Нужны ли права электровелосипед

Содержание скрыть

Нужны ли водительские права на управление электроскутером?

Электрический самокат без прав эксплуатируют множество райдеров. Правильно ли это, постараемся разобраться. Электротранспорт нового поколения, появляющийся на улицах каждого города, становится более мощным, а некоторые скоростные модели разгоняются до 50 км в час и больше.

Ранее возникало много споров, к чему относится электросамокат. Согласно старым ПДД водитель электрического самоката относился к категории пешеходов. Если речь идет о компактных облегченных конструкциях, которые с трудом набирают скорость в 15 км в час, это утверждение еще можно считать истинным, но электровелосипед или другая техника, разгоняющаяся до 50 км в час, уже не может считаться приемлемой для использования в пешеходной зоне.

В таком случае возникает логическое несоответствие, если электроскутер или мопед передвигаются на минимальных


скоростях по трассе наравне с машинами, то почему скоростным электрическим транспортом можно управлять в зонах, предназначенных исключительно для пешеходов.

Электроскутер – что это за транспорт и каковы его особенности?

На отечественных дорогах в летний период сегодня можно довольно часто встретить электроскутеры, которые давно перестали быть экзотикой. Данный вид транспортного средства имеет два или три колеса. Привод осуществляется от электрического двигателя, питающегося от аккумуляторной батареи. В зависимости от модели электроскутера он способен проехать от пятидесяти до полторы сотни километров от одной зарядки продолжительностью 4-8 ч.


Электроскутер развивает достаточную для передвижения по городу скорость и легок в управлении

Повышение популярности электроскутеров связано с комплексом достоинств этих легких транспортных средств. Главные плюсы электроскутеров:

  • бесшумность работы. Среди всех видов транспортных средств электроскутеры являются самыми тихими;
  • экологическая чистота. В процессе работы электромотора не происходит засорение атмосферы вредными выбросами;
  • низкий уровень эксплуатационных расходов. Электроскутер более экономичен, чем мототранспорт с бензиновым двигателем;
  • небольшая масса ТС. При весе электроскутера намного меньшем, чем масса мопеда, он легко перевозит водителя с грузом массой до двухсот килограмм.

Кроме того, транспортное средство с электроприводом может эксплуатироваться в условиях закрытых помещений. Такая необходимость возникает в развлекательных центрах, научных организациях, производственных предприятиях и сфере развлечений. Это еще одно серьезное преимущество.

Нужны ли права на электроскутер в 2020 году?

Многие владельцы двухколесных и трехосных транспортных средств с электромотором интересуются, нужны ли права на управление электроскутером. Постараемся дать ответ на этот вопрос.


Необходимо ли иметь права для управления электроскутером?

К бензиновым скутерам, появившимся на транспортных магистралях, все уже давно привыкли. Их эксплуатация не регулировалась законодательными актами. Именно поэтому малокубатурные мопеды и скутеры мощностью до 50 кубиков не требовали для управления водительских прав и, соответственно, не представляли интереса для инспекторов дорожно-патрульной службы.

Многие водители самостоятельно увеличивали мощность скутеров, устанавливая на них двигатели с большей кубатурой. Внешне 50-кубовый мопед и аналогичный аппарат с мотором на 150 кубиков проблематично было отличить.

Такие транспортные средства в большинстве случаев управлялись лицами без водительских удостоверений и не проверялись представителями ГИБДД.

В соответствии с требованиями законодательных актов водителям скутеров с мощностью двигателя выше 50 кубиков нужно получить водительское удостоверение с категорией «А1». Однако внешне идентифицировать двигатель скутера по мощности проблематично. Инспектора не желали останавливать такую мототехнику и заниматься проверкой удостоверений у водителей.

Бесконтрольность со стороны инспекторов привела к игнорированию скутеристами правил дорожного движения и повышению аварийности. С ростом количества малокубатурных транспортных средств и электроскутеров количество аварий увеличилось до тревожных цифр, что заставило чиновников внести ряд поправок в законодательство.


В связи с тем, что скутеристы не имеют соответственных документов, увеличились аварии на дорогах

Так, в конце 2013 года появилась в водительских правах категория «М». У инспекторов ДПС появились законные основания для остановки даже маломощных скутеров для предъявления водительских прав на управление ТС, а также электроскутеров, укомплектованных мотором мощностью 0,25-4 кВт. Так нужны ли водительские права на электроскутер? Конечно, да, если мощность электродвигателя лежит в указанном диапазоне или превышает 4000 Вт.

Электросамокат Электросамокаты Гироскутер Электровелосипеды Электроскутер ZING WIDE 800W (60V/17Ah) фото

Причины остановки электроскутеров инспекторами дорожной полиции

Если водитель нарушил правила, то причина его остановки патрульным инспектором ясна. Правда, после вступления в силу ПП № 221 (с марта 2014 г.), сотрудники ГИБДД и сами нередко пребывают в замешательстве по поводу необходимости требования ВУ от водителей ТС нестандартного мотоциклетного типа.

Бывают случаи, когда инспектор останавливает водителя на электроскутере и пытается найти на раме идентификационный номер двигателя или просит показать выхлопную трубу. Такие проверки ничем вам не грозят, но вы должны чётко знать мощность двигателя и максимальную скорость вашего ТС. К тому же, инспектор не электрик и не механик, а потому может не знать, что конструкция электроскутера не предусматривает такую деталь, как выхлопная труба. Зная правила и принцип работы вашего ТС, вы легко докажете свою правоту.

А вот парня, который тестировал свой электроскутер (на видео выше), разъезжая по дорогам для пешеходов, остановили вполне справедливо. Он переезжал проезжую часть по пешеходному переходу, не спешиваясь. Тут надо отдать инспектору должное, он указал на ошибку не только водителю, но и заставил сойти со своих байков двух велосипедистов, которые собирались повторить ошибку скутериста.

Полезно знать! Если у вас имеется паспорт к вашему электроскутеру или электросамокату, лучше возите его с собой. Я не имею в виду именно технический паспорт – достаточно будет, какой-либо инструкции, в которой есть информация о мощности двигателя и предельной скорости ТС. С этой бумагой объясниться с дорожным инспектором будет проще.

Что говорится в законодательстве об электроскутерах?

Разберемся, какие транспортные средства относятся к мопедам. Положения закона разъясняют, что такие ТС имеют двухколесную или трехколесную конструкцию, не способны превысить 50-километровый порог скорости, оснащены двигателем внутреннего сгорания или электромотором, мощность которую варьируется от 250 кВт до 4 кВт.

Следовательно, электроскутеры можно отнести к категории мопедов и сделать заключение о возможности управления электроскутером с двигателем менее 250 Вт без водительских прав. В соответствии с информацией, изложенной в постановлении правительства РФ, для управления скутером с электромотором большей мощностью необходимо в обязательном порядке получить водительское удостоверение.

Соблюдение безопасности — залог вашего здоровья и окружающих вас людей

Безобидный на вид электровелосипед на самом деле не является таким уж безобидным. Он достаточно травмоопасен, с него можно самому упасть, как дважды два, особенно если приличная скорость или же нанести вред какому-нибудь прохожему. Вес электровелосипеда больше, чем у обычного, поэтому ещё и накрыть может неудачно, в лучшем случае оставив большой ушиб, или поцарапать, или помять чьё-либо имущество, например, стоящий автомобиль, попавшийся на пути.

Поездка на электровелосипедах

Как известно, за руль велосипеда садятся все категории граждан, находясь в состоянии опьянения, старенькие бабушки и дедушки, не всегда правильно оценивающие ситуацию, дети, от мала до велика. Нередко можно увидеть картину, когда ребёнок, не достающий с седушки до педалей, гоняет, стоя под рамой, а то и люди с некоторыми психическими расстройствами. В общем, круг водителей электровелосипеда сужается, поскольку речь идёт уже не просто о велосипеде, а о серьёзном транспорте, соответственно, права на электровелосипед являются необходимым документом доступа к вождению.

Правила дорожного движения водитель электровелосипеда должен соблюдать так же, как водитель машины. В некоторых странах уже давно определились с требованиями к мотовелосипедам и его водителям. Но в России электровелосипед — это пока что как НЛО, нечто неопознанное. С юридической точки зрения, можно назвать его «нэо» — неопознанный электровелосипедный объект, нет прописанных чётко под электровелосипед правил, поэтому придерживаться надо ПДД и для велосипеда, и для мопеда.

Категории прав на электротранспорт

Собираясь приобрести скутер, следует выбрать мощность будущего транспортного средства и получить права соответствующей категории. Важным аспектом при получении прав является не только мощность мотора, но и скорость, развиваемая электроскутером.


Мощность будущего транспортного средства следует выбрать, собираясь приобрести скутер

В зависимости от этих критериев электроскутеры делятся на следующие виды:

  • аппараты с мощностью мотора 1,5 кВт и менее, скорость которых не превышает 50 км/ч. Для управления ими необходимо пройти соответствующее обучение, сдать экзамены и открыть категорию «М»;
  • модели, укомплектованные электродвигателем, мощность которого варьируется в интервале 3-4 кВт, и способные разгоняться до 90 км/ч. Управлять таким ТС можно, имея водительское удостоверение категории «А1»;
  • электротранспорт с мощностью 5 кВт и выше. Его относят к категории облегченных мотоциклов. Водителю такого электроскутера необходимо открыть категорию «А1» в водительских правах.

Обратите внимание, что управление мощным электроскутером с правами категории «М» может закончиться уплатой штрафа, как за управление ТС без водительского удостоверения.

Как мощность электроскутера влияет на категорию прав, которые необходимо получить для управления им?

На отечественном рынке электроскутеров предлагаются различные модели, мощность которых составляет от 0,25 до 5 кВт. Собираясь стать владельцам современного скутера с электромотором следует разобраться, на какие электроскутеры не нужны права, а на какие требуются в обязательном порядке.


Без водительских прав могут эксплуатироваться только маломощные модели электроскутеров

Только маломощные модели электроскутеров, укомплектованные двигателем мощностью менее 250 Вт, могут эксплуатироваться без водительских прав. Все остальные электроскутеры с электромоторами 250 Вт и выше нельзя эксплуатировать лицам, не имеющим водительских удостоверений с категориями «A1» или «М».

И хотя внешне инспектору сложно определить мощность электродвигателя на скутере, представители ГИБДД сегодня проявляют повышенную компетентность в этих вопросах и могут наложить штраф за управление мощным скутером без прав или с водительским удостоверением несоответствующей категории.

Получение прав категории «М»

Имеются определенные нюансы при получении водительского удостоверения категории М, связанные с возрастом водителя. Не все так же знают, какие необходимы документы для получения прав и регистрации электротранспорта. Остановимся на этих вопросах.

Веломопед или мотовелосипед

Электровелосипед представляет собой гибрид велосипеда и мопеда. Он объединяет почти все присущие свойства обоих видов транспорта. Невероятно удобно, когда вы можете выбрать, прокатиться не спеша, медленно прокручивая педали, добавляя или убавляя скорость частотой их нажатия, или же включить мотор. Можно, как говорится, «нажать на газ» и ехать с ветерком, не прилагая особенных усилий, когда требуется проехать большое расстояние либо усталость или здоровье не позволяют физически нагружаться. Поскольку гибрид может использоваться в двух режимах, а режим мопеда подразумевает наличие прав, то споры о том, нужны ли на электровелосипед права, просто неуместны, конечно, нужны, НО в том случае, если мощность мотора не превышает 250 Вт, что позволяет ездить на электровелосипеде без прав.

Электровелосипед

В каком возрасте можно получить документы

Как выяснилось, управление электромотоциклом без водительского удостоверения запрещено. Граждане РФ могут получить права, только после достижения шестнадцатилетнего возраста. Соответственно эксплуатировать подобный электротранспорт можно только лицам не младше 16 лет. Для получения прав необходимо пройти обучение в автошколе и успешно сдать выпускные экзамены. Экзаменационная программа предусматривает не только теоретическую часть, но и практическую.


Без водительского удостоверения запрещено управление электромотоциклом

Нужны ли права на электросамокат или электроскутер?

Права на самокат

При покупке электросамоката или электроскутера не многие знают о том, что для некоторых моделей необходимо приобретать права. Несмотря на то, что как таковых правил в ПДД про малогабаритный электротранспорт не сказано ни слова, некоторые тонкости и нюансы все же необходимо принимать во внимание.

Является ли электротранспорт транспортным средством

В 2013-м году появилась новая категория прав “М”, которые обязаны были получать владельцы мопедов и скутеров.

Можно ли таким образом приравнять электротранспорт к мопеду, для вождения которого требуются водительские права категории “М”? Для этого необходимо выяснить, что такое мопед из определений, прописанных в ПДД главы 1.2:

«Мопед – это двух- либо трехколесное механическое средство передвижения с максимальной скоростью не более 50 км/ч, оснащенное двигателем внутреннего сгорания объёмом не более 50 см3 или электрическим двигателем с мощностью от 250В до 4000В. Квадрициклы с техническими характеристиками, попадающими в эти пределы, также относятся к категории мопедов».

Модели электросамокатов компании КАРКАМ оснащены двигателями мощностью от 60 до 500 Вт, которые позволяют развивать скорость до 25 — 35 км/ч. Электроскутеры еще мощнее — они способны развивать скорость до 50 км/ч. Таким образом, для того, чтобы пользоваться электротранспортом мощностью от 250 Вт, необходимо получить права категории “М” — точно так же, как для мопеда.

Какие штрафы за вождение без прав

scooter fast nosjf

За вождение электротранспорта без прав предусматривается штраф в размере от 5 до 15 тысяч рублей. Кроме этого, предусматриваются такие нарушения, когда электротранспорт отправляется на штрафстоянку.

Как не получить штрафы

Предусматриваются случаи, когда можно избежать наказания за управление электросамоката или скутера без водительского удостоверения. Прежде всего не следует выезжать на проезжую часть и передвигаться наравне с автомобильным потоком. Передвигаться следует по тротуару и переходить дорогу наравне с обычными пешеходами.

Также вы можете иметь при себе права, превышающие категории “М”. Таким образом, вы сможете доказать сотруднику ГИБДД, что имеете право на вождение электротранспорта.

Тем не менее мы призываем не нарушать правила дорожного движения и подвергать опасности себя, а также других участников дорожного движения.

Особенности управления электроскутерами, нужны ли права для этого

Транспорт

Электроскутеры пользуются большим спросом среди людей разных возрастных категорий за счет их маневренности и экологичности. Но до приобретения этого транспорта инспекторы ГИБДД рекомендуют выяснить: нужны ли права на электроскутер, какие преимущества и недостатки он имеет. Электрический транспорт отличается от бензинового наличием бесшумного мотора. При его выборе следует учитывать страну производителя. Лучшая продукция выпускается китайскими и азиатскими компаниями.

Особенности транспортного средства

Электроскутер — одноместное транспортное средство с 2 или 3 колесами, укомплектованное электрическим силовым агрегатом, который питается от аккумулятора. Чтобы зарядить батарею, требуется 4–5 часов. Общее количество циклов заряда-разряда равняется 1000.

Одной подзарядки аккумулятора достаточно для прохождения пути в 60 километров.

Преимущества и недостатки езды на электрическом скутере, электровелосипеде и других двухколесных транспортных средствах рассмотрены в таблице ниже.

Незначительные эксплуатационные расходы

Высокая стоимость транспорта

В российском законодательстве не предусмотрены платежные обязательства, связанные с дорожными сборами, парковочными местами для электроскутеров

Низкий запас хода (60 километров)

Продукты сгорания топлива отсутствуют, поэтому окружающая среда не загрязняется

Требует больше времени для зарядки, чем бензиновый транспорт

Возможно управление электровелосипедом и электроскутером на стадионах и других закрытых пространствах

Высокая стоимость нового аккумулятора

Последние модели укомплектовываются съемным навесом. Он изготавливается из солнечных батарей. Таким способом обеспечивается дополнительная подзарядка транспорта. Тайванский производитель Gogoro выпустил линейку моделей с возможностью оперативной замены батареи, а Нидерланды разработали двухколесный транспорт незначительного веса.

Электроскутер — компактный, экономичный и маневренный транспорт для поездок по городу Работает устройство от специального аккумулятора, который питается от обычной розетки и требует регулярной подзарядки

Нужны ли права

Трактовка понятия электроскутер в действующем законодательстве РФ отсутствует. Нормативные документы не упоминают и о правилах езды на электросамокате. В законе речь идет о транспортных средствах — мопедах, укомплектованных мотором до 50 кубических сантиметров, которые способны развивать максимальную скорость — 50 километров в час.

До 2013 года водители знали ответ на вопрос, нужны ли в России права на электромотоцикл. До указанного периода без прав можно было управлять мопедом, скутером, питбайком и электроскутером.

Изменения, которые внесли 5 ноября 2013 в правила дорожного движения для самокатов с электрическим мотором, электромопедов и других двух- и трехколесных транспортных средств:

  1. Водители должны иметь права с отметкой М+ на управление мопедом и скутером с объемом двигателя не более 50 кубических сантиметров.
  2. Наличие водительского удостоверения с отметкой М+ для передвижения на электротранспорте с мощностью двигателя 250–4000 Ватт.

Водительские права на электровелосипед нужны ли, зависит от технических характеристик мотора в транспорте.

Если мощность двигателя превышает 250 Ватт, необходимо обратиться в местное отделение ГИБДД для прохождения обучения в автошколе. Какие права на электроскутер и нужны ли, также зависит от его характеристик. Удостоверение с категорией М выдается гражданам РФ, достигшим 16 лет.

При наличии права на электровелосипед категорий А, В, С или других, сдача прав категории М не нужна.

Отметка М в удостоверении позволяет управлять электроскутером мощностью 250–4000 Ватт и способного разгоняться до 50 километров в час. Водительские права на велосипед с мотором или другой электротранспорт позволяют управлять скутером, мопедом с объемом бензинового двигателя до 50 кубиков. Регистрация таких транспортных средств (ТС) не является обязательной процедурой.

Права на электровелосипед нужны, если он разгоняется до 90 километров в час — категория А1. Такой вид транспорта идентичен топливным скутерам, легким мотоциклам, мопедам с объемом силового агрегата 50–125 кубических сантиметров. Такие транспортные средства требуют обязательной регистрации и получения соответствующего номера в ГАИ.

Согласно действующему законодательству, вождение электроскутера без прав запрещено. Права на велосипед и другой транспорт с электрическим мотором не выдаются лицам, младше 16–летнего возраста. Данной категории граждан разрешается ездить на электротранспорте мощностью до 250 Ватт.

Права на электроскутер с категорией А выдаются лицам старше 18 лет. Если водитель уже имеет открытую категорию выше А, тогда проходить дополнительное обучение с целью получения категории М не требуется. В отдельную категорию входят электромопеды, которые предназначены для мотокроссов. Они считаются спортивными. Для их управления водительское удостоверение не требуется.

Водитель электроскутера с мотором любой мощности обязан соблюдать ПДД. Согласно статье 12.1 КоАП РФ, в случае нарушений потребуется выплатить штраф от 800 рублей. Если за рулем находится лицо, не достигшее 14 лет, штраф должны заплатить родители. Управлять мощным электровелосипедом без прав можно только в специальных местах — тренировочных площадках. При этом должна соблюдаться невысокая скорость движения. Выезжать на проезжую часть запрещено.

Если мощность электродвигателя скутера 250-4000 Вт, а предельная скорость не выше 50 км/ч — для управления им необходимы права специальной категории «М» Права категории «М» можно получить с 16 лет

В каких случаях водитель может быть остановлен

В действующем законодательстве РФ не прописаны отдельные правила и требования по управлению двух- или трехколесным электротранспортом. Распространяются общие правила дорожного движения. Водитель электроскутера может быть остановлен сотрудниками ГИБДД в следующих случаях (статья 12.29 КоАП):

  1. Неисправность транспортного средства.
  2. Подозрение на алкогольное либо наркотическое опьянение водителя.
  3. Не использование световых приборов при совершении маневра либо при повороте. Если подобные действия не выполняются из-за неисправности, рекомендуется оповещать других участников дорожного движения с помощью рук.
  4. Создание помехи другим водителям.
  5. Пересечение дороги по пешеходному переходу.
  6. Передвижение без шлема.
  7. Нарушение прав пешеходов.

С учетом степени нарушения закона составляется протокол, выписывается штраф. Если отсутствует удостоверение на управление транспортным средством мощностью выше 250 Ватт, тогда правонарушителю предъявляется административная ответственность и штраф до 15 000 рублей (ст. 12.3 КоАП).

В случае управления электроскутером без прав и в алкогольном опьянении транспортное средство конфискуется. Оно помещается на специальную автостоянку. Чтобы его забрать, потребуется заплатить штраф, предъявить права. Общая сумма наказания может превышать стоимость электроскутера (статья 12.8 КоАП).

Есть целый перечень ситуаций, в которых водитель электроскутера на законных основаниях может быть остановлен сотрудниками ГИБДД

Видео


Нужно ли получать права на электроскутер и электросамокат по новым правилам

Привет всем! Есть ли у вас электроскутер или электросамокат? А может вы планируете его приобрести? Уверен, что среди нынешних или будущих водителей этих транспортных средств (ТС) не найдётся ни одного, кто хотел бы забирать свой двухколесный компакт со спецстоянки и платить штрафы за управление им без водительского удостоверения (ВУ).

Сегодня, в связи с открытием новой категории «М» для маломощных мопедов, скутеристы все чаще спрашивают: нужны ли права на электроскутер? Интересуются ситуацией с ВУ даже для электросамоката.

Что ж, давайте разбираться.

Электроскутер – что это такое?

Электроскутер – это двух- или трёхколёсное ТС, укомплектованное электродвигателем с аккумуляторным типом питания. Зарядка длится от 4 до 8 ч и ее хватает чтобы проехать от 30 до 150 км – это зависит от возможностей модели и дорожных условий.

Электроскутер уже давно не относятся к разряду экзотики – теперь это весьма востребованное средство передвижения. Например, такой транспорт очень популярен в странах Юго-Восточной Азии (в одном Вьетнаме совокупный их парк превысил отметку в 25 млн. ед.). Электроскутеры набирают популярность и в России, особенно в южных регионах.

Вот перечень основных преимуществ легкого электротранспорта мотоциклетного типа:

  1. Отсутствие шума – это один из самых тихих видов ТС.
  2. Экологичность – полное отсутствие выбросов в атмосферу.
  3. Экономичность – бензиновые виды мототранспорта подобного типа обходятся дороже при эксплуатации.
  4. Небольшой вес с высокой полезной нагрузкой – электроскутер легче мопеда, но в то же время способен перевозить до 200 кг веса.
  5. Возможность использования в закрытых помещениях такому транспорту трудно подобрать адекватную замену для передвижения персонала по обширным коммуникациям современных производственных, военных, научных, развлекательных и иных комплексов.

Ещё совсем недавно многие скутеристы ездили без прав…

Сейчас водитель любого двухколёсного ТС, будь то мопед, скутер или электровелосипед, может быть остановлен дорожным инспектором. Ранее такое происходило реже по двум причинам:

  1. Водителям маломощных скутеров с объемом двигателя до 50 см 3 не нужно было получать ВУ, поэтому проверка документов инспектором не осуществлялась. Водители пользовались этим, ведь даже на самый простенький с виду мопед можно было поставить мощный мотор. Таким образом по городским дорогам разъезжали на ТС мощностью до 150 кубов без ВУ, и никто их не останавливал. Хотя, согласно «Правилам выдачи водительских удостоверений» (далее Правила), а именно п. 25, (пп. «л», разд. III ПП РФ № 1097), на ТС подобной мощности требовалось ВУ категории «А».
  2. Водители мощных скутеров, которые по комплектации приближены к мотоциклам, должны иметь при себе права категории «А1» или «А». Но, проблема в том, что визуально определить мощность двигателя скутера сложно. На моторе также не указываются его мощностные характеристики. Поэтому ранее не каждый инспектор желал тратить время для остановки и проверки ВУ у водителя такого ТС.

Отсутствие контроля привело к тому, что скутеристы начали игнорировать ПДД и число аварий по их вине возросло до устрашающих цифр. Введение с ноября 2013 г. категории «М» (ФЗ № 92) внесло свои коррективы – теперь водитель даже маломощного скутера может быть остановлен на дороге и обязан предъявить водительское удостоверение.

Смотрите видео и вы узнаете что бывает при остановке скутериста инспектором:

Важно! Если номинальная мощность двигателя вашего ТС меньше 4-х кВт (это примерно соответствует 50 см 3 ), то его постановка на учёт в ГИБДД необязательна.

Нужны ли права на управление электроскутером?

В российском законодательстве нет отдельного определения для такого ТС, как электроскутер. Тем не менее требуемую информацию можно почерпнуть из формулировки понятия «мопед», которая теперь содержится в ПДД – п. 1.2, абз. 17 (разд. 1, ПП РФ № 1090) после внесения изменений в этот документ с марта 2014 г. (ПП № 221). Там чётко указано, что это двух- или трёхколёсное ТС, скорость которого не превышает 50 км/ч, а мощность находится в пределах 0,25 кВт – 4 кВт. На самом деле под такое описание попадает намного больше видов транспорта.

Подробный обзор электроскутера с особенностями управления этим ТС можно посмотреть здесь:

Сегодня, согласно ПП № 1097, все без исключения водители мопедов, укомплектованных двигателем внутреннего сгорания, обязаны получать для них права. Это же требование распространяется и на электроскутеры, ведь показатели их мощности берут начало от 0,35 кВт. Таким образом, водителю подобного двух- или трёхколёсного механического ТС необходимо получить ВУ категории «М».

Какие категории подходят для управления электроскутером?

При выборе электроскутера вам в первую очередь предстоит определиться с мощностью этого ТС. У современных моделей она находится в пределах 350-5000 Вт. Именно на данном этапе следует задуматься о том, хотите ли вы получить права для управления подобным видом ТС. Также не забудьте обратить внимание на максимальную конструктивную скорость – это важный аспект:

  1. Моделимощностью до 1500 Вт. Они развивают скорость до 50 км/ч. Следовательно, такие электроскутеры требуют открытия категории «М».
  2. Модели мощностьюот 3000 — 4000 Вт. Казалось бы, эти электроскутеры попадают в разрешенный диапазон от 250 до 4000 Вт, но их максимальный скоростной режим находится в пределах 70-90 км/ч. Теоретически, чтобы водить такое ТС, вы должны иметь при себе права категории «А1». Но если при вас будет ВУ категории «М», инспектор вряд ли обратит внимание на такое несоответствие.
  3. Модели мощностью от 5000 Вт и более. Требуют наличия ВУ с отметкой в графе «А1», так как они приравниваются к лёгким мотоциклам.

Электроскутер может быть оснащён двигателем на цепном приводе либо мотор-колесом. Владельцы менее мощных моделей старались усовершенствовать свое ТС, устанавливая на него другой движок. Таким образом, многие скутеристы ездили на полноценных лёгких мотоциклах без прав, так как внешне они напоминали маломощный скутер. Когда на подобные ТС права были не нужны, многие пользовались подобной уловкой, но сейчас такое уже не проходит.

Полезно знать! Помните, что чёткой схемы проверки мощности электродвигателя на дороге не существует, но инспекторы дорожной службы ГИБДД в этом вопросе сегодня намного компетентнее. Если у вас имеется ВУ категории «М», но при этом вы управляете скутером с электродвигателем мощностью более 4 кВт, штраф придётся платить, как за вождение ТС без прав.

Нужны ли права на электросамокат?

Почитатели самокатов уверенно заявляют, что права на электросамокат не нужны. Тем не менее не стоит забывать, что это ТС тоже оснащено мотором, а значит мощность разных моделей может существенно отличаться.

Электрический самокат – это индивидуальное двух- или трёхколёсное ТС с площадкой для ноги, которое приводится в движение путем чередования трех режимов:

  1. Отталкиванием ногой от земли.
  2. На электротяге.
  3. Комбинированием двух режимов.

В разделе «Общие положения» ПДД РФ нет упоминания конкретно об электросамокатах. Следовательно, снова нужно обратить внимание на формулировку понятия «мопед». Выходит, что без ВУ можно ездить только на самокате с двигателем мощностью до 0,25 кВт. Более мощные модели приравниваются к мопедам.

Детские электросамокаты обычно не отличаются высокими мощностными характеристиками. Ребёнку до 16-ти лет вполне хватает ТС с двигателем 100-250 Вт – для того чтобы передвигаться со скоростью 25 км/ч, этого достаточно. Мощность же электросамокатов для взрослых варьирует в пределах 300-1000 Вт. Такие модели способны развивать скорость до 50 км/ч. Согласитесь, что это достаточно быстро для простенького на вид ТС. И вполне логично, что для катаний с подобной скоростью по дорогам общего пользования, требуется знание ПДД.

Чем грозит водителю отсутствие прав на самокат или скутер с электромотором?

Возможно, многие из вас будут правы в том, что получать ВУ для управления самокатом, даже если он оснащён электродвигателем, несколько абсурдно. Касательно велосипедов и самокатов, то многие считают разумным их исключение из перечня транспорта требующего ВУ. Инспекторы ГИБДД считают, что в данном отношении есть множество нестыковок по части использования и предназначения, но пока законодатели не задаются этим вопросом.

Итак, если на дороге вы встретитесь с инспектором, управляя электросамокатом или электроскутером, с двигателем мощностью более 250 Вт и не имеете ВУ соответствующей категории, вы рискуете:

  • Заплатить штраф в размере от 5 до 15 тыс. руб. в соответствии со ст. 12.7 КоАП РФ.
  • Лишиться своего средства передвижения – оно будет ждать вас на штрафплощадке, но забрать его оттуда может только лицо, имеющее при себе ВУ.

На заметку! Управлять видами транспорта, которые попадают под категорию «М», можно с ВУ любой другой категории. Имея при себе права с отметкой «А», «А1» или «В», вы можете смело передвигаться на электросамокате и электроскутере.

Чтобы управлять даже маломощным электроскутером, необходимо знать ПДД, дабы не попадать в такие ситуации, как на видео:

Можно ли ездить на самокате без прав по тротуарам, не выезжая на проезжую часть?

Сейчас можно встретить людей, уверенно разъезжающих на электросамокатах и даже электроскутерах по тротуарам и иным местам, где передвигаются пешеходы. При этом их скорость зачастую весьма высока и существует реальная опасность причинения вреда пешеходам, включая возможность летального исхода при наезде на ребенка.

В связи с этим возникает вопрос о правомерности подобного передвижения. Некоторые мотобайкеры уверены, что при передвижении по пешеходным дорожкам им не грозит наказание т. к., мол, езда по тротуару не относится к дорожному движению.

Это действительно так, только большинство тротуаров предназначено исключительно для пешеходов и по ним запрещено передвижение любого транспорта. Причем вне зависимости от необходимости иметь на него права. Согласно правилам ПДД (п. 9, п. 24 и др.), по обычным тротуарам запрещено передвижение даже велосипедистов старше 14 лет.

Для любителей ездить на байках различной конструкции по тротуарам и иным дорогам, предназначенным для пешеходов, предусмотрены штрафы в размере от 500 до 2 тыс. руб.

Байкеру на заметку: мопедам и иному подобному транспорту запрещается даже пересечение пешеходного перехода проезжей части – чтобы граждане могли это ясно уразуметь данное требование в 2014 г. было обособлено в отдельный пункт ПДД (24.8).

Когда допускается заезжать на тротуар?

Временный заезд на тротуары и иные места, предназначенные для передвижения пешеходов, транспорта, включая электроскутеры и электросамокаты, на низкой скорости, разрешен в следующих случаях:

  • При вынужденном маневре, если нет иного пути (не путать маневр с потоковым передвижением).
  • Подвоз товара и обслуживание (только при отсутствии иного пути подъезда).
  • Ремонтные, инфраструктурные и т. п. работы.
  • Экстренные ситуации.

По тротуарам в общем потоке разрешается езда лишь для ТС велосипедного типа, которые не относятся к полноценной категории самодвижущихся ТС. Это возможно:

  • На специально оборудованных тротуарах – с велопешеходными дорожками и соответствующей разметкой.
  • По обычным тротуарам – с осторожностью, если для передвижения к цели нет иного доступного пути (а подобное в городах редкость).

Чтобы электросамокат имел право передвижения по обычному тротуару, в соответствии с последним пунктом, он должен быть оснащен устройством, автоматически отключающим мотор при скорости свыше 25 км/ч.

Кстати, в январе 2017 г. в ГИБДД рассматривали предложение одного парламентария на предмет вынесения таких средства передвижения, как сегвеи, моноколёса, гироскутеры и электросамокаты, в отдельную категорию с соответствующими дополнениями в ПДД. Однако пока эту инициативу не поддержали, т. к. по мнению ГИБДД такие виды ТС номинально считаются пешеходами (кроме электросамокатов). Но, если учесть постоянное совершенствование и увеличение мощности малых электродвигателей и аккумуляторов к ним, то в будущем все возможно.

Важно! На электросамокате по дорогам общего пользования разрешается ездить только в правой полосе, а занимать левую можно лишь при повороте налево. Кроме того, не стоит пренебрегать элементарными правилами безопасности, а именно: показывать поворот и остановку соответствующим ситуации жестом и не начинать движение без мотошлема.

Как сдать на права категории «М»?

Чтобы получить права категории «М», требуется отучиться в автошколе и сдать экзамен. Вам нужно будет ответить на вопросы теста, а после показать свои умения на автодроме. Обучение длится примерно 1,5 – 2 месяца. Вам предложат несколько пакетов услуг:

  • Теория.
  • Теория + практика.
  • «Всё включено».

Цены на них существенно отличаются. Если за теоретический курс можно заплатить 7000 руб., то за полный пакет, который включает помощь в получении мед. справки, содействие при сдаче экзамена и т. п., надо будет расщедриться на 22 – 34 тыс. руб.

Учитывайте и то, что автошкол, которые занимаются подготовкой водителей категории «М», пока мало. Это обусловлено тем, что цена на обучение не слишком отличается от стоимости курсов на управление автомобилем. Поэтому большинство предпочитает сразу же получать ВУ категории «А» или «В». В связи с этим спрос небольшой. Зато согласно ст. 26 ФЗ № 196 («О безопасности дорожного движения») открыть категорию «М» можно уже с 16-ти лет, а вот водителями мотоцикла и автомобиля становятся только по факту совершеннолетия.

Где и как получить права?

Пакет документов для получения прав подается в любое подразделение МРЭО ГИБДД. ВУ вам выдадут буквально в течение часа, нужно будет только дождаться своей очереди. Чтобы не тратить время на ожидание, можно оставить заявку на получение ВУ на портале Госуслуги, после чего подгрузить скан-копии документов, оплатить госпошлину со скидкой и записаться на приём.

Согласно п. 2 Правил (ПП № 1097) подать документы на получение ВУ теперь можно в любом отделении МФЦ, однако там документы могут рассматриваться до 10 дней.

Оплатить госпошлину за ВУ можно несколькими способами:

  • Через сервис Госуслуги.
  • На сайте Сбербанк-онлайн.
  • На почте или через терминал Сбербанка.

Размер госпошлины составляет 2000 руб. Тот, кто оплачивает её по безналу через портал Госуслуги, получает 30% скидку.

Полезно знать! Получить права категории «А», «А1» или «В» целесообразнее, так как цена та же, а в итоге вы получаете возможность управлять разными видами ТС.

Причины остановки электроскутеров инспекторами дорожной полиции

Если водитель нарушил правила, то причина его остановки патрульным инспектором ясна. Правда, после вступления в силу ПП № 221 (с марта 2014 г.), сотрудники ГИБДД и сами нередко пребывают в замешательстве по поводу необходимости требования ВУ от водителей ТС нестандартного мотоциклетного типа.

Бывают случаи, когда инспектор останавливает водителя на электроскутере и пытается найти на раме идентификационный номер двигателя или просит показать выхлопную трубу. Такие проверки ничем вам не грозят, но вы должны чётко знать мощность двигателя и максимальную скорость вашего ТС. К тому же, инспектор не электрик и не механик, а потому может не знать, что конструкция электроскутера не предусматривает такую деталь, как выхлопная труба. Зная правила и принцип работы вашего ТС, вы легко докажете свою правоту.

А вот парня, который тестировал свой электроскутер (на видео выше), разъезжая по дорогам для пешеходов, остановили вполне справедливо. Он переезжал проезжую часть по пешеходному переходу, не спешиваясь. Тут надо отдать инспектору должное, он указал на ошибку не только водителю, но и заставил сойти со своих байков двух велосипедистов, которые собирались повторить ошибку скутериста.

Полезно знать! Если у вас имеется паспорт к вашему электроскутеру или электросамокату, лучше возите его с собой. Я не имею в виду именно технический паспорт – достаточно будет, какой-либо инструкции, в которой есть информация о мощности двигателя и предельной скорости ТС. С этой бумагой объясниться с дорожным инспектором будет проще.

Подводя итоги

Пожалуй, это всё, что мне хотелось вам рассказать об электроскутерах и электросамокатах. А тверже запомнить следует вот что:

  • На электроскутеры нужно получать ВУ категории «М», так как их мощность находится в пределах 350-5000 Вт.
  • На электросамокат ВУ не понадобятся, если мощность его двигателя не превышает 250 кВт. В основном такими моторами оснащены детские модели.
  • 5000-15000 руб. – штраф за управление электроскутером без прав. Несмотря на то, что инспектор вряд ли остановит водителя электросамоката, такой риск также имеется.
  • 7000-34000 руб. обойдётся обучение на категорию «М»;
  • 16 лет – с этого возраста можно покрыть категорию «М», что удобно. Получить ВУ категории «А» или «В» можно только с 18-ти.
  • Передвижение по тротуарам почти всегда запрещено на почти любом транспорте для взрослых мотоциклетного типа, вне зависимости от необходимости наличия прав на него.

Заключение

Теперь вы знаете, что, выезжая на дорогу на электроскутере и самокате с мощным электродвигателем, вы становитесь участником дорожного движения, а значит должны придерживаться ПДД и иметь при себе ВУ. До скорого и приятной вам езды!

Если остались вопросы, задавайте их в комментариях – я с удовольствием вам помогу. Расскажите своим друзьям в соц. сетях о нашем блоге и становитесь нашим подписчиком, чтобы быть в курсе самых свежих новостей на автомобильную тематику!

Комментариев к статье: 19

очень интересная статья, дополнительно прошу разъяснить движение по велосипедной дорожке на велосипеде, самокате с электроприводом (тягой), спасибо!

Движение по велосипедным дорожкам и др. на велосипеде, а также иных велобайках (с каким-либо тяговым приводом или без) регламентируется правилами ПДД. Велосипедисту, кроме прочего, нужно обязательно ознакомиться с общим разделом ПДД (ПП РФ № 1090), а именно с абзацами пункта 1.2 (абз. 1, 3, 4, 5, 22, 36, 37, 38, 39, 42, 53, 54, 55), куда, кроме прочего входит информация по следующим понятиям:

Велосипед, Велосипедист, Дорога, Дорожное движение, Обочина, Островок безопасности, Пешеход, Пешеходная дорожка, Пешеходная зона, Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка), Полоса для велосипедистов, Прилегающая территория, Тротуар, Участник дорожного движения.

Помимо этого, велосипедист обязан ознакомиться со следующими разделами ПДД:

4. Обязанности пешеходов (п. 4.1)

9. Расположение транспортных средств на проезжей части (п. 9.9)

16. Движение по автомагистралям (п. 16.1)

19. Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами (п. 19.1)

Всего вам доброго, Сергей.

Здравствуйте, если я владею ВУ категори В,С,Д,почему бы мне не получить категорию М автоматически через МФЦ?

Если вы имеете водительское удостоверение с открытыми категориями В, С и Д, то открытие категории М вам не требуется – она открывается автоматически, начиная с подкатегории А1.

Всего вам доброго, Евгений.

если в медкомиссии будет отмечена категория «А»

Ну как «отмечена в медкомиссии» – не отмечена, а если не будет противопоказаний к езде на ТС с мотоциклетной посадкой. При прохождении медкомиссии на любую категорию из пакета «А» и «В» (с их подкатегориями) или из пакета «С» «D» (с их подкатегориями) комплекс медицинского обследования по умолчанию включает проверку на возможность управления ТС с мотоциклетной посадкой. Если противопоказания будут обнаружены, то это отмечается в медицинской карте и в медзаключении, а в ВУ ставится метка ML. Такая метка запрещает управление всем мототранспортом с мотоциклетной посадкой, а не только транспортом категории М. Если противопоказаний нет, то в ВУ просто ставится пиктограмма открытия категории «М». При этом она может не ставиться, если ранее была открыта категория «А». Если категории «А» в ВУ нет, то пиктограмма «М» необходима. Иногда ее забывают проставить, тогда нужно заменить ВУ (если «М» нужна водителю).

Всего вам доброго, Евгений.

Если есть категория B как открыть категорию М

В большинстве случаев что-либо делать для открытия категории «М» не требуется т. к. она открывается автоматически при получении любой иной категории, согласно ст. 25 (абз. 2 п. 7):

«Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M».»

Однако подобное верно лишь для случаев, когда в ВУ проставлена категория «М». Если ее нет, то с ДПС могут возникнуть проблемы. Дело в том, что при прохождении медкомиссии, кроме всего прочего, врачи определяют есть ли противопоказания к управлению ТС с мотоциклетной посадкой. Если они есть (например, какие-то проблемы с ногами), то допуск к категории «М» закрывается, что в ВУ обозначается специальной меткой ML (графа 12). Если же в ВУ нет ни категории «М», ни метки, то ВУ нужно заменить, чтобы избежать недоразумений с ДПС. Некоторые утверждают, что если в медсправке нет категории «А», то категория «М» не открывается автоматически. Это неверно т. к. в программу медобследования категория «А» входит наряду с категориями: А1, В, ВЕ, В1, М одним пакетом. При выявлении противопоказаний для мотоциклетной посадки это особо указывается и в ВУ ставится метка ML. Просто же отсутствовать в медсправке «А» не может. А по категориям «С» «D» (и их подкатегориям) категория «М» также открывается т. к. медобследование включает те же процедуры + дополнительные.

Всего вам доброго, Игорь.

Если ездить на электроскутере с правами B без открытой M, то могут быть какие-то проблемы или нет? Что товарищ майор может сделать?

Обычно, если есть категория «В», то и категория «М» в ВУ автоматически проставляется. Если не проставлена, то это или ошибка (тогда нужно заменить ВУ) или ограничение на использование водителем мототранспорта (при этом в ВУ должна стоять метка «LM»). Если открыта только категория «А» или «А1», то «М» в ВУ может не проставляться, но она считается действенной по умолчанию. Наказание за управление ТС без соответствующей категории в правах – штраф в 5-15 тыс. руб., согласно ч. 1. ст. 12.7 КоАП.

Всего вам доброго, Alex.

У меня права получены в 2015 году, когда все только начиналось. Врач проставил галочку только в В, ограничений нет. А как же Статья 25 часть 7, Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории «M», то есть галочка не обязательна, если есть любая другая категория

По части наличия в медкарте галочки напротив категории «М», там решение на стороне врача. Но если противопоказаний для езды на ТС с мотоциклетной посадкой нет, то галочка в «М» ставится. Единственно, если медсправка для прав категории А или А1, то галочка напротив «М» роли не играет (как и прописанная категория «М» в ВУ). То есть, если врач по своей невнимательности или некомпетентности галочку в «М» не поставил, то ошибка на его стороне.

А вот касательно нюансов с переходным периодом:

5 ноября 2013 г. введено водительское удостоверение категории М для управления мопедами и скутерами. 8 апреля 2014 г. изменения были внесены в ПДД.

В водительских удостоверениях категория «М» водительских прав, начиная с апреля 2014 года открывается автоматически, при условии, что эта категория была открыта в медицинской справке совместно, например, с категорией «В». При этом к вождению по категории «М» допускаются и водители с правами старого типа (до 2015 г.).

То есть, если у вас ВУ до 2015 г. с категорией «В» и там нет категории «М», то придираться ДПС права не имеют. А если у вас ВУ 2015 г. и позже с категорией «В» и там нет категории «М», то инспекторы придраться могут т. к. нет подтверждения допуска к «М». В этом случае нужно или возить с собой медсправку с соответствующей отметкой по «М» или поменять ВУ. Или открыть категорию А (А1). Замена же ВУ с категорией «М» пройдет без проблем, если «М» есть в медсправке. Если в медсправке «М» не отмечена, то сперва нужно решить этот вопрос – получить дубликат медсправки или заверенное исправление имеющейся. То есть, если у вас не было противопоказаний по мототранспорту, а медкомиссию вы проходили в 2015 г., то врач был обязан поставить соответствующую галочку, а в ГИБДД выдать ВУ с категорией «М». В ошибке врача вы не виноваты, поэтому ваше медучреждение обязано решить данную проблему по вашему обращению.

Еще можно в суд подать, но судебная практика по данному вопросу неоднозначна (если права выданы после 2014 г.).

Всего вам доброго, Alex.

пройти медкомиссию и заменить права

Скажите пожалуйста мне 14 лет и я хочу купить мощный электросамокат от 350-до500 ватт не больше. Можно ли мне ездить по тратуару или только по правой обочине,нужны ли права.

Что нужно чтобы приобрести или ни че го не надо

С 2014 г. нестандартные ТС на электрической тяге классифицируются в соответствии с положениями общего раздела ПДД. В нем вам нужно ознакомиться со следующим:

«»Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем.

«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт.

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.»

То есть ваш самокат относится к Механическим ТС категории «М» т. к. имеет двигатель мощностью более 0,25 кВт. Соответственно на нем разрешается ездить только по проезжей части в соответствии с общими правилами для категории «М».

Если ваше ТС оборудовано устройством, которое автоматически отключает двигатель при превышении скорости в 25 км/ч, то на таком ТС можно передвигаться по велосипедным дорожкам и по проезжей части, ориентируясь на правила для велосипедистов (двигаться в крайнем правом ряду, и только в случае необходимости повернуть влево или сделать разворот, разрешается перестроиться в крайний левый ряд.

По тротуару в скоростном режиме вы ездить права не имеете.

Так как ваше ТС приравнивается к категории «М», то на него распространяются соответствующие правила ст. 26 (п.2) 196-ФЗ:

«2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории «M» и подкатегории «A1» — лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;»

То есть, чтобы вам можно было ездить без прав на электросамокате в 14 лет, нужно покупать модель, отвечающую критериям велотранспорта, а не электротранспорта.

Источники:

https://auap.ru/oformlenie/nuzhny-li-prava-na-elektroskuter.html
https://carcam.ru/articles/nuzhny_li_prava_na_electroscooter/
https://sport-snaryazhenie.ru/transport/62-nuzhny-li-prava-na-elektroskuter
https://kulikavto.ru/mototehnika/nuzhny-li-prava-na-elektroskuter-kak-ih-poluchit-i-chem-grozit-ih-otsutstvie.html