Основные правила велосипедиста

Содержание скрыть

10 советов начинающим велосипедистам

Согласно статистике, с первыми весенними солнечными днями на улицы высыпает огромное количество людей, катающихся на велосипедах. Я, как человек уже достаточно опытный в этом вопросе, хочу дать несколько рекомендаций моим начинающим вело друзьям, посещающим этот сайт.

Увлечение велосипедом может перевернуть ваш мир, показать жизнь с такой стороны, с какой вы её никогда не смогли бы увидеть из окна автомобиля.

Я бы никогда не оказался в этом маленьком городке, просто потому что ехать туда на машине у меня не было надобности, а пешком я так далеко не гуляю. А тут — вскочил на велик, и поехал, куда глаза глядят, например, на озеро Лох Несс! Через это твой мир расширяется безмерно!

Оговорюсь, что начинающими велосипедистами я считаю всех, кто не проехал за всю взрослую жизнь хотя бы тысячу километров. Допустим, что вы — обычный нормальный человек, несколько раз в сезон выезжающий в хорошую погоду покататься.

Подумайте, что может измениться, если вы немного углубитесь в это увлечение. Наша обыденная жизнь настолько прямолинейна, что человеку очень редко удается увидеть что-то, кроме дороги на работу, офиса, супермаркета и спортзала. Откройте глаза, чтобы заметить чудесное и удивительное, не обязательно ехать за тридевять земель.

Вот 10 советов, которые помогут вам превратить редкое и эпизодическое катание на велосипеде в интересное, а главное, бесконечное познание окружающего мира.

1. Позаботьтесь о своей безопасности

велосипедный шлем

Самый простой, но самый важный совет: КУПИТЕ ВЕЛОСИПЕДНЫЙ ШЛЕМ И ВСЕГДА КАТАЙТЕ В НЕМ, даже если выехали на пятнадцать минут в соседний сквер. Не стоит считать, что шлем нужен лишь тем, кто ездит на гонках или занимается экстримом.

К сожалению, были случаи, когда велосипедист получал серьезное повреждение, упав буквально на ровном месте, в полной, казалось бы, безопасности. Сломанная рука точно срастется, а что будет с пробитой головой, никто не знает. Подходящий по размерам шлем ничуть не сковывает движения и не мешает. Не стоит играть с огнем.

Еще скажу, что для серьезных велосипедистов шлем — это нечто вроде системы опознавания «свой-чужой». Я не могу воспринимать человека на велосипеде без шлема, он автоматически не становится для меня «своим».

Также настаивайте, чтобы шлемом экипировались ваши друзья и близкие, даже если они выезжают раз в два месяца, на полчаса. Во многих европейских странах запрещено ездить по дорогам на велосипедах без шлема, и это очень правильно. Думаю, рано или поздно это дойдет и до России.

Кроме этого, постарайтесь вникнуть в основы управления, научиться правильно тормозить на велосипеде.

2. Не нужно искать кого-то, чтобы выехать покататься

Этот совет имеет два смысла. Во-первых, не попадайтесь на распространенный крючок «бросаю курить, кто со мной». Если человеку нужна компания для того, чтобы сделать некие вещи, значит, что на самом деле он этого не хочет.

Именно по этой причине многие идеи оказываются нереализованными. Тот, кто хочет — делает. Поверьте, друзья, вам совершенно незачем искать кого-то, чтобы начать кататься на велосипеде.

Во-вторых, есть определенный риск, что вашим компаньоном окажется велосипедист, пусть и такой же начинающий, но уже «раскатавшийся». Велосипед — это довольно специфическая нагрузка, и странно наблюдать, как физически сильный человек, впервые с детства севший в седло, выдыхается через двадцать километров, а регулярно катающаяся хрупкая девушка даже не вспотела.

У меня примерно так и получилось. Вымотавшись до соплей на простой покатушке, я еле добрался до дома. В следующий раз на велик я сел только через несколько лет. Совершенно не нужны начинающему такие упражнения. Поэтому проедьте первую сотню километров (разумеется, не за один день, а в сумме) в одиночестве. Это позволит вернуть «чувство велосипеда», адаптировать мышцы и привыкнуть к седлу.

3. Плавно, но регулярно увеличивайте километраж

Проходит совсем немного времени, и вчерашний начинающий, вкусив новых ощущений, уже интересуется более дальними дистанциями. Выкатки на двадцать километров его больше не устраивают, и приходит естественный вопрос: сколько нужно времени, чтобы подготовиться к более-менее длинным дистанциям.

Это, конечно, индивидуально, но я вам советую опять-таки внимательно отнестись к со-катальцам. Катаясь с тренированными людьми, есть возможность всё время ездить с перегрузкой, и толку от таких покатушек будет немного.

Самое важное слово здесь — комфортный для вас темп. Катайтесь регулярно, пока дистанция в тридцать километров не станет совершенно ненапряжной прогулкой. Например, я начал отъезжать подальше от дома без какой-либо компании.

Выезжая почти каждый вечер по 20-30 километров, я через несколько недель понял, что без проблем смогу проехать сто километров, или даже больше. Так и вышло. Главное на этом этапе не насиловать себя, никаких рекордов, никаких амбиций.

4. Увеличивать скорость? Рано

Я категорически рекомендую всем начинающим забыть слово скорость. Особенно держитесь подальше от термина «средняя скорость». Это как раз то, чем меряются более продвинутые велосипедисты. Вам сейчас это точно не нужно. Только научившись катать на длинные дистанции, можно подумать о приросте темпа.

Когда цифры 40-50 километров перестанут быть пугающими, можно прибегнуть к следующей методике: в коротких выкатках держать темп, чуть выше среднего (именно так, а не пытаться гнать на максимуме), а на дальних — экономить силы, рассчитывать усталость, но неизменно прибавлять километраж.

Самое важное сейчас — это дистанции. Сможете катать сто километров за день без особой усталости, и вам откроется весь мир. Это не шутка, на самом деле, данное нехитрое достижение сделает доступным для вас любой велопоход. Например, почитайте про наш 43-х дневный велопоход Барселона-Бергамо.

Не стоит впадать в панику от таких дистанций, я видел десятки новичков, приходящих в наш велоклуб, всех возрастов и полов. Их объединяло лишь одно: сначала они недоверчиво улыбались от наших рассказов про многокилометровые походы, но уже через пару месяцев участвовали в них вместе с нами. Главное — желание и расчёт собственных сил.

5. Не поддавайтесь на геройские предложения

Практически всегда, начинающий велосипедист, активно влившийся в байкерскую тусовку, получает предложение от старожилов поучаствовать в некоем интересном походе. Нельзя сказать, что последние делают это с каким-то злым умыслом.

Тренированные люди могут проехать две-три сотни километров в день, и они решительно не понимают, что это доступно не каждому. Новый парень вроде бы неплохо катает, почему бы его не позвать? Как раз, в следующую субботу намечается интересный бросок, через леса и болота, с форсированием бродов и гонкой, чтобы успеть на последнюю электричку. Пусть поучаствует.

Полагаю, излишним будет говорить, во что превратится для вас такой поход. Не привыкнув к большим расстояниям, мышцы забьются, зад превратится в сплошную болевую точку, а кожа в нежных местах натрется так, что придется ехать стоя.

Для «лосей» ваша компания тоже не окажется подарком: они планировали проехать эту дистанцию за 10 часов, а из-за вашего темпа поход растянется на 15 часов.

Но есть и положительные моменты такого героизма: после него вы или станете убежденным велосипедистом, или долго не будете подходить к «мучителю». Также, выдержав подобное испытание, самооценка повышается, и то, что казалось невозможным вчера, сегодня кажется вполне достижимым.

6. Сидите «на колесе»

Всегда в группе находится как минимум один «лось», для которого общий темп слишком низок. Это можно и нужно использовать. Главный враг велосипедиста — это воздух, который приходится резать своим телом. Ничто так не отнимает силы, как езда против ветра.

Предоставьте «лосю» бороться с этим, а сами, предупредив его, «садитесь на колесо», то есть едьте по его воображаемой колее. Чем ближе к нему вы сможете подобраться, тем глубже вы залезете в его «аэродинамический мешок».

Езда в группе — это великолепная хитрость, позволяющая повысить на треть общую скорость группы. Опасность — из-за неосторожности одного из участников попасть в завал. Нужно следить за задним колесом ведущего, одновременно следя за дорогой.

Поначалу это может показаться сложным, но освоив данный прием, можно сэкономить много сил. Несмотря на то, что «сидение на колесе» — это методика из велогонок, пользуются ей и все велотуристы.

7. Прислушивайтесь к своим ощущениям

Бывает так: выехал покататься, и вроде бы погода хорошая, встречного ветра не наблюдается, а вот не катит и всё. Не нужно с этим бороться. Это совершенно нормально, организм не может быть каждый день в одинаковой готовности. Снижайте темп, или даже сократите дистанцию. Ничего хорошего перегрузки не дадут.

И наоборот, случаются внезапные состояния необъяснимого «качения». Встречный ветер и подъемы только в радость, велосипед летит, пульс не зашкаливает. Такие прорывы обязательно нужно использовать. У меня бывало так, что выкатившись на 50км, но ощутив прилив сил, я уезжал на 150км.

Если лишнего времени нет, то обязательно нужно взять больший, чем обычно темп. Каждая покатушка — это в каком-то смысле тренировка, и нет смысла отказываться от возможности немного погонять.

8. Сравните свой велосипед с велосипедами ваших соратников

В велобайкерской среде есть поговорка: «катит не велосипед, а велосипедист». Это означает примерно то же, что и шутка про прокладку между сидением и рулем у автомобилистов. Однако, при прочих равных, катить будет та техника, которая лучше всего приспособлена для конкретных условий.

Если ваш велосипед окажется значительно хуже остальных в группе, то в сочетании со своей еще не лучшей физической формой вам будет казаться, что все вокруг «спортсмены», а вы — слабак. Поэтому купите велосипед хотя бы среднего уровня и содержите его в техническом порядке.

Нет смысла лишать себя удовольствия катанием на «убитом» байке, лучше потратить некоторую разумную сумму на приобретение нового, пусть и недорогого. Могу порекомендовать модели горных байков, с хорошим сочетанием цены и комплектации.

Кроме того, расспросите товарищей, на каком уровне должно быть выставлено седло велосипеда по высоте и в продольном направлении, отрегулируйте его наклон по собственным ощущениям. Можно поменять высоту руля, переворотом выноса и перемещением колец. Всё это поможет сделать езду более эффективной и менее утомительной. Я обязательно коснусь этой темы в своих следующих заметках.

Покупать велокомпоненты для апгрейда велосипеда выгодно здесь , я там закупаюсь уже много лет. Для стран СНГ они вычитают 20% НДС, а доставка бесплатна для заказов на сумму выше 149 долларов (кроме велосипедов).

9. Правильно оборудуйте свой велосипед

Представим, что велосипед уже стал вашим хобби, есть желание ездить дальше и быстрее. Что можно посоветовать на данном этапе — начинайте заниматься материальной частью. Заметьте, я даю этот совет только сейчас, потому что зачастую новички придают слишком большое значение классу своего железного коня, вкладывают немалые деньги. и вскоре забрасывают это занятие, поняв, что это не для них.

Только если уже плотно подсели на велосипедизм, есть смысл идти в магазин за покупками. Это, кстати, относится абсолютно к любому хобби. Опасайтесь фетишизма на ранних стадиях. Вам его все равно не избежать, но этот момент нужно оттягивать как можно дольше.

Подходящие покрышки

Взгляните на покрышки вашего велика. Я почти наверняка могу сказать, что они будут широкими, с агрессивным рисунком. Дело в том, что в нашей стране царит культ горных байков. В Европе люди покупают себе для катания городские велосипеды, удобные, с хорошим накатом, с багажником и крыльями.

У нас же, куда не глянь, везде MTB, хотя с асфальта съезжают единицы. Сейчас, правда, люди стали более разборчивыми, и покупают технику для своих целей, а не как у соседа.

Так вот, скорее всего, ваш велосипед тоже горный, или по крайней мере, претендующий на это звание. Я не советую идти в магазин, и покупать что-то взамен. Обойдемся заменой покрышек. Рисунок протектора и вес покрышки — это важнейшие факторы, влияющие на легкость хода велосипеда.

Если ваше катание проходит по асфальту и приличным тропинкам/грунтовкам, то смело ставьте полуслики: шины с гладкой беговой дорожкой и грунтозацепами по краям. Вы поразитесь, какой фантастический прирост наката дает простая замена покрышек на правильные. Сил тратится значительно меньше, а через это дальние расстояния даются гораздо проще.

Контактные педали

Еще один фактор, который позволяет резко повысить эффективность вашего байка — контактные педали. Помните, раньше у гоночных велосипедов были такие ремешки на педалях, чтобы фиксировать стопу. В наше время придумали гораздо более интересную вещь.

При помощи установленного на специальных велотуфлях шипа, нога мгновенно встегивается в контактную педаль, и так же мгновенно выстегивается, стоит двинуть пяткой наружу.

Невозможно передать ощущения велосипедиста, пересевшего на контакты. Результат особенно заметен там, где нужно вкручивать: при ускорении, при езде против ветра и в горку, в грязи и вязком грунте. Человек и велосипед образуют единое целое, что позволяет эффективно распределять нагрузку.

Из минусов можно назвать относительно высокую стоимость велообуви и самих педалей, бюджетный комплект обойдется в сотню долларов. Но поверьте, результат того стоит.

Другой минус — в какой-то ситуации можно не успеть выстегнуться и упасть на нулевой скорости, такое бывает. Я не буду сильно агитировать за контакты, но рекомендую всем попробовать.

Удобное сидение

И последняя вещь, имеющая большую важность для велотуриста. Велосипед ваш может быть каким угодно, но вот седло должно быть правильным. Это, наверно, самая больная тема велосипедистов, потому что от pain in arse мучаются все, в большей или меньшей степени.

Я думаю, больше половины начинающих отказываются от велосипеда, потому что их задница рапортует о таком дискомфорте, что даже удовольствие от катания никак не компенсирует этот факт. Друзья, это временно. Нужно буквально три-четыре выезда, и неприятные ощущения внизу перестанут быть столь острыми.

Тем не менее, вопрос правильного седла ничуть не становится менее актуальным. К сожалению, начинающие делают ошибку: вспоминая детство, покупают для своих велосипедов широкие и мягкие седла. Увы, для дальних дистанций такие «диваны» даже хуже узких спортивных сидений, коими комплектуются горные байки.

Если вы хотите окончательно решить проблему задницы, то даю крайне ценный, выстраданный лично совет. Купите кожаное туристическое сидение английской фирмы BROOKS. После длительных проб, я, как и большинство велотуристов в мире, пришел к этому выбору.

Я катаю на этом седле уже с 2010 года и считаю, что каждая потраченная на него копейка окупилась уже в десять раз. Максимальная дистанция, пройденная за один день была 315 километров, и трудно поверить, но ни малейшего дискомфорта со стороны задницы я не ощутил.

Для сравнения я могу лишь вспомнить трехсот километровый марафон в 2009 году, который я ехал на спортивном седле, и это был ужас. Я стер все нежные места в кровь, и два дня после не мог сесть на велосипед. В следующих заметках я расскажу, где и как купить столь нужное седло.

Если у вас болит попа после длительных поездок, то прочитайте мою статью про то, как выбрать седло для велосипеда. В ней я рассказываю, почему возникает дискомфорт в пятой точке, какие типы велосипедных сидений бывают и делюсь своим опытом.

10. Купите велосипедную одежду

Практически все, кто подсел на байк, рано или поздно покупают велоформу, несмотря на еще недавнее негативное отношение к «гей-прикиду» велосипедистов. Действительно, трудно переоценить лайкровые велошорты с мягкой прокладкой на промежности и футболку из потопроводящего материала.

В такой одежде гораздо приятнее катать, она аэродинамична, не намокает от пота, быстро сохнет после дождя. Как бонус, яркая форма притягивает взгляд, и велосипедист становится более заметен на дороге. Водители, сами того не замечая, серьезнее относятся к экипированным байкерам, считая их спортсменами.

Вот такие простые советы, соблюдая которые, можно быстро и эффективно стать велосипедистом, для которого откроется мир странствий и приключений. Поверьте мне на слово, путешествия на велосипеде дают человеку во сто крат больше ощущений, чем любой другой способ передвижения.

Крутя педали, вы пропускаете Дорогу сквозь себя, а такие впечатления никогда не сотрутся из памяти. Проезжая мимо цветущего сада, вы почувствуете аромат, горный перевал заставит пролить немало пота, но тут же вознаградит фантастическим видом. Вы заметите, как плавно город переходит в деревню, как опускаются сумерки, ничего не пройдет мимо вас.

Дорогие читатели, весна не за горами, давайте уже готовиться к велосезону! Чтобы нам не потерять друг друга, получайте извещения о моих новых статьях на емейл.

Читать также:
  • Велосипед для начинающего в пределах 15К
  • Как выбрать велосипед по размеру
  • Почему я путешествую на велосипеде
  • Как тормозить: передом или задом
  • Выбор тормозов: дисковые или ободные
  • Как облегчить велосипед, не ударяясь в маразм

Чтобы не потерять этот сайт из виду: пройдите по ссылке — вы получите извещение о выходе новой статьи на емейл. Никакого спама, отписаться можно в пару кликов.

Сказать спасибо за статью можно репостом в Фейсбуке или Вконтакте:

А почему-то вместо «фетишизм — зло» использована мягкая фраза «Опасайтесь фетишизма на ранних стадиях. Вам его все равно не избежать, но этот момент нужно оттягивать как можно дольше.»

Очень приятная для чтения статья! Только недавно вышел из новичкового веловозраста и некоторые пункты ощутил на себе. Где вы географически находитесь?

Привет, Sl@yer!
Термин «Фетишизм — зло» понятен в узких кругах, а так как я пишу статью для начинающих велосипедистов, то нужно хотя бы немного раскрыть тему. 🙂

velokerch
Спасибо за добрые слова! Географически нахожусь в Таллине, Эстония.

Помню как ездил на полуразбитом и деловом велосипеде без переключения скоростей, который решил купить у коллеги. На нём начинал преодолевать первый маршрут в 10-15 км через свою деревню. Обязательно должен был найти время в любое врем дня и ночи для этого. Не ждал единомышленников, мне было просто интересно.

Спустя время, я купил немного другой велосипед, за аналогично малую сумму, но уже „двухподвес“ и у него работали почти все скорости, не считая малых звёзд, которые как оказывается съела неисправная цепь.
Именно на нём я с удовольствием преодолевал всё тот же старый маршрут. До тех пор, пока я не решил попробовать съехать с накатанной тропы и не преодолеть разом маршрут в расстояние более 70 км, через соседний город (Дмтров из Сергиево посада).
Знатоки поймут, что за издевательство, пройти маршрут на «двухподвесе» в ценовой политике х
За 2.500
И никогда не забуду, своих эмоций, полученных от прибытия в тот город, в котором я был десятки раз на машине, и не разу так.
Для меня и город и наверное вся жизнь о крылась под другим углом.

Пришлось обдумать и узнать за месяц в интернете о велосипедах так много, как никогда не знал. Я был готов взять необдуманно первый попавшийся (как мне ещё казалось) дорогой велосипед из магазина. Выгреб допустимую часть заначки, взять в долг, и определиться с ценой и с подходящим выбором по росту и начальному оборудованию велосипеду. Но я уже точно знал после Дмитрова, чего именно я хочу. Пока выбирал и окончательно определялся с велосипедом, открывал новые маршруты через ближайшие лежачие рядом города, получая удовольствие. Так у меня и друг увидел проезжающим через его дом, находящийся за 30 км друг от друга (самое интересное, что я был ещё на убитом двухподвесе)

Так я остановился на Stels (мне немного стыдно писать это из-за возможных мыслей других участников ников, но я не богат в финансах, но именно Stels navigator 750 v0.10 мне подошёл лучше всего по всем параметрам, перепрыгивая с того велосипеда, который больше меня мучил)

На новом, я сделал круг по ярославской области, задев его основные и главные города.

Я прохожу маршруты в куда большей дистанции. И меня до сих пор устраивает его навесное оборудование, не смотря ни на что.
Втулки, Грипсы, тормоза, даже пока что каретка и вилка.
У меня не устают руки и не устаёт пока пятая точка.
Благодаря прочитанным мной, написанные вали статьи, а читаю уже как последние часов 5 не отрываясь.
По рекомендации, буду менять покрышки влияющие на скорость и грунтовые дороги, и буду покупать «гейскую велосипедную одежду (процитировал из одной из статей)»
Вы уговорили меня, найти и выбрать подходящий велокостюм.

Через 20 часов с момента написания этого письма, меня будет ждать впереди пятидневная поездка в Питере. (До Питера, увы на машине пока что.)
Велосипед раскрыл очень многое, и дал возможность общения с другими велосипедистами по интересам.

Ко мне присоединилось два друга, один из них, собрался ехать со мной в Крым на две недели уже в августе этого года, что бы по взрослому преодолеть порядка 600-700 км.

но самую главную мысль, я хотел но сказать о Велофетешизме, на который я случайно чуть не подался.
Купить цепь в цвет велосипеда, какие то грипсыстоп, может даже расхотеть задний переключатель получше.
Но велофетешизм, его и вправду не избежать, и надо знать чего хочешь добиться от жизни (спасибо за напоминание о главном)
Чуть не забыл самое главное, для чего покупал велосипед.
И спасибо за очень цепке советы.

Надеюсь и другие молодые велосипедисты на странут тратить деньги на глупые апгрейда деньги, и будут делать упор на километраж, на важные вещи в дороге и в своё здоровье и путешествия!

Хорошей всем дороги!
Спасибо что не осудили и дали высказаться в одном сообщении =)

Очень понравилась статья. Написана простым доступным языком. Тут сразу понимаешь, что это реальный опыт велосипедиста, а не сухие термины и копипасты друг друга во множестве статей со схожими названиями. Спасибо. Буду рекомендовать таким же новичкам как и я. Ваш сайт теперь в закладках (:

MaximusYalos
Спасибо! Заходите почаще или подписывайтесь на рассылку, будут новые статьи на тему велосипедов и путешествий.

Циатта: так как я пишу статью для начинающих велосипедистов, то нужно хотя бы немного раскрыть тему. 🙂

То есть нас ждет отдельная статья, раскрывающая фетишизм? Ждем 🙂

Это зависит от аудитории. В принципе, если фетишисты набегут, то отчего и не раскрыть? 🙂

Цитата: если фетишисты набегут, то отчего и не раскрыть? 🙂

Я порекомендовал наоборот, написать статью, почему фетишизм — неправильно и как его лечить. Из серии надо катать, а не думать о смене заднего переключателя (рамы, вилки и т.п.).

Личный пример — от лютого фетишизма к «катать не заморачиваясь» (с)

Кстати, да, я хотел написать статью о вреде фетишизма в увлечениях. Надо заняться!

«Поверьте, увлечение велосипедом может перевернуть ваш мир, показать жизнь с такой стороны, с какой вы её никогда не смогли бы увидеть из окна автомобиля.»

Скажу немного иначе, но в дополнение. В моей жизни так случилось, был более, чем десятилетний перерыв. В прошлом году таки смог «одолеть хандру и лень», и таки снова сел на велосипед.

Это был феерический момент. Ладно там, насчет перевернуть. Переворачивает, еще как, плавали, знаем. Давно было перевернуто, а еще и парусным делом было перевернуто, и так, и эдак. То есть, я как бы в курсе этого снега на голову.

Так вот. Выкатил из магазина приглянувшуюся Мериду, сел на нее, неожиданно легко перекинув ногу через седло. И организм внезапно завопил от счастья.

ОРГАНИЗМУ ДАЛИ ВЕЛОСИПЕД!

Этот идиот, наконец-то, собрался.

Еще утром, выйдя из дома, я прошел пару сотен метров и начал слегка задыхаться. А то. Сколько ж можно вести нездоровый образ жизни.

А тут такое дело. Никогда не забуду.

Потом была другая проблема, но недремлющий Говинда (я говорю, ангел-хранитель, Виктор говорит, Говинда, на ход машины не влияет) подкинул мне, аккурат перед покупкой, книжку Ленса Армстронга. Этот парень очень толково пишет о преодолении боли.

Опять же, я все это знал, как бы. Давно живу. Однако, всякое старое знание невредно подновлять ко времени.

Ну, купил и купил. Ехать же надо. Стал ездить. Давно не трудившиеся, зажиревшие мышцы протестующе заныли. Три оборота педалями — и больно. Если в горку — очень больно. Так и ездил поначалу, три оборота — и вывалил ноги в раскорячку, на расслабление. Боль отпустила — еще три оборота. Хорошо, что эту технику, покрутил-расслабил, для длительного крейсерского хода, освоил давно, еще в прошлой жизни, так сказать.

Ну, я-то знаю, боль пройдет. Разумеется, не бросил ездить. Терпел.

Потом по пять оборотов. Потом по семь-девять. Потом как-то осознал, что кручу уже минут двадцать, а ничего не болит. И проехал-то в совокупности всего ничего — километров 500.

Очень грамотные, хорошие советы, действительно актуальные для многих начинающих любителей велосипеда. Респект автору! Молодец!

Спасибо, Владимир! Будем надеяться, кто-то из новичков обратился в нашу веру. 🙂

Прекрасная вводная статья!

Надеюсь, кого-то замотивирует. 🙂

здравствуйте! хочу сказать огромное спасибо за статью. Мне муж подарил велосипед, думаю, почему нет, начну кататься. Лет 20 назад последний раз сидела на велосипеде(первый и последний раз, как упала с него, больше не села). Сейчас мне 30 , лучше поздно чем никогда, правда? горю желанием начать, да и в форму привести себя надо.. Прочитала статью, зажглась оптимизмом, теперь точно велосипед простаивать не будет..))) Удачи вам во всем!

Разумеется, никогда не поздно! Я сам сел на велик в 30, и могу только пожалеть, что не делал этого раньше.

Спасибо за откровенность в советах о заднице 🙂 Это тема, дааа. Поэтому совет про седло как-то бы переместить в начало списка :)))) Я бы даже со шлемом поменяла местами. Хотя, конечно, я не формалист. Сильно не настаиваю 🙂
и совет 2 точен. Да всё реально очень.
Я давно езжу, но в основном «по нужде»: на работу (13х2 км) за травой в луга (для чая:) к дитям в пионерлагерь… Почему-то не получается просто так. Может потому что наши дороги это стресс, а не отдых? Зато сейчас можно выбраться в Европу или по России есть велотуры на любой уровень сложности.

Ирина, я так и знал, что проблема задницы для многих выходит на первый план. Хотя шлем я ставлю на первое место по важности, даже не уговаривайте. 🙂
Дороги — это стресс, если водятлы не ставят ни во что ни свою жизнь, ни чужую. Впрочем, я фаталист, если что-то суждено, то от этого не уйдешь и в дружелюбной Италии.

Подскажите пожалуйста ,где купить кожаное туристическое сидение английской фирмы BROOKS.

Дима, я не скажу, где его можно купить в России (где-то скорее всего можно). Если умеете покупать в иностранных инет-магазинах, то эти седла есть тут:

wiggle.co.uk
chainreactioncycles.com
bike-components.de

У меня седло Brooks B17, некоторые предпочитают Brooks B17 Imperial. Стоит в пределах 70-80 евро с доставкой.

Спасибо за быстрый ответ,а можно узнать марку вашего байка на раме SANTOS ,но я так понимаю это неполное название

Дима, это не май байк, это просто иллюстративная фотка из интернетов. Мой монстр вот:
http://kotovski.net/wp-content/uploads/our-bikes-1.jpg

Я только готовлюсь к своему первому путешествию и мне очень интересно на каких байках бороздят просторы нашей планеты бывалые странники. ВАШЕГО ТО КАК ЗВАТЬ

Дима, у меня простой Focus Cariboo Peak, гибрид. Я только заменил тяжелую вилко-имитатор на жесткую вилку. В принципе, любой велосипед с оборудованием не ниже Shimano Deore, будучи исправным, может спокойно проехать несколько тысяч км.

А куда путешествие будет, если не секрет?

Хотелось-бы узнать,что вы думаете о этой фирме Cube Delhi Pro и модели в целом для меня ваше мнение как профессионала очень важно.

Дима, это отличный велосипед, на таком хоть в кругосветку, я серьезно. Практически уже всем оборудован, да и по компонентам этот велик на очень высоком уровне. Если бюджет позволяет, берите не раздумывая. Cube — это хорошая немецкая фирма, правда немного с завышенными ценами (берут за немецкий бренд, хотя продукция из Азии, как и у всех).

Мой первое путешествие будет из города Северск ,что находиться в Томской области и до города Парижа. P.S А шоссейный Cube Agree GTC PRO (Пожалуйста своё мнение об этой модели ,а то я не как не могу решиться или то ,что упоминал выше или эта модель. Заранее спасибо )

Дима, это внушает! Огромной удачи тебе и здоровья!

А какой срок заложен? Возвращаться как собираешься, своим ходом или на самолете/автобусе?

Только не теряйся, обязательно пиши, мне очень интересно.

Спасибо за такую тёплую поддержку мне очень приятно,а что касается срока как бог даст ну, а как возвращаться пока не определился по обстоятельствам. Хотел спросить ,где можно скачать более подробные карты дорог. С уважением,Дима!

Здравствуйте! Столкнулся шенгенской визой, как сэкономить на бронирование в гостинице она необходима для оформления. Помогите пожалуйста решить этот вопрос.С уважением,Дима.

Дима, очень просто. На сайте booking.com делаете бронь, распечатываете и несете в посольство. Потом отменяете бронь, и все.

Блин как всё просто. Огромное СПАСИБО

просмотрел весь сайт так и не понел как отменить бронь ,пожалуйста для тех кто «на бронепоезде» помогите разобраться ПОЖАЛУЙСТА:(

Дима, наверно отмена брони происходит уже после того, как забронировал. Честно говоря не помню, года три назад делал как-то отмену, уже не помню как именно. Думаю, можно разобраться, там же вроде на русском.

Уже разобрался ,просто после брони приходит подтверждение на эл.почту,а потом пишешь им на эл. почту отказ вот и всё

Ну вот, все просто.

Кстати, из-за того факта, что россияне делают бронь только для получения визы, нас очень не любят в европейских гостиницах.

зато любят их рестораны,пабы:)

Виктор, в этой статье вы предлагаете отрегулировать наклон седла, а в другой статье уверяете, что его обязательно нужно устанавливать горизонтально. Таки какую статью лучше читать?

Хороший вопрос. 🙂 Видимо, отрегулировать седло — это я и имел в виду горизонтально. Дело в том еще, что не все могут чувствовать себя комфортно, если седло строго горизонтально поверхности, поэтому нужно все-таки подстроить под себя.

Главная рекомендация — не заваливать сильно ни взад, ни вперед.

ищу друзей которие катаютса на велосепеде,очень красивя статья

Спасибо не только за статью, но и за весь сайт, очень для меня ценен деталями.
Так вот очень заинтересовался седлом Brooks. Нашел вот такую ссылку http://ukbikes.ru/brooks-saddles
Так вот вопрос, если брать B17, то стандартное или поуже? Или еще какое нибудь. Область применения именно дальние поездки.
Спасибо!

Спасибо, Сергей, что заходите.

Брукс берите узкий, если вы худощавого телосложения. Если обычного или плотного, то стандартное седло.

Только купите еще мазь Proofide, помажьте седло первое время несколько раз, с периодичностью 150-200км, чтобы прикаталось к вашему заду. Не пожалеете. На дальние дистанции еще никто не придумал ничего лучше кожаного седла.

Дико классная статья! Писал профи!

Спасибо автору советов! мне понравились советы и думаю пригодятся в моей велосипедной жизни. Я начинающий велосипедист, в детстве был советский «Урал» каталась под рамой, потом на раме. Прошло много времени, сейчас езжу на Giant Revel HD 0, отличный байк, на дворе зима я катаюсь, жду настоящего лета когда можно оторваться полностью!
Что можно пожелать тем кто увлекается данным хобби: Безопасной дороги нам ВСЕМ!

Спасибо, тебе тоже хороших дорог!

Виктор, подскажите, а у вашей жены такое же седло?

Так точно, Ирина, у нее женский Брукс. И она довольна, после всех этих спортивных седел, к которым я пытался ее раньше приучить 🙂

Купил себе такое седло и на новогодние каникулы путешествовал в Новой Зеландии, проехал 600 с лишним километров, реально седло работает, никаких потертостей и усталости пятой точки не наблюдалось.

Я лишь укорял себя, почему не купил его раньше. 🙂

Виктор,а нет ли данных о вреде от такого седла? Сегодня продавец в магазине говорил, что Брукс может нарушать циркуляцию крови, так как нагрузка идет не только на кости,а также на мягкие ткани, за счет того, что седло притирается и плотно прилегает всей поверхностью.

Ого. Это ж как продавцу хочется продать свое седло, чтобы обгаживать Брукс, за которым стоит столетняя история. Интересно, что бы он говорил, если бы их магазин торговал Бруксами?

По существу — с Бруксом циркуляция крови лучше, чем с любым другим седлом. Если бы ваш продавец хоть чуть-чуть дружил с логикой, то понимал, что если седло «плотно прилегает всей поверхностью», то давление на промежность уменьшается, в отличии от того, когда задница сидит на узком жестком седле.

Я проехал порядка 40К километров на разных спортивных седлах, и в принципе чувствовал себя нормально (боль в заднице после 120-150км считал необходимым злом), но когда купил Брукс, то увидел, что в дальнобойных марафонах может быть комфорт.

Здравствуйте, седло рекомендованное Виктором просто шик вот ссылка http://nashgarage.com/view/shop/gear-and-accessories?product_type=%D0%A1%D1%91%D0%B4%D0%BB%D0%B0 где я приобрёл

На виггле торгуют такими по

2800 против 3600 по твоей сцылке. 🙂

Ну и что зато здесь выбор большой :)))))

Ну уж, сравнил один из крупнейших европейских спортивных магазинов с лавочкой. 🙂

Я не сравнивал ,просто по моей ссылке выбор Brooks лучше и больше:))))))))))))))))))

Со многими пунктами статьи согласен, особенно в разделах про тренировки и здоровье. Сам катаю на хороших велосипедах шесть лет. В наличии горный (шесть лет) и гибрид (один год). Катаюсь в 95% один. В среднем по 8.000 км за сезон. Шлем никогда не надевал. Не люблю головные уборы. Падал много раз, но аккуратно, ничего не ломая. Контакты пробовал, но не понравились. Не хочется себя чувствовать прикованным к велику. Сёдла разные пробовал. Катаюсь сейчас на несколько более широком и мягком, чем те, с которыми продают велосипеды. По 300 — 400 км проезжал за раз. Седло не мешает, привык. Если велосипед хороший, то не важно какая на нём навеска. Переключатели Alivio и даже Acera могут прослужить долго. Но на качестве покрышек, цепей и звёздочек экономить не нужно. Лучше брать средние по цене известных фирм в знакомых магазинах. Велоформу не очень люблю. Один раз проехал марафон на 1200 км в такой. Чёта как то жарко между ног от этих памперсов! Да и материал формы после долгой езды раздражает в некоторых местах кожу. Для велосипеда главное — надёжность, практичность и заметность. Я свой серый горный перекрасил в ярко жёлтый цвет на второй год катания. Теперь меня видно издалека.

Здравствуйте Виктор! Меня зовут Сергей мне 42 года из Москвы, подписан на ваши рассылки решил тоже приблизится к велосипеду, но мало чего понимаю. Читаю ваши статьи Очень интересно.и выбрал велосипед GT Avalanche 2.0 модель 2012года. Взял за 22000 руб. Гидравлические дисковые тормоза «Tektro Draco», Вилка с блокировкой «ROCKSHOX», Манетки «ALIVIO», Передний переключатель «ACERA» задний «SHIMANO SLX», Покрышки «MAXXIS» Седло «WTB» Вот вроде и всё. Подскажите Не прогадал взяв его, как новичёк? Цель катание по городу планирую начать кататься по подмосковью без экстрима и прыжков. Как велик? Брал по советам продавцов. Хотелось услышать ваше мнение. С уважением Сергей! E_mail:servenger@bk.ru

Спасибо за внимание к моему сайту, я рад, что могу передать какие-то знания и эмоции.

Велосипед у вас отличный, если вы будете раз в сезон показывать его веломеханику (или освоите обслуживание сами, это не сложно), то его вам хватит на долгие годы.

Удачи, желаю побольше километров накатать этим летом.

Спасибо за внимание и ответ. Не ожидал так быстро! 😉 Есть у вас статьи про Обслуживание, ремонт, и даже правильная мойка интересует. Можно ли мыть в автомойке где большое давление струи и пена? я один раз помыл. Что делать после мойки? Я Побрызгал аэрозольной смазкой на цепь и переключатели. Избегал попадания на диски! Напишите!

Хорошо, Сергей, спасибо за идею, попробую что-то изложить по этому вопросу.

Здравствуйте, Виктор. Хотелось бы поинтересоваться вашим мнением о 29″ велосипедах. Купил себе GT Nomad 1.0 с 28″ сликами — немного пугает толщина собственно сликов (раньше катал на Corratek Mayon), стоит ли озаботиться сменой колёс (качество дорог это притча воязыцах =)) и вилки? Если нетрудно — подскажите, в направлении каких запчастей смотреть при апгрейде. С уважением, Илья.

Мое мнение о 29″ велосипеде — отличная вещь для людей большого роста. Но прямо таки огромной разницы с 26″ для начинающего велосипедиста там нет.

По поводу Номада — вы купили типичный гибрид, не стоит из него делать 29er, все равно не получится. Во-первых, у гибридов и турингов низкое расположение каретки, и то, что вы поставите более толстые колеса не поднимет низ велосипеда. Во-вторых, если вы поставите туда нормальную мтб вилку с ходом 100мм, то морда велика задерется, геометрия нарушится, и вы получите неведомую зверушку вместо 29er.

Так что если вас пугает, что у гибрида тонкая резина, то не пугайтесь, велосипед от этого не повредится, он рассчитан в том числе и на камни, и на выбоины. Если вы любите съезжать на грунт, то в этом случае поставьте резину пошире и с более агрессивным рисунком (скажем что-то около 42мм). Если вы увлекаетесь тренировками и гонками cross country, и чувствуете, что нужна полноценная широкая мтб резина, то придется признать, что с выбором велика вы промахнулись.

По поводу апгрейдов. Советую такой метод: апгрейдится только тогда, когда что-то сломалось (купить на замену компонент на одну-две ступени выше) или когда что-то явно не устраивает. Апгрейдиться просто так, из любви к искусству — удел фетишистов.

Так что — просто больше катайте, и смотрите, что лично вам нужно. Если увидите, что ваш стиль совершенно не подходит к вашему велику, просто продайте его и купите подходящий.

ЗЫ. В велосипедных кругах вопросы переделки одного типа байка в другой всплывает очень часто. Это называеют хреносозидательством. 🙂

Спасибо за ответ, в принципе номада брал осознанно для поездок на работу с незначительными выездами на грунт — консультант в триале смутил немного своими размышлениями о бордюрах и неизбежно убитых в ближайшем будущем колёсах. «В грязи» обычно выезжаю на майоне ’08 а с гибридами да дорожниками до сего времени общения не имел. =)
Большое спасибо за ваши статьи, слежу за ними по подписке в контакте, очень интересно. С уважением, Илья.

Илья, не верьте таким консультантам, уж что-что, а колеса не убьются, если в вас весу меньше 100, давление в шине поддерживаете близкое к максимальному и хотя бы раз в год следите за натяжением спиц. Для поездок на работу и легкого грунта Номад приспособлен идеально, даже не забивайте себе голову.

Спасибо за статью. Уже пользуюсь советами данными в ней. Беру и один выезжаю (хотя если честно альтернатив-то и нет), покрутить педальки — это одно удовольствие. Жаль единственное из всех советов трудно выполнимо — плавное увеличение километража. Москва город большой и для велосипеда не приспособленный. Постоянно приходиться долго думать как лучше проехать.
И уж если тут пошли консультации на счет качества скакунов, то хотел бы услышать мнение на счет своего:http://www.velosklad.ru/velosipedy/bike/8483/trek-3700-d/
Еще бы не мешала статься по неисправностям. Чтобы лучше понимать, что и когда приходит в негодность или близко к тому. А то после неудачного заезда на бордюр (камера даже лопнула), мне кажется, что сзади появилось какое-то странное побрякивание (не частое — потому и не понятно, то ли слух, то ли правда).

По неисправности, не могу сказать, от удара в колесе особо нечему побрякивать. Может, какая гайка открутилась?

Кстати, если у вас лопнула камера от удара о бордюр, то скорее всего давление было малое. Забивайте всегда, если ездите по городу, давление, близкое к максимально разрешенному. Особенно, если ваш вес выше среднего.

А как узнать-то это максимальное? Я долго думал и ничего не смог придумать. А вес у меня не столь большой 85 кг на 183 см.

Максимальное давление написано на самой покрышке, чаще пишется в psi.
Ну, 85 кг — это уже вполне серьезный вес, нужно качать хорошо, чтобы камера не пробивалась о обод. Но кстати, на грунте жестко накачанное колесо держит хуже, потому что у приспущенного беговая площадь больше. Но это так, больше гонщикам надо.

Считаю себя начинающим велосипедистом, стаж меньше 1 года с накатом 300км. Приобрел себе недавно вот такую модель, за 8к рублей…

Как вы считаете, могу ли я на таком вот велосипеде попробовать поездку на 100 км +, годится ли он технически на такое? Заодно хотелось бы услышать Ваше мнение о нем в целом… В интернете информации мало о такой модели.

В свободное от работы время стараюсь выкатывать байк, 40км в выходные свободно проезжаю по городу.
Мой вес 70кг + вел с обвесом 16-17кг.

Александр, велосипед, конечно самый бюджетный, но в чем проблема проехать сто километров? Это только от ваших физических кондиций зависит. Если велик технически исправен, вы не замечаете никаких неполадок, то вперед.

Главное, как минимум одну запасную камеру, насос и монтажки с собой.

В своих силах уверен, лишь бы техника не подкачала…
Просто сам осознаю, что катаюсь на самом бюджетном варианте, а сравнивать мне с более дорогими моделями не приходилось.

P.S.: Подписан на ваш сайт, очень полезная информация, спасибо.

с Уважением, Александр, г. Усть-Каменогорск

Думаю — надо ехать. Это вряд ли, чтобы техника сломалась так, что вообще не сможет ехать. Особенно, если ни на что не жалуешься.

Здраствуйте! катаю уже третий год, первые два ездил на гибриде,полгода назад пересел на шоссейник. Седло Fizik Tundra II. катаю на расстояния от 50 до 120 км в среднем. вопрос: седло которое вы советуете будет более приятным для пятой точки при покатушках на 150-200 км? оно более мягкое или в чем его преимущество?

Алексей — всё здесь. 🙂

Спасибо за интереснейшие статьи, особенно про новичков. Статьи написаны очень умно и главное протым, абсолютно доступным языком-искренне мне все на вашем сайте нравится (главное советы!). Будут уточняющие вопросы-еще напишу.

Еще раз, добрый день! Неделю назад купил Sedona DX от фирмы Giant, 2013г. (думаю, это велосипед для начинающих). Последний раз катался, в ранней юности, лет этак 25 назад…но проехав на этом велосипеде несколько раз, всерьез «начинаю заболевать» новыми ощущениями от «общения с велоспортом». Вопрос: правильный ли я велосипед купил для начального уровня, или есь смысл через какое-то время купить что-то более «продвинутое»…Вопрос конечно дилетанский, но все же….

Карэн, отличный велосипед, можно в путешествия ездить, серьезно. Что-то продвинутое нужно покупать только тогда, когда поймешь, что тебя ограничивает этот вел. Например, захочешь с гор съезжать, а на этом такое не пройдет — вот и надо покупать новый байк. А так — катайся, радуйся, велик хороший.

Огромное спасибо за позитивный ответ! Как раз читаю очередную вашу статью про «лень и действие».

Основные правила велосипедиста на дороге

Правила поведения велосипедиста на дороге

Основные правила поведения велосипедиста на дороге: участвовать в общем движении, подчиняясь условиям ПДД; требовать объяснений от сотрудника ГИБДД, если велосипедиста остановили; знать имя, звание, должность инспектора, получив информацию из его удостоверения; получить бесплатную помощь экстренных служб в случае необходимости; рассчитывать на компенсацию вреда ТС и здоровью при аварии; давать объяснения по поводу ДТП или отказаться от этого.

Обязанности велосипедистов: поддерживать свой транспорт в рабочем состоянии; соблюдать ПДД, предписанные для этого вида ТС; останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД; проходить проверку на алкоголь, в том числе в медучреждении по настоянию инспектора; оставаться на месте ДТП, если стал его участником и может обойтись без неотложной медицинской помощи.

Запреты для передвижения на велосипеде: выезжать на неисправной технике; отпускать руль или убирать ступни с педалей во время езды; использовать технику в период снегопада, в гололед; перевозить пассажиров, кроме ребенка до 7 лет на отдельном кресле; перемещать груз, выступающий пределы больше чем на 0,5 м или мешающий управлять; двигаться по проезжей части, если водителю нет 14 лет; использовать автомагистраль; буксировать транспорт и использовать его в качестве тягача, если речь не о специально предназначенном прицепе; говорить по телефону, держа трубку в ухе; ехать на велосипеде через пешеходный переход; управлять им, будучи нетрезвым.

Дорожные правила безопасности: двигаться по велосипедной дорожке, если ее нет, взрослый может ехать по правому краю проезжей части, дети 7-14 лет – по тротуару или велодорожке; переступить за пределы 1 метра от правой стороны проезжей части можно только ради объезда стоящего препятствия, маневрирования; в группе велосипедистов может находиться не больше 10 человек; если на полотне есть линия разметки, во время движения она должна находиться по левую руку от велосипедиста; перед совершением маневра велосипедист обязан подать знак рукой другим участникам движения; дети до 7 лет могут ехать на велосипеде только по тротуару или пешеходной зоне в сопровождении взрослых; двигаться по «зебре» или пересекать проезжую часть можно только ведя транспорт рядом; можно ехать по полосе, выделенной для общественного транспорта, когда она расположена на правой стороне дороги; когда велосипедист едет в сумерках, ночью, он должен дать знать о себе окружающим световыми приспособлениями.

Штраф за управление велосипедов в нетрезвом виде – от 1000 р.

Как верно совершать движения велосипедисту: не выпускать из поля зрения автомобили, даже стоящие; помнить, что пешеходы тоже являются участниками движения; если велосипедист перемещается по проезжей части, на регулируемом перекрестке он должен слушаться сигналов светофора; для велосипедиста существуют особые условия разворота – выполняется только там, где однополосное движение в каждом направлении, нет трамвайных путей.

При нарушении ПДД велосипедситу может быть выписан штраф в размере 800 руб., если он был пьян, то 1000-1500 руб.

Читайте подробнее в нашей статье о правилах для велосипедиста на дороге.

Основные правила поведения велосипедиста на дороге

Велосипед в большом городе (и не только) значительно упрощает жизнь. Этот вид транспорта дает и иные преимущества: на нем могут ездить даже дети, а польза для здоровья здесь несомненна. Но эти плюсы ощутит лишь тот, кто знает и выполняет правила поведения велосипедиста на дороге. Он имеет право:

  • участвовать в общем движении, подчиняясь условиям ПДД;
  • требовать объяснений от сотрудника ГИБДД, если велосипедиста остановили;
  • знать имя, звание, должность инспектора, получив информацию из его удостоверения;
  • получить бесплатную помощь экстренных служб в случае необходимости;
  • рассчитывать на компенсацию вреда ТС и здоровью, если стал участником аварии;
  • давать объяснения по поводу ДТП или отказаться от этого.

Правила поведения велосипедиста на дороге

Велосипедисты имеют и обязанности:

  • поддерживать свой транспорт в рабочем состоянии;
  • соблюдать ПДД, предписанные для этого вида ТС;
  • останавливаться, если этого требует сотрудник ГИБДД;
  • проходить проверку на алкоголь, в том числе в медучреждении по настоянию инспектора;
  • оставаться на месте ДТП, если стал его участником и может обойтись без неотложной медицинской помощи.

авария с велосипедистамиРекомендуем прочитать о ДТП с велосипедистами. Из статьи вы узнаете о причинах аварии с участием велосипедистов, что делать при ДТП, ответственности за аварию.

А здесь подробнее о правилах движения по полосам.

Запреты для передвижения на велосипеде

Правила велосипедиста на дороге содержат и ограничения, которые нужно соблюдать прежде всего для собственной безопасности. Запрещается:

  • выезжать на неисправной технике;
  • отпускать руль или убирать ступни с педалей во время езды;
  • использовать технику в период снегопада, в гололед;
  • перевозить пассажиров, кроме ребенка до 7 лет на отдельном кресле;
  • перемещать на транспорте груз, выступающий за его пределы больше чем на 0,5 м или мешающий управлять;
  • двигаться на нем по проезжей части, если водителю нет 14 лет;
  • использовать для движения на велосипеде автомагистраль;
  • буксировать транспорт и использовать его в качестве тягача, если речь не о специально предназначенном прицепе;
  • говорить по телефону, держа трубку в руке;
  • ехать на велосипеде через пешеходный переход;
  • управлять им, будучи нетрезвым.

Правила поведения велосипедиста на дороге

Не стоит садиться за руль, если этому мешает плохое самочувствие.

Дорожные правила безопасности

Основные правила движения для велосипедистов на дороге закреплены в пункте 24 ПДД. Есть они и в других разделах правового документа. Как ездить на этом виде транспорта, чтобы не создать опасную для себя и других ситуацию:

  • Двигаться по велосипедной дорожке. Если ее нет, взрослый может ехать по правому краю проезжей части. Дети 7-14 лет должны двигаться на велосипеде по тротуару или велодорожке.
  • Переступить за пределы 1 метра от правой стороны проезжей части можно только ради объезда стоящего препятствия, маневрирования. Повороты, развороты выполняются там, где нет запрещающих знаков.
  • В группе велосипедистов может находиться не больше 10 человек. Если едет колонна, ее нужно разделить. Разрешенное расстояние между группами – минимум 100 м.
  • Если на полотне есть линия разметки, отделяющая край проезжей части от остальной части пути, во время движения она должна находиться по левую руку от велосипедиста. Когда едет группа, выстроиться во всех случаях можно только в один ряд.
  • Перед совершением маневра велосипедист обязан подать знак другим участникам движения. Это делается рукой (правой – поворот в ту же сторону и т.д.).

Правила поведения велосипедиста на дороге

  • Дети до 7 лет могут ехать на велосипеде только по тротуару или пешеходной зоне. И всегда в сопровождении взрослых. Перемещаться на велодорожку малышам тоже нельзя.
  • Двигаться по «зебре» или пересекать проезжую часть можно только ведя транспорт рядом. В этот момент велосипедист превращается в пешехода.
  • Пункт 18.2 разрешает ехать по полосе, выделенной для общественного транспорта. Но только когда она расположена на правой стороне дороги. И если в ее начале нет дорожного знака «Въезд запрещен».
  • Когда велосипедист едет в сумерках, ночью, он должен дать знать о себе окружающим световыми приспособлениями. Это могут быть зажженные фары или фонари.

Правила поведения велосипедиста на дороге

Несмотря на легкость транспорта в управлении, правила безопасности велосипедиста на дороге не допускают его использование нетрезвым водителям. За это можно получить штраф от 1000 р.

Как верно совершать движения велосипедисту

Для водителя легкого безмоторного транспорта существуют особенности езды, при которых он сможет чувствовать себя полноправным участником движения, находиться в безопасности сам и не подвергать угрозе других людей. Что для этого нужно, помимо соблюдения ПДД:

  • Не выпускать из поля зрения автомобили, даже стоящие. Последние нужно объезжать так, чтобы внезапно открывшаяся дверца не ударила.
  • Помнить, что пешеходы тоже являются участниками движения. Если велосипедист едет вдоль края проезжей части или по обочине, он обязан пропустить переходящего дорогу человека.
  • При движении по тротуару (например, вместе с ребенком, которому нельзя перемещаться по проезжей части) нужно позаботиться о безопасности пешеходов. То есть соблюдать скоростной режим, правила, уступать, притормаживать, если это необходимо. А при невозможности ехать по тротуару, не мешая пешеходам, нужно слезть с транспорта и вести его рядом.
  • Если велосипедист перемещается по проезжей части, на регулируемом перекрестке он должен слушаться сигналов светофора. В ином случае нужно руководствоваться теми же правилами, что существуют для автомобилей (уступать, если двигаешься по второстепенной дороге, и т.д.).
  • Для велосипедиста существуют особые условия разворота. Он выполняется только там, где однополосное движение в каждом направлении, нет трамвайных путей. В противном случае нужно добраться до пешеходного перехода, перейти по нему на другую сторону.

Ответственность велосипедистов за нарушение ПДД

Дорожные правила велосипедиста в некоторых случаях совпадают с тем, что требуется от автомобилиста. Но безмоторные средства передвижения в соответствии с КоАП разделяются с механическими. Вот что сказано об этом в Примечании к статье 12.1:

То есть большинство статей Кодекса к велосипедистам не применяются, так как им не нужно удостоверение на управление техникой. Но это не значит, что водитель безмоторного транспорта останется безнаказанным в случае нарушения ПДД. Ведь есть часть 2 статьи 12.29 КоАП:

Если проступок был совершен в пьяном виде, работает часть 3 той же статьи:

Велосипедов на дорогах становится все больше, особенно популярны они у подростков. Растет и количество аварий с их участием. Сократить это число можно только соблюдением правил водителями всех видов транспорта. Но к велосипедистам это относится в большей степени, так как уровень их защищенности несравним с автомобилистами.

ПДД: «Правила езды на велосипеде»

В последнее время количество любителей покататься на велосипеде значительно возросло. Эта популярность обусловлена прежде всего тем, что человек укрепляет своё здоровье, не стоит в пробках и иногда быстрее добирается до места назначения, нежели водитель автомобиля. Многие задумываются о том, чтобы использовать велосипед в качестве транспорта для поездок на работу, в магазин, на природу и т. д.

Стоит отметить, что двигаться по пешеходным дорожкам весьма проблематично, а специальных велосипедных полос в крупном городе очень мало. Поэтому зачастую приходится ездить на общей трассе вместе с автомобилями. Чтобы при этом не возникало дополнительных проблем, нужно чётко знать правила езды на велосипеде.

Какую роль играет велосипедист при движении на дорогах общего пользования?

Позиционирование велосипедиста также необходимо изучить. Всем известно, что двухколёсное транспортное средства обычно передвигается со скоростью менее 30 км/ч. Водитель велосипеда не защищён кузовом и другими видами безопасности автомобиля. Ему трудно показать поворот и необходимо быть особенно осторожным при проезде перекрёстка.

правила езды на велосипеде

Как уже было отмечено, существуют ПДД велосипеда. Чтобы не запутаться, необходимо сначала разобраться в терминах. Велосипед представляет собой транспортное средство с двумя колёсами как минимум, которое приводится в движение мускульной энергией. Водитель – управляющий средством передвижения. Если человек идёт пешком и рядом катит велосипед, он не считается водителем.

Что касается прав и обязанностей, то здесь стоит отметить только позиционирование. Правила езды на велосипеде совпадают с общими требованиями, за исключением случаев, когда человек не едет на нём, а катит рядом с собой. Тогда он считается пешеходом со всеми вытекающими оттуда обстоятельствами.

В каких местах разрешается ездить?

Данный вопрос стоит довольно остро, именно по причине нехватки специальных полос любители двухколёсного транспортного средства должны передвигаться по трассе. Итак, где можно ехать на велосипеде? Стоит отметить, что такие места обозначены довольно конкретно:

  1. Велосипедные дорожки. В теории такие полосы должны быть везде для удобства передвижения, однако на практике дело с ними обстоит печально. Однако если всё же присутствует такая дорожка, необходимо ездить только по ней.
  2. Проезжая часть. Здесь действуют ПДД для велосипеда. То есть передвигаться можно только по правому краю проезжей части. Существуют пределы: не далее 1 м от обочины или непосредственно по ней. В случае, когда водитель велосипеда слез и ведёт его за собой, необходимо двигаться спиной к движению, а не наоборот.
  3. Зона пешеходов или тротуар. Этот пункт является последним, когда рассматривают правила движения на велосипеде. Только в случае отсутствия других дорожек, можно ездить в этой зоне.

На практике большинство любителей двухколёсного транспортного средства любят кататься по тротуарам, что в принципе противоречит правилам. Велосипедист – участник дорожного движения, а не пешеход. Об этом стоит помнить, когда совершаете поездку.

Техническая составляющая и сигналы маневра

Как уже было отмечено, велосипедисту необходимо серьёзно отнестись к своему увлечению и перед выездом всегда проверять, всё ли в порядке. Первым делом стоит обратить внимание на техническое состояние велосипеда. Есть положение по допуску транспортных средств к использованию, где подробно описано, что требуется от него для нормальной эксплуатации. Перед тем, как выехать из дома, лучше всё тщательно проверить и убедиться в исправности велосипеда. Если были выявлены какие-то нарушения, лучше не передвигаться на нём до тех пор, пока не решатся проблемы.

пдд велосипед

Теперь подробнее поговорим о сигналах поворота. Водитель двухколёсного транспортного средства должен:

  • перед тем как совершить манёвр или перестроение, предупредить остальных участников движения о своём намерении с помощью световых сигналов или используя руку;
  • помнить, что поворот велосипедиста проходит спокойно, без нарушений;
  • если вы хотите маневрировать влево, нужно вытянуть левую руку в сторону либо правую согнуть в локте, чтобы она смотрела вверх;
  • в случае поворота направо следует отзеркалить действия;
  • при торможении необходимо поднять вверх правую или левую руку;
  • при остановке — опустить вниз левую руку;
  • запомнить, что велосипедист сообщает заранее о своём движении, чтобы на дороге не возникло проблем в виде затора или аварии.

Стоит обратить внимание на тот факт, что перед выездом в город лучше потренироваться, чтобы минимизировать риск аварии. Медленное передвижение приветствуется, так как в таком случае человек убережёт себя от травмы.

Как правильно маневрировать?

Повороты являются неотъемлемой частью езды на велосипеде, и не только. Маневрированием называют отклонение от прямой траектории. Согласно ПДД для велосипедистов, водитель должен уступать дорогу другому транспортному средству, если то движется прямо. Перестроение и повороты необходимо выполнять правильно во избежание аварии.

Начало движения – это тот момент, когда вы хотите начать езду. В этом случае следует уступать дорогу всем попутным транспортным средствам. При первой возможности выехать необходимо повернуть руль влево, выровняться и продолжить движение. Если ваш маршрут проложен через двор, то, заезжая в него, нужно также пропустить все встречные транспортные средства.

правила движения на велосипеде

Перестроение следует выполнять плавно, не вызывая непорядков на дороге. Обычно его нужно делать для объезда препятствий или движения в разрешённом направлении. Например, вы передвигаетесь по средней полосе, а вам нужно повернуть направо. Не доезжая до перекрёстка, необходимо заранее плавно перестроиться. При этом нужно пропустить машины и снизить скорость. Что касается объезда препятствий, то тут имеет преимущество тот, на чьей стороне ограды нет.

Проезд перекрёстков

Правила езды на велосипеде по проезжей части про проезд перекрёстков сводятся к тому, что проехать его можно одним из четырех способов: прямо, направо, налево и развернуться. Стоит отметить, что поворот направо разрешён во всех ситуациях, если нет запрещающего знака. Правая сторона считается законным местом велосипедиста, поэтому при манёвре не должно возникать вопросов. Также водитель может проехать прямо, не перестраиваясь на соседнюю полосу. Есть случаи, когда правая сторона предназначена исключительно для поворота, тогда следует всё же перестроиться и проехать в нужном направлении.

С маневром разворота и поворота налево дела обстоят сложнее. Велосипедист имеет право менять траекторию движения только на тех дорогах, где размещены по одной полосе в каждую сторону. Обязательным условием является отсутствие трамвайных путей. Стоит отметить, что при прочих равных условиях трамвай имеет приоритет перед велосипедом.

Виды перекрёстков

Всего существует несколько типов перекрёстков: нерегулируемые, с приоритетом и регулируемые. Рассмотрим каждый подробнее, так как эта информация очень важна для правильного движения велосипедистов.

Нерегулируемые перекрёстки проезжают по принципу «помеха справа». Перед поворотом необходимо пропустить все транспортные средства, которые движутся оттуда. Если вам необходимо повернуть налево, то следует пропустить всю встречную полосу.

пдд для велосипедистов

Перекрёстки с приоритетом – это те пересечения, где, согласно ПДД, одни проезжают, несмотря ни на что, а другие уступают. Здесь на первое место выходит приоритет дорог: главная и второстепенная. Для того чтобы не было проблем с определением, необходимо тщательно изучить правила езды на велосипеде. Если вы передвигаетесь по главной полосе, необходимо немного снизить скорость перед перекрёстком, нужно держать в голове то, что далеко не все знают о правилах. Если на таком перекрёстке нужно повернуть налево, то в таком случае необходимо пропустить транспортные средства, передвигающиеся со всех сторон.

Что касается регулируемых перекрёстков, то они представляют собой пересечения улиц, где запрещено поворачивать налево. Однако в правилах движения на велосипеде есть определённые хитрости. Например, можно сделать манёвр двумя способами:

  • слезть с транспортного средства и пройти по пешеходному переходу;
  • проехать углом в 90 градусов, сначала прямо до конца, повернуться влево и снова прямо. Этот вариант подходит для тех дорог, где нет зебр и стоящих рядом машин.

Запреты для водителей велосипедов

Любителям двухколёсного транспортного средства следует изучить и ограничения, ведь правила создаются прежде всего, чтобы обезопасить людей. Нужно следовать следующим рекомендациям:

  • нельзя отпускать руль, кроме моментов с подачей сигнала о намерении каких-либо действий. В таком случае необходимо остановиться;
  • запрещается разговаривать по телефону, можно только использовать гарнитуру;
  • нельзя ездить по автомагистралям;
  • кроме того, запрещается поворот налево на многополосных дорогах или там, где присутствуют трамвайные пути.

Если рассматривать в целом, то все правила довольно логичны, любителям передвигаться на велосипеде стоит изучить только последний пункт. Водителям двухколёсного транспортного средства необходимо следовать знаку «полоса» для велосипедистов. Он показывает возможное движение, а также запрет на поворот и т. д.

знак полоса для велосипедистов

Поворот налево запрещён только на многополосной дороге, во всех остальных случаях осуществить манёвр разрешается.

Трудные ситуации

В данном вопросе мы рассмотрим несколько сложных случаев, и выход из них:

  1. Обзор. Это очень важно, ведь перед каждым манёвром необходимо оценить ситуацию. Световые приборы для велосипедов и зеркала есть далеко не на всех транспортных средствах такого типа, поэтому придётся поворачивать голову. Однако это действие не должно сказаться на качестве управления, поэтому нужно много тренироваться.
  2. Обгон. Как и другие водители, велосипедисты имеют право на обгон. Правила езды на велосипеде гласят, что данный манёвр должен производиться только с левой стороны. Можно обгонять и другие двухколёсные транспортные средства, и двигаться в два ряда, если это не противоречит правилам.
  3. Пересечение перекрёстков. Приоритет вроде главной дороги распространяется как на автомобиль, так и на велосипед. То есть «помеху справа» никто не отменял. Отдельное внимание стоит уделить повороту налево. Разрешается выполнять манёвр на однополосной дороге. В иных случаях рекомендуется слезть с велосипеда и пройти перекрёсток по всем правилам пешехода.
  4. Препятствия. Дороги разные, поэтому не исключено движение рядом с углами, тоннелями, зарослями и другими препятствиями. В таком случае отлично подойдёт обычный звуковой сигнал, который предупредит другие транспортные средства о приближающемся велосипеде. В других странах вроде Украины и Беларуси каждый водитель обязан иметь звонок. В нашей стране это не установлено законом, но подразумевается для каждого вида транспорта.

Ответственность

Так как все правила дорожного движения, которые распространяются на автолюбителей, действуют и на велосипедистов, то логично, что при ДТП они тоже несут ответственность. Кодекс об административных правонарушениях контролирует этот вопрос. Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов предусмотрены в соответствии с законом. Например, за нарушение правил пешеходами и иными участниками движения денежная компенсация может составлять до 10 000 рублей.

штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Кроме того, в КоАП содержится множество других статей, которые регулируют несоблюдение требований дорожных знаков, перевозки грузов, остановки, буксировки и т. д. Запрещается проезжать на красный сигнал светофора, при наличии регулировщика приоритет нужно отдавать именно ему. Это сделано для того, чтобы велосипедисты знали, что они обычные участники движения, которые должны соблюдать правила, в ином случае будут нести ответственность.

Если зафиксировано алкогольное опьянение велосипедиста при нарушении правил, то к штрафу добавляют сумму от 1000 до 1500 рублей. Необходимо знать, что на месте можно оплатить компенсацию не более 1 МРОТ. Остальные деньги нужно провести через кассу в банке. После совершения нарушения, сотрудник ГАИ должен выписать квитанцию, так как без неё невозможно оплатить штраф. Следует помнить и о презумпции невиновности.

Выбор маршрута

Если вы новичок в этом деле и просто любите иногда кататься по городу на велосипеде, лучше выбирать дорогу с низким трафиком. Там езда будет более удобной, минимален шанс попасть в ДТП и масса других преимуществ. Следует избегать широких улиц с высоким уровнем движения. Конечно, опытный водитель проедет везде, но лучше не рисковать. Никто не отменял осторожность, поэтому не нужно ездить по одной дороге с грузовыми фурами.

где можно ехать на велосипеде

Велосипедистам запрещается передвигаться по автомагистралям. Это легко объясняется тем, что средняя скорость передвижения там составляет около 90 км/ч. Стоит отметить, что возраст для управления велосипедом не ограничен. Однако детям до 14 лет не разрешается использовать это транспортное средство для постоянного передвижения. Ведь они ещё не понимают и не знают всех правил, а что может быть опаснее неведения? Детям можно кататься в присутствии взрослых, и ездить медленно. Таким образом, можно обезопасить себя и своего ребёнка.

Правила безопасности при езде на велосипеде

В завершение статьи приведём несколько тезисов, которые помогут вам обезопасить себя на дорогах и минимизировать вероятность аварии. Поговорим об этом подробнее:

  1. Передвигаясь на двухколёсном транспортном средстве, необходимо надевать шлем, который поможет защититься от травм головы. Шлем должен быть комфортным и соответствовать стандартам.
  2. Не рекомендуется слушать радио или плеер через наушники. В результате этого водитель теряет связь с реальностью и может не услышать какой-нибудь важный сигнал.
  3. Соблюдайте правила, разметку, обращайте внимание на светофор и т. д.
  4. Следите за скоростью, она не должна быть слишком большой. Скорость выбирает сам велосипедист, опираясь на свой опыт и качество дороги.
  5. Перед манёвром подавайте необходимые сигналы, чтобы остальные водители вас поняли.
  6. В любом случае нужно смотреть на качество дороги. Различные ямки, водостоки, люки необходимо объезжать, чтобы не получить травму.
  7. Если вы выехали на проезжую часть, внимание должно увеличиться вдвое. Ведь автомобиль значительно габаритнее своего маленького друга. Можно поставить большие сигналы, надеть специальную одежду, чтобы на дороге велосипед сразу замечали.
  8. Во время езды не отпускайте руль. Чтобы управлять велосипедом, нужно научиться держать равновесие. Однако даже у мастеров спорта случается сбой. Не держась за руль, вы можете резко повалиться в одну сторону и получить серьёзную травму.
  9. Если вы принимаете какие-либо лекарственные средства, которые могут оказать влияние на расторопность движений и внимательность, лучше не садиться за руль.

Управляя транспортным средством, нужно отбросить пафос и сосредоточиться на дороге. Так вы минимизируете вероятность аварии и получения травмы.

ПДД для велосипедистов – указания, запреты, безопасность!

Массовое увлечение активным отдыхом приводит к тому, что на дороге образовывается целое новое сообщество, для которого мы в данной статье и разберем правила (ПДД), для велосипедистов 2013 год стал просто рекордным по приросту новых участников этого увлечения. Чтобы опытным товарищам не было стыдно за новичков, устраняем пробелы в знаниях в ближайшие 10 минут, присоединяйтесь.

ПДД для велосипедистов – почему это нужно знать?

Начнем с того, что дорога является довольно неспокойным местом, потому что там с различной скоростью проносятся многотонные металлические автомобили, и велосипедист там, мягко говоря, часто некстати. Лучшим местом для перемещения являются велосипедные дорожки, об этом говорится и в ПДД, но не везде они существуют, а тротуар не всегда позволяет вместить недовольных прохожих и стремительных велолюбителей. Поэтому некоторые смельчаки выезжают на проезжую часть, но чтобы обеспечить свою безопасность, следует предельно ясно знать правила поведения велосипедиста на дороге и обзавестись всем необходимым оборудованием и экипировкой.

Сначала укажем на главное ограничение, которое устанавливает ПДД для велосипедистов: для детей на этом виде транспорта дорога закрыта до 14 лет. Хотя оговорка «без сопровождения взрослых» не должна давать вам указание взять ваше чадо с собой на дорогу, все же уследить за ребенком практически невозможно, а водителям авто его вовсе может быть не видно. Советуем вам не рисковать здоровьем детей и переходим к более значительной части нашего обзора.

Фото правил ПДД для велосипедиста, mag.pridekustoms.com Фото ПДД для детей-велосипедистов, mag.pridekustoms.com Фото правила поведения велосипедиста на дороге, mag.pridekustoms.com Фото велосипедистов в группе, cyclingnews.com

Правила хорошего тона – как передвигаться в группе?

Сегодня редко можно увидеть одиноких велосипедистов, чаще это небольшие компании, а случаются и целые массовые мероприятия, когда по тротуару столь многочисленная группа просто не проедет, не потревожив прохожих. Тогда они выбираются на дорогу, и кроме общих правил поведения на проезжей части важно правильно вести себя в группе. Главная задача – держать дистанцию и внимательно следить за действиями впереди идущих, а также не создавать двусмысленных ситуаций для сзади идущих.

Двигаться следует с общей скоростью, не петлять, не шустрить, все маневры должны обозначаться сигналами рукой и производиться плавно, лучше даже иногда дублировать голосом свои сигналы. Не желательно курить во время движения, ведь вокруг вас столько людей, которым это доставит неудобства. Нельзя разговаривать по телефону, это отвлечет кого-то в группе от важного сообщения или же рядом идущего велосипедиста. И, естественно, при участии в таких акциях исключите прием алкоголя, ведь вы являетесь водителем!

Правила велосипедиста на дороге – как двигаться?

Разберем, что нам советуют ПДД, чтобы обеспечить безопасность велосипедиста на дороге. Для начала сообщим, что велосипедист – везде гость, кроме велодорожки, поэтому на тротуаре он должен не беспокоить своими маневрами пешеходов, а на проезжей части – автомобилистов. Поэтому на дороге установлен лимит – 1 м в крайней правой полосе, дальше этого значения вы показываться не должны, исключением является объезд препятствия. При этом не забывайте всячески сигнализировать о своем намерении (знак рукой).

Также бывает, что вам нужно повернуть или развернуться, то есть требуется крайнее левое положение, а велосипедисту туда вроде бы запрещено, но имеются разрешенные случаи, чаще всего на нешироких дорогах. Тогда следует заметно для всех заявить о своем намерении и перестроиться. Вы при этом должны всегда и везде уступать дорогу попутно движущимся транспортным средствам, а также послушно выполнять указания светофоров, знаков и регулировщика, не игнорировать дорожную разметку.

Пока вы находитесь на проезжей части, вы – водитель, а значит, все правила для этой категории участников движения также должны вами выполняться. Как только вы спешились, вы должны выполнять ПДД для пешеходов и велосипедистов.

Безопасность велосипедиста на дороге – знаки, запреты, экипировка

Мы много раз упомянули о таинственных знаках, которыми нужно пользоваться при движении, значит, самое время о них рассказать. Все делается одной рукой, кратко, т.к. управлять одной рукой запрещено, но заметно и понятно. Поворот налево и направо показывается вытянутой в нужную сторону прямой рукой, снижение скорости и остановка – прямая рука кверху. Если вы двигаетесь в группе велосипедистов, то рука понадобится, чтобы указать на препятствие на дороге, которое вы решили объехать, чтобы сзади идущий не въехал в него. Это, конечно, не только правило, но и признак хорошего тона.

Важно сказать еще и про то, чего нельзя делать на дороге. В первую очередь, баловаться, демонстрировать свои навыки экстремального вождения и искусства эквилибристики, вести велосипед без рук или не держа ноги на педалях, разговаривать по телефону или слушать музыку (вы должны полностью контролировать ситуацию вокруг). Не стоит перевозить длинные и крупные грузы, линейные размеры которых превышают 50 см. Нельзя брать пассажиров с собой и выезжать на проезжую часть в условиях плохой видимости (снег, дождь, туман и т.д.). Пересекать под различными предлогами трамвайные пути тоже не стоит, равно как буксировать велосипед или велосипедом.

Есть еще один нюанс для вашей безопасности на проезжей части – правильная оснастка вашего велосипеда и вас самих. Что мы имеем в виду? Во-первых, при вас должен быть шлем и яркая заметная одежда, желательно иметь световозвращающие полосы на куртке, рюкзаке, шлеме. Сам велосипед должен быть исправен (руль и тормоза), оснащен хорошим звуковым сигналом, ведь на дороге очень шумно, не помешает зеркало заднего вида. Обязательно наличие световозвращателя красного цвета сзади, белого – спереди, оранжевых – по бокам (чаще на спицах колес). В ночное время их должны заменить яркие фонари соответствующих цветов.

Источники:

http://kotovski.net/10-sovetov-nachinayushhim-velosipedistam/
https://avto-urist.online/pravila-povedeniya-velosipedista-na-doroge/
https://www.syl.ru/article/333559/pdd-pravila-ezdyi-na-velosipede
https://carnovato.ru/pdd-pravila-bezopasnost-velosipedista-doroge/