ПДД для велосипедистов в России
95% велосипедистов не знают, что на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данную сторону, нельзя поворачивать налево или разворачиваться. По пешеходным переходам переезжать дорогу тоже было нельзя, но про это 95% узнали только в день отмены этого правила, заметив его только по самому факту его отмены. Да и с ездой по тротуару была та же петрушка. А ехать навстречу движению, примерно как кегли по обочине, на велике таки нельзя. И ездить без включенной спереди фары (!) нельзя, а ночью — без красной сзади. И синие/зеленые/фиолетовые/мигающие огоньки ставить нельзя. И не держаться за руль хотя бы одной рукой нельзя. И в стайки, количеством более десяти собираться тоже нельзя. Ну, и звонок-таки необходим. Такие дела.
И это грустно. Сесть на велосипед может каждый, кто обзавёлся двухколёсным другом и научился педалить. Чтобы водить велосипед, сдавать экзамены в ГАИ не нужно. Отсюда и повальная безграмотность велосипедистов.
Поэтому неплохо бы разобраться с тем, как и где можно ездить на велосипеде согласно ПДД.
- Общие положения ПДД
- Где можно ездить на велосипеде?
- Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?
- Как и когда нельзя ездить на велосипеде?
- Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?
- Штрафы для велосипедистов
Общие положения ПДД
Разберёмся с основополагающими понятиями.
Велосипед согласно пункту 1.2 ПДД РФ:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Пешеход — это лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.
Проезжая часть — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части, или отделенный от нее газоном.
Очень важно запомнить, что велосипед является транспортным средством. Это значит, что все пункты ПДД, касающиеся транспортных средств, касаются и велосипедистов.
Обязательные требования к велосипедисту
К водителю велосипеда каких-то особых требований нет. Шлем, как мотоциклистам, одевать не надо. Но для личной безопасности всё же стоит обзавестись.
Перед выездом велосипедист, как и водитель любого транспортного средства, обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Какие сигнальные огни должны быть на велосипеде
В темное время суток на велосипеде должны быть включены фары или фонари, а в светлое время суток ближний свет фар или дневные ходовые огни:
19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
А вы включаете переднюю фару на велосипеде днём? Я, честно, нет. Хотя задумывалась об этом. Ведь в ПДД написано «транспортное средство», а велосипед, как мы разобрались в самом начале, тоже транспортное средство. А ведь сотрудник ГИБДД может и штраф влепить.
Внимание! Запрещается движение при не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Где можно ездить на велосипеде?
- По велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
- По правому краю проезжей части.
- По обочине.
- По тротуару или пешеходной дорожке.
При чем пункты взаимоисключаемы. Т.е. если есть велосипедная дорожка, а вы едите по правому краю проезжей части, то это нарушение ПДД. Обратите внимание, что по тротуару разрешается ехать лишь в крайнем случае. А в повседневной жизни часто происходит наоборот.
Велосипеды должны двигаться только в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Нужно ли велосипедисту показывать сигналы поворота?
Да.
Вот что говорится по этому поводу в ПДД:
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Как показать сигналы поворота рукой
Я видела, что некоторые велосипедисты устанавливают световые индикаторы поворотников с переключателем на руле. Обычно индикаторы крепятся под седло. Но я бы не ленилась показывать повороты рукой — какой процент автомобилистов ожидает увидеть у велосипедиста сигнал поворота под седлом?
Как и когда нельзя ездить на велосипеде?
К езде на велосипеде относятся все запреты на управление автомобилями (нетрезвое состояние, нарушение режима отдыха, разговоры по телефону и тд) + нельзя:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
- перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
- Запрещается буксировка велосипедов и велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом.
- Велосипедисту запрещено ездить по автомагистралям.
Ещё раз подчеркну, что запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости.
Очень важным является пункт про запрет поворота налево на дорогах, где больше двух полос для движения в одном направлении. Если всё-таки нужно повернуть налево, то это делается так: велосипедист доезжает до перекрёстка, слазит с велосипеда (в этот момент он становится пешеходом с велосипедом) и по пешеходному переходу перевозит велосипед в нужную сторону.
Должен ли велосипедист уступать дорогу пешеходам?
Да.
- Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу.
- На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.
Штрафы для велосипедистов
По идее, если велосипед — такое же транспортное средство, что и автомобиль, то и штрафы должны быть такими же. Но статья 12 Кодекса об административных нарушениях РФ вычёркивает велосипед из категории транспортных средств:
Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
Но в КоАП есть специальная статья для велосипедистов, которая предусматривает штрафы за нарушение правил:
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя механического транспортного средства), —
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей .
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, —
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей .
Практически любое нарушение ПДД выльется велосипедисту в штраф 800 рублей. А за нарушение, допущенное в состоянии опьянения — 1 000 — 1 500 рублей. Для сравнения, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии карается 30000 рублями.
В заключение предлагаю посмотреть интервью «ПДД для велосипедистов» с работником ГИБДД. В этом интервью работник ГИБДД объясняет многие моменты, а также, как правильно велосипедисту поворачивать налево, если на дороге больше двух полос для движения в данном направлении.
Привет!
Меня зовут Татьяна, и я рада видеть вас на блоге «Жизнь непредсказуема!».
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.
Правила дорожного движения для велосипедистов
С 14 лет, гражданин является полноправным велосипедистом, который может управлять своим транспортным средством наравне с другими участниками дорожного движения.
Руководствоваться следует правилами для автомобилистов, однако в том момент, когда человек, управляющий велосипедом, катит его рядом с собой, начинают действовать правила для пешеходов.
Так же как и водителям авто, управляющему велотранспортом, запрещается садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. И хоть прав за это не лишают, но штраф выписывают в размере 1000 — 1500 рублей.
Бывшие пешеходы, которые сегодня сели на велосипед и выехали на дорогу, не понимают, что стали водителями, и слышать не хотят о правилах дорожного движения. А водители, которые поменяли кресло автомобиля на велоседло, продолжают ездить по правилам для машин. Вот и получается, что бо́льшая часть велосипедистов имеют крайне туманные представления о правилах дорожного движения, тем самым подвергая свою жизнь опасности.
Не выезжайте на велосипеде на дорогу, пока основательно не изучите правила дорожного движения для велосипедистов в 2021 году. Если нет желания читать ПДД полностью, узнать основные правила поведения велосипедиста на дороге поможет эта статья.
Кто такой велосипедист и должен ли он следовать ПДД?
Велосипедисты — это участники дорожного движения. Они обязаны следовать ПДД, точно так же как водители и пешеходы. Однако прежде чем приступать к правилам дорожного движения для велосипедистов, давайте разберемся в терминах «велосипедист» и «велосипед».
С понятием «велосипедист» все просто — это тот, кто управляет велосипедом. Но что такое велосипед? ПДД дает ему следующее определение:
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, в частности при помощи педалей или рукояток, и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч. (п. 1.2 (здесь и далее) ПДД)
Итак, велосипед — это транспортное средство. Выделим его отличительные черты:
Наличие минимум 2 колес;
водитель приводит его в движение, нажимая на педали;
велосипед может быть оснащен электродвигателем, который отключается при разгоне до 25 км/ч.
Какие правила дорожного движения применяются к велосипедистам?
При изучении ПДД у водителя велосипеда могут возникнуть трудности, как понять, какие правила относятся именно к велосипедистам. Не обязательно покупать специальную литературу, главное помнить, что когда вы управляете велосипедом — вы водитель, а когда ведете его в руках — пешеход, и следуйте соответствующим правилам.
Общие для всех водителей указания, которые относятся к велосипедистам, в тексте ПДД обычно начинаются так: «Водитель обязан. «, «Транспортные средства должны. » и т.д. Если в тексте говорится о механическом ТС — к вам это правило не относится, оно касается только водителей автомобилей.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
По ПДД вы обязаны перед каждым выездом проверять техническое состояние велосипеда, чтобы убедиться, что у него нет серьезных неполадок. А если какая-то неисправность возникла по ходу движения — исправить ее в пути.
Водитель транспортного средства обязан:
Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Правила ПДД для велосипедистов на дороге в 2021 году запрещают управлять велосипедом, у которого:
Сломан руль, не работает тормоз или звуковой сигнал;
спереди нет белого светоотражателя и фонаря (а ночью — фары);
сзади нет красного светоотражателя или фонаря;
по обоим бокам велосипеда нет красного или оранжевого светоотражателей.
Велосипед должен иметь исправные тормоз, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
п. 6 «Основные положения по допуску ТС к эксплуатации»
Светоотражатели должны быть расположены так, чтобы их было видно. Помните, чем заметнее вы на дороге, тем меньше риск, что вас собьют.
С какой скоростью можно ездить велосипедисту?
Велосипедисты придерживаются тех же правил скоростного режима, что и водители других ТС. Это означает, что вы должны выбрать такую скорость, которая:
Позволит остановиться при возникновении опасности;
соответствует дорожным условиям и позволяет безопасно выполнять необходимые маневры;
не превышает разрешенную (велосипедисты должны соблюдать скоростной режим и выполнять требования знаков ограничения скорости).
Знаки ограничения максимальной скорости выглядят так:
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
А с такой максимальной скоростью можно двигаться на разных участках городских дорог:
Где? | Какая максимальная скорость? |
---|---|
Во дворах и жилых зонах | 20 км/ч |
На всех остальных дорогах города | 60 км/ч |
За городом транспортным средствам разрешается ездить не быстрее 90 км/ч. Велосипед обычно до таких скоростей не разгоняют, поэтому за городом вы можете двигаться в удобном темпе и не бояться превысить скорость.
Если у велосипеда есть электрический двигатель, он должен автоматически выключаться на отметке 25 км/ч.
Можно ли велосипедисту ездить пьяным?
Велосипедисту, как и любому другому водителю, запрещено ездить пьяным за рулем.
Водителю запрещается:
управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ
Такой небольшой штраф оправдан тем, что пьяный велосипедист не несет такой опасности для окружающих, как водитель автомобиля. Тем не менее, выезжая выпившим на дорогу, вы подвергаете в первую очередь себя опасности. Помните, человек под воздействием алкоголя теряет способность быстро и адекватно реагировать на дорожные ситуации. Чтобы не попасть под колеса, если выпили — ведите велосипед в руках и держитесь как можно дальше от проезжей части.
Как правильно показать сигнал поворота?
Велосипедисты заблаговременно должны предупредить других водителей о планах повернуть или остановиться. Для этого в ПДД закреплены специальные жесты:
Что показываем? | Как показать, если удобно держать руль правой рукой? | Как показать, если удобно держать руль левой рукой? |
---|---|---|
Поворот налево | Вытянуть в сторону прямую левую руку | Вытянуть в сторону правую руку и согнуть ее в локте под прямым углом (кисть направлена вверх) |
Поворот направо | Вытянуть в сторону левую руку и согнуть ее в локте под прямым углом (кисть направлена вверх) | Вытянуть в сторону прямую правую руку |
Остановка | Поднять вверх левую руку | Поднять вверх правую руку |
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра).
Может ли велосипед идти на обгон?
Водитель велосипеда может обгонять другие ТС (в том числе и велосипеды), придерживаясь правил раздела 11 ПДД. Все самое важное, что нужно знать про обгон, мы собрали в таблице:
Основные правила обгона: | Не обгоняйте ТС, которое: | Не обгоняйте в этих местах: |
---|---|---|
Обгонять можно только с левой стороны; Перед ТС, которое вы обгоняете, должно быть достаточно свободного места; Маневр должен быть безопасным и не помешать другим участникам движения. | Начало обгон; Объезжает препятствие; Включило левый поворотник. | На пешеходных переходах; На регулируемых перекрестках; В местах ограниченной видимости (за подъемами и поворотами); Ближе 100 м до ж/д переездов; В тоннелях; На мостах, эстакадах и под ними. |
Велосипедист не должен мешать машинам, которые хотят его обогнать. Если дорога за городом оказалась слишком узкой и не позволяет автомобилям выполнить обгон, вы должны съехать с нее и дать машинам проехать.
В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение. транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
Где велосипедистам разрешено ездить по ПДД?
Велосипедист выбирает дорогу для езды под свой возраст. Дети до 7 лет должны кататься только в местах, предназначенных для движения пешеходов, дети от 7 до 14 могут пользоваться дорожками как для пешеходов, так и для велосипедистов, и только водителю старше 14 лет можно выезжать на дорогу.
Подробно обо всех разрешенных местах для движения велосипедистов вы узнаете из таблицы, а соответствующие вырезки из ПДД вы найдете прямо под ней.
Возраст | Где можно ездить? | При каких условиях разрешено? |
---|---|---|
до 7 лет | Тротуар; Пешеходная дорожка; Пешеходная зона; | Всегда. |
Велопешеходная дорожка. | Только по стороне, что предназначена для пешеходов. | |
от 7 до 14 лет | Тротуар; Пешеходная дорожка; Пешеходная зона; Велопешеходная дорожка; Велосипедная дорожка. | Всегда. |
от 14 лет | Полоса для велосипедистов; Велосипедная дорожка; Велопешеходная дорожка; | Всегда. |
Правый край проезжей части; | Нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов; Вы перевозите груз шире 1 м; Вы движетесь колонной. | |
Обочина; | По краю проезжей части двигаться невозможно + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов. | |
Тротуар и пешеходная дорожка; | Нет возможности ехать по обочине или по краю проезжей части + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов; Вы сопровождаете велосипедиста до 14 лет; Вы перевозите ребенка до 7 лет. (Если вы мешаете пешеходам, вы должны спешиться и вести велосипед в руках!) | |
Полоса для маршрутных ТС. | Полоса расположена справа дороги + нет велосипедной, велопешеходной дорожки или полосы для велосипедов |
24.1. Движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет должно осуществляться по велосипедной, велопешеходной дорожкам или полосе для велосипедистов.
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
габаритная ширина велосипеда, прицепа к нему либо перевозимого груза превышает 1 м;
движение велосипедистов осуществляется в колоннах;
по обочине — в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части;
по тротуару или пешеходной дорожке — в следующих случаях:
отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине;
велосипедист сопровождает велосипедиста в возрасте до 14 лет либо перевозит ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, в велоколяске или в прицепе, предназначенном для эксплуатации с велосипедом.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
24.3. Движение велосипедистов в возрасте от 7 до 14 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон.
24.4. Движение велосипедистов в возрасте младше 7 лет должно осуществляться только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам (на стороне для движения пешеходов), а также в пределах пешеходных зон.
24.6. Если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине или в пределах пешеходных зон подвергает опасности или создает помехи для движения иных лиц, велосипедист должен спешиться и руководствоваться требованиями, предусмотренными настоящими Правилами для движения пешеходов
Велосипедистам разрешается ездить по полосе, предназначенной для маршрутных ТС, если полоса расположена справа. Из этого пункта не ясно, какого возраста должен достичь велосипедист, чтобы двигаться по полосе для маршруток, но здесь, скорее всего, точно так же как и по краю дороги, разрешается ездить только с 14 лет.
На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
Полоса для маршрутных ТС выделяется на дороге такими знаками:
Как выделяются дорожки и полосы для велосипедистов?
Как выделяется полоса для велосипедов?
Полосы для велосипедистов можно узнать по знакам 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3 и 5.13.4:
Как выделяется велосипедная дорожка?
Начало и конец велосипедной дорожки выделяются знаками 4.4.1 и 4.4.2 соответственно:
Как выделяется велопешеходная дорожка?
Велопешеходные дорожки отличаются в зависимости от того, по какой стороне должны двигаться пешеходы и велосипедисты. Если это неважно и дорожка общая — она выделяется знаками 4.5.2 и 4.5.3:
Если на велопешеходной дорожке есть отдельные полосы для велосипедистов, вы увидите знак 4.5.4 (велосипеды движутся по левой стороне) или 4.5.5 (велосипеды движутся по правой стороне):
Нужны ли права, чтобы ездить на велосипеде по дороге?
Велосипедисту для езды по дороге не нужно водительское удостоверение — водительских прав с категорией для велосипедистов в России не существует. Чтобы иметь право выехать на дорогу, одновременно должны быть соблюдены 2 условия:
1 Вам исполнилось 14 лет.
2 Рядом нет велосипедной дорожки или полосы для велосипедов.
Получают ли велосипедисты водительские права за рубежом?
Большинство других стран также придерживаются мнения, что велосипедистам водительское удостоверение ни к чему. Все же в нескольких странах ограничения для велосипедистов есть, однако касаются они исключительно тех, кто катается на велосипедах с электронными двигателями. Например:
В Швейцарии, чтобы управлять «быстрым» велосипедом с электронным двигателем, который разгоняется до 45 км/ч, необходимо иметь права категории М (для легких мопедов и велосипедов с двигателями). Те же права придется получить водителю в возрасте 14 -15 лет, чтобы управлять «медленными» велосипедами — такие разгоняются до 25 км/ч;
в Израиле любой велосипед с мотором, который разгоняется больше чем на 25 км/ч, приравнивается к мотоциклу. Соответственно, чтобы водить такой велосипед, вам понадобятся права мотоциклиста;
в Новой Зеландии запрещено выезжать на дорогу без прав мотоциклиста, если мощность электродвигателя вашего велосипеда превышает 300 Вт;
в США права для вождения велосипедов с двигателями нужны в 13 штатах (Мичиган, Аляска, Кентукки, Алабама, Гавайи и др.).
Необходимость регистрации, данного вида транспорта возникает в тех странах, где велосипеды набирают всю большую популярность. Несколько велосипедистов, которые не сильно разбираются в правилах дорожного движения, особой опасности не представляют, но если их сотни — дело обстоит совсем иначе.
Должны ли велосипедисты уступать дорогу пешеходам?
Водители любых транспортных средств, в том числе и велосипедисты, обязаны уступать дорогу пешеходам:
Если пешеход переходит дорогу или хотя бы одной ногой ступил на зебру, вы обязаны снизить скорость и остановиться, чтобы пропустить его (не забудьте при этом показать сигнал остановки).
«Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода».
2 При поворотах.
Поворачивая на перекрестке или съезжая во дворы, велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам, которые переходят дорогу у него на пути.
При повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
Подробнее об обязанностях водителей пропускать пешеходов читайте в отдельной статье.
Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?
Водитель велосипеда при проезде перекрестков руководствуется теми же правилами, что и водители автомобилей. Правила проезда перекрестков указаны в разделе 13 ПДД, мы же расскажем о самых важных из них.
Чтобы правильно проехать перекресток, необходимо понимать, у кого приоритет в движении. Когда на перекрестке висит светофор или его регулирует инспектор ГИБДД, приоритет определить легко. Ехать в таком случае можно только на разрешающий сигнал светофора или регулировщика.
А как правильно разъехаться на перекрестке, где светофора нет или когда он выключен (мигающий желтый сигнал тоже означает, что светофор выключен)? Порядок проезда зависит от того, равнозначный это перекресток или нет.
Как проезжать равнозначные перекрестки по правилам дорожного движения на велосипеде?
Если перекресток равнозначный (нет знаков «Главная дорога» и «Уступи дорогу»), вы обязаны уступить дорогу ТС, которые находятся справа от вас (п.13.11).
Например, на таком перекрестке при условии, что все ТС движутся прямо, первым поедет серый автомобиль, за ним — синий, а самый последний — красный. А если бы синий ехал не прямо, а поворачивал направо, то ему бы никого пропускать не пришлось, так как помехи справа у него в этом случае нет.
Уступать дорогу трамваю следует всегда — вне зависимости от того, куда он движется.
Как правильно проезжать неравнозначные перекрестки?
На неравнозначных перекрестках приоритет у того, кто находится на главной дороге (п.13.9). Главная дорога выделяется знаком 2.1:
Знак 2.1, который сопровождается такой табличкой, означает, что главная дорога после перекрестка меняет направление. В данном случае она уходит направо:
Если перед перекрестком вы видите знак «Главная дорога» — приоритет у вас, и все автомобили, которые выезжают на перекресток со второстепенных дорог, должны вас пропустить. Вы же должны уступать дорогу тем ТС, которые движутся по главной дороге справа от вас (п. 13.12 и 13.10).
Например, в ситуации на картинке ниже велосипедист пропустит голубой автомобиль и проедет перекресток вторым. Правила помехи справа придерживаются между собой водители, которые находятся на второстепенных дорогах. Так, мотоцикл пропустит желтый автомобиль и проедет перекресток последним.
Некоторые водители не знают ПДД и считают, что велосипедисты не имеют приоритета в движении на главной дороге. Это не так. Велосипед на перекрестках ничем не отличается от автомобиля — правила для них едины.
Разрешено ли велосипедисту на перекрестке поворачивать налево?
Велосипедисту можно повернуть налево, если:
1 На дороге нет трамвайных путей.
2 На той стороне, по которой вы движетесь, есть только одна полоса. Если их больше — вы можете ехать только прямо или направо.
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.
Чтобы повернуть налево на многополосной дороге или на той, где есть трамвайные пути, перед перекрестком слезьте с велосипеда, перейдите дорогу на нужную сторону вместе с остальными пешеходами и продолжите движение по правому краю проезжей части.
Вы можете проверить свои знания проезда перекрестков при помощи онлайн-билетов ПДД на нашем сайте.
Когда включать фары?
Как мы уже отмечали выше, согласно п. 6 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации» велосипед обязательно должен быть оборудован:
Светоотражателями (белым спереди, красным сзади, оранжевыми или красными по бокам);
белым фонарем или фарой спереди.
Когда нужно включать фонарь на велосипеде?
Пункт 19.1 ПДД требует от водителей велосипедов включать фонарь ночью или при плохой видимости (в туман, дождь, снег), а также при движении по тоннелю вне зависимости от того, насколько хорошо освещена дорога.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
. на велосипедах — фары или фонари.
В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Таким образом, на велосипедах, как и на автомобилях, передние фары должны гореть в любое время суток. Не пренебрегайте этим правилом, купите себе динамо-фонарик и установите его на велосипед — такой простой поступок сделает вас более заметным на дороге, а значит, снизит риск попасть в ДТП.
Как правильно ездить группами?
Группы велосипедистов могут ездить по крайней правой полосе дороги. При этом следует придерживаться нескольких правил:
1 Двигайтесь друг за другом и держитесь правой стороны проезжей части.
2 Если в вашей колонне более 10 велосипедистов, разбейте ее на несколько групп. В каждой группе при движении в один ряд должно быть не более 10 человек.
3 Велосипедистам также разрешается ехать колонной по 2 человека в ряду, если ширина двух велосипедов не превышает 75 см. При движении парами в группе может быть до 20 человек.
4 Держите дистанцию между группами в 100 м, чтобы другие ТС могли вас обгонять.
Допускается движение колонны велосипедистов в два ряда в случае, если габаритная ширина велосипедов не превышает 0,75 м.
Колонна велосипедистов должна быть разделена на группы по 10 велосипедистов в случае однорядного движения либо на группы по 10 пар в случае двухрядного движения. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80 — 100 м.
Чтобы обеспечить свою безопасность и безопасность ваших товарищей, не забывайте и о других правилах дорожного движения:
Заблаговременно подавайте сигналы поворота, пропускайте пешеходов, правильно проезжайте перекрестки;
примите меры, чтобы вас было видно на дороге. Установите на велосипед необходимые светоотражающие устройства, и обязательно включайте фонари хотя бы в темное время суток, в туман или дождь;
соблюдайте безопасную дистанцию, не допускайте резкого торможения или других неожиданных маневров, чтобы избежать столкновения со своими товарищами;
предупреждайте других участников группы о ямах и о других препятствиях.
Как получить +100 к безопасности за счет правильной одежды?
Правила дорожного движения никак не ограничивают выбор одежды велосипедиста, а только советуют в сумерки иметь при себе светоотражающие элементы:
При движении в темное время суток или в условиях недостаточной видимости велосипедистам и водителям мопедов рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями других транспортных средств.
Тем не менее безопасность на дороге обеспечивают не только ПДД, но и здравый смысл, и в этом вопросе мы обратимся к нему. Самое важное правило в выборе одежды — вас должно быть видно. Как этого добиться:
1 Выбирайте одежду со светоотражающими вставками.
Светоотражатели в сумерках намного лучше заметны, чем даже самая яркая флуоресцентная одежда. Чтобы сэкономить на покупке специальной одежды, вы можете приобрести светоотражающую ленту и нашить ее самостоятельно. Или же просто купите светоотражающий жилет (он стоит около 200 руб.) и носите его поверх любой одежды, когда катаетесь.
2 Оборудуйте шлем светоотражающими наклейками или фонариком.
По ПДД велосипедисту необязательно носить шлем, но по соображениям безопасности без шлема садиться не велосипед не стоит ни в коем случае. С качеством наших дорог и количеством на ней дураков ездить без шлема — самоубийство. Шлем не только защитит вашу голову — если вы прикрепите к нему фонарик или пару светоотражающих наклеек, в темноте вас будет видно с любой стороны.
3 Используйте рюкзаки из светоотражающего материала.
Если вы ездите в светоотражающем жилете, но с рюкзаком — со спины вас машины видеть не будут. Обязательно нашейте на рюкзак светоотражатели, если он ими не оборудован.
Не забывайте также о видимости велосипеда. Не ограничивайтесь стандартным набором светоотражателей, которые нужны по ПДД. Наклейте на раму и спицы специальные наклейки — очень важно, чтобы вас было видно не только сзади и спереди, но и сбоку. Помните, что в темноте для автомобилей велосипедист превращается в тень — точно так же как и пешеход. И точно так же как и пешехода, при столкновении с машиной, велосипедиста не защитят подушки и ремни безопасности. Поэтому выделить себя как можно ярче — ваша главная задача.
Как перевозить на велосипеде ребенка?
Правила дорожного движения запрещают перевозить пассажиров на велосипеде, если он не оборудован дополнительными местами для сидения. А детей младше 7 лет возить можно только в специальных велосипедных креслах.
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
. перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест.
Детское велокресло очень похоже на автомобильное кресло для детей. Оно крепится к раме или к багажнику и оборудовано ремнями безопасности, а также ручкой, за которую ребенок может держаться.
Обязательно надевайте шлем сами и следите, чтобы ребенок тоже был в шлеме. Не позволяйте ребенку играть в застегнутом шлеме, если он застрянет и повиснет на нем, застежка может его удушить. Лучше всего покупать шлемы, на которые нанесена маркировка «СЄ», — они соответствуют европейским стандартам безопасности.
Что велосипедистам по ПДД нельзя?
В правилах дорожного движения существует ряд запретов, которые касаются исключительно водителей велосипедов. Итак, велосипедистам нельзя:
Поворачивать налево или разворачиваться на многополосных дорогах и на дорогах с трамвайными путями;
ездить по зебре (переходить дорогу велосипедисту можно только пешком);
ездить «без рук» (руль нужно придерживать хотя бы одной рукой);
возить пассажиров, если конструкция велосипеда этого не позволяет;
возить детей до 7 лет без велокресел;
перевозить громоздкие предметы, которые выступают более чем на полметра по бокам или сзади;
переводить вещи, если это мешает вам управлять велосипедом;
буксировать другое ТС, а также чтобы другое ТС буксировало вас.
Велосипедистам и водителям мопедов запрещается:
управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
перевозить детей до 7 лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
пересекать дорогу по пешеходным переходам.
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также буксировка велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.
Кроме того, есть ряд знаков, под которые велосипедисту ехать нельзя. Вот они:
Знаки 5.33 и 4.5 не запрещают кататься на велосипедах детям младше 14 лет.
На велосипедистов распространяются также все запреты, которые касаются всех водителей. Например, нельзя управлять велосипедом пьяным или давать его покататься выпившему другу (п. 2.7), разговаривать за рулем по телефону без гарнитуры (п. 2.7), ездить с выключенной передней фарой (п. 19.5), обгонять на зебре (п. 11.4) и т.д.
5 частых ошибок велосипедистов
Какие самые частые ошибки может допустить водитель велосипеда, который не знает ПДД:
1 Не спустился на зебре.
Чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу необходимо слезть с велосипеда и пройти его пешком, как пешеход. Ездить по пешеходному переходу очень опасно. Водитель может не успеть вас вовремя заметить и затормозить.
2 Едет «против шерсти».
Некоторые велосипедисты считают себя пешеходами и ездят по левой стороне дороги — навстречу движению. По ПДД велосипедист должен двигаться по правой стороне всегда, даже когда он ведет велосипед в руках. Ездить против движения — крайне опасно. Вам будет непросто разминуться, если навстречу выедет велосипед или какая-то машина начнет выезжать со дворов.
3 Не показывает сигналы поворота и остановки.
Не ленитесь и предупреждайте водителей, если вы планируете повернуть или остановиться. Увидев перед собой на пешеходном переходе человека, поднимите вверх руку. Если вы не покажите водителям сзади, что собираетесь затормозить, на вас могут наехать.
4 Едет по второй полосе.
Велосипедист может двигаться только по первой (крайней правой) полосе. Выезжать на другие полосы — запрещено.
5 Налево или разворачивается.
Поворачивать налево можно только с крайней левой полосы. Так как велосипедист не может двигаться ни по какой другой полосе, кроме крайней правой, то на многополосных дорогах поворачивать налево ему также нельзя. Спуститесь, перейдите на нужную сторону дороги по зебре и продолжайте движение.
Какой штраф за нарушение ПДД велосипедистом?
В то время как Правила дорожного движения считают велосипедистов полноценными водителями, Кодекс об административных правонарушениях относится к велосипедистам исключительно как к «иным участникам дорожного движения». И штрафы ГИБДД, прописанные в главе 12 КоАП РФ, распространяются только на те транспортные средства, для законного управления которыми нужно водительское удостоверение.
Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 кубических сантиметров или максимальной мощностью электродвигателя более 4 киловатт и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, самоходные дорожно-строительные и иные самоходные машины, транспортные средства, на управление которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения предоставляется специальное право.
Примечание ст. 12.1 КоАП РФ
У велосипедиста водительских прав на управление велосипедом нет, а значит, и штрафовать их как водителей автомобилей нельзя. Наказания велосипедистам устанавливают две статьи КоАП РФ, посвященные иным участникам дорожного движения, — 12.29 и 12.30.
Все штрафы, которые может получить велосипедист, вы найдете в таблице:
Что нарушил? | Какой штраф? | По какой статье КоАП РФ? |
---|---|---|
Любое правило дорожного движения (ехал на красный свет, не пропустил пешехода, не включил фару и пр.) | 800 руб. | «Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом. — влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей». (ч. 2 ст. 12.29) |
Нарушил ПДД в состоянии опьянения | от 1000 до 1500 руб. | «Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей». (ч. 3 ст. 12.29) |
Помешал движению других водителей или пешеходов | 1000 руб. | «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее создание помех в движении транспортных средств, — влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей». (ч. 1 ст. 12.30) |
По неосторожности причинил вред здоровью человека | от 1000 до 1500 руб. | «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей». (ч. 2 ст. 12.30) |
При этом не только водители автомобилей имеют право на скидку в 50% при оплате штрафа. Об этой скидке читайте в этой статье. Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ велосипедист также может оплатить штраф в полцены, если сделает это в течение 20 дней с вынесения постановления о нарушении. Оплатить штраф онлайн по номеру постановления можно на нашем сайте.
Как вести себя при ДТП?
Подробное руководство к действиям при аварии описано в п. 2.5 — 2.6 ПДД. Чтобы вы не запутались в сложных формулировках Правил, для вас мы собрали алгоритм действий при ДТП:
1 Убедитесь, что вы в порядке, и при необходимости вызовите скорую (номер 103 или 112).
Даже если вы не чувствуете боли, внимательно осмотрите себя, а лучше попросите, чтобы вас осмотрел кто-то другой. В стрессовой ситуации человек не всегда способен оценить, насколько серьезны его травмы. Если вам нужна помощь врача, а также если вы планируете взыскать с водителя компенсацию на лечение, вызывайте скорую.
2 Не передвигайте велосипед и обозначьте место аварии.
Велосипедист вряд ли возит с собой знак аварийной остановки, но у водителя автомобиля он должен быть. Не двигайте велосипед с места аварии, даже чтобы оценить его повреждения.
3 Вызовите на место аварии сотрудников ГИБДД (номер 102).
Если вы хотите получить компенсацию на ремонт велосипеда или на лечение, вам понадобится протокол, а значит, без сотрудников ГИБДД не обойтись. Не слушайте водителя, который говорит, что вы сможете получить страховую выплату по европротоколу. Европротокол разрешено составлять без сотрудников ГИБДД, если у обоих участников ДТП есть страховка ОСАГО. Так как у велосипедистов ее нет, европротокол составить не выйдет.
4 Снимите место ДТП на телефон.
Пока ожидаете службу ГИБДД, сфотографируйте расположение велосипеда, машины и всего остального, что поможет инспектору правильно восстановить картину событий. Если вы мешаете проезду других ТС, после съемки уберите велосипед с дороги.
5 Найдите свидетелей.
Запишите имена, фамилии, номера телефонов и адреса свидетелей аварии. Свидетелем может быть ваш родственник или друг, если он был рядом.
6 Дождитесь полицию и примите участие в составлении протокола.
Пока ждете, восстановите в памяти, как произошла авария, чтобы суметь ее четко изложить сотрудникам полиции. Рассказывайте только факты и не поддавайтесь эмоциям. Инспектор ГИБДД, изучив объяснения водителей и фотографии места ДТП, должен оформить протокол. Убедитесь, что он заполнен верно (внимательно проверьте, верно ли написаны имена, корректно ли указаны обстоятельства аварии и пр.).
Вам должны выдать копию протокола об административном нарушении и справку о ДТП. Сохраните эти документы — они вам понадобятся для получения компенсации в страховой компании или через суд (если у водителя нет страховки и он откажется возместить ущерб добровольно).
Конечно, этот алгоритм сработает, только если виновный водитель не покинет место аварии. Если водитель уехал и вам не удалось запомнить его номера — найти его вам не удастся.
Возместят ли велосипедисту ущерб, если в ДТП виноват он сам?
Вне зависимости от того, кто нарушил ПДД, в авариях с участием велосипедиста и автомобиля компенсацию, как правило, всегда выплачивает автомобилист.
Автомобиль для велосипедиста — источник повышенной опасности. А по ч. 1 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности (т.е. водитель автомобиля) обязан возместить ущерб пострадавшему, если не докажет, что тот врезался в него намеренно или ДТП случилось вне зависящих от него обстоятельств.
Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств. ), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
ч. 1 ст. 1079 ГК РФ
Если будет доказано, что авария произошла из-за грубого нарушения ПДД велосипедистом, суд может освободить водителя автомобиля от выплат по ущербу имуществу. Но если в аварии велосипедисту был нанесен вред здоровью, освободить водителя автомобиля от выплаты компенсации на лечение не могут ни при каких обстоятельствах.
Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.
При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
ч. 2 ст. 1083 ГК РФ
Итак, если водитель автомобиля докажет в суде, что велосипедист упал ему под колеса намеренно либо ДТП произошло в результате обстоятельств, которые он не мог контролировать, суд может:
По ущербу имуществу — полностью освободить или снизить размер выплаты;
по ущербу здоровью — только снизить размер выплаты.
Как перевозить велосипед в электричке?
Перевозить велосипед в электричках можно в тамбуре или в салоне — как в собранном, так и в разобранном состоянии. Главное, чтобы он не мешал другим пассажирам.
Если вы перевозите велосипед в собранном состоянии, придерживайтесь нескольких советов:
Купите билет для велосипеда, если он не подходит по габаритам под ручную кладь;
избегайте поездок в час пик (до 11 утра и после 4 вечера);
садитесь в первый или последний вагон (там больше свободного места);
если колеса велосипеда в грязи, наденьте на них пакеты;
в тамбуре — ставьте велосипед возле двери, которая не открывается, и не загораживайте проход между вагонами;
в салоне — ставьте у свободной от сидений стены или закрепите на полке для багажа. Седло в этом случае цепляется за полку, а руль упирается в стену или окно. Проводники обычно не против такого крепления, а вот пассажиры могут немного поворчать.
Если вы часто перевозите велосипед в электричке, имеет смысл купить или сшить чехол и возить его разобранным как ручную кладь. Для этого требуется снять переднее колесо и педали. В электричках разрешается бесплатно провозить багаж весом не более 36 кг и размером не более 180 см — велосипед подпадает под категорию бесплатного багажа, и покупать для него билет в этом случае не нужно.
Можно ли перевозить велосипед в метро?
Перевозить велосипеды в метро можно, но только в разобранном состоянии (детские велосипеды разрешается не разбирать). Перед тем как спуститься в метро:
1 Снимите переднее колесо и педали.
2 Поверните вбок руль.
3 Засуньте раму и запчасти в сумку или специальный чехол.
Нужно ли платить за провоз велосипеда ручной кладью, зависит от правил метрополитена. Например, в Московском метро, если ширина, длина и высота разобранного велосипеда в сумме не превышает 1,5 м, то за него платить не нужно.
Чтобы научиться правильно ездить, велосипедисту необходимо принять тот факт, что велосипед — это транспортное средство, и каждый раз выезжая на нем на дорогу, он становится водителем, а значит, должен подчиняться тем же правилам, что и водители автомобилей. Чем лучше вы будете знать правила, тем легче вам будет принимать решения на дороге и тем безопасней будут ваши поездки.
ПДД для велосипедистов в России
Велосипедисты – полноправные участники дорожного движения. Но не все сидящие за рулём двухколёсных транспортных средств знают это. С наступлением тёплых дней и схода снега с асфальта, сотни велосипедистов устремляются на больших скоростях навстречу приключениям.
Где должны ездить
Движение велосипедистов в возрасте до 7 лет возможно только вместе с пешеходами (по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, пешеходным зонам). В возрасте от 7 до 14 лет — по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В этом возрасте запрещено ездить по велосипедным полосам, проезжей части или обочине.
Водителям велосипедов старше 14 лет разрешается передвигаться:
- По велосипедной или велопешеходной дорожкам, выделенной полосе для велосипедистов.
- По правому краю проезжей части.
- По обочине. (Если нет велосипедной дорожки или выделенной полосы, а также невозможности передвижения по правому краю проезжей части).
- По тротуару или пешеходной дорожке.
По проезжей части
Правилами дорожного движения допускаются несколько исключений:
- ширина велосипеда больше 1 метра
- движение в колоннах
- сопровождение велосипедиста в возрасте до 14 лет или перевозка ребёнка до 7 лет
Надо помнить, что передвижение по проезжей части осуществляется велосипедистом по полосе направления его движения. Ни в коем случае не навстречу движущемуся транспорту, как пешеходы.
На тротуаре
С 2020 года велосипедистам разрешено передвигаться по тротуарам и обочинам, если они не создают помех движению пешеходов. В случае необходимости двигаться пешком, перевозя велосипед.
Правильное пересечение
Пересечение водителя велосипеда с дорогой, тротуаром, железнодорожными путями или другими преградами регламентируется общими правилами дорожного движения. Если он осуществляет движение рядом с велосипедом, то действуют ПДД для пешеходов. Двигаясь на велосипеде – он должен руководствоваться правилами вождения для велосипедистов.
Перекрёстка
В любой сомнительной ситуации или при большом скоплении автотранспорта, самый простой способ пересечь перекрёсток – перейти пешком по ближайшему пешеходному переходу. Если велосипедист уверен в себе, тогда следуйте следующим ПРАВИЛАМ.
При повороте направо
Необходимо заранее перестроиться в крайний правый ряд. Смещайтесь к середине проезжей полосы. Это делается для того, чтобы не повернуть одновременно с каким-нибудь автомобилем. Такой манёвр опасен, т.к. автомобиль может прижать велосипедиста к обочине.
Особенно, если это будет грузовик с прицепом или автобус. Их лучше пропускать вперёд, так как обзор этих транспортных средств ограничен и они просто могут не заметить двигающийся рядом велосипед.
При повороте налево
Совершать манёвр только уверенным в своих силах велосипедистам. Есть сомнения – идите пешком. Разрешён на дорогах без трамвайных путей и при наличии только одной полосы для движения в этом направлении. Перед поворотом необходимо заранее выехать на середину левого ряда, чтобы не пересечься с автомобилем, планирующим двигаться прямо.
Велосипедист должен пропустить транспорт, движущийся во встречном направлении. Делать это следует на самом перекрёстке, а не перед ним.
Начинайте движение поэтапно:
- За несколько метров до перекрёста показать левой рукой сигнал поворота и медленно передвигаться ближе к середине полосы;
- После сигнала светофора ещё раз показать знак движения налево. Затем аккуратно переместиться ближе к центру перекрёстка и пропустить весь встречный транспорт. Обычно, автомобили смещаются ближе к центру и ждут, велосипедисту рекомендуется смещаться по оси, и оставаться параллельно двигающемуся с вами автомобилем.
- Если помех нет, продолжать двигаться – или перед автомобилем, или на безопасном от него расстоянии. Правилами дорожного движения допускается движение на жёлтый и красный исгнла светофора в случае завершения манёвра. Встречный транспорт обязан вас пропустить. Скорость не снижайте.
При движении прямо
Двигаться прямо допускается из любого ряда в случае отсутствия предписания иного порядка расположения транспортных средств. Если они есть, то необходимо следовать следующим правилам: заранее выехать на середину правого ряда, набрать скорость для того, чтобы автомобиль сзади не смог обогнать велосипедиста при повороте направо.
Иногда можно встретить разметку, предлагающую заранее перестроиться между 1 и 2 рядами. Этого делать ни в коем случае нельзя, на лицо нарушения правил дорожного движения. Проще на время стать пешеходом и перейти дорогу по пешеходному переходу.
При пересечении кругового перекрёстка
При большом скоплении автомобилей (пробка) и в случае неуверенности в своих силах, лучше перечь перекрёсток пешком, по ближайшему пешеходному переходу и продолжить движение на велосипеде. Если перед перекрёстком автомобилистов просят снизить скорость до 20-30 км/ч, то и велосипедист сможет с лёгкостью пересечь его.
Тем, кто хорошо знает ПДД, пересечь такой вид перекрёстка не составит труда. Необходимо двигаться прямо, не перестраиваясь в ближайший выезд. Пропускать тех, кто планирует въезжать в круг, при условии, что это не главная дорога.
Заранее переместитесь на середину полосы, чтобы не стать помехой автомобилю, съезжающему с круга. Выехать можно только из правого внешнего ряда.
Пешеходного перехода
Пересекать переход только пешком, двигая велосипед рядом с собой. Запрещено двигаться на велосипеде по пешеходному переходу, а тем более разворачиваться. Пересекая регулируемый пешеходный переход, действовать согласно сигнала светофора или знака регулировщика.
На нерегулируемом пешеходном переходе велосипедист обязан уступить дорогу пешеходам. Если пешеходы спешат к подошедшему трамваю, то и их велосипедист обязан пропустить.
Обязанности велосипедиста на дороге
У велосипедиста, как у любого водителя транспортных средств, есть обязанности, которым он должен неукоснительно следовать:
- Соблюдать правила дорожного движения.
- Содержать велосипед в исправном состоянии.
- Передвигаться только по правому краю дороги.
- Подавать предупредительные знаки перед тем, как совершить манёвр.
- Передвигать по велосипедной дорожке или социально выделенной полосе.
- Двигаясь группой, ехать в ряд.
Экипировка
Большое внимание необходимо уделить одежде. Зачастую от экипировки водителя двухколёсного транспортного средства зависит его жизнь и здоровье.
Безопасность обеспечат:
- шлем
- велосипедные очки
- респираторы
- защитный костюм (приветствуется яркие краски и светоотражающие элементы)
- наколенники и налокотники
- велосипедные перчатки
- специальная обувь
Обязательно иметь с собой минимальный набор инструментов, шейкер для воды, насос. Этот нехитрый набор позволит чувствовать себя уверенней на трассе.
Знаки для велосипедистов, какие жесты используют
Для велосипедистов действуют запрещающие и предприсывающие знаки. Их необходимо знать, различать и действовать на их основании.
Управляя велосипедом, необходимо знать, как обозначать свои намерения совершать то или иное действие. Разработана система жестов, регулирующая правила поведения велосипедистов на дороге.
Ответственность за нарушение правил, штрафы
На велосипедистов, как и всех участников дорожного движения, рапсространяются утверждённые росийским законодательством нормативные документы.
Предусматриваются меры пресечения нарушений и штрафы:
- За несоблюдение ПДД. Штраф – 800 рублей, если он передвигается на велосипеде, а не везёт его рядом с собой:
- несоблюдение правил передвижения по пешеходному переходу – штраф 800 рублей
- езда по тротуару – штраф 800 рублей. В большинстве городов России нет специальных дорожек или выделенных полос, поэтому сотрудники ГИБДД за передвижение по тротуару привлекают к ответственности велосипедистов редко
- езда в пьяном виде, штраф – 1000-1500 рублей
- нарушение скоростного режима – 20 км/ч, с электродвигателем – до 25 км/ч, штрафов нет
- езда без шлема, штрафов нет
- Создание помех для других участников дорожного движения:
- в случае, если действия велосипедиста спровоцировали помехи для движения автомобилистов – штраф 1000 рублей
- если нарушение правил привело к причинению вреда другим участникам дорожного движения, штраф от 1000-1500 рублей
Поездка зимой
Ездить на велосипеде можно и зимой. В идеале – сменить резину, но можно и на летней. Главное не совершать резких манёвров. При передвижении соблюдать дистанцию, заранее продумывать маршрут.
Одежда – обычная, только вместо носков одевать тёплые гольфы или длинные носки, подойдут термобельё или гетры. Обращайте внимание на педали. На обуви может остаться снег, сцепление с педалями может ухудшиться, и нога будет соскальзывать.
В зимнее время года лучше использовать велозамок с ключом. При себе иметь хорошо впитывающую тряпочку, чтобы протирать сиденья. Смазывать двухколёсного друга надо часто, осадки плохо влияют на металлические детали велосипеда.
В ночное время
Не рекомендуется передвигать на велосипеде с наступлением темноты или сумерках. В случае выезда в ночное время следуйте следующим советам:
- оснастите велосипед светотехникой – фары, катафоты, светоотражатели и светодиоды
- одежда со светоотражающими элементами, технический жилет
- фонарик, желательно налобный
- выбор безопасного маршрута, передвижение по знакомым безопасным дорогам
- предельная внимательность и осторожность
Соблюдая ПДД позволят велосипедисту осмотрительно действоватьна дорогах. Его отвественность — не только собственная безопасность, но и сохранение жизни и здоровья других участников движения. Быть умным и вежливым — просто, проезжая часть не прощает ошибок.
Чтобы уточнить интересующую Вас информацию по этому или другому вопросу обратитесь к юристу-консультанту с помощью формы ниже или позвоните по номеру, указанному на сайте. Более подробно о консультации можно узнать на странице Консультация.
Правила дорожного движения для велосипедистов в 2021 году
Велосипед как вид транспорта становится все более популярным, и множество сторонников здорового образа жизни, да и просто экономных людей, пересаживаются на своих двухколесных друзей. А чем больше на дороге участников движения, тем строже нормы ПДД к ним. Рассмотрим максимально подробно, какие правила езды на велосипеде необходимо соблюдать, чтобы не попасть в ДТП.
Общие требования ПДД для велосипедистов
Основные положения правил езды для велосипедистов изложены в 24 статье ПДД, но это не единственное упоминание двухколесного ТС в законах. C 2014 года в правилах появилось понятие «велосипедная дорожка», и в идеале граждане на этом виде транспорта должны ездить только по ней (ст. 24.1 ПДД) и всегда переезжать на нее, если таковая появляется в их поле зрения. Но по факту они есть только в крупных городах, вроде Москвы или Санкт-Петербурга, и то на оживленных проспектах. Как справляться с этой проблемой жителям спальных районов и небольших провинциальных городков – обсудим ниже.
Необходимо надеть средства защиты вроде шлема или щитков на колени и локти. В законе нет обязанности носить эти вещи ни детям, ни для взрослым, и за их отсутствие наказания не будет, но элементарные соображения безопасности все же никто не отменял. Глаза лучше закрыть специальными спортивными солнцезащитными очками.
Должен ли он следовать ПДД?
Велосипед официально приравнен к виду транспортного средства и для ПДД мало чем отличается от автомобиля. Для этого двухколесного транспорта действуют все правила, которые начинаются с «Водитель обязан…», «Транспортное средство должно…» и т.д. Велосипед не относится к механическим ТС, так что если в тесте речь идет именно о них, то это не для велосипедистов.
За нарушения правил дорожного движения велосипедист будет нести административную ответственность наравне с другими участниками движения.
Правила движения велосипедистов
Специальных правил движения непосредственно для велосипедистов не так много и они не так строги, как для автомобилей, но их все же необходимо придерживаться, особенно, если передвигаться на велосипеде вдоль загородных трасс.
По проезжей части
Правила движения по проезжей части регламентируются в статье 24.2 ПДД. В них указано, что по трассе можно перемещаться только в том случае, если рядом нет специальной велосипедной дорожки или по каким-то причинам по ней нельзя проехать. Велосипедист должен находиться строго у правого края трассы по направлению потока, не заезжая за полосу, которая разделяет автодорогу от обочины (сплошная линия 1.2.1 или прерывистая 1.2.2).
Подъезжая к пешеходному переходу, он должен притормозить, пропустить людей и двинуться дальше, как и машины.
Также ехать по автодороге можно, если ТС имеет габариты больше одного метра или передвигается с прицепом, ширина которого больше одного метра. Когда по дороге следует целая велосипедная колонна, для нее допустимо передвигаться только в один ряд. В две колонны можно ехать в виде исключения, если:
- Ширина велосипеда с водителем не больше 0,75 метра;
- Двигается не более десяти ТС;
- Группы, в которых больше десяти велосипедов, должны следовать в несколько частей по десять участников. Для облегчения обгона им следует растянуться на дистанцию в 80-100 метров друг от друга.
По обочине
Согласно ПДД по обочине можно ехать с правой стороны от дороги по направлению движения, если нет специально выделенных велосипедных дорожек, тротуаров, пешеходных зон или есть препятствие для движения по правому краю трассы.
По тротуару или пешеходной дорожке
По тротуару, или по пешеходной зоне можно ехать, если опять же по близости нет специальной велосипедной дорожки и нет возможности проехать по правому краю трассы. Также нужно двигаться исключительно по тротуару, если рядом едет велосипедист младше 14 лет или при перевозке ребенка до 7 лет на специально приспособленном сиденье или в коляске. Ребенок младше 7 лет на велосипеде также должен ехать исключительно по тротуару в сопровождении взрослых-пешеходов.
Дорожки и полосы для велосипедистов
Велосипедные дорожки – это полосы, которые специально выделяются в крупных городах для велотранспорта. В идеале велосипедисты должны двигаться только по ней. Езда по тротуару, в пешеходной зоне, по автостраде и по иным, не приспособленным для велосипедов местах, при наличии велодорожки запрещается.
Велодорожка – это узкая полоса с асфальтным покрытием. Рядом стоит дорожный указатель 4.4 «Велосипедная дорожка», либо знак изображен прямо на асфальте. Они бывают как с односторонним, так и с двусторонним движением.
Как правильно проезжать перекрестки на велосипеде?
Правила проезда перекрестков изложены в статье 13 ПДД. Если он не регулируется светофором или регулировщиком и является равнозначным, то приоритет в повороте всегда будет за тем, кто располагается справа. Если дорога неравнозначная (то есть имеется знак 2.1 «Главная дорога»), то первым едет тот, кто движется по основной трассе. Транспорт на второстепенной дороге пропускает машину, которая будет справа от него.
Это не относится к трамваям – у них всегда преимущество.
Если светофор или регулировщик есть, то подчиняться нужно их сигналам. Велосипеду по статье 24.8 ПДД запрещено поворачивать налево, если дорога имеет больше одной полосы движения. Он можете двигаться только вперед и направо. Если ему требуется повернуть налево, то придется спешиться и искать пешеходный переход на другую сторону трассы.
К сожалению, некоторые водители не в курсе, что велосипедист является таким же участником движения, как и он сам, и могут с пренебрежением отнестись к двухколесному транспорту. Это серьезное заблуждение.
Чтобы не подвергать себя ненужной опасности от невежественных водителей, велосипедисту лучше всего остановиться на своей полосе и терпеливо дождаться, когда другие участники дорожного движения совершат свой маневр, и только когда дорога будет свободна, пересекать трассу самому.
Максимальная скорость
Велосипедист должен придерживаться того же скоростного режима, который указан на знаке для всех участников дорожного движения (пункт 10.1 ПДД). Как правило, в городской черте скоростной максимум составляет 60 км/ч, во дворах и жилых зонах нельзя двигаться быстрее 20 км/ч. Если превысить первый показатель на велосипеде практически невозможно, то нарушить второй не составляет никакого труда. На дороге можно встретить ограничения скорости еще меньше – все они обязательны для исполнения.
Если у велосипеда есть электропривод, то на отметке в 25 км/ч он должен выключаться.
Вне города скоростной режим, как правило, недосягаем для транспорта на мускульной тяге, так что при езде по загородной трассе нарушить ограничение скорости велосипедисту практически невозможно.
Светофоры и перекрестки
Двухколесное ТС, которое двигается по автомобильной трассе, является одним из участников движения. Соответственно на перекрестках, которые контролирует светофор, велосипедисты подчиняются тем же правилам, что и автомобилисты. Заезжать за ограничительную линию, ехать на запрещающий сигнал светофора и разворачиваться велосипедист не имеет права. Ему следует остановиться перед перекрестком и дождаться, пока вся колонна не получит разрешающий сигнал.
Сигналы маневрирования и световые приборы
В соответствии со статьей 8.1 ПДД транспортное средство обязано подавать сигналы о начале движения, о повороте, перестроении, торможении и остановке. В отличие от автомобилей, велосипеды не оборудованы огнями, и правила обязывают велосипедистов давать знаки о маневрировании с помощью рук.
Никто не запрещает установить на велосипед специальное оборудование со световыми сигналами. Так можно существенно облегчить собственное передвижение на дорогах.
- Поворот налево: вытянуть в сторону левую руку, либо правую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
- Поворот направо: вытянуть в сторону правую руку, либо левую согнуть под прямым углом и отвести вбок;
- Остановка: поднять вверх левую или правую руку.
Все эти сигналы следует выполнять за пару секунд перед началом маневра. Важно, чтобы другие участники движения могли увидеть ваш знак и заблаговременно среагировать. После того, как сигнал подан и есть уверенность, что у водителей было достаточно времени и возможностей увидеть его, можно возвращать руку на руль и поворачивать.
Не выполняйте эти сигналы вместе с торможением с одной рукой на руле, чтобы не вылететь из седла.
Если водитель транспортного средства передвигается в темное время суток, то по статье 19.1 ПДД ему необходимо иметь при себе светоотражающие элементы. Для велосипедистов – катафоты и фонарь. Белый отражатель нужно закрепить спереди вместе с включенным фонарем, а красный сзади. Также неплохо иметь катафоты на колесах и надеть куртку с отражающими наклейками.
Для велосипедистов в возрасте до 14 лет
Велосипедистам до 14 лет необходимо передвигаться исключительно по тротуару или по велосипедной дорожке, и только в пределах пешеходных зон. На дороге не должно возникнуть ситуации, когда ребенок едет по дорожной полосе, а его родитель по тротуару. И наоборот тоже запрещено.
На загородных трассах, где нет ни велодорожки, ни пешеходной зоны, передвигаться детям до 14 лет на велосипедах нельзя и неважно, есть рядом взрослый или нет.
Ребенка до 7 лет на велосипеде должны сопровождать взрослые пешеходы на тротуарах или пешеходных дорожках. Сопровождать его на собственном велосипеде также нельзя.
Привилегии велосипедистов
С недавнего времени велосипедисты получили преимущество: им разрешается двигаться по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. Такие дороги обозначены синими дорожными щитами (5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14). Кроме легковых такси, школьных автобусов и велосипедов, на ней не имеет права появляться ни один из видов транспорта. Однако есть нюанс: велосипедисту заезжать на нее можно только, если она располагается справа, и рядом нет велосипедных дорожек.
Велосипедистам запрещается
- Управлять транспортом без рук на руле – лихачества и езда с помощью одних ног недопустимы;
- Ехать с грузом, который выдается за габариты более чем на 0,5 метра в любую сторону или мешает управлению;
- Перевозить пассажиров на раме, на багажнике или другим способом, который не предусмотрен конструкцией;
- Перевозить ребенка без специально оборудованного кресла;
- Ездить по пешеходным переходам;
- Находясь в правом потоке, разворачиваться или поворачивать налево на трамвайных линиях, или на трассе с дву- и более полосным движением – если на дороге нет специального разрешающего поворот знака или если дорога не проходит в специальной велосипедной зоне;
Если срочно нужно повернуть налево, то можно слезть с велосипеда и как обычный пешеход перейти на другую сторону дороги по «зебре», ведя транспорт рядом.
- Буксировать другой велосипед (если нет специального буксировочного прицепа, на котором надежно закреплено другое ТС);
- Двигаться по автомагистралям;
- Разговаривать по телефону, держа руль одной рукой.
Штрафы для велосипедистов и частые ошибки
Теперь поговорим, как не нужно ездить на велосипеде.
Пьяный на велосипеде
Велосипед – это тоже вид транспортного средства, который может представлять опасность для окружающих, а человек в седле – его водитель. Соответственно, если появиться на нем в состоянии алкогольного опьянения, то это будет считаться нарушением статьи 2.7 ПДД, которая прямо запрещает садиться за руль в пьяном виде любого ТС.
Передавать управление пьяному тоже не допускается. В этом случае отвечать будет еще и владелец велосипеда.
Когда эксплуатация велосипеда запрещена?
Переезжать трассу вдоль пешеходного перехода верхом на велосипеде запрещено. По ним могут двигаться только люди на своих двоих, так что если велосипедисту нужно пересечь трассу по «зебре», ему придется слезть и пройти переход, ведя свой транспорт рядом. Особенно это касается участков, которые не контролируются светофорами.
Этот запрет действует в первую очередь ради безопасности самого велосипедиста, так как резко остановиться с тем же успехом, как пешеход, велосипедист не в состоянии. К тому же он, как правило, двигается быстрее, чем человек, и высока вероятность не заметить приближающийся автомобиль.
Также нельзя садиться за руль, если у велосипеда неисправны или вовсе отсутствуют тормоза. Среди молодежи демонтировать «лишние и тяжелые» тормоза это распространенная практика, идущая вразрез со статьей 2.3.1 ПДД, которая обязывает водителя иметь исправную тормозную систему.
Также по пункту 6 «Основных положений по допуску ТС к эксплуатации» нельзя управлять велосипедом, если сломан руль, звуковой сигнал, нет светоотражателей спереди, сзади и по бокам для езды ночью.
Может ли велосипед идти на обгон?
Велосипедист может обгонять другие транспортные средства, но имеет он права это делать только по статье 11 ППД, которая регламентирует безопасный обгон. Обгонять другие машины можно, если:
- Велосипедист уверен, что дорога впереди свободна, и он не создаст опасности для другого транспорта;
- Обгоняет с левой стороны;
Велосипедисту запрещено обгонять, если:
- ТС впереди само начинает обгон или объезжает препятствие;
- ТС поворачивает налево или только включило левый поворотник;
- Безопасное возвращение на полосу невозможно.
Обгон запрещен на пешеходных переходах, на железнодорожных переездах и ближе ста метров от них, на мостах и под ними, туннелях, регулируемых и нерегулируемых перекрестках, если велосипедист не едет по главной дороге, а также в местах с плохой видимостью.
Как перевозить на велосипеде ребенка
Ребенка на велосипеде можно перевозить в двух случаях:
- В конструкции изготовителем предусмотрено специальное сиденье с ремнями безопасности и ручкой;
- У него есть крепление для прицепа или коляски, в которую можно безопасно посадить ребенка.
Перевозить детей на раме, багажнике, на самодельном сиденье или коляске запрещено категорически.
Штраф за нарушение ПДД велосипедистом
Велосипедист может быть оштрафован:
- За езду в состоянии алкогольного опьянения по статье 12.29 п. 3 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.;
- Нарушение ПДД по статье 12.29 п. 2 КоАП РФ – 800 руб.;
- Помеха другим участникам дорожного движения по статье 12.30 п. 1 КоАП РФ – 1 000 руб.
- Вред здоровья человека по статье 12.30 п. 2 КоАП РФ – от 1 000 до 1 500 руб.
- Разговор по мобильному телефону в процессе езды по статье 12.36 КоАП РФ – 1 500 руб.
Как вести себя при ДТП
Алгоритм действий описан в статье 2.5-2.6 ПДД. Если велосипедист все же стал участником ДТП, то ему следует:
- Убедиться, что остался цел и нет серьезных ран; если пострадал кто-то другой – вызвать скорую помощь по номеру 103 или 112;
- Если столкнулся с автомобилем, то водитель должен выставить знак аварийной остановки и включить аварийный сигнал;
- Не трогать велосипед – пусть лежит там, где упал;
- Если нужно получить компенсацию за ремонт своего транспорта, вызывать сотрудников ГИБДД по номеру 102;
- Пока едет инспектор, достать смартфон и сфотографировать велосипед и другого участника аварии – это поможет прибывшему сотруднику ГИБДД восстановить картину событий;
- Как только все фотографии сделаны, велосипед можно убирать с дороги, если он мешает движению;
- Как только приедет машина ГИБДД сообщить свою версию событий и добиться, чтобы она была корректно отражена в протоколе;
- Инспектор должен составить протокол и его копию со справкой о ДТП отдать участникам аварии. Эти бумаги понадобятся, если дело дойдет до суда.
В России, где велодорожки начали появляться совсем недавно, езда по густонаселенному городу может оказаться тем еще приключением и точно соблюдать правила не всегда удается. Вряд ли кто-то будет реально наказывать штрафами, если велосипедист поедет не с той стороны дороги. Но держать в голове законодательные нормы важно и нужно при возникновении спорных ситуаций и для защиты своих прав.
Источники:
https://life-thai.com/pdd-dlya-velosipedistov-v-rossii/
https://zakon-auto.ru/pdd/dlya-velosipedistov.php
https://yurzone.ru/pdd-dlja-velosipedistov-v-rossii.html
https://autolawyer.guru/pdd/dlya-velosipedistov/