Как избавиться от ржавчины на цепи велосипеда
Велосипед, как и любое средство передвижения, нуждается в уходе. Если вы недостаточно хорошо с ним обращаетесь, в самый нужный момент он может преподнести какой-нибудь неприятный сюрприз. Однако сюрпризы могут вас ожидать и в тот момент, когда вы только начинаете готовиться к велосезону. Например, вы решили посмотреть, в каком состоянии ваш двухколесный друг, внесли его с балкона в комнату и обнаружили, что руль и железные части педалей покрылись рыжеватым налетом. Как убрать ржавчину с велосипеда? Об этом и пойдет речь в этой статье.
Что такое ржавчина и почему она возникает?
Ржавчина – это рыжеватый налет на железных поверхностях. Являет она собой смесь оксидов и гидроксидов железа, то есть продукты коррозии (порчи) железа. Возникает ржавчина от контакта железа с воздухом и водой. Соответственно, детали велосипеда могут заржаветь, если:
- велосипед долгое время хранился в сыром помещении;
- вы плохо протирали велосипед после мытья;
- велосипед побывал под сильным дождем, а вы забыли привести его в порядок;
- повреждено хромированное или никелированное покрытие руля – хром и никель препятствуют коррозии железа, но если покрытие повреждено, железо великолепно окисляется под ним.
Какие части велосипеда ржавеют?
Осмотрев свой велосипед, вы можете убедиться, что проржавел он не целиком, даже если пролежал всю зиму на балконе без всякого укрытия. Например, рама, скорее всего, не пострадала.
Почему? — Потому, что она окрашена, причем в краску, скорее всего, добавлено специальное противокоррозионное средство. Чаще всего ржавеют:
- железные части педалей;
- руль;
- неокрашенная колонка руля;
- цепь;
- железные части колес;
- спицы.
Важно! Рама тоже может ржаветь, если нарушено покрытие.
Меры профилактики
Зная, почему образуется ржавчина и какие части ржавеют быстрее остальных, можно попробовать избежать коррозии. Меры профилактики достаточно просты:
- После катания под дождем и по грязи как следует вымыть и насухо вытереть все части велосипеда.
- Зимой хранить велосипед в сухом помещении, а если он лежит у вас на балконе – то в чехле или под брезентом.
- Регулярно смазывать движущиеся части машинным маслом.
- Раму нужно регулярно красить.
- Следить за целостностью хромового или никелевого покрытия.
Химический способ
Чтобы удалить пятна ржавчины с металлических поверхностей, вовсе не обязательно сразу бежать в хозяйственный магазин.С оксидами и гидроксидами железа великолепно справляются кислоты — как органические, так и неорганические.
Важно! Правда, от использования неорганических кислот в данном случае лучше воздержаться. Они, конечно, избавят велосипед от ржавчины, но и сами весьма охотно взаимодействуют с железом, особенно азотная кислота.
Серную и соляную кислоты использовать можно, но необходимо приготовить очень слабые растворы. Кроме того, работать с этими веществами следует в перчатках и респираторах.
Ортофосфорная кислота
Для борьбы со ржавчиной велосипедисты нередко используют ортофосфорную кислоту, потому что она, в отличие от серной или соляной, образует защитную пленку, предотвращающую коррозию. Выпускают ее в виде 85% раствора. Для того, чтобы избавить велосипед от ржавчины с помощью этого вещества, вам понадобятся:
- респиратор;
- резиновые перчатки;
- ватные тампоны;
- пищевая сода;
- бумажные полотенца.
Важно! Работы нужно проводить в хорошо проветриваемом помещении.
- Обработайте ржавые пятна щеткой или скребком.
- Обезжирьте поверхность содовым раствором.
- Ополосните поверхность водой, чтобы удалить соду.
- Смочите кислотой тампон.
- Протрите пораженные места.
- Нейтрализуйте кислоту содовым раствором.
- Смойте все это водой.
- Насухо вытрите велосипед.
Органические кислоты
Лучше использовать органические кислоты – лимонную или уксусную. У велосипедистов особенно популярна смесь лимонного сока и пищевого уксуса. Это самый дешевый и самый эффективный способ разобраться с ржавчиной. Как избавиться от ржавчины на велосипеде в домашних условиях с помощью этих простых и доступных веществ?
- лимонный сок;
- 9% уксус;
- пищевая сода;
- бумажные полотенца;
- машинное масло;
- шлифовальный материал;
- ветошь;
- краска;
- металлическая щетка или скребок.
Первые шаги – такие же, как и в уже описанных случаях. Нужно подготовить инструменты, счистить то, что счищается, смазать пятна машинным маслом и удалить излишки.
Работа с кислотой:
- Подготовьте смесь лимонного сока и уксусной кислоты в соотношении 1:1.
- Приготовьте содовый раствор из расчета 1:1 (должно получиться что-то вроде кашицы).
- Нанесите кислоту на шлифовальный материал (в качестве такого материала обычно используют спрессованную металлическую стружку, но вполне сгодится и железная мочалка для посуды).
- Зашлифуйте места, где есть пятна ржавчины.
- Смочите ветошь в содовом растворе.
- Протрите обработанные кислотой места – сода нужна для нейтрализации остатков кислоты, это особенно важно, если вы пользуетесь неорганическими кислотами.
Важно! Содовый раствор не должен попадать на алюминиевые детали велосипеда!
Велосипед нужно вымыть
Несмотря на то, что содовый раствор нейтрализовал кислоту, велосипед нужно как следует вымыть. Ничего необычного в этом нет, мойте его так, как вы это делаете всегда, только тщательнее. Удобно смочить водой бумажное полотенце и основательно протереть все места, где вы терли кислотой.
Просушка обязательна
Поскольку ржавчина образуется, если велосипед хранится в сырости, протирать после обработки его нужно очень тщательно, буквально не оставляя ни одного мокрого места.
Народные средства удаления ржавчины
Существует несколько методов, поясняющих, как снять ржавчину с велосипеда. Их преимущество состоит в относительной простоте и низких затратах на материалы.
Уксус и лимонная кислота
Эти реагенты отлично снимают ржавчину, но длительное воздействие смеси на металл только усиливает коррозию, поэтому нужно проделывать всё быстро.
Во-первых, нужно подготовить материалы. Понадобится 9% уксус и лимонная кислота в равных пропорциях. Они смешиваются и образуют мощную рабочую смесь. Также нужна стальная прессованная стружка. Если её не найти, то можно ограничиться мелкозернистой наждачной бумагой. Также понадобятся салфетки или тряпки.
Подготовка материала не занимает много времени. Небольшое количество смеси нужно вылить на шлифовальный материал, чтобы он стал влажным. Но течь с него не должно. Также перед удалением коррозии нужно перевернуть велосипед колёсами вверх и закрепить его в устойчивом положении.
Удалять ржавчину нужно лёгкими движениями, как бы стирая налёт – плавно и без резких движений. Иногда новички не понимают, как убрать ржавчину с цепи велосипеда. Это несложно, если правильно подготовить раствор и материалы к чистке. Важно помнить, что долго держать смесь на металле нельзя – после чистки нужно сразу приступать к этапу промывания и сушки.
Промывка велосипеда осуществляется влажной тряпкой или смоченной мягкой бумагой. А во время сушки можно немного отдохнуть и дать солнцу испарить влагу. Иначе нужно взять сухую тряпку и протирать велосипед, пока на тряпке остаются следы воды и смеси.
Использование Кока-Колы для чистки велосипеда может выглядеть странным. Но если заржавела цепь на велосипеде, что делать – приходится прибегать и к таким методам.
На самом деле напиток содержит фосфорную кислоту, разъедающую коррозию. Нужно всего лишь нанести его на ржавчину, подержать 10-15 минут и стереть влажной тряпкой.
Лимон и соль
Обод и руль эффективно очищаются от коррозии с помощью соли, растворённой в соке лимона или лайма.
Для этого потребуются 6 ст. л. соли и 2 ст. л. сока цитруса. После нанесения смеси нужно подождать и затем промыть очищенные детали.
Чтобы дальше не ржавело
После того, как вы удалили ржавчину, нужно предотвратить дальнейшую коррозию. Велосипед все равно остается на воздухе – а значит, будет с ним взаимодействовать. Если вы снимали ржавчину ортофосфорной кислотой, велосипед в какой-то степени будет защищен от коррозии. Если же вы использовали другие средства – придется предпринять еще несколько шагов:
- Если краска на раме облезла, покрасьте ее.
- Неокрашенные детали можно хромировать или никелировать – в мастерских это делают.
- Детали, которые не подлежат окраске или хромированию, смажьте машинным маслом.
Уксус
Уксусная кислота также растворяет ржавчину. Налейте уксус непосредственно на пятна ржавчины.
Чтобы очистить ржавчину с цепи или обода велосипеда, можно налить уксус на губку или тряпочку.
Необходимо промыть велосипед после использования уксуса, чтобы предотвратить повреждение металла кислотой.
Велосипед стал неотъемлемой частью повседневной жизни многих людей. Это удобный и быстрый вид транспорта и средство поддержания хорошей формы. За «железным конём» нужно регулярно ухаживать, поэтому знать, как убрать ржавчину с велосипеда, должен каждый велолюбитель.
Велосипедная цепь
Велосипедную цепь не красят и ее не рекомендуется чистить металлической щеткой – от этого она быстрее изнашивается.
С ней следует поступить так:
- Положите цепь в металлическую емкость.
- Залейте соляркой.
- Поставьте банку на костер.
- Доведите солярку до кипения и подожгите.
- Банку с горящей соляркой снимите с костра и аккуратно вывалите содержимое на чистую каменную поверхность.
- Дайте солярке догореть, а цепи – остыть.
- Встряхните цепь несколько раз – остатки ржавчины и грязи с нее осыплются.
- Смажьте цепь солидолом.
- Установите ее на велосипед.
Важно! Процедура должна проводиться на открытом воздухе, с соблюдением правил пожарной безопасности.
Химические методы удаления коррозии
Конечно, химия – это более агрессивный способ борьбы с ржавчиной. Обычно его применяют для сложных ситуаций, когда подручные материалы могут не сработать.
Ортофосфорная кислота
Работать с ней довольно сложно, поскольку она токсична и легко воспламеняется.
Для работы понадобятся резиновые перчатки и респиратор для защиты, салфетки, сода и ватные диски для очистки велосипеда. Также помещение должно хорошо проветриваться.
Сначала нужно потереть обрабатываемую зону щёткой или скребком и обработать мыльным раствором, дабы обезжирить поверхность. Далее наносится ортофосфорная кислота с помощью ватки или валика.
Через 2-3 часа понадобится нейтрализатор, который зачистит поверхность от кислоты. Его рецепт: вода, спирт и нашатырь в соотношении 50:48:2. После этого место протирается моющим средством, и велосипед сушится.
Домашние средства в борьбе с ржавчиной
Если пятна небольшие и сравнительно свежие, можно попробовать удалить их с помощью некоторых продуктов. Такими средствами удобно удалять ржавые пятна с маленьких предметов (например, с ножей), однако если ржавчина только появилась на руле или педалях — почему бы не испытать эти способы и на велосипеде?
Картофель
Отличное средство, которое идеально подходит для ножей, но можно попробовать убрать небольшую ржавчину велосипеде:
- Разрежьте сырую картофелину пополам.
- Насыпьте на срез соли.
- Потрите ржавое пятно.
Томатный соус
С ржавыми пятнами на металлах прекрасно справляется кетчуп или другой томатный соус. Это – самый быстрый способ удалить не очень глубокие пятна:
- Смажьте пятно соусом.
- Подождите несколько минут.
- Удалите соус.
Как очистить цепь велосипеда от ржавчины
Велосипедную цепь не красят и ее не рекомендуется чистить металлической щеткой – от этого она быстрее изнашивается.
С ней следует поступить так:
- Положите цепь в металлическую емкость.
- Залейте соляркой.
- Поставьте банку на костер.
- Доведите солярку до кипения и подожгите.
- Банку с горящей соляркой снимите с костра и аккуратно вывалите содержимое на чистую каменную поверхность.
- Дайте солярке догореть, а цепи – остыть.
- Встряхните цепь несколько раз – остатки ржавчины и грязи с нее осыплются.
- Смажьте цепь солидолом.
- Установите ее на велосипед.
Удалять ржавчину с цепи можно не снимая ее
С цепи велосипеда убрать ржавчину можно машинкой для очистки. Снимать деталь при использовании инструмента не нужно. Состоит он из пластикового корпуса, в котором расположены шестеренки со щетками. Процедура очищения:
- В емкость наливают подготовленный раствор.
- Крепят машинку к подвижному элементу, как указано в инструкции, полностью помещая деталь в контейнер.
- Крутят педали – цепь проходит через шестеренки и очищается от налета.
Предлагаем ознакомиться Как растить бамбук в домашних условиях в грунте: правила посадки и ухода
Продают машинку в гипермаркетах, автомобильных салонах, можно встретить ее в спортивных магазинах. Стоимость устройства – от 300 до 2000 рублей.
Удалить ржавчину со звеньев можно раствором WD-40 – деталь снимают и погружают в него на 5 минут. Затем ополаскивают и протирают сухой тряпкой. Когда цепь полностью высохнет, наносят минеральное масло для защиты. Для устранения не слишком обширной коррозии применяют керосин или солярку по аналогичному алгоритму.
Убрать налет можно магазинными товарами, которые так и называются – «Очиститель для цепи» (MOTUL C1, LIQUI MOLY). Однако стоимость их достаточно высока. Вместо подобных средств применяют «Уайт-спирит» для пятен средней устойчивости, мыльные растворы для посуды подходят для борьбы с небольшим налетом.
Смазка для велосипедной цепи
Каждый райдер должен самостоятельно или в мастерской технически обслуживать велосипед. Помимо замен деталей при поломке и подкачке сдутых шин требуется регулярная смазка узлов байка, в том числе и цепи.
Следует выяснить для чего, как часто и чем можно проводить обработку детали велосипеда.
Зачем нужно смазывать цепь
Во время движения транспортного средства двигается и цепь. Создается трение звеньев элемента о звезды, которое провоцирует износ. В конструкцию попадают пыль, грязь, песок, что также уменьшает срок службы цепи. На износостойкость влияет частота использования байка, длительность поездки, погода, во время которой проходит поездка.
Смазка для велосипедной цепи позволяет продлить срок эксплуатации детали, защитить от проникновения грязи, избежать негативного влияния неприятных погодных условий. Смазывать цепь в сухую погоду следует каждые 100 километров, а в дождливую в 2 раза чаще.
Несмотря на средний срок существует ряд признаков, по которым можно определить время смазки цепи:
- из смазанной чистой цепи, пригодной к эксплуатации не должно доноситься никаких звуков, их наличие указывает на то, что пора обработать деталь;
- катание во время сильного дождя с неподготовленным велосипедом станет причиной смывания смазки со звеньев, а значит требуется обновить её;
- поездки по пересеченной местности быстрее изнашивают велосипед, что должно стать причиной более частого смазывания цепи.
Если при наличии этих факторов конструкцию не обработать, может появиться ржавчина.
Подготовительные работы
Перед тем как приступать к смазке цепи, требуется очистить её от старого материала обработки, уже смещавшегося с песком и грязью. Для проведения процедуры можно воспользоваться несколькими способами.
- Метод не подразумевает снятие детали.
Понадобится две зубные щетки, несколько тряпок. Если бюджет позволяет — существует специальная машинка для очистки цепи. Помимо неё нужна вода, моющее средство для посуды. Можно воспользоваться растворителем, специализированным средством. Нельзя применять бензин.
Желательно чистить цепь на улице, чтобы не пришлось отмывать пол, ковры и другие предметы на которые вероятнее всего попадет масло. Сначала нужно вытереть цепь, в это время вращая педали назад. Далее грязь вытирается между роликов, из которых состоят звенья.
Как произведен демонтаж цепи, требуется поместить её в небольшую емкость, наполненную выбранным средством для очистки. При помощи тряпок, щеток, требуется промыть цепь.
Чем смазывать
Для смазки цепи велосипеда желательно использовать только специализированные материалы. Существует несколько видов смазок:
- силиконовая имеет среднюю стоимость, уменьшает трение деталей между собой, встречается в форме аэрозоля, обладает пылеотталкивающими свойствами;
- восковая образует толстый слой на поверхности смазываемых элементов, достаточно быстро стирается в сравнении с другими видами;
- тефлоновая — наиболее эффективная смазка, на поверхности деталей создает тонкий слой, к которому пыль не липнет;
- графитовая — повышает износостойкость деталей, обладает антикоррозийными свойствами.
Нельзя использовать для смазки цепи густые и собирающие пыль материалы. К таким относятся: литол, солнечное масло, солидол. WD-40 смазывать конструкцию не нужно, данное средство используется для других целей.
В заключение
Смазывать цепь нужно внимательно, чтобы тонко нанести смазку на каждый ролик звена. С аэрозолем важно проследить направление струи. Смазка должна попасть во все требуемые области механизма.
После нанесения смазки рекомендуется прокручивать педали назад в течение полутора минут, чтобы весь материал был распределен равномерно.
Машинка для чистки цепи велосипеда: виды, инструкция по эксплуатации, отзывы
Цепь считается незащищенной деталью велосипеда, поскольку она подвергается огромным нагрузкам, а также различным механическим и атмосферным воздействиям. Этому элементу нужно бережное отношение. Уход позволяет защитить его от быстрой растяжки. Машинка для чистки цепи позволяет защитить транспорт от многих проблем. Как свидетельствуют отзывы, она позволяет значительно продлить срок эксплуатации велосипеда. О преимуществах устройства рассказано в статье.
Частота смазки и чистки
Начинающих велосипедистов обычно интересует, через какое время нужно чистить и смазывать велосипед. Все индивидуально, зависит от стиля катания. Но следует учитывать, что цепь должна быть чистой и смазанной постоянно. Если на ней есть грязь или слышатся шумы, то нужно выполнить обслуживание – смазку и чистку.
В чистке цепи применяется почти все. Для этого можно взять мыльную воду и растворители. Некоторые моют цепь водой с мылом или «Фейри», но следует учитывать, что из-за воды появляется коррозия металла. Деталь после данной процедуры нужно просушить.
Для чистки замечательно подходят растворители, например уайт-спирит. Они продаются в хозяйственных магазинах. Подойдут специальные средства для цепей, но они стоят дорого. Отзывы о велосипедных машинках для чистки цепи свидетельствуют, что такое приспособление отлично подходят для регулярного ухода. В этом случае значительно продлевается срок службы детали. Если нет машинки, нужно снимать цепь, а затем промывать ее в ванночке с моющим средством. Для прочищения труднодоступных мест применяется специальная щетка.
Плюсы приспособлений
Машинка для чистки цепи велосипеда обладает следующим преимуществами:
- Не нужно снимать цепь.
- Удобство применения. Принцип работы понятен всем.
- Процедура чистки не занимает много времени.
- Экономятся моющие средства.
- Руки не будут пачкаться.
Как показывают отзывы владельцев таких машинок, они просты в использовании. При этом устройства разных марок могут отличаться применением.
Регулярно выполнять чистку цепи требуется не только по эстетической причине, но и по практической. Устранение комков смазки, мусора и песка обеспечит нормальную работу всех деталей велосипеда. Является ли эффективной специальная машинка? Как подтверждают отзывы, данное приспособление удобное, поэтому оно подходит для регулярного ухода.
Принцип действия
Что заливать в машинку для чистки цепи? Прежде чем использовать приспособление, в специальную емкость заливается промывочная жидкость (около 50 мл). Как пользоваться машинкой для чистки велосипедной цепи? Заведя цепь в устройстве, необходимо плавно вращать педали. В это время надо придерживать машинку и велосипед.
Если мероприятие осуществляется в помещении, заранее нужно застелить пол тряпками или газетами, чтобы не было пятен от смазки и применяемого средства. После очищения цепи ее смазывают, используя данный девайс. Нужно лишь залить в машинку вместо моющей жидкости смазку. По отзывам пользователей таких устройств становится понятно, что приспособления простые в применении.
Устройство C&L
У нее есть множество плюсов, которые присущи машинкам для чистки цепи такого вида. Применяется прибор очень легко: в него заливается моющее средство, цепь заправляется в направляющие ролики, крышка закрывается и фиксируется ручкой. Во время прокручивания цепь поступает через чистящие щеточки – ролики и губку.
Устройство С&L стоит около 500 рублей. Многим пользователям не нравится качество приспособления, так как оно изготовлено из пластика. Во время процедуры устройство немного скрипит. Покупатели рекомендуют использовать ее для редких чисток.
Bike Hand YC-791
Стоит такая машинка для чистки цепи около 1000 рублей. Она имеет более высокое качество по сравнению с предыдущей моделью. А по принципу работы она подобна.
К особенностям относят наличие разборных роликов, из-за чего облегчается промывка. К минусам относят накапливание чистящего средства на задней перекидке и капание на пол. Поролоновый сальник нужно часто менять, поскольку он быстро протирается.
Super Bike Tools
Комплект включает щетку и скребок. Корпус машинки для чистки цепи создан из прочного материала, поэтому устройство прослужит достаточно долго. Как показывают отзывы, при бережном отношении на приспособлении не появятся даже трещины и сколы.
Устройство оснащено качественными щетками-роликами. В целом машинка подходит для регулярной чистки цепи. Примерная стоимость приспособления составляет 1500 рублей.
Pedro’s Chain Machine
Эта машинка для чистки цепи велосипеда стоит около 2000 рублей. Как свидетельствуют отзывы покупателей, данный девайс отлично отрабатывает на 100 %. Можно приобрести устройство и б/у. Комплект включает моющее средство и щетку для удаления грязи.
К преимуществу относят надежность корпуса. Устройство не нужно поддерживать в процессе чистки, у нее есть больше 100 чистящих щеток-роликов. Из-за их равномерного и глубокого проникновения чистка осуществляется качественно.
Особенности смазки
После очищения цепь надо смазать. Данная процедура требуется после 100 км пробега. Смазка нужна при наличии посторонних звуков. Смазанная цепь не издает звуки. Со временем может появиться небольшой шелест, а потом хруст. Важна срочная смазка, чтобы не образовалась ржавчина. Смазку выполняют после обильного дождя, ведь водой она смывается. Чем чаще выполняется обслуживание, тем дольше будет работать велосипед.
Какое лучше использовать средство? В смазке не должны быть масла, поскольку они обладают свойством собирания грязи и пыли. Данные средства могут быть силиконовыми, тефлоновыми, керамическими, парафиновыми. В магазинах продаются следующие смазки:
- Аэрозольные. Средства плохи для смазки, поскольку ими следует пользоваться аккуратно, чтобы не попасть на остальные детали транспорта.
- Густые. С ними усложняется процедура смазки. Обработку нужно выполнять внутри роликов, а с густой смесью сделать это сложно.
- Жидкие. Их продают в тюбиках, а также в масленках. Смазка отлично подходит для цепи, она позволяет обработать даже труднодоступные места.
- Двухкомпонентные. Включают густую смазку и растворитель. Для качественной обработки требуется смазать ролик так, чтобы смазка оставалась надолго. Именно такое средство позволяет обработать внутреннюю часть ролика.
Процесс смазки достаточно длительный и требует терпения. Нужно обработать каждый ролик отдельно. Будет достаточно по 1 капле. После этого нужно покрутить педали для расхождения смазки. Затем цепь надо насухо вытереть. После этого она готова к работе.
Все виды машинок для чистки цепи велосипеда особенны по-своему. Приобретать их или нет, каждый решает сам. Если хочется выполнять процедуру очистки без лишних хлопот, то такое приспособление будет отличным помощником.
Автомобильный портал. Ответы на вопросы
Как очистить цепь велосипеда от масла. Назначение машинки для чистки цепи.
Если у вас есть велосипед, вы как хороший хозяин своего стального коня должны о нем заботиться. Одной из главных манипуляций по уходу является чистка цепи велосипеда. При каких обстоятельствах и как правильно это следует делать, вы узнаете, ознакомившись с этой статьей.
Когда чистить цепь велосипеда?
Чтобы цепь работала исправно, конечно, нужно выполнять за ней профилактический уход. Как правило, если вы проехали 100-300 км ее пора почистить и смазать.
В других случаях, такая потребность возникает в том случае, когда появятся звуки, непредусмотренные заводом-изготовителем. Самым обязательным условием являются видимые загрязнения. Если вы выезжали в лес или катались не под асфальтной трассе, чистка велосипедной цепи должна стать для вас обязательной процедурой по возвращению.
Важно! Основными губительны фактором является глина вперемешку с песком и грязью. Такие вещества забивают внутри ролики между звеньями и цепь прокручивается с проблемами. Если регулярно ее не чистить после обнаружения налипших комьев, она поржавеет, все элементы будут заклинивать — в итоге быстрое изнашивание и полный выход из строя.
Как чистить цепь велосипеда?
Перед тем, как почистить цепь велосипеда, определитесь, как именно вы будете это делать. Существует три метода:
- прямо на велосипеде;
- съемный — с помощью подручных средств;
- удаление засоров специальной машинки для чистки цепи.
Прежде, чем чистить цепь велосипеда, сделайте так:
- Переместитесь на открытый воздух, так как некоторые чистящие средства обладают сильным запахом.
- Приготовьте очистительные вещества и пластиковую бутылку.
- Позаботьтесь о личной защите рук — работайте в резиновых перчатках.
- Если деталь вашего транспорта не сильно загрязнена или нет специальных ключей для ее снятия, чистите ее не снимая.
- Переверните велосипед и прочно установите — это необходимо для удобства выполнения работы, если вы не планируете отсоединять деталь.
- Чтобы получить доступ к звездам и каретке с помощью мультиключа снимите шимановскую (Shimano) подвеску.
- Выбейте внутренний стержень с помощью отвертки и молотка, но не до конца, так как его после процедуры чистки нужно будет его вставить обратно.
Чем чистить велосипедную цепь?
Современная химия изобилует разного рода чистящими веществами, которые хорошо справляются с поставленной задачей. Специальные чистящие средства для велосипеда можно приобрести специализированных магазинах, но это удовольствие не из дешевых. Современные велолюбители предпочитают доступные растворители и другие моющие средства, которые наверняка найдутся у вас в хозяйстве.
Чтобы чистка велосипедной цепи дала нужный результат и не отняла много времени, вам пригодятся:
- емкость с теплой водой;
- ацетон;
- бензин;
- уайт-спирит;
- WD40;
- лубрикатор;
- масло для швейной машинки;
- машинка для чистки велосипедной цепи;
- моющие средства для посуды или плитки;
- пустая пластиковая бутылка;
- мультиключ;
- тряпки;
- жесткая щетка или зубная.
Способы чистка цепи велосипеда
В зависимости от вашей модели транспорта, наличия подручных средств и личного опыта выберите оптимальный для вас вариант из нижепредложенных. Действуйте по инструкции и тогда точно у вас все получится.
Вариант 1
- Смойте шлангом грязь и пыль, используя насадку-распылитель.
- Для оптимального доступа установите на максимальную передачу переднюю цепь, а заднюю на минимальную.
- Сделайте мыльный раствор в горячей воде и прочистите с помощью щетки каждое звено.
- Нанесите средство на каждый элемент, чтобы очистить от остатков смазки, которые не смылись мыльной водой.
- Тщательно просушите — протрите сухой тряпкой или продуйте феном.
- Обильно смажьте лубрикатором, но не перестарайтесь, излишки смазки могут стать пылесборником.
Вариант 2
Использование растворителя WD40. Данное средство используется не как смазка, а как дегризер-очищение. Он качественно выгоняет старые наслоения из тонких мест, если действовать так:
- Закройте тряпкой тормозной ротор, во избежание набрызгивания вещества на тормозные поверхности.
- Возьмите флакон со средством и обильно продуйте каждое звено, при этом прокручивая педали.
- Прочистите зубной щеткой звенья, чтобы не осталось следа от песка, но они остались сухими.
- В каждое звено капните по несколько каплей машинного масла ли другого смазочного материала.
Самый удобный способ чистки велосипедной цепи
Чистка цепи велосипеда машинкой происходит механически: устройство чистит звенья с помощью щеточек в виде роликов, они изгибают цепь, пропуская ее через растворитель. Это самый экономный способ, так как он не требует частого снятия цепи, что вызывает риск разрыва, используется сравнительно малое количество чистящего и, наконец, происходит детальная чистка каждой детали.
Важно! Приспособление продается вместе с моющим средством, а впоследствии вместо него можно использовать и другие растворители. Не рекомендуется только для этой цели бензин — он может способствовать порче пластикового корпуса машинки.
Подробная инструкция применения обычно указывается производителем. Дополнительные нюансы, которые вам пригодятся, заключаются в следующем:
- Устанавливайте устройство на нижнюю часть цепи.
- Мойка цепи велосипеда происходит следующим образом: крутите педаль назад до тех пор, пока цепь не приобретет желаемой чистоты.
- Чтобы эффект был лучше, дополнительно добавьте в машинку концентрированного моющего для посуды, разведенного в горячей воде, и сполосните таким же способом от излишков жира.
- Прежде, чем смазать цепь после удаления грязи, дайте ей хорошо высохнуть.
Чистка снятой велосипедной цепи
Если вы самостоятельно умеете отсоединять и ставить на место эту деталь вашего транспорта, для удаления налипших комьев с нее, действуйте так:
- Снятую деталь поместите в ванночку с растворителем.
- Тщательно поболтайте и оставьте отмокать, а в это время чистите звезды.
- В пластиковую бутылку налейте масло или другое чистящее, поместите в нее цепь и активными движениями взбалтывайте, пока средство не приобретет черный цвет.
- Меняйте чистящее по мере загрязнения.
- Когда цепь станет чистая, а жидкость приобретет светлый цвет, слейте, разрежьте бутылку и достаньте цепь.
- Соедините цепь, повесть на велосипед и смажьте.
- Излишки смазки сотрите тряпкой.
Теперь вы знаете, как чистить цепь на велосипеде. Надеемся, что вышеописанные методы помогли вам сэкономить время и средства, а ваш транспорт для отдыха и занятий для поддержания хорошей формы тела будет вам служить долгое время.
Велосипедная цепь, можно сказать, главный узел, благодаря которому движение возможно в принципе. От ее качества и состояния напрямую зависят эффективность, легкость и скорость катаний. К основным параметрам исправной цепи относятся ее степень износа, настройка и чистота.
И новичку, и опытному велосипедисту важно понимать, что механизмы, активно контактирующие с пылью, водой и грязью, должны содержаться в более или менее приличном состоянии. Чистка велосипедной цепи – обязательная и неизбежная процедура. Она осуществляется для того, чтобы весь передаточный узел служил как можно дольше, а езда была комфортной.
Как часто нужна чистка и смазка цепи на велосипеде
Вообще, как определяется, насколько грязной стала цепь? Далеко идти не надо, достаточно просто взглянуть на нее. Комочки земли на поверхности звеньев, абразивная смесь из застарелого масла и песка, подтеки – вот все те признаки, которые напрямую указывают, что пора вплотную заняться велосипедной цепью.
Внешняя сторона обычно выводит состояние цепи на чистую воду. Однако не всегда это достоверный показатель. Например, продолжительные катания по сухим пыльным дорогам могут никак не сказаться на ее внешнем виде, зато периодически может возникать неприятный треск.
Дело в том, что грязь очень хорошо налипает изнутри, в пространствах между роликами. Углядеть сразу, в каком цепь состоянии, можно разве что на обычных сингспидах. На скоростных моделях такая грязь умело прячется среди большого количества звездочек. Чтобы иметь полное представление, насколько запущена трансмиссия, придется перевернуть велосипед.
Любителям ездить после дождя или в слякоть (а таких немало) чистить цепь придется чуть ли не после каждой покатушки. Как минимум, протирать и смазывать. При катаниях по сухим дорогам смазка держится дольше, однако ее полезные свойства постепенно снижаются налипающей пылью. Набившаяся со временем грязь начинает мешать движению, воздействует и на звезды.
Многое зависит не только от условий, но и от стиля катания. Аккуратный и размеренный ход, однозначно, выиграет у агрессивной езды в периодичности чистки и смазки. Так что велосипедистам, любящим доводить свой двухколесный транспорт до предела возможностей, очистка велоцепи понадобится чаще.
В среднем, в стандартных условиях заглядывать в трансмиссионный узел нужно 1 – 2 раза в месяц. При желании можно и чаще. Только нужно помнить, что чрезмерная смазка быстрее загрязнит систему.
Как почистить разъемную цепь
Цепной замок – удобная и практичная вещь в плане ухода, так как не нужно корпеть рядом с велосипедом, выискивая грязь. Отделенная от велосипеда цепь чистится лучше, чем висящая на раме. Варианты мойки:
- отмочка в керосине;
- интенсивная промывка в бутылке с растворителем;
- ручная чистка и мойка с помощью щеток.
Первый способ позволяет удалить налет с внешних поверхностей звеньев. С застрявшими комочками между роликами простая отмочка справляется слабо. После нее нужно выбивать грязь из внутренних полостей с помощью тонкой спицы или щеточки.
Более действенный способ – это промыть цепь в емкости. Для этого понадобится:
- вместительная пластиковая бутылка с широким горлышком;
- растворитель (керосин или ацетон);
- моющее средство (стиральная паста или жидкость для мытья посуды);
- небольшое количество смазки.
Грязная цепь кладется в бутылку, затем заливается растворителем. Крышку закрываем и 10 минут интенсивно взбалтываем. Это основная очистка от налипшей грязи.
Затем точно так же несколько раз делается промывка. В бутылку с цепью заливается вода (в том же количестве, что и растворитель), немного чистящего средства и несколько капель масла. В полученном растворе взбалтывать 5 – 10 минут. Процедура повторяется несколько раз, пока жидкость внутри бутылки не будет почти прозрачной. Аккуратно вынимаем цепочку из бутылки и насухо протираем чистой тряпкой.
Промывка в бутылке – удобно, быстро и надолго
Средний по эффективности способ – чистка цепи вручную с помощью крупной и мелкой щеток. Для этого также понадобятся:
- чистящее средство;
- несколько чистых тряпок;
- смазка.
Процедура выглядит примерно так:
- Цепь аккуратно расправить.
- Нанести на большую щетку средство и вспенить.
- Очистить внешние поверхности звеньев. Щетку периодически промываем в растворителе.
- Предварительно протереть тряпкой.
- Мелкой напененной щеткой пройтись по внутренним полостям. Для глубокой очистки повторить несколько раз, периодически смазывая небольшим количеством масла.
- Тряпкой, смоченной в керосине, протереть всю цепь.
- Заключительная протирка сухой тряпкой.
Качественно помыть цепь вручную можно, только придется повозиться дольше. Чтобы не разводить лишнюю грязь, заранее надо продумать, где и на чем отчищать. Для этих целей хорошо подойдет, например, пластиковый поддон.
На некоторое время ее нужно оставить сохнуть на воздухе, параллельно следует также отмыть все звездочки. Наносить смазку нужно после того, как цепь уже одета на велосипед.
Удаление грязи с помощью цепомойки
Можно ли отчистить звенья цепи, не снимая ее с велосипеда? Вручную это неудобно и неэффективно. А как же быть тем, у кого цепь не имеет замка, а выжимки под рукой нет? Специально для этих целей придумана цепомойка.
Простая в использовании, удобная и компактная
Цепомойка – это специальная машинка, внутри которой расположены шестеренки для зацепления звеньев и маленькие щетки. Полость заполняется специальным растворителем, идущим в комплекте. При вращении педалей все звенья проходят через цепомойку. Достоинства использования:
- не нужно снимать цепь с велосипеда;
- легко одевается и снимается, не деформируя звенья;
- можно очистить звезды при многократном прокручивании;
- абсолютно чистые руки.
С помощью цепомойки эффективно очистить всю грязь с трансмиссии намного быстрее, чем мыть ее вручную на раме.
Минус, который может оттолкнуть от покупки новой машинки для очистки велоцепи – это ее стоимость. А ниже полезное видео по чистке и смазке цепи:
Чистка и мытье велосипедной цепи – одна из первостепенных процедур в уходе за байком. Придерживаясь простых принципов при мойке и повторяя ее периодически, велосипедист не окажется в ситуации, когда велосипед не захочет нормально ехать в самый неподходящий момент.
Цепь велосипеда выступает одним из главных узлов в транспорте, ведь благодаря ей и движется велосипед. От качества и состояния данной детали полностью зависит эффективность, скорость и легкость езды. Очень важно, чтобы цепь всегда была в хорошем и чистом состоянии, поэтому в данной статье вы узнаете, как чистить цепь на велосипеде и когда это требуется делать.
Как новичкам, так и велосипедистам со стажем необходимо задумываться, что элементы, постоянно общающиеся с влагой, песком и пылью, требуют частого ухода и должны находиться в довольно удовлетворительном состоянии. Чистить велосипедную цепь нужно обязательно, этой процедуры не избежать. Это требуется, чтобы узел передач эксплуатировался долго, а катание было комфортным.
Как часто требуется чистить цепь
Возможна ли вообще и как часто требуется чистка велосипедной цепи в домашних условиях? Чтобы определить степень загрязнения данной детали, просто взгляните на нее: земельные комочки, слой застарелого масла, смешанного с песком, грязные потеки ‒ это все признаки, указывающие на то, что срочно надо чистить цепь велосипеда.
Внешность этой детали обычно говорит сама за себя, однако не в каждом случае это является достоверным показателем. К примеру, долгие катания по сухой запыленной местности могут никак не отразиться на внешнем виде цепочки, но внутри велика время от времени будет появляться неприятный скрип и треск ‒ это тоже является сигналом, что следует проверить деталь.
Тем, кто не против покататься в дождливую погоду, чистить и смазывать придется постоянно. При езде по сухим территориям смазка сохраняется более длительное время, но ее функции постепенно ухудшаются из-за пыли, которая налипает. Утрамбовавшаяся в итоге грязь будет препятствовать езде, начнет негативно воздействовать и на звезды.
Осматривать узел необходимо каждые 2-4 недели. Если хотите, можно и чаще. Но следует знать, что чрезмерное смазывание скорее запачкает систему.
Как чистить цепь на велосипеде
Цепной замок – комфортная и функциональная вещь в плане ухода, поскольку нет необходимости сидеть возле «железного коня» в поисках загрязнений. Снятая с велика цепочка чистится эффективнее.
- Можно вымочить в керосине.
- Можно интенсивно вымыть в емкости с растворителем.
- Вручную вычистить деталь посредством разнообразных щеток.
Первый вариант дает возможность убрать налет с внешних сторон звеньев. С комками, что застряли между роликами, обычная отмочка справляется недостаточно хорошо. Поскольку потом потребуется вытягивать грязь из внутренних частей, использовав спицу либо тонкую щеточку.
Более действенный метод – отмыть цепочку в емкости. Чем мыть? Для этого потребуется:
- большая бутылка из пластика, имеющая большое горло;
- любой растворитель (ацетон, керосин и т. д.);
- мыльное моющее вещество (паста либо средство для посуды);
- незначительное количество смазывающего вещества.
Нужно положить цепочку в емкость и залить растворителем. Далее закупориваете и на протяжении десяти минут усердно взбалтываете. Этими действиями вы производите основную чистку от грязи, что налипла. Далее таким же способом необходимо несколько раз осуществить промывку ‒ наливаете в бутылку с деталью обычную воду, чуток моющего средства и пару капель масла. В такой смеси опять нужно болтать емкость около десяти минут. Процедуру стоит повторять, пока состав внутри бутылки не будет в почти прозрачном состоянии. Далее осторожно достаете деталь из бутылки и протираете чистой тряпочкой досуха.
Третий вариант – чистка цепи своими руками с применением большой и малой щеток. Процедура осуществляется примерно следующим образом.
- Цепочку нужно аккуратно расправить.
- На крупную щетку нанести моющего средства и вспенить.
- Очистить данной щеткой внешние стороны звеньев, периодически промывая щеточку в растворителе.
- После ‒ протереть тряпкой внешнюю сторону цепи, а потом мелкой щеткой пройтись уже и по внутренним полостям детали. Чтобы произвести глубокую очистку, произведите действия мелкой щеткой еще пару раз, систематически смазывая ее в малом количестве масла.
- Далее протрите всю цепочку с помощью тряпки, смоченной в керосине, а потом завершите процедуру, вытерев насухо цепь чистой тряпкой.
Отлично вычистить цепь в домашних условиях можно. Чтобы не испачкать поверхности, заранее придумайте, в каком месте и на чем вы будете очищать компоненты. Для таких целей прекрасно подойдет, к примеру, поддон из пластика.
После чистки стоит на некоторое время оставить цепь просохнуть на свежем воздухе, также нужно отмыть все звезды. Смазывать деталь нужно только после установки на транспорт.
Также существует способ, как очистить велосипедную цепочку, не снимая ее с вело транспорта. Для этого применяется специальная цепомойка ‒ машинка с шестеренками и щеточками для мытья данной составляющей. Однако не все могут позволить себе приобрести такое оборудование из-за дорогой стоимости машинки.
Чистка и смазка цепи ‒ одна из главнейших операций в уходе за великом. Соблюдая простые правила при мойке, и производя ее систематически, вы не окажетесь в неловких ситуациях, а ваш байк будет работать исправно.
Как его измерять и как с ним бороться.
Одним из главных способов продления жизни всей трансмиссии (цепи и звездочек) является мойка, чистка и смазка цепи.
Рассмотрим, как это делать.
Цепь обязательно нуждается в смазке. Но, и это самое главное, смазывать нужно только чистую цепь ! В противном случае это не только бесполезно, но часто даже вредно.
Смазка, совместно с грязью и песком, загустевает и превращается в наждачку, которая еще больше мешает работе цепи. Тем более, что при этом, велосипедисту придется тратить дополнительные силы на преодоления усиленного трения грязной цепи.
Как помыть трансмиссию.
Да, именно всю трансмиссию — не только цепь, но и звезды в кассете сзади, и передние звезды системы. Если помыть только цепь и оставить звездочки грязными — это не сильно спасет их от износа.
Цепи можно мыть, используя два подхода:
- Мыть прямо на велосипеде.
- и мыть отдельно.
Оба подхода нормальные и все зависит от загрязнения цепи и трудолюбия велосипедиста.
Вообще считается, что самый лучший способ помыть цепь — снять ее с велосипеда и бросить на 15-20 минут в пластиковую бутылку с уайт-спиритом, время от времени взбалтывая бутылку. Он идеально вычищает практически любую грязь, размывая ее во всех местах. Так же можно использовать керосин или бензин. Как снять цепь с велосипеда рассмотрено в статье.
Если снимать цепь лень или просто некогда можно помыть ее и, не снимая с трансмиссии.
Самый легкий и достаточно чистый способ — это воспользоваться машинкой для мойки цепи. Такие машинки бывают разных форм и производителей, некоторые из которых приведенных на рисунках.
Последний самодельный вариант из зубных щеток самый дешевый, простой и достаточно надежный. У него кроме стоимости есть еще один очень большой плюс — его удобно брать с собой в поездку. Легкий и занимает мало места. И хотя эффективность чистки у него ниже, чем у творений китайской промышленности, иногда легче десять раз сполоснуть щетки, чем возить с собой или чинить хлипкие машинки.
В общем, каждый велосипедист сам решает, чем пользоваться при мойке цепи в зависимости от своих финансовых возможностей и лености. Хочется заметить, что шетки для такого прибора нужно брать с жесткой щетиной.
Что в машинку заливать?
Вообще в комплекте с ней идет специальное моющее средство. Хватает его правда ненадолго, поэтому используют те же уайт-спирит, керосин, бензин или другие дегризеры. Дегризер (degreaser) — это специальный обезжиривающий состав, предназначенный для удаления грязи, жира, масла.
Иногда бывает, что бензин растворяет корпуса машинок. Да и вообще при работе с бензином нужно быть аккуратным, чистить им цепь можно только на улице, поэтому его не рекомендуют использовать.
Существуют специальные очистители цепи — различные моющие средства специально подобранные для смывки старой смазки и растворения грязи. Выпускают их не только в жидком, но и в аэрозольном варианте. Эти средства довольно эффективны и хорошо очищают цепь от грязи, просты в использовании, но достаточно дороги.
Часто задают вопрос: «Можно ли мыть велосипедную цепь водой?». Конечно можно. Вода вообще самый лучший растворитель грязи и все моющие средства делают на ее основе. Так же можно добавлять в воду бытовые моющие средства, например, хозяйственное мыло или фери. Самое главное дать цепи высохнуть после мытья.
Сильно загрязненную цепь помыть машинкой сложно. Придется несколько раз менять растворитель или воду.
Можно еще перед промывкой цепи машинкой взять WD40 и продуть им каждое звено. При этом обязательно закройте тормозные поверхности (ротор на и тормозную поверхность ободов для ), чтобы не запачкать их. Учтите WD40 не смазка, а наоборот дегризер. Он удаляет из мест сочленения цепи наслоения старой грязи, поэтому после него цепь обязательно нужно смазать.
Если его нет, используйте другие дегризеры. Еще можно использовать смазку силиконовую . Она также удаляет грязь с цепи.
После чистки цепи машинкой обязательно протрите цепь тряпкой. В итоге на цепи не должно остаться грязи, песка и она должна быть сухой. Чтобы цепь нормально высохла, особенно после использования воды, оставьте велосипед на некоторое время на свежем воздухе.
Теперь цепь нужно смазать. Как это сделать мы поговорим чуть ниже, а пока остановимся на чистке звездочек.
Чем и как мыть звезды кассеты и системы велосипеда.
Для чистки звезд используют как специальные, так и обычные щетки, в том числе и зубные, только с жестким ворсом. Мы, конечно, рекомендуем пользоваться специальными щетками, но можно и самодельными вариантами попробовать. Зубной щеткой здесь будет сложновато — слишком у нее ворс короткий.
Есть еще вариант использования специальной нити, но это уже для сильных любителей.
При мойке кассеты можно также использовать различные растворители и те же очистители, что и для мойки цепи. Помните, Ваша главная цель — на звездах не должно остаться никакой грязи.
Какая смазка считается хорошей?
Хорошая смазка должна быть достаточно жидкой, чтобы легко проникать в труднодоступные места — между роликами и осями звеньев. При этом она не должна оттуда вытекать и легко вымываться водой.
В магазинах продаются различные виды смазок. Лучше всего использовать специальные для велосипедных и мотоциклетных цепей. Можно смазывать и автомобильными маслами. Это часто дешевле, но не всегда лучше. Все-таки автомобильные масла более приспособлены для автомобилей, чем для велосипедов.
Наиболее эффективные аэрозольные варианты смазок или жидкие.
Аэрозольные смазки проникают в самые труднодоступные места цепи, но при этом часто попадают не туда, куда нужно, на , роторы . При их использовании нужно прикрывать остальные части велосипеда, а при попадании, куда не нужно — быстро удалить.
Жидкой смазкой можно точно капнуть в смазываемое место — на ролик цепи и не запачкать остальные части велосипеда. Но многие жидкие смазки на морозе густеют. Если зимой Вы предпочитаете теплую квартиру активным покатушкам, то этот минус не имеет особого смысла.
Есть еще двухкомпонентные смазки . Это густая смазка разведенная растворителем. В процессе смазывания она жидкая и попадает куда нужно. После этого растворитель испаряется и смазка загустевает. При этом возможно ее точное применение, но требуется время для высыхания. Кататься можно через какое-то время, указанное на упаковке. От десятков минут до нескольких часов.
Особенно хочется отметить, что применять густые смазки категорически не рекомендуется . Доставить ее в нужное место цепи не представляется возможным, а оставшись на цепи, она впитает в себя всю грязь и песок и станет не смазкой, а абразивом.
Что нужно смазывать в цепи.
Смазывать нужно трущиеся части под роликами.
Смазывать пластины и наружную часть цепи нет никакого смысла. Мало того, что одежда будет постоянно пачкаться, так еще и смазка наберет на себя уличную грязь и пыль, которая будет проникать внутрь цепи, под ролики. Поэтому после смазки цепь должна оставаться сухой снаружи.
Как смазывать цепь.
Самое главное — перед смазыванием цепь должна быть чистой и сухой . Если при чистке цепи использовалась вода — цепь должна просохнуть.
Здесь два основных варианта
- Смазываем каждое звено цепи, точечно капая смазку на ролик. Это метод для терпеливых байкеров. Смазывать нужно не внешнюю часть звеньев, а чуть-чуть на ролики.
- Прокручивая цепь, капают на нее смазку по ходу движения сверху и снизу. Это значительно быстрее, но не всегда так эффективно как в предыдущем случае.
После этого прокручивают цепь несколько раз, прогоняя ее по всем звездочкам.
После смазывания нужно протереть цепь сухой тряпкой, поскольку если на ней будет много масла, при следующей поездке она соберет всю грязь на себе.
Как часто смазывать цепь
Здесь все зависит от условий эксплуатации велосипеда.
Если поездки в основном происходят по асфальту и непыльным дорогам, то жидкой смазки хватит километров на 300-500. Если Вы гоняете по грязи, лесным дорогам и под дождем или снегом мыть и смазывать цепь нужно после каждой поездки. Причем желательно сразу. Смывать засохшую грязь сложнее, чем свежую, да и цепь не успеет начать ржаветь.
Если Вы видите, что старая смазка начала вырабатываться. Этот момент можно услышать: цепь еще не скрипит жалобно, но уже начала предупреждающе стрекотать.
Если уже слышно скрип в цепи — нужно ее мыть и смазывать обязательно.
При подготовке велосипеда к долгому нужно нанести на цепь больше и со всех сторон цепи. Это особенно важно, если баук будет храниться в неотапливаемом помещении (неотапливаемый гараж, чердак, подвал, просто застекленный балкон). Смазка со всх сторон цепи защитит ее от влаги и ржавчины. А перед сезоном катания лишнюю смазку нужно будет удалить, чтобы она не цепляла на себя грязь, пыть и песок с дороги.
Видео о чистке и смазке цепи
Представьте себе такую картину: Вы отправились в велопутешествие, уехали уже далеко от дома, наслаждаетесь пейзажами и хорошей погодой, и вот, Вам необходимо преодолеть достаточно крутой подъём. «Не беда» — думаете Вы и сильнее давите на педали, как вдруг они начинают проскакивать с неприятным треском, или хуже того — у Вас попросту рвётся цепь. Очень неприятное и травмоопасное происшествие (особенно, если Вы преодолевали подъём, стоя на педалях), хочу я Вам сказать. Причина вышеперечисленного скорее всего в износе передних и задних звёздочек (кассеты) и самой цепи. Даже если Вы сумеете снять порвавшееся звено, починить цепь и закончить велопоход, Вам всё равно придётся идти в магазин и покупать износившиеся части, что будет, в зависимости от класса оборудования, не очень бюджетно. Такой момент, безусловно, наступит, но можно постараться его отсрочить. Для начала рассмотрим негативные факторы, которые ускоряют износ «ходовой» части:
— налипшая на смазку грязь (дорожная пыль, песок и т.д.);
— отсутствие необходимой смазки на цепи ;
— неверно выбранное положение цепи (возникает перекос цепи и увеличивается трение);
— чрезмерные нагрузки на цепь и кассету ;
— неисправность механизма переключателя (в таком случае цепь попадает на звёздочку сбоку, что увеличивает трение).
Теперь разберёмся во всём по-порядку. Первое, что надо сказать, что цепь, безусловно, нуждается в смазке. Но смазывать можно только чистую цепь, иначе данный процесс будет абсолютно бесполезен. Рассмотрим, с помощью чего можно очистить велосипедную цепь:
Стоит заметить, что все вышеперечисленные способы являются довольно «грязными», трудоёмкими, отнимают достаточно много времени, и делать всё это достаточно занудно. Тем не менее, ещё раз оговорюсь, что усердие, проявленное Вами в уходе за велосипедной цепью, позволит в дальнейшем избежать ненужных трат на покупку изношенных деталей.
Итак, Ваша цепь теперь выглядит достаточно чистой, чтобы наносить на неё смазку. Казалось бы, что нет ничего проще, но и в этом вопросе есть свои подводные камни: какую велосмазку выбрать, как наносить и в каких количествах. Некоторые неосмотрительные велотуристы следуют правилу «больше масла — легче крутить» и частенько буквально «поливают» цепь обычным машинным маслом, да ещё и отработанным. Этого делать нельзя! Посмотрите на цепь, которую смазали машинным маслом, после километра пробега по обычной асфальтовой дороге — это же просто ужас. Частицы грязи, мелкие камушки, пыль — чего только на ней нет, и все это служит сильным абразивом и нещадно стирает трущиеся части. По той же причине не рекомендуется использовать солидол и подобные «липкие» смазки. Можно даже сказать, что лучше уж вообще никакой смазки, чем такая.
Попробуем разобраться, что же лучше всего подойдёт для цепи:
Машинное масло, солидол, литол
Данные виды смазок наносить на цепь велосипеда не стоит в любой ситуации, так как эти смазки не предназначены для применения в условиях, когда смазываемая поверхность не защищена от пыли и песка. Налипшая грязь является абразивом, и в итоге вы не получите прибавки в лёгкости педалирования, а лишь быстрый износ трущихся с цепью поверхностей.
Графитовая смазка
Некоторые велотуристы варят цепь в графитовой смазке. Да, да, именно варят, как картошку или пельмени. Для этого необходимо снять цепь с велосипеда , опустить её в емкость с графитовой смазкой и поставить на огонь. Варить минут 15, «до готовности». Что ж, процесс имеет право на существование, так как в этом случае обрабатываются все поверхности цепи, даже самые труднодоступные. К минусам этого способа стоит отнести то, что цепь надо снимать при каждой такой обработке, а после аккуратно стирать излишки смазки. Кроме того, данный процесс не очень «чистый» (варить цепь в графитовой смазке на кухне не очень приятно и вряд ли ваши домочадцы это одобрят), да и повторять процедуру приходится в лучшем случае каждые 300-400 км (в дождливую погоду вода вымоет смазку за 20-30км езды).
Данный аэрозоль знаком, наверное, всем владельцам российских автомобилей, прежде всего, как растворитель ржавчины или «жидкий ключ». Именно в качестве растворителя ржавчины его и следует использовать. Но некоторые велосипедисты норовят отнести этот балончик к велосмазкам. Но это неверно. Если цепь немного заржавела, то её действительно стоит обработать этим средством, просушить, но потом всё равно смазать предназначенным для этого составом. Конечно, за неимением других средств, данный состав можно использовать, но все же он не слишком подходит для смазки цепи, так как легко вымывается водой и не обладает должными свойствами.
Специальные жидкие велосмазки для велоцепи
Сейчас в магазинах представлен широкий ассортимент специальных смазок для велосипедных цепей для всех погодных условий. Необходимо лишь зайти в магазин и выбрать подходящую по цене и условиям эксплуатации. Удобнее всего будет в данном случае наносить смазку на цепь через специальный «носик» на бутылке или при помощи обычного медицинского шприца. Жидкость следует капать только в места соединения звеньев, так как на внешней поверхности цепи смазка не нужна и даже вредна. После этого излишки смазки удаляем тряпкой.
Специальные аэрозольные смазки для велоцепи (выбор клуба!)
Данных видов смазок также огромный выбор в спортивных и велосипедных магазинах. Они также рассчитаны на различные погодные условия и обладают необходимыми качествами. Стоит сказать, что данный вид смазок наиболее удобен для применения. Для нанесения смазки необходимо воспользоваться направляющей трубочкой (чаще всего поставляется в комплекте) и опрыскать соединения звеньев цепи. Это следует делать очень аккуратно, чтобы не запачкать цепь в излишках жидкости. После этого следует немного подождать, после чего тряпочкой удалить частицы смазки.
Опираясь на имеющийся опыт, можно сказать, что наилучшими качествами среди универсальных аэрозольных смазок, по версии велоклуба, обладает состав TF2 .
Также, следует регулярно проверять правильность работы переднего и заднего переключателя и следить за тем, чтобы цепь не направлялась им между звездочками — это тоже приводит к повышенному износу.
Кроме того, для уменьшения износа системы не следует «ломить в гору» на максимально тяжелой скорости. Старайтесь выбирать передачи, максимально легкие для Вас и, в конечном итоге, для механизма. Кроме того, не старайтесь начинать движение с пробуксовкой. Смысла в этом нет, а нагрузка на кассету и цепь в этом случае огромна.
Для увеличения ресурса кассеты можно также использовать и следующий прием: купить сразу три одинаковые цепи и менять их через каждые 500-800 километров пробега. Строго говоря, километраж этот довольно относительный, и судить тут стоит по состоянию кассеты и цепи и ее износу. Кроме того, при смене цепи лучше ставить ее на место не так, как она находилось во время прошлой эксплуатации, т.е. сменить направление движения или «вывернуть наизнанку».
Вот, пожалуй, и все основные моменты, на которые следует обратить внимание при уходе за велоцепью. Соблюдая эти несложные правила, Вы отложите поход в магазин за цепью и кассетой на несколько тысяч километров.
Источники:
https://kover75.ru/byuro-sovetov/kak-ubrat-rzhavchinu-s-velosipeda-2.html
https://velife.ru/remont-i-uxod/smazka-dlya-velosipednoj-cepi.html
https://www.syl.ru/article/367771/mashinka-dlya-chistki-tsepi-velosipeda-vidyi-instruktsiya-po-ekspluatatsii-otzyivyi
https://telzakaz.ru/other-models-of-vaz/how-to-clean-the-bicycle-chain-from-oil-purpose-of-the-machine-for-cleaning-the-chain.html