Ось на бмх

Содержание скрыть

Ось на бмх

—>Приветствую Вас Гость!

BMX появился в конце 60-х, когда мотокросс стал популярным видом спорта в США.

Мотокросс был вдохновением для вида велосипедного спорта. Дети и подростки, которые хотели, но не могли участвовать в мотокроссе, утоляли свой аппетит, соревнуясь на велосипедах на трассах, максимально похожих на трассы мотокросса и сделанных собственноручно. Эти юные исследователи завершали имитацию, одеваясь в мотоциклетную экипировку. Спорт получил имя ВМХ и становление вида было завершено.

Соревнования по ВМХ предлагали вдохновляющее действие по низкой цене и часто вблизи от дома. Поэтому легко понять, почему вид спорта получил такое распространение. В начале 70-х был основан орган управления велосипедным мотокроссом BMX в США. Это событие принято считать официальным стартом ВМХ’а. После этого вид спорта был также представлен и на других континентах, среди них в Европе в 1978 году.

В апреле 1981 года, была основана Международная Федерация ВМХ (IBMXF) и первый чемпионат мира проведён в 1982 году, это почти на 10 лет раньше первого чемпионата мира по горному велосипеду. ВМХ быстро распространился как уникальная спортивная дисциплина и по истечении нескольких лет имел больше признаков велоспорта, чем мотокросса. Таким образом, с января 1993 ВМХ был включён в Международный союз велосипедистов(UCI) (англ.) .

В октябре 2003 года на очередном конгрессе Международного Союза Велосипедистов объявлено, что Международный олимпийский комитет(МОК) включит в программу Летних олимпийских играх 2008 года ВМХ. Он будет представлен одной мужской и одной женской дисциплинами.

Направления BMX

BMX racing action photo.jpg

Гонки (англ Race, также называют BMX Racing )
Направление, в котором на грунтовой трассе проводятся соревнования на самое быстрое прохождение трека. Старт даётся со склона высотой от 1,5 до 4 метров, на трассе, как правило состоящей из четырёх прямых и трёх виражей, располагаются различные препятствия: «стол» (англ table ), двойной трамплин или «верблюд» (англ double ), тройной трамплин (англ triple ), «ступенька» (англ step-up ), волны и т. д. Стартуют в одном заезде одновременно восемь спортсменов.

Flatland (англ flat — плоская, land — поверхность, земля )
Направление, которое ещё называют «танцы на велосипеде». Суть дисциплины заключается в том, чтобы исполнять различные трюки на плоской поверхности. Это направление наименее травмоопасное среди остальных.

Freestyle (англ Free — свободный, Style — Стиль, манера )
Направление, объединившее в себе сразу несколько ветвей:

  • Vert (англ сокр. Vertical — отвесный )
    Направление, в котором BMX’ер катается в U-образном строении(рампе).Ездок скатывается с верхнего края, и, высоко вылетая с другого края, выполняет различные трюки. Выполнив свой маневр, он снова влетает в рампу, вылетает с другого края и т. д.

BMX abubaca street.jpg

  • Dirt (англ Dirt — грязь, грунт )
    Направление, в котором идёт выполнение трюков на грунтовой трассе с высокими холмами. Набравши большую скорость, BMX’ер может вылетать очень высоко и исполнять довольно сложные трюки.
  • Streeet (англ улица )
    Направление, в котором идёт выполнение трюков в городских условиях с присущими городу препятствиями, например лестницами, гранями, перилами и т. д.
  • Park (англ Парк )
    Направление, находящееся между Street’ом и Vert’ом. Катание происходит в специальном месте — т. н. парке. Это место, где находятся различные препятствия, предназначенные для выполнения трюков (грани, вылеты, трамплины, перила, трапеции и т. д.).

Особенности конструкции велосипедов для BMX-фристайла

Рама для BMX, в отличие от обычных рам без подвесок более узкая, всегда имеет в своей геометрии два треугольника с общим основанием. Также ввариваются дополнительные горизонтальные дропауты (косынки) в задние перья рамы, повышая её прочность. Дешевые рамы для BMX’а делаются из стали или алюминия (для Flatland’а), а более дорогие — из хромомолибденового сплава или титана. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.

На руле ВМХ обязательно должен быть кроссбар (англ crossbar ) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. На BMX для Flatland’а он может отсутствовать.

Вынос

Деталь, которая соединяет руль с рамой. Выполняется, в основном, из алюминия. В направлении Flatland предпочитают использовать короткие выносы, а Street’е — наоборот.

Вилка

Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Делается из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм и 14 мм.

Пега (англ. Peg — стопа )- металлическая трубка, устанвливающаяся на ось. В Street’е пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а во Flatland’е — как дополнительную опору. Пеги делают из стали, хромомолибденового сплава, титана (т. н. «микро пеги», они как длинные гайки) и из прочного пластика.

Система

Под системой понимают педали, шатуны, каретку и переднюю звезду, собранные в единый механизм. В системе на BMX ось в основном толщиной примерно 20 мм и имеет два болта, стягивающие подшипники.

Педали
Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но такие же прочные. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых. На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы вывинчиваютя шестигранником.

Шатуны
У ВМХ шатуны могут быть трёх видов:

  • Односоставные, когда оба шатуна и ось выполнены в виде одной детали.
  • Двусоставные, когда один из шатунов представляет единое целое с осью.
  • Трёхсоставные, когда оба шатуна и ось являются отдельными деталями.

Также, шатуны различают по типу крепления к оси

  • 12-ти шлицевые, когда на оси 12 зацепов для шатуна. На самом шатуне есть болт, стягивающий ось.
  • 48-ти шлицевые, когда на оси 48 маленьких зацепов, а шатун просто надевается на ось.

Каретка
На BMX каретка может быть четырех видов:

  • American (Американка). Самая большая каретка, устанавливается на старые или дешёвые велосипеды. Из-за большого размера подшипников является самой надёжной. Её устройство очень просто: два подшипника, забивающихся в раму, и втулка между ними, чтобы подшипники не ломались при затягивании.
  • Mid (Мид). По устройству абсолютно такая же, как и американка, но примерно на треть меньше по размеру.
  • Spanish (Испанка). Эта каретка тоже устроена так же, как и американка, но является самой маленькой. Из-за малого размера подшипников она самая ненадёжная.
  • Euro (Евро). Эта каретка такая же по размеру, как и испанка, но устройство абсолютно другое. В евро каретке есть два завинчивающихся в раму цилиндра, в которые запрессованы четыре подшипника. Как и в других каретках, в ней тоже есть втулка между подшипниками, но уже.

Втулки

Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на втулки — «хабгарды» (англ Hubguard, hub — втулка, guard — защита ). Они предотвращают стирание втулки и спиц во время скольжения на пегах.

Передняя втулка
Корпус втулки в основном выполняется из алюминия. Во втулках для BMX применяются два закрытых промышленных подшипника. Втулка может иметь ось 10 мм, а может и 14мм (больше прочность, но больше и вес). В последнее время всё чаще производители устанавливают ось, на 4-5 мм шире втулки, и крепится втулка на болтах. Болты, в свою очередь, вкручиваются в ось. Втулка может быть рассчитана на 36 спиц или на 48.

Задняя втулка

Задние втулки бывают обычными, а бывают «фрикостерами»(англ Freecoaster, free — свободно, coast — двигаться накатом ). Она позволяет не крутить педали назад при езде задним ходом (Fakie).Оси и болты задних втулок такие же, как и на передних, но ось 10 мм используется очень редко.
Задние втулки делятся на две категории

  • Фривильные(англ FreeWheel, Free — свободный, Wheel — колесо )
    Фривил — специальная велосипедная трещотка, навинчивающаяся на корпус втулки. Собачки и зацепы для них находятся в самом фривиле, и закрыты его корпусом. В корпусе самой втулки, в основном, расположено три подшипника, два из них под фривилом. Так как фривил не испытывает больших нагрузок, в нём нет подшипников. Конструкция фривила не позволяет его сделать меньше, чем на 13 зубьев. Из-за наличия собачек не может быть фрикостером.
  • Кассетные
    У кассетных втулок всегда есть драйвер (англ Driver — ведущий шкив ). Драйвер — это звездочка с механизмом, передающим крутящий момент с цепи на колесо, но в отличие от фривила, он находится внутри корпуса втулки. Так как драйвер внутри втулки, на него идет большая нагрузка, поэтому туда устанавливают 2 или 3 промышленных подшипника, или один керамический. Кассетные втулки тоже делятся на две категории:
    • Трещотки
      В этих втулках в драйвере находятся подпружиненные собачки. У каждой собачки может быть своя пружина, а может быть одна, на все собачки. Всего собачек 3 или 4. Иногда собачки разположены в корпусе втулки, на драйвере — зацепы для них. Принцип действия прост: при кручении педалей, собачки зацепляется за выступы в корпусе и крутят колесо. Когда педали перестают крутиться, зацепы «проскальзывают» собачек, а те бьют по следующим зацепам. Поэтому при движении накатом втулка трещит. Отсюда название.
    • Болтообразный драйвер
      В этих втулках на драйвере вместо собачек нанесена крупная резьба. Внутри корпуса втулки на драйвер накручена специальная гайка. Принцип таков: Когда крутятся педали, драйвер «накручивает» на себя гайку, та прижимается к корпусу и крутит колесо. Когда ездок перестаёт крутить педали, гайка чуть-чуть «откручивется» и больше не касается корпуса. Поскольку драйвер полностью выходит из зацепления со втулкой при свободном ходе, эту конструкцию используют во фрикостерах. Внешне драйвер похож на болт. Название отсюда же.

    Тормоза

    Обычно на ВМХ стоят тормоза типа U-Brake. Расположение тормозной системы на раме идет из расчёта на то, что при кручении руля или рамы вокруг него, тросики тормоза не будут запутываться и терять свою эффективность. В связи с этим, тросик переднего тормоза идет внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальная деталь — гироротор. Этот элемент расположен на трубе рулевой колонки и представляет с собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков. На тросиках, до и после гироротора применяются разветвители: первый раздваивает тросик, а второй — объединяет их в один. Таким образом, на гироротор идёт два тросика, расположенных по разным краям, делая нагрузку на него равномерной. Иногда вместо гироротора и разветвителей ставят один длинный тросик, причём такой длины, чтобы руль мог свободно сделать один полный оборот. Некоторые BMX’еры предпочитают вообще не ставить тормозов в целях снижения веса велосипеда или в зависимости от стиля катания.

    Как собрать bmx из обычного велосипеда

    Как только в голову пришла идея создания BMX кустарным способом, следует взвесить все плюсы и минусы, а еще ответить на ряд вопросов. Во-первых, необходимо точно рассчитать свои силы и возможности. Действительно ли получится создать аналог байка, который можно купить в магазине? Дело в том, что точные расчеты произвести не получится, а даже малейшая ошибка может стоить здоровья райдера при выполнении различных трюков.

    Второй момент – это стоимость изготовления. Вполне вероятно, что собственноручный велосипед обойдется дороже, чем покупной. Следует не упускать еще и тот момент, что во втором случае будут сэкономлены драгоценные силы и время.

    Если идея не покинула будущего творца, то следует набраться терпения и приготовиться к тому, что, возможно, что-то не будет получаться с первого раза. Для начала потребуется найти «сырье» и необходимые инструменты.

    Виды велосипедов ВМХ

    В чём заключается разница между различными типами велосипедов BMX? Это как раз то, что мы собираемся выяснить. После того, как вы ознакомитесь с данной статьёй, посетите магазин, подойдите к велосипедам и попытайтесь сразу же уловить разницу между ними.

    Если вы недостаточно уверены в том, какой конкретно тип BMX хочет ребенок, осведомитесь по этому вопросу в веломагазине, узнав, какому именно велосипеду в вашем регионе отдают наибольшее предпочтение, потому что магазинному персоналу наверняка будет известно, какой товар наиболее популярен среди молодёжи. Либо же спросите об этом сына или дочь (в случае, если они знают, что они конкретно хотят).

    Street

    Пожалуй, самый популярный стиль катания. Ведь для занятий не нужны специальные трассы, площадки и парки – райдеру предоставлен весь город. Перила, парапеты, лавочки и ступени – отличные объекты для оттачивания мастерства. Из-за доступности, street выбирает преимущественное большинство начинающих райдеров. Для многих Street является, в буквальном смысле, образом жизни – это небольшая субкультура со своей модой, музыкой и стилями поведения.

    Основные отличия «стритовых» байков: легкие, зачастую без тормозов и иногда даже без седел. Резина с неагрессивным или вовсе «сликовым» протектором. Для некоторых трюков могут быть установлены «пеги».

    К основным плюсам Street BMX относят:

    • В меру легкие и компактные;
    • Узкий руль и короткие перья, упрощающие выдергивание;
    • Хорошее сцепление колес с поверхностью;
    • Маневренность.

    Похожие байки используются для вёрта (Vert). Это один из самых эффектных стилей ВМХ – катание в рампе с воздушными кувырками и кульбитами. Поэтому дооснащать «летающие» велосипеды приходится иначе.

    Пеги устанавливаются и на переднем, и на заднем колесе, а покрышки идут только сликовые, со слабо выраженным рисунком протектора. В остальном байки для вёрта – те же стриты.

    Rasing

    Собственно, это и есть классические ВМХ, с которых все когда-то началось. Такие байки рассчитаны на скоростную езду с крутыми поворотами трассы, невысокими дропами и прочими мелкими препятствиями. Они имеют легкую раму из прочного алюминиевого сплава 6005А и устойчивые колеса с выраженным протектором. Тормоза устанавливаются только задние.

    К основным плюсам Rasing BMX относят:

    • Очень легкие, но достаточно крепкие;
    • Хорошее передаточное число в отличие от большинства ВМХ;
    • Уверенно идут по скользкому и сыпучему грунту;
    • Более устойчивы за счет удлиненной базы;
    • Оснащаются хорошими контактными педалями.

    Для дёрта (прыжков с трамплинов и экстремального катания по земляным насыпям) нужны приземистые и более тяжелые байки. В отличие от всех других разновидностей ВМХ, такие велосипеды могут оснащаться не только передним, но и задним тормозом.

    К основным плюсам Dirt BMX относят:

    • Оснащаются самыми прочными рамами;
    • Устойчивы за счет низко расположенного центра тяжести;
    • Длинная база обеспечивает стабильность в полете;
    • Большой угол отклонения вилки – гарантия удачного приземления;
    • Цепкая резина с мощным протектором.

    Flatland

    Флэт – весьма нетипичный байк, в принципе не предназначенный для езды. На нем выполняют акробатические номера и «танцуют» на одном колесе, не касаясь земли ногами.

    Такие велосипеды отличаются очень короткой базой и практически вертикальной вилкой. Обвешиваются четырьмя мощными пегами – по паре на каждом колесе – поэтому должны иметь надежные втулки и спереди, и сзади.

    К основным плюсам Flatland BMX относят:

    • Короткая рама, да и вся конструкция сделана максимально удобной для трюков;
    • Усиленные обода с большим числом спиц;
    • Полная свобода действий с рулем;
    • Отзывчивые и цепкие тормоза.

    Как выбрать надежный bmx велосипед?

    Выбор велосипеда для катания в стиле BMX зависит не только от того, сколько денег готов потратить человек на будущего двухколесного друга, но и от того, какой именно стиль катания будет выбран. По сути, именно стоимость и дисциплина являются ключевыми моментами при выборе BMX велосипеда для новичка.

    • Стоимость велосипедов разных марок не слишком отличается, ведь в BMX байке не так много уникальных деталей, которые следует подбирать особенно тщательно. Специалисты выделяют три ценовых категории таких байков: от 300 до 1600 долларов. Но новичку нет особого смысла приобретать слишком дорогую модель, поэтому вполне достойно будет выглядеть и бюджетная модель за 150 долларов.
    • Дисциплина, а именно стиль катания, также потребует особого внимания. Например, для street-катания нужна массивная передняя звезда, а для стиля flatland нужны высококачественные передние и задние тормоза.

    Кроме того, велосипед должен быть подобран под рост будущего велосипедиста, иначе он не сможет кататься с комфортом. При этом опытные райдеры отмечают, что удобство следует определять только лично: необходимо сделать несколько кругов на велосипеде и решить, не устают ли колени и является ли то положение тела, которого требует этот велосипед, максимально комфортным.

    Что касается выбора модели для профессионала, то речь часто идет о несколько иных показателях и характеристиках, непонятных простому обывателю. Так, обязательно учитывается и каретка, и шатуны, и количество элементов системы, и количество спиц в колесе. Но эти характеристики являются специфическими и используются только профессионалами.

    • Как правильно подобрать размер рамы велосипеда BMX по росту.
    • BMX-шлем как базовая защита велосипедиста

    Мини-БМХ забава или новое направление?

    Не так давно по сравнению с другими направлениями катания на велосипедах, появилось и ещё одно интересное и трюковое направление.
    Им не интересно идти в ногу с современными стандартами, их интересуют море фана и возможность им поделиться. О да , это mini BMX!

    Да, он маленький и компактный, да, на нем себя отлично чувствуют дети, но, когда увидишь, как на нем «лупят» мировые профессионалы БМХ и МТБ фристайла, назвать этот велосипед детским не поворачивается язык. И конечно за счёт своих размеров он отлично вписывается в городскую среду, ведь когда он не нужен, то просто поместится в сумку средних размеров.

    Если верить вмемирному разуму сети Интернет, то идея принадлежит БМХ команде из Индонезии HellTrust . Ребята из этой команды как-то подумали, что многие вещи в миниатюре выглядят намного забавнее и решили собрать мини-бмх.
    Штука получилась прикольная и ее запустили в производство. Сейчас это направление стремительно набирает популярность по всему миру.

    Несмотря на свои размеры, мини-бмх предназначен для катания по любой поверхности и выдерживает довольно большие трюковые нагрузки. По прочности не уступает обычному БМХ, но при этом обладает рядом преимуществ.
    Благодаря размерам он весит меньше, а следовательно на нём проще делать многие трюки, его проще выдернуть и проще переворачивать. Да и учиться делать трюки на нём гораздо проще и менее травматично, ведь с меленького велосипеда спрыгнуть вовремя не составит труда.

    Конечно, мини-БМХ не предназначен для вело прогулок или туристических поездок. Его стихия — экстрим парк или стрит спот.

    Несмотря на то, что эти велосипеды есть в свободной продаже в том числе и в России, пока что большого распространения у нас он не получил. Как мне кажется, дело в большом стремлении наших людей покупать более универсальные велосипеды, которые можно будет широко применять при необходимости.

    В настоящее время в Мире эти велосипеды выпускают 2 производителя. Модели в основном отличаются внешним дизайном, но есть отличия и по раме, высоте руля, весу и т.д. Правда, заметить это сможет только состоявшийся мини-БМХ райдер или очень внимательный покупатель.

    Как можно заметить, тормоза на эти велосипеды не устанавливаются, даже теоретически

    Ну и небольшое видео о парнях, которые катаются на мини-БМХ велосипедах.

    Автор обзора: Марченко Владимир

    Фотографии взяты из поисковой системы Яндекс.

    velo-travel.com |

    Честно, я бы в жизни не узнал о CMX велосипеде, если бы не поставка новых байков на склад. Делая шаг за шагом обзоры, мы с Саней добрались до двух очень интересных аппаратов.

    И в этой статье мы попытаемся разобраться, что такого особенно в велосипедах подобного плана и нафига очередной раз придумали велосипед. А в конце статьи Вы сможете посмотреть наш видео обзор CMX велосипедов, простой и с точки зрения обычного велосипедиста.

    Что такое CMX, FMX байки?

    При первом же знакомстве с таким велосипедом становиться понятно – это BMX с рамой от сингл-спид. Или же фикс с навесным от BMX.

    Кажется, сочетание не из лучших – один тип велосипедов для трюков и вообще не предназначен для затяжных поездок, а другой тип велосипедов предназначен только для ровного асфальта и больше ничего.

    Но мы с Вами более детально разберем этих два на первый взгляд несовместимых велосипеда.

    В чем суть bmx и freestyle bikes?

    На них очень удобно выполнять трюки, маневрировать, преодолевать препятствия при активной езде по городу, прыгать и т.д. Но в чем недостаток таких велосипедов? На нем не поездишь каждый день – он неудобный, колени быстро устают, низкая посадка, а иногда и вообще отсутствие седла, делает поездку в 1 километр практически мукой.

    Вывод – единственное разумное использование такого велосипеда в обычной жизни – выехать вечерком, прокатиться, попрыгать, одним словом покуролесить. И если станет вопрос добираться на другую сторону города – на велосипеде уже не поедешь.

    Сразу хочу уточнить – конечно же, не все так делают. Есть фанатики, которые с бемом и в автобус, и на работу, и на учебу, и в постель. Но мы говорим о среднестатистическом и разумном использовании.

    Теперь рассмотрим фикс

    Это велосипед, который не всем понравиться, но который зажигает сердце. Одна передача, трековая рама, никаких тормозов и только скорость.

    На велосипеде не так просто разгонятся, а тормозить вообще никак не просто… Но поддерживать постоянную скорость и мчаться по городу – идеально. Но это на первый взгляд.

    Если бы было все идеально со всех сторон – покупали бы все себе фиксы, а не кантрийники.

    А теперь очень легко понять, зачем был придуман CMX велосипед.

    Такой тип велосипеда решает проблемы BMX направления и fixedgear. Как результат – мы имеем коня, который легко разгоняется, имеет небольшой вес, хороший накат, легкий в управлении, маневрировании и преодолении препятствий. И тормоза есть, и широкие педали, и спортивные колеса повышенной прочности, а в некоторых еще и широкий удобный руль.

    С чем можно сравнить cmx?

    Нам кажется, несмотря на то, что это тип новый и является смесью лучших качеств двух классических стилей, он быстро приживется и наберет популярность.

    Это очень удобно в городском стиле езды – иметь отличный накат, малый вес и при этом не боятся спрыгнуть со ступенек, вылететь на бордюр, резко затормозить и т.д.

    Это что-то типа кросс-кантри велосипедов, которые совместили в себе преимущества велосипедов с подвеской и шоссейников.

    П.С. Не судите строго, сами в шоке )

    Принцип работы и устройство ВМХ-велосипеда

    В отличие от других экстрим-байков, у ВМХ-моделей нет подвески. Жесткая ригидная рама сваривается из цельнотянутых баттинг-труб, обладающих максимальной прочностью при относительно небольшом весе. Это – единственный способ повысить надежность снаряда, испытывающего запредельные ударные нагрузки.

    Отличается она и своей геометрией: мотокроссовая рама очень низкая, часто вытянутая, хотя ее длина в большей степени зависит от стиля, для которого предназначен велосипед. Для повышения надежности всей конструкции на переднем треугольнике у самого руля вваривают косынку (она работает как дополнительное ребро жесткости), а перья заднего крепят к верхней, а не только к подседельной трубе рамы.

    Нестандартная конструкция и у руля. Здесь он свободно поворачивается на 360°, что позволяет расширить набор трюков, выполняемых на велосипеде. Естественно, ни о каких тросиках, тянущихся от ручек, не может быть и речи, поэтому у ВМХ нет системы переключения передач.

    Что касается тормозов, на многих моделях их попросту нет. А если и есть, то это самые обычные U или V-brake колодки с передачей усилия тросиком, убранным в полость вилки. Он пропускается через гироротор в рулевой колонке, поскольку многие выступления на таких байках предусматривают вращение руля – без «переходника» тормозной трос просто закрутится и оторвется.

    Еще одна характерная черта трюковых велосипедов – небольшой диаметр колес до 20″. Во-первых, это позволяет снизить массу снаряда, а во-вторых, обеспечивает хорошую маневренность и не мешает выполнять спортсмену основные трюки.

    К осям колес дополнительно прикручиваются пеги – короткие трубки длиной 10-11 см, предназначенные для опоры ног и скольжений (гриндов) по различным поверхностям.

    Велосипеды BMX: особенности конструкции

    Итак, BMX велосипед – это специальный двухколесный транспорт, предназначенный для соревнований по BMX, то есть велосипедному мотокроссу. Но в обыденной жизни такие модели велосипедов все чаще используются не для специальных соревнований, а для повседневного катания. Несмотря на наличие полноценного признания со стороны Международного Союза Велосипедистов, BMX культура особенно сильна на улицах: подростки на велосипедах собираются небольшими группами и тренируются самостоятельно.

    Специалисты называют следующие отличия BMX велосипедов от обычных моделей:

    • Рама. В подобных моделях велосипедная рама должна быть максимально прочной, именно поэтому идеальной геометрией являются два треугольника с общим основанием. Идеальным материалом для рамы называют легированную сталь, алюминий или титан, но более дешевые и бюджетные модели делают из простой стали. Еще одной особенностью BMX рам является разная толщина труб: чуть толще в местах максимальной нагрузки и чуть тоньше в местах, не подверженных перегрузкам.
    • Колеса в bmx велосипеде – это 20-ти дюймовые шины с трехкамерными ободами повышенной прочности. Усиленная ось и втулка с промышленными подшипниками позволяют получить максимально прочные велосипедные колеса, подходящие для выполнения трюков.
    • Руль bmx велосипеда отличается от обычного дополнительной перекладиной – кроссбаром, которая придает рулю дополнительную прочность и надежность.
    • На таких байках устанавливаются велосипедные тормоза v-brake или u-brake таким образом, чтобы велосипедист мог выполнять вращение руля без каких-либо последствий для тормозной системы. Чаще всего опытные байкеры вовсе снимают тормоза со своих велосипедов.
    • Велоседло у BMX можно считать не обязательным аксессуаром, поскольку на нем обычно не сидят, а лишь используют в качестве опоры в процессе выполнения трюков.
    • Педали для велосипеда BMX велосипедах должны быть более широкими, часто они оснащены шипами, позволяющими достичь максимального сцепления с обувью.
    • Узнайте как снять педали с велосипеда, их ремонт и обслуживание.
    • Разборка заднего колеса велосипеда, как снять колесо велосипеда с велосипеда. Узнать…
    • Как исправить восьмерку на колесе велосипеда. www.velosipedinfo.ru/ispravlenie-vosmerki-na-velosipede

    Среди дополнительных и необязательных деталей следует упомянуть пеги для BMX – это специальные втулки, крепящиеся на оси заднего и переднего колес. Эти компоненты используются только для выполнения некоторых трюков: тогда они выступают в качестве вспомогательной опоры для ног велосипедиста. Еще одним применением пегов является скольжение по перилам или граням, поэтому они изготавливаются из максимально прочного материала: например, стали или титана.

    Сколько стоит ВМХ-велосипед

    За детский трюковый велосипед в магазинах просят от 5 до 20 тысяч рублей.

    Бюджетную стритовую модель на стальной раме можно приобрести за 10-22 тыс. руб.

    Примерно в тех же пределах (15-30 тысяч) можно купить комбинированные байки, собранные из легированных и Hi-Ten деталей.

    Неплохие хромомолибденовые велосипеды удастся найти при бюджете от 19 до 40 тысяч рублей, хотя кое-что из обвески, возможно, понадобится поменять.

    Реально крутой велосипед для мотокросса, рассчитанный на уровень профи, обойдется от 30 до 100 тыс. руб. Или еще выше, если вы выберете новинку от известного бренда.

    Мир, труд, BMX

    Ради чего

    Самое главное, что необходимо сделать перед покупкой велосипеда BMX — твёрдо понять, что вам это действительно нужно.

    Если раньше вы только видели, как BMX взлетает в воздух, но никогда сами ничего подобного не делали и даже не катались с виду на детском велосипеде, то для начала стоит хотя бы попробовать.

    Ведь даже небольшая травма может легко отбить дальнейшее желание заниматься этим спортом, а велосипед остаток своих дней проведёт на балконе.

    Стоит учитывать, что подобрать для себя велосипед BMX не так просто. Главное определиться со стилем катания.

    Это может быть «рейсинг», «флэтленд», «стрит» или «дёрт». Первый стиль сейчас не так популярен, его время прошло ещё в 80−90−е годы. Сегодня один из самых массовых видов BMX — это «стрит». В этом сегменте стоимость велосипедов начинается от 5−8 тыcяч рублей.

    «Как правило, берут среднюю модель, за 15−20 тысяч, чтобы если понравится, её можно было с лёгкостью модернизировать, поменять какие-то запчасти, — рассказал пионер BMX в России Михаил Осипов.

    — Велосипеды в комплекте обычно удешевляют за счёт определённых компонентов, соответственно, их нужно будет впоследствии поменять. Где-то обода получше поставить, где-то педали попрочнее, где-то тормоза.

    В общем, нюансов много».

    «Велосипед за 15−20 тысяч гораздо проще модернизировать, чем совсем дешёвый вариант. В том плане, что если ты будешь модернизировать дешёвый байк, соответственно, и вложишь в него стоимость дорогого — менять придётся всё целиком. То есть от него останутся только наклейки», — продолжил Михаил.

    Путь экстремала

    Что лучше: купить готовый велосипед или собрать его по деталям — вопрос спорный. Если исходить из стоимости, то готовый собранный велосипед — так называемый «комплит», — обойдется в два, а то и в три раза дешевле сборного.

    «Разные рамы, разных марок. Бывают калёные запчасти, бывают не калёные. То есть многое зависит от технологии изготовления. Например, как сварено: бывает, когда варит робот, а есть ручная сварка. Это тоже очень сильно влияет, — рассказывает Осипов. — Чтобы удешевить, ставят втулки на обычных насыпных подшипниках.

    Это, естественно, всё непрактично в том плане, что если не следить — вода, грязь и песок легко убивают компоненты. Если следить, то раз в неделю надо разбирать и смазывать все детали. Промышленный подшипник — он закрытый, герметичный, ударостойкий, пыле- и водонепроницаемый. У него цена чуть выше.

    Соответственно, так сумма и набегает».

    Когда всё ясно с ценой, главный критерий подбора велосипеда — это рост того, кто на нём будет кататься. Если человек высокий, рама должна быть длиннее, если низкий — соответственно, короче.

    Когда начнешь понимать разницу, набираешься опыта, уже тогда собираешь велосипед под себя», — объяснил райдер.

    Большинство запчастей для BMX изготавливаются в Тайване и в Китае американскими компаниями, поэтому все цены привязаны к доллару.

    В последнее время это привело к тому, что стоимость запчастей сильно возросла. Однако это не помешало перед началом сезона, в апреле-марте этого года, специализированным магазинам распродать все BMX как горячие пирожки.

    Несмотря на спад покупательской способности, BMX стремительно развивается. Интерес к экстремальному велосипеду растёт и со стороны прекрасной половины человечества. Хотя в силу гендерных и психологических особенностей, то есть нехватки сил и боязни получить травму, — процесс освоения BMX девушками идет не такими темпами, как хотелось бы.

    «Россия отстает, связано это с тем, что чиновники не хотят вкладываться в этом дело, потому что даже в Москве до сих пор нет крытого парка за исключением одного скейт-парка, куда нас за всю зиму пустили только раз шесть. И то ночью», — отметил Михаил Осипов.

    Что потребуется?

    В первую очередь будет необходим старый велосипед, который будет служить донором для будущего экстремального бмх. Кто-то использует подростковые и детские велосипеды, а кто-то и вовсе советские велики с открытой рамой. Любая рама будет претерпевать серьезные изменения.

    Что касается инструментов, то главным товарищем на период изготовления BMX станет сварочный аппарат. Если его нет, то придется подружиться с его обладателем. Желательно найти человека с неплохим опытом работы с аппаратом, поскольку плохая проварка может обернуться травмами.

    Остальные инструменты, которые могут понадобиться, должны быть у любого велосипедиста. Кроме них могут пригодиться еще и металлические трубы, прутья и вообще любые кусочки металла. Они будут необходимы для усиления рамы. Как только все инструменты и материалы будут готовы, можно приступать к работе.

    Какой ВМХ выбрать?

    Если вы хотите приобщить к спорту ребенка, возьмите ему детскую модель ВМХ на колесах от 12 до 18 дюймов. Алюминиевой или Hi-Ten рамы длиной не больше 20″ ему будет достаточно, маленьких втулок до 10 мм в диаметре – тоже. Тормоза обязательны.

    Новичкам, только осваивающим этот зрелищный спорт, лучше взять байк средней ценовой категории, но непременно на хромомолибденовой раме со столь же надежным рулем. Остальные металлические детали велосипеда могут быть и из обычной стали, если вес райдера небольшой.

    По мере накопления опыта часть бюджетной обвески стоит все-таки заменить. А вот задняя втулка изначально должна быть «взрослой», то есть иметь 14 мм в диаметре. К передней никаких особо жестких требований нет. Тормоза, как и в случае с детскими велосипедами, на первых порах точно пригодятся.

    Тем, у кого достаточно денег на хороший ВМХ и есть опыт экстрим-катания, понадобится максимально прочный байк, ведь «убивать» его вы будете старательно и со знанием дела. Соответственно в его конструкции все – от рамы до шатунов педалей – должно быть сделано из Cr-Mo.

    Обвеску тоже стоит подобрать максимально надежную: Mid-стаканы на каретке, кассетные втулки с промышленными подшипниками, мощной алюминиевой звездой и соответствующей цепью. Педали лучше выбрать из магниевого сплава. Если чего-то из этого списка в комплите не окажется, желательно сразу докупить и поменять.

    Login to my account

    На руле ВМХ, как правило, есть кроссбар (англ. crossbar) — перекладина посередине, повышающая прочность руля. Руль может быть сделан двухэлементным и более. Самые популярные рули — двухэлементные (из двух труб) и четырёхэлементные (соответственно, из четырёх).

    На концах руля, как правило, устанавливаются грипсы — ручки для повышения сцепления рук с рулем.

    Для того чтобы грипсы не спадали, а также чтобы при падении велосипеда не повреждался руль, на него устанавливаются баренды — заглушки по обеим сторонам руля, фиксирующиеся винтами.

    Дешёвые рамы для BMX делаются из стали, а более дорогие — из легированной стали (с добавлением хрома и молибдена), титана или алюминия. В технологии изготовления рам применяют «баттинг» — вытягивание ещё горячих труб. В итоге в местах нагрузки трубы более толстые, а где её мало — тоньше. Вытягивание может быть многоэтапным.

    Деталь, к которой крепится переднее колесо. Состоит из двух ног, штока и дропаутов (пластины, держащие втулку). Как и на раме, дропауты имеют увеличенную площадь и толщину. Может выполняться из тех же материалов, что и рама, и может быть рассчитана на установку оси в 10 мм, реже — 14 мм.

    Металлическая трубка, устанавливающаяся на ось. Пеги используют для скольжения на гранях и перилах, а также как дополнительную опору при выполнении трюков.

    Пеги для катания в стиле «Flat» обычно больше в диаметре, чем стандартные, и имеют цепкую поверхность для предотвращения соскальзывания ноги.

    Под коленчатым валом понимают изогнутый вал, имеющий два колена (кривошипа) и три оси: центральную — ось вращения коленвала в раме и две оси, на которых вращаются педали.

    Обычно коленвал ошибочно называют «системой шатунов», в то время как роль шатунов в данном случае играют голени велосипедиста.

    Педали для BMX делаются из алюминия, магния или пластмассы. Магниевые педали легче алюминиевых, но более дорогие. Пластиковые педали самые лёгкие, но менее надёжные и имеют худшее сцепление в отличие от алюминиевых или магниевых.

    На дешёвых педалях обычно стальная ось и насыпные подшипники, на дорогих ось делается из хромомолибденового сплава и установлены промышленные подшипники. На некоторых педалях шипы ввинчиваются шестигранником.

    Также существуют педали с подшипниками скольжения.

    Велосипедисты, выполняющие много скольжений на пегах, надевают специальные «щитки» на передние втулки — «хабгарды»(англ. Hubguard, hub — втулка, guard — защита) , а хабгард надеваемый на заднюю втулку со стороны цепи называется «коггардом». Они предотвращают стирание втулки и спиц во время скольжения на пегах.

    В связи с этим, тросик переднего тормоза идёт внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо используется специальная деталь — гироротор.

    Этот элемент расположен на трубе рулевой колонки и представляет собой подшипник с креплениями для тормозных тросиков.

    Деталь, которая соединяет руль с вилкой. Выполняется в основном из цельного куска алюминия.

    Какие типы велосипедов подходят для трюков?

    Рассматривая основные типы двухколесного транспорта, можно выделить:

    • Основные виды: горный, гибридный, туристский, прогулочный, шоссейный
    • Узкоспециализированные виды: трековый, фиксед, синглспид, чоппер, BMX, складной, тандем

    Именно BMX – лучший вариант для любителей экстрима, так как велосипеды такого типа имеют ряд целенаправленных преимуществ:

    • Предназначены для грунтовых и асфальтированных поверхностей
    • Опытные и физически развитые люди могут кататься по перилам, парапетам и прочим местам, которые не доступны для обычных велосипедов
    • Небольшой размер обеспечивает маневренность и контроль
    • Прочная рама и вилка разработана специально для постоянных нагрузок, падений – прочная конструкция из качественных материалов
    • Утолщенные дропауты на вилке и перьях рамы помогают надежнее закрепить колеса
    • Наличие пег на осях колес позволяют выполнять разнообразные трюки (уличные или в флэтленде)
    • Передаточное отношение звезд обеспечивает максимальную скорость, для конструкции таких параметров
    • Трехкамерные ободки помогают избежать повреждения колес
    • Широкое основание педалей и шипы на них направлены на хорошее сцепление с обувью
    • Многие BMX оснащены гироротором – эта деталь позволяет вращать раму вокруг руля (или руль вокруг рамы) без риска спутывания тормозных тросов

    Таким образом, эти велосипеды по всем характеристикам предназначены для экстремальной езды и выполнения трюков.

    Но помимо BMX, для ряда трюков удобно использовать:

    • Горные двухподвесные велосипеды. При выполнении трюков в основном используются для прыжков в высоту – хорошая амортизация обеспечивает комфортное приземление. Такой тип двухколесного транспорта минусов как таковых не имеет (разве что сложно долго крутить педали), но его маневренности недостаточно для сложных трюков
    • Велосипеды-внедорожники. Не предназначены для выполнения трюков, но с ними легко брать препятствия типа бордюров и парапетов. Существенный недостаток – отсутствие амортизаторов на типе «регид» — любое сильное приземление может привести к травме
    • Гибридные. Такой тип совместил в себе наличие широкой покрышки, амортизаторов, оптимальным является использование в условиях города, но при отсутствии опыта и на гибридном велосипеде можно отрабатывать свои первые трюки

    Но решив заняться экстремальным велоспортом, стоит сразу присмотреть Bicycle for Moto eXtreme, так как на нем удобнее всего тренироваться, преодолевая препятствия и совершая прыжки. К тому же именно на специализированном велосипеде уменьшается риск травм.

    Ведущие производители BMX байков

    Как правило, для начинающего выбор первого BMX байка начинается с выбора торговой марки. В определенном смысле такой шаг оправдан: корпорации с громким именем могут похвастаться высоким качеством своей продукции, а вот никому не известный бренд вполне может огорчить ненадежностью или частыми поломками. Именно поэтому был составлен список, включающий в себя несколько ведущих мировых компаний, занимающихся выпуском BMX велосипедов.

    Велосипеды BMX от компании COMANCHEСреди подростков большой популярностью пользуются модели компании COMANCHE: KUUNA, NAMOBI или TAMI. Модели этой торговой марки отличаются невысокой стоимостью при достойном качестве, так что для первого велосипеда COMANCHE можно считать практически идеальным решением. Велосипеды отличаются небольшими размерами и низкой рамой, что может вызвать неудобства у высоких райдеров. Но достойная комплектация и наличие полезных дополнений создают компании положительный образ и репутацию.

    Бренд Subrosa специализируется на байках разного технического уровня: от велосипедов для новичков до профессиональных моделей. Особенностями компании считаются постоянное обновление ассортимента и изменение линейки байков. Сегодня среди наиболее известных моделей этой компании можно выделить Altus, Salvador и Arum.

    Компания WTP (WeThePeople) считается одной из наиболее значимых в области BMX-производства. Многолетний опыт и квалифицированные сотрудники, многие из которых в прошлом были профессиональными райдерами, позволяют создавать максимально комфортные и надежные байки для экстремального катания

    Среди недорогих моделей стоит отметить Arcade, Justice и Spark; среди более дорогостоящих – Volta, Trust и Versus.

    Компания Sunday – еще одна достаточно известная марка велосипедов, относительно недавно появившаяся на широком рынке, но уже привлекшая внимание и интерес райдеров высоким качеством байков и широким выбором комплектующих. Особая термическая обработка всех деталей является фишкой компании и дает возможность говорить о практически пожизненной гарантии

    Стоит упомянуть такие модели данной марки, как Gary Young, Aaron Ross и Soundwave.

    Stolen – компания, сочетающая в своей продукции высокое качество и доступные обывателю цены. Специалисты отмечают, что байки этой компании продуманы до мелочей, а надежность креплений и стыков позволяет продукции компании спорить с мировыми лидерами BMX-рынка. Самыми популярными моделями этой марки являются байки Riot, Wrap и Stereo.

    Типы BMX велосипедов

    Чаще всего, дети начинают свое знакомство с миром велосипедов и мотокросса на простеньких великах.Родители ищут отпрыскам такой двухколесный транспорт, с которым детки смогут легко справляться.Он должен быть прост в конструкции, небольшой и выдерживать большие нагрузки.Так были созданы BMX велосипеды.

    Этот вид великов отлично подходит для людей, занимающихся различного рода трюками, так как способны выдержать большую нагрузку чем любой горный велосипед.Благодаря своим достоинствам BMX обойдется покупателю в кругленькую сумму, а это устраивает далеко не всех.Многие опытные велосипедисты сами собирают для себя велосипед, учитывая свои нужды, а также выставляя необходимые требования.Не обладая подобными познания в сфере необходимой комплектации будущего агрегата, новички могут подобрать для себя неплохой вариант, если будут знать азы.

    Известные производители

    Как и было сказано, без нужных знаний, имеющихся у старичков велосипедного спорта, подходящий по всем параметрам велосипед для себя самостоятельно не собрать.Благо, в наше время существует огромное количество компаний, предлагающих неплохие варианты не только для взрослых, но и для людей помладше.

    Лидирующими компаниями в этой области являются:

    Haro занимает лидирующие позиции на рынке начиная с 1978 года.Отличительной чертой этой фирмы является их конструкции велосипедов, разработанные ими самими.К плюсам этой компании также можно отнести качественные материалы, из которых изготавливаются компоненты велосипедов, отличные цены, которые не завышаются за брэнд, широкий ассортимент, позволяющий найти подходящую модель не выходя из дома, благодаря великолепно проработанному сайту.

    BMX от Norco известны во многих странах благодаря их любви к велоспорту.Берт Льюис — основатель компании, начинал собирать велосипеды в своем сарае и, благодаря бесконечным стараниям, сегодня, через пятьдесят лет после рождения бренда, Norco признается огромным количеством велосипедистов как гарант качества.Для жителей РФ большим удобством окажется то, что данная организация имеет свой филиал в России, что позволит заказать BMX прямо с официального сайта.

    Предприятие BSD предназначена специально для райдеров со стажем.Выпущенные ею компоненты для велосипедов оцениваются выше всяких похвал благодаря их качеству.Без сомнений, данная организация работает на совесть и предоставляет своим покупателям лишь продукты высочайшей пробы.Зародившись в 1998 году, BSD до сих пор выпускает железо для велосипедов BMX, предназначенных для стрита и парка.

    Конструкция BMX и принцип работы

    Байки BMX — сама простота.В них нет большинства компонентов, встречаемых в традиционных велосипедах.В них не встретишь подвески, а жесткая ригидная рама делает из представленного транспортного средства прочный и непробиваемый танк.Это при том, что сам велосипед подобного вида весит довольно мало.В большинстве случаев, мотокроссная рама сидит довольно низко, также можно встретить вытянутую модель, но это уже зависит от цели использования велика.

    Учитывая вариации исполнения различных трюков, руль у BMX прокручивается полностью, то-есть на все 360 градусов.Очевидно, что в связи со своей конструкцией, ни о каком переключении передач говорить не приходится.

    Относительно тормозов, ситуация почти не меняется.Учитывая возможности проворачивания руля во все стороны, расположить тормоза на подобном велосипеде врятли получится.Если встречаются варианты, имеющие тормозную систему, то она, как правило, находится внутри велосипеда, проходя через гироротор.Это сделано с целью безопасности, ведь такое расположение не приведет к поломкам.

    Также, BMX обладают небольшими колесами, в большинстве случаев их диаметр не превосходит 20″.Благодаря такому размеру общий вес байка снижается, а также с такими колесами удобнее делать трюки.

    Некоторые трюки предусматривают скольжение по поверхностям объектов, на которых проводятся трюки.Специально для произведения подобных движений устанавливают специальные пеги, представляющие собой короткие трубочки.

    Какие бывают BMX — ы

    Street

    Один из самых популярных разновидностей.Велик для стрита имеет самую простую конструкцию из всех.На таких обычно не увидишь тормозной системы, также может не быть сидения.Почти все трюки выполняются «стоя» на велике, так что сидушка будет лишь мешаться.Пеги прикручиваются самостоятельно, в зависимости т предпочтений спортсмена.

    Street обычно используют для исполнения трюков в городской среде, на бордюрах, лавочках и подобном.

    Достоинства

    Достаточно малы и легки — не затрудняет выполнение трюков.

    Отличная синергия колёс с поверхностью езды.

    Легкое управление и маневрирование.

    Недостатки

    Не рекомендуются прыжки с трамплинов, так как установленная вилка, зачастую, этого не выдерживает.

    Большинство производителей экономят на обвеске.

    Также, Street BMX неплохо подходят для верта, исполнять кувырки в воздухи на них также легко, ведь они очень весят всего ничего.

    Racing

    Эти BMX известны как первоначальные.Именно такими были самые первые модели Bicycle Motocross.Обладают довольно легкой алюминиевой рамой, а тормоза устанавливают лишь на заднее колесо.Racing созданы для быстрой езды с резкими поворотами или легкими препятствиями.

    Достоинства

    За легкостью алюминия прячется надежность и прочность.

    Хорошо показывают себя на льду или сыпучей поверхности.

    Более устойчивы, в отличие от других моделей.

    Недостатки

    Практически полное отсутствие поглощения.

    Dirt

    Обладают более высоким весом, однако сцепление с поверхностью на должном уровне.Предназначение этих велосипедов — прыжки с трамплинов и езда по сыпучей местности.

    Достоинства

    Одна из самых прочных рам.

    Удлиненная база обеспечивает стабильный полет.

    Позволяет хорошо приземляться

    Прочные толстые шины хорошо противостоят пробиванию.Установлен сильный протектор.

    Недостатки

    Затруднительно выполнять трюки на земле.

    Flatland

    Байки вида Flatland очень непохожи на остальные BMX.В их задачу не входит езда, они предназначены для различных акробатических трюков, а также прыжков на одном колесе.

    В отличие от остальных, имеют довольно большие колеса.Короткая рама и пеги большого диаметра также очень часто встречаются на Flatland BMX.

    Достоинства

    Благодаря короткой базе и общей конструкции отлично подходит для исполнения трюков.

    Обода сильнее чем на других BMX, а еще на колесах больше спиц.

    Руль открывает полную свободу действий

    Хорошие функциональные тормоза.

    Недостатки

    Не предназначены для езды, что выражается в низком предаточном числе.

    Как выбрать BMX

    Материал

    Самым важным критерием является материал изготовления.Тут выбираем из двух — Hi — Ten или Cr-Mo.Первый — недорогой, но и не прочный.Второй — дорогой и прочный.Выбираете взависимости от бюджета.При возможности, присмотритесь к комбинированым.

    Колеса

    Желательно сразу же искать велосипед с двойными ободами, так как они более

    прочные и защищенные.

    Размер рамы

    Детям до 140 см — 18-20″

    Людям ростом 150-170 см — 20-21″

    Руль

    Рулевая колонка должна быть достаточно мощной и иметь диаметр хотя бы 1.1-8″.

    Эксцентрик, Boost, Thru Axle: все об осях

    Самые наблюдательные из вас, наверняка, обратили внимание, что осей для МТБ велосипедов много разных. Появляется некоторая путаница, в которой хочется разобраться. Ведь разновидностей этих самых осей на самом деле не так уже и много. Всего два основных вида: эксцентриковые и сквозные. Правда, потом начинаются Boost, Super Boost и Super Boost Plus. Давайте разбираться.

    Причина такого разнообразия осей хорошо видна при изучении специфики их конструкции. Чем больше длина оси, тем больше расстояние между дропаутами велосипеда, на котором она применяется. Увеличенное расстояние между дропаутами позволяет разместить в них более широкую втулку. Широкая втулка позволяет размещать фланцы для спиц на большем расстоянии друг от друга, что напрямую сказывается на прочности колеса. Факторов увеличения прочности получается уже два. Во-первых расстояние между фланцами шире. Во-вторых, диаметр оси больше. Как результат, ось становится применимой для больших нагрузок. Всё это про переднее колесо.

    Заднее колесо велосипеда более требовательно к себе и не допускает столько вольностей, как переднее. Причина кроется в том, что для расширения расстояния между дропаутами задней вилки придется расширять расстояние между дропаутами. Простите за каламбур. Обратите внимание на расстояние между шатунами и перьями задней вилки на своем велосипеде – оно небольшое, особенно, если велосипед карбоновый. Получается, что уже есть какое-то ограничение. Как минимум, вы будете постоянно цеплять пяткой или шатуном перья, если их раздвинуть немного шире.

    Можно было бы раздвинуть шатуны пошире, но и здесь тоже начинаются ограничения. Ведь увеличивая этот параметр мы неизбежно повлияем на биомеханику своих движений не в лучшую сторону. Ширина каретки, угол отклонения шатуна от каретки (Q-фактор) – все эти параметры выверены до миллиметра. Некоторые регулировки, конечно, допускаются, но они весьма несущественны. Если этого мало, то напомню вам о понятии чейнлайн (chain line). Расширение втулки повлечет за собой смещение его наружу, что потребует корректировки ширины со стороны каретки и/или шатунов… В общем, замкнутый круг. Заменив одну деталь пересчитывать придется весь велосипед.

    Таблица наиболее распространенных размеров осей

    Передняя ось

    Расст. между фланцами заднего колеса

    100 мм × 15/20 мм

    110 мм × 15/20 мм

    Superboost (157 DH)

    110 мм × 15/20 мм

    110 мм × 15/20 мм

    Эксцентриковые оси

    (100 мм × 9 мм; 135 мм × 10 мм)

    Данный тип осей появился на свет 1930-м году благодаря патенту компании Campagnolo. Допускаю, что устройство успешно себя зарекомендовало и до этого года, а вот до патента именно в этот момент добрались итальянцы. Предшественником эксцентриковых осей были обычные оси на гайках. От своих конкурентов они отличаются отсутствием отверстия в центре и большей длинной, чтобы иметь запас для закручивания гаек. Эксцентриковая ось содержит внутри отверстия специальную штангу диаметром 5 мм. На одном конце она оборудована регулировочной гайкой, а на другой зажимным рычагом со смещенным центром оси – эксцентриком. На выходе мы получаем быстросъемное колесо. Монтаж и демонтаж осуществляется голыми руками. Удобно, быстро, практично.


    Вилка с дропаутами под эксцентрик

    Дропауты под эксцентрики имеют характерные прорези, в которых ось и размещается. Между прочим, во времена, когда скорости переключали путем снятия и переворачивания колеса, появление эксцентрика существенно упростило жизнь гонщиков. Говорят, что Тулио Компаньоло пришел к такой конструкции после проигрыша перед самым финишем на подъеме. Тогда он сильно замерз и не мог быстро раскрутить гайки заднего колеса замерзшими пальцами. Да, сложно раньше все было.

    К недостаткам эксцентриков относят низкую жесткость и неточность при позиционировании колеса с дисковым тормозом. Проблема жесткости эксцентриков особенно актуальна на бюджетных колесах, где термическая обработка стали проводилась не очень качественно. Пара выездов и ось изгибается. Часто даже новые велосипеды приходят с уже погнутыми осями. В запущенных случаях кривизна эта сильно мешает крутиться колесу. Небольшая кривизна крутиться не мешает, но на износ подшипников влияет не лучшим образом.

    Позиционирование дискового тормоза с эксцентриком осложняется тем, что те же бюджетные колеса поставляются с нарезанной резьбой на осях для конусов подшипников. При первой установке колеса закаленная стальная резьба оси продавливает в дропаутах себе ложе. Вторая установка колеса уже не попадает на то же место, происходит небольшой перекос, которого хватает для возникновения проблем с тормозом. Можно покрутить ось и пробовать снова, часто это помогает. Частое снятие и установка таких осей на велосипед влечет за собой довольно существенный износ дропаутов. Колеса классом повыше, часто на промышленных подшипниках, резьбы на оси не имеют, а значит и дропауты остаются целыми. При такой конструкции демонтаж и последующий монтаж колеса проблем за собой не влечет.

    Самый же существенный недостаток эксцентриков заключается в том, что они, порой, сами открываются. В дороге колесо, с высокой вероятностью, вас не покинет. Зато в дропаутах прогрызет новое место для неправильной посадки. Благо, далеко не все модели эксцентриков имеют свойство открываться в пути.

    Сквозные оси

    (100 мм × 15/20 мм; 142 мм × 12 мм)

    Сквозные оси (thru axle) появились на рынке сравнительно недавно, однако все чаще устанавливаются производителями на велосипеды. Крепление таких осей подразумевает отсутствие классических прорезей в дропаутах. Вместо этого есть по одному отверстию в каждом дропауте, одно из них с резьбой. Получается, что ось вкручивается в раму велосипеда. Решение с увеличением длины и ширины оси наряду с применяемой технологией её закрепления, существенно увеличивает жесткость велосипеда и прочность колеса. Сами оси бывают со складным фиксирующим рычагом или с головкой под шестигранный ключ. Монтаж/демонтаж колеса требует больше времени, зато повышается гарантия прочности и уходит проблема с перекосом дисковых тормозов.


    Вилка под ось

    Негативный момент заключается в том, что от производителя к производителю диаметр, длина и шаг резьбы оси меняются. То есть, при желании осуществить замену придется хорошенько поискать нужный вариант. Применяется может практически на любых велосипедах.

    Передние сквозные оси (100/110 мм х 15/20 мм)

    Наиболее распространенным размером оси для МТБ ранее был 100х15 мм. Для более агрессивных дисциплин использовалась та же длина, но уже с диаметром 20 мм.

    В настоящее время мировая индустрия перешла на оси, которые изготавливаются в тех же диаметрах, но с длинной 110 мм. Тенденций к дальнейшему росту не намечается, пока всем хватает.

    Задние сквозные оси (135/142 мм х 12 мм)

    Привычные 135 мм на эксцентрике со временем вытесняются осями на 142 мм, они же “сквозные”. Решение вполне оправдано, так как, повторюсь, происходит прибавка в жесткости заднего треугольника. Особенно хорошо должен ощущаться эффект на двухподвесах, где жесткость заднего треугольника вечная проблема.

    Boost оси

    Бустовые передние втулки, как уже отмечалось, поставляются с длинной 110 мм при даметрах 15 или 20 мм. Задние втулки подрастают до 148 мм при неизменном диаметре 12 мм, что смещает чейнлайн наружу и снижает риск зацепления покрышки цепью. И, да, такие колеса прочнее из-за большего расстояния между фланцами. Встречаются такие оси в агрессивных дисциплинах.

    Super Boost и Super Boost Plus оси

    Используются в даунхиле и дисциплинах со схожими нагрузками. Весят много, прочные до безобразия. В общем-то, если звучит слово даунхил, то автоматически подразумевается большой вес и прочность на самом высоком уровне. Увеличение длины до 157 мм при диаметре 12 мм в версии Sooper Boost дает определенные преференции по прочности и позволяет размещать покрышки пожирнее. Версия Sooper Boost Plus имеет те же 157 мм длины, но расстояние между фланцами увеличено за счет смещения одного из них ближе к тормозному ротору. Опять же, всё ради жесткости колеса. Оба стандарта оси широкое применение еще не нашли, но индустрия понемногу подтягивается к новым размерам. Sooper Boost втулки не настолько массовые, чтобы вкладывать много денег в разработку новых рам. В основном рамы под такие оси и втулки поступают на рынок от небольших нишевых компаний.

    Для получения еще большей жесткости компания Cannondale внедрила технологию Asymmetric Integration (Ai). Любой стандартный велосипед оснащается симметричными задними перьями. За эту красоту приходится платить асимметричным задним колесом. То есть, обод размещается относительно реального центра втулки, но наличие кассеты требует смещения фланца внутрь колеса. Получается, что со стороны ротора и со стороны кассеты спицы приходят к ободу под разным углом, отсюда и асимметрия. Она присутствует на любом заднем колесе любого велосипеда, присмотритесь. Cannondale на своем Scalpel пришла к асимметричным перьям ради симметричного колеса, что повышает его жесткость на 60%. Чейнлайн ради жесткости колеса пришлось также сместить на 6 мм в сторону.

    Эксцентрик или сквозная ось?

    На сегодняшний день эксцентрики, есть смысл использовать только на шоссейных велосипедах с ободными тормозами. Если велосипед оборудован дисковыми тормозами, вопрос «эксцентрик или ось» не должен стоять: нужно обязательно выбирать модель на оси. А эксцентрики остаются только на самых дешевых или старых велосипедах.

    Увлеченный велосипедист с 2014-го года. Терпеть не мог, когда велосипед в ходу издавал посторонние звуки, что заставляло его многократно все перебирать, перемазывать и обновлять. Любит вникать в тонкости, посему многочисленные переборки своего велосипеда вылились в дальнейшем в работу веломехаником. Прошёл тернистый путь от Shimano Acera на Comance Tomahawk через SLX до XTR на Specialized S Works, а потом просто пересел на бюджетный шоссейник на оборудовании Campagnolo Xenon 10. За плечами веломарафон (МТБ) Куяльник 2019-года, где на маршруте Light занял 5-е место. В настоящее время остается активным пользователем велосипеда и продолжает углублять свои знания в этой сфере.

    Источники:

    https://bmx-best.ucoz.kz/publ/o_velosipedakh/bmkh/3-1-0-15
    https://krutipedaly.ru/kak-sobrat-bmx-iz-obycnogo-velosipeda/
    https://cyclearea.ru/velosiped-i-ego-sostavlyayushhie/tipy-bmx-velosipedov
    https://velojournal.net/ekscentrik-boost-thru-axle-vse-ob-osyakh