Обод для колеса для велосипеда

Содержание скрыть

Обода для велосипедов

Производство велосипедов сильно продвинулись в последние лет двадцать, и теперь даже колеса являются весьма технологическим продуктом.

Насколько я помню из детства, мягкие стальные обода были сплошным бедствием — приходилось осваивать способы правки восьмерок, иной раз приводя колеса в непотребное состояние из-за неумения. 🙂

На первых горных байках проблема стала еще острее, потому что роллерные тормоза повсеместно заменялись на вибрейки. В этом случае сильная восьмерка уже препятствовала работе тормоза.

К счастью, сталь в качестве материала для велосипедных колес ушла в прошлое — сейчас колеса изготавливаются из алюминиевых сплавов. Усовершенствовалась и конструкция.

Профиль обода

Одностенный профиль обода (изготовленный из стальной полосы) остался, наверно, только на самых дешевых велосипедах, продающихся в супермаркетах. Это хорошо характеризует подход, с которым эти байки производятся. Взять всё самое дешевое и тяжелое, что сломается через короткое время даже при спокойной езде.

oboda-2

Как правило, все современные колеса сделаны из алюминиевого двустенного профиля. Двойной обод — это просто огромный шаг вперед, такая конструкция позволяет получить высокую жесткость.

Бывают еще и усиленные обода с трехстенным профилем, но они встречаются реже, и не слишком нужны для обычной езды по бездорожью.

Количество спиц

Разные типы велосипедов имеют разное количество спиц. Например, на туристические было принято ставить 36 спиц, на горные 32, а на шоссейные — 28. Это деление в последние годы стало весьма условным.

Гораздо важнее, насколько жесткие обода и крепкие спицы применяются для изготовления колес. Поэтому можно увидеть шоссейники с колесами, имеющими небольшое количество спиц, которые не менее надежны.

oboda-3

Если ваш вес не превышает сто килограмм, то не стоит заморачиваться с поиском каких-то особо надежных ободов для вашего велосипеда. Даже тонкие шоссейные колеса с малым количеством спиц свободно выдерживают такой вес.

Пистонирование

Очень важная технология, которая еще лет пятнадцать назад применялась только на колесах премиум класса. Так как каждая спица работает на натяжение, в месте её прикрепления к ободу накапливается усталость, хрупкий алюминий трескается, и спица может быть вырвана.

Для борьбы с этим явлением применили пистонирование — установка каждой спицы в специальный стакан в ободе — пистон. Это позволяет распределить нагрузку и таким образом в разы увеличить ресурс колеса.

oboda-4

Правда, при большом весе ездока, металл под пистоном всё равно подвержен трещинам — таким образом у меня ушли в утиль уже два задних колеса. Каждое из них прослужило по 10-15 тысяч километров.

Впрочем, ускорить появление трещин может и чрезмерное натяжение спиц, без тензометра трудно на ощупь выставить его правильно.

Размеры ободов

Если не брать в учет складники, монстры с размером 36″ и еще не слишком распространенный размер 27,5″, то существует два основных размера велосипедных ободов.

Самый распространенный в мире — 622мм (посадочный размер покрышки). На него надевается шина 28″ — это шоссейные велосипеды, туринги, ситибайки и тд.

Не все знают, что обода для найнеров имеют точно такой же посадочный размер, просто за счет более высокой и толстой резины имеют больший внешний диаметр колеса — 29″.

Второй распространенный посадочный размер — 559мм. Это — горные байки 26″. Несмотря на то, что эти колеса стремительно уходят в прошлое, до сих пор они держат прочное второе место по популярности.

Также обода различаются по ширине. Например, шоссейные имеют размер 15мм, гибридные и для кросс-кантри — 19мм, 23 мм — для даунхила. Кстати, ничего страшного, если вы захотите поставить покрышку, не предназначенную по ширине для обода.

Например, моя жена катает в асфальтовых походах на шоссейной 26″ резине Contitnental Gator Skin, шириной 25мм, которую я ставлю на обода её горного байка. Нет проблем. Также можно поставить на найнер слики типа моих любимых Continental 4 season 28mm, и превратить его на время в велосипед для дальних дистанций. Очень рекомендую для велопоходов без оффроада.

Про карбоновые обода мне рассказать нечего. Личного опыта не имею, да и вообще такие колеса из-за их цены пока еще экзотика. Владельцы пишут о легком весе и особой жесткости — наверно, так и есть. Но думаю, что людям с весом, стремящимся к сотне, не стоит заглядываться на карбоновые колеса. 🙂

Друзья, давайте не будем теряться на просторах интернетов! Я предлагаю вам получать на емейл извещения о публикации моих новых статей, таким образом вы всегда будете знать, что я написал что-то новое. Пройдите по ссылке, пожалуйста.

Читать также:

  • Как править восьмерки на велосипеде
  • Как выбрать велосипедное седло
  • Выбор между найнером или 26″ мтб

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

Обод колеса велосипеда – технологии в основе прогресса

обод велосипеда

Колесо – важнейшая составляющая велосипеда, отвечающая за комфорт и безопасность велосипедиста, а также обеспечивающая накат транспортному средству.

Сложно сказать, какой из элементов колеса, является самым главным, но, несомненно, обод колеса велосипеда – это основа для крепления спиц, втулки, камеры и покрышки.

Правильный выбор обода позволит обеспечить не только качество езды, но и гарантирует долговременную эксплуатацию и удовольствие от велопрогулок.

Немного об истории обода

Понятие обод появилось одновременно с изобретением колеса, но в те далекие времена езда на жестких деревянных аналогах сопровождалась жуткой тряской и частыми неожиданными поломками.

Деревянные колеса использовали во всех известных средствах передвижения, начиная от колесниц и карет, заканчивая телегами и хозяйственными тачками.

Если первые колеса были исключительно деревянными, то спустя время их начали обивать металлическими пластинами, что позволило существенно увеличить срок службы.

Постепенно колеса принимали все более знакомый для нас вид. Появлялись спицы, а сам обод стали обивать каучуком, что снизило шум и увеличило комфорт езды.

Первые прототипы велосипедов появились в 19-м веке. В основу вошли два колеса, надежно закрепленные на деревянной раме, и руль, и не было никакого аналога педалей.

Велосипед приводился в движение за счет отталкивания ногами и это изобретение подарило аристократии новый вариант досуга.

В те времена не было такого привычного понятия, как диаметр колес, так как все велосипеды изготавливали под заказ, учитывая рост заказчика, а также длину его ног.

Со временем, появились первые педали, а вид колес претерпевал одно изменение за другим, с каждым разом все больше «подбираясь» к современным стандартам.

обод велосипеда

Из каких материалов изготавливают обода?

Современные колеса, далеко ушли от аналогов прошлого и теперь это надежные, сверхпрочные изделия, изготавливаемые из качественных материалов.

Самые недорогие варианты обода изготавливали из стали. Это были тяжелые, но надежные колеса, которые обеспечивали хороший накат, а смягченные камерами и покрышками предоставляли довольно комфортную езду.

Благо, что в конце 50-х, на смену стальным аналогам появились обода из алюминия, а спустя 40 лет, в 90-х, алюминий полностью вытеснил металл за счет соотношения цена-качество. Также при изготовлении некоторых видов ободов, используют углепластик, но цена на такой вариант существенно выше.

Виды обода для велосипеда

Существует три основных видов обода, каждый из которых предназначен для определенных нагрузок и позволяет понять какой обод для велосипеда выбрать в зависимости от стиля езды.

обод велосипеда

  • Одинарный обод (одностенный)
  • Двойной обод (двухстенный)
  • Тройной обод (техстенный)

Одностенный – это недорогой вариант с самыми невысокими характеристиками прочности. Чаще всего одностенные обода устанавливают в городские велосипеды, не предназначенные для высоких нагрузок.

Двойные обода, хотя и стоят дороже, но запас прочности позволяет использовать их на соревнованиях по скоростным спускам и кросскантри.

Обода с тройными стенками – самый дорогостоящий из вариантов, но обладающий действительно впечатляющими характеристиками к эксплуатационным нагрузкам.

Как выбрать обод под свой тип велосипеда?

Когда мы говорим о параметрах велосипеда, принято называть диаметр колес. Самыми распространенными еще недавно были колеса диаметром 26 сантиметров, но в последнее время все большим спросом пользуются велосипеды с диаметром колес 29.

И в том и в том случае есть плюсы и минусы. К примеру, колеса с меньшим диаметром, более маневренны, но против 29-х существенно уступают в накате. 26-е считаются более надежными, а на 29-х меньше ощущаются кочки, камни и трещины в дорожном полотне.

Также на комфорт езды влияет не только диаметр, но и правильно подобранный обод.

обод велосипеда

Рекомендации, как выбрать обод для велосипеда с 26 диаметром колес:

  • Ширина обода. Узкий обод позволяет развивать большую скорость, а широкий более устойчив при маневрах.
  • Количество спиц. Самые распространенные это обода, рассчитанные 36 и 32 спицы. Хотя большее количество и дает большую прочность, тем не менее, на диаметре 26, обода с 32 спицами им не уступают.
  • Пистоны под спицы. Пистонированные обода отличаются более долгим сроком службы. . Обязательно проверяйте наличие тормозной канавки на ободе диаметром 26, если у вас стоит система v-brake.

Рекомендации как выбрать обод для велосипеда с 29 диаметром колес, по сути, мало чем отличаются от описанного на примере 26 колес. Разве что можно поэкспериментировать с материалом для спиц.

Это могут быть как аналоги из сплавов, так и спицы из нержавеющей стали. 29-е колеса особенно нуждаются в пистонировании, так как больший диаметр подразумевает большую нагрузку на поверхность обода.

Самые распространенные проблемы обода и способы их устранения

Восьмерка. Под восьмеркой подразумевают искривление обода в какой либо части диаметра, когда нарушается плоскость колеса и появляется как визуальное, так и физическое виляние.

Этот «недуг» необходимо устранить при первой же возможности при помощи подтяжки спиц либо рихтовки самого обода. В противном случае увеличится нагрузка на ось и систему торможения.

Яйцо. В это понятие вошло деформирование, вызванное неравномерным натяжением спиц. Исправляются достаточно просто при помощи визуального наблюдения и регулирования спицами.

Яма. Так называемый прогиб колеса, с какой либо стороны может быть вызван ударом обода о какое-либо препятствие, что приводит к деформации и возможной поломке колеса. В этом случае требуется осмотр обода на предмет появления трещины.

Если таковой не обнаружено, значит будет достаточно провести регулировку при помощи подтяжки и ослабления спиц до полного выравнивания.

Подведя итог, стоит отметить, что на обод приходится если не вся нагрузка при езде, то как минимум большая ее часть. Это значит, что при выборе обода для своего велосипеда не стоит экономить на ободе, так как от его качества и надежности зависит не только удовольствие и продолжительность эксплуатации, но и безопасность велосипедиста.

В чём отличие двойного и обычного ободьев велосипеда

Про велосипедные ободья говорилось много разного и весьма интересного. Если вы следите за статьями, которые появляются на нашем сайте, то вас уже можно считать профессионалом в этой теме. Но вопросы всё равно остаются и некоторые моменты требуют разъяснения. Например, двойной обод велосипеда — что это? Чем он отличается от обычной модели? Что лучше выбирать и есть ли смысл переплачивать за двойной вариант?

Обод для велосипеда

Отличия в конструкции ободьев хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе

О разделении ободьев по количеству стенок в его конструкции вам наверняка уже известно. А если нет, то мы напомним. Присутствует условное разделение этого важного элемента в любом велосипеде:

  • одностенные модели;
  • двойные, или двухстенные;
  • усиленные, или трёхстенные.

Отличия в конструкциях этих различных экземпляров хорошо заметны, если сравнивать ободья в разрезе.

Определение для каждого типа обода

Чтобы разобраться в отличиях между этими двумя типами элементов, необходимо детально остановиться на каждом из них.

Одностенный

Варианты с одностенной конструкцией являются самыми доступными по стоимости, но также и самыми недолговечными. О сроке их службы говорить сложно, поскольку всё зависит от характера езды. Агрессивное, неаккуратное катание с длинными заездами такие ободья точно не выдержат и будут ломаться несколько раз в сезон. А вот для аккуратной езды по ровным дорогам такие модели можно выбирать. Устанавливаются они на прогулочные и городские велобайки, которые не предназначены для больших нагрузок, а их владелец не предъявляет особых требований к прочности.

Одностенный обод велосипеда

Одностенный обод велосипеда

А вообще, одностенные ободные профиля, которые создаются из стальной заготовки в виде полосы, встречаются на недорогих велосипедах от малоизвестных брендов типа Ашана. Такой момент позволяет наглядно увидеть подход производителей, суть которого заключается в использовании самого дешёвого и тяжёлого. Неудивительно, что подобные велосипеды «радуют» своих владельцев потребностью в ремонте спустя небольшой период. При этом даже не нужно прыгать по бордюрам или вести себя слишком экстремально за пределами города.

Двойной

Совсем другое дело — двойные ободья, которые ещё называются двухстенными по особенности конструкции. Такие детали на велосипед находятся в более высокой ценовой категории, что обусловлено их высокой прочностью и долговечностью. Как ни странно, вес двойных моделей может быть ниже, чем обычных. Сфера использования таких элементов распространяется на байки для кросс-кантри и выполнение скоростных спусков, известных как downhill. Если вдруг заявленная прочность покажется вам недостаточной, то её можно немного увеличить путём увеличения высоты обода. В этом случае вероятность образования восьмёрок будет несколько снижена.

Для создания конструкций такого типа чаще всего используется двустенный профиль из алюминия. Подобное изобретение стало большим шагом навстречу тому моменту, когда на велосипедах будут стоять такие жёсткие ободья, что им не будут страшны никакие препятствия, плохие дороги и рабочее напряжение.

Самыми прочными, а соответственно, и самыми дорогими являются тройные обода, которые производятся из трёхстенного профиля. Такие элементы встречаются редко, поскольку особой необходимости в их использовании нет. С бездорожьем и высокими нагрузками отлично справляются двойные конструкции.

Двойной обод велосипеда

Двойной обод велосипеда

Признаки двойного обода

Подобный вопрос интересует чаще всего тех людей, которые задумались о покупке велосипеда. Действительно, как-то ведь нужно разобраться с типом обода, который установлен. Не разрезать же его, в самом-то деле. Есть несколько признаков, по которым можно визуально определить количество стенок:

  1. Снимаем резину и обращаем внимание на расположение гнёзд на гайках спиц. Если они не утоплены, то перед вами обычная модель.
  2. Если нет возможности снимать покрышки, необходимо изучить геометрию обода. В обычных конструкциях ширина чаще всего больше толщины.
  3. На двойных моделях в месте примыкания спиц к поверхности обода могут располагаться выпуклости.

Отличия

Подводя итог всего вышесказанного, можно выделить следующую группу отличий, которые присутствуют между двойными и обычными велосипедными ободьями.

  1. Стоимость не зря стоит на первом месте, поскольку разница в цене в некоторых случаях может быть существенной. Именно этот момент часто склоняет велосипедиста в пользу обычных моделей.
  2. Прочность существенная, и на её фоне стоимость двойных конструкций уже не кажется такой высокой. Всё-таки лучше один раз заплатить за качественный продукт, который будет достойно служить несколько сезонов, чем сэкономить и менять ободья несколько раз в сезон.
  3. Вес здесь играет не на пользу обычных конструкций, поскольку они нередко оказываются тяжелее своих двойных собратьев.
  4. Область использования является существенным отличием. Обычные ободья можно использовать только в том случае, если велосипед получает минимальные нагрузки, эксплуатируется бережно и нечасто. Установка двойных ободьев имеет смысл для отъявленных велосипедистов, которые катаются много, часто и не брезгуют бездорожьем.

Понимание отличительных моментов, которые присутствуют между этими двумя типами ободьев, поможет сделать правильный и быстрый выбор, разобраться в ассортименте и не зависеть от консультации продавца.

Выравнивание вмятин обода велосипеда

Неприятность, которая поджидает каждого велосипедиста, заключается в образовании вмятин на ободьях. Дальнейшая езда становится невозможной или, по крайней мере, невыносимой. Покупка нового элемента на колесо может вылиться в приличную сумму. Так, может быть, стоит реанимировать повреждённый обод?

Изогнутое колесо на велосипеде

Пошаговая инструкция ремонта восьмёрки и яйца на колесе велосипеда. Полезные советы по уходу за спицами.

Велосипедный фонарь

Каждый любитель велосипеда задаётся вопросом: как выбрать электрофонарь для велосипеда? На эти вопросы мы дадим ответ далее и укажем, какие необходимо совершить действия, чтобы купить качественный фонарь и не прогадать.

Обод для колеса для велосипеда

Металлическое кольцо, являющееся основой велосипедного колеса. В понятие обода не включается втулка колеса или спицы.

Необходимость в выборе тех или иных ободов для велосипеда возникает не часто. Выбирать обода приходится в основном при покупке нового велосипеда или в случае замены старых ободов или колёс на новые — например, при несоответствии их технических характеристик условиям эксплуатации или ввиду поломки: восьмёрки, трещины, стёртые тормозные дорожки.

К выбору ободов следует подходить ответственно, в первую очередь учитывая предполагаемый стиль эксплуатации велосипеда.

Главным требованием к ободу колеса является его прочность в сочетании с небольшим весом. Безусловно, прочность всего колеса определяется не только прочностью и жёсткостью обода, но и качеством спиц, их количеством, силой и равномерностью натяжения. Но тем не менее, без хорошего обода собрать прочное колесо невозможно. Часто возникающие восьмёрки на ободе ухудшают управление, тормозные свойства велосипеда и надоедают необходмостью частого ремонта.

Необходимость в прочности колеса очевидна, но на что влияет его вес? При разгоне велосипеда, силы велосипедиста расходуются не только на увеличение линейной скорости велосипеда, но и скорости вращения колёс. Чем дальше от центра вращения находится масса и чем она больше, тем большую работу приходится затрачивать на раскрутку. Особенно заметно это проявляется в видах спорта с высокой динамикой разгона и постоянно изменяющимся темпом. Например, в соревнованияхкросс-кантри и аналогичных дисциплинах вес обода и шины влияют на результат значительно сильнее, чем в равнинных шоссейных гонках.

Активное передвижение по городу также имеет достаточно прерывистый ритм, а учитывая качество многих дорог в российских городах, становится понятным и требование к высокой прочности колёс.

Размер

  • 12 дюймов, 16 дюймов — для детских и подростковых велосипедов.
  • 19 дюймов — для триала;
  • 20 дюймов — для велосипедов BMX, для триала, для складных велосипедов и для некоторых лигерадов.
  • 24 дюйма — для дёрта, стрита, фрирайда, даунхила и в целом для экстремальных дисциплин горного велосипеда. Как правило ставятся назад.
  • 26 дюймов — для большинства горных велосипедов.
  • 27 дюймов — устаревший размер колёс.
  • 28 дюймов — для некоторых горных велосипедов, для большинства гибридов и городских велосипедов.
  • 29 дюймов — больше маркетинговое понятие, поскольку реальный размер обода 622 мм относится также и к 28−дюймовому колесу.

Материал

В наши дни подавляющее количество ободов изготавливается из алюминиевых сплавов. Такие обода значительно легче стальных, встречающихся иногда на самых дешёвых горных, а также некоторых городских велосипедах. Прочность стальных ободов крайне низкая, и при этом ободные тормоза работают с ними значительно хуже, чем с алюминиевыми.

Существуют обода, выполненные полностью из углеродного волокна, но они встречаются крайне редко. Из этого материала изготавливаются лишь моноблочные колеса (например, компания Spinergy), в которых обод, корпус втулки и несколько широких плоских спиц представляют собой единую цельную конструкцию.

Конструктивные особенности

Обод для клинчерных покрышек (слева) и для трубок (справа).

Конструкция обода может значительно различаться в зависимости от типа велосипеда. Для большинства велосипедов в настоящее время применяются обода коробчатого сечения, которые рассчитаны на использование клинчерных шин. Боковые стенки таких ободов с внутренней стороны имеют канавку, в которую заводится при установке борт шины. Затем камера под воздействием давления воздуха вытесняет боковины покрышки и тем самым сцепляет её с ободом.

Шины для шоссейных велосипедов (трубки, однотрубки) наклеиваются на обод через специальную матерчатую ленту: обода для них не имеют развитых стенок с внутренней стороны, а наоборот достаточно плоские и имеют трубчатое сечение. Правда сейчас и на шоссейных велосипедах стали использоваться клинчерные шины традиционной конструкции.

Так как на данный момент в России наибольшее распространение получили горные и вседорожные велосипеды, а также всё популярнее становятся гибриды, то стоит немного подробнее остановиться на особенностях классических ободов коробчатого сечения. Помимо различных размеров ободов, продукция многих производителей подразделяется на группы. Причем обода разделяются как для разных типов велосипедов, так и для разных сфер применения для одного типа. Особенно это касается горных велосипедов. Например, по прочностным параметрам они могут делиться на прогулочные, кросс-кантрийные, фрирайдные и даунхильные. Такое разделение весьма условное — можно использовать дунхильные обода и в дисциплинах, но это позволяет как минимум приблизительно оценить вес и прочность ободов, а также некоторые другие их конструктивные особенности.

Шов и боковины

В процессе изготовления обода металлический профиль сгибается в окружность, и его концы скрепляются швом. Шов может закрепляться как при помощи сварки (сварной шов), так и на специальных штифтах (клёпаный вариант). Клёпаный шов менее прочный сварного, но при разнице в стомости почти в два раза, нужно понимать, что нет необходимости в избыточной прочности ободов для прогулочных велосипедов или при эксплуатации велосипеда в городском цикле.

Шов никогда не бывает идеальным, и как правило ширина обода в его области немного отличается от остальной. На новом ободе в первое время при использовании ободных тормозов может появляться характерное биение колодок при прохождении через место нахождения соединительного шва. Через некоторое время колодки и обод притираются, и характерная неровность сглаживается.

в 90−х годах, компания Mavic представила свою разработку ободов под названием SUP (Soudé Usine Proces — с фр.«процесс сварки и фрезеровки»). В рамках данной технологии обода производятся немного более широкими в области тормозной поверхности, и после сварки помещаются на специальный станок, где сбоку снимается лишний металл.

Позже некоторые компании частично скопировали этот процесс, применяя фрезеровку ободов как к сварным, так и клёпаным конструкциям.

Одностенные и многостенные

Двухстенный обод (слева), двухстенный обод с высоким профилем (в центре), трёхстенный обод с высоким профилем (справа).

Самые простые обода обычно имеют одностенную конструкцию, то есть профиль такого обода похож на латинскую букву «U». Такие обода в основном устанавливаются на прогулочные велосипеды.

Более совершенным типом ободов, у которых меньший вес при большей прочности, являются двухстенные (двойные) обода, применяемые на велосипедах как для , дак и для даунхила. Профиль данных ободов также представляет букву«U», но с дополнительной горизонтальной перемычкой. Обода такого профиля обычно более высокого качественного и ценового уровня.

Если необходим обод с большей прочностью, то устанавливается обод с высоким профилем: при его применении значительно повышается жёсткость и прочность обода «на складывание».

Самый развитый вариант обода — трёхстенный, когда внутрь высокопрофильного обода вставляется дополнительная горизонтальная перемычка. Роль этой перемычки заключается не столько в увеличении прочности обода «на складывание», сколько в увеличении боковой жесткости, препятствующей появлению восьмёрок. Такие обода встречаются довольно редко.

Обода для относительно лёгкого применения — например, для , — выполняются достаточно узкими: наружный размер составляет 21−26 мм. Обода для фрирайда, даунхила и других экстремальных прыжковых дисциплин существенно шире — до 35 мм и более. При увеличении ширины обода, заметно увеличивается и его поперечная жёсткость.

Прочность и вес

Для дополнительного упрочнения ободов применяется поверхностное насыщение металла другими веществами гальваническим способом — анодирование. Поверхность анодированных алюминиевых ободов не светлая, а чёрная. Часто одна и та же модель обода предлагается производителем как в обычном, так и анодированном виде, которая стоит примерно на 10−20% дороже. Тормозные дорожки на современных ободах компании Mavic иногда покрываются керамическим слоем. Важно помнить, что для таких ободов требуется установка специальных колодок.

Прочное колесо можно собрать, используя, высококачественные спицы или спицы с увеличенным диаметром сечения. Cуть их применения — в возможности высокого предварительного натяжения спиц, когда полезная нагрузка распределена по спицам более равномерно.

Для укрепления поверхности обода в зоне спицевого отверстия раньше под головки ниппелей спиц иногда подкладывали шайбы. Теперь на многих ободах в отверстие устанавливаются специальные пистоны, которые также облегчают вращение ниппелей при сборке колеса и его правке. В двухстенные обода устанавливаются как обычные пистоны на внешней стенке, так и двойные — проходящие насквозь через обе стенки.

Раньше для большинства велосипедов стандартное колесо состояло из 36 спиц. Большее количество встречалось редко(например, на старых английских велосипедах и на тандемах), а меньшее (32, 28, 24) — только на шоссейных велосипедах и велосипедах с маленькими колёсами. Сейчас, с появлением качественных прочных спиц и жёстких ободов, проблема обрыва спиц уже не столь актуальна. В связи с этим для современного горного велосипеда стандартом являются 32 спицы в колесе. В случае использования радиального спицевого набора, количество спиц может быть ещё меньше. При сборке колеса необходимо убедиться в соответствии количества отверстий под спицы в ободе и втулке.

Прочие тонкости

В последнее время иногда стали появляться обода со смещёнными рядами отверстий под спицы. Такие обода предназначены только для задних колёс многоскоростных велосипедов. Дело в том, что применения в многоскоростных барабанных втулках кассет с большим количеством шестерёнок, приходится сдвигать правый фланец втулки ближе к её центру, и зонт спиц справа получается более плоским, чем слева. Чтобы этого достичь, правые спицы приходится натягивать намного сильнее, чем левые. Таким образом, либо спицы с правой стороны становятся сильно перетянутыми, либо с левой — недостаточно натянутыми. Для уменьшения данного дизбаланса применяются обода со смещёнными рядами отверстий для спиц на 2−3 мм влево.

Клапаны и ниппели

Существуют три типа ниппелей: автомобильный (Schrader), велосипедный (Woods) и спортивный (Presta). Диаметр клапана у автомобильного и велосипедного ниппелей заметно больше, чем у спортивного.

В настоящее время всё более широкое распространение приобретают спортивные ниппели Presta, и в связи с этим обода всё чаще делают именно под них. Для установки на такой обод камеры с обычным автомобильным ниппелем, отверстие необходимо рассверливать, хотя рекомендуется использовать запасные камеры соответствующего типа. Если на велосипеде установлены высокопрофильные обода, то необходимо иметь запасные камеры с длинными клапанами.

В некоторых ободах спицы крепятся не на наружной стенке обода, а на внутренней, что приводит к необходимости применения спиц с длиными ниппелями.

Боковые стенки

Для облегчения ободов часто применяется утоньшение их боковых стенок, нагрузка на которые относительно невелика.

Применение мощных ободных тормозов (например, часто приводит к тому, что боковые стенки в области тормозных дорожек быстро протираются тормозными колодками. Не редкостью стала необходимость смены обода всего сезона эксплуатации. Выходом из этой ситуации стало применение дисковых тормозов. Существуют обода, предназначенные для работы только с дисковыми тормозами. У таких ободов нет тормозных боковых дорожек и, соответственно, они не совместимы с ободными тормозными системами.

Флиппер

Специальная ободная лента из тонкой резины или прочного синтетического материала, предохраняющая камеру от острых краёв спицевых отверстий и возможных проколов ниппелем спицы. В принципе, можно заменить флиппер на обычную изоленту или вовсе обойтись без него. Но в случае поломки спицы флиппер удерживает её, не давая проколоть камеру и соответственно обеспечивает большую безопасность при эксплуатации велосипеда в экстремальных условиях.

Обод и покрышка — как подобрать?

как выбрать обод для байка

Как правильно выбрать обод для байка?

Существует большое разнообразие велоободов. Отличаются они между собой конструктивными особенностями, размерами и материалами из которых изготовлены.

При выборе велосипедного обода нужно учитывать на какой байк он будет установлен. Учитывайте его эксплуатационные характеристики, будь-то для горного байка, городского, дорожного или шоссейного.

Как узнать размер обода для велосипеда?

размер ободов

Данная величина характеризуется двумя параметрами:

Для того, чтобы узнать эти значения, нужно внимательно рассмотреть изделие. Как правило, производитель наносит маркировку на поверхность детали и она легко читается. Так, например, надпись 559х19 говорит о том, что диаметр (посадочный) равен 559 мм, а ширина – 19 мм. В случае отсутствия надписи, получить нужные цифры можно через замеры вручную.

Для измерения внутренней ширины потребуется штангенциркуль.

При замере диаметра необходимо измерить расстояние от центра колеса до края велообода, полученное значение умножить на 2. Еще можно используя отвес и рулетку, померить непосредственно диаметр целиком. Если это число в сантиметрах разделить на 2,54 то получится перевод в дюймы.

Материал и толщина непосредственно влияют на вес колеса байка.

В силу своей легкости и достаточной прочности большое распространение получили катаные алюминиевые велообода. На втором месте идут железные или стальные.

В соответствии с предъявляемыми требованиями по нагрузке и прочности, производители выпускают одинарный, двойной, тройной велообод. Также изготавливают бескамерный тип обода.

Стандарт по количеству устанавливаемых спиц составляет 36, 32, 28 и 16 штук.

Раньше в системе обозначения многие производители использовали внешний диаметр велопокрышки, который измеряется в миллиметрах или дюймах. К примеру, 24″ (500 мм), 26″ (650 мм) или 28″ (700 мм). Со временем, из-за постоянной путаницы, система обозначений поменялась. В настоящее время стали использовать универсальную систему для маркировки по посадочному диаметру.

Существует 3 действующие системы обозначения:

1. По ISO – это реальное значение диаметра велообода в миллиметрах. Анализируя совместимость посадочных размеров велообода с велопокрышкой, лучше сразу же обращать внимание на параметры ISO.

2. Параметры в дюймах. Это приблизительное значение внешнего диаметра колеса. Бывает маркировка в десятичных и обыкновенных дробях. Советские размеры в дюймах не всегда совпадают и могут отличаться от западных.

3.Французский размер – это значение внешнего диаметра колеса в миллиметрах. В старой системе исчисления учитывали ширину шины и обозначали ее латинскими буквами A, B, C, D. Где А – самая узкая, D – наиболее широкая. Теперь, в современном обозначении буквенная составляющая потеряла свой первоначальный смысл.

Как правильно подобрать покрышку к ободу.

размеры колес

Велосипедные шины отличаются невероятным разнообразием размеров. В результате этого появилась несогласованность и путаница. Каждая страна-производитель, имеет свою маркировочную систему параметров. Велопокрышка с одинаковыми параметрами может быть известна под совершенно несхожим кодом обозначения в разных странах. Случилось так, что не взаимозаменяемые шины с разными посадочными величинами имеют одинаковые номера. А взаимозаменяемые – разные.

Все имеет свой конечный срок службы. Это относится и к велосипедным покрышкам. Приходит такой момент, когда нужно сделать апгрейт или на смену старым велопокрышкам поставить новые. Возникает выбор, что же подойдет, можно ли заменить в случае отсутствия родной резины.

Теоретически можно использовать любое сочетание покрышек и ободов, при условии совпадения у них посадочных размеров. Но практика говорит, что лучше придерживаться определенных правил. Так вы обезопасите себя, свой кошелек от частых проколов резины и повреждения велообода.

Какой размер обода для покрышки?

Подбор ширины велопокрышки.

ширина покрышки

При выборе этого параметра шины существует больше вариантов совместимости размеров, а значит и ассортимент богаче. Измеряется и маркируется ширина велообода в миллиметрах, велопокрышки – в дюймах или миллиметрах. Поэтому, при подборе необходимо все свести к единой единице исчисления.

Совместимость велообода колеса и шины по ширине для различных типов байков:

Источники:

http://kotovski.net/oboda-dlya-velosipedov/
https://velife.ru/zapchasti-i-detali/obod-kolesa-velosipeda-texnologii-v-osnove-progressa.html
https://aktsport.ru/velosiped/otlichie-dvoynogo-i-obyichnogo-obodev-velosipeda.html
https://velobarnaul.ru/glossary/obod.html
https://frikke.ua/novosti/obod-i-pokryshka-kak-podobrat