Обязанности велосипедиста: что можно, а что нельзя
Соблюдая эти три простых пункта, мы имеем право ездить по дорогам общего пользования в любое время суток и года. Подчеркиваю, в том числе и зимой, что бы там не кричали автоводители, которым мешает велосипед из-за того, что приходится ехать по колее.
Поездка зимой
Ездить на велосипеде можно и зимой. В идеале – сменить резину, но можно и на летней. Главное не совершать резких манёвров. При передвижении соблюдать дистанцию, заранее продумывать маршрут.
Одежда – обычная, только вместо носков одевать тёплые гольфы или длинные носки, подойдут термобельё или гетры. Обращайте внимание на педали. На обуви может остаться снег, сцепление с педалями может ухудшиться, и нога будет соскальзывать.
В зимнее время года лучше использовать велозамок с ключом. При себе иметь хорошо впитывающую тряпочку, чтобы протирать сиденья. Смазывать двухколёсного друга надо часто, осадки плохо влияют на металлические детали велосипеда.
Где можно ездить на велосипеде
1 . Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части дороги? Можно, если ваше транспортное средство соответствует вышеуказанным требованиям, а вам самому больше 14 лет. При этом вы должны держаться как можно правее, (хотя интервал в ПДД не обозначен) и стараться не создавать помех другим участникам движения.
Это значит, что вы не обязаны жаться к обочине или ехать по ней, чтобы торопящиеся автомобилисты могли не тратить время на объезд вашего байка. Берите правее, но смотрите, чтобы под колесами был нормальный асфальт, вы такой же участник движения.
Есть еще один психологический момент — водитель авто всегда постарается просочиться на скорости между вами и занятой встречной полосой, если вы даёте ему такую возможность. На узкой дороге с встречным трафиком жаться к обочине просто опасно — машины будут проходить мимо вас впритирку, не снижая скорости. Лучше занять понятную для всех позицию на дороге, чтобы у автомобилистов не возникало вредных желаний.
Если за вами скопилась целая колонна машин, то не стоит быть принципиальным — уйдите на обочину и пропустите страждущих.
2 . Можно ли ездить по тротуарам? Спорный пункт, который всегда вызывает бурю эмоций в комментариях. Для начала, давайте договоримся, что тротуар — это именно тротуар, а не смешанная велодорожка. ПДД утверждают, что движение на велосипеде по тротуару запрещено лицам старше 14 летнего возраста, но тут же в статье 24.2 мы видим следующее исключение:
Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях: отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
Получается, если нет возможности двигаться по правому краю проезжей части, можно перейти на тротуар. Правый край дороги замусорен, закрыт снегом, припаркованными автомобилями, строительной техникой и т.д.
В любом городе, не заточенном под велосипедное движение правый край проезжей части будет труднодоступен, поэтому вы имеете полное право воспользоваться тротуаром, и эцелоп не имеет права вас бить по ночам полиция не имеет права вас штрафовать. На тротуаре велосипед не имеет никакого преимущества и в случае ДТП с пешеходами ситуация будет трактоваться против вас.
Кроме этого, пункт ПДД 24.6 гласит, что «если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов».
Так же вы не имеете преимуществ на смешанной велопешеходной дорожке, езда там весьма нервное дело, потому что с одной стороны вы вроде как бы на законной территории, а с другой — пешеходы рассматривают это место, как тротуар.
Соответсвенно, как правило, люде не контролируют своих детей и домашних животных, поэтому лучше не разгоняться и сохранять внимание всё время.
Безопасна ли велодорожка?
К сожалению, даже велодорожка, где по ПДД запрещено появляться пешеходам, не является безопасным местом для движения велосипедистов. Увы, пешеходы зачастую игнорируют, а может быть и не знают о том, что не имеют права пользоваться велодорожками. Если людям удобно там ходить, они будут гулять с детьми и выгуливать собак.
Разгоняться на велике там я не советую, в случае ДТП вам скорее всего пришьют обоюдную вину — типа не сделал всё, чтобы предотвратить происшествие.
Кроме этого, есть еще одна вещь, которая делает опасной скоростную езду на велодорожке. Путь время от времени пересекается выездами со дворов, где водители оказываются просто не готовы воспринимать вас, как помеху — во-первых, велосипедист едет быстрее обычного, во-вторых, внимание автомобилиста приковано к проезжающим по дороге машинам, в третьих, не привыкли они еще к тому, что нужно пропускать велосипед на велодорожке.
В ночное время
Не рекомендуется передвигать на велосипеде с наступлением темноты или сумерках. В случае выезда в ночное время следуйте следующим советам:
- оснастите велосипед светотехникой – фары, катафоты, светоотражатели и светодиоды
- одежда со светоотражающими элементами, технический жилет
- фонарик, желательно налобный
- выбор безопасного маршрута, передвижение по знакомым безопасным дорогам
- предельная внимательность и осторожность
Соблюдая ПДД позволят велосипедисту осмотрительно действоватьна дорогах. Его отвественность — не только собственная безопасность, но и сохранение жизни и здоровья других участников движения. Быть умным и вежливым — просто, проезжая часть не прощает ошибок.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.
Проезжая часть — самое безопасное место для велосипедиста?
Получается, что так. Только на проезжей части мы можем ехать настолько быстро, насколько способны, и это будет дополнительным плюсом в дорожном маневрировании. Основную опасность представляют припаркованные машины с открывающимися дверьми и подрезающие водители, желающие повернуть направо.
Прочитайте мою статью Опасности для велосипедиста, в которой я собрал список основных проблем, которые мешают безопасному движению на велосипеде в городе, плюс еще от читателей, в которых они дополняют эту острую тему.
Понемногу на дорогах стали появляться выделенные велосипедные полосы — это очерченная часть проезжей части, где нельзя парковать автомобили (так это должно работать). Кроме этого, с 2015 года разрешили велосипедистам двигаться по выделенным полосам общественного транспорта, это тоже повышает безопасность.
Экипировка
Большое внимание необходимо уделить одежде. Зачастую от экипировки водителя двухколёсного транспортного средства зависит его жизнь и здоровье.
Безопасность обеспечат:
- шлем
- велосипедные очки
- респираторы
- защитный костюм (приветствуется яркие краски и светоотражающие элементы)
- наколенники и налокотники
- велосипедные перчатки
- специальная обувь
Обязательно иметь с собой минимальный набор инструментов, шейкер для воды, насос. Этот нехитрый набор позволит чувствовать себя уверенней на трассе.
Права и обязанности велосипедиста на дороге в соответствии с ПДД
В первую очередь ознакомимся с основными терминами и определениями, которые необходимо знать велосипедистам.
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Главное, что следует отметить, велосипед — это транспортное средство. Все требования Правил относящиеся к транспортным средствам относятся в равной степени и к велосипедам.
Велосипед может быть оснащен электродвигателем мощностью не более 0,25 кВт с автоматическим отключением на скорости более 25 км/ч.
Велосипед с электродвигателем
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
Велосипедист — управляет велосипедом. Если велосипед вести рядом, то Вы уже становитесь пешеходом.
Велосипедисты и пешеходы
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и обозначенный знаком 4.4.1.
Велосипедная дорожка конструктивно отделена от проезжей части или тротуара, а также может быть выполнена в виде отдельной дороги, то есть образовывать полноценные перекрестки с автомобильными дорогами. Для ее обозначения обязательно наличие дорожного знака «Велосипедная дорожка».
Велосипедная дорожка
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Велосипедист также является водителем.
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
Относительно новый в Правилах дорожного движения элемент дороги, предназначенный для совместного или раздельного движения велосипедистов и пешеходов.
Велопешеходная дорожка
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
Последнее нововведение в ПДД — это специальная выделенная полоса на проезжей части дроги, аналогично, как и для движения маршрутных транспортных средств. Кроме велосипедов она предназначена и для движения мопедов.
Полоса для велосипедистов
Общие требования ПДД для велосипедистов
В этой части кратко отметим общие Правила для велосипедистов.
6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200 х 200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
Сигналы маневрирования
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
8.2. Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Световые приборы
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
- на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
- на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.
Расположение велосипедистов для движения на дороге
Требования для движения велосипедистов изложены в специальной главе Правил дорожного движения — «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Эта часть требует особого внимания.
Для велосипедистов в возрасте старше 14 лет
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
Важно. Данный пункт устанавливает обязанность велосипедистам старше 14 лет двигаться по специально выделенному участку дороги при его наличии. Движение по иным элементам дороги запрещено. Все последующие пункты устанавливающие иное расположение велосипедистов на дороге являются последовательностью исключений из первого пункта.
Движение по правому краю проезжей части
Первое исключение — допускается движение велосипедистов по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
- габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
- движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
И так, если отсутствует специальный выделенный участок дороги для движения велосипедов — велосипедист в первую очередь должен двигаться по правому краю проезжей части.
Движение по обочине
Второе исключение — движение по обочине:
- в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
Движение по тротуару или пешеходной дорожке
Третье исключение — по тротуару или пешеходной дорожке:
- отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
- велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 7 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
Как видите — движение по тротуару или пешеходной дорожке является крайним случаем для движения по ним велосипедистов. Будьте внимательны и следуйте этой последовательности при определении элемента дороги для движения на велосипеде.
Определение элемента дороги для движения на велосипеде
Для велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедистам до 14 лет запрещается движение по проезжей части и обочине.
Для велосипедистов в возрасте младше 7 лет
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
Велосипедисты младше 7 лет должны двигаться на участке дороги, предназначенном для движения пешеходов.
Правила движения велосипедистов по проезжей части
24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Правила движения велосипедистов по тротуару и пешеходным зонам
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.
На тротуаре пешеходы и другие лица имеют полное преимущество перед велосипедистами. Это также относится и к пересечению дорог и пересечению выездов с прилегающих территорий при движении велосипедиста по тротуару.
- управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
- перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
- двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
- пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Выделим запрет поворота налево на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении и расположение велосипедиста перед поворотом.
Определение элемента дороги для движения на велосипеде
Перед совершением маневра велосипедист, являющийся водителем, должен занять соответствующее положение на проезжей части.
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…
Еще один важный момент, велосипедистам запрещается пересекать дорогу по пешеходным переходам. В случае нарушения этого требования велосипедист не имеет преимущества в движении.
Запрещена буксировка велосипедов и велосипедами.
24.9. Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Запрещено движение по автомагистрали.
16.1. На автомагистралях запрещается:
- движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или по состоянию менее 40 км/ч;
Лишат ли водительских прав, если поймают пьяным на велосипеде?
Многие велосипедисты ошибочно полагают, что вождение велосипеда не несет за собой никакой ответственности. Не смотря на то, что со стороны контролирующих органов внимание велосипедистам уделено минимально, законом все равно предусмотрена ответственность за управление в состоянии алкогольного опьянения. В начале статьи мы отметили, что велосипед — это транспортное средство, а велосипедист — водитель.
Правила прямо запрещают управлять любыми транспортными средствами в алкогольном опьянении.
2.7. Водителю запрещается:
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
Могут ли лишить права вождения автомобилем, если поймают в нетрезвом состоянии на велосипеде? Обратимся к статье КоАП РФ по которой наказывают пьяных водителей:
1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —
влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
На первый взгляд кажется, что статья полностью подходит для велосипедистов и сотрудники могут попытаться привлечь по ней. Однако для движения на велосипеде не требуется специального права управления и получение, как и лишение такого права никак не связано с управлением велосипедом. Для велосипедистов в КоАП РФ предусмотрена специальная статья, определяюща ответственность.
Обратите внимание, если управлять скутером или мопедом в состоянии опьянения, применение данной статьи полностью правомерно. Исключение для этой статьи только велосипедисты.
ПДД для велосипедистов: требования и обязанности
Велосипед, как средство передвижения, становится все более востребованным. Это быстрый и экологичный вид транспорта, который позволяет поддерживать здоровую физическую форму.
По той причине, что велосипедисты часто перемещаются не только по пешеходам, но становятся непосредственными участниками дорожного движения, им необходимо знать законом установленные в 2018 году правила дорожного движения для велосипедистов.
Изучив основные ПДД для велосипедистов, можно узнать, как правильно поворачивать на сложном перекресте, где лучше перемещаться – по тротуару или по обочине, как пересекать пешеходный переход, кто должен первым проезжать перекресток – автомобиль или велосипед.
Основные термины, права и обязанности
Авторы ПДД в процесс разработки и согласования правил, используют специальные термины. Большинство описаний значительно сокращены, что позволяет не засорять рассудок читателя казенными словами.
Велосипед – это вид транспортного средства с двумя колесами. Оно приводится в движение мускульной энергией, а также может быть оснащен электромотором.
Велосипедист – это водитель, то есть человек, управляющий транспортным средством.
Как только велосипедист перемещается посредством рядом с собой везущий велосипед, приравнивается к обычному пешеходу. Говоря иными словами, его роль в дорожном движении полностью изменяется.
Если велосипедист везет средство передвижения рядом с собой и становится пешеходом, на него возлагаются права данной категории дорожного движения.
Стоит отметить, что велосипедист, который идет пешком вдоль трассы, не становится пешеходом, на него распространяются права пешехода, это водитель.
Как только человек пересаживается на велосипед, он становится полноправным водителем, возлагая на него все обязанности и права такового.
Описывая ПДД, которые распространяются на велосипедистов, в первую очередь нужно отметить места, по которым им можно передвигаться. Разрешенные места передвижения вполне конкретны.
Вот самые основные допустимые места:
- Городские велосипедные дорожки.
- Правый край проезжей части, не дальше метра от края или непосредственно по обочине. Это равнозначные места. Двигаясь по дороге пешком, велосипедист должен идти по ходу движения, а не против него, как пешеходы.
- В процессе перемещения по тротуару, то есть по пешеходной зоне, можно перемещаться только в том случае, если отсутствуют два первых варианта.
На основании сказанного выше можно сделать вывод, что велосипедисты, которые перемещаются по тротуарам, нарушают правила.
Велосипед – это транспортное средство, а не пешеход на колесах. Данное правило не распространяется на детей до детей до 14 лет. Им можно перемещаться по тротуарам и дорожкам одновременно с пешеходами.
Сложные ситуации на перекрестках
Есть несколько достаточно сложных ситуаций, с которыми могут столкнуться велосипедисты, которые перемещаются по трассе в качестве полноценных участников дорожного движения. Вот самые основные требования к велосипедистам.
Перед тем как осуществить маневр, велосипедист, как правило, не имеет возможности посмотреть в зеркало, так как оно элементарно отсутствует.
Несмотря на подобные сложности велосипедист обязан убедиться в том, что его маневр будет производиться по правилам, что в процессе перемещения не будут созданы помехи для езды других транспортных средств.
Сделать это можно при помощи элементарных поворотов головы, и тут потребуется потренироваться, чтобы движения не отражались на управлении велосипедом.
Совершение обгона
Велосипедисты, как и иные участники движения, имеют право совершать обгоны.
Осуществлять данный процесс они имеют право только с левой стороны, принимая во внимание возможность начало движения или ускорения всех обгоняемых авто.
Велосипеды также можно обгонять, правила не запрещают передвигаться в два ряда, если данный процесс является нарушением всех остальных правил.
Перемещение по перекресткам
На людей, перемещающихся на данном средстве передвижения, в равной степени распространяются определенные обязанности велосипедиста, знаки приоритета и соответствующие правила.
Говоря иными словами, направо поворачивающий автомобиль, которые перемещается параллельно с велосипедом, обязан уступить дорогу велосипеду, который едет прямо.
Что касается велосипедиста, то он обязан уступать место средствам передвижения, которые едут справа.
Стоит обратить внимание на поворот налево. На дороге с одной полосой, велосипедист имеет право совершить поворот в эту сторону аналогично авто и едущим мотоциклам по полноценной траектории.
Во всех остальных ситуациях предусмотрено два варианта поворота:
- Пересечение перекрестка в качестве обычного пешехода.
- Последовательное передвижение по прямой, остановка с поворотом и еще один проезд по направлению прямо.
Если перекресток пересекается в качестве пешехода, велосипедист должен вести велосипед руками. В этом случае человек наделяется всеми обязанностями и правами пешехода и опирается на соответствующие сигналы светофора.
Движение рядом с препятствиями
В определенных случаях велосипедистам приходится передвигаться рядом с углами, тоннелями, зарослями и иными препятствиями, которые блокируют обзор.
По причине серьезной незащищенности и хрупкости велосипедиста по сравнению с иными участниками движения, рекомендуется применять специальный звуковой сигнал.
Именно он будет являться свидетельством приближающегося транспортного средства из-за территории осложненной видимости.
В России установка специального звонка пока носит рекомендательный характер, тогда как в иных странах, наличие звонка является обязательным.
Велосипедист, как и иные участники дорожного движения, обязаны своевременно подавать сигналы относительно запланированных маневров.
Если рюкзак или рама не оборудуются новомодными габаритами и поворотниками, велосипедисту рекомендуется использовать популярные в этом случае знаки руками.
Вот несколько самых главных из них:
- Перед поворотом направо и перестроением – правая рука вытягивается в сторону или согнутая в локте левая рука.
- При перестроении или повороте налево – вытягивается левая рука или правая, согнутая в локте.
- При желании остановиться, просто любая рука поднимается вверх.
Есть также несколько знаков, которые приняты между велосипедистами, едущими в колонне. Если левая рука опускается вниз – это говорит о наличии слева ям, то же самое действует для правой руки.
В процессе подачи сигналов руками, приходится управлять велосипедом одной рукой. По этой причине также стоит предварительно потренироваться, так как новичкам бывает сделать это сложно.
ДТП и ответственность
Велосипедисты тоже время от времени попадают в ДТП. В подобных ситуациях они, как и автомобилисты, несут определенную ответственность.
- Категорически запрещено покидать место происшествия.
- Велосипед нельзя трогать руками и передвигать.
- Стоит вызвать сотрудников ГАИ.
На велосипедистов возложена та же ответственность, что и на обычных водителей. Исключением являются те случаи, когда велосипедист перемещается, как пешеход, то есть ведя средство передвижения рядом.
Основные запреты для велосипедистов
В первую очередь стоит отметить, что велосипедистам, не достигшим 14 лет, запрещено перемещаться по проезжей части дороги.
Отдельным разделом ПДД для велосипедистов можно выделить следующие ограничения и правила перемещения по трассе:
- управление рулем без применения рук;
- перевозка груза, который выступает на 0,5 по ширине или по длине габаритов велосипеда;
- перевозка пассажиров, если данное разрешение не предусмотрено конструкцией средства передвижения;
- дети до 7 лет должны перевозиться только в специально оборудованных местах;
- передвигаться по трассе без специального застегнутого шлема;
- пользоваться телефоном можно только с гарнитурой;
- нельзя ездить по автомагистралям, то есть по местам, обозначенным, как Автомагистраль или Дорога для автомобилей;
- запрещено поворачивать налево на трассах с многополосным движением и на дорогах, где проходит трамвайная линия
Наличие шлема у велосипедиста является особенно важным. Данный предмет экипировки в состоянии сохранить жизнь водителю велосипеда. Не стоит экономить на своем здоровье.
Велосипед в большинстве случаев может развивать скорость, достигающую 40 км/час. На проезжей части велосипедисты могут появиться достаточно стремительно и неожиданно. Каждый велосипедист должен учитывать данный фактор.
Движение велосипедистов по проезжей части в опасных ситуациях нужно сводить к минимальному скоростному режиму. Если велосипедист нарушил ПДД инспектор ДПС имеет право оштрафовать его согласно современному законодательству.
Данные требования и ограничения вполне логичны. Более подробно и тщательно нужно просто изучить особенности поворота налево.
Если велосипедист перемещается по перекрестку, ему нельзя поворачивать налево. Сделать это можно только в местах, где предусмотрено пересечение однополосной дороги.
Даже здесь все не так просто, есть вопросы, касающиеся положения. Поворот в этом случае будет совершаться не из крайнего положения, потому процесс может сопровождаться некоторыми сложностями. Каждую из них стоит разобрать более подробно.
Видео: Правила ПДД для велосипедистов за 5 минут
Водитель обычного городского велосипеда обязательно должен быть грамотным участником дорожного движения.
Он должен выполнять и знать основные правила перемещения по трассе и чувствовать полноту своей ответственности за езду на дороге. Знание ПДД для велосипедистов дает возможность намного быстрее и эффективнее передвигаться на своем средстве передвижения.
Установленные правила касаются не только определенных ограничений, но также возможностей движения, среди которых можно отметить корректное или приоритетное размещение на дороге.
Для предотвращения сложных ситуаций на дороге велосипедист обязан максимально своевременно подавать сигналы, соответствующие его последующим движениям и маневрам.
Каждый велосипедист должен уважительно относиться к более тяжелым и более скоростным участникам движения. Это гарантия сохранения жизни и здоровья велосипедиста, а также идеальная возможность получать наслаждение от катания, не нарушая законом установленных ПДД.
О чем должен знать велосипедист
Велосипедист, как и любой другой участник дорожного движения, должен знать о своих обязанностях на дороге. В противном случае незнание требований к движению могут привести к определенным последствиям, начиная от штрафов, до более серьезных. Итак, что хотелось бы рассказать в этой статье:
Обязанности велосипедистов
1. Велосипедист должен, перед тем как начать свой путь, убедиться в том, что его железный конь исправен. А именно убедиться в исправности тормозной и рулевой системы, проверить работает ли звуковой сигнал (звонок), проверить световые сигналы (катафоты спереди белый, сзади красный и оранжевые сбоку), проверить давление в шинах и только после этого начинать движение;
2. Велосипедист обязан двигаться по велосипедной или вело-пешеходной дорожке или по полосе для велосипедистов, а в случае отсутствия этих дорожных конструкций по правому краю проезжей части;
Что запрещено велосипедисту
1. Находиться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; | |
2. Разговаривать по мобильному телефону, за исключением случаев если разговор осуществляется при помощи «гарнитуры» и руки у велосипедиста свободны; | |
3. Осуществлять движение без рук или даже без одной руки; | |
4. Перевозить пассажиров на раме или на багажнике. Для этого существуют специальные приспособления; | |
5. Осуществлять буксировку другого транспортного средства. |
Какие штрафы предусмотрены для велосипедистов
Велосипедист является полноценным участником дорожного движения, у которого есть права и обязанности. И если он нарушает правила дорожного движения, то для него предусмотрено и наказание в виде административного штрафа.
Штраф предусмотрен статьей 12.29 ч.2, ч.3
12.29 ч.2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя ТС) — штраф 800 руб.
А вот какой штраф предусмотрен за управление велосипедом в состоянии алкогольного опьянения
12.29 ч.3 Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения — штраф от 1000 до 1500 руб.
Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров
Каждый, кто садится за руль велосипеда, становится участником дорожного движения. Поэтому и требования к нему стол же строги, как для авто водителей и водителей мотоциклов.
Чтобы обеспечить безопасность для себя и окружающих, водители этих средств передвижения должны соблюдать правила.
Роль велосипедиста на трассе
Изучать правила движения для велосипедистов нужно начать с ознакомления с общим позиционированием.
Велосипедист очень часто перемещается со скоростью менее 30 км/час, он не защищен кузовом и специальными дугами безопасности, а также ему сложно обозначить направление своего движения или изучить обстановку на дорогу по сторонам и сзади.
Все это делает процесс передвижения по дороге более сложным и опасным.
Чтобы избежать проблем на дороге и аварийных ситуаций, велосипедист в настоящее время наделен теми же правами, что и водитель авто и мотоцикла. Есть только несколько незначительных ограничений, о которых можно узнать в данной статье.
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги
Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав
Основные термины, права и обязанности
Авторы ПДД в процесс разработки и согласования правил, используют специальные термины. Большинство описаний значительно сокращены, что позволяет не засорять рассудок читателя казенными словами.
Велосипед – это вид транспортного средства с двумя колесами. Оно приводится в движение мускульной энергией, а также может быть оснащен электромотором.
Велосипедист – это водитель, то есть человек, управляющий транспортным средством.
Как только велосипедист перемещается посредством рядом с собой везущий велосипед, приравнивается к обычному пешеходу. Говоря иными словами, его роль в дорожном движении полностью изменяется.
Если велосипедист везет средство передвижения рядом с собой и становится пешеходом, на него возлагаются права данной категории дорожного движения.
Стоит отметить, что велосипедист, который идет пешком вдоль трассы, не становится пешеходом, на него распространяются права пешехода, это водитель.
Как только человек пересаживается на велосипед, он становится полноправным водителем, возлагая на него все обязанности и права такового.
Инновации в правилах
Правовые акты часто изменяются. А теперь введен пункт 24.11, в котором описаны все требования, предъявляемые к водителям двухколесных машин. Согласно статье, для велосипедной зоны установлены определенные требования:
- управляющий железным конем всегда было превентивное сцепление с другими машинами;
- Также можно совершать маневры и кататься по всей территории;
- Переходы имеют право пересекать велосипедную дорожку во всех местах, не препятствуя соответствующему проходу.
Новые поправки введены с мельчайшими деталями по каждому пункту. В новых поправках также имеются уточнения, где запрещается стоянка и остановка такого типа автотранспорта. Сюда же внесены и велосипедные дорожки.
В соответствии с новшествами, остановка запрещается и на той территории, где транспортное средство закрывает светофор или создает помехи иным транспортным средствам. Также останавливаться нельзя ближе 5 метров от пересечений со специальной зоной. Нельзя мешать пешеходом в их траектории.
Место передвижения
Описывая ПДД, которые распространяются на велосипедистов, в первую очередь нужно отметить места, по которым им можно передвигаться. Разрешенные места передвижения вполне конкретны.
Вот самые основные допустимые места:
- Городские велосипедные дорожки.
- Правый край проезжей части, не дальше метра от края или непосредственно по обочине. Это равнозначные места. Двигаясь по дороге пешком, велосипедист должен идти по ходу движения, а не против него, как пешеходы.
- В процессе перемещения по тротуару, то есть по пешеходной зоне, можно перемещаться только в том случае, если отсутствуют два первых варианта.
На основании сказанного выше можно сделать вывод, что велосипедисты, которые перемещаются по тротуарам, нарушают правила.
Велосипед – это транспортное средство, а не пешеход на колесах. Данное правило не распространяется на детей до детей до 14 лет. Им можно перемещаться по тротуарам и дорожкам одновременно с пешеходами.
Как верно совершать движения велосипедисту
Для водителя легкого безмоторного транспорта существуют особенности езды, при которых он сможет чувствовать себя полноправным участником движения, находиться в безопасности сам и не подвергать угрозе других людей. Что для этого нужно, помимо соблюдения ПДД:
- Не выпускать из поля зрения автомобили, даже стоящие. Последние нужно объезжать так, чтобы внезапно открывшаяся дверца не ударила.
- Помнить, что пешеходы тоже являются участниками движения. Если велосипедист едет вдоль края проезжей части или по обочине, он обязан пропустить переходящего дорогу человека.
- При движении по тротуару (например, вместе с ребенком, которому нельзя перемещаться по проезжей части) нужно позаботиться о безопасности пешеходов. То есть соблюдать скоростной режим, правила, уступать, притормаживать, если это необходимо. А при невозможности ехать по тротуару, не мешая пешеходам, нужно слезть с транспорта и вести его рядом.
- Если велосипедист перемещается по проезжей части, на регулируемом перекрестке он должен слушаться сигналов светофора. В ином случае нужно руководствоваться теми же правилами, что существуют для автомобилей (уступать, если двигаешься по второстепенной дороге, и т.д.).
- Для велосипедиста существуют особые условия разворота. Он выполняется только там, где однополосное движение в каждом направлении, нет трамвайных путей. В противном случае нужно добраться до пешеходного перехода, перейти по нему на другую сторону.
Сложные ситуации на перекрестках
Есть несколько достаточно сложных ситуаций, с которыми могут столкнуться велосипедисты, которые перемещаются по трассе в качестве полноценных участников дорожного движения. Вот самые основные требования к велосипедистам.
Обзор
Перед тем как осуществить маневр, велосипедист, как правило, не имеет возможности посмотреть в зеркало, так как оно элементарно отсутствует.
Несмотря на подобные сложности велосипедист обязан убедиться в том, что его маневр будет производиться по правилам, что в процессе перемещения не будут созданы помехи для езды других транспортных средств.
Сделать это можно при помощи элементарных поворотов головы, и тут потребуется потренироваться, чтобы движения не отражались на управлении велосипедом.
Совершение обгона
Велосипедисты, как и иные участники движения, имеют право совершать обгоны.
Осуществлять данный процесс они имеют право только с левой стороны, принимая во внимание возможность начало движения или ускорения всех обгоняемых авто.
Велосипеды также можно обгонять, правила не запрещают передвигаться в два ряда, если данный процесс является нарушением всех остальных правил.
Перемещение по перекресткам
На людей, перемещающихся на данном средстве передвижения, в равной степени распространяются определенные обязанности велосипедиста, знаки приоритета и соответствующие правила.
Говоря иными словами, направо поворачивающий автомобиль, которые перемещается параллельно с велосипедом, обязан уступить дорогу велосипеду, который едет прямо.
Что касается велосипедиста, то он обязан уступать место средствам передвижения, которые едут справа.
Стоит обратить внимание на поворот налево. На дороге с одной полосой, велосипедист имеет право совершить поворот в эту сторону аналогично авто и едущим мотоциклам по полноценной траектории.
Во всех остальных ситуациях предусмотрено два варианта поворота:
- Пересечение перекрестка в качестве обычного пешехода.
- Последовательное передвижение по прямой, остановка с поворотом и еще один проезд по направлению прямо.
Если перекресток пересекается в качестве пешехода, велосипедист должен вести велосипед руками. В этом случае человек наделяется всеми обязанностями и правами пешехода и опирается на соответствующие сигналы светофора.
Движение рядом с препятствиями
В определенных случаях велосипедистам приходится передвигаться рядом с углами, тоннелями, зарослями и иными препятствиями, которые блокируют обзор.
По причине серьезной незащищенности и хрупкости велосипедиста по сравнению с иными участниками движения, рекомендуется применять специальный звуковой сигнал.
Именно он будет являться свидетельством приближающегося транспортного средства из-за территории осложненной видимости.
В России установка специального звонка пока носит рекомендательный характер, тогда как в иных странах, наличие звонка является обязательным.
Передвижение по проезжей части
Освоившись с управлением велосипеда и выучив основные правила ПДД, можно выезжать на проезжую часть. Лучше, если это будут тихие улицы с небольшим движением, пока не станет понятно, как ведут себя водители при приближении велосипеда, и собственная скорость реакции на непредвиденные ситуации.
Правила предусматривают движение на двух колесах только по крайней правой стороне полосы. Но припаркованные машины заставляют совершать маневры с выездом на середину дороги. Такие объезды нужно выполнять только с оглядкой на идущий позади транспорт. Резкий выезд к середине дороги может застать авто водителя врасплох, вдобавок инерция автомобиля гораздо выше, чем у велосипеда.
Еще одна опасность, подстерегающая в такой ситуации – внезапно открывающаяся дверь стоящей машины со стороны водителя. Перед маневром велосипедист находится в «слепой зоне», и не видим с водительского места. Поэтому маневр лучше совершать с запасом расстояния.
На улицах с более оживленным движением правая полоса зарезервирована для городского транспорта, а тротуары заполнены людьми, ждущими свой автобус. В такой ситуации многие велосипедисты следуют вплотную за грузопассажирским транспортом и, привыкнув к монотонности движения, не успевают среагировать на его остановку
Важно соблюдать дистанцию и не терять бдительность, так как иногда общественный транспорт останавливается по требованию пассажиров в местах, не предусмотренных для этого
Кстати, схожая ситуация возникает при движении за грузовым транспортом. Массивный транспорт полностью перекрывает обзор полосы движения, и внезапная остановка автомобиля, из-за красного сигнала светофора или любой другой дорожной ситуации может закончится столкновением.
Движение по прямой не вызовет затруднений уже с минимальными навыками вождения. При выезде же на сложные дорожные развязки нужен серьезный опыт и знание правил дорожного движения. Если нет уверенности в полном усвоении правил и беглого чтения дорожной ситуации, то самый лучший выход – слезть с велосипеда и перейти по пешеходному переходу. В случае левого поворота на сложной развязке ПДД вообще не оставляет выбора, обязуя стать на время пешеходом.
Система обозначений
Велосипедист, как и иные участники дорожного движения, обязаны своевременно подавать сигналы относительно запланированных маневров.
Если рюкзак или рама не оборудуются новомодными габаритами и поворотниками, велосипедисту рекомендуется использовать популярные в этом случае знаки руками.
Вот несколько самых главных из них:
- Перед поворотом направо и перестроением – правая рука вытягивается в сторону или согнутая в локте левая рука.
- При перестроении или повороте налево – вытягивается левая рука или правая, согнутая в локте.
- При желании остановиться, просто любая рука поднимается вверх.
Есть также несколько знаков, которые приняты между велосипедистами, едущими в колонне. Если левая рука опускается вниз – это говорит о наличии слева ям, то же самое действует для правой руки.
В процессе подачи сигналов руками, приходится управлять велосипедом одной рукой. По этой причине также стоит предварительно потренироваться, так как новичкам бывает сделать это сложно.
А если пьян
Многих интересует вопрос, а как правила дорожного движения оговаривают пункт пьяной езды на двухколесном транспорте. А все также как и для машин. Пункт 2.7 оговаривает запрет на управление велосипедом лицам, которые находятся в наркотическом или алкогольном опьянении.
Что нужно в обязательном порядке помнить, так это то, что даже в данном случае нужно включать своевременно поворотники. В данном случае гражданин показывает рукой свой маневр. Делает он это заблаговременно, чтобы не вводить участников дорожной обстановки в заблуждение.
Также стоит отметить, что водитель должен полностью соблюдать все требования, указанные в правовых актах. И он должен помнить, если он нарушает правила, он отвечает по всем выше указанным законам и несет ответственность за совершенное действие. В частности, это может быть штраф или заключение под стражу. При нанесении ущерба пешеходу или другому участнику, он оплачивает средства из своего кармана.
ДТП и ответственность
Велосипедисты тоже время от времени попадают в ДТП. В подобных ситуациях они, как и автомобилисты, несут определенную ответственность.
Велосипедистам в аварийных ситуациях требуется соблюдать следующие правила:
- Категорически запрещено покидать место происшествия.
- Велосипед нельзя трогать руками и передвигать.
- Стоит вызвать сотрудников ГАИ.
На велосипедистов возложена та же ответственность, что и на обычных водителей. Исключением являются те случаи, когда велосипедист перемещается, как пешеход, то есть ведя средство передвижения рядом.
Ответственность за нарушение ПДД
При нарушении правил движения на велосипедах, водители велосипедных средств несут административную ответственность.
Она предусматривает следующие наказания за неправомерное поведение:
- Предупреждение или штраф до 200 руб.;
- Штраф от 300 до 500 руб. За движение на велосипеде в нетрезвом виде;
- При создании помех на проезжей части взымается штраф 300 руб.;
- При причинении легкого или тяжкого ущерба здоровью потерпевшему водителю или пешеходу, на веловодителя налагается штраф от 1000 до 1500 руб.
Основные запреты для велосипедистов
В первую очередь стоит отметить, что велосипедистам, не достигшим 14 лет, запрещено перемещаться по проезжей части дороги.
Отдельным разделом ПДД для велосипедистов можно выделить следующие ограничения и правила перемещения по трассе:
- управление рулем без применения рук;
- перевозка груза, который выступает на 0,5 по ширине или по длине габаритов велосипеда;
- перевозка пассажиров, если данное разрешение не предусмотрено конструкцией средства передвижения;
- дети до 7 лет должны перевозиться только в специально оборудованных местах;
- передвигаться по трассе без специального застегнутого шлема;
- пользоваться телефоном можно только с гарнитурой;
- нельзя ездить по автомагистралям, то есть по местам, обозначенным, как Автомагистраль или Дорога для автомобилей;
- запрещено поворачивать налево на трассах с многополосным движением и на дорогах, где проходит трамвайная линия
Наличие шлема у велосипедиста является особенно важным. Данный предмет экипировки в состоянии сохранить жизнь водителю велосипеда. Не стоит экономить на своем здоровье.
Велосипед в большинстве случаев может развивать скорость, достигающую 40 км/час. На проезжей части велосипедисты могут появиться достаточно стремительно и неожиданно. Каждый велосипедист должен учитывать данный фактор.
Движение велосипедистов по проезжей части в опасных ситуациях нужно сводить к минимальному скоростному режиму. Если велосипедист нарушил ПДД инспектор ДПС имеет право оштрафовать его согласно современному законодательству.
Данные требования и ограничения вполне логичны. Более подробно и тщательно нужно просто изучить особенности поворота налево.
Если велосипедист перемещается по перекрестку, ему нельзя поворачивать налево. Сделать это можно только в местах, где предусмотрено пересечение однополосной дороги.
Даже здесь все не так просто, есть вопросы, касающиеся положения. Поворот в этом случае будет совершаться не из крайнего положения, потому процесс может сопровождаться некоторыми сложностями. Каждую из них стоит разобрать более подробно.
Видео: Правила ПДД для велосипедистов за 5 минут
Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров
Обязанности велосипедиста, правила езды на велосипеде. Повторение для пешеходов и пассажиров
- Воспитание дисциплинированного пешехода, водителя-велосипедиста;
- Воспитание творческой активности;
- Развитие умения решать поставленные задачи.
Задачи урока:
- Донести полезные знания до юных граждан,
- Выработать потребность в соблюдении правил дорожного движения;
- Изучить правила юного велосипедиста.
Методы обучения:
Формы организации учебной деятельности:
Оборудование:
- Компьютер;
- Проектор,
- Раздаточный материал : (Карточки с номерами 1, 2, 3 (по количеству учащихся), карточки “Да”, “Нет” (один набор на парту), карточки с тестовой работой для каждого учащегося.
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Новый материал.
- Закрепление изученного материала.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1. Организационный момент
Сообщение учителем темы урока и постановка целей. Для этого предлагается первоначально разгадать загадки.
1. Этот конь не ест овса, Вместо ног – два колеса. Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем. (Велосипед)
2. Два колесика подряд, Их ногами вертят, А поверх торчком Сам хозяин крючком. (Велосипед)
3. Держусь я только на ходу, А если стану, упаду. (Велосипед)
Правильно, тема сегодняшнего нашего занятия Правила юного велосипедиста. На нем мы узнаем, какие бывают велосипеды, повторим Правила дорожного движения для велосипедистов на дороге.
2. Актуализация знаний.
У дорог и улиц есть строгие законы, своя азбука – это Правила дорожного движения, которые должны соблюдать водители и пешеходы. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортному происшествию. А для того чтобы с вами такого не случилось, мы вспомним правила дорожного движения.
Предлагаю вам вспомнить Правила дорожного движения для пешеходов. Я буду читать вопросы, а вы поднимать карточку с номером правильного ответа.
1. Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
1) Мостовая; 2) Тротуар
; 3) Велосипедная дорожка.
2. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
1) По правой стороне обочины; 2) По правому краю дороги; 3) По левой обочине, навстречу движению транспорта
3. Как пешеход должен ходить по тротуару?
1) Придерживаясь правой стороны
; 2) Придерживаясь левой стороны; 3) Придерживаясь середины.
4. Автобус остановился на остановке, вы вышли из него. Как вам правильно перейти через дорогу, если нет островка посередине?
1) Сзади автобуса; 2) Впереди автобуса; 3) Только после отправления автобуса
5. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?
1) Сигналам светофора; 2) Сигналам регулировщика
; 3) Это зависит от ситуации.
Так должны вести себя пешеходы. Молодцы!
3. Новый материал.
Викторина “Верите ли вы, что…”[2]
Зачитываю вопросы, начинающиеся со слов “Верите ли вы, что…”. Вы парами как сидите , посовещавшись 15 секунд, по сигналу поднимаете карточки с ответом “Да” или “Нет”.
- Велосипедистам запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой? (Да)
- Велосипедистам запрещается перевозить пассажиров (кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками)? (Да)
- Леонардо да Винчи был первым изобретателем велосипеда? (Да)
- Велосипедист должен двигаться в темное время суток с включенными фарами или фонариком? (Да)
- Велосипедистам нужно обязательно надевать шлем при движении за городом? (Нет)
У нас сегодня будет возможность убедиться в правильности ваших ответов.
Выступление заранее подготовленного ученика.
- Первым изобретателем велосипеда был Леонардо да Винчи.
- Как средство передвижения велосипед пользуется большой популярностью в Китае.
- Первые велосипедные дорожки появились во Франции.
- Самый длинный велосипед имеет длину 22 метра.
- Двухэтажный велосипед был построен в Англии.
- На Кубе во время карнавала был продемонстрирован велосипед – гигант длиной 4,5 метра и высотой 2,38 метра.
- Первые дорожные знаки были черно-белыми.
Беседа с использованием презентации. Для беседы использовались материалы [1]
Типы велосипедов. (Слайд 2, 3)
Прежде чем выбирать велосипед определитесь, где вы собираетесь на нем кататься. Существует несколько типов велосипедов: дорожный, шоссейный (спортивный), горный, велосипед для триала.
- Дорожный – лучший выбор для ежедневных поездок. Их конструкция довольно проста.
- Шоссейный (спортивный) – предназначен только для дорог с хорошим покрытием. Такой велосипед обладает очень хорошей скоростью, на нем можно разогнаться на 10 км/ч.
- Горный – главное назначение езда по пересеченной местности.
- Триал – это преодоление препятствий и выполнение различных трюков на велосипеде. Он заметно отличается от других. Небольшая рама, отсутствие седла, широкий гнутый руль, большие педали.
Помощник юного велосипедиста.
Управлять велосипедом при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 лет.
1. Где безопаснее?
Сев за руль велосипеда, вы становитесь водителем. Всегда будьте крайне внимательны, осторожны, и если есть возможность ехать в более безопасном месте – выберите его.
- За городом и вдоль дороги есть обочина, съезжайте на неё и двигайтесь по обочине.
- В некоторых городах для велосипедистов обозначены велосипедные дорожки. Они выделены полосой на асфальте и обозначены знаком “Велосипедная дорожка”.
2. Запрещается: (слайд 5)
- Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- Перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками
- Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- Двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- Поворачивать налево или разворачиваться на дорога с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы при движении в данном направлении.
- Буксировка велосипедов.
- Обгонять друг друга;
- Разговаривать во время движения;
- Ехать близко друг к другу;
- Колонны при движении должны быть разделены на группы по 10 человек. Расстояние между ними должно составлять 80 – 100 метров.
3. Повороты: (слайд 6)
- Поворот направо – вытяните правую руку в сторону или согнутую в локте левую руку. Водитель автомобиля может использовать сигналы световыми указателями поворота так и рукой. Запомните их. Во время движения обращайте внимание на направления, движущегося рядом с вами транспорта.
- Поворот налево – Во дворе или в зоне знака “Жилая зона” перед поворотом налево нужно вытянуть в сторону прямую левую руку или согнутую в локте правую.
- Торможение – перед тем как сбросить скорость, если вы хотите остановиться или затормозить, нужно подать соответствующий сигнал – поднять вверх левую или правую руку.
- Перед поворотом приблизьтесь как можно правее к краю проезжей части.
- Заблаговременно до начала поворота подайте сигнал поворота.
- Посмотрите по сторонам и закончите подачу сигнала непосредственно перед выполнением маневра.
- Всегда останавливайтесь перед “зеброй”, чтобы пропустить пешеходов.
- Если вам необходимо повернуть налево, нужно доехать до пешеходного перехода, сойти с велосипеда и перейти по нему дорогу, соблюдая Правила безопасности для пешеходов.
4. Выезжаем на проезжую часть.
Выезжая со двора как правило видимость нарушена (нет полного обзора окружающей местности). Поэтому водителю необходимо притормозить, чтобы убедиться в безопасности движения. Следом за тротуаром – проезжая часть. Еще раз притормозите, посмотрите по сторонам и убедитесь, что дорога свободна и можно безопасно выехать.
Помните, что вы всегда можете сойти с велосипеда с стать пешеходом.
Ездить по тротуарам разрешается только в том случае, если вы не создаете помех пешеходам.
Мы уже знаем что, обгон запрещен. Как же поступить, если на пути оказалось препятствие.
– Самым безопасным в этом случае будет – сойти с велосипеда, перейти на тротуар и обойти препятствие пешком. Если вы едете за городом, то можете объехать препятствие по обочине.
6. На пути остановка. (Слайд 7)
Велосипедист, как и водитель автомобиля, должен уважать пешеходов и пропускать их.
7. Уступи дорогу. (Слайд
Проблесковые маячки устанавливаются на крышу автомобиля и сигнализируют о том, что у их пассажиров особая задача.
В этом случае другие водители, заметив такой автомобиль, должны уступить ему дорогу.
8. Переезд железнодорожных путей. (Слайды 9, 10)
Пересекать железнодорожное полотно разрешается только в специальных местах. Перед переездом следует сойти с велосипеда, и перейти через пути пешком, катя велосипед рядом.
Перед переездами устанавливаются дорожные знаки, светофор, шлагбаум, может находиться дежурный по переезду.
Проезд через железнодорожное полотно запрещает красный сигнал светофора. Одновременно с сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал.
Если вы оказались перед нерегулируемым переездом, сойдите с велосипеда, посмотрите по сторонам и, убедившись, что поезд не идет, не останавливаясь, переходите пути.
9. Сигналы регулировщика. (Слайд 11)
Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
- Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
- Если руки вытянуты в стороны или опущены, а вы стоите лицом к его правому или левому боку, вам разрешается ехать прямо или поворачивать направо;
- Если регулировщик вытянул руку вперед, то все, кто находится слева от него, могут двигаться в любом направлении. Те же, кто стоят со стороны груди, могут ехать только направо.
- Вытянутая вверх рука показывает, что все участники дорожного движения должны остановиться.
4. Закрепление изученного материала.
Для закрепления изученного материала предлагается выполнение теста (слайд 12 с отмеченными правильными ответами).
- В каком возрасте разрешается велосипедисту выезжать на дорогу?
- С 12 лет
- С 16 лет
- С 14 лет
- Где разрешается кататься велосипедисту, не достигшему возраста, разрешающего выезжать на дорогу?
- На велосипедной дорожке.
- По обочине
- Во дворе и на специальных детских площадках.
- Как велосипедист должен сообщать другим участникам дорожного движения о намерении совершить поворот направо?
- Голосом.
- Вытянуть правую руку и помахать ею.
- Вытянуть правую руку или согнуть в локте левую руку.
- Разрешается ли велосипедисту перевозить пассажиров на багажнике или раме?
- Да
- Нет
- Только ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье.
- Можно ли велосипедистам ехать параллельно друг с другом?
- Можно, если дорога с одной полосой движения.
- Нельзя ни в каких ситуациях.
- Можно.
5. Подведение итогов урока
Что нового вы сегодня узнали на уроке?
На уроке мы с вами познакомились с правилами дорожного движения для велосипедистов. Подробно они изложены в Правилах дорожного движения Российской Федерации параграфы 1, 2, 3, 6,8, 13, 15, 17, 24.
6. Домашнее задание.
Творческая работа. Подготовить рисунки на тему: “Дорога и мы”
- Помощник юного велосипедиста/Пособие для начинающих велосипедистов с Правилами дорожного движения. – ООО “ГринАртВидео”, 64с.
- Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошколятами и школьниками/ Авт.сост. М.С.Коган.– 4-е изд., – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2008. – 256 с.
А как же дворы
Действующие правовые акты говорят о невозможности проезда через двор в виде сквозного пересечения. Это не только новые поправки, но и старый законодательный акт. Но вскоре планируют отменить запрет такого типа. В редакции пункта 17.2 это вскоре откроется. Уполномоченные сотрудники за весь период службы не выявляли таких правонарушений. Поэтому новая поправка никому не пойдет на пользу.
Изменения правового акта касается и многополосной дороги. Теперь позволяют поворачивать налево с правой части делать разворот. Но это возможно только в той ситуации, если специальная дорожка расположена далеко.
Источники:
https://avpauto.ru/dtp/obyazannosti-velosipedista.html
https://veloprofy.com/raznoe/prava-i-obyazannosti-velosipedista-na-doroge-v-sootvetstvii-s-pdd/
https://sporic.ru/chto-zapreshheno-velosipedistu-objazannosti-i-shtrafy-dlja-velosipedistov.html
https://prava-nsk.ru/shtrafy/pdd-velosipedista-na-doroge.html