Подседельные штыри для велосипеда
Подседельный штырь – труба, на которую опирается сиденье велосипеда. Она сливает седло с рамой в единую систему и позволяет этим двум деталям взаимодействовать.
Зачем нужен подседельный штырь?
Основная функция подседельного штыря – регулировка высоты седла. Также при помощи специальных замков труба регулирует угол наклона сиденья. От этих параметров зависит правильность и удобcтво посадки человека на байке, получение максимального коэффициента полезного действия от усилий велосипедиста.
Из какого материала должна быть изготовлена подседельная труба?
Сейчас примерно 90% подседельных штырей для велосипеда делается из алюминия. Этот метал очень легкий, но обладает прочностью, которой достаточно, чтобы выдерживать значительные нагрузки. Подседельные трубы для велосипедов очень дешевых серий, например, «Украина», делаются из стали. Такие штыри очень жесткие и прочные, но гораздо более тяжелые, чем алюминиевые.
На велосипеды, которые используются в спортивных соревнованиях, ставятся карбоновые подседельные трубы. Такие детали более легкие, чем алюминиевые, и позволяют снизить вес велосипеда на 100-200 грамм. В то же время карбоновые трубы не уступают алюминиевым по прочности. Именно за это их любят спортсмены.
На самые дорогие и престижные модели байков ставятся подседельные штыри из скандия. Они еще более легкие, чем карбоновые, но имеют очень высокую стоимость.
Какой должна быть длина подседельного штыря?
Длина подседельного штыря должна составлять не менее 30 см. На большинстве современных велосипедов применяются трубы длиной 30-40 см. На некоторых моделях байков эконом-класса ставятся очень короткие подседельные штыри (до 15 см). Такая особенность не позволяет выдвинуть трубу выше и соблюдать правильную посадку на велосипеде.
Проверить длину подседельного штыря при покупке байка очень легко. Нужно всего лишь открыть эксцентрик (барашек), который находится у основания трубы, и чуть-чуть потянуть трубку вверх. Если эта деталь короткая, она легко выскользнет, если длинная, будет тянуться медленно и потребует приложения усилий.
Определить нужную длину подседельного штыря на конкретном байке очень просто. Для этого его нужно выдвинуть до максимально возможной отметки, которая обозначается длинной белой черточкой. После проведения этой процедуры необходимо сесть на велосипед. Если при осадке ноги не касаются асфальта, но достают до педалей в нижней точке их вращения, значит, подседельная труба достаточно длинная. Если нижние конечности дотягиваются до асфальта, нужно менять устройство или байк.
В хороших велосипедных магазинах байки, которые стоят на витрине, имеют максимально поднятое седло и никаких дополнительных манипуляций с ними проводить не нужно. Достаточно просто оседлать железного коня.
Какой должен быть диаметр подседельной трубы?
Существует 3 основных диаметра подседельных труб для велосипеда:
- 25 мм,
- 27,2 мм,
- 31,6 мм.
Диаметр 25 мм использовался в советских велосипедах. Сейчас байки с такой шириной штыря не выпускаются, но рамы с ней активно используются. Диаметры 27,2 и 31,6 мм применяются на всех современных велосипедах, вне зависимости от класса и предназначения.
Некоторые производители делают рамы с отверстием для подседельного штыря другой ширины. Трубы под них нужно подбирать индивидуально. Узнать диаметр подседельного штыря можно в табличке с характеристиками, которая крепится к велосипеду, стоящему на витрине, или вывешивается на сайте магазина.
Существует 3 типа замков, которые ставятся на подседельные штыри:
- Одноболтовые. Такие устройства грубо регулируют наклон седла.
- Двухболтовые. Эти механизмы позволяют более тонко настроить положение сиденья.
- Оригинальные. Отдельные производители устанавливают на свои байки премиум класса очень сложные замки запатентованных конструкций. Высокая стоимость штырей с ними не всегда оправдывается при эксплуатации велосипеда.
В зависимости от положения по отношению к трубе подседельного штыря замки бывают таких видов:
- Со смещением назад – самый распространенный тип.
- Без смещения. Устройства этого вида обеспечивают чуть сдвинутую вперед посадку.
Какими дополнительными устройствами оснащаются подседельные трубы?
Амортизатор
До начала XXI века подседельный штырь был просто полой трубкой с креплением для седла на одном из концов. Но с начала 2000-х годов стали приобретать популярность штыри с амортизатором. Такие устройства значительно смягчают нагрузку и удары седла по ягодичным мышцам при езде на пересеченной местности или по грунтовым дорогам.
Все амортизационные механизмы для подседельных штырей делятся на 2 вида:
- телескопические,
- рычажные.
Трубы, оснащенные устройствами первого типа, относительно дешевы, но имеют малый срок службы, особенно если байк используется человеком с весом больше 90 кг.
Штыри, оборудованные механизмами второго типа, стоят в несколько раз больше, но обеспечивают максимальное уменьшение нагрузки на ягодичные мышцы.
Телескопическое устройство
Также на велосипеды, которые предназначены для езды по бездорожью, (двухподвесы) иногда ставятся телескопические подседельные штыри. Они состоят из двух труб. Верхняя из них втягивается в нижнюю. Эта особенность позволяет максимально выдвигать вверх седло при езде по шоссе и уменьшать его высоту при прогулках вне дорог.
Регулятор высоты
Подвидом телескопических подседельных штырей являются трубы с регулятором высоты. В них тросик от направляющего устройства протягивается к специальной кнопочке, установленной на руле. При помощи последней велосипедист может, не вставая с байка, менять высоту седла. Трубы с регулятором редко устанавливаются на велосипеды в заводских условиях. Приобрести их можно только в магазинах для профессиональных райдеров.
Окончательный выбор подседельного штыря зависит только от предпочтений и финансовых возможностей владельца велосипеда. Для прогулок по городу будет достаточно простой трубы с одноболтовым смещенным назад замком. Только для экстремальных гонок по бездорожью нужны сложные, оборудованные различными «примочками» подседельные трубы.
Штырь подседельный с амортизатором: последние отзывы, ценообразование
Штырь подседельный с амортизатором — это специальное устройство, предназначенное для соединения седла и рамы. Амортизатор смягчает поездку на велосипеде по неровным, ухабистым дорогам. Отличительная особенность такого штыря — большой вес.
Что это?
Подседельный штырь с амортизатором для велосипеда утяжеляет конструкцию, поэтому придется выбирать между весом и комфортом езды. У штыря есть специальные рельсы для крепления. Их нужно поставить на головку штыря и прикрутить болтом. Эта конструкция является частью велосипеда и выполнена в виде трубы, соединяющей раму и седло. Прикрепляется она при помощи хомута и фиксируется болтовым замком.
Самые распространенные конструкции штырей с амортизацией — телескопические и рычажные. В них эластомер выступает в роли упругого элемента. Телескопический тип применяют в недорогих подседельных штырях. Когда приходит в действие рычажная конструкция, седло смещается назад. Она используется редко из-за высокой цены. Подседельные трубы делают из стали, углепластика, алюминиевых сплавов. Самые распространенные диаметры штырей 27,2 и 31,6 мм.
Конструкция
Штырь подседельный с амортизатором устанавливается в трубу рамы и закрепляется с помощью зажима. В верхней части у него есть замок, в котором фиксируются направляющие седла. Если зажим открыт, подседельный штырь ходит вверх и вниз в трубе рамы, регулируя высоту сиденья. Конструктивно они разделяются на амортизационные и жесткие. У классического жесткого штыря есть тонкостенная трубка с замком на конце. Такая конструкция мало весит, стоит недорого, долговечная, надежная, но не очень комфортная.
Амортизационный штырь оборудован специальным механизмом, который смягчает и минимизирует удары во время поездки. Подобные штыри чаще всего делают из алюминиевых сплавов. К особенностям конструкции относят:
- Диаметр (стандарт от 27,2 до 31,6 мм).
- Длину (для шоссейных велосипедов она составляет 270-300 мм, горных 350-400 мм). Чем меньше рама, тем длиннее штырь нужно покупать.
- Замок (фиксирует направляющие седла, регулирует наклон, продольное смещение). Замки бывают одноболтовые, двухболтовые, оригинальные, со смещением назад, без смещения.
Например, штырь подседельный с амортизатором 31,6 мм в диаметре, имеет одноболтовое крепление, в длину составляет 35 см. Конструкция подвижная и прочная. Модели штырей с параметрами 31,6х350 мм производит бренд Cycledesign.
Как установить?
Штырь подседельный с амортизатором необходимо вставить в трубу рамы и закрепить болтовым или эксцентриковым зажимом. Направляющие седла фиксируются замком. Одноболтовые имеют грубую регулировку наклона седла, двухболтовые — точно регулируют наклон. Настраивая высоту, важно не устанавливать его в подседельную трубу выше отметки, нанесенной на штырь.
Внутри трубы он должен оставаться на десять-пятнадцать сантиметров. Если штырь не продвигается вниз, на этом этапе следует остановиться. Однако прежде чем устанавливать его, убедитесь в том, что диаметр подходит раме. Для этого нужно измерить его линейкой, штангенциркулем. Воспользуйтесь самым простым способом монтажа: если у штыря в верхней части есть сужение, он вставляется в крепеж седла и зажимается болтами.
Правила выбора
Штырь подседельный с амортизатором улучшает технические характеристики конструкции. При выборе важно учитывать следующие моменты:
- финансовые возможности (гидравлический штырь с амортизатором стоит гораздо дороже обычных);
- уровень комфорта (если хотите получить удовольствие от поездки на велосипеде, улучшить его функциональность, внешний вид, а также получить седло и регулируемую высоту — остановитесь на модели с амортизатором).
Штырь, оснащенный амортизатором, — это не только комфорт, но и необходимость технического обслуживания. Если хотите, чтобы он прослужил долго, соблюдайте правила эксплуатации. Не рекомендуется поднимать его высоко, так как из-за высокой нагрузки штырь может сломаться. К недостаткам деталей с амортизатором относят необходимость при регулировке седла учитывать просадку штыря, когда на байк садится велосипедист. Со временем она увеличивается.
Работает амортизация по направлению оси штыря. Это значит, что она не способна полностью избавить от ощущения дискомфорта во время движения по ухабистым дорогам. Если механизм амортизации жесткий, он будет плохо устранять маленькие толчки. Штыри, которые регулируются по высоте, иногда проседают под регулярной нагрузкой, обладают меньшей прочностью, некачественные модели и вовсе люфтят и издают дребезжащие звуки.
Подседельный штырь с амортизатором Suntour относится к категории дорогих составляющих велобайка. Модель SP12-NCX (27,2×400) стоит 4500 рублей. Этот штырь-амортизатор паралеллограммный с регулировкой жесткости весит 765 граммов. Штыри без амортизатора стоят дешевле. Такие конструкции можно приобрести и за 500 рублей. К недорогим амортизационным конструкциям относят VLX-SP09 с параметрами 25,4×350 мм.
Отзывы
Стоит ли покупать подседельный штырь с амортизатором? Отзывы владельцев велосипедов рекомендуют перейти именно на него. Он добавляет комфорта во время длительной поездки, снимает нагрузку с позвоночника. Амортизационные штыри в конструкции велосипеда актуальны для спортсменов, получивших травму. К минусам таких элементов относят высокую цену по сравнению с обычными. Часто их делают из тяжелых металлов, поэтому штыри утяжеляют байк и отрицательно влияют на скорость. Подседельный штырь, сделанный из карбона или алюминиевого сплава, легче стального, но дороже. Он улучшает и внешний вид конструкции, и ее функциональность.
Назначение подседельного штыря, разновидности и размеры детали
Запчасти
При занятиях велоспортом как на профессиональном, так и на любительском уровне, первоочередное значение имеет безопасность эксплуатации транспортного средства и правильная посадка, минимизирующая риск получения травм. Поэтому на подседельный штырь, наряду с самим седлом, рамой, конструкцией руля и тормозов при выборе велосипеда необходимо обращать особое внимание. Также его можно приобрести отдельно и установить самостоятельно.
Особенности детали
Подседельный штырь (seatpost) — деталь, с помощью которой седло «насаживается» на раму. Ее нижнюю часть надежно фиксируют хомутом или зажимом, верхнюю — с помощью специального замка, «закрывающего» направляющие. Снаружи штырь неотличим от тонкостенной трубы сравнительно небольшого диаметра. Внутрь может быть «вложена» еще одна труба, потоньше. Деталь можно двигать в соответствующей трубе рамы или раскладывать, как подзорную трубу, индивидуально подгоняя под себя высоту седла.
Подседельные штыри изготавливают из следующих материалов:
- Сталь. Максимально демократичный по стоимости, поэтому наиболее распространенный вариант. При этом надежность элемента тоже очень неплохая. Часто тем, кто не занимается велоспортом профессионально, ничего больше и не требуется.
- Алюминиевые сплавы. Также довольно популярны, их преимущество перед сталью — меньший вес, но стоят они немного дороже. Такая деталь точно не пострадает от коррозии. Но зато в случае механического воздействия алюминиевый штырь сломается сразу, а сталь сначала даст трещину, позволяя вовремя заменить элемент.
- Углепластик (карбон). До недавнего времени оставались прерогативой профессиональных спортсменов, но сейчас, когда стоимость ощутимо снизилась, их могут позволить себе многие пользователи. Ценятся за прочность и легкость. При этом карбон довольно хрупкий, поэтому стягивая деталь замками и зажимами, важно не переусердствовать, иначе она треснет. Специалисты рекомендуют приобретать подобные штыри исключительно для велосипедов с рамами из того же материала.
- Титан, скандий. Вариант для профессионалов или тех, кто может потратить на детали для велосипеда очень большую сумму. Такие штыри отличаются легкостью, прочностью и надежностью — сломать их практически невозможно.
Если для велосипедиста критически важным фактором является вес байка, рекомендуется присмотреться к баттированным трубам. У таких штырей толщина стенок достигает максимума в месте крепления к седлу, ближе к раме они тоньше.
Место расположения подседельного штыря
Титановый
Из скандия
Карбоновый
Алюминиевый
Стальной
Разновидности
Велосипедные штыри делят на несколько типов в зависимости от конструктивных особенностей. Каждый вариант не лишен определенных достоинств и недостатков. При выборе необходимо учитывать все нюансы.
Телескопический
Штырь по конструкции действительно напоминает телескоп — он состоит из двух вложенных одна в другую труб разного диаметра. Высоту посадки можно сравнительно быстро изменить прямо во время поездки. Подъемы удобнее преодолевать, слегка приподнявшись над педалями, на спусках и равнинной местности можно немного опустить седло, снижая сопротивление встречному воздушному потоку.
Недостатками конструкции являются:
- при длительной эксплуатации седло имеет тенденцию «проседать»;
- штырь отличается меньшей прочностью по сравнению с жестким;
- у низкокачественных деталей между трубами быстро образуется люфт, во время поездки велосипед начинает дребезжать.
При выборе самого простого варианта телескопического велосипедного штыря желающему изменить высоту посадки нужно остановиться, спуститься с транспортного средства, снять седло, отрегулировать длину трубы вручную и вновь поставить сиденье на место. У более «продвинутых» моделей под седлом встроен рычаг, позволяющий проделать необходимые манипуляции прямо на ходу, но это требует от велосипедиста определенной сноровки.
Максимально удобен гидравлический телескопический штырь, рычаг управления которым размещен рядом с ручкой руля. Его преимущества, двигаясь по горной местности, сразу оценит любой велосипедист. Есть и недостатки — большая масса, высокая стоимость, необходимость регулярного техобслуживания.
Жесткий
По сути это просто отрезок трубы. Подобные элементы ценятся велосипедистами-любителями за простоту эксплуатации, надежность, прочность, легкость, долговечность, демократичную стоимость. Такому подседельному штырю не требуется дорогостоящее техническое обслуживание. Относительный недостаток — ограниченный комфорт.
Интегрированный
Для любительского велосипеда — экзотический вариант. Представляет собой единое целое с рамой. Изготавливают такой байк чаще всего по индивидуальному заказу с учетом роста конкретного спортсмена. В дальнейшем его высоту отрегулировать невозможно.
Применение конструкции оправданно, если необходимо максимально облегчить вес, поэтому деталь (а также раму, стойку руля) изготавливают из карбона. При этом неизбежно страдают комфортность и универсальность. Но те, кто профессионально занимаются ВМХ или велотреком, готовы идти на жертвы.
Размеры
Штыри, как и предназначенные для их установки подседельные трубы велосипеда, различаются по диаметру. Поэтому отправляясь в магазин, предварительно необходимо провести соответствующие измерения. Максимально точные результаты дает штангенциркуль, менее, но тоже приемлемые — обычная школьная линейка.
Когда диаметр детали больше, чем отверстие в раме — это фатальная ошибка. Если наоборот — ее можно установить, но понадобится специальный переходник. Чаще всего в продаже можно встретить штыри следующего диаметра:
- 25 мм (так называемый советский стандарт, характерный для абсолютного большинства выпущенных в СССР велосипедов), ему соответствует труба на раме диаметром в дюйм;
- 27,2 мм — для трубы диаметром 1,1 дюйма;
- 31,6 мм — для трубы диаметром 1,25 дюйма.
Многие бренды изготавливают трубы на раме в нестандартных размерах. Это, например, Trek (26, 26,8; 29,2 мм) Giant (29,6; 30,8 мм), Shulz (31,4; 31,8; 33,9 мм), Atom FXC (31,2 мм). Найти для них подходящую деталь может быть проблематично. В целом диаметр подседельных штырей варьируется от 22 до 35 мм.
С длиной штыря все гораздо проще. Для городских и шоссейных велосипедов она составляет 27–30 см, для горных – 35–40 см. Примерно в 10–12 см от конца есть отметка, выше которой деталь из рамы выдвигать нельзя, иначе это может привести к поломке деталей.
Крепление
Надежное крепление седла к штырю обеспечивает специальный замок. В раме элемент фиксирует хомут или зажим. Замок (единое целое со штырем или отдельная деталь) может быть:
- одноболтовым (довольно грубая регулировка высоты и угла наклона седла);
- двухболтовым (возможность подогнать под себя эти параметры с высокой точностью);
- оригинальным (уникальные конструкции отдельных брендов).
Зажимы и хомуты бывают болтовыми или эксцентриковыми. Во втором случае, чтобы их снять, не требуются никакие инструменты, достаточно физического усилия. Зато первый вариант до некоторой степени защищает седло от кражи.
Штырь может крепиться несколькими способами:
- Нижняя часть вставляется в раму. Эксцентриковый зажим или хомут «захлопывается», болтовой — закручивается шестигранным ключом.
- На верхнюю часть надевается седло. Одноболтовый замок просто «сжимает» раму с помощью двух полукружий, стянутых специальным болтом. Для надежной фиксации необходимы отвертка и гаечный ключ. У двухболтового крепежные элементы вкручиваются непосредственно в крепление седла, конструктивно предусмотрены «вставки» для них.
Для хомутов и замков с болтами нужны шестигранные ключи или отвертка с обычными ключами. Рекомендуется поискать мультитул, где есть все необходимое, и возить инструмент с собой постоянно. Много места в подседельной сумке или в кармане он не займет.
Подседельная труба (или штырь) — одна из важных деталей байка. Ее внезапная поломка вполне может спровоцировать дорожную аварию или причинение вреда здоровью велосипедиста. Поэтому экономить на ней ни в коем случае нельзя — деталь подбирают так, чтобы обеспечить максимальный комфорт и безопасность при эксплуатации транспортного средства.
Видео
Подседельный штырь велосипеда
Подседельный штырь выполняет две функции: он соединяет седло с велосипедной рамой и регулирует высоту расположения седла. Он помещается в подседельную трубу и крепится с помощью эксцентрикового или болтового зажима. Соединение с седлом происходит при помощи специального замка. Правильно отрегулированное положение штыря обеспечит удобную посадку на велосипеде и исключит возможность поломок в его конструкции при езде.
Конструкция
Подседельный штырь представляет собой металлическую трубку определенной длины или диаметра. Сверху у этого элемента есть специальный замок – в нем происходит фиксация направляющих седел. Если открыть зажим, штырь будет беспрепятственно двигаться в трубе, позволяя поднять или опустить седло. По конструкции подседельные штыри разделяют на жесткие и амортизационные.
Подседельные штыри могут быть разными по диаметру, длине и строению замка. Различают диаметры 25 мм, 27,2 мм и 31,6 мм. При выборе штыря необходимо обращать внимание на диаметр подседельной трубки, т.к. разные производители могут варьировать ее диаметр, и к ней может не подойти штырь стандартного диаметра.
По длине штыри бывают от 350 до 400 мм (на горных велосипедах) и от 270 до 300 мм (на дорожных велосипедах). В 10-12 см от одного из концов штыря присутствует специальная метка, которая показывает максимально возможный уровень выдвижения его из рамы. Если у вашего велосипеда небольшая рама, вам нужен будет больший по длине штырь.
Замок
Замок отвечает за правильную фиксацию седла и возможность регулировать его наклон. Существуют как отдельные замки, которые устанавливаются в качестве самостоятельной детали, так и замки, уже предусмотренные в конструкции.
Существует 3 типа замков:
- Одноболтовый замок – обеспечивает примерную регулировку наклона сидения;
- Двухболтовый замок – позволяет более точно регулировать наклон;
- Оригинальный замок – выпускаются конкретными брендами и позволяют произвести максимально точную регулировку.
Замок может быть смещен назад по отношению к подседельной трубе либо быть не смещенным – в таком случае посадка будет несколько сдвинута вперед.
Жесткий тип
Жестким считается подседельный штырь, представляющий собой трубку с тонкими стенками и замком. Этот вариант можно встретить чаще всего. Для изготовления такой детали могут использовать алюминий, сталь, карбон, титан или скандий. Такая деталь имеет небольшой вес, недорого стоит, отличается надежностью и долговечностью. Ее единственный недостаток – она не гасит удары при поездках по неровной поверхности.
Есть три разных подтипа таких деталей:
- Интегрированные – представляют собой продолжение рамы, изготавливаются специально под рост конкретного спортсмена, и после этого высота посадки уже не регулируется. Они позволяют сделать гоночный велосипед легче, но не могут выпускаться массово;
- С возможностью регулировки высоты – позволяют делать посадку выше или ниже во время перерывов в поездке. Для этого используется рычаг или манетки, установленные на руль. Этот тип используют для экстремальной езды в горах, он много весит и дорого стоит;
- Телескопические – представляют по строению две трубки, которые вкладываются одна в другую и закрепляются двумя зажимами. Используются для регулировки высоты сидения с рамами, у которых короткая подседельная трубка.
Амортизационный тип
Такой тип отличается наличием внутри трубки амортизационного механизма, смягчающего удары при езде по неровной поверхности и обеспечивающего таким образом более комфортную езду. Этот тип в основном изготавливается из алюминия.
Источники:
https://velofans.ru/remont/podsedelnye-shtyri-velosipeda
https://autogear.ru/article/339/733/shtyir-podsedelnyiy-s-amortizatorom-otzyivyi-tsenyi/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/zapchasti/748-podsedelniy-shtyr
http://yvelo.ru/zapchasti/podsedelniij_shtiir.html