Нормативы по велоспорту шоссе

Содержание скрыть

Шоссейный велоспорт

Шоссейный велоспорт — одна из дисциплин велоспорта, подразумевающая гонки по дорогам с твёрдым покрытием на шоссейных велосипедах. Олимпийская дисциплина с 1896 года.

Шоссейный велоспорт относится к летним видам спорта, сезон стартует ранней весной и заканчивается осенью. Наиболее престижные соревнования проходят в период с марта по октябрь.

История шоссейного велоспорта началась в 1868 году, [1] а первая крупная велогонка, «бабушка всех однодневок» — Льеж — Бастонь — Льеж, проводится начиная с 1892. Большинство самых известных и престижных в настоящее время гонок появилось в конце 19 — начале 20 веков.

Является наиболее популярной и развитой в коммерческом отношении дисциплиной велоспорта. Особенно популярен в Европе, где проходят важнейшие шоссейные велогонки: легендарные классические однодневки и гранд туры.

Соревнования делятся на групповые гонки и гонки с раздельным стартом. По классификации UCI велогонки делятся на разные категории, имеющие числовые обозначения. С 2009 года гонки высшей категории, подведомственные UCI, входят в ПроТур, а гонки, принадлежащие организаторам гранд туров, составляют серию Монументов велоспорта. По итогам выступлений на всех соревнованиях велосипедисты получают баллы в Рейтинг UCI.

Содержание

Специализации гонщиков

Классик

Специалист классических однодневок, способен преодолевать неровности рельефа и длительное время находиться в отрыве, сохранив при этом достаточно сил на финиш. Может одержать победу на отдельных этапах многодневных гонок, но не обладает достаточной восстанавливаемостью и стабильностью, чтобы бороться за высокие места в генеральной классификации.

Спринтер

Обладает большой мышечной массой и резким рывком на финише, но выпадает даже на небольших подъемах. Силовые спринтеры предпочитают мощный раскат своего поезда и финиш с колеса разгоняющего, более резкие самостоятельно выбирают позицию в голове пелотона и выигрывают за счет «взрывного» рывка. Некоторые спринтеры способны неплохо преодолевать горы и финишировать в небольшой подъем.

Раздельщик

За счет аэродинамической посадки, правильного педалирования и достаточной мышечной массы, раздельщик обладает хорошим индивидуальным ходом. Он может держаться в горах при ровном темпе, но во время атак, как правило, выпадает. Такие гонщики проводят хорошие смены и могут долгое время находиться на первой позиции в группе, не сменяясь, а также пытаться убежать в одиночку. Но основная их специализация — гонки с раздельным стартом.

Горняк

Легкий спортсмен, обладающий хорошим рывком в гору. Обычно горняки преодолевают перевалы в рваном ритме, пытаясь сбросить соперников «с колеса», при этом хорошо восстанавливаются в горе. Во время атаки они часто приподнимаются из седла, «танцуя на педалях». Но за счет небольшой массы тела, их выдувает из группы на равнине при сильном боковом ветре. Горняки также обладают худшим индивидуальным ходом, нежели раздельщики.

Мастер скоростного спуска

Умеет грамотно проходить технически сложные спуски, за счет чего может заработать большое преимущество, атакуя под гору. Может уверенно спускаться с незнакомых перевалов и при плохих погодных условиях.

Универсал

Велогонщик, сочетающий в себе несколько разных специализаций. Если спортсмен не борется за победу в общем зачете, он может пытаться уходить в отрывы на этапах разного профиля.

Генеральщик

Гонщик, нацеленный на борьбу в генеральной классификации многодневок. Генеральщиком может быть горняк, хорошо едущий разделку, или раздельщик, умеющий держаться в горах. Для победы в общем зачете велосипедист должен хорошо восстанавливаться в процессе гонки.

Грегари

Грегари выполняет работу на капитана команды: возит «на колесе», ловит атаки конкурентов, передает воду и питание из технички. Он жертвует своими шансами ради общекомандного успеха. Наличие в команде хороших грегари, способных оказать поддержку в решающие моменты гонки, является одним из важнейших факторов для обеспечения победы ее капитана.

Виды шоссейных гонок

Классическая однодневка

Велогонка, проходящая по классическому маршруту (иногда, с незначительными изменениями) в течение одного соревновательного дня. Большинство таких гонок проходит весной, в начале сезона, и осенью, в его завершении. Сложность однодневок заключается в большой длине дистанции (за 200 км), пересеченном рельефе и трудном для преодоления дорожном покрытии (брусчатка, гравий, или просто разбитая дорога).

Наиболее известные классики:

    Милан-Санремо Тур ФландрииГент — Вевельгем Париж — Рубэ Амстел Голд РейсФлеш ВалоньЛьеж — Бастонь — ЛьежКлассика Сан-СебастьянаДжиро ди Ломбардия Париж — Тур

Критериум

Однодневная круговая гонка по очкам, обычно проходящая в пределах города. Наибольшую известность имеют критериумы, проводящиеся после окончания главной велогонки сезона, Тур де Франс, с участием ярко выступивших на ней спортсменов.

Исторически сложилось, что слово критериум присутствует в названии французской многодневки Критериум ду Дофине Либере, которая критериумом не является.

Многодневка

Велогонка, состоящая из этапов, продолжительностью от нескольких дней до более, чем недели. На многодневке разыгрываются победы в общем зачете и на отдельных этапах, обычно присутствуют и другие классификации. В отличие от однодневных соревнований, гонщики должны распределить свои силы на все этапы.

Наиболее известные многодневки:

    Париж — НиццаТиррено — АдриатикоТур Страны БасковКритериум ду Дофине ЛибереТур Швейцарии Тур Каталонии Тур ГерманииЭнеко Тур

Гранд тур

Гранд тур — самый престижный вид соревнований в шоссейном велоспорте, победа на нем ценится больше, чем успех на любой другой гонке (включая чемпионат мира и Олимпийские игры).

Представляет собой трехнедельную многодневку, состоящую из 21 этапа различных профилей и двух дней отдыха. Помимо генеральной классификации, разыгрываются горный, спринтерский и командный зачеты, а также некоторые другие, специфичные для данной конкретной гонки. Решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы и гонки с раздельным стартом, для финальной победы спортсмен также должен обладать хорошей восстанавливаемостью на протяжении всех трех недель гонки.

Если гранд тур заканчивается групповым этапом, он становится «этапом дружбы». На таком этапе велосипедисты большую часть времени общаются между собой и ведут гонку в спокойном ритме. Борьба разворачивается только на последних кругах по городу, когда разыгрывается спринтерский финиш. Отрывы на «этапах дружбы» побеждают не часто.

Гранд туров всего три, все они проводятся в середине сезона по дорогам Франции, Италии и Испании:

    Tour de France — Тур де Франс (проводится в июле, с 1903) Giro d’Italia — Джиро д’Италия (проводится в мае, с 1909) Vuelta a España — Вуэльта Испании (проводится в сентябре, с 1935; проходила весной до 1995)

Виды этапов многодневок

Пролог

Короткая гонка с раздельным стартом (как правило, до 10 км) перед первым этапом многодневки. Из-за очень короткой дистанции, на прологе нельзя добиться большого преимущества в общем зачете. Победа, как правило, достается не раздельщику, а специалисту именно этого вида дисциплин. Существуют как индивидуальные, так и командные прологи.

Гонка на время с раздельным стартом

ITT (англ.  Individual time trial ) — гонка, в которой участники стартуют поодиночке, через определенные промежутки времени. На таких этапах обычно используются специальные разделочные велосипеды и другие предметы экипировки, обладающие большей аэродинамикой. В случае, если велосипедист накатит стартовавшего перед ним участника, правилами запрещено объединяться в группу и «сидеть на колесе».

Помимо обычных гонок с раздельным стартом, существует также разделка в гору. На таких этапах используются велосипеды для групповых гонок, а шансы на победу имеют раздельщики с хорошим горным ходом.

Как равнинные, так и горные разделки обычно являются решающими этапами за борьбу в генеральной классификации.

Командная гонка на время с раздельным стартом

TTT (англ.  Team time trial ) — гонка с раздельным стартом, в которой команды выступают полными составами. На гранд турах итоговое время всех участников команды начисляется по пятому финишировавшему гонщику, выпавшие в отвал велосипедисты получают дополнительное отставание. Победу на таком этапе может одержать хорошо скатанная команда, имеющая в своем составе несколько специалистов гонок с раздельным стартом.

Спринтерский этап

Этап включает в себя минимум неровностей рельефа, за счет чего пелотон может с легкостью накатить отрыв и удерживать большую скорость на последних километрах дистанции, чтобы никто не мог атаковать вторым темпом. Практически все такие этапы заканчиваются групповым спринтом, шансы отрыву могут дать плохие погодные условия, или же крупный завал в пелотоне.

В случае сильного бокового ветра, команды, борющиеся за высокие места в генеральной классификации могут попытаться увеличить темп, за счет чего группа разорвется на несколько эшелонов. Оказавшиеся в отвале гонщики рискуют заработать большое отставание в общем зачете. Спринтерские команды также используют эшелоны, чтобы отрезать своих конкурентов от розыгрыша этапа.

Пересеченный этап

Профиль этапа содержит множество некатегорийных подъемов и пригорков низших категорий, тем самым напоминая Арденские классики. Отрыв на таком этапе имеет большие шансы на успех, но сохраняется также возможность спринта из общей группы. Если отрыв доезжает, победа обычно достается специалисту классических однодневок.

Горный этап

Содержит один, или несколько подъемов высоких категорий, и может заканчиваться финишем в гору, со спуска, или в долине. На таком профиле сложно заработать большое преимущество в общем зачете. Если этап финиширует в долине, выпавшие гонщики имеют возможность накатить группу на спуске, вернуться в пелотон могут даже некоторые спринтеры. Победу на этапе обычно разыгрывают гонщики из отрыва.

«Королевский» горный этап

«Королевские» горные этапы включают в себя большое число подъемов первой и высшей категории сложности. Они обязательно заканчиваются финишем в гору, или сразу после технически сложного спуска. Как правило, такие этапы становятся решающими в генеральной классификации, а также в зачете лучшего горного гонщика.

На последних подъемах пелотон сильно просеивается, впереди остается только группа фаворитов общего зачета и сильных горняков, большинство уехавших в отрыв гонщиков догоняют. Разрывы между участниками на финише бывают очень большими, и едущие в дальних отвалах велосипедисты рискуют не вписаться в лимит времени.

Победа на таком этапе считается одним из главных достижений в карьере любого гонщика.

Команды

Большинство профессиональных шоссейных команд имеет коммерческих спонсоров. Названия команд, как правило, включают названия своих титульных спонсоров. Большая часть команд, выступающих на высоком уровне, имеют в той, или иной степени интернациональные составы. Кроме того, команда может иметь лицензию одной страны и спонсироваться компанией, базирующейся в другой стране.

Согласно классификации UCI, профессиональные команды делятся на команды ПроТура и континентальных дивизионов. Команды ПроТура автоматически получают возможность выступать в гонках этой категории, а континентальные могут получить приглашение от организаторов и ехать по вайлд кард (англ.  wild card ), количество которых ограничено.

Помимо гонщиков и спортивных директоров, в состав команды входит обслуживающий персонал: механики, массажисты, доктора. Во время гонки спортсменов сопровождает несколько машин технической помощи, а для трансферов между этапами используется командный автобус. Тренировочные базы большинства команд находятся в Европе.

Из российских команд, в настоящий момент лицензию ПроТура имеет только Катюша. Она создана на основе континентальной Tinkoff Credit Systems, принадлежавшей российскому предпринимателю Олегу Тинькову.

В отличие от других гонок, на чемпионате мира и Олимпийских играх в качестве команд выступают национальные сборные.

Призовые майки

В качестве трофеев в велосипедном спорте используются призовые майки.

Майки разыгрываются в различных классификациях многодневок, промежуточные лидеры которых награждаются после каждого этапа. Если гонщик владеет несколькими майками одновременно, на следующем этапе он наденет майку, имеющую больший приоритет. А остальные достанутся спортсменам, занимающим следующие за ним места в соответствующих классификациях. Лидеры некоторых номинаций вместо маек награждаются номерами, оформленными особым образом.

Победитель чемпионата мира получает майку с радужными полосками, которую может носить на всех гонках вплоть до следующего чемпионата. Но чемпион мира в групповой гонке может носить майку только на групповых этапах, а в раздельном старте — только на разделках. Аналогично ситуация обстоит и с майками национальных чемпионов, которые оформляются в цвета национального флага.

Призовые майки в порядке уменьшения приоритета:

  • майка лидера генеральной классификации
  • майка лучшего спринтера
  • майка горного короля
  • майка лучшего молодого гонщика
  • майка чемпиона мира
  • майка национального чемпиона

Как правило, под цвет призовой майки раскрашивается велосипед и вся экипировка гонщика. Особенно, если он собирается довезти эту майку до конца гонки, или удерживать ее в течение длительного времени.

Тактика

Работа в группе

Основная группа

Основная группа является самым большим формированием велосипедистов на дистанции гонки. В глубине пелотона спортсмены хорошо закрыты от ветра, за счет чего достигается экономия свыше 40 % энергии. [2] Но находясь на такой позиции, гонщики имеют большую вероятность попасть в завал, или оказаться в отвале, в случае разрыва группы. Поэтому, фавориты генеральной классификации стараются держаться в голове пелотона, в окружении своих грегари.

Впереди группы идет работа сменами. Может быть организована как быстрая вертушка, позволяющая значительно увеличить скорость, так и работа длинными сменами, которая менее затратна. Как правило, группу тащит за собой команда лидера общего зачета, которая пытается не отпустить отрыв слишком далеко, а на равнинных этапах к преследованию подключаются спринтерские команды, заинтересованные в победе на этапе.

Команды, гонщики которых находятся в отрыве, не участвуют в преследовании. Они даже могут попытаться дезорганизовать работу сменами, отсылая своих велосипедистов в голову группы.

Во время розыгрыша спринтерского финиша, спринтерские команды стараются держать максимально возможную скорость, чтобы никто не смог уйти в отрыв на последних километрах дистанции. Некоторые из них также выстраивают поезда для раската своих спринтеров на финиш.

Отрыв

Группа велосипедистов, отъехавших вперед по дистанции гонки от пелотона. В отрыв ездят с разными целями: побороться за победу на этапе, заработать звание самого агрессивного гонщика, собрать очки на промежуточных финишах, или же просто выполнить обязательства перед спонсором, напомнив о существовании своей команды. За счет небольшого числа участников, отрыв обладает лучшей маневренностью, и в нем легче организовать работу сменами. Но велосипедисты в отрыве тратят больше сил и заметно устают к концу этапа.

Гонщики команд, незаинтересованных в доезде отрыва, работают там «полицейскими», не принимая участия в сменах.

Если отрыв доезжает, не обладающие спринтерским рывком гонщики пытаются разорвать группу и убежать от соперников в одиночку. Чем большее преимущество отрыв имеет над преследователями, тем раньше его участники могут закончить слаженную работу и начать разыгрывать финиш этапа.

Гонщик, претендующий на высокие места в какой-либо классификации, может договориться с одним из спортсменов, чтобы объединить усилия в отрыве. В таком случае один из велосипедистов заработает преимущество в интересующем его зачете, а второму достанется победа на этапе.

Отвал

Группа гонщиков, по тем, или иным причинам отставшая от пелотона. Оказавшиеся в отвале велосипедисты стремятся как можно скорее вернуться в основную группу. Работа в небольших отвалах организуется по принципу отрыва, а в многочисленных — как в основной группе.

Если в отвал попадает один из лидеров команды, за ним опускается несколько грегари, чтобы подтащить гонщика к пелотону.

Групетто

Групетто (итал.  grupetto ) — отвал на горном этапе, заинтересованный в прохождении трассы гонки в спокойном ритме. Гонщики, находящиеся в групетто не стремятся вернуться в основную группу, их единственной целью является попадание в лимит времени. Как правило, в такие отвалы собираются спринтеры, а также травмированные спортсмены, не способные преодолевать горы в высоком темпе.

Классификации многодневок

Генеральная классификация

Гонщики, борющиеся за победу в генеральной классификации, а также в зачете лучшего молодого гонщика, должны экономить силы и беречься от падений на равнинных и пересеченных этапах. На дистанции с простым профилем их не отпустят в отрыв конкуренты, поэтому решающими для общего зачета становятся «королевские» горные этапы, где лидеры гонки остаются один на один со своими главными соперниками, и гонки с раздельным стартом.

Горняки стараются атаковать в подъем, а раздельщики проходят горы от обороны. Они стараются не проиграть много на горных этапах и наверстать упущенное в разделках. Добиться заметного преимущества можно также на технически сложных спусках с перевалов, и в случае образования эшелонов на равнине.

На некоторых многодневках за первые три места на этапе начисляется временная бонификация, увеличивающая отрыв, или сокращающая отставание гонщика в общем зачете.

Спринтерский зачёт

Очки в спринтерский зачет дают промежуточные финиши и основной финиш этапа. На равнинных этапах большинство промежутков разыгрывают гонщики из отрыва, поэтому решающими, как правило, становятся основные финиши. Чем больше профиль этапа подходит для спринтеров, тем большее число очков разыгрывается на его финише.

На горных этапах большая часть спринтеров собирается в групетто, а спринтеры, умеющие терпеть в горе, могут попытаться уйти в отрыв. Они собирают промежуточные премии, расположенные в долинах, недоступные для своих конкурентов.

В отличие от горных премий, за все спринтерские промежутки дается одинаковое число очков. На некоторых многодневках основные финиши также дают равное количество баллов в спринтерскую номинацию, вне зависимости от профиля этапа.

Звание горного короля

В борьбе за звание горного короля, гонщики набирают очки на вершинах перевалов разной сложности. Решающими в классификации становятся вершины первой и высшей категории, за которые дается наибольшее число баллов. Для этого велосипедисты стараются уходить в отрывы на горных этапах, а когда им это не удается — атаковать на вершине горы из основной группы, чтобы собрать оставшиеся очки.

Если гонщик, нацеленный на победу в этой классификации, не может вступить в борьбу на данном перевале, его товарищи по команде стараются финишировать первыми и отобрать очки у его конкурентов. В случае, когда горняков в конце гонки разделяет небольшое число баллов, они также могут уезжать в отрывы на пересеченных этапах и атаковать на пригорках низших категорий.

На некоторых многодневках баллы за прохождение последней горы этапа удваиваются.

Звание самого агрессивного гонщика

Звание самого агрессивного гонщика получает спортсмен, который больше всех остальных пытался уезжать в отрывы. В зависимости от конкретной гонки, учитывается число отрывов, в которых поучаствовал гонщик, или общее количество времени, проведенное им перед основной группой. На некоторых гонках учитывается вклад гонщика в работу по формированию и сохранению отрыва. В случае победы отрыва, звание может быть передано первому из проигравших, в качестве утешительного приза.

Для победы в этой номинации по итогам всей гонки, велосипедист должен уходить в как можно большее число отрывов на этапах разного профиля, а также стараться становиться самым агрессивным гонщиком по итогам этих этапов.

Командный зачёт

Лидерство в командном зачете получает команда, гонщики которой заняли большее число высоких мест на этапе. На некоторых многодневках существует также зачет команд, учитывающий положение в генеральной классификации. Для победы в этой номинации все гонщики команды должны иметь одинаково хороший уровень подготовки и стараться заработать как можно большее число первых мест.

Длинные или короткие: какие интервалы лучше для производительности велосипедиста

Какой тип интервалов лучше для жаждущих ехать быстро и «мощно» на протяжении многих км? Отвечают эксперты (не британские).

  • А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?

Все мы не раз задавались вопросом, какой тип интервальных тренировок практиковать, чтобы добиться наилучших общих результатов на велосипеде. Этот же вопрос задали себе и ученые из Университета прикладных наук в Норвегии, и даже отыскали на него ответ. А все началось с исследования…

Исследование

В исследовании приняли участие 18 спортсменов «национального уровня», среди которых оказались представители велоспорта шоссе и mtb. Испытуемые проходили три еженедельных тренировочных занятия:

  • либо 3 сета с интервалами продолжительностью 13-30 секунд с 15-секундным восстановлением между интервалами и трехминутным перерывом между сетами;
  • либо четыре пятиминутных интервала с перерывом в 2 минуты и 30 секунд между интервалами.

Респондентам было предложено выполнять интервалы с максимально допустимой интенсивностью, поддерживая возможную среднюю выходную мощность в течение каждого сеанса. За респондентами наблюдал Мэтт Роу, эксперт из тренерской компании Rowe and King (брат Люка Роу, шоссейного велогонщика, ранее выступавшего за ныне уже «покойную» Team Sky).

Помните: тренироваться можно и дома на станке. Это идеальный вариант для межсезонья

Помните: тренироваться можно и дома на станке. Это идеальный вариант для межсезонья

Результаты

Исследование показало: более короткие 30-секундные интервалы обеспечивают «превосходную адаптацию к тренировкам по показателям выносливости и производительности» по сравнению с более длительными пятиминутными усилиями. «Я — сторонник качества, а не количества. Поэтому велосипедистам, стремящимся показывать лучшие результаты и быть несколько сильнее остальных советую короткие «острые» интервалы на пределе возможностей», — говорит Роу.

Мэтт объясняет это тем, что такой тренинг — отличная стимуляция быстрых мышечных волокон, что в свою очередь создает отличный тренировочный стресс, в дальнейшем способствующий росту показателей и результатов.

«Короткие 30-секундные интервалы также помогают повысить эффективность ваших энергетических систем и отлично подходят для гонщиков, ограниченных во времени. Проще говоря, такие занятия помогают вам выполнить больше работы за очень короткий промежуток времени», — утверждает Роу.

Но эксперт обращает внимание на то, что данные интервалы нужно выполнять «на все деньги». «Часто велогонщики думают, они выкладываются полностью, хотя, по факту — лишь на 95%. Хитрость заключается в том, что для этих сверхскоростных усилий вы действительно должны быть психологически вовлечены в игру и выполнять максимум. В противном случае не будете делать это должным образом и не получите ожидаемых результатов», — предупреждает Мэтт.

«Я — сторонник качества, а не количества», — Мэтт Роу. А что предпочитаете вы?

«Я — сторонник качества, а не количества», — Мэтт Роу. А что предпочитаете вы?

P.S.

  • А вы не забыли подписаться на YouTube-канал Bike&Me?

Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!

Гонки на треке на велосипеде

Велогонки – один из «новичков» паралимпийской программы.

В начале 80-х спортсмены с нарушениями зрения впервые приняли участие в специальных соревнованиях по велоспорту. В программе Паралимпийских игр велогонки (муж. и жен.) дебютировали в 1984. На Играх 1992 в Барселоне в гонках на специальном треке и шоссе впервые приняли участие и смешанные (муж/жен) «экипажи». На Играх-2000 велогонки были представлены 21 дисциплиной. Успешнее других в Сиднее выступили хозяева Игр, а также американцы, немцы и французы.

Соревнования велосипедистов-инвалидов проводятся в индивидуальном и командном зачетах. Спортсмены выступают как на стандартных гоночных, так и на специальных велосипедах: трехколесных, тандемах (атлеты с нарушением зрения едут в паре с видящим партнером) и др.

Фиксируются свои рекорды: большинство из них установлены в Сиднее.

Условия выполнения норм:

1. МСМК присваивается за выполнение нормы на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже международных спортивных соревнований, включенных в ЕКП (единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий).

2. МС присваивается за выполнение нормы на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже чемпионата федерального округа, двух и более федеральных округов, чемпионатов г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

3. КМС присваивается за выполнение нормы на спортивных соревнованиях, имеющих статус не ниже первенства федерального округа, двух и более федеральных округов, первенств г. Москвы, г. Санкт-Петербурга.

4. I спортивный разряд присваивается за выполнение нормы на спортивных соревнованиях не ниже статуса других официальных спортивных соревнований субъекта Российской Федерации.

5. II и III спортивные разряды, I юношеский спортивный разряд присваивается за выполнение нормы на официальных спортивных соревнованиях любого статуса.

6. МСМК и МС присваиваются при наличии электронной финишной системы.

7. Первенства России проводятся в возрастных группах: юниоры, юниорки (19-22 года), юниоры, юниорки (17-18 лет), юноши, девушки (15-16 лет).

8. Для участия в спортивных соревнованиях спортсмен должен достичь установленного возраста в календарный год проведения спортивных соревнований.

УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:МСМКМСКМСIIIIIII(юн)

Обсуждение на форуме (комментариев: )

Статья добавлена: 2017-01-18

Разрядные нормативы по велоспорту шоссеТаблица разрядных нормативов по велоспорту шоссе (ЕВСК 2018-2021г)Разрядные нормативы по триатлонуТаблица разрядных нормативов по триатлону, кросс-триатлону, дуатлону, акватлону, зимнему триатлонуФильмы про велосипедистов (художественные)Список художественных фильмов о велосипедистах и велоспорте, смотреть онлайнСпортивные разряды по маунтинбайкуСпортивные разряды по кросс-кантри, велокроссу, скоростному спуску, байкер-кроссу 4Х, триалу, апхиллу (ЕВСК 2018-2021г)Расход калорий при езде на велосипеде (калькулятор)Сколько сжигается калорий при езде на велосипеде (онлайн калькулятор)

Многодневные гонки.

Состоят из нескольких этапов и проводятся в течение минимум двух дней. Этапы многодневных соревнований представляют собой групповые гонки и гонки на время (индивидуальные и командные). В программу может входить так называемый пролог (индивидуальная гонка на дистанции не более 8 км) и полуэтапы. В зависимости от общей продолжительности соревнований в их расписание могут быть включены дни отдыха.

Как правило, победитель многодневной гонки определяется по общей сумме очков, полученных в ходе соревнований. При равенстве очков в расчет принимается:

количество побед, одержанных на отдельных этапах;

количество побед в промежуточных спринтах;

общее время по сумме всех этапов.

Не редкость ситуация, когда разрыв между победителем многодневных гонок и его ближайшими преследователями составляет считанные секунды. К примеру, американец Грег Лемонд в 1989 выиграл на «Тур де Франс» всего 8 сек – при общей длине трассы 3267 км (время победителя составило 87 ч 38 мин 35 сек).

В командный зачет идут три лучших «времени», показанных представителями каждой из команд (на отдельном этапе и во всей гонке). В случае равенства соответствующих показателей: – лучшая команда дня определяется по сумме мест, занятых тремя лучшими ее гонщиками;

– при подведении общих итогов гонки выигрывает команда, которая чаще других занимала первое место на отдельных этапах.

Если по ходу гонки в составе команды остается менее трех спортсменов, ее показатели в командном зачете не учитываются.

Самая известная на сегодня и самая сложная из многодневных велогонок – профессиональная «Тур де Франс». Она продолжается около трех недель, ее дистанция проходит по территории Франции и пяти соседних стран. Чаще других (по 5 раз) в «Тур де Франс» побеждали французы Жак Анкетиль и Бернар Ино, бельгиец Эдди Меркс и испанец Мигель Индурайн.

В тройку самых престижных «многодневок» входят также «Джиро д’Италия» и «Вуэльта-а-Эспанья».

Немалой популярностью пользуется и «Велогонка мира», входящая в европейский календарь элитных гонок. Соревнования 2002 стали 55-и по счету. Многие знаменитые гонщики (например, олимпийский чемпион Сергей Сухорученков) начинали свою карьеру на международной арене с этой гонки. Чаще других командный приз «Велогонки мира» выигрывала сборная СССР (20).

Еще одна разновидность шоссейных гонок – критериум. Она проходит по замкнутому маршруту длиной от 800 до 1000 м – как правило, в черте города. Общая протяженность дистанции зависит от длины «кольца» и составляет 80–150 км. Если критериум состоит из нескольких этапов, последним, согласно правилам, обязательно должна быть индивидуальная гонка.

В последнее время все большую популярность получают всевозможные гонки на выживание (в качестве отдельной дисциплины и составной части триатлона), заезды на 12, 24 и более часов и сверхмарафонские дистанции, включая континентальные и кругосветные велопробеги.

Велогонки в программе Олимпийских игр.

В программу первых Игр входили: групповая шоссейная гонка на 87 км (велосипедисты дважды проехали по марафонской легкоатлетической дистанции), трековый спринт (333,33 м), заезды на 2, 10, 100 км и 12-часовая гонка. Француз Поль Массон выиграл три золотых медали: в спринте и в гонках на 2 и 10 км. В остальных дисциплинах победу одержали соотечественник Массона Леон Фламан, австриец Александр Шмаль и грек Аристидис Константинидис, показавший лучшее время в шоссейной гонке.

С тех пор соревнования велосипедистов входят в программу всех без исключения Олимпиад. Правда, долгое время она составлялась произвольно. Так, на Играх 1900 и 1904 проводились только гонки на треке, а в 1912, – наоборот, лишь на шоссе. Программа олимпийских соревнований по велоспорту в общих чертах сформировалась в 1928. С тех пор она постоянно расширяется. В 1996 в нее была включена принципиально новая дисциплина – маунтинбайк (горный велосипед). На Играх-2000 в Сиднее по количеству разыгрываемых комплектов наград (18) велосипедисты заняли третье место – после легкоатлетов и пловцов. У трековиков прибавилось сразу четыре новых дисциплины: гит на 500 м у женщин, кейрин, мэдисон и олимпийский спринт у мужчин.

Женщины дебютировали на олимпийском велотурнире лишь в 1984. Первой в истории чемпионкой Олимпиад по велоспорту стала американка Конни Карпентер-Финни, первенствовавшая в групповой шоссейной гонке на 79,2 км.

Многократная чемпионка мира из Голландии Леонтьен Зийлард ван Морсель выиграла в Сиднее сразу три «золота». И присоединилась к компании трижды олимпийских чемпионов, в которую помимо Массона, входят его соотечественники Робер Шарпантье и Даниэль Морелон, а также итальянец Франциско Верри. (Американец Маркус Херли в 1904 выиграл 4 медали высшего достоинства, – но в «неофициальной» программе Игр.).

Международный союз велосипедистов (УСИ). Созданный в 1900 Союз является одним из старейших международных спортивных объединений. В 2002 в него входило около 160 стран.

УСИ проводит соревнования велосипедистов различного уровня, а также регистрирует рекорды скорости (любителей и профессионалов) при старте с места, с хода и в гонках за лидером на различных дистанциях на открытых и закрытых треках. Фиксируются рекорды в ходе соревнований и во время специально организованных заездов: в последнем случае гонщик принимает старт в одиночку. (Абсолютный рекорд скорости – в гонке за лидером – к настоящему моменту уже превысил отметку 260 км/ч.)

УСИ регулярно обновляет классификацию гонщиков, которым начисляются очки – в зависимости от места, занятого на очередных соревнованиях, и ранга этих соревнований. (Часовой рекорд скорости приносит гонщику еще 240 очков.) Составляется также рейтинг профессиональных команд и стран, входящих в УСИ. В конце каждого сезона выводится итоговая классификация.

В 1960-е в рамках УСИ были сформированы две самостоятельные организации: ФИАК (Международная федерация любительского велоспорта) и ФИСП (Международная федерация профессионального велоспорта) – в то время четкое разделение на любителей и профессионалов было обязательным условием для включения спортивной дисциплины в официальную программу Олимпийских игр. Но в январе 1993 они были расформированы. В настоящее время УСИ осуществляет единое руководство профессиональным и любительским велоспортом.

Дисциплины велотрековых гонок

Австралийская гонка преследования

Участники гонки стартуют одновременно с разных мест дорожки трека. Спортсмены, которых догоняют, выбывают из гонки. Побеждает спортсмен, оставшийся на треке последним.

Индивидуальная дисциплина, суть которой заключается в наиболее быстром преодолении трассы. Гит бывает с места и с хода.

Гонка по очкам

Индивидуальная дисциплина, суть которой заключается в наборе максимального количества очков. Длина гонки составляет 40 км у мужчин и 25 км у женщин. Через каждые 10 кругов первые 4 велосипедиста получают зачетные очки: 5 очков за 1 место, 3 — за второе, 2 — за третье, 1 — за четвертое.

Гонка преследования

Участники заезда стартуют с противоположных сторон трека. Суть гонки заключается в том, чтобы показать лучшее время, или в том, чтобы догнать соперника.

Кейрин

Прежде чем приступить к финальному спринту, гонщикам необходимо проехать несколько кругов с установленной скоростью. Протяженность гонки обычно составляет около двух километров.

Мэдисон

В этой дисциплине заезды проводятся между командами из двух (иногда трех) человек на дистанции до 50 км. Спортсмены одной команды, поочередно сменяют друг друга (касанием) и должны пройти наибольшее количество кругов или набрать наибольшее количество очков на промежуточных финишах. Пока один спортсмен в гонке, второй медленно едет по внешнему кругу.

Омниум

Дисциплина, которая включает в себя шесть других: круг с хода (на время), гонка по очкам, гонка с выбыванием, индивидуальная гонка преследования, скретч, гит с места. Победителем становится гонщик с наименьшей суммой занятых мест.

Скрэтч

Индивидуальная дисциплина, которая представляет собой гонку с массового старта на 15 км у мужчин и 10 км у женщин. Победителем становится участник, пришедший к финишу первым или обогнавший всех остальных на круг. Участники, отставшие на круг, снимаются с соревнования.

Спринт

Дисциплина, которая представляет собой гонку на велотреке на два-три круга. Суть гонки заключается в том, чтобы первым пересечь финишную черту.

ИЗ ИСТОРИИ ВЕЛОСИПЕДНЫХ ГОНОК.

Велосипедный спорт появился раньше, чем велосипед в современном его виде.

Первая официально зарегистрированная шоссейная гонка прошла в мае 1868 в парижском парке Сен-Клу. Длина трассы составляла всего 2 км. Выиграл гонку англичанин Джеймс Мур. В том же году в Англии состоялись первые трековые соревнования. В 1869 проведена гонка между Парижем и Руаном.

Еще какое-то время после этого гонщики соревновались на, как их называли в Англии, «пенни-фартингах» (небезопасных в управлении велосипедах с огромным передним и очень маленьким задним колесами), но настоящий велобум начался с изобретением в 1880-е «безопасного велосипеда» с одинаковыми по размеру колесами. Разрабатываются различные модели велосипеда, в том числе предназначенные специально для соревнований, повсеместно открываются велосипедные «академии» и клубы. К 1890 Лига американских велосипедистов стала крупнейшим в мире спортивным объединением.

В 90-е XIX века гонки стали столь популярны, что их включили в программу первых Олимпийских игр современности (1896). Первый чемпионат мира (по трековым гонкам) прошел в 1893 в Чикаго, два года спустя впервые разыграно мировое первенство среди профессионалов (интересно, что первые треки были песчаными, глинистыми, травяными, асфальтовыми и пр.). C 1921 проводятся мировые чемпионаты в шоссейных гонках. В 1929 впервые стартовали гонки в закрытых помещениях. В 1958 состоялся первый чемпионат мира среди женщин.

Традиционно ведущие позиции в соревнованиях велосипедистов занимают европейцы: сначала это были представители Франции и Великобритании. Со временем их «догнали» спортсмены Италии, Бельгии, Нидерландов, Испании, Германии и Дании, а также американские и – в последнее время – австралийские гонщики.

Француз Даниэль Морелон помимо трех золотых олимпийских медалей 7 раз (в период с 1966 по 1975) завоевывал титул чемпиона мира в спринте, – как и блиставший до Первой мировой войны в 100-километровой гонке за лидером Леонард Мередит (Великобритания). 10 раз подряд – с 1977 по 1986 – побеждал в спринте Киоси Накано (Япония).

У женщин вне конкуренции считающаяся величайшей велогонщицей всех времен француженка Жанни Лонго: на чемпионатах мира она выиграла в общей сложности 12 золотых медалей (в ее активе также олимпийское «золото» и множество мировых рекордов).

Известно немало гонщиков, которые, отличившись в соревнованиях любителей, затем не менее успешно выступали в статусе профессионала. Легендарный бельгиец Эдди Меркс стал первым в истории велосипедистом, сумевшим выиграть чемпионат мира и среди любителей, и среди профессионалов.

6-дневные гонки.

Командная гонка. Состоит из нескольких этапов (спринт, мэдисон и пр.), продолжается 6 дней подряд. В команду входят по 2 (3) гонщика. Соревнования проводятся на треках длиной не менее 140 м. Окончательный результат определяется по сумме набранных командами призовых очков и пройденных кругов.

ВНЕДОРОЖНЫЕ ГОНКИ (ВЕЛОКРОСС).

Технически одна из самых сложных – и «тихоходных», по сравнению с остальными, – велогоночных дисциплин (средняя скорость кроссменов составляет около 20 км/ч).

Дистанция велокросса обычно невелика: спортсменам надо несколько раз преодолеть кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды.

Участникам кросса дается общий старт (спортсмен, допустивший фальстарт, дисквалифицируется). Если на очередном круге гонщик настигает кого-то из соперников, тот обязан уступить ему дорогу. Участник, отставший от основной группы на круг (до финального «витка»), сходит с дистанции. Опытные кроссмены стремятся сразу же после старта вырваться вперед – особенно на коротких дистанциях.

В зависимости от характера участка трассы гонщики могут не только ехать на велосипеде, но и бежать с ним или переносить на плече, – например, при подъеме в гору, что требует от них соответствующих навыков (многие кроссмены специально включают в программу подготовки бег). Но финишировать спортсмен обязан на велосипеде. По правилам, на трассе должно быть не больше 4 участков, при прохождении которых спортсменам приходилось бы спешиваться, при этом длина каждого такого участка не должна превышать 80 м. На трассе также может быть одно искусственное препятствие в виде двух деревянных планок высотой 40 см (во всю ширину трассы в месте расположения препятствия), установленных на расстоянии 4 м друг от друга. Сложные отрезки трассы должны чередоваться с более простыми. Минимальная ширина трассы – 3 м. На чемпионатах мира и гонках на Кубок мира параллельно легко разрушаемым участкам готовятся «запасные» отрезки трассы.

По ходу гонки спортсмены используют до трех велосипедов. Два – «рабочие» (велосипедист несколько раз меняет один на другой – в основном из-за того, что на трассе машина «набирает» несколько кг лишнего веса в виде грязи) и один запасной – на случай серьезных повреждений основного велосипеда. В велокроссе существует система пит-стопов, аналогичная автогонкам. Пока гонщик идет по очередному кругу, команда механиков очищает от грязи и проверяет второй велосипед.

Велокроссы обычно проводятся с сентября по март (чемпионаты мира – в конце января – начале февраля). УСИ (Международный союз велосипедистов) также разыгрывает Кубок мира по велокроссу, состоящий из 5–8 этапов, которые проходят в разных странах. Все соревнования по велокроссу, проходящие под эгидой УСИ, разбиты на 7 категорий: мировые и национальные чемпионаты, Кубок мира и т.д.

Первые велогонки по пересеченной местности состоялись во Франции в 1902. В 1924 прошли первые международные соревнования, а в 1950 в Париже дебютировал чемпионат мира. На сегодня признанными лидерами в велокроссе являются спортсмены Бельгии и Голландии. А бельгиец Эрик ван Вламинк по сей день остается рекордсменом по количеству завоеванных им (в 60–70-е прошлого века) титулов чемпиона мира – в статусе любителя, а затем профессионала (8).

Непродолжительные по времени, но насыщенные – с точки зрения общей нагрузки и работы, – велокроссы поначалу воспринимались не столько как самостоятельная дисциплина, сколько как форма общефизической и технической подготовки к шоссейным гонкам. Лишь со временем среди кроссменов сформировалась своя элита. А в наши дни немало мастеров велокросса нашли себя в новой дисциплине – маунтинбайке (в программе некоторых региональных соревнований велокросс считается разновидностью маунтинбайка).

Мэдисон

Мужской вид мэдисон, или “американка”, изначально разыгрывался на шестидневных гонках, которые начали проводиться в 1899 году в Мэдисон Сквейр Гарден в Нью-Йорке. Предшественником мэдисона было катание на роликовых коньках. В конце 1990-х годов подобные соревнования стали проводиться как эстафета.

В течение многих лет команды, состоящие из двух гонщиков, фигурировали только в шестидневных гонках и, позже, как высшая точка многих гонок на треке. В 1995 году эта дисциплина была включена в программу чемпионатов мира для мужчин. Мэдисон впервые стал Олимпийским в 2000 году в Сиднее.

Гонка охватывает расстояние 50 километров. Два гонщика в команде могут только тогда сменять друг друга, когда они проезжают друг мимо друга. Смена обычно производится посредством “ручной плети” (принимающий смену ровняется со сдающим, тот подталкивает дружеским рукопожатием принимающего, смена произведена).

Только один член команды постоянно находится в гонке, в то время как его товарищ по команде медленно едет по верхам трекового полотна, пока не настало его время, чтобы участвовать в гонке (обычно полтора круга). Цель – проехать как можно больше кругов. В указанных интервалах команды выигрывают очки за премии (5, 3, 2, 1 очка)

Как правило, “количество кругов более важно, чем выигрыш очков”.

Мэдисон требует специальной технической подготовки спортсмена. Во время смены с помощью “ручной плети” нередки травматичные падения. Смена происходит на скоростях около 40 км/ч.

Современный этап.

Федерация велосипедного спорта России (ФВСР) основана в 1990. Объединяет региональные организации 46 субъектов РФ, входит в состав УСИ и УЕС (Европейский союз велосипедистов), проводит чемпионаты и первенства страны в разных возрастных категориях, региональные соревнования и этапы Кубка мира.

Один из самых прославленных российских гонщиков – Вячеслав Екимов, не раз побеждавший в мировых чемпионатах любителей и профессионалов и устанавливавший рекорды на различных дистанциях. Выиграв «золото» в Сеуле в одной из трековых дисциплин, он вновь поднялся на высшую ступень олимпийского пьедестала почета 12 лет спустя, в Сиднее-2000 – на этот раз после победы на шоссе. В настоящее время Екимов выступает за американскую профессиональную команду «Ю.С. Постэл» – вместе со знаменитым Лэнсом Армстронгом.

Российская гонщица Зульфия Забирова выиграла олимпийское «золото» и титул чемпионки мира в индивидуальной шоссейной гонке. В числе недавних победителей мировых чемпионатов Ольга Слюсарева и Светлана Гранковская. Среди ведущих российских велогонщиков также Алексей Марков, Елена Чалых, Оксана Гришина, Павел Тонков, Валентина Полханова, Светлана Бубненкова, Сергей Иванов и др.

Среди наших молодых спортсменов немало перспективных гонщиков: Михаил Тимошин, согласно итоговому рейтингу УСИ за 2002 ставший лучшим в мире велосипедистом в возрасте до 23 лет, юный Михаил Игнатьев, выигравший на чемпионате мира 2002 гонку с раздельным стартом среди юниоров, двукратный чемпион мира среди спортсменов до 23 лет Евгений Петров и др.

В России существовала единственная профессиональная (мужская) команда – «Итера», но в конце 2002 она прекратила существование. (В 2004 планируется создание профессиональной команды более высокого уровня: не исключено, что это будет совместный российско-бельгийский проект с участием спонсоров и гонщиков двух стран. Не исключено появление в ближайшем будущем российской женской профессиональной команды.) В активе наших гонщиков-профессионалов, выступающих за различные команды, индивидуальные победы на этапах «Тур де Франс» и «Вуэльта-а-Эспанья», а также победы в «Джиро д’Италия» – в том числе и в общем зачете: 1994 – Евгений Берзин, 1998 – Павел Тонков, 2002 – Светлана Бубненкова.

История велоспорта

Возникновение велосипедного спорта было связано с прогрессом технологий, который позволил создать двухколесный аппарат лишь в 1817 г. Официальный патент на металлическую конструкцию из двух колес, рамы и сидения для водителя получил немецкий барон Карл Дрез в 1818 г. Транспортное средство, скорее, напоминало прототип велосипеда: устройство не имело передаточного механизма и педалей. Предполагалось, что человек приводит его в движение, отталкиваясь от земли ногами. Сам Дрез назвал аппарат «самокатом».

На совершенствование технологии изготовления велосипеда ушло почти 70 лет. Одновременно прогрессировали технологии и материалы для покрытия дорог: по мощеной мостовой на велосипеде не покатаешься. Изобретаются битумно-минеральные и асфальтобетонные смеси, позволившие сделать дорогу ровной.

В этот период появляются смешные экземпляры велосипедов: например, аппарат с передним колесом очень большого диаметра и задним – на несколько порядков меньшим. Уже тогда состоятельные люди начинают пользоваться велосипедом в рекреационных целях.

К 1885 г. двухколесное транспортное средство уже не имеет принципиальных отличий от того, которое мы знаем сейчас. Его конструкция окончательно получила передачу на заднее колесо и в разы превзошла своих предшественников по управляемости и устойчивости.

Почти сразу за этим «коренным усовершенствованием» велосипеда проводятся первые международные соревнования:

  • в 1893 г. – чемпионат мира по велоспорту.
  • с 1896 г. велоспорт включен в программу Олимпийских игр.

В 1900 г. Возникает профессиональная организация – Международный союз велосипедистов. На национальном уровне руководство велоспортом осуществляется соответствующими Федерациями.

В СССР велоспортивные соревнования традиционно проводились в рамках спартакиад.

Командная гонка преследования

(4 км) проводится только среди мужских команд (по 4 спортсмена). Общее время фиксируется в тот момент, когда переднее колесо велосипеда третьего из участников команды пересечет финишную черту (команда может добиться и досрочной победы, – если сумеет настичь соперника: третий из ее гонщиков должен поравняться с третьим гонщиком другой команды). Партнеры идут плотной группой – буквально в нескольких см друг позади друга. Многое определяет правильная тактика и распределение обязанностей. Нередко кто-то из гонщиков «везет» команду, а незадолго до финиша пропускает вперед партнеров, сохранивших больше сил для финишного рывка.

Олимпийский (или командный) спринт. В этом виде соревнуются только мужчины. В гонке (протяженностью 3 круга) принимают участие две команды по 3 человека, результат фиксируется по третьему спортсмену. По правилам, каждый участник команды должен идти первым один из кругов. Основная нагрузка ложится на «первого» лидера, который задает темп команде в начале гонки, и на «третьего»: он берет на себя бремя финишного рывка. При равных показателях лучшей в заезде считается команда, которая быстрее прошла заключительный круг.

Групповые построения при езде по шоссе

Езда на шоссе в группе — один из наиболее популярных, интересных и безопасных способов перемещения по открытому шоссе на велосипеде. При езде в группе велосипедисты большую часть времени едут на колесе у своих товарищей, прикрываясь от встречного ветра и, экономя силы, регулярно сменяя друг друга для поддержания ровного темпа.

14169107805_d3cddb191f_h

Благодаря правильным построениям, хорошо скатанная группа может перемещаться со скоростью на 5-10 км/ч быстрее, чем отдельно взятый велосипедист, при этом каждый член группы, внося свою лепту в общую работу, и «укатывается» гораздо меньше, чем при езде в гордом одиночестве.

Большая группа безопаснее, чем езда в одиночку, но неумение держать правильный строй в группе является причиной опасных завалов с падениями и травмами.

Существует несколько основных групповых построений, которые используются велосипедистами по всему миру. Мы условно выделили четыре основных из них, понимая которые и имея практику езды в каждом из них, вы не пропадете на тренировке в любой точке земного шара.

Тут мы сделаем оговорку на то, что подобные построения в разных странах и даже разных регионах одной страны могут иметь разные традиции. К примеру, в Москве при езде парами принято сдавать смены в разные стороны (один велосипедист влево, второй — вправо), а в Киеве, напротив, смена при езде парами почти всегда сдается направо под обочину. «Струна» же в одних регионах сдается вправо, в других — влево, а в некоторых — в зависимости от ветра.
По этой причине всегда, начиная тренировку, уточняйте каким строем принято ехать в той группе, с которой тренируетесь впервые.

Зачем нужна езда сменами?

Как мы уже говорили, езда сменами позволяет прилично экономить силы и преодолевать большие расстояния за одну тренировку с меньшими затратами времени. Каждый участник группы по очереди занимает позицию в голове группы, делает вклад в общую работу, после чего сдает смену по правилам и уходит в конец группы отдыхать и ожидать своей смены.

Таким образом происходит постоянная ротация участников и каждый вносит свою лепту в общее дело борьбы с сопротивлением воздуха. Особенно это актуально при езде против сильного ветра, когда даже очень сильные велосипедисты быстро устают, крутя педали в одиночку.

«Струна»

Простейшее построение, которое можно увидеть почти на любой групповой тренировке или гонке. Большинство отрывов на гонках используют либо «струну», либо «вертушку» (речь о которой пойдет дальше).

single-168x601

Если описывать это построение простыми словами, то велосипедисты едут стройной колонной, строго на колесе один у другого. Человек, выходя на смену, некоторое время борется с потоком воздуха, поддерживая темп, заданный другими участниками группы, после чего, как правило, по мере накопления усталости в мышцах сдает смену следующему участнику и перестраивается в хвост колонны. Следующий за ним в колонне велосипедист занимает его место и все повторяется по кругу.

Такое построение можно более-менее эффективно использовать при езды группами от 2 до примерно 15 человек. При большем количестве человек группа часто рвется на осколки, каждый из которых крутит свою струну.

Струной можно ездить почти на любых скоростях от самых низких до предельно высоких, однако, на практике при спокойной езде чаще используют другое построение — «езда парами», а на предельных скоростях часто бывает более эффективным закрутить «вертушку».

«Двухрядная струна»

«Езда парами» или «Двухрядная струна» — наиболее частое построение, которое можно встретить при спокойной езде большого количества велосипедистов-шоссейников. Кроме того, большую часть неспешных многочасовых тренировок команды и скатанные группы велосипедистов ездят именно в таком построении.

double-236x601

При езде парами вы наблюдаете по сути две струны, которые движутся параллельно. Таким образом, на первой позиции едут два человека, за которыми ровным строем едут другие пары. После того как первая пара отработает свою смену, она уходит в хвост колонны, уступая место другим участникам — и так по кругу.

Такая езда помогает коротать время многочасовых тренировок, так как почти всегда есть возможность перекинуться парой слов с человеком, едущим с вами в паре. Разговоры о результатах гонок, новых железках и т.п. — верный спутник езды в таком построении.

Есть важный нюанс о сдаче смен, который уже упоминался в начале этой статьи. Важно заранее оговаривать, как вы будете сдавать смены: в разные стороны, всегда под обочину или наоборот, в левую сторону от группы. Путаница в этом вопросе может привести к суматохе, странным непредсказуемым движениям в группе и потенциальным завалам.

Кроме того, сдача смены в две стороны приводит к тому, что в момент сдачи смены велосипедисты движутся в 4 ряда, что мало того, что запрещено вообще всеми правилами ПДД, но и фактически опасно, так как человек, сдающий смену через левую сторону, вынужден ехать опасно близко ко второму ряду. Я, как автор статьи и человек, поездивший в разных группах в разных городах и странах, для себя пришел к выводу, что сдача смены под обочину – наиболее безопасный способ уйти со смены.

Тут мы перейдем к более сложным построениям. Если «струну» или «пару» могут ехать даже откровенные новички, то следующие два построения требуют опыта, скатанности и, вероятно, «дирижера», который будет на ходу отдавать команды, выравнивая строй.

«Вертушка»

Одно из красивейших построений на шоссе. Её можно увидеть в отрывах у профессионалов, командная гонка (team time trial) тоже часто едется «вертушкой».

circular-197x601

Езда вертушкой требует солидного опыта, и, кроме того, мы бы не рекомендовали крутить вертушку с незнакомыми людьми. В таком построении любое неверное движение приводит к завалам, часто на высоких скоростях.

Вертушка отдаленно напоминает струну, но с рядом важных отличий. В струне смену часто ведут достаточно долго: от 300 до 1000 метров, иногда затягивая на десятки километров. В вертушке – напротив, человек входит против ветра буквально на несколько секунд, успевая сделать около 7-10 оборотов педалями.

Упрощенно вертушка выглядит примерно так:

Вы едете вторым колесом. Человек перед вами сдает смену, плавно уходя в сторону и, чуть сбрасывая скорость (обычно на 1-2 км/ч по сравнению со скоростью движения вертушки), начинает перемещаться назад. Как только он переместится достаточно, чтобы вы могли перестроиться и встать перед ним, не подрезая его переднее колесо, вы повторяете его маневр, выпуская на смену человека, едущего за вами, и тоже постепенно спускаетесь в хвост вертушки.

В какой-то момент вы поравняетесь с последним велосипедистом в ведущей колонне и должны будете сесть ему на колесо. Важно выполнять этот маневр плавно, без резких разгонов, максимально плавно встраиваясь в ведущую колонну. После этого вы начинаете плавно перемещаться в голову ведущей линии.

Если смотреть на вертушку сверху, в любой момент времени она похожа на две колонны, движущиеся параллельно с немного разной скоростью — к примеру, 44 и 42 километра в час. В этом движении есть два критических момента: момент ухода со смены и момент перестроения в хвост ведущей колонны. Оба эти навыка приходят с опытом, но в итоге вы должны выработать привычку начинать перестраиваться чуть раньше, чем человек, сдавший вам смену освободит вам место.

Обычно вполне безопасно начать перестраиваться в тот момент, когда передний край покрышки переднего колеса уходящего назад гонщика поравняется с вашим задним эксцентриком.

Важно делать это плавно, без резких движений, тогда вы встанете в голову медленной колонны на небольшом безопасном расстоянии от человека, теперь едущего у вас на колесе.

Самая распространенная ошибка в вертушке — попытка человека, выходящего на смену, ускориться. Никогда не делайте этого! Струна движется с одной скоростью, выходя на смену вы должны четко ее поддерживать, уходя со смены как только вам освободят место в уходящей назад колонне.

Основная идея заключается в том, что две колонны, из которых состоит вертушка, движутся с определенной скоростью — каждая со своей, и эти скорости должны оставаться постоянными. «Тяговая» колонна движется на пару-тройку километров в час быстрее отстающей.

Езда вертушкой наиболее эффективна при очень сильном встречном ветре. Как только группа, с которой вы катаетесь освоит данное построение, быстрая езда при сложных условиях превращается в процесс, доставляющий огромное количество драйва! Минимальным количеством людей для комфортной вертушки, пожалуй, можно назвать 5 человек, но при количестве людей от 15-и человек она превращается в балаган и часто распадается.

Смены в вертушке сдаются под боковой ветер, чтобы «отстающая» колонна эффективно прикрывала ведущую от ветра и позволяла по максимуму экономить силы другим участникам построения.

«Эшелон»

Есть еще одна разновидность вертушки — «Эшелон» или «Вертушка под ветер».

echelon-356x601

Такие построения часто можно видеть на гонках при сильных боковых ветрах. По сути, это то же самое, что вертушка, но повернутая к ветру, смены сделаются в ту сторону откуда он дует. Такое построение ещё сложнее, чем обычная вертушка, и требует большого опыта езды в группе. Однако, именно такое построение позволяет эффективно перемещаться группами по 8-12 человек при сильных перекрестных ветрах.

Желаем вам освоить все основные типы построений на шоссе и получать удовольствие от каждого километра, который вы преодолеете при езде в группе!

Источники:

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/702914
https://bikeandme.com.ua/trenirovki/sovety/1182539-dlinnye-ili-korotkie-intervaly-chto-luchshe-dlya-proizvoditelnosti-velosipedista
https://krutipedaly.ru/gonki-na-treke-na-velosipede/
https://nogibogi.com/gruppovye-postroeniya-pri-ezde-po-shosse/