Рама для велосипеда горного

Содержание скрыть
2 Рама для велосипеда горного

Какую выбрать раму для велосипеда?

рама велосипеда

Купив новый велосипед, на нём можно позже заменить все комплектующие, но рама останется. Как говорится, навесное оборудование ─ дело наживное. Поэтому важно сразу выбрать новый транспорт с отличной вело рамой. Пояснять не стоит, что рама лучшего качества должна быть легкой, прочной и долговечной.

Технологии создания

Многие люди далекие от велоспорта не понимают, почему два, на первый взгляд одинаковых, велосипеда так сильно отличаются по цене. Почему это фирменный велосипед без амортизаторов или дисковых тормозов стоит как минимум в два раза дороже украшенного экземпляра с богатой комплектацией. На самом деле, в дальнейшем от дешевого красавца будет в восторге только ребенок.

Велосипедные рамы авторитетные производители всегда изготавливают по более прогрессивным технологиям:

  1. Баттинг ─ утончение стенок труб в менее нагруженных участках.
  2. Гидроформинг ─ предание трубам рамы переменного сечения по их длине при помощи высокого давления в наполненных горячим маслом матрицах.
  3. Запатентованные методы сварки алюминия.
  4. Лабораторные исследования на изгиб, кручение.

Применяя названные способы, дорожащие своей репутацией, фирмы производят легкие, прочные и симпатичные рамы для велосипедов. Самое главное, что они к тому же безопасные: выдерживают торсионное скручивание при нажатии на педали, поглощают изгибающие воздействия при езде по буграм и ямам.

Геометрические размеры

Перед тем как выбрать подходящий для себя двухколесный транспорт, необходимо познакомиться с таким понятием, как геометрия рамы велосипеда. Удобнее всего ознакомиться с основными показателями геометрии по следующему наглядному рисунку.

геометрия велосипедной рамы

На этом изображении приняты такие сокращения:

  • T/Th ─ расстояние от подседельной до головной трубы;
  • T/Ta ─ длина верхней трубы;
  • H/T ─ высота головной трубы;
  • F/L ─ длина вилки;
  • S/T c-t ─ расстояние от центра каретки до верхнего края подседельной трубы;
  • W/B ─ колесная база;
  • C/S ─ длина нижних перьев;
  • B/B ─ положение каретки относительно уровня колес;
  • F/R ─ расстояние между осью вращения вилки и креплением переднего колеса;
  • S/T ang. ─ угол наклона подседельной трубы к уровню колес;
  • H/T ang. ─ угол наклона передней вилки к уровню колес.

Вам не нужно запоминать все параметры геометрии рамы. Достаточно лишь знать, что они определяют принадлежность велосипеда к определенному типу.

Подбор рамы можно правильно сделать, учитывая лишь свой рост и предпочитаемый стиль катания на велосипеде. Параметр S/T c-t напрямую указывает на то, какую раму вам нужно выбрать по росту. Хотя для разных рам этот размер имеет различную зависимость к росту велосипедиста, но для классических конструкций в виде двух треугольников он выражается так:

  • 15 дюймов ─ 160 см;
  • 17 дюймов ─ 160–175 см;
  • 19 дюймов ─ 175–185 см;
  • 20 дюймов ─ 180–190 см;
  • более 20 дюймов ─ 190 см и выше.

У рам городского, круизера или шоссейного велосипеда параметры W/B, T/Th и T/Ta имеют большие величины, что придает им устойчивость при движении по прямой дороге. Также у этих типов велосипедов максимальное число имеет показатель B/B, поскольку низкое положение каретки уменьшает расшатывание велосипеда при быстром вращении педалей.

Показатели W/B, T/Th, T/Ta и B/B у горного велосипеда, напротив, имеют небольшие величины. Ведь для такого транспорта гораздо важнее маневренность и высокий дорожный просвет, чтобы без проблем входить в крутые повороты и иметь возможность переезжать через большие камни и поваленные деревья.

Показатели C/S и S/T ang. сильно определяют распределение веса между колесами только у велосипедов без амортизаторов. Выбирая двухподвес на них можно вовсе не обращать внимания. Для опытного велосипедиста эти показатели также не имеют большого значения, так как спортсмен без помощи амортизаторов может равномерно и, главное, быстро распределить вес: улегшись на руль при преодолении подъема, а потом сдвинувшись назад на спуске.

Величины H/T, F/L у велосипедов разных типов практически одинаковы, и существенно не влияют на прочность закрепления передней вилки в раме. А вот увеличенное значение H/T ang. сильно уменьшает прочность всей конструкции, зато при этом улучшается устойчивость движения по ровной дороге, повышается безопасность при резком торможении и переезде препятствий, особенно на велосипеде с амортизированной передней вилкой (хардтейл).

Интересный результат дает увеличение значения F/R, ведь после этого переднее колесо будет быстрее выравниваться по отношению к раме за счет поступательного движения вперёд. Говоря проще ─ на велосипеде с выходящим далеко вперед колесом можно без усилий проехаться, не держась за руль.

Классическая женская рама имеет заниженное значение S/T c-t, если делать сравнение с ростом велосипедистки. Кроме того, женская часть населения отдает предпочтение велосипедам с так называемой низкой рамой, у которой верхняя труба сильно опущена вниз.

велосипед с низкой рамой

Велосипеды со складной рамой очень удобны для недолгих поездок в магазин за продуктами, в гараж за машиной, на работу, проезжая часть пути в автобусе или на поезде. Они имеют небольшой размер рамы. Нет смысла делать подбор складного велосипеда по своему росту, поскольку на раскладушке можно значительно изменять высоту седла и высоко поднимать руль. А прочности его рамы достаточно для неспешных, аккуратных поездок. Остается лишь, при покупке нового компактного велосипеда, оценить на глаз параметры W/B, T/Th, T/Ta, B/B.

Материалы изготовления

Если сказать кратко, то стальная рама в двое прочнее титановой, в три раза крепче алюминиевой, но и приблизительно настолько же тяжелее их. У стали самый высокий показатель жесткости ─ 30, у титана, в зависимости от вида сплава ─ 15–16,5, у алюминия ─ 10–11. Плотность у этих материалов отличается на столько же: у стали ─ 490, у титана ─ 280, у алюминия ─ 168,5.

Наибольшее влияние на вес готовой рамы имеет технология её изготовления. Например: не принимая во внимание карбоновую конструкцию, которая может иметь вес 900 грамм, алюминиевая рама Klein Adroit весит 1300 грамм, титановая основа велосипеда этой марки весит столько же ─ 1300 грамм, и фирме Scott удалось собрать сверхлегкую стальную хромомолибденовую раму весом 1600 грамм. Как видите, нет большой разницы в весе между рамами, сделанными из разных материалов. Их объединяет также одинаково высокая цена, оправдываемая сложностью изготовления качественных рам.

Стальная рама. Может собираться из конструкционной растяжимой стали ─ Hi-Ten (hi tensile) или сплава с хромом и молибденом ─ Cr-Mo (chrome molybdenum). Хромомолибденовые сплавы лучше, так как к ним применима технология баттинга. Изготовленные из этого сплава трубы имеют меньший вес, в сравнении с деталями из конструкционной стали.

велосипед со стальной рамой

Стальные конструкции имеют более изящный вид, так как они собираются из более тонких труб. Понятно, что стальные трубы более всего подвержены воздействию коррозии. Но время службы стальной рамы зависит в первую очередь от хозяина велосипеда. Просто нельзя допускать повреждения лакокрасочного покрытия. А свежие царапины несложно закрасить реставрационным карандашом.

Алюминиевая основа. Чистый алюминий слишком мягкий материал для изготовления, каких бы то ни было конструкций, будь это фюзеляж самолета или велосипедная рама. Поэтому для повышения прочности его сплавляют в основном с магнием, кремнием и цинком. Для изготовления несущих конструкций на велосипед используют множество различных сплавов алюминия: 5083, 5086, 6061, 6061T6, 6065, 7005, 7005T6, 7009T6, 7010T6. Первая цифра в серии указывает на основной легирующий металл. Сплавы серии 5000 укрепляют за счет магния. В составе сплавов 6000 меньше всего содержится магния, он замещается кремнием. В соединениях 7000 кроме небольшого количества магния имеется цинк.

Алюминиевая рама с большим содержание магния также подвержена разрушению коррозией в местах царапин, как и стальная деталь. Алюминий пластичен и накапливает усталостные деформации, что приводит к ослаблению сварных и контактных соединений. Поэтому не рекомендуется эксплуатировать изготовленные из него вело рамы дольше 10 лет.

Титановая рама. Изделия из титановых сплавов имеют долгий срок службы, поскольку они почти так же прочны как стальные детали, и не разрушаются коррозией. Титановые трубы очень трудно поддаются сгибанию и сварке, поэтому велорама изготовленная из них будет стоить дорого.

Чаще всего на сверхлегких велосипедах с титановыми рамами Wheeler (Германия) или Mongoose (США) катаются спортсмены, ведь мало какой любитель может позволить себе столь дорогое приобретение.

Карбоновая конструкция. Карбон представляет собой композитный материал, собранный из углеродного волокна и термореактивной смолы. Это единственный материал, у которого можно изменить жесткость в определенном направлении, а не только в конкретном месте. При производстве достаточно выбрать продольное или поперечное направление сплетения углеродных нитей.

Чем тоньше слой смолы между листами углеродной ткани, тем крепче изготовленная рама. Это объясняется тем, что при перегрузках в первую очередь разрушается хрупкая связующая смола, и уже после разрываются отдельные нити.

Карбоновая рама для велосипеда может быть составной, то есть собранной из металлических узлов и карбоновых труб. Но самые надежные монококовые рамы, которые формируются как цельная деталь из карбона. Они легче рам из любых других материалов и немного прочнее их.

После достаточно подробного рассмотрения темы о выборе велосипедных рам не должно быть вопросов касательно их геометрических размеров или материала изготовления. Остается лишь напомнить, что карбоновая рама лучше выдерживает удары, лишь в том направлении, в котором сплетены её волокна. Поэтому, просмотрев следующее видео об испытании на прочность алюминиевой и карбоновой рамы, не стоит делать поспешных выводов.

Рама для велосипеда горного

Хромолибденовая Salsa

Иногда клиенты моей небольшой веломастерской интересуются у меня: каков, по-моему мнению, идеальный велосипед для туризма, самый надежный и неприхотливый? Как выбрать или собрать действительно качественный велосипед? Естественно, для каждого велосипедиста он свой. И это зависит от разных предпочтений. Типа дорог, по которым велотурист передвигается, километража, временн ы́ х рамок его путешествий, рельефа местности, погодных условий и так далее…

Но есть по моему скромному мнению самое главное, что должно объединять все велосипеды для туристического велосипеда — надежность, неприхотливость и возможность отремонтировать или найти замену тем или иным запчастям вдали от дома.

В идеальном велосипеде для туризма нет места для мелочей, все должно быть максимальной надежно и качественно сделано и подобрано. Почти половина успеха того или иного велопохода будет зависеть именно от вашего велосипеда.

Поскольку мы живем в России и путешествуем в основном по России, то давайте попробуем в этой статье вместе разобраться, каким же должен быть «идеальный» велосипед для туризма в нашей стране и странах бывшего СССР.

Исходить будем из следующих данных:

— длительность путешествия — от 2 дней до 90 дней

— удаленность от дома — более 100 км

— дорожное покрытие — 50% асфальт, 50% грунтовки и бездорожье

— рельеф местности — равнина и горы

— пробег — более 200 км за 2-3 суток

— грузоподъемность туристического скарба и иже с ним — более 10 кг

— вес ездока — от 50 до 120 кг

Исходя из этого, можно сделать вывод, что наиболее универсальным велосипедом для туризма будет горный велосипед с геометрией XC.

Готовый велосипед из магазина

К сожалению те времена, когда за 500-800$ в обычном магазине или велорынке можно было бы купить качественный и надежный велосипед для туризма, ушли в историю. В настоящее время даже велосипед за 800-1000$ имеет свои слабые стороны. Обычно это прежде всего очень слабые втулки и спицы. Мало кто знает, что некачественным спицам свойственно лопаться, а у дешевых втулок могут быстро выйти из строя механизмы зацепления, или в простонародье «собачки». Далее идет несбалансированная навеска, не всегда удобное седло. Добавим сюда самую дешевую кассету и цепь, неудобные ручки руля и прочие мелочи.

Эти мелочи в совокупности создают неудобства в плане посадки на велосипеде и, самое главное, готовый велосипед из магазина будет не до конца надежным. Конечно, кататься по городу, на даче и недалеко от дома на таком велосипеде можно и нужно. Однако вдали от дома и цивилизации некоторые запчасти подобных готовых велосипедов могут доставить владельцу массу проблем. Поэтому, если кто и отправляется вместе со мной в какой-либо велосипедный поход, перед походом я всегда уделяю время для диагностики и исправления косяков жадных до прибыли производителей. Меняю спицы и втулки, подгоняю посадку и даже собираю целые велосипеды с нуля, о которых вы можете прочитать в разделе мастерская.

Покупка подержанного велосипеда для походов

В случае отсутствия средств для покупки нового велосипеда в магазине или сборки велосипеда с нуля вам стоит обратить внимание на рынок подержанных велосипедов.

Ведь иногда, покупая б/у велосипед, можно очень хорошо сэкономить и приобрести уже практически то, что нужно именно вам. Конечно, б/у велосипед потребует от вас определенных вложений, но очень часто подобная покупка будет более выгодной, чем сборка и приобретение нового велосипеда.

Рама для туристического велосипеда

Рама — это сердце любого велосипеда. Именно от рамы почти на 50% зависит, как будет вести себя велосипед на разного рода дорожных покрытиях, какой он будет иметь накат, жесткость. И на 70% — внешний вид.

Самое главное и основное, чтобы рама подходила вам строго по росту. Не стоит брать раму меньшей ростовки и покупать более длинные выносы руля или подседельные штыри со смещением назад. А на раме большей ростовки, чем ваша, вы будете чувствовать себя неуютно.

Второе — это геометрия вашей рамы. Лично я сторонник проверенной временем «катящей» геометрии кросскантрийных рам. Угол рулевой / подседельной труб — 70-73 градуса. Естественно, допускаются отклонения в 1-2 градуса.

Рама может быть под колеса 26”, 27,5″, 28-29”. Но практика посещений веломагазинов и местечковых велорынков показывает, что в России самым распространенным является стандарт колес 26”, чуть реже — 28-29″. На любом воскресном рынке в любом райцентре вы всегда купите для таких велосипедов камеру, обод или покрышку.

Ваша рама может быть алюминиевой, титановой, стальной или карбоновой. Да, не смейтесь, но я знаю пару-тройку велотуристов, кто довольно успешно путешествует на расстояния более 1200 км именно на карбоновых рамах. Правда, стоит отметить, что надежность таких рам не на самом высоком уровне. Все-таки углепластик не столько надежен, как металл. Себе подобную раму для туризма я бы никогда не купил.

Про выбор материала для рамы — это тема отдельной статьи. Скажу только, что в моем арсенале для дальних велопоходов есть два велосипеда: на алюминиевой американской раме Cannondale сплава 6061 и раме из титана, сваренной на заказ. Есть еще и третий велосипед на алюминиевой раме Trek Crossrip для ровных и хороших дорог. Пробовал я и сталь, тоже весьма неплохие рамы.

Алюминий, на мой взгляд, жесткий и быстрый. Титан более комфортный. По надежности одинаков. Бытует мнение, что алюминий накапливает усталость и может внезапно сломаться, но в своей практике веломеханика я еще ни разу в жизни не видел ни одной сломанной алюминиевой велосипедной рамы по причине того, что она проехала большое количество километров.

Титановая рама Titus

Стальные (хром-молибденовые) рамы тоже гасят мелкие неровности дорог, но гораздо более тяжелые, чем титан и алюминий, хуже едут в гору и, увы, подвержены коррозии зимой. Но, в целом, стальная (хроммолибденовая) рама для туризма вариант очень неплохой и вполне надежный. С горы такие рамы накатывают будь здоров и имеют неплохую инерцию. Правда главным минусом стальных рам является нестабильность кареточного узла, т.е. при резком и мощном нажатии на педаль стальная рама несколько уходит в бок. Именно поэтому гонщики никогда не используют для участия в соревнованиях сталь.

Однако многие туристические велосипедные рамы делаются как раз из Cr-Mo сплава. Фирмы Surly, On-One, Salsa и другие давно поставили на поток производство вполне надежных рам для туризма. Но если брать внутренний российский рынок, да и в целом рынок сравнительно недорогих и надежных велосипедных рам и велосипедов, то алюминий будет самым доступным материалом.

Если вы покупаете алюминиевую раму, обратите внимание на ее породистое происхождение. Лучше всего, если эта рама будет от известных производителей, таких как Speciаlized, Trek, Gary Fischer, Scott, Canonndale, Felt, Marin, Giant. Практика из моего опыта показывает, что именно рамы данных фирм обладают наиболее лучшими ездовыми характеристиками. Это не значит, что рамы других фирм будут хуже катить или будут менее прочными. Просто здесь я перечислил именно те фирмы, которые постоянно ведут собственные разработки в велоиндустрии, а не заказывают свою продукцию тупо в каталогах крупных китайских заводов.

Есть также и множество других местечковых фирм, кто качественно производит рамы для велосипедов. Такие фирмы имеют претензию на определенный эксклюзив, и качество их рам, как правило, всегда на высоте.

Еще одна немаловажная деталь рамы для туристического велосипеда — это наличие полноценного крепления под багажник. Конечно, существуют некоторые способы надежной установки багажника на раму, не имеющую креплений, но эти способы, порой, в некотором роде, кустарные или требуют некоторых денежных вложений.

Также стоит обратить внимание на неприметность рамы. Не стоит покупать раму подчеркнуто ярких цветов. Живем, увы, в России, и часто в глубинке приходится сталкиваться с криминальными элементами общества. Так что лишний раз привлекать внимание красивым и дорогим велосипедом не стоит. На всякий случай рекомендую читателем зайти в раздел статьи и прочитать там мой материал о безопасности в велопоходах , который в свое время получил большое количество откликов среди коллег-велотуристов.

3

Не забудем также и про вес (массу) рамы. Для туризма не стоит покупать или заказывать слишком легкие рамы. Чем тоньше трубы рамы, тем рама будет менее надежна. Нормальный вес надежной титановой или алюминиевой рамы в ростовке 18” должен составлять от 1700 до 2100 грамм. Сталь должна весить не менее 2400 г.

О том, что рама должна иметь нужные крепления под ваш желаемый тип использования тормозов, думаю, напоминать излишне. В целом, для туризма можно использовать и недорогие рамы от не очень известных производителей, но главное, чтобы такая рама была все-таки качественной. Титановая рама, вероятно, станет вашим лучшим выбором. Я езжу именно на титане, но заказывал я подобную раму еще тогда, когда цены на титан были приемлемые для среднестатистического кармана потребителя в России.

Если ваш бюджет поскромнее, то не стоит расстраиваться, смело берите хорошую алюминиевую раму.

Колеса для туристического велосипеда

Самосборные — это когда вы приходите в магазин, и там Вам продают обода и втулки, вы это все несете веломеханику, он делает расчет длины спиц в специальной программе и собирает вам комплект колес.

самосборные колеса

Заводские, или так называемые «вилсеты» (wheel set) — обычно это красивые, технологичные, яркие колеса с небольшим количеством спиц и ободами и втулками нетрадиционной спицовки. Эти колеса собираются на заводе производителя.

48

Такие колеса обладают хорошим качеством, накатом, жесткостью, но ремонт таких колес вдали от дома зачастую затруднен. Дело тут в спицах нетрадиционной формы и длины, а также втулках и ободах. Такие колеса редко когда имеют стандартные втулки и обычные 32 спицы.

Поэтому для надежного велосипеда для долгих велопробегов мы будем собирать колеса. Плюс такой сборки в том, что почти в любом городе при поломке обода, спицы или втулки вы можете восстановить свои колеса в любой мало-мальски приличной мастерской или же сами «на коленке».

Как показывает практика, именно колеса по степени поломок порой стоят на первом месте в велопоходах. Часто лопаются или вылетают некачественные спицы, трескаются алюминиевые ниппеля, не выдерживают нагрузки обода, клинят или начинают люфтить втулки. Колеса под ободные тормоза будут несколько дешевле, чем под дисковые.

Втулки для велотуризма

Втулки бывают как на насыпных, так и на закрытых подшипниках в обойме (т.н. промышленные подшипники, «промы»). Какие втулки лучше — это, опять же, тема отдельной статьи.

В туризме нам важна, прежде всего, ремонтопригодность и взаимозаменяемость компонентов. Поэтому без проблем можно использовать в туризме втулки на насыпных подшипниках.

Фирма Shimano выпускает широкий ряд различного класса втулок на насыпных подшипниках. Они все достаточно надежны, легко перебираются и ремонтируются даже в «поле». Да и если такая втулка вас все-таки подвела вдали от дома, ей довольно легко найти замену, так как фланцы данных втулок фирмы Shimano идут одного размера, и вам не придется искать спицы другого размера для того, чтобы переспицевать колесо.

Лучшими втулками для туризма будут втулки Shimano ХТ и ХТR. Именно эти две линейки последние годы отличает высокое качество изготовления и плавность хода. Неплохим выбором будут втулки Shimano LX/SLX. Они совсем недороги и вполне надежны.

Втулки Shimano Deore, Аlivio, Аcera тоже, как ни странно, надежны, но качество грязезащиты и плавности хода у них несколько хуже и для туризма будут не лучшим выбором.

75

Кто-то грешит на качество работы барабана «шимановских» втулок, но под моими велосипедами втулки этой фирмы проходили уже более 100 000 км и заменялись только планово — в связи с выработкой своего ресурса.

Втулки на «промах» будут также отличным вариантом, особенно от известных производителей. В своей практике механика за 2015 и 2016 года я все больше устанавливал знакомым втулки именно на промах от OEM производителей. Идея здесь такая, что есть некий завод в Китае, который выпускают продукцию для именитых брендов. А на торговых площадках предлагает точно такие же втулки дешевле уже под другими брендами или «no name». Такие втулки будут очень качественными, а их соотношение цены и качества удивит даже видавших видов путешественников и веломастеров.

Обода для велопоходов

Обода должны обязательно быть двойными и пистонированными. Ибо пистоны берут на себя часть нагрузки от ударов и неровностей дороги на себя.

Некоторые уважаемые фирмы, такие как ztr, american classic производят обода без пистонов. Это, видимо, делается для уменьшения веса. На таких ободах собираются легкие колеса для гонок по пересеченной местности. Но моя практика сборки подобных колес показывает, что данные обода весьма сносно, за некоторым исключением, ведут себя и в условиях велотуризма.

Обод для туризма не должен весить менее 400 грамм. Все-таки основная часть нагрузки от езды приходится именно на обода.

Шов обода желательно выбрать сварной, но вполне подойдет и клепаный. На своих велосипедах я использую обода Mavic 719. При своем весе менее 440 грамм они имеют хорошую жесткость, прочность и надежность.

Неплохим выбором будут обода от фирм: DT Swiss, Ambrosio, WTB, Sun Ringle, Alex rims, Mach.

При покупке обратите внимание на ваш вес. Если он подбирается или превышает 100 кг, выбирайте более тяжелый обод, если вы довольно легкий райдер, то берите обод полегче.

74

Моя супруга — девушка довольно легкая, веса возит на велосипеде минимум, поэтому и обода я ей на колеса установил весом всего 360 грамм каждый.

Если Вы хотите собрать бюджетный велосипед, необязательно покупать слишком дорогие обода. На рынке всегда есть и более бюджетные недорогие модели, которые я всегда без проблем использую для сборки колес.

Спицы для надежных колес

Для идеального велосипеда для туризма спицы можно использовать только двух фирм. Это либо DT Swiss (Швейцария), либо Sapim (Бельгия). Все спицы других фирм, увы, рано или поздно начнут ломаться.

Оптимальным вариантом для туристического велосипеда будут спицы DT Swiss Champion или Sapim Basic. Это простые надежные спицы по сравнительно низкой цене шириной 2 мм.

Есть также спицы переменного профиля. Например, DT Swiss Competition / Sapim Force. У резьбы и головки их толщина 2 мм, а в середине 1,8 мм. Они несколько дороже, и тоже будут вполне надежным вариантом.

Очень важно, чтобы расчет длины для вашего комплекта был произведен максимально точно. Есть много программ для расчета длины спиц, но далеко не всем из них можно доверять.

13

Все мои колеса собраны на спицах DT Swiss или Sapim. Другим спицам лично я не доверяю. Пробовал тайваньские Pillar, американские Wheel Smith и, увы, они все рано или поздно ломались. Обратите внимание, что фирменные спицы имеют клеймо. И частенько мне приходилось видеть, как в мастерских при различных магазинов недобросовестные «мастера» выдавали китайские дешевые спица за фирменные, которые впоследствии лопались. Поэтому покупайте спицы сами и обращайтесь к тем, кому лично доверяете.

Ниппели для сборки колес

Ниппеля — эта деталь, которая крепит спицу к ободу. Ниппеля лучше использовать латунные. Хотя я уже несколько лет езжу на алюминиевых ниппелях и не испытываю с ними никаких проблем.

Но все-таки латунь будет лучше. Длину ниппеля лучше взять 14 мм. Опять же используйте только фирменные ниппеля и не поддавайтесь на уловки продавцов. Китайские ниппеля, увы, далеки от идеального качества. Кататься на них можно, но вот в серьезную поездку я бы не отправился.

Ободная лента

На ободных лентах многие велосипедисты экономят, а это, на мой взгляд, очень важная деталь любого велосипеда. Некачественные ободные ленты, изоленты, всякие непонятные медицинские пластыри, которые использует разный велосипедный люд, могут доставить велотуристу массу хлопот. Используйте качественные ленты от известных производителей. Лучше всего, если это будут ленты на самоклеящейся основе.

14

Покрышки для велопутешествий

Для идеального велосипеда для велотуризма не подойдет гоночная велосипедная резина весом менее 400 грамм на покрышку. Такая резина будет обеспечивать лучший накат, но будет слишком часто колоться. Боковину такой резины легко порезать стеклом или об острый камень, что, собственно, со мной и случалось пару раз вдали от дома.

Лучше всего выбирать качественную и не самую дешевую велорезину. При покупке обязательно прощупайте толщины боковин, обратите внимание на литье покрышки. Самую лучшую резину для велотуризма с защитой от проколов выпускают фирмы Hutchinson, Continental, Schwalbe. Кое-что можно выбрать у фирмы Maxxis.

За свою более чем 15-летнюю велокарьеру я сменил и опробовал более 100 комплектов разной велорезины, отзывы о некоторых из них вы можете прочитать а разделе велозапчасти.

Выбирайте резину под стиль вашего похода. Для асфальтового похода лучше всего подойдет полуслик. Для грунтовых участков берите более злую резину.

_20160416-DSC04138

Бескамерная резина для велотуризма в целом неплоха, но в случае большого пореза или прокола Вам все равно придется ставить внутрь покрышки камеру, к тому же, если бескамерка ни с того ни с сего у вас спустила, то накачать ее обычным небольшим походным насосом у вас не получится, так как нужно будет нагнетать слишком большое давление. Однако вот пример удачного и не самого легкого похода на бескамерной резине.

Велосипедные камеры

Камера есть камера. Ничего нового за 100 лет люди не придумали. Наверное, не стоит покупать слишком дешевые китайские камеры. Лучше всего использовать камеру с автониппелем. Моя практика показывает, что камеры с таким ниппелем более надежны. К тому же, при поломке насоса практически любой автолюбитель сможет помочь вам накачать колесо.

Лента, защищающая от проколов

В своей практике я одно время использовал ленту, которая защищает от проколов велосипедную камеру. Вещь в общем-то неплохая и вполне нужная, особенно если ваши покрышки частенько прокалываются. В своей мастерской я всегда имею подобные ленты и устанавливаю их людям, кто хочет сэкономить на покупке дорогой туристической резины.

Руль, вынос и подседельный штырь для велопутешествий

Для дорожного велосипеда лучше выбрать баран или бабочку. Там больше возможностей хвата. А для настоящих грунтовых приключений лучше взять обычный прямой руль с небольшим изгибом назад (backsweep). Можно купить руль и с подъемом. Руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Хотя тут все зависит от ваших предпочтений. Иногда при сборке велосипедов для туризма люди просили реализовать весьма странные с моей точки зрения решения, но в этом случае будущий хозяин велосипеда, как говорится, является и барином.

Дешевые и некачественные выносы отбросим сразу. Фрезерованный вынос будет лучшим выбором, правда за него придется неплохо заплатить. Зато он будет жестким и очень крепким. Фрезерованные выносы фирмы Hope — это настоящее произведение искусства.

За свою практику механика мне приходилось видеть поломанные замки дешевых подседельных штырей, гнутые рули, некачественно сделанные выносы руля с плохо проточенной резьбой под болты.

Для грузового туризма строго никакого карбона. Сам лично при не очень сильном падении ломал карбоновый руль и подседельный штырь от фирмы Easton, а фирма эта — одна из флагманов современного карбоностроения.

15

Вынос лучше брать четырехболтовый. Подседельный штырь должен иметь надежное крепление, руль должен быть удобным для Вас и подходить по ширине плеч. Лучшие подседельные штыри делает фирма Thomson. Именно они и стоят на всех велосипедах моей семьи. Вынос Thomson также будет хоть и дорогим, но отличным выбором для вашего велосипеда. Фрезерованные выносы фирмы Hope — это настоящее произведение искусства.

Хороши изделия и других фирм, таких как Race face, Answer, Azonic, Kore, Ritchey, Easton и других.

Хороший руль, вынос, подседельный штырь не должен быть слишком тяжелым. Но и излишней легкости в этом вопросе я бы избегал.

Опять же, при выборе руля, подседельного штыря и выноса всегда можно найти недорогие и качественные варианты, это именно те детали велосипеда, где можно немного сэкономить.

Седло для туризма

У каждого человека своя анатомия. Кто-то выбирает классический Brooks, кто-то облегченное гоночное Selle Italia. Важно, чтобы седло было удобным для вас. Я сменил более 10 седел, пока случайно не подобрал именно то, которое мне идеально подходит.

_20160416-DSC04194

Рулевая колонка для туристического велосипеда

Вещь, вроде бы, малозаметная, но именно от нее зависит, насколько плавно у вам будет поворачиваться руль. Рулевые колонки бывают различных стандартов. Главное — вы должны убедиться в том, что она подходит под ваш тип рулевой трубы. При установке рулевой колонки очень желательно отторцевать рулевую трубу для того, чтобы она зашла ровно и без перекосов. Хорошие рулевые колонки стоят примерно от 30$. Лично я доверяю фирме Cane Creek. Их продукция наиболее долговечна и неприхотлива в эксплуатации.

Есть колонки на игольчатых подшипниках, есть на «промах». Игольчатые стоят сущие копейки, и их легко заменить, «промы» подороже. Для туризма подойдут как одни, так и другие.

17

Трансмиссия для туризма

Первый вопрос — Shimano или SRAM. До 2009 года мне гораздо больше нравилась фирма SRAM по причине качества переключения. В 2009 я перешел на Shimano, и несколько не жалею. Ощутимый плюс «шимано» в том, что компоненты этой фирмы легко встретить на прилавках в магазинах регионов, так как SRAM доступен большей частью в интернет-магазинах или только крупных городах. Скажем, если у вас сломался переключатель SRAM, то замену вдали от дома найти будет сложнее.

Количество скоростей. Лично я езжу на 27-скоростной трансмиссии. Кто-то ездит на 24 скоростях, кто-то уже перешел на 30 скоростей или даже 1 на 11.

16

Здесь, честно говоря, разницы особой нет. Единственный минус трансмиссии на 30 скоростей — цепи и звезды тоньше, и все это более быстро изнашивается. Но в целом начиная с 2013 года практически все верхние группы фирм Shimano и SRAM выпускают продукцию на 30 скоростей (сзади на кассете 10 звезд).

В туристическом мире считается, что одна из лучших групп более доступного туристического оборудования — Shimano XT. Это действительно так. Правда, несколько ненадежен их задний переключатель по причине алюминиевой лапки, которую легко погнуть и сломать, поэтому на своих велосипедах я использую переключатели группы SLX или Saint.

Очень хорошо в велотуризме показали себя группы оборудования Saint и SLX. Deorе в целом тоже работает без проблем, но надежность его на проценты ниже. Если говорить о недорогой группе Shimano Alivio, будь то старая группа 3х8 или новая 3х9, — вполне справляется с поставленными задачами, правда, более тяжелая и менее технологичная, чем более высокие группы, и, конечно, немного хуже работает в сверхтяжелых режимах и менее долговечная.

Опять же, исходя из запросов и бюджета велосипедиста всегда можно подобрать те или иные довольно качественные элементы трансмиссии.

Если говорить о конкретном выборе той или иной системы шатунов, манеток, кассеты, цепи, то это тема уже других статей. Новичкам крайне рекомендую прочитать мои статьи, в которых я довольно подобно рассказываю о каждой группе оборудования SRAM и Shimano.

Вилка для велотуризма

Жесткая вилка

Самым надежным, неприхотливым вариантом для туризма будет жесткая вилка. Такую вилку очень сложно сломать, она максимально надежна, к тому же, обладает низким весом.

Жесткая вилка из титана будет отлично гасить мелкие вибрации от дорожного покрытия. Стальная жесткая вилка будет несколько тяжелее титановой, и чуть хуже гасить вибрации дорог. Вилка из алюминия будет, вероятно, самым дешевым вариантом для вас. Но главным ее минусом будет отсутствие свойства алюминия как металла гасить мелкие колебания при езде. Т.е. с такой вилкой ваши суставы и мышцы рук, плечевого пояса и спины будут уставать быстрее.

Карбоновая вилка будет неплохим вариантом, но, опять же, встает вопрос о ее надежности.

Хотя, если вы ездите аккуратно и не швыряете свой велосипед, то проблем с карбоновой вилкой быть не должно. Более подробно о жестких вилках можно прочитать в статье , которую я написал не так давно.

Амортизационная вилка

Для жесткого, горного велотуризма с быстрыми спусками и агрессивной ездой такая вилка будет самым оптимальным вариантом. Самой дорогой и качественной в работе будет воздушная вилка, в которой обычную металлическую пружину заменяет воздух. Такие вилки стоят от 300$, имеют сравнительно низкий вес и хорошее качество работы по «съеданию» различных неровностей дорог.

Минусы таких вилок: высокая цена, частые технические обслуживания и некоторая ненадежность, которая заключается в том, что данная вилка может подтравливать воздух или даже внезапно стравить весь воздух. Такие беды все-таки случаются.

К такой вилке в поход вы всегда должны возить насос высокого давления. Более разумным и дешевым вариантом для туризма будет пружинно-масляная вилка. Она несколько тяжелее, но гораздо надежнее воздушной вилки, к тому же ощутимо дешевле.

27

Пружинно-эластомерные вилки практически всегда очень плохи по качеству своей работы.

И вместо дешевой эластомерки всегда лучше установить жесткую вилку. Но изредка на вторичном рынке можно найти эластомерку приличного качества по низкой цене из запасов старых лет.

Тормоза для велотуризма

Если вы сторонник дорожного или несложного спокойного велотуризма, то смело устанавливайте ободные тормоза. Они сравнительно дешевы, неприхотливы в использовании, легко настраиваются и регулируются. На ободных тормозах я отъездил более 10 лет, и скажу, что за все время у меня не было ни единой проблемы с ними ни в крымских горах, ни в мещерских лесах, ни в донских степях.

Выбирайте тормоза от известных производителей, таких как Shimano, Avid, TRP. Не забудьте, конечно же, сразу установить качественные колодки от фирмы Kool Stop.

Если Вы собираетесь в горы, практически всегда ездите по грунтам, по грязи, любите отжечь на спуске, то дисковые гидравлические тормоза будут правильным решением для вашего велосипеда для туризма. Выбирайте тормоза от фирмы Shimano. Колодки тормозов этой фирмы имеют сравнительно большой зазор, чтобы ротор не терся об них, они легко прокачиваются в полевых условиях, имеют отличную модуляцию, да и в целом являются сегодня лучшими тормозами по соотношению цена-качество на рынке.

16

Модель тормозов групп SLX или XT будет, вероятно, лучшим выбором для туристического велосипеда, но и более дешевые группы вас тоже не подведут.

Если вы сторонник дисковой механики, то выбор у вас только один — тормоза TRP. Более качественных дисковых механических тормозов вы не найдете. Можно установить и Avid BB7, но у них хуже модуляция, и колодки не столь плотно сидят в калиперах тормоза, создавая небольшой перекос. Можно также посмотреть в сторону Hayes и азиатских OEM-тормозов, иногда за сущие копейки можно встретить очень качественный продукт без каких-либо опознавательных знаков.

Выбор роторов (тормозных дисков)

Выбирайте роторы соответственно стандарту креплений на вашей втулке. Лично мне по душе больше роторы с системой крепления ко втулке «центр-лок». Они чуть меньше подвержены искривлению, нежели роторы с системой крапления 6 болтов. Не стоит на туристический велосипед устанавливать роторы диаметром более 160 мм.

Педали для туризма

Лучшим выбором будут, конечно же, контактные педали фирмы Shimano, модель 540. Они очень качественно сделаны, ничем по своей сути не отличается от модели XT, они просты в использовании и очень долговечны.

К таким педалям очень важно подобрать удобную велообувь. Опять же, фирма Shimano выпускает большой ряд моделей велообуви для туризма. Более подробно о контактных педалей я уже писал здесь.

59

Если Вы сторонник «топталок» (платформ), то выбирайте педали от известных фирм строго с закрытыми подшипниками качения, или, как говорят в народе, на «промах».

Тросы, рубашки, наконечники

Тросики на велосипеде для туризма лучше всего использовать с тефлоновым напылением. Такие тросики в 2-3 раза дороже обычных, но практически не подвержены коррозии. Если они недоступны в вашем городе, то используйте обычные тросы из нержавейки.

Рубашки выбираются от известных производителей, таких как Shimano, Jagwire, Alligator, SRAM и другие. Не экономьте на наконечниках для рубашек, берите латунные или качественные алюминиевые.

Не забудьте при обрезании рубашек обязательно обработать их концы шлифовальным инструментом, чтобы рубашка как можно плотнее зашла в наконечник. Я это обычно делаю, как на фото ниже.

_20160416-DSC04175

_20160416-DSC04176

Грипсы для туризма

Кто-то любит жесткие грипсы и ездит в перчатках, кто-то любит помягче. Но, вероятно, анатомические грипсы из кожи или кожазаменителя будут одним из наилучших вариантом.

20

Вердикт Владимира Кулигина и «Велосипедных Форм Жизни»:

На идеальном велосипеде для туризма каждой детали, каждой мелочи должно быть уделено должное внимание при выборе и установке. Выбор отдельных запчастей зависит от ваших физических параметров и стиля путешествий.

На каких-то запчастях можно сэкономить, на каких-то экономить не стоит. Если вы покупаете детали на вторичном рынке, убедитесь в их качестве и работоспособности лишний раз. Подбирая ту или иную запчасть, поищите отзывы о ней в интернете, спросите опытных велосипедистов на велофорумах или меня под комментариями к данной статье или по почте ( контакты).

Собирайте ваш идеальный велосипед для туризма только из фирменных, проверенных временем и другими райдерами компонентах. При сборке велосипеда для туризма нет места различным экспериментам, выбор и предпочтения уделяются надежным и проверенным временем решениям!

Мне всегда интересно увлечь человека тем, что интересно мне самому. Велопоходы и веломеханика — это большие увлечения в моей жизни, поэтому все эти советы и рекомендации я написал для вас от души, исходя из своего более чем 15-го опыта велопоходов и увлечением веломеханикой .

Велосипедные рамы

Рама для велосипеда

Какую раму лучше выбрать?

Чтобы колеса не «убежали» вперед велосипеда во время езды, рама должна быть сделана из качественного прочного материала, недорогого и в то же время довольно легкого. Сегодня при производстве этой части велосипеда применяется алюминий, магний, карбон и различные сплавы. О том как выбрать раму велосипеда читайте ниже.

  • Содержание статьи:

рама велосипеда по ростуУзнайте как подобрать раму велосипеда по росту самостоятельно из таблицы ростовок.Велосипеды Старт-шоссе в свое время характеризовались высокой прочностью материала и используются по сей день, читайте про них тут.

Рама из стали ставится на велосипеды для маленьких детей. Она очень прочная, неприхотлива в эксплуатации, легко ремонтируемая, дешевая, но, в то же время довольно тяжелая. Рама на велосипед из низкоуглеродистой стали весит от трех до пяти килограммов, а из легированной – до четырех килограммов. Трубы для них делают разными способами, начиная от шовного проката и закачивая стальной намоткой.

Вес рамы велосипеда из хромомолибдена в среднем на один килограмм меньше. Несколько лет назад в нашей стране этот материал использовался при проектировании и изготовлении велосипедов бюджетной серии. Делается каркас путем безузловой сварки труб. У него долгий срок службы и высокий уровень прочности.

На какой велосипед алюминиевая рама подходит лучше всего

Велосипедная рама из такого легкого сплава, как алюминий, «ставится» на более дорогие модели. Диаметр труб и стенки в несколько раз толще, что возможно сделать благодаря легкости материала. Однако велосипеды с таким каркасом чаще эксплуатировать долго нельзя, так как вибрации, которые передаются от колес к велосипедному седлу, со временем разрушают системы. Для частичного устранения этого недостатка можно купить велосипед, у которого имеются амортизационные вилки.

Титановые рамы для велосипедов

А вот если вы хотите очень надежную раму, то обратите внимание на титан. Велорама из титана очень прочная и легкая. Единственные недостатки этого материала – высокая стоимость и сложность обработки. Титановая рама для велосипеда, устанавливается в большей степени на дорогие модели. Сегодня кстати многие отказываются от титана в пользу материала с редкоземельными сплавами. Так что ставить на ваш велосипед титановую раму или нет вам решать.

Карбоновая рама для велосипеда

Велосипедная рама из карбона изготавливаются из углепластика, т.е. волокон углерода, которые представляют собой тонкую нить в 5-8 микрон. Нити углерода кладут слоями под разным углом плетения. Соединения склеены с помощью эпоксидной смолы, что позволяет получить в итоге раму с высокой жесткостью, прочностью и надежностью. Такой технологический процесс позволяет делать раму любой формы без потери каких-то вышеуказанных качеств.

Карбоновые рамы являются самыми дорогими, так как изготовление из углепластика является не автоматизированный полностью процесс и требует много ручной работы, но самыми легкими благодаря углепластику и способны выдерживать большие нагрузки, вследствие чего обладают высокими ходовыми характеристиками, поэтому вызывают высокий спрос в профессиональном спорте. Но самый большой их минус — это неустойчивость к точечным ударам, которые могут привести ее в не годность.

Какие они рама горного велосипеда и рамы шоссейных велосипедов

Рамы для горного велосипеда изготовлены специально для преодоления различных препятствия — спусков, подъемов, бездорожья. По этому, обладают высокой прочностью, где укреплены основные узлы рамы велосипеда, которые больше всего поддаются нагрузке и особенной заниженной геометрией. Рама сварена из профилей, которые образуют два треугольника — передний и задний. Рама выполнена в форме трапеции. Материалом для изготовления горных рам служат: легированная сталь, алюминиевые и титановые сплавы, карбон.

Рамы шоссейных велосипедов предназначены для скоростной езды по асфальту и укатанным грунтовым дорогам. Особенностью шоссейной рамы является: небольшой вес, вытянутая посадка, хорошая аэродинамика и высокая торсионная жесткость. Все эти факторы обеспечивают длительные поездки и легкость передвижения, что очень важно в шоссейном велоспорте.

Что еще может предложить рынок?

Не так давно производители стали использовать для создания рам и прочих элементов конструкции композитные материалы. Причем для того, чтобы сделать материал прочнее или наоборот – более хрупким, достаточно просто поменять компоненты. Но и у этого металла есть минусы – он может быстро повредиться, к примеру, при падении. Да и цена на каркас очень высокая, поэтому он ставится только на велосипеды для прогулки по горам и катанию по шоссейной дороге. Так что рамы шоссейных велосипедов, например, вполне могут делаться из них.

Не только качество металла влияет на то, насколько прочной будет рама. Геометрия рамы велосипеда также влияет на этот параметр. Так если сделать трубы толще, то и изгиб у них будет меньше. Сегодня благодаря высоким технологиям можно сделать разную толщину стенок труб. Там, где нагрузка на раму самая максимальная трубы делаются толстыми, а в тех местах, где нагрузка отсутствует – тонкие. Сам каркас при этом становится легче, но его стоимость в несколько раз выше.

Женская рама велосипеда представляет собой опущенную верхнюю трубу, которая проходит вблизи нижней. Однако, она может и вовсе не иметь верхней трубы, а может быть спаянная с нижней. Это и отличает мужскую раму (закрытую) от женской, которая является открытой из-за такой конструкции. Такая идея зародилась в Англии в конце XIX – начале XX века, чтоб женщины могли беспрепятственно ездить в юбках. Если судить о жесткости такой рамы, то она сомнительна, так как женская рама не обладает передним треугольником, вследствие чего теряется ее жесткость.

выбираем женский велосипед

  • О том как выбрать женский велосипед велосипед, читайте в статье «Как выбрать велосипед для девушки»

Как понять, какая велорама мне подойдет?

Рама выбирается по росту. Цифровые и буквенные обозначения (номер рамы велосипеда), на которые вам нужно обратить внимание, отображены на трубе под сиденьем.

Рекомендуемые «ростовки» рамы:

Рост, смРазмер рамы по росту, в дюймах
165от 15'' до 16''
160-175от 17'' до 18″
170-185от 19'' до 20″
180-195от 21'' до 22″
19023'' до 24″

Покраска велорамы своими руками

Процесс покраски велосипедной рамы только на первый взгляд кажется пустяковым. В действительности придется учесть ряд тонкостей, чтобы не «запороть» проект.

Итак, перед началом работы необходимо приготовить следующие материалы:

  • Растворитель – он понадобится для обезжиривания поверхностей на разных этапах работы (отдавайте предпочтение проверенным изготовителям этих смесей);
  • Набор наждачной бумаги с разным зерном для шлифовки;
  • Шпатлевку (при наличии вмятин на раме);
  • Грунтовку под тип материала;
  • Краску того же цвета, лак;
  • Разбавитель краски;
  • Краскопульт для распыления краски и компрессор;
  • Чистая тряпка для протирки рамы;
  • Штатив для надежной фиксации.

Приобрести перечисленные выше материалы можно в сантехнических магазинах, которые есть в каждом городе.

Порядок работ по покраске:

  1. Итак, первый этап работ – разборка деталей. Рама велосипеда должна остаться «голой».
  2. Второй этап – тщательная протирка рамы растворителем;
  3. Третий этап – удаление краски наждачной бумагой с крупными зернами. Если в каких-то местах она не удаляется, не нужно выбиваться из сил, стараясь полностью устранить все остатки. Просто затрите это место и оставьте как есть. Следы ржавчины надо «убрать» полностью, ровно, как и царапины с вмятинами.
  4. Четвертый этап – нанесение шпатлевки. Осмотрите раму, если на ней имеются вмятины, их необходимо зашпаклевать. Нанесите раствор на «проблемное место», стараясь вернуть прежнюю форму детали. Если с первого раза этого сделать не получилось, подождите, пока смесь засохнет, после чего нанесите второй слой. После этого можно приступить к шлифовке.Сначала берется наждачная бумага с толстым зерном, а в конце – с тонким.
  5. Пятый этап – сдувание пыли, которая осталась после шлифовки и новое обезжиривание поверхности.
  6. Шестой этап – фиксация рамы в штативе и грунтовка. Наносите грунт тонким слоем и старайтесь не допускать подтеков. При их появлении протирайте место растворителем.После того, как грунт высохнет, можно приступать к покраске. Качество работы при этом будет зависеть от того, насколько качественно вы можете обращаться с краскопультом.
  7. И последний седьмой этап – нанесение лака очень тонкими слоями. Знайте, что при подтеках вся работа пойдет насмарку, поэтому работайте максимально осторожно.

Все, скоро вы будете кататься на «новом» велосипеде. Лак должен хорошо затвердеть, на это уходит от одного до двух дней. После этого можете отправляться на прогулку.

Если вы так и не поняли еще какая велорама лучше и вы затрудняетесь с выбором велосипеда, просто спросите совета у продавца-консультанта. В конце концов, не просто так он там стоит. Если продавец «хороший», то он расскажет обо всех характеристиках велосипеда и поможет выбрать модель именно для вашего роста и веса, а также с учетом того по каким местностям вы будете на ней передвигаться. Старайтесь также посещать специализированные спортивные магазины.

Велосипедные рамы: типы, основные различия

bike-frame-3Основной частью велосипеда является рама. Она не только соединяет все остальные детали байка, но и непосредственно влияет на удобство езды и посадку велосипедиста. Кроме этого, именно от нее зависит, в каких условиях можно будет использовать понравившуюся модель.

Материалы для изготовления велосипедных рам

Для производства современных велосипедных рам используются:

  • Углеродистая сталь. Ее, как правило, применяют при изготовлении наиболее дешевых байков. Такие рамы хорошо поддаются ремонту (при необходимости ее сможет сварить любой сварщик), обладают высоким уровнем надежности и прочности, а также абсолютно неприхотливы в эксплуатации. Главным же их недостатком является большой вес.
  • Хромомолибденовая сталь. Из нее производят рамы для некоторых моделей, предназначенных для экстремального типа езды, дорожных и внедорожных велосипедов. Среди их плюсов можно выделить хороший накат, мягкость (гасит удары и смягчает вибрацию), долговечность, надежность и прочность. Среди недостатков следует отметить большой вес, подверженность коррозии, нерезкий разгон. Сплав алюминия – наиболее распространенный материал, популярность которого объясняется его дешевизной и легкостью. Изготовленную из него раму можно назвать лучшей в соотношении вес/стоимость. Ее преимуществами являются хорошая динамика, устойчивость к коррозии и способность выдерживать высокие нагрузки (она отлично подходит для велосипедистов, обладающих повышенным весом). Недостатки конструкции: недолговечность (накапливается усталость металла), плохой накат (быстро разгоняется, но и также быстро теряет разгон), жесткость (не смягчает вибрации), плохо поддается ремонту.
  • Титановый сплав, который используется для производства рам элитного класса. Среди основных достоинств титановых конструкций необходимо отметить повышенную мягкость (степень гашения ударов и вибраций даже выше, чем у стальных аналогов), низкий вес, отличную управляемость, долговечность (не боится коррозии и царапин) и высокую прочность. К минусам следует отнести высокую цену, плохую динамику при разгоне и сложность ремонта.
  • Карбон (углепластик), который применяется для изготовления рам для дорогих гоночных байков. Плюсы карбоновых моделей: наиболее низкий вес, высокий уровень прочности, возможность обладания преимуществами других типов рам. Минусы: большая цена, не подлежит ремонту, не выдерживает точечные удары, надежность зависит от продуманности геометрии конструкции.

При изготовлении велосипедных рам производители часто комбинируют перечисленные материалы между собой. Например, используются сочетания алюминия с карбоном (сталью) либо титана с карбоном.

Вес велосипедной рамы

В зависимости от типа байка, его стоимости и предназначения вес велосипедной рамы может варьироваться от нескольких сотен граммов до нескольких килограммов. Например, 18-19-дюймовая конструкция, которая используется в типичном горном хардтейле, изготовленная из хромомолибденовой стали будет весить 2-2,5 кг, из алюминиевого сплава – 1,4-1,7 кг, из титана – 1,4-1,7 кг, из углепластика – от 0,9 кг.

Геометрия велосипедной рамы

рама-от-велосипеда

Определяющими параметрами конструкций являются:

  • Ростовка. Размер рамы должен подбираться с учетом роста человека, соотношения длины ног и туловища, стиля езды.
  • ЕТТ – длина рамы, которую будет ощущать велосипедист. Если рама будет слишком длинной, человек будет вынужден «распластываться» на ней, если слишком короткой – на поворотах велосипедист может доставать коленями руль.

Виды велосипедных рам

В зависимости от назначения байка и условий его эксплуатации велосипедные рамы делятся на такие основные типы:

  1. Внедорожные:
  • Хардтейл – рама горного байка, не оснащенная задним амортизатором. Есть возможность установки багажника и креплений для фляг.
  • Софтлейн – рама, предназначенная для езды по бездорожью. Она отлично справляется с неровностями дорожного полотна, но не подходит для прыжков.
  • Двухподвес – рама с задним амортизатором. На нее невозможно установить багажник.
  • Горный тандем. Такая рама рассчитана на установку широкой резины и передней амортизационной вилки.
  1. Дорожные:
    Рама для городского велосипеда, которая оснащается креплениями для багажника и корзины на руль и обладает высокой посадкой.
  • Рама для шоссейного велосипеда рассчитана на низкую посадку. Имеет хорошие аэродинамические свойства и отличный накат. Обычно на нее невозможно установить багажник.
  • Циклокросс – туристическая рама с посадкой, удобной при маневренной езде.
  • Туринг – рама для дальнобойных путешествий. Обладает отличным соотношением удобства посадки и обтекаемости. На нее можно устанавливать любые колеса и 2 багажника.
  • Тандем – рама, предназначенная для езды вдвоем.

Кроме перечисленных основных видов также существуют специальные рамы, разработанные для различных экстремальных дисциплин: рекамбенты, триальные.

В зависимости от пола велосипедиста рамы делят на:

  • мужские,
  • женские.

otlichie_genskih_velosipedov_l

Основное отличие конструкций для женщин заключается в опущенной верхней трубе, которая располагается на небольшом удалении от нижней трубы. В некоторых женских моделях верхняя труба и вовсе отсутствует. Из-за отсутствия верхнего треугольника жесткость такой конструкции ниже, чем у мужского аналога. Данный вид рамы был разработан для того, чтобы дамы могли ездить на своем «железном друге» в юбках или платьях. В наше время выбор именно женской конструкции определяется лишь удобством и привычками конкретной велосипедистки.

Источники:

https://velofans.ru/vibor/kakuyu-vybrat-ramu-velosipeda
https://bikelifeforms.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B0-%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D1%88%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9
https://velosipedinfo.ru/rama-dlya-velosipeda
https://sportzoom.ru/velosipednaya-rama/