Обзор фэтбайков

Содержание скрыть

Что такое фэтбайк и в чем его преимущества

фэтбайк

Любите кататься на велосипеде и желаете попробовать что-нибудь новенькое? Видели в парках байки с широкими шинами и хотели бы узнать о них побольше? Наш сегодняшний обзор посвящен фэтбайкам, их истории и особенностям катания.

На отечественных просторах фэтбайк появился сравнительно недавно – всего пару-тройку лет назад. Несмотря на то, что на улицах таких велосипедов с каждым днем можно увидеть все больше, модель по-прежнему привлекает внимание прохожих. Люди хотят сфотографироваться с диковинкой, задают вопросы по технической части, просят посидеть или покататься.

Популярность фэтбайков растет в первую очередь в среде заядлых туристов, которые не любят банальностей и готовы экспериментировать. Этот вид транспорта обеспечивает высокую проходимость сложных трасс, не боится грязи, сухих веток и неоднородной почвы. Кроме того, толстоколесные велосипеды могут успешно использоваться как летом, так и зимой, что особенно радует активных путешественников. Снежные сугробы для фэтбайка – все равно, что обычный пригорок для традиционных велосипедов.

Для чего нужны фэтбайки?

Те, кто хорошо знает английский язык, уже сообразили, от чего происходит название данной модели, FatBike. «Fat» по-английски значит «толстый», а «bike» – уже и нам привычное слово байк, то есть, велосипед. Очевидно, что речь идёт о толщине и ширине покрышек транспортного средства. Они довольно сильно похожи на мотоциклетные, а потому придают и самому велосипеду мощный вид. Рама у изделия действительно крепче обычной: по уровню прочности она может превышать стандартную в два-три раза, в зависимости от конкретной модели.

Нормой для таких байков является ширина покрышки в 3,8–4,5 дюйма, то есть около десяти сантиметров. Благодаря такой площади соприкосновения с поверхностью, велосипеды с толстыми колесами становятся практически вездеходами в своей нише. Правильное давление в колесах обеспечивает плавность езды по горным тропам, лесам и бездорожью.

Если потребитель планирует поездку за город, лучше накачивать камеры не очень сильно. Так велосипед будет поглощать неровности рельефа и полностью компенсировать ухабы. Ездоку не придется испытывать дискомфорт, и он сможет целиком сконцентрироваться на окружающих его пейзажах. В то же время, накачав колеса посильнее, Вы получите мощный горный велосипед со значительной инерцией, пригодный одновременно для автомобильных трасс и велосипедных дорожек.

Вес элементов этого транспорта распределяется следующим образом:

  • рама – не менее 5 кг;
  • руль – от 1 до 2 кг;
  • оборудование и обвесы – 2-3 кг;
  • покрышки – по 1,5 кг каждая;
  • обода – по 1 кг каждый;
  • воздушные камеры – не более 700 грамм в совокупности.

Таким образом, больше трети массы фэтбайка приходится на колеса. Поэтому велосипед выглядит немного устрашающе, хотя при езде он ощущается примерно так же, как обычный велосипед горного типа. С той лишь разницей, что ход у данного изделия ощутимо мягче, а равновесие на любой скорости держится стабильнее.

фэтбайк

История появления

Первые прототипы таких велосипедов стали появляться еще в 30-х годах прошлого века, в Америке. Особенно быстро они развивались в южных штатах, где дороги похуже, а климат порой чрезмерно жарок. Тем не менее, широкой популярности они тогда не снискали и производство фэтбайков было почти полностью заморожено на долгие годы. Несколько лет они выпускались только для детей в виде уменьшенных копий, а затем почти забылись.

Новую жизнь фэтбайк получил опять же на западе, но уже в начале 90-х годов. Причем второе появление на свет этого велосипеда можно отнести к изобретениям, ведь его создатель, Марк Грюнвальд, предполагал для своего детища совершенно иное назначение. Он жил на Аляске и очень любил различные виды спорта. Невозможность комфортно прокатиться на велосипеде с обычными покрышками по вечным местным снегам заставила его начать искать варианты модернизации данного транспортного средства. Говорят, изобрести велосипед заново не получится, однако это как раз тот случай, когда благодаря инициативе одного человека мир получил качественно новое транспортное средство.

Безусловно, в первоначальном виде изделие Грюнвальда выглядело не так презентабельно, как сегодня. Это были просто специальным образом расширенные покрышки, натянутые на нетипичный обод. Впоследствии для массового производства специалисты рассчитали оптимальное соотношение всех величин в велосипеде и придали ему более эстетичный вид. Сейчас американские инженеры очень гордятся подобным достижением, ведь в 2013-том году фэтбайк официально закрепил за собой статус единственной разновидности велосипедов, побывавшей на Южном полюсе планеты. Особенно впечатляет, что покорителем зимних просторов стала женщина – Мария Лейерштам, которой оказалось под силу управлять данным изобретением.

покорение зимних просторов

Популярность за рубежом

Для стран американского континента в зимний период стало почти традиционным использовать именно фэтбайк. Для местных его стоимость сравнительно невелика, а пользу для здоровья и удобство в передвижении они уже успели оценить по достоинству. При этом основная масса выпускаемых велосипедов такого типа ориентирована не на детей, а скорее на молодежь и представителей среднего возраста. Как выяснилось, взрослым кататься на больших велосипедах гораздо интереснее. В целом, фэтбайки, как и другие велосипеды – это простой и экологичный транспорт, не требующий топлива и особых условий содержания. В борьбе за сильное и здоровое тело, регулярные физические нагрузки и возможность выйти из дома канадцы с американцами совершили огромный скачок.

Кроме того, не будем забывать и о внесезонности транспорта: если приобрести два комплекта колес, то пользоваться им можно при любой погоде, зимой и летом. Подобно покрышкам на автомобиле, меняются они и на велосипеде – в соответствующую ситуации пору. Экономия от покупки двух изделий в одном совершенно очевидна.

Опять же, ко всему нужно подходить разумно. Веломеханики не рекомендуют слишком сильно сокращать расходы на основные комплектующие, потому что в конечном итоге такие запчасти будут выходить из строя гораздо чаще, а потому обойдутся заметно дороже одного комплекта качественных деталей, купленного на несколько лет вперед. И точно так же нельзя забывать, что назначение фэтбайка – все виды дорог и бездорожья. Это значит, что покупаемые комплектующие должна отличать высокая степень надежности, иначе сам смысл использования таких байков меняется.

Особенности катания

Многих наблюдающих со стороны людей страшит мысль, что на столь крупном и громоздком велосипеде будет невероятно сложно кататься. Это не более, чем заблуждение, вызванное естественным восприятием большого объекта. Ход фэтбайка практически неотличим от привычного, если не смотреть себе под колеса. Даже при достаточно массивных покрышках, подобные байки с алюминиевой рамой ощущаются достаточно легко. Усложнение катания принесут лишь высокие скорости, однако немногие люди захотят развивать около 28-30 км/ч исключительно для того, чтобы ощутить, как поведет себя фэтбайк в такой ситуации.

Существуют также электрические фэтбайки, которые приводятся в движение не мускульной силой, а благодаря встроенному аккумулятору. Ездок может периодически подключаться к кручению педалей или целиком положиться на заряд батареи. Средняя поездка на одном заряде при нормальной интенсивности составляет около 80-100 км. Безусловно, аккумулятор еще больше увеличит вес транспорта, зато устройство способно само закатить себя в гору, не требуя многого от человека. Накатавшись всласть по округе, можно отдать себя на милость техники и просто наслаждаться видами вокруг.

В зависимости от темперамента человека, некоторых велосипедистов скорее не радует, а настораживает мысль, что на подобном байке к ним будет повышенное внимание на дороге. К сожалению, с этим остается только смириться, ведь наш народ еще не в полной мере адаптировался к новинке, а потому некоторое время продолжит бесцеремонно разглядывать такие велосипеды. Если же Вы не из тех, кто хочет подчеркнуто демонстрировать брутальность, и не любите быть на виду у публики, от идеи приобретения фэтбайка придется отказаться.

летняя прогулка на фэтбайке

Ведущие производители фэтбайков

В отличие от велосипедов более привычных типов, горных, спортивных, шоссейных и т.д., не так много брендов адаптировали свои производственные мощности к изготовлению фэтбайков. На нынешний момент рейтинг марок возглавляют родоначальники направления – компании Fatbikes и Surly. Вслед за ними идут бренды InNova, Vicious Cycles и Fatback. Все они придерживаются высоких стандартов качества, используют новые технологии и специализированное сырье. Цены на модели таких велосипедов действительно немалы, но в интернете все чаще можно попасть на тематические распродажи продукции за 50% стоимости.

Некоторые фирмы делают ставку на какую-то конкретную конструктивную особенность велосипеда, при этом условно стандартизируя дизайн и остальные характеристики. Например, существуют отдельные линейки фэтбайков со стальной рамой, которые позиционируются как наиболее прочные и долговечные. Эти свойства наверняка достигаются, однако вес таких изделий — еще больше обычного.

Наконец, существуют велосипеды с 26-дюймовыми колесами, специально адаптированные производителем для зимней езды. Для них применяется другой метод сварки рамы, задействована особая резина для покрышек, а все вращающиеся детали имеют дополнительную герметизацию во избежание утечки или замерзания смазки. Особые колпачки могут быть надеты изготовителем и на другие подвижные элементы, чтобы ни в какие соединения не смог попасть талый снег.

Заключение

Хотелось бы повторить, что фэтбайки в первую очередь ориентированы не на прогулки по паркам, а на труднодоступный ландшафт. Никто не запретит Вам кататься на них по аллеям, но покупка только для этих целей вряд ли себя оправдает. Безусловно, Вы получите свою долю восторженных взглядов и общественного внимания, однако подобное использование хорошей техники попросту нерационально.

Выносливость фэтбайков приятно опробовать на холмистой местности, в лесу и на заснеженной трассе. По уровню управляемости даже на таком покрытии он будет лучше других типов специализированных велосипедов. Любители всего нового и необычного оценят такой транспорт и наверняка захотят попробовать покататься на нем хотя бы разок.

Как выбрать фэтбайк?

Е сли кататься по популярным маршрутам, часто можно встретить людей, которые колесят на чем-то внешне похожем на горный велосипед, только с большими, толстыми шинами. Это и есть фэтбайк.

Эти звери более проходимы, а также справляются с маневрами, с которыми обычные велосипеды никогда бы не справились.

Что такое фэтбайк

катание на фэтбайке в пустыне

Что такое фэтбайк — видео

Удовольствие от использования фэтбайка состоит не только в возможности быстрого спуска с горы. Огромные колеса размером 26 х 4” позволяют пережить незабываемые приключения и открыть для себя новые места и виды, а также стать ближе к новому поколению гонок.

Кроме того, даже на обычной несложной велопрогулке, фэтбайк позволяет перевозить на себе большое количество снаряжения, благодаря широкой и стабильной колесной базе.

Уход за фэтбайком

Фэтбайк создан для экстремальной езды. Благодаря узкому предназначению, он полностью использует все компоненты, которые отвечают за поставленные перед ними задачи.

Поэтому стоит устраивать мойку прохладной водой после возвращения с прогулки, особенно после поездки по пляжу.

Толстые колеса

фэтбайк

По теме: Как правильно накачать шины велосипеда

На первый взгляд, рама фэтбайка выглядит так же, как и у стандартного горного велосипеда, однако, имеется несколько уникальных ключевых особенностей.

Наиболее очевидным является зазор колеса, который, благодаря модифицированному заднему треугольнику и передней вилке, способен вместить большие, широкие колеса и шины.

Наличие широкого заднего треугольника и передней вилки в конструкции фэтбайка означает, что обычные ободные тормоза не подойдут для того, чтобы останавливать быстро вращающиеся колеса большой массы, что делает обязательным использование дисковых тормозов.

Трансмиссия

трансмиссия фэтбайкаСовет по ответственному исследованию новых местностей

На природе старайтесь придерживаться обозначенных маршрутов для того, чтобы защитить окружающую растительность. Толстые шины фэтбайка могут наделать много беспорядка.

Купить же электрический фэтбайк Вы можете в магазине Electric-Wheels и кататься по любой местности без труда!

Фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?

А Вы хотите велосипед внедорожник?

Немного истории происхождения фэтбайка.

В 1932 году американский журнал опубликовал статью и картинку байка с покрышками огромного размера. Люди не поверили, посчитали эту информацию розыгрышем.

Спустя почти 50 лет, американец Марк Грюнвальд воплотил данную идею в жизнь. Он создал велосипед с широкими шинами для езды по заснеженной Аляске. Удивительная модель велосипеда была названа Ш. Брауном достойнейшим изобретением столетия.

Байки очень популярны на Американском континенте и в Европе. На них ездят зимой и летом молодёжь, люди преклонного возраста.

На улице всё чаще встречаются велосипеды на толстых шинах. У всех вызывает любопытство вопрос – что же лучше фэтбайк или горный велосипед. Что выбрать?

Название фэтбайк состоит из двух английских слов. «Fat» –толстый, «bike» –велосипед. То есть, это модель с толстыми колёсами, которые значительно больше, чем у горного велосипеда.

Глядя на конструкцию данной модели, можно предположить, что данный велосипед является внедорожником. Это действительно так. Толстые шины помогают преодолеть непролазную грязь и заснеженные тропы.

Он с лёгкостью проедет по песку и распаханному полю, снегу и бездорожью.

Что собой представляет фэтбайк, чем отличается от горного велосипеда?

Проходимость фэтбайка и МТБ.

Горный велосипед, обутый в специальную резину для грязи, может проехать далеко не по всем дорогам. В тех местах, где он безнадёжно застрянет, фэтбайк будет чувствовать прекрасно.

Главный секрет этого чудо вездехода не в широких шинах, а в невысоком давлении внутри них. Не стоит опасаться, что колесо проколется. Этого не случиться, благодаря мощным покрышкам. Их размер доходит до 5,5 дюймов, а ширина обода до 10 см.

Размеры колес фэтбайков – такого же диаметра как и у горных велосипедов: 26″, 27,5″ и 29 дюймов. Но при выборе между фэтбайком и горным велосипедом, нужно учитывать стоимость покрышек. Тут явный минус у фэтбайка. Дешевых велошин для великов с широкими колесами не бывает. Их стоимость приравнивается к автомобильным и даже не самым бюджетным.

За счёт такой особенности строения, давление в колёсах может быть снижено с 2 до 0,5 атмосфер. Вес такого колеса доходит до 3 кг. Но многие производители нашли выход из данной ситуации. Чтобы облегчить вес, в ободе просверливают множество отверстий.

Если колёса фэтбайка накачать посильнее, то он становится обычным горным велосипедом, только немного тяжелее. Кроме шин, остальные детали у фэтбайка идентичны и взаимозаменяемы с горным байком.

Выбирая велосипед для прохождения сложных участков пути, по проходимости, фэтбайк превосходит горный велосипед.

Рассматривая общие характеристики можно выделить:

Амортизация

Впереди на фэтбайке стоит амортизатор, хотя это совсем необязательно. Ход у него очень мягкий даже с ригидной (жёсткой) вилкой. Самый дорогой велосипед с воздушным амортизатором не сравнится с этой моделью.

Непередаваемый комфорт во время передвижения является неоспоримым достоинством этого внедорожника. Особенно это чувствуется на дорогах, покрытых гравием, мелкими бугорками. Где горный велосипед начинает вибрировать, фэтбайк проходит мягко и без проблем. Но качественная, амортизационная вилка, сгладит все неровности и на MTB байке.

Ход у внедорожного велосипеда мягче, а езда на нём комфортнее. Но крутые подъёмы в гору на фэтбайке дадутся сложнее. Крутить такие колесища не так будет просто, чем на МТБ байке.

Внешний вид

Преимуществом фэтбайка можно считать его стильный облик. Вы не сможете проехать на фэтбайке по городской улице незаметно.

Современные горные велосипеды не выделяются своими большими колесами, но окрас у всех моделей двух, трех и четырехцветный, привлекающий взор прохожих и тех, кто смотрит на мир из окна автомобиля.

фэтбайк или горный

Удобство и скорость.

Возникает ощущение, что ездить на таком велосипеде сложно. Это не верно! Фэтбайк устойчив и очень надёжен. Езда на нём практически не отличается от горного байка. Единственный нюанс состоит в том, что разогнаться выше чем 30 км/час будет достаточно сложно.

Для быстрой езды лучше выбрать горный велосипед, он превосходит фэтбайк по маневренности и скорости. Если Вы предпочитаете экстремальный вид езды – МТБ позволят выполнить ряд трюков.

Производители решили и проблему скоростного режима. Появилась электрическая модель фэтбайка. Это такой же внедорожник, только оборудованный моторчиком. Аккумулятор располагается в багажнике или висит на раме, вместо фляжки.

Если аккумулятор разрядится, то электро фэтбайк превратится в обычный велосипед. Такая модель имеет очевидное преимущество, потому что может развивать высокую скорость. Если использовать энергию аккумулятора не постоянно, а при необходимости, то его заряда хватит более чем на 100 км.

Что же выбрать фэтбайк или горный велосипед – решать Вам. Подытожим и перечислим все критерии которыми Вы будете руководствоваться при выборе:

  1. Проходимость – явный плюс для фэтбайка.
  2. Маневренность и скорость – бесспорным превосходством обладает MTB байк.
  3. Комфорт – за счет большого, широкого колеса – лидер, фэтбайк.
  4. Обслуживание – для горных велосипедов можно подобрать покрышку на любой карман и кошелек. Фэтбайк – не дешевое удовольствие при замене велопокрышек. Фэтбайк – минус.
  5. Езда под уклон — горный байк позволит легче переносить педалирование вверх по дороге.
  6. Вес — внедорожнику минус.
  7. Внешний вид — тут фэтбайк не переплюнуть — явный лидер.

Выбирайте, взвешивайте все преимущества и недостатки, и поскорее приобщайтесь к вело культуре. Независимо, какому варианту Вы отдадите предпочтение – он принесет огромное удовольствие и Вам, и пользу Вашему здоровью.

ПРО ФЭТБАЙК: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И СПЛОШНОЙ ВОСТОРГ! КАКОЙ ФЭТБАЙК ЛУЧШЕ ВЫБРАТЬ

Велосипед – олицетворение свободы движения. Он не требует прав и бензина, недорог и неприхотлив в использовании. Каждому велолюбителю знакомо чувство восторга, которое дарит байк. Как и чувство досады, когда двухколесный транспорт вязнет в грязи или песке. Существуют ли велосипеды, способные ездить везде? Оказывается, существуют, и популярность их растет с каждым годом. Это – , созданные для преодоления маршрутов любой сложности. Несмотря на то, что они все чаще встречаются на улицах, многие до сих пор видят толстоколесные велосипеды не более чем игрушкой, недоумевая, зачем нужен фэтбайк.

ИЗ ИСТОРИИ ФЭТБАЙКА

Первое упоминание о фэтбайке встречается в американском велоиздании далекого 1932 года. В одном из номеров изображен человек на велосипеде с толстыми колесами. Но в те времена мало кто воспринял революционную идею всерьез.

Официальный отец фэтбайка – Марк Грюнвальд, а место рождения – Аляска. Изобретатель впервые в истории растянул 3-х дюймовые покрышки на 80-миллиметровые обода до ширины 3,5 дюйма. Получившийся велосипед прекрасно ездил по снегу, что, впрочем, и являлось его основной задачей. Марк же и придумал название Fatbike.

Первым фэтбайком серийного производства стал знаменитый Surly Pugsley, совершивший переворот в мире велосипедов. На сегодняшний день выпускается множество моделей фэтбайков на различном оборудовании с применением новейших технологий: карбоновые и титановые рамы, мягкие амортизационные и жесткие ригидные вилки, обода и другие компоненты. Массовая популяризация велосипеда с характером маунтинбайка и высокой проходимостью не удивительна: фэтбайк действительно уникален.

УСТРОЙСТВО ФЭТБАЙКА

Ему под силу любое бездорожье – проверенный факт. Чтобы понять, для чего нужен фэтбайк, разберемся, как он устроен.

Fatbike в точном переводе с английского – «толстый велосипед». Действительно, толстые колеса, позволяющие покорять самые сложные участки – отличительная черта и главное преимущество фэтбайка. Ширина шин варьируется от 3,5 до 4,8 дюймов – намного больше, чем у обычного велосипеда (2 дюйма). Колеса уникальны в своей многофункциональности. При низком давлении в шинах (порядка 5-7 PSI), фэт легко преодолевает кочки и ухабы. Его колеса «растекаются» по поверхности, создавая высокое пятно сцепления, скрадывая неровности и снижая давление на поверхность. Этим обеспечивается всепроходимость фэтбайка. С высоким давлением (20-25 PSI) велосипед катит по ровным дорогам не хуже горного. Подобрав правильное давление в шинах, можно заметно облегчить езду на определенном участке местности.

Отличия fat bike от других велосипедов:

  • Толстые широкие покрышки;
  • Широкий руль (720 мм);
  • Геометрия рамы и вилки (перья заднего треугольника выгнуты, чтобы поместилось «толстое» колесо);
  • Тормозная система дисковая (механическая либо гидравлическая);
  • Вес колеблется от 12 до 19 кг.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН FATBIKE С ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Казалось, что может быть еще мощнее брутального фэтбайка с его характеристиками? Только фэтбайк с электроприводом! Но зачем нужен fatbike с мотором, если есть привычный фэтбайк?

– современная модификация популярного внедорожника, позволяющая преодолевать приличные расстояния и развивать небывалую скорость, прикладывая минимум усилий. Электрофэтбайки оснащают двигателями различной мощности (оптимальной считается мощность 1000 Вт) и АКБ. Благодаря мотору, фэт намного легче справляется с рыхлым и сыпучим грунтом, залежами травы и другими «прелестями» бездорожья. Вес фэтбайка с электроприводом, как правило, выше. Но это не влияет на его динамику, маневренность и скорость. Простое управление не требует определенных навыков, и самое главное: если сядет батарея, а поблизости не окажется заветной розетки, Вы сможете добраться до дома, крутя педали.

Популярность ширококолесных хардтейлов с электроприводом увеличивается с каждым годом. Продуктивность электрофэтбайка в разы выше простого fatbike или горного велосипеда. С поддержкой электродвигателя Вы сможете оценить всю прелесть экстремальной езды по бездорожью!

Велосипед с толстыми колесами на электротяге позволяет кататься в свое удовольствие вне зависимости от времени года и дорожных условий! Подчинить бездорожье, сделав его приятным дополнением прогулки, а не препятствием на пути. Ездить по песчаным пляжам и каменистым грунтам, заболоченной местности и грязи «восьмидесятого левела», снежному насту и фирну. Заметно расширить географию туристических велопрогулок! Эпатировать и удивлять публику! Вот зачем велосипед с широкими колесами!

Не стоит ждать от фэтбайка невозможного – иногда лучше объехать препятствие, чем мчаться напролом. Опытные фэтбайкеры так и поступают. Однако новые волнующие ощущения от езды на фэтбайке гарантированы! Скорее всего, вы не захотите больше пересаживаться на другой велосипед.

Фэтбайк – это особый тип велосипеда с толстыми шинами. Увеличенная ширина позволяет без проблем ездить по снегу или грязи, а также проходить барьеры, с которыми не справятся стандартные модели. Давайте подробно рассмотрим, что такое фэтбайк, его плюсы и минусы.

В северных странах велосипеды с широкими колесами считаются нормой, на них ездят круглый год, не опасаясь застрять в сугробе. Некоторые велосипедисты используют такие агрегаты для физических нагрузок .

Интересно! Желающие иметь транспортное средство на все случаи жизни, покупают фэтбайки с двумя комплектами колес на лето и зиму.

Главное в данном транспорте – это колеса, обеспечивающие повышенную проходимость. За счет сниженных объемов воздуха ход велосипеда получается плавным даже на неровной дороге. Обычно ширина колес находится в пределах 3,5 –5 дюймов, сам обод не превышает 100 миллиметров.

Большая масса велосипедов отталкивает много покупателей, стандартный вес колеблется в пределах 14-20 килограмм , самый тяжелый элемент колесо весит около 4 килограмм. Производители ежегодно презентуют новые облегченные агрегаты, сделанные из инновационных металлов, но все же для женщины лучше подобрать .

По строению и внешним характеристикам байки делятся на две группы:

  • оффсетные – со смещением к центру обода или рамы с вилкой. К ним можно применять универсальные втулки, а колеса легко меняются местами;
  • безоффсетные – симметричные конструкции. Используются устойчивые колеса. Но их нельзя заменять друг другом, а различие стандартов создает трудности при покупке новых шин.

Теперь рассмотрим разновидности велосипедов с широкими колесами.

СКЛАДНОЙ

Ничем не отличается от классических, кроме возможности компактного хранения в , или за счет особой конструкции складной рамы с множеством соединений.

ДВУХПОДВЕСНОЙ

Для создания таких моделей производителям пришлось переделывать , пока что они существуют как серийные образцы.

Важно! Двойная подвеска повышает управляемость транспортного средства и позволяет проходить серьезные препятствия.

ФЭТБАЙК LOVE FREEDOM

Производится в Китае, поэтому его стоимость немного ниже, чем у остальных велосипедов. Китайцы уделяют достаточно внимания технологии и материалам, так что безопасность и качество не вызывают сомнения.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Главным преимуществом фэтбайка является:

  • проходимость. Именно из-за вездеходных качеств велосипедисты выбирают такие модели, не взирая на внешний вид;
  • в велосипедных шинах, поэтому байк легко преодолевает препятствия;
  • универсальность – на нем можно спокойно кататься в горах и по обычным городским дорогам.

Такой фэтбайк подходит для любого сезона и типа дорожного покрытия. Чтобы проехать долгий путь по ровному шоссе, нужно только увеличить давление в колесах. Снег и песок – это не помеха для широких колес с уменьшенным содержанием воздуха.

Фэты с удовольствием используют путешественники, ценящие комфорт и безопасность, и просто любители активного отдыха. Чтобы успешно ездить на фэтбайке не нужно обладать никакими специальными знаниями и навыками , принцип действия аналогичен горным велосипедам.

Среди недостатков отмечают большую массу агрегата, из-за громоздких колес вес может доходить до 20 килограмм. Многим не нравится своеобразный внешний вид такого велосипеда, широкие шины придают схожесть с мотоциклом. Еще один минус данных моделей – высокая цена. Магазины предлагают фэтбайка от 500 долларов, что превышает стоимость классических вариантов в пару раз.

ФИРМЫ-ПРОИЗВОДИТЕЛИ

Интересно!Изначально идея создания таких велосипедов принадлежала фирме SURLY, сейчас по факту ей владеет компания INNOVA.


Эти производители предлагают качественные фэтбайки, выполненные в стильных формах и цветах. Например, ассиметричный велосипед Surly Pugsley лидер продаж по всему миру.

ЦЕНА И ГДЕ КУПИТЬ

В крупных городах спортивные магазины предлагают различные модели фэтбайков. Однако эксклюзивные велосипеды придется заказать через Интернет или привезти из-за границы. По цене транспортные средства делятся на 3 категории:

    • до 40000 рублей – StelsNavigator 680 MD,Stark Fat 26.2 D 2017;
    • 40000-80000 рублей – Silverback Sphere Delight, Author Su-Mo 2017;
    • свыше 80000 рублей – Fuji Bikes Wendigo, KTM Fat Flea 2016, Cube Nutrail Pro 2017.

    Год-два назад на отечественном рынке велосипедов появились необычные байки с толстенными покрышками-полусликами 3,5-5 дюймов ширины. Называются эти монстры – фэтбайки (от англ. слова fat – толстый).

    Предназначение фэта – катание по бездорожью, рыхлым, сыпучим грунтам, снегу и даже льду.Фэт может действительно многое:

    Лично я без особых усилий переезжал на нем поваленные деревья диаметром до 20 сантиметров;

    Ехал по песчаной колее, на которой, стопроцентно, застрял бы легковой автомобиль или любой традиционный МТБ. Приятной неожиданностью для меня явился тот факт, что фэтбайк уверенно меняет одну колею на другую совершенно без потери устойчивости;

    Я также продирался на нем через лесную чащу вообще без каких-либо признаков дорог и тропинок;

    Относительно свободно заезжал и съезжал с лестниц и бордюров.

    Кроме проходимости, фэтбайки могут похвастаться и большей грузоподъемностью, чем обычные МТБ. В большинстве случаев, обычные горные велосипеды рассчитаны на ездока весом 80-120 килограммов, а наш монстр без проблем выдержит и 140 килограммового байкера.

    Вилка у фэтов чаще ригидная (жесткая), это, я так понимаю, нужно для снижения веса. Однако об амортизации не стоит беспокоиться, она в достаточной мере обеспечивается толстыми шинами, которые, кстати, рекомендуют накачивать до давления всего лишь от 0,2 до 1,5 атмосфер.

    На асфальте фэтбайк медленно разгоняется и имеет ощутимо худший накат, чем традиционные МТБ, что, впрочем, вполне прогнозируемо для такого гиганта. Во время движения его покрышки издают такой вой, что велосипедисты, которых вы обгоняете – буквально шарахаются в стороны. Эта проблема в значительной мере решается установкой шин с более гладким протектором и их подкачкой до верхнего предела.

    Вес фэтов очень разный: байки начального уровня весят порядка 16 кг, ну а пафосные модели с карбоновым обвесом – около 13ти килограммов (+/-).

    Фэтбайк – велосипед достаточно универсальный. Возможно поэтому отзывы о фэтах в Интернете – весьма противоречивые. С вашего позволения, я процитирую парочку из них прямо здесь:

    Сегодня прокатился на работу фэтом. Ну такое, лесом все норм, если не забывать о том, что это фэт, умножать время привычного доезда на 1,3 и забить на то, что это все же хард-тейл и попу на нем поднимать надо куда чаще чем на подвесе. Особо радует песок – на него тупо пофиг. Едется не снижая скорости, поворачивается под самыми дикими углами без проблем. В общем 13 из 20 км маршрута на работу, что идут по лесу, записываем в плюс. А вот с выездом на асфальт начинается такая себе фигня. При резкой смене грунта на асфальт создается впечатление что колеса к нему клеятся. Ехать реально тяжелее, чем по укатанному грунту, и тяжелее чем по мелкому песку. Запрыгивать на бордюры тяжелее ибо скорость маленькая и куча других нюансов. Ну его нафик этот асфальт. Забыть и забить в общем – основное падение скорости на маршруте и увеличение времени в пути, приходится как раз на асфальтовый участок. На 29м подвесе этот же маршрут едется в принципе заметно быстрее (50-55 минут вместо 1.15-1.25 часа) и в целом комфортнее. Везде где не встречается песок.

    И вот еще один отзыв:

    А на асфальте, если давление в переднем колесе ниже, чем 5,5 psi, появляется эффект «подруливания», достаточно ощутимый (я даже поставил руль 780 мм ширины) и когда дорога имеет боковой уклон, то колесо старается само повернуть к вершине уклона. Зато по траве, не очень укатанным грунтам, песку едется отлично на таком давлении, повороты закладываются без проблем, а неровности сглаживаются не хуже, чем на короткоходном подвесе. И накат приличный.

    Фактически, на асфальте нужно давление в колесах поднимать до 7-8 psi для наката и снятия эффекта «подруливания», а на бездорожье понижать, тогда универсальность фэт-байка будет использоваться в полной мере.

    Как видите, если в вопросах движения по асфальту мнения, в общем, сошлись, то по поводу сглаживания неровностей на бездорожье – наоборот. Поэтому перед покупкой фэтбайка я все же рекомендую найти возможность протестировать его, так сказать, в «боевых» условиях.

    Ниже вы можете найти увлекательнейшее демонстрационное видео о возможностях фэтбайка.

    Как выбрать фэтбайк

    Велосипеды с огромными колесами становятся все популярнее. С шинами, которые, похоже, были вдохновлены монстр-траками, фэтбайки буквально плывут над местностью, которая становится серьёзным препятствием для моделей с узкими колёсами. Неудивительно, что в магазинах их хорошо покупают. Но стоит ли вам покупать такой велосипед?

    Чуть больше недели я катался на фетбайке Felt DD70, и из всего я кое-что понял на счет этих необычных велосипедов: для кого, для чего и когда?

    НАЧНЕМ С «ДЛЯ КОГО?»

    По сути, к этой категории райдеров можно отнести любого. Особенно, такой велосипед понравится новичкам и неуверенным велосипедистам. Он добавляет уверенности и ощущение вседозволенности. Его так и хочется испытывать на максимум.

    А каким будет этот максимум, это уже зависит от ваших умений и чувство самосохранения. Так же, он будет открытием для опытных велосипедистов, вам откроется другая сторона медали маунтенбайка.

    ДЛЯ ЧЕГО?

    Для фана! На нем вряд ли вы будете бить рекорды скорости на асфальте, так же как и не будете завоевывать Коми на 5-ти километровых карпатских подъемах. Однако, вы будете ехать там, где раньше даже не решались подумать о таком) Он простит вам ошибки в выборе траекторий и покрытия, потому что держит он очень хорошо.

    Едет плавно, решительно. Вам не нужно все время «ловить» его под собой, особенно на «интересном» покрытии. Вы просто едете и наслаждаетесь своей поездкой. Если же захотите «полосячить», «ломить в гору», то вам надо быть в хорошей форме, потому что 15,8 кг веса так просто вам этого не простят.

    КОГДА?

    Лучшее, что — всегда, круглый год! Такой байк вы сможете эксплуатировать и летом, и осенью, и весной. Конечно, самый интересный время для него — все же зимой, особенно когда выпал снег. Там, где другие велосипеды уже не поедут, фетбайк будет спокойно грести своей 4-х дюймовой крышкой. Я уверен, что его можно и нужно использовать в течение целого года.

    Чтобы накачать крупные шины нужно время. То же самое касается и новых трендов. Взгляните на модель ­Pugsley от бренда , проложившую дорогу для остальных. На момент своего появления в 2005 году у данного велосипеда просто не было аналогов. Благодаря 3,8-дюймовым шинам, он напоминал джип, легко переезжающий всё на своём пути.

    Этот велосипед был разработан для езды по снежным трейлам, но очень скоро попал в поле зрения любителей путешествовать на дальние дистанции и далёких от велосипедного спорта людей, ищущих новые способы зимних тренировок.

    «Мне не кажется, что кто-то в Surly думал, будто это выльется во что-то действительно крупное», говорит Адам Шольте, менеджер по продукции миннесотского бренда.

    Семь лет спустя, фэтбайки находятся на пике своей популярности и все, от небольших компаний, до международных гигантов, вроде и , хотят урвать свой кусок пирога. Сама Surly теперь предлагает три отдельные модели.

    ЧТО ЖЕ ТАКОЕ FATBIKE?

    Несмотря на комические пропорции велосипеда на толстых покрышках, чтобы понять преимущества этой категории хватает одной поездки. Широкие 3,8-дюймовые шины создают огромное пятно контакта с землёй, обеспечивая хорошее сцепление даже на скользких и рыхлых поверхностях.

    Конечно, они тяжелее большинства других велосипедов и поворачиваются медленнее, но скорость тут не главное. Большой объём шин позволяет вам ездить с давлением воздуха, которое едва регистрируется на обычных насосах.

    В результате, фэтбайки легко проезжают по снегу, песку, грязи, влажным корням, камням и другим типам местности, которые иначе были бы непроходимы.

    Недавние достижения в сфере дизайна только повысили привлекательность велосипедов на толстых покрышках. Даже Pugsley сделал большой шаг вперёд по сравнению со своим предшественником Hanebrink Extreme Terrain, появившемся в 1991 году.

    Та, напоминающая багги, модель использовала шины диаметром 20 дюймов и шириной 8 дюймов для езды по снегу, песку и скользким камням. Но небольшие колёса ограничивали её возможности. Текущие предложения больше похожи на традиционные велосипеды и получили множество незаметных, но важных улучшений.

    Трансмиссии с одной звездой (особенно новые системы 1×11) предлагают широкий диапазон передач, не требуя переднего переключателя, который быстро забивается снегом и льдом. Изменения в геометрии рам сделали такие велосипеды более маневренными и простыми в управлении.

    А последние модели, наконец, начали сбрасывать вес. Borealis, к примеру, выпускает фэтбайк с ободами из углеродного волокна, который весит всего 9,9 килограммов(. ).

    Только не надейтесь использовать велосипед на толстых покрышках для ежедневных поездок. Исследователь Майк Куриак проехал на таких моделях тысячи километров и планирует этим летом совершить 1126-километровую экспедицию к Северо-Западному проходу.

    «Фэтбайки позволяют мне добраться до мест, где никогда не ступала нога человека, куда обычным велосипедам путь заказан», говорит он. Но он ни за что бы не стал ездить на таких велосипедах по обычным маршрутам. «Для этого гораздо лучше подойдёт простой хардтейл с амортизационной вилкой за 800 долларов», добавляет путешественник.

    Тем не менее, у них довольно широкая сфера применения. В северной части Соединённых Штатов фэтбайки позволили продлить сезон езды на зиму, а в городах с ухоженными снежными тропами, они стали так же популярны, как и беговые лыжи.

    В Миннеаполисе, где базируется Surly, энтузиасты даже организовали специальное гоночное мероприятие. А сотрудники велосипедных магазинов по всему миру обращают внимание на тот факт, что уникальные особенности велосипедов на толстых покрышках привлекают новичков и увеличивают популярность велоспорта.

    «Поскольку подобные шины меньше подвержены скольжению, почти не теряют сцепление на камнях и не падают в колеи на обычных трейлах, катаясь на фэтбайке, сложно совершить ошибку», говорит Бен Уитт, владевший магазином Milltown Cycles в Фэрибо, Миннесота, а теперь работающий в Salsa. Люди проходили мимо его магазина, замечали фэтбайк и заходили спросить, что это такое.

    «Я говорил им, что взобравшись на такой велосипед, вы вновь почувствуете себя восьмилетним ребёнком», рассказывает он. Возможно, именно это и привлекает людей в велосипедах на толстых покрышках.

    Даже Куриак признаёт, что широкие колёса вызывают определённое привыкание, независимо от вашего уровня подготовки. «Есть в них что-то, по-настоящему приятное», говорит он.

    ОБЗОРЫ ТОПОВЫХ ФЕТБАЙКОВ 2016

    Теперь доступный со стройной карбоновой рамой, Beargrease быстрее, чем может показаться на первый взгляд. Инженеры Salsa разработали эту модель для соревнований на снегу, вроде проводящегося на Аляске Iditabike. В отличие от большинства фэтбайков, на этом пилот располагается в агрессивной позиции.

    Это может увеличить нагрузку на переднее колесо, что не очень приятно при езде по песку или снегу, поэтому компания модифицировала раму, изменив длину труб и подправив углы. Даже на очень сложной местности, я чувствовал себя в самом центре велосипеда и легко преодолевал любые препятствия.

    По своим пропорциям, карбоновая вилка Makwa напоминает похожие амортизационные модели. Несколько небольших брендов предлагают амортизационные вилки для фэтбайков, но ни один из крупных поставщиков этим пока не занимается. В любом случае, Beargrease к ним уже готов. — Рон Кох.

    Цена: 3500 долларов

    Вес: 13,2 кг. (L)

    Информация: salsacycles.com

    Фэтбайки в первую очередь предназначены для езды по снегу и льду, но Fatboy одинаково хорошо справляется и с песком, а также одноколейными дорогами. Впрочем, для этого мне пришлось внести небольшие коррективы в свою манеру езды.

    Я прекратил выбирать линию и позволил 4,6-дюймовым шинам нести меня по камням и корням. Благодаря этой модели у меня появилась возможность исследовать берега ручьёв и старые высохшие русла.

    Я ожидал, что крупные шины сделают велосипед неповоротливым, но лёгкая карбоновая вилка позволила легко поднимать переднее колесо над препятствиями.

    Велосипед казался проворным даже во время езды по извилистым трейлам в Пенсильвании. Крупные колёса снижают управляемость, но придают велосипеду дополнительную устойчивость, позволяя мне входить в повороты с заносами. А это очень приятно, независимо от того, по какой местности вы едете. — Майк Йозелл

    Цена: 2600 долларов

    Вес: 13,5 кг. (17.5 дюймов)

    Информация: specialized.com

    Fatback называет свои велосипеды «вседорожными» моделями. Смелое заявление, учитывая, что компания базируется в Анкоридже, штат Аляска, а на её заднем дворе находится залив Кука и Чугачские горы. А если этого вам недостаточно, каждый год в городе выпадает не менее 355 сантиметров снега.

    Чтобы создать велосипед, подходящий для такой дикой и разнообразной местности, компания оснастила его задней осью шириной 190 миллиметров. Выпускаемая в Америке рама также снабжена креплениями для стоек и поддерживает стандартные колёса 29er, на случай, если вы решите проехать по утрамбованным трейлам.

    Наша версия Aluminum Deluxe имела карбоновую вилку и ободы шириной 90 миллиметров. Велосипед идеально подходит для катания зимой. Передачи легко переключаются в варежках, а безжидкостные механические дисковые тормоза гораздо легче обслуживать, чем гидравлические варианты, если что-то сломается посреди замёрзшей тундры.

    Велосипед отлично показал себя как на рыхлых поверхностях, так и на более ровной местности. По правде говоря, на нём можно ездить почти везде. — Мэтт Филипс

    Цена: 2500 долларов

    Вес: 13,6 кг. (18 дюймов)

    Информация: fatbackbikes.com

    Даже среди фэтбайков, Moonlander с шинами шириной 4,8 дюймов и 100-миллиметровыми ободами, кажется очень крупным.

    Такие широкие колёса позволяют вам ездить с невероятно низким давлением, например, 3 фунта на квадратный дюйм. Поэтому Moonlander может отправиться туда, где большинство других велосипедов окажутся беспомощны.

    Чтобы ездить на подобном велосипеде, вам придётся немного изменить свои привычки. Шатуны расположены очень широко для чистки задней шины, поэтому в седле вы чувствуете себя так, будто сели на лошадь.

    Массивные колёса модели усложняют управление, особенно на низких скоростях. Подберите подходящий темп, и Moonlander станет достаточно маневренным. Но если ошибётесь, он превратиться в неповоротливый автобус.

    Тем не менее, Moonlander остаётся отличным выбором для тех, кто хочет путешествовать по глубокому снегу и песку, а также исследовать открытые пространства на карте, где нет вообще никаких дорог. — Мэтт Филипс.

    Цена: 2550 долларов — весь велосипед; 700 долларов — рама и вилка

    Вес: 15,5 кг. (M)

    Информация: surlybikes.com

    ЕЩЕ В ТЕМУ СТАТЬИ:

    У нас более нет ничего похожего

    И совсем забыли об отечественных фетах, которые явно более доступны украинскому обывателю 😉 и тем более — они будут доступны в нашей стране.

    Видела я эти новые веловипеды. Выглядят они красиво и внушительно- только одни колеса чего стоят. Правда ценна у них пока не реальная. Но это как всегда- новинки дороо стоят, затем цена опускается минимум в двое.

    Велосипед Фэтбайк не просто привлекает внимание прохожих. Она помогает велосипедисту преодолеть непролазную грязь и снежные дороги. Мощный помощник снабжен толстыми шинами, напоминающими мотоциклетные. Но они не портят его внешний вид фэтбайка.

    УДИВИТЕЛЬНЫЙ ВЕЛОСИПЕД – НАДЕЖНЫЙ ПОМОЩНИК В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ

    Название Фэтбайк непонятно для тех, кто равнодушен к велосипедам, но немного знают об этом велосипеде даже любители этого спорта.

    У него крепкая рама, а ширина колес колеблется в пределах 3,8-4,5 дюймов, что и объясняет высокую проходимость. Шины – изюминка фэтбайка, вернее не сами они, а давление в них. Низкое давление помогает байку незамечать неровности дороги.

    Если в шинах давление высокое, фэтбайк превращается в горный велосипед, вес которого составляет 14-16 килограммов, из которых до 6 кг – это вес колес. Обода фэтбайка весят до килограмма, камеры – до 300 граммов, вес покрышек – 1,5 кг. Но, устрашающие необычные колеса и немалый вес не мешают ему вести себя при езде, как обыкновенный горник.

    Остальные комплектующие фэтбайка аналогичны классическим моделям горников: переключатели, кассета, тормоз.

    ИСТОРИЯ УНИКАЛЬНОГО БАЙКА

    Появилась информация о фэтбайке впервые в 1932 году: в Америке в одном из журналов напечатали в качестве рекламы картинку, на которой был вроде бы обычный байк, но с огромными покрышками, выглядевшими неправдоподобно. Поэтому читатели посчитали, что это розыгрыш, и не отнеслись к конструкции с должным вниманием.

    Настоящей датой рождения фэтбайка стали 90-е годы, когда изобретатель, проживающий на Аляске, умудрился растянуть трехдюймовые покрышки до размера обода велосипеда. Звали умельца Марк Грюнвальд. Зима на Аляске долгая и снежная, поэтому любителю велосипедной езды сложно было долго оставаться на месте. Вот он и реализовал фантастическую идею, названную позже фэтбайком. Изобретение позволило ему круглый год наслаждаться ездой то по заснеженным лесным тропинкам, то по летним лесным дорожкам. Знаток байков и известный веломеханик – американец Шелдон Браун изобретение фэтбайка назвал самым достойным после разработки горного байка.

    А три года назад эта гениальная конструкция покорила Южный полюс. Управляла фэтбайком Мария Лейерштам.

    Перспективное направление сегодня взяли на вооружение ведущие производители байков, которые все делают для популяризации фэтбайка: дополняют функциональными комплектующими, новыми запчастями, усовершенствуют конструкцию.

    ГДЕ МОДЕЛЬ ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНА

    Фэтбайк перестал быть диковинкой в странах Запада, Канаде, США. В странах северных, где зимы снежные, он стал нормой, поэтому велосипедиста на велосипеде с широкими колесами там встретить довольно просто, причем возраст никак не отражается на популярности изобретения. На фэтбайках с удовольствием разъезжает молодежь и люди среднего возраста. Люди, влюбленные в этот велосипед, используют его, чтобы круглый год весело проводить время. Другая категория нашла в нем вариант, несущий физическую нагрузку.

    Еще одна составляющая популярности фэтбайка – возможность получить, покупая байк «зимний», сразу и летний вариант. Все, что для этого нужно – приобрести две пары колес: одну со стандартными ободами и покрышками шириной 2,5 сантиметра, другую – с ободами большого размера. Это все, что нужно, чтобы трансформировать зимний вездеход, в летний вариант горника, на котором прогулки за город возможны в любое время года.

    Главное, о чем предупреждают веломеханики – на комплектующих нельзя экономить, поскольку предназначен фэтбайк для сложных дорог, надежность нужна соответствующая.

    ВЕЛОСИПЕД FATBIKE ELECTRIC

    Об этой модели нельзя отдельно не упомянуть. Фэтбайк электро – стандартный внедорожник, на котором установлен компактный электрический двигатель мощностью 500 Вт. На одной полной зарядке на нем проезжают 40-50 километров. А это для заснеженного леса немалое расстояние.

    Покупая фэтбайк, предварительно ознакомьтесь с информацией, которая поможет о велосипеде составить собственное мнение. Ну, а легкость хода и удобство, оценить можно, проехав на веломонстре.

    ПРОИЗВОДИТЕЛИ БАЙКОВ

    Компании SURLY, INNOVA, FATBIKES, VICIOUS CYCLES, FATBACK – родоначальники и известные производители фэтбайков. Надежность в моделях, которые они выпускают, сочетается со стилем. Оригинальная модель Surly Pugsley среди аналогов выделяется несимметричными перьями вилки и рамы. Она одна из популярных моделей на мировом рынке фэтбайков. Стоимость моделей лежит в пределах 500-1000 долларов, но в сезонные распродажи достойную модель купить можно по скидке.

    К новинкам последних двух лет относятся модели:

    • Huraxdax MAXX;
    • Jagamoasta MAXX;
    • Surly Moonlander;
    • Zeal 2015.

    Первая привлекает молодое поколение многообразием размеров и ярких расцветок.

    Jagamoasta от MAXX удивляет своей втулкой Rohloff, совместимостью с шинами самого большого размера и задним треугольником, который легко разбирается.

    Surly Moonlander – третья по списку модель, в 2014 году заняла первое место на выставке Eurobike 2014. Неброская и стильная конструкция популярна среди мужчин всех возрастных категорий.

    Компания Zeal 2015 не забывает о детских увлечениях, поэтому пополнила линейку моделью, для мечтающих покорять снежные равнины, у которой установлена гидравлика и алюминиевая рама.

    Фэтбайк по мощи сравнить можно с мужским классическим внедорожником, поэтому езда на нем развивает физическую силу, корректирует формы, для мускулов дает серьезную нагрузку.

    Фэтбайк: плюсы и минусы

    Фэтбайк — велосипед на широких колёсах, обладающий хорошей проходимостью. Название фэтбайк происходит от английского слова fatbike, которое переводится как “толстый велосипед”.

    Рассмотрим плюсы и минусы фэтбайков, которые помогут правильно выбрать и приобрести качественный велосипед на толстых шинах.

    1 (5).png

    История фэтбайков

    История появления фэтбайков включает две параллельные истории развития, одна на Аляске и вторая — на юге Нью-Мексико.

    В 1987 году гонка Iditabike, проходящая на Аляске, требовала от участников преодолеть 200 миль по зимним трассам для снегоходов. Поверхность трассы менялась от гладкого льда до рыхлого снега и проталин. Суровые условия заставили гонщиков задуматься о повышении проходимости велосипедов и использовать колёса со сдвоенными ободами.

    2 (6).png

    В те же годы Рей Молино, после путешествия по песчаным дюнам на юге Нью-Мексико, запустил производство широких ободов на 82 мм, а также соответствующих шин на 3,5 дюйма. Марк Грюнвальд встретил эти широкие колёса на выставке Interbike в 1999 году и решил привезти их на Аляску, а впоследствие придумал термин fatbike.

    Первым серийным фэтбайком считается модель Pugsley, выпущенная в 2005 году американским велосипедным брендом Surly Bikes и доступная через широкую дистрибьюторскую сеть. Он имел ободья Large Marge шириной 65 мм и шины Endomorph на 3,7 дюйма.

    Устройство фэтбайка

    При сравнении фэтбайка с горным велосипедом можно заметить, что они очень похожи — на фэтбайке используется то же навесное оборудование: переключатели, тормоза и кассета. Фэтбайк отличается широкими покрышками, а следовательно, широкими ободами и втулками, рамой и вилкой под широкие колёса, а также увеличенным кареточным узлом.

    На фэтбайках устанавливается более широкий руль, чтобы упростить управление, так как колёса увеличенного размера сказываются на управляемости.

    В отличие от горных велосипедов, имеющих амортизационную вилку, большинство фэтбайков имеют ригидную (жёсткую) вилку, так как функцию амортизации частично выполняют широкие шины низкого давления.

    3 (3).png

    Плюсы фэтбайков

    Рассмотрим основные плюсы фэтбайков, которые отличают их от горных велосипедов:

    ● Отличная проходимость — главный плюс фэтбайков. Благодаря широким покрышкам, при пониженном давлении в шинах (4-8 PSI) фэтбайк хорошо себя чувствует на любом бездорожье и сыпучих поверхностях, таких как рыхлый песок, снег, мягкий грунт и мелкий щебень. Горный велосипед на стандартных шинах там либо полностью остановится, либо значительно потеряет скорость.

    ● Мягкость хода. Покрышки содержат значительный объём воздуха, и являются своего рода амортизаторами, поглощая мелкие неровности, чего нет у стандартных моделей горных велосипедов. Это снижает вибрации на руле и повышает комфорт эксплуатации.

    ● Универсальность. Широкие колёса фэтбайка подходят не только для его использования по вязким и сыпучим поверхностям. При повышении давления в шинах до 20-25 PSI накат увеличивается, и фэтбайк катится по асфальту так же легко, как горный велосипед.

    ● Идеальный велосипед для зимы. Широкие шины хорошо катятся по снегу, проглатывая неровности на утрамбованных участках и успешно преодолевая рыхлый снег.

    ● Впечатляющий внешний вид. Благодаря широким покрышкам, фэтбайк напоминает мотоцикл и выделяется на фоне других велосипедов.

    4 (2).png

    Минусы фэтбайков

    Среди минусов фэтбайков, по сравнению с горными велосипедами, стоит отметить следующие:

    ● Большой вес. Толстые покрышки и камеры большого диаметра увеличивают вес колеса, который может достигать 4 кг. Стандартный вес фэтбайка находится в пределах от 15 до 21 кг.

    ● Увеличенные габариты. Широкая рама и вилка, толстые колёса и удлинённый руль — всё это увеличивает габариты велосипеда. Он займёт больше места на балконе или в квартире, а при перевозке на автомобиле может не уместиться в салоне и потребует установки специального внешнего крепления.

    ● Сложнее разгоняется. Так как колёса фэтбайка более тяжёлые, их сложнее раскрутить, а следовательно, и разогнать сам велосипед.

    ● Манёвренность фэтбайков уступает обычным горным велосипедам — гироскопический эффект и увеличенный вес затрудняют управление на высоких скоростях.

    ● Сложнее поддерживать высокую скорость. Так как фэтбайк больше и тяжелее горного велосипеда, для движения на высокой скорости потребуется прилагать серьёзные усилия.

    ● Более высокая цена. Топовые качественные фэтбайки имеют лёгкую раму и качественные покрышки, их вес может быть даже меньше веса горного велосипеда. Но стоимость такого велосипеда чаще всего будет многократно выше стоимости бюджетного фэтбайка.

    ● Сложности с подбором комплектующих. В небольших городах бывает сложно купить необходимые комплектующие для фэтбайка, в этом случае придётся оформить заказ через Интернет и ждать доставки.

    Виды фэтбайков и какой из них выбрать

    В зависимости от конструкции рамы, наличия амортизаторов и электропривода, фэтбайки можно разделить на несколько категорий:

    По типу рамы:

    Складной фэтбайк. Подойдёт тем, кто планирует перевозить велосипед на автомобиле или хранить на небольшом балконе

    5 (1).png

    ● Классический фэтбайк. За счёт отсутствия механизма складывания рама более жёсткая и лучше выдерживает нагрузки.

    По количеству амортизаторов:

    ● Без амортизаторов. Фэтбайк с жёсткой (ригидной) вилкой. Функцию амортизации выполняют широкие колёса низкого давления.

    ● С амортизационной вилкой. Больше комфорта при езде, вилка поглощает удары при езде по неровностям.

    ● С двумя амортизаторами (двухподвес). Максимально комфортный и управляемый фэтбайк. Задний амортизатор обеспечивает постоянный контакт заднего колеса с дорогой, повышая устойчивость при манёврах.

    По наличию электропривода:

    ● Электро фэтбайки с одним двигателем, установленным в одном из колёс или с центральным мотором.

    ● Полноприводные электрические фэтбайки имеют двигатели в обоих колёсах.

    6 (1).png

    Что лучше — фэтбайк или горный велосипед?

    При выборе между фэтбайком и горным велосипедом следует ответить на главный вопрос — по какой местности вы будете его эксплуатировать. Если планируемые маршруты включают значительные труднопроходимые участки с песком или мелким щебнем, стоит остановить выбор на фэтбайке. Если же это преимущественно асфальт или твёрдый грунт, целесообразно отдать предпочтение горному велосипеду.

    Фэтбайк подходит для эксплуатации зимой по недостаточно плотному или рыхлому снегу, а на плотном снегу себя вполне комфортно чувствует обычный велосипед, но для преодоления ледяных участков его лучше оснастить шипованными покрышками.

    Для горной местности со значительными перепадами высот лучше подходит горный велосипед, так как он легче фэтбайка.

    Перед покупкой велосипеда тщательно взвесьте все плюсы и минусы фэтбайков, чтобы понять, какой вид велосипеда Вам больше подходит, и принять взвешенное решение. Надеемся, наша статья Вам в этом поможет.

    Источники:

    https://velofans.ru/vibor/chto-takoe-fetbayk-preimushchestva
    https://velosmak.ru/kak-vybrat-fetbayk
    https://frikke.ua/novosti/fetbaik-ili-gornyi-velosiped-chto-vybrat
    https://corrida-club.ru/stati/pro-fyetbayk-plyusy-minusy-i-sploshnoy-vo.html
    https://5kwt.ru/articles/plyusy-i-minusy-fehbajkov/