Как выбрать хороший велосипед в интернет-магазине?
Надежный, качественный, удобный. Вам хочется именно такой велосипед. Сильно огорчитесь, если узнаете, что объективно его не существует? Модели, которые хвалят в интернете и рекомендуют знакомые, могут сильно разочаровать лично вас. Поэтому перед тем, как выбрать велосипед, определите для себя — для чего он вам нужен. Подумайте, по каким дорогам будете ездить — Москва с ее асфальтированными улицами или бездорожье, пересеченная местность или спортивный трек, и в каком стиле — неспешно и в свое удовольствие или стремительно, до свиста в ушах. Цель покупки во многом влияет на выбор транспортного средства. Еще один важный момент — бюджет, который вы готовы потратить на “железного коня” и его дальнейшее обслуживание.
Как выбрать хороший велосипед?
Содержание статьи
Основные узлы и запчасти велосипеда
1. Как выбрать велосипед по году выпуска?
2. Тип велосипеда
2.1. Горный велосипед
2.2. Городской велосипед
2.3. Шоссейный (спортивный) велосипед
2.4. Другие виды велосипедов
3. Рама
3.1. Как выбрать раму велосипеда по росту
3.2. Материалы рамы велосипеда
4. Амортизация
4.1. Хардтейл
4.2. Двухподвес
4.3. Ригид
5. Вилки
5.1. Конструкция
5.2. Ход
5.3. Регулировки
6. Рулевая колонка
6.1. Конструкция
6.2. Размер
7. Колёса
7.1. Как выбрать велосипед по диаметру колёс?
7.2. Покрышки
8. Обода
9. Тормоза
9.1. Виды тормозов
10. Переключатели скоростей
11. Педали
12. Седло
13. Марки велосипедов
14. Что покупают для велосипеда дополнительно?
Основные узлы и запчасти велосипеда
Условно любой велосипед состоит из рамы и навесного оборудования. Причем цена последнего может в несколько раз превышать стоимость первой.
Навесное оборудование — это комплект функциональных деталей и механизмов: вилка, колеса, педали, седло, переключатель скоростей и пр.
Как выбрать велосипед по году выпуска?
Почти у каждого велосипедного бренда есть свой модельный ряд, который ежегодно обновляется. Байки, выпущенные с разницей в год и даже два, не всегда сильно отличаются характеристиками. Например, последняя модель вышла в новой расцветке или укомплектована другим типом тормозов. Но цена свежей версии всегда будет выше. Поэтому перед тем, как выбирать велосипед из новой коллекции производителя, присмотритесь к моделям прошлого года. Такая покупка не только сэкономит бюджет, но и может оказаться более удачной в плане технического оснащения.
Тип велосипеда
Если вы пока не решили, как выбрать велосипед по цели использования, ниже приведена развернутая характеристика видов байков по способам эксплуатации.
Горный велосипед
Другое название — маунтинбайк. Идеальная “среда обитания” для него — дороги без асфальта, рельефная местность. Для прохождения таких трудных участков эти модели оснащаются широкими покрышками с агрессивным протектором. За счет этого горным велосипедам легко преодолевать размытую дождем грязь, песок, гравий и пр.
Конструкция маунтинбайка усиленная, но и вес его от этого немаленький. Поэтому мужчине будет с ним проще управляться. Это оптимальный вариант для любителей велопутешествий по маршрутам со значительными перепадами высот, а также езды по сельским дорогам. Для асфальта горный байк не очень подходит — глубокий протектор будет ухудшать скорость движения и быстро сотрется.
Разновидности горных велосипедов
Для райдеров с разной подготовкой горные байки комплектуются навесным оборудованием определенного уровня. Такие велосипеды бывают следующих классов: “Начальные”, “Любительские”, “Полупрофессиональные”, “Профессиональные”. Еще одна категория “29” — горный велобайк с увеличенными колесами для повышенной проходимости и отличного наката, готовые к езде в экстремальных условиях.
Городской велосипед
Создан для комфортной, неспешной езды по асфальту или относительно ровному грунту, например, аллеям в парке или лесным тропинкам. Такие модели отличаются повышенной безопасностью и удобной посадкой. Области применения: для ежедневных поездок на работу и до магазина, недалеких вылазок на природу, рыбалку, пикник. Городской велосипед может комплектоваться багажником и корзиной для хранения вещей и покупок.
Шоссейный (спортивный) велосипед
Это легкие, шустрые байки с большими по размеру, но узкими колесами и практически гладкими покрышками. Идеальны для скоростной езды, но только на ровных трассах. В таких моделях зачастую предусмотрена спортивная посадка — чтобы создавалось меньше сопротивления ветру. Но длительная езда в соответствующей позе утомительна. Выбирать шоссеры лучше всего для катания в городской черте и соревновательных заездов.
Другие виды велосипедов
Существует несколько специфических конструкций для разных областей применения и категорий велосипедистов. Среди них: складные (удобно хранить и перевозить), женские (с заниженной рамой), экстремальные (для трюков и прыжков), двухместные (семейные) и прочие.
Рама
Неверно подобранный по росту размер рамы приводит к неправильной посадке, дискомфорту и быстрой усталости велосипедиста. В таких условиях езда на байке принесет мало пользы и удовольствия, зато “наградит” болью в ногах и спине.
Как выбрать раму велосипеда по росту?
Ниже приведена таблица, которая поможет определиться с подходящим размером рамы с учетом роста мужчины или женщины. Для каждого типа байка предусмотрена своя сетка ростовок.
Как выбрать детский велосипед по росту?
Хотите приобрести транспорт, на котором ребенок будет кататься с пользой и удовольствием? Давайте обсудим, как выбрать детский велосипед, чтобы он не пылился ненужным на балконе, а помогал юному хозяину увлеченно познавать окружающий мир. Что учесть при покупке, чтобы потом она не принесла большое разочарование?
Классификация и особенности детского велотранспорта
Для катания на велосипеде дети должны обладать некоторыми навыками — быстротой реакции, умением держать равновесие, пониманием “быстро-медленно”, ”право-лево”. В основу классификации уже заложена среднестатистическая информация о способностях, которые присущи детям разного возраста. В соответствии с ней выделяют несколько групп детских велосипедов:
Преимущественно это трициклы как самые устойчивые и потому безопасные для малышей модели. Некоторые велосипеды имеют специальную ручку, с помощью которой взрослый может управлять транспортом, навес от дождя, вместительный багажник для игрушек. Система торможения — задняя. В таком возрасте лучше выбрать для малыша байк облегченной конструкции с рамой из алюминия. Пластиковые варианты недолговечны, а стальные еще слишком тяжелы.
Это первый детский транспорт для освоения самостоятельной езды. Велосипед комплектуется двумя основными и двумя страховочными колесами, мягким кожухом на руль для защиты головы от случайных ударов. Когда малыш научится удерживать равновесие, боковые колеса снимают. Наряду с задним ножным тормозом байки иногда комплектуются передним ручным.
Лучшие велосипеды для возраста от 3 до 6 лет
6-9 лет
Эти полноценные двухколесные велосипеды — уменьшенные копии настоящих круизеров, горных, спортивных и трюковых байков. Они имеют усиленную, преимущественно стальную раму и жесткие крылья. Некоторые детские модели дополняются и “взрослыми” деталями:
- амортизаторами,
- несколькими скоростями,
- задней подвеской,
- дисковыми тормозами.
Лучшие велосипеды для возраста от 6 до 9 лет
9-14 лет
Эта группа детских велосипедов уступает взрослым только меньшим размером рамы и диаметром колес. Выбирайте модель с учетом манеры езды вашего чада и его увлечений. Юному любителю скорости понравится детский шоссейный байк с большим количеством скоростей, облегченной рамой и гладкими шинами. Горный подойдет для школьных и семейных турпоходов. Если подросток тяготеет к области велоэкстрима, пусть это будет его первый детский BMX.
Лучшие велосипеды для возраста от 9 до 14 лет
Если «обновка” на колесах покажется детям слишком сложной и непонятной или, наоборот, простой и скучной, она быстро отправится на тот самый балкон. Чтобы выбрать велосипед, который будет интересен вашему чаду, учитывайте индивидуальный уровень его физического развития и уже имеющиеся у него навыки.
Как выбрать детский велосипед по размеру?
Надежный велосипед — тот, который удалось правильно выбрать по размеру. Не берите модель “на вырост”. Кататься на неправильно подобранном по росту детском транспорте неудобно, управлять им сложнее. Слишком высокая посадка чревата частыми падениями и болезненными травмами.
Существует специальная таблица для определения подходящего байка. Но лучше дать ребенку перед покупкой “примерить” модель на свой рост. Обратите внимание на важный размер — между рамой и областью промежности должно оставаться минимум 10 см. Тогда маленький хозяин велосипеда сможет легко спрыгнуть с сидения, если в этом появится необходимость во время движения.
Высоту модели выбирайте так, чтобы она позволяла ногам спокойно доставать до педалей и не сутулиться при наклоне к рулю. В таком положении не будет создаваться излишней нагрузки на детский позвоночник. Это будет средство передвижения, удобное даже для длительных прогулок.
Велосипеды 3+ имеют функцию регулировки высоты сидения и руля с учетом детского роста. Так что подрастающему чаду не придется покупать новый байк каждый год. Вы сразу выбираете модель, которой хватит на несколько сезонов.
Таблица «Как выбрать детский велосипед по росту»
Рост ребенка (см)
Примерный возраст (лет)
Диаметр колес (дюймы)
Если вы решили выбрать детский велосипед без участия маленького «пилота”, воспользуйтесь таблицей. Здесь представлены параметры роста и соответствующие им размеры колес. Эти данные соответствуют классификации большинства производителей детских байков, представленных в магазинах Москвы и области.
В таблице также указан возраст. Воспринимайте его только как приблизительный, параметр. Рост вашего ребенка может не совпадать с усредненными возрастными границами, которые указаны в таблице. Одни дети растут быстрее, другие — медленнее остальных. Поэтому выбрать велосипед с меньшим или большим размером колес — это нормально.
Субъективные факторы выбора велосипеда для ребенка
Обязательные атрибуты, которыми оснащен детский велосипед и которые обеспечивают безопасность во время езды — светоотражающие элементы и защитный кожух на цепи, который не даст штанине застрять во время движения. Но есть нюансы, влияющие на то, как выбирать средство передвижения в каждом конкретном случае:
Места для катания
Москва и область отличаются по качеству дорожного покрытия в местах для прогулок. Велосипед с узкими колесами и без подвесок даст больший разгон и комфортную езду на ровном городском асфальте. Для путешествия по бездорожью лучше выбирать модель с широкими шинами и глубоким протектором. Велосипеды для малышей 1+ комплектуются пластиковыми и резиновыми колесами. Для неровных трасс, которыми изобилует область, предпочтительней последний вариант.
Цвет и дизайн
Первое впечатление у детей складывается визуально. Только потом, в процессе езды, они смогут оценить удобный размер конструкции, соответствие росту, скорость, плавный ход и прочие характеристики. Поэтому выбирайте велосипед, который внешне понравится юному хозяину. Производители предлагают детские модели в мальчишеском, девчачьем и универсальном исполнении. Часто основой темы для оформления рамы служат популярные мультгерои и персонажи фильмов.
Какую выбрать раму для велосипеда? — всё о велоспорте
Велорамы являются основой велосипеда – на них крепятся остальные составные части байка, они поддерживают тело водителя, получают на себя 70% всех нагрузок.
Чаще всего владелец транспортного устройства подбирает раму по ее весу – чем легче рама для велосипеда, тем проще управлять байком, выше скорость перемещения. Вес изделия зависит от типа материала, который используется для создания детали.
Существует несколько вариантов материалов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Какие бывают рамы — краткое описание материалов
Сейчас производители используют следующие типы оснований для рам:
- углепластик – единственный «не металл», который применяется для создания рамы велосипедов, из-за специфических свойств, самый спорный из всех;
- алюминий – алюминиевые велосипедные рамы считаются самыми распространенными из вариантов, несмотря на низкий показатель жесткости;
- сталь – стальная рама для велобайка состоит из сплавов разных металлов (магний, титан, сама сталь).
Непрофессионалы велосипедного спорта считают, что основным (фактически, единственным) показателем качества рамы является ее жесткость. «Чем выше жесткость, тем круче рама», — говорят они, однако данное утверждение неправдиво.
Если следовать данной теории, то алюминий, который проигрывает в показателях жесткости (если у стали жесткость равняется 30, то у алюминия – 10), является некачественной основной, однако почему профессионалы часто заказывают именно подобные изделия? Алюминиевый тип основания содержит в себе трубки, выполненные с учетом технологии «баттинга», поэтому жесткость у рамы более чем хорошая. Однако нельзя считать данный материал для рамы велосипеда лучшим. Стоит рассмотреть все варианты подробнее.
Углепластик
Самый спорный тип материала, который часто недооценивают. Причина такого отношения кроется в происхождении основы – углепластик не является металлом или сплавом, это волокна углерода, скрепленные смоляными выделениями. Углеродная рама может быть цельной или комбинированной.
- Цельный вариант создан исключительно из углепластика, такая рама отличается высокой прочностью и легкостью. Но если устройство создавали непрофессионалы, которые могут не соблюсти правила изготовления, цельная рама может лопнуть. Профессиональные рамы же очень дорогие, куда дороже остальных вариантов.
- Комбинированная рама сочетает в себе углепластик и опорные элементы из металла. Соответственно, металл в раме дает ей как все свои преимущества, так и недостатки.
Чтобы добиться прочности изделия, создатели монококовых рам стараются комбинировать слои углеволокна, чтобы они переплетались друг с другом, тем самым укрепляя каркас. При этом в раме не будет «мест напайки», как это случается с металлическими изделиями, углепластик будет иметь высокую жесткость только за счет соблюдения направления слоев.
Также в углепластиковых рамах важно, сколько материала ушло на создание основания, чем больше – тем прочнее будет изделие. Однако цена углеволокна высока, поэтому многие «кустарные» предприятия экономят на материале, из-за чего велосипеды с такой рамой ломаются и крошатся во время прыжков. Нужно очень внимательно выбирать поставщика, смотреть сопроводительные документы при покупке.
- возможность создать раму необычной формы и вида;
- крепкая рама, как в определенных местах, так и по всем направлениям;
- долговечность;
- высокая жесткость и прочность;
- очень небольшой вес велосипеда.
- невозможность ремонта;
- при использовании некачественной рамы – высокая вероятность поломки или деформации от удара;
- высокая стоимость.
Магний
Недостаточно изученный (в качестве основы для рамы) материал, который используется энтузиастами.
Магний часто применяется в качестве основания для отдельных частей байка, к примеру, им покрывают амортизационные вилки для уменьшения их веса.
Но нельзя не перечислить материал в списке «какие бывают рамы», так как некоторые профессионалы из США во время выступлений выставляли напоказ цельные магниевые рамы велосипедов.
В целом, данный материал нельзя назвать практичным или оправданным в применении. Это легкая рама для байка, однако она слишком дорогая. Магний легко гнется и деформируется, поэтому при падении велосипеда есть вероятность полной поломки основы или ее накола. Если за данной рамой плохо ухаживать, то коррозия быстро уничтожит основание велосипеда.
- высокая динамика езды байка с такой рамой;
- самый низкий вес среди аналогов.
- недолговечность – рама будет в порядке не более трех лет, затем начнет трескаться;
- высокая стоимость;
- слабая надежность – рама может лопнуть от падения или удара;
- слабая устойчивость к коррозии рамы для велосипедов.
Титан
Профессионалы называют титановые изделия «лучшие рамы для байков, которые могут себе позволить только богатые велосипедисты». Так как стоимость рамы высокая, их позволяют себе спортсмены, а не любители. Титан прочный, долговечный, легкий, но дорогой.
- малый вес;
- высокая устойчивость к повреждениям – лучшая основа для горного велосипеда;
- сопротивляемость к царапинам – долго будет сохранять красивый внешний вид;
- высокая устойчивость к коррозии;
- долговечность – ремонт ей просто не понадобится десятилетиями.
Сталь
Стальная или алюминиевая рама считается наиболее доступными и распространенными вариантами, однако стальные более дешевые. Изготовлять подобные изделия просто, цена их низкая, поэтому стальная рама для байка используется новичками в 90% случаев.
Со временем они меняют это вариант на более практичный и профессиональный, так как данная рама для велосипедов имеет существенные недостатки.
У нее большой вес, коррозия сталь съедает почти сразу, если за рамой не ведется уход, к тому же подобные изделия имеют ограничения – ездить на данных велосипедах могут только легкие велосипедисты.
Разработчики попытались обойти недостатки изделия, применяя особенную закалку стали — Cro-Mo. В результате получилась хромомолибденовая рама, которая лишилась некоторых недостатков, но утратила главное достоинство – низкую цену. Также стоимость повышает баттинг – технология «апгрейда» рамы, в результате которой в определенных местах рама утончается, а ее общий вес снижается.
- низкая стоимость (с Cro-Mo она выше, но все же низкая);
- удобство ремонта;
- гибкость.
- ограничения по весу ездока;
- уязвимость к коррозии;
- высокий показатель веса.
Алюминий
Легкая рама для байка, алюминиевое изделие, на самом деле, изготавливается из сплавов. Чаще всего в ход идут кремний, магний, цинк, скандий, сталь. Чем выше качество рамы – тем больше ее порядковый номер в маркировке (6065, 7000).
Если выбирать алюминий или сталь, то лучше остановится на первом варианте – материал легкий, прочный, достаточно дешевый.
Разумеется, все зависит от того, какой велосипед будет носить эту раму – горный байк с алюминиевой рамой прослужит человеку недолго, так как сплав накапливает усталость, поэтому со временем основа сломается.
Несмотря на это, любители алюминиевой рамы повсюду – данный материал очень часто используется при создании байков любой фирмы, постепенно вытесняя сталь.
- нет ограничений по весу ездока;
- устойчивость к проявлению коррозии;
- низкий вес.
- низкая прочность с годами из-за накапливания повреждений;
- плохой накат;
- выделение вибрации при езде.
Какие бывают рамы для новичков?
Чаще всего новенькие велосипедисты выбирают либо алюминиевую раму, либо стальную. Они дешевые, доступные, их можно ремонтировать. На вопрос, что лучше из вариантов, ответить нельзя, так как каждый тип имеет свои плюсы и минусы.
Рекомендуем посмотреть видео:
Как правильно выбрать раму велосипеда по росту и другим параметрам?
Вы здесь
Велосипед, подобно одежде, должен идеально подходить к размеру тела седока, чтобы быть для него удобным и безопасным. Если знать, как правильно выбрать размер рамы велосипеда, то можно будет наслаждаться комфортной ездой, не испытывая болей в коленях и спине.
Особенности размеров велосипедных рам
Почти любые конструкции современных велосипедных рам имеют свою линейку размеров:
- обычные прогулочные модели могут иметь два-три размера рам;
- у спортивных гоночных велосипедов с рамами классической геометрии может насчитываться свыше 10 размеров.
Общий размер рамы (высоту и длину) описывает параметр, который называется «ростовка». При уменьшении или увеличении размера рамы пропорционально изменяются длины нижней, верхней и подседельной труб велосипеда.
Решая задачу, как выбрать размер рамы велосипеда по росту, следует обратить внимание на маркировку, которая может выражаться:
- численно (сантиметрами или дюймами);
- буквами (M … XXL).
Обычно та или иная модель велосипеда имеет чётную или нечётную линейку размеров. Чаще размеры указываются производителями на самой раме, хотя могут находиться и в иных местах. Если же возникают проблемы с тем, как выбрать раму велосипеда по росту, то за информацией можно обратиться к продавцу-консультанту.
Расшифровка размеров велосипедных рам
- XS – наименьший;
- S – малый;
- M – средний;
- L – большой;
- XL – очень большой;
- XXL – самый большой.
В каждом из этих уровней есть два размера рамы.
Самая прямая связь ростовки наблюдается с высотой подседельной трубы, представляющей расстояние от верхнего края подседельной трубы до оси каретки.
На ростовку велосипеда, помимо этого, оказывает влияние угол наклона труб, а также различный дизайн отдельных компонентов рамы. Мало того, рамы одного и того же производителя могут иметь совершенно разную геометрию, определяемую назначением велосипеда.
Получается, что невозможно ростовку велосипеда подобрать по точным критериям. Например, визуально заметно отличающиеся размерами велосипеды вполне могут оказаться подходящими для конкретного человека.
Это нужно иметь в виду, решая, например, какую раму выбрать для горного велосипеда.
Поэтому в приводимых таблицах указано примерное соответствие между размерами рам известных производителей и ростом человека.
Видео о том, как выбрать раму велосипеда по росту
Примерка велосипеда под седока
Чтобы правильно подобрать ростовку велосипеда самостоятельно, важно не только смотреть в таблицу, но и примерить велосипед вживую:
- Нужно встать над стоящим велосипедом, чтобы его рама оказалась между ног, а седло касалось спины.
- Расстояние между промежностью седока и верхней трубой должно составлять примерно ширину ладони. Это расстояние может быть и меньше, например, в велосипедах с маленькими ростовками, у которых верхняя труба рамы обладает сильным наклоном, или если велосипедист имеет довольно короткие ноги. Когда решается задача, как правильно выбрать размер рамы горного велосипеда, предназначенного для экстремальной езды или просто езды по пересечённой местности, то расстояние трубы от промежности обязательно должно быть больше 10 см.
- Затем с помощью продавца высоту седла следует откорректировать.
- Нужно попрыгать на пятках: если это невозможно, то рама слишком большая, а если она не ощущается, то рама слишком мала.
- Чтобы оценить удобство посадки, нужно сесть на сиденье и покрутить педали, а лучше проехать пару кругов возле магазина.
Зная собственный рост и выбрав, какой лучше купить велосипед, покупатель может обратиться к таблицам для подбора подходящей машины.
Выбор рам для горных, городских и гибридных моделей велосипедов
По нижеприведённой таблице можно подобрать нужную ростовку для всех основных марок велосипедов, сделанных для универсальной езды. Именно такие велосипеды представлены в наибольшем количестве как в магазинах спортивного инвентаря, так и на дорогах. Приведённые размеры можно сопоставлять с большинством размерных таблиц конкретных производителей.
Этой таблицей можно смело пользоваться, если выбирается, например, хардтейл – горный велосипед без заднего амортизатора, с алюминиевой рамой. Но если необходимо решить, как выбрать размер рамы горного велосипеда марки Gary Fisher, то потребуется иная таблица.
Поскольку у двухподвесных велосипедов есть лишь 2-3 размера рам, то для них подходит следующая таблица.
При выборе гибридного или городского велосипеда нужно проверить, есть ли у него под седлом амортизационный штырь, благодаря которому седло, как на любых горных велосипедах, в раму до конца не опускается.
Так, при росте 165 см рама в 16 дюймов будет удобнее, чем 18-дюймовая, а если рост 177 см, то 18-дюймовая рама окажется удобнее 20-дюймовой.
У круизеров обычно есть только 1-2 ростовки, рассчитанных на среднестатистическую фигуру:
- для мужчин под рост 170-190 см;
- для женщин под рост 155-180 см.
Нюансы выбора велосипедных рам
- Предполагаемый стиль езды. Для экстремального и активного катания лучше предпочесть меньшую раму, ведь больший зазор над рамой придаёт ездоку больше уверенности, а машина окажется более юркой. Если же предполагаются спокойные поездки в парке и по городу, то подойдёт и рама впритык (если вы хотите научиться кататься на велосипеде, то выбирайте именно такой).
- Телосложение. Людям с нормальным телосложением или худым лучше подойдёт большая ростовка, а полным лучше взять меньший размер, чтобы легче садиться и рулить.
- Ошибаются те покупатели, которые при отсутствии подходящей ростовки выбирают меньшую. При этом они вынуждены будут максимально, выше допустимого предела, выдвигать из рамы подседельный штырь. Этого делать категорически нельзя, поскольку можно не только сломать саму раму, но и получить болезненную травму в случае вырывания штыря.
Как Вы выбираете раму велосипеда: по таблицам или на практике? Расскажите об этом в комментариях.
Видео о том, как выбрать размер рамы велосипеда по росту
Комфортный драйв или как выбрать раму велосипеда по росту владельца
При наличии объемного выбора безмоторных средств передвижения следует отметить важность обладания знаниями по правильной идентификации подходящего коня. Первостепенная их составляющая – определение приоритетной велостилистики модели (шоссейный, гибридный, горный, городской…). Не менее серьезная задача – подборка ростовки двухколесного друга.
Почему важно знать, как выбрать раму горного велосипеда по росту владельца
По статистике тема о подборе велоростовки – основа первых вопросов, звучащих из уст новичков.
И это верный задел при выборе будущего байка: для каждой веломодели, за исключением простой односкоростной техники прогулочного применения, в линейке производителя найдутся рамы различных размеров.
Несколько позже нужно будет знать, как регулировать задний переключатель скоростей, но это потом.
Не обладая компетенцией в направлении, как выбрать раму велосипеда по росту, велика вероятность осуществления неподходящей покупки. Ошибочно подобранный размер рамной конструкции – это, прежде всего, дискомфорт при эксплуатации.
Критичность допущенной ошибки определяется пройденным километражом. Совершенно «чужой» по размеру двухколесный конь вызовет боли уже при первых километрах пробега.
Незначительная ошибка даст о себе знать, как только дневной пробег составит не менее 40-50 км.
Критерий удобства прежде всего важен для здоровья велосипедиста. Ведь комфортное расположение на велике – это залог того, что не будут болеть:
- Кисти рук.
- Колени.
- Позвоночник.
Как осуществляется выбор подходящего по росту велосипеда: по сути
Размер рамы веломашины привязывается как длине подседельной трубы, а именно к продольному размеру от центра оси каретки до верхнего торца рассматриваемой трубки. Маркировка данного параметра встречается как в дюймах и сантиметрах, так и в буквенном эквиваленте.
Существует негласная договоренность, что сантиметровая характеристика уместна для шоссейных, гибридов и городских великов, поскольку «шоссейник» был изобретен в южной Европе. Горные зачастую маркируются в дюймах, так как этот велостиль обрел начало в США.
Основания для такого вывода:
- подходящая ростовка зависит не только от высоты подседельной трубы;
- геометрия рам только для горных моделей (например, хартейл) у каждого производителя различна;
- рамная конструкция для каждого велостиля разная.
Грамотный выбор велосипеда по росту подразумевает учет его длины. Т.е. особое внимание необходимо обратить на параметр ETT (Estimated Top Tube – горизонтальный размер от оси рулевого штока вилки до пересечения с осью «подседелки»).
Именно характеристика ЕТТ, указываемая в спецификации изделия от серьезных фирм, является объяснением парадоксальному открытию многих новичков: байки 19 и 21 дюймов от различных производителей могут подойти одному и тому же катальцу. И тогда действительно становится понятным, что высота «подседелки» далеко не самый важный параметр.
Фокусируя внимание на характеристике ЕТТ, не стоит забывать и о таких советах по выбору горного велика:
- когда двухколесная машина расположена между ногами, между верхней трубой и промежностью должно быть не менее 10 см (помещается ладонь). При уменьшении расстояния велика вероятность получения травмы при внезапной остановке;
- чем длиннее безмоторный двухколесный аппарат, тем растянутее посадка: это популярно в спорте (обусловлено лучшей скоростной аэродинамикой и весьма эффективным педалированием при таком расположении ездока). Не стоит забывать, что при катании на более длинных байках нарушается оптимальная развесовка и руки дополнительно нагружаются;
- для прогулочного стиля передвижения подходят более короткие рамы;
- аппарат для туристического применения должен обладать рамой средней длины, оптимально распределяющей нагрузку между спиной и руками байкера;
- перед покупкой изделия, обязательно необходимо проехаться на нем в пределах магазина.
Многие серьезные производители рекомендуют измерять внутреннюю длину ног. Полученный результат необходимо умножить на поправочный коэффициент, вычислив тем самым нужную ростовку.
Устраняем последствия неправильно решенной задачи, как выбрать размер рамы горного велосипеда по росту человека
Нередко возникает ситуация: двухколесный агрегат уже куплен и в результате первых покатушек выносится вердикт, что горный байк не подходит. Чаще всего причина в том, что железный конь не подогнан по росту.
Если проблема, как выбрать размер рамы велосипеда по росту, решена верно, то для поиска удобного положения достаточно воспользоваться всем известными регулировками:
- отрегулировать положение гнутого руля: отвернуть крепление последнего к выносу и путем вращения руля вокруг оси добиться оптимального положения;
- найти оптимальное направление сидения в плоскости рамы (седло должно быть строго параллельным земле);
- подогнать высоту сидения: сесть на байк, выставить педаль в нижнее положение и установить пятку на педаль – в такой позиции нога должна быть полностью распрямлена;
- настроить седло в продольном направлении: при стандартном положении стопы на педали в положении «3 часа» внешняя часть коленного сустава должна быть в одной плоскости с осью педали.
Если же размер рамы горной веломашины выбран неверно, то выйти из ситуации можно следующим образом:
- установить более короткий/длинный/регулируемый вынос руля;
- заменить руль на модель с другим углом подъема;
- смонтировать рога (устанавливать небольшим подъемом относительно горизонтальной плоскости);
- заменить стандартный подседельный штырь на модель со смещением.
В итоге
Размер рамы привязан к длине подседельной трубы, может обозначаться как в дюймах, так и буквами. В первом приближении этот параметр коррелируется с ростом ездока – но выбирать исключительно по данной характеристике недопустимо.
Интересуясь, как выбрать раму горного велосипеда по росту, следует иметь в виду, что в силу существенных отличий рамных конструкций различных производителей выбирать подходящую следует по параметру ЕТТ (особенно рекомендуется подбирать велосипед в онлайн-магазине именно таким образом).
При расположении байка между ног, между промежностью и верхней трубой рамы должно быть не менее 10 см (помещается ладонь).
Если размер выбран неверно, положение исправляется установкой другого руля, короткого/длинного/регулируемого выноса, подседельного штыря со смещением.
Мелкий дискофорт при непродолжительном катании устраняется правильной регулировкой седла, руля, штифтеров (переключателей) и тормозных ручек.
Как выбрать размер рамы велосипеда
Размеры рам даны в качестве рекомендаций, на них вы можете обратить внимание при выборе модели велосипеда, но не стоит ориентироваться только на эти данные. Любой велосипед требует примерки под себя.
Рама является основной частью велосипеда, от того какой она будет зависит качество и надежность велосипеда, а также комфортность передвижения на нём. Рама является самой дорогой частью велосипеда, порой проще купить новый велосипед, чем заменить раму. И если часто руль и сиденья можно заменить, то с рамой дела обстоят иначе.
Рама состоит из двух сваренных треугольников. Один из них — передний треугольник состоит из подседельной трубы , он расположен под сиденьем и верхней трубы. Второй — задний треугольник начинается от подседельной трубы и прикреплен к заднему колесу.
Воспользуйтесь навигатором по таблицам в статье:
Как подобрать размер рамы велосипеда для MTB, Road, Trekking
Стандартная таблица размеров велосипедных рам
Как выбрать размер рамы детского велосипеда
Как выбрать размер рамы велосипеда Cube
— Как выбрать размер рамы для двухподвеса Cube
— Как выбрать размер рамы для шоссейного велосипеда Cube
— Как выбрать размер рамы для горного велосипеда Cube
— Как выбрать размер рамы для универсального велосипеда Cube
Таблица размеров для велосипедов AUTHOR
— Таблица размеров для подбора горного велосипеда AUTHOR
— Таблица размеров для подбора шоссейного велосипеда AUTHOR
— Таблица размеров для подбора горного гоночного велосипеда AUTHOR
— Таблица размеров для подбора гибрида AUTHOR
— Таблица размеров для подбора двухподвеса AUTHOR
— Таблица размеров для подбора городского велосипеда AUTHOR
— Таблица размеров для подбора детского велосипеда AUTHOR
— Таблица размеров для подбора женского велосипеда AUTHOR
Как правильно выбрать размер рамы велосипедов Cannondale
Таблица размеров для велосипедов Giant
От правильного выбора рамы велосипеда зависит ваш комфорт при катании на нем.
Как подобрать размер рамы велосипеда для MTB, Road, Trekking
Ещё раз напоминаем, что данные расчеты имеют ознакомительный характер. Следует помнить, что длина велосипеда влияет на посадку во время езды на велосипеде. Её можно регулировать при помощи корректировки угла выноса руля, вы можете изменить посадку на более вертикальную и удобную.
Седло следует перемести вперед на рамках если вы ощущаете смещение центра тяжести назад, а переднее колесо едва касается земли.
Для классических стилей езды — MTB, Road, Trekking попробуйте выбрать размеры рамы указанные в таблице. Если ваш стиль езды можно назвать агрессивным и экстремальным лучше подобрать велосипед с меньшей рамой, он будет лучше в управлении.
Как снять нужные размеры:
— встаньте у стены;
— замерьте расстояние от пола до промежности;
— цифру, которая у вас получилась умножьте на 0,57, если вы выбираете горный велосипед, на 0,63 при выборе треккингового велосипеда и на 0,66 для шоссейного велосипеда;
— у вас получится цифра, её нужно перевести в дюймы для этого разделите её на 2,54 и получите размер рамы.
Рост в см | Длина ног, см | Длина ног, дюймы | Размер рамы, см MTB/Cross | Размер рамы, дюймы MTB/Cross | Размер рамы, см City/Trekking/Cross | Размер рамы, дюймы City/Trekking |
152 cm | 71 cm | 28″ | 36 cm | 14″ | 41 cm | 16″ |
157 cm | 72 cm | 28,5″ | 38 cm | 15″ | 46 cm | 18″ |
162 cm | 74 cm | 29″ | 41 cm | 16″ | 46 cm | 18″ |
167 cm | 74 cm | 29″ | 41 cm | 16″ | 46 cm | 18″ |
172 cm | 76 cm | 30″ | 43 cm | 17″ | 48 cm | 19″ |
175 cm | 77 cm | 30,5″ | 43 cm | 17″ | 48 cm | 19″ |
177 cm | 79 cm | 31 « | 46 cm | 18″ | 51 cm | 20″ |
182 cm | 82 cm | 32 « | 46 cm | 18″ | 51 cm | 20″ |
187 cm | 86 cm | 34 « | 48 cm | 19″ | 53 cm | 21″ |
192 cm | 89 cm | 35 « | 51 cm | 20″ | 56 cm | 22″ |
197 cm | 92 cm | 36 « | 53 cm | 21″ | 58 cm | 22″ |
Стандартная таблица размеров велосипедных рам
В данной таблице указаны наиболее распространенные размеры рам разных производителей велосипедов
Размер рамы, в дюймах | Ваш рост, в см | Размеры рамы в см | Условные единицы, размер рамы |
13” | 130-145 | 33 | XS (Xsmall) |
14” | 135-155 | 35,6 | XS (Xsmall) |
15” | 145-160 | 38,1 | S (Small) |
16” | 150-165 | 40.6 | S (Small) |
17” | 156-170 | 43.2 | M (Medium) |
18” | 167-178 | 45.7 | M (Medium) |
19” | 172-180 | 48.3 | L (Large) |
20” | 178-185 | 50.8 | L (Large) |
21” | 180-190 | 53.3 | ХL (Xlarge) |
22” | 185-195 | 55.9 | ХL (Xlarge) |
23” | 190-200 | 58.4 | ХХL (ХXlarge) |
24” | 195-210 | 61 | ХХL (ХXlarge) |
Как выбрать размер рамы детского велосипеда
В таблице ниже указаны расчеты для выбора размеров рамы детского велосипеда. Выбирая велосипед, ориентируйтесь, прежде всего, на комфорт вашего ребёнка.
Возраст | Длина ног, см | Длина ног, дюймы | Размер рамы, дюймы | Размер колес, дюймы |
4-6 лет | 48 cm | 19″ | — | 16″ |
5-8 лет | 53 cm | 21″ | 11″ | 20″ |
5-8 лет | 56 cm | 22″ | 12″ | 20″ |
5-8 лет | 58 cm | 23″ | 13″ | 20″ |
7-12 лет | 66 cm | 26″ | 14″ | 24″ |
Как выбрать размер рамы велосипеда Cube
Прежде чем купить велосипед Cube, измерьте свой рост и подберите раму по размеру. У производителя есть стандартные размеры для всех типов велосипеда в линейке.
Как выбрать размер рамы для двухподвеса Cube
Рост в см | Размер рамы, дюймы |
205 cm | 23″ (XL) |
Как выбрать размер рамы для шоссейного велосипеда Cube
Если вы собрались купить шоссейный велосипед Cube обратите внимание, что и для параметров этого вида велосипеда у бренда есть свои стандарты.
Рост в см | Размер рамы, см |
200 cm | 62 см |
Как выбрать размер рамы для горного велосипеда Cube
При выборе горного велосипеда Cube ознакомьтесь с параметрами предложенными производителем
Рост в см | Размер рамы, дюймы | Размер рамы, см |
57 см |
Как выбрать размер рамы для универсального велосипеда Cube
Кроме горных, шоссейных и двухподвесов в линейке производителя велосипедов Cube есть и универсальные модели. Для выбора оринтируйтесь на свой рост и выбирайте под него размер рамы.
Рост в см | Размер рамы, см |
200 см | 62 см |
Таблица размеров для велосипедов AUTHOR
Размер рамы велосипеда Author измеряется от центра вала каретки до верхнего среза подседельной трубы. Но есть и исключения для шоссейных велосипедов и BMX. При измерении рамы шоссейных велосипедов ростовка измеряется от центра вала каретки до центра верхней трубы, а для BMX, от конца среза подседельной трубы до середины рулевой колонки.
И следует добавить, что мужские и женские рамы тоже различаются. Для мужских характерна прямая верхняя труба скошенная вниз, а для женских типов рам характерно уменьшенное расстояние от подседельной трубы до середины рулевой колонки.
Компания Author женские рамы обозначаются аббревиатурой ASL и имеют четные ростовки в дюймах: 16” , 18”, а для мужских характерна маркировка нечетными числами: 15”, 17”, 17.5”, и т. д.
Таблица размеров для подбора горного велосипеда AUTHOR
Рост в см | Размер рамы, дюймы |
Outset, Impulse, Solution, Basic, Dexter | |
140 — 150 см | 15″ |
150 — 165 см | 17″ |
165 — 180 см | 19″ |
180 — 190 см | 21″ |
190 — 205 см | 23″ |
Kinetic, Traction, Context, Versus, Instinct, Modus, Vision, Revolt | |
145 — 160 см | 16,5″ |
160 — 170 см | 17,5″ |
170 — 180 см | 19″ |
180 — 190 см | 20″ |
190 — 200 см | 21″ |
Dexter 29, Traction 29, Instinct 29 | |
168 — 180 см | 17″ |
180 — 190 см | 19″ |
190 — 202 см | 21″ |
Таблица размеров для подбора шоссейного велосипеда AUTHOR
Рост в см | Размер рамы, мм |
150 — 160 см | 480 |
160 — 169 см | 500 |
169 — 178 см | 520 |
178 — 185 см | 540 |
185 — 193 см | 560 |
193 — 200 см | 580 |
Таблица размеров для подбора горного гоночного велосипеда AUTHOR
Рост в см | Размер рамы, дюймы |
Master, Introvert, Magnum | |
150 — 165 см | 16″ |
165 — 173 см | 17.5″ |
173 — 183 см | 19″ |
183 — 200см | 20.5″ |
Egoist | |
145 — 160 см | 16,5″ |
160 — 170 см | 17,5″ |
170 — 180 см | 19″ |
180 — 190 см | 20″ |
190 — 200 см | 21″ |
Таблица размеров для подбора гибрида AUTHOR
Рост в см | Размер рамы, дюймы |
Compact, Horizon, Classic, Stratos,Reflex, Zenith, Mission, Airline, Codex | |
150 — 160 см | 16″ |
160 — 175 см | 18″ |
170 — 185 см | 20″ |
185 -200 см | 22″ |
195 — 210 см | 24″ |
Avion, Synergy | |
145 — 155 см | 16″ |
155 — 165 см | 18″ |
165 — 180 см | 20″ |
180 — 195 см | 20″ |
Таблица размеров для подбора двухподвеса AUTHOR
Рост в см | Размер рамы |
168 — 180 см | M |
180 — 190 см | L |
190 — 202 см | XL |
Таблица размеров для подбора городского велосипеда AUTHOR
Рост в см | Размер рамы, дюймы |
Triumph, Advent | |
160 — 170 см | 18″ |
170 — 180 см | 20″ |
180 — 190 см | 22″ |
Majesty, Seance, Viva, Dynasty, Symphony | |
145 — 165 см | 17″ |
165 — 180 см | 19″ |
Таблица размеров для подбора детского велосипеда AUTHOR
Рост в см | Размер колёс, дюймы |
Материал рамы велосипеда
Материалы рамы велосипеда:
Алюминиевая велосипедная рама
Говоря «алюминий», всегда подразумевают сплав с цинком, магнием или кремнием, иногда скандием. Сплавы бывают различными, их маркируют цифрами (6065, 7000, 7005 и так далее). Наилучшими характеристиками обладают алюминиевые сплавы с семитысячной маркой.
Сплавы алюминия со скандием по характеристикам сравнимы с титаном, но их редко используют из-за сложности изготовления. Алюминиевую раму всегда легко отличить по большому диаметру труб. Но из-за малого веса материала алюминиевые рамы — одни из самых легких, алюминий применяют при создании велосипедов практически всех марок.
Велосипеды Bergamont, Lapierre, Stels, например, часто комплектуются алюминиевыми рамами.
Плюсы алюминия: низкий вес; хорошая динамика и чувствительность к дороге; устойчивость к коррозии (но не стоит забывать, что все втулки и подшипники в любом случае изготовлены из стали, поэтому и алюминиевой раме нужен уход); у алюминиевой рамы хорошая «грузоподъемность» — выдержит велосипедиста большого веса.
Минусы алюминия: плохо гасит вибрацию; плохой накат (движение по инерции без применения ускорения); накапливают усталость, поэтому могут после длительной эксплуатации сломаться, при этом трудно поддаются ремонту.
Срок службы рамы — приблизительно 10 лет.
Стальная рама
Сталь — один из самых распространенных материалов, он прост и дешев в изготовлении. Для велосипедных рам используются простые сплавы (Hi-Ten) и хромомолибденовые (Cro-Mo).
При изготовлении стальных рам также часто применяется технология баттинга, но если в алюминиевых рамах она предназначена для увеличения прочности, то в стальных — для снижения веса за счет утончения рамы в местах, где нагрузка невелика.
Но использование баттинга существенно повышает цену для недорогой, в целом, стальной рамы. Для увеличения прочности стальные рамы проходят специальную закалку.
На сегодня простая сталь используется только в недорогих моделях, конкурировать по характеристикам с другими материалами могут только хромомолибденовые сплавы.
Плюсы стали (Cro-Mo): относительно невысокая цена; гибкость рамы, что позволяет смягчать вибрацию и удары, а также плавно проходить повороты; хороший накат; высокая прочность и долговечность материала; хорошая ремонтопригодность.
Минусы стали: большой вес рамы; опасность коррозии; существуют ограничения по весу велосипедиста.
В целом, покупка велосипеда со стальной рамой — это долгосрочное вложение денег, потому что при хорошем уходе она может служить вам долгие годы.
Титановая рама для велосипеда
Титановые сплавы, используемые для изготовления велосипедных рам, показывают отличные результаты, но имеют высокую цену. Поэтому любителями используются редко — этот материал для профессиональных велосипедистов. Но титановую раму отличает также и долговечность, что для многих является решающим критерием при покупке.
Плюсы титана: очень долговечная (срок службы исчисляется десятилетиями); устойчива к коррозии настолько, что даже не нуждается в покраске, поэтому статья «как красить велосипед» вам просто не пригодится с такой рамой. Титановая рама устойчива к ударам и царапинам, поэтому долго сохраняет привлекательный внешний вид; смягчает вибрацию и является очень прочной, поэтому идеальна для маунтин-байка; имеет небольшой вес.
Минусы титана: высокая цена и низкая ремонтопригодность. Но с учетом того, что рама обладает повышенной прочностью и в условиях непрофессионального спорта повредить ее очень трудно, остается один минус — цена.
Рама из сплава на основе магния
Это редкий материал, и споры о качестве магниевых рам ведутся по сей день. Основное преимущество магниевых сплавов — это малый вес, но у большинства профессионалов вызывает сомнения его надежность. На сегодня магниевые сплавы чаще используются как материал не для рамы, а для амортизационной вилки.
Плюсы магния: самый легкий материал, что позволяет получать высокую динамику езды; хороший накат.
Минусы магния: подвержена коррозии и неустойчива к ударам и повреждениям; высокая цена, недолговечность (срок службы не превышает трех лет).
О прочности магниевых рам ведутся споры — производители заявляют, что при правильной эксплуатации этот материал очень прочен, а из уст спортсменов можно услышать обратное. Со временем, возможно, этот спор будет разрешен, а мы пока обратим свое внимание на самый необычный материал для велосипедной рамы — карбон.
Карбоновая рама
Карбон — это композитный материал на основе волокон углерода, связанных между собой смолой. Характеристики этого материала существенно отличаются от любых металлов, поскольку карбон имеет принципиально другое происхождение и строение.
Рамы из карбона могут быть цельные (монококовые) и составные, в которых карбоновые трубы соединены металлическими деталями. Монококовые рамы более прочные, за счет единства материала достигается большая жесткость и при этом легкость рамы.
Карбон — очень пластичный материал, поэтому монококовые рамы могут иметь самую разнообразную форму. Также существуют комбинированные рамы, имеющие металлический каркас.
Они обладают очень высокими ходовыми характеристиками, но содержат в себе как все плюсы и металла, и карбона, так и все минусы.
На жесткость и прочность углепластика влияет несколько факторов. Первый — это количество смолы, скрепляющей волокна: чем ее меньше, тем прочнее. Второй — это количество слоёв. Если слоев много и они расположены в разных направлениях — прочность увеличивается.
На велосипеде с карбоновой рамой прыжок «банни-хоп» сделать проще, потому что такая рама легче.
Карбон — единственный материал, где жесткость может увеличиваться не только в определенных местах, но и в определенных направлениях (за счет расположения волокон углерода), поэтому карбоновые рамы часто применяются в профессиональном велоспорте.
Плюсы карбона: низкий вес; прочность и долговечность (при правильной эксплуатации); возможность усиления рамы как в любом месте, так и в любом направлении; необычные формы рамы.
Минусы карбона: очень высокая цена, для непрофессиональных рам — опасность поломки при неправильном проектировании, а также неустойчивость к ударам, вследствие которых может разрушиться вся рама; опасность коррозии в металлических узлах составных и комбинированных рам, полное отсутствие возможности ремонта.
Какую раму выбрать для велосипеда?
Традиционно новичкам советуют приобретать рамы из стали и алюминия, но если вы выбираете раму «с прицелом» на будущее, то стоит обратить внимание и на другие виды материалов.
Не стоит забывать, что важно не только название материала, но и его качество, а также качество комплектующих. Поэтому лучше выбирать раму из более простого материала, но изготовленную производителем с хорошей репутацией, который гарантирует длительную эксплуатацию и высокое качество велосипеда.
Велосипедные рамы
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
В конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъёмы для устройства амортизатора.
Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским. На такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно в начале XX века.
Также, можно выделить рамы специального назначения и для экспериментальных велосипедов (например, для лигерадов, которые используются для передвижения в положении лёжа), а также рамы детских велосипедов.
Из чего состоит рама велосипеда?
Велосипедная рама, как правило, сварена из профилей, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.
Составляющие рамы велосипеда
Передний треугольник образован «подседельной трубой», соединяющей седло и каретку; «нижней трубой», соединяющей каретку с «рулевой трубой» («стаканом»); и «верхней трубой», соединяющей «рулевую трубу» с «подседельной трубой».
Задний треугольник образован двумя парами труб. Верхняя пара идёт от «подседельной трубы» к кронштейнам крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout; drop — выпадать, out — наружу). Нижняя пара идёт от каретки. Чаще эти пары называют «перьями».
Рулевая труба
Существует несколько стандартных диаметров рулевых труб, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. На некоторых горных и шоссейных велосипедах используют коническую рулевую трубу с переходным диаметром: 1.1/2″ в нижней части и 1.1/8″ в верхней. Такие трубы обладают большей торсионной жесткостью.
Диаметр трубы вилки | Стандарт | Номинальный диаметр рулевой трубы рамы |
---|---|---|
1″/25,4 мм | 1″ JIS | 28,8 мм |
1″ ISO | 30,0 мм | |
1″ BMX/OPC | 32,5 мм | |
1 1 ⁄8 «/28,6 мм | 1 1 ⁄8 » standard, threaded and threadless | 33,8 мм |
IS 1 1 ⁄8 « integrated 45×36 | 41,1 мм | |
Campagnolo „Hiddenset“ 45×45 | 41,9 мм | |
Zero Stack/ Internal | 43,9 мм | |
1 1 ⁄4 „/31,75 мм | 1 1 ⁄4 “ standard | 36,8 мм |
1,5»/ 38,1 мм | 1,5″ standard | 49,6 мм |
Кареточный узел
Каретка — совокупность оси и подшипников для установки системы ведущих звёзд. Трубы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:
- Английская каретка с резьбой BSA, диаметр 32 мм
- PressFit — каретка без резьбы, диаметр 34 мм
- BB30, диаметр 42 мм
- Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket) позволяет натягивать цепь (ремень) на односкоростных велосипедах («синглспидах») и велосипедах с планетарными втулками.
Тип тормозной системы
Рама может поддерживать как один стандарт тормозной системы, так несколько одновременно. Например, часто можно встретить рамы с креплением для дискового тормоза и для тормоза типа V-brake.
«Дропауты»
Кронштейны крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout) бывают следующих типов:
- вертикальные
- горизонтальные (наклонные)
- подвижные (вертикальные регулируемые).
Вертикальные кронштейны обеспечивают точную и быструю посадку колеса, используются совместно с задними переключателями-натяжителями.
Горизонтальные кронштейны позволяют натянуть цепь на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками. Недостатком является то, что при достаточно сильном усилии ось колеса может сместиться. Поэтому вместе с горизонтальными кронштейнами. как правило, используют фиксаторы оси (англ. Chain Tugs).
Регулируемые кронштейны могут поставляться с отверстием для установки заднего переключателя или без него. В любом случае кронштейны можно заменить на аналогичные с креплением переключателя. Ключевые особенности регулируемых кронштейнов крепления заднего колеса:
- возможность сделать односкоростной велосипед («синглспид»)
- возможность заменять «дропауты»
- возможность изменять базу велосипеда в небольшом диапазоне.
Подседельный хомут
Подседельный хомут — хомут, зажимающий подседельный штырь в подседельной трубе. Рама может комплектоваться подседельным хомутом при продаже. Разрез в раме для подседельного хомута, в последнее время, делают спереди. Это уменьшает его загрязняемость, но при этом нет возможности поставить хомут для крепления замка, прикрепить к хомуту крепления для груза на багажнике или задний фонарь. Поэтому если планируется установка «крыльев» колеса (англ. mudguards), то рама с задним разрезом расширит выбор подседельного хомута.
Подвеска
Рамы с жёсткой задней подвеской (англ. hardtail) являются одним из самых распространённых типов рам. Они относительно просты в конструкции и изготовлении, что обуславливает их невысокую стоимость и распространение.
Рамы с упругой задней подвеской более сложные, тяжёлые и дорогие по сравнению с жёсткими рамами. Дешёвые велосипеды с задней подвеской, как правило, имеют очень низкое качество компонентов подвески.
Упругим элементом подвески может быть пружина, или пневматическая система, гасящим — эластомер, масляный картридж и другое.
Крепления для багажника и «крыльев»
В идеале над «дропаутами» должно быть по два отверстия. Одно для крепления багажника, второе для крепления заднего «крыла». Для крепления багажника также должны быть отверстия на «верхних перьях» заднего треугольника. Багажник и «крылья» можно прикрутить к одной паре отверстий, используя специальные кронштейны или хомуты.
Другие конструктивные особенности
Одним из важных параметров рам, является максимальный размер покрышки, который можно установить в раму. Велосипеды с рамами которые позволяют устанавливать покрышки шириной более трёх дюймов, называются англ. «fat bikes».
Для установки ременного привода у рамы должна быть предусмотрена возможность раскрывать задний треугольник.
Геометрия рамы
Особенно сильно на поведение велосипеда влияет геометрия рамы. Основные элементы, определяющие реакцию рамы на внешние воздействия:
- Эффективная длина верхней трубы. Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря (на рисунке — A). Длинная верхняя труба дает большую «стабильность» и меньшую маневренность велосипеда.
- Рулевой угол. Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле (на рисунке — M). Большой угол (близкий к вертикали) обеспечивает лучшую маневренность велосипеда.
- Подседельный угол. Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле (на рисунке — L). При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад — обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью, при более вертикальных углах — вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
- Колесная база. Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую маневренность велосипеда.
- Длина задних перьев. Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Меньшие задние перья рамы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую маневренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна, насколько это возможно — для увеличения жёсткости и прочности рамы.
- Высота каретки (зазор, дорожный просвет). Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы. Увеличение зазора — уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже чем у горных.
- Длина выноса. Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на маневренность велосипеда и посадку велосипедиста.
Размеры велосипедных рам
Хотя наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы (жарг. ростовка). Всё же, важно понимать, что геометрия рамы может быть произвольной и у рам с одинаковой актуальной (эффективной) длиной могут быть разные размеры. Для быстрого определения длины рамы нужно упереть локоть в «нос» седла, а руку положить на вынос руля. Пальцы должны лечь на крышку выноса руля.
Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.
Рост человека, см | Размер рамы, дюймы | Размер рамы, буквенный код |
---|---|---|
152-157 | 14″ | XS |
157-162 | 15″ | |
162-167 | 16″ | S |
167-172 | 17″ | |
172-177 | 18″ | M |
177-182 | 19″ | |
182-187 | 20″ | L |
187-192 | 21″ | |
192 и более | 22″ | (XL) |
При выборе велосипеда для экстремальных дисциплин (стрит, даунхилл и др.) обычно берутся рамы меньшего размера, что позволяет увеличить манёвренность велосипеда при прыжках и исполнении различных трюков. От общей длины рамы и угла рулевого стакана зависит база велосипеда.
Материалы для изготовления велосипедных рам
Трубы для изготовления рам могут быть как круглого, так и иного сечения. Наиболее дорогие рамы изготавливают из труб с переменной толщиной стенок (такая технология имеет название «баттинг»)
Материалом для изготовления велосипедных рам служат легированные стали (чаще хромомолибден — CrMo), различные алюминиевые, титановые сплавы, а также углепластик («карбон») и материалов.
Сталь
Легированная сталь характеризуется высоким запасом прочности и сопротивлением к усталостным нагрузкам, но большим весом. В настоящее время наиболее широко используются хром-молибденовые стали (в частности сплав CrMo 4130, он же 30ХМА по отечественной маркировке).
Преимущества хромомолибденовых рам:
- высокая прочность;
- высокая надёжность;
- более высокая упругость;
- более ремонтопригодны, по сравнению с другими типами рам;
- обладают хорошими усталостными характеристиками, следовательно очень долговечны;
- Низкий порог хладноломкости.
Недостатки хромомолибденовых рам:
- относительно большой вес;
- подвержена коррозии.
Из-за высокой упругости, надёжности и ремонтопригодности хроммолибденовые рамы часто используют для туристических велосипедов.
Титан
Титановые сплавы используются в дорогих рамах.
К достоинствам титановых рам можно отнести:
- титан имеет высокую удельную прочность (в 3 раза выше чем у стали и в 2 раза выше чем у алюминия), позволяя конструировать очень лёгкие рамы (менее 1,4 кг для шоссейных велосипедов);
- стоек к коррозии;
- очень высокая упругость (титановые рамы очень комфортны)
- Высокие диапазоны эксплуатационных температур;
- Хорошие усталостные характеристики.
- высокая цена;
- низкая технологичность и высокие требования к технологии производства.
Алюминий
С 1980-х годов популярность приобретают рамы из свариваемых алюминиевых сплавов. Они дешёвы в изготовлении, лёгки, имеют хорошую коррозионную стойкость, технологичны. Алюминиевые рамы имеют приблизительно такой же вес, что и титановые, но обладают большей жёсткостью. Однако, применяемые сплавы имеют неудовлетворительные усталостные характеристики. Тем не менее, в настоящее время алюминий является наиболее популярным материалом для рам среднего ценового диапазона. Основные марки алюминиевых сплавов 7075, 7005, 6061.
Иногда алюминиевые рамы легируют небольшими добавками скандия, который значительно повышает прочностные характеристики и позволяет снизить вес рамы.
Углепластик
Углепластик, или «карбон», представляет собой композитный материал. Обладает достаточной прочностью, но при этом хрупок, дорог и труднотехнологичен. Боится точечных ударов. В качестве компромисса, иногда изготавливаются «гибридные» рамы, с отдельными элементами из углепластика и основой из металлических сплавов.
Полностью углепластиковые рамы могут быть как классической конструкции, так и монококовой. Большинство современных велосипедных рам выше среднего уровня имеют карбоновые рамы. Углепластиковые рамы обладают наименьшим весом по сравнению с рамами из других материалов.
Виды велосипедных рам по стилю катания
До этого мы в большей мере говорили только о материале рам, но ведь есть еще и их геометрия, рассчитанная под каждый тип велосипеда. Какие конструктивные отличия? Давайте-ка узнаем.
Внедорожные
- Хардтейл – типичная рама горного велосипеда без заднего амортизатора. На нее чаще всего уже можно установить дисковый тормоз, багажник, колесо с широкой покрышкой, есть крепления под фляги. Рекомендация: как выбрать горный велосипед.
- Софтлейн – необычная рама для езды по бездорожью. Амортизация происходит за счет упругих задних перьев. Она не подходит для прыжков, но с неровностями дороги справляется.
- Двухподвес – на раме установлен задний амортизатор. Есть множество его конструкций – начиная от двухподвесов для МТБ и заканчивая даунхиллом. Багажник установить нельзя, креплений для фляги мало.
- Горный тандем – в отличии от классического дорожного рама рассчитана под установку передней амортизационной вилки и широкой резины.
Дорожные
- Городской велосипед – рама рассчитана на высокую посадку, имеет крепления для заднего багажника и корзины на руль, но не рассчитана под дисковые тормоза за редким исключением.
- Шоссейный велосипед – геометрия спланирована под низкую посадку для хороших аэродинамических свойств. Подобная рама обладает хорошим накатом, двумя или тремя креплениями под велофлягу. Багажник зачастую установить нельзя.
- Циклокросс – просветы в перьях рассчитаны под более широкую резину, посадка – для маневренной езды. Обычно есть крепления под багажник и, разумеется, фляги. По этой причине их частенько используют для туризма.
- Туринг – турингом считается классический велосипед для дальнобойных путешествий. Наверное, 9 из 10 кругосветных велопутешествий было совершено на турингах. Идеальное соотношение обтекаемости и удобства посадки для спины и рук, возможность установки любых колес, переднего и заднего багажника, множества фляг и разных других плюшек.
- Тандем – ну здесь всё ясно, все видели велосипеды для езды вдвоем, а то и втроем.
Кроме этих вариантов, есть еще рамы для экстремальных дисциплин, например, триала и BMX. А также разные круизеры, рекумбенты, у которых посадка лежа, педали находятся на уровне головы.
Велосипедная рама и всё о ней. Особенности и выбор
Авторский уголок
Велосипедная рама (bicycle frame) — это основополагающий компонент любого велосипеда. От неё зависят такие важные особенности, как: дальнейшее предназначение «байка», стиль катания, удобство, комфорт и конечно же безопасность. Прочность велосипеда тоже напрямую зависит от велорамы. На сегодняшний день существует очень много различных вариантов велосипедных рам, они отличаются материалом, геометрией и прочими важными деталями. Чтобы разобраться во всём этом, достаточно просто рассмотреть некий усреднённый вариант рамы и понять, из каких частей она состоит и как правильно называются отдельные компоненты.
Компоненты велорамы
Любая «классическая» велосипедная рама конструктивно состоит из труб, которые могут быть изготовлены из различных материалов, сочетаний материалов, сплавов или композитов. Чтобы получить нужное в каждом конкретном случае (сбалансированное) соотношение характеристик прочности/гибкости часто применяются комбинированные материалы. Трубы могут быть произвольной формы и сечения, с квадратным или круглым профилем.
Привычная всем конструкция рамы — это два треугольника, передний и задний (эти треугольники можно представить виртуально, если также мысленно рассмотреть раму сбоку). Они могут иметь любую форму, не обязательно идеально-ровную геометрическую, но при этом всё равно сохраняют это название. Конечный вид зависит от фантазии и намерения производителя или же «дизайнера» рамы, если он фигурировал во время её создания. Несмотря на то, что передний треугольник можно считать таковым весьма условно (поскольку он состоит из 4-ёх труб, а не из 3-ёх), в его строении можно выделить следующие элементы: рулевой стакан (headset), основная труба (head tube), верхняя труба (top tube) и подседельная труба (seat tube).
Задний треугольник состоит из: подседельная труба (seat tube), задние верхние перья (seat stays) и нижние (chain stays) перья. В нижней части рамы, там где основная труба переходит в задний треугольник и «встречается» с подседельной трубой, располагается кареточный узел.
Нижние задние перья переходят в кронштейны для крепления заднего колеса, или их ещё называют дропаутами (dropout). Задние перья также включают в себя крепления под тормозную систему v-brake, но в наше время почти поголовно идёт крепление под дисковый тормоз.
Конструкция рамы иногда отличается от «классической» в силу различных ухищрений от производителей и предполагаемого назначения велосипеда. Но даже в этом случае основной принцип и названия элементов рамы сохраняются, даже если их форма претерпевает изменения.
Чтобы обеспечить непосредственную функциональность будущего «байка» и всех его систем, велосипедная рама включает в свою конструкцию отдельные элементы, служащие для установки специфических компонентов. Рассмотрим такие элементы рамы поближе:
В рулевой стакан устанавливается рулевая колонка (headset), в отверстие для каретки — устанавливается соответственно каретка (bottom bracket), а в отверстие подседельной трубы устанавливается подседельный штырь (seatpost) вместе с седлом.
Кронштейны крепления втулки заднего колеса или «дропауты» могут быть: вертикальными, горизонтальными или регулируемыми. Вертикальные дропауты наиболее удобные и простые в эксплуатации — они позволяют быстро поставить колесо на место, и сделать это максимально ровно (натяжение цепи в этом случае обеспечивается задним переключателем скоростей, отдельная ручная регулировка не требуется).
Горизонтальные дропауты сейчас применяются всё реже за счёт специфичности конструкции. С их помощью натягивается цепь, что особенно актуально для «синглспидов» (велосипедов с одной передачей, без заднего переключателя). Ещё одним вариантом использования может быть в тандеме с планетарной втулкой. Однако, при достаточном усилии ось колеса может сместиться. Чтобы предотвратить это, существуют специальные фиксаторы оси.
Регулируемые дропауты бывают самых различных вариаций: с отверстиями для крепления заднего переключателя или без него. Они позволяют, как следует из названия, гибко регулировать «базу» велосипеда в небольших пределах. Такие дропауты легко меняются, а велосипед можно легко превратить в односкоростной.
Современные вело-рамы так же часто включают в себя дополнительные конструктивные элементы для крепления аксессуаров и прочих доп. устройств. На большинстве рам можно увидеть отверстия для установки флягодержателя, а также крепёжные элементы для троссиков тормозной и систем переключения передач. Последние часто заменяются отверстиями на рамах высокого класса, чтобы пропустить рубашки тросов внутри, тем самым улучшив эстетический вид велосипеда, повысить удобство и снизить неприятный эффект перетирания рубашки или рамы. Некоторые рамы дополнительно комплектуются отверстиями для фиксации крыльев, что обычно характерно для дорожных и туристических (tour) велосипедов.
Рассмотрим подробнее некоторые элементы рамы и попытаемся понять, каким образом происходит подбор совместимых компонентов под каждую конкретную раму и какие встречаются отличия:
Рулевые стаканы (headset) на раме бывают обычные или же интегрированные. С учётом этих особенностей к стакану подбирается рулевая колонка.
Обычные рулевые стаканы распространены гораздо больше, они чаще встречаются в продаже и не предполагают никаких сложных особенностей. Под такие рулевые стаканы проще всего найти и подобрать рулевую колонку, притом сделать это с учётом собственных предпочтений в стиле катания.
Интегрированные рулевые стаканы считаются более профессиональным и продуманным инженерным решением, простым в установке и практически не требующим обслуживания, однако способным вывести раму из строя в ряде случаев (или же привести к дорогостоящему ремонту).
Подробнее о рулевых стаканах и совместимых с ними рулевых колонках можно прочитать в отдельной статье.
Кареточный узел рамы состоит из стакана, в который устанавливается каретка. Этот стакан различается длиной и типом резьбы, в зависимости от особенностей рамы.
Встречаются три типа резьбы на раме:
- Английская резьба (BSW, 1.37 in x 24 TPI);
- Итальянская резьба (BSC, ITA 36 mm x 24 TPI);
- Французская/швейцарская резьба (М35×1);
Бывают так же стаканы с интегрированными системами. В них подшипники с чашками запрессовываются непосредственно в раму, а центральным элементом остаётся ось. Такие системы называются «Pressfit» и они набирают популярность в конструкции профессиональных рам в последнее время. Также встречаются эксцентриковые каретки, которые проворачиваются в своём посадочном месте и отличаются функционалом автоматического натяжения цепи. Последние используются крайне редко, они являются альтернативой приводу с системой переднего переключения передач.
Подседельная труба рамы оснащается зажимом подседельного штыря (seat clamp). Он бывает интегрированный (только на старых моделях рам) или внешний. В зависимости от диаметра подседельной трубы, зажимы бывают следующих наиболее распространённых стандартов: 27,2 мм; 30 мм; 31.8 мм; 34.9 мм;
Внешние зажимы подседельного штыря могут быть:
- Эксцентриковые — зажимается без инструментов руками, приложением физической силы. Удобны, понятны и просты в обращении для всех, не требуют дополнительных инструментов.
- Болтовые — фиксируют подседельный штырь при помощи болта, обычно на шестиграннике. Менее удобные, требуют инструмент для регулирования силы затяжения, но зато более надёжные.
Конструкция рамы так же может значительно варьироваться в случае наличия или отсутствия задней подвески и её разновидностей. Как правило, в таких случаях у велосипедной рамы будет отсоединяемый задний треугольник и некая конструкция (индивидуальная), на которую будет крепиться сам амортизатор.
Геометрия рамы
Велосипедная рама и её прямое назначение во многом зависит от геометрии, наиболее значимого и весомого параметра для этого изделия. Геометрия рамы определяется длиной труб и углами, при которых они соединяются. Наиболее значимыми и определяющими параметрами геометрии рамы можно отметить: угол наклона рулевого стакана, угол наклона подседельной трубы, длина верхней трубы и длина подседельной трубы.
Детально разбирая геометрию рамы, следует выделить некоторые характерные размеры рамы, которые часто указывает тот или иной производитель. Эти размеры достаточно значимы при выборе, особенно с учётом предполагаемой дисциплины катания:
- Saddle height (высота седла) — расстояние от центра каретки до середины седла
- Stack (стэк) — вертикальное расстояние от центра каретки до верхней точки рулевой колонки
- Reach (рич) — горизонтальное расстояние от центра каретки до верхней точки рулевой колонки
- Bottom braket drop (отступ каретки) — расстояние, которое определяет, насколько занижен центр каретки относительно центра задней втулки
- Handlebar drop (отступ руля) — расстояние, которое выражает вертикальную разницу между верхней частью седла и верхней частью руля
- Saddle seatback (отступ седла) — горизонтальное расстояние между передней частью седла и центральной частью каретки
- Standover height (полная высота) — высота от земли до верхней трубы переднего треугольника
- Front center — расстояние от центра каретки до центра передней втулки
- Toe overlap — определяет расстояние от ноги райдера на педали до переднего колеса во время поворота последнего
Геометрия рамы играет определяющую и самую важную роль в поведении велосипеда на дороге, его устойчивости, отзывчивости руля. Она же задаёт удобство и комфорт посадки, влияет на характеристики разгона и торможения, общую динамику велосипеда. Следует обратить самое пристальное внимание на эти размеры, выбирая раму под индивидуальные запросы и пожелания. Существует ряд наиболее важных практичных размеров, которые и следует учесть в первую очередь:
- Длина верхней трубы. Измеряется от центра рулевой колонки, до центра подседельного штыря по прямой горизонтальной линии. Этот параметр напрямую влияет на стабильность и маневренность велосипеда. Чем длина выше, тем более устойчивым и отзывчивым будет велосипед.
- Угол рулевого стакана. Угол между рулевым стаканом и прямой вертикальной параллельной линией. Больший угол определяет лучшую манёвренность велосипеда.
- Угол подседельной трубы. Определяется наклоном подседельной трубы по отношению к прямой параллельной вертикальной линии. Данная характеристика отвечает за смещение центра тяжести, а именно отвечает на вопрос: «Смещается ли центр тяжести и насколько сильно, когда велосипедист сидит в седле?» От этого зависит и предрасположенность байка к экстрим-элементам и трюкам, а также определяет уверенное сцепление с поверхностью (если угол больше) или же большую предрасположенность для динамичной ездеы во время скоростного педалирования (если угол меньше).
- Колёсная база. Расстояние между центрами передней и задней втулки колёс по прямой горизонтальной линии. Чем больше колёсная база, тем более устойчивым, манёвренным и стабильным будет велосипед.
- Длина нижних перьев заднего треугольника рамы. Измеряется от центра кареточного узла до центра задней втулки колеса. Чем меньше длина — тем надёжнее и прочнее рама и, тем лучше сцепление велосипеда с поверхностью, а велосипед более отзывчив при рулении и прочих скоростных манёврах.
- Клиренс/высота до кареточного узла. Расстояние между крайней нижней точкой велосипеда (кареткой) и землёй. Влияет на проходимость и скорость. Чем больше высота — тем увереннее и стабильнее велосипед на бездорожье, меньше вероятность зацепить рамой за любые неровности или препятствия. Но вместе с этим происходит большая потеря скорости и динамики.
- Длина выноса. Измеряется от центра рулевой колонки до руля (вынос). Значительно влияет на маневренность и удобство посадки.
Полный размер рамы традиционно измеряется вдоль подседельной трубы, от центра кареточного узла, до центра верхней трубы (в том месте, где она пересекается/встречается с подседельным штырём). Так определяется «ростовка» рамы и велосипеда в целом. Однако существуют и другие способы измерения.
Размер рамы находится в прямой связи с ростом человека, который
собирается ездить на велосипеде, собранном на основе этой рамы. Эту связь можно условно представить в таком виде: Рама размера XS рассчитана под рост 152-162 см; рама размера S под рост 162-172 см; рама размера M под рост 172-182 см; рама размера L под рост 182-192 см; рама размера XL под рост 192 и выше;
Размер рамы для экстремальных дисциплин катания принято подбирать чуть меньший, чтобы увеличить управляемость и манёвренность для выполнения трюков и различных прыжковых элементов.
Материалы рамы
Велосипедная рама может быть изготовлена из различных материалов. С момента зарождения велодвижения традиционно это была сталь, однако рама так же может быть изготовлена из алюминиевого сплава, карбонового волокна, титана, термопластика, или даже бамбука и дерева. Каждый материал даёт сочетание своих уникальных характеристик и недостатков, им присущих. Так же в последнее время часто используются сочетания различных материалов (композиты), чтобы добиться необходимого баланса низкого веса и высокой прочности конструкции. При выборе материала для рамы важную роль играют следующие свойства:
- Плотность — от этого параметра зависит конечный вес рамы
- Жёсткость — незначительно влияет на передачу энергии педалирования и комфорт райдера. Определяет способность рамы деформироваться без разрушения.
- Предел прочности или поперечная прочность — определяют силу, с применением которой материал деформируется.
- Растяжение/упругость — определяет, насколько сильно нужно деформировать материал, прежде чем он сломается.
- Усталость — определяет долговечность рамы в перспективе активной эксплуатации.
Краткие преимущества и недостатки самых распространённых материалов рам, облегчающие выбор рамы под индивидуальные запросы и стиль катания:
- Стальные рамы. Для производства рам в настоящее время чаще всего используется хром-молибденовая сталь, которая отличается отменной прочностью, надёжностью и выносливостью, так же неизменно хорошей упругостью материала (рама ощущается комфортной в движении так как немного «играет», правда тем самым теряя в динамике движения). Рамы из этой стали достаточно легко отремонтировать в случае поломки и они очень долговечны за счёт превосходных усталостных характеристик. Но и недостатки у таких рам весьма существенные, сюда можно отнести и высокий вес по сравнению с рамами из других материалов (на несколько килограмм при одной и той же ростовке) и подверженность коррозии. Для борьбы с коррозией раму покрывают специальным составом, однако в случае повреждения лако-красочного покрытия остановить развитие коррозии бывает весьма затруднительно. Следовательно, такая рама не столь неприхотлива и долговечность сводится на нет подобными проблемами. Конечно, коррозия не столь сильно проявляется по сравнению с кузовом автомобиля, например, но велосипед вполне способен потерять товарный вид и снизить показатели прочности с течением времени. Велосипедную раму из стали часто выбирают любители туризма и спокойных покатушек за достаточное сбалансированное сочетание характеристик, хороший комфорт (что немаловажно в дальних поездках) и разумную стоимость.
При изготовлении рамы велосипеда и отдельных труб производители иногда используют технологию «баттинга». Эта технология позволяет немного снизить конечный вес рамы за счёт использования разной толщины стенок трубы рамы и вместе с тем варьируя плотность материала на разных наиболее нагруженных участках рамы. Обычно такая рама плотнее в местах стыков, что обуславливается необходимым запасом прочности в этих точках с учётом повышенной нагрузки на узел. Баттинг бывает двойной и тройной.
Источники:
https://velomatrix.ru/article/kak-vybrat-velosiped-po-rostu-i-vesu-tablica/
https://velomatrix.ru/article/kak-vybrat-detskiy-velosiped-po-rostu/
https://spiegelstudio.ru/zapchasti/kakuyu-vybrat-ramu-dlya-velosipeda-vsyo-o-velosporte.html
http://velomozg.com/velosipednye-ramy
https://nopoint.ru/velosipednaya-rama-i-vsyo-o-nej-osobennosti-i-vybor/