Педально-цепной привод
Современный педально-цепной привод появился на велосипеде в 1869 году. До этого существовал только ножной привод, когда велосипедист, сидя в седле, отталкивался ногами от земли. В 1821 году появился педальный привод. Англичанин Луи Гомпертс впервые установил педали на переднем колесе. С тех пор было множество попыток придумать другой вариант привода.
Из более или менее успешных можно назвать кривошипно-шатунный привод — как на паровозе, но с педалями, шотландского механика Киркпатрика МакМиллана — 1834-1836 годы. Имеется конструкция карданного двухскоростного привода немецкой фирмы Durkopp, разработанного в 1927 году. Такие приводы делали фирмы Express и Brennabor. Попытки продолжаются, но педально-цепной продолжает «царствовать», и конца этому пока не видно.
- как говорят ученые механики, «цепной привод имеет малую податливость»; на обычном языке это означает, что привод достаточно жесткий, и не надо тратить лишних усилий, гнуть или растягивать механизм, дабы раскрутить заднее колесо;
- привод прочный — можно прилагать большие усилия к педалям, не рискуя его сломать;
- у привода высокий КПД,то есть малы потери;
- у цепи хорошая равномерность хода;
- цепь может работать с большим продольным перекосом и легко переключаться во всем имеющемся диапазоне передач, что важно для многоскоростных велосипедов.
К сожалению, есть и недостатки. Это достаточно интенсивный износ цепи и звездочек, и необходимость в их частом и тщательном обслуживании — мытье, чистке и смазывании. При этом большой перекос цепи и необходимость уменьшать высоту зубьев на звездочках для облегчения переключения передач значительно ускоряют износ и сокращают срок службы привода. Регулярно приходится менять цепь, ведущие и ведомые звездочки (систему и кассету) и ролики на заднем переключателе, который тоже не вечен, через 2-4 года разбалтывается и нуждается в замене. Несколько облегчить жизнь байкерам может привод, где цепь всегда прямая, как на односкоростных велосипедах, или работает с небольшим перекосом. И такие конструкции есть! Прежде всего, это привода с планетарными втулками со внутренним переключением передач. Они находят достаточно широкое применение (см. раздел «Планетарные втулки»). Или вариант с коробкой передач, которая могла быть встроена в систему, но чаще размещалась в кареточном узле. Последний вариант оказался наиболее успешным.
В 1935 г. немецкая фирма Adler начала выпуск трехскоростной коробки передач в кареточном узле. По конструкции она напоминала коробку передач легкого мотоцикла. Рычаг переключения передач располагался на нижней наклонной трубе рамы, рядом с рулевой трубой. В те же годы фирмы Wanderer, Brennabor, Bismark и Rappa делали велосипеды с двухскоростными коробками передач, также расположенными в каретке. Идея сия не канула в лету. Современная немецкая компания Nicolai предложила свое решение этой проблемы — G-Boxx. У велосипеда Nukleon TFR планетарная втулка объединена в один блок с кареточным узлом. По утверждению фирмы, в принципе все проблемы решены, — подождем испытаний.
Состав привода
Педали, шатуны со звездочками (система), каретка, передний переключатель. А также цепь, кассета или трещотка, задний переключатель, втулка, колесо и велокомпьютер.
А почему, спрашивается, велокомпьютер? Да очень просто. Как уже было сообщено выше, элементы привода приходится менять. Время замены можно определить по износу — существуют разные методы определения износа цепи и звездочек. А можно поступить проще. Примерно зная, сколько ходят цепь и звездочки (это расстояние определяется по компьютеру), можно определить время, когда их необходимо менять.
- цепь в осенне-зимне-весенний период ходит не более 1800-1900 км. В летний сезон — до 2200 км. Хорошие и дорогие цепи при тщательном уходе и катании летом в основном по асфальту могут пройти 4000-5000 км, не повредив существенно звезды и кассету;
- система. Большая (44Т или42Т) и малая (22Т) алюминиевые звезды-24000-26000 км. Средняя (32Т, 34Т) — 9000-12000 км. (Обозначение: Т- количество зубьев на звезде). Стальные звезды ходят больше на 30-50%.
- кассета служит 8000-10000 км при замене цепей. Если цепь не менять, то ее хватит на 3000-6000 км.
Есть еще одно верное правило: если новая цепь начинает резво и, что важно, при легкой нагрузке проскакивать (пощелкивать), то звезду пора менять или протачивать. Если щелчки довольно редкие, то есть шанс, что цепь приработается, но лучше не рисковать.
Характеристики привода
Количество передач. В широких веломассах чаще говорят «количество скоростей», что, в общем-то, понятно, но не совсем верно. Система обычно имеет 1-3 звезды, а кассета (трещотка) — 6-10 звезд. Для байков и гибридов мы имеем: 3×6=18, 3×7=21, 3×8=24, 3×9=27 или 3×10=30 передач соответственно. Тридцать передач используются в шоссейных группах. В приводах с количеством передач 18, 21 и 24 совместимость и взаимозаменяемость компонентов очень даже ничего, и не вызывает особых проблем. Можно переставлять цепи, кассеты, системы и переключатели и добиваться если не идеальной, то достаточно адекватной работы.
Манетку (шифтер) на 8 передач можно состыковать с 6-й или 7-й кассетой и, ослабляя трос, убрать одну-две «лишние» передачи. Можно при необходимости поставить манетку на 7 скоростей с 8-й кассетой, «пожертвовав» одной передачей, верхней или нижней, по вашему усмотрению. Приводы на 27 и 30 передач дают больше возможностей в подборе частоты вращения и нагрузки на педали, но взаимозаменяемость их весьма ограничена, особенно с более низкими группами. Разрабатывались они для соревнований и гонок, а посему и изнашиваются несколько быстрее.
Второе соображение — цена. Оснащение велосипеда «по кругу» на 27 или 30 передач стоит уже очень конкретных и весомых денег, замены звезд, цепей и кассет стоят дороже. Кроме того, для неспортивного катания совсем не обязательно иметь очень много передач. Необходимо заметить, что общий тренд благоприятен — с каждым годом за «пригоршню долларов» можно купить «все больше и больше байка», а новейшие разработки постепенно опускаются в нижние группы оборудования. Вполне возможно, что лет через пять-семь 30 передач станут нормой в группах Alivio и Deore.
Диапазон передач
Определяется набором ведущих и ведомых звездочек. Стандарт для байков среднего и верхнего ценового диапазона:
Ведущие звезды: 44Т(42Т)-32Т-22Т.
Ведомые (кассета): 11Т-30Т (32Т) (Т — количество зубьев на звезде).
Диапазон считаем в процентах. 44/11=4; 22/30=0,7333; (4/0,7333) х 100%=545% (581%, если есть ведомая звезда 32 зуба).
Общая формула подсчета диапазона:
Чем больше диапазон, тем больше возможность привода создавать тяговое усилие в сложных условиях. Обратим внимание на результат деления i=Zl/Z2 — числа зубьев ведущей звезды, на число зубьев ведомой. Если он больше единицы, 44/11=4, то передача повышающая; если меньше, 22/30=0,7333, то понижающая, а если равен единице, 32/32=1, то нейтральная — именно эта передача используется довольно редко. Значение i=Zl/Z2 называется передаточным числом (см. ниже). Всегда полезно иметь 2-3 понижающих передачи — для гор, крутых подъемов, песчаных грунтов и грязи, когда необходима большая тяга. Повышающие передачи нужны для поддержания высокой скорости на хорошей дороге, шоссе и пологих спусках.
Передаточное число, шаг, укладка
С передаточным числом мы уже знакомы, i=Z1/Z2, где Z: — количество зубьев ведущей звездочки (система), Z2 — количество зубьев ведомой звездочки (кассета, трещотка). Передаточное число может меняться приблизительно от 0,6 до 5,1, но само по себе это число мало что говорит о велосипеде.
Традиционным и более информативным считается параметр k=Di=D(Z1/Z2), где D — диаметр колеса в дюймах. Параметр к называют шагом велосипеда. Он показывает, сколько диаметров заднего колеса (в дюймах) соответствует одному обороту шатунов. Существуют десятилетиями отработанные рекомендации по подбору шага велосипеда для разных стилей катания. Например, для велосипеда с колесом 27 дюймов (0,686 м) см. табл.
Стиль катания и подбор шага велосипеда
Для женщин рекомендуется уменьшить шаг на 10 -15%, а для детей -на 35-40%. Не составляет труда пересчитать шаг, если у велосипеда размер колеса 26 или 24 дюйма и большой диапазон передач. Например, для байка с колесом 26 дюймов максимальное передаточное число iмах=44/11=4, максимальный шаг кмах=26×4=104 дм; iмин=22/30=0,7333; минимальный шаг кмин=26х0,7333=19,07 дм. Таким образом, у «приличного» байка и возможности весьма впечатляющие. А для шоссейного велосипеда с колесом 27 дюймов, ведущими звездочками 56Т-46Т и ведомыми 13Т-25Т, максимальный шаг к=116,3 дм, а минимальный к =49,7 дм. Отсюда сразу можно сделать вывод, что шоссейный велосипед можно разогнать до гораздо большей скорости, зато в крутую горку легче забираться на байке.
Укладка — еще одна традиционная и весьма наглядная характеристика привода велосипеда. Она показывает, сколько метров проедет байк за один оборот шатунов. Считается она просто: L=πDi=πD(ZJ/Z2), где π=3,14 (число «пи»), a D — диаметр колеса, но уже в метрах. И укладка получается в метрах. При этом, как хорошо известно, произведение πD равно длине окружности колеса. Для байка с колесом в 26 дюймов (0,66 м) и без учета «прожатия» шины длина окружности колеса приблизительно равна 2,1 метра. Более точно длину окружности колеса легко померить самостоятельно рулеткой. Теперь легко составить таблицу укладок своего байка. Для наглядности возьмем 24 передачи и стандартный набор звезд.
Таблица укладок байка
Посмотрим на таблицу укладок более пристально. Само собой разумеется, что некоторые значения в ней не работают, их лучше избегать, например, 44/30, 44/24, 22/11, 22/13, 22/15, 32/30. Дляпередач 44/11 и 44/13 разница в укладках получается непомерно большой: 8,4-7,11=1,29 м — «метр с кепкой», что очень невыгодно. При переходе на более высокую передачу приходится раскручиваться почти с нуля. Это приемлемо на спуске, но плохо на ровной дороге или на легком подъеме. Если разница между передачами получается меньше, чем 0,15-0,12 м, то ее уже трудно почувствовать. В данной таблице таких значений нет. Удобно, когда разница в укладках находится в диапазоне 0,3-0,6 метра. Но это общая рекомендация.
Оптимальный набор передач имеет смысл подбирать индивидуально и самостоятельно, руководствуясь простым лозунгом: «Не делайте из кассет культа!». Ибо что такое кассета? Это всего лишь набор стальных шестеренок, скрепленных болтиками или заклепками. Исключение, как всегда, составляют кассеты XTR, XT и Dura Асе, где часть звезд установлены на алюминиевых венцах. А с обычными кассетами все легко. Болтики можно открутить, заклепки спилить, и если у вас есть различные шестеренки, вы можете собрать кассету по своему вкусу. Вот пара-другая простых советов. Не стоит уменьшать диапазон передач, за исключением долгих путешествий и марафонов по ровному асфальту; в этом случае выгодно собрать кассету с «плотным» набором повышающих передач: 11Т-12Т-13Т, а далее через зуб. Для зимы, грязи, гор лучше иметь максимальную плотность набора в зоне нейтральных и понижающих передач и без всякого стеснения поставить большую звезду 34Т (если позволяет задний переключатель). При этом следует учитывать, что чем больше звездочек на кассете, тем они тоньше.
Пластиковые проставки между звездочками бывают разной толщины, а высота кассеты должна соответствовать высоте шлицевого барабана на задней втулке, иначе кассета не уместится или будет «хлябать» и плохо переключаться. Ведущие звезды на системе также можно подбирать под трассу или стиль катания. Для большей тяги, для езды в горах или по грязи можно поставить малую звезду не 22Т, а 20Т, большую звезду 44Т заменить на 40Т или даже 38Т. И наоборот, для асфальта лучше поставить набор 46Т-36Т-26Т (34Т-24Т).
Относительный шаг велосипеда
Для более полного учета всех параметров привода вводится безразмерная характеристика «относительный шаг велосипеда», которая включает в себя длину шатуна 1, диаметр шины d, диаметр обода Do, деформацию шины h под действием нагрузки. Относительный шаг велосипеда Lo равен отношению укладки к длине окружности, которую описывает ось педали.
где D — эффективный диаметр колеса. Если толщину и деформацию шины не учитывать, то D=0,686 м для колеса в 27 дм и D=0,66 м для колеса в 26 дм. Самые ходовые шатуны имеют длины 170 мм и 175 мм — отличие всего в 3%. Для примера посмотрим значения Lo для этих длин шатунов, колеса диаметром 0,66 м, стандартной кассеты и ведущей звезды 44Т.
Как видно из таблицы, относительный шаг меняется на сравнительно небольшую величину: от 0,08 до 0,22 при изменении длины шатунов. Но даже такое изменение может быть весьма ощутимо и чувствительно при длительных поездках с большой нагрузкой. О влиянии длины шатунов на посадку и работу ног велосипедиста уже говорилось в соответствующей главе. Относительный шаг дает возможность оценить влияние длины шатунов более подробно и отчетливо. С более длинными шатунами относительный шаг меньше, следовательно, легче разгонять байк, меньше усилий надо прикладывать к педалям. С такими шатунами проще при тех же передачах карабкаться в гору, форсировать грязевой или песчаный участок. Короткие шатуны, с другой стороны, облегчают темповое педалирование с частотой 95-115 об/мин по асфальту и 70-90 об/мин по грунту. Кстати, байкерам небольшого роста с короткими конечностями, легче приспособиться к темповому педалированию — «войти в резонанс», чем высоким байкерам, для которых предпочтительно более спокойное вращение педалей.
5 лучших трехколесных электровелосипедов
Одни из самых ярких воспоминаний детских лет у нас связаны с проведением досуга. И немалая роль в нем принадлежит велосипеду, который помогает лучше познать возможности своего тела и окружающий мир, развивает координацию движений, моторику мышц, дарит ощущения легкости. Взрослым, которые хотят вновь пережить незабываемые эмоции или просто предпочитают экологически чистый транспорт, а также только осваивающим азы управления таким средством передвижения производители предлагают модели на электрической тяге. Трехколесные велогибриды в этой линейке пользуются популярностью за большую устойчивость конструкции и грузоподъемность.
Данная группа товаров имеет раму преимущественно из алюминиевого сплава, облегчающего вес изделия, маломощный электродвигатель, исключающий возможность развить небезопасную высокую скорость, оптимальные по размерам колеса. К тому же часто электровелосипеды оснащаются регулируемыми по росту и комплектации сиденьями, рулем. Для максимальной защиты от потенциальных травм рекомендуется дополнительно приобрести специальный комплект из наколенников, шлема и налокотников. В нашем рейтинге вы найдете лучшие предложения трехколесных транспортных средств данного типа.
ТОП-5 лучших трехколесных электровелосипедов
5 Tagaelectro
Уникальная разработка имеет в отличие от львиной доли трехколесных электровелосипедов одно заднее колесо и два передних, над которыми размещено детское кресло, рассчитанное на вес ребенка до 25 кг. Конструкция в разложенном виде используется в качестве трицикла, а в собранном – как коляска. Модель Taga Bike является заднеприводной, управляется в режимах педали, электропривод или комбинированно.
Двигатель имеет мощность 250 W и обслуживается износостойким Li-Ion аккумулятором емкостью 10 Ам/ч. Одной зарядки достаточно, чтобы преодолеть 60 км. Скоростной режим отличается возможностью трехступенчатой регулировки, максимальное значение составляет 25 км/ч. Конструкция прочная, цельная алюминиевая рама выдерживает общий вес до 125 кг. Небольшие 16-дюймовые колеса и жесткая подвеска нейтрализуют возникающие при движении вибрации. К плюсам велосипеда-трансформера можно еще отнести светодиодную панель, позволяющую контролировать работу байка, наличие в комплектации зарядного устройства, задних фар, капюшона на детском кресле, вес изделия только 27 кг.
4 Horza Stels Trike 24-T1
Велосипед отлично подходит для грузных и пожилых людей, поскольку выдерживает суммарный вес до 160 кг, а также имеет удобную для посадки низкую раму, идеальную устойчивость, защищенный цепной механизм, широкие 24-дюймовые колеса с двойными ободами и усиленными спицами. Выдерживая скорость 20 км/ч, можно на одной подзарядке проехать 80 км, что превосходит показатели моделей-конкурентов. Максимальный же скоростной режим здесь предусмотрен около 40 км/ч.
Что немаловажно, при торможении включается система рекуперации, позволяющая восполнять возникающую в процессе работы двигателя потерю энергии. И 3,5 часа, которые необходимы на подзарядку аккумулятора, владельцы одного из лучших грузовых велобайков относят к безусловным преимуществам. Среди них также качественная Li-Ion батарея, информативный дисплей для поддержки контроля, опция климат-контроля, USB-разъем для смартфона или планшета, вес трицикла 38 кг. Из недостатков только односкоростной режим без переключателя, отсутствие заднего амортизатора.
3 Crolan 500w
Трехколесный велогибрид призван облегчить перевозку грузов, очень неприхотлив к опыту вождения райдера, экологически чист и экономит время, физические усилия на доставку урожая с дачи или продуктов из магазина. Для этого предусмотрены две грузовые корзины, причем задняя выдерживает вес до 50 кг. Суммарно с владельцем байка грузоподъемность не должна превышать 110 кг. 24-дюймовые колеса конструкции усилены двойными ободами, покрышки отличаются качественными сцеплением с разными поверхностями. Цепной механизм сверху и сбоку надежно защищен широким металлическим крылом. Это повышает и безопасность райдера, так как отсутствует риск попадания части одежды в крутящуюся цепь.
Электротягу обеспечивает двигатель 500 W, который работает на заряде от долговечной Li-Ion аккумуляторной батареи. Одного цикла достаточно для перемещения на 40-километровое расстояние. Комбинированная система амортизаторов повышает удобство, как и наличие специального крепления телефона с раздвижными опорами, USB-входа.
2 IZH-Bike Farmer
Представитель отечественного производителя полностью собирается из тайваньских запчастей и получил положительные отзывы владельцев. При собственном весе 40 кг он способен нести груз весом до 130 кг. Переднеприводная трехколесная конструкция снабжена гелевой аккумуляторной батареей 12 Ам/ч, заряда которой хватает на безостановочное преодоление пути до 45 км. Можно пользоваться как обычными педалями, так и ручкой газа.
Тормозная система включает передние крабы, задние тормозные колодки и действует эффективно на покрытиях разного типа. Поэтому на таком электровелосипеде комфортно передвигаться и в городских условиях, и в дачном поселке. Максимальная скорость транспортного средства достигает 26 км/ч с учетом двух груженых корзин (задняя рассчитана на 40 кг). Модель дополнительно оснащена замком зажигания на 3 положения. В числе преимуществ стильный эргономичный дизайн унисекс, востребованная цветовая гамма от серебристого до бордового, грязезащитные крылья на всех 24-дюймовых колесах.
1 E-motions’ PANDA 20
Грузовая модель велосипеда имеет складную конструкцию, которая тщательно разрабатывалась в собственной лаборатории производителя и изготавливалась на фирменных заводах в Китае. Низкая рама из прочного алюминиевого сплава делает трицикл одинаково удобным как для мужчин, так и женщин или подростков. Переднеприводная модель оборудована цифровым LCD велокомпьютером, тормозными ручками и дисковыми тормозами, мощным для этой категории товаров редукторным мотором 750 W.
Поддерживаются 6 скоростей Shimano с максимальным показателем 30 км/ч, 5 режимов езды. На одной зарядке Li-Ion аккумулятора можно преодолеть до 50 км. Продуманная система амортизации позволяет комфортно ехать по асфальтированным и грунтовым дорогам. Электробайк укомплектован передней и задней корзинами с крышками и способен выдержать общий вес до 150 кг. Из плюсов дополнительно пользователи выделяют наличие удобной для маневрирования половинчатой ручки газа, круиз-контроля, функции заднего хода, фонарей и поворотников, складных педалей. Для гаджетов предусмотрен USB-разъем. Единственный недостаток – высокая стоимость инновационной новинки.
5 лучших трехколесных электровелосипедов
Одни из самых ярких воспоминаний детских лет у нас связаны с проведением досуга. И немалая роль в нем принадлежит велосипеду, который помогает лучше познать возможности своего тела и окружающий мир, развивает координацию движений, моторику мышц, дарит ощущения легкости. Взрослым, которые хотят вновь пережить незабываемые эмоции или просто предпочитают экологически чистый транспорт, а также только осваивающим азы управления таким средством передвижения производители предлагают модели на электрической тяге. Трехколесные велогибриды в этой линейке пользуются популярностью за большую устойчивость конструкции и грузоподъемность.
Данная группа товаров имеет раму преимущественно из алюминиевого сплава, облегчающего вес изделия, маломощный электродвигатель, исключающий возможность развить небезопасную высокую скорость, оптимальные по размерам колеса. К тому же часто электровелосипеды оснащаются регулируемыми по росту и комплектации сиденьями, рулем. Для максимальной защиты от потенциальных травм рекомендуется дополнительно приобрести специальный комплект из наколенников, шлема и налокотников. В нашем рейтинге вы найдете лучшие предложения трехколесных транспортных средств данного типа.
ТОП-5 лучших трехколесных электровелосипедов
5 Tagaelectro
Уникальная разработка имеет в отличие от львиной доли трехколесных электровелосипедов одно заднее колесо и два передних, над которыми размещено детское кресло, рассчитанное на вес ребенка до 25 кг. Конструкция в разложенном виде используется в качестве трицикла, а в собранном – как коляска. Модель Taga Bike является заднеприводной, управляется в режимах педали, электропривод или комбинированно.
Двигатель имеет мощность 250 W и обслуживается износостойким Li-Ion аккумулятором емкостью 10 Ам/ч. Одной зарядки достаточно, чтобы преодолеть 60 км. Скоростной режим отличается возможностью трехступенчатой регулировки, максимальное значение составляет 25 км/ч. Конструкция прочная, цельная алюминиевая рама выдерживает общий вес до 125 кг. Небольшие 16-дюймовые колеса и жесткая подвеска нейтрализуют возникающие при движении вибрации. К плюсам велосипеда-трансформера можно еще отнести светодиодную панель, позволяющую контролировать работу байка, наличие в комплектации зарядного устройства, задних фар, капюшона на детском кресле, вес изделия только 27 кг.
4 Horza Stels Trike 24-T1
Велосипед отлично подходит для грузных и пожилых людей, поскольку выдерживает суммарный вес до 160 кг, а также имеет удобную для посадки низкую раму, идеальную устойчивость, защищенный цепной механизм, широкие 24-дюймовые колеса с двойными ободами и усиленными спицами. Выдерживая скорость 20 км/ч, можно на одной подзарядке проехать 80 км, что превосходит показатели моделей-конкурентов. Максимальный же скоростной режим здесь предусмотрен около 40 км/ч.
Что немаловажно, при торможении включается система рекуперации, позволяющая восполнять возникающую в процессе работы двигателя потерю энергии. И 3,5 часа, которые необходимы на подзарядку аккумулятора, владельцы одного из лучших грузовых велобайков относят к безусловным преимуществам. Среди них также качественная Li-Ion батарея, информативный дисплей для поддержки контроля, опция климат-контроля, USB-разъем для смартфона или планшета, вес трицикла 38 кг. Из недостатков только односкоростной режим без переключателя, отсутствие заднего амортизатора.
3 Crolan 500w
Трехколесный велогибрид призван облегчить перевозку грузов, очень неприхотлив к опыту вождения райдера, экологически чист и экономит время, физические усилия на доставку урожая с дачи или продуктов из магазина. Для этого предусмотрены две грузовые корзины, причем задняя выдерживает вес до 50 кг. Суммарно с владельцем байка грузоподъемность не должна превышать 110 кг. 24-дюймовые колеса конструкции усилены двойными ободами, покрышки отличаются качественными сцеплением с разными поверхностями. Цепной механизм сверху и сбоку надежно защищен широким металлическим крылом. Это повышает и безопасность райдера, так как отсутствует риск попадания части одежды в крутящуюся цепь.
Электротягу обеспечивает двигатель 500 W, который работает на заряде от долговечной Li-Ion аккумуляторной батареи. Одного цикла достаточно для перемещения на 40-километровое расстояние. Комбинированная система амортизаторов повышает удобство, как и наличие специального крепления телефона с раздвижными опорами, USB-входа.
2 IZH-Bike Farmer
Представитель отечественного производителя полностью собирается из тайваньских запчастей и получил положительные отзывы владельцев. При собственном весе 40 кг он способен нести груз весом до 130 кг. Переднеприводная трехколесная конструкция снабжена гелевой аккумуляторной батареей 12 Ам/ч, заряда которой хватает на безостановочное преодоление пути до 45 км. Можно пользоваться как обычными педалями, так и ручкой газа.
Тормозная система включает передние крабы, задние тормозные колодки и действует эффективно на покрытиях разного типа. Поэтому на таком электровелосипеде комфортно передвигаться и в городских условиях, и в дачном поселке. Максимальная скорость транспортного средства достигает 26 км/ч с учетом двух груженых корзин (задняя рассчитана на 40 кг). Модель дополнительно оснащена замком зажигания на 3 положения. В числе преимуществ стильный эргономичный дизайн унисекс, востребованная цветовая гамма от серебристого до бордового, грязезащитные крылья на всех 24-дюймовых колесах.
1 E-motions’ PANDA 20
Грузовая модель велосипеда имеет складную конструкцию, которая тщательно разрабатывалась в собственной лаборатории производителя и изготавливалась на фирменных заводах в Китае. Низкая рама из прочного алюминиевого сплава делает трицикл одинаково удобным как для мужчин, так и женщин или подростков. Переднеприводная модель оборудована цифровым LCD велокомпьютером, тормозными ручками и дисковыми тормозами, мощным для этой категории товаров редукторным мотором 750 W.
Поддерживаются 6 скоростей Shimano с максимальным показателем 30 км/ч, 5 режимов езды. На одной зарядке Li-Ion аккумулятора можно преодолеть до 50 км. Продуманная система амортизации позволяет комфортно ехать по асфальтированным и грунтовым дорогам. Электробайк укомплектован передней и задней корзинами с крышками и способен выдержать общий вес до 150 кг. Из плюсов дополнительно пользователи выделяют наличие удобной для маневрирования половинчатой ручки газа, круиз-контроля, функции заднего хода, фонарей и поворотников, складных педалей. Для гаджетов предусмотрен USB-разъем. Единственный недостаток – высокая стоимость инновационной новинки.
Четырехколесные велосипеды: какими бывают и как правильно выбрать?
Велосипеды с четырьмя колесами чаще всего встречаются детские. Однако этот вид транспорта удобен и для взрослых, особенно в семейных моделях. На таком четырехколесном байке можно совершать приятные прогулки и даже небольшие путешествия.
Особенности
Четырехколесный велосипед изобрели сразу после появления обычного двухколесного. Уже в середине XIX века можно было встретить чертежи, на которых кареты были совмещены с приводом от педалей. Стоит заметить, что на первых машинах также присутствовали велосипедные педали и такой же принцип работы. Однако в советское время все нестандартные велобайки превратились в детские игрушки.
В настоящее время 3- и 4-колесный варианты стали снова набирать популярность. Нередко велотранспорт, у которого 4 колеса, называют веломобиль. Такие оригинальные байки отлично подойдут пожилым людям или не слишком крепким физически.
В восторг от такого транспорта часто приходят влюбленные пары, друзья или семьи с детьми. Ведь многие модели можно оснастить дополнительным детским или взрослым креслом.
Даже среди спортсменов и путешественников четырехколесные веломобили стали пользоваться спросом. Особенно для триала или кросс-кантри. Для дальних поездок велобайки с 4 колесами более чем удобны, так как на них можно перевозить внушительные объемы груза. Причем некоторые варианты даже позволяют размещаться водителю в полулежачем положении. В последнее время стало появляться все больше оригинальных самодельных моделей.
Стоит подчеркнуть, что некоторые узлы на веломобиле такие же, как и на обычных 2-колесных байках. К примеру, тормоза и колеса совершенно идентичны. Редко встречаются изменения в тормозной системе. Педали с цепью также не имеют различий. Хотя иногда переключателей скоростей бывает два.
Отличием от обычных велосипедов является то, что усилие приходится не просто на заднее колесо, а на вал. Серьезные изменения видны в конструкции рамы и руля. Как правило, рамы создаются с учетом особенностей конкретной модели. Среди самодельных вариантов встречаются рамы с двухколесных велобайков, которые сварены вместе.
Довольно часто четырехколесные модели делают двухместными. Пересекающиеся трубы настолько широкие, что позволяют свободно разместить сразу два посадочных кресла. Что касается привода, то он выполняется по-разному. Например, это может быть общий вал и два блока педалей, которые объединены общей цепью. А также встречаются раздельные приводные механизмы.
Можно встретить варианты, когда один ездок крутит педали, а другой выступает в роли пассажира.
Достоинства и недостатки
Популярность велобайков с четырьмя колесами пока еще не настолько обширна. Однако уже можно выделить достоинства и недостатки такого транспорта. Среди основных преимуществ выделяют несколько моментов.
- Хорошая устойчивость по сравнению даже с самыми крутыми 2-колесными велобайками.
- Комфортное сиденье и положение во время езды.
- Способность перевозить груз с большим весом и существенным объемом.
- Оригинальная конструкция.
- Простота ремонта, так как запчасти подходят с обычных велосипедов.
- Небольшой вес веломобиля за счет использования облегченных компонентов.
- Можно ехать с маленькой скоростью, и при этом нет проблем с удержанием равновесия. При необходимости удобно ставить ноги на землю.
К очевидным недостаткам можно отнести ряд факторов.
- Сложная конструкция иногда создает проблемы при самостоятельной сборке.
- Надежность уступает двухколесному. Это обусловлено сложным приводом, дополнительными элементами в конструкции руля, множеством узлов с повышенной нагрузкой. В результате 4-колесный байк может ломаться чаще.
- Размеры могут стать проблемой, если придется затаскивать веломобиль в квартиру. Лучше выбирать для него место в гараже или на парковке.
- Высокая стоимость и маленькое количество моделей отпугивают многих желающих. Создание 4-колесного велосипеда своими руками также станет затратной задачей.
Какими бывают?
Чтобы лучше понимать, что собой представляет 4-колесный велобайк, стоит познакомиться с его различными видами. Они различаются по некоторым параметрам.
- Полулежачий велосипед с четырьмя колесами позволяет удобно передвигаться. Собой он представляет фактически промежуточный вариант между лежачим байком и с вертикальной посадкой. Такой вариант удобен пожилым людям, которым не подходит горизонтальная посадка.
- Лежачий 4-колесный велосипед подходит для комфортных прогулок в горизонтальном положении. Нередко такой вариант становится единственной возможностью поездок для инвалидов или людей, которым противопоказаны сильные физические нагрузки. А также встречаются модели с 24 скоростями, которые с легкостью преодолевают и спуски, и подъемы.
- Электрический байк с 4 колесами станет незаменимым средством передвижения. Ведь педали на нем можно крутить, только когда этого хочется. А так во время прогулки все будут делать мотор-колеса.
- Складной легкий вариант является новинкой на рынке велосипедов. Такие модели подойдут тем, кто хранит велосипед в квартире. Удобно, когда габаритный транспорт можно сложить, и он займет минимум места.
- Веломобиль с низкой рамой и небольшими колесами в 18 дюймов – идеальный вариант для пожилых или людей с низким ростом. Обычные велосипеды могут стать для них проблемой, но с таким вариантом можно наслаждаться приятными поездками на велосипеде, еще и с большими удобствами.
- Четырехколесный тандем позволяет сразу двоим находить удовольствие в таком передвижении. За счет лучшего удержания равновесия можно развивать существенную скорость. Нередко среди таких моделей встречаются спортивные варианты.
- Чопперы отличаются стильным видом, что станет прекрасной возможностью выделиться из толпы.
- Двухместный четырехколесный велобайк позволяет путешествовать в соседних креслах, крутя педали. Причем это можно делать как вдвоем, так и по очереди. Такие модели идеальны для приятного общения и прогулок. Нередко такие модели называются семейными, так как их можно дополнить еще и детским креслом.
- Детские велосипеды с четырьмя колесами довольно часто становятся первым велотранспортом. На них удобно учиться ездить, а главное, обходиться без травм. Есть варианты для разного возраста – от 4 до 15 лет.
Рейтинг производителей
Среди производителей велотехники многие компании выпускают модели с тремя и более колесами. Лучшие фирмы стараются создать удобные велоконструкции, а первое место среди них заслуженно занимает компания Berg. Модели данной фирмы отличаются прочной конструкцией. Стоит отметить, что все варианты бренда проявляют устойчивость даже на больших скоростях. Причем разнообразие конструкций позволяет использовать их как спортивным людям, так и довольно пожилым.
Китайская фирма Puky создает стильные, легкие и безопасные велобайки с четырьмя колесами. Среди достоинств моделей данного бренда стоит отметить отличное оснащение, в которое входят крупные колеса, защитный бампер, удобная тормозная система. При создании каждой модели учитываются анатомические особенности человека.
Среди вариантов особого внимания заслуживают четырехместные семейные экземпляры, способные заменить авто.
Бренд TVL представляет широкое разнообразие моделей как по конструкции, так и по цене. Среди вариантов есть одноместные, детские, двухместные, спортивные. Для всей продукции компании характерны высокое качество и оригинальный дизайн. Еще одна китайская компания Professional производит веломобили для всех, включая детей от 11 лет и пожилых людей старше 60. Особенности конструкции включают литые корпуса, небольшие колеса, удобное сиденье. Среди преимуществ бренда стоит отметить доступные цены.
Компания Smart делает упор на износоустойчивость, прочность и удобство. Среди моделей бренда можно найти отличные городские варианты, просторные семейные и комфортные туристические. Надежные рамы дополнены текстильными крышами, которые защитят от солнца и дождя. Из российских производителей отличилась молодая компания ИП Курилех И. К., которая производит нестандартные веломобили. Например, в их ассортименте представлены электрические варианты, велобайки для крупных людей, семейные для прогулок, для детей с ДЦП, для охоты. Фирма предлагает как готовые четырехколесные байки, так и делает их под заказ.
Критерии выбора
Выбрать конкретную модель 4-колесного велосипеда совсем несложно. Достаточно учесть ряд моментов. В первую очередь важно адекватно оценить бюджет. Зная его, можно быстро сократить поиск до моделей в доступной ценовой категории.
До покупки важно заранее определиться, зачем нужен веломобиль: для загородных прогулок, поездок на работу или для передвижения всей семьей. Например, для города в расчете на одного человека будет уместна недорогая модель с одной скоростью. Для поездок по местности с многочисленными подъемами и спусками лучше выбирать варианты с системами переключения скоростей.
Для удобного хранения стоит отдать предпочтение складным велобайкам.
Еще один важный момент при выборе – это определиться, кто будет ездить на велобайке с четырьмя колесами. Если надо подобрать вариант для ребенка или пожилого человека, то лучше выбирать модели с низкой рамой и небольшими колесами. Для крупных людей подойдут прочные велосипеды с большими колесами. Для пользования всеми членами семьи можно подобрать модель, у которой регулируется длина.
Выбирать конструкцию и цвет следует исходя из собственного удобства. Кому-то понравится лежачий вариант в желто-черном цвете, а кто-то предпочтет розовый с вертикальной посадкой. Для профессионалов подойдут модели бренда Forward, а любителям стоит обратить внимание на компанию Schwinn. А вот новичкам лучше присмотреться к моделям фирмы Ghost. Интересные семейные варианты предлагают Giant.
В следующем видео вас ждет полная инструкция по сборке веломобиля BMW Street Racer.
Источники:
https://tepka.ru/velosiped/17.html
https://markakachestva.ru/rating-of/3281-luchshie-trehkolesnye-jelektrovelosipedy.html
https://markakachestva.ru/rating-of/3281-luchshie-trehkolesnye-jelektrovelosipedy.html
https://vplate.ru/velosiped/chetyrehkolesnye/