Как сбивают велосипедистов. ДТП велосипедистов (видео и текст)
Наиболее опасное ДТП с участием велосипедиста: лобовое столкновение со встречной машиной, поворачивающей на перекрестке налево. Это ДТП приводит к тяжелым последствиям, но не является самым распространенным.
Данное ДТП можно описать следующим образом: на обычном четырехстороннем перекрестке велосипедист (байкер) двигается прямо. В этот момент встречная машина решает повернуть налево. По правилам дорожного движения машина должна пропустить поток транспорта, движущийся прямо, включая байкера (мы говорим об общем случае, когда нет дорожных знаков, предусматривающих другое). Однако соблазн сэкономить время заставляет “водителей-умников” пытаться проскочить перед байкером, что и приводит к ДТП.
Как это выглядит со стороны велосипедиста?
Вы едете прямо на перекрестке и видите, что слева у разделительной полосы стоит машина, со включенным левым поворотом и пропускает поток в котором вы движетесь. Внезапно она, увидев перерыв в вашем потоке, стартует, и старается делать это с максимальным ускорением, чтобы проскочить в образовавшийся интервал. Не смотря на то, что байкеру приходится резко тормозить, его тормозной путь довольно велик. Следует отметить, что чаще всего и машина предпринимает попытку уклониться от столкновения с байкером, тормозя и отворачивая еще левее. В результате столкновение обычно происходит не совсем “в лоб”: байкер влетает машине в борт. Часть таких ДТП заканчивается летально (один такой случай был на Исаакиевской площади пару лет назад), бывают переломы обеих ног (такой случай был на Лиговке году в 1998), сотрясения мозга – постоянно, ушибы и более легкие переломы – очень часто. У машины и, соответственно, водителя тоже есть проблемы: мятый корпус, необходимость дать взятку сотруднику ГАИ, откупиться от самого байкера.
Как не попасть в такую аварию?
Если бы люди знали универсальное средство как не попасть в такую аварию, то необходимости в этой статье не было бы. Однако кое-что мы можем сделать. Первое: проезжая перекресток надо наблюдать за встречными машинами, которые готовятся к повороту. Второе: обязательно надо смотреть за встречными, когда вы двигаетесь на перекрестке в одиночку, а не в потоке машин. Третье: если вы видите, что встречная машина стартует вам наперерез, то ваше спасение не торможение – а торможение плюс маневр вправо. Четвертое: в темное время суток водитель может плохо видеть байкера. Велосипедисты почти поголовно используют задние фонарики – мигалки, задние катафоты, на велосипедной одежде много светоотражающих полос именно сзади. В то время как спереди, байкер часто ничем не выделяется: ни фонариком, ни катафотом ни светоотражающими полосами. Если вы много ездите по городу в сумерках – надо заботиться не только о задних фонариках, но и передних, а при выборе одежды обращать внимание на то, чтобы полосы были со всех сторон. Пятое: если у вас хорошее зрение, попробуйте посмотреть не на машину, а на самого водителя. Посмотрите ему в глаза – если зрительный контакт есть, значит, и он вас видит, и вероятность того, что даст газу ниже. Шестое: если вы почувствовали себя не уверенно, если вы подозреваете, что водитель спереди может сделать какую-то глупость – не забывайте золотое правило: “Дай Дорогу Дураку”. Лучше притормозить заранее, чем потом устраивать разборки. Не следует забывать, что страна, в которой мы живем, называет Россия. По статистике клуба “ВелоПитер” до 20% водителей уезжают с места ДТП, (в котором участвует машина и байкер), а случаи когда потом такого водителя ловят и наказывают, в Клубе не известны. Если вы сами не побеспокоитесь о себе – никто о вас заботы не проявит. Будьте бдительны!
Столкновение байкера и машины, поворачивающей направо
Этот вид ДТП по праву можно назвать одним из самых “хитовых”. Хорошо, что последствия этого ДТП, как правило, не страшны. Происходит оно так. На перекрестке, или на пересечении с выездом из дворов, бензоколонок и тому подобного, машина поворачивает вправо, не пропуская байкера, движущегося прямо. С точки зрения байкера это выглядит так. Рассказываю личные впечатления: еду я по Большому проспекту Петроградской стороны на работу, километров на 22-24 в час. Вдруг меня обгоняет белая “четверка”, начинает правый поворот во двор и бьет меня бортом в переднее колесо и бок. Я вылетаю на тротуар и врезаюсь в пешехода. Пешеход приходит в ярость и с кулаками отправляется разбираться… к водителю машины. Я с умилением и без повреждений наблюдал эту картину со стороны. Другие случаи были аналогичны, за исключением того, что машины поворачивали не во двор, а совершали маневр на перекрестке.
При таком виде ДТП как правило не машина врезается в байкера, а байкер врезается в бок, который подставляет ему машина. Большинство машин довольно мягкие на ощупь (я пробовал упомянутую “Четверку”, “Фольксваген Пассат” и какой-то огромный старый “Мерс”). Во всех подобных ситуациях не прав водитель.
Для байкера и его здоровья такие ДТП не очень вредны. Можно получить пару ссадин и ушибов и остаться “на ходу”. Машина страдает более существенно, как правило, на ее борту (переднем крыле и передней двери) остаются вмятины и царапины от байка. Байк может как остаться абсолютно целым, так и существенно повредиться. Болевая точка – переднее колесо, которое может сложиться от удара в бок авто.
Причины возникновения таких ДТП банальны:
· Водитель не видит байкера, который двигается вдоль тротуара.
· Водитель видит байкера, но не воспринимает его как помеху движению. В самом деле – мало ли тут байкеров и пешеходов ходят? Остановятся, пропустят!
· Водитель видит байкера, но не может верно оценить его скорость, и пытается повернуть перед ним. Ну, горячий такой джигит, торопится сильно.
Что надо делать, чтобы не попасть в такие аварии?
Все меры можно распределить на две части. Первая – повышение вашей “видимости”. Сколько раз говорилось, сколько людей уже погибло и пострадало, но, тем не менее, до половины байкеров ездят в темных куртках без светоотражающих полос, пользуются черными и синими рюкзаками без упомянутых светоотражающих полос. Возможно, черный цвет и хорошо гармонирует с цветом самого байка или оттенком ваших глаз, но одеваться надо исключительно в яркие тона, в одежду с катафотами. Тоже самое относится и к рюкзакам. Велорюкзак должен быть ярким и со светоотражающими вставками или полосами. Несомненно, сзади должен быть яркий красный габарит (фонарь-мигалка). Кстати, самое опасное время – это не кромешная мгла. Это сумерки. Как только вы увидели, что освещение “уходит”, сразу включайте задний габаритный свет.
Вторая часть мер – организационная. Необходимо нарушать правила дорожного движения при проезде перекреста. Это заметно повышает вашу безопасность. Удивлены? Поясню. Байкер должен двигаться по дороге “как можно ближе к обочине” – так гласят правила. Однако при проезде перекрестка прямо, вам необходимо от этой самой обочины отъехать влево на метр-полтора. Почему? Представьте ситуацию: вы стоите у самой бровки, и собираетесь проехать прямо. За вами в правом ряду стоят машины, которым надо направо. Стоящего у самой бровки байкера они воспринимают либо как поворачивающего направо (хотя вы никаких знаков не подаете), либо просто не воспринимают как помеху. Мало ли кто тут НА обочине стоит. В результате, вы начинаете движение прямо, и машина одновременно начинает поворачивать направо…
Итак, подъезжая к перекрестку, у которого машины стоят, я рекомендую занять место в правом ряду перед первой машиной не менее чем в метре от обочины. В этом случае водитель однозначно трактует ваши действия, понимая, что Вам – прямо. Далее, сразу после сигнала светофора, можно плавно перестраиваться в крайнюю правую позицию. Аналогична динамика движения байкера и в случае, когда светофор зеленый, и машины двигаются потоком. Им тоже надо дать понять, куда именно вы едете. Если есть сплошной поток поварачивающих направо машин, то в этом случае не забудьте показать рукой сигнал левого поворота. Пусть вы только перестраиваетесь, и всего-то на метр, но машина сзади поймет, что вы делаете, и не будет пытаться вас обогнать. Оторвавшись от обочины на метр-полтора, вы заметно повышаете свою безопасность на перекрестке.
Что делать, если все-таки ДТП неизбежно, и машина начала вас объезжать спереди? Постарайтесь врезаться в нее под максимально острым углом. Для этого необходимо отворачивать вправо – впрочем, это вы сделаете вполне инстинктивно. Чем острее угол, тем выше ваши шансы не упасть. Кроме маневра вправо, постарайтесь на последней стадии торможения отпустить передний тормоз, продолжая тормозить задним, и как бы оттолкнуться от машины левой рукой.
Дверной вопрос
Одна из часто встречающихся аварий происходит при участии байкера и двери автомобиля, которую водитель открывает прямо перед его носом. Не смотря на весь комизм ситуации, последствия ее могут быть невеселыми. Рассмотрим варианты:
1) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея – выйти погулять. Он резко распахивает дверь, и… в нее въезжает байкер. Это не плохой для байкера вариант – дверь, если в нее биться не в ребро, довольно мягкая на ощупь конструкция. К тому же удар может амортизировать рука водителя, если он не успел ее убрать. Дверь немного заминается, но это уже не наши проблемы. Водитель обязан смотреть перед тем, как открыть дверь.
2) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 30 в час. В это время у водителя одной из стоящих машин мелькает оригинальная идея – выйти погулять. Он резко распахивает дверь, но не успевает открыть ее достаточно сильно, а лишь приоткрывает. В результате, дверь смотрит на байкера ребром. Это – очень опасно. В продольном направлении дверь очень жесткая, ее край – острый. Одним словом, врежешься – мало не покажется! С другой стороны, дверь в таком состоянии не перекрывает “всю дорогу”, а лишь некоторую ее часть, что оставляет нам возможность совершить маневр и объехать дверь слева! Вот тут то нас КАМАЗом, движущемся сзади, и накроет…
3) Едет байкер мимо припаркованных у правой кромки проезжей части машин. Едет неспешно, километров 20 в час. Чего вдруг не 30, как всегда? А оттого, что впереди – перекресток, на нем горит красный свет, машины стоят, и байкер объезжает ряд машин справа, со стороны тротуара. Вдруг у пассажира, которого перевозит водитель, в голове мелькает оригинальная мысль: а не выйти ли мне погулять? Он распахивает правую дверь, которая полностью перекрывает узкий проход между машиной и тротуаром. В открытую дверь немедленно “входит” байкер. Пассажир, в отличие от водителя, обычно вообще никакого внимания на то, что делается на дороге, не обращает, а просто берет и выходит, тем более что машина то в правом ряду стоит! Казалось бы – чего бояться? Ложкой меда в этой бочке дегтя является то, то пассажирами очень часто бывают девушки “нежные как персик, стройные как кипарис”, и очень мягкие на ощупь! Нет, не подумайте ничего плохого – просто въехать в чисто одетую девушку, от которой приятно пахнет духами, куда приятнее, чем в грязную и жесткую дверь, особенно, в торец. Девушки в этот момент очень мило вскрикивают “ой!”. Все бы ничего, но за девушкой все равно маячит дверь, куда вы вдвоем и влетите. К тому же, сделать какой либо маневр в узком пространстве между машиной и паребриком невозможно. А вот потом возможно наступит черед разборок с водителем, который по совместительству может быть “бойфрендом” девушки с переломанными (уже) вашим рулем ребрами.
Что же делать байкеру, чтобы избежать столкновения? Во-первых, проезжая мимо ряда машин, имеет смысл не “щёлкать таблицей”, а смотреть, не сидит ли в ней коварный водитель. Если он вдруг засуетился, то надо “снизить скорость и увеличить поперечную дистанцию”. Так же надо быть осторожным объезжая машины справа.
Наиболее опасный момент – когда машина вас обгоняет, и останавливается метрах в 100 перед вами. Машина остановилась – сразу предполагайте, что из нее выйдет погулять водитель. Еще момент: если столкновения не избежать, то действовать можно двумя способами. Если дверь открыта настежь – не пытайтесь сделать маневр. Сзади могут идти машины! Лучше тормозите и въезжайте в дверь – полностью открытая она не очень опасна. Если дверь смотрит на вас торцом – маневрируйте! 50 см влево – и вы можете быть спасены! С другой стороны, дверь как открывается, так и закрывается. Мне несколько раз удавалось применить торможение передним тормозом (левой рукой), а правой я захлопывал открывающуюся дверь. В обоих случаях обходилось без потерь моей стороны, так и без повреждений для машины.
И последнее: не надо паниковать! Бывают случаи, когда человек при виде открывающейся двери так тормозит, что успевает полететь через голову, даже не доезжая до самого препятствия! Это очень обидно!
В подобных ситуациях виноват водитель – он не должен создавать помехи движению при выходе из машины. Но не надо его строго осуждать – он может вас просто не заметить в зеркало заднего вида. Так что ваша безопасность в данном случае в ваших же руках!
Двери грузовика
Наша статистика пополнилась еще одним случаем столкновения байкера и открывающейся двери. Описываемое ДТП закончилось для байкера летальным исходом. Итак, ситуация: байкер объезжал стоящую в правом ряду фуру. Были сумерки, байкер ехал на значительной скорости, без шлема. Когда водитель открыл дверь, чтобы выйти, байкер попал в ребро двери головой. Дверь фуры находилась аккурат на уровне головы движущегося байкера. Байкер умер через несколько минут в больнице, куда был доставлен скорой помощью. Так что, будьте бдительны, объезжая фуры.
Столкновение с таксистами.
Что важнее всего на свете для человека? Над этим вопросом бились лучшие философские умы во все времена, но так и не смогли дать единый ответ. Кто-то предполагал, что для человека важнее всего – честь, кто-то называл ум, или любовь, кто-то обобщенно говорил про счастье. Все эти мысли ушли в прошлое, и сегодня очевидно, для человека важнее всего деньги. Ну а для байкера деньги несут в себе еще и определенную опасность. Представьте себе картину – едет байкер по дороге прямо, едет себе по делам, ничего не нарушает. Левее от него идет поток машин, а справа, на тротуаре прогуливаются пешеходы. И вот, один из пешеходов надумал поймать маршрутку или такси. Он подходит к краю дороги, поднимает руку и… В это время водитель машины или маршрутки видит деньги в образе человека, просящиеся к нему в карман. Забывая обо всем на свете, он с нездоровым блеском в глазах резко летит к пешеходу, совершая маневр вправо. Резко – ибо мало ли, уведет кто его деньги, а ведь 10 рублей сумма не малая! Байкер оказывается в прямом смысле слова подрезанным – машина обгоняет его и, тормозя, подставляет ему бок или зад.
ДТП такого типа часто не приносит байкеру слишком уж сильных повреждений – иногда ему удается протиснуться между машиной и тротуаром, иногда удар приходится в борт машины под значительным углом, иногда удается резко затормозить и вовсе избежать ДТП. Бывают варианты с запрыгиванием на тротуар, столкновением с тем самым голосующим пешеходом.
Кто прав в таком ДТП, а кто виноват? Ну, где живем – знаем хорошо, отсюда мораль: кто сильнее, тот и прав. Известны случаи, когда водитель был сильнее, и заставлял байкера платить в частности за разбитое правое зеркало. Бывали случаи, когда ушлый байкер под угрозой вызова ГАИ “снимал” денег уже с водителя. Если вспомнить, что существуют еще и правила, которые иногда используются для определения того, кто прав, а кто виновен, то тут однозначного ответа нет – в каждой ситуации надо разбираться отдельно, со свидетелями и представителями ГАИ. Перед тем, как мы ситуацию немного покапаем, расскажу анекдот: врезался новый русский на “мерсе” в асфальтный каток, ну, типа, обидно, ешкин кот! Машину дорогую расквасил! Вызывает Гаишника, дает ему не как всегда, а 200 баксов, и говорит: “Сделай, дорогой друг, протокол!”. Гаишник берет деньги, подходит к водителю катка и спрашивает: “Ну, мужик, рассказывай, как обгонял, как подрезал…”. Примерно такая картина будет и с вами. Разумеется, со слов водителя дело будет обстоять так: “Стою я у обочины, пассажиров сажаю – высаживаю, вдруг, бац! Трах! Тарарам! Думаю, что такое? Не гром ли средь ясного неба? Ан, нет! Вижу – байкер по пояс торчит в салоне, ногами снаружи машет!”. Вам надо будет доказать факт того, что машина вас подрезала и остановилась перед вами как вкопанная за секунду до ДТП. Ведь если вы врезались в машину, которая уже пол часа стоит на обочине, то понятно, это будет уже ваша вина.
Важно отметить, что не все столкновения одинаково опасны. Хуже всего сталкиваться с маршрутками и такси, так как эти “источники повышенной опасности” не просто сами по себе катаются по городу, но имеют свою службу дорожной безопасности, которая выезжает разбираться на место ДТП. Помните, что самое важное для человека? Вот-вот, справедливость или там, честность какая-нибудь – это понятия устаревшие. Важно слупить с вас денег – именно в таком ключе будет проходить разбор ДТП с участием служб дорожной безопасности.
Как избежать таких ДТП? В принципе, дать каких-либо точных рекомендаций, в отличие от прошлых случаев, здесь практически невозможно. Во-первых, вы не видите обстановку на дороге сзади вас. Во-вторых, пешеход, стоящий на обочине, может поднять руку в любой момент, например, когда за вашей спиной покажется маршрутка нужного номера. Правда, если пешеход поднял руку, то это не значит что немедленно произойдет ДТП: машина может быть достаточно далеко от вас, а водитель может оказаться внимательным.
Несколько советов все же можно дать. И все они банальны: будьте “яркими” на дороге! Одевайтесь ярко, не пренебрегайте катафотами, рюкзаками красного цвета, со светоотражающими полосами. Ну и будьте внимательны сами. Если вас резко подрезают, то подумайте, надо ли вам тормозить? Может быть лучше совершить маневр? Например, запрыгнуть на тротуар, и тормозить уже там… В конце концов, пешеходы – мягкие люди… они поймут ваши проблемы.
Столкновение с неподвижными предметами, разбросанными на дорогах
Часто случается так, что байкер сам по своей собственной инициативе врезается в предметы, валяющиеся на дороге. Нельзя сказать, что речь идет о всякой мелочи, как, например, кирпичах, или палках. Речь, как правило, идет о вещах довольно крупных, в основном – машинах. Приведу примеры. Один мой товарищ как-то ехал в районе Шушар по тихой асфальтовой дороге. На обочине стояла легковая машина с прицепом, в котором лежали мешки с картошкой. Обочина была узкой, поэтому машина занимала часть проезжей части. Зазевавшись, мой приятель и не заметил, как обнаружил себя лежащим на мешках. Хорошо, что скорость была не большая, и не приятель, ни его байк, ни картошка, ни прицеп не пострадали.
Легковая машина – предмет небольшой. Вот автобус Павловского завода – цель более достойная внимания байкера. Как-то ехали мы из Луги в Новгород, проезжали село Петровские Бабы. Неширокая дорога почти без движения… В одном месте на ней незаметно стоял автобус рыжего цвета. В него сзади въехал… вернее его забодал, так как удар пришелся на правый рог, байкер по имени Максим.
Если мои друзья бодали и долбали легковые машины и автобусы, то мне, как председателю клуба “ВелоПитер” по рангу положено быть впереди планеты всей. Что там легковушка, или автобус! Их каждый может не заметить на дороге. А вы попробуйте не заметить самосвал МАЗ! Итак, ехал я как-то в мае на работу. Только отъехал от дома по проспекту Блюхера, только пересек Пискаревский проспект, только… Что было дальше я вспомнил только через несколько дней. В правом ряду незаметно притулился небольшой МАЗ самосвал, в который я на среднем ходу влетел. Ну, не заметил…
Итоги этих ДТП различны: от “отделался легким испугом”, до переломов и сотрясений мозга. Кроме этого, в большинстве случаев байкер сам виноват в ДТП. Вероятно, есть и исключения – парковка в неположенном месте, но наша статистика глаголит: все забоданные машины были припаркованы без нарушений правил. Так что кроме проблем со здоровьем у вас могут быть проблемы с деньгами – придется возмещать ущерб. Кстати, от удара мной, самосвал не пострадал, и платить неустойку мне не пришлось.
Какие же можно дать рекомендации, как не попасть в подобное ДТП? Есть только банальное: люди, будьте бдительны! Однако, надежды на это мало. Все равно время от времени люди засыпают за рулем велосипеда, так же как и водители за рулем автомобиля. Кстати, спят на велосипеде, как правило, люди с большим опытом. Что можно порекомендовать – носите шлем. Если вы ловили себя на мысли, что вы часто “витаете в облаках” вдали от места, по которому едете на велосипеде – одевайте шлем. И все-таки… люди, будьте внимательны!
Собаки, пешеходы и прочая живность
Что может быть хуже автомобиля на дороге? Правильно – пешеходы. Нельзя не отметить, что автомобилисты, хоть, конечно, и плохие в целом люди, но в чем-то им тяжелее, чем нам. У меня 15 лет водительского стажа, права на грузовик… Сколько я за это время с ГАИ общался – не перечесть. Сколько взяток заплачено… На новый байк наверняка бы хватило. Но к чему это я? А к тому, что ГАИшники – люди, ревностно следящие за своей прибылью, а автомобилист – объект их охоты. Чуть нарушил, тут же, говоря языком Лермонтова и Достоевского – максай бабки. В этой связи, водителю приходится считаться с существованием правил дорожного движения. Пешеходы для ГАИшника не интересны, с него взятки гладки. Бывают иногда случаи, когда останавливают велосипедиста, а пешехода – ну в самом крайнем случае. Только если ГАИшнику уж совсем делать нечего. От тоски, так сказать. Вот и ведут себя пешеходы на дороге как попало, часто намного хуже автомобилистов.
Другой аспект проблемы – у автомобилиста на лбу … ой, простите, на машине, написано, как его найти. То есть, если водитель совершает ДТП и уезжает с места события, то теоретически его можно разыскать по номеру машины, который хорошо виден. У пешехода на лбу не написано как его зовут, и шансов скрыться с места ДТП у него заметно больше. Единственное что спасает нас от дорожного хаоса, это то, что пешеход все-таки существо хрупкое, и попасть в ДТП боится.
Столкновения с пешеходами бывают много опаснее, чем даже с машиной. Опишу одно: в сумерках мой приятель ехал по проспекту Энергетиков объезжая стоящий на остановке автобус. Один особо горячий пешеход, рванул с противоположной стороны, чтобы успеть сесть в злополучный автобус, а байкера, очевидно, не видел. Мой приятель тоже никого не видел и ехал себе спокойно, до самого момента, когда этот пешеход в него врезался. Виктор полетел с велосипеда, ударился плечом в маршрутку, стоявшую перед автобусом, а пешеход вскочил в автобус и был таков. Итог: перелом ключицы, и выплата компенсации маршрутке за разбитую фару. “Итог итога” потеря трудоспособности на три месяца.
Справедливости ради отмечу, что пешеходам в ДТП с байком обычно бывает хуже. Но легче ли нам, от того, что кому-то может быть еще хуже?
Итак, столкновения с пешеходами бывают двух типов – когда мы сами врезаемся в них, и когда они толкают нас. Первый случай нам не страшен. Пешеход мягкий на ощупь, и врезаться в него намного приятнее, чем в машину или столб. Есть только моральный аспект проблемы: по клубной статистике байкеры чаще всего врезаются в женщин, причем находящихся в старшей возрастной группе. Одно дело – сбил девушку или молодого человека не по делу бегущего через дорогу, и думать об этом через 30 секунд забыл. Другое дело – попал в чью-то маму или бабушку. Пусть она сто раз виновата, но горький осадок остается.
В ДТП такого типа, у нас все-таки есть время, чтобы как-то среагировать на дорожную ситуацию: заметить пешехода, нажать на тормоз или совершить маневр. Когда пешеход толкает нас – ничего сделать нельзя. Эту ситуацию не предсказать, ни упредить нельзя, так как мы пешехода не видим. Он появляется внезапно, и именно толкает вас, так как сам пугается вашего приближения! В последний момент пешеход как бы отталкивается от вас, как от стены руками. Такого толчка в бок выдержать на ногах почти невозможно.
Единственный совет, что можно дать – следите за поведением пешеходов на улице, ни чуть не меньше чем за автомобилями. Если заметите, что тот, или иной пешеход собирается броситься вам под колеса – действуйте по обстоятельствам. Если у вас есть выбор – лучше врезаться в пешехода под прямым углом, чем попасть ему под руку. Если вы видите, что можете впритык обогнуть пешехода ПЕРЕД его носом – сначала подумайте, стоит ли? Увидев вас в 20 см от своего носа, он инстинктивно вас толкнет. В этом случае сильно пострадаете вы, в противном – он. Ничего не поделать, наш мир так устроен. Есть, конечно, и идеальный случай – обогнуть пешехода сзади. В отличие от лошади он обычно не лягается.
Коль заговорили о животных, отмечу, что бывают ДТП не только с пешеходами, но и с другими представителями фауны. Я как-то наехал на змею, и мне было ужасно страшно (дело происходило в Таиланде, и кто знает, на сколько ядовитые змеи там водятся). Был я свидетелем, как наезжали на собак. Про змей рассказывать не буду – это вам вряд ли пригодиться, а вот “собаки” требуют пояснения.
Обычно ДТП с собакой происходит так: паршивый пес безродный (благородные доберманы или доги так себя не ведут, или им не позволяют хозяева), при приближении байкера начинает кидаться на него с лаем. Вы в этот момент двигаетесь “колонной” – то есть байкер за байкером на небольшом расстоянии. Собака теряет ориентацию в пространстве при виде нескольких странных “объектов” и попадает под колеса второму (третьему…, пятому) байкеру. Бывают и другие случаи, когда собака в силу каких-то причин не бежит за вами сзади, а забегает спереди, и тоже попадает под колеса.
Собаки мелкие переезжаются велосипедом легко. Создается ощущение, что они при этом не очень-то страдают. Во всяком случае, после переезда собаки и передним и задним колесом (часто если байкер уж начал переезжать собаку, то он переезжает ее обоими колесами) она убегает своим ходом в кусты. Я знаю три случая наезда на собаку, и во всех трех – собака убегала. То есть оставалась живой и в меру здоровой. Крупные собаки, не шавки, обычно уважают себя сильней, и глупостей как попадание под колесо не делают. Во всяком случае, мне не известны случаи наезда байкера на волкодава, немецкую овчарку или мастифа.
В ДТП с животными самое главное – не предаваться эмоциям. В частности, когда я наехал на змею, и ее немного подбросило передним колесом в сторону педалей, (и моих ног, соответственно), то дело чуть не кончилось плачевно. Испугавшись пресмыкающегося, я потерял контроль за дорожной обстановкой и чуть не попал под машину, которая, слава богу, успела затормозить.
Но вернемся “к нашим собакам”. Итак, самое главное в наезде на собаку – не предаваться эмоциям. Казалось бы, вы наехали на злющего (судя по лаю) пса, так он теперь, придет в ярость и вас всего искусает? Ничуть не бывало! Во всех известных мне случаях наезда байком на собаку, последняя мигом улепетывала в кусты. Это все эмоции – их бояться не надо. Вот говорили нам, что доблестный народ Ирака будет сопротивляться войскам союзников до последней капли крови, пугали страшными шахидами на улицах Багдада, а он до последней капли крови грабят свои магазины и офисы. Эмоции – одно, а реальная ситуация – другое. Так и в нашей случае: после наезда на собаку – она не кусаться лезет, а трусливо шкуру свою спасает. Главная же наша задача – не бояться.
В предыдущих разделах я говорил о том, как в ДТП не попасть. В случае с собаками, я буду давать обратные советы: как в такое ДТП попасть. С чего так? А вот с чего: для байкера собака представляет опасность только тогда, когда находится сзади. Все известные мне случаи укуса байкера собаками сводились к укусу за икроножную мышцу, стопу или ляжку сзади. Животные не знают что такое “благородство” и нападают сугубо прагматично – сзади. Известно также, что собака не только нападает сзади, но и старается выбрать слабое животное в стаде, то есть байкера, который едет последним. Кроме того, собака уж не знаю как, но определяет, кто ее боится. Итак, вы едете прямо, на вас налетает собака, начинает с лаем заходить вам за спину. Вот тут-то и можно порекомендовать “попасть в ДТП”. Направьте байк прямо на “зверюгу”. Либо она испугается и отстанет от вас, либо вы ее переедете, что тоже не принесет вам никакого вреда. В любом случае, угрожающий маневер в сторону собаки заставляет большинство из них вести себя осторожнее.
Вот чего не следует делать, так пользоваться моим советом, если перед вами породистый пес. С одной стороны, хороший охранник не станет вести себя как последняя шавка, с другой – охраняя свою зону, он может проявлять чувства далекие от трусости. Если вы видите собаку “при деле” – лучше объедьте ее стороной.
Удар в спину
ДТП, в которых байкер въезжает в автомобиль, мы уже рассматривали. А вот ДТП, при которых автомобиль подло въезжает в спину байкера – еще нет. А между тем, такие случаи зафиксированы в клубной статистике. Почему автомобиль “подло” въезжает в байкера? Ну, потому, что делает это тайком, со спины, в то время как благородный автомобилист заехал бы спереди, глядя байкеру прямо в глаза.
Итак, в статистике “ВелоПитера” зафиксировано два типа подобных случаев. Первый: на прямой как стрела загородной дороге двигалась группа байкеров. В нее на большой скорости врезалась машина Audi 100. Как могло такое произойти на дороге с прекрасной видимостью на много километров? Дело было так: молодая мамаша решила порезвиться за рулем автомобиля, не смотря на то, что ее грудные дети-двойняшки были в этом же драндулете. Она поменялась с мужем местами и неслась километров 140 в час по тихому загородному шоссе. Ум человека ограничен, но глупость человеческая воистину границ не знает. Водить машину она не умела, но это не стало поводом для аккуратности на дороге. Итак, немного снизив скорость, километров до 120, она подъехала к группе байкеров и решила их объехать по левой стороне дороги. Начала маневр, и увидела, что ее саму обгоняет еще один джигит. Понятно, что для чего существуют в машине зеркала, дама не знала. Экстренное торможение не помогло, и машина врезалась в группу велосипедистов. Несколько человек улетели в кювет, один мог получить тяжелые травмы (он спиной разбил лобовое стекло в машине, помял капот, бампер). Только шлем (удар пришелся шлемом о крышу машины) спас байкера от непоправимого. Велосипед (на удачу, “полный отстой”) восстановлению не подлежал.
Второй тип подобных аварий – классический. Байкер ехал по дороге в городе. Его, резко вильнув вправо, подрезала машина. Для того чтобы избежать столкновения с ней, он совершил маневр влево, где его и нагнала другая машина.
Как избежать подобных проблем на дороге? Одна из главных причин аварий первого рода – это езда по дорогам “стадом”. Байкеры едут по три – четыре человека в ряд, перекрывая дорогу полностью. Особо опасны в этом случае дороги со слабым движением. Это логично и понятно: на шоссе с постоянным потоком машин не особенно то в три ряда поедешь, а на тихой дорожке – пожалуйста. Намекну: это является прямым нарушением правил дорожного движения. Движение в один ряд заметно снижает вероятность подобной аварии. С другой стороны, в один ряд все равно никто не ездит – скучно. Говорить о том, что надо быть внимательным к машинам подбирающимся сзади – бесполезно. Подобные ДТП зависят во многом не от вас, а от водителя, которого вы, двигаясь стадом, ставите в затруднительную ситуацию.
Избежать аварий второго типа тоже не просто. Во-первых, байкер попадает в сложную ситуацию – его подрезает машина (или, например, перед ним резко открывается дверь). Это обычно бывает внезапно, так что времени на размышления не хватает. Маневр – это относительно безопасный способ избежать ДТП, если на торможение не остается места и времени. Заметим лишь одно: маневр вправо бывает безопаснее, если вы в состоянии запрыгнуть на тротуар. Пешеходы – люди мягкие. Маневр влево надо совершать осторожно, пытаясь прижиматься к объезжаемому препятствию. Кроме того, сохраняйте хладнокровие. Если вы объезжаете препятствие слева, то машина, которая вас обгоняет сзади, увидит это и в свою очередь постарается вильнуть влево. Однако пространства для маневра у нее маловато. Возможно машина “прорычит” в нескольких сантиметров от вас! Это неприятно, но от “рычания” еще никто не умирал. Крепко держите руль и не поддавайтесь панике.
Одеваемся противоаварийно
У одежды байкера есть много разных аспектов, но мы здесь рассмотрим лишь один – безопасность. С точки зрения безопасности байкер должен быть одет ярко, туго и крепко. Поясню. Яркость байкера на дороге, как днем, так и ночью дает водителю возможность увидеть его заранее, и, соответственно принять меры. Правильная велосипедная одежда бывает красной, ядовито красной, ядовито оранжевой и ядовито желтой. Возможны варианты, когда одежда темная, но с яркими вставками. Если увидите серую или белую велосипедную одежду, то перед тем как ее покупать, прикиньте, как вы будете смотреться в ней на дороге в солнечный летний денек. Будете выглядеть как привидение, которое после ДТП с вашим участием будет еще долго (и внезапно) появляться перед глазами сбившего вас водителя Камаза. Еще намек: наличие светоотражающих вставок днем вас не спасет. Яркий цвет одежды работает лучше. А вот ночью, как раз цвет не важен, а важны cветоотражающие вставки или полосы. Задам вам вопрос: как машина может сбить байкера? Дам ответ: справа, слева, спереди и сзади. Как она не может байкера сбить? Снизу и сверху. В строгом соответствии с этой идеей необходимо, чтобы светоотражающие полосы были спереди, сзади и с боков. Сверху и снизу можно обойтись без них. Многие производители экономят на полосах, так как они стоят денег. Часто полосы есть только сзади. Этого не достаточно. Байкер должен светиться во всех направлениях, чтобы машины, совершающие разные хитрые маневры, не теряли его из виду.
Следующий момент – велорюкзак. Купили одежку с катафотами, и одели поверх нее рюкзак. Будет ли польза от катафота? Велорюкзак также должен быть ярким со светоотражающими вставками и полосами, в том числе и на чехле, который закрывает его от дождя. Забавно бывает, когда на таком чехле производитель экономит и полосу не ставит. Разве не известно, что именно при дожде ухудшается видимость, а тормозной путь наоборот увеличивается?
Завершая разговор про яркость, отметим необходимость наличия мигалок и катафотов на байке и крайнюю желательность переднего фонаря на руле.
Второй критерий безопасной одежды – тугость. Возможно термин не вполне корректный, но он значит для безопасности многое. Одежда байкера не должна торчать во все стороны, а быть облегающей. Известны случаи, когда байкер получал травмы и даже терял жизнь от того, что его задевала машина за фалды на одежде. Представьте себе грузовик, из которого торчит доска…
Обратите внимание и на обувь. Шнурки, попадающие в систему – это предпосылка к падению. Cпециализированная велообувь делается, как правило, без них, но если вы “рассекаете” в кедах, позаботьтесь о том, чтобы шнурки на них были аккуратно убраны.
Последний аспект – “крепость”. Приятно тормозить об асфальт прочными перчатками, которые не прорвутся и сохранят руки. Хорошо “бодать” других участников дорожного движения, будучи уверенными в крепости своего шлема. Берите качественную одежду. Лучше сэкономьте на навеске на велосипед – все равно 90% народа Deore от Alivio по ощущениям от езды не отличает.
Ну и наконец, суммируем: шлем крайне желателен, перчатки – рекомендуются, облегающая прочная и яркая одежда – обязательна, велорюкзак яркий и с передним и задним гагабритом – обязательно (передний – белый, задний габарит – красный). Есть еще специализированные изделия, типа наколенников и налокотников, которые можно позаимствовать у триальщиков, но это для обычного человека – излишества.
На “десерт” видео ДТП с велосипедистами. Будьте внимательны на дороге и старайтесь не попадать в такие ситуации!
Мы не невидимки!
Как разъехаться с велосипедистом и не попасть под суд
Наконец-то наступил теплый сезон. Это большая радость для любителей и фанатов велосипеда. Постепенно они «просыпаются», выезжают на дороги, вливаются в дорожный трафик с его сложностями и опасностями.
Многим «четырёхколёсным» этот факт, очень не нравится. Но это данность и с ней им придется смириться. Ведь, как ни крути, но согласно ПДД велосипед является полноправным транспортным средством. В отношении его следует действовать также же, как в отношении автомобиля.
Два важных момента
Вначале велосипедного сезона, я хочу рассказать вам о некоторых ситуациях, о которых часто не подозревают автомобилисты и попадают в пренеприятнейшие истории.
Во-первых. Велосипед на дороге менее заметен, чем автомобиль и, даже, мотоцикл. К тому же многие водители предпочитают принципиально не замечать велосипедиста, не признавать его права. Тем самым они подвергают опасности его здоровье и жизнь. А заодно своё благополучие и свободу.
Во-вторых. Стоит помнить, что велосипед не может остановиться мгновенно. Законы физики для автомобиля и велосипеда одинаковы. Судите сами. При экстренном торможении со скорости 25 км/ч тормозной путь велосипеда составляет около 8 метров. Опасно маневрируя, водитель этих метров велосипедисту не оставляет.
Шесть спасительных пунктов
Есть несколько типичных видов ДТП с участием велосипедистов. Стоит их запомнить, если вы не хотите стать виновником тяжёлого происшествия:
- Около 20% ДТП связанных с велосипедом происходит, когда автомобиль поворачивает направо, не пропускает движущегося вдоль обочины велосипедиста (пункты 8.3 и 8.9 ПДД). В результате велосипедист получает тяжелые травмы. Ведь его не защищает кузов автомобиля в отличие от вас.
- Много велосипедистов получили травмы и даже погибли когда водитель или пассажир стоящей машины резко открывает левую дверь. Велосипедист просто не успевает среагировать на возникшее препятствие – дверь автомобиля.
- Велосипедист едет по главной дороге. Автомобиль выезжает со второстепенной. Вы должны помнить, что согласно пункту 13.9, вы обязаны пропустить все транспортные средства, велосипед в том числе, двигающиеся по главной дороге.
- Если вы поворачиваете налево и сбиваете велосипедиста, вы нарушаете пункт 13.4. По статистике 7% аварий с участием велосипедистов происходят в результате такого нарушения ПДД.
- Вы обгоняете велосипедиста. Он в это время внезапно тоже вильнул влево. Например, чтобы объехать открытый люк или другие препятствия. Во многих странах для обгона велосипеда требуется обязательно перестроиться в соседний ряд. Это разумно потому, что сохраняет много жизней.
- Вы решили обогнать велосипед справа. Мягко говоря, обгон справа запрещен правилами. Не поступайте так. Велосипедист инстинктивно тоже перестроится правее, и вы станете виновником тяжкого ДТП.
И велосипедисты не ангелы
Конечно, некоторые велосипедисты тоже не подарок. Одни выезжают на улицы и проспекты, не зная элементарных Правил дорожного движения. Даже тех пунктов, которые касаются непосредственно их.
Другие, демонстрируя свою лихость, а я бы сказал глупость, плюют на всякие Правила, и вытворяют на проезжей части что хотят. В результате жестоко страдают сами и подвергают опасности окружающих.
С противоположной точки зрения
Кстати, если вы, как и я, не только автомобилист, но и любите ездить на велосипеде, учитывайте эти шесть пунктов именно с точки зрения велосипедиста. Считайте, что имеете дело с неграмотными водителями и заранее принимайте необходимые меры безопасности.
В заключение, перефразируя слова мультяшного Кота Леопольда, хочу сказать всем участникам дорожного движения: «Ребята! Давайте ездить дружно!»
«Узелки» на память:
- Велосипед и автомобиль на дороге равны!
- Велосипедист беззащитен
- Помните шесть спасительных пунктов
Вам может пригодиться:
Я такая вся, такая!
В ночь… или Враг № 2
Берегись! Засада!
комментарии
Во всей этой вирусно кризисной каше хорошо только одно — Наступает велосезон! :))
Да. Это хорошо. Плохо, что скоро и кататься на вело запретят из-за карантина.
«Сидите дома!» везде кричат.
Млин. Этот коронавирус нам всю весну испоганит. А может ещё и лето… 🙁
Скоро начнется весна. Эти невидимки повылазят. Доставать везде будут. Терпеть их не могу!
Интересно, а вы сами катаетесь на велосипеде? Очень полезное и способствующее хорошему настроению дело! Особенно, если кататься по лесу, полям, или в парках.
И ещё одна польза от езды на велосипеде есть — вам сразу перестанут мешать велосипедисты, когда вы управляете автомобилем.
Как считаешь что нужно сделать чтобы на дороге не хамили когда едешь на вело?
(Комментарий отредактирован, убран мат. Прошу больше не использовать нецензурщину. Здесь приличное общество. ОК? Прим. Vek)
Думаю, прежде всего нужно, чтобы велосипедиста было хорошо видно издалека. То есть как минимум яркая одежда.
Ну и самому не хамить, не мешать, не нарушать внаглую и бездумно.
V USA s velosipedistami vso horosho. Voditeli uvazhaut i starautsa ne meshat. Tut polisia strogaya. Esli narushaesh shtrafy ogromnie. Vse privikli uvazhat velosipedistov.
Statia horoshaya. Poleznaya.
Раз за вас. Вообще говоря, уважать должны все и всех. Особенно на дорогах!
Удачи вам!
вааще напрягает ездить по дорогам. водилы вааще в упор не видят твари
Да, сейчас по одним дорогам с машинами соблюдая ПДД ездить стало смертельно опасно.
Но велосипед хорош тем, что можно ездить где и как удобнее и безопаснее.
главное стараться никому при этом не мешать.
беда в том, что пешики плевать хотели на велосипедные дорожки, на знаки, которые на них нарисованы. Могут толпой идти.
Могут остановиться поперёк и «трещать» с подругой.
А на сделанные замечания ещё и хамски огрызаются.
Ну что делать? Приходится учитывать это бескультурье — объезжать.
Я всегда боюсь ездить по дорогам. Водители сейчас такие дебилы. Велосипед в упор не замечают. Один раз один придурок меня чуть не сбил. Теперь только по тротуарам езжу. Тем более детей на дорогу выпускать нельзя. Они еще ничего не соображают. Едут плохо. Могут на середину проспекта выехать. Не слушаются. Очень страшно стало ездить по обычным дорогам на велосипеде из за придурков водителей.
Вы правы.
Ситуация на дорогах страны сложилась такая, что часто строго выполнять ПДД для велосипедиста смертельно опасно.
Приходится ездить по собственным правилам, основанным на опыте, разуме и умениям.
Только так велосипедист может долго оставаться целым и невредимым.
Главное при этом стараться ездить так, чтобы никому не мешать.
Я вообще стараюсь на дорогу не выезжать. В России с велодорожками очень плохо. В Париже тут лучше. Я стараюсь по ним ездить где возможно. Хотя на улицах водители хорошо относятся к нам и пакостей не делают. Просто тут велосипедист на улице дело привычное как скутер, автомобиль, повозка. Никто никомому старается не мешать. И полиция следит чтобы все ездили аккуратно. Когда в России у вас так станет?
В России по разному. Например, у нас в Набережных Челнах в последние 10 лет ситуация с дорогами вообще, и с велодорожками в частности, кардинально изменилась. Проспекты и улицы регулярно ремонтируются. Причём не ямочно, а капитально. Ремонтируется весь проспект или улица, включая тротуары и все окрестные дорожки. И везде параллельно тротуару прокладывают велодорожки. Так что на проезжую часть выезжать приходится редко. Это хорошо.
Плохо то, что пешеходы ведут себя неправильно. Часто по хамски. Идут себе по велодорожкам, хотя рядом отличный тротуар свободен.
Более того, могут остановиться и болтать с подругой. Бывает стоят на съездах. Им до лампочки, что велосипедисту или женщине с коляской приходится рядом с бордюра «прыгать».
А сделаешь замечание — многие начинают хамить в ответ.
Надеюсь со временем народ и в этом смысле поумнеет.
Просто сравнивая культуру поведения горожан сейчас и лет тридцать назад могу с уверенностью сказать, что сейчас люди стали намного культурнее.
Мусор не бросают, остановки не ломают. Меньше ругаются матом на улицах и в транспорте.
«Окультуриваются» понемного. 🙂 Хотелось бы, чтобы окультуривались быстрее и помногу. 🙂
Если честно , меня мучает вопрос, а что вообще велосипедист делает на проезжей части? На сколько мне известно, для велосипедного транспорта есть вело дорожки, если их нет им можно выезжать на дороги общего пользования, но только там где они оборудованы для этого. Если я не прав поправите, а в целом спасибо за статью.
Что делает на проезжей части? Не поверите! Он… едет! 🙂
Согласно пункту ПДД 24.1 — Вы правы.
Но существует ещё и пункт 24.2:
———————-Цитата п 24.2——————————————
24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет:
по правому краю проезжей части — в следующих случаях:
— отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним;
——————————————————————————————
А велосипедные дорожки отсутствуют в большинстве мест, где можно ехать на велосипеде. Вот у нас, в набережных Челнах в последние 10 лет в связи с реконструкцией проспектов и дорог города, везде вместе с новой проезжей частью и тротуарами делают велосипедные дорожки.
Так и то, масса улиц таковых не имеет! И где мне ездить?
Ну и во всяком случае, велосипедист — наименее опасный участник дорожного движения.
Просто водителям стоит быть повнимательнее и поуважительнее. И не перекладывать своё недовольство на своих, пусть и двухколёсных, коллег по дороге.
Но с другой стороны, это слишком опасно… Многие автомобилисты попросту не чувствуют габаритов своего автомобиля… у меня товарищ ездит уже 2 года на рено гранд эспейс… и ниразу диагонально нормально не припарковался… хотя до этого на лагуне делал это легко… Тут больше злишься не потому что велосипедист мешает… а потому что за него боишься, больше чем за себя… вот и все…
У меня всякое бывало. Всё же стаж велосипедиста = 49 лет, а официальный водительский = 23 года. Бывало, что машины на меня налететь пытались. Бывало и я, по молодости особенно, любил на красный проехать — хотя всё было с огромным запасом. Но все же. Бывало БКДшники за это ловили. Бывало, от гайцов на вело удирал через заборы и проходные подъезды. 🙂
А один раз мне под колёса уже машины велосипедист кинулся. Ехал он на загородной дороге по правой кромке, а перед моим авто вдруг резко кинулся на левую обочину. Даже не глянул назад — есть ли попутные машины!
Как я успел среагировать и не сбить его — одному богу известно. Так он ещё и крикнул мне: «Ездить не умеешь!» 🙂
Я это к тому, что нужно быть взаимовежливыми и внимательными всем на дороге. Сейчас движение не как лет 30 назад. Чуть зазевался и каюк…
Интересные наблюдения. Я сам с детства велосипедист. Сейчас семью на велосипеды подсадил. Даже два раза в похожие ситуации № 1 и 2 попадал. Второй раз от двери досталось крепко бровь рубанул. Но вот так все в систему превратить ума не доходило. Спасибо. Жена тоже благодарит. Она вообще чайница на велосипеде. Спасибо.
Честно признаться, я сам до определённого времени об этих ситуациях не задумывался. Просто один раз попалась в руки листовка клуба велолюбителей. Оттуда и материал. Так что спасибо им, прежде всего.
А Вашей семье удачи и в автомобиле и на велосипедах!
Берегись велосипеда: что делать, если вас сбил двухколесный транспорт
Из-за «резвого» велосипедиста жительница Балашихи Наталья К. не только получила травмы, но и лишилась 20 тыс. руб. – именно в эту сумму женщина оценила ущерб от испорченной одежды и разбитых очков. Водитель двухколесного транспорта, по словам пострадавшей, скрылся с места происшествия. Что делать в такой ситуации и реально ли получить компенсацию, выяснил корреспондент «Подмосковье сегодня».
УПАЛ, ОЧНУЛСЯ, УЩЕРБ
Крик души Натальи из Балашихи вызвал бурную дискуссию в соцсети. Многие комментаторы поддержали женщину. «Велосипедистов надо остерегаться: гоняют, ничего не видя и не слыша. У меня недавно и сестру так сбили на светофоре», – написала одна из пользователей. Другие посчитали, что сумма в 20 тыс. руб. завышена, и вообще, «внимательнее надо быть». Однако эксперты отмечают: если имеет место ущерб, можно смело требовать компенсацию.
В первую очередь нужно зафиксировать произошедшее в полиции, а при наличии травм также и в больнице. Если велосипедист скрылся, стражи правопорядка должны помочь в его поиске. Учитывая количество уличных камер в городах региона, сделать это вполне реально. После можно подавать на совершившего наезд в суд. Однако стоит иметь в виду, что, если вы нарушали ПДД как пешеход, взыскать ничего не получится.
Факт! 800 руб. (до 1500 руб. в случае опьянения) ‒ штраф за нарушение ПДД велосипедистами.
УГРОЗА ЗА СПИНОЙ
К счастью, серьезные аварии с участием пешеходов и велосипедистов случаются крайне редко. А вот случаев, когда велосипедисты не нанесли вреда, а просто напугали идущего по тротуару, предостаточно.
– По правилам, велосипедист, если ему больше 14 лет, не имеет права ехать по тротуару – только по проезжей части или велодорожке, – поясняет руководитель сообщества «ВелоСерпухов» Александр Талышев. – Так что, если произошел наезд на пешехода, виноват в нем почти всегда велосипедист. Идущие пешком люди, не видя угрозы за спиной, могут внезапно шагнуть в сторону – надо учитывать это.
Ранее «Подмосковье сегодня» сообщало о том, что с наступлением лета в регионе возросло число аварий с участием несовершеннолетних велосипедистов. Так, в Рузе автомобилист сбил 12-летнюю девочку, которая каталась во дворе. А в Сергиевом Посаде подросток на мотоцикле наехал на семилетнего велосипедиста.
В каких случаях велосипедист может ехать по тротуару:
– ему меньше 14 лет
– он сопровождает велосипедиста возрастом до 14 лет
– он перевозит ребенка в возрасте до семи лет
– если отсутствуют велодорожка, проезжая часть и обочина
Кстати! Согласно ПДД, если движение велосипедиста по тротуару, пешеходной дорожке, обочине подвергает кого-либо опасности или создает помехи, владелец двухколесного транспорта должен спешиться.
Андрей Губанов, член Общественной палаты Московской области:
ПОПУЛЯРНЫЕ НАРУШЕНИЯ
‒ Проезд по дорогам против движения автомобилей. Велосипедист считается участником дорожного движения и должен ехать вместе с потоком.
‒ Переезд дороги по пешеходному переходу. На «зебре» велосипедист должен спешиться и перейти улицу как пешеход. Водитель авто обязан пропускать на переходе пешеходов, но не других участников движения. Если велосипедиста сбивают на «зебре», виноватым считается он сам.
При повороте направо сбил велосипедиста
Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)
Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00
Главная />SKI блог />ПДД велосипеда — правила велоезды, штрафы, знаки
ПДД велосипеда — правила велоезды, штрафы, знаки
Согласно пункту 1.2 ПДД велосипедом считается минимум двухколесное транспортное средство, которое приводится в движение педалями/рукоятками, либо оснащается электродвигателем мощностью до 0,25 квт, который на скорости в 25 км/ч отключается. Рассмотрим правила, которые распространяются на этот вид средств передвижения.
Содержание:
Общие данные
Гражданин РФ становится полноправным велосипедистом в 14 лет. За рулем нужно руководствоваться правилами дорожного движения для авто, если вы везете велосипед рядом с собой – ПДД для пешеходов.
Для пьяных велосипедистов существует штраф – 1000-1500 рублей.
Велосипедом признается любая техника со следующими параметрами:
— 2 колеса и более;
— наличие электромотора, который отключается при скорости более 25 км/ч.
На велосипедиста распространяются любые правила, относящиеся к водителям и транспортным средствам, если же речь идет о механическом транспортном средстве, то эти правила не для велосипедиста.
В каком состоянии и как можно эксплуатировать
Перед выездом нужно проверить, исправен ли транспорт. При возникновении неисправности в дороге, необходимо ее устранить.
Эксплуатировать запрещается велосипеды с:
— сломанным рулем, тормозом, без звукового сигнала;
— без белого светоотражателя спереди, фонаря – ночью;
— без красного светоотражателя или фонаря сзади;
— без оранжевого/красного светоотражателя с обоих бортов.
Скоростной режим соответствует городскому: 20 км/ч во дворах, до 60-ти на проезжей части, до 90 – за городом. Если на отрезке пути установлены особые ограничения, велосипедист должен их соблюдать.
При маневрировании нужно использовать следующие знаки:
— при повороте налево вытягивают горизонтально в сторону левую руку, либо правую вытягивают в сторону согнутой в локте под прямым углом вверх;
— при повороте направо левая рука вытягивается в сторону согнутой в локте под прямым углом кистью вверх;
— при остановке нужно поднять вертикально одну из рук.
Обгон
Этот маневр на велосипеде выполнять, придерживаясь следующих правил:
— обгонять только слева;
— предусмотреть наличие свободного места перед ТС, которое обгоняете;
— при проведении маневра не должно быть помех другим участникам движения, не должно быть угроз здоровью и жизни;
— если ТС включило левый поворотник, объезжает препятствие или начало обгон, то обгонять его нельзя.
Запрещено совершать обгон в следующих местах:
— за подъемами и поворотами, когда ограничена видимость;
— ближе 100 метров до ж/д переезда;
— на эстакадах, мостах и под ними.
a4
Где и как ездить
До 7 лет разрешено кататься только по пешеходным дорогам, до 14-ти – пешеходными и велосипедными дорожками. Только после 14-ти разрешено выезжать на дороги общего пользования.
Если нет оборудованной дорожки для велосипеда или пешехода, то допускается ехать по краю проезжей части.
Полосы для велосипедистов выделяют следующими знаками: 5.11.2, 5.12.2, 5.13.3 и 5.13.4. Начало и конец выделяются знаками — 4.4.1 и 4.4.2.
Велопешеходные дорожки — 4.5.2 и 4.5.3.
Дорожные ситуации
Велосипедисты обязаны уступать дорогу пешеходам в следующих ситуациях:
Проезжая перекресток нужно учитывать требования к транспортным средствам, проезжающих такой участок:
— оценить приоритет движения, проще всего это сделать на регулируемом перекрестке;
— на нерегулируемых определить равнозначный перекресток или нет.
Равнозначным участок является, если нет знаков “Уступи дорогу”, “Главная дорога”. В этом случае уступать нужно ТС, находящемуся справа.
Всегда уступается дорога трамваю, вне зависимости от направления его движения.
На неравнозначных приоритет у средства, находящегося на главной дороге. Направления с таким статусом выделяются знаком 2.1. Данный знак может дополняться табличкой с указанием изменения направления главной дороги.
Если знак перед перекрестком, то приоритет имеют ТС, находящиеся перед знаком. При этом, находясь на главной дороге, нужно уступать дорогу ТС, движущимся по ней же справа от вас.
Согласно ПДД на перекрестках велосипедисты имеют те же права, что и автомобили.
Поворот велосипедиста налево на перекрестке допускается в следующих случаях:
— нет путей для электрифицированного транспорта;
— вы движетесь по дороге с одной полосой.
В остальных случаях нужно слезть с велосипеда, перейти по пешеходному переходу до нужной стороны дороги.
Безопасность
Светоотражатели и фонари стали обязательным оборудованием на велосипеде. Электрические приборы нужно включать при плохой видимости, например, из-за дождя или в темное время суток, когда естественного света становится недостаточно для безопасного движения.
Однако, с учетом требований к транспортным средствам: фонарик спереди нужно включать постоянно!
При езде на велосипеде в составе группы нужно держаться крайней правой полосы, перемещаться друг за другом. Если в колонне более 10 участников, то нужно разделиться на несколько колонн, чтобы в каждой было не более 10 велосипедов.
В ряд можно ехать по двое, если суммарная ширина ряда не превысить 75 см. Если ехать парами, то в каждой колонне может быть 20 человек.
Между группами должно быть не менее 100 метров.
Одежда, согласно правил, должна быть как можно заметнее, рекомендуются светоотражающие вставки. Однако, соблюдение этой рекомендации не контролируется. В нашем прокате велосипедов , вы можете получить все это бесплатно, без каких либо доплат.
Детей или второго пассажира на велосипеде возить нельзя, если не оборудовано дополнительное место для него. Детей до 7 лет нужно перевозить в специальном кресле.
Запрещено велосипедистам
Ряд запретов в ПДД относится исключительно к велосипедистам:
— нельзя совершать поворот налево на многополосных дорогах и при наличии трамвайных путей;
— ездить по зебре или без рук. По пешеходному переходу нужно идти пешком сбоку от велосипеда, во время движения нужно удерживать руль хотя бы одной рукой;
— возить детей до 7 лет без специального оборудования и катать пассажира, если это не предусмотрено конструкцией;
— транспортировать вещи, которые превышают габариты ТС более чем на 20 см;
— транспортировать вещи, которые мешают безопасно управлять велосипедом;
— осуществлять буксировку или буксироваться другим ТС.
Запрещен проезд под знаки: въезд, движение запрещено, движение на велосипедах запрещено, зона и дорожка для пешеходов, дорога для автомобилей и автомагистраль.
Штрафы
В случае нарушения любого правила дорожного движения, как проезд на красный или не пропустить пешехода на зебре – карается штрафом в 800 рублей.
При нарушении правил в состоянии опьянения наказание увеличивается до 1000-1500 рублей.
Создание помех движению транспорта или пешеходов – 1000 рублей.
Причинение вреда здоровью по неосторожности – от 1000 до 1500.
При ДТП
При дорожно-транспортном происшествии нужно удостовериться, что вы не получили опасных повреждений, при необходимости вызвать скорую помощь – номер 103 или 112.
Врачи понадобятся не только при получении травмы, но и в случае взыскания компенсации с наехавшего водителя.
Велосипед оставить, не двигать, зафиксировать его положение. Нужно сделать несколько фотографий, которые позволят сотруднику восстановить события аварии точно. Если велосипед мешает проезду, его придется убрать.
Чтобы взыскать компенсацию на лечение или ремонт ТС, потребуется протокол, а значит сотрудники ГИБДД (номер 102). Европротокол не поможет, так как для его составления оба участника должны иметь страховку ОСАГО, у велосипедистов ее нет.
По возможности нужно собрать данные для связи с прохожими и свидетелями происшествия.
В случае наезда обычно компенсацию выплачивает автомобилист, за исключением случаев, когда удалось доказать, что происшествие совершилось из-за независящих от него обстоятельств или велосипедист намеренно врезался в авто.
Если вред нанесен здоровью, то от компенсации никто не освобождается.
Если повреждено только имущество, то, по итогам рассмотрения обстоятельств, сумма выплат может снизиться, вплоть до отмены.
Явно низкая ответственность велосипедистов связана с тем, что на велосипеде сложно нанести серьезные увечья и ущерб. Отчасти это привело к непредсказуемому поведению на дороге, так как велосипедисты зачастую еще и игнорируются сотрудниками ГИБДД.
Источники:
https://velo-1.ru/kak-sbivayut-velosipedistov-dtp-velosipedistov-video-i-tekst
https://ezdiumno.ru/umno/umno_ezdim/velosiped-i-avto
https://mosregtoday.ru/soc/beregis-velosipeda-chto-delat-esli-vas-sbil-dvuhkolesnyy-transport/
https://prokatski.ru/interesnoe/110-pdd-velosipeda