определение что такое велосипед

Этимология слова «велосипед» и история его появления

Что является предметом грез и желаний каждого ребенка, а иногда и взрослого? Помните ли вы, как с нетерпением ждали загаданный на день рождения подарок? Как нетерпеливо отсчитывали дни до праздника, срывая листки с календаря? И вот, наконец, он перед вами: яркий, блестящий, абсолютно новенький велосипед! Вы уговариваете родителей отпустить вас на улицу сразу, не дожидаясь торта и свечей, и мчите по дороге на своем новом друге, ловя завистливые взгляды ровесников.

Вряд ли в тот момент вы задумывались о том, каково происхождение слова «велосипед», да это было и необязательно! Обязательно было наслаждаться моментом!

Предпосылки к изобретению

Зачем изобретать велосипед? Такой вопрос мы задаем, имея в виду, что не нужно пытаться заново придумать решение какой-то проблемы, когда оно уже давно существует, проверено и активно используется на практике.

Однако в определенный исторический момент нужно было изобрести велосипед. Все дело в том, что весной 1815 года в Индонезии произошло сильнейшее извержение вулкана, последствием которого стало распространение вулканического пепла, спровоцировавшее в 1816 году эффект вулканической зимы. Последствиями этого природного явления стали погодные катаклизмы, наводнения и, конечно, гибель скота. Из-за уменьшения количества лошадей необходимо было придумать новый доступный транспорт.

История появления

велосипед 1817 года

О том, что такое велосипед, напоминать не нужно. Все отлично знакомы с этим двухколесным видом транспорта с детства. А вот всем ли известна этимология слова «велосипед» и история появления железного коня?

В 1817 году немец Карл Дрейз придумал двухколесную конструкцию с рулем и дал ей название «машина для ходьбы». Но это название не прижилось, и изобретение начали именовать неблагозвучным словом «дрезина», которое и сейчас используется в русском языке в значении «тележка, передвигаемая по рельсам». Название возникло в честь создателя, фамилия которого была Дрейз. Такова этимология слова.

Велосипедом же транспортное средство стало называться немного позже. Дрезиной и сейчас в русском языке называют тележку, механически передвигаемую по рельсам. Это изобретение по своей конструкции было ближе к самокату, потому что педали у него отсутствовали. Современный вид транспорту придал француз Пьер Лалман. В 1863 году он догадался установить педали на переднее колесо. Его находка вызвала народный восторг, а вскоре было запущено серийное производство нового транспорта, которому дали название «велосипед».

Но почему же его назвали именно так? Какова этимология слова «велосипед»?

Происхождение слова

семья едет по парку на велосипедах

Как нам уже известно, велосипед в привычном для нас виде был изобретен во Франции. Поэтому и пришло в Россию это слово из французского языка вместе с предметом, который оно обозначает. Сейчас доподлинно известна этимология слова «велосипед». Оно произошло путем сложения латинских корней velox (быстрый) и pede (нога).

Гравийный велосипед или циклокросс?

Gravel — гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.

В чем новизна гравийного байка?

Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:

    породил циклокросс для езды по разному асфальту и иногда по проселочным дорогам
  • Циклокросс породил гравийник для езды по проселочным дорогам и иногда по асфальту
  • Велогибрид — двоюродный брат гравийника, результат скрещивания шоссейного и горного велосипедов.

В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.

Фото 2. Гравийный велосипед на природе

Очень важный момент. При словах “гравийная дорога” российский житель представляет офф-роад, присыпанный шлаком, а “гравийный велосипед” — что-то между мотоциклом эндуро и багги. Гравийные дороги на западе, на родине этих велосипедов, это абсолютно ровное покрытие, которое отличается от асфальта только структурой поверхности.

Основные приметы породы “гравел-байка”:

  • жесткая вилка
  • колесная база короче дорожного, но чуть длиннее циклокросса
  • руль bull-horn или “баран” во всех его разновидностях
  • “жирные” покрышки вплоть до полуфэта, и не обязательно “злые”, бывают и слики

Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.

Отличие гравел-байка от циклокросса

Зададим встречный вопрос: зачем нормальному человеку вообще нужны другие виды велосипедов, если есть горные и двухподвесы? Ведь на них можно проехать везде — и по асфальту и по офф-роад и с горы и в гору?

Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье

И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.

Соответственно, при таком стиле:

  • нет скачков по кочкам — убираем пружины и аморты
  • едем быстро, значит посадка гоночная — ставим руль-баран и поднимаем седло
  • нет препятствий вроде бордюров и канав — опускаем каретку и весь педальный узел, заодно придаем устойчивость благодаря понижению центра тяжести
  • нужна маневренность на горных тропах — оставляем короткие перья
  • все-таки гравий это не асфальт даже в Европе — ставим покрышки шириной 35-50мм

Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.

Фото 4. Резина для велосипедов

Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.

Особенности гравийного велосипеда

Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.

  • малый вес — в среднем гравел весит около 12 кг
  • многофункциональность — это настоящие легкие вездеходы
  • современные — всегда укомплектованы дисковым тормозом и универсальными шинами
  • маневренность — эффект от малой колесной базы
  • надежность — класс гравийников начинается от 3-го
  • высокая цена
  • жесткость подвески (точнее ее отсутствие)
  • из-за спортивной посадки долго не поездишь (если не спортсмен)

Есть еще одна “примета”, по которой можно распознать этот подвид: обычно, если рама из металла (сталь, алюминий, титан), то вилка почти всегда — карбоновая.

В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.

Фото 5. Гравел-байк для любой дороги

Производители и ТОП-10 гравел-байков

Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.

Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.

Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.

Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.

Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.

Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.

Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.

Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.

Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.

Kinesis Tripster ATR — Adventures, Tourism, Racing! — вот девиз этой модели. Такие байки называют “приключенческими”. У него — неприлично заниженная каретка, только титановая рама и вес менее 10 кг. Цена может укусить.

The Light Blue Robinson Rival — чистокровный британец, собранный для чередования асфальта, гравия и бездорожья. Имеет отличный баланс, устойчивость на дороге и является объектом интереса со стороны туристов.

Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.

Гравийный велосипед или циклокросс?

Gravel — гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.

В чем новизна гравийного байка?

Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:

    породил циклокросс для езды по разному асфальту и иногда по проселочным дорогам
  • Циклокросс породил гравийник для езды по проселочным дорогам и иногда по асфальту
  • Велогибрид — двоюродный брат гравийника, результат скрещивания шоссейного и горного велосипедов.

В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.

Фото 2. Гравийный велосипед на природе

Очень важный момент. При словах “гравийная дорога” российский житель представляет офф-роад, присыпанный шлаком, а “гравийный велосипед” — что-то между мотоциклом эндуро и багги. Гравийные дороги на западе, на родине этих велосипедов, это абсолютно ровное покрытие, которое отличается от асфальта только структурой поверхности.

Основные приметы породы “гравел-байка”:

  • жесткая вилка
  • колесная база короче дорожного, но чуть длиннее циклокросса
  • руль bull-horn или “баран” во всех его разновидностях
  • “жирные” покрышки вплоть до полуфэта, и не обязательно “злые”, бывают и слики

Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.

Отличие гравел-байка от циклокросса

Зададим встречный вопрос: зачем нормальному человеку вообще нужны другие виды велосипедов, если есть горные и двухподвесы? Ведь на них можно проехать везде — и по асфальту и по офф-роад и с горы и в гору?

Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье

И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.

Соответственно, при таком стиле:

  • нет скачков по кочкам — убираем пружины и аморты
  • едем быстро, значит посадка гоночная — ставим руль-баран и поднимаем седло
  • нет препятствий вроде бордюров и канав — опускаем каретку и весь педальный узел, заодно придаем устойчивость благодаря понижению центра тяжести
  • нужна маневренность на горных тропах — оставляем короткие перья
  • все-таки гравий это не асфальт даже в Европе — ставим покрышки шириной 35-50мм

Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.

Фото 4. Резина для велосипедов

Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.

Особенности гравийного велосипеда

Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.

  • малый вес — в среднем гравел весит около 12 кг
  • многофункциональность — это настоящие легкие вездеходы
  • современные — всегда укомплектованы дисковым тормозом и универсальными шинами
  • маневренность — эффект от малой колесной базы
  • надежность — класс гравийников начинается от 3-го
  • высокая цена
  • жесткость подвески (точнее ее отсутствие)
  • из-за спортивной посадки долго не поездишь (если не спортсмен)

Есть еще одна “примета”, по которой можно распознать этот подвид: обычно, если рама из металла (сталь, алюминий, титан), то вилка почти всегда — карбоновая.

В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.

Фото 5. Гравел-байк для любой дороги

Производители и ТОП-10 гравел-байков

Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.

Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.

Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.

Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.

Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.

Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.

Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.

Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.

Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.

Kinesis Tripster ATR — Adventures, Tourism, Racing! — вот девиз этой модели. Такие байки называют “приключенческими”. У него — неприлично заниженная каретка, только титановая рама и вес менее 10 кг. Цена может укусить.

The Light Blue Robinson Rival — чистокровный британец, собранный для чередования асфальта, гравия и бездорожья. Имеет отличный баланс, устойчивость на дороге и является объектом интереса со стороны туристов.

Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.

Тандем — это взаимовыгодный союз

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В русском языке есть довольно много заимствованных из других языков слов, смысл которых не всегда понятен из контекста.

Недавно мы как раз говорили про такие слова в статьях: что такое фактор; что такое легитимность и что такое интерпретация.

Тандем

Сегодня у нас на очереди не менее интересное слово — тандем. Что этот такое, имеет ли это отношение только к велосипедам или данный термин имеет широкий характер применения? Обо всем этом читайте в данной статей. Надеюсь, что будет интересно.

Определение и примеры употребления в разговорном языке

Тандем – это многозначный термин. В широком смысле он обозначает союз, содружество, необходимое для достижения общих целей с минимальными затратами.

В технической терминологии под ним понимается расположение агрегатов, деталей единого механизма по одной оси или двухколесный велосипед , предназначенный для совместной езды, где у каждого человека есть отдельное седло и педали.

Слово «тандем» происходит от английского «tandem», означающего в дословном переводе «гуськом», « один за другим ». Первоначально термин возник в латинском словаре, где имел значение «в конце концов».

В современном русском языке термин имеет множество значений. С ним возникают следующие ассоциации:

  1. велосипед;
  2. союз;
  3. группа;
  4. партнерство;
  5. пара;
  6. содружество и т.д.

Употребление слова будет уместно в следующих предложениях:

Дети фотографируют

  1. Возьмем напрокат тандем и сможем объехать весь парк.
  2. Наш тандем оказался успешным: отчеты были сданы точно в срок, ошибок в них не обнаружилось.
  3. Мы решили отправиться на параплане в тандемный полет.
  4. Тандем поэта и композитора существовал долгое время и подарил слушателям немало хитов.
  5. Между ними не было личной симпатии, но в работе они оказались отличным тандемом.

Если это слов употребляется в значении союза, группы, единомышленников, его можно использовать совместно с прилагательными «правящий», «творческий», «семейный», «рабочий» и т.д.

Что такое тандем-велосипед

В быту под этим словом чаще всего понимается велосипед, изобретенный М. Педерсеном в 1898 году. Это двухколесное средство передвижения для двух или более человек . У каждого из них имеется собственное седло, педали и руль.

Управление транспортом осуществляет тот, кто сидит первым, но в отдельных моделях предусмотрена возможность переключать функцию руления на ездока сзади.

К числу преимуществ велосипедов на двоих относится следующее:

  1. возможность проезжать большие расстояния и при этом экономить силы;
  2. высокая скорость движения (до 35 км/ч);
  3. многообразие способов езды (два участника при желании меняются местами, тот, кто сидит сзади, может ехать с закрытыми глазами и получать максимальное удовольствие от прогулки);
  4. надежность и прочность конструкции (ее колеса рассчитаны на максимальные нагрузки).

Велосипед

К числу недостатков двухместного велосипеда относится сложность руления на поворотах. Чтобы правильно «вписаться», важен практический опыт. Второй минус конструкции – более длинный тормозной путь, чем у обычного одноместного средства передвижения.

Другие тандемные устройства

Слово «tandem» происходит от англ. «поочередно», поэтому его определение в сфере науки и техники гласит, что так называются элементы одной конструкции, находящиеся друг за другом .

Термин употребляется применительно к следующим ситуациям:

  1. Тандем- насос – конструкция, состоящая из двух насосов: топливного и вакуумного. Первый обеспечивает нужное давление топлива, второй разряжает воздух, служит как усилитель тормозов. Изделия, работающие по такому принципу, используются в современных автомобилях.
  2. Тандемная ракета – это ракета-носитель, ступени которой срабатывают в полёте не одновременно, а одна за другой.
  3. Тандемное устройство – это расположение однородных агрегатов, деталей, частей, механизмов один за другим, но на одной оси. Например, такой принцип используется в паровых машинах.
  4. Тандемный полет на парашюте или параплане – полет вдвоем. Пассажир располагается спереди, чтобы ничто не закрывало ему обзор, мастер (инструктор) – позади, чтобы руководить процессом. Средняя продолжительность парения – 10-15 минут, этого времени достаточно, чтобы осмотреть окрестности и получить яркие впечатления.

Понятие тандема знакомо любителям рыбной ловли . Оно означает, что 2-3 насадки, используемые для приманки, размещаются одна за другой. Как правило, один «чертик» оказывается более тяжелым, второй – легким, рекомендуемое расстояние между ними составляет 15-20 см.

Тандемная техника в ловле применима для разных сезонов. В весенне-летний период, когда рыба активна, она используется в более агрессивном варианте, зимой от рыбака требуется максимум терпения и мастерства. Он медленно поднимает приманку со скоростью 3-5 мм в секунду, чтобы не вспугнуть добычу.

Источники:

https://cubeworld.com/
http://mwcubed.com/
https://fb.ru/article/446691/etimologiya-slova-velosiped-i-istoriya-ego-poyavleniya
https://velomatrix.ru/article/gravijnyj-velosiped-gravel-bike/
https://velomatrix.ru/article/gravijnyj-velosiped-gravel-bike/
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tandem-chto-ehto-takoe.html