Велограмота: как переключать скорости на велосипеде Стелс с 21 передачей
Обычная городская веломашина оснащена одной звездочкой спереди и одной – сзади. Одной передачи недостаточно для того, чтобы комфортно передвигаться по любому рельефу и держать правильную частоту вращения педалей. Данные недостатки устраняет многоскоростная трансмиссия, которой оснащены современные горные и шоссейные экземпляры. Правильно выбранное передаточное отношение позволяет проходить заболоченные, песчаные и прочие участки повышенной сложности, которые не по силам односкоростному «велику».
- Оптимальная частота вращения шатунов гарантирует сохранность суставов.
- Приемлемый каденс – залог эффективной работы мышц.
- Образцово выбранная скорость способствует сохранению заложенного заводом ресурса компонентов.
Узнать и научиться, как правильно переключать передачи на горном велосипеде, можно лишь после освоения его скоростной конструкции. Итак, на любой модели Stels Navigator стоимостью до 30 000 рублей установлены:
- 3 звезды спереди и 7 звездочек сзади.
- Манетки, расположенные на руле.
- Тыльный и фронтальный переключатели, представляющие собой обычные металлические рамки, закрепленные на раме.
- 2 троса, связывающие рулевые механизмы управления скоростями и рамные перебрасыватели.
Процесс регулирования положения цепи между звездами с помощью рамок и называется переключением. Осуществляется он посредством работы с шифтерами. Последние бывают двух видов: триггерные (с рычагами) и штифтерные (вращаются). Устанавливаются они на руль в двух экземплярах:
- Левый отвечает за работу передней трасмиссии.
- Правый передвигает задний перебрасыватель цепи.
На манетках нанесены цифры, отображающие номер текущей звезды. Звездочки нумеруются слева направо. Сам процесс переключения заключается в нажатии или вращении рычагов. При нажимании (триггерные shifters):
- Верхний левый рычажок – сбрасывает на меньшую переднюю звезду в последовательности 3-1.
- Нижний левый рычаг – перекидывает на большую переднюю звездочку (1-3).
- Верхняя правая рукоятка – перебрасывает на детали с меньшим количеством зубьев, расположенные сзади (1-7).
- Нижний правый рычажок – передвигает заднюю рамку в сторону больших звезд (7-1).
Практика
Если аппарат распакован и собран, методика по регулировке тормозов выполнена, алгоритм, как переключать скорости на велосипеде Стелс, уяснен – можно ехать. При передвижении стоит грамотно выбирать передаточное отношение, исключая перекосы цепи:
- Большая звезда. Используется при езде со склонов и отсутствии ветра. Кооперируется с задним набором 5, 6, 7.
- Средняя звездочка. Юзается при старте, перемещении по ровной дороге и укатанной пересеченке. Взаимодействует с задним блоком 3,4,5.
- Малая звезда. Задействуется при катании по склонам, грубой пересеченной местности, заболоченным участкам, вязкой грязи, песку, густой траве. Оптимально крутится с задними звездочками с первой по третью.
Закрепляем знания или как правильно переключать передачи на любом горном велосипеде без вреда человеку и технике
Осведомленности о механизме переключения скоростей недостаточно для того, чтобы уверенно и безопасно эксплуатировать веломашину. Стоит еще ознакомиться с советами по этому поводу:
- Перебрасывать цепь можно только в процессе движения. Если же положение рамок было изменено на стационарном велосипеде, необходимо прокрутить педали на холостом ходу (поднять заднее колесо).
- Пользоваться трансмиссией только на ненагруженной цепке. Иными словами перемещать звенья цепной передачи исключительно при быстром вращении шатунов, но никак не на старте или под нагрузкой. Это чревато тем, что могут поломаться исполнительные механизмы и порваться цепь. Да и вовсе, при большом усилии на педалях велик риск вовсе не переключится при подаче соответствующей команды.
- Не перебрасывать на несколько звезд сразу. Изменять положение рамок стоит только на один щелчок. В этом случае обеспечивается четкость работы трансмиссии.
О том, что необходимо избегать перекоса цепи, сказано немало. Почему это необходимо делать? Все просто: когда цепочка находится в положении, к примеру, большая звезда спереди и большая – сзади имеем явный износ, выражающийся в дополнительном протачивании гибких звеньев. Кстати, типичная ошибка драйверов, игнорирующих технологию, как правильно переключать передачи на скоростном горном велосипеде с 18 и большим количеством скоростей – использовать во всю задние звездочки, а спереди ставить только большую.
К сведению. Цепь необходимо мыть, скажем, минимойкой высокого давления и смазывать. Если она проскакивает на кассете – ее необходимо менять вместе с задними звездами.
Еще один важный аспект – выбирать скорость трансмиссии так, чтобы крутить педали было легко. Выверенный велотуристам оптимальный каденс равняется 80-90 об/мин. Для его измерения можно пользоваться велокомпьютерами, например, CatEye Strada Cadence. Во время покатушек обязательно пить. Именно эти два правила сохранят Вам коленные суставы.
Настройка переключателей велосипеда
Отпускаем винт, который держит тросик заднего переключателя при помощи шестигранника N5 .
Берем отвертку и ищем винт с надписью H. Вращая винт, перемещаем задний переключатель таким образом, чтобы все три звездочки на которых лежит цепь (одна на кассете и две на переключателе) лежали в одной плоскости.
Теперь рукой максимально вытягиваем тросик заднего переключателя и зажимаем его винтом.
Трос зафиксирован и мы проверяем как работает задний переключатель, попеременно гоняя цепь по всей кассете с самой маленькой до самой большой звезды и обратно. Если переключатель плохо переходит на большие звезды, то нужно натянуть трос поворачивая барашек заднего переключателя против часовой стрелки.
Нижний предел
Перебрасываем цепь на самую большую звезду кассеты. С помощью винта с надписью L двигаем задний переключатель таким образом, чтобы лапка переключателя и самая большая звезда в кассете опять же лежали в одной плоскости.
Настройка переднего переключателя
Нижний предел
Переходим к настройке переднего переключателя велосипеда. Перекидываем передний переключатель на самую маленькую звездочку, а задний на самую большую. Шестигранником отпускаем винт, который держит тросик. При помощи отвертки, вращая регулировочный винт с маркировкой L, двигаем рамку переключателя так, чтобы расстояние от цепи до внутренней части рамки было около 3-4 мм.
После настройки нижнего предела необходимо закрепить обратно трос. Рукой натягиваем трос и затягиваем винт шестигранником.
Переходим к настройке второй звездочки. После того, как мы закрепили трос, на заднем переключателе ставим восьмую передачу (т.е. самую маленькую звездочку), а на переднем переключаетеле перекидываем на вторую звездочку. Если цепь задевает о внешнюю сторону рамки, то натягиваем тросик. Тросик натягивается при помощи барашка, расположенного на руле на левой манетке поворотом против часовой стрелки до тех пор, пока цепь не перестанет задевать за рамку. Таким образом у нас настроены первая и вторая звезды. Цепь велосипеда не должна задевать за рамку и расстояние от рамки до цепи около 2-3 мм.
Верхний предел
В заключительном этапе настройки переключаемся на третью звезду. Если цепь задевает за рамку, то с помощью регулировочного винта с маркировкой H д вигаем рамку наружу, таким образом увеличивая зазор между цепью и рамкой.
Как правильно переключать передачи на велосипеде?
Недавно виделся с Алексеем Баевским, забрал у него бутылкодержатель на свой Агрессор. Леша сделал мне замечание и СОКРУШАЛСЯ, что мол я неправильно переключаю передачи и у меня есть перекос цепи и скоро можно будет её выкинуть. Я залез в нет и начал искать материал по теме. Нашел несколько статей. Предлагаю вашему вниманию самые полезные тезисы из них.
Как правильно переключать передачи на велосипеде?
Любой велосипедист должен знать как правильно переключать скорости на велосипеде. Когда детям покупают велосипед, то они всегда интересуются, а сколько же у него скоростей. И чем больше число скоростей, тем лучше. Но опытные велосипедисты знают, что скорость-то у велосипеда зависит от седока, вернее, от работы его мышц. А искусство грамотно переключать передачи — это качество хитрых профессионалов, которое позволяет выжать из машины в условиях пересеченной местности максимально возможные ресурсы.
Раньше было просто: у дорожного велосипеда была одна скорость. Поэтому на равнине все зависело от навыков самого велосипедиста, а для езды в горной местности приходилось приноравливаться к условиям рельефа: во время езды с холма велосипедист максимально разгоняет машину для того, чтобы въехать на следующую гору по инерции. Если же подъем затяжной, то велосипедист едет в гору до того момента, пока может вращать педали. Затем слезает с велосипеда и гордо идет рядом до вершины, чтобы снова продолжить путешествие вниз.
У современных велосипедов существует два блока шестеренок — передний (ведущие звезды) и задний (ведомые звезды). Крайне важно научиться в зависимости от характера езды выбирать верную передачу. Для начала следует усвоить несколько простых правил переключения передач:
- Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).
- Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята или незначительна, иначе можно не суметь переключиться, и даже поломать механизмы переключения или порвать цепь (это в немалой степени зависит от качественного уровня компонентов велосипеда). Особенно тяжело приходится переднему переключателю.
- Не рекомендуем повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой (переключение на подъеме при необходимости используют гонщики, но эта техника требует умения и «чувства велосипеда»).
- Без должного навыка, не переключайтесь сразу на несколько передач. Делайте это поэтапно: дождавшись чёткой работы одной передачи,переходите на следующую (этот момент также зависит от класса оборудования велосипеда и навыка велосипедиста).
- Избегайте больших «перекосов» цепи.
Рассмотрим более подробно сам процесс переключения:
- Обычный современный велосипед имеет 2-3 звезды спереди и 8-10 звезд сзади.
- Нумерация передних звёзд от 1 до 3 , в сторону увеличения звезд, нумерация задних звёзд, от 1 до 8(9,10), в сторону уменьшения звезд.
Для упрощения возьмем в качестве примера популярный бюджетный привод 3*8:
- Большая передняя звезда используется при езде по хорошей, ровной дороге(асфальт или укатанный грунт) при отсутствии сильного встречного ветра. С этой звездой обычно используются задние звёзды от 8-й до 4-й. Хотя в спортивном катании и на гонках нередко можно увидеть любые сочетания.
- Средняя передняя звезда используется при езде по грунтовке,плохому асфальту, не очень рыхлому песку в сочетании с задними звёздами с 6-й по 2-ю (что не исключает использования и всего набора задних звезд). На данных передачах удобно ехать в плотном городском трафике, маневрируя между различными движущимися и стационарными препятствиями. При сильном встречном ветре на шоссе также нередко ставится средняя передняя звезда.
- Маленькая передняя звезда используется с задними звездами с 5-й по 1-ю. Эти передачи используются при езде в очень крутые подъемы, по заболоченной местности, вязкой грязи, песку, густой траве.
Рисунок параллельных вселенных. Слева (красным) не правильно – вселенные велосипедных цепей параллельны, слева (зеленым) правильно!
Каденс
По поводу частоты вращения (каденса). Каждому человеку комфортен свой каденс, при котором педали будут вращаться с максимальным КПД. Если скорость вращения будет ниже удобного вам ритма, то силы будут тратиться впустую. При неверном каденсе появляется также риск травмы. Это связано с повышенными нагрузками на суставы и мышцы. Так что при езде обратите внимание на этот момент.
Слишком быстро крутить педали тоже не нужно, иначе быстро устанете. Подобрать идеальную для себя частоту несложно, полагайтесь на ощущения. Добавлю только, что кроме дорожных условий на выбор передачи и каденса влияет сила и направление ветра, а также физическая форма велосипедиста в данный момент.
При любых условиях цель одна – крутить педали с неизменной скоростью и постоянным усилием на них в независимости от выбранной передачи. Один и тот же ритм значительно отодвигает момент наступления усталости и увеличивает выносливость. Следовательно, преодолеть можно существенно большее расстояние.
Нельзя зараннее точно сопоставить ту или иную передачу конкретным дорожным условиям. Конечно существует много формул, графиков и таблиц, но большая часть из них подсчитана для шоссейных велосипедов, хорошей погоды и гладкого асфальта. Стоит условиям измениться, и все расчеты насмарку. Выбор передач зависит от дороги или ее отсутствия, уклона трассы, температуры, состояния грунта, давления в шинах, ветра, от физического состояния велосипедиста, уровня адреналина и сахара в крови. Имеются и другие критерии, на которые могут ориентироваться велосипедисты. Один из них — частота педалирования. Известно, что оптимальная частота педалирования при движении по горизонтальной поверхности — например, у шоссейников — составляет в среднем 95 — 115 об/мин, а у кросс-кантрийщиков эта величина уже будет 70 — 90 об/мин. Но для любителей и велотуристов это всего лишь ориентир, а не правило. Не нужно пытаться стартовать сразу с высоких передач, сначала на низких передачах разогреваем мышцы, раскручиваясь до оптимальных передач. При выборе передачи, как в любом деле, велосипедисту нужно придерживаться «золотой середины», а не впадать в крайности. Медленный темп езды при больших передачах весьма вредно сказывается на состоянии коленных суставов. Если крутить педали очень часто, то снизится эффективность езды и быстрее наступит усталость. В тяжелых дорожных условиях (езда по грязи, песку, траве или снегу) передачи понижены из-за того, что требуется запас крутящего момента. Технические возможности переключателей не всегда позволяют резко перебрасывать цепь с малых звезд на большие. Для горных походов с рюкзаками обычно достаточно набора передних звезд, например, в 48, 38 и 28 зубов.
При езде против ветра или в гору нужно переключаться на «пониженные передачи» близкие к 1:1. При этом наборе передач увеличивается частота педалирования, но падает скорость. При езде по равнине для поддержания скорости соотношение передач может быть 4:1. В гонке за мотоциклом может быть достигнута скорость более 100 км/час. В таких рекордных заездах велосипедистами используется передача с соотношением 8:1 и более. Однако обычно мышечной силы ног не хватает, чтобы с места раскрутить подобные шестерни. Даже спортсмены не используют передачи более 5:1, а предпочитают наращивать частоту педалирования.
В 1985 году в США Джоном Говардом был установил рекорд скорости 245,077 км/час. Он же впервые на велосипеде преодолел за один час 241 километр. Уже через десять лет его мировой рекорд скорости на велосипеде побил Ромпельберг Фред из Нидерландов, показав результат 269 км/час.
Многие начинающие велосипедисты избегают часто переключать скорости и даже при езде против ветра оставляют цепь на большой ведущей и маленькой ведомой шестернях. Их езда больше напоминает маневры парусника против ветра. Как результат — после такой езды закономерно могут возникать боли в коленях. Между тем грамотный велосипедист при езде против ветра, снизив передаточное число до 2-3:1 сможет с меньшими усилиями поддерживать большую скорость. На малых передачах необходимо педалировать с частотой 80-90 об./мин.
Переключение скоростей во время подьёма
Если понимаете, что переключаете передачи по необходимости — значит, Вы уже пропустили оптимальный момент для переключения. Значит, Вы не сохраните нужный ритм и инерцию движения. В следующий раз будьте предусмотрительнее. Никогда не переключайте скорости при сильном педалировании, что приводит к быстрому износу компонентов.
Самая распространенная ошибка – редкое использование переднего переключателя. Переключитесь сзади на удобную звездочку и работайте с передним переключателем. Вы почувствуете на сколько быстрее находите нужную передачу, ведь эффект от одного переключения на передней звездочке можно сравнить с эффектом от переключения на две звездочки задней кассеты, а времени тратится значительно меньше!
Появляется возможность быстро набирать нужную скорость движения с помощью одного переключения. Затем, когда Вы войдете в ритм движения, у Вас будет шанс с помощью заднего переключателя точнее скорректировать передачу.
Помните: сначала правильно выберете переднюю передачу, и только потом с помощью заднего переключателя корректируйте передачу!
Советы по уходу за системой переключения передач
Многие байкеры сходятся во мнении, что байк – живой. Но не позволяйте ему проявлять характер. В особенности это касается системы переключения скоростей: если скорости переключаются без Вашего участия или не переключаются вовсе, когда вы этого хотите, — это не всегда означает, что компоненты изношены или поломаны, скорее всего, проблема в грязи или траве, попавшей на перекидку, в цепь или звездочки. Обязательно чистите и смазывайте цепь, звездочки и переключатель – подобная забота способствует более плавному и четкому переключению, а, следовательно – комфортному катанию.
Очень важно хорошо чувствовать байк, тогда вы услышите любой посторонний звук. Например, посторонний «металлический звук» может возникнуть из-за того, что цепь растянута. Это быстро приводит к износу компонентов. Меняйте цепь как минимум! – раз в сезон.
В идеале, нужно стремиться перейти на интуитивный уровень переключения, которым в совершенстве владеют спортсмены и опытные велосипедисты. Для вас должно быть абсолютно неважно, сколько передач и какого типа привод стоит на вашем велосипеде. Вы не будете задумываться о переключении вообще: все будет происходить автоматически, в зависимости от текущей дорожной или гоночной ситуации.
Четкость работы передач зависит от класса оборудования, степени износа деталей,правильной настройки механизмов, состояния тросиков и их рубашек, а также от степени загрязнения механизмов и цепи.
Ну и на десерт: ученые решили создать велосипед с переключением скоростей при помощи только мыслей:
Важное дополнение от пользователя Arkady Belousov:
На каждой звёздочке имеются зубья и их шаг (расстояние между зубьями) всегда одинаков и совпадает с длиной звеньев цепи, поэтому количество зубьев на звёздочке диктуется её размером (диаметром). От числа зубьев на ведущей и ведомой звёздочках зависит важнейший параметр трансмиссии — передаточное соотношение (отношение количества оборотов колеса на один оборот педалей). Обычно оно числом зубьев и обозначается (например, «передача 42-14»). Для передачи 42-14 на один оборот педалей (один оборот ведущей звёздочки) придётся 42/14=3 оборота колеса (три оборота ведомой звёздочки). Диапазон передаточных соотношений трансмиссии горного велосипеда чаще всего будет от 0,68 до 3,8 (то есть в 5 с лишним раз). На практике говорят просто о количестве «скоростей», поскольку распространённые виды велосипедов имеют примерно одинаковый набор звёздочек.
Для комплексной оценки тяги велосипеда используется параметр «укладка» или «шаг» велосипеда — это расстояние, которое проезжает велосипед за один оборот педалей на данной передаче. Чем меньше укладка, тем лучше тяга велосипеда на данной передаче, но меньше скорость.
Для езды в тяжёлых условиях (где требуется прилагать больше усилий) лучше подходят передачи с меньшим передаточным соотношением, поскольку у них меньше укладка. Нетрудно видеть, что наименьшее передаточное соотношение получается при выборе первой ведущей (самая маленькая) и первой ведомой (самая большая) звёздочек. То же относится и к велосипедам с единственной передней звёздочкой — для езды в тяжёлых условиях лучше выбирать первые (наибольшие) ведомые звёздочки, а для лёгких условий больше подходят последние (меньшие)
Как правильно переключать передачи на велосипеде? : 41 комментарий
блин а я переключил на месте и тепеерь заедает что делать
Попробовать разобраться что именно заедает и перебрать систему перекидок. Возможно, просто нужно будет отрегулировать переключатели. Как это сделать написано тут-
Сбрось его с крыши дома, починится. Отобъется цепь контакты прижмутся сначала не будут вертется 2-3 часа а потом заработает как новенький.
Вопрос такой: на велосипеде установлено три звездочки спереди и 6 сзади. Задняя переключается как следует — один щелчок монетки — одна передача.
Передняя же иначе — делений на ручке (на руле) 6, поэтому, что бы переключить с одной передачи на другую в передней звездочке, приходится перевести ручку (на руле) сразу на 3 деления, т.к. при переводи лишь на одно цепь не переводится, а просто начинает тереться о передвинутый переключатель… Это нормально или можно как-то отрегулировать?
Не нормально. Переключатели должны соответствовать количеству скоростей
А как для этого увеличить ход переключателя? Что бы при одном щелчке он переносил цепь на достаточное расстояние (на следующую звездочку)?
Это правильно, даже если рассчитать математически
Всего 6 делений, 3 звезды, 6 делим на 3 получается 2, т.е на каждую звезду два переключения должно приходиться
alexander, у меня такая же проблема. Велосипед Stels Focus 18скорс.
Здравствуйте, Если переключить с 3-ей передачи на 2-ую то цепь остаётся на 3-ей ,а если переключить на 1-ую то она переходит на 2-ую .Что делать?
получше натянуть или расслабить тросик перекидки (переднего переключателя)точно не помню, была проблема похожая решил при мощи регулировки натяжения тросика
На закуску:
«Слева (красным) не правильно – вселенные велосипедных цепей параллельны, слева (зеленым) правильно!»
* «популярный бюджетный привод 3*8»
* «Большая передняя звезда … по хорошей, ровной дороге»
* «Маленькая передняя звезда … крутые подъемы»
Ни слова не сказано про задние звёздочки (у меня, кстати, спереди только одна звезда).
* «повышать передачу при преодолении подъёмов, подбирайте передачи перед горой»
* «В тяжелых дорожных условиях … передачи понижены»
Мало того, что никак не объяснено, что понимается под «повышением» и «понижением» передач, так здесь ещё в тексте одно и то же называется противоположными терминами.
* «в гору … на «пониженные передачи» близкие к 1:1»
* «Медленный темп езды при больших передачах»
Опять то же самое противоречие: по тексту 1:1 — это одновременно и «пониженные передачи», и «повышенные».
Из-за всей этой неразберихи (не объясняется использование задних звёздочек в одиночку и в сочетании с передними звёздочками; не объясняется, что такое и почему «повышение» и «понижение» и какие комбинации передач следует использовать в разных условиях) при первом прочтении я мало что понял. К счастью, на velowiki.org нашёл описание, что такое «передаточное соотношение» в велосипеде (для этого оказалось достаточно одного абзаца), и оттуда уже можно было сделать относительно несложные самостоятельные умозаключения о том, как следует переключать скорости.
Так что эта страница тянет не более чем на 2-3 по 5-бальной системе: пара полезных моментов есть, но для ликбеза начинающего пользователя многозвёздочной системы этого не достаточно, а продвинутым пользователям здесь тем более нечего читать.
Спасибо за Ваше авторитетное мнение! Если Вы уже потратили столько времени на написание этого небольшого коммента, то можно Вас попросить об услуге? Перепишите то, что считаtnt нужным и пришлите мне, в форму обратной связи готовый текст в html-формате. Обещаю добавить Ваш вариант, если там всё будет ок!
Согласен с автором комментария, я ни хрена не понял из статьи))). Что имелось в виду при езде в гору или против ветра «1:1». Как получить 1:1, ведь любая передняя звезда всегда больше любой задней. Или я чего-то не понял.
«любая передняя звезда всегда больше любой задней».
Не всегда, на MTB может быть задняя 36, передняя 22, передаточное число будет даже ниже единицы, а именно 0,61 в данном случае.
я поменял камеру . и после этого стали неправильно переключаться скорости (звон цепи при кручении педалей и их проваливание). что я сделал не так?
возможно нужно просто правильно найти положения заднего колеса на раме, тойсть либо его назад до упора сдвинуть либо чуть вперед, а лучше сдвинуть до упора назад и регулировочными винтами настроить задний переключатель
Не вводите в заблуждение людей. Чем меньше передаточное отношение, тем БОЛЬШЕ укладка! Для убедительности откройте раздел «Ведущий мост, главная передача» в любой автомобильном руководстве по эксплуатации.
Когда речь идет о велосипедах, то здесь зависимость прямая — чем больше передаточное число, тем больше укладка. Т.е. с точностью наоборот по сравнению с авто.
Чтобы не делать таких ляпов, ознакомьтесь с темой поближе сначала.
Про каденс не совсем верно, там все дело в коленном суставе, именно при скрости вращения 80-110 оборотов в минуту в суставе образуется нужное количество смазывающей жидкости. Соответственно если крутить медленнее или быстрее это плохо сказывается на колене.
Я сейчас себе сделал новую автоматическую систему. Больше никакого набора звёздочек переключателей и натяжителя цепи. У меня передняя звёздочка телескопическая и она растёт от 38 до 70 зубьев( по диаметру звезды) , под давлением накачиваемой тормозной жидкости. А когда останавливаюсь она уменьшается. И переключателя заднего нет т.к. цепь растягивающаяся и на заднем колесе звёзд нет. В гору вообще не парюсь сейчас. На перёд тоже сейчас такую систему поставил. А то раньше, когда руками крутишь неудобно было скорости переключать.
p.s Шатуны педалей тоже телескопические В передне-верхнем положении длина педалей максимальна(двойная), а в задне- нижнем минимальна(стандартная). Там задняя часть шатуна бегает по смещёному кругу, который вдвигает и выдвигает его.
Так что тема ваша мне не совсем подходит, но всё же любопытно.
Насколько надёжна эта система? Сколько км уже проехала?
недавно в руки попал велосипед (MTB, 21 скоростей), после 1 недели езды стали возникать проблемы с передним и заднем переключателем. после прочтении статьи понял все (виноват конечно я, все делал на оборот и без всякой логике). проблема вот в чем: задний переключатель застрял на 4 скоростей (с 2 до 5), а передней пропускает среднею звезду. теперь думаю — возможно ли это исправить?
Здравствуйте , столкнулся с данной проблемой :цепь на передних звёздочках просто не переключается , при попытке переключить вручную возникает сильный перекос цепи . Как быть ?
Поставил новую цепь, стало проскакивать 1-2 зубьев на маленьких звёздах. Подскажите причину пожалуйста
Возможно длина цепи играет роль. Но честно говорят, я не мастер-ремонтник, чтоб помочь с такими вопросами
вместе с цепью меняется так же и касета (задние звезды) иногда и система (передние звезды) тк они изнашиваются вместе с цепью , рекомендую поменять касету она недорого стоит
«Преодолел за один час 241 километр» — враки. Это получается, что средняя скорость у него 241 км/ч? Сколько же тогда пиковая??
Привет.
Купил велик, у меня 3 звезды на ведущей и 7 на ведомой.
Скажите на какой лучше учиться ездить?
Ну чтобы медленнее ездил. 1 на передней и 1 на задней?
Если будет 1 на передней то можно ставить 1-2-3 на задней, если 2, то 3-4-5, если три, то на задней может быть 6-7. Учится стоит ездить на всех.Всё зависит от скорости и тяги. На ровной дороге можно дойти до 3-6. В гору лучше ездить на пониженных. Это ведь не авто, где на пятую втыкать лучше после скорости 100 и опыта вождения пару лет.
А что насчет первого правила
Переключайте передачи только во время движения велосипеда (это правило не относится к планетарным втулкам).
Почему стоит «только»? Не в движении нельзя? В магазине ничего не предупреждали и в инструкции ни словом. Я так понимаю передняя скорость физически не изменится если не в движении. Пробовал крутить педали при поднятом заднем колесе и чтобы выставить 2-ку для первой передачи, чет не вышло., все та же единица
на каждой передаче есть по 2 рычажка. Передний и задний.
Одним увеличивать, другим уменьшать.
В магазине говорили что передними увеличивать, а задними уменьшать.
Смотрю на этом видео что он для первой передачи передним річажком как раз СБРАСЫВАЕТ. А задним значит наращивать. И смотрю что на моем заднем рычажке у первой скорости надпись HIGH, т.е. так и есть — по передачам рычажки работают наоборот.
Странно почему в инструкции не сказано ничего и в магазине не сказали.
Опробовать пока не могу, сегодня начал учиться ездить только, еще не держусь в седле так чтобі в движении переключать
Брат пришел, подержал велик пока я переключал, так и есть как выше описал — для разных скоростей рычажки несимметричную функцию выполняют. Интересно почему так.
А почему может быть что седло откидывается под весом назад?
Только потому что не намертво зажато?
Велик вроде по мне же, рама 19, колесо 26, рост у меня 178.
Сегодня поездил чуток, опять закидывается седло назад, ну сейчас ключ купил на 13 уже зажал помоему сильно, потом проверю держит ли при езде.
Может это быть признак что седло поднять надо?
Когда седло ровное, то ездить мне удобно вобщем то.
а почему не правильно когда на 4 рисунке красным и как это исправить
«Старайтесь переключать передачи, когда нагрузка с цепи снята» — тут непонятно. Когда нагрузка с цепи снята — это когда? Я вот читал, что нужно переключать, когда просто крутишь педали, без каких-либо подъем в гору и других преград…
Здравствуйте у меня такая проблема, при езде на велосипеде когда я переключаю передние звезды например ( когда я переключаю с 1 на 2 она не переключается, когда переключаю на 3 она переключается на 2 а на 3 вообще никак) А на заднем колесе у меня 7 звезд, как правильно это делать?
Как отрегулировать переключатель скоростей на велосипеде
Как правильно настроить задний и передний переключатели скоростей на велосипеде: фото и описание процесса
Несмотря на то, что велосипед был изобретён уже очень давно и, казалось бы, давно должен был устареть, но это двухколесное средство передвижения обретает всё большую популярность с каждым годом. Любители езды на велосипеде отдают предпочтение этому виду транспорта благодаря его удобству, легкости управления, экологической безопасности и практичности. Большой популярностью пользуются не только обычные велосипеды, но и горные, трековые велобайки, в которых задействованы современные инновационные технологии. Чтобы езда на велосипеде доставляла владельцы удовольствие, за ним нужно ухаживать и следить за состоянием всех деталей и узлов. Если в процессе передвижения на велосипеде, вы слышите посторонние звуки, скрип, стук и подергивания во время переключения скоростей, пришло время обратить внимание на такую деталь как переключатель скоростей передач.
Задний переключатель скоростей
Переключатель скоростей передач является важной деталью многоскоростного велосипеда. Благодаря этойсоставляющей, становится возможным передвижение в экстремальных условиях, к которым можно отнести движение против ветра, подъемы, плохое качество дороги. Со всеми этими проблемами и должен справляться трансмиссионный узел. От отлаженной работы переключателя скоростей зависит качество езды и безопасность велосипедиста. Этот навык является очень полезным, и каждый владелец велобайка должен научиться самостоятельно регулировать переключатель скоростей передач. Произвести регулировку велосипедных переключателей передач самостоятельно под силу каждому велосипедисту. Нужно детально изучить теорию, прочитав инструкцию, либо воспользовавшись советами опытных владельцев байков.
Перед настройкой переключателя, необходимо сделать регулировку заднего переключателя. Значительно облегчит весь процесс регулировки выставление велосипеда в правильное положение (колесами вверх). Так, все необходимые детали будут на виду, и подобраться к ним будет значительно проще.
Причины плохого переключения скоростей:
- физические дефекты деталей переключателя;
- загрязнение деталей. Чтобы этого не произошло, компоненты трансмиссионного узла нужно периодически очищать от грязи, пыли и старой смазки;
- изношенный трос с элементами повреждений. Такая деталь требует замены;
- повреждения петуха.
Если вы наблюдаете повреждение, деформацию и износ составляющих деталей, их необходимо заменить так как они практически не подлежат восстановлению.
Если все детали исправны, займитесь регулировкой переключателя. Из чего состоит переключатель скоростей? Составляющие детали переключателя скоростей следующие:
- Ручка для переключения скоростей, расположенная на руле;
- Манетка, которая крепится на руле возле ручек. К манетке крепятся ручки и тросик. Именно при участии тросика происходит передача импульса от манетки к звездам;
- Кассета, в которую входят разнокалиберные звёздочки;
- переднее фиксирующее крепление;
- задний переключатель, чья основная функция перекидка цепи на необходимые звездочки.
Принцип действия переключателей
С помощью ручки и манетки велосипедист включает необходимую скорость. В определенном положении ручки трос натягивается. В результате этого натяжения, рамка перебрасывается на звездочки большего размера, при ослаблении троса не перебрасывается на маленькие звездочки. Как уже было сказано выше, настройку велосипеда можно начинать с заднего переключателя. Порядок действий по регулировке заднего переключателя:
- выбираем в переднем блоке вторую звезду, а в заднем самую маленькую и выставляем на них цепь переключателя;
- в системе заднего переключателя на велосипеде имеются два болта, выполняющие функцию ограничителей. На одной стоит аббревиатура Н, а на другом — L. С помощью этих двух болтов регулируются высокие и низкие передачи на звездах. Если в процессе регулировки возникают какие-либо посторонние звуки, с помощью фиксатора от них можно избавиться;
- проверьте натяжение троса и в том случае, если натяжение не соответствует необходимому, примените регулятор, расположенный на манетке;
- Протестируйте качество переключения. Если переключение происходит плавно, посторонних звуков не слышно значит вы всё сделали правильно.
Что делать если не получается настроить задний переключатель скоростей велосипеда
Существует несколько методов решения этого вопроса. Но если стандартная инструкция настройки не сработала, для настраивания заднего переключателя скоростей нужно:
- демонтировать цепь, снять тросик;
- перевести переключатель в положение цепи на наименьшую звезду;
- использовать регулировочные болты (так можно натянуть трос);
- установить регулирующие болт Н в крайнее положение;
- переместить деталь под названием параллелограмм к большой звезде и отрегулировать положение болта L.
Регулятор фиксируется болтами. Его необходимо выставить в крайнее положение. После чего, цепь необходимо сместить в таком порядке: передняя кассета – самая большая по диаметру звезда, задняя наоборот – наименьшая.
Передний переключатель скоростей на велосипеде
Переход к настройке этого механизма возможен лишь тогда, когда настроен задний переключатель. Эту особенность важно учесть перед началом проведения работ. На рисунке №2 отмечен переключатель (округлой формы, черного цвета).
Рис. 2 Регулировка переднего переключателя скоростей
Цепь нужно оставить на средней звезде переднего блока, а в заднем блоке установить на большую звезду. Если наблюдается трение цепи, то снова задействуйте регулятор L. Чтобы настроить ограничитель Н, цепь перемещается на самую большую звезду спереди и самую маленькую сзади. Регулятор поможет установить цепь в оптимальном положении без трения и излишнего натяжения цепи. По окончанию работы обязательно проверьте качество его выполнения.
Правильная установка переднего переключателя
Начинать настройку переднего переключателя можно только после регулировки заднего переключателя. Установка является начальным этапом регулировки переключателя скоростей. Очень важно сделать это правильно.
- перед тем, как устанавливать переключатель, необходимо провести инспекцию состояния составляющих деталей и при необходимости очистить их от загрязнений и смазать.
- Далее следует настроить расположение переднего переключателя скоростей. На раме он должен быть расположен вдоль под трубы под седлом.
- Выставить угол поворота параллельно ведущей звезде на передней кассете трансмиссионного узла.
- Далее нужно отрегулировать зазор между нижней стороной рамки переключателя и верхней линии зубцов большой шестеренки. Зазор должен быть минимальным.
- Отрегулировать степень натяжения троса.
- Расположить цепь близко к внутренней стороне рамки.
Также стоит уделить внимание настройке цепи. Велосипедная цепь — это очень важный элемент, с помощью которого передается импульс с одной звезды на другую и происходит процесс регулировки. Техническое состояние цепи имеет огромное значение для работы всей системы. Если по какой-то причине велосипедная цепь растягивается либо деформируется, это не может не сказаться отрицательно на работе всего трансмиссионного узла. Чтобы этого не произошло, цепь нужно периодически снимать и чистить, а после устанавливать правильное положение. Существуют замковые и беззамковые модели велосипедных цепей. Они различаются между собой способами разъема. Чтобы снять замковую цепь достаточно найти звено с замочком и разъединить его с помощью отвертки. Беззамковую велосипедную цепь разъединяют с помощью выжимки. Этот инструмент помогает вытолкнуть ось звена и произвести разъём. Если она по какой-то причине перекашивается, это может отрицательно повлиять на процесс переключения скоростей.
Одним из лучших производителей велосипедных деталей, в том числе и переключателей скоростей, является японская компания Shimano, зарекомендовавшая себя выпуском продукции, в которой японское качество сочетается бюджетной с ценой. Переключатели скоростей, выпущенные компанией Shimano (рис. 3) подходит для любых видов велосипедов. Переключатели скоростей компании Shimano устанавливают, как на обычных велосипедах прогулочного типа, так на горных и трековых велосипедах с коробками передач до 33 скоростей.
Ещё одним признанным лидером на рынке является компания Sram. Продукцию этой фирмы применяют на велосипедах категории сити байк, а также на спортивных велосипедах. Продукция Sram имеет хорошее качество и доступную цену для любителей велоспорта.
Каждый владелец велосипеда, предпочитающий этот вид транспорта остальным, обязан разбираться переключении его скоростей. Считается что чем больше скоростей у велосипеда, тем этот велосипед лучше. Но на самом деле скорость только позволяет повысить качество маневрирования и выжать из возможностей велосипеда максимум, так тогда всё зависит от динамических усилий человека, едущего на велосипеде. Обычные велосипеды имеют по сравнению со скоростными, более простое устройство. С таким велосипедом меньше мороки, но возможности у него также меньше. В трансмиссионном узле таких велосипедов находится всего две звезды: одна большая и одна маленькая. Многоскоростные велосипеды, которые обрели популярность в последнее время, имеют в своих трансмиссионных блоках два комплекта звёзд: передний и задний. Каждая кассета состоит из звезд разной величины. Чтобы правильно переключать передачи, нужно запомнить несколько основных правил:
- Если ваш велосипед не оснащен планетарной втулкой, переключать скорости на нём нужно только во время движения, иначе существует опасность повредить велосипед.
- Во время переключения передач не стоит применять значительное динамические усилия, чтобы исключить опасность порыва цветы желательно переключать передачи последовательно, не делая резких рывков.
Как настроить переключатель скоростей на велосипеде
Часто случается так, что либо скорости на велосипеде переключаются не четко, либо была произведена установка каких-то новых элементов трансмиссии. В таком случае понадобится провести регулировку переключателя скоростей и эту работу вполне реально сделать своими силами, без обращения в специализированные мастерские.
Необходимая терминология
Чтобы разобраться в процессе самостоятельной регулировки переключателя скоростей, необходимо знать определение некоторых специфических терминов, иначе в инструкции будет трудно разобраться.
Что нужно запомнить:
- Переключатель скоростей (перекидка). Это элемент трансмиссии, который отвечает конкретно за переключение скоростей. Если же имеется задняя перекидка, то она еще выполняет роль поддержки натяжения цепи велосипеда. Можно описать перекидку (заднюю и переднюю) следующим образом: это параллелограммный механизм, оснащенный мощной возвратной пружиной, на котором зафиксирована рамка. Задний переключать имеет внутри рамки два ролика – если уровень натяжения троса повышается, то рамка сдвигает цепь на большие звезды, а если это натяжение троса уменьшается, то цепь с помощью рамки смещается в сторону малых звезд. Точно также работает механизм и переднего переключателя.
- Манетка. Она предназначена для переключения скоростей посредством изменения уровня натяжения тросика. Чаще всего манетка находится на руле, но в некоторых моделях велосипедов она может располагаться и на нижней трубе треугольника рамы. Обратите внимание:манетки и переключатели скоростей имеют общее соединение на руле (это обеспечивается тросом) и покрыты кожухом-рубашкой.
- Кассета. Так именуют задний узел трансмиссии, который состоит из звезд разной величины (разного диаметра и с разным количеством зубьев) и устанавливается на барабан задней втулки. Если модель велосипеда старая, то вместо барабана в задней втулке используется трещотка.
- Петух. Это металлическая деталь, которая способствует сохранению целостности рамы и заднего переключателя в случае, когда транспортное средство было подвержено удару. Петух всегда крепится на раму, а на эту металлическую деталь уже крепится перекидка. Когда происходит удар, то ломается как раз этот самый петух, а рама и переключатель скоростей (перекидка) остаются целыми.
- Система. Так называют передний узел трансмиссии, который состоит из звезд разного диаметра и с разным количеством зубьев. Эти звезды скреплены между собой и шатунами специальными полыми болтами на шатунах, но нужно знать, что в дешевых велосипедах полые болты отсутствуют – звезды и шатуны между собой скреплены клепками.
Почему происходит нарушение переключения скоростей
Чтобы понять, какие действия следует предпринять для регулировки переключения скоростей, нужно понимать, какие причины могут привести к рассматриваемой проблеме. Специалисты выделяют несколько таких предрасполагающих факторов:
- деформация петуха;
- растяжение троса;
- деформация переключателя скоростей;
- неправильно работающая возвратная пружина.
Как исправить дефекты
Идеально работать переключатель скоростей и собственно велосипед будет при новом (или не очень старым) тросе, с абсолютно целыми рубашками (и не пересохшими!) и не деформированными (или в малом объеме) звездами и цепью.
Если трос всего лишь растянулся, то нужно его будет просто подтянуть. Но если трос порвался, то без замены этого элемента не обойтись. Процесс замены троса не сложен, главное четко придерживаться рекомендаций специалистов:
- раскрутить фиксационный винт троса, который располагается на перекидке;
- вытянуть из рубашек трос;
- если необходимо, то разобрать манетку и вытянуть трос из нее;
- в специальный паз в манетке нужно вставить новый трос, причем, в паз должен войти именно металлический наконечник троса;
- весь трос смазать специальной смазкой, жалеть расходный материал не нужно;
- трос пропустить через рубашки;
- на раме имеются специальные пазы, в которые заправляются рубашки;
- на передке трос закрепить винтом.
При плохом переключении скоростей обратите внимание на возвратную пружину – она должна быть чистой и смазанной. Чтобы этого добиться, нужно всего лишь промыть пружину под проточной водой, полностью высушить и тщательно смазать.
Если рамка заднего переключателя скоростей стоит криво, то это может означать только одно – петух погнулся. Если это не критично, то поправить петух можно руками – нужно взять в руку задний переключать, который закреплен на петухе, а другой рукой – придерживать раму. Медленно вытягиваем проблемный элемент трансмиссии (петух) до относительно ровной постановки.
Обратите внимание: такой «ремонт» петуха является временным решением проблемы переключения скоростей. Дело в том, что петух – это расходный материал, который нужно вовремя менять, а не постоянно ремонтировать/вытягивать.
В некоторых случаях владелец велосипеда обращает внимание на деформированный задний переключатель (передний крайне редко страдает при ударе) – его также можно вернуть в исходное положение с помощью рук. Но если задний переключатель деформирован слишком сильно, то его целесообразно заменить.
Обратите внимание: выполнив специфические манипуляции по ремонту погнувшихся/деформированных деталей, не стоит слишком долго пользоваться велосипедом – это может закончиться падением, очередной поломкой в самые неподходящие моменты. А в некоторых случаях такая безалаберность может привести и к дорожно-транспортному происшествию!
Как правильно настроить задний переключатель
Чтобы самостоятельно настроить задний переключатель скоростей на велосипеде, нужно всего лишь четко соблюдать пошаговую инструкцию от специалистов по этому процессу. Итак, выполните все этапы:
- Правой манеткой переместить цепь на малую звезду.
- Открутить фиксирующий винт и отпустить трос.
- Найти винт, на котором есть пометка «Н». Отверткой нужно так отрегулировать этот винт, чтобы самая малая звезда лежала в одной плоскости с роликами, которые расположены в лапке (рамке).
- Натянуть трос рукой и зафиксировать его винтом.
- Проверить работу переключателя, и если он работает некорректно, цепь плохо переключается на большие звезды, то нужно натянуть трос сильнее (либо с помощью барабана, либо переключателем).
- Переместить цепь на самую большую звезду, имеющуюся в кассете.
- Найти винт с пометкой «L» и отрегулировать его так, чтобы лапка (рамка) и звезда находились в одной плоскости – в таком случае у перекидки не будет возможности попасть в спицы переднего колеса.
Как настроить передний переключатель
Для регулировки переднего переключателя тоже имеется четкая и простая пошаговая инструкция:
- Смещаем цепь на меньшую звезду.
- Откручиваем фиксирующий винт и отпускаем трос.
- Находим винт с пометкой «L», с его помощью регулируем положение рамки таким образом, чтобы цепь находилась между пластинами рамы, но при этом не касалась их.
- Натягиваем трос, фиксируем его винтом.
- Теперь перемещаем цепь в кассете на меньшую звезду – удобно делать это с помощью заднего переключателя.
- Передним переключателем перемещаем цепь на среднюю звезду и смотрим – если цепь на второй везде задевает внешнюю сторону рамки, то нужно увеличить натяжение троса с помощью барабана, расположенного на левой манетке.
- Переключаем передачу на самую большую звезду в кассете и проверяем – если цепь касается стенок рамки, нужно последний элемент переместить так, чтобы цепь располагалась посередине. Сделать эту манипуляцию можно с помощью винта с пометкой «Н».
Правильная настройка переключения скоростей на велосипеде
5 минут Автор: Михаил Скворцов 176
Современные велосипеды, оснащенные системой передач, позволяют быстро и с минимальными энергетическими потерями передвигаться в любых условиях: затяжные подъемы, пересеченная местность, дороги с резкими поворотами, которые требуют постоянного изменения скорости и передаточного отношения. Сюда можно отнести и езду против ветра, бездорожье, плохое качество асфальта… В общем, значение трансмиссионного узла просто колоссально, особенно на горных байках.
Несмотря на неоценимую помощь, трансмиссия велика требует частого внимания, ухода, порой долгой и нудной возни. К одним из компонентов, которым периодически требуется уделять время, является механизм переключения, состоящий из переднего и заднего переключателей. На первый взгляд, устройство этих деталей кажется сложным. На практике же настроить переключение скоростей очень просто.
Почему скорости на велосипеде плохо переключаются
Обычно мысль о необходимости исправления неполадок с переключателями приходят, когда цепь слишком тяжело переключается между звездами, или же передачи вовсе не переключаются. Проблема посещает внезапно, как вариант, можно обратиться к мастеру.
Однако, этот вопрос решить в сервисе можно за пару минут, а денег придется отдать за час. Может, стоит повозиться самому?
Прежде чем приступить к инструкции по настройке системы скоростей велосипеда, определимся, почему она некорректно работает:
- Переключатели имеют повреждения. Для решения проблемы нужна полная замена.
- Деформированный петух – защита заднего устройства переключения. Обычно советуют менять, но один раз можно выправить.
- Износ пружины или растянутый трос. Необходима замена, настройка переключателей.
Очень часто все компоненты трансмиссии находятся в исправном состоянии, а передачи все равно переключаются плохо. Новые детали, или детали с небольшой выработкой, установленные в трансмиссионный узел – распространенная причина плохого хода цепи по звездам.
Настройка переключателей в домашних условиях
А сейчас разберемся, как самому настроить скоростную систему. Переключатели на велосипедах с многозвездочной трансмиссией делятся на передние и задние. Последние наиболее уязвимы при катании в разнообразных дорожных условиях, риск их повреждения выше по сравнению с передними, а вот настройку надо проводить в самом начале. Очевидно, что задний переключатель обслуживает больше звезд, поэтому и настраивать его дольше.
Внимание! Если присутствуют повреждения, а натяжитель располагается не параллельно раме и кассете, то правильно отрегулировать систему не получится!
Настройка заднего переключателя:
Для начала понадобятся винты L и H – они видны хорошо, искать не надо. Также присутствуют тросовый регулятор, натяжной и фиксирующий винты.
- При помощи H ролик выравнивается с маленькой задней звездочкой. Закручиванием винта L выставляем ролик на одну прямую с большой задней звездой.
- Выставить самую высокую скорость на манетке.
- Натянуть и зафиксировать трос при помощи болта-фиксатора.
- Большие передачи должны включаться без помех, в противном случае с помощью регулятора тросик немного ослабляется. Дополнительная натяжка понадобится, если передачи плохо сбрасываются.
Собственно, сама настройка произведена, осталось отрегулировать точность переключения. Особенно это касается систем с большим количеством звезд. Для этого цепь устанавливается на большую звезду сзади и маленькую – спереди. Подкручиванием натяжного винта добиваемся оптимального положения ролика – максимально близко от кассеты. То же самое надо проделать и наоборот: установить цепь на максимальную звезду спереди и минимальную – сзади. Ролик не должен тереться о кассету, просто располагаться рядом с ней.
Как правильно настроить переключатель спереди:
- Проверить крепление устройства.
- На минимальной скорости сбросить натяжение троса.
- Винтом L создать зазор между корпусом переключателя и цепью (1 мм).
- Закрепить трос регулировочным болтом.
Аналогичное следует проделать и с H-винтом. Должна быть выставлена максимальная скорость, а величина зазора с цепью не должна превышать одного миллиметра.
Настройка скоростей на обоих велосипедных переключателях проводится до тех пор, пока цепь не будет свободно перебрасываться с одной звезды на другую. Если она идет трудно, необходимо отрегулировать правильное положение троса с помощью настроечного болта.
После всех манипуляций проверяется вся система. Для этого надо прокатиться на велике и попробовать все рекомендуемые соотношения передач. Отметим, что на горных велосипедах регулировка трансмисии – это обычная периодическая процедура, и если вдруг передача пошла туго, не спешим делать выводы о поломке, а делаем то, что описано выше.
Не стоит думать, что качественная трансмиссия не нуждается в настройке системы переключения. Да, возможно, для комплектующих от shimano это надо будет делать реже, но рано или поздно все равно придется столкнуться.
Только что мы познакомились с простым способом настройки переднего и заднего переключателей. Действительно ли это нужно? Регулировка механизма переключения необходима трансмиссии, как шины колесу. Своевременная помощь «узлу движения» позволит не только решить текущие проблемы, но и предупредить их в будущем. Вовремя устраняйте все возникшие неудобства и катайтесь с удовольствием!
Порядок регулировки переключения скоростей на велосипедах ТМ Shimano
Все современные спортивные байки изготавливаются многоскоростными. Чтобы они работали полноценно, систему оснащают специальными перебрасывателями. Правда, периодически должна производиться их настройка. Отдельного внимания заслуживает регулировка переключения скоростей на велосипеде Shimano, пользующемся популярностью у спортсменов. Сложностей с этим не возникнет, если внимательно изучить инструкцию.
Особенности и разновидности
В линейке продукции Shimano есть большое количество категорий переключателей скоростей в зависимости от их назначения:
Пройдите опрос
- для профессионалов;
- спортивное оборудование;
- любительские.
К профессиональным относятся следующие виды механизма:
- Shimano XTR, Deore XT. Устройство отличается повышенной степенью надежности, но относится к разряду дорогостоящих.
- Saint. Профессиональная, надежная разновидность, отличающаяся от предыдущих используемым сырьем. При ее изготовлении применяются композитные материалы. Таким образом удается снизить вес комплектующих.
- Hone, Deore LX. Продукция высшего класса, но более доступная, чем другие профессиональные механизмы.
Среди спортивного оборудования внимания заслуживает система переключателя скоростей на велосипеде Deore. Данную модель относят к начальной группе. При изготовлении используются детали со сниженным весом и максимальной прочностью.
Спортивной также считается модель Alivio. Она является чем-то средним между любительскими и профессиональными устройствами. Нередко предпочтение отдают именно ей, что обусловлено небольшой массой деталей.
XTR Deore XT Saint Hone Deore LX
Для переключения передач могут использоваться любительские механизмы:
- Acera. Способен выдержать большие нагрузки. Нередко новички используют механизм неправильно, поэтому производители сделали его неприхотливым. При регулировке переключения скоростей на велосипеде Shimano в данном случае не требуется высокая точность.
- Altus. Доступное устройство для начинающих велосипедистов. Предназначено для спокойных прогулок по парку и городским улицам, не предполагающих высоких нагрузок и частых переключений скорости.
- Shimano Tourney. Механизм не предназначен для экстремальной езды. При эксплуатации Shimano Tourney нередко возникают непредвиденные ситуации.
Настройка переключателя скоростей Shimano, независимо от разновидности, осуществляется по одной схеме. Все механизмы функционируют одинаково, считаются взаимозаменяемыми.
Acera Altus Shimano Tourney
Правильная регулировка в зависимости от типа
Настройка необходима в тех случаях, когда переключение скоростей на велосипеде начинает вызывать проблемы. Как правило, подобные действия проводятся в таких случаях:
- приобретен байк, который некачественно отрегулировали в спортивном отделе;
- нарушение правил транспортировки велосипеда;
- пробег транспорта достаточно большой.
В работе понадобятся следующие инструменты:
Настройка переднего переключателя скоростей существенно отличается от регулировки заднего.
Задний
Регулировка заднего переключателя скоростей велосипеда осуществляется по следующей схеме:
- Механизм настраивается на самую меньшую из звезд.
- Трос послабляется. С этой целью винт зажима откручивается.
- Цепь расположенного спереди переключателя устанавливается на среднюю звезду.
- Проверяется функциональность цепи. Чтобы выполнить данную задачу, просто прокручиваются педали. Если цепь падает, нужно отрегулировать винт ограничителя высоких передач. Вследствие таких действий самая маленькая из звезд спереди и задний переключатель становятся на одну сторону.
- Трос сильно натягивается, а болт, фиксирующий затяжку, зажимается.
- Производится проверка переключателя. Каждая скорость, от меньшей до самой большой, прощелкивается. Если на каком-либо участке происходит сбой, натяжка троса вновь регулируется.
Настройка заднего переключателя скоростей должна производиться максимально осторожно. Все действия с тросом выполняются плавно. Нужно набраться терпения и избегать резких движений.
Передний
Регулировка переднего переключателя скоростей выполняется следующим образом:
- Установить переключатель таким образом, чтобы сзади была наибольшая звезда, а спереди — самая маленькая.
- Открутить трос.
- Винтом, ограничивающим нижние передачи, отрегулировать положение рамки. Она должна быть расположена максимум на 3 мм дальше от цепи.
- Немного натянуть трос.
- Переключить скорость на среднюю из звезд.
- Проверить, задевает цепь внешнюю раму или нет. Если механизм после выполнения всех действий функционирует неправильно, затянуть трос еще сильнее.
- Установить передний переключатель на самую меньшую из звезд.
В конце важно проверить, легко ли производится переключение скоростей. Если механизм не срабатывает, нужно произвести регулировку винта, ограничивающего высокие передачи.
Установка нового переключателя
Если детали механизма вышли из строя, отрегулировать переключатель попросту не удастся. Нужно производить замену устройства на новое. Для выполнения такой задачи понадобятся:
- тросики;
- рубашки, колпачки для тросов;
- отвертка (крестовая);
- шестигранные ключи (6, 5, 4, 3 мм);
- выжимка цепи;
- густая и жидкая смазка;
- перчатки.
Установка выполняется по следующей схеме:
- К раме прикручивается петух, а уже к нему — непосредственно сам переключатель. Крайне важно, чтобы между винтом регулировки натяжения и упором петуха не оказалось свободного пространства.
- На манетках выставляется самая высокая из передач.
- Манетки разбирается, в них помещается трос.
- Тросик проводится по всем рубашкам и линиям.
- С пера рамы трос проводится через рубашку и помещается в регулятор натяжения. Он заблаговременно до половины раскручивается.
- Тросик затягивается и сразу зажимается специальной пластинкой с канавкой.
- Устанавливается передний переключатель.
- На манетках устанавливается минимальная скорость.
- Тросик от манетки протягивается до переключателя и затягивается.
- Цепь заправляется в рамки скоростного механизма.
- Производится настройка скоростей.
Опытному велосипедисту не составит труда отрегулировать переключатели скоростей на байке Shimano. Процесс достаточно простой, но требует определенных знаний и навыков. Новичкам также можно выполнить подобные действия самостоятельно. Но если возникают сомнения, все же лучше обратиться за помощью к специалисту.
Открутить и снять старый переключатель, а на его место повесить новый и прикрутить его к «петуху» Цепь велосипеда поставить на самую маленькую звезду, так чтобы визуально ролик и малая звезда оказались на одной линии Аккуратно и без лишних усилий отвести переключатель до самой большой звезды Регулировочным винтом зафиксировать положение переключателя так, чтобы он был напротив большой звезды Провести тросик по всем рубашкам и линиям Поставить цепь на самую маленькую звездочку, подтянуть и зафиксировать трос, после чего проверить работу всего механизма
Видео
Источники:
https://autostadt.su/kak-pereklyuchat-skorosti-na-velosipede/
https://rollmaster.ru/info/Nastroyka-pereklyuchateley-velosipeda_523_article.html
http://moy.bike/kak-pravilno-pereklyuchat-peredachi-na-velosipede/
https://velomania.su/velosiped/kak-otregulirovat-pereklyuchatel-skorostej-na-velosipede.html