Этимология слова «велосипед» и история его появления
Что является предметом грез и желаний каждого ребенка, а иногда и взрослого? Помните ли вы, как с нетерпением ждали загаданный на день рождения подарок? Как нетерпеливо отсчитывали дни до праздника, срывая листки с календаря? И вот, наконец, он перед вами: яркий, блестящий, абсолютно новенький велосипед! Вы уговариваете родителей отпустить вас на улицу сразу, не дожидаясь торта и свечей, и мчите по дороге на своем новом друге, ловя завистливые взгляды ровесников.
Вряд ли в тот момент вы задумывались о том, каково происхождение слова «велосипед», да это было и необязательно! Обязательно было наслаждаться моментом!
Предпосылки к изобретению
Зачем изобретать велосипед? Такой вопрос мы задаем, имея в виду, что не нужно пытаться заново придумать решение какой-то проблемы, когда оно уже давно существует, проверено и активно используется на практике.
Однако в определенный исторический момент нужно было изобрести велосипед. Все дело в том, что весной 1815 года в Индонезии произошло сильнейшее извержение вулкана, последствием которого стало распространение вулканического пепла, спровоцировавшее в 1816 году эффект вулканической зимы. Последствиями этого природного явления стали погодные катаклизмы, наводнения и, конечно, гибель скота. Из-за уменьшения количества лошадей необходимо было придумать новый доступный транспорт.
История появления
О том, что такое велосипед, напоминать не нужно. Все отлично знакомы с этим двухколесным видом транспорта с детства. А вот всем ли известна этимология слова «велосипед» и история появления железного коня?
В 1817 году немец Карл Дрейз придумал двухколесную конструкцию с рулем и дал ей название «машина для ходьбы». Но это название не прижилось, и изобретение начали именовать неблагозвучным словом «дрезина», которое и сейчас используется в русском языке в значении «тележка, передвигаемая по рельсам». Название возникло в честь создателя, фамилия которого была Дрейз. Такова этимология слова.
Велосипедом же транспортное средство стало называться немного позже. Дрезиной и сейчас в русском языке называют тележку, механически передвигаемую по рельсам. Это изобретение по своей конструкции было ближе к самокату, потому что педали у него отсутствовали. Современный вид транспорту придал француз Пьер Лалман. В 1863 году он догадался установить педали на переднее колесо. Его находка вызвала народный восторг, а вскоре было запущено серийное производство нового транспорта, которому дали название «велосипед».
Но почему же его назвали именно так? Какова этимология слова «велосипед»?
Происхождение слова
Как нам уже известно, велосипед в привычном для нас виде был изобретен во Франции. Поэтому и пришло в Россию это слово из французского языка вместе с предметом, который оно обозначает. Сейчас доподлинно известна этимология слова «велосипед». Оно произошло путем сложения латинских корней velox (быстрый) и pede (нога).
Гравийный велосипед или циклокросс?
Gravel — гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
- породил циклокросс для езды по разному асфальту и иногда по проселочным дорогам
- Циклокросс породил гравийник для езды по проселочным дорогам и иногда по асфальту
- Велогибрид — двоюродный брат гравийника, результат скрещивания шоссейного и горного велосипедов.
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.
Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Очень важный момент. При словах “гравийная дорога” российский житель представляет офф-роад, присыпанный шлаком, а “гравийный велосипед” — что-то между мотоциклом эндуро и багги. Гравийные дороги на западе, на родине этих велосипедов, это абсолютно ровное покрытие, которое отличается от асфальта только структурой поверхности.
Основные приметы породы “гравел-байка”:
- жесткая вилка
- колесная база короче дорожного, но чуть длиннее циклокросса
- руль bull-horn или “баран” во всех его разновидностях
- “жирные” покрышки вплоть до полуфэта, и не обязательно “злые”, бывают и слики
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Зададим встречный вопрос: зачем нормальному человеку вообще нужны другие виды велосипедов, если есть горные и двухподвесы? Ведь на них можно проехать везде — и по асфальту и по офф-роад и с горы и в гору?
Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
- нет скачков по кочкам — убираем пружины и аморты
- едем быстро, значит посадка гоночная — ставим руль-баран и поднимаем седло
- нет препятствий вроде бордюров и канав — опускаем каретку и весь педальный узел, заодно придаем устойчивость благодаря понижению центра тяжести
- нужна маневренность на горных тропах — оставляем короткие перья
- все-таки гравий это не асфальт даже в Европе — ставим покрышки шириной 35-50мм
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.
Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
- малый вес — в среднем гравел весит около 12 кг
- многофункциональность — это настоящие легкие вездеходы
- современные — всегда укомплектованы дисковым тормозом и универсальными шинами
- маневренность — эффект от малой колесной базы
- надежность — класс гравийников начинается от 3-го
- высокая цена
- жесткость подвески (точнее ее отсутствие)
- из-за спортивной посадки долго не поездишь (если не спортсмен)
Есть еще одна “примета”, по которой можно распознать этот подвид: обычно, если рама из металла (сталь, алюминий, титан), то вилка почти всегда — карбоновая.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.
Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Kinesis Tripster ATR — Adventures, Tourism, Racing! — вот девиз этой модели. Такие байки называют “приключенческими”. У него — неприлично заниженная каретка, только титановая рама и вес менее 10 кг. Цена может укусить.
The Light Blue Robinson Rival — чистокровный британец, собранный для чередования асфальта, гравия и бездорожья. Имеет отличный баланс, устойчивость на дороге и является объектом интереса со стороны туристов.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
Гравийный велосипед или циклокросс?
Gravel — гравий в переводе с английского. Гравел-байки или “гравийники” это велосипеды, построенные для езды по гравийным дорогам сабурбана и глубинки. Гравийный велосипед по строгой классификации относится к разряду шоссейных. Его ближайшие родственники — циклокросс и гибрид.
В чем новизна гравийного байка?
Чтобы понять суть гревел-байка, достаточно знать его родословную:
- породил циклокросс для езды по разному асфальту и иногда по проселочным дорогам
- Циклокросс породил гравийник для езды по проселочным дорогам и иногда по асфальту
- Велогибрид — двоюродный брат гравийника, результат скрещивания шоссейного и горного велосипедов.
В этом контексте лучше сказать не “чем отличается от…” а “чем похож на…”, потому что гравийник взял лучшее для определенного стиля катания.
Фото 2. Гравийный велосипед на природе
Очень важный момент. При словах “гравийная дорога” российский житель представляет офф-роад, присыпанный шлаком, а “гравийный велосипед” — что-то между мотоциклом эндуро и багги. Гравийные дороги на западе, на родине этих велосипедов, это абсолютно ровное покрытие, которое отличается от асфальта только структурой поверхности.
Основные приметы породы “гравел-байка”:
- жесткая вилка
- колесная база короче дорожного, но чуть длиннее циклокросса
- руль bull-horn или “баран” во всех его разновидностях
- “жирные” покрышки вплоть до полуфэта, и не обязательно “злые”, бывают и слики
Далее мы углубимся в отличия и схожесть с собратьями по корневому классу (шоссейные) и разберемся, так ли был нужен новый подкласс.
Отличие гравел-байка от циклокросса
Зададим встречный вопрос: зачем нормальному человеку вообще нужны другие виды велосипедов, если есть горные и двухподвесы? Ведь на них можно проехать везде — и по асфальту и по офф-роад и с горы и в гору?
Фото 3. Гравйиный и циклокросс на бездорожье
И сами себе ответим: в российской глубинке, возможно, так и есть — только горник и только хардкор. Однако там, где есть выбор дороги, есть и выбор типа транспорта. Гравийный байк построен чтобы быстро и долго ехать по ровной, но не асфальтированной дороге. Например, в Финляндии такие дороги проложены в лесах.
Соответственно, при таком стиле:
- нет скачков по кочкам — убираем пружины и аморты
- едем быстро, значит посадка гоночная — ставим руль-баран и поднимаем седло
- нет препятствий вроде бордюров и канав — опускаем каретку и весь педальный узел, заодно придаем устойчивость благодаря понижению центра тяжести
- нужна маневренность на горных тропах — оставляем короткие перья
- все-таки гравий это не асфальт даже в Европе — ставим покрышки шириной 35-50мм
Возникает вопрос. Если мы поставим на циклокросс широкие шины, у нас получится гравийник? Ответ: да, но только на 90%. Большинство производителей “приподнимают” каретку относительно циклокроссовых моделей по причине несовершенства гравийной дороги. Но не все и не всегда.
Фото 4. Резина для велосипедов
Дело в том, что, заходя далее ширины покрышки и рисунка протектора, мы попадаем в дивный мир тонких настроек, нет, не велосипеда — пилота. Если для Вас имеет значение разница 20мм позиции каретки в геометрии рамы, до добро пожаловать в велогурманы. Здесь значение имеет не название класса, резины, руля, байка, а только собственные ощущения от катания.
Особенности гравийного велосипеда
Здесь мы коротко похвалим и пожурим весь испытуемый класс, потому что идеального велосипеда так еще и не изобрели.
- малый вес — в среднем гравел весит около 12 кг
- многофункциональность — это настоящие легкие вездеходы
- современные — всегда укомплектованы дисковым тормозом и универсальными шинами
- маневренность — эффект от малой колесной базы
- надежность — класс гравийников начинается от 3-го
- высокая цена
- жесткость подвески (точнее ее отсутствие)
- из-за спортивной посадки долго не поездишь (если не спортсмен)
Есть еще одна “примета”, по которой можно распознать этот подвид: обычно, если рама из металла (сталь, алюминий, титан), то вилка почти всегда — карбоновая.
В целом этот вид велосипеда можно характеризовать как неприхотливый проходимый и легкий байк на все случаи жизни.
Фото 5. Гравел-байк для любой дороги
Производители и ТОП-10 гравел-байков
Наряду с хорошо знакомыми российскому велосипедисту брендами: Giant, Merida, Format, Kellys, этот вид байков производят такие экзотические бренды, как Genesis,Specialized, Raleigh, GT, Kinesis, но дальше обо всем по порядку. Мы составили рейтинг исходя из доступности моделей в РФ, потому что больше половины всех гравийных велосипедов мира производятся в США, там же и распродаются.
Giant ToughRoad GX SLR 2 — образец для подражания всем производителям “гравел-байков”. Третий класс, 5 размеров ростовки, колеса 28 дюймов и вес 11,2 кг.
Merida Silex 300 — также близка к эталону и отличается алюминиевой рамой. Предпрофессиональный класс оборудования Shimano, VP, FSA и Merida.
Merida Silex 700 — начальный профессиональный класс в черной раме весом всего 9,7 кг. Гидравлические дисковые тормоза, колеса 28 дюймов.
Giant Revolt 2 — можно приобрести в алюминиевой или карбоновой раме, бескамерная резина и опция скрытой прокладки тросиков.
Trek Checkpoint — американский байк с подвеской IsoSpeed Decoupler, которая дает амортизацию при езде и невиданную плавность хода.
Cannondale Topstone — его можно сразу угадать по нетипичной форме и расположению заднего верхнего пера — оно выглядит изломанным. Имеет интегрированный руль и подвеску KingPin — вполне комфортный гравийник.
Raleigh Mustang Elitе — на алюминиевой раме 6061 оснащен карбоновой вилкой. Кассета на 11 скоростей и единственная ведущая звезда на 44 зуба — идеальный вариант для байка широкого назначения.
Felt V85 — ближе к профессионалам, чем к любителям. Эту модель любят использовать велогонщики для тренировок в условиях пригорода.
Kinesis Tripster ATR — Adventures, Tourism, Racing! — вот девиз этой модели. Такие байки называют “приключенческими”. У него — неприлично заниженная каретка, только титановая рама и вес менее 10 кг. Цена может укусить.
The Light Blue Robinson Rival — чистокровный британец, собранный для чередования асфальта, гравия и бездорожья. Имеет отличный баланс, устойчивость на дороге и является объектом интереса со стороны туристов.
Наш ТОП имеет обзорно-ознакомительный характер, потому что в случае с гравийными велосипедами критериев оценки слишком много, чтобы утверждать, что есть “лучшая в мире” модель.
Тандем — это взаимовыгодный союз
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В русском языке есть довольно много заимствованных из других языков слов, смысл которых не всегда понятен из контекста.
Недавно мы как раз говорили про такие слова в статьях: что такое фактор; что такое легитимность и что такое интерпретация.
Сегодня у нас на очереди не менее интересное слово — тандем. Что этот такое, имеет ли это отношение только к велосипедам или данный термин имеет широкий характер применения? Обо всем этом читайте в данной статей. Надеюсь, что будет интересно.
Определение и примеры употребления в разговорном языке
Тандем – это многозначный термин. В широком смысле он обозначает союз, содружество, необходимое для достижения общих целей с минимальными затратами.
В технической терминологии под ним понимается расположение агрегатов, деталей единого механизма по одной оси или двухколесный велосипед , предназначенный для совместной езды, где у каждого человека есть отдельное седло и педали.
Слово «тандем» происходит от английского «tandem», означающего в дословном переводе «гуськом», « один за другим ». Первоначально термин возник в латинском словаре, где имел значение «в конце концов».
В современном русском языке термин имеет множество значений. С ним возникают следующие ассоциации:
- велосипед;
- союз;
- группа;
- партнерство;
- пара;
- содружество и т.д.
Употребление слова будет уместно в следующих предложениях:
- Возьмем напрокат тандем и сможем объехать весь парк.
- Наш тандем оказался успешным: отчеты были сданы точно в срок, ошибок в них не обнаружилось.
- Мы решили отправиться на параплане в тандемный полет.
- Тандем поэта и композитора существовал долгое время и подарил слушателям немало хитов.
- Между ними не было личной симпатии, но в работе они оказались отличным тандемом.
Если это слов употребляется в значении союза, группы, единомышленников, его можно использовать совместно с прилагательными «правящий», «творческий», «семейный», «рабочий» и т.д.
Что такое тандем-велосипед
В быту под этим словом чаще всего понимается велосипед, изобретенный М. Педерсеном в 1898 году. Это двухколесное средство передвижения для двух или более человек . У каждого из них имеется собственное седло, педали и руль.
Управление транспортом осуществляет тот, кто сидит первым, но в отдельных моделях предусмотрена возможность переключать функцию руления на ездока сзади.
К числу преимуществ велосипедов на двоих относится следующее:
- возможность проезжать большие расстояния и при этом экономить силы;
- высокая скорость движения (до 35 км/ч);
- многообразие способов езды (два участника при желании меняются местами, тот, кто сидит сзади, может ехать с закрытыми глазами и получать максимальное удовольствие от прогулки);
- надежность и прочность конструкции (ее колеса рассчитаны на максимальные нагрузки).
К числу недостатков двухместного велосипеда относится сложность руления на поворотах. Чтобы правильно «вписаться», важен практический опыт. Второй минус конструкции – более длинный тормозной путь, чем у обычного одноместного средства передвижения.
Другие тандемные устройства
Слово «tandem» происходит от англ. «поочередно», поэтому его определение в сфере науки и техники гласит, что так называются элементы одной конструкции, находящиеся друг за другом .
Термин употребляется применительно к следующим ситуациям:
- Тандем- насос – конструкция, состоящая из двух насосов: топливного и вакуумного. Первый обеспечивает нужное давление топлива, второй разряжает воздух, служит как усилитель тормозов. Изделия, работающие по такому принципу, используются в современных автомобилях.
- Тандемная ракета – это ракета-носитель, ступени которой срабатывают в полёте не одновременно, а одна за другой.
- Тандемное устройство – это расположение однородных агрегатов, деталей, частей, механизмов один за другим, но на одной оси. Например, такой принцип используется в паровых машинах.
- Тандемный полет на парашюте или параплане – полет вдвоем. Пассажир располагается спереди, чтобы ничто не закрывало ему обзор, мастер (инструктор) – позади, чтобы руководить процессом. Средняя продолжительность парения – 10-15 минут, этого времени достаточно, чтобы осмотреть окрестности и получить яркие впечатления.
Понятие тандема знакомо любителям рыбной ловли . Оно означает, что 2-3 насадки, используемые для приманки, размещаются одна за другой. Как правило, один «чертик» оказывается более тяжелым, второй – легким, рекомендуемое расстояние между ними составляет 15-20 см.
Тандемная техника в ловле применима для разных сезонов. В весенне-летний период, когда рыба активна, она используется в более агрессивном варианте, зимой от рыбака требуется максимум терпения и мастерства. Он медленно поднимает приманку со скоростью 3-5 мм в секунду, чтобы не вспугнуть добычу.
Источники:
https://cubeworld.com/
http://mwcubed.com/
https://fb.ru/article/446691/etimologiya-slova-velosiped-i-istoriya-ego-poyavleniya
https://velomatrix.ru/article/gravijnyj-velosiped-gravel-bike/
https://velomatrix.ru/article/gravijnyj-velosiped-gravel-bike/
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/tandem-chto-ehto-takoe.html