Как поменять педали на велосипеде
Педаль велосипеда, как составной элемент конструкции шатунов, сама по себе достаточно простая деталь, однако именно благодаря ей велосипедные колеса приводятся в движение. Из-за того, что педали подвержены большой нагрузке, им необходимо уделять особое внимание.
В процессе эксплуатации велосипеда не следует забывать о регулярном техобслуживании педалей, которое, как правило, включает в себя: осмотр на предмет трещин, сколов, люфта, попадания влаги или песка и прочего, а также чистку и смазку резьбы оси и самого шатуна.
Если педаль по каким-либо причинам вышла из строя и подлежит ремонту (обслуживанию) или замене, владельцу велосипеда придется столкнуться с некоторыми особенностями ее демонтажа.
Для начала ознакомимся с конструкцией педалей, их типами, и рассмотрим, какие инструменты следует подготовить перед работой.
Конструкция педалей
Педаль представляет собой узел, в состав которого входит:
— ось в виде металлического штыря, вкручивающегося в шатун – это основа для всех остальных деталей;
— платформа – это закрепленная на оси плоскость для ступни;
— подшипники, которые соединяют ось и платформу, обеспечивая вращающийся момент;
Необходимые инструменты и вспомогательные материалы
При замене, как и при ремонте (обслуживании) педали вам, скорее всего, понадобятся следующие материалы: ветошь для чистки, растворитель или же керосин и густая смазка.
Для снятия и разборки педалей велосипеда могут потребоваться такие инструменты, как:
— разводной ключ предпочтительнее небольшого размера, чтобы было проще добраться до гайки;
— ключ для педалей, который предусмотрен для нестандартных гаек. При наличии таковых данный ключ включается производителями в комплектацию велосипеда.
— специальный съемник, который применяется при контактных педалях.
Разновидность педалей
В зависимости от платформы педали делятся на:
— контактные, имеющие крепление для специальной обуви. Они отличаются более сложной конструкцией;
— комбинированные, хотя и имеют обычную площадку, все же из-за наличия контактного устройства демонтируются по принципу контактных педалей.
Демонтаж педалей велосипеда
Приступив к демонтажу педали, важно помнить, что на велосипедных педалях резьба разная, а именно: ось левой педали имеет левую резьбу, поэтому откручивается по часовой стрелке, а правой – правую и откручивается против часовой стрелки.
Процесс снятия обычных педалей:
- Для начала система сдвигается в направлении руля, и затем педали аккуратно откручиваются от шатуна.
- Снимаем заглушку, находящуюся в торце площадки, тем самым открываем контргайку.
- Откручиваем контргайку, при этом вторым ключом удерживаем ось у шатуна.
- Снимаем стопорную шайбу, находящуюся в торце.
- Откручиваем конус.
- Снимая платформу с оси, не забываем о подшипниках. Лучше их снимать отдельно. Если же они насыпные, то следует подложить ветошь или лист, чтобы шарики не укатились в разные стороны.
Педаль удачно снята и разобрана!
Процесс снятия контактных педалей:
- На педали на месте, указанном стрелочкой (см. рисунок), фиксируем съемник и откручиваем.
- Без особых усилий вынимаем ось с корпуса педали.
- Отвинчиваем контргайку, фиксирующую всю осевую конструкцию. Для этого нужно саму ось или удерживать ключом, или же зажать в тиски.
- По порядку вынимаем все узлы. При этом не забываем о подшипниках и следим, чтобы они не разлетелись.
Для справки: с каждой стороны их количество 12 штук.
Педаль полностью разобрана.
Важно! В связи с постоянным воздействием среды и серьезными механическими нагрузками, которым подвергается педаль, при скручивании данного узла могут возникнуть некоторые трудности. Для облегчения процесса снятия педалей опытные велосипедисты пользуются двумя приемами:
- Педаль велосипеда можно вымочить в растворителе или керосине, что позволит максимально избавиться от забившейся грязи, блокирующей вращение.
- Шатун и ось можно подвергнуть нагреванию: незначительная деформация освободит резьбу и поможет снять ось.
Также важно в процессе установки педали, закручивая ось, не повредить резьбу, ведь это существенно усложнит последующий процесс снятия. Все нужно делать максимально аккуратно!
Установка педали велосипеда
Перед тем как устанавливать новую педаль, резьбу оси следует очистить от грязи, протерев чистой тряпкой, а также смазать смазкой. Благодаря таким нехитрым действиям педали смогут плавно стать на место, а их последующее снятие пройдет без особых проблем.
Процесс установки педали:
- Берем правую педаль и устанавливаем на место, закручивая ее по часовой стрелке. Для начала лучше закручивать руками. Так вы минимизируете риск повреждения резьбы в случае, если педаль встанет не ровно.
- Берем ключ и сильно затягиваем педаль.
- Устанавливаем левую педаль, закручивая ее против часовой стрелки.
- Для того чтобы в процессе езды педали самопроизвольно не откручивались, оба узла нужно хорошо протянуть ключом.
Процесс замены педали велосипеда завершен. Приятных вам поездок!
Если у вас остались вопросы, ознакомьтесь с данным видео-обзором. Он поможет вам лучше понять процесс замены педалей и не допустить ошибок.
Как быстро и аккуратно снять педали с велосипеда для чистки или замены
Любители велогонок и прогулок нередко берутся за ремонт транспорта самостоятельно. Необходимость снятия или разбора частей может быть продиктована разными причинами. Важно знать, как снять педали с велосипеда, чтобы сменить их на новые, избавиться от скрипа. Процедура требует наличия определенных инструментов, проводится в строгой последовательности. При этом полезно знать нюансы демонтажа.
Конструкция изделия
Необходимо знать, как снимать педали с велосипеда для ремонта, профилактической чистки. Части деталей разного вида идентичны. Различают стандартные и контактные педали. Последние отличаются особым креплением для лучшего сцепления со специальной обувью. Стандартные изделия состоят из следующих элементов:
- Платформа. Самая широкая часть, на которую ставят ногу. Должна выдерживать частую эксплуатацию, постоянное воздействие.
- Ось. Основа педали, к которой крепится платформа. По внешнему виду представляет собой трубку из металла.
- Подшипники. Соединительный элемент, который скрепляет ось и платформу. Обеспечивает вращение изделий.
- Фурнитура. Болтики, гайки и любой другой крепеж. Сдерживает все элементы конструкции вместе.
Также детали нередко дополняют контргайками, колпачками, чашками, накладками, светоотражателями. Чем сложнее конструкция, тем труднее разобрать педали велосипеда. Ремонт может осложниться дополнительными элементами, туго закрученной фурнитурой. К отдельной категории относят контактные педали и обувь, которую называют велотуфлями. Изделия трудно поддаются ремонту, так как имеют другую схему монтажа.
Существуют комбинированные детали. Так, с одной стороны располагают пластину контактного типа, а с другой – стандартную. Но ремонт проводят так же, как и для контактной педали. Снятие изделий может потребоваться в следующих случаях:
- Предотвращение угона. Отличный способ уберечь имущество, но потребуется носить с собой инструменты, дополнительный чехол для хранения. Да и сниматься педали должны оперативно.
- Упрощение транспортировки. При перевозке снимают любые детали, которые можно отсоединить, что позволяет уменьшить габариты транспорта.
- Для простого хранения. Чтобы сохранить функциональность и целостность при длительном хранении.
- Замена. Установка новых педалей подразумевает демонтаж прежних изделий.
- Во время технического обслуживания. Снимают для того, чтобы смазать и почистить детали, предотвратить поломку, появление скрипа.
Откручивать руками их не стоит, для этого используют инструменты. Вне зависимости от причины снятия, процесс проводят по инструкции. Для работы с обычными педалями достаточно ознакомиться с рекомендациями специалистов. Контактные изделия требуют опыта и сноровки.
Необходимые инструменты и материалы
Откручивать педали на велосипеде легче, заручившись инструментами, материалами. Любители велопрогулок и профессиональные гонщики имеют в арсенале стандартный набор приспособлений, пригодный для ремонта. Потребуются следующие вещи:
- рожковый и разводной ключи;
- шестигранный ключ;
- велосипедный набор;
- съемник.
Снять педали с велосипеда без съемника получится только в случае со стандартными изделиями, для контактных придется дополнительно удерживать ось при прокручивании. Понадобится также растворитель для снятия, допустимо взять обычный керосин.
Можно взять ключ, который сочетает в себе шестигранник и обычный рожковый вариант на 15 мм.
После снятия педали велосипеда обязательно очищают, детали смазывают. Смазка может быть как обычной, так и специальной. Безворсовая мягкая тряпка заменит ветошь. Излишки смазки обязательно удаляют. Контактные педали для шоссейного или спортивного велосипеда снимают такими же инструментами.
Рожковый ключ
Разводной ключ
Шестигранный ключ
Велосипедный набор
Съемник
Смазка
Как открутить педали
Демонтаж выполняют в строгой последовательности. Для снятия педалей заранее готовят свободное пространство, материалы и инструменты. Ставят транспорт на колеса для упрощения процесса. Фиксировать велосипед не нужно. Затем снимают правую педаль. Важно знать, в какую сторону выставлять шатун (для правой – на 3 часа, для левой – на 9 часов).
Шатун должен быть обращен к переднему колесу, оставаться параллельным полу. Правую педаль крутят против часовой стрелки, а левую – по часовой. Снимают педали для велосипеда. Очищают их от загрязнений и откладывают в сторону. С боковой части платформы снимают заглушку – откручивается контргайка.
Вторым ключом поддерживают ось при раскручивании контргайки.
Снимают шайбу и в последнюю очередь приступают к платформе. После того как всю систему сняли, вынимают подшипники. В процессе пользуются рожковым ключом на 15 мм, шестигранным 6 х 8 х 10 мм, и разводным. Втулка педали велосипеда обязательно очищается, смазывается.
Если подшипники сборного типа, их снимают над тканью или расстеленной газетой, чтобы не растерять шарики.
Учитывают, что резьба на левой педали – в обратную сторону. Прежде чем поменять левую, завершают демонтаж правой детали. В остальном алгоритм не меняется. Для горного велосипеда или модифицированных моделей снимают изделия по той же инструкции.
Для снятия правой педали ее крутят против часовой стрелки, при этом шатун должен быть обращен к переднему колесу и оставаться параллельным полу
Завершив демонтаж правой детали, приступают к левой – ее следует крутить в обратную сторону
Перед установкой новой педали тщательно удаляют загрязнения с мест резьбовых соединений и наносят тонкий слой смазки
Что делать, если резьба прикипела
При демонтаже может возникнуть распространенная проблема – прикипание резьбы. Справиться с ней можно своими руками. Место прикипания обрабатывают специальным составом WD-40, оставляют на несколько минут. Через некоторое время пробуют воздействовать на крепление снова. WD-40 можно заменить на аналогичные составы.
Сгодится обычный керосин, но тогда выдерживают жидкость на крепеже до трех часов и более.
В сложных случаях устранить прикипание керосином и даже специальной жидкостью не получится. Тогда установка осложняется. Специалисты рекомендуют удлинить рычаг, надеть ключ на трубу, чтобы увеличить силу воздействия. Маленькие велосипедные ключи окажутся бесполезными. Есть и другие способы:
- обдать место соединения кипятком;
- разогреть строительным феном;
- нагреть паяльником.
Запрещено воздействовать открытым огнем. Любой нагрев запрещен для пластиковых изделий, поэтому выбор педалей влияет на способ демонтажа. Допустимо сильно стукнуть по резьбе, но удар должен быть точным, запрещено механически воздействовать на шатун.
Облегчить снятие помогает нагревание. Процесс постепенно снижает плотность посадки.
Если резьба на оси прикипела и не снимается, а воздействовать механически, нагревать нет возможности, используют специальные составы. Время воздействия увеличивают, периодически пробуют надавливать на деталь. Если крепеж рассыпался, покрылся ржавчиной, имеет повреждения, его следует заменить на новый. Гайки и болты приобретают в строительных магазинах, на интернет-площадках производителей.
Если резьба прикипела, это место обрабатывают средством WD-40 и оставляют на несколько минут, после чего пробуют открутить педаль снова
В сложных случаях можно обдать место соединения кипятком, прогреть строительным феном или паяльником
Инструкция по установке
После разбора нужно знать, как правильно установить педали на велосипед. Предварительно места соединения и детали чистят, смазывают. Проверяют наличие смазки на резьбе. Дополнительно обрабатывают растворами против коррозии.
Если остались следы прошлой смазки, их удаляют специальным обезжиривающим раствором.
Все вкручивается перпендикулярно оси так, чтобы не допустить перекоса. Специалисты рекомендуют все действия проводить без инструментов. Закрутить нужно аккуратно, без повреждения резьбы. Установка педалей происходит по тому же алгоритму только в обратном порядке. Все крепится руками, докручивается ключами, лишняя смазка убирается ветошью. После установки все проверяют в такой последовательности:
- надежность зажимов;
- качество стяжки;
- отсутствие люфта;
- наличие зазоров.
При необходимости подтягивают ключом гайки, устраняют появившиеся зазоры. Полезно осмотреть корпус – нет ли трещин или сколов. При практической проверке становятся на педаль ногой и прокручивают несколько раз. Проверяют действие визуально и на слух.
Неправильно установленная педаль велосипеда потенциально травмоопасна. Она может заклинить или развалиться в процессе езды.
Любители велопрогулок, профессиональные спортсмены должны исследовать устройство транспорта, отдельных деталей. Обслуживание и ремонт велосипеда – несложное мероприятие, если знать внутренние составляющие конструкции. Достаточно изучить инструкцию, иметь набор ключей и материалов. Следуя алгоритму, можно избежать классических ошибок при смене педалей.
После установки педалей следует проверить надежность зажимов и качество стяжки
При необходимости подтянуть ключом гайки, устранить появившиеся зазоры
Желательно встать ногой на педаль и прокрутить ее несколько раз, проверяя действие визуально и на слух
Видео
Как снять педали с велосипеда – подробная инструкция
Педаль – это та часть велосипеда, которая испытывает серьезные нагрузки и довольно часто повреждается. Произвести ее замену в домашних условиях не составит труда. Для этого потребуется не более 30 минут времени и минимальный набор инструментов. В статье ниже расскажем, как снять педали с велосипеда, выполнить их дальнейшую разборку, чистку и смазку.
Конструкция педали
Несмотря на кажущуюся простоту, данная деталь может иметь разную конструкцию. Исходя из этого, следует иметь хотя бы общее представление о входящих в ее состав компонентах:
- Ось – металлический штырь, посредством которого выполняется крепление педали к шатуну. Деталь является основой для остальной части конструкции.
- Платформа – поверхность на которую опирается нога велосипедиста. Существует два основных вида платформ:
- 1. Обычные – простая поверхность, которая дополнительно может иметь зазубрины, улучшающие контакт с обувью и предотвращающие соскальзывание ноги.
- 2. Контактные – используются в паре со специальной обувью. Последняя в буквальном смысле пристегивается к платформе. Так достигается максимальная сцепка, однако райдер не может мгновенно убрать ногу в случае непредвиденной ситуации.
- Подшипники – обеспечивают мягкое вращение платформы на оси.
- Фурнитура – болты, гайки, стопорные кольца и прочие элементы, обеспечивающие скрепление составных частей.
Важно! В материале озвучены размеры гаек и болтов, которые устанавливаются популярным производителем Shimano. При этом стоит учитывать, что на отдельных моделях могут применяться болты со шляпками других размеров или с углублением под шестигранник.
Необходимые инструменты
Замена педалей на велосипеде или их обслуживание выполняется с инструментами, которые можно легко отыскать в любом доме:
- Рожковый ключ на 15 мм. Альтернативой может стать небольшой разводной ключ, главное, чтобы он помещался в просвет между платформой и шатуном. Некоторые производители используют нестандартные гайки, в таком случае инструмент будет идти в комплекте с деталью или велосипедом.
- Шестигранник 6 мм – пригодится лишь для некоторых моделей или как вспомогательный инструмент.
- Тефлоновая смазка – используется для смазывания резьбы и внутренней части педали (если проводится ее разборка). Также можно применить литол, солидол и прочие подобные материалы.
- Тряпка для рук и чистки механизма.
Обязательными являются всего три инструмента. Для разборки педали дополнительно потребуется торцевой ключ (или головка) на 12 мм, плоская отвертка, нож.
Снятие педали
Многие велосипедисты, даже не первый раз занимаясь подобной операцией, не могут вспомнить, в какую сторону откручивать педали. На самом деле эту информацию очень легко усвоить:
- Правая педаль имеет правую резьбу. Это стандартный вариант для всех болтов, гаек, саморезов и прочего. Она закручивается по часовой стрелке, а откручивается – против.
- Левая педаль имеет левую резьбу. Так сделано для предотвращения откручивания при движении. Вкручивание происходит против часовой стрелки, а выкручивание – по часовой.
Пошаговая инструкция снятия или замены педалей на велосипеде:
- Установить шатун в рабочее положение – направить в сторону руля, параллельно полу.
- Взяться одной рукой за платформу правой педали, а второй поставить ключ на гайку, расположенную непосредственно возле шатуна. Начать вращение ключа против часовой стрелки. Если соединение прикипело, следует воспользоваться специальной жидкостью – WD-40. Она распыляется на стык по всей окружности, затем нужно подождать 5-10 минут, чтобы вещество разъело ржавчину и отложения. Также для большего усилия применяется метод увеличения рычага.
Когда педали сняты, обращаем внимание на ось, а точнее ее торец. Там будет присутствовать маркировка: буквы «L» и «R». Это левая и правая сторона соответственно. Иногда пометки ставятся не на ось, а на прилегающее пространство. Они не позволят перепутать расположение элементов в процессе последующей сборки.
Разборка и обслуживание педали
Если требуется выполнить ремонт педали велосипеда, то проводится дальнейшая разборка. Собственными силами райдер может почистить компоненты, нанести новую смазку и собрать элемент в обратной последовательности.
Пошаговая инструкция по обслуживанию снятой с велосипеда детали:
- Взять плоскую отвертку или нож и снять заглушку, которая расположена с внешней стороны. Открутить болты по бокам, если они присутствуют.
Осталось поставить педали на велосипед, не забывая, какая резьба с какой стороны расположена.
Смазка каретки велосипеда без разборки
Не все велосипедисты хорошо ориентируются в устройстве двухколесного транспортного средства. Например, при поломке кареток многие понятия не имеют, что можно предпринять для исправления ситуации.
Изучение конструкции этого элемента позволяет в несколько раз увеличить срок эксплуатации.
Особенности конструкции каретки велосипеда
Кареткой называется элемент, который размещается в середине рамы вместе со звездочками, педалями и шатунами. Функция его – в соединении шатунов с остовом транспортного средства, за счет чего выполняется передача крутящего момента.
Каретки отличаются длиной вала. Кареточные узлы могут быть разборными, а также одноразовыми или картриджными.
Как можно определить, что каретка неисправна
Узнать о неисправности этого элемента можно, вращая педали велосипеда. Визуально определить поломку сложно. Стоит насторожиться, если во время движения детали издают непривычный шум, возникают сложности с управлением при движении на высокой скорости.
Если отмечается люфт, можно заподозрить перекос осей, повреждение подшипников.
Как разобрать велосипедную каретку
Чтобы разобрать на велосипеде каретку, понадобятся такие инструменты:
- Набор ключей.
- Выжимка для шатуна.
- Молоток.
- Плоская отвертка.
- Съемник, при помощи которого извлекается стакан.
- Подготовить рабочее место, инструменты.
- Удалить грязь с элементов при помощи мягкой тряпки.
- Снять заглушку с шатуна.
- Открутить гайку, при помощи которой шатун фиксируется на каретке.
- На крепежный элемент надевается выжимающий инструмент.
- Производится удаление шатуна.
- Снимается чашечка, фиксирующая каретку.
- Подшипник удаляется при помощи отвертки.
- Вытягивается вал каретки с использованием специального инструмента.
После того, как каретка удалена, понадобится провести монтаж нового узла. При этом в зону трения понадобится добавить смазочное вещество в нужном количестве. Иначе элемент не прослужит долго.
Как выполнять ремонт и обслуживание каретки
При регулярном обслуживании каретки значительно продлевается срок ее работы. Многое зависит от того, какое количество грязи проникает внутрь конструкции. При небрежном отношении к эксплуатируемому транспортному средству значительно ускоряется износ деталей.
Нередко выполняется смазка каретки велосипеда без разборки. Если велосипед относится к категории дорогостоящих, его лучше отдавать в специализированные мастерские, где сумеют правильно разобрать и собрать каретку, а также подберут нужное количество масла. При обслуживании будет выполнена и проверка элемента на наличие дефектов.
Для очистки поверхностей применяется растворитель. С помощью мягкой тряпки можно хорошо очистить внутреннюю часть каретки.
Смазка и сборка велосипедной каретки
Для правильного смазывания механизма предлагается такая инструкция:
- При помощи отвертки обрабатываются стенки у стакана.
- Наносится ровный слой смазочного материала.
- Смазка наносится на подшипник.
- Производится смазывание несущего элемента – вала каретки.
Когда все элементы тщательно смазаны, пора переходить к сборке. Порядок ее таков:
- Вставляют подшипник обратной стороной.
- Смазывают изнутри чашечку.
- Выполняется тщательное закручивание до устранения люфта.
- Собираются шатуны.
- Вставляются заглушки.
Если хозяин велосипеда хорошо знает конструкцию каретки, возможно разобрать ее и выполнить сборку самостоятельно. Но стоит знать, что при малейшей ошибке прочность элемента оказывается сниженной. Поэтому при отсутствии опыта лучше доверить транспортное средство специалистам.
Источники:
https://velootpusk.ru/art/equipment/plus_and_minus_disk/
https://sportzoom.ru/kak-pomenyat-pedali-na-velosipede/
https://sport-snaryazhenie.ru/velosipedy/remont/13-kak-snyat-pedali
https://nakolesah.guru/kak-snjat-pedali-s-velosipeda-podrobnaja-instrukcija/
https://velosiped33.ru/smazka-karetki-velosipeda-bez-razborki/