Norco six

Содержание скрыть

Модельный ряд вилок Suntour: чем отличаются и что лучше

Огромное количество велосипедов начального уровня комплектуются амортизированными вилками компании SR Suntour. Популярность бренда на бюджетных велосипедах обусловлена весьма демократичным ценообразованием, которое формируется в соответствии с качеством продукта.
Да, сравнивать Suntour с RockShox или Fox просто бессмысленно. Последние очень технологичны, производительны, требовательны в обслуживании и строятся из дорогостоящих материалов.

Однако, как мы увидим ниже, сантур тоже есть, чем похвастаться. То есть, амортизированные вилки у компании недорогие, менее производительные, чем у конкурентов, менее технологичны, но не так уже и плохи.

Основным преимуществом компании Suntour является невероятно широкий модельный ряд вилок, удовлетворяющий потребности любых дисциплин. Особенностью вилок Suntour является использование картриджей демпфирования, вместо обустроенных систем внутри ног, как у конкурентов. Демпферы в виде картриджей существенно улучшают качество работы вилки, они заменяемы, они выполнены неразборными и внутри заполнены азотом.

XC/кросс-кантрийные вилки

XCT/XCE

Кантрийные вилки серии XCT отличаются своей простотой. Старые модели содержали только одну стальную пружину в левой ноге. Современные сборки, если в названии есть соответствующий индекс, содержат картридж в правой ноге с механическим (MLO) или гидравлическим (HLO) локаутом. С механикой всё просто, есть переключатель вкл/выкл. В случае с гидравликой картридж HLO (гидравлический локаут) берет на себя эту функцию.
Ранние модели выпускались на ногах с диаметром 28 мм, современность привнесла 30 мм, но на производительности это практически не отражается из-за качества материалов.

Модель XCE повторяет ранние модели XCT. Всё это на работает на ногах 28 мм в паре с демпфирующей пружиной, но не с настоящим картриджем демпфера. Также стоит понимать, что штаны отливаются из довольно простого сплава алюминия, а ноги изготавливаются из стали.

XCE и XCT – самые простые вилки для повседневного использования на МТБ велосипедах, до настоящего кантрийного применения они сильно не дотягивают. Даже компания их относит именно к разряду Casual MTB, а не кросс-кантри. Как вы понимаете, в наших широтах эти вилки котируются, как кантрийные, настолько размыто понимание дисциплин. Из-за этой размытости и путаницы модели XCT, XCE и ряд других, незаслуженно обесцениваются ввиду завышенных ожиданий. Осложняется ситуация ещё и тем, что владельцы велосипедов начального уровня зачастую не беспокоятся на счет обслуживания вилок. В мастерские вилки нижнего уровня чаще всего попадают в состоянии хлама, даже при условии идеального внешнего вида. Всё дело в пыльниках. Со временем они стираются и внутрь вилки попадает пыль. Она, как наждачная бумага, стирает износостойкое покрытие.

Если пыль еще не успела попасть внутрь, то там обязательно будет вода, которая просачивается через пыльники, заглушки короны и нижние болты или гайки. Разбирать и реанимировать такую вилку иногда выходит дороже, чем приобрести такую же новую. Вот так и формируется негативное мнение о компании, которая в верхнем сегменте, тем не менее, кое-какие успехи имеет. В общем, заглядывайте в свои вилки почаще и они будут ходить намного дольше. Не забывайте смазывать их специальными смазками, совместимыми с резиновыми изделиями и алюминием.

XCM

Следующая модель стоит на стальных ногах диаметром 32-34 мм. Собственно, конструктивно это единственное отличие от XCT или XCE, если не говорить о пружинах и картриджах.
Модель, в названии которой нет дополнительных индексов оборудована двумя стальными пружинами в правой и левой ногах. Да, регулировка преднагрузки, разумеется, есть.
Модель с индексом HLO содержит внутри соответствующий картридж. Мы уже о нем говорили, так что от XCT, по ходовым характеристикам, здесь отличие только в диаметре ног. В остальном разницы нет. Модель с индексом LO и RL означает наличие картриджа с блокировкой, последний уже с регулировкой отскока. Модификация RL оборудуется еще и выносной манеткой локаута.

Вилки данной модификации также очень популярны при послепродажном обновлении оборудования велосипеда. Они производятся с конусным штоком, с дропаутами под оси и с дропаутами под втулки увеличенной ширины (Boost). То есть, они охватывают широкий спектр велосипедов. Единственный их недостаток – вес – почти 3,4 кг на ногах диаметром 34 мм.

XCR

Главная отличительная особенность XCR от младших братьев – это использование магния при производстве штанов. Его присутствие в сплаве сразу сбрасывает с вилки лишние 600 граммов.

В 2014 году произошло обновление и стальные еще ноги подросли с 30 до 32 мм в диаметре. Были переработаны также и резиновые уплотнения (эти же обновления были устроены в XCM 34 мм).

Комплектуется вилка картриджами LO/RL и LOR/RLR. Первые два являются стандартными, а вторые оборудованы настраиваемой пружиной отскока. Модификация XCR Air идентична обычному XCR, с той лишь разницей, что пружина теперь пневматическая. Если шток вилки у модели конусный, то он выполнен из алюминия, если же он прямой, то выполнен из стали.

Raidon

Ранние генерации Raidon комплектовались стальными пружинами, позднее производитель перешел полностью на пневматику. Картриджи здесь используются алюминиевые, в то время как нижние модели (XCR, XCM) ездят на стальных. Картриджи с настраиваемым отскоком.

Благодаря дополнительной проработке по части материалов, вес вилки устанавливается в районе 2-х кг, что почти на треть меньше, чем у соседей сверху. Доступны варианты на ногах диаметром 32-34 мм.

Epixon

Считается, что ранние модели (Epixon TR, Epixon XC, Epicon X1, Epicon X2) отличались повышенной производительностью, так как использовали картридж как у Axon. Современность подтолкнула производителя добавить в название индекс 9 (Epixon-9) потому, что вилка предназначена для работы с осями диаметром 9 мм.

Демпфер здесь такой же, как у Raidon. Отличие же заключается в ногах, они от модели Axon, что экономит около 150 граммов веса. Правда, о повышении производительности говорить не приходится, так как вилки выпускаются с картриджами такими же, как у Raidon.

Axon

Модель этого уровня ездит на воздушной пружине.
Картриджей здесь используется много и они другие, что позволяет говорить о повышении производительности.

RLR / LOR – базовый картридж, как у Raidon и Epixon.

LORC / RLRC – есть регулировка низкоскоростной компрессии.

PCS – здесь применяется система с плавающим поршнем внутри демпфера (IFP), который отсекает масло от газовой смеси. Таким образом ход вилки остается предсказуемым в течении всей поездки. Регулировка низкоскоростной компрессии на борту есть.

Существует несколько моделей вилок Axon:

  • Axon 32 мм – без PCS весит 1,7 кг
  • Axon 34 мм – с PCS весит 1,9 кг
  • Axon Elite 32/34 мм с PCS и полой кованой короной весит 1.6/1.7 кг
  • Axon Werx 32 мм – карбоновые штаны – экономят 35 граммов в сравнении с Axon Elite 32 мм.
  • Axon Werx F 32 мм – полая карбоновая корона снимает еще 80 граммов.
  • Axon Werx 34 мм – корона здесь всё еще карбоновая и полая, а вот штаны снова стали магниевыми. Вес составляет 1,6 кг, что очень даже неплохо. Воздушная пружина здесь работает в паре с воздушной негативной пружиной, называется всё это EQ или Equalizer.
  • Axon Werx 34 мм – самая интересная кантрийная модель компании, которая по своим характеристикам наступает на пятки конкурентам, а в чём-то даже превосходит.

Trekking вилки

Предназначены для велосипедов на колесах 700с, то есть для гибридов. Отличаются небольшим ходом в сравнении с кантрийными.

M3010/CR7/CR8/CR85

Серия вилок от компании Suntour для тормозов типа V-brake. Все они сделаны из тяжелых и дешевых материалов.

CR7/M3010 – ездят на ногах 24/25.4 мм, без демпфера, регулировки преднагрузки нет.
CR8 – ноги диаметром 28 мм, используются картриджи MLO и HLO.

CR85 – диаметр ног 30 мм предусмотрен специально для электровелосипедов. Демпфером не комплектуется, а если комплектуется, то LO.

NEX (50/63 мм) / NVX (63/75 мм) – по материалам идентичны вилкам XCT. Есть варианты с ногами диаметром 28 и 30 мм.

  • название без индекса – демпфера нет
  • HLO – базовый картридж
  • NLO – немного меньше базового картриджа
  • LO/RL – об этих картриджах мы уже говорили, они умеют настраивать отскок, а версия RL выполняется с выносным локаутом.

В целом, вилки NEX/NVX можно смело относить к семейству XCT и XCM.

Mobie A32

Модель построена для электровелосипедов, ноги диаметром 32 мм, конструкция очень похожа на XCM, только ход покороче.

Используются картриджи LO/NLO/RL.

NCX-D/NRX-D

NCX-D (50/63 мм) и NRX-D (63/75 мм) полностью повторяют вилки XCR, однако магниевые штаны, в отличие от алюминиевых, снижают вес. Пружины устанавливаются стальные или воздушные. Вес NCX на 32-х мм ногах составляет 2 кг, NRX набирает 2,1 кг на весах, против 2,4 кг у XCR.

TR-HSI это NCX-D на стальной пружине с HLO демпфером для гидравлических тормозов и, как результат, она очень тяжелая.

NCX-E/NRX-E/NRX-S

NCX/NRX-E является модернизированной D версией на алюминиевых ногах. Смена материала экономит около 300 граммов.

NRX-S использует ноги немного тяжелее и по своим характеристикам походит на Raidon XC.

Новая разработка, для набирающего популярность, направления гравийных велосипедов, где амортизационные вилки встречаются очень редко. На момент подготовки статьи, удалось найти только одну модель гревела в сборке с GVX: это Search XR A Suspension от Norco. Доступны версии с ходом 40мм, 50мм, 60мм. Только для дисковых тормозов Flat Mount и под оси.

Обе вилки предназначены для электровелосипедов. Mobie 25 ездит на 32-х ногах, а 45-я модель на 34-х. Также Mobie 25 по своему содержанию походит на короткоходный Raidon.
Mobie 45, в свою очередь, походит на короткоходную Aion (трейловая вилка). Обе модели построены с одинаковым уровнем качества материалов, разница только в диаметре ног. Разумеется, присутствуют модели с воздушной и стальной пружинами.

Трейловые вилки

Zeron

Zeron 35 самая простая из трейлового семейства, хотя уже оборудована воздушной пружиной с регулировкой объема камеры. Демпферы вставляются уровня Raidon/Epixon с настраиваемым демпфированием и компрессией. Возможен вариант сборки со стальной пружиной.

Aion 34 строится на более высоком уровне из материалов поинтереснее, демпфер уровня Axon. Всё вместе делает эту вилку легче Zeron.

Aion 35 включает в себя PCS демпфер и настраиваемый объем воздушной камеры.

Auron

Auron 34 также комплектуется PCS картриджем, кроме того у вилки полая корона и титановая ось для установки колеса. Демпфер имеет настройки высоко- и низкоскоростного сжатия. Вес меньше на 100 граммов модели Aion 34.

Auron 35 по своим свойствам полностью повторяет Aion 35, но титановая ось, настройка высоко- и низкоскоростного сжатия выводят этот продукт в самый топ.

Кстати, модели с индексом 35 являются бустовыми, то есть, пригодны для использования со втулками в размерностях Boost.

Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

Dunu SA6 — Your Sweet Six-Six-Six. Погружение в атмосферу

logo

Ох и соскучился я за “обзорными” текстами после трех подряд научпоп-пассажей о работе усилителей, ЦАПах и цифровой фильтрации! Право слово, такие тексты тоже нужны и работать с ними интересно. Но в этом больше работы, чем творчества. Ведь твоя задача — разжевать. Понять то, что ты намедни сам не понимал и объяснить так, чтоб стало понятно тебе вчерашнему. Ну а обзор — дело другое. Тут ты наедине с Изделием. Которое Создатель наделил если не душой, то характером — точно. Твоя задача — обуздать, освоить, получить опыт и выплеснуть этот опыт на страницы блога и всеобщее обозрение. И сегодня этот почти интимный процесс коснется новинки, многодрайверных арматурных наушников Dunu SA6.

Модель не просто новая, она — родоначальник линейки Studio. На данный момент в нее входит две модели — SA6 и SA3 — и объединяет их многодрайверность и сугубо арматурный состав излучателей. Studio как название линейки намекает на мониторность и предполагает применимость наушников в студии. Но у этой медали и в самом деле две стороны. SA6 сложно отнести к чистым мониторам, но и нейтральность им не чужда. Но что это я забегаю наперед?

Покривлю душою, если скажу, что ждал их. К новинках Dunu всегда отношусь с почтением, бренд как никак уважаемый и отнюдь не молодой. Dunu (в том числе) стояли в авангарде популяризации качественного китайского хай-фая. Хоть флагману бренда в лице Luna от меня недавно чутка перепало на орехи, я отношусь к продукции бренда тепло. Во-первых, спустя время я пришел к принятию Luna как полноправного игрока топ-сегмента. Ведь наушники могут дать звучание, которое кто-то сочтет “своим” и вряд ли найдет у ближайших конкурентов Dunu. Во-вторых, меня самого немало связывает с брендом. Хоть и нечасто, но я пользуюсь великолепным медным канатом Hulk, а моими первыми внутриканальными наушниками, которые можно было бы отнести к категории HiFi, были гибридные DN-1000.

Сколько же времени прошло с тех лет? Какой это был год? 2014? Да, 2014. Их звук тогда казался невероятно классным. Ну, после победы над сибилянтами. Сейчас я вспоминаю их, попутно сравнивая как с новинками того же сегмента или грешным делом с более дорогими моделями, и понимаю, что они имели невероятное количество косяков. Но на тот момент — нет.

Насколько выросли аппетиты производителей и хотелки покупателей, настолько и выросли и возможности производителей по обеспечению действительно классного звука. Даже за небольшие деньги. А когда речь заходит про нешуточные 500-600 долларов, то тут можно уже ожидать действительно классного звука. Получим ли мы его здесь? Ответ в конце.

УПАКОВКА DUNU SA6

Наушники приехали в неожиданно очень компактной упаковке. Привычка к более массивным коробам делает коробку Dunu SA6 чем-то невероятно миниатюрным. Особенно если вы имели дело с моделью Luna. Насколько коробка миниатюрна, настолько она яркая. Расцветкой и фактурой рисунка она делает референс на корпуса наушников. Но о них дальше. Суперобложка выполнена в стиле, объединяющим подсвеченные закатным солнцем в прохладный вечер облака (если вы имеете счастье часто любоваться закатом, как я, то понимаете, о чем я) и зарисовки космических пейзажей из Стражей Галактики. Делюсь опытом и наблюдениями, вы помните?

На лицевой части упаковки нанесены название бренда, отмечена принадлежность к линейке Studio, а “шестерка” находится сразу в двух плоскостях. И как бы намекая на дуализм наушников. Об этом тоже не здесь. Сзади мы видим не только классический набор ТТХ, но и даже информацию о корпусах и шеллах. Замечаю, что я, порой, реагирую на аудио-прелести куда эмоциональнее, нежели моя супруга на всякие сугубо женские ништяки вроде одежды и украшений. “Мама, мы все тяжело больны”. Наверное, это может стать темой еще одного текста.

Под рубашкой в черном “гробике” аккуратно зафиксированный поролоновыми фиксаторами нас встречает чехол. Чехол поразительно напоминает такой у старых моделей Campfire Audio. Внешне. Исполнен он не столь классно, но если забыть об этой похожести, то чехол очень ничего. Только чуть меньше, чем у CA. Скажем, в старый кейс Orion, помимо наушников и кабеля, жена кладет еще и FiiO btr3. Тут я не уверен в таком фокусе.

Под чехлом находится коробка с документацией и аксессуарами. То есть самое время перейти к следующему разделу.

КОМПЛЕКТАЦИЯ DUNU SA6

Комплектация — вечный козырь в рукаве Dunu. Даже если по звуку вам будет с ними не по пути, то комплектацией они смогут вас порадовать. Если Dunu SA6 предлагают не повергающий в шок и трепет набор аксессуаров, то вот кабель заслуживает отдельного внимания. Так, помимо чехла, напоминающего о великом штате Орегон (кстати, каждый наушник в кейсе заботливо упакован в… полиэтиленовый пакетик. Где-то я это уже видел), внутри вы найдете 11 друзей Оушена силиконовых насадок, адаптер на 6,3 мм, щетку для ухода за наушниками и документацию. Ну и сами Dunu SA6. С кабелем.

КАБЕЛЬ DUNU SA6

Кабель, как положено, от самих же Dunu. Они вообще умеют “в кабеля”. Помимо высоких качества и эстетики исполнения, кабеля Dunu обладают запатентованным модульным дизайном. Система коннекторов и сменных Г-образных джеков позволяет использовать один кабель с любым плеером, независимо от “калибра” и типа гнезда. Так, комплектный кабель Dunu SA6 (по паспорту — DUW-03) поставляется с тремя типами джеков — небалансным 3,5мм, а также балансными 2,5мм и 4,4мм. Старшие модели, Hulk и Blanche, комплектуются еще и четвертым — балансным 3,5мм. Его отсутствие тут — не беда. Если только вы не познали все прелести радикального аскетизма и не используете в качестве основного плеера замечательный QLS QA361.

кабель для dunu sa6, со сменными коннекторами

Кабель представляет собой 8 переплетенных проводников из посеребренной бескислородной меди высокой степени очистки. Для коммутации с наушниками он использует 0,78 мм 2pin-коннектор.

Шарм ему придает двухцветная изоляция. Шесть проводников имеют привычную прозрачную, а два — темно-серую. Получается такой внешне нетривиальный кабель. Сплиттер — стальной, кольцо регулировки — тоже стальное. Оно плотно фиксирует комфортную длину У-образного разветвления.

Эргономика у кабеля хорошая. Он не такой тяжелый, как Hulk. При этом довольно мягкий и хорошо ведет себя на морозе. Немного микрофонит, но не критично. Скорее виной тому не сам кабель, а обилие теплой одежды и шарфов на мне, теплолюбивом южанине.

Отдельно в который раз немного поругаю Dunu. За размеры модульной конструкции. С одной стороны они сделали довольно тонкий механизм крепления (сравните с аналогичным у Dita). С другой — он очень длинный. У тех же Dita он едва ли не вдвое короче. Чем это неудобно? Очень просто. Такая длина создает нежелательный рычаг, который может повредить даже не сам джек, а гнездо плеера. Одно дело, когда вы используете Пентаконн, находящийся на краю торца плеера. Другое дело, когда речь идет про тщедушный 2,5 мм разъем, расположенный к тому же ближе к середине плеера. Привет, Astell & Kern.

ДИЗАЙН И ЭРГОНОМИКА DUNU SA6

Говорить о дизайне SA6 и нужно, и в то же время не имеет смысла. Они красивые. Но они еще и уникальные. Прочитав описание моей пары, вы, получив свой экземпляр, увидите не только другую текстуру фейсплейтов, но и вероятно другой цвет.

Производитель особенно акцентирует на корпусах. Они изготовлены из акриловой смолы немецкого бренда Nice-Fit. При этом подгонка корпусов, шлифовка, полировка и покрытие специальным лаком делается сугубо вручную. На сайте Dunu есть занимательное видео, где показан весь процесс, включая сушку лучами ультрафиолета. Оно даже не занимательное, а залипательное. В общем — смотрим и проникаемся.

Итак, дизайн. Корпуса прозрачные. В моем случае они дымчатые, но достаточно транспарентные, чтобы лицезреть всю подноготную наушников. Форма корпуса неприкрыто анатомическая. Они предельно напоминают кастомы. Звуковод очень короткий и при этом гладкий. Я ожидал сложности с надежной фиксацией амбушюр, как это было с it03, имевшими похожий звуковод. Но мои опасения были напрасны. Ни разу за время эксплуатации JVC Spiral Dot не отделялись произвольно от наушников. Звуковод обрамлен тремя отверстиями, на которые сводятся три трубки от парных арматурных излучателей.

Вишенка на торте дизайна Dunu SA6 — это фейсплейты. Они изготовлены из высококлассной стабилизированной древесины. Хватит валить деревья ради наушников. Это материал на основе натуральной древесины. Как правило, это либо высушенные фрагменты определенных пород, пропитанные специальными растворами для стабилизации и покраски, либо смесь стружки отходов этих пород с эпоксидной или акриловой смолой. Материал получается прочный, термостабильный, не боится влаги и ультрафиолета. В общем — кладезь для любителей всего надежного и красивого. Среди которых особое место отведено нам, аудиофилам. *поглаживаю абаллоновые шеллы своих “лимиток”.

Мои шеллы обладают широким диапазоном оттенков — от темно-коричневого до лавово-красного и банального желтого. Я не специалист в деревьях (куда лучше я разбираюсь, на каких из них лучше жарить свинину), поэтому не могу сказать, из каких пород они сделаны. На сайте есть фото множества вариантов фейсплейтов. Среди них есть и роскошные оттенки синего. Самое главное, что каждый наушник — уникален и неповторим. Опять напрашивается аналогия с одной моделью из Портленда.

У 2pin-гнезда находится компенсационное отверстие. Неожиданно. Ведь я говорил, что наушники — сугубо арматурные. Это так. Но особый состав излучателей требует наличие компенсационного порта. Далі буде.

ЭРГОНОМИКА DUNU SA6

Посадка комфортная. Примерно такая, какую ждешь от наушников анатомической формы. Тем более нескрываемо косящих под кастомы. Особенно радует размер. Dunu SA6, имея на борту шесть излучателей, остаются довольно компактными. Поэтому проблем с размещением в ухе быть не должно ни у кого.

Звукоизоляцию, признаюсь, ждал хуже. Во-первых, у наушников довольно короткий звуковод. Во-вторых, есть компенсационный порт для “дыхания” пары НЧ-арматур, что, согласитесь, нечасто встретишь в чисто арматурных наушниках. Тем не менее, звукоизоляция средняя. Примите во внимание, если слушаете наушники в метро.

НЕМНОГО О ТЕХНОЛОГИЯХ

Наушники 6-драйверные. За низкие частоты отвечает пара арматур от Sonion, с демпфером AcuPass Vented. Это специальный НЧ излучатель со сбалансированным якорем, которому так же, как и динамическому, необходим вентиляционный компенсационный порт на корпусе наушников. В среднем диапазоне трудится пара отдельный излучателей в Knowles. Их же драйвер покрывает верхний регистр, только тут он уже в сдвоенном исполнении.

Коротко об основных характеристиках. Наушники имеют немалый и сулящий темный фон импеданс в 60 Ом. И это действительно так. Фоновый шум не станет помехой. Чувствительность высокая — 113 дБ — поэтому хватит мощности даже миниатюрного свистка. Однозначно, с телефоном я бы не рекомендовал использовать Dunu SA6. Хотя бы из соображений раскрытия потенциала наушников. Производитель озвучивает смелый диапазон в 5 Гц — 40 кГц. Оставим это на его совести.

ЗВУК DUNU SA6

Наконец-то мы дошли до главного. Наушники принадлежат к новой линейке Studio. Что как бы наталкивает на мысль. Так все-таки куда тянет SA6 — к мониторности и аналитичности или прочь от скуки в сторону музыкальности и вкусовщины?

Ответ, как это обычно бывает, где-то посередине. Наушники имеют довольно нейтральный характер с очень аккуратно расставленными акцентами. Dunu не стали делать из них труъ-мониторы, добавив немного красок. Как с шеллами. Так, у SA6 немного подчеркнута область низких частот, но очень тонко. Речь не о количестве, а по-аптекарски точном определении массы. Наушники не обладают броской презентацией низких частот, однако, НЧ-диапазон может похвастаться отличным балансом массы, скорости и глубины. Что в целом здорово сказывается на общей линейности и переходных характеристиках.

Я ждал, что средние частоты будут более заметно уведены в арьергард. Однако, это не так. Dunu SA6 стараются быть (и они таковыми являются) открытыми и прозрачными в среднечастотной области. При этом вокалу отводится заглавная роль. С распределением веса в середине я подметил некоторую особенность, но об этом поговорим в соответствующем разделе.

Пожалуй, верхние частоты получили от меня наименьшее количество положительных откликов. Им хватает разрешения для своего сегмента и выразительности для впечатляющей производительности в целом, однако, более искушенного слушателя они могут не удовлетворить количеством и степенью проработки парциальных тонов.

В целом это довольно нейтральная подача. Открытая, выразительная, с хорошо сбалансированной между собой микро- и макродинамикой и при этом довольно неутомительной подачей. Теперь поговорим более подробно.

НИЗКИЕ ЧАСТОТЫ DUNU SA6

За НЧ в наушниках отвечает сдвоенная арматура AcuPass Vented от Sonion. Ее особенностью является то, что она, как и ортодоксальная динама, требует компенсационного порта для регулировки давления воздуха. С таким подходом доводится сталкиваться впервые, как с самой арматурой с AcuPass Vented. Однозначно, решение интересное, в частности по звуку.

Не могу сказать, что арматура уже впритык подошла к динамическому излучателю по части воспроизведения низких частот, но она несомненно уже нарушила социальную дистанцию. Хорошо, что излучатели наушников не болеют Covid-19. Звучание Dunu SA6 в области НЧ полновесное, убедительное и практически линейное.

Говоря полновесное, я не имею в виду избыточную накачку массой и приданию телу звука гипертрофированных очертаний. Наушники очень четко определяют отношение создателей к балансу частот и их веса.

Весомость умеренна. Что это значит для суб-баса: у наушников хорошее разрешение во всем НЧ-диапазоне, потому суб-бас получает хорошую читаемость и вариативность. Однако, из-за сдержанности по части массы самым нижним слоям НЧ чуть ее не хватает. Ее достаточно для идентификации области, но, по сравнению с более массивными в этой области моделями, недостаточно для пущего психоакустического эффекта ощущения нижних НЧ буквально телом.

Бас в целом радует и оставляет приятные впечатления. Быстрый, с очень хорошей глубиной (ау, динама! Арматура стучится в двери), чуть подчеркнутым мид-басом. Как и должно, арматура обеспечивает выразительную передачу текстуры звука, его шероховатость. Бас склонен к жестокости, нежели динамической упругости. Низ собранный и структурированный. Самый низ — тоже. Нет динамического рокота и ощущения распада вибрации суб-баса на мелкие составляющие, который играет с нами в игры разума, заставляя поверить в телесное ощущение самых низких частот. В остальном в области НЧ Dunu SA6 склонны к естественной передаче атак и затуханий. Правда, последние несколько ускорены, что ранее уже отмечалось. В целом это отличный арматурный бас, линейный и с хорошей глубиной.

Не обладая сверхдетальностью (это вам этажом выше), Dunu SA6 отлично подходят для классического рока. Здесь акцент сделан на гитаре Роудса и, разумеется, на вокале Оззи. Наушники находят отведенную в тыл бас-гитару и бас-бочку и, нет, не переносят в под свет софитов, но замечательно очерчивают, выделяя из лейтмотива. SA6 обеспечивают читабельность любой партии при условии сколько-нибудь адекватного качества записи.

СРЕДНИЕ ЧАСТОТЫ

Средние частоты такие же дуалистичные — мониторно-развлекательные — как и сами наушники в целом. Будучи весьма точными в воспроизведении тембра и имея подчеркнутую микродинамику, они находят место в презентации эмоциональности и остаются при этом по-музыкальному слитными.

Нижняя середина и низы когерентны и органично сплетаются. Кроме того, эта область получает еще и ту подпитку по массе, которую имеет низ. Но чем выше, ближе к верхней середине, ноты заметно истончаются. Это сказывается на чуть более яркой подаче и заметному выделению нижних ВЧ.

Последний момент отражается на восприятии записей с насыщенной областью сибилянт. Например, очень показателен трек Jason Mraz “Life is wonderful”.

Кое-где Dunu SA6 звучат на грани фола, особенно на таком источнике, как Centrance Dacportable. В результате открытая и прозрачная середина с этой утонченностью ВСЧ отражается на синергии с источниками, предельно выразительными в этой области.

ВОКАЛ

Вокал прекрасно выделен и подчеркнут. Позиционирование у него явно центральное и подача располагающая к интимности и формированию эмоциональной связи с исполнителем. Касательно этой истонченности, упомянутой ранее, то она привносит дополнительную энергетику в исполнение обладателям высоких голосов. Но из-за нее мужскому высокому вокалу немного не хватает убедительности, например, Кидису с его высоким баритоном, переходящим в тенор.

Довольно простая аранжировка, строящаяся преимущественно на насыщении низа и середины. В результате она становится сложным испытанием для наушников, благодаря некоторой перегруженности в крещендо. Открытая и прозрачная середина Dunu SA6 тут отлично справляется, сохраняя детализированную подачу и эмоциональную убедительность. Разумеется, вокал мисс Майерс подается как основное блюдо.

Но не вокалом единым. Гитары также роскошно подаются Dunu SA6. Если мы хотим живую, пульсирующую, одновременно хрипящую и тянущую самые чистые и доступные по высоте ноты гитару, то нам к мистеру Уайту. SA6 принудили переслушать этот трек не один раз. Не перенасыщенный бас и техничная середина заставляет вспомнить, почему я когда-то так полюбил этого косматого повелителя дисторшна и флойд роуза.

ВЕРХНИЕ ЧАСТОТЫ DUNU SA6

И напоследок про ВЧ. Как уже я упоминал, на нижних ВЧ есть небольшой всплеск, добавляющий немного блеска презентации. Я бы не сказал, что эти наушники точно противопоказаны ВЧ-фобам, все-таки их здесь не столь много. Скорее акцент на выразительности, чем на количестве.

То же самое, к сожалению, касается обертонов. Дальних ВЧ чуть меньше, чем хотелось бы и довольно быстрые затухания скорее располагают к мониторингу, чем аудиофильской презентации материала. Сама же эта область чуть сглажена и подана скорее в комфортном ключе, нежели целясь подчеркнуть контрасты.

Чего не занимать SA6, так это детализации и раздельности. Сепарация звуков в пространстве соответствует классу, придраться тут можно только если забыть про цену или сильно этого захотеть.

Еще один привет из области ВСЧ-ВЧ, на этот раз от Моррисси. Dunu SA6 создают из всей верхней области в этой композиции хороший контраст-противовес нижним частотам. Основное достоинство, которое тут показывают наушники, это качественное разделение слоев и образов с сохранением энергии, массы и динамики, независимо от насыщенности и перегруженности.

СЦЕНА DUNU SA6

Наушники строят сцену шире средней. Потому построение в основном происходит вдоль воображаемого горизонта, меньше — в глубину. Разделение планов реализовано достаточно хорошо, но не так эффектно, как размашистость “крыльев” сцены. Кроме того, наушники склонны выводить вокал в центр внимания, захватывая его. Так как тела воссозданных образов не гипертрофированы, создается ощущение течение воздуха в пространстве и общей воздушности подачи.

Образы соразмерны, тембрально пропорциональны. Сдвоенные драйвера обеспечивают не только точность тембров, но и достаточно “сочное” звучание, которые может передать еще и тело, плоть и кровь, образов. Мы слышим не только звук, издаваемый виолончелью на Временах года, но и ощущаем деку виолончели.

Подача уже не плоская, ей присуща некоторая трехмерность. Но базовая, без голографичности музыкальных образов. Другими словами, вертикальной проработке пространства уделено явно меньше внимания, чем горизонтальной.

Наушники хорошо отзеркаливают не только частотный или тембральный характер источника, но и воссоздаваемое в композиции пространство. Dunun SA6 одинаково умело передали масштабность на саундтреке к “Бэтмен против Супермена” от Ханса Циммера с присущими Заку Снайдеру пафосом и эпичностью. Но и обеспечили напор звучания и динамическую сконцентрированность, подобную пуле, в другом саунд треке. На этот раз из Тарантиновского “Джанго”. Оба кейса хороши настолько, что я не смог не просто не привести иллюстрацию в этот мини-раздел, но и обойти один из них стороной.

Жанрово наушники можно считать универсальными. Некоторые вопросы только остались при прослушивании электронной музыки. Потому что в этом случае НЧ немного не хватало массы в самом-самом низу. А также и всякий нойз-дисторшн вроде NIN. Или Мэнсона. Тут явно нужен звук пожирнее. В остальном нет проблем ни с классической музыкой, ни с современными жанрами. Еще раз подчеркну хорошую синергию SA6 со записями классического рока.

НЕМНОГО О СРАВНЕНИИ

Я не хочу и не могу сравнить со всеми наушниками, сопоставимыми по классу, но отмечу две модели — iBasso it04 и Moondrop S8.

Итак, что касается iBasso, то SA6 на их фоне в большей степени соответствует “Studio” в своем названии. НЧ у Dunu более нейтральные, а ВЧ подаются в чуть более сглаженной манере. Однако, iBasso в верхнем диапазоне демонстрирует чуть большую слоистость и эффектность. Хотя по части разрешения я бы не выделил явного фаворита. Лично для меня Dunu звучат интереснее по двум причинам. Во-первых, я не люблю динамические НЧ такие, какие “готовит” iBasso в своих гибридных моделях. Во-вторых, средние частоты SA6 я нахожу интереснее, чем у it04. Прежде всего за счет той ясности и выразительности, которую они демонстрируют.

Что касается Moondrop S8, то Dunu SA6 звучат явно ровнее на НЧ, демонстрируя на фоне S8 едва ли не мониторный бас. Кроме того, нижняя середина S8 теряется в тени массивного мид-баса. Также S8 заметно агрессивно звучат в области верхней середины. Еще более навязчиво, чем SA6, которые на фоне могут показаться даже несколько расслабленными. В целом SA6 звучат более естественно и сбалансировано.

ATMOSPHERIC IMMERSION

Dunu в модели SA6 предусмотрели возможность тюнинга на лету. И назвали это “атмосферным погружением”. Работает она очень тонко и мягко, добавляя нижним частотам и нижней середине небольшую порцию тепла и веса. Как следствие, происходит небольшая коррекция (до + 2-3 дБ) области до 300 Гц. Эта корректировка не столь значительная, чтоб изменением сразу бросалось в глаза, но оно достаточное для того, чтобы изменить ощущение от этой области.

Включение тумблера на корпусе наушников чуть смягчает подачу за счет небольшого выделения нижнего диапазона. Отдельно похвалю реализацию. Включить опцию очень просто и не нужно прибегать к помощи булавок или скрепок. Если вам не хватит баса на EDM, то смело включайте тумблер. Наушники, конечно, не заставят ваш мозг вибрировать, но какое-то “погружение” (недаром это так назвали) присутствует. Тонкий, но заметный тюнинг.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новая линейка Studio от Dunu представлена сразу двумя моделями. И про старшую, 6-драйверную SA6, я могу сказать, что она мне приглянулась. Потому что помимо роскошного внешнего вида, который не всегда можно получить и за 2 тысячи долларов, наушники предлагают сбалансированный звук с выдержанным тональным балансом, хорошую техничность и умением работать с эмоциями и пространством.

Наушники, конкретно SA6, сложно оценить как сугубо инструмент мониторинга (так уместнее говорить про младшую модель). Но это очень взвешенный и обдуманный шаг. Модель за 600$ в области профессиональных мониторов требует определенной репутации бренда именно среди профессионалов. Однако другое дело начальный сегмент, где как раз можно сделать имя.

Все-таки аудиофилия и профессиональная работа со звуком (будь то сведение или непосредственное исполнение) — это все-таки две большие разницы.

Европейская норка

Европейская норка

Европейская норка — считается весьма ценной, в связи с наличием у неё теплого и достаточно красивого меха, который характеризуется разнообразием цветов и оттенков. Существует, как дикая норка, так и домашняя норка, причем некоторые любители уникальных животных содержат у себя норок в качестве домашних питомцев, но никак не для получения ценного меха.

Европейская норка: описание

Норка представляет хищное млекопитающее семейства «Куньи» и рода «Ласки» и «Хорьки». Обитая в естественной среде, это животное предпочитает вести полуводный образ жизни. Как и у выдры, которая является родственницей норки, у норки между пальцами располагаются плавательные перепонки.

Внешний вид

Взрослые особи вырастают в длину до полуметра, при этом их вес составляет не больше 1 килограмма. Тело у этого млекопитающего удлиненной формы, достаточно гибкое, при этом хвост короткий, а конечности небольшие. Средняя длина тела находится в пределах 40 сантиметров, а вес – 650 граммов. Длина хвоста составляет порядка 2-х десятков сантиметров. Шерстяной покров обладает водоотталкивающими свойствами, поэтому норка может без проблем находиться в воде длительное время. Шерсть короткая, но очень густая. Кроме этого, у норки есть еще подшерсток, который также обладает водоотталкивающими характеристиками. Как правило, времена года не оказывают никакого влияния на густоту шерстяного покрова, что делает его качественным в любое время года.

Голова у норки сравнительно небольшая, при этом область морды уплощена и заужена по направлению вниз. Уши сравнительно маленькие, округлой формы, что делает их мало заметными на фоне густого и плотного меха. Глаза, хотя и небольшие, но достаточно выразительные, с живым и подвижным взглядом. Из-за особенностей образа жизни, между пальцами лап животного имеются перепонки, которые больше развиты на задних конечностях.

Интересно знать! Домашняя норка отличается тем, что у нее окрас меха более разнообразный, по сравнению с ее дикими сородичами. Селекционеры, чтобы охарактеризовать всевозможные оттенки окраса шерстяного покрова, пользуются терминологией, аналогичной определению окрасов драгоценных камней и металлов. Поэтому совсем неудивительно, что домашние норки характеризуются сапфировым, топазным, жемчужным, серебристым, стальным и т.д. типами окрасов.

Окрас шерсти диких норок более привычный и более естественный, поэтому встречаются особи, окрас шерстяного покрова которых выполнен в одном из оттенков рыжеватого, коричневатого ил буроватого цветов. Кроме этого, встречаются особи темно-коричневого или почти черного цветов, при этом вкрапления белого цвета присуще, как для домашних норок, так и диких ее сородичей. Белые отметины могут присутствовать в области груди, на морде и на животе млекопитающих.

Характер и образ жизни

Европейская норка характеризуется подвижным и живым характером поведения. Как правило, этот хищник предпочитает вести одиночный образ жизни, занимая конкретную территорию, площадью в пару десятков гектаров. Основная активность хищника приходится на темное время суток, хотя можно увидеть, что норка охотится и днем. Несмотря на тот факт, что это полуводное животное, большую часть жизни норка проводит на суше, где она находит для себя пропитание.

В летний период, когда объектов пропитания вполне достаточно норка в поисках пропитания преодолевает не больше 1 километра, а вот в зимний период, когда с пропитанием проблемы, норка может преодолевать и большие расстояния. Двигаясь в поисках пищи, для этого животного практически не существует преград, тем более, что норка прекрасно плавает и ныряет.

Находясь в толще воды, она перемещается за счет одновременных движений передними и задними конечностями, поэтому создается впечатление, что это животное не приспособлено к водной стихии, так как движения выглядят неровными, в виде неравномерных толчков. Даже течение реки, если оно не особенно стремительное, не может сбить с пути этого хищника.

Интересный факт! Норка не просто умеет плавать и нырять. Она может ходить по дну водоема, цепляясь когтями за его поверхность.

На суше норка чувствует себя не настолько уверенно. Она способна взобраться на дерево только в случае серьезной опасности. Может самостоятельно вырыть для себя нору, но при случае может занять чью-то пустующую. Формирует для себя укрытия в трещинах или углублениях грунта, в дуплах деревьев, которые располагаются не слишком высоко от поверхности земли, а также в густой прибрежной растительности.

Норка, по сравнению с другими представителями данного семейства, предпочитает все время пользоваться одним жилищем. Нора у этого хищника неглубокая и состоит из места для отдыха, из места для уборной, а также из двух входов/выходов. Один из входов обязательно ведет к воде, а второй выход может находиться среди густых зарослей растительности. Главная камера, предназначенная для жилья, выстилается различными сухими компонентами, в том числе и птичьими перьями.

Сколько живет норка

Особи, обитающие в естественных условиях, живут не больше одного десятка лет, а вот особи, содержащиеся в условиях неволи, могут прожить в 2 раза дольше.

Половой диморфизм

Отличить самку от самца можно, если сравнить их размеры, так как самцы характеризуются большими размерами тела. Что касается других внешних различий, то они не существенные, поэтому можно смело говорить о том, что половой диморфизм выражен достаточно слабо.

Где обитает

Где обитает

Еще не так давно подобные хищники обитали на обширных территориях, начиная от Финляндии и заканчивая Уралом, при этом южные границы ареала обитания заканчивались на Кавказе, а северные границы – на Пиренеях. Западные границы были связаны с территорией Франции и Испании. К сожалению, этим зверькам не повезло и, из-за ценного и красивого меха человек активно охотился на этих животных. Особенно активным было истребление в последние 150 лет, из-за чего общая численность норок существенно снизилась, а их ареал обитания заметно сузился.

В наше время этих млекопитающих еще можно встретить на территории Испании и Франции, в Румынии, в Украине, а также на территории России. На территории нашей страны норки даже в наше время не находятся в полной безопасности. Кроме этого, европейская норка не выдерживает конкуренции с американской норкой, которая вытесняет европейскую норку из ее естественной среды обитания.

Европейская норка предпочитает селиться вблизи различных водоемов, особенно тех, которые не имеют крутых берегов, но при этом берега имеют обильные заросли различной растительности. Для ее жизнедеятельности больше подходят небольшие речки или просто ручьи, поэтому в пределах широких и крупных рек этот хищник практически не встречается. Обитает норка также в условиях степных зон, но с обязательным наличием различных водоемов. Этого небольшого хищника можно встретить у подножий гор, в пределах быстрых горных рек, береговая зона которых имеет заросли различной растительности.

Чем питается

Норка – это хищное млекопитающее, поэтому животная пища составляет основу ее рациона питания. В водоемах она ловит рыбу и других водных обитателей, а также их икру. Находясь на суше, рацион питания расширяется за счет различных грызунов, а также небольших пернатых, если повезет поймать. Кроме этого, в меню могут присутствовать всевозможные насекомые. Животные, поселившиеся рядом с человеческим жилищем, при недостатке кормовой базы, охотятся на домашнюю птицу, а если с кормами совсем туго, то подбирают пищевые отходы человека.

Важно знать! С наступлением зимних холодов, эти животные занимаются обустройством кормовых складов, для чего животные используют свои норы или специальные камеры для хранения запасов. Как правило, норки всегда запасают на зиму достаточно объектов пропитания, так что к зимним холодам этот хищник готов всегда.

Норка характеризуется тем, что она всегда отдает предпочтение свежему мясу, поэтому может голодать некоторое время, но к протухшему мясу может притронуться только в крайнем случае.

Размножение и потомство

У этих животных брачный период начинается зимой, в феврале месяце и продолжается до апреля месяца. Этот период характеризуется тем, что самцы часто дерутся, о чем свидетельствуют громкие звуки, в виде визга, издаваемые соперниками. Когда снег еще лежит на поверхности земли, места токовищ можно определить по натоптанным вдоль берегов тропам. После завершения этого периода, как самцы, так и самки занимают свои территории и, их может ожидать следующая встреча только на следующий период размножения.

Самка вынашивает свое потомство на протяжении 40 дней или чуть дольше, после чего на свет появляется от 2-х до 7 детенышей, хотя в среднем появляется на свет около 5 малышей. Появившееся на свет потомство слепое и абсолютно беспомощное. На протяжении 10 недель мать кормит свое потомство молоком. Через пару месяцев после появления на свет молодь начинает выходить из норы, отправляясь с матерью на поиски пропитания. Еще через месяц молодые норки стают полностью самостоятельными животными.

Важно помнить! Несмотря на тот факт, что семейство «куньи» не имеют никакого отношения к семейству «псовые», детенышей норки принято называть щенками.

Несмотря на то, что уже к 3-м месяцам жизни молодь становится взрослой, семейство живет вместе до наступления осени. Только потом молодые норки отправляются на поиски своих территорий. Особи становятся половозрелыми в возрасте 10 месяцев.

Естественные враги норок

Естественные враги норок представлены в основном двумя видами животных – выдрой и американской норкой, которая является родственницей. Американскую норку в свое время завезли на территорию России, после чего она стала притеснять, а порой и уничтожать свою европейскую родственницу, так как она имеет меньшие размеры.

Кроме хищных животных, для европейской норки особую опасность представляют различные болезни, при этом разносчиками опасных, паразитарных болезней являются американские норки.

Популяция и статус вида

Европейская норка в наше время оказалась на грани полного исчезновения, поэтому занесена в Красную книгу. По мнению специалистов, уменьшение численности вида связано:

  • С потерей природных мест обитания, связанной с жизнедеятельностью человека.
  • С промыслом, а также с действиями браконьеров.
  • С уменьшением разнообразия кормовой базы.
  • С наличием конкурента в виде американской норки.
  • С процессом гибридизации с хорьком, поскольку самцы подобных гибридов являются бесплодными.
  • С увеличением численности некоторых естественных врагов, таких, как лиса.

Действие подобных факторов привело к тому, что дикая норка оказалась на грани вымирания. В ряде стран, на территории которых еще встречаются эти хищники, принимаются меры, предназначенные для сохранения и приумножения численности подобных животных. Благодаря наличию природоохранных мер, осуществляется контроль численности норок, воссоздание природных условий обитания, а также создание резервных популяций с программами по консервации генома. Для этого дикие особи содержатся и разводятся в условиях неволи на случай, если эти животные исчезнут, обитая в условиях дикой природы.

На протяжении столетий человек занимался потребительством по отношению к этим животным, истребляя их из-за теплого, красивого меха. К сожалению, это касается не только норки, но и многих других животных, которых человек истреблял и истребляет, не задумываясь о последствиях.

К сожалению, человек начинает понимать, но становится слишком поздно. В результате, от обширного природного ареала обитания остались лишь незначительные островки, на которых еще можно встретить подобных млекопитающих. Поскольку в ряде стран принимается ряд зоозащитных мер по сохранению и приумножению численности этих животных, имеется надежда на то, что норки могут выжить, а затем расселиться по свои местам обитания. Конечно, шанс есть, но он совсем небольшой, поскольку в последнее время человек все активнее обживает новые территории, не оставляя никаких шансов для многих животных и других представителей живой природы.

В заключение

Имеется надежда на то, что человек все же одумается и начнет вкладывать средства в живую природу. К сожалению, колоссальные средства уходят совсем на другое, так как человек никак не может ужиться (мирно) друг с другом на нашей Планете. Создается впечатление, что он готов уничтожить все ради того, чтобы иметь безграничную власть над себе подобными. Об этом свидетельствуют постоянные конфликты с применением оружия, которого на нашей Планете в избытке, не говоря уже о ядерном оружии, которое может уничтожить все живое на земле за считанные минуты. Человек не понимает, что, оставшись на земле в единственном виде, его постигнет та же участь, что и других представителей живой природы.

Европейская норка – это уникальное животное, которое выполняет весьма важную роль в обеспечении баланса экосистемы нашей Планеты. Она помогает человеку в борьбе с различными грызунами, регулируя их численность на определенном уровне. Это же актуально и по отношению к другим живым обитателям, постоянство численности которых играет очень важную роль для человека, а также для живой природы в целом.

Трейл, кантри, эндуро, ДХ, оллмаунтин — в чем же разница?

К подготовке этого материала я подходил несколько раз. С классификацией дорожных велосипедов было значительно проще. Слишком уж много на начало 2018 года маркетологи и инженеры (но в основном таки маркетологи) наплодили различных велосипедов, которые входят в категорию МТБ или «горного велосипеда». Я попытаюсь сделать максимально комплексный материал и с радостью выслушаю корректировки и замечания.

Перво-наперво нужно разобраться с этимологией слова МТБ, он же маунтенбайк, он же горный велосипед. Если говорить очень обобщенно, то это велосипед з более широкими покрышками чем дорожные велосипеды и основное его предназначение — езда по пересеченной местности. Львиная часть выпускаемых горных велосипедов за всю свою жизнь гор то как раз и не видит.

Начать рассказ о МТБ стоит с того, что велосипедом по сути не является, но укоренилось в сознании многих именно как «крутой горняк». Речь, конечно же, об ашан-байках. Интересно то, что эта напасть, зародившись в мтб-сегменте, постепенно начинает распространятся на другие категории, например уже существуют ашан-шоссеры. Но все ашаны объединяет одно — максимальная дешевизна комплектующих, низкий уровень качества, общая несуразность исполнения и копирование велорам 10-20 летней давности. Кстати, на фото мой первый велосипед, только в другой расцветке:

Скрупулезно нужно подойти к выбору критериев классификации МТБ-братии. Побочными критериями разделения будет стандарт колес и конструкция. Основным — предназначение велосипеда для конкретных дисциплин и стилей катания.

Размер колес

О различиях колесных стандартов написана тьма разного, к тому же у нас в блогах есть материал. На данный момент в МТБ-сегменте доминируют две размерности — 29″ и 27,5″(650b). Найнеры превалируют в скоростных дисциплинах где большую часть времени нужно крутить педали и ехать вверх, а 27,5 завоевали себе место под солнцем в гравити-сегменте. Но это не значит, что 650b нельзя встретить в кросс-кантри, а многие производители с 2017 года начали активно продвигать 29 покрышки даже в даунхилл. Так что это очень условное разделение. Фановым трендом последних лет стали так званые плюсовые покрышки — 27,5+, про них тоже есть статья. Используются на трейловых байках и при постройке электробайков.

24″ колеса можно увидеть только на очень старых даунхильных и фрирайд велосипедах, 26″ тоже постепенно уходит с рынка, новые модели на этом стандарте встречаются все реже и реже.

Размер влияет на такие характеристики колес как накат, способность перекатываться через препятствия (угол атаки), вес, неубиваемость, удобство руления. Колесо большого диаметра сложнее сделать одновременно крепким, легким и приемлемым по стоимости, но оно лучше едет по корням и каменистым участкам, при этом чуть менее маневренное. В связи с этим некорректно ставить знак равно между понятиями найнер—хардтейл или найнер—кантрийник, размер колес сейчас существует в отрыве от дисциплины, конструкции подвески и стиля катания.

Конструкция

В плане конструкции рамы и подвески велосипеда вариантов не так много. Начать надо с ригида — когда вилка, перья и рама практически неподвижны в вертикальной плоскости и не имеют сколь ощутимого хода. Такие велосипеды популярны, в основном, в среде BMX, дерта и гибридов. Но сразу возникает вопрос, стоит ли их причислять к категории МТБ. Иногда ригидные вилки ставят на кросскантрийные велосипеды, в зависимости от условия использования, к примеру для участия в гонках без сложных спусков или зимой, чтобы не убивать амортизиционную вилку. Именно к категории ригидных МТБ относится крокодил Pride Rocksteady.

Велосипеды с амортизационной вилкой и жесткой рамой называются хартдейлы. Самая распространенная категория велосипедов — от макетов до топовых самолетов за много тысяч уе.

Есть еще специфичный вид, который носит название софттейл. Конструктивно у подобных велосипедов сильно играют задние перья, между ними нет линка и присутствует механизм (демпфер), который смягчает удары колеса о неровности. Но полноценной подвеской такая конструкция не является. Вот вам пример софттейловой рамы — Litespeed Unicoi.

Подвесы — велосипеды, которые имеют подвижный задний треугольник с амортизатором (с металлической или воздушной пружиной). Такая конструкция позволяет заднему колесу постоянно иметь контакт с неровной поверхностью во время езды и, как побочный эффект, делает езду значительно мягче. Именно подвесы, в идеале, и являются нормальными «горными велосипедами». Но не будем спешить с выводами и запутывать вас.

Геометрия

О геометрии в мтб можно написать книгу и не одну. Главные показатели — это:
1 рич (обозначает длину переднего треугольника, влияет на вытянутость посадки)
2 длина задних перьев (считается, что чем короче, тем велосипед резче, чем длиннее — тем стабильнее на скорости)
3 угол рулевой (от 70 до 60 и чем этот угол меньше, тем велосипед более предназначен для езды вниз и адского валева)
4 угол подседельной трубы
5 стендовер (чем ниже верхняя труба, тем больше свободы для райдера, но сильно низко опускать тоже нельзя)
6 трейл (сложнопонимаемый новичками параметр, скажем грубо — вынос оси крепления переднего колеса за ось рулевой, влияет на управляемость)
7 колесная база
8 длинна выноса (чем короче, тем легче велосипед дергается вверх, но тем тяжелее на нем ехать вверх)

А еще нужно вспомнить о ходах вилки и подвески, ведь это тоже влияет на поведение и предназначение велосипеда.

МТБ по типу использования и назначению

Кросс-кантри, кантре, ХС, cross-country

Самый распространенный вид велосипедов в наших краях. Кросскантри, в быту, это катание по пересеченной местности. Например выезд в соседний парк уже фактически можно признать кантри, с натяжкой. Но если смотреть более узко, то XC — спортивная дисциплина, в которой гонщики преодолевают трассу, состоящую в равной степени из спусков, затяжных подъемов и торчей с небольшим количеством техничных секций. Если обобщать, то главная цель ХС состоит в страдании и езде вверх. В зависимости от формата и длительности, различают XCO, XCM и XCE. XCO, она же олимпийка, отличается длинной трека в 2-4 км и наматыванию кругов по этой трассе. Быстрый и изматывающий вид спорта. XCM подразумевает длительные дистанции, на то он и марафон. Часто проходят несколько дней, с радиальными или последовательными маршрутами.

Велосипеды для кантри должны быть максимально легкими, жесткими и быстрыми. Для XCO преимущественно выбирают хардтейлы, для марафонов — подвесы. Но это весьма условно, ведь и Нино Шуртер (Чемпион мира по XCO), и Ярослав Кульхави (звезда мирового кантри) ездят на подвесах.

Стандартом для кантри принято считать ход вилки и подвески в 100мм, с небольшими частными отклонениями. Такой себе баланс между хоть какой-то амортизацией и эффективностью педалирования. При этом производители вилок и аммортов постоянно ищут решения по обеспечению максимальной жесткости подвески и работе только на неровностях. Так появились системы Brain от Specialized и Terralogic от FOX.

Выноса на кантрийники ставят различной длинны, но опускают руль как можно ниже, это упрощает карабканье в совсем уж отвесные торчки. Вот как на BMC Teamelite.

С этой же целью все бьются над уменьшением веса. Хороший топовый хардтейл весит около 8 кг, подвес обычно на килограмм тяжелее. По геометрии за последние пару лет изменилось многое. Перья становятся все короче, углы уходят все дальше от общепринятых 69-70, это обусловлено постоянным усложнением ХС-трасс.

Касательно стандартов, то категория XC полностью отдана на съедение найнерам. 27,5″ можно найти только у низкорослых спортсменов или у больших оригиналов. Найнеры пришли надолго.

А вот дальше тенденция простая — хода больше, руль выше, вынос короче, угол позаваленней, колеса и рама помясистее, колесная база длиннее.

Трейл, Trail

Понятие трейлового катания и, соответственно трейлового велосипеда, возникло в мозгах у маркетологов. Причем его начали со всех сил пичкать эпитетами «фан», «веселье», «радость» и «свобода». Такие себе Свидетели Трейлового Иеговы. Но пользователи попробовали и им действительно понравилось. Трейловый велосипед будет занимать место между кантрийником и эндуриком. Такой себе XC-переросток. Хода вилки и подвески у трейловых велосипедов обычно 120-130мм. Углы совсем немного более пологие чем у кантри-велосипедов. Фактически это среднестатистический «велосипед для всего». И в горку приятно едет, и вниз можно получить удовольствие. Размер колес, по сути, для трейла не сильно важен. Много найнеров, много 650b. В этом сегменте точно максимально прижились плюсовые покрышки — 27,5+. Потому что цепкие, в меру тяжелые, прощающие ошибки. И можно я не буду еще раз упоминать «фановость»?

Большинство трейловых велосипедов — подвесы, но существует и очень занимательный сегмент трейловых хардтейлов, с ходами вилки 130-150мм и углами рулевой от 68 до 65 градусов.

Отличительной чертой трейлового велосипеда выступает так званый дроппер — подседел с дистанционно регулируемой высотой. Он позволяет в нижнем положении комфортно ехать вниз, а в верхнем эффективно педалировать в гору. Используется активно в эндурных велосипедах и начал постепенно завоевывать любовь кантрийной тусовки.

Lapierre Zesty — типичный представитель трейловых байков

Скажем так, если мне приспичит поменять на что-то свой кантрийный найнер, то это будет трейловый велосипед.

Эндуро, Enduro

Берем трейловый велосипед, обязательно подвес. Делаем ему более жесткую раму. Разгоняем хода до 150мм и еще сильнее заваливаем рулевую.

Вуаля, у нас вышел эндуро — велосипед для техничного агрессивного катания с преимущественной ездой вниз по довольно сложных участках. Но по специфике конструкции, напрягшись, на эндуро велосипеде можно ехать и вверх. Именно так проходят гонки мировой эндуро-серии EWS.

Оллмаунтин, Allmountain, AM

Все, можете забыть, нет больше вашего оллмаунтин. Точнее, маркетологи решили разделить эту категорию на трейл и эндуро, в зависимости от ходов и предназначения. Выгоднее. А так AM был в глазах пользователя универсальным гравити-велосипедом с ходами от 120 до 160мм. Сейчас АМ сместился в сторону трейла, если смотреть очень грубо, то заканчивается он на 150мм хода подвески.

Очень характерным представителем этой уходящей категории является Specialized Stumpjumper FSR. По концепции, АМ-байк предназначался для «заезда на вершину горы и быстром спуске с нее», что сейчас вкладывается в понятие эндурика.

FreeRide

Это очень крепкие, тяжелые велосипеды, предназначенные для спусков по неподготовленным трассам и горным склонам.

Могут похвастаться двухкоронными и однокоронными вилками с ходами в 180-200 мм, специфической геометрией, мясными пружинами, и тотальной неубиваемостью. Коротко — тебя забрасывают на вершину вертолетом, одного, голодного. Ты должен быстро спуститься вниз. Если по дороге замочишь велосипедом лося или медведя — то красавчик и будешь иметь ужин. Велосипед при этом никак не страдает. Самое жуткое и отбитое велосостязание в мире RedBull Rampage изначально было фестивалем фрирайдных велосипедов.

Даунхил, скоростной спуск, ДХ, DH, downhill

Это конечная ступень развития подвесов — максимальный ход в 200мм, только двухкоронки, нулевые выноса, широченные рули, максимально острый угол рулевой, длинная база, солидный вес, широкие втулки, тяжелые цепкие крепкие колеса.

Все направлено на максимально быстрый спуск по подготовленному треку. Скорости под 60-70 км/ч и специализированные соревнования. Даунхил для сильных духом и владельцев стальных яиц. И, как и XC, это соревновательная дисциплина.

Экзотика

Фэтбайки, Fatbike, Fat, фэт

Фэтбайки выделяются во всем. И внешним видом, и ощущениями от езды, и весом, и проходимостью. Они разработаны для езды по рыхлым и сыпучим поверхностям, таким как снег и песок. Но при должной сноровке для фета не будет помехой даже молодая лесная поросль. Такие показатели достигаются путем установки широченной резины от 4 дюймов. При этом давление выбирается минимальное, до 1 атмосферы.

Очень нишевые но веселые коляски. Выпускаются, в основном, в ригидном исполнении, ведь объемные колеса отлично перебирают на себя роль подвески. Между тем некоторые производители выпускают и фет-вилки и фетовые подвесы, но это уже кажется сильно лишним. Кстати, учитывайте, что по жидкой грязи фетбайки ездят скверно, так как не могут достать шипами до твердой поверхности. Для таких условий намного лучше подходят узкие покрышки, как у циклокросса.

Электровелосипеды

Ниша электроМТБ растет как на дрожжах! Найти велосипед с электроприводом можно практически в любой категории — от кантри до ДХ. Но самые интересные екземпляры встречаются в категории электро-AM и электро-Эндуро. Мощные движки с pedal assist, нормальные хода и цепкие покрышки. Они созданы для веселья, но пока цена на них выходит за понятие «средняя». У нас как раз сейчас на обзоре три таких монстра от немецкого производителя Haibike.

Дерт, DJ, Dirt Jump

Короткие велосипеды, с максимально заниженным седлом и низкой рамой. Предназначены для памптреков, прыжков, и трюков.

Синглспиды, вилка или ригидная, или аммортизационная с жесткой пружиной и настройками.

Слоупстайл, Slope style bikes

Обычно это короткоходные 100мм подвесы и низкой крепкой рамой.

Стихия — огромные пролеты с исполнениями трюков, фокроса или парного слалома. Не знаю, зачем я их сюда включил, это не МТБ вообще.

Триал

В комментариях к статье на Facebook спросили, почему не написано про триал. Хороший вопрос. Я думаю, что триал, при всей своей сложности, требовательности к райдеру и всей специфике вообще отдельное явление. Это трюковая дисциплина, в которой велосипедист должен пройти полосу препятствий используя все навыки отрицания гравитации. Зрелищно, но уже сродни высокому искусству.

Велосипеды для триала крайне специфичны. Низкая рама, отсутствие седла, високий руль с длинным выносом — все направлено на максимальный контроль велосипеда. Кстати, как оказалось — в Киеве существует довольно плотное комъюнити велотриалистов, надо будет подготовить о них материал.

Модельные ряды производителей МТБ

Specialized

Самый полная коллекция МТБ традиционно у Спеша. При этом практически все модели чем-то примечательны.

Подвес Epic — легенда в сегменте кантри. К тому же в 2017 году он получил совершенно новую систему подвески, инженеры отказались от FSR. Плюс спеши создали хардтейл версию.

Не меньше внимания в этом сезоне получила обновленная Endura — новый дроппер, подтянутая геометрия и очень агрессивное поведение на трейле.

За сегмент Трейл, оллмаунтин и даунхил отвечают уже солидный по возрасту Camber, зажигательный Stumpjumper FSR и Demo8, которую хотят все, но никому не говорят об этом.

Cannondale

Каннондейл не сильно балует любителей даунхила, максимум, что они могут предложить сорвиголовам это Jekyll и Trigger.

Зато американцы хорошо наполнили сегмент трейловых байков — Habbit и Bad Habbit приятны по цене и отлично веселят райдера.

О кантри нужно сказать одно — новый Scalpel Si. Технологически близок к совершенству и основной конкурент спешового Епика.

Giant

А вот Джаянты на гребне волны. АМ-сегмент они закрыли трейловым Trance и эндурным Reign.

Ну и признанный многими райдерами даунхильный Glory тоже на месте, не дождетесь.

Много интересного вы сможете найти в инфо-разделе Veliki.com.ua

Фелт в принципе больше заточен под шоссе и триатлон, но завоевывать МТБ рынок нужно.

Самыми яркими, на мой взгляд, у них вышли трейловые велосипеды на «плюсовых» колесах — Surplus и Compulsion.

Если в двух словах, то это все, что можно на скорую руку рассказать о МТБ велосипедах. Все возникшие вопросы задавайте в комментариях и на фейсбуке.

Подборка видео по теме

Источники:

https://velojournal.net/modelnyy-ryad-vilok-suntour-chem-otlichayutsya-i-chto-luchshe
https://era-in-ear.com/dunu-sa6-your-sweet-six-six-six-pogruzhenie-v-atmosferu
https://faunistics.com/evropejskaya-norka/
https://bikeincity.com.ua/trejl-kantri-jenduro-dh-ollmauntin-v-chem-zhe-raznica/