Пдд правила велосипедиста

Содержание скрыть

ПДД для велосипедиста

Правила дорожного движения касаются всех участников дорожного движения (включая любителей езды на лёгком двухколёсном транспорте) – поэтому велосипедистам следует не только прочесть 24 пункт ПДД, но и досконально знать все остальные разделы ПДД — подчиняться сигналам регулировщика, правильно трактовать знаки, грамотно «читать» разметку на дорогах… чтобы не получать нареканий ГИБДД.

Обязанности водителя (к коим относятся велосипедисты) изложены в п. 2.3. ПДД. К движению относятся части 8–18. Но и все остальные разделы следует также прочитать, запомнить и применять.

Чтобы велосипедисты не создавали проблем в дорожном движении – их наделили практически такими же (с небольшими исключениями) правами и обязанностями, что имеют водители авто- и мототранспорта.

Стоит сразу отметить, что любителям велосипедной езды приходится несколько сложнее, чем другим участникам движения – они передвигаются с небольшой скоростью (до 15–40 км/час), им труднее оценивать обстановку вокруг себя и обозначить направление пути… В сложных ситуациях веловодителям помогут лишь твёрдые знания, смекалка и умение быстро реагировать.

Мы же, зная как некоторые люди не любят читать «занудные инструкции/правила» – постараемся кратко изложить ключевые моменты:

Основные термины

Велосипед — лёгкое транспортное средство с 2

4 колесами. Движется за счет мускульной энергии лица, которое им управляет, задействуя руль и педали. Электровелосипед (не являясь мопедом) может быть снабжен электрическим двигателем мощностью до 25 Вт, который автоматически отключается при превышении скорости 25 км/час.

Велосипедист — управляющая велосипедом личность, достигшая 14-летнего возраста (для детей младше 14 лет перемещение на велотранспорте ограничено).

Пешеход (помимо обычных пеших людей) — человек, который идёт по пешеходной тропинке, по краю проезжей дороги или велотрассы, и ведёт велотранспорт рядом (так велосипедист переходит в категорию пешеходов).

Велосипедная дорожка — обособленный элемент дороги, отделённый конструктивно от пешеходной и проезжей части. Выделяется знаком 4.4.1, предназначается для проезда велосипедистов, включая детей 7–14 лет (желательно, в сопровождении взрослых).

знак 4.4.1 (велосипедная дорожка )

Полоса для велосипедистов — участок проезжей дороги, отведённый для перемещения на мопедах и велосипедах. Горизонтальная разметка отделяет его от проезжей части, дополнительно устанавливается знак 5.14.2.

знак 5.14.2 (полоса для велосипедистов)

Общие положения

Каждый участник дорожного движения обязан знать и понимать:

  • все правила, изложенные в ПДД,
  • сигналы действующих светофоров,
  • знаки и указатели,
  • дорожную разметку,
  • сигналы регулировщика.

На российских дорогах принято перемещение транспорта по правой стороне (правостороннее движение), запрещено ехать навстречу потоку машин, создавая аварийные ситуации. В странах зарубежья встречается левостороннее движение.

Если непреднамеренно была создана помеха – необходимо информировать об опасности всех участников движения, принять срочные меры по её устранению, известить полицию.

Согласно Законодательству РФ – лица, нарушившие любое из правил ПДД, несут ответственность за свои действия в виде: замечаний, предупреждений, наказаний и штрафов.

  • Не томятся в длинных пробках.
  • Легко проедут по узким участкам дорог (где не протиснется авто).
  • Не тратят деньги на топливо.
  • Ремонт велосипеда значительно дешевле, чем ремонт автотехники.
  • Движение на свежем воздухе укрепляет здоровье.

велосипедист в городе

Разрешенные места передвижения

Если на местности не предусмотрена велоинфрастуктура (дорожки и выделенные полосы) — велосипедист может ехать вместе с потоком машин, прижимаясь к правому краю проезжей части. Если это невозможно, то допустимо перемещаться по обочине (чтобы не создавать досадных помех обгоняющему транспорту на узких участках дорог).

Разрешено ездить по специальным полосам, выделенным для маршруток и такси (попутно или навстречу потоку транспорта).

Нельзя отъезжать далее чем 1 м от края, нельзя ехать посредине дороги! Небольшое отклонение вглубь допустимо при обгоне, объезде стоящего транспорта, перевозке груза (или прицепа) шире 1 м, при движении в колонне.

Пешеход, ведущий велосипед, на проезжей дороге должен двигаться по обочине вместе с потоком машин, но не навстречу ему.

Категорически запрещено передвигаться по скоростным автотрассам.

Экипировка и оснащение

Перед выездом следует тщательно проверить свой транспорт – устранить выявленные неисправности. Тормоза должны быть в порядке, шины – накачены, сидение – прочно закреплено, руль – послушно и ровно двигаться, звонок – работать (он крайне необходим для подачи сигналов).

Голову следует защитить шлемом. Одежда должна быть яркой и со светоотражающими нашивками – чтобы велосипедист был издалека заметен на трассе.

Велосипед стоит оснастить зеркалом – для обзора заднего вида.

В темное время и по неосвещённым дорогам на велотранспорте можно двигаться только если установлены опознавательные световые знаки:

  • белый фонарь – спереди,
  • красный – сзади,
  • боковые светоотражатели – на колесах.

Рекомендуется включать фары (динамо-фонари) в тоннелях и при условиях плохой видимости (независимо от времени суток и освещения дороги).

С собой обязательно брать удостоверение личности, возить насос и комплект инструментов для быстрого ремонта.

велосипедисты ночью

Велосипедист на автодороге

Осторожность, внимательность, разумные действия — это то, что требуется от любого участника дорожного движения. Велосипедисты (как и автомобилисты) должны всегда уступать дорогу и дать пройти пешеходам на нерегулируемых пешеходных переходах, впрочем как и на велодорожках (по которым пешеходы «любят прогуливаться»).

Обзор. Перед любым действием велосипедист должен повернуть голову, быстро оценить обстановку. Лишь после анализа ситуации он имеет право совершить планируемый манёвр, не создавая помех остальным водителям.

Обгон. Разрешено обгонять тихо движущийся транспорт, объезжая его с левой стороны, но нельзя отклоняться на встречный участок дороги! Перед обгоном оценивается обстановка с учетом скоростных возможностей автотранспорта, едущего сзади.

Пересечение перекрестков:

  • Правый поворот осуществляется, с учетом правил и знаков приоритета для автомобилистов. Велосипедист, движущийся прямо, имеет преимущество перед авто, поворачивающим направо.
  • При повороте в левую сторону на однополосных дорогах велосипедист поворачивает, как водитель автотранспорта. Делать развороты на улицах с трамвайным движением и пересекать сложные перекрёстки многополосных дорог необходимо, как пешеходу (идя рядом с пешеходным переходом и ведя велосипед в руках) или (для разворота) ориентируясь на сигналы светофора, проехать сначала прямо до конца перекрёстка, затем свернуть влево, переехать дорогу и ещё раз повернуть влево.

Движение, когда рядом препятствие. Обзор могут блокировать: заборы, углы зданий, заросли кустарников. Продвигаясь на территориях с препятствиями и ограниченной видимостью, следует периодически подавать звуковой сигнал, извещающий о приближении велотранспорта.

Сигнальная система оповещений. Если велосипед не оснащён «поворотниками» (а, скорее всего, так оно и есть) – велосипедист обязан подавать знаки руками, предупреждая участников движения о планируемых им манёврах:

  • Торможение, остановка — любая рука поднимается вертикально вверх.
  • Поворот в левую сторону — левая рука отводится горизонтально влево или правая сгибается в локте и поднимается вверх.
  • Поворот в правую сторону — такие же манипуляции, только с противоположными руками.

сигнализирование о манёврах велосипедиста

Сигналы должны подаваться правильно и своевременно. Они не должны вводить в заблуждение едущих сзади водителей. Подача сигнала рукой не даёт никаких преимуществ – перед совершением маневра нужно оценить обстановку и принять меры предосторожности.

Прежде чем выезжать на дорогу – новички обязаны потренироваться, чтобы освоить технику сигналов и управление велосипедом одной рукой во время их подачи.

Движение по тротуарам и пешеходным переходам

Перемещаясь по тротуару – велосипедист, как правило, нарушает ПДД. Исключение предусмотрено для детей до 14 лет и для взрослых, если они перевозят малышей до 7 лет (на специальном сидении) или сопровождают ребенка до 14, едущего рядом.

Кратковременное перемещение по тротуарам на велосипеде допустимо, если нет других возможностей пути, но при условии, что нет опасности для пешеходов. Если велосипедист мешает прохожим – необходимо спешиться.

Переходить пешеходный переход с велотранспортом, а тем более ехать на нём по переходу – запрещено! По правилам – нужно перемещаться рядом с зеброй .

Важно! Те лица, что управляют двухколесной техникой на тротуарах – не только нарушают ПДД, но и создают реальную угрозу для пешеходов. Известно не мало случаев, когда велосипеды сбивали насмерть людей.

Дорожные знаки

Указатели и знаки подразделяются на виды:

  1. Предупреждающие — сигнализируют о наличии опасных участков.
  2. Приоритетные — предопределяют очередность проезда.
  3. Запрещающие — запрещают действия, ограничивают движение.
  4. Предписывающие — показывают направление.
  5. Особые предписания — вводят (отменяют) режимы.
  6. Информационные — сообщают о расположении населённых пунктов.
  7. Сервисные — извещают о сервисных услугах.
  8. Несущие дополнительную информацию — сопровождающие таблички или табло.

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

основные (для велосипедиста) знаки дорожного движения

Полный перечень знаков ПДД дан в Приложении 1 — Дорожные знаки.

Запреты

А теперь о том, что категорически запрещено велосипедистам, равно как и водителям мопедов:

  • Управлять, держась за руль одной рукой (за исключением кратковременной необходимости подачи сигналов) или ехать «без руля» (совсем не держась).
  • Транспортировать грузы, затрудняющие управление или выдающиеся за пределы велотранспорта свыше чем на 0,5 метра в любую сторону.
  • Возить пассажиров, если для них нет приспособлений (беседок, велоколясок).
  • Перевозить детей до 7 лет без специально оборудованных сидений.
  • Делать левый поворот «как автомобилисты» на многополосных дорогах и трамвайных путях.
  • Владельцам мопедной техники запрещается выезжать, не застегнув мотошлем .

Общие нормы и правила безопасности

Чтобы каждая поездка была безопасной, следует соблюдать ряд нехитрых предписаний:

  • Следить за состоянием велотехники:
    • Размер велосипеда должен соответствовать росту человека, конструкция должна обеспечить удобство и комфорт.
    • Нельзя выезжать на дорогу даже при малейшей неисправности, которая может превратиться в серьёзную поломку.
    • Чистить и периодически смазывать все детали велосипеда.
    • Чаще протирать световые приборы, чтобы они были идеально чистыми.
    • Не вешать на руль и не класть на багажник свисающие предметы, которые могут заклинить колеса.
    • Выбирать удобную спортивную одежду подходящего размера, которая ни за что не зацепится в пути, не попадет во вращающиеся части велотранспорта.
    • Надевать обувь с толстой, твёрдой, нескользящей подошвой (недопустимы мягкие тапочки или шлепанцы, которые могут слететь в неподходящий момент).
    • Защитный шлем на голове и наколенники – смягчат удары при падениях.Правильно себя вести в дороге

    За пределами города на дорогах следует также быть осторожными и строго соблюдать предписанные законом правила.

    Крайне желательно не одевать «камуфляжной» одежды – наоборот, нужно выделяться на фоне природной зелени, чтобы быть заметными для автомобилистов.

    При длительных загородных поездках нужно особо тщательно позаботиться о дополнительном снаряжении, взять в путь комплект необходимых инструментов для устранения непредвиденных поломок.

    При перемещении в колонне необходимо двигаться в один ряд. На многополосных трассах допустимо ехать в два ряда, если ширина велотехники до 75 см. При однорядном движении команду делят на небольшие партии по 10 человек, при двухрядном — по 10 пар. Дистанция между ними в пути не менее 80–100 метров, чтобы не создавать помехи автотранспорту при обгоне.

    Помимо сигнальных знаков поворота и остановки, ведущие предупреждают о наличии опасных ям, опуская вниз ту руку, со стороны которой находятся опасные колдобины.

    Ответственность при ДТП

    Велосипедисты, создавшие аварийную ситуацию в городе или на загородных дорогах, несут ответственность наравне с другими водителями. Они не имеют право сдвигать своё транспортное средство и покидать место происшествия до приезда дорожной инспекции.

    ДТП с велосипедом

    Штрафные санкции для велосипедистов в РФ

    Для лиц, нежелающих выполнять общественные нормы и правила или совершивших непреднамеренные правонарушения, предусмотрен ряд административных штрафов, которые можно получить за:

      Управление велотранспортом в состоянии опьянения — 1

    В Кодексе об административных нарушениях (п. 12) велосипед не признаётся «серьёзным» видом транспорта, поэтому к велосипедистам не применяются более суровые санкции (как к водителям мото- и автотранспорта).

    Информация для международных велотуристов

    Отправляясь в зарубежные велопутешествия, необходимо изучить нормы и правила тех стран, куда намечены поездки, чтобы не иметь неприятностей с правоохранительными органами.

    При посещении стран ближнего зарубежья — бывших союзных республик — опасаться не стоит. У них почти такие же ПДД – их сложно нарушить, если знать свои (но прочесть перед поездкой необходимо!

    В Германии каждый десятый автомобилист считает, что велосипедисты сильнее всех создают угрозу безопасности движения. При соцопросе 3/4 из 1506 водителей откровенно признались, что боятся и сильно нервничают, завидев рядом человека на велосипеде.

    Казахстан

    Особых отличий – нет, требования к велолюбителям и велогонщикам почти такие, как в России. По городским улицам и загородным трассам можно ехать, независимо от возраста, в общем потоке транспорта, справа (расстояние от обочины не регламентировано). Разрешено использовать выделенные полосы для маршрутного транспорта. Пересекать пешеходные переходы, только спешившись.

    За езду по тротуарам предусмотрен штраф (за несовершеннолетних детей платят родители).

    Можно ставить велотранспорт на проезжей части параллельно краю дороги. При стоянке на границе тротуара и дороги разрешено частично или полностью заезжать на тротуар, если велосипед не будет мешать пешеходам.

    Ст. 615 Кодекса РК об административных нарушениях за невыполнение требований участниками движения, включая пешеходов, предусматривает штраф в размере 5 МРП (1 МРП = 2405 тенге), минимальное наказание 2 МРП.

    Белоруссия

    Гл. 20 ПДД Республики Беларусь предписывает практически такие же правила. Внесены небольшие изменения в 151 пт. и некоторые другие пункты.

    Разрешено пересекать регулируемые пешеходные переходы – не спешиваясь, но снизив скорость до 10 км/ч.

    Углубляться влево более чем на 1 метр от крайнего правого края проезжей дороги можно для: объезда, обгона, разворота, поворота влево, если он разрешен (на однополосных дорогах).

    Лица моложе 14 лет могут двигаться по крайней правой части дороги в сопровождении взрослых. Но запрещено выезжать в гололед и снегопад.

    За нарушение правил разной тяжести следует наказание в виде штрафа размером 1

    20 базовых величин. За проезд в состоянии алкогольного и наркотического опьянения штраф до 5 базовых величин, за создание аварийной обстановки — до 8, за нанесение лёгких телесных повреждений — до 20. Штрафы могут доходить до 900 тыс. рублей и даже до 1,5–3,6 млн. за тяжесть проступка и покидание места происшествия.

    Украина

    На территории Украины велосипедист должен иметь карточку, выданную ГАИ – подтверждающую, что он знает ПДД.

    Лицам старше 14 лет разрешено ездить по правому краю дороги (на мопедах с 16 лет).

    Велосипед должен быть оснащён звуковым сигналом и светоотражателями. В темное время предписано включать фонарь и фару.

    Запрещено ездить по автодорогам, если рядом проходит специальная велосипедная дорожка. Нельзя держаться руками за едущее рядом транспортное средство. На перекрестках со светофорами очередность проезда определяется в соответствии с сигналами, знаки приоритета никому не отдаются. На нерегулируемых перекрестках действует приоритет.

    Минимальный штраф за нарушение ПДД — 85 гривен, за серьезные нарушения (например за управление в состоянии опьянения) – до 136 гривен (8 ННМД (необлагаемый налогом минимум доходов)).

    Законопослушность и умение миролюбиво разрешать спорные ситуации помогут избежать неприятностей, избавят от штрафов. Современный веловодитель обязан быть грамотным участником дорожного движения, понимать ответственность за жизнь других людей. Знание ПДД позволит уверенно и безопасно передвигаться по городу, по загородной трассе, в странах СНГ.

    Пдд правила велосипедиста

    В НАШЕМ БАРДАЧКЕ

    475.00 р.

    Список спонсоров: спонсоров пока нет

    ПДД для велосипедистов 2020-2021: Выжимка Среда, 04 ноября 2020 06:36

    При движении по дорогам общего пользования велосипедисты должны соблюдать правила дорожного движения.

    1.Общие положения

    Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.

    Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится[1].

    Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств».

    Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1).

    Электровелосипеды приравнены к мопедам, и с конца 2013 года необходимо будет иметь на них права категории М или любой другой категории.

    2.Технические требования

    Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. (ПДД 2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.). Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления (ПДД 2.3.1). Кроме всего прочего, на велосипеде при движении должны быть включены ходовые огни или (что технически довольно трудноосуществимо) фара, поскольку п. 19.5 ПДД обязывает сделать это водителей любых транспортных средств, а не только механических.

    В ПДД Беларуси включение ходовых огней (фар) при движении в светлое время суток необязательно.

    3.Движение

    Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при её отсутствии — по проезжей части «только в один ряд возможно правее»[2]. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2);

    Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9).

    Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м. (ПДД 24.2)

    В ПДД Беларуси движение по проезжей части запрещено. Выезд велосипедиста на проезжую часть допускается в исключительных случаях при совершенной невозможности двигаться за ее пределами. Движение на велосипеде может осуществляться по тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (комментарий к п.148 ПДД РБ).

    4.Запреты

    Водителям велосипеда запрещается:

    • ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
    • перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
    • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
    • двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
    • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3);
    • двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
    • двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6);
    • буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).

    Кроме этого, водителям велосипеда, как и водителям других транспортных средств, запрещается (ПДД 2.7):

    • управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
    • передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
    • пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
    • употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
    • управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
    • пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

    5.Проезд перекрёстков

    На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 и др.). Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД 13.9—13.10). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.

    Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 24.4).

    На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных).

    Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо (при наличии велосипедной дорожки — согласно п. 13.1 ПДД, а при её отсутствии — согласно пп. 8.4—8.5 и 8.9 ПДД).

    Поскольку левый поворот при многополосном движении и движении по дорогам с трамвайными путями велосипедисту запрещен, в том числе и на перекрестках (ПДД 24.3), для осуществления левого поворота на таких дорогах нужно:

    • проехать перекресток прямо, развернуться (на 90° налево) в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо;
    • слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу.

    Велосипедист, доехав до конца «Т» образного перекрестка может повернуть налево (подобно проезду обычного перекрестка), не создавая помех другим транспортным средствам.

    При поворотах следует учитывать также п. 8.6 правил: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.»

    6.Проезд пешеходных переходов

    На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6).

    На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части (ПДД 14.6)

    Велосипедистам не разрешается разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.

    На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка (ПДД 12.4).

    7.Сигналы, подаваемые велосипедистом

    Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2):

    • Остановка: поднятая вверх рука (любая).
    • Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
    • Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.

    Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.

    Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.

    При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами.

    • Ямы справа: опущенная вниз правая рука.
    • Ямы слева: опущенная вниз левая рука.

    Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом. Ведущий (или одиночный велосипедист) должен подавать знаки заблаговременно, чтобы группа и автомобилисты успели среагировать (ПДД 8.2).

    8.Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам

    Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:

    • предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
    • запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
    • предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».

    Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» и предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка», которые запрещают движение велосипедов.

    9.Ответственность за нарушение правил

    За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.

    Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:

    Статья 12.29 ч.2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.

    Статья 12.29 ч.3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.

    10.Примечания

      В частности, это означает, что водитель велосипеда обязан:
  • «Проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние в соответствии с требованиями документа „Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения“» (ПДД 2.3.1),
  • «Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения» (ПДД 2.3.2),
  • и даже «Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, ФСБ, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях педусмотренных действующим законодательством» (ПДД 2.3.3).

Велосипедисту запрещается, в частности, управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, пользоваться во время движения мобильными телефонами и другие запреты (ПДД 2.7).

2.В Правилах, действовавших до 17.11.2010 г. была несколько иная формулировка: «только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее». То есть, с ноября 2010 г. было отменено требование движения по крайней правой полосе.

Правила езды на велосипеде по автодорогам: ПДД и зона ответственности

Так называемый «велосипедный бум» ворвался в российскую повседневную жизнь примерно 10 лет назад. И если ранее на велосипедах гоняли только дети и подростки, то сегодня велосипедистами стали многие взрослые люди. И речь идёт не только о прогулочной езде по паркам, многие россияне стали ездить на велосипедах на работу, в гости, по делам. Этот экологический транспорт оказывает однозначно благоприятное действие на организм в целом, но вот отношение к велосипедистам со стороны автомобилистов и пешеходов по-прежнему неоднозначное. Прежде всего, это связано со слабой велоинфраструктурой в большинстве российских городов, а также с халатным отношением большой доли велосипедистов к действующим правилам ПДД. В стране существенно увеличилось количество ДТП с участием велосипедного транспорта. Только за последние четыре месяца 2019 года Госавтоинспекция зафиксировала увеличение вело-авто-ДТП + 39,4 % по сравнению с предыдущим периодом. Мы разобрались с темой: «Как должен ехать велосипедист по проезжей части?», а также оценили все безопасные способы езды в городских условиях.

Правила езды на велосипеде

Где можно ездить на велосипеде?

Езда на велосипеде

В нашей статье пойдёт речь о том, как должен двигаться велосипедист по дороге. Мы будем говорить преимущественно о поведении взрослого человека. Помните, что детям, которым не получили свой первый гражданский паспорт, категорически нельзя выезжать на проезжую часть!

Веловодитель, как полноценный участник дорожного движения, несёт ответственность за исправность немеханического транспортного средства (ТС) и за соблюдение ПДД, в том числе за соблюдение дистанции, скоростного режима и места своего нахождения в автопотоке. Но стоит только «слезть с велика», как веловодитель становится пешим гражданином, даже если он ведёт транспорт рядом с собой. В это время, как пешеход, он должен руководствоваться правилами ПДД для пеших граждан.

Исходя из пункта 24 действующих норм ПДД, законными местами для езды велолюбителей могут являться:

  • специально предназначенные дорожки (велосипедные или вело-пешеходные) или полоса для вело-перемещения;
  • при отсутствии специальных полос правый край проезжей части в попутном направлении, обочина, тротуар и пешеходная дорожка.

Выделенная полоса для велосипедистов

Велодорога — часть дороги автомобильного назначения или самостоятельная линия, созданная для преимущественного передвижения веловодителей. По нормам российского законодательства по территории велодорожек нельзя ездить механическому автотранспорту (кроме мопедов) и гужевым повозкам. В отношении «бесколёсников» и их присутствия на специальной велодорожке существует оговорка: они могут ходить по данной территории или пересекать её только при отсутствии тротуаров, обочин, пешеходных дорожек и пешеходных зон.

Когда спец. участок для двухколесных «стальных коней» примыкает непосредственно к дороге общего пользования, она должна быть отделена от проезжей части разделительной полосой, газоном, бордюром, разметкой и (или) дорожным знаком 4.4.1:

Начало участка для двухколесных средств

Окончание участка спец. назначения определяется знаком 4.4.2.:

Конец участка для двухколесных средств

Велолюбителям в текущем году нужно присматриваться и к другим специальным знакам:

Полоса для велосипедистовКонец полосы для велосипедистов Дорога с полосой для велосипедистовКонец дороги с полосой для велосипедистов

Задаёте вопрос: «По какой дороге должен ехать велосипедист, если есть специальная выделенная полоса?» Однозначно — только по велодорожке.

Пересечение с велосипедной дорожкой

Пешеходные дорожки

Веловодитель имеет право на перемещение по тротуару или пешеходной дорожке только:

  • если нет в наличии или нет возможности передвигаться по велосипедной и велопешеходной дорожке, а также специально выделенной полосе для двухколесного немеханического байка;
  • если веловодитель сопровождает другого веловодителя (до 14 лет), а также если он перевозит ребёнка (до 7 лет) на специально предназначенном дополнительном сиденье (велоколяске, велоприцепе).

Автомобильная дорога

«Как должен ехать велосипедист по проезжей части?» Исходя из п. 24.2 и 24. 5 водитель двухколесного немеханического байка может ехать по правому краю проезжей части. Стоить учесть важные условия:

  • веловодитель достиг своего 14-летия;
  • нет в наличии или нет возможности двигаться по спец. полосе или дорожке;
  • велобайки двигаются в один ряд или в два ряда (если ширина «велика» ≤ 0,75 см);
  • группа велолюбителей перемещается в виде организованной колонны;
  • велоезда допустима исключительно в попутном направлении;
  • габариты велобайка и (или) перевозимого груза ≥ 1 м.

Велосипед на автотрассе

Все, кто интересуются вопросом: «Как должен ехать велосипедист по трассе?», должны знать, что езда по автомагистралям на двухколесном транспорте запрещена. Это положение закона указано в пункте 16.1 действующих правил ДД. Велосипедам и другим средствам передвижения, которые по техническим параметрам не могут разгоняться свыше 40 км/час, нельзя находиться на автотрассах.

Возраст для управления велосипедом

Возраст велосипедиста

Согласно действующему законодательству нашей страны, существует три возрастные группы водителей двухколесного транспорта:

  1. Дошкольники.

Малолетние веловодители могут ездить исключительно по тротуарам (вместе с пешеходами) под неустанным присмотром взрослых. Конечно, юный велолюбитель обязан держаться за руль обеими руками, пропускать и объезжать пешеходов, не создавая им помех и опасностей, иметь навыки соблюдения дистанции. Перед вепоездкой родители должны осуществлять технический осмотр на предмет исправности детского «велика», позаботиться о защите ребёнка (шлем, защитная экипировка). Сиденье должно соответствовать росту ребёнка. Для безопасной велоезды нужно оснастить велотранспорт фонариком, звонком и катафотами. Разумно одеть на ребёнка одежду со светоотражающими полосками.

  1. С первого класса до первого паспорта.

Веловодители школьного возраста могут перемещаться по тротуарам, велодорожкам, пешеходным и вело-пешеходным дорожкам, в пределах пешеходных зон. Юному веловодителю разрешено ездить только на технически рабочем велобайке, а его поведение должно соответствовать нормам ПДД.

  1. От 14-летия и старше.

Веловодитель, достигший своего 14-летия, приравнивается к взрослому водителю. Он приобретает право перемещаться на велобайке по проезжей части при соответствующих условиях.

Правила движения велосипеда по дорогам

Каждый веловодитель должен соблюдать принципы безопасности на дорогах:

  • содержать в исправном состоянии своего «стального коня» и делать визуальный технический осмотр перед каждой поездкой;
  • соблюдать нормы движения, принятые в России;
  • соблюдать попутное направление передвижения;
  • сигнализировать о своих манёврах.

Техническое состояние

Во имя личной безопасности и безопасности окружающих веловодитель обязан содержать свой транспорт в рабочем состоянии, а именно:

  • велотранспорт должен иметь исправные тормоза, работающие педали, клаксон и руль;
  • для езды в любое время суток нужно оборудовать свой велотранспорт фонарём и катафотами (как минимум, впереди — белые, сзади — красные). Также целесообразно оснастить велосипед светоотражающими элементам и по боковым сторонам;
  • сиденье должно соответствовать росту;
  • своевременно подкачивать шины (по рекомендациям производителя).

Дорожные знаки, разметка, светофоры

Дорожные знаки и светофоры

Всем известен факт: веловодители не должны учиться в автошколе и получать водительские велоправа. Однако это и есть камень преткновения: велолюбители обязаны знать и выполнять все действующие дорожные нормативы безопасности, но нет контроля за их подготовкой к выезду на «большую дорогу».

Для любителей велоезды есть пять запрещающих знаков:

  • «кирпич» или «въезд запрещён» (3.1);
  • «движение запрещено» (3.2);
  • «движение на велосипедах запрещено» (3.9);
  • «автомагистраль» (5.1);
  • «дорога для автомобилей» (5.3).

Во время поездки на вело-байке нужно учитывать существующую разметку:

  • не наезжать на сплошную линию;
  • не парковаться в местах, размеченных желтым цветом;
  • пропускать пеших граждан на пешеходных зонах.

Направление движения

Нередко автомобилисты жалуются на любителей велопрогулок, передвигающихся во встречном направлении по краю дорожного полотна. А на дорогах, где находятся дачные массивы, нередко можно наблюдать картину — «едет велосипедист навстречу движению по середине дороги».

Прежде чем влиться в поток автомобилей, абсолютно каждый веловодитель должен знать «Как велосипедист должен ехать по встречке или попутно?» Согласно нормам безопасного передвижения, веловодитель может двигаться только в попутном направлении, как можно правее (по правой стороне). А выезд на «встречку» допустим в трёх случаях:

  1. Обгон.
  2. Объезд ДТП или оцепления.
  3. Плохое качество покрытия, во избежание падения и создания аварийной ситуации.

Сигналы поворота

Исходя из того, что велотранспорт не оборудован световыми приборами, обозначающими повороты, веловодителю нужно подавать сигналы с помощью рук. Есть устоявшаяся система предупреждения о манёврах велосипедистов-одиночек и система общения в организованной колонне.

Сообщения одиночки-веловодителя:

  • «я поворачиваю налево или перестраиваюсь» — левая верхняя конечность вытянута или права верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я поворачиваю направо или перестраиваюсь» — правая верхняя конечность вытянута или левая верхняя конечность вытянута и согнута в локтевом суставе;
  • «я останавливаюсь» — любая верхняя конечность поднята вверх;
  • «я объезжаю препятствие справа» — правая верхняя конечность опущена вниз;
  • «я объезжаю препятствие слева» — левая верхняя конечность опущена вниз».

Сообщения ведущего колонны (в дополнение к вышеперечисленным жестам):

  • «всем уменьшить скорость» — любая из верхних конечностей опущена вниз и выполняются небольшие махи вверх-вниз;
  • «всем выстроиться в колонну по одному» — один палец вверх;
  • «всем выстроиться в колонну по двое» — два пальца вверх;
  • «мы объезжаем препятствие, поэтому выстроиться поодиночке» — пять пальцев вверх.

Велосипедист и пешеходы

Начиная с первого трёхколесного велотранспорта нужно приучать ребёнка к тому, что нужно проявлять уважение к пешим гражданам. А именно, нужно пропускать их, объезжать, не создавая опасные ситуации, не пугать резкими манёврами и звонками, соблюдать дистанцию при езде среди пешеходов.

Среди велолюбителей есть утверждение, что им можно пересекать пешеходные переходы верхом на своём велотранспорте со скоростью пешехода. Это в корне неверная информация. Согласно п. 24.8 действующих норм дорожной безопасности, на пешеходных переходах велосипедисты обязаны не только пропускать всех граждан, но и сами на время перехода дорожного полотна превратиться в пешего человека.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Ответственность велосипедиста

Дорожно-транспортным происшествием может быть признано столкновение:

  • двух или более веловодителей;
  • веловодителя и пешего человека;
  • автоводителя и веловодителя (или нескольких).

Подавляющее большинство любителей велосипедных поездок не утруждают себя учением и повторением правил безопасного движения в начале сезона. Многие и вовсе считают себя «вне закона», ввиду того, что у них нет специальных водительских прав (а значит, лишение им не грозит). Однако незнание закона не освобождает от ответственности. На веловодителей распространяются все правила ПДД и действующие статьи КоАП РФ.

Самые распространенные нарушения

Согласно статистике, самыми «популярными» правонарушениями с участием велолюбителей являются:

  • наезды на пешеходов, стоящие автомобили, животных. Причинами являются нарушение скоростного режима, бокового интервала и дистанции, а также рассеянность, недостаточная внимательность и самоуверенность в собственных силах;
  • движение во встречном направлении по отношению к автопотоку.

Причинами становятся элементарное незнание и пренебрежение действующими нормами и правилами безопасности;

  • пересечение пешеходного перехода верхом на велотранспорте и ДТП на данном участке.

Прямое нарушение п. 24.8 ПДД приводит к тому, что виновником дорожного происшествия признают велосипедиста, который не слез со своего велотранспорта на пешеходном переходе;

  • столкновение при выезде с дворовой территории.

Независимо от того, где ехал велосипедист (по дороге или тротуару), причиной аварии, как правило, становится ограниченная видимость (из-за припаркованных авто, зелени, строений). Виновником может быть признан как веловодитель, так и автоводитель;

  • пренебрежение сигналами маневрирования.

Это самое опасное нарушение со стороны веловодителей, особенно на проезжей части дорожного полотна. Любое перестроение, объезд неровностей, препятствий или ям должно сопровождаться ручными сигналами. Как правило, именно их отсутствие приводит к смертельным ДТП с участием велотранспорта.

Привлечение к ответственности

Взрослые любители велоезды имеют статус водителя, поэтому на них распространяются нормы административной, материальной и уголовной ответственности. Несовершеннолетние веловодители, ставшие виновниками ДТП, не несут административной и уголовной ответственности, а материальный ущерб взыскивается с родителей или опекунов.

Размеры штрафов

Если говорить о вине веловодителя, как нарушителя ПДД, то его зона ответственности предусматривается Кодексом об Административных Правонарушениях статьей 12.29. Пункт № 2 данной статьи говорит, что за нарушение норм дорожной безопасности к веловодителям применяется наказание в размере 800 рублей. А пункт № 3 уточняет, что если нарушитель находился в состоянии алкогольного или иного опьянения, то штраф увеличивается (от 1000 до 1500 рублей).

Если веловодитель создал помеху автотранспорту, то его действия приводят к штрафу в размере 1000 рублей. Причинение вреда лёгкой и средней тяжести потерпевшему гражданину карается суммой от 1000 до 1500 рублей (КоАП ст. 12.30).

Заключение

Всеобщая российская велосипедизация имеет массу преимуществ, и можно назвать как минимум 10 причин почему велосипедная езда – это классный способ передвижения. Однако увеличение количества велосипедов на большинстве российских дорог, не предназначенных для велоезды, приводит к огромному количеству дорожных происшествий. Во многих случаях аварии и травмы велосипедистов происходят по причине халатности и незнания действующих нормативов дорожной безопасности со стороны веловодителей. Ситуация усугубляется тем, что велосипедисты имеют право вливаться в общий автопоток, при этом не имеют специальных водительских прав, полиса страхования и контроля за подготовкой к велопоездкам. А физическая незащищённость велосипедиста по сравнению с автотранспортом делает их чрезвычайно уязвимыми. Улучшение ситуации велодвижения может произойти только при развитии велосипедной инфраструктуры в целом по стране и при педантичном соблюдении правил безопасности на дорогах со стороны всех участников движения.

Пдд правила велосипедиста

В НАШЕМ БАРДАЧКЕ

475.00 р.

Список спонсоров: спонсоров пока нет

Правила дорожного движения для велосипедистов 2020 Суббота, 18 апреля 2020 07:16

Как только над центральной частью России устанавливается достаточно теплая погода, количество двухколесных транспортных средств значительно увеличивается. Сотни водителей велосипедов и мопедов появляются на городских улицах и вливаются в плотный транспортный поток.

По моим наблюдениям как минимум 80 процентов водителей двухколесных транспортных средств, для которых не требуется водительское удостоверение, не имеют абсолютно никакого представления о правилах дорожного движения и выезжают на дорогу совершенно неподготовленными.

Естественно, велосипедист должен знать и соблюдать требования относящихся к нему правил, поэтому всем любителям велопрогулок рекомендую изучить данную статью. Кроме того, даже если у Вас нет велосипеда, Вам также необходимо изучить правила велосипедиста на дороге, чтобы в случае возникновения ДТП с участием водителя велосипеда Вы могли сразу же определить нарушение правил и четко на это указать сотруднику ГИБДД.

0.1.Что такое велосипед?

Казалось бы ответ на вопрос «что такое велосипед?» знает даже маленький ребенок, однако нас интересует формулировка понятия велосипед из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.

В данном пункте нас в первую очередь интересует фраза «транспортное средство», т.к. именно она подчеркивает, что все пункты правил дорожного движения, относящиеся к транспортным средствам, относятся в том числе и к велосипедам.

Также хочу обратить Ваше внимание, что в 2020 году велосипеды могут обладать электродвигателем небольшой мощности (до 0,25 кВт), автоматически отключающимся при скорости 25 км/ч.

Второе понятие, которое следует рассмотреть в рамках этой статьи — пешеход:

«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.

Обратите внимание, водитель велосипеда не является пешеходом во время движения. Однако человек, ведущий велосипед, пешеходом является.

В связи с этим у владельцев велосипедов появляется достаточно интересная возможность. При желании любой велосипедист может без особых усилий стать пешеходом и наоборот.

Так что в случае необходимости велосипедист может слезть с велосипеда и руководствоваться пунктами правил, предназначенными для пешеходов (например, переходить дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу).

0.2.Правила дорожного движения для велосипедов

Рассмотрим правила дорожного движения для велосипедов. При беглом просмотре текста правил дорожного движения может показаться, что ПДД для велосипедистов сосредоточены исключительно в 24 разделе правил «24. Дополнительные требования к движению велосипедистов и водителей мопедов». Однако на деле все обстоит совершенно по-иному.

В правилах дорожного движения существует несколько типов участников дорожного движения, к которым может относиться конкретный пункт правил. В числе прочих это механическое транспортное средство, транспортное средство и водитель. Велосипед без двигателя не является механическим транспортным средством, однако все пункты относящиеся к водителям и к транспортным средствам применимы и к велосипедистам.

Внимание! Пункты правил, относящиеся к пешеходам, не относятся к водителям велосипедов. Они относятся лишь к лицам, ведущим велосипед.

Таким образом большая часть правил дорожного движения распространяется на велосипедистов, включая и специальный 24 раздел. Разбирать и объяснять абсолютно все ПДД для велосипедистов в этой статье я не буду. Интересующийся читатель может сделать это самостоятельно. Я остановлюсь лишь на тех пунктах правил, которые чаще всего нарушаются водителями велосипедов.

0.3.Техническое состояние велосипеда

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем — Основные положения).

Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.

Итак, правила дорожного движения запрещают движение велосипеда, у которого есть неисправности рабочей тормозной системы или рулевого управления. Причем речь идет не только об управлении велосипедом со сломанным рулем или тормозами.

Существуют «увлеченные» велосипедисты, которые пытаются уменьшить вес велосипеда всевозможными способами. В том числе в ход идет удаление тормозов и прочих элементов конструкции. Наказание за подобное нарушение предусмотрено кодексом об административных правонарушениях и будет рассмотрено в конце статьи.

0.4.Алкогольное опьянение велосипедиста

Пункт 2.7 правил дорожного движения запрещает управлять велосипедом лицам, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, а также передавать управление лицам, находящимся в состоянии опьянения.

Например, если пьяный товарищ слезно умоляет Вас дать ему велосипед для поездки к ближайшему киоску «за добавкой», ему нужно в этом настойчиво отказать.

0.5.Сигналы поворота

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.

Водитель велосипеда должен подавать сигналы поворота перед началом движения, перестроением, поворотом и остановкой. Поскольку световыми указателями поворота велосипеды не оборудуются, сигналы необходимо подавать рукой. Сигналу левого поворота соответствует вытянутая в сторону левая рука, сигналу правого поворота — вытянутая правая рука.

На практике я рекомендую использовать в качестве сигналов именно руку, вытянутую в сторону поворота. Обычно водители легко понимают значение этого сигнала. Что касается руки, согнутой в локте и вытянутой в другую сторону, то данный сигнал может ввести окружающих в заблуждение. Т.е. такой сигнал водители могут просто не понять.

Сигналы поворота необходимо подавать заблаговременно до начала поворота. Вернуть руку на руль можно непосредственно перед началом поворота.

С каждым годом на улицах становится все больше и больше велосипедистов, которые грамотно ведут себя на перекрестках и своевременно подают сигналы поворота. Со стороны может показаться, что выполнение этого маневра может вызвать затруднения или проблемы, однако на практике это не так. Достаточно лишь немного потренироваться на ровной поверхности.

Обратите внимание, что во время подачи сигнала поворота нельзя, во-первых, нажимать на ручку тормоза оставшейся на руле рукой, во-вторых, въезжать в ямы. И то и другое может привести к падению.

0.6.Где можно ехать на велосипеде?

В 2020 году движению велосипедистов посвящены сразу 6 пунктов раздела 24 правил дорожного движения (24.1 — 24.6).

Расположение велосипедиста на проезжей части

Движение велосипедистов старше 14 лет возможно в порядке убывания:

  1. По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
  2. По правому краю проезжей части.
  3. По обочине.
  4. По тротуару или пешеходной дорожке.

Обратите внимание, что каждый последующий пункт в вышеприведенном списке подразумевает, что предыдущие пункты отсутствуют.

Например, по обочине (пункт 3) можно ехать только при отсутствии велосипедной дорожки или полосы, а также отсутствии возможности движения по правому краю проезжей части.

Кроме того, есть и несколько исключений:

  • По проезжей части можно ехать, если ширина велосипеда или груза превышает 1 метр.
  • По проезжей части можно ехать, если движение осуществляется в колоннах.
  • По тротуару или пешеходной дорожке можно ехать, если Вы сопровождаете велосипедиста возрастом до 14 лет или перевозите ребенка в возрасте до 7 лет.

При движении по проезжей части следует иметь в виду следующие пункты правил:

24.5. При движении велосипедистов по правому краю проезжей части в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, велосипедисты должны двигаться только в один ряд.

Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.

Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.

Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет возможно по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.

Обратите внимание, что «велосипедисты-школьники» не имеют права ездить по велосипедным полосам, проезжей части дороги и обочине.

Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам).

Таким образом в 2020 году движение велосипедистов возможно в том числе и по тротуарам и обочинам. При этом правила велосипедиста предъявляют дополнительные требования:

24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов.

Отмечу, что при движении по тротуарам, пешеходным дорожкам, обочинам и пешеходным зонам велосипедист не должен создавать помехи движению иных лиц. В случае необходимости велосипедист должен слезть с велосипеда и продолжить движение в качестве пешехода.

Рассмотрим интересный пример. Предположим, по тротуару едут автомобиль (в некоторых случаях это разрешено правилами) и велосипедист. Если произойдет столкновение (ДТП), то виноваты в нем будут оба участника дорожного движения. Если же велосипедист будет идти по тротуару пешком, то в ДТП он виноват не будет (не будет оплачивать ремонт автомобиля).

Таким образом, пункт 24.6 подчеркивает, что в случае ДТП на тротуаре одним из его виновников в любом случае будет велосипедист.

0.7.Выделенные полосы для велосипедистов

В 2020 году на дорогах можно встретить выделенные полосы для велосипедистов, обозначенные специальными знаками:

По этим полосам разрешено движение только на велосипедах и мопедах.

0.8.Выделенные полосы для общественного транспорта

Кроме того, в 2020 году велосипедисты могут двигаться и по выделенным полосам для общественного транспорта. Пункт 18.2 Правил:

18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
.
На полосах для маршрутных транспортных средств разрешено движение велосипедистов в случае, если такая полоса располагается справа.

Обратите внимание, велосипедист может выехать на полосу общественного транспорта только в том случае, если эта полоса обозначена одним из перечисленных выше знаков. Кроме того, не должно быть дополнительных условий, запрещающих въезд на указанную полосу.

Например, в некоторых российских городах движение организовано следующим образом. Фактически дорога имеет выделенную полосу для маршрутных транспортных средств и все участники движения это понимают. Однако с точки зрения ПДД полоса не обозначается перечисленными выше знаками. Просто при въезде на нее устанавливается знак 3.1 «кирпич».

Требования этого знака могут игнорировать только водители общественного транспорта. Остальные же транспортные средства, в том числе велосипедисты, проезжать под «кирпич» не могут.

Велосипедист на полосе для общественного транспорта

0.9.Велосипедные зоны

С 14 декабря 2018 года в правилах дорожного движения появилось понятие «Велосипедная зона». Для обозначения велозоны используются следующие дорожные знаки:

По велосипедной зоне могут двигаться не только велосипедисты, но и механические транспортные средства (автомобили). При этом должны соблюдаться следующие правила:

  • Велосипедисты имеют приоритет над автомобилями.
  • Велосипедисты могут двигаться по всей попутной стороне проезжей части, а не только у правого края.
  • Велосипедистам не запрещены поворот налево и разворот на широких дорогах.
  • Скорость движения ограничена цифрой 20 км/ч.
  • Пешеходы могут переходить дорогу в любом месте, но преимущества они при этом не имеют.

0.10.Водители велосипедов должны пропускать пешеходов на переходах

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Велосипед, также как и любое другое транспортное средство, должен снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов.

0.11.Световые приборы для велосипедов

В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:

на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);

19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.

До сих пор мне не довелось встретить ни одного велосипедиста, который бы использовал ближний свет фар или дневные ходовые огни при движении днем. В связи с этим сотрудники ГИБДД могут наложить штраф практически на любого водителя велосипеда.

0.12.Возраст для управления велосипедом

Управлять велосипедом разрешается в любом возрасте. Однако в зависимости от возраста правила движения на велосипеде различаются (речь об этом шла выше).

Движение по проезжей части дорог возможно только начиная с 14 лет.

0.13.Запреты для водителей велосипедов

  • управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
  • перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
  • перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
  • перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
  • поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах);
  • двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов);
  • пересекать дорогу по пешеходным переходам.

Из этого перечня нужно отметить следующие пункты:

1. Водителям велосипедов запрещается поворачивать налево и разворачиваться на дорогах, имеющих более одной полосы в данном направлении. Т.е. поворот налево в городе велосипедисту запрещен практически на всех крупных улицах.

Примечание. Данное требование не распространяется на велосипедные зоны, а также на дороги, где поворот налево разрешен из крайней правой полосы.

На практике можно предложить следующий выход из сложившейся ситуации. Водитель велосипеда покидает свое транспортное средство и становится пешеходом. Затем он пересекает перекресток в требуемом направлении по пешеходному переходу. После этого он вновь садится на велосипед и продолжает движение по проезжей части или обочине.

2. Запрещается буксировка велосипедами и мопедами, а также велосипедов и мопедов.

3. При управлении велосипедом не требуется специальный велошлем, однако рекомендую его приобрести всем веловладельцам. Однажды я был свидетелем того, как в достаточно безобидной ситуации мой товарищ упал с велосипеда и ударился головой (о землю, не об асфальт). Вследствие этого он получил сотрясение мозга и потерял память за последние несколько недель.

Думаю не стоит напоминать, что в случае ДТП с участием автомобиля велошлем может сохранить Вам жизнь. Так что не экономьте на собственном здоровье.

1.Распространенные нарушения правил водителями велосипедов

Самые распространенные нарушения правил водителями велосипедов — это движение навстречу транспортным средствам и движение на велосипеде по пешеходному переходу. В перечисленных ситуациях велосипедисты попросту не знают, что они стали водителями, и в душе продолжают оставаться пешеходами.

Оба перечисленных маневра чрезвычайно опасны, однако особенно сильно это относится к пересечению дороги по пешеходному переходу велосипедистом. Очень часто в подобных ситуациях погибают дети, причем водители автомобилей виноватыми не являются (они должны пропускать исключительно пешеходов, к которым велосипедисты не относятся).

Кроме того, учитывая тот факт, что велосипед может без проблем развивать скорость до 30 — 40 км/ч, велосипедисты появляются на проезжей части весьма стремительно и неожиданно. Управляя автомобилем в теплое время года необходимо внимательно следить за передвижениями велосипедистов по дороге и прилегающим к ней территориям.

2.Штрафы за нарушение правил дорожного движения водителями велосипедов

Для начала хочу отметить, что в отличие от действующих правил дорожного движения, в главе 12 кодекса об административных правонарушениях велосипед не рассматривается как транспортное средство. Об этом свидетельствует примечание к статье 12.1:

Примечание. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.

В соответствии с этим примечанием к велосипедистам не могут быть применены положения статей главы 12, относящиеся к транспортным средствам.

Тем не менее для велосипедистов предназначена особенная статья КоАП, предусматривающая штрафы за нарушение правил:

Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения

2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), —

влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.

3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, практически любое нарушение правил дорожного движения, допущенное велосипедистом, должно быть наказано штрафом в размере 800 рублей. Единственное исключение — нарушение, допущенное в состоянии опьянения. Оно наказывается штрафом в размере 1 000 — 1 500 рублей.

Однако есть в КоАП и еще одна статья, действие которой также распространяется на велосипедистов:

Статья 12.30. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего

1. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, —

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

2. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, —

влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Согласно статье 12.30, если велосипедист создаст помехи в движении транспортных средств, то он получит штраф 1 000 рублей (вместо 800, рассмотренных выше).

Ну а самое суровое наказание для велосипедиста — это штраф в размере 1 000 — 1 500 рублей, который может быть наложен в случае причинения легкого или средней тяжести вреда здоровью другого участника дорожного движения. Для получения этого штрафа нужно сильно постараться (на большой скорости не поделить дорогу с пешеходом).

Кроме того, любой штраф велосипедист может оплатить со скидкой 50 процентов.

Так что штрафы для водителей велосипедов в настоящее время не идут ни в какое сравнение со штрафами для водителей автомобилей (30 000 рублей за управление автомобилем в состоянии опьянения). Кроме того, преимущество велосипедистов на дороге состоит и в том, что за нарушение требований ПДД их штрафуют крайне редко. А это в свою очередь ведет к тому, что большинство «двухколесных» ведут себя на дороге непредсказуемо, провоцируя возникновение опасных ситуаций.

На этом рассмотрение особенностей ПДД для велосипедистов закончено. Еще раз напоминаю, что каждому велосипедисту необходимо хотя бы раз прочитать полную версию правил дорожного движения.

Ну а в завершение предлагаю Вам посмотреть короткое видео, которое наглядно демонстрирует, к чему может привести нарушение ПДД для велосипедистов:

Источники:

http://bikes.ironhorse.ru/traffic-laws/
https://veloclub34.ru/stati-i-materialy/poleznye-stati/item/127-pdd-dlya-velosipedistov-2020-2021-vyzhimka
https://autoizakon.ru/pdd/pravila-ezdy-na-velosipede
https://veloclub34.ru/stati-i-materialy/poleznye-stati/item/25-pdd-dlya-velosipedistov-2020