлическая деталь (преимущественно изготавливаемая из алюминия с высоким содержанием углерода, но некоторые райдеры заказывают стальные), предназначена для сохранения целостности рамы и заднего переключателя при ударе. Петух крепится на раму, а на петух, в свою очередь, крепится перекидка. При ударе по перекидке ломается именно петух, не рама или сама перекидка.

      Кассета – задний узел трансмиссии, состоит из звёзд разного диаметра (с разным количеством зубьев), устанавливается на барабан задней втулки. На старых и дешёвых велосипедах вместо шлицевого барабана используется трещотка.

      Система – передний узел трансмиссии, состоит из звёзд разного диаметра, закреплённых бонками (специальными полыми болтами) на шатунах. На дешёвых велосипедах системы неразборные, шатуны и звёзды скреплены заклёпками.

      Причины некорректного переключения скоростей

      Наиболее распространенными причинами являются:

      • растяжение троса;
      • плохо работающая возвратная пружина;
      • деформация петуха;
      • деформация переключателя.

      Способы исправления дефектов

      Лучше всего Ваша трансмиссия будет работать с новым или не очень старым тросом, целыми и не пересохшими рубашками, не слишком деформированными цепью и звёздами. Части троса, находящиеся внутри рубашки, цепь, звёзды, переключатели ОБЯЗАТЕЛЬНО должны быть смазаны специальными лубрикантами.

      В случае растяжения троса, нужно всего лишь подтянуть барабан натяжения троса на манетке. Если же трос порвался, или начинает рваться, его необходимо заменить.

      1. раскрутите винт фиксации троса на перекидке,
      2. вытяните трос из рубашек (если он сильно топорщится — обрежьте),
      3. разберите манетку, если нужно, и вытащите из неё трос,
      4. вставьте новый трос металлическим наконечником в специальный паз в манетке,
      5. смажьте густой смазкой весь трос,
      6. пропустите его через рубашки,
      7. установите рубашки в пазы на раме,
      8. закрепите трос на перекидке крепёжным винтом.

      Пружина возвратного механизма должна быть чистой и смазанной. Промойте её сильной струёй воды, после чего смажьте.

      Погнутый петух можно распознать по косо стоящей рамке заднего переключателя, либо с помощью специального инструмента, который обычно водится в хороших веломастерских. Если петух изогнут не очень сильно, его можно выправить вручную. Для этого возьмите в руку задний переключатель, закреплённый на петухе, а другой рукой придерживайте раму. Не спеша вытяните петух до относительно ровной постановки задней лапки. Но помните, это временный метод. Петух – расходник и его стоит менять, а не ровнять.

      Деформация переключателя происходит также при ударе. Чаще встречается деформированный задний переключатель, передний погнуть будет сложно.
      На переднем переключателе погнуться может только рамка – её нужно вручную, либо при помощи нехитрого инструмента, выгнуть. В случае сильного повреждения, лучше приобрести новый.

      На заднем переключателе может погнуться рамка – её можно выгнуть. Может согнуться или треснуть, параллелограммный механизм, выход – только замена детали. Возможна поломка винта регулировки натяжителя цепи или ушка, в котором он крепится. Не смертельно, но переключаться будет значительно хуже, лучше в ближайшее время его заменить.

      Помните, не стоит долго ездить на деформированных или собственноручно выгнутых деталях. От этого может зависеть удобство при езде, и даже Ваша безопасность.

      Настройка заднего переключателя

      Задний переключатель велосипеда

      Задний переключатель велосипеда .

      Итак, у Вас нет дефектов трансмиссии, все детали относительно новые (или совсем новые). И вот теперь нужно настроить чёткое переключение скоростей.

      Регулировка заднего переключателя скоростей

      customer_image

      Полезные советы, которые помогут Вам отрегулировать задний переключатель скоростей байка

      Подготовительный этап, который предшествует работам по настройке заднего переключателя скоростных режимов велосипеда, заключается в выявлении его неисправности. Посмотрите – не погнулся ли он в процессе езды. Так как ему приходится занимать крайне невыгодное с точки зрения защищенности выпирающее расположение. По этой причине велосипедисты называют его наиболее уязвимой частью байка. Испытав удар, он прогибается к спицам. Но, если его установка была осуществлена на так называемый петух, то ему ничего не грозит. В данном случае деформируется сам петух. Когда же таковая деталь отсутствует, даже не самый сильный удар повредит раму. Старайтесь пользоваться байком крайне осторожно. Оградите задний переключатель от возможных столкновений с чем бы то ни было.

      Чтобы поверить петух либо задний переключатель скоростного режима на деформацию, необходимо скрупулезно осмотреть заднюю часть рамки последнего. Его направляющие ролики (их всего 2) должны располагаться на одинаковом уровне, друг напротив друга. Вместе с тем, не упускайте из виду цепь, которая протянута между ними. Она не должна иметь перекосов. Ее оптимальное положение — вертикальное.

      Ни в коем разе не стремитесь придать искореженному петуху прежний вид посредством сгибания переключателя скоростных режимов в реверсивном направлении. Иначе Вы деформируете его рамку. Прежде, чем начинать рихтовку кронштейна, демонтируйте его с рамы байка. Впрочем, можно воспользоваться инструментом, который обычно крепят на петух – там, где должен располагаться сам переключатель. Он выполняет функция специального рычага. Причем к нему прикреплен указатель, позволяющий выравнивать петух с точностью до миллиметра.

      Учтите, что некоторые переключатели, которые изготовлены компанией «Campagnolo», оснащены наклонной рамкой. То есть, так называемый ролик натяжителя установлен в некотором отдалении от спиц, нежели ролик, задающий направление.

      Винты-ограничители заднего переключателя скоростных режимов

      Данные элементы предназначены для той цели, чтобы лимитировать траекторию перемещения заднего переключателя. Как правило, винты-ограничители установлены в задней секции основной конструкции переключателя. Они блокируют его перемещения, не позволяя ему продвигаться за пределы периферийных звезд. Благодаря чему цепочка не соскакивает.

      Зачастую регулировку крайних уровней переключателя выполняют на только что выпущенном байке и впоследствии производить ее уже не требуется. Однако, если в процессе переключения на периферийные звездочки, цепочка то и дело начинает соскакивать, необходимо отрегулировать винты. Это позволит придать переключателю оптимальное положение. Тем не менее, не стоит забывать, что соскакивание цепи провоцирует, как правило, погнутая рамка или деформированный петух. Следовательно, потребуется их выпрямить, вернув им прежнюю форму. В крайнем случае – заменить. Если этого не сделать, велосипедист может получить серьезную травму.

      Винты-ограничители, которыми комплектуются современные переключатели скоростей, маркируются такими английскими буквами, как «H» и «L». Первой обозначаются высокие передачи. Второй – низкие. Примечательно, что старые переключатели не имели маркировки. Зато на них можно было отчетливо рассмотреть, какой именно из установленных винтов плотно прилегает вплотную к самой рамке, а также затрудняет ее перемещение.

      Самые важные настройки для заднего переключателя скоростных режимов

      Ограничитель высоких передач (винт «Н»)

      Когда винт, отвечающий за ограничение высокоскоростных передач, затянут недостаточно сильно – цепь рано либо поздно потеряет контакт с небольшой звездочкой и сорвется с нее. С одной стороны, она окажется зажатой так называемым пером рамы. С другой же – ее заблокирует и сама звездочка. Если же хорошенько приложиться к винту-ограничителю высокоскоростных передач, очень сильно перетянув его, то он способен заблокировать перестроение цепи на наименьшую звездочку. Однако, не стоит предпринимать поспешных действий. Как показывает практика, перестроение на высокие передачи дает сбои не по причине неправильно отрегулированного ограничителя. Обычно проблема кроется в погнутом переключателе. Также причиной сбоя может стать и деформированный петух.

      Перевод цепи на уровень, который занимает наиболее высокая передача (в таком случае большая звездочка оказывается на переднем плане, а маленькая – отодвигается на задний), является первоочередным условием для регулировки периферийного состояния переключателя скоростных режимов. Также потребуется выкрутить анкерный болт и уменьшить напряжение троса. Что же касается регулировочных барабанов, которыми оснащается манетка и рычаг заднего переключателя скоростных режимов, то их, наоборот, необходимо закрутить до предела.

      Основная цель таких манипуляций заключается в выставлении роликов, которые есть в переключателе скоростных режимов, на один уровень с наиболее маленькой звездой. В том случае, если закручивать винт-ограничитель «Н» в правую сторону, то рамку переключателя скоростных режимов удастся сместить в сторону спиц колеса. А вот откручивание винта в обратную сторону позволит, наоборот, отдалить рамку от спиц.

      Как только регулировка уровня будет завершена, необходимо сильно натянуть тросик. Вместе с тем, потребуется воспользоваться анкерным винтом, чтобы намертво зафиксировать его.

      Ограничитель низких передач (большая звездочка «L»)

      Недостаточно сильно затянутый винт-ограничитель, который выполняет функцию регулятора низких передач, может ослабить цепь. В итоге, в процессе движения байка та просто-напросто слетит с большой звездочки. Она окажется зажатой не только спицами колеса. Но и самой звездочкой. Тут же произойдет блокировка колеса, спицы покорежатся, цепь запутается, и велосипедист упадет на землю. Если же затянуть винт-ограничитель до предела, то цепь не сможет перестроиться на большую звезду.

      Для того, чтобы осуществить настройку этого периферийного положения, следует переключить цепь на уровень пониженной передачи. В таком случае небольшая звездочка окажется на переднем плане, а самая большая переместиться – на задний. Затем демонтируйте винт, промаркированный английской буквой «L». Таким образом, он не будет ограничивать переключатель скоростных режимов.

      Выполнить данную работу необходимо для то, чтобы разместить ролики, которыми оснащен переключатель, на одном уровне с большой звездой. Также потребуется закрутить винт-ограничитель «L» в правую сторону. Но не до упора, а до тех пор, пока он не примет нужное положение.

      Сильная фиксация винта-ограничителя отодвигает переключатель скоростных режимов в сторону маленьких звездочек. Если же его, наоборот, ослабить, то он переместиться ближе к спицам колеса.

      Тонкая регулировка заднего переключателя скоростных режимов

      Когда переключатель скоростных режимов отрегулирован корректно, то в дальнейшем он потребует лишь незначительных калибровок. Как показывает практика, они будут сводиться к незначительной настройке либо полной замене тросика.

      Регулировка осуществляется при помощи специально предназначенных для этих целей калибровочных барабанов, монтаж которых происходит на манетку. У горных байков они расположены, непосредственно, на самом переключателе скоростных режимов. Также производитель может установить их на трубе рамы. А вот барабаны, которыми оснащаются шоссейные велосипеды, находятся рядом с упором рубашки тросика. Примечательно, что выполнять настройку можно посредством совершенно любого барабана, предназначенного для регулировки.

      Правда, прежде, чем осуществить регулировку, следует переместить манетку на уровень самой скоростной передачи (за нее отвечает маленькая звездочка). Одновременно необходимо удостовериться в том, что регулировочный рычаг перемещен в периферийную плоскость.

      После чего требуется задать манетке следующий скоростной режим и начать вращать педали. Это позволит цепи перестроиться на расположенную рядом звезду. В том случае, когда цепь на нее не переместиться, то необходимо посильнее натянуть тросик. Воспользуйтесь барабаном, предназначенным для регулировки. Поверните его влево, и тросик моментально натянется струной. Не стоит резко поворачивать барабан. Делайте это плавно, в пол оборота, пытаясь одновременно переключать скорости. Ведь чрезмерно перетянутый барабан может привести к смещению цепи. Конечно же, при переключении передач проблем возникнуть не должно. Но, как только, велосипедист попробует перевести их в периферийной положение, проблем не избежать.

      Нюансы тонкой регулировки переключателя скоростей

      1. Для того, чтобы осуществить настройку перехода на большие звезды – необходимо натягивать трос. И никак иначе. Когда цепь перемещается на большую звезду с некоторой натяжкой, то это означает, что тросик недостаточно натянут. Исправить положение можно при помощи калибровочного барабана, который необходимо повернуть в левую сторону.

      2. Чтобы выполнить регулировку переключения на небольшие звезды, потребуется ослабить трос. В том случае, если цепь перемещается на небольшую звезду в достаточно замедленно темпе – следовательно, тросик ослаблен. Необходимо повернуть регулировочный барабан вправо.

      Но бывают ситуации, когда перестроение задних передач на разных звездочках происходит не одинаково равномерно и плавно. Значит, деформирован петух.

      Винт, предназначенный для регулировки натяжения (B-tension)

      Современные переключатели скоростных режимов комплектуются двумя рычагами. Один из них, который называется «A-pivot», находится внизу и подымает рамку переключателя скоростных режимов наверх – туда, где расположена маленькая звезда. Другой, «B-pivot», перемещает рамку в совершенно другое направление, по ближе к большой звездочке. Чтобы при переходе с одного скоростного режима на другой не возникало никаких сбоев – необходимо сбалансированное натяжение пружин.

      Подавляющее большинство задних переключателей скоростных режимов оснащаются полезным винтом. В классификации Shimano он фигурирует под названием «B-tension adjuster». Он позволяет придать пружинам рычага с маркировкой «В» оптимальное натяжение. Иными словами, этот винт регулирует высоту ролика, который задает направление. Чтобы выполнить настройку, переместите цепь на большую звезду с задней стороны. Закрученный влево винт для регулировки позволит ролику подняться вверх, поближе к звезде. Одновременно, увеличиться и степень натяжения цепи. Улучшиться и четкость перестроения с одной скорости на другую. При этом не допускайте, чтобы ролик задевал звездочку. Между ними должен быть промежуток равный 5 мм.

      Задние переключатели скоростей от производителя «Campagnolo»

      В начале 21 века все модели переключателей скоростного режима, которые выпускает компания «Campagnolo», стали оснащаться одной полезной опцией – регулировкой степени натяжения пружины рычага «А». Ее полное название расшифровывается, как «A-tension adjustment». По-большому счету, данная опция целиком и полностью противоположна функции «B-tension adjustment». Ведь ослабление пружины рычага «А» и, наоборот, затягивание точной такой же детали в рычаге «В» приносят идентичный эффект.

      Источники:

      https://aktsport.ru/velosiped/nastroyka-zadnego-pereklyuchatelya.html
      http://agbike.spb.ru/technics/rd_adjust.html
      http://my-sport.spb.ru/articles/32index.html
      https://velosipedinfo.ru/kak-nastroit-skorosti-na-velosipede
      https://veloservice.by/articles/%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D1%8E%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F-%D1%81/