От «костотрясов» до «кенгуру». История велосипедов в России
19 апреля – Международный день велосипеда. В России этот вид транспорта пользуется популярностью на протяжении почти двух столетий. Первые велосипеды в нашей стране начали появляться в XIX веке в Петербурге. SPB.AIF.RU выяснил, как это было, и какие двухколесные были в моде два столетия назад.
На «костотрясе» в Москву
История изобретения велосипеда в том виде, в котором он дошел до наших дней, доподлинно неизвестна. По одной из популярных версий, первый велосипед с педалями, сиденьем, рулем и двумя колесами сконструировал российский крепостной механик Ефим Артамонов в 1800 году. Конструкция, изобретенная им, весила 40 кг и достигала полутора метров в высоту. К переднему колесу диаметром чуть больше метра были приделаны педали, а заднее колесо, которое было в два раза меньше, крутилось по инерции. Впоследствии такая модель была названа «костотрясом»: ехать на таком транспорте было неудобно и даже болезненно. Тем не менее, через год механик все же доехал на своем изобретении из Екатеринбурга до самой Москвы. Император Александр I, впечатленный таким результатом, даже освободил умельца от крепостного права. Однако, патент на создание велосипеда Ефиму так и не выдали. В итоге в скором времени необычное изобретение было забыто.
Несколько лет спустя лесничий из Германии Карл фон Драйс сконструировал похожую модель из дерева – правда, в этом варианте у велосипеда не было педалей, и человеку приходилось постоянно отталкиваться ногами от земли. В 1817 году изобретение немца запатентовали как первый в мире велосипед. Его конструкция постоянно модернизировалась, и уже в середине XIX века на моделях велосипеда появилась цепная передача – такую модель назвали «кенгуру» – а еще через несколько лет шины на колесах стали накачивать воздухом, и транспорт мог развивать скорость до 30 км/ч.
Транспорт аристократов
В России велосипеды стали появляться в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью, и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в городе на Неве было зарегистрировано сто велосипедистов. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу. Кататься по Петербургу не мог даже царь: в то время ездить на велосипеде по улицам города было строго запрещено. Одним из популярных маршрутов у велосипедистов было Петербургское шоссе неподалеку от Царского Села. Этим воспользовались хитрые веломеханики: чтобы увеличить свою прибыль от ремонта, они протягивали поперек дороги тонкую проволоку или прикатывали на шоссе крупные камни, чтобы велосипедисты не смогли избежать аварии.
Велосипедисты смогли добиться разрешения кататься в черте города лишь в конце XIX века. Специально для этого был издан целый свод правил: например, на велосипедах запрещалось ездить в местах большого скопления людей, а также парках или скверах. Считалось, что человек на двухколесном «железном коне» своим видом пугает обычных лошадей, запряженных в повозку. Этому был посвящен отдельный пункт: «В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход или сойти с велосипеда, – говорилось в правилах, – и, по возможности, закрыть его собой».
Экзамен для велосипедистов
В царской России для того, чтобы получить разрешение право ездить на велосипеде, необходимо было сдать экзамен. Чтобы получить права, нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. За всеми манипуляциями экзаменуемого следила строгая комиссия из трех полицейских. Если человек справлялся со всеми заданиями, он получал специальный документ и номерной знак на велосипед. Провалившие экзамен люди тренировались и совершали новую попытку через неделю. Согласно документам, подобный экзамен сдавали и представители царской династии. Кататься на велосипеде любили Александр III, императрица Мария Федоровна, Николай II и все его дети, а великий князь Сергей Михайлович даже принимал участие в велосипедных гонках.
С развитием транспорта интерес к велосипеду стал падать. В начале XX века, когда появились первые мотоциклы, многие велоорганизации Москвы и Петербурга распались. Стоимость велосипеда снизилась, и теперь его могли себе позволить все желающие. В настоящее время этот вид транспорта смог вернуть себе былую популярность: теперь каждый может выбрать себе «железного коня» на любой вкус и цвет. Многие осознанно оказываются от автомобиля и делают выбор в пользу велосипеда: он абсолютно экологичен, избавляет от ожидания в пробках и позволяет заниматься спортом по пути на работу или во время прогулки. Сейчас можно уверенно сказать: за велосипедом – будущее.
Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам: особенности и запреты
С приходом теплой погоды количество велосипедистов на дорогах заметно увеличивается. К сожалению, далеко не все из них имеют хоть малейшее представление о ПДД. А ведь они являются такими же участниками дорожного движения и обязаны их соблюдать, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах и не подвергать риску себя, других водителей и пешеходов.
Спросите любого: «Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам?» Казалось бы, в этом вопросе нет ничего сложного и непонятного. На самом деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что в правилах дорожного движения четко прописано, в каких случаях велосипедист имеет право передвигаться по тротуарам. Есть в официальном документе и положения, которые четко свидетельствуют об обратном. Поэтому нужно разложить по полочкам все ситуации, чтобы узнать, в каких разрешается велосипедистам ездить по тротуару, а в каких – нет.
Являются ли велосипеды транспортным средством
5 минут Автор: Михаил Скворцов 645
Для ответа на вопрос о том, является ли велосипед транспортным средством, как говорится, не надо изобретать велосипед. Существует свод правил дорожного движения, где довольно чётко сформулирован ответ. В пункте 1.2 сказано, что велосипед является транспортным средством, оснащённым как минимум двумя колёсами и движущимся при участии мускульной силы. Выезжая на проезжую часть, велосипедист становится таким же полноценным участником дорожного движения, как и водитель автотранспорта.
Человек или машина?
На деле не всё выглядит так однозначно. До конца не осознавая себя участником процесса, велосипедист нередко ведёт себя на трассе как пешеход.
Внимание! Следует знать, что спешившись, велосипедист подчиняется общим правилам, касающимся пешеходов, а продолжая перемещение на велосипеде, следует предписаниям для водителей авто.
Есть и другое важное уточнение. ПДД делят участников, задействованных в дорожном движении, на три типа:
- транспортное средство;
- механическое транспортное средство;
- водитель.
У велосипеда не имеется двигателя, и, следовательно, он не относится к механическим средствам передвижения, но не стоит надеяться на то, что закон ему не писан. Велосипедистов касаются пункты свода, в которых речь идёт о транспортных средствах или водителях.
Обязанности на дороге
Велосипедисту официально разрешено передвижение по автотрассе (после достижения четырнадцати лет), но это накладывает на него определённые обязанности, забывать о которых небезопасно и неэтично по отношению к другим водителям.
Оснащение
Так же, как и автомашина, велосипед не обязан быть полностью исправным: ему положено иметь идеально работающий руль, тормозную систему, звуковой сигнал. Колёса сзади, спереди и по бокам необходимо оснастить светоотражателями. Спереди нужно прикрепить белый, а сзади – красный фонарь или фару. Если вы собираетесь везти дошкольника, необходимо прикрепить к раме или багажнику специальное сиденье.
Передвижение
Велосипедистам предписано ехать по велодорожкам. В том случае, когда дорожки нет, зона, предназначенная велосипедисту, – полоса проезжей части с правого края. Направление – по движению автотранспорта, а не навстречу. Велосипедные колонны движутся в один ряд, по десять человек, максимально держась правой стороны. Для удобства объезда желательно сохранять между колоннами дистанцию не менее чем 80 метров. По тротуару могут передвигаться только лица, перевозящие дошкольников или сопровождающие школьников. Кроме того, в случае создания помех пешеходам велосипедист обязан спешиться и продолжить движение на более свободном участке.
Велосипед не оснащён поворотниками, но у велосипедиста всё-таки есть возможность подать сигнал о своих намерениях. Велосипедисты обязаны сигнализировать о том, что собираются свернуть, с помощью руки, вытянутой по направлению поворота: правую руку нужно вытянуть в сторону, если вы держите курс направо, левую – если сворачиваете влево. Перед запланированной остановкой следует поднять руку высоко вверх над головой.
Запреты
В пункте 24.8 сказано, что велосипедистам категорически запрещается:
- ехать, отпустив руль велосипеда;
- перевозить груз, препятствующий управлению велосипедом, выдающийся на полметра в любую сторону;
- осуществлять перевоз пассажиров на велосипедах, у которых не предусмотрено специального оснащения;
- ехать через дорогу по «зебре»;
- двигаться в расстёгнутом мотошлеме либо без него;
- сворачивать влево или совершать разворот там, где есть трамвайные линии, и на дорогах, имеющих несколько полос для движения в избранном направлении;
- брать на буксир что-либо, кроме прицепов;
- пребывать за рулём в пьяном виде.
1.Положение велосипедиста на дороге
Согласно правилам дорожного движения, на дорогу на велосипеде можно выезжать с четырнадцати лет. Позицию на дороге нужно занимать максимально справа и помнить об основных моментах езды.
— Если правый ряд заставлен припаркованными машинами, то их нужно аккуратно объехать слева, при этом не создавая помех другому транспорту и не провоцируя аварийной ситуации.
— Будьте внимательны! Припаркованные машины могут внезапно начать отъезжать. Следите за их фарами. Если они загорелись, то, вероятнее всего, водитель собирается начать движение, поэтому вам лучше притормозить.
— Если вы двигаетесь рядом с крупногабаритным транспортом (автобус, грузовик), то всегда помните про их слепые зоны — это те участки дороги, которые водитель не имеет возможности просматривать. В них вы как невидимка, и находиться в этих зонах крайне опасно.
— Не забывайте про дистанцию! Автомобилист, двигающийся перед вами, может резко затормозить, и вам нужно успеть среагировать. Держитесь на расстоянии примерно двух метров от впередиидущего транспорта.
Помните!
Хотя вы и полноценный участник движения, в любой непонятной ситуации лучше переместитесь на тротуар и продолжайте движение по нему.
Могут ли в ГИБДД выписать велосипедисту штраф?
Да. Кодекс об административных правонарушениях такого полномочия не даёт, так как в отличие от правил, регулирующих дорожное движение, не считает велосипед полноценным транспортным средством. Зато в КоАП имеются статьи, всё же предусматривающие способы воздействия на велосипедистов-лихачей:
- нарушение любого правила велосипедистом карается взысканием средств в размере восьмисот рублей;
- нарушение любого правила в пьяном виде – штрафом от 1 до 1,5 тысяч рублей;
- создание помех движущемуся автотранспорту – штрафом в 1 тысячу рублей;
- причинение вреда человеческому здоровью – денежным взысканием от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Правила дорожного движения для велосипедистов школьного возраста и старше
Велосипед и его аналоги по праву признаны самым экологичным видом современного транспорта. Во всём мире они часто используется как коммерческие — с их помощью перевозят грузы, развозят пассажиров, гуляют с детьми благодаря особой конструкции, вмещающей детское сиденье. У нас обладание велосипедом всё ещё является развлечением для детей и взрослых. На втором месте по популярности — доехать до работы, рынка или собственного огорода. Но даже при таком скромном использовании нужно знать ПДД для велосипедистов.
Изменения в правилах движения в 2018 году
При слове — транспорт перед глазами сразу возникает автомобиль. Но не надо забывать о том, что велосипед — это тоже машина и является особым видом транспорта. Потому все инструкции по урегулированию взаимоотношений участников дорожного движения, велосипедистов тоже касаются. Ведь опасность нежелательных исходов, связанных с несоблюдением даже не самих ПДД, а элементарных правил безопасности, к сожалению, не всегда присутствует в жизни любителей велоспорта.
Почему так происходит? Если не исключить вариант личной недисциплинированности, в глаза бросается простое пренебрежение правилами. И это неудивительно, ведь велосипед только на бумаге признаётся полноправным участником дорожного движения. На самом деле, на трассе он находится в явно невыгодных позициях. Его «зажимают» автобусы, легковушки, и даже мотоциклы. Выделенные полосы не сильно улучшают положение, да и есть они, большей частью, только в больших городах, и не на всех маршрутах. Поэтому велосипед даже в городской среде привычнее видеть только в специально отведённых зонах для развлечений городских парках, скверах.
Что мы знаем о велосипеде? Этим термином в обиходе называют не только двухколёсные модели, но и трициклы. Конструктивное разнообразие моделей достаточно велико. Многие из них, помимо количества колёс, усилены электродвигателем. С его помощью водитель может ехать в скоростном режиме до 25 км/ч. Это средство передвижения назвали мопедом. Управляющий такой техникой человек по праву называется водителем транспортного средства.
Законодатель, видя ущемлённое положение велосипедистов на дорогах, с целью восстановить статус-кво, внедряет такое понятие, как уже всем известный знак 4.4.1. «Велосипедная дорожка». Это специально выделенная полоса именно для такого транспорта. Она может отличаться другим качеством покрытия, повторяющимся рисунком велосипеда по ходу движения, отделяться от основной части дороги бордюром.
Любопытно, что когда человек управляет велосипедом, он называется велосипедистом. Когда он ведёт ТС рядом с собой, он является пешеходом.
2.Как правильно поворачивать?
Не все маневры в городе разрешены велосипедистам. Давайте разберемся, как нужно маневрировать на дороге.
— Велосипедисту разрешен правый поворот. Двигаясь по правой стороне проезжей части, вы безопасно можете повернуть направо, при этом не пересекая ни один из транспортных потоков.
— Велосипедисту разрешено движение прямо при условии, что горит разрешающий сигнал светофора и вы не создаете помех для других участников движения.
— При совершении маневра посмотрите водителю автомобиля в глаза. Если он вас пропускает, то он подаст вам сигнал. Помните о взаимной вежливости на дорогах и поблагодарите водителя поднятием руки.
Запрещено!
Поворот налево на дорогах с трамвайным движением или на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одну сторону, т. е. перестраиваться левее, чтобы совершить поворот, нельзя, потому что это опасно.
Важно!
Если вас не пропускает автомобилист и не дает возможности повернуть, сверните на тротуар. Так вы сохраните свое здоровье и нервы.
Требования, предъявляемые к велосипедистам
Как и к остальным участникам дорожного движения, к велосипедистам предъявляются жёсткие требования:
- Светофоры. На городских улицах мегаполисов можно встретить знаки, специально предназначенные для тех, кто управляет таким видом транспорта. Это могут быть не только уличные указатели с нарисованным на них велосипедом. Его изображение может загораться и на светофорах специальной конструкции. Велосипедист — особый участник дорожного движения. Он практически единственный, кто имеет право двигаться как по тротуарам, как пешеход, ведя своего «коня» за руль, так и — на трассе, наравне с другими, выдерживая безопасную дистанцию. В зависимости от того, в каком качестве в данный момент он находится, он должен подчиняться соответствующим знакам светофора.
- Жесты маневрирования При манёврах, связанных с перестроением, стартом и финишем либо разворотом, лицу, управляющему таким ТС, нужно дать знать другим участникам движения о своих намерениях. За неимением технических устройств, все сигналы велосипедист подаёт руками. Сигналить необходимо непосредственно перед маневрированием и прекращать — сразу же с окончанием, дабы не путать своими намерениями остальных участников движения.
3.Сигналы велосипедиста
Заметность и предсказуемость — две основные составляющие безопасности на дороге. Никогда не забывайте про свет и сигналы руками. Продумывайте свой путь заранее, составляйте маршрут в голове с учетом всех предполагаемых объездов, остановок, поворотов. При движении по дороге оповещайте других участников движения о маневре заранее соответствующим жестом-сигналом. Никогда не забывайте о них, это язык, который понимают все участники дорожного движения.
— Для выполнения поворота направо вытяните прямую правую руку в сторону поворота либо поднимете вверх согнутую в локте левую руку.
— Для выполнения поворота налево вытяните прямую левую руку в сторону поворота либо поднимете вверх согнутую в локте правую руку.
— Если вы собираетесь притормозить, поднимите любую прямую руку вверх.
Определение транспортного средства
Согласно определению из ПДД к транспорту относятся устройства для перевозки людей, а также груза и оборудования, установленного на транспорте. Это указано в пункте 1.2 свода правил дорожного движения. То есть главная функция транспортного средства – это перевозка. Классификация подразумевает несколько видов:
Согласно правилам дорожного движения велосипед также является транспортным средством колесного механического типа, приходящим в движение посредством силы мускул человека, сидящего на нем, или же с помощью электродвигателя, имеющего максимальную мощность при длительном движении не более 0,25 кВт и выключающейся на скорости выше 25 км/ч.
Велосипедист считается водителем велосипеда, он обязан соблюдать правила дорожного движения и нести ответственность за их несоблюдение и за безопасность движения. Особенно это касается тех велосипедистов, кто ездит по шоссе.
Штрафы
Размер взысканий с велосипедистов варьируется в пределах от 800 до 1500 рублей. Наказывать рублем велосипедистов можно за несоблюдение правил дорожного движения и создание аварийных ситуаций на дорогах. По сути, это все ситуации, когда велосипедист элементарно нарушает ПДД. Езда в нетрезвом виде, игнорирование дорожных знаков, неправильное пересечение дороги, отсутствие светоотражающих элементов, транспортировка пассажира и т.д.
Обязанности велосипедиста
Велосипедист обязан оснастить свой велосипед фарами. Спереди крепится белая, сзади красная, как и у автомобиля. Колеса сзади, спереди и по бокам оснастить катафотами, чтобы в темноте другие водители понимали, кто едет впереди. А также велосипед должен иметь руль, тормозную систему и звуковой сигнал в идеальном состоянии. Для перевозки пассажиров должно быть специальное сиденье, прикрепленное к багажнику или раме. Это касается перевозки детей дошкольного возраста.
Свое передвижение по автомагистрали велосипедист обязан осуществлять по крайнему правому ряду в том случае, если на данном участке не предусмотрена велосипедная дорожка. Если она есть, то разрешается двигаться только по ней. По шоссе велосипедист движется в том же направлении движения, как и другой автотранспорт, а не навстречу.
Велосипедные колонны обязаны двигаться в один ряд, максимальное количество – 10 человек. Если группа спортсменов больше, необходимо разделиться на 2, 3 и более колонн в зависимости от численности велосипедистов. Расстояние между колоннами должно быть не менее 80 метров для достаточного места маневрирования автомобилей.
У велосипеда нет поворотников, но тем не менее человек, управляющим этим транспортом, обязан подавать сигналы, означающие его намерения. Если он хочет совершить поворот налево, значит, показывает это с помощью вытянутой в ту сторону левой руки, если направо, то правой. Когда велосипедист хочет остановиться, он должен вытянуть одну руку высоко вверх.
По тротуарам велосипедистам разрешается передвигаться, только если производится перевозка пассажира дошкольного возраста или тем, кто ведет сопровождение колонны школьников. Если велосипедист создает помехи передвижению пешеходов, то он обязан продолжить свой путь, спешившись на землю, как пешеход. Вновь сесть за руль велосипеда он сможет на более свободных участках пути.
Передвигаться обязан, следуя указаниям дорожных знаков, специально предусмотренных для велосипедистов, а также следовать предписаниям дорожных знаков, которые предусматриваются для любого участника движения. На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедист пропускает пешеходов так же, как если бы он был за рулем автомобиля.
Для пересечения перекрестка велосипедист обязан делать ориентир на специальный сигнал «велосипедного» светофора. Если такового не имеется, значит, идет ориентир на общий.
4.Типичные ошибки велосипедиста
Ездить на велосипеде необходимо с соблюдением правил дорожного движения. Помните, что вы самый незащищенный участник транспортного потока и любая ваша погрешность может привести к ДТП и травмам.
— Езда на красный сигнал светофора.
Сигналы светофора предназначены для всех участников дорожного движения, и велосипедисты не исключение. Красный свет — стой, а зеленый — иди!
— Переезд по зебре.
Зебра предназначена для пешеходов, а не для водителей, а велосипедист — это водитель транспортного средства. Для преодоления пешеходного перехода велосипедисту необходимо спешиться и переходить дорогу пешком, а велосипед катить рядом с собой.
— Движение навстречу движущемуся транспорту.
Такая ошибка может спровоцировать лобовое столкновение с автотранспортом. Необходимо соблюдать правостороннее движение общего потока транспорта.
Сегодня вы узнали, как правильно передвигаться в условиях города, как правильно маневрировать на дорогах и какие правила соблюдать, чтобы не попасть в аварию.
Пошаговая инструкция урока
1.Двигайтесь на велосипеде максимально справа по полосе движения и только по направлению общего потока транспорта.
2.Соблюдайте дистанцию не менее двух метров от впередиидущего транспорта.
3.В любой непонятной ситуации переместитесь на тротуар и продолжайте движение по нему.
4.Перед тем как совершить поворот, предупредите об этом других участников движения. Вытяните соответствующую направлению поворота прямую руку в сторону поворота или поднимите вверх противоположную направлению поворота согнутую в локте руку.
5.Если вы собираетесь притормозить, поднимите любую прямую руку вверх.
6.Поворот налево на дорогах с трамвайным движением или на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в одну сторону, запрещен.
7.Зебру преодолевайте пешком, при этом велосипед катите рядом с собой.
8.Соблюдайте сигналы светофоров.
А на следующем уроке Андрей и Леша расскажут, какие аварийные ситуации случаются на дорогах, как их избежать. Соблюдайте правила и берегите себя! До встречи!
Запреты и правонарушения
Наряду с обязанностями, существуют еще и запреты, которые предусмотрены пунктом 24.8 ПДД. Там перечислено, что категорически запрещается велосипедисту.
- Отпускать руль велосипеда при движении где-либо. Это касается автострады, тротуаров и специальных велодорожек.
- Перевозка груза, не соответствующего по габаритам допустимым нормам. Груз не должен выступать в любую из сторон более чем на полметра.
- Перевозка пассажиров на велосипеде, у которого отсутствует специальная оснастка.
- Передвигаться на велосипеде по пешеходному переходу. Необходимо спешиться.
- Передвигаться без специального шлема или с расстегнутыми фиксаторами.
- Совершать разворот или поворот влево по трамвайным линиям и по дороге, где обозначено несколько полос движения.
- Запрещается буксировать что-либо, кроме прицепов.
- Садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
- Садиться за руль после приема одурманивающих или сильнодействующих лекарственных средств.
- Передвигаться по автостраде, если рядом есть велосипедная дорожка.
- Передвигаться по обочинам дороги или по разделительным полосам.
- Передавать вождение велосипеда другому лицу, проехавшему без отдыха большое расстояние, находящемуся в нетрезвом виде, под наркотическим опьянением или принимающему сильнодействующие лекарства.
- Вести общение по телефону без гарнитуры во время движения.
В каких ситуациях разрешено ездить велосипедисту по тротуарам
Нужно уточнить, с какого возраста можно кататься на байке. Согласно тем же ПДД, лица, не достигшие 14-летнего возраста, могут ездить на специально оборудованных площадках для катания, в сопровождении взрослого или в местах, где нет автомобилей. Лица старше 14 лет могут двигаться на велосипеде:
- по специальным велодорожкам;
- по крайней правой полосе;
- по обочине;
- по тротуару.
Ориентироваться по этому списку нужно снизу вверх, а именно:
- Нет велодорожки – ехать по крайней правой полосе.
- Нельзя по крайней правой полосе – по обочине.
- Нельзя передвигаться по обочине – нужно ехать по тротуару.
Есть и свои исключения в этих правилах. Так, если велосипедист перевозит груз, габариты которого превышают 100 см хотя бы с одной стороны, то можно передвигаться по дороге. Это касается и участников группы, которые также могут ехать с общим автомобильным потоком.
Стоит отметить, что велосипедное движение набирает обороты, и теперь практически в каждом крупном городе есть специально обозначенные дорожки, по которым могут свободно передвигаться велосипедисты.
Штрафы ГИБДД
Так как человек, управляющий велосипедом, является водителем транспортного средства, в особенности если едет по автодороге, то при нарушении правил и законов предусматриваются штрафы и наказания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) написано, за что конкретно взимается штраф.
Итак:
- любое правонарушение велосипедистом штрафуется в размере 800 рублей;
- если нарушено правило в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, то штраф составляет уже от 900 до 1600 рублей;
- при создании помех для движения автотранспорта взимается штраф в размере от 800 рублей;
- при причинении вреда здоровью человека – штраф от 900 до 2000 рублей в зависимости от тяжести нанесенного ущерба.
В каких ситуациях езда по тротуару запрещена
Исходя из вышеописанных ситуаций, следует, что велосипедист не имеет права ехать по тротуару, если есть возможность передвигаться по специальным велодорожкам, обочине или крайней правой полосе. Есть и другие запрещающие моменты, касающиеся не столько езды по тротуару, но и поведения на дороге в общем. Например, велосипедисту запрещено перевозить другого пассажира без специального сиденья, управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, ездить без рук, буксировать тележки и другие велосипеды.
Есть мнение, что велосипедист обязан надевать шлем и другую защиту. Это неверное суждение: за отсутствие экипировки никто не выпишет вам штраф. Но есть другие ситуации, когда денежное наказание будет вполне уместно.
Дорожные знаки для водителя велосипеда
Основных велосипедных знаков три, из которых два предписывающих и один запрещающий:
- «пересечение велосипедной дорожки с пешеходной» и другими – это предписывающий знак;
- знак «велосипедная дорожка» – тоже предписывающий;
- знак «запрещено движение на велосипеде» – запрещающий.
А также существуют общие знаки, которые велосипедисту необходимо брать во внимание, такие как:
- «движение запрещено»;
- «проезд запрещен»;
- «дорога только для автомобилей»;
- «пешеходная зона» или «пешеходная дорожка».
Учитывая все правила и предписания для велосипедистов, можно наслаждаться поездками, совмещая приятное с полезным.
Правила дорожного движения для велосипедистов — что нужно знать водителям?
Велосипедисты появляются на дорогах сразу после того, как сходит снежный покров. Люди продолжают перемещаться на двухколесном транспорте до поздней осени, что раздражает многих автомобилистов. Это не всегда справедливо, ведь большинство велосипедистов соблюдают Правила дорожного движения. Однако встречаются и те, кто не имеет о законе никакого представления. Вливаясь в поток транспорта, они создают угрозу безопасности окружающих. Поэтому каждый водитель автомобиля должен знать правила, действующие для велосипедистов. Это поможет при необходимости исправить чужие ошибки.
ПДД для велосипедистов
Согласно ПДД, транспортным средством считается любое приспособление, созданное для транспортировки грузов, людей или оборудования по дорогам. Следовательно, велосипед тоже относится к таковым.
Главное отличие велосипеда от механического транспорта — отсутствие двигателя. Он перемещается только благодаря мускульной силе человека. В редких случаях велосипед может быть оборудован электрическим двигателем, мощность которого не превышает 0,25 кВт. Такой мотор автоматически отключается, когда скорость достигает 25 км/ч.
Тот, кто едет на велосипеде, является водителем наравне с автомобилистами. В то же время обобщенное выражение «транспортное средство» относится к ситуациям с велосипедистами, а понятие «механическое транспортное средство» — нет.
Общие обязанности водителей содержатся в разделе 2 ПДД. Они касаются всех лиц, управляющих транспортом. Согласно пункту 2.3 данной нормы велосипедисты обязаны:
- перед началом поездки проверять исправность своего средства передвижения;
- обеспечивать его надлежащее техническое состояние в пути;
- по требованию инспекторов ГИБДД проходить освидетельствование (в том числе медицинское) на состояние опьянения;
- предоставлять транспортное средство сотрудникам полиции, если в этом возникла необходимость.
Велосипедистов также касается пункт 2.7 ПДД. Им, как и водителям автомобилей, запрещается:
- управлять транспортом в пьяном виде или передавать управление нетрезвому лицу;
- пересекать организованные колонны или занимать в них место;
- принимать алкоголь после ДТП, к котором они причастны;
- перемещаться на велосипеде без соблюдения режима труда и отдыха;
- разговаривать во время езды по сотовому телефону.
Велосипедистам также запрещено опасное вождение. Оно может заключаться в частом перестроении из одного ряда в другой, нарушении дистанции или бокового интервала и пр.
Дополнительные ограничения накладывает пункт 24.8 ПДД. Согласно ему велосипедистам нельзя:
- ехать, отпустив руль (важно держать его хотя бы одной рукой);
- транспортировать груз, габариты которого превышают ширину или длину велосипеда на 50 см и более;
- перевозить пассажиров на велосипедах, не предназначенных для этого, а также детей до 7 лет без специальных удерживающих приспособлений;
- совершать левый поворот через трамвайные пути;
- поворачивать налево или совершать разворот там, где дорога имеет больше 1 полосы для каждого направления движения;
- пересекать «зебры», не спешившись перед этим.
Человек, который ведет велосипед рядом с собой, тут же становится пешеходом. Все вышеперечисленные правила перестают для него действовать.
Тротуары заняли курьеры: как в Москве решают проблемы велосипедистов
Пешеходы все чаще пишут жалобы на велокурьеров, которые буквально не замечают вокруг себя никого – есть цель доставить товар из точки «А» в точку «В». Велосипеды используют, несмотря на сильные снегопады. На тротуарах становится тесно, а велодорожки пока не помогают их разгрузить. Не рады велосипедистам и на дорогах – автомобилисты не хотят пропускать, а автобусам на «выделенках» приходится притормаживать.
И выход здесь только один – найти взаимопонимание между всеми участниками дорожного движения. О том, как Москва должна принимать вызовы, связанные с растущим трафиков велотранспорта, обсуждали 9 февраля во время круглого стола по инициативе Якова Якубовича, главы муниципального округа Тверской в Москве (при поддержке РО ОНФ в Москве и Префектуры ЦАО). Свои идеи предложили депутаты, представители сервисов доставки, урбанисты и жители Москвы.
Надоели курьеры на велосипедах
Курьеры на велосипедах и их руководители могут прочитать отклики о своей работе в соцсетях. Только ленивый не написал, что курьеры буквально сбивают с ног, задевают за одежду своими большими коробками. А опешившие пешеходы не успевают даже ничего крикнуть в ответ – того уже и след простыл.
— Курьеры бесконечно носятся по тротуарам на самокатах и велосипедах. С таким стилем езды им не место на тротуарах. Однажды ребенка моих знакомых так чуть не сбил такой скоростной курьер, так еще и обматерил, что те не уступили ему дорогу, — написала в соцсетях москвичка Марина Линская.
Фото: Михаил ФРОЛОВ
— Самое ужасное, что курьеры на велосипедах катаются по проезжей части, я вчера рядом ехала с таким по Хорошевке. Если он соскользнет и велик упадет, он же окажется под колесами машины и виноват будет водитель? – написала Наталья Орлова.
Пока все сидели дома на карантине, видимо, курьеры привыкли к свободным улицам. И сейчас продолжают работать в том же темпе, не замечая вернувшихся людей. Именно поэтому сейчас участились жалобы от пострадавших пешеходов, которые в один голос говорят: «Надоели эти курьеры». Жалобы на велокурьеров приходят и на линию президента, и в префектуру ЦАО.
Наказать за скорость
В защиту велокурьеров становятся компании сервисов по доставке. Представители говорят, что не выпускают в город сотрудников без обучения. Им рассказывают правила дорожного движения, проводят тестирования, объясняют, что негативные отклики сервисам не нужны.
— У велосипедистов нет выделенного места, им не рады на пешеходной дорожке, и на автомобильной дороге тоже – везде возникают конфликты. Велосипедисты ездят вопреки установленным нормам, правилам. Мы проводим обучение и рассказываем правила дорожного движения, но в реальности курьеры на велосипедах сталкиваются с тем, что в городе не так много дорог с ограничением скорости 20-30 км/ч, по Садовому кольцу нужно ехать со скоростью 79 км/ч, автобусная полоса на Кутузовском проспекте – 99 км/ч, а если передвигаться по тротуару – это не нравится пешеходам, — говорит Анна Кузьмина, представитель сервиса доставки «Яндекс. Еда».
И вот здесь как раз появляется вопрос о безопасности передвижения на велосипеде. Компания «Яндекс» уже начала процесс страхования курьеров, разрабатывает механизм и Delivery Club. А как защитить пешехода, который может из-за скорости и небрежности курьера пострадать? В сервисах доставки говорят, что можно оформить обращение на горячую линию, там попробуют идентифицировать курьера (по номеру сумки) и наказать, если инцидент действительно был.
Велотрафик растет: как регулировать поездки
И если бы только курьеры мешали на тротуарах и проезжей части – велопрогулки любят многие москвичи (60% имеют велосипеды). За последние годы на дорогах Москвы резко возросло число велосипедов. Одни едут в офис, другие – в парк, третьи – доставляют пиццу из кафе. Если лет пять назад поездка на работу на велосипеде воспринималась окружающими, как какой-то хайп, то сейчас уже ничего необычного. Велосипеды в мегаполисе – не временная мода. И очевидно, что трафик ежегодно будет расти. Именно поэтому так важно идти на опережение и планировать велобудущее города.
— Велотрафик в городе растет. Продвинутые велосипедисты стараются использовать ту дорожно-транспортную инфраструктуру, которая есть в городе, правда, это не всегда безопасно. Новички путаются с велоинфраструктурой и правилами дорожного движения, в результате чего возникают разного рода конфликты. А тут еще и пандемия показала, что курьеры сервисов доставки товаров и еды активно использует велосипеды для передвижения по городу. Есть три проблемы: регулирование этого вида транспорта, контроль за соблюдением правил дорожного движения, и дефицит культуры, из-за которого возникают конфликты между участниками дорожного движения, — говорит Яков Якубович, говорит глава муниципального округа Тверской в Москве.
Длинные или короткие: какие интервалы лучше для производительности велосипедиста
Какой тип интервалов лучше для жаждущих ехать быстро и «мощно» на протяжении многих км? Отвечают эксперты (не британские).
- А вы не забыли подписаться на наш канал Telegram?
Все мы не раз задавались вопросом, какой тип интервальных тренировок практиковать, чтобы добиться наилучших общих результатов на велосипеде. Этот же вопрос задали себе и ученые из Университета прикладных наук в Норвегии, и даже отыскали на него ответ. А все началось с исследования…
Исследование
В исследовании приняли участие 18 спортсменов «национального уровня», среди которых оказались представители велоспорта шоссе и mtb. Испытуемые проходили три еженедельных тренировочных занятия:
- либо 3 сета с интервалами продолжительностью 13-30 секунд с 15-секундным восстановлением между интервалами и трехминутным перерывом между сетами;
- либо четыре пятиминутных интервала с перерывом в 2 минуты и 30 секунд между интервалами.
Респондентам было предложено выполнять интервалы с максимально допустимой интенсивностью, поддерживая возможную среднюю выходную мощность в течение каждого сеанса. За респондентами наблюдал Мэтт Роу, эксперт из тренерской компании Rowe and King (брат Люка Роу, шоссейного велогонщика, ранее выступавшего за ныне уже «покойную» Team Sky).
Помните: тренироваться можно и дома на станке. Это идеальный вариант для межсезонья
Результаты
Исследование показало: более короткие 30-секундные интервалы обеспечивают «превосходную адаптацию к тренировкам по показателям выносливости и производительности» по сравнению с более длительными пятиминутными усилиями. «Я — сторонник качества, а не количества. Поэтому велосипедистам, стремящимся показывать лучшие результаты и быть несколько сильнее остальных советую короткие «острые» интервалы на пределе возможностей», — говорит Роу.
Мэтт объясняет это тем, что такой тренинг — отличная стимуляция быстрых мышечных волокон, что в свою очередь создает отличный тренировочный стресс, в дальнейшем способствующий росту показателей и результатов.
«Короткие 30-секундные интервалы также помогают повысить эффективность ваших энергетических систем и отлично подходят для гонщиков, ограниченных во времени. Проще говоря, такие занятия помогают вам выполнить больше работы за очень короткий промежуток времени», — утверждает Роу.
Но эксперт обращает внимание на то, что данные интервалы нужно выполнять «на все деньги». «Часто велогонщики думают, они выкладываются полностью, хотя, по факту — лишь на 95%. Хитрость заключается в том, что для этих сверхскоростных усилий вы действительно должны быть психологически вовлечены в игру и выполнять максимум. В противном случае не будете делать это должным образом и не получите ожидаемых результатов», — предупреждает Мэтт.
«Я — сторонник качества, а не количества», — Мэтт Роу. А что предпочитаете вы?
P.S.
- А вы не забыли подписаться на YouTube-канал Bike&Me?
Желаете получать наши статьи в социальных сетях? Подписывайтесь на наши каналы в Twitter, Telegram и Facebook!
Источники:
https://spb.aif.ru/society/people/ot_kostotryasov_do_kenguru_istoriya_velosipeda_v_rossii
https://social-kansk.ru/dokumenty/velosiped-eto-transportnoe-sredstvo-ili-net.html
https://www.msk.kp.ru/daily/27238/4365258/
https://bikeandme.com.ua/trenirovki/sovety/1182539-dlinnye-ili-korotkie-intervaly-chto-luchshe-dlya-proizvoditelnosti-velosipedista