Передняя вилка велосипеда с амортизатором

Содержание скрыть

Как поменять жёсткую вилку на велосипеде на амортизационную

Дилеммой для многих велосипедистов является замена жёсткой вилки на амортизационную на велосипеде. В этом вопросе сложность связана не с самим процессом замены, хотя и здесь не всегда проходит всё гладко. Изначально необходимо определиться с целесообразностью выполнения такой замены, выявить все преимущества и недостатки такого действия, взвесить их и принять единственно правильное решение.

Жёсткая вилка велосипеда

Перед заменой жёсткой вилки на амортизационную необходимо взвесить все за и против

Особенности жёстких и амортизационных вилок

В конструкцию велосипеда входят различные по важности элементы. Одни играют большую роль, являются дорогими и сложными, отвечают не только за комфорт, но и за безопасность, другие элементы приносят для велосипедиста удобство, а их присутствие является необязательным. К первой категории относится велосипедная вилка. Этот элемент может быть жёстким или амортизационным. Отличия между ними существенные.

Жёсткие вилки

Жёсткая вилка существует давно, она устанавливалась на все велосипеды. И хотя такой тип механизма отошёл на второй план, но не канул в Лету. Всё-таки есть ещё велосипедисты, которые предпочитают езду именно с такой вилкой и на другой вариант несогласны. В первую очередь это касается владельцев шоссейных байков. Но этим не ограничивается сфера использования таких механизмов. Жёсткие вилки необходимо устанавливать и ни в коем случае не стоит менять на амортизационный механизм в следующих случаях:

  • езда исключительно по гладкой и идеально ровной поверхности (асфальт или тщательно укатанная грунтовая дорога);
  • спокойная езда без прыжков;
  • детский велосипед;
  • преодоление небольших расстояний;
  • желание кататься с лучшим накатом;
  • стремление обладать практичным и недорогим в обслуживании велосипедом.

Как видите, не всегда является актуальной установка амортизационной вилки вместо жёсткой. При использовании механизма такого типа рекомендуется кататься на широких покрышках. Именно такое сочетание вилки и резины часто встречается на городских велосипедах, что делает их практичными и красивыми. Те вибрации, которые будет пропускать вилка, поглотятся за счёт широкой резины, следовательно, покатушки будут комфортными в любом случае.

Жёсткие вилки велосипедов

Жесткая вилка удобна при езде исключительно по гладкой и идеально ровной поверхности

Амортизационные вилки

Но резина не может сгладить все неровности, поэтому есть смысл установить амортизационную вилку. С таким элементом повышается управляемость, езда становится более комфортной и появляется возможность преодолевать большие расстояния. Но здесь не всё так гладко. Недостатки у таких механизмов имеются и не так мало, как хотелось бы:

  1. Стоимость подобных механизмов высока и не для каждого доступна. Есть, конечно, дешёвые модели, но они являются недолговечными и недостаточно эффективными.
  2. Амортизационная вилка требует частого обслуживания, замены пыльников, смазывания и замены масла.
  3. Усложнённое педалирование во время катания по ровной дороге.
  4. Увеличение веса велосипеда.

Несмотря на все эти недостатки, амортизационные вилки обладают внушительным списком преимуществ, которые, собственно, и подкупают многих велосипедистов.

  • уверенное торможение и минимальная вероятность перелететь через руль;
  • улучшенное преодоление неровной дороги;
  • снижение усталости рук;
  • повышение комфорта передвижения.

Амортизационные вилки велосипедов

Амортизационная вилка повышает управляемость и делает езду более комфортной

Рассуждения на тему

Если у вас всё ещё остались сомнения по поводу того, нужна ли амортизационная вилка на велосипеде или более удачным выбором станет жёсткая модель, то стоит ознакомиться с нашими рассуждениями на эту тему.

Велосипедисты, которые ориентируются на жёсткую вилку, но при этом не планируют кататься исключительно по ровной поверхности, должны обратить внимание на модели с изгибом. Прямолинейная модель в этом случае не подходит, поскольку она будет передавать все вибрации, даже от малейшего камушка, на руки и плечи. Вилка с изгибом будет пружинить и смягчать вибрации.

Если ваш выбор падает на амортизационную вилку, то придётся серьёзно растратиться. На дешёвые модели даже не стоит обращать внимания, поскольку ничего, кроме головной боли, они вам не принесут. Для путешественников необходима вилка с функцией Lock out. Такой механизм можно активировать на неровной дороге и выключать при передвижении по ровной поверхности.

Амортизационная вилка велосипеда

Для путешественников идеальный вариантом будет вилка с функцией Lock out

Главные моменты выбора

Чтобы сделать правильный выбор вилки, необходимо ответить на несколько несложных вопросов.

  1. Насколько большим является ваш бюджет. Учитывать стоит не только саму покупку механизма, но и его дальнейшее обслуживание, которое потребует финансовых расходов. Если финансовые возможности не так безграничны, как хотелось бы, то нужно, без сомнений, выбирать самую обычную стальную вилку. В конце концов, она на протяжении десятилетий служила человечеству, никто особо не жаловался и не отказывался от длительных путешествий только из-за того, что его байк амортизированный не так, как нужно.
  2. По сути, амортизация остро необходима только для активного катания по явному бездорожью и путешествий по горам. Для ровных дорог такие излишества совершенно ни к чему.
  3. Ленивым велосипедистам нельзя устанавливать амортизационную вилку, поскольку отсутствие регулярного ухода приведёт к быстрому выходу из строя такого дорогостоящего элемента. Совсем по-другому обстоит дело с жёстким механизмом — он совсем не нуждается в обслуживании и будет исправно работать на протяжении всего периода эксплуатации велосипеда.
  4. Установка амортизации увеличивает вес байка. Насколько важным является для вас этот момент? Ведь он влечёт за собой тяжёлый разгон, тугое торможение и более сложное передвижение по ровной поверхности. К тому же иногда приходится переносить велосипед на себе.

Как видите сами, не всегда то, что дорого и ново, является преимущественным. Иногда старые изобретения оказываются предпочтительными. А может быть, что замена жёсткой конструкции вилки на амортизационную на вашем велосипеде и совсем не нужна. В любом случае этот шаг требует серьёзного обдумывания, взвешивания положительных и отрицательных сторон.

Прокручиваются педали на велосипеде

Определить, почему прокручиваются педали на велосипеде, поможет тщательный осмотр шатунно-педального узла такого транспортного средства. Замена изношенных деталей позволит вернуть байку работоспособность.

Как поменять подшипники на роликах

Как поменять подшипники на роликах

Цепь на велосипеде

Вы являетесь гордым владельцем горного велосипеда? А цепь на нём вы сможете поменять, отрегулировать или укоротить? С этой работой должен уметь справляться каждый велосипедист.

Нюансы настройки preload на вилке велосипеда, выбор подходящего метода

Ремонт

Решив увлечься велоспортом, нужно понимать, что транспортное средство потребует постоянных трат. В особенности следует уделить внимание амортизационной вилке. При выборе этой важной детали нельзя экономить, поскольку именно от ее качества зависит комфортность передвижения. Установка и настройка preload на вилке велосипеда — довольно простой процесс, если знать некоторые нюансы и принципы регулировки амортизатора. При необходимости всегда можно воспользоваться инструкцией.

Нюансы регулировки мягкости вилки

Благодаря настройке вилки велосипеда возможно выставить жесткость амортизатора. В нормальном состоянии выравнивающий механизм приглушает колебания, сохраняя тем самым твердость пружины на ровных участках дороги. Preload (предварительная нагрузка) — это часть регулировки пружины в вилке, созданная специально для настройки амортизатора в статическом положении. Она также называется негативным ходом пружины. Обычно последняя имеет 2 граничных состояния:

  • полностью расслабленное;
  • полностью сжатое.

Прелоад — важный элемент настройки на вилке велосипеда. Однако он работает не во всех деталях, во многих моделях preload — это не более чем надпись. При выборе вилки нужно учитывать не только тип амортизатора, но и стиль езды и вес велосипедиста. В руководствах к изделиям всегда имеется таблица с указанием рекомендуемого веса ездока. Однако данные, которые они содержат, часто оказываются недостоверными.

Суть регулировки жесткости амортизатора заключается в изменении расстоянии между высшей и низшей точкой наибольшего давления. Можно выделить 3 вида нагрузки на вилку:

  1. Минимальная. В данном случае ход вилки отличается чрезмерной мягкостью, в результате чего при езде из-за резких колебаний пружин во время кручения педалей велосипедист испытывает дискомфорт. Особенно тяжело при преодолении таких участков дорог, как кочки и выбоины.
  2. Высокая. Велосипедная вилка отличается повышенной жесткостью, при этом длина хода составляет не более 50 % от первоначального. Крупные препятствия при такой нагрузке преодолеваются с легкостью, а вот мелкие неровности обрабатываются значительно хуже, вследствие чего велосипедист испытывает выраженный дискомфорт.
  3. Верная. Единственный правильный вариант, при котором задний амортизатор полностью настроен. В этом случае механизм эффективно отрабатывает удары, обеспечивая транспорту отличную динамику. В идеале после посадки на велосипед остается от 75 до 90 % хода вилки от ее расстояния в состоянии без нагрузки.

Выбор типа настройки хода в первую очередь зависит от типа амортизатора:

  1. Пружинный. Измерения осуществляются вручную, при помощи специального регулятора. При замене пружины нужно выбирать модели с обратной величиной нагрузки.
  2. Воздушный. Ход вилки регулируется изменением давления в позитивной камере.
  3. Пружинно-воздушный. Жесткость настраивается через камерное давление.

Проверить степень жесткости амортизатора можно как в статическом состоянии велосипеда, так и сидя на транспорте или крутя педали.

У мастеров часто спрашивают, как отрегулировать амортизаторную вилку. Передний амортизатор представляет собой механизм для смягчения хода при передвижении по неровной дороге и обработке ударов при скачках. Подстроить его под свой вес можно путем выставления сэга в 15–20 % от хода подвески. Сэг — это разница в ходе подвески между велосипедом с сидящим человеком и пустым байком, то есть он показывает степень проседания вилки.

Определить сэг и давление можно, если установить полный ход и максимальную скорость сжатия, а также убедиться, что блокировка отключена. Затем остается выполнить несколько простых шагов:

  1. На ноге вилки крепится кольцо или стяжка из пластика или резины.
  2. Ездок садится на велосипед, проезжает на нем несколько метров. При этом вилка сжимается на определенную величину.
  3. После остановки стяжка сдвигается вниз с сальника, велосипедист осторожно встает с сидушки.
  4. Вилка возвращается в первоначальное положение, стяжка оказывается на определенном расстоянии от сальника. Именно это расстояние считается показателем сэга.

Слишком мягкая регулировка вилки на велосипедах может негативно отразиться на динамике транспортного средства.

1 — нагрузка минимальная, вилка мягкая, 2 — высокая жесткость, 3 — правильная настройка Пружинный амортизатор Воздушный Пружинно-воздушный

Типы компрессии передней подвески

Компрессия — это один из главных показателей состояния переднего и заднего амортизатора велосипеда, позволяющий менять скорость сжатия вилки для равномерного хода и плавного отскока. Именно с помощью данной настройки определяется то, насколько быстро амортизатор будет обрабатывать неровности, встречающиеся на дороге. Профессиональные модели передней вилки оснащены тремя вариантами компрессии:

  1. Низкоскоростной. Главная функция — снижение чувствительности на дорогах с мелкими выбоинами. Эффективно гасит сильные удары, убирает нежелательное раскачивание при кручении педалей и рывки во время остановки.
  2. Высокоскоростной. Отвечает за снижение ударных нагрузок на колесо, раму и сиденье. Настраиваемая вилка позволяет преодолевать средние и крупные неровности на высоких скоростях. Она замедляет ход амортизатора на приземлении, благодаря чему велосипед не подпрыгивает. Является отличным вариантом на переднюю вилку, используемую в условиях экстремальной езды.
  3. Блокированием. Такая функция 100 % жесткости предназначается для перемещения по идеально ровной дороге.

На некоторых моделях, оснащенных воздушной пружиной, давление в разных камерах может регулироваться по-отдельности.

Настройка скорости отбоя амортизатора

Скорость отбоя (отскока) амортизатора является важным параметром, характеризующим скорость вращения вилки. Настройка отскока на ходу осуществляется следующим образом:

  1. Находят неровную тропу.
  2. Выставляют регулятор на максимальный отскок.
  3. Разгоняются и во время езды оценивают степень отбоя в руль. Нужно полагаться на собственные ощущения.
  4. Подкручивают регулятор, выбирая плюс или минус, пока биение не прекратится.

Скорость отбоя амортизатора подстраивается индивидуально, с учетом выбранного стиля катания:

  1. При спокойной езде по асфальту отбой можно полностью закрутить, чтобы не создавались лишние вибрации.
  2. При катании по грунтовке и пересеченной местности скорость отбоя нужно открутить. Это позволит вилке оперативно отрабатывать неровности, встречающиеся на пути.

Если амортизатор не работает как положено, то можно доверить настройку специалистам, которые сделают все максимально качественно и быстро. Не стоит заниматься ремонтом самостоятельно при отсутствии хотя бы минимальных знаний. Ведь только комфортная езда с правильно настроенным амортизатором способна доставить удовольствие.

Видео

Как снять, разобрать и смазать вилку велосипеда

Если вы не знаете как снять и разобрать амортизационную вилку горного велосипеда для обслуживания, ремонта или ее замены, то эта статья вам поможет узнать что для этого нужно, и как это сделать в домашних условиях. Так же здесь будут рассмотрены такие вопросы: как и чем смазать переднюю вилку, периодичность обслуживания и прочие советы по данной теме. Все это будет представлено в виде подробной инструкции с картинками для каждого действия, а также подобрано видео по разборке амортизационной вилки велосипеда. В данной статье мы разберем пружинно-эластомерную вилку RST GILA 100 mm с креплениями под дисковый тормоз.

Зачем снимать и разбирать вилку велосипеда

Вилка велосипеда, как и все остальные компоненты, могут подлежать замене, ремонту или обслуживанию. Поэтому прежде чем приступить к данным процедурам, нам необходимо снять ее с велосипеда, а в некоторых случаях и разобрать амортизатор по запчастям. В каких же случаях нам придется ее снимать? Прежде всего — это при ее замене на другую. Во вторых – может понабиться замена подшипников и/или опорных чашек, нанесение нового смазочного материала, а также, бывают случаи, когда необходимо выравнивать рулевую трубу или производить другие ремонтные работы.

Разобрать амортизатор вилки велосипеда чаще всего приходится для замены смазки или износившихся компонентов. Например, такими могут быть сальники (манжеты) и т.д.

Как снять велосипедную вилку

Ниже будет представлена подробная инструкция по демонтажу передней амортизационной вилки с поясняющими картинками.

  1. Первым делом выполняем подготовительные работы, а именно откручиваем все, что крепиться к вилке. В нашем случае это калипер тормозной системы, а также гидролиния передних дисковых тормозов, которая крепится зажимом к штанам вилки. Если у вас установлены тормоза типа V-brake, то демонтируем их. Это также касается датчика скорости, идущего от велокомпьютера, переднего крыла и т.д.Демонтаж калипера передних тормозовОткручиваем крепление гидролинии
  2. Откручиваем болты, фиксирующие вынос на рулевой трубе, а затем выкручиваем болт якоря вилки велосипеда.Выкручиваем болтыВынос без болтов
  3. Аккуратно снимаем руль вместе с выносом и опускаем его вниз. На данном этапе следует действовать аккуратно, дабы не повредить гидролинии или случайным ударом металлических частей руля о раму не поцарапать последнюю.Снимаем руль
  4. Снимаем проставочные кольца и направляющую гильзу (конус). Для этого аккуратно поддеваем ее небольшой плоской отверткой в районе пропила. Затем достаем верхнее кольцо качения, и верхний подшипник. Все данные действия иллюстрированы картинками ниже.Рулевая труба без проставочных колецСнимаем направляющую гильзуДемонтаж верхнего кольцаВилка без верхнего кольцаДемонтируем верхний подшипник
  5. Все операции выполнены и теперь можно аккуратно извлекать рулевую трубу из стакана. После этого нам осталось достать подшипник, нижнее кольцо качения и снять переднее колесо. Для этого мы ослабляем эксцентрик или откручиваем фиксирующие болты (в зависимости от типа крепления). На этом процесс снятия вилки велосипеда завершен.Снимаем вилку и достаем подшипник и нижнее кольцоВилка велосипеда

Как разобрать амортизационную вилку велосипеда

После того как мы сняли амортизационную вилку с велосипеда, со всех вышеперечисленных компонентов, а именно подшипников, чашек и колец качения, а также рулевой трубы и других участков следует удалить старую отработанную смазку. Наносить новую пока не стоит, ее мы добавим на стадии установки вилки обратно в стакан.

Далее приступим к разборке амортизатора для дальнейшей замены смазки.

  1. Переворачиваем вилку и откручиваем крепежные болты.Откручиваем крепежные болты
  2. Снимаем штаны с ног вилки. В случае необходимости извлекаем сальники.Снимаем штаны вилки
  3. Удаляем отработанный смазочный материал со всех доступных поверхностей. Данную процедуру можно оставить на потом и выполнить после полной разборки, но предпочтительней это сделать сразу, дабы избежать масленых следов на одежде, инструменте и т.д. Не забываем удалить грязь и смазку с манжет вилки велосипеда, а также внутри самих штанов.Удаляем грязь и смазку с манжет
  4. Затем снимаем нижние ограничители хода и упоры ограничителей. Для этого прилагаем небольшое усилие и стягиваем их со штоков.Удаляем смазку и снимаем упоры и ограничители хода
  5. Откручиваем регулировки на каждой из ног вилки. Они откручиваются при помощи специального ключа, которого у нас, к сожалению, не было. Поэтому нам пришлось сделать самим самопальный ключ для этих дел. Фотку мы приложим ниже, вдруг кому пригодится. Достаем пружины с крышками и эластомерами, а также два штока (по одному из каждой ноги).Откручиваем регулировкиДостаем регулировкиВыталкиваем пружинуВилка в разбореПриспособа для откручивания регулировок
  6. Удаляем старую смазку со всех поверхностей вилки.

На этом процесс разборки амортизатора вилки велосипеда закончен. Далее следует нанести новую смазку. Что можно использовать в качестве смазки мы рассмотрим ниже.

Чем и как можно смазывать амортизационную вилку велосипеда

Для смазки всех узлов передней вилки велосипеда, включая как амортизатор, так и подшипники рулевой трубы, я использую смазку Литол-24. Есть мнения, что она негативно влияет на алюминиевые детали при попадании влаги. Но используя ее на протяжении пяти сезонов, никаких негативных последствий замечено не было. К преимуществам данной смазки можно отнести хорошую устойчивость к температурам. Она не густеет как на сильном морозе до -50 С, так и при сильной жаре (до 150 С).

Литол-24

Многие советуют заливать в штаны вилки жидкие машинные масла, масло для швейных машинок и прочие. Лично на моем опыте было замечено ухудшение работы амортизатора вилки (наблюдались рывки при сжатии и отскоке пружины). Да и если бы жидкие масла работали лучше, производители заливали бы их изначально, чего они не делают.

Чем смазывать вилку велосипеда мы разобрались. Далее рассмотрим как это делать. Наносим смазку на пружину с избытком (втрамбовываем смазочный материал между колец пружины), лишняя выйдет через отверстие под шток и в случае избытка ее в штанах, выдавится через сальниковые уплотнения (но перебарщивать тоже не стоит). Также наносим смазку в пазы манжет и добавляем в штаны вилки. Тонким слоем смазываем все трущиеся детали.

Перед установкой вилки в стакан не забываем смазать подшипники, кольца и чашки.

На этом процесс смазки окончен и можно перейти обратно к сбору и установке велосипедной вилки.

Как собрать и поставить вилку обратно

Процесс сборки и установки амортизационной вилки велосипеда выполняется в обратной последовательности. Единственное, что следует тщательно и внимательно выполнять данную операцию во избежание неверной установки компонентов. После того как вы установили собранную вилку обратно на велосипед, закрепили вынос руля, обязательно проверьте отсутствие люфтов рулевой трубы в стакане рамы. Если они наблюдаются, то перед поездкой обязательно их устраните.

После того как вы все установите и начнете кататься, первое время будет наблюдаться обильное выделение смазки через манжеты штанов велосипедной вилки. Не переживайте, это нормально. Со временем лишнее масло выдавится, и данный процесс прекратится. В это период не ленитесь, и не забывайте стирать избытки смазочного материала после каждой поездки.

Периодичность обслуживания вилки

Периодичность замены смазки вилки велосипеда не в последнюю очередь зависит от дорожного покрытия, по которому вы катаетесь. Если на ваших маршрутах присутствует обилие пыли, грязи, песка и прочего абразивного материала, то частоту обслуживания следует увеличить. Здесь мы приведем средние цифры, по истечению которых следует выполнять техническое обслуживание.

Приблизительно каждые 700-800 км следует разбирать и смазывать сальники, а каждые 4000-5000 км перебирается и смазывается вся вилка целиком.

Видео по теме


Заключение

Как вы могли заметить, снять, разобрать и смазать амортизационную вилку горного или городского велосипеда в домашних условиях не так уж и сложно. Главное отнестись к данному процессу ответственно и делать все последовательно. Чем лучше вы будете ухаживать за своим железным конем, тем дольше он вас будет радовать своей безотказной работой.

Вилка и задний амортизатор у велосипеда

Вилка – вторая по важности деталь после рамы и по цене, и по стоимости, и по весу. От качества вилки зависит, насколько удобным будет катание. Важны не только амортизационные свойства, но и гибкость настроек, соответствие типа и класса стилю катания. Например, жёсткая пружинная вилка отлично подходит для катания в городе, но кратковременный выезд в лес может оказаться фатальным и для механики, и для велосипедиста.

велосипедная вилка

Типы амортизационных вилок

Пружинные

Базовый уровень амортизационных вилок. Ставятся на дешёвые модели велосипедов, и в рознице продаются по остаточному принципу. Они обычно используются в качестве запасных частей для ремонты. Из-за своей конструкции не выполняют роли демпфера, пропуская мелкие неровности в полном объёме.

В основе такой вилки — обычная пружина, закрытая в шатуне под резиновой или иной защитой. Обычно собирается достаточно грубо и в процессе эксплуатации портится от попадающей грязи. Возможности для обслуживания невелики — обычно только замена самой пружины. Настроек тоже не бывает, только блокировки.

Рекомендуется для начального уровня или в ситуациях, когда другие варианты недоступны по финансовым или иным причинам.

Пружинно-эластомерные

Механикой не отличаются от предыдущих, но вместо пружины используется полимерный стержень, выполняющий функцию демпфера. К сожалению, всё зависит от свойств материала, но обычно они далеки от совершенства. Амортизационная функция ненамного заменяется демпферной, сохраняя общий низкий комфорт от использования вилки.

Пружинные и эластомерные передние вилки не рекомендуются для использования зимой, так как деградация свойств на низких температурах слишком сильна.

Воздушные

Конструкция с исключительно воздушной амортизацией очень выгодна и в плане стоимости, и в плане обслуживания. Сжатый воздух, накачиваемый насосом в герметичную камеру, работает и как амортизатор, и как очень хороший демпфер. Катание очень комфортное, сравнимое со многими более дорогими конструкциями, но в случае покупки горного велосипеда стоит выбирать более выносливый механизм.

Минус воздушных — подготовка и срок эксплуатации. Настройка производится только давлением в камере, поскольку она достаточно узка, подкачивать приходится очень часто, да и общий срок службы такого механизма, особенно при агрессивном катании, невелик.

Масляно-воздушные

В масляно-воздушных вилках функции амортизатора и демпфера разделяются между воздушной камерой и масляным картриджем. Если поведение воздушной «пружины» понятно и аналогично воздушной вилке, то от масляного блока зависит очень многое. Основной выбор идёт по строению картриджа и марке масла.

Такой тип конструкции отлично подходит для кросс-кантри и постоянного катания, но пасует при больших нагрузках на горных спусках. Кроме того, срок службы ожидаемо ниже, чем у пружинных механизмов.

Масляно-пружинные

Признанный профессиональный тип передней вилки — устройство, сочетающее масляный картридж и стальную пружину. Именно такие вилки стоят на лучших спортивных велосипедах, но, в зависимости от стоимости, масляно-пружинные конструкции заменяются на масляно-воздушные.

Обычно возможности для настройки ниже, чем у воздушных, но пружина, особенно из современных материалов, позволяет работать очень долго и с требуемой жёсткостью.

И масло, и амортизационные пружины прошли огромный путь совершенствования и вместе дают наилучшее спортивное сочетание. На текущий момент возможных конкурентов велосипедная индустрия этой комбинации предложить не может.

Основные детали велосипедной вилки

Условно переднюю вилку можно разделить на четыре составляющих блока:

  • амортизатор – часть, принимающая на себя основную нагрузку по амортизации неровностей и хода велосипеда, в части моделей это пружина, в другой – герметичная камера;
  • демпфер – амортизация мелких неровностей, которые должны быть отработаны быстро;
  • корпус – то, что несёт основную нагрузку: рулевая труба, внутренние трубы (шатуны), корона,соединяющая рулевую и внутренние трубы, ноги (нижний амортизационный блок, в который входят шатуны), горилла (перемычка, соединяющая ноги);
  • фурнитура – переключатели и настройки на короне, ногах, набор креплений для оси колеса и тормозов, пыльники и манжеты для защиты механизмов.

из чего состоит велосипедная вилка

Детали велосипедной вилки

Настройка

Набор настроек зависит от типа и производителя. Рассмотрим все возможные. Единого типа переключателей так и не выработано, потому настраивать каждую переднюю вилку придётся по инструкции производителя.

LockOut – блокировка хода

Блокировка есть практически на любой вилке. Этот переключатель используется чаще всего не при подготовке, а в процессе катания, например, перед горкой или скоростным участком на асфальте. Злоупотреблять функцией не стоит. Значительно сэкономив силы, легко получить серьёзный удар по рукам на малейшей кочке и сломать при этом переключатель. Кроме того, для велосипеда такой ход тоже не сулит ничего хорошего.

Preload – предварительная нагрузка

Предварительная нагрузка обычно настраивается внешним переключателем, но бывает (на самых дешёвых и самых дорогих моделях) — простой заменой пружин. Влияет на амортизацию, а конкретно — на реальную жёсткость пружины, путём её докручивания. В спортивных комплектах при настройке заменой пружины различный уровень жёсткости отмечается цветом.

Compression & Rebound – скорость сжатия и возврата

Настройка встречается у вилок хорошего уровня. Отвечает за скорость возврата и сопротивление сжатию переключатель обычно с двух сторон — на ногах. Чаще всего регулируется именно возврат — для прыжков и даунхилла помедленнее, чтобы не вылетала быстрее, для катания побыстрее, дабы не терялось сцепление, и энергия педалирования не уходила в перекос рамы.

Extension control – длина хода

Расширенный вариант блокировки — добавляются несколько позиций, фиксирующих уход по определённой длине. Например, на уровне 100 мм при максимальном ходе в 150 мм для прямых участков вместо прыжков. Риски использования таких переключателей аналогичны блокированию. При активной нагрузке переключатель можно сломать. В любом случае, настройка востребована достаточно мало, поэтому она встречается только на единичных моделях.

Какой ход вилки мне требуется?

Лучший выбор — 100 мм. Золотой стандарт почти для всего.

Допустимы колебания в пределах +/- 20 мм хода. Если вы катаете что-то другое, то вы уже понимаете, зачем Вам нужна вилка с большим ходом. Есть еще 80 мм, но это про бюджетные и подростковые модели. А вы же помните, что бюджетные вилки не работают.

Ригидные вилки

Ригид (от англ. rigid — твёрдый) — тип велосипеда, не имеющий ни переднего, ни заднего амортизатора. Это самая старая классическая конструкция велосипеда, имевшая массовое распространение вплоть до глобальной мтб-революции, начавшейся в конце 70-х.

ригидные вилки

Две разных ригидных вилки

Следовательно и вилка на таком велосипеде — ригидная. Изготавливаются они самых разных форм и самых разных материалов. Наиболее распространенные: алюминиевые, стальные и карбоновые.

Плюсы жесткой вилки:

  • Улучшается чувство велосипеда, особенно в сочетании с контактными педалями – велосипед становится прямым продолжением ваших конечностей;
  • Снижается паразитивная вертикальная раскачка;
  • Функция блокировки амовилки также гасит раскачку при движении по гладкой поверхности, однако часто остается небольшой неблокируемый ход, да и функция блокировки отсутствует в дешевых амовилках;
  • Цена и вес жесткой вилки ниже;
  • Отсутствует необходимость обслуживать жесткую вилку.

Минусы жесткой вилки:

  • Затруднено управление на сильном бездорожье, особенно у новичков;
  • В случае с жесткой вилкой необходимо амортизировать неровности руками, что требует определенной привычки и правильной посадки. Если локти будут полностью выпрямлены – смягчать удары станет затруднительно. Видео призвано разрушить стереотипы незаменимости мтб-велосипедов на бездорожье. Дисциплина — циклокросс;
  • Карбоновые жесткие вилки боятся сильных боковых ударов и сколов.

Какие бывают жесткие вилки?

Алюминиевые

Наиболее распространенный и доступный сегодня материал, используется для изготовления рам и вилок большинства современных велосипедов начальной и средней ценовой категории. Алюминиевые вилки легкие, жесткие и лучше всех передают все вибрации и удары, поэтому постарайтесь не брать алюминиевую вилку!

Стальные

Сталь гораздо пластичнее алюминия, поэтому намного лучше гасит вибрацию. Из минусов можно отметить самый высокий вес и повышенную подверженность коррозии. От тяжелых стальных рам и вилок дешевых «ашан-байков» лучше держаться подальше, а вот легкие Cr-Mo стальные вилки (хромоль) и рамы являются общепринятым стандартом у велотуристов: хорошее смягчение вибраций, гарантированная надежность и разумный вес за разумную цену.

Титановые

Один из самых дорогостоящих материалов наряду с карбоном, самый легкий среди металлических аналогов, отлично гасит вибрации, не боится коррозии и очень прочен. Не требует покраски, выглядит отлично. Титановые вилки, рамы и багажники очень ценятся в среде велотуристов за наибольшую надежность и легкость. Минус один: высокая цена и малое распространение. Часто делают титановые конструкции под заказ.

Карбоновые

Материал нового поколения: самый легкий, отлично гасит вибрации. Используется в профессиональных велосипедах, начиная от шоссейников и заканчивая даунхиллом. Надежен при «правильных» нагрузках, однако хрупок к ударам камнями, при падениях, боится сколов.Все гайки и зажимы нужно затягивать крайне аккуратно, чтобы не поломать место крепления.

Тем не менее, технологии производства карбоновых деталей постоянно совершенствуются, многие велолюбители по достоинству оценили карбоновые детали. Большое значение имеет производитель этого карбона – на видео можно посмотреть видео о прочности брендовой карбоной рамы, в то время как качество китайского карбона вам не никто не обещает.

Задняя подвеска на велосипед

Задняя подвеска на велосипед представляет собой систему из пружины (рессора) и элемента, который демпфирует колебания — демпфера. Рессора – это металлическая пружина, либо, если принципиален небольшой вес велосипеда — воздушный картридж.

задний амортизатор велосипеда

Так выглядит задний амортизатор велосипеда

Пружины из металла применяются в случаях, когда необходима быстрая реакция конструкции при движении с высокой скоростью, т.к. они обладают способностью к мгновенному сжатию и распрямлению. В качестве демпферов используется масляный либо воздушный картридж. По типу картриджа задние подвески разделяют на воздушно-масляные и пружинно-масляные.

Масляный картридж замедляет скорость реакции амортизатора на нагрузки. Качество демпфирования – основная характеристика, по которой качественные велосипеды отличаются от более дешевых. В дорогих моделях может присутствовать система регулировки скорости реакции амортизатора.

Типы задней подвески

Задние подвески бывают трех типов:

  1. Консольная подвеска – самый первый из появившихся типов амортизационных систем. Она представляет собой конструкцию из маятника, прикрепленного к раме одной осью и непосредственно соединенного с амортизатором. Такая система легко изготавливается и обладает хорошей функциональностью. Однако у нее небольшой ход по сравнению с остальными (около 200 мм).
  2. Многорычажные подвески отличаются способом соединения маятника с амортизатором. Для этого служит система рычагов на шарнирах, которая у каждого отдельного производителя может быть своя. Такие конструкции сложнее изготовить, они удорожают весь велосипед и быстро разбалтываются – но дают гораздо больший ход подвески, чем консольные.
  3. Тип «треугольник» отличается от двух предыдущих расположением трансмиссии, которая целиком прикреплена к заднему маятнику, и за счет этого остается упругой при движении. Этот тип очень распространен в настоящее время.

Ход подвески

От того, какую величину хода имеет задняя подвеска на велосипед, зависит, насколько «мягким» он будет при движении, а также – насколько трудно будет его разгонять на подъемах и при обычном горизонтальном движении. В велосипедах для кросс-кантри она составляет меньше 130 мм – что делает чувствительными удары от неровностей, но позволяет легко взбираться на подъем.

Модели, предназначенные для экстремальной езды, скоростных спусков и больших прыжков, имеют величину хода больше 150 мм. Такая конструкция снимает лишнюю нагрузку с суставов и позвоночника – но делает затруднительной езду по ровной дороге.

В среднем, если вы хотите совмещать и обычные поездки по пересеченной местности, и не очень крутые спуски и подъемы в гору – лучше выбирать подвеску с ходом от 130 до 150 мм.

Как выбрать велосипедную вилку и на что смотреть

Цена: Почему хорошие вилки дорого стоят мы уже рассказали. Если вы откатались на велосипеде и уже убили свою эластомерку, а кататься вам хочется много, и вам это нравиться- покупайте хорошую вилку. По цене это будет тоже самое, что 2-3 раза купить плохую, а срок эксплуатации у хороших вилок при правильном уходе значительно дольше.

Про комфорт, и другой мир возможностей катания мы тоже уже говорили. Если вы просто катаетесь по парку и вас все устраивает, расти вы не хотите- чините эластомерку. Если у Вас уже стоит хорошая вилка, но хочется еще более хорошую – и вы не знаете, куда еще потратить денег- можете вложиться в апгрейд, но при этом вы должны четко понимать, что оно вам дает, и зачем вам облегчать велосипед на эти 200 грамм за N долларов.

размеры велосипедных вилок

Распространенные размеры велосипедных вилок

Если вы намерены участвовать в гонках, хорошая и дорогая вилка поможет вам в чем-то выиграть

Стиль катания: тут есть две опции: для езды и для более агрессивной езды с прыжками. В горах нужна хорошая вилка, на грунтах нужна хорошая вилка, при прыжках хорошая амортизация не заменима. И техника. Если не уметь технично ездить- вилка не решает. Но если ее нет, технично ездить очень сложно. Поэтому, выбирая вилку, вы же, уже понимаете, где и как вы хотите ездить. Если еще не понимаете- берите хорошую вилку начального уровня, в случае чего- продадите и купите уже то, что вам надо.

Вес наездника: Если вы весите в рамках среднестатистической нормы- особых проблем не будет. Если вы легки и хрупки- вилки с воздушным поршнем дают возможность настроить вес под себя.

Если ваши 100 кг бодро перемещаются с большой скоростью вниз по камням, облегченные вилки с тонкими ногами не покупайте. Надо выбирать модели, которые имеют большой запас механической прочности.

Обычно, вилки рассчитаны на максимальное значение в 110 кг, поэтому, обязательно изучите эти параметры перед покупкой. Нужно брать толстые ноги, контролировать жесткость, правильно накачивать, главное, что бы она не пробивалась( ситуация, когда вилка вжимается полностью и в конце можно услышать характерный звук удара ног об неподвижные части, ситуация чревата тем, что можно повредить внутренности вилки, а ремонтировать ее сложно и дорого, и не всегда возможно).

Популярность и легкость в обслуживании: странный критерий, но пока, в наших условиях, дорогие вилки к нам завозят редко, а специалистов, которые могли бы их чинить- не так много. По этому, старайтесь выбирать популярные модели, таким образом вы гарантируете себе, что в случае чего найдете мастера который такую вилку видел и умеет, и запчасти к ней можно будет купить у нас в стране.

Источники:

https://aktsport.ru/velosiped/pomenyat-zhyostkuyu-vilku-na-amortizatsionnuyu.html
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/275-nastroyka-preload-na-vilke
https://pro-veliki.ru/remont-i-obsluzhivanie/kak-snyat-razobrat-i-smazat-vilku-velosipeda.html
http://velomozg.com/vilka-i-zadnij-amortizator-u-velosipeda

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector