Материалы рамы велосипеда: какие бывают и на что влияют
Покупка велосипеда считается ответственным процессом, требующим особого внимания со стороны пользователя. Одним из элементов данного транспортного средства является рама. Данная деталь представляет собой цельную конструкцию, обеспечивающую комфортную езду для пользователя.
В зависимости от рамы, велосипед может иметь различное управление, амортизационные свойства, внешний вид, особенности езды. Это нужно учитывать при выборе данного транспортного средства, т.к. от данных характеристик зависит удобство езды велосипедиста.
В большинстве случаев, материалом для рамы является сталь или алюминий, но также применяется титан, карбон и магниевые сплавы (в основном на детских велосипедах). Такое разнообразие позволяет подобрать подходящую модель рамы, которая будет соответствовать требованиям владельца.
Каждый из данных материалов обладает своими особенностями и свойствами, которые нашли своих поклонников среди владельцев велосипедов.
Как выбрать материал рамы для велосипеда
Этот вопрос – один из самых популярных, т.к. именно от материала, из которого изготовлена рама, зависит удобство пользователя и общий комфорт во время езды. Перед выбором рамы нужно учитывать материал ее изготовления:
- – является наиболее популярным материалом, т.к. технология производства металлических рам была доведена до совершенства. В сплав могут входить различные легирующие вещества – хром и молибден. Главное преимущество стали – высокий показатель ремонтопригодности, что позволяет выполнить ее восстановление в кратчайший промежуток времени и используя минимум средств. Нужно упомянуть, что такая рама имеет высокие показатели пружинистости, что позволяет гасить вибрацию во время езды и толчки. При выборе нужно учитывать ее большую массу и повышенную подверженность коррозийным процессам. – данный металл существенно уменьшает вес готового изделия, т.к. масса стальной рамы во много больше из алюминия. Плюсом данного сплава является небольшой вес – перевезти велосипед можно в любом автотранспорте. Особенность этого сплава – высокие прочностные характеристики, при небольшой массе. Также, данный металл не подвержен коррозийным процессам, что делает его оптимальным вариантом для велосипедистов любого стажа.
- Титановые сплавы. Сочетает в себе свойства обычной стали и алюминия – высокий показатель прочности, небольшая масса, невосприимчивость к коррозийным процессам. Плюс данного сплава – хорошая амортизация, гашение толчков и ударов, вибраций. Единственный минус – большая стоимость, что ограничивает спрос на титановые рамы. – обладают высокой прочностью и небольшим весом. Обладают аналогичными свойствами, как и в случае с алюминиевыми и титановыми, кроме коррозийной сопротивляемости – магний активный металл, т.е. рамы из него очень быстро приходят в негодность.
- Композитные материалы – совмещают в себе сплавы металлов и прочных полимеров. Данный материал (углепластик или карбон) обладает легкостью, прочностью и отличным гашением вибраций. Главное достоинство карбона – полное отсутствие коррозии в процессе эксплуатации.
Какие бывают рамы
- Открытая рама — женская
- Закрытая рама — мужская
- Складная рама
- Детская рама
Выбор рамы
Чтобы подобрать раму, достаточно соблюдать простое правило – точно знать для чего будет использоваться велосипед. Именно направление его эксплуатации определяет материал рамы. Размеры данного элемента велосипеда подбираются в зависимости от возраста и роста велосипедиста. Особое внимание уделяется массе рамы – каждый пользователь подбирает оптимальное значение, подходящее под запросы.
РАЗМЕР РАМЫ ВЕЛОСИПЕДА И РОСТ — КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РОСТОВКУ?
Выбор правильного размера рамы – один из важнейших параметров при покупке нового велосипеда. Этот параметр находится в тесной взаимосвязи со многими другими: видом велосипеда, стилем катания, личными предпочтениями и пр.
В специализированных велосипедных магазинах, в этом вопросе можно положиться на подготовленных продавцов-консультантов. Однако владение информацией о правильном подборе ростовки велосипеда может оказаться полезным для любого человека. Далее ниже, будут приблизительные таблицы соответствия размера рамы росту.
Рассмотрим выбор размера рамы для наиболее популярных видов велосипедов, предназначенных для универсального катания. Это может быть как маунтинбайк, так и гибрид или вседорожный велосипед. Таких велосипедов на дорогах и в магазинах подавляющее большинство. Узкоспециализированные велосипеды (даунхильные, триальные, фрирайдные и пр.) имеют свои критерии подбора ростовки и, как правило, покупаются людьми, знающими, для чего им требуется такой аппарат.
Сегодня почти все велосипедные рамы выпускаются в целом ряде размеров. Их может быть от двух-трех для простых прогулочных велосипедов, до десяти и более у шоссейно-гоночных машин классической геометрии. Маркировка размерности бывает как цифровая (в дюймах или сантиметрах), так и буквенная. Как правило, ростовка «привязывается» к высоте подседельной трубы рамы, которая измеряется от центра оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Некоторые фирмы иначе измеряют высоту подседельной трубы, поэтому одна и та же маркировка на велосипедах разных фирм (а иногда даже на разных линейках машин одной фирмы) может различаться. Кроме того, различия в размерах рам не обусловлено лишь разной высотой подседельной трубы: меняются почти все размеры, углы наклона труб, а нередко и конструктивные решения отдельных элементов рамы. Помимо этого, в зависимости от назначения, рамы также могут иметь отличную друг от друга геометрию даже у одной фирмы-производителя. Гонщики вообще выбирают раму по эффективной длине верхней трубы (так называемое значение ЕТТ) и параметрам в целом, а на ростовку смотрят в последнюю очередь. Но для подавляющего большинства велосипедистов лучше всего ориентироваться именно на размер рамы.
Этот краткий экскурс в зыбкий мир размерностей велосипедных рам приведен не с целью запутать начинающих велосипедистов – но с целью объяснить, что не существует абсолютно четких критериев в духе «на рост 170 см нужна рама такой-то ростовки, и никакой иначе». Более того, для конкретного человека могут подойти велосипеды заметно различающихся размеров – в зависимости от фирмы и модельной линейки. Поэтому приведенные ниже соответствия роста человека и размера рамы имеют достаточно большие «допуски». Тем не менее, они позволят понять, на что нужно ориентироваться и, в большинстве случаев, успешно самостоятельно подобрать велосипед правильной ростовки.
Приведем простой практический способ выбора размера рамы:
Встаньте над рамой велосипеда, касаясь спиной седла. В такой позиции расстояние между верхней трубой рамы и промежностью должно составлять ориентировочно 50- 150 мм (для велосипедов маленьких ростовок это расстояние будет меньше из-за сильного наклона верхней трубы рамы). Также расстояние может оказаться меньше в случае определенных пропорций тела человека (в частности, при относительно коротких ногах). Попросите продавца-консультанта подержать руль и отрегулировать высоту седла, сядьте на велосипед, поставьте ноги на педали. Оцените удобство посадки, можете даже покрутить педали назад, чтобы лучше понять ощущения от езды на выбранной машине. Такая блиц-примерка весьма полезна.
Размер рамы велосипеда (ростовка) — параметр, влияющий на длину и высоту рамы, т.е. на ее общий размер. С увеличением или уменьшением размера рамы велосипеда, пропорционально меняются верхняя, нижняя, а также подседельная трубы.
Выбрав верную ростовку велосипеда, вы обеспечите себе ежедневную комфортную езду без болей в спине и коленях. Приобретая велосипед для занятий спортом или участия в соревнованиях, правильный выбор размера рамы имеет еще большее значение.
Встречаются 3 вида обозначений: » (дюймы), условные единицы (XS, S, M, L, XL) и сантиметры (cm). Линейка размеров конкретной модели велосипеда обычно либо четная, либо нечетная.
ВЫБОР РАЗМЕРА ГОРНЫХ, ГОРОДСКИХ И ГИБРИДНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Ниже представлена самая популярная таблица, подходящяя для выбора большинства велосипедов. Соответствия размеров отработаны на большом опыте продаж магазина dreambikes.ru, а также сопоставлены с множеством размерных таблиц велосипедных производителей.
Размер рамы, дюймы | Ваш рост, см. | Размер рамы, cm. | Размер рамы, условн.ед. | Обозначение |
13″ | 130 — 145 | 33 | XS (XSmall) | Минимальный |
14″ | 135 — 155 | 35,6 | XS (XSmall) | Минимальный |
15″ | 145 — 160 | 38,1 | S (Small) | Малый |
16″ | 150 — 165 | 40,6 | S (Small) | Малый |
17″ | 156 — 170 | 43,2 | M (Meduim) | Средний |
18″ | 167 — 178 | 45,7 | M (Meduim) | Средний |
19″ | 172 — 180 | 48,3 | L (Large) | Большой |
20″ | 178 — 185 | 50,8 | L (Large) | Большой |
21″ | 180 — 190 | 53,3 | XL (XLarge) | Очень большой |
22″ | 185 — 195 | 55,9 | XL (XLarge) | Очень большой |
23″ | 190 — 200 | 58,4 | XXL (XLarge) | Максимальный |
24″ | 195 — 210 | 61 | XXL (XLarge) | Максимальный |
Замечания к горным: при выборе хардтейлов, вы смело можете пользоваться этой таблицей. Бывают редкие исключения, например велосипеды марки Gary Fisher по базе длиннее, чем большинство велосипедов других производителей. Учтите это, если вы собираетесь больше ездить на прогулки, чем заниматься спортом. Удвухподвесов рамы нередко бывают только 2х — 3х размеров.
Замечания к городским: комфортные модели. Если у вас переходный рост, например 178 или 165 см., обратите внимание на наличие амортизационного подседельного штыря. Он не позволяет опустить седло до конца в раму, как это можно сделать на всех горных велосипедах. Поэтому с ростом 177 лучше взять велосипед с 18″ рамой, чем с 20″, а с ростом 165 см. удобнее будет кататься на 16″ раме, чем на 18″. Круизеры: будьте проще при выборе ростовки круизера — у этих моделей их всего одна-две. Круизеры обычно рассчитаны на среднестатистическую женщину (155 — 180 см.) и мужчину (170 — 190 см.). Если у вас есть сомнения, задавайте свои вопросы нам.
Замечания к гибридным: те же, что и у комфортных (об амортизационных подседельных штырях).
ВЫБОР РАЗМЕРА ДОРОЖНЫХ, ШОССЕЙНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ (В Т.Ч. GIANT COMPACT ROAD™)
Для выбора шоссейных велосипедов предлагаю воспользоваться таблицей, взятой из оригинального каталога велосипедов Giant 2011 — 2012 гг. Все дорожные и шоссейные велосипеды выпускаются с геометрией Compact Road.
Размер рамы (обычная геометрия) | Рост велосипедиста | Размер рамы (геометрия Giant Compact Road™) | Длина труб рамы (подседельной/верхней) |
49 — 51 см. | 157 — 163 см. | XS | 42 / 52 см. |
51 — 54 см. | 163 — 170 см. | S | 44 / 53,5 см. |
55 — 57 см. | 170 — 178 см. | M | 50 / 55,5 см. |
57 — 59 см. | 178 — 183 см. | M/L | 53,5 / 57 см. |
58 — 60 см. | 183 — 190 см. | L | 55,5 / 58,5 см. |
61 — 63 см. | 190 — 198 см. | XL | 58,5 / 61 см. |
ВЫБОР РАЗМЕРА СКЛАДНЫХ ВЕЛОСИПЕДОВ (AUTHOR, GIANT, SHULZ, STRIDA И ДР.)
Большинство складных велосипедов доступны в одном размере. Он рассчитан на среднестатистического человека ростом от 155 до 185 см. Исходя из опыта продаж, мы можем дать рекомендации по конкретным моделям. Если ваш рост от 183 см. и выше, рекомендуем модели Shulz Goa 8 V-brake, Shulz Goa 8 Disc, Author Simplex.
Модель велосипеда | Оптимальный рост |
Author Simplex | 150 — 195 см. |
Shulz Easy | 150 — 185 см. |
Shulz Goa 3 | 155 — 185 см. |
Shulz Goa 8 | 175 — 195 см. |
Giant Expressway 1 и 2 | 155 — 185 см. |
Giant Halfway | 160 — 180 см. |
Giant Subway | 160 — 180 см. |
Strida Mini | 140 — 160 см. |
Strida LX, 5.2, SX, SD | 153 — 193 см. |
ВЫБОР РАЗМЕРА ДЕТСКИХ ВЕЛОСИПЕДОВ
Все детские велосипеды подразделяются, прежде всего, исходя из возраста и роста. Сейчас в интернете царит большая путаница в показателях между размерами велосипедов и возрастом детей.
Возраст ребенка, лет | Рост, см | Диаметр колес, дюймов |
1 — 3 | от 75 до 95 | < 12″ |
3 — 4 | от 95 до 101 | 12″ |
4 — 6 | от 101 до 115 | 16″ |
6 — 9 | от 115 до 128 | 20″ |
9 — 13 | от 126 до 155 | 24″ |
Показатели роста и соответствие им размеров колес велосипеда взяты не с потолка. При подготовке этой таблицы были изучены классификации самих производителей детских велосипедов, а также таблицы роста детей от 1 года до 15 лет. Если ваш ребенок растет медленнее или быстрее, чем по указанным в таблице средним показателям, то можно купить меньший или больший велосипед соответственно. В этом нет ничего страшного.
ВЫБОР РАЗМЕРА BMX ВЕЛОСИПЕДОВ
Ростовкой у этих трюковых велосипедов называется длина верхней трубы рамы (top tube, TT). Измеряется также в дюймах. Выбор BMX — дело очень индивидуальное и субъективное. Кому-то нравится кататься на коротких рамах, кому-то на длинных. Чтобы точно определить как будет удобно вам, лучше всего взять покататься БМХ у друзей или знакомых. В случае с BMX фирмы Giant прослеживается такая ситуация: модели с меньшей стоимостью оборудуются рамами с меньшей ростовкой (в расчете на то, что подросткам в основном покупают недорогие модели). В остальных случаях, предлагаем воспользоваться таблицей (точность информации не гарантируется!).
Ваш рост | Размер рамы |
140 — 150 см. | 19.5″ |
150 — 170 см. | 20.0″ |
170 — 180 см. | 20.5″ |
180 — 190 см. | 21.0″ |
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ЧАСТОЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ
На что еще стоит обратить внимание при выборе из двух подходящих вариантов ростовки велосипеда?
Предполагаемый стиль катания: для активного и экстремального катания их двух вариантов лучше выбрать меньшую — больший запас сантиметров над рамой придаст вам уверенности, а велосипед будет более юрким. Для спокойных поездок по городу и паркам можно брать раму «впритык».
Телосложение: при худощавом или обычном телосложении смело выбирайте большую ростовку велосипеда. Если вы полный, лучше взять на размер меньше — будет легче садиться, слезать и рулить.
Полезные регулировки: вы всегда можете подкорректировать ваше положение, отрегулировав высоту седла и наклон выноса руля (доступно не на всех моделях). На горных велосипедах вынос руля чаще всего нерегулируемый — это стандарт безопасности, использующийся на велосипедах, предназначенных для активной езды. В этом случае можно докупить более длинный/короткий/высокий/низкий вынос — это совершенно нормальная практика.
Насполедок, видео о том, как создают легендарные велосипедные рамы Soulcraft
РАЗМЕР РАМЫ ВЕЛОСИПЕДА И РОСТ — КАК ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНУЮ РОСТОВКУ? : 15 комментариев
Хорошая статья. Никак не могу выбрать нужную ростовку, конкретно, для Cube Travel Pro. На многих сайтах производителей есть еще такая формула: длина ноги с внутренней стороны *0,66 = теоретической ростовке для городского и туристического велосипеда. Если есть амортизационный подседельный штырь — от полученного результата отнять 3-5 см.
По этой формуле, если просто множить мои 82 см на 0,66, получаем один размер рамы, а если вдруг с заделом, что поставлю амортизационный штырь — будет другой размер, меньше.
Alex, спасибо на добром слове 🙂
Прикиньте пару ростовок и просто примеряйтесь к велосипедам. Иначе удачно подобрать ростовку просто не выйдет
мне нужен горный велосипед ,у меня рост 165 не будет ли маловат 26 диаметр колес?
Я с таким ростом катаю на 26х и вообще шикарно 😉
не подскажите какая марка велосипеда лучше: иж-байк или стелс?
у меня рост 171-172 … подойдет ли мне по росту Trek Superfly 5 (2015) https://market.yandex.ru/product/11158340/spec?hid=91529&track=tabs. По таблице вроде подохидит… НО когда я сел на этот велик без педалей, ноги еле касались земли, меня смутил факт, как вылезти из байка при остановках? когда я стоял над рамой спиной к седлу, расстояние между трубой и пахом было порядка 50 см. я просто давно не ездил на велике и не помню свои ощущения: нормально ли то, что ноги еле касаются земли (без педалей) или это означает, что мне нужен другой велик размером меньше 17.5.
Ноги и не должны касаться земли практически.
По поводу рамы и трубы. Если стоять над рамой, то она не должна касаться тебя вообще.
Ну,чтоб яйца были целы 😉
Здравствуйте! Спасибо за статью! Очень хорошо всё расписано. При росте 168 см, как думаете, рама 16 дюймов и 26 колёса, нормальный вариант? Я так прикинул, выбор стоит между 16 и 18 дюймовыми рамами на 26 колёсах. 18 определённо будет не для меня. А при 16, можно просто поднять седло на нужную высоту.
хочу крузер Micargi Rover LX-M или Schwinn Mark V.
Что можете сказать по поводу их размера? Рост 188 см, вес 80 кг.
Спасибо
у дочки рост 155см,у жены 165см,на 17 рама им подойдет? 26 колеса,седло опускается,рама для женщин
Здравствуйте, велосипед с 16 рамой будет большой для девочки ростом 142 см? Велосипед Bravo Tango (2017).
Спасибо
Виды велосипедных рам
Велосипедная рама — основная часть велосипеда, к которой крепятся велосипедные компоненты.
В конструкции заднего треугольника рам классических конструкций могут быть предусмотрены шарниры и разъёмы для устройства амортизатора.
Существуют рамы без верхней трубы или с верхней трубой, идущей рядом с нижней. Этот вариант рамы традиционно называется женским. На такой велосипед можно сесть в юбке, не нарушая приличий, что было немаловажно в начале XX века.
Также, можно выделить рамы специального назначения и для экспериментальных велосипедов (например, для лигерадов, которые используются для передвижения в положении лёжа), а также рамы детских велосипедов.
Из чего состоит рама велосипеда?
Велосипедная рама, как правило, сварена из профилей, образующих два так называемых треугольника — передний и задний.
Составляющие рамы велосипеда
Передний треугольник образован «подседельной трубой», соединяющей седло и каретку; «нижней трубой», соединяющей каретку с «рулевой трубой» («стаканом»); и «верхней трубой», соединяющей «рулевую трубу» с «подседельной трубой».
Задний треугольник образован двумя парами труб. Верхняя пара идёт от «подседельной трубы» к кронштейнам крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout; drop — выпадать, out — наружу). Нижняя пара идёт от каретки. Чаще эти пары называют «перьями».
Рулевая труба
Существует несколько стандартных диаметров рулевых труб, но самые популярные 1 дюйм — для дорожных велосипедов, 1 и 1/8 дюйма для горных велосипедов. На некоторых горных и шоссейных велосипедах используют коническую рулевую трубу с переходным диаметром: 1.1/2″ в нижней части и 1.1/8″ в верхней. Такие трубы обладают большей торсионной жесткостью.
Кареточный узел
Каретка — совокупность оси и подшипников для установки системы ведущих звёзд. Трубы для установки кареток могут быть разных размеров и конструкций:
- Английская каретка с резьбой BSA, диаметр 32 мм
- PressFit — каретка без резьбы, диаметр 34 мм
- BB30, диаметр 42 мм
- Эксцентриковый кареточный узел (англ. eccentric bottom bracket) позволяет натягивать цепь (ремень) на односкоростных велосипедах («синглспидах») и велосипедах с планетарными втулками.
Тип тормозной системы
Рама может поддерживать как один стандарт тормозной системы, так несколько одновременно. Например, часто можно встретить рамы с креплением для дискового тормоза и для тормоза типа V-brake.
«Дропауты»
Кронштейны крепления втулки заднего колеса («дропауты» от англ. dropout) бывают следующих типов:
- вертикальные
- горизонтальные (наклонные)
- подвижные (вертикальные регулируемые).
Вертикальные кронштейны обеспечивают точную и быструю посадку колеса, используются совместно с задними переключателями-натяжителями.
Горизонтальные кронштейны позволяют натянуть цепь на односкоростных велосипедах и на велосипедах с планетарными втулками. Недостатком является то, что при достаточно сильном усилии ось колеса может сместиться. Поэтому вместе с горизонтальными кронштейнами. как правило, используют фиксаторы оси (англ. Chain Tugs).
Регулируемые кронштейны могут поставляться с отверстием для установки заднего переключателя или без него. В любом случае кронштейны можно заменить на аналогичные с креплением переключателя. Ключевые особенности регулируемых кронштейнов крепления заднего колеса:
- возможность сделать односкоростной велосипед («синглспид»)
- возможность заменять «дропауты»
- возможность изменять базу велосипеда в небольшом диапазоне.
Подседельный хомут
Подседельный хомут — хомут, зажимающий подседельный штырь в подседельной трубе. Рама может комплектоваться подседельным хомутом при продаже. Разрез в раме для подседельного хомута, в последнее время, делают спереди. Это уменьшает его загрязняемость, но при этом нет возможности поставить хомут для крепления замка, прикрепить к хомуту крепления для груза на багажнике или задний фонарь. Поэтому если планируется установка «крыльев» колеса (англ. mudguards), то рама с задним разрезом расширит выбор подседельного хомута.
Подвеска
Рамы с жёсткой задней подвеской (англ. hardtail) являются одним из самых распространённых типов рам. Они относительно просты в конструкции и изготовлении, что обуславливает их невысокую стоимость и распространение.
Рамы с упругой задней подвеской более сложные, тяжёлые и дорогие по сравнению с жёсткими рамами. Дешёвые велосипеды с задней подвеской, как правило, имеют очень низкое качество компонентов подвески.
Упругим элементом подвески может быть пружина, или пневматическая система, гасящим — эластомер, масляный картридж и другое.
Крепления для багажника и «крыльев»
В идеале над «дропаутами» должно быть по два отверстия. Одно для крепления багажника, второе для крепления заднего «крыла». Для крепления багажника также должны быть отверстия на «верхних перьях» заднего треугольника. Багажник и «крылья» можно прикрутить к одной паре отверстий, используя специальные кронштейны или хомуты.
Другие конструктивные особенности
Одним из важных параметров рам, является максимальный размер покрышки, который можно установить в раму. Велосипеды с рамами которые позволяют устанавливать покрышки шириной более трёх дюймов, называются англ. «fat bikes».
Для установки ременного привода у рамы должна быть предусмотрена возможность раскрывать задний треугольник.
Геометрия рамы
Особенно сильно на поведение велосипеда влияет геометрия рамы. Основные элементы, определяющие реакцию рамы на внешние воздействия:
- Эффективная длина верхней трубы. Расстояние между центрами рулевой колонки и подседельного штыря (на рисунке — A). Длинная верхняя труба дает большую «стабильность» и меньшую маневренность велосипеда.
- Рулевой угол. Угол между рулевой колонкой и линией, параллельной земле (на рисунке — M). Большой угол (близкий к вертикали) обеспечивает лучшую маневренность велосипеда.
- Подседельный угол. Угол между подседельной трубой и линией, параллельной земле (на рисунке — L). При малых углах (большой наклон трубы назад) вес велосипедиста смещается назад — обеспечивая лучшее сцепление с поверхностью, при более вертикальных углах — вес гонщика перемещается вперёд, обеспечивает лучшую посадку для силового педалирования.
- Колесная база. Расстояние между передней и задней осями колёс, горизонтальная линия. Увеличенная база дает большую стабильность и меньшую маневренность велосипеда.
- Длина задних перьев. Расстояние между кареткой и осью задней втулки, горизонтальная линия. Меньшие задние перья рамы обеспечивают лучшее сцепление заднего колеса с поверхностью почвы и большую маневренность велосипеда. Обычно длина задних перьев минимальна, насколько это возможно — для увеличения жёсткости и прочности рамы.
- Высота каретки (зазор, дорожный просвет). Расстояние между кареткой велосипеда и поверхностью почвы. Увеличение зазора — уменьшает стабильность велосипеда, но при этом увеличивается проходимость и наоборот. У шоссейных велосипедов каретка находится ниже чем у горных.
- Длина выноса. Расстояние от центра рулевой колонки до руля, горизонтальная линия. Длина выноса оказывает существенное влияние на маневренность велосипеда и посадку велосипедиста.
Размеры велосипедных рам
Хотя наиболее характерным параметром рамы является актуальная (эффективная) длина верхней трубы, которая определяет расстояние от седла до руля, принято определять размер рамы по длине подседельной трубы (жарг. ростовка). Всё же, важно понимать, что геометрия рамы может быть произвольной и у рам с одинаковой актуальной (эффективной) длиной могут быть разные размеры. Для быстрого определения длины рамы нужно упереть локоть в «нос» седла, а руку положить на вынос руля. Пальцы должны лечь на крышку выноса руля.
Размер рамы зависит от роста человека, люди маленького роста нуждаются в меньших рамах. Размер рамы измеряется двумя способами — С-С, от оси каретки (педалей) до осевой линии верхней трубы (только для рам классической конструкции); и С-Т, от оси каретки до верхнего среза подседельной трубы. Традиционно, размер рамы шоссейных велосипедов измеряется в сантиметрах или миллиметрах, а размер гибридных и горных велосипедов — в дюймах.
Виды и предназначение велосипедных рам
Велорама – основная деталь, от нее зависит тип, комфортабельность и безопасность при езде. Основные технические характеристики велосипеда отличаются материалом производства и конструкцией рамы.
Материалы производства
Популярные материалы для изготовления рам:
- Инструментальная сталь с повышенным содержанием углерода (до 0,7%)
Применяется в производстве самых дешевых велорам. Конечная конструкция хорошо ремонтируется (ее может сварить даже новичок), обладает высокими прочностными характеристиками и удобна в эксплуатации. Отрицательное качество – вес.
Хромированная сталь применяется для ситибайка и внедорожника.
Подходит для экстремальных покатушек. Большим плюсом металла является мягкость, смягчение вибрирования и ударов, а также длительность и надежность эксплуатации. Отрицательные характеристики – вес, склонность к ржавчине, медленный разгон.
Характеризуется маленьким весом, прочностью и низкой стоимостью. Алюминиевая рама отличается соответствием цены-качества. Преимущества: не ржавеет, способна выдерживать высокие физические нагрузки. Недостатки: неудовлетворительные усталостные характеристики, маленький срок службы, плохая динамика разгона, не ремонтируется. В некоторые сплавы добавляют скандий, это значительно увеличивает прочность и снижает вес деталей.
Применяется в производстве велосипедных рам класса «Люкс». Обладает большим списком достоинств среди которых отличаются: высокая степень погашения вибрирования, маленький вес, высокие характеристики прочности. Отрицательные качества: дороговизна, пониженный разгон динамики, проблемы с ремонтированием.
В практике для производства велорам материалы в основном комбинируются в целях достижения оптимального соотношения цены и качества.
Разновидности велорамы
Изначально велорамы подразделяются на мужские и женские типы. Женские модели выпускаются со спущенной верхней трубой или без неё.
Женские типы велосипедных рам разработаны с учётом физиологических особенностей тела и является наиболее удобными для велосипедистки.
В зависимости от предназначения и эксплуатационных особенностей велорамы подразделяются на внедорожные, дорожные и тандемные модели.
Виды велосипедных рам:
Производится без задних подвесок, предназначены для МТВ (маунти байк), не оснащены амортизаторами заднего треугольника. Есть места для установки багажа.
Для бездорожника с двумя амортизаторами. Оптимален на неровных дорогах, но не предназначен для прыжков.
Двухподвесные конструкции с задним амортизатором.
Предназначаются для экстремального катания, но в модели не предусмотрены места крепления багажа.
Тандемная модель внедорожника.
Велорамы для дорожных байков
- Классическая модель велорамы ситибайка с местами крепления багажа и корзины.
Отличается вертикально установленным седлом.
Обладает отличными аэродинамическими характеристиками, динамичным накатом, подходит для низких посадок, но нет места крепления багажа.
Велорама для моделей байка без амортизатора. Такой велосипед предназначен только для жестких покатушек по ровным поверхностям.
Для маневренного катания по пересеченной местности.
Для длительных туристических велопутешествий, оптимально сочетает комфортабельность и обтекаемость. На туринг можно устанавливать два багажника.
Кроме общеизвестных конструкций есть виды велосипедных рам по форме подходящие для профессионального экстремального спорта: лигерад, триал.
Геометрические конфигурации велорамы
Классический тип велорамы образован двумя треугольниками. Даже если конструкция отличается от классической модели принцип соединения деталей сохраняется.
Передний условно называется треугольником и образован четырьмя элементами:
- стакан руля;
- основная трубка;
- рулевой и подседельный штырь.
Задний угол образован приваренным подседельным штырем к перьям треугольника. Нижняя часть перехода переднего треугольника включает узел каретки.
Нижнее перо (дропаут) заканчивается кронштейнами сцепления колес и оснащено местом крепления тормозных механизмов в моделях v-brake.
Функциональные особенности
Для обеспечения функциональности велорама содержит места для установки дополнительных деталей:
- Колонка руля устанавливается в отделения стакана;
- Каретка вставляется в кареточное отделение;
- В подседельную область вставляется седло.
Основные отличия кронштейна для фиксации втулки заднего колеса
- Вертикальный.
Оптимален в применении, позволяет моментально переустанавливать колеса. Натяг цепи фиксируется задними переключателями скорости.
Обладает специфичной конструкцией. Посредством применения горизонтального кронштейна производится натяг цепи, что является незаменимым преимуществом для односкоростных байков без задней системы переключения скоростей. Кронштейн используются в сочетании с планетарными втулками.
Недостаток горизонтальной модели кронштейна в том, что ось может соскальзывать при езде, поэтому для предотвращения слета цепи устанавливаются фиксаторы.
Современная модель велорамы включают дополнительные элементы для подсоединения аксессуаров и вспомогательных деталей.
Большинство конструкций оснащены отделениями для фляги, крепежными элементами и специальными проемами для тормозного тросика, тем самым улучшая вид байка и предотвращая возможные разрывы от перетирания троса о раму.
Некоторые велорамы выпускаются с отделениями для крыльев, это особенно распространено на сити и туринг байках.
Виды велосипедных рам
Виды велосипедных рам
Велосипедные рамы условно делятся на два типа: женские и мужские. В женском варианте рамы верхняя труба расположена на небольшом удалении от нижней трубы, хотя есть и такие модели, где верхняя труба не предусмотрена. Такие рамы были придуманы гораздо позже «мужского» варианта. Угол наклона трубы позволяется женщинам свободно ездить в платьях или юбках. Эти рамы называются низкими или открытыми. Велосипеды с мужским типом рамы более жесткие. Они выглядят как правильный треугольник, на велосипеде с такой конструкцией рамы можно ездить только в брюках. Такие рамы называют высокими или закрытыми.
Но сейчас уже практически стёрты границы между делениями на «женское» и «мужское». Многие мужчины выбирают вариант с низкой рамой, а производители стараются сделать для мужских моделей более подходящие цвета. В целом при выборе велосипеда стоит ориентироваться на стиль вашей езды, нежели на различия по полу.
Типы велосипедных рам
В зависимости от стиля езды рамы делятся на два типа: дорожные и внедорожные. Но и внутри каждого из этих типов есть подтипы рам.
Рамы для дорожных велосипедов
Раме для городского велосипеда присуща высокая посадка. Модель позволяет закреплять корзину на руль и багажник.
Для шоссейного велосипеда характерна низкая посадка, благодаря чему улучается накат и аэродинамические свойства. На такие рамы багажники не крепятся.
Тандемная рама установлена на велосипеда, рассчитанных на 2 или более велосипедистов. На ней крепятся два седла и два руля, некоторые модели предполагают возможность крепления корзины.
Велосипеды для циклокроссовой езды должны быть удобны при совершении различных маневров, потому оснащены туристической рамой с посадкой.
Туринг – велосипед рассчитан на дальние путешествия по ровным дорогам. Он отличается широкими колесами, возможна установка двух багажников. Потому туринг-рама облагает удобной посадкой и достаточно обтекаема.
Рамы для внедорожных велосипедов
Для горного велосипеда – хардтейл рама, предполагающая возможность установки различных креплений или багажника. Для неё характерно отсутствие заднего амортизатора.
Ещё один тип рам для горного велосипеда – двухподвес-рама, в этом вариант есть задний амортизатор, но нет возможности установки багажника.
Существуют и внедорожные горные тандемы, рамы таких велосипедов рассчитаны на возможность установки передней амортизационной вилки и широкой резины.
Для любителей езды по бездорожью производители разработали софтлейн – рамы, которые позволяют комфортно ездить по неровным дорогам. Увы, с такой рамой прыжки на велосипеде невозможны.
Виды велосипедных рам
Виды велосипедных рам
Велосипедная рама — основная деталь велосипеда, объединяющая воедино все остальные части его конструкции. Геометрия велосипедной рамы оказывает сильное влияние на посадку ездока и удобство езды в различных условиях.
Вид велорамы определяет предназначение велосипеда:
- Дорожные:
- Шоссейные (road). Такие рамы — среднее от всех дорожных рам. Они предназначены для шоссейных гонок, тренировок, поездок. Как правило, для езды используется асфальт и укатанные грунтовые покрытия. Наиболее важные характеристики шоссейного велосипеда: малый вес, высокая торсионная жёсткость и более вытянутая посадка (на практике посадка велосипедиста на таком велосипеде совсем не вытянутая, а как раз более компактная, чем на любом другом, так как имеет целью снижение сопротивления воздуха. Чаще всего не оборудованы крепёжными местами для багажника, но может быть много креплений под фляги.
Разделочные (time trial). Максимальная производительность педалирования и аэродинамика при минимальном весе. Ездить на такой раме долго никто не будет, они предназначены для гонок с раздельным стартом. Часто ради аэродинамики идут на серьёзные ухищрения в конструкции — тормозные машинки в аэротени от подседельной трубы и вилки, вынос подогнан точно под рулевую трубу рамы и т. д. Правильно под рост спортсмена установленные параметры, которые позволяют «лежать» на руле-«лежаке», дают спортсмену возможность создать обтекаемость и развить максимальную скорость именно на таком велосипеде, как ни на каком другом.
Циклокроссовые (cyclocross) — предназначены для велокросса: гонок по пересеченной местности, включающих в себя кольцевой маршрут (от 2,5 до 3,5 км) по открытой местности и лесным участкам с препятствиями в виде бродов, грязи, корней деревьев и поваленных стволов, рвов, холмов и пр., к которым могут быть добавлены искусственные преграды. Отличаются от шоссейных просветом в перьях (для более широкой резины) и геометрией, используются в циклокроссе. Являются часто неплохим выбором велосипеда для езды по городу или туризма по дорогам общего пользования.
Туринг (touring) — туристский велосипед, созданный для комфорта, надёжности, эффективности и, в большинстве случаев, для перевозки груза. Существует деление туристских велосипедов на типы. Рама близкой к шоссейной геометрии с максимальным количеством крепежа для багажников и фляг. На хорошем туринге можно ехать очень много часов и мало уставать.
Дорожный (commuter). Обычный дорожный велосипед, как его привыкли понимать в Европе и бывшем СССР — Десна, Украина. Велосипед, сконструированный для езды по городу и небольших прогулок по ровной местности. Как правило, конструкция такого велосипеда проста. Оборудован регулируемым рулём и большим мягким седлом, часто комплектуется багажником, крыльями, кожухом цепи и звонком. Амортизаторы отсутствуют, тормоза зачастую ножные барабанные. Трансмиссия либо без переключателя скоростей, либо с интегрированной в заднюю втулку планетарной коробкой передач. Дорожные велосипеды не предназначены для использования в качестве спортивного инвентаря.
Дорожный тандем (road tandem) — двухместные велосипеды, на которых оба седока вращают педали, а контроль над управлением, тормозами и системой переключения скоростей осуществляет велосипедист, едущий спереди. В большинстве случаев тандемы рассчитаны на езду по ровным покрытиям.
Внедорожные:
- Горный хардтейл (MTB hardtail) — велосипед, имеющий только переднюю амортизационную вилку, заднее же колесо не имеет подвешивания. Велосипеды на таких рамах имеют повышенную проходимость по сравнению с бесподвесными велосипедами , они более комфортны на бездорожье, но проигрывают в весе и скорости. Есть возможность установки широкой резины, трансмиссии с широким диапазоном работы, багажника, и т. д.
Горный софттейл (MTB softtail). Рама для езды в трудных условиях с подвеской, принципом работы которой является упругость задних перьев рамы. Отличается он от двухподвеса тем, что подвеска заднего колеса не рычажная, а деформационная, хотя бывают софттейлы с маленькими амортизаторами. Такие подвески не помогают при приземлении, но помогают при езде по неровной дороге.
- Четырёхрычажные подвески.
- Однорычажные подвески.
Горный тандем (MTB tandem). Тандем для туризма в условиях тяжёлых дорог. Обычно напоминает дорожный, отличается просветом в перьях под резину и некоторыми особенностями геометрии (расчёт на амортизационную вилку).
Горный тандем-двухподвес (MTB full-suspension tandem). Большая редкость. Обычно строится некоторыми компаниями в качестве show-stopper (вид рекламы, который используется для привлечения внимания) и реального применения не имеет.
Специальные:
- Триальные (Trial) — рамы для триала сконструированы таким образом, чтобы с их помощью было максимально удобно балансировать на заднем колесе. Суть велотриала состоит в преодолении на байке преград и препятствий, поэтому у триального велосипеда, как правило, отсутствуют седло, рама удлинена и занижена, а руль и покрышки очень широкие. Колёса могут быть диаметром как 20’’, так и 24’’.
Рекамбенты (Recumbent) — нечто среднее между велосипедом и веломобилем. Единственное, что позволяет отнести его к велосипедам, это 2 колеса.
Какая рама велосипеда прочнее мужская или женская. Женская рама: быть или не быть
Велоиндустрия продвинулась настолько далеко, что в наше время можно купить байк, который бы полностью соответствовал вашему типу езды и индивидуальной анатомии организма. Для утончённой женской фигуры изобрели специальный велосипед, удовлетворяющий требованиям девушек к удобству при езде. В чём же отличие женских байков от мужских?
Дамский велосипед известен ещё с тех пор, как женщины ходили только в платьях и юбках. Девушкам было крайне неудобно закидывать ногу на раму, и производители таких байков решили делать верхнюю трубу ниже, чтобы велосипедисткам было удобнее ездить. Другие фирмы просто оставляли одну нижнюю трубу рамы и увеличивали её жёсткость и прочность, так как нагрузка распределяется на меньшую площадь поверхности.
Заниженная рама характерна только для городских велосипедов, потому что такая конструкция значительно ухудшает прочностные свойства рамы. То есть для байков, типу катания которых не характерны экстремальная езда и выполнение различных трюков.
Верхняя труба рамы женского байка может быть занижена незначительно, как на фото, либо расположена намного ниже
Женский горный велосипед практически не отличается от мужского. Верхняя труба рамы такая же высокая для придания байку прочности и удобства при выполнении сложных технических элементов. Единственное, что передний треугольник рамы может быть слегка укорочен для комфортной посадки райдерши.
Педалирование
На дамских велосипедах установлены короткие шатуны. Такой ход производителей байков связан с тем, что женщины в среднем ниже мужчин. Ноги пропорционально росту короче, и укороченные шатуны способствуют удобной езде с нормальным радиусом педалирования.
Рулевое управление
Плечи у девушек более узкие, чем у мужчин. Поэтому производители ставят на велосипеды для женщин узкие рули, чтобы велосипедисткам было комфортно управлять железным конём. Однако широкие рули всё равно востребованы в таких дисциплинах, как даунхилл, фрирайд и другие. Широкий руль обеспечивает байку лучшую управляемость.
Амортизаторы
Более мягкие пружины ставятся в амортизаторы. Это связано с меньшим весом девушек в среднем. Жёсткая пружина не будет реагировать на маленький вес, и плавность хода на кочках будет нарушена.
Другие особенности
Женщины в среднем слабее мужчин. Именно поэтому фирмы, производящие велосипеды для девушек, стараются их максимально облегчить. Ведь многим дамам, живущим в многоэтажках, приходится самим носить байк на свой этаж!
У многих тормозов под миниатюрные женские пальцы можно настроить рычаги так, чтобы у велосипедистки не возникало никаких трудностей с торможением.
Таз девушек более широкий, поэтому и седло ставится широкое и короткое.
На городские женские велосипеды часто ставят корзины, звонки и другие аксессуары
Женские велосипеды часто имеют яркую раскраску с различными узорами и цветами.
На городские байки часто устанавливается защита цепи, чтобы можно было кататься в платье. Благодаря ей, длинная одежда не попадёт в механизмы велосипеда и не испортит впечатление от поездки!
Выбираем правильную ростовку и длину велосипеда для девушки
Очень важно выбрать такую модель велосипеда, которая будет оптимальным выбором для конкретной женщины. Чтобы правильно и длине туловища, проделайте следующее:
- Станьте так, чтобы рама была у вас между ног. Расстояние от паха до рамы должно быть около 5 см.
- Затем сядьте на седло и поставьте руки на руль. Вам должно быть комфортно. Если сильно напрягается спина и шея, длина этого велосипеда не для вас. Если ростовка подходит, а длина – нет, то после покупки такого байка можно приобрести короткий вынос руля и придвинуть сиденье ближе к передней части велосипеда.
Примечание. На спортивных дамских велосипедах обязательно стоит рама, обладающая хорошей аэродинамичностью. Посадка на таком байке будет несколько напряжённая, так как седло может располагаться на уровне или даже выше руля. Напряжение в спине на таких велосипедах будет появляться, но надо следить за тем, чтобы не травмировать позвоночник. Если это произошло, необходимо всё же укоротить расстояние от кистей до ягодиц (укорочением выноса руля или перемещением седла), а также обратиться к врачу.
Выбираем велосипед по стоимости
Необходимо запомнить, что лучше покупать байк в специальном спортивном магазине, потому что в них продаются велосипеды проверенных и надёжных фирм, а также в этих магазинах вам предоставят гарантию на раму и бесплатный сервис (последнее не всегда).
Фирмами, производящими наиболее выгодные велосипеды по соотношению цены и качества, можно считать Norco, Format, GT, Corratec, Mongoose, Giant, Merida и прочие.
Городской, дорожный
Если вы предпочитаете медленные прогулки по ровному покрытию дороги, то самые бюджетные городские велосипеды созданы для вас.
На таких велосипедах обычно одна скорость, очень широкое удобное седло, предусмотрена прямая посадка, то есть руль находится близко к сиденью, и девушка будет ездить на нём с ровной спиной.
Стоят такие велосипеды от 10 тысяч рублей и больше.
Это уже велосипед среднего и высшего класса. Характеризуется наличием многоскоростной трансмиссии, спортивной рамы, прямого или с небольшим подъёмом руля.
Такие велосипеды стоят от 30 тысяч рублей. Лучшие варианты продаются и за несколько сотен тысяч.
У горного женского двухподвеса верхняя труба рамы не занижена, а изогнута вниз
Двухподвес
Велосипеды с полной амортизацией нужны для повышения комфорта при езде по пересечённой местности, а также для участия в гонках экстремальных дисциплин. У таких байков особая геометрия рамы с шарнирами и дополнительный задний амортизатор. В связи с увеличением количества деталей на двухподвесах, стоят они гораздо дороже хардтейлов и ригидов.
Самые простые двухподвесы стоят около 50 тысяч рублей. На подвесе за такую цену крайне нежелательно ездить в экстремальных условиях, потому что на нём стоят недорогие и ненадёжные детали.
Шоссейный
В дисциплине шоссе аэродинамика имеет решающее значение, и изменение рамы по женскому типу влечёт за собой ухудшение скорости за счёт плохой аэродинамичности.
Эти велосипеды стараются максимально облегчить, но лёгкие детали стоят недёшево. Шоссейный женский велосипед обойдётся вам минимум в 40 тысяч рублей.
На самом деле многие уверены, что велосипеды для девушек – это удочка маркетологов. Дамам удобно и на велосипеде типа унисекс (он же мужской), и на женском. Вообще, опытные райдерши и райдеры подбирают все детали отдельно в зависимости от своего телосложения, конституции тела, роста и других параметров, ведь не все организмы людей точно стандартизированы под женский или мужской тип! Все люди уникальны: один человек отличается от другого, вне зависимости от пола, и для достижения максимального удобства все компоненты байка нужно выбирать под себя.
Множество производителей велосипедов имеют отдельные линейки велосипедов с, так называемой, женской геометрией. Они позиционируют такие велосипеды «правильными», ссылаясь на разницу в анатомии мужской половины, и женской. К сожалению, производителям нужны прибыли и, зачастую, в своих заявлениях они скатываются к откровенной лжи. Так чем отличается женский велосипед? Давайте разберемся.
Давайте разберем реальные отличия в анатомии, которые влияют на велосипедостроение:
– Женский корпус немного короче,
– Плечи женщины уже,
– Таз женщины шире,
– Более низкое расположение жировых тканей, что снижает центр массы,
– Более низкая прочность скелета.
Вот и все. Если вдуматься, то отличий не так уж и много и они не настолько принципиальны, чтобы создавать под них велосипед со специальной геометрией. Реальность гораздо прозаичнее, женскую геометрию нам диктовала… мода. Так чем отличается женский велосипед от мужского?
Немного истории.
Так как велосипеды бурно расцвели во время викторианской эпохи, а юбка являлась непременным атрибутам всех женщин того времени, то и производители подстроились под запросы потребителей. Женской геометрии прогулочных велосипедов более 100 лет и с тех пор она практически не изменилась: мужская геометрия типа «диаманд» с изогнутой и заниженной верхней трубой и защита цепи. Вот, по сути, и все отличия велосипедов того времени.
“Классическая” женская геометрия
Данная конструкция имеет очень большой недостаток – пониженную торсионную жесткость, что, впрочем, совершенно не мешает неспешным прогулкам на велосипеде. В современном мире это, в основном, женские городские велосипеды и женские круизеры.
Долгое время ситуация оставалась неизменной, но грянуло десятиление «баллунеров», а затем стремительный взлет . Чтобы оставаться в тренде и угодить возрастающим запросам потребителей, производители пошли на ухищрения, снова взяв за основу все тот же «диаманд» и переработали его, ссылаясь уже не на моду, а на те пресловутые отличия в анатомии полов. К чему же это привело в итоге?
Появились франкенштейны, до сих пор производимые некоторыми брендами под видом горных велосипедов для женщин, но не имеющие никаких отличий от мужской геометрии кроме заниженного стендовера. Здесь нужно понимать, что такая рама не дает никаких преимуществ, кроме как удобства посадки. А торсионная жесткость и общая прочность существенно ниже.
Классический пример “франкенштейна”
И только в начале XXI века производители наконец-то взялись за голову и создали горный велосипед, который сделан специально для женщин с учетом их физиологических особенностей.
Женская рама сегодня
Несмотря на то, что за основу был взят все тот же «диаманд», в геометрии произошел ряд изменений:
– Передний треугольник рамы был укорочен, что привело к более комфортной посадке за счет сокращения длины. Это дало дополнительную маневренность, правда обратной стороной стала недостаточная стабильность на высоких скоростях.
– Был немного изменен угол наклона подседельной трубы, что связано с небольшой разницей в длине женского бедра. Данное решение имеет цель в увеличении комфорта при поездках, а так же снятии лишней нагрузки с коленных и бедренных суставов.
Пример правильной геометрии женского велосипеда
Все остальное, что пытаются всунуть вам под видом высоких технологий производители – зачастую является или бредом, или обманом. Один из самых распространенных мифов состоит в том, что на женских велосипедах должно обязательно быть широкое мягкое седло. Если вы покупаете круизер или городской велосипед, тогда данное седло можно оправдать, во всех остальных случаях самым лучшим вариантом будет вместе с покупкой велосипеда купить сразу седло, которое анатомически соответствует вашим седалищным буграм. Если вы покупаете себе МТБ, советую пользоваться формулой: седло пожестче – памперс помягче. Но без фанатизма.
Еще один миф, что раз плечи женщины уже, надо и руль установить уже. Это бред. Чем шире руль, тем меньше усилий нужно прикладывать, чтобы повернуть колесо во время движения. Помните – широкий руль облегчает усилия, а не наоборот.
Очередной байкой является, что раз рост женщин меньше, то и длина шатунов должна быть меньше. Смысл данного действия так же совершенно не понятен, так как чем длиннее шатун, тем легче на него давить, а значит и педалировать в целом. Главное помнить, что чем длиннее шатун, тем больше шансов задеть рельеф на неровностях и поворотах. Оптимально 170-175 мм.
Итак, подведем небольшой итог: классическая женская геометрия подходит только для неспешных велопрогулок по паркам и набережным. Современный женский МТБ – это хороший велосипед, который по прочности не уступает мужским велосипедам, но небольшие правильные изменения позволяют представительницам прекрасного пола чувствовать себя на таких велосипедах более комфортно.
И сразу предупреждая ваши вопросы – отвечу, что лучший женский велосипед – абстракция, «сферический конь в вакууме».
Благодарю за внимание, до новых встреч.
Алексей Евдокимов
Выбрать правильный велосипед для женщины — занятие непростое. Ведь женские велосипеды сильно отличаются от мужских, хотя об этом знают и не многие. Мы расскажем о том, чем именно отличаются женские велосипеды от мужских, а также о том, как выбрать велосипед удобный для девочки (женщины).
Главные отличия женских велосипедов от мужских
Современные производители профессиональных велосипедов указывают на очевидную разницу между женскими моделями и мужскими моделями. По их утверждению, велосипеды отличаются не только дизайнерским решением, но и с конструктивной позиции. В чем же причина таких различий, ведь в принципе дама, которая умеет кататься, спокойно может проехать несколько километров и на мужской модели.
Итак, чем же отличаются велосипеды для разных полов.
Анатомия
Основным фактором, который повлиял на появление идеи о создании женских велосипедов стал тот факт, что по своему анатомическому сложению представительницы слабого пола в значительной степени отличаются от мужчин.
Рост
По статистическим данным в среднем женщины на десяток сантиметров ниже, чем мужчины. Естественно, что и посадка у сидения, а также расположение руля не может быть удобным без учета этого.
Длина корпуса
Женщины, даже при одинаковом росте, обладают в среднем на пару сантиметров более коротким корпусом, чем мужчины.
Длина рук
Также как и в случае с корпусом, данный показатель сильно отличается от мужского. Производители учитывают это и делают руль в женских велосипедах, расположенным более близко к телу.
Ширина плеч
Даже у спортсменок плечи намного уже, чем у мужчин, соответственно и руль для велосипеда должен быть спроектирован с учетом данной особенности.
Размер ладоней
Дамы обладают более маленькими руками и ладонями, поэтому широкие ручки на руле велосипеда создадут дополнительный дискомфорт и могут даже стать причиной неприятных мозолей.
Вес
Представительницы женского пола весят обычно значительно меньше чем мужчины. Даже при одинаковом росте и среднем телосложении, дамы более легкие благодаря высокому содержанию жировой ткани (которая, как известно, весит намного меньше, чем мышечная ткань) и легкому скелету. Вес, естественно, оказывает влияние на силу. Поэтому велосипед с алюминиевой рамой должен весит сам по себе значительно меньше, чем мужской. Это позволит, применяя меньше усилий, кататься на нем даже самым стройным и нежным дамам.
Телосложение
Особенность женского телосложения, как мы уже отмечали выше, заключается в более широких бедрах и узких плечах. Какой выход нашли передовые производители велосипедов для женщин?
Дамские модели бывают оснащены более широким и низкорасположенным седлом . Это позволяет девушке комфортнее устраиваться на своем железном коне и меньше уставать. Расстояние от сиденья до педалей также меньше, чем у мужчин, хотя это в основном зависит от роста дамы.
А вот сами педали во всех женских моделях (за исключением сугубо спортивных) сделаны совсем по-другому: они более широкие.
Низкое расположение сидения преследует еще одну цель: таким образом, женщина может надевать юбку любой длины и все равно не придется высоко поднимать ногу, чтобы сесть на велосипед. В различной форме, в любой одежде будет удобно кататься.
Когда начали появляться отдельные женские велосипеды?
Для того чтобы полностью представить себе отличия женских велосипедов от мужских , следует понять, почему это понятие вовсе вошло в моду, ведь на протяжении длительного периода времени люди не придавали особого значения данным отличиям. Единственное, что подвергалась изменениям до появления отдельного женского велосипеда — это расположение сиденья (его немного опускали для дам). Все остальное вроде бы не мешало ни одной даме передвигаться даже по плохим сельским дорогам.
Само по себе понятие «женский велосипед» получило широкое распространение и огласку в начале восьмидесятых годов, во время так называемого «бума здоровой жизни». То и дело начала появляться реклама, гласящая о невозможности катания на мужских моделях для дам, о вреде и о последующих проблемах.
Именно в это время, когда велосипед стал не просто способом быстро доехать из одного место в другое, но и инструментом для поддержания физической форме, стало очевидно, что мужские модели сильно усложняют быстрые поездки для женщин . Именно тогда производители велосипедов и стали рассматривать варианты упрощения рамы, чтобы снизить вес и сделать его более подъемным.
В это время и начали широко применяться складные велосипеды. Их особенно удобно было хранить ведь в условиях загруженной городской жизни даже пару сантиметром, сэкономленных в коридоре, могут сыграть значительную роль в создании уюта.
Производители сделали следующие изменения:
- внесли коррективы в геометрию классических моделей велосипедов, значительно опустив раму и сузив руль;
- расширили педали;
- сделали их из более нескользящего материала;
- расширили сиденье;
- снизили высоту навески.
Но появилась и другая проблема. Велосипеды с такой геометрией напрочь не подходили для нормального спортивного катания. То есть, просто худеть на них было можно, но заниматься спортом — нельзя, они просто не справлялись с таким напряжением, а легкая рама не позволяла набрать скорость. К тому же, чисто женские модели не подходили для езды по горным тропам или дорогам.
Вот и приходилось спортсменкам и любительницам нормальной езды кататься на мужских велосипедах, которые все-таки было не удобны. Пока один из производителей не представил на суд настоящую женскую модель спортивного велосипеда.
Такая модель полностью соответствовала стандартам профессионального спортивного оборудования, однако наравне с этим и учитывались все особенности женского тела и силы. Казалось, что производители поняли, что поднять ногу повыше и сесть на нормальное сидение вполне реально для многих женщин.
Как же выбрать правильный и лучший велосипед?
Мы рассказали об особенностях женских моделей, а также о проблемах, с которыми сталкивались представительницы слабого пола на протяжении создания поистине женского велосипеда. Расскажем на что именно обращать внимание при выборе женской геометрии рамы .
Для начала решим, для какой цели вы хотите приобрести велосипед. Рассмотрим наиболее возможные варианты.
Для езды по городу
Велосипед для города.
Для того чтобы кататься по городским, хорошо сделанным дорогам, вполне подойдет стандартный велосипед с немного заниженной рамой и широким сидением. Чтобы полностью определиться, следует учесть именно ваши анатомические особенности. Так, если, плечи у вас очень узкие, то обязательно подберите модель с таким же или регулируемым рулем. Иначе спустя пару часов ваши руки сильно начнут затекать, а это может спровоцировать аварию.
Рассчитайте приблизительное расстояние от сидения до педалей, при котором во время езды ваши ноги не будут задевать ничего постороннего. Учтите, что в правильном варианте колени не должны полностью сгибаться при каждом обороте.
В зависимости от местности вашего города обязательно подберите правильные шины , которые не будут слишком скользить, но и не будут «плавиться» при жаре. Если вы собираетесь также часто кататься по песку или гравию, то учтите это и не выбирайте модели со слишком резными покрытиями: песок и различные камушки будут забиваться в них.
Обычные модели для города часто бывают снабжены интересными аксессуарами для велосипеда , например, красочным клаксоном, который особенно важен, если вы собираетесь водить по трассе или дороге, а не по тротуару.
Также крайне удобны корзинки для сумок и различных мелочей. В некоторых вариантах есть даже место, куда легко можно посадить ребенка.
Если вам трудно каждый раз спускать и поднимать вашего двухколесного друга, то рассмотрите женские складные велосипеды , которые могут быть легче и компактнее в пару раз.
Для занятия спортом
Для занятия спортом, вне зависимости, будет ли это профессиональный спорт или любительский, вам понадобиться соответствующий велосипед. В таких моделях сидение расположено довольно-таки высоко, однако, учитывая среднюю длину ног, педали также расположены выше, чем в мужских моделях. Руль более узкий, и расположен близко к раме.
Сама же рама отличается сравнительно большим весом, чем велосипеды для езды по городу, но легче, чем мужские модели.
Обязательно учтите наличие специального отсека для хранения бутылки с водой . В некоторых профессиональных современных велосипедах для женщин установлены измерители пульса, расстояния и времени, а также специальный фиксатор для музыкального плеера.
Для езды по горным дорогам
Велосипед для горной езды.
Если вы увлекаетесь ездой по горным тропам, то обязательно подбирайте специальные модели. Даже если вам кажется, что супердорогой спортивный велосипед намного лучше, чем горный велосипед — это не так.
В таких моделях бывают учтены все варианты дорог, их геометрия значительно отличаются от всех других вариантов. Руль в них расположен выше , его поверхность более шершавая, что позволяет установить лучше сцепление.
Само сидение женских горных велосипедов расположено выше и как бы немного под наклоном, так как прямое расположение абсолютно не подходит для подъемов и спусков.
Шины намного толще и прочнее, предназначены для каменистой местности и не будут проткнуты маленьким камушком с острыми краями (как бывает в сугубо спортивных моделях).
Рама тяжелее и толще , а тормозная система имеет несколько степеней. Тормоз «держит крепче», позволяя снизить риск от разгона при слишком сильном спуске.
Рассмотрим отличия наиболее популярных моделей женских велосипедов, которые отличаются высокой прочностью и качеством.
Женский велосипед Стелс
Прекрасные модели для езды по городу. Велосипеды Stels отличаются низким расположением рамы, что делает катание особенно легким для начинающих.
В магазинах чаще всего продают универсальные модели велосипедов. Хоть они и подходят всем, производитель делает акцент больше на мужские особенности. Чтобы ответить на вопрос, чем отличается от мужского, необходимо основываться на анатомии каждого пола. Изготовитель её учитывает, и на предприятии разрабатываются наиболее комфортные и безопасные виды. Рассчитывается нагрузка на спину, зависящая от расположения деталей транспорта.
Устройство велосипедов для женщин
Дамские варианты имеют ряд особенностей, противоположных мужским:
- маленькая укороченная рама, верхняя труба которой низко расположена;
- широкое сидение, сделанное из мягкого материала;
- узкий руль с соответствующим выносом;
- в некоторых моделях особенное положение педалей;
- лёгкий вес;
- яркие расцветки и необычный дизайн без острых углов, дополнительные декоративные элементы.
Безопасность стоит на первом месте, поэтому немаловажное значение имеет выбор средства передвижения, предназначенного для определённого пола. Самое главное отличие мужского велосипеда от женского — это исключение в транспорте для дам возможности травм при внезапных ситуациях, при которых нужно резко тормозить. Несчастный случай происходит из-за неправильного расположения верхней трубы.
Данная деталь обеспечивает удобство при использовании, за счёт неё садиться и слезать с велосипеда очень легко. У слабого пола пропадает необходимость подбирать одежду для поездки, подойдёт любая вещь, даже платье.
Скорость и проходимость настоящего варианта уступает другим, т.к. велосипед имеет простую конструкцию. Благодаря нехитрому механизму, при эксплуатации необязательно уметь разбираться в сложном управлении. Это является несомненным достоинством. Удобство, оптимальный размер и простота конструкции – наиболее важные критерии выбора для женщины.
- Ростовка дамского транспорта, по стандартам, не превышает 180 см. Многие девушки сталкиваются с проблемой маленькой высоты модели, поэтому при покупке необходимо проверить, какой велосипед подходит.
- Если дама отдаёт предпочтение классическим строгим вариантам, следует выбирать из мужского ассортимента.
Конструкция велосипедов для мужчин
У классического варианта транспорта присутствуют следующие характеристики:
- большая рама, верхняя труба которой высоко расположена;
- массивные детали;
- широкий прямой, либо с малозаметным прогибом, руль;
- длинные рычаги управления (ручки тормоза и переключатель передач).
Многие мужчины закидывают ногу через сидение. Предусмотренная рама для этого удобна. Также данный элемент конструкции, за счёт своего места расположения, придаёт велосипеду твёрдость, способную выдержать большой вес мужчины и нагрузку при передвижении. В магазине, массивность устройства укажет, как отличить женский велосипед от мужского легко. Описанный вид рамы обязателен для прогулочных и горных профессиональных моделей, у других вариантов эта особенность незаметна.
Массивность деталей преследует ту же цель, что и верхняя труба. Ширина руля соответствует широким плечам сильного пола. Выемка в системе тормозов, встречающаяся в элитных вариантах, предназначается для двух пальцев и значительно убыстряет процесс торможения. Дисковые тормоза, установленные вместо ободных, улучшают систему и поддерживают равновесие на большой скорости. Завершающим критерием качества является переключатель передач, выдерживающий большое количество смен и имеющий хороший срок службы.
Важно знать! Покрышки в мужских велосипедах, в отличие от женских, широкие. На них нанесено, обычно, высокое изображение протектора.
Стоимость женских и мужских велосипедов. Есть ли разница?
Выяснилось, что дамский транспорт намного легче мужского. Интересно, женский велосипед чем ещё отличается от мужского. Соответственно весу, цена для девушек ниже, т.к. небольшой вес имеют, в основном, детали из недорогого материала. Классические строгие варианты намного востребованней компактных средств передвижения. Они оказываются дороже так же за счёт своей популярности.
Профессиональные велосипедистки и просто любительницы покататься дали высокую оценку новому изобретению. Это не удивительно, потому что с таким транспортом женщины могут не волноваться об одежде и небезопасности поездки, ведь он разработан специально для них.
Амортизационная вилка создана для смягчения всех проходимых вами препятствий. Она состоит из пружины, на которую приходится основной «удар» и которая обрабатывает колебания, и демпфера, который колебания поглощает. Все эти части изготавливаются из разных материалов с употреблением воздуха, масла, синтетических материалов – эластомеров. В зависимости от этого, амортизационная вилка может быть масляно-воздушной, пружинной, эластомерной, пружинно-эластомерной, воздушной.
Дисковые тормоза – это особый вид ручного тормоза, который представляет собой стальной диск, который устанавливают на специальную втулку колеса, и устройство, которое сжимает диск тормозными колодками. Дисковые тормоза имеют ряд преимуществ: независимость от погодных условий (дождь, снег), меньшее засорение при езде, лучшая модуляция, на их работу не влияют «восьмерки» колеса, не изнашивают обод, требуют более редкого обслуживания.
Качественный обод – залог успешного катания и не искривления колес «восьмерками» и прочими «радостями». Двойные обода более долговечные и ремонтопригодные. При этом они имеют меньший вес, но более высокую прочность.
Алюминиевая рама широко используется многими известными производителями велосипедов. Как правило, применяется сплав алюминия с кремнием, цинком, скандием, магнием. Преимущество её состоит в том, что при уменьшении веса конструкции, прочность и надежность рамы остается на высоком уровне. Среди прочих достоинств алюминиевой рамы – хорошая динамика и чувствительность к дороге, высокая стойкость к коррозии, хорошая грузоподъемность.
Гидравлический привод тормозов работает по принципу прижима колодок к диску посредством давления тормозной жидкости, которую заливают в специальные тросы – гидролинию. Гидравлический привод отличается отличной выносливостью, скоростью реакции механизма на давление на ручку, общей надежностью системы, проверенной годами. Недостатки: высокая стоимость, чуть более дорогое обслуживание.
Многоскоростной велосипед подойдет для рельефной местности. Такой байк оборудуется системой переключения скоростей, а количество передач зависит от типа велосипеда и уровня подготовки велосипедиста. Многоскоростные велосипеды от известных производителей по надежности не уступают и даже превосходят модели, где используется одна передача.
Демпфером в масляно-воздушных, масляно-пружинных вилках служит картридж с маслом, а в пружиной – воздух (в воздушных). Преимущества вилок, в которых используется воздух или масло: комфорт, лучшая обработка мелких неровностей, гашение вибраций, быстрый отскок. Такие вилки улучшают и ходовые качества велосипеда – управляемость, комфорт, и эксплуатационные – надежность, долговечность.
Карбоновая рама известна своей прочностью и жесткостью. Карбоновая рама используется там, где нужно достичь максимально небольшого веса. К примеру, вес некоторых карбоновых рам не превышает 1000 г. Особенно важно это для двухподвесов, кросс-кантрийных хардтейлов, шоссейников. Главный её недостаток – это высокая стоимость.
Размер рамы велосипеда, как подобрать по росту, таблицы.
Одним из основных элементов любого велосипеда является рама. На нее крепятся все остальные составляющие: будь то руль, седло, колеса и т.п. Поэтому подход к ее выбору должен быть наиболее тщательным, так как неправильно подобранная рама сказывается не только на удобстве велосипедиста, но и на его здоровье. Ниже мы поговорим о размере рамы велосипеда и как ее подобрать.
Размер рамы велосипеда и рост велосипедиста
Классическая велосипедная рама состоит из двух треугольников: передний треугольник образуют верхняя, нижняя и подседельная трубы, а задний треугольник образуют подседельная труба и верхние, и нижние перья. Помимо этого есть и другие виды рам, они встречаются у складных, городских, круизеров и других байков. Большинство моделей велосипедов выпускается в нескольких размерах рам. Например, горные и шоссейные велосипеды выпускаются, как правило, в 10-ти размерах, городские – в двух-трех размерах, но бывают и в одном размере (это, в основном, складные байки и круизеры). Размер рамы указывается в сантиметрах, дюймах или в условных обозначениях (S, M, L, XL). В сантиметрах обычно идут шоссейные, городские (из-за их популярности в Европе), в дюймах — горные, потому как их родиной является США. Условные же обозначения были введены производителями для простоты и универсальности.
Так, что же такое размер рамы велосипеда? Размер рамы или ростовка — это расстояние от оси каретки велосипеда, до верхнего среза подседельной трубы. При уменьшении или увеличении ростовки, будет пропорционально уменьшаться или увеличиваться вся рама байка, то есть ростовка влияет на габариты рамы. Но выбор рамы велосипеда по росту зависит не только от длины подседельной трубы, так как у производителей нет четких одинаковых стандартов в геометрии рам. И рамы, имеющие одинаковую длину подседельной трубы (ST), могут иметь абсолютно разную длину рамы. Поэтому мы рекомендуем обязательно обращать внимание на эффективную длину верхней трубы (ETT). Эффективная длина верхней трубы (ETT) – это расстояние от центра рулевого стакана, до воображаемой оси, проходящей через центр подседельной тубы. Можно сказать, что ETT является длиной велосипеда.
Для примера рассмотрим рисунок ниже, на котором, мы видим, что при абсолютно одинаковой ETT, длина ST может быть разной (ST1 и ST2).
Поэтому, при выборе размера рамы, ни в коем случае нельзя полагаться только лишь на ростовку (ST), а в большей степени лучше обращать внимание на длину велосипеда (ETT), потому как от рамы будет зависеть комфортность педалирования и здоровье вашей спины и коленных суставов.
Советы и рекомендации
Приведем ниже еще ряд рекомендаций, как выбрать размер рамы велосипеда по росту, учитывая ваш стиль езды и телосложение.
- Если вы планируете байк для неспешной, прогулочной езды в городе, то вам подойдет короткая рама. При данной раме посадка будет более вертикальная и нагрузка будет смещена в сторону спины.
- Хотите совершать длительные, скоростные поездки (свыше 50 км) – лучше выбрать длинную раму. При этом посадка будет более горизонтальная, что увеличит аэродинамику и одновременно перераспределит большую часть нагрузки на руки.
- Для долгих туристических походов лучше остановить свой выбор на средней длине рамы. Нагрузка будет распределяться равномерно между спиной и руками, что создаст больший комфорт и позволит вам проезжать достаточно большое расстояние.
- На выбор размера рамы так же влияет и телосложение велосипедиста. Так, при обычном телосложении лучше подбирать раму чуть большей ростовки, полному же человеку лучше подойдет меньший размер рамы, что сделает велопрогулки более комфортными.
- Кроме того, на выбор размерности рамы влияет и манера езды: при динамичной и активной из нескольких подходящих по параметрам рам лучше взять ту которая меньше, и наоборот – при спокойной езде всегда выбирайте больший размер.
- Определяясь с размером рамы при покупке велосипеда, постарайтесь провести тест драйв нескольких ростовок и моделей. Если нет такой возможности, хотя бы сядьте на каждый и выберите более удобный для вас.
- Встаньте так, чтобы велосипед находился у вас между ног, и расстояние от верхней трубы рамы до промежности было равно примерно ладони (5 -15 см). Это позволит избежать травмы в экстренной ситуации.
- Постарайтесь не забывать, что высота руля регулируется лишь у небольшого количества велосипедов (это, в основном, городские модели) и из-за неправильного выбора рамы у вас не будет возможности настроить руль под себя (стандарты безопасности), в результате чего может понадобиться новый вынос руля, оптимальный для вас.
Таблицы размеров велосипедных рам
В настоящее время существуют различные универсальные таблицы подбора велосипедных рам для разных видов байков, которые мы приводим ниже. Но обращаем ваше внимание, что данные таблицы условны, поэтому безоговорочно основываться на них не стоит.
Горные, городские и гибриды
Данные виды велосипедов одни из самых распространенных в настоящее время. Поэтому таблицы размерности будут для них наиболее универсальными. Но стоит помнить, что некоторые производители делают свою продукцию не соответствующей универсальным таблицам подбора.
Шоссейные и дорожные
Как правило, данные виды велосипедов выбирают люди опытные, не нуждающиеся в каких-либо рекомендациях. Тем не менее, мы покажем взаимосвязь размера рамы велосипеда по росту в таблице ниже
Велосипеды bmx (трюковые)
Для данных байков все таблицы подбора очень условны, так как они не только не предназначены для сколько-нибудь дальних поездок, но и даже для прогулочной езды. Они просто не приспособлены для этого, а их прямое назначение – выполнение различных трюков. Эти велосипеды подбираются индивидуально и в большей степени опытным путем. Но, теоретически, есть таблицы подбора и для этого вида.
Двухподвесы
Этот вид «железных коней» весьма условно можно сопоставить с какими-либо таблицами подбора. Все дело в заднем амортизаторе, который очень сильно может влиять на конфигурацию рамы, но все же мы ниже приведем таблицу.
Складные
Для данного вида велосипедов подбора размера рамы, можно сказать, не существует. Модель обычно выпускается в одном типоразмере и диапазон по росту в основном колеблется от 150 до 190 см, границы которого могут сдвигаться на 10-15 см в зависимости от производителя и модели. Поэтому приводить какие-либо таблицы взаимосвязи размера рамы и роста в данном случае нет никого смысла.
В заключение еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на то, что размеры велосипедных рам лучше всего выбирать индивидуально, держа в уме все вышеперечисленные нюансы.
Источники:
https://velomajor.ru/poleznye-stati/pravila-ezdy-na-velosipede/materialy-ramy-velosipeda-kakie-byvayut-i-na-chto-vliyayut/
http://moy.bike/razmer-ramyi-velosipeda-i-rost/
https://moto-house2019.ru/velosiped/vidy-velosipednyh-ram.html
https://klubfedotova.ru/pitanie/kakaya-rama-velosipeda-prochnee-muzhskaya-ili-zhenskaya-zhenskaya-rama/
https://vseprovelo.ru/komplektuushie/razmer-ramy-velosipeda-kak-podobrat-po-rostu-tablitsy