Про стелс

Содержание скрыть

Русский стелс. Кто разработал технологию самолёта-невидимки

В современной войне важнейшее значение имеют не только технические возможности и вооружение боевых машин, но и снижение их заметности для средств обнаружения. Технология, позволяющая значительно снизить заметность в радиолокационном и других спектрах обнаружения, называется «стелс». И изобрел ее наш соотечественник – Петр Яковлевич Уфимцев.

«Невидимки» американской авиации

18 июня 1981 года в небо взмыл F-117 — одноместный дозвуковой тактический малозаметный ударный самолет, произведенный корпорацией Lockheed Martin. Испытания нового самолета держали в секрете – ведь он не зря носил имя Nighthawk – «Ночной ястреб». Такое название самолет, который почему-то причисляют к истребителям, хотя его правильнее относить к штурмовикам, заслужил благодаря своей крайней малозаметности.

Лишь 10 ноября 1988 года, через семь с лишним лет после первого полета, Пентагон официально признал факт существования «Ночного ястреба». Американское военное ведомство выпустило пресс-релиз с историей создания F-117, в котором была и единственная фотография боевой машины. Что касается публичного показа «Ночного ястреба», то он произошел лишь 21 апреля 1990 года, а в 1991 году, уже после войны в Персидском заливе, где американская армия нанесла серьезное поражение иракским вооруженным силами, самолет презентовали на авиационном салоне в Париже.

«Ночной ястреб» создавался по технологии стелс и был построен по схеме «летающее крыло» с V-образным оперением. Крыло большой стреловидности, прямой профиль, граненый фюзеляж были расположены так, что препятствовали распознаванию самолета, отражая электромагнитные волны в сторону от радиолокационных систем противника. В авиастроении подобную схему называют «фасеточной» (от фр. facette — грань).

Впрочем, первым самолетом, построенным по технологии «летающее крыло», был Have Blue, совершавший полеты с 1977 года. Но эту машину все той же Lockheed Martin так и не запустили в серийное производство. Зато на ее основе впоследствии начали разрабатывать «Ночного ястреба», ставшего первым действительно успешным самолетом, малоуязвимым для радиолокационных средств противника.

Простой американский переводчик

Денис Оверхользер в начале 1970-х годов работал в офисе корпорации Lockheed Martin. Молодой человек не занимал высоких должностей, но, благодаря знанию русского языка, в его обязанности входило ознакомление с техническими публикациями, выпускаемыми в Советском Союзе. Денис переводил их на английский язык.

Однажды для перевода Денис (на фото) получил очередную русскоязычную работу – «Метод краевых волн в физической теории дифракции», принадлежащий перу молодого советского физика Петра Уфимцева. Работа была издана почти десять лет тому назад, в 1962 году. Конечно, обычный переводчик с гуманитарным филологическим образованием воспринял бы необходимость переводить этот труд как очередную скучную обязанность и, кое-как справившись с заданием, облегченно вздохнул бы. Но Денис Оверхользер имел высшее инженерное образование и поэтому он с интересом вник в научную работу Петра Уфимцева.

Труд был посвящен физико-математическому алгоритму, посредством которого можно было высчитать площадь рассеяния для самолета любой формы. То есть, в работе Уфимцева описывалось, как сделать самолет практически невидимым для радаров противовоздушной обороны. Переводчик Оверхользер, будучи человеком технически грамотным и большим патриотом Соединенных Штатов, сразу же понял, какие невиданные прежде возможности работа Уфимцева открывает для американских военно-воздушных сил. Причем в Советском Союзе труд этот не был секретным, так что американцы получали технологию совершенно легально.

Оверхользер обратился со своими соображениями к вышестоящему начальству, но руководители поначалу сочли, что переводчик лезет не в свое дело – авиаконструкторов в корпорации и так хватало. Никто из старшего менеджмента не собирался не только анализировать работу Уфимцева, но даже выслушивать молодого переводчика.

Тогда Денис дал работу советского автора напрямую инженерным сотрудникам корпорации, Те, будучи настоящими специалистами своего дела, в труд Уфимцева вникли и практически сразу же поняли, что к чему. Спустя несколько лет корпорация уже вовсю вела разработку новых самолетов – «невидимок», основанных на применении технологии стелс, заимствованной в монографии советского физика.

Изобретатель Петр Уфимцев

Петр Яковлевич Уфимцев принадлежал к поколению «детей войны». Он родился в 1931 году в далеком селе Усть-Чарышская Пристань на Алтае. В свое время туда переселился его отец – крестьянин. В 1934 году, когда Пете было три года, отца раскулачили и репрессировали, он сгинул где-то в лагерях. Детство без отца было нищим и голодным: из-за нехватки витаминов у Петра прогрессировала близорукость. Мальчик очень стеснялся носить очки, поэтому в школе не мог читать с доски и просил одноклассника дать переписать задание.

Тем не менее, несмотря на проблемы со зрением, мальчик из глухой алтайской деревни отправился поступать в вуз – на физико-математический факультет Алма-атинского государственного университета. Но из-за прогрессирующей близорукости Уфимцев перебрался в Одессу, где была офтальмологическая клиника знаменитого профессора Филатова. Пришлось перевестись в Одесский университет, который Уфимцев окончил в 1954 году по специальности «теоретическая физика».

Русский стелс. Кто разработал технологию самолёта-невидимки

Подающий надежды молодой человек был распределен в Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт (ЦНИРТИ) Министерства обороны СССР. Занимался он, как следовало из названия, радиотехникой. Однако у института была и более узкая специализация.

Основной задачей этого института в то время была разработка новых средств радиоэлектронной борьбы, бортовой радиоэлектронной защиты, комплекса борьбы с радиолокационными средствами наведения. Сам ЦНИИРТИ до 1962 года был филиалом Научно-исследовательского института связи, а затем был выделен в отдельную структуру. Руководил им на протяжении почти 10 лет (с 1959 по 1968 годы) Николай Павлович Емохонов.

Ветеран Великой Отечественной войны, Николай Емохонов также был человеком «из народа» — сын сапожника, он был призван в Красную Армию и распределен на курсы радиосвязи. Так начался его путь в радиоэлектронику. Емохонов служил начальником радиостанции, командовал группой ближней разведки средствами радиосвязи, войну закончил старшим лейтенантом и продолжил службу в войсках связи, получив образование в Военной академии связи им. С.М. Буденного.

После окончания академии Емохонов и пришел в Научно-исследовательский институт связи, где прошел путь от младшего научного сотрудника до главного инженера, а затем до директора филиала и, наконец, директора Центрального научно-исследовательского радиотехнического института. Именно Емохонов пригласил Уфимцева в институт, где Петр Яковлевич проработал до 1973 года. При этом то направление, которым занимался молодой научный сотрудник, не считалось перспективным.

Зато Емохонов сделал очень неплохую карьеру: в 1968 году генерал-майор Емохонов был переведен на должность начальника 8-го Главного управления КГБ СССР (отвечало за шифровальную работу и защиту связи), а в 1971 году одновременно стал заместителем председателя КГБ СССР и председателем Научно-технического совета КГБ СССР. На этой должности Емохонов находился до 1990 года, получив в 1985 году звание генерал армии.

Петр Уфимцев карьерных высот не достиг, хотя в 1970 году и защитил диссертацию на соискание степени доктора физико-математических наук. Тем не менее, его вклад в науку был очень значительным. Он положил начало физической теории дифракции. Еще в 1962 году вышла монография «Метод краевых волн в физической теории дифракции», напечатанная ограниченным по советским меркам тиражом в 6500 экземпляров. Именно она и попала на стол к молодому и предприимчивому переводчику корпорации Lockheed Martin Денису Оверхользеру.

Радары противовоздушной обороны определяли расстояние до самолетов по времени, требующемуся на возвращение обратно излучения, отражающегося от корпуса самолета. Способность самолета отражать радиоволны прямо влияла на его заметность. Поэтому в основу технологии, которая получила название стелс, легла задача снижения способности самолета отражать радиоволны.

Уфимцев пришел к выводу, что, если рассеивать электромагнитные волны, можно уменьшать их степень отражения. Соответственно, излучение радаров не возвращалось обратно и таким образом самолеты оставались бы фактически невидимыми для противовоздушной обороны противника. Для военной авиации подобная технология была бы незаменимой – если бы советское руководство вовремя обратило бы на нее внимание, то наша страна получила бы самолеты – «невидимки» куда быстрее, чем вероятный противник.

Ученый оказался больше нужен американцам

В Советском Союзе технологией Уфимцева почему-то не заинтересовались. Как и переводчик Денис Оверхользер, Петр Уфимцев столкнулся с непониманием со стороны советских бюрократов от науки, которые не желали вникать в суть его теории. Лишь в конце 1980-х годов, когда США уже вовсю использовали самолет «Ночной ястреб», в Советском Союзе тоже осознали преимущества технологии стелс. Но было уже поздно – наступали трагические, черные дни для советского государства. Тем более, что и отношения с вероятным противником, как считал генсек Михаил Горбачев, налаживались.

1990 год стал последним годом существования Советского Союза. В этом же году генерал армии Николай Емохонов был освобожден от должности председателя Научно-технического совета КГБ СССР и отправлен в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Для Петра Яковлевича Уфимцева 1990 год также стал поворотным. Он, работавший к этому времени в Институте радиотехники и электроники Академии наук СССР, получил неожиданное приглашение приехать в Соединенные Штаты Америки – в Калифорнийский университет, в качестве приглашенного профессора электроинженерного факультета.

Недолго думая, Петр Уфимцев согласился. Когда он приехал в США, на встречу с ним пришел Денис Оверхользер – тот самый переводчик, который двадцатью годами ранее натолкнулся на монографию советского ученого. Но вскоре с Уфимцев был подписан контракт конкурентами Lockheed — Northrop Grumman. И бывший советский ученый стал работать над совершенствованием боевых возможностей американского бомбардировщика В-2.

Жизнь и судьба Петра Яковлевича Уфимцева, как и вся история технологии стелс, – типичный пример серьезных последствий, к которым приводит невнимание государства к научным кадрам. В 1990-е годы «утечка мозгов» стала серьезнейшей проблемой постсоветской России. Десятки тысяч перспективных ученых, инженеров, техников покинули нашу страну в поисках не только денег, но и более внимательного и уважительного отношения.

К сожалению, эта проблема не решена до сих пор. Финансирование отечественной науки оставляет желать лучшего, поэтому и уезжают молодые ученые на Запад, а теперь еще и на Восток. В США и даже в Китае их знания оказываются более востребованными.

Как работает Стелс

На самом деле — это очень простая идея. Но она обросла такими мифами, что в глазах большинства кажется чем-то очень сложным, секретным и загадочным. Как же работает стелс технология на самом деле?

Для начала стоит развеять главный миф, который касается определения. Чаще всего самолеты в конструкции, которых использовалась технология stealth называют «самолеты невидимки», отсюда родилось обывательское и представление о том, что вся суть в невидимости. Это не совсем так.

F-22 Raptor

Как работает самолет невидимка

Так как впервые технология была применена в США, то термин stealth появился в английском языке, но переводится слово стелс как «хитрость», а by stealth — «незаметно для других» или «скрытно».

То есть, ни о какой невидимости речи нет даже в названии, значение слова «стелс» другое. Речь идет просто о скрытности или малой заметности.

Правильно говорить именно так «технология малой заметности» (low observable technology) или «технология снижения заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах». Потому, что идея была именно в этом, все отлично понимали, что сделать самолет абсолютно невидимым невозможно.

Термин «самолет невидимка» это журналистский штамп, просто звучит круто, но к реальности отношения не имеет.

Как работает стелс технология на самом деле

Все меры, применяемые для уменьшения заметности можно разделить по нескольким направлениям. Это зависит от того, какие именно устройства мы хотим обмануть. Раньше, когда речь шла только о глазах наблюдателя, это был камуфляж. Сегодня, в первую очередь — радар.

Как обмануть радар

Любой объект становится видимым для радиолокационной станции (РЛС) только тогда, когда от него отразится электромагнитная волна и вернется к принимающей антенне.

Точно так же работают и наши глаза, разница только в том, что длинна волны видимого света находится в пределах 450-630 нанометров (0,000000001 метра), а частоты в пределе 690-405 Терагерц (тера — это 1 000 000 000 000, «триллион»).

Радиолокация использует те же электромагнитные волны, только с длинной волны от 0,02 до 0,3 метра с частотой от 1 до 3 Гигагерц (Гига 1 000 000 000 — «миллиард»). То есть, колебания на порядки отличающиеся по частотам и длине волн. Но это все те же волны и подчиняются они тем же законам.

Итак, чтобы обмануть радар, нужно не отражать его излучение. Есть две хитрости. Нужно либо использовать радиопрозрачный (для данного излучения) материал (например, углепластик или дерево) либо радиопоглощающий. Оба варианта возможны и даже применяются на практике очень давно. Но есть и третий, более хитрый подход.

Отражать куда угодно, но только не в направлении антенны радара. Для этого не нужно использовать специальные покрытия, можно обойтись изменением формы объекта.

f-35A

F-35A. Еще один «невидимка»

Есть еще один очевидный способ — уменьшить размеры объекта, но о нем и рассказать особо нечего. Летальный аппарат меньшего размера, будет менее заметен, чем большего.

Конечно, важно еще и самому не «светится» — не излучать или излучать минимально. Проще всего этого достигнуть, отключив свой собственный радар.

Обмануть «тепловизор»

Второй тип излучения — инфракрасное. Обнаружить и сбить самолет можно используя его тепловой след, да и сам аппарат отличается по температуре от окружающей среды.

Температура газа в турбине двигателя может достигать 1700-1800 градусов Цельсия. А это значит, что обнаружить и атаковать такой летательный аппарат можно с дистанции десятков километров.

Но и противоядие, конечно, нашлось. Оно очевидно — снизить тепловое излучение самолета (или другой техники).

Для снижения заметности в радиолокационном диапазоне используют:

  • специальное покрытие (радиопоглощающее или радиопрозрачное) и такие же детали в конструкции
  • особую форму, отражающую радиоволны в другом направлении
  • экранирование лопаток компрессора и турбины
  • конструкцию, которая исключает появление «блестящих точек» (зон хорошо отражающих радиоволны)

Для снижения ИК заметности обычно используют:

  • особую форму сопла двигателя, а также экранирование (чтобы снизить заметность с определенного направления, например, снизу)
  • специальное топливо или примеси к нему

Ясно, что полностью исключить отражение радиоволн нельзя, так же как и превратиться в абсолютно черное тело (в инфракрасном диапазоне). Но это и не нужно. Даже если удастся снизить мощность сигнала вернувшегося к антенне или попавшего на матрицу инфракрасной ракеты, это поможет дольше оставаться не обнаруженным.

Напоминаю, что самолеты невидимки никто и никогда не собирался строить, инженеры всегда хотели создать малозаметный самолет, а не абсолютно невидимый.

Просто, малозаметный самолет или корабль может подобраться ближе, прежде чем его заметят. Его сигнатуру (радиолокационный «отпечаток» отраженного сигнала) будет сложнее отличить от помех. В этом и вся суть стелса (скрытности). Но это все поверхностное и простое объяснение технологии стелс. Дальше интереснее.

История

Радары для обнаружения самолетов и кораблей начали использовать еще во Второй мировой войне. Но в большинстве случаев, речь шла только о том, чтобы найти противника, а вот целиться и стрелять приходилось все равно пользуясь человеческим зрением.

Но радары совершенствовались, и вот уже появилась возможность наведения ракет на гораздо большей дистанции, чем позволяют глаза. Раньше быть незаметным помогал камуфляж, теперь, пятнистая окраска перестала быть защитой.

Первые попытки

Первым самолетом, где намеренно использовались принципы работы стелс-технологии, был легендарный Lockheed SR-71 Blackbird (Черный дрозд). Так как это был разведчик, малозаметным ему полагалось быть по определению.

SR-71 В профиль

SR-71. Наклон хвостового оперения не случаен

Что именно применили в SR-71, какие методы и технологии малой заметности?

Во-первых — материалы. Впервые в авиации было использовано радиопоглощающее покрытие (и в виде ферромагнитной краски и в виде специально созданных для этого проекта материалов обшивки).

Первый радиопоглощающий материал был разработан в Германии во времена Второй мировой. Но применялся он для шноркеля (выхлопной трубы) подводных лодок, чтобы оставаться незаметными для противолодочной авиации союзников.

Также обращает на себя внимание фюзеляж особой формы, которая рассеивает отраженный сигнал и хвостовое оперение, которое было наклонено под углом больше 90 градусов к фюзеляжу.

Идеальным отражателем считается «уголковый», потому, что отражает сигнал строго в обратном направлении. Уголковый отражатель, это такая фигура, где все 3 плоскости перпендикулярны.

Один из самых простых приемов снижения радиолокационной заметности — избегать прямых углов.

Уголковый отражатель, принцип работы

Еще одна хитрость, в топливо SR-71 добавлялись специальные присадки, снижающие температуру выхлопа.

Но в первый раз получилось не очень. Проблема была в сути проекта. Разведчик SR-71 был самым быстрым не только в своем классе, а и вообще в мире.

Кстати, рекорд 3 529,56 км/час не побит и сегодня.

Поэтому слишком сильно изменить его форму было нельзя, иначе пострадала бы аэродинамика. А его потрясающая скорость считалась лучшей защитой, чем незаметность.

Но теперь на практике стало понятно, как работает технология стелс. Хорошо работает.

Первый Stealth

Второй попыткой стал Lockheed F-117 «Nighthawk» (разработанный той же компанией «Локхид Мартин»). Хоть в его названии и присутствует буква F, что обычно означает Fighter (истребитель), это был 100% фронтовой бомбардировщик.

В этот раз во главу угла была поставлена не скорость, а именно максимальная незаметность. Так началась целая новая эпоха «чистых» самолетов по технологии стелс.

В первую очередь в глаза бросается граненая форма бомбардировщика. Плоские грани отражают волны куда угодно, только не в направлении радара. Каждый может приложить линейку и, помня правило «угол падения равен угла отражения», проверить самостоятельно.

Малая заметность с помощью формы F-117A, геометрия

Как достигается малая заметность? Геометрия!

Тот же стелс-прием, только в меньших масштабах — пилообразные стыки кабины, и всего, что может открываться/закрываться. Это сделано по той же причине, рассеять сигнал который отразится от этой кромки.

Никаких лишних деталей, которые могли бы образовать угол в 90 градусов, нет. Все вооружение спрятано во внутреннем отсеке, внешний подвесок нет.

Воздухозаборники защищены решетками спереди и расположены над крылом, чтобы наземные РЛС не могли «заглянуть» в компрессор двигателя, лопатки которого прекрасно отражают радиоволны, а менять их форму или материал нельзя.

F-117A Стелс

F-117A. Первый настоящий «Стелс»

Тоже самое сзади, сопла двигателя находятся над крылом. И дополнительно прикрыты керамическими плитками, чтобы снизить нагрев. Но главная инновация — плоские сопла двигателя. Такая форма позволяет выхлопным газам охлаждаться гораздо быстрее, чем если бы сопло было круглой формы.

Конечно, не забыли и про ферромагнитную краску. Даже остекление кабины имело металлизированное покрытие, чтобы исключить отражение от внутренних частей кабины пилота.

Считается, что всеми этими приемами эффективную площадь рассеивания (ЭПР) удалось снизить до 0,025 квадратных метров.

ЭПР — это величина, показывающая площадь которая действительно отражает сигнал. Объект с ЭПР 2 квадратный метра будет иметь такую же заметность, для РЛС, как и кусок металла такой же площади. Стоит иметь в виду, что ЭПР с разных направлений будет разная. Обычно указывается минимальная, при «взгляде спереди».

Все в конструкции этого самолета было направлено на снижение радиолокационной заметности (и тепловой тоже), жертвовали всем: скоростью, управляемостью, боевой нагрузкой.

За свои летные качества 117-й получил прозвище «Wobblin Goblin» (Хромой гоблин). Инженеры отказались от использования собственного радара, чтобы не выдавать свое присутствие. Единственным оружием стали бомбы с лазерным наведением, а главной задачей — прорыв и подавление ПВО.

Вершина технологии

Следующим шагом стало создание стратегического бомбардировщика «невидимки». За дело взялась компания «Нортроп» (команда Локхид проиграла конкурс).

В этот раз самолет вообще не имел хвостового оперения, это было первое в мире настоящее летающее крыло. Все возможные инструменты и приемы малой заметности были использованы:

Размещение двигателей над крылом и плоские сопла. Специальная форма крыла, «чистые» обводы (без малейших выступающих частей, включая антенны, заклепки, решетки), крупные детали обшивки (чтобы снизить количество стыков), пилообразные стыки, плавное сопряжение с двигателями и «фюзеляжем» (и чтобы никаких прямых углов).

B-2 и F-15 вместе

Гладкие формы B-2 и решетки, стыки, антенны F-15

Впервые для снижения радиолокационной заметности были применены S-образные воздухозаборники, поэтому никаких решеток спереди на двигателях нет.

Зато сзади лопатки турбины прикрывает более хитрое устройство — радар-блокер. Естественно, были использованы радиопоглощающие материалы в конструкции, и такое же покрытие в виде краски, и даже спец-напыление для остекления кабины.

B-2 радиопоглощающее покрытие (краска)

Радиопоглощающее покрытие берегут, ходят только в бахилах

Единственное из признаков стелс-технологии не было — это наклонного хвостового оперения, ведь его тоже не было.

В случае с B-2 удалось обойтись без пугающих граненых поверхностей, крыло выглядит именно как крыло. Дело в том, что со времен 117-ого информационные технологии шагнули вперед и теперь появилась возможность расчета плавных криволинейных поверхностей (кривых второго порядка).

Современные «самолеты невидимки»

Программу F-117 окончательно закрыли в 2008 году, а основное финансирование прекратили еще раньше, перебросив на проект истребителей пятого поколения — ATF. Проверив на практике, как работает технология стелс на бомбардировщиках, взялись за истербители.

Участники тендера ATF (YF-22 и YF-23)

Прототипы. YF-22 от Lockheed/Boeing и YF-23 от Nortrop. На этом фото хорошо видна параллельность граней крыла и хвостового оперения

Истребитель, это не бомбардировщик, жертвовать летными характеристиками нельзя. Нужно быть быстрым, маневренным и малозаметным одновременно.

В этот раз в конкурентной борьбе участвовали сборные команды Lockheed + Boeing + General Dynamics с прототипов YF-22 и Northrop + McDonnell Douglas — YF-23. Инженеры из Локхид все таки выиграли первый приз и контракт на постройку 382 самолетов.

F-22 Raptor

F-22 Raptor. Плоские сопла двигателя

Правда, построено было гораздо меньше, всего 187 (не включая опытные экземпляры).

Для обеспечения малой заметности были использованы все известные стелс методы но без ущерба для аэродинамики:

  • рассеивающая радиоволны форма
  • плавное сопряжение крыла с фюзеляжем
  • покрытия и материалы
  • крупные детали
  • минимально-возможные зазоры на стыках
  • плоские сопла
  • s-образные каналы воздухозаборников спереди и радар-блокеры сзади
  • пилообразные створки….

Если посмотреть сверху на оба прототипа, заметно, что кромки крыла и хвостового оперения параллельны друг-другу. Тоже самое, при взгляде спереди, вертикальное хвостовое оперение параллельно линиям воздухозаборников. Все это служит той же задаче — снизить радиолокационную сигнатуру, отразив сигнал в сторону.

F-22 спереди, параллельность хвостового оперения и воздухозаборников

F-22 спереди, параллельность линий хвостового оперения и воздухозаборников

Если бы кромки были не параллельны, волна, отразившаяся от крыла и от хвостового оперения радиоволна, имела бы разное направление и часть сигнала могла бы вернуться обратно к антенне РЛС.

YF-23 Black Widow

YF-23 Black Widow

В общем, весь большой набор стелс-хитростей был использован. А в дополнение к уже описным трюкам добавился «беспереплетный» фонарь (на F-22) и большое количество используемых неметаллических материалов (углепластик, керамика и т. д.). По разным данным доля композитных материалов в конструкции составляет то ли 40% то ли 60%.

Не так просто дело обстояло с «младшим» истребителем F-35. Он проектировался сразу в трех модификациях. Одна из которых вертикального взлета и посадки.

Для чего нужно было поворачивать сопло единственного двигателя вниз, для создания тяги. А это, в свою очередь, не позволило использовать плоское сопло (потери в котором выше, чем в круглом). И беспереплеточного фонаря на F-35 тоже нет. Тем не менее весь остальной набор присутствует.

F-35, признаки "невидимки"

F-35, видны все признаки «самолета невидимки»

Сопло то круглое, но все же имеет зигзагообразный контур, и это сделано не для красоты.

Приемы снижения заметности

Конструкционные решения — стелс-формы:

  • V-образное оперение. Отклоненное по большими, чем на 90 градусов (в идеале, его отсутствие)
  • Приплюснутая форма фюзеляжа (лучше без фюзеляжа)
  • Плавное сопряжение всех элементов конструкции (без углов 90 градусов)
  • «Чистые» формы (без выступающих деталей)
  • Крупные детали обшивки, снижающие количество стыков
  • Точная подгонка деталей
  • Пилообразные формы люков, створок и стыков
  • Параллельные грани в разных проекциях
  • Беспереплетный фонарь
  • Внутренние отсеки для вооружения

Инженерные хитрости:

  • S-образные воздухозаборники
  • Радар-блокеры (решетки, крыльчатки)
  • Специальный режим работы радара (LPI)

Использования материалов и покрытий:

  • Радиопоглощающие покрытия (краски)
  • Радиопоглощающие материалы в конструкции
  • Радиопрозрачные материалы

Снижение инфракрасной заметности

  • Плоские сопла, исходящий поток газов из которых остывает быстрее
  • Смешение на выходе с потоками холодного воздуха, отобранными от двигателя
  • Экранирование горячих зон конструкции с определенного направления
  • Использование специальных материалов и покрытий быстро рассеивающих тепло
  • Особые примеси для топлива или вещества, распыляемые за камерой сгорания, краткосрочно снижающие температуру газов

Не только США, не только самолеты

Форма Су-57, элементы малой заметности, форма двигателей

У Су-57 пока есть не все элементы малой заметности (старые двигатели)

Американцы, безусловно, были первыми, но это совершенно не означает, что в других странах стелс-технологиям не уделяют внимания.

Свои собственные «невидимки» с разным успехом делают в России: ПАК-ФА/Су-57 и в Китае: J-20 и J-31. Китайцы, ожидаемо работают быстрее и уже поставили в свои войска эскадрилью, если не две.

Китайский J-20

Ведут разработки такие страны как:

  • Япония (Mitsubishi X-2 Shinshin)
  • Южная Корея (KAI KF-X)
  • Великобритания (Tempest)
  • Европейский консорциум (NGF)
  • Швеция (SAAB Flygsystem 2020)
  • Турция (TF-X)
  • Иран (IAIO Qaher-313)

Общие черты малозаметных истребителей

У всех них много общего

Во многих проектах используются только некоторые элементы технологий. Так, например, у французского «Рафаль» 25% массы и 30% площади — композитные материалы (экономия массы и, одновременно, снижение ЭПР), криволинейные воздухозаборники, впрыск в сопло смеси снижающей ИК-излучение и, конечно, элегантные формы с минимумом лишнего на поверхности.

Французский Rafale, S-образные воздухозаборники

Французский Rafale и S-образные воздухозаборники

Используют элементы стелс технологий в европейском Eurofighter Typhoon, в американском палубном F-18 Hornet и шведском JAS 39 Gripen.

Японский малозаметный истребитель (стелс) X-2

Японский малозаметный прототип — X-2. Родственник всех предыдущих

Разрабатываются и уже приняты на вооружение крылатые ракеты с технологией стелс и даже бомбы малой заметности.

Крылатая ракета Стеолс AGM-158

Малозаметная крылатая ракета AGM-158 рядом с малозаметным F-35

И не только в авиации можно встретить технологии снижения радиолокационной заметности. Ее можно встретить и на флоте, частично на наземной технике (в основном стараются снизить тепловую сигнатуру).

Шведские корветы "невидимки" Висбю

Шведский корвет «невидимка» класса «Висбю»

И, несмотря на все вышесказанное, все еще остаются люди заявляющие, что стелс — не работает и самолеты невидимки на самом деле видно. Технология работает, еще как работает, это ведь просто физика и чуть-чуть геометрия.

Конечно, это довольно закрытая и секретная тема, никто не сообщает настоящие значения эффективной площади рассеивания своих самолетов, а чтобы скрыть настоящее значение используются линзы Люнеберга значительно увеличивающие ЭПР, мало что известно и радиопоглощающем покрытии…

Множество споров возникает вокруг скрытности в связи с работой радара, тысячи мнений о качестве стелс-краски и целесообразности использования пластиковых деталей.

Почва для образования мифов о технологии стелс более чем питательная. Но факт остается фактом — тысячи ученых и инженеров по всему миру тратят свое время на то, чтобы еще немного уменьшить заметность военной техники. Неужели они бы занимались бессмысленной работой столько лет?

Stels

QuiwUqflA DmVvXv.png

Группа Компаний «ВЕЛОМОТОРС» — крупнейший производитель Квадроциклов, Мотоциклов, Снегоходов и Велосипедов в Европе.

АДРЕС Московская область, г. Люберцы, ул. Шоссейная, д. 42 А

ТЕЛЕФОН +7 (499) 704-68-35 +7 (495) 725-26-27

Содержание

О компании

История компании — это не просто история бренда, это история людей и их идеи. На заре перестройки появилась необычная по тому времени идея: сделать недорогой, стильный, доступный велосипед для взрослых, молодёжи и детей, тем самым положив начало широкому велодвижению в нашей стране.

Её воплощением стала регистрация компании «ВЕЛОМОТОРС» и бренда STELS в 1996 году и начало продаж на российском рынке. Правильность выбранного пути подтвердили простые люди, проголосовав рублём за новый бренд. Уже в 2003 году открылся первый завод компании в городе Кубинка Одинцовского района. В 2006 году был заложен второй завод в станице Крыловская под Ростовом-на-Дону. В 2008 году спасён от разорения и восстановлен велосипедный завод в г. Жуковка, гордость советского велостроения, выпускавший знаменитые на всю страну велосипеды «Десна».

Начало производства мототехники

Свежие тенденции и потребности рынка вывели компанию в принципиально новую сферу деятельности — производство мототехники. В июле 2009 года на мощностях Жуковского мотовелозавода было организовано производство первых мотовездеходов. В 2010 году продуктовая линейка компании пополнилась скутерами и мотоциклами. А ещё через четыре года — снегоходами и квадроциклами собственной разработки.

Успех компании не случаен: широта модельного ряда, качество, доступная цена, мгновенная реакция на потребности рынка и стройная концепция бренда STELS обеспечили широкую известность компании в Российской Федерации и за её пределами. Компания сейчас — это коллектив профессионалов с многолетним опытом, это три ультрасовременных завода, собственные конструкторские и дизайнерские бюро. Это будущее, которое мы создаём своими руками, с Вами и для Вас.

Веломоторс сегодня

Группа компаний «ВЕЛОМОТОРС» — крупнейший производитель квадроциклов, снегоходов и велосипедов в ЕВРОПЕ.

«ВЕЛОМОТОРС» — это современное российское производственно — торговое объединение, имеющее подразделения во всех крупных регионах сраны.

Лучшие стелс экшены

Они стали легендами в своих мирах. Они действуют незаметно, оставляя за собой лишь трупы. Они способны проявить чудеса изобретательности ради достижения цели. Они – герои подборки лучших стелс игр на ПК.

Первой игрой со стелс-механиками стала Manbiki Shounen далекого 1979 года: в ней геймеры должны были воровать деньги в магазинах, не попадаясь на глаза владельцам. Но Книга рекордов Гиннеса отдала статус первого представителя жанра игре под названием 005 1981 года, в которой главный герой похищал документы, скрываясь от охраны.

Дальнейшее развитие жанру дал проект Castle Wolfenstein (предшественник шутера Wolfenstein 3D): он позволял персонажу переодеваться во вражескую униформу, обыскивать трупы и брать врагов в плен. Однако настоящий толчок стелсу, заложивший геймплейные основы и сделавший его популярным, придал в 1998 году экшен Metal Gear Solid, который срежиссировал гениальный геймдизайнер Хидэо Кодзима. В том же году вышли еще две культовые стелс игры – Tenchu: Stealth Assassins и Thief: The Dark Project. Постепенно жанр обрел характерные черты, получил свои громкие игры и целые франшизы. О них и пойдет речь в подборке.

Hitman

Честь открывать подборку досталась линейке игр, выполненных в так называемом жанре «социальный стелс», где убийца постоянно находится на виду, смешиваясь с толпой, а маскироваться нужно путем переодеваний. Hitman – это серия стелс-экшенов о молчаливом киллере, чьи навыки позволяют ему проникнуть на любой объект, незаметно устранить цель (по возможности обставив убийство как несчастный случай) и уйти, не вызывая подозрений.

Каждая миссия в Hitman – задачка на сообразительность и фантазию: выполнить задание можно различными способами, а заслужить рейтинг «Бесшумный убийца» сможет лишь самый опытный и умелый игрок. Серия содержит шесть игр, каждая из которых является настоящим шедевром (даже спорная по мнению многих Hitman: Absolution), поэтому каждый поклонник жанра обязательно должен ознакомиться со всеми ее выпусками, включая классические игры начала 2000.

Splinter Cell

Серия видеоигр (а также книг и комиксов), рассказывающих о деятельности спецагента АНБ Сэма Фишера, который выполняет задания, касающиеся национальной безопасности США. Начиная с 2002 года, с выходом первой части франшизы, Фишер успешно разбирается с террористами, предотвращает войны и останавливает апокалипсис. Ради этого ему иногда приходится играть роль двойного агента и даже идти наперекор своему начальству.

В основе геймплея Splinter Cell лежит скрытность. В перестрелке у героя выжить шансов мало (не считая последних игр франшизы, где были немного смещены акценты со стелса к экшену). Поэтому необходимо прятаться в тенях, по возможности не вызывать тревоги и не оставлять свидетелей. Многие выпуски серии содержат кооперативный режим, позволяющий проходить миссии вместе с другом, а также соревновательный мультиплеер, где игроки поочередно примеряют на себя роли скрытных шпионов и вооруженных до зубов наемников.

Metal Gear

Компания Konami под руководством Хидэо Кодзимы создала уникальную вселенную с заговорами, супершпионами, нанороботами, генной инженерией и другими составляющими научной фантастики и альтернативной истории. Под оберткой обычной игры скрываются важные для человечества темы вроде морально-этической стороны войны, а оригинальный юмор и регулярный слом «четвертой стены» стали визитной карточкой серии – достаточно вспомнить битвы с боссами Psycho Mantis и The End.

Увы, далеко не все игры серии Metal Gear вышли на ПК, поэтому чтобы узнать полную историю событий, придется либо покупать соответствующие консоли, либо воспользоваться эмуляторами. Впрочем, для оценки геймплея вполне достаточно будет последних выпусков линейки – Metal Gear Solid V: Ground Zeroes и Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Они содержат множество игровых механик, которые позволяют по максимуму задействовать фантазию при выполнении заданий, а стелс-составляющая поощряет прохождение без убийств и тщательное (но в то же время незаметное) исследование локаций в поисках ценных предметов.

Thief

«Чистый» стелс, в котором экшен считается дурным тоном, а лучшим результатом миссии станет такой, при котором главный герой останется безмолвной тенью, чье присутствие выдадут лишь исчезнувшие из сейфов вельмож драгоценности. Thief комбинирует сеттинги стимпанка, фэнтези, позднего Средневековья и викторианской эпохи, а вор Гаррет, которым управляет игрок, не только промышляет криминалом, но иногда и спасает мир.

Серия Thief насчитывает четыре игры, и, к сожалению, самая современная из них (2014 года) является самой слабой в линейке (хоть и очень неплохой при этом). Поэтому, если вас не отпугивает устаревшая графика и высокие требования к скиллу, можете скачать первые части Thief и насладиться приключениями лучшего вора на планете.

Дилогия стелс-экшенов об остроухом гоблине-воре стала настоящим подарком для поклонников жанра на РС и консолях. Французская студия Cyanide Studio выпустила игры Styx: Master of Shadows и Styx: Shards of Darkness, в которых реализовала увлекательный (и в чем-то даже хардкорный) игровой процесс, занимательный сюжет и одного из самых харизматичных и обаятельных гоблинов в видеоиграх.

К неоспоримым достоинствам игр серии Styx стоит отнести отличный дизайн уровней: разработчики создали огромные локации с множеством развилок, тайных лазов, незаметных укрытий, где всегда можно найти альтернативный маршрут, устроить ловушку для зазевавшихся стражников и приготовить пару-тройку путей для отступления. Не стоит также забывать и о прокачке героя, системе крафтинга, боевых и магических навыках протагониста.

Dishonored

Dishonored привлекает сразу несколькими элементами. Во-первых, потрясающе атмосферным миром, вдохновленным Англией XIX века, в котором присутствует магия и мистика. Во-вторых, увлекательной историей: обе части серии рассказывают о мести главного героя (героини) за гибель/пленение близких. В-третьих, полной свободой действий: игрок может прорываться через толпы врагов силой или действовать незаметно, использовать сверхъестественные способности или положиться на силу оружия.

Однако некоторые ограничения все же есть (для тех, кто захочет им подчиняться): от стиля прохождения Dishonored зависит концовка и дальнейшая судьба игрового мира, и именно выбор скрытного выполнения миссий приведет к положительному финалу.

Mark of the Ninja

Двухмерный стелс-экшен от инди студии Klei Entertainment, рассказывающий историю ниндзя, который мстит зловещей организации за нападение на его клан. В соответствии со своей профессией, главный герой умеет растворяться в тенях, бесшумно передвигаться по локациям и незаметно устранять врагов, используя усыпляющие дротики, меч и другое оружие.

Разработчики из Klei Entertainment создали одну из лучших стелс игр в своем роде. Mark of the Ninja хороша во всем: от интересного сеттинга и симпатичного визуального стиля до сложных, под завязку напичканных врагами уровней и вариативности прохождения, поощряющей разгул фантазии и творчества.

Deus Ex

Кибернетические имплантаты позволяют героям игр франшизы Deus Ex становиться как разрушительными машинами для убийства, так и призраками, которые искусно обходят патрули, отключают охранные системы и не оставляют никаких следов проникновения на объект. Как именно играть – выбирать вам, но мы рекомендуем попробовать вариант со стелс-прохождением: в этом случае Deus Ex позволяет даже избегать сражений с боссами (не всегда).

Первая игра серии вышла в 2000 году, и сегодня выглядит несколько несовременно. Впрочем, стоит обратить внимание на более поздние выпуски – Deus Ex: Human Revolution 2011 года и Deus Ex: Mankind Divided 2016 года: они выполнены не менее качественно, чем оригинал, и поднимают важные для человечества вопросы в сюжете.

Assassin’s Creed

Игры серии Assassin’s Creed можно проходить по-разному: бегать с шашкой наголо и сражаться с каждым встречным или же действовать незаметно, обходить стражников и не убивать никого, кроме своей цели. Во втором случае AC превращается в отличный стелс, где для выполнения задания необходимо смешиваться с толпой, прятаться в укрытиях и не привлекать к себе внимания.

С 2007 года, когда состоялся релиз первой части Assassin’s Creed, по наши дни вышло полтора десятка игр, охватывающих самые разные эпохи и страны – Древний Египет, Европа времен Возрождения, колониальная Америка, викторианская Англия и так далее. Поэтому серия еще и станет отличным путеводителем по мировой истории – локации и события воссозданы разработчиками с вниманием к деталям и соответствием историческим реалиям. А благодаря низким системным требованиям, но в то же время качественному геймплею, первые выпуски франшизы Assassin’s Creed (с первой по четвертую части, включая дополнения и спин-оффы) подойдут для тех, кто ищет стелс игры для слабых ПК.

Alien: Isolation

Героине этой игры приходится скрываться в закоулках космической станции «Севастополь» не по своей воле: попробуй не прятаться, если на станции царит хаос, а по отсекам бродит кровожадный ксеноморф, которого нельзя убить обычным оружием.

Впрочем, Аманда Рипли, дочь Эллен Рипли из серии кинофильмов о «Чужом», сможет найти силы и средства, чтобы успешно противостоять монстру. Хоть и с трудом: разработчики наделили ксеноморфа необычайно умным ИИ, поэтому его поведение невозможно предугадать. Это превращает геймплей Alien: Isolation в напряженные «кошки-мышки», где жизнь становится ценой победы, а саму игру – в один из лучших хорроров и стелс-экшенов.

Sniper Elite

Снайпер, который не прячется от врагов, очень рискует быстро стать мертвым снайпером. Поэтому одной из основных геймплейных составляющих Sniper Elite является стелс: игрокам необходимо действовать скрытно, тихо расправляться с противниками, маскировать выстрелы шумом огня артиллерии, чтобы не выдать своей позиции.

Как и Watch Dogs, Sniper Elite можно (с трудом, но можно) пройти напролом, взяв в руки автомат и расстреливая все, что движется. Но в таком случае теряется сама суть игрового процесса: зачем запускать симулятор снайпера, если при этом снайперская винтовка будет лежать в инвентаре? Так что лучше оставить агрессивный стиль прохождения другим шутерам, а в Sniper Elite сосредоточиться на аккуратном и незаметном выполнении заданий.

Watch Dogs

Главные герои игр серии Watch Dogs – ассасины нашего времени. Благодаря хакерским навыкам они способны подчинить себе всю электронику вокруг и использовать ее в своих целях. Выключить свет и незаметно обойти охрану, взломать и отключить сигнализацию, разведать местность с помощью дрона, задействовать боевого робота для устранения врагов – эти и другие возможности позволяют проходить миссии максимально скрытно.

Конечно, в Watch Dogs можно устраивать громкие перестрелки, сеять смерть и разрушение, но использование стелс-механик больше соответствует сеттингу: если жестокость протагониста первой части франшизы еще можно понять – он мстит за гибель близких, то юному хакеру из сиквела как-то не к лицу устраивать массовый геноцид. Поэтому мы рекомендуем (но не настаиваем) проходить дилогию Watch Dogs по стелсу.

Dead by Daylight

Многопользовательский ассиметричный стелс-хоррор, в котором игроки, разбившись на две команды, стараются выполнить заданные цели. Игра построена по схеме «один против всех», где участник в роли маньяка или сверхъестественного монстра пытается уничтожить всех жертв, которые, в свою очередь, делают все, чтобы сбежать от убийцы.

Dead by Daylight может похвастать внушительным количеством контента, случайной генерацией уровней и разветвленной системой прокачки, благодаря которым каждый матч становится непохожим на другие. Особенно хорошо авторы поработали над обликами убийц – этим тварям точно не хочется попадаться на глаза.

Thief Simulator

Симулятор вора по определению обязан быть стелсом – карьера вора, который не заботится о скрытности, закончится очень быстро в ближайшем полицейском участке. Thief Simulator это подтверждает: здесь необходимо вдумчиво подходить к каждому делу, тщательно распланировать свои действия и блестяще провернуть ограбление.

В игре доступен ряд миссий, на первых взгляд простых, но на деле бросающих серьезный вызов мастерству игрока. Здесь стоит проявить всю фантазию и креативность: разведать обстановку, запастись вспомогательными гаджетами, не забыть расширить инвентарь. Усилия окупятся очками опыта и толстеющим кошельком, символизирующим успешное завершение дел.

Invisible, Inc.

Редкий представитель жанра стелс-стратегия, игра от создателей Don’t Starve, посвященная деятельности шпионской организации Invisible, внедряющей своих агентов в самые неприступные корпорации мира.

В Invisible, Inc. вам предстоит выполнять разнообразные задания, используя тактику, скрытность и шпионские примочки. Ваша цель – добыча информации, хищение секретных документов, а если понадобится – то и устранение врагов. Благодаря случайной генерации уровней, а также большому выбору снаряжения и способностей агентов, вы получите почти бесконечную реиграбельность проекта.

Shadow Tactics: Blades of the Shogun

Тактический стелс в сеттинге средневековой Японии, где вы возьмете командование над отрядом лучших наемных убийц. Каждый из них обладает уникальными способностями, что позволяет задействовать разные стратегии во время выполнения миссий: отвлекайте и незаметно убивайте врагов, расставляйте смертельные ловушки, а если дело пойдет плохо, то в вашей команде найдется герой и для открытого боя.

Aragami

Еще одна игра в восточной стилистике. На этот раз под вашим контролем оказывается мстительный дух, способный управлять тенями, ведомый зовом девушки, которую удерживает в заточении некий зловещий орден.

В арсенале героя есть навыки телепортации и внушительный выбор способов устранения противников, а локации поощряют творческий подход к их прохождению. Игра поддерживает кооперативное прохождение и редактор уровней, и есть вероятность, что при наличии хорошего напарника вы сможете остаться в ней надолго.

Batman: Arkham

В серии игр Batman: Arkham Темный Рыцарь не только ломает кости врагам в динамичных драках – едва ли не треть прохождения занимают стелс-миссии, где игрок должен устранить всех врагов, стараясь не попасться им на глаза. И, надо сказать, выполнены они очень качественно: Бэтмен задействует весь свой арсенал гаджетов, бесшумно убирает противников одного за другим, вселяя ужас в оставшихся.

Кстати, если вам неинтересна экшен-составляющая линейки, то вы можете не проходить сюжетную кампанию, сосредоточившись на наборе стелс-испытаний, которых в Batman: Arkham более чем достаточно.

Thief of Thieves

Приключенческий экшен, основанный на одноименном комиксе Роберта Киркмана (создателя «Ходячих Мертвецов»), рассказывает о воровке, которая совершает дерзкие ограбления и попутно пытается завоевать уважение среди членов команды преступников.

Геймплей Thief of Thieves – это сочетание стелса и диалогов, а выборы, которые совершает игрок, обязательно имеют далеко идущие последствия. Нельзя назвать игру идеальной, но вы точно найдете ее как минимум нескучной.

Prey (2017)

В этом immersive sim шутере стелс выступает одной из доступных игроку механик. При исследовании захваченной инопланетянами орбитальной станции можно обойтись и без него, но тогда прохождение игры станет гораздо более сложным.

Местный стелс уж слишком хорош, чтобы его игнорировать – где еще вы можете превратиться в обычную чашку и дождаться, пока ничего не подозревающий враг пройдет мимо? Импровизация – ваш главный помощник в этом непростом испытании.

Mini Ninjas

Mini Ninjas – приключенческий экшен с мультяшной графикой, который не содержит ни грамма жестокости. Игрокам предстоит управлять ловкими ниндзя с различными навыками и стилем боя. Геймплей сводится к продвижению по уровню и уничтожению врагов. Не обязательно вступать в схватку – приветствуется скрытое прохождение.

Стелс элементы здесь простые – спрятавшись в кустах, герой игрока становится невидимым для врагов. Также у героев есть магические способности – например, парень Хиро может контролировать животных. Кстати, враги после поражения превращаются в милых зверушек. Это красочная игра, которая подойдет геймерам всех возрастов.

Ghost of a Tale

Ghost of a Tale – сказочная игра, повествующая историю отважного мышонка Тило, что живет в крысином королевстве. Мечтая найти свою возлюбленную, он отправляется навстречу приключениям, в которых его ждут битвы с остальными существами в животном царстве, головоломки и места, полные опасностей.

В геймплее сделан упор на стелс прохождение, потому что главный герой имеет в распоряжении природную ловкость и скрытность. Наряду с этим мышонок искусно маскируется и прячется от врагов.

Отличная игра не снискала должной популярности, но в Steam можно найти свыше 2500 отзывов, среди которых

90% – «очень положительных».

Sniper Ghost Warrior 2

По названию нетрудно понять, что данная игра повествует о призрачных бойцах-снайперах, которые должны выполнять свои миссии максимально скрытно. Игроку предстоит в одиночку бросить вызов террористам, что собираются использовать бактериологическое оружие.

Основным оружием, очевидно, является снайперская винтовка (всего доступно 6 видов), а в геймплее учитываются баллистика пули, направление ветра, частота дыхания и другие детали. А посему стрелять направо и налево не получится – придется позаботиться о выборе места и сосредоточиться на мишени.

A Plague Tale: Innocence

A Plague Tale: Innocence – атмосферная приключенческая игра, открывающая суровый мир средневековой Франции. Девчонка Амиция и ее младший брат Гуго переживают не самое лучшее детство – на них почему-то открыла охоту Инквизиция, а в это время мир раздирает Черная смерть. Им предстоит пережить далеко недетские приключения и найти свое место.

Очевидно, что главные герои не предназначены для суровых баталий, а посему решают они проблемы тихо и скрытно. Игроку предстоит столкнуться с различными головоломками, избегать встреч с солдатами Инквизиции, а также прятаться от орд голодных крыс. Впрочем, зараженные твари в некоторых моментах прохождения ох как помогут – например, можно натравить их на врагов и очистить себе путь.

Payday 2

Payday 2 – кооперативный экшен про грабителей. Игрокам в команде предстоит совершить громкие ограбления самых защищенных банков. Но не все так просто – сначала к заданию нужно подготовиться, а уже во время самой миссии действовать осторожно и строго по плану. Игроки при этом сами продумывают сценарий – они могут зайти через черный ход, обезвредить всех охранников или просто устроить перестрелку. Однако открытый бой очень быстро приведет к поражению.

О том, что игроки признали Payday 2, можно судить по >250000 отзывам в Steam. Среди особенностей также стоит отметить обилие дополнений, систему масок, внушительный арсенал и разнообразные навыки.

Футуристическое приключение от третьего лица, созданное усилиями бывших разработчиков серии Hitman. Игра довольно нестандартная – в роли девушки Ин игрок будет исследовать лабиринты гигантского дворца, красивые залы которого наполнены изломанными копиями главной героини. С ними можно сразиться, но толку от этого мало, ведь противников много, и с каждой минутой они становятся сильнее.

Механика врагов вкупе с интересным сюжетом и проработанной атмосферой делают ECHO достойной игрой, которую мы рекомендуем к прохождению вне зависимости от предпочтений в жанре. Игра непопулярна, но она станет настоящим открытием для любителей стелс экшенов.

Velvet Assassin

Игра в сеттинге Второй мировой войны, чей сюжет вдохновлен жизнью британской шпионки Виолетты Шабо. Главная героиня Velvet Assassin выполняет задания в глубоком тылу врага, используя скрытность, переодевания, а если необходимо – то огнестрельное оружие и режим ярости, в котором способна быстро убить нескольких врагов.

Игра вторична и слегка затянута, но сюжет и атмосфера стоят того, чтобы дать ей шанс и добраться до финала.

Manhunt

Культовая игра от Rockstar, посвященная крайне жестокому шоу на выживание. В роли приговоренного к смерти заключенного вы будете прятаться и убивать – а иначе убьют вас. Вам доступен большой выбор способов устранения врагов, один омерзительнее другого, но обойтись без них не получится, если вы хотите выжить.

Праздник насилия, классика, сейчас такую игру выпустить невозможно. Не рекомендуем никому.

Alpha Protocol

Неоднозначный экшен с элементами RPG на релизе в 2010 году спровоцировал настоящие противоборства в игровом сообществе – кто-то закапывал игру, а кто-то возносил. В любом случае, спустя такое длительное время, ее можно смело назвать недооцененной.

В роли молодого агента Майкла Тортона игрок постарается предотвратить международную катастрофу, исполняя задания в различных точках Планеты. В распоряжении игрока будет огнестрельное оружие, технические приспособления и навыки рукопашного боя, однако пройти миссии «напролом» не получится. Стелс играет важную роль в прохождении (помним, что герой – это ТАЙНЫЙ агент).

Игра изъята из продажи в официальных цифровых сервисах

Bening Cloth

Bening Cloth

Уверен, что золотой век игровой индустрии прошел где-то в 2010 году. Заядлый геймер, умелый писатель. Самая любимая игра – Dragon Age: Origins.

Источники:

https://topwar.ru/162805-russkij-stels-kto-razrabotal-tehnologiju-samoleta-nevidimki.html
https://interesnye-istorii.in.ua/stealth/
http://www.bikerwiki.ru/Stels
https://cubiq.ru/luchshie-stels-eksheny/